Винсе́нт Ви́ллем Ван Гог – отзывы, мнение, рейтинг

Винсент
Ван Гог

Винсент Виллем Ван Гог (нидерл. Vincent Willem van Gogh; 30 марта 1853, Грот-Зюндерт, Нидерланды – 29 июля 1890, Овер-сюр-Уаз, Франция ) – нидерландский художник-постимпрессионист, не получивший почти никакого специального образования, но за недолгие 10 лет своей творческой карьеры написавший огромное количество полотен, многие из которых стали признанными мировыми шедеврами живописи. Картины Ван Гога начали набирать популярность только после смерти художника, и сейчас входят в список самых дорогих полотен мира и выставляются на обозрение широкой публики на самых престижных выставках.

Особенности творчества художника Винсента Ван Гога: ранние работы относят к такому направлению живописи, как реализм. Они написаны в довольно мрачной цветовой гамме. Для цикла под названием «Головы крестьян» и первой своей значимой картины «Едоки картофеля» Ван Гог использует в основном землистые оттенки. Палитра художника меняется после переезда в Париж в 1886 году, его полотна насыщаются чистыми, яркими цветами. Собственный неповторимый стиль в творчестве Винсента Ван Гога выработался под влиянием одновременно такого направления живописи, как импрессионизм, и японских гравюр. В последние годы на картинах он чаще всего отдает предпочтение желтому и синему цветам.

Мог ли архетипический «бедный художник» Винсент Ван Гог догадываться, что спустя столетие после его смерти его имя для многих станет синонимом слова «живопись»? Что его подсолнухи, причудливые завихрения ночного неба и тонконогие столики маленького французского кафе одними из первых будут всплывать в памяти при слове «картина», и их стоимость будет равна миллионам? Мог ли он хотя бы подозревать, что города, где он жил и работал, превратятся в места паломничества ценителей изобразительного искусства, а то самое ничем не примечательное кафе в Арле станет туристической Меккой?

Скажи кто-нибудь об этом Винсенту при его жизни, он бы, скорее всего, покрутил пальцем у виска, в ужасе схватился за голову и, возможно, даже отказался бы от творчества в пользу занятия, которое наверняка не сделает его знаменитым. Ван Гог утверждал, что люди равнодушны к живописи, и считал, что художникам нужно писать в первую очередь для того, чтобы быть ближе к народу, чтобы нести искусство в каждый дом.

Практически все, что мы знаем о жизни Ван Гога, стало известно из его обширной многолетней переписки с братом Тео. В одном из этих писем можно встретить такое утверждение: «Единственное счастье, ощутимое материальное счастье – быть всегда молодым». Винсент Ван Гог, выстреливший себе в грудь в возрасте 37 лет, лишил себя возможности состариться и проверить, насколько соответствует истине эта его мысль.

Жизнь взаймы
В 1851 году молодой священник Теодор Ван Гог, назначенный служить в небольшой голландский городок Гроот Зюндерт, женился на Анне Корнелии Карбентус. Их первенец появился на свет – как по учебнику – спустя почти ровно девять месяцев. Мальчика счастливые родители решили назвать Винсентом – в честь деда, тоже священника, и в честь дяди, живущего в Гааге. Но радость была недолгой, малыш прожил всего шесть недель. Анна Корнелия была безутешна, справиться с потерей ребенка ей помогла только вторая беременность. И в том, что второй мальчик родился год спустя после первого – день в день, 30 марта 1853 года – и молодая мать, и ее религиозный супруг, вероятнее всего, усмотрели некий знак свыше. Ребенка окрестили… Винсентом. Винсентом Виллемом Ван Гогом. Сделав его лекарством от скорби, «пластырем», прикрывающим безобразный шрам от утраты.

В психологии для обозначения подобных ситуаций используется термин «замещенная фигура». Вот только не могли раздавленные горем родители знать, как часто это губительно сказывается на психике человека, вынужденного всю жизнь быть заменой кого-то другого. Не потому ли Винсент так спешил жить, постоянно разрываясь между противоречивыми чувствами? Не потому ли он так тяжело сходился с людьми и не мог обзавестись друзьями? Не потому ли нигде не чувствовал себя дома? Не потому ли страдал от изматывающего душевного недуга? Не потому ли Ван Гог никак не мог найти своего места в жизни, что проживал не свою судьбу?

Большую часть сознательной жизни Винсент конфликтовал с родителями, особенно с отцом, потому что у него никак не получалось стать тем сыном, каким его хотели видеть. Он мог быть грубым, импульсивным, своенравным, не стеснялся высказывать собственное мнение и очень любил поспорить. Именно несдержанность стала причиной разрыва многих отношений в его жизни. Но при этом Ван Гог отчаянно нуждался в элементарном человеческом тепле и близости, изо всех сил цепляясь за каждого человека, к которому испытывал привязанность. В его жизни было довольно много друзей и приятелей (и со всеми Винсент рано или поздно разругивался в пух и прах), и целая череда женщин (большинство из которых не отвечали ему взаимностью). Только один человек был для Ван Гога константой – младший брат Тео, всегда остававшийся для художника поддержкой, опорой, идеальным собеседником и лучшим другом. По всей видимости, именно серьезная размолвка с братом окончательно подорвала психическое здоровье Винсента и толкнула его на самоубийство.

Читайте также:
Наполеон Бонапарт, биография, история жизни, причины известности

От любви до ненависти

Религия, если можно так выразиться, была у Винсента в генах. По большому счету, как старший ребенок в семье он должен был пойти по стопам отца и деда. Но вместо этого после окончания школы Ван Гога по протекции дяди устроили работать в художественную компанию «Гупиль и Ко». К Богу он обратится лишь несколько лет спустя. Как это часто бывает с молодыми людьми, причиной тому послужила неразделенная любовь.

В 1873 году Винсент получил повышение и был переведен в лондонский филиал компании. Год, прожитый в британской столице, стал едва ли не самым счастливым временем в его жизни. Ван Гог с удовольствием окунулся в культурную жизнь Лондона, он хорошо зарабатывал и мог позволить себе снимать приличное жилье в доме Урсулы Лойер. Но самое главное – он был влюблен. Его избранницей стала дочь миссис Лойер Евгения. Целый год Винсент был окрылен любовью, не решаясь признаться девушке в своих чувствах. Но потом, встретив отказ, он впал в отчаяние. Тогда-то ему на помощь пришла Библия.

Ван Гог погрузился в религию со всей свойственной ему страстью, порой доходившей до одержимости. В итоге он лишился работы у Гупиля и полностью посвятил себя спасению душ. Миссионерская деятельность, с которой Винсент в 1879 году приехал в бельгийский шахтерский поселок Боринаж, однако, не увенчалась успехом. Молодой проповедник принял слишком близко к сердцу тяготы жизни шахтеров, стал отдавать им одежду и еду, подрывая собственное здоровье, и перестал мыться, чтобы походить на черных от угольной пыли жителей поселка. В конце концов, Винсента Ван Гога отстранили от работы в Боринаже, посчитав, что он подает плохой пример своей пастве.

Ван Гог очень страдал из-за своего провала в качестве миссионера, однако именно в этот период он начал много рисовать. И чем больше он увлекался живописью, тем слабее становился в нем религиозный пыл. Постепенно в этом отношении плюс сменился на минус. Спустя годы Винсент стал презирать религию и священнослужителей. А своего отца он и вовсе считал лицемером после того, как пастор Теодор не одобрил связь сына с гаагской проституткой Син (Винсент собирался жениться на ней, чтобы спасти от нищеты и порочной профессии, и считал, что священник должен как никто другой поддержать такое решение).

Основные мотивы в картинах и творчестве Винсента Ван Гога

В картинах Винсента Ван Гога есть несколько повторяющихся мотивов, которые он использует довольно часто. Пусть и не так часто, как, например, сеятелей и жнецов в поле (а их художник написал несметное количество), но именно эти объекты заслуживают особого внимания.

Стулья. Любимым английским писателем Винсента Ван Гога был Чарльз Диккенс, который ушел из жизни незадолго до переезда художника в Лондон. Однажды Винсенту попалась на глаза гравюра Люка Филдеса, которую он создал вскоре после смерти великого писателя. На ней было изображено сиротливо опустевшее рабочее место Диккенса – стол и отодвинутое от него кресло. Ван Гог купил эту гравюру и очень дорожил ею. Его поразило то, как с помощью такой простой вещи, как стул, можно показать тоску по ушедшему безвозвратно человеку. Позже, в Арле, Винсент снова и снова рисует свою комнату с пустыми стульями, на которых было не суждено сидеть никому, кроме него самого. В декабре 1888 года, незадолго до трагической рождественской ночи он рисует пустое кресло Гогена (который к тому моменту уже твердо решил уехать) и свой собственный стул с одиноко лежащей на нем курительной трубкой. Интересно то, что обе эти знаменитые картины написаны Ван Гогом в той же цветовой гамме, в которой он изображал соответственно Гогена и себя.

Башмаки. На протяжении своей жизни Винсент много ходил пешком. Живя в Лондоне, он каждый день совершал 45-минутную прогулку до работы и обратно. Позже, в период своей религиозной горячки, Ван Гог три дня шел пешком в Айлворт, куда он нанялся школьным учителем, воображая себя неким паломником, идущим на богомолье. Спустя три года, после оглушительного провала в качестве миссионера, он совершает еще более длительное (и, по сути, совершенно бессмысленное) пешее путешествие – из Боринажа в Брюссель. Конечно, по большей части, Винсент делает это в целях экономии, но создается впечатление, что так он словно наказывал себя за неудачи. Свою первую картину со старыми, стоптанными и потертыми башмаками Ван Гог пишет уже в Париже, купив пару на блошином рынке. Позже из этого полотна родилась целая серия, ставшая символом непростого жизненного пути художника (1, 2, 3, 4).

Мертвое живое. Винсент был очень увлекающейся натурой. С религиозной страсти он резко переключился на страсть художественную. И в своей одержимости Ван Гог порой забывал о пределах разумного, уподобляясь ребенку, ради интереса отрывающему крылья жукам. Во время жизни в Нуэнене он полюбил рисовать птичьи гнезда, которые часто снимал с веток прямо вместе с яйцами. Спустя несколько лет в Сен-Реми Винсент поймал в больничном саду большую красивую бабочку Павлиний глаз. Художник умертвил ее, чтобы получше рассмотреть и запечатлеть рисунок на крыльях. Ван Гог ошибочно счел ее Бражником, и именно под этим названием знаменитая картина часто встречается до сих пор.

Читайте также:
Пётр I Алексе́евич - отзывы, мнение, рейтинг

Безумие Ван Гога

Если продолжить тему жестокости, то можно с уверенностью сказать, что никто не пострадал от действий Винсента больше, чем он сам. Всю жизнь он изводил и фактически уничтожал себя самыми разными способами. Венерические болезни, страсть к абсенту, бессонные ночи… Ван Гог уже в возрасте тридцати лет был в ужасающем физическом состоянии. Он рано стал импотентом и лишился большей части зубов из-за плохого питания, постоянного курения и употребления алкоголя (поэтому ни на одном из автопортретов художник не улыбается – он попросту стеснялся своего щербатого рта).

Постепенно приходило в упадок и его психическое здоровье. Вероятнее всего, Винсент окончательно загнал себя в бездну безумия еще в те дни, когда ждал в «Желтом доме» приезда Поля Гогена. Он тогда безостановочно писал подсолнухи, литрами вливая в себя крепкий кофе. По словам художника, только находясь в таком крайне возбужденном состоянии, он мог достичь в своем творчестве нужной «высокой ноты желтого». Перелом наступил на Рождество, когда Ван Гог отрезал себе часть уха. С этого момента безумие с каждым днем укоренялось в нем все прочнее, несмотря на лечение и кажущиеся улучшения.

До сих пор точно неизвестно, каким именно недугом страдал Винсент. Существует около тридцати разных версий, включающих биполярное расстройство (более известное как маниакально-депрессивный психоз), эпилепсию, шизофрению, хроническую депрессию и порфирию. Как бы то ни было, закончилось все выстрелом, а последней картиной Ван Гога предположительно стало полотно “Пшеничное поле с воронами”. Винсент прожил еще полтора дня. Он сидел на постели с пулей в груди и безостановочно курил. Тео уверял брата, что его спасут. «Бесполезно , – ответил художник. – Тоска все равно не пройдет никогда» .

Винсент Ван Гог: мифы о гениальном художнике

Ван Гог — всемирно известный художник. Его произведения получили всеобщее признание и продаются по астрономическим ценам. Сам он — хрестоматийный образец гения, непонятого современниками, изгоя и страдальца. И, тем не менее, многие знают о нем только то, что он сошел с ума, отрезал себе ухо и покончил с собой.

Различные мифы вокруг фигуры Ван Гога стали возникать практически сразу после его смерти. И до сих пор появляются новые гипотезы, не утихают споры относительно того, где правда, а где вымысел.

Вот что мне удалось найти в разных источниках:

1. Есть мнение, что Ван Гог видел мир иначе — мазками и завитками — и просто переносил это на холсты.

Винсент Ван Гог. «Звездная ночь», 1889.

Но дело в том, что начинал художник в стиле «крестьянской живописи», показывающей жизнь простых жителей деревни. На этих полотнах мы не видим ни ни завитков, ни ярких красок, и по колориту картины довольно темные.

Винсент Ван Гог. «Крестьянин и крестьянка, сажающие картофель». 1885.

Так что дело, скорее, не в физических особенностях зрения. Весь творческий путь Ван Гога — поиск новой формы выражения: «Я ищу. Я стремлюсь. Я в этом всем своим сердцем».

С другой стороны, вполне возможно, что брат художника Тео, будучи успешным арт-дилером, мог посоветовать Винсенту оставить уже занятую нишу крестьянской живописи и обратиться к чему-то более инновационному, например, импрессионизму. Картины-впечатления, полные цвета и света, — это было ново и необычно. И публика должна была рано или поздно понять и оценить.

2. Следующий миф о том, что обилие желтого цвета в картинах Ван Гога обусловлено пристрастием художника к абсенту, который при употреблении в больших количествах может вызывать галлюцинации и изменение цветовосприятия.

Винсент Ван Гог. «Стога в Провансе», Арль, июнь, 1888

Не известно, как часто и в каких количествах надо пить абсент, чтобы «словить зеленую фею», наверняка, не только Ван Гог употреблял этот напиток. В любом случае, не стоит проверять правдивость этого мифа на себе.

3. Также существует довольно расхожее мнение о том, что Винсент жил в нищете и умер в полной безвестности. На самом деле, это не совсем так. Да, художник находился на иждивении у младшего брата, но ему не нужно было хвататься за любую работу, рисовать на чем придется и чем придется. Его брат Тео видел в Винсенте искру таланта и платил ему месячное содержание, а также обеспечивал его красками, холстами, книгами по искусству и всем необходимым.

Насчет известности… Модным и популярным художником Ван Гог стать не успел, но общался со многими молодыми и перспективными художниками того времени. Он был знаком с Дега, Тулуз-Лотреком, Гогеном, Писсарро. К концу жизни (а ведь прожил он всего 38 лет, из которых живописью занимался только 10!), его заметили и критики, начали выделять его среди прочих. Его положение, конечно, оставляло желать лучшего, но в целом не было столь плачевным, как у многих других художников того времени.

Читайте также:
Генри Форд, биография, история жизни, причины успеха

4. Очень распространено мнение, что Ван Гог был безумцем, который бессистемно выплескивал свои эмоции на холсты, не отдавая себе отчет в своих действиях. Однако в своих письмах к брату Тео он постоянно затрагивал тему творчества, живописи, материалов и техник. К тому же, с детства Ван Гог проявлял склонность к языкам и получал уроки живописи. В общем, трудолюбия, упорства и интеллекта ему было не занимать.
Художник страдал от депрессии и припадков эпилепсии, которые были вызваны пристрастием к абсенту и проявлялись лишь в конце жизни. В одном из писем Ван Гог писал, что специально доводил себя до такого состояния абсентом и кофе: «в спокойном состоянии взгляд мой становится пустым». Несомненно, свою роль сыграла и непризнанность публикой. Хотя, в наше время у многих и от меньшего «крышу сносит».

Здесь же можно поговорить и об экстравагантных поступках. Редкая статья о Ван Гоге обходится без упоминания об отрезанном в припадке безумия ухе. Но на самом деле, он утратил лишь мочку уха, и произошло это при весьма загадочных обстоятельствах.

Винсент Ван Гог. «Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой». Арль, январь 1889.

Например, есть такая версия: в то время у Ван Гога квартировал Гоген, они вместе рисовали, спорили об искусстве. Однажды художники повздорили и, возможно, именно вспыльчивый Гоген полоснул Винсента по уху. У Ван Гога случился припадок, а расхожую версию о том, что Ван Гог гонялся с ним с лезвием в припадке безумия по всему дому, Гоген просто придумал, дабы оправдать себя.

Ван Гог провел год жизни в больнице и был выписан оттуда с диагнозом: «Выздоровел». Однако совсем скоро Ван Гог умер, совершив самоубийство (о том, было ли это самоубийство, сегодня тоже есть разные версии). Через полгода умер и его брат Тео.

В начале ХХ века к Ван Гогу пришла посмертная слава. Специалисты считают, что проживи братья чуть подольше, успех был бы неминуем.

Итак, какие бы слухи и мифы не ходили об этом художнике, факт остается фактом: Ван Гог стал одним из самых популярных и любимых художников в мире. Яркие, наполненные жизнью картины характеризуют его как настоящего, страстного, увлеченного творца.

А мифы? Все, что пишут другие люди о художниках, — мифы. Лучше читать первоисточники, в данном случае это письма самого Ван Гога брату, эмоциональные и глубокие (книга так и называется — «Письма к брату Тео»). Вся его душа в этих письмах — ведь его брат был для него самым близким человеком.

Вот только некоторые цитаты (честно пыталась сократить список, но это очень сложно, так как нравятся многие):

  1. Несмотря на то, что часто я глубоко несчастен, внутри меня всегда живет тихая, чистая гармония и музыка.
  2. Если вы слышите внутренний голос, который говорит вам «вы не сможете рисовать», рисуйте во что бы то ни стало, и этот голос однажды стихнет.
  3. Нужно любить — любить как можно больше, ибо в любви и заключается подлинная сила, и кто много любит, тот делает много и способен на многое, и что делается с любовью, то делается хорошо.
  4. Я вложил сердце и душу в свою работу, и потерял свой разум в процессе.
  5. На мой взгляд, я часто, хотя и не каждый день, бываю сказочно богат — не деньгами, а тем, что нахожу в своей работе нечто такое, чему могу посвятить душу и сердце, что вдохновляет меня и придает смысл моей жизни.
  6. Восхищайся как можно чаще. Большинство людей не восхищаются достаточно.
  7. Как это трудно — быть простым.
  8. Нужно работать и рисковать, если действительно хочешь жить.
  9. Не отчаивайся даже в самые трудные времена, все наладится. В самом начале никто не может получить то, чего желает.
  10. Я хочу затронуть людей своим искусством. Я хочу, чтобы они сказали: «он чувствует глубоко, он чувствует нежно».
  11. Я не могу изменить тот факт, что мои картины не продаются. Но настанет тот час, когда люди поймут, что они стоят больше, чем краски, которые я использовал.
  12. Твоя профессия — это не то, что приносит тебе зарплату каждую неделю, это то, ради чего ты был послан на Землю, то, что ты делаешь с такой страстью и энергией, что это дело делает тебя одухотворенным.
  13. Рыбаки знают, что море опасно и буря страшна, но они никогда не считали эти опасности достаточным основанием для того, чтобы остаться на берегу.
  14. Иногда успех — это результат целого ряда неудач.
  15. Я слишком люблю звезды, чтобы бояться ночи.
  16. Нормальность — это асфальтированная дорога: по ней удобно идти, но цветы на ней не растут.
  17. Чем больше ты любишь, тем больше страдаешь.
  18. Сердце человека очень похоже на море, в нем случаются штормы, приливы и отливы, и в своих глубинах оно хранит свои жемчужины.
  19. В моей душе горит яркое пламя, но никто не хочет погреться около него; прохожие замечают лишь дымок, выбивающийся из трубы, и идут своей дорогой.
  20. Повторяю, если хочешь что-то делать, не бойся сделать что-нибудь неправильно, не опасайся, что совершишь ошибки. Многие считают, что они станут хорошими, если не будут делать ничего плохого. Это ложь.
  21. Если я буду каждый день упорно писать, читать, работать и учиться, я, несомненно, чего-то достигну…
  22. Лучше обладать горячим сердцем и делать больше ошибок, чем быть ограниченным и слишком разумным.
  23. Я никого не осуждаю, в надежде, что не осудят и меня, если силы откажут мне.
  24. Я предпочту умереть от страсти, чем жить в скуке.
  25. Я никогда не устану от синего неба.
  26. Если я буду стоить чего-то позже, я стою чего-то и сейчас. Ведь пшеница — это пшеница, даже если сначала люди думают, что это просто трава.
Читайте также:
Рафаэ́ль Са́нти - отзывы, мнение, рейтинг

«За нас должны говорить полотна». 160 лет Винсента ван Гога

160 лет назад, 30 марта 1853 г., в голландской деревне Грот Зюндерр вторично появился на свет Винсент Виллем Ван Гог. Первое рождение, состоявшееся ровно год назад, день в день, вышло неудачным: ребёнок, заранее названный этим именем, родился мёртвым.

А вот вторая попытка была засчитана. Так что «новая версия» Винсента Ван Гога, будущего художника и шизофреника, всё детство ходила в церковь мимо могилы своего старшего брата и полного тёзки. Начало, что и говорить, многообещающее.

Смерть преследовала Винсента Ван Гога с самого детства. Увечья стали его отличительным знаком. Кто ещё может похвастать тем, что кусочек его тела будут почитать больше, чем дело всей его жизни? Наверное, множество католических святых, мелкие останки которых хранят в европейских храмах как величайшие драгоценности. А кроме них – один сын протестантского пастора из Голландии, непризнанный при жизни художник, чьё отрезанное ухо в памяти общественности заслоняет всё остальное.

Глухое ухо

«Даже самый изощрённый читатель, беря в руки книгу о Ван Гоге, не сможет сдержать своего любопытства, пока не найдёт строки, посвящённые уху. Всё остальное, кроме уха Ван Гога, покажется ему заурядным». Эти слова Роберта Уоллэйса, исследователя творчества Ван Гога, к сожалению, правдивы.

Французский город Арль, где состоялось знаменитое ухоотсечение, действительно стал местом паломничест­ва. И его жители весьма успешно паразитируют на сомнительных «мощах» художника, который при жизни был для них всего лишь нежелательным иностранцем, мигрантом, гастарбайтером: «В огромных автобусах приезжают сюда стада туристов… Жирными пальцами тычут, мол, вот здесь… Ухо… Проститутке… Сифилис… Ван Гог…»

Да что там говорить – этот отчуждённый в пользу проститутки орган породил массу анекдотов. Бывают и остроумные: «Ван Гог отрезал себе ухо. Это бесспорное доказательство того, что русский шансон существовал ещё в те времена». Или: «Ван Гог был больше слона. Потому что одним своим ухом он закрыл целый пласт мировой живописи».

Всё это, конечно, верно. Против фактов не попрёшь. Было отсечённое ухо. Была эмиграция во Францию. Было сожительство с проститутками. Было и сумасшествие, обусловленное этим сожительством.

«Он оставил более 850 полотен и около 900 рисунков всего за 10 лет своего творчества. Это результат повышенной продуктивности перед сифилитическим заболеванием мозга, каковое имело место у Ницше, Мопассана и Шумана. Ван Гог являет хороший пример того, как посредственный талант благодаря хроническому алкоголизму, венерическим заболеваниям и психозу превратился во всемирно признанного гения», – писали критики.

Против течения

Да, всё правда. Но этот несчастный трясущийся рыжий псих-алкаш даже в периоды глубочайшей депрессии оставался очень хорошим и, главное, вполне традиционным голландским живописцем. Вот Винсент по ходатайству своего священника-отца получает место светского проповедника на угольных шахтах. Согласно свидетельствам он там в основном юродствует. Ходит босиком, одевается в рубище, питается хлебом, картошкой и водой, а также мажет физиономию сажей, чтобы не отличаться от шахтёров. И одновременно вживается в их быт, чтобы позже ошеломить всех полотном «Едоки картофеля».

А потом, отсидев своё в сумасшедшем доме французского Арля, Ван Гог пишет полотно «Прогулка заключённых».

И окружающие сразу взрываются праведным гневом. О ужас! Как он посмел осквернить высокое искусство живописи этими харями? Неужели нет других сюжетов? Зачем вытаскивать на свет всякую мерзость? Этих проституток, зэков, почтальонов и крестьянское быдло?

Может быть, поэтому его картины не покупают. Но это ничего. Младший брат Винсента, Тео Ван Гог, один из ведущих галерейщиков Европы, ежемесячно высылает «непутёвому художнику» по 250 франков. Это, между прочим, в полтора раза больше, чем зарплата друга художника, французского почтальона. И вдвое больше, чем жалованье преподавателя сельского училища, где Винсент некогда обучал деревенских недорослей основным европейским языкам – французскому, немецкому и английскому…

Он последовательно провалил карьеру учителя, священника и торговца, хотя имел врождённые данные и для первого, и для второго, и для третьего. Когда-то его отец, отчаявшись увидеть успех своего «второго первенца», взмолился: «Может быть, он всё-таки добьётся своего? Неважно, в чём именно…»

Читайте также:
Пабло Пикассо, биография, история жизни, творчество

Молитва достигла цели. Винсент Виллем Ван Гог добился успеха. Но только в посмертии, войдя в тройку самых дорогих художников всех времён и народов. При жизни же он продал только одну картину – «Красные виноградники в Арле», да и то коллеге, художнице Анне Бош. Правда, полотно быстренько перекупил русский коллекционер Сергей Щукин, и теперь оно хранится у нас, в Москве.

А что же пресловутое ухо? Здесь тоже всё не слава богу. Ясно только, почему именно оно: в припадке злобы нет времени снимать, скажем, штаны. Но вот кто отсёк? Наиболее вероятная версия – сам Гоген во время очередного нервного приступа. Сам же орган, согласно недавней легенде, отыскался в Америке.

Самые дорогие картины Ван Гога

«Портрет доктора Гаше». $82,5 млн

Это полотно было куплено японским бизнесменом Рюи Саито, который так к нему привязался, что изъявил желание быть после смерти кремированным вместе с ним. Где портрет находится теперь, неизвестно.

«Портрет художника без бороды». $71,5 млн

Автопортретов Ван Гог написал великое множество, но этот – единственный, где художник гладко выбрит. Возможно, это следствие больничной дисциплины и гигиены – именно в 1889 г. Винсент находился в клинике.

«Пшеничное поле с кипарисами». $57 млн

Почти флаг Украины – картина написана преимущественно двумя красками: жёлтой и синей. Также есть мнение, что уже тогда Ван Гог думал о самоубийстве – кипарис в европейской традиции является символом смерти.

Мой отзыв на фильм “Ван Гог. С любовью, Винсент”

Выдался на днях свободный вечер, а после отменившейся встречи с подругой совсем не хотелось возвращаться домой и я вспомнила, что рядом находится кинотеатр. Решив, что это отличная идея для холодного зимнего вечера я открыла расписание кинотеатра и ближайшим к показу был фильм “Ван Гог. С любовью, Винсент”. Читать описание я не стала (о чем сначала пожалела, а потом совсем наоборот) я решила, что все что надо, я о Ван Гоге знаю: жил, творил, болел, страдал. Тем более на душе сидела жаба, которая до сих не отпустила по поводу потраченных 18 евро (по ее мнению зря!) на музей Ван Гога в Амстердаме. Уж лучше бы (по мнению жабы-душительницы, конечно!) пошли бы смотреть на “Ночной дозор”. Так что надо было реабилитироваться перед самой собой и проникнуться его биографией в формате кино.

В кинотеатр забежала опаздывая и увидев перед залом баннер с постером фильма ни на секунду не притормозила прочесть что и как и забежала внутрь. Уже шли титры в стилистике картин Ван Гога, красота. Настроилась на красивое кино и с первыми кадрами обомлела просто: “Это мультфильм? Комикс? Сказка?!” Представьте себе ожившую картину Ван Гога, как будто герои несуществовавших и реальных полотен вдруг заговорили, начали пить сидр, гулять по бескрайним полям.

Сначала я подумала, что может это просто сон художника, ну вроде как его творчество и манера письма в его фантазиях и ночных грезах и сейчас все станет “как надо”. Нет, не стало! И даже первые минуты 3 я не слушала диалогов, а просто прокручивала в голове варианты того, что вообще происходит и чего ждать дальше?

Мельком покосившись на соседа я увидела довольное улыбающееся лицо. Ага, этот знал на что шел! Ну что ж, раз я здесь, надо посмотреть это творение.

Но все поначалу было не очень просто: только мне казалось, что я начинаю что-то чувствовать, как в зал забегали опоздавшие, шуршали своими пакетами, заслоняли маленький экран своими куртками и впечатления, казалось, обнулялись.

Но постепенно начал затягивать сюжет. Как выяснилось фильм не столько о жизни Ван Гога, сколько о попытке выяснить причину его смерти. Главному герою Арману Рулену его отец (близкий друг последних месяцев жизни Ван Гога) передает последнее письмо, которое художник не успел отправить своему горячо любимому брату Тео. Повинуясь чувству долга и просьбе отца Арман едет на поиски родственников художника, а попутно заинтересовывается различными трактовками смерти художника, которые очевидцы последних дней Ван Гога выдают то за убийство, то за самоубийство.

Только воспоминания о Ван Гоге, рассказанные Арману свидетелями последних дней художника представлены в виде черно-белого кино и нарисованные актеры (или герои полотен?) как бы предстают перед нами привычными образами. В остальном фильм-это настоящая картина.

Во-первых, по крайней мере для меня, человека поверхностно знавшего историю Ван Гога, многое поменяло свое значение. Например я (как и Арман поначалу) полагала, что доктор Гаше, лечивший в конце жизни Ван Гога и сразу после его смерти забравший многие его картины с разрешения Тео был просто меркантильным человеком, желавшим что-то заработать. Как оказалось этот человек был восхищен творчеством Ван Гога и пытавшимся скопировать его полотна. После смерти доктора Гаше (которого сыграл неузнанный мною Брон из “Игры Престолов”), когда Ван Гог стал очень популярен, специалисты еще долго отделяли оригиналы Ван Гога от копий доктора. Да и вообще, Ван Гог написал более 800 картин, а при жизни была продана всего одна.

Читайте также:
Ио́сиф Виссарио́нович Ста́лин - отзывы, мнение, рейтинг

Во-вторых, именно сама картинка. Я иногда забывала, что я в кинотеатре и просто любовалась этими крупными мазками, тенями, прическами девушек, природой.

Наверно все м в детстве хотелось попасть в картину и пожить там немножко, у вас есть возможность попасть туда больше чем на час!

Понравились все актеры, их какая-то несовременность. Разве что сам Винсент Ван Гог в исполнении Роберта Гулачика вызывал ассоциации только с серьезно больным человеком, не очень адекватным. Возможно это очень верно, но хотелось именно увидеть гения, как его видели восхищенные его талантом отец и дочь Гоше, брат Тео. Разве что в конце, рассказывая истории дальнейшей жизни персонажей играла совсем уж попсовая песенка (ИМХО конечно), мне показалось не к месту совсем.

Только выйдя из кинотеатра и будучи под большим впечатлением я обратила внимание на баннер, который до фильма пробежала, не удостоив внимания. В нем была информация. что это первый в мире фильм, полностью нарисованный масляными красками.

«Человек приходит в мир не для того, чтобы прожить жизнь счастливо, даже не для того, чтобы прожить её честно. Он приходит в мир для того, чтобы создать нечто великое для всего общества, для того, чтобы достичь душевной высоты и подняться над пошлостью существования почти всех своих собратьев.»
―Винсент Ван Гог

Винсент Ван Гог /

Фотографии: 25 Загрузить фото / Добавить по URL

Величайший художник всех времен

Я безумно люблю ВАН ГОГА. Воспринимать умом его творчество не возможно.

Какая страсть, какое яркое восприятие жизни, какой бешеный ритм мазков на его картинах! Он очень любил жизнь, при том, что она преподносила ему одни страдания; людей с их страданиями; природу; он очень любил Солнце. Посмотрите на его картины “Красные виноградники”, “Сеятель” – они полностью залиты Солнцем. Его любимый цвет был желтый. Любимый цветок – подсолнух, потому что символизировал Солнце. И Ван Гог пишет подсолнухи особенно часто. В более зрелом периоде своего творчества он специально отправляется жить на юг Франции, где Солнце бывает особенно жаркое и яркое и пишет под открытым небом.

А период его деятельности, как живописца был совсем коротким. Ведь писать он начал уже в зрелом возрасте. Где – то не более 10 лет посвятил Ван Гог этому занятию, но успел очень много.

Пожалуй, ни один другой художник не выразил так отчётливо свою индивидуальность в своих картинах, как Винсент Ван Гог. Его стиль – очень не обычный, легко узнаваемый – это он сам. В какой – то статье о художнике нашла такую фразу: “В картинах зрелого Ван Гога всё напряжено, всё трепетно: дороги бегут и вздымаются, звёзды клубятся, ветки простираются, как человеческие руки”. Он и в жизни был таким эмоциональным, порывистым, страстным. Однажды, когда Ван Гог делал только первые шаги, как художник, он влюбился в девушку. Она была дочерью хозяев дома, где одно время Винсент снимал комнату. Потом, живя далеко от неё, очень скучал и мечтал увидеть её хотя бы на несколько мгновений. Пешком отправляется в тот городок, где живёт его возлюбленная. Но родители девушки не пожелали выпустить дочь на встречу с таким поклонником. Тогда Винсент объявил, что готов видеть её столько времени, сколько его рука выдержит в горящем пламени. И не задумываясь опускает руку в огонь горящей лампы, или свечи – не помню сейчас точно. Родители решили, что перед ними сумасшедший и так и не выпустили девушку.

Помню, как впервые услышала более-менее подробно о жизни ВАН ГОГА. Мне было 17 лет, я училась на первом курсе. Однажды нас после четырёх пар занятий погнали на какую-то лекцию. Мы были голодные и злые. Лекция была о ВАН ГОГЕ. Рассказывал мужчина с молодой помощницей. С показом слайдов с его картинами. Делали они это здорово! Мы забыли и о голоде и обо всём на свете. С тех пор я заинтересовалась. И стала преданной поклонницей и даже фанаткой.

К сожалению, часто в разговорах с людьми при упоминании имени Ван Гога, человек вспоминает только о том, что “да он же себе ухо отрезал, он же сумасшедший был”. И всё. Я понимаю, что многие его не любят и помочь им полюбить Ван Гога не возможно. Так же, как многие его боготворят. Известно, что при жизни он продал всего одну картину, зато после смерти слава и признание стремительно росли. И цена за его творения выросла до нескольких миллионов долларов.

Случай с отрезанным ухом действительно имел место быть. Вроде после ссоры с Гогеном, с которым они вместе снимали одно время дом, вспыльчивый и порывистый Винсент отсек себе ухо. Сейчас этот эпизод оброс другими версиями. К примеру, что они занимались фехтованием и это был несчастный случай.

Читайте также:
Адольф Гитлер, биография, политическая деятельность

О его необычной болезни психиатры рассуждают до сих пор. Гениальность на грани помешательства. Сейчас, вообще, ведутся разговоры, нормально ли это быть гением, или это пограничное состояние с безумием. В конце жизни Ван Гог находился в лечебнице для душевно больных, но и там продолжал писать.

Винсент Ван Гог был очень одиноким, всеми отверженным человеком. Жизнь его не баловала и удачи он не знал. Возможно это и повлекло за собой душевное расстройство. У него был единственный близкий человек – брат Тео, благодаря которому Винсент Ван Гог и имел возможность работать. Тео поддерживал его финансово. Известна переписка братьев, из которой мы узнали о Ван Гоге, как о человеке, о его мыслях, надеждах, взглядах, переживаниях.

Творчество Ван Гога для своего времени было слишком оригинальным, новаторским, непривычным и далёким от всякого академизма. Его не понимали, над ним смеялись. По направлению его творчество относилось к импрессионистам, а потом пойдя дальше, Ван Гог стал называться постимпрессионистом. Хотя я, честно говоря, разницу не нахожу. Ведь я не искусствовед. Импрессионизм, как известно, это метод передачи впечатления художника, его личных ощущений от изображаемого. Большое значение придавалось свету, цвету. В то время всё это было ново и не укладывалось в обычные правила живописи. Отсюда непонимание, отверженность художников того направления.

“Человек несёт в душе своей яркое пламя, но никто не хочет погреться около него; прохожие замечают лишь дымок, уходящий через трубу, и проходят своей дорогой. Одиночество достаточно большое несчастье, нечто вроде тюрьмы” – писал Винсент Ван Гог в письме к брату Тео.

В июле 1890 года Ван Гог стреляет себе в сердце и через два дня умирает. Ему было всего 37 лет. Он расплатился за своё искусство ценой собственной жизни. Энергия жизни всё больше уходила в энергию живописи и для человеческой жизни ничего не осталось. Чем больше он достигал как художник, тем меньше ему оставалось как человеку.

Любопытный факт: его брат Тео – успешный, спокойный, семейный человек – через три месяца после самоубийства брата сходит сума и умирает. Видимо какая-то была мистическая, непостижимая для нас связь между братьями.

Винсент Ван Гог без заблуждений: о характере, семье и отрезанном ухе

Винсент Ван Гог — один из самых привлекательных и любимых в наши дни художников. По всему интернету ходят легенды, что за всю жизнь он продал всего одну картину (враньё), отрезал себе ухо (преувеличение), был нелюдимым, озлобленным и несчастным (ложь). Мифы и их недобросовестные пересказчики ещё больше увеличивают интерес к этой и без того неоднозначной персоне.

Однако, уверяю вас, влюбиться в Ван Гога ещё проще, если узнать его настоящего. Личность художника ясно прослеживается в воспоминаниях его близких и в переписке. Во множестве классических научных и художественных книг о Ван Гоге, кстати, не найти информации из писем, найденных в последние десятилетия. А они раскрывают личность мастера ещё тоньше и глубже. Давайте же узнаем, что написано о величайшем художнике XIX века в документальных источниках.

Винсент Ван Гог «Автопортрет» (1889)

Семь Ван Гогов и долгий старт

Ошеломляет уже тот факт, что Винсентов Ван Гогов было… семеро! Так звали многих мужчин в роду Ван Гогов, история которого тянется ещё с XVI века. Винсентом звали родного брата художника, который скончался почти сразу после рождения. Следующего ребенка назвали также Винсентом в память об умершем малыше. Более того: Винсент-второй родился ровно в тот же день, что и его умерший брат! Интересно, каково было будущему художнику приходить на кладбище и каждый раз видеть надгробие со своим именем и днём рождения?

Любопытно, что Ван Гог и его знаменитый брат Теодор продолжили традиции своего рода. Ван Гоги многих поколений были либо золотопрядильщиками, либо пасторами, либо торговцами картин. Отец художника был пастором. Им же решил стать и сам Винсент, посвятив себя в юности проповедничеству. Но он был столь прямолинеен и нетерпим в своём страстном желании обратить людей к Богу, что проповедовать ему запретили.

Тогда Ван Гог пошёл за младшим братом продавать картины. И снова его карьере помешал характер: Винсент слишком резко высказывал покупателям собственное мнение о произведениях живописцев. Мягкий и сговорчивый нрав брата был ему неведом, потому и этой работе быстро пришёл конец. И лишь после, уже на четвёртом десятке, Винсент Ван Гог решил стать художником.

Тео Ван Гог (1889) / Photo: Woodbury&Page

Братская поддержка

Теодор, младший брат Винсента, поддерживал своего родного человека и спонсировал его на протяжении всей жизни. А как иначе? Без профильного образования Винсент не был профессиональным художником. Частные уроки, копирование да изучение работ коллег — вот его путь. Путь сложный и трудный. И он объясняет, почему Ван Гог так долго искал собственный стиль, а его работы, очень необычные для вкусов той публики, не продавались.

Читайте также:
Христофо́р Колу́мб - отзывы, мнение, рейтинг

Нужно отметить, что Теодор умудрялся продавать даже опальных импрессионистов, которых многие ненавидели в то время. Он настойчиво продвигал владельцам галереи многих неуспешных в коммерческом плане мастеров, но картины брата, увы, продать не мог. Сомнительно, что причина была лишь в необычности полотен. Возможно, сам Тео не верил, что Винсент действительно талантлив.

Тем не менее, несмотря на все трудности, со временем работы Винсента стали продаваться. Да, это были не очень большие деньги — автор картин был недоволен этими продажами. Однако из писем известно, что работы всё же находили покупателей. В одном даже отдельно упоминается, что Ван Гог продал семь своих рисунков.

Письмо Винсента брату Тео со скетчем картины «Едоки картофеля» (1885)

Эпистолярное наследие

Винсент обменивал свои картины на чужие с целью изучить искусство коллег и взять оттуда самое ценное для себя. Он много читал и изучал историю искусств прошлого. Помимо родного голландского художник знал два языка — французский и английский. Переписку он вёл на голландском и французском. Ван Гог был умён и тратил достаточно времени на анализ литературы, искусства, религии и жизни в целом. Благо, десятки друзей, с которыми он вёл переписку, этому способствовали.

Ван Гог переписывался со многими коллегами, родными и малознакомыми людьми. У него были друзья, с которым он горячо обсуждал личные темы. Но есть нечто, что отличает письма художника даже несмотря на иной раз откровенно резкий тон. Это доброта и отзывчивость. Винсент всегда аргументировано высказывался, преподнося свои мысли как результат анализа и размышлений, а не спонтанных эмоциональных выпадов. И ему всегда писали с добром и симпатией.

Йоханна Ван Гог-Бонгер с сыном Винсентом Виллемом Ван Гогом (1890)

Ревность Ван Гога

Единственные письма, где мне заметен не самый дружелюбный тон, адресованы жене брата Тео. Йоханна Бонгер — женщина, «укравшая» у Винсента покровителя. Уверена, что художник мечтал, чтобы брат, его спонсор и заботливый родной человек, никогда не женился. Иначе Винсенту пришлось бы отойти на второй план и самому заниматься своей жизнью. А, возможно, и самостоятельно искать средства для существования, что однозначно бы означало конец свободе творчества.

Но Тео женился. У него даже родился сын, которого назвали тоже Винсентом. Йоханна, его жена, полностью посвятила себя мужу и его брату. Она даже бегала в схватках на выставку, чтобы проверить, удачно ли висят работы Ван Гога! А после смерти художника 15 лет занималась переводом и сохранением его ценнейшей переписки в нескольких томах. Но Ван Гог неизменно находил, чем уколоть на листе желтоватой бумаги бедную Йоханну. Понимал, что должен дать брату возможность для личного счастья, и не мог.

Йоханна Ван Гог-Бонгер у себя дома в Амстердаме (1910)

Преданная Йоханна

Ван Гог к тому времени был уже болен и лечился в лечебнице для душевнобольных в Сен-Реми. Дважды пытался покончить с собой в её стенах. В минуты просветления он мечтал увидеть своего племянника, невестку, брата, мать и сестёр. Он страдал. Страдал и Тео. И тут Теодор заболевает. Припадки Винсента сменяются страшными новостями: то болеет его брат, то Иоханна и её сын. Состояние Тео становилось всё хуже. Он метался между больным братом и собственной семьёй. И в один из таких дней Винсент стреляет в себя и умирает на руках примчавшегося брата.

Только Богу известно, сколько пришлось пережить Теодору. Он ругается с владельцами галереи и лишается работы, состояние его здоровья ухудшается. Под гнётом навалившихся обстоятельств он не справляется и в припадке пытается убить жену и сына! А дальше всё предсказуемо: психиатрическая больница и скорая смерть. Всего через несколько месяцев после ухода брата Тео расстаётся со своей жизнью, оставив Йоханне с маленьким сыном всё наследие гениального художника. И эта маленькая хрупкая женщина делает Винсента известным. Именно она устраивала после смерти братьев выставки, занималась каталогами, публикацией переписки. Даже будучи замужем второй раз, Йоханна до конца жизни не прекращала этой работы, отдавая долг памяти братьям. Перед смертью она вернула себе фамилию Тео — Ван Гог.

Могилы Винсента и Тео Ван Гога на кладбище Овер-сюр-Уаз во Франции

Отрезанное ухо

Настоящая история мастеров пишется словами и произведениями, а не выдумками. И эта правда впечатляет порой куда больше. А что же там с отрезанным ухом? Точная причина не известна, но Ван Гог в порыве ссоры с коллегой Гогеном отрезал себе часть мочки. Не ухо, а лишь небольшой фрагмент мочки. И отослал его знакомой проститутке. Шутник. Была полиция, шумиха… Инцидент и привёл художника к опале в городке Арле и путешествию в психиатрическую лечебницу. Всего лишь маленький кусочек, а такие большие последствия.

Art: Винсент Ван Гог «Автопортрет в соломенной шляпе» (1887)

Все отзывы о выставке Ван Гог. Письма к Тео

Artplay , закончилась 15 августа 2021

Лучшие отзывы о выставке « Ван Гог. Письма к Тео »

Мультимедиа- фильм на основе работ художника с проекциями на всю стену, пол и потолок способно погрузить вас и засосать в тот мир, который создавал живописец. Я много видела его работ, фильмы о нем, читала массу статей, но ничто так не бьет по эмоциям, как умелые и всеобъемлющие медиа-пространства. Прекрасная музыкальная подложка лишь служила печальным рефреном той непростой внутренней борьбы художника, которая сублимировалась в чистые и трогательные полотна с французскими пейзажами, оживающие цветы и фигурки людей. Причем авторы мультимедиа отлично смогли на контрасте фото похожих пейзажей и его работ показать, в чем заключалась живописная особенность Винсента – он передавал цвета чище и богаче, чем их можно увидеть обычный глаз. Эта особенность почти всех великих живописцев- они так работают с колоритом, что наблюдая его на картине, ты невольно стыдишься своей природы и ее бедности и скудности восприятия.
Несчастный при жизни (он был коммерчески не успешный при жизни, продал всего одну картину, и ту, как я читала, тайно купил кто-то из друзей), нелюдимый и одинокий, он смог силу своего восприятия положить на работу с красками и холстами. Даже его нахождение в “желтом” доме не сделало его картины дурнее для потомков. Творчество других живописцев, с удовольствием изображающих из себя “тронутых”, на фоне Ван Гога смотрится по графомански.
Настроение, которое передавал работами Ван Гог, было более жизнелюбивым, чем его внешний настрой, приведший в психбольницу. И в обычных пейзажах за счет буйства мазков, природа становится живой и звенящей. И опять, повторюсь, именно за счет увеличенного формата картин в мультимедиа, можно увидеть КАК шли мазки, как менялись тональности и за счет чего шла гипербола передаваемой натуры. За полчаса мы увидели, как шло развитие его стиля, какое мастерство и легкость были в его романтичных полотнах.
Как заключение- если вы хотите импульса для новой волны восприятия – сходите. Такие выставки приоткрывают коробочку без всяких спецсредств.
#artplaymedia

Читайте также:
Па́бло Дие́го Хосе́ Франси́ско де Па́ула Хуа́н Непомусе́но Мари́я де лос Реме́диос Сиприа́но де ла Санти́сима Тринида́д Ма́ртир Патри́сио Руи́с и Пика́ссо - отзывы, мнение, рейтинг

Давно хотела побывать на мультимедийных выставках в Артплее.
Слышала много отзывов, но не вникала, как это выглядит и представляла выставку как то проще, мельче!
Поэтому войдя в зал и упав на стульчики прямо в центре мы с дочерью (9 лет) были поражены масштабом происходящего! И ушли через 1,5 часа в полном восторге! Так как попали мы в миры сразу двух художников! – шли на Ван Гога, а посмотрели и Босха!
Кто знает хоть чуть чуть этого художника может представить, какое сильное впечатление может произвести попадание в его картины! Образы необыкновенного восприятия, люди, чудовища и фантастические твари плыли, шли, возникали вокруг нас, над нами и прямо под ногами! Все это сопровождалось соответствующей музыкой!
Мир Босха окутывал нас, завораживал, поглощал!
Впервые я настолько подробно и крупно рассмотрела персонажей,мазки, и хоть чуть чуть смогла представить, какие видения посещали эту гениальную голову!
Может быть, не стоило смешивать, но мы остались и на Ван Гога! Тот формат когда ты расслабленно сидишь и созерцаешь позволяет воспринимать без труда и усилий.
Ван Гог подан шедеврально! Не смотря на тяжелую судьбу художника, эта выставка/показ получается очень светлой по эмоциям! Из писем к Тео ( брату художника) выбраны глубокие философские и жизнеутверждающие мысли Винсента. Параллельно с просмотром картин зрители знакомятся с биографией и эволюцией стиля художника. Сами краски, цвета Ван Гога, окружающие тебя со всех сторон ( в выставке транслируется более 400 работ художника)- это бесконечное наслаждение!
Мы обязательно сходим и на Климта и ещё раз на Ван Гога.
Потрясающая подача и легкость восприятия искусства- особенная черта этих мультимедийности, обеспечивающая полный зал посетителей, по крайней мере на последних сеансах свободных мест не было!

Мультимедийные выставки “Письма к Тео” и “Босх. Профессор кошмаров” Artplaymedia

Выставка представляет собой трансляцию “фильма” с проекцией на четыре стены, пол и потолок большого зала. Где бы в зале ты не находился, картины обволакивают тебя. Я очень люблю Ван Гога и оказаться посреди поля его подсолнухов или звездной ночи – это ж волшебство!
“Звездная ночь над Роной” под “Лунную сонату” Бетховена. Честно – момент до мурашек. Слушала бы и смотрела бесконечно.

Можно быть в центре событий – в самом зале, а можно двинуться по направлению к выходу и посмотреть на зал сверху. Тут лучше видны проекции на полу, ну и ты находишься над миром (особенно когда пейзажи были – прям дух захватывало – как-будто ты с горы смотришь).

“Письма к Тео” – выставка не только порассматривать картины более детально и с несколько иного ракурса, но и послушать закадровый голос, который зачитывает цитаты из писем, которые писал Винсент Ван Гог своему брату Тео. Не то чтобы это лекция, скорее цитаты для лучшего понимания картин. Плюс наверху еще и информация – фразы о творчестве и жизни Ван Гога субтитром высвечивались.

Атмосферы добавляла шикарная музыкальная подборка! Классические произведения прекрасно дополняли “картинку”. Только чтобы ещё раз их послушать сходила бы второй раз :-)))

Читайте также:
Джеймс Джо́зеф Бра́ун - отзывы, мнение, рейтинг

Была на выставке с подругой, с кем мы вместе были несколько лет назад в музее Ван Гога в Амстердаме. Так эта выставка на неё даже бОльшее впечатление произвела. Их, разумеется, нельзя сравнивать. Но это вот “погружение” в картину, да ещё и трансляция изображения на большую поверхность производит впечатление

Фильм идет минут 30, может, чуть больше – не засекала. И сразу начинается трансляция следующего о Босхе. Можно посмотреть оба. А то и оба по второму разу :-)))

“Босх. Профессор кошмаров”
За полчаса времени, конечно, нельзя познакомиться со всем творчеством Босха. Но главное – можно поразглядывать детальки картины. Ведь произведения Босха весьма насыщенны персонажами, да ещё такими диковинными! И вроде “Сад земных наслаждений” и сама неоднократно разглядывала, а всё равно нашла то, что не видела. Не, точнее не замечала раньше. Вот например, на одной из фотографий – это ж пепелац из “Кин-дза-дзы”.

Так как изображение транслируется на все четыре стены зала, то появляется ощущение, что ты попал в саму картину. Вокруг тебя странные изображения, которые разгадать и искусствоведам-то не под силу.

И очень хорошо подобранное музыкальное сопровождение. Не фончиком музыка, а очень точно подобранные музыкальные акценты, подцвечивающие изображение.

БОНУС – перед входом на выставку можно сфотографироваться прямо в картине! Примерить на себя классический образ!
БОНУС2 – там же есть выставка фотографий из разных городов и стран. Можно увидеть пустынный Дели или медведя на улице в российском городе, старинные строения в Мексике и шведский городок. В наше невыездное время мини-путешествие по миру.

На задворках Курского вокзала, в бывшем заводском здании рождается новое искусство.
Я наверное раза три была в Центре цифрового искусства Artplay Media и могу точно сказать, что процесс идет. Конечно вы можете возразить: мол какое это искусство – проецируют на стены картины известных мастеров – мультимедийный аттракцион, да и только. Но кинематограф тоже рождался как аттракцион – техника была примитивна, приемы не наработаны, но операторы и режиссеры тех лет чувствовали, что из оживших картинок на белой стене можно вырастить нечто лучшее. И вырастили. Важнейшее из искусств.
Вот так же на наших глазах из мультимедийного аттракциона проклевывается что-то большее. Да, результат пока не идеален, но команда работает, и на стенах зала, сквозь репродукции картин, проступает будущее искусство.
Чем же искусство отличается от аттракциона? Для себя я решила, что искусство начинается с того момента, когда под его воздействием в моем организме начинают рождаться чувства, мысли, возникает сопереживание и как результат – катарсис. И вот как раз вчера в моей душе нечто и зашевелилось.
В этот день показывали две программы: “ВАН ГОГ. ПИСЬМА К ТЕО” и “БОСХ. ПРОФЕССОР КОШМАРОВ”.
После реновации площадь экранов Artplay Media увеличилась, качество изображения улучшилось и теперь изображение проецируется не только на стены и пол, но и на потолке установлено несколько зеркальных поверхностей. В результате действо окружает зрителей со всех сторон. Да, еще видны швы, заплатки и узелки на изнанке вышивки, но прогресс на лицо. Конечно хочется, чтобы проекции мягко укутывали нас в бесконечный кокон, но думаю это еще впереди. Уже сейчас ненавязчивое покачивание на легком ветерке вангоговских ирисов и легкие взмахи крыльев босховских эльфов создают ощущение волшебства. Зрителей погружают в мир великих живописцев, то приближая, то отдаляя фрагменты, то устраивая микст из картин, то заворачивая зал в одно полотно. И все это под прекрасно подобранную музыку, которая добавляет новых красок и помогает полнее почувствовать творчество художников.
Увиденные вчера программы посвящены абсолютно разным живописцам, и эти программы такие же разные, как и представленные художники. После мультимедиа-фильма о Ван Гоге, на душе остается светлый, мерцающий след. И это не смотря на трагическую судьбу творца. А проект про Босха рождает в организме беспокойство и тревогу.
Хорошо, что программы идут в нон стоп режиме и горьковатое послевкусие Босха можно заесть яркостью Ван Гога.
Между основными трансляциями для отдыха и смены настроения нам показывают мультимедийные антракты. Погружаться в них не менее интересно, чем в основные фильмы. Мы именно погружаемся в мир глубоководных созданий, игнорирующих нас и плывущих мимо и насквозь в загадочное далеко.
Но даже если вы и не согласитесь с моей трактовкой работ команды Artplay Media, то придя в этот зал вы все равно приятно проведете время и отдохнете, созерцая под красивую музыку знаменитые картины

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: