Виктор Мари Гюго (Victor Marie Hugo) – отзывы, мнение, рейтинг

Две страсти Виктора Гюго: Равнодушие жены и 50 лет преданной рабской любви куртизанки

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Гений великого Гюго

Совсем немногие писатели с мировым именем имели такую удачную творческую судьбу, как у Виктора Гюго. Как поэт, он был популярен в своей стране, как писатель имел славу мировую, в театрах ему аплодировали как великому драматургу, а в историю изобразительного искусства он вошел как великолепный иллюстратор-график. В политике его знали как публициста, миротворца и непримиримого борца с несправедливостью.

Не жилец

В конце зимы 1802 года увидел свет малыш, который по всем прогнозам акушерки вряд ли мог дотянуть до утра. Из всех младенцев, которых она приняла за свою немалую практику, он был самым хилым, издающим не детский плач, а едва слышный писк. Его голова была невероятно огромной по соотношению к тощему синему тельцу.

Однако предположение акушерки не оправдалось. Это маленькое непропорционально сложенное создание пережило не только тяжелую ночь, но и осталось в этом мире еще на долгие годы. Отец считал сына особенным, и не без основания. Так как зачат он был на высокой горе Донон, на самой ее вершине, среди облаков, то есть над всем миром. Об факте зачатия поведал как-то сыну сам отец, который гордился своим отпрыском, третьим сыном в семействе Леопольда Гюго.

Однако жилось маленькому Виктору не сладко. Постоянные распри родителей на почве политических взглядов, а позже и их развод оставили в его жизни тягостные детские воспоминания и наложили свой отпечаток на характер будущего писателя, сделав из него довольно своенравного, честолюбивого юношу с весьма неустойчивой психикой.

Первая любовь

Со своей будущей женой, жившей по соседству, Гюго был знаком с девяти лет. Соседская девчушка не вызывала у Виктора никакого интереса, пока однажды, будучи уже 17-летним парнем, он не пригляделся к ней и не влюбился. Юношеские чувства оказались взаимными, однако о свадьбе и речи не могло идти. Мать Гюго категорически воспротивилась этому союзу: гордая аристократка, свободолюбивая вольтерьянка не могла позволить сыну бракосочетаться с девушкой из буржуазной семьи.

История повторялась. Ведь именно из-за политических взглядов расстались его родители. Что поделать. дух времени. Франция в те времена была полностью погружена в политические распри и революционные события. И Виктор не посмел ослушаться свою родительницу. Он просто продолжал самозабвенно любить возлюбленную, писал ей трогательные послания, ходил по пятам, изнурял своей дикой ревностью.

Виктор боготворил целомудрие во всем, а в своей избраннице особенно. Будучи полным мужского здоровья и чрезмерной страсти, он пылал к ней вожделенной любовью. При том эти чувства в себе подавлял всеми фибрами, так как их проявление считал низменным.

Всю свою сознательную жизнь великий Гюго будет ценить целомудрие и бороться с непреодолимой похотью. И что интересно: сам он эту борьбу проиграет, однако всех своих знаменитых литературных героев и героинь представит читателю непорочными. И нравственной чистоты он будет требовать от всех женщин, которых будет любить в будущем. А таковых в его донжуанском списке окажется несметное количество.

Разбитые надежды на семейное счастье

Адель Фуше – так звали любимую девушку писателя, оказалась роковой женщиной для их семьи. Как выяснилось старший брат писателя Эжен, также был влюблен в красавицу соседку. Будучи отвергнутым, он не смог пережить несчастной любви и сошел с ума. А после скоропостижной смерти матери Гюго, Адель все же стала его женой, при том единственной, и родила ему в течение десяти лет пятерых детей. Хотя семейное счастье в их дом так и не вошло.

Красавица Адель измученная постоянными беременностями и материнством, охладела к мужу и стала избегать близости с ним, отказывая в плотском удовольствии. На ряду с этим она никогда не принимала его литературное творчество, не прочла ни единой строчки из его произведений, да и талантом она его также не считала. Отдушину женщина нашла в близком друге супруга Сент-Беве, который из-за физической неполноценности не мог претендовать на близость с ней, зато сумел завладеть сердцем женщины, культивируя в нем «любовь возвышенную». И хотя эти отношения сложно было назвать изменой, Виктор бешено ревновал и злился. Мужчине полному сил и неуемной страсти ничего не оставалось, как пойти во все тяжкие.

50 лет рабской преданной любви куртизанки на грани отчаяния

К своему тридцатилетию Гюго, достигший популярности как поэт и драматург, имел немало поклонниц своего таланта, а в лице некоторых и вожделенных страстных любовниц. Жюльетту Друэ, ставшей его самой верной и преданной поклонницей, любовницей, “истинной женой”, он встретил в театре, на подмостках которого ставили спектакль по его пьесе. Ей было двадцать шесть, ему – тридцать два, а впереди было 50 лет, которые принесут и безмерное счастье, и горечь предательства, и разочарование, и расставания, и воссоединения двух любящих сердец.

Читайте также:
Ганс Христиан Андерсен - отзывы, мнение, рейтинг

А тогда в 1833 году, когда Гюго впервые увидел Жюльетту в театре, она играла крохотную роль в его пьесе, заключающейся в нескольких репликах. В разговоре с драматургом актриса, остроумно и не без гордости заявила, что «в пьесах господина Гюго маленьких ролей не бывает», чем основательно покорила его сердце. Между писателем и актрисой вспыхнула искра чувств, переродившихся в безмерную любовь.

Ради Виктора ей пришлось отказаться от своего прошлого, которое было не таким уж безоблачным. Рано оставшись сиротой, Жюльетта воспитывалась в пансионе при монастыре и чуть было не стала монахиней. Однако архиепископ, решающий судьбу девушек пансиона, счел, что в монахини она не годится. И оказавшись за стенами монастыря, юное создание с прелестной фигуркой волею судьбы оказалось в мастерской скульптора Жан-Жака Прадье. Девушка стала не только моделью для скульптора, а и его любовницей. Позже родила ему дочь Клер. Но ни жениться на ней, ни признавать ребенка скульптор не собирался. Дал лишь бедной девушке дельный совет, которым она и воспользовалась.

Жюльетта стала актрисой, правда весьма посредственной, но зато получила репутацию известной куртизанки, которую брали на содержание богатые и знатные мужчины. Список их имен сохранила история, и он был не так уж и мал. Последним из них был богатый русский князь Анатолий Демидов.

И как бы ни порочно было тело этой женщины, ее душа всегда стремилась к возвышенной любви, она мечтала стать «страстно любящей подругой честного человека». И этого героя она встретила в лице именитого писателя, став его рабой до конца своих дней. Первая же ночь стала для неизбалованного женской лаской Виктора Гюго ночью откровений. В его постели оказалась не только редкая красавица с изумительным телом, а и опытная женщина, искушенная в сексуальных играх. Он хоть и был пылким и неутомимым любовником, но никогда не испытывал такого сладострастия со своей холодной супругой и с теми немногими женщинами, с которыми имел связь на стороне.

И влюбленность Гюго к Жюльетте стала перерождаться в ревнивую страсть собственника, она же этому не противилась, готова была отдать любимому себя без остатка. В то время весь Париж гудел, осуждая связь Гюго с куртизанкой. А он совершенно не раскаивался в своем грехопадении, просто был счастлив.

Подчиняясь деспотичной любви, Жюльетта вынуждена была оставить театр и роскошную жизнь, отказаться от роли содержанки, тем самым погрузившись в нищету.
Сам же Гюго считал невозможным просто так давать возлюбленной деньги на жизнь. В его понимании это было безнравственным, так как его любимая вновь бы оказалась на постыдном содержании. Гюго презирал продажных женщин, поэтому и решил «нанять» свою любовницу в качестве секретарши, чтобы та переписывала набело рукописи его романов.

Женщина сочла это за огромную честь и восприняла с восторгом возможность иметь причастность к творчеству гения, обсуждать с ним сюжеты будущих литературных трудов и просто быть рядом. Однако совсем скоро Жюльетта, принесшая в жертву любви свое материальное благополучие, стала ее заложницей, не имеющей право одной выйти из дома, тратиться на наряды и еду. Отныне ее уделом были поношенные полотняные платья, хлеб и вода, что никак не приуменьшало ее благоговения и преданной любви к Гюго. Ради него она могла стерпеть почти все, но не измены.

А Гюго, спустя годы, не видя в ней уже тех прелестей, что раньше, распрощался со своим целомудрием, которое культивировал и в себе и погряз в «опасных связях» с привлекательными доступными женщинами. По некоторым подсчетам за два года гений сменил около двухсот сексуальных партнерш. Да и не мудрено – Жюльетта в затворничестве, экономя даже на элементарной еде, сильно постарела, поношенные платья совсем не украшали ее, великолепные волосы ее поседели, а ревность и тоска полностью овладела ее душой. Она совершенно перестала волновать Гюго как женщина, но по-прежнему должна была хранить чистоту и принадлежать только ему – властелину ее души.

Но каждый раз именитый писатель и знатный герой-любовник возвращался к ней, к своей Жюльетте, клянясь, что только одну ее он любит, ради нее и живет. А она верила как прежде и готова была на любые испытания ради него. Ведь именно Жюльетта Друэ, а не законная жена, проведет с Гюго долгие годы в изгнании. Она стерпит все его похотливые связи с девицами легкого поведения непосредственно в их доме. Всю до капельки себя отдаст и ни в чем не воспротивится. Воистину. любовь – зла.

За два года до смерти Гюго Жюльетта умерла от рака. Он даже и подумать не мог какими тяжким бременем ляжет на его душу смерть дорогой ему женщины, прошедшей с ним рядом жизненный путь длиною в 50 лет.

Виктор Гюго был героем Франции еще при жизни, поэтому его удостоили государственных похорон, его останки погребены в Пантеоне – рядом с Вольтером и Руссо. А катафалк с гробом провожала двухмиллионная процессия.

Читайте также:
Катерина Ленгольд - видео

Бонус

Мало кто знает, что творец слова Виктор Гюго ко всем своим литературным талантам имел незаурядные способности иллюстратора-графика. С 8 лет начал рисовать и возвращался время от времени к этому занятию, уже будучи знаменитым. Большую часть из четырех тысяч работ, он нарисовал, когда занялся политикой и отошел от литературной деятельности.

Чернильные и карандашные наброски хранятся во многих галереях и крупных коллекциях и стоят не малых денег. Степень талантливости писателя можно определить высказыванием Делакруа: «Если бы Гюго стал художником, то затмил бы всех живописцев современности».

Многие считают, что иллюстрации мрачны, как и его романы, и в этом есть доля правды.

Любовные перипетии русского классика Николая Некрасова так же заставляют задуматься о двойственности человеческой натуры.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Виктор Мари Гюго стр. 2

Виктор Мари Гюго

В пятый том вошел роман “Отверженные- часть 2 “Козетта”

Виктор Мари Гюго

В восьмой том вошел роман “Труженики моря”

Виктор Мари Гюго

Действие драмы Виктора Гюго «Марьон Делорм» (1829) происходит в 1638 г., во времена короля Людовика XIII и кардинала Ришелье, которым противопоставлены отверженный обществом плебей Дидье и.

Виктор Мари Гюго

Ореолом романтизма овеяны все произведения великого французского поэта, романиста и драматурга Виктора Мари Гюго (1802—1885). Идея животворной любви, милосердия, торжества добра над злом — вот.

Виктор Мари Гюго

В седьмой том вошел роман “Отверженные” – часть 5-я “Жан Вальжан”

Виктор Мари Гюго

События романа разворачиваются в 1699 г. в норвежской части объединенного королевства Дании и Норвегии. Бывший великий канцлер королевства заключен в тюрьму по навету врагов; его дочь разделяет с ним.

Виктор Мари Гюго

Во второй том вошли произведения: Эрнани, Король забавляется, Рюи Блаз

Виктор Мари Гюго

В первый том вошли оды, баллады, стихотворения

Виктор Мари Гюго

В десятый том вошел роман “Девяносто третий год”

Виктор Мари Гюго

«Рюи Блаз» (1838) завершает цикл романтических драм Виктора Гюго 30-х годов. В драме с необычайным блеском воспроизводится мрачная атмосфера Испании конца XVII в. и с огромной силой утверждается.

Виктор Мари Гюго

Четвертый том Собрания сочинений включает в себя драмы “Мария Тюдор”, “Анджело, тиран Падуанский”, “Рюи Блаз” и “Торквемада”.

Виктор Мари Гюго

Виктор Мари Гюго

“Бюг-Жаргаль” (1826) – первый роман известного французского писателя В.Гюго. События романа развиваются на фоне восстания негров 1791 года во французской колонии Сан-Доминго. Вождь восставших.

Виктор Мари Гюго

…1815 рік. Колишній каторжник Жан Вальжан після 19-річного ув’язнення виходить на волю. Його переповнює злість до всього світу, у нього не залишилося нічого святого, він не вірить нікому і нічому.

Виктор Мари Гюго

Виктор Мари Гюго

«…Вот пленница. Окружена

Толпой свирепою, она

Проклятий злобных внемлет крик.

Уныл её поблеклый лик…»

Виктор Мари Гюго

Виктор Мари Гюго

Эта поэма классика французского романтизма Виктора Гюго была написана в трагический для автора период, когда президент Французской республики Луи-Наполеон Бонапарт, племянник Наполеона I, совершил.

Виктор Мари Гюго

Дія одного з найбільш відомих романів видатного французського письменника Віктора Гюго”Собор Паризької Богоматері” відбувається в Парижі, наприкінці XVст. Духовну красу, щедрість серця народу, що.

Виктор Мари Гюго

Victor Marie Hugo. Поэт, писатель, драматург, общественный деятель, признанный лидер французского романтизма, классик мировой литературы. Родился в Безансоне, получил классическое.

Виктор Мари Гюго (Victor Marie Hugo)

Годы жизни: с 26.02.1802 по 22.05.1885

Французский романист, поэт и драматург, лидер романтического направления в литературе.

Виктор Мари был третьим сыном капитана (позднее генерала) Ж.Л.С.Гюго (родом из Лотарингии) и Софи Требюше (родом из Бретани).
Родители были в очень сложных отношениях, часто разъезжались, разными были даже их политические взгляды, и это оказало значительное влияние на формирование мировоззрения юного Виктора.
Раннее детство Гюго протекает в Марселе, на Корсике, на Эльбе (1803—1805), в Италии (1807), в Мадриде (1811), где проходит служебная деятельность его отца, и откуда семья каждый раз возвращается в Париж.
Писать начал в возрасте 14и лет, и первая же поэтическая книга Гюго, Оды и разные стихотворения (1822) получила высокую оценку Людовика XVIII, который назначил не по годам зрелому поэту премию в 1200 франков ежегодно, что позволило Виктору Гюго взять в жены подругу детства Адель Фуше.
В 1825 году Гюго получает Орден Французского легиона.
Вплоть до 1831 года Гюго пишет романы, драмы и стихотворения, в которых выступиает как смелый новатор, разрушаюший классицистическую систему и создающий новое художественное течение – романтизм. В частности предисловие к пьесе “Кромвель”, написанной в 1827 году стало своеобразным манифестом романтиков.
Окончательным триумфом романтизма стал роман “Собор Парижской Богоматери” (1831), снискавший большую популярность у современников.
В 1841 заслуги Гюго получают признание Французской Академии, которая избирает его своим членом.
В 1843 Гюго переживает большое горе – умирает его любимая дочь Леопольдина и ее муж. Потрясенный этим несчастьем Гюго удаляется от людей и работает над романом “Невзгоды” вплоть до 1848 года, когда начало революции пробудило в нем интерес к политике, он даже был выбран членом Национального собрания. После переворота 1851 года Гюго пришлось бежать в Брюссель, а потом долгое время жить на острове Гернси в проливе Ла-Манш. Во время своего долгого изгнания Гюго написал свои самые великие произведения.
После крушения режима Наполеона III в 1870, в самом начале франко-прусской войны, Гюго вернулся с Жюльеттой в Париж. В течение многих лет он противостоял империи и превратился в живой символ республики. Наградой ему была оглушительно торжественная встреча. Имея возможность покинуть столицу перед наступлением вражеских войск, он предпочел остаться в осажденном городе. Избранный в Национальное Собрание в 1871, Гюго вскоре сложил с себя депутатские полномочия в знак протеста против политики консервативного большинства.
В мае 1885 Гюго заболел и 22 мая умер у себя дома. Государственные похороны стали не только данью уважения к великому человеку, но и апофеозом прославления республиканской Франции. Останки Гюго были помещены в Пантеон, рядом с Вольтером и Ж.-Ж.Руссо.

Читайте также:
Франсуа Гизо, биография, история жизни, факты.

Информация о произведениях:

Интересные факты из жизни

В 1833 году Гюго познакомился с актрисой Жюльеттой Друэ. Их связь продолжалась 50 лет – до самой смерти актрисы в 1883.

Церемония похорон Гюго проходила в течение 10и дней, в ней приняло участие более миллиона человек.

Библиография

Поэзия

• Оды и поэтические опыты [Odes et poésies diverses] (1822).
• Оды [Odes] (1823).
• Новые оды [Nouvelles Odes] (1824).
• Оды и баллады [Odes et Ballades] (1826).
• Восточные мотивы [Les Orientales] (1829).
• Осенние листья [Les Feuilles d’automne] (1831).
• Песни сумерек [Les Chants du crépuscule] (1835).
• Внутренние голоса [Les Voix intérieures] (1837).
• Лучи и тени [Les Rayons et les ombres] (1840).
• Возмездие [Les Châtiments] (1853).
• Созерцания [Les Contemplations] (1856).
• Песни улиц и лесов [Les Chansons des rues et des bois] (1865).
• Грозный год [L’Année terrible] (1872).
• Искусство быть дедом [L’Art d’être grand-père] (1877).
• Папа [Le Pape] (1878).
• Революция [L’Âne] (1880).
• Четыре ветра духа [Les Quatres vents de l’esprit] (1881).
• Легенда веков [La Légende des siècles] (1859) (1877) (1883).
• Конец Сатаны [La fin de Satan] (1886).
• Бог [Dieu] (1891).
• Все струны лиры [Toute la lyre] (1888) (1893).
• Мрачные годы [Les années funestes] (1898).
• Последний сон [Dernière Gerbe] (1902) (1941).
• Океан [Océan. Tas de pierres] (1942).

Драматургия

• Кромвель [Cromwell] (1827).
• Эми Робсарт [Amy Robsart] (1828, опубликована 1889).
• Эрнани [Hernani] (1830).
• Марьон Делорм [Marion Delorme] (1831).
• Король забавляется [Le Roi s’amuse] (1832).
• Лукреция Борджа [Lucrèce Borgia] (1833).
• Мария Тюдор [Marie Tudor] (1833).
• Анджело] (тиран Падуанский [Angelo] (tyran de Padoue] (1835).
• Рюи Блаз [Ruy Blas] (1838).
• Бургграфы [Les Burgraves] (1843).
• Торквемада [Torquemada] (1882).
• Свободный театр. Малые пьесы и фрагменты [Théâtre en liberté] (1886).

Романы

• Ган Исландец [Han d’Islande] (1823).
• Бюг-Жаргаль [Bug-Jargal] (1826)
• Последний день приговоренного к смерти [Le Dernier jour d’un condamné] (1829).
• Собор Парижской Богоматери [Notre-Dame de Paris] (1831).
• Клод Ге [Claude Gueux] (1834).
• Отверженные [Les Misérables] (1862).
• Труженики моря [Les Travailleurs de la Mer] (1866).
• Человек, который смеется [L’Homme qui rit] (1869).
• Девяносто третий год [Quatrevingt-treize] (1874).

Публицистика и эссе

Экранизации произведений, театральные постановки

Художественные фильмы

• Горбун собора Богоматери. Реж. В.Дитерле. США, 1939. В роли Квазимодо — Ч.Лоутон.
• Жизнь Жана Вальжана. Реж. Л.Майлстоун. США, 1952.
• Отверженные. Реж. Р.Болеславский. США, 1935. В роли Жана Вальжана — Ч.Лоутон.
• Отверженные. Реж. Ж.П.Ле Шануа. Франция-Италия-ГДР, 1958. В роли Жана Вальжана — Жан Габен; в остальных ролях: С.Монфор, Ф.Леду, Бурвиль и др.
• Отверженные. Реж. Р.Оссейн. Теле- и киновариант. Франция. 1982. В роли Жана Вальжана — Лино Вентура.
• Отверженные. Реж. Б.Огэст. Комп. Б.Поледурис. США, 1998. В ролях: Л.Нисон, Дж.Раш, У.Турман и др.
• Рюи Блаз (в отечественном прокате — “Опасное сходство”). Сцен. Ж.Кокто. Франция, 1948. В гл. ролях: Ж.Маре, Д.Дарье.
• Собор Парижской Богоматери. Реж. Ж.Деланнуа. Франция. 1956.
• Человек, который смеется. Реж. П.Лени. США. 1928. В гл. роли — К.Фейдт.
Более полный список: Экранизации

3. 040. Виктор Мари Гюго, Отверженные

3.040. Виктор Мари Гюго, «Отверженные»

Виктор Мари Гюго
(1802—1885)

Глава европейского романтизма, величайший французский поэт XIX в., обладатель 80-томного литературного наследия, кавалер ордена Почетного легиона, член Французской академии, великий магистр масонской ложи «Приорат Сиона», безраздельно принадлежавший ей не только душой, но и своим пером, член палаты Пэров, депутат Учредительного и Законодательного собраний и прочее и прочее Виктор Мари Гюго (1802—1885) завершил свой знаменитый роман-эпопею (роман-драму, роман-реку, роман-миф) «Les mis;rables» — «Отверженные», над которой трудился с перерывами более 30 лет, в 1861 г.

Читайте также:
Борис Пастернак, биография, история жизни, творчество

Начав свою литературную деятельность с ошарашившего общественность описания любовной связи королевы с лакеем (драма «Рюи Блас»), Гюго в «Отверженных» главными героями сделал вора-каторжника и проститутку, любимых детищ сегодняшней масс-культуры, чем, собственно, и снискал в истории мировой литературы себе прочное, хотя и далеко не эстетское место.

Наибольшую популярность приобрели два отрывка из романа, переделанные в повести, — «Козетта» и «Гаврош».

Замысел романа из жизни низов возник у писателя в 1820-е гг., когда он стал собирать сведения о быте каторжников. Услышав историю о епископе Миоллисе, приютившем в 1806 г. освобожденного каторжника Морена и повлиявшего на его духовное перерождение, Гюго в 1829 г. набросал контуры будущего романа (даже написал одну главу), в центре которого был прообраз будущего главного героя — Жана Вольжана.

«Важно не то, чтобы история была правдивой, но чтобы она была истинной», — записал писатель. И это стало его «сверхзадачей».

В романе нет реальной правды французской жизни первой трети XIX в. Там правда романтика — разрушителя жизни.

В последующие 20 лет писатель создал несколько произведений, в которых присутствовали мотивы и контуры будущей эпопеи. Роман под названием «Жан Трежан» (позднее «Нищета»), Гюго закончил в Брюсселе в 1851 г.

Через 9 лет он его переработал, и в 1862 г. «Отверженные» увидели свет. Его появление сопровождала беспрецедентная по тем временам рекламная кампания, вызванная исключительно политическими мотивами — критика власти, да еще политическим изгнанником, была на руку многочисленным противникам Наполеона III.

События, рассказанные на полутора тысячах страниц, охватывают период 1815—1833 гг.

Епископ Мириэль приютил у себя только что освободившегося каторжника Жана Вальжана, 19 лет назад укравшего каравай хлеба для голодных детей своей сестры. Стащив серебряные столовые приборы, Вальжан ночью убежал из дома, но утром его схватили жандармы и привели к Мириэлю.

Епископ не только не стал обвинять каторжника в краже, но еще и вручил ему два серебряных подсвечника, которые тот якобы забыл у него. Своим поступком монсеньер внес смятение в озлобленную душу Вальжана и направил его помыслы на благие дела. Правда, перед этим Жан успел ограбить (больше по инерции) встреченного мальчишку.

Поселившись в городке Монрейль, Вальжан (он же Мадлен) за три года усовершенствовал местный промысел — изготовление искусственного гагата, разбогател и помог разбогатеть другим. Вскоре он стал мэром, устраивавшим всех, кроме полицейского агента Жавера, который подозревал в нем бывшего каторжника.

Когда в соседнем городке собрались судить некоего Жана Вальжана, некогда ограбившего мальчика, Жавер покаялся господину Мадлену в своих былых подозрениях. После тяжких раздумий мэр поехал на суд, где заявил, что подсудимый невиновен, а он сам и есть тот самый Жан Вальжан. Сосланный на галеры, Вальжан спас жизнь сорвавшемуся с реи матросу, а затем бросился в море. Газеты сообщили, что он утонул.

Через какое-то время Вальжан взял на себя заботу о дочери умершей проститутки Фантины — Козетте, забрав ее у хитрых и злобных трактирщиков Тенардье. Поселившись с малышкой в предместье Парижа, он воспитывал ее как родную дочь, благо, у него еще сохранились деньги, заработанные на производстве гагата.

Во время ночной облавы, устроенной Жавером, Вальжан чудом спасся в женском монастыре. Козетту взяли в монастырский пансион, а его самого определили помощником садовника.

Внук буржуа, Мариус Понмерси, не желавший жить с дедом-роялистом, прозябал в нищете. Несколько раз он встречал в Люксембургском саду Вальжана с Козеттой, влюбился в девушку, но своим вниманием только спугнул старика. Вскоре юноша стал свидетелем сговора бандитов, руководимых Тенардье, которые собрались ограбить Вальжана, и сообщил о том полиции. Когда бандиты напали-таки на Вальжана и их схватили полицейские во главе с Жавером, Вальжан опять скрылся, выпрыгнув в окно.

В 1832 г. Мариус отыскал Козетту и признался ей в любви, оказавшейся взаимной. 4 июня в Париже вспыхнуло восстание. Мариус с друзьями подался на баррикаду. Следом отправился и Вальжан. Революционеры поймали переодетого Жавера, но пацифист Вальжан отпустил его.

Правительственные войска очистили город от повстанцев. Погиб парижский сорванец Гаврош, был ранен Мариус. Вальжан вынес юношу с поля боя. Жавер, с которым он столкнулся по пути, в свою очередь также отпустил его. Сраженный благородством каторжника и еще более тем, что он сам впервые преступил закон, инспектор весьма картинно бросился с моста в воду.

Излечившийся Мариус встретился с Козеттой. Влюбленные, получив благословение Вальжана, обвенчались. Признавшись Мариусу в том, что он беглый каторжник, Вальжан вынужден был отдалиться от своей приемной дочери. Это лишило его всякого смысла в жизни и последних сил. Козетта стала забывать о нем, а ее супруг полагал, что каторжник получил то, что заслужил.

Читайте также:
Александр Грибоедов, биография, история жизни, книги

Но тут Тенардье за вознаграждение открыл Мариусу, что Вальжан не преступник и что именно он вынес его с баррикады. Молодые люди отыскали Вальжана, упали к его ногам с мольбами простить их, после чего старик скончался, счастливый тем, что он любим.

Центральной идеей «Отверженных» стала излюбленная тема Гюго — борьба противоположностей: света и тьмы, милосердия и жестокости, сострадания и нетерпимости, добра, воплощенного в Вальжане, и зла, воплощенного в Жавере. По этому шаблону и был выкроен сюжет.

Победило добро, как оно и следовало из первого предисловия автора: «Эта книга от начала до конца в целом и в подробностях представляет движение от зла к добру, от несправедливого к справедливому, от ложного к истинному, от мрака к свету, от алчности к совестливости, от гниения к жизни, от скотского состояния к чувству долга, от ада к небу, от ничтожества к Богу». Бога, прямо скажем, в романе нет, но само намерение заслуживает упоминания. Поучение, моральный урок полностью заслонили реалии действительной жизни.

«Отверженные», тем не менее, были с восторгом приняты публикой, в которой еще не угас революционный пыл. Роман был сразу же переведен чуть ли не на все европейские языки. Ажиотаж подогревался многочисленными противоречивыми критическими отзывами — от восторженных до негодующих.

Писатели были более осторожны в оценке романа, и большей частью отвергли его. Флобер, например, недоумевал: «Все персонажи говорят очень хорошо, но говорят одинаково». Отпугивал литераторов и чрезмерный пафос произведения, который вообще был свойственен В. Гюго.

Русских писателей (А. Герцена, Н. Некрасова, М. Салтыкова-Щедрина, Ф. Достоевского и др.) привлек гуманистический пафос романа Гюго. Л. Толстой вообще поставил его выше всего современного французского романа.

На русский язык «Отверженных» переводили К. Локс, М. Вахтерова, Д. Эфрос, М. Толмачёв, Д. Лившиц и др.

Первые фильмы по мотивам романа появились еще в немом варианте в 1907 г. — «На баррикадах Парижа» и «Рабочий». Роман (целиком и частями) экранизировался десятки раз не только в Старом и Новом свете, но и в Японии, Египте, Индии, Мексике, Бразилии, Корее, Турции. Однако ни одна картина не стала явлением в мире кино.

Виктор Гюго

Фото Все

Видео Все

Виктор Гюго – Невероятные истории любви – 2012

Виктор Гюго. “Отверженные” / Библейский сюжет / Телеканал Культура

Известные люди Виктор Гюго Док фильм

Виктор Гюго — биография

Виктор Гюго – один из ярчайших представителей французского романтизма. Писатель, поэт, прозаик и драматург стал автором таких бессмертных произведений, как «Отверженные», «Собор Парижской Богоматери», «Человек, который смеется» и других.

Бессмертные произведения писателя Виктора Гюго вошли в сокровищницу мирового литературного достояния. Он стал одной из самых значимых фигур во французском романтизме и примером того, насколько свободным и честным может быть творец. Будучи активным общественным деятелем, литератор осуждал неравенство в обществе и отвергал несправедливые законы.

Не все знают, что его великое произведение «Отверженные» было написано не в самый лучший творческий период. Однако, книга остается популярной и востребованной во всем мире и по сей день.

Детство и юность

В начале 19-го века во Франции царило время больших перемен и великих надежд на светлое будущее. Прошла революция, в стране низвергли абсолютную монархию и провозгласили Первую французскую республику. На улицах страны то и дело скандировали лозунги о свободе, равенстве и братстве. Народ верил в силу и могущество молодого Наполеона Бонапарта.

Именно в эпоху великих исторических преобразований было суждено родиться Виктору, третьему ребенку Жозефа Леопольда Сигисбера Гюго, в будущем генерала наполеоновской армии. Это событие произошло 26 февраля 1802 года в небольшом французском городе Безансон. Малыш родился до такой степени маленьким и слабым, что его мать Софи Требюше потом вспоминала, что он был размером «примерно со столовый нож».

Портрет Виктора Гюго в детстве

Семейство жило в достатке и владело просторным трехэтажным особняком. Сам Леопольд был из крестьян, но во время Великой революции показал себя доблестным и отважным воином, которому удалось пройти путь от рядового офицера до генерала армии Бонапарта. О матери будущего литератора сохранились довольно скудные сведения: известно, что она была дочерью судовладельца из Нанта.

Отец семейства постоянно находился в разъездах, связанных с военной службой. Его супруга и дети всюду следовали за ним, переезжая жить в разные города Франции и за ее пределы – в Италию и Испанию. Еще в раннем детстве Виктор познакомился с красотами Средиземноморья и Тосканы, что несомненно отразилось в дальнейшем на его творчестве.

С восьми лет будущий писатель демонстрировал способности к изобразительному искусству. Более четырех тысяч его детских и зрелых работ по сей день находятся в музеях и во владении частных коллекционеров.

Своим сыновьям Абелю, Эжену и Виктору родители старались дарить как можно больше любви и заботы, но между супругами очень часто вспыхивали ссоры на почве разных политических взглядов. Дело в том, что Леопольд был всецело предан Наполеону Бонапарту, тогда как Софи являлась сторонницей роялистов и поддерживала династию Бурбонов. Однако, полярная политическая позиция четы была не главной причиной разлада: Софи имела романтические отношения с генералом Лагори.

Читайте также:
Лев Никола́евич Толсто́й - отзывы, мнение, рейтинг

Родительские распри стали причиной того, что детям приходилось жить то у отца, то у матери. В итоге супруги развелись в 1813 году, и младший сын Виктор уехал с матерью в Париж. Через годы Софи неоднократно пыталась восстановить отношения, но Леопольд был непреклонен.

Мировоззрение маленького Гюго сложилось под влиянием матери, которая убедила сына в том, что Бурбоны выступают за свободу и равенство. А вот то, каким должен быть идеальный монарх, Виктор почерпнул из многочисленных книг, прочтенных им в детстве.

Творчество

Леопольд всегда видел в младшем отпрыске ученого мужа, такого как Декарт или Мишель Ролль. Он с ранних лет старался приобщить сына к точным наукам, в которых Виктор показывал хорошие успехи. Однако, биография генеральского наследника сложилась совсем иначе.

В Политехнический университет вопреки настоянию отца юноша так и не поступил. Скучным цифрам и построению схем он предпочел чтение поэзии и прозы великих авторов. Первые собственные сочинения Гюго создал еще в лицейские годы. Кроме того, талантливый мальчик часто писал пьесы для любительских школьных постановок, которые потом показывали на сдвинутых вместе партах. Костюмы для спектаклей дети мастерили своими руками из подручного материала – картона, остатков тканей и цветной бумаги.

В четырнадцатилетнем возрасте Виктор увлекся романтизмом и взахлеб читал произведения Франсуа Шатобриана. Однажды юноша из-за травмы ноги попал в госпиталь, где ему пришлось провести продолжительное время. Находясь на больничной койке, Гюго делал переводы стихов римского поэта Вергилия, которые уместились в десяти тетрадях.

Виктор Гюго

Эти рукописи бережно сохранила его мать, и мир мог бы изучать их по сей день, если бы самокритичный молодой человек не сжег свои труды. Он считал, что способен на более складный и изящный слог.

Уже тогда юный Виктор проявлял себя как приверженец классицизма в литературе и сторонник роялизма. На конкурсе молодых авторов в 1813 году Гюго представил членам комиссии свое поэтическое произведение о пользе научных знаний. Ода под названием «Les avantages des tudes» получила множество положительных отзывов и похвал. Некоторые из судей не могли поверить, что автору всего пятнадцать лет, ведь его суждения были взрослыми и сформировавшимися.

В своих ранних произведениях француз восхищался членами династии Бурбонов. Благодаря оде «На восстановление статуи Генриха IV» Виктор получил поощрение от властей в виде ежемесячного жалования. Это было очень кстати: в тот период отец был сердит на него за отказ от поступления в Политехнический университет, из-за чего прекратил финансирование сына.

В возрасте семнадцати лет Виктор и его брат Абель начали издавать собственный журнал «Литературный консерватор». В 1822 году вышел сборник «Оды», который закрепил успех молодого автора среди читающей публики.

Труды Гюго были наполнены романтизмом, но в них четко прослеживалась социальная или политическая нить. Это и было главным отличием творчества автора от романтизма англичанина Байрона, в произведениях которого преобладала человеческая сущность.

В те годы французы не понаслышке знали о неравенстве в обществе, нищете, торговле людьми, развратном поведении дам и прочих явлениях. Как и любая творческая личность, Виктор Гюго живо интересовался происходящим вокруг и подмечал особенно интересные моменты. Стоит отметить, что в своих книгах литератор не пытался докопаться до сути социальных проблем, а старался донести читателю, что общество станет совершенным только тогда, когда каждый станет уважать моральные и нравственные устои.

Политический аспект сквозил почти в каждом произведении Гюго. В своем первом серьезном труде под названием «Последний день приговоренного к смерти» автор с помощью метафор высказал свое отношение к отмене смертной казни.

«Человек, который смеется» издание 1862г.

В более зрелом возрасте Виктор написал сочинение «Человек, который смеется», которое также носит философский подтекст. Изначально писатель хотел назвать это произведение «По приказу Короля», но остановил выбор на более лаконичном названии. В романе описываются факты социального насилия, которые имели место в те страшные годы. Главным героем книги стал молодой лорд по имени Гуинплен, лицо которого рассекли в детстве, чтобы лишить мальчика статуса и наследства. Внешнее уродство не позволяло юноше жить полноценно, так как окружающие смеялись над ним и не считали равным себе.

Ярким событием в творчестве французского литератора стало создание в 1862 году романа «Отверженные». Сюжет построен на основе актуальных событий окружающего мира: нищеты и голода, проституции и рабовладения, произвола власти.

Главным действующим лицом произведения стал молодой человек по имени Жан, который украл в лавке хлеб для того, чтобы спасти от голода близких. За столь незначительное преступление мужчину упекли в тюрьму почти на двадцать лет, отбыв которые он вышел на свободу никому не нужным изгоем. В то время, как Жан и сам находился в беде, он помогал бездомной девочке Козетте стать хоть чуточку счастливой.

Читайте также:
Виктор Петрович Астафьев - отзывы, мнение, рейтинг

Многие исследователи творчества Гюго сходятся во мнении, что роман был написан на основе реальных впечатлений автора, который сам однажды стал свидетелем подобной истории.

Еще одно знаковое творение великого француза – «Собор Парижской Богоматери». Автор задумал его еще в 1828-м, но книга увидела свет только спустя три года. Этот роман стал новаторским: во французской литературе он стал первым произведением, основанным на реальных исторических фактах.

«Собор Парижской Богоматери»

На создание подобного труда писателя вдохновил великий литератор и историк Вальтер Скотт. В «Соборе Парижской Богоматери» Гюго высказал свою личную общественно-политическую позицию: на протяжении всей сознательной жизни он выступал за восстановление исторических архитектурных памятников.

Так и стало готическое парижское здание главным героем романа: власти собирались снести старинный собор. В произведении автор предлагает взглянуть на изнанку человеческих душ и на извечную борьбу добра со злом. Основной драматической линией книги стала судьба глубоко несчастного Квазимодо, влюбленного в прекрасную Эсмеральду. Девушка, украденная и воспитанная цыганами, единственная во всем городе не смеялась над уродливым карликом. В последствии роман много раз экранизировался, на его основе был создан ряд театральных постановок и музыкальных произведений.

Политическая деятельность

Гюго решительно выступал за отмену смертной казни. Однажды он даже добился у короля помилования революционера Барбеса, непосредственно перед днем приведения приговора в исполнение.

В 1845 году писатель удостоился звания пэра. Войдя в палату почтенных мужей, он боролся за возвращение Бонапартов на родину, отстаивал интересы Польши, защищал авторские права.

Газета Виктора Гюго

После революции 1848 года Гюго основал антирадикальное издание «Evénement» в котором выступал в защиту свободы печати, но в то же время критиковал такие крайности, как национальные мастерские. Через год литератор избрался в Законодательное собрание Франции, и постепенно его умеренно-либеральные взгляды сделались крайне республиканскими. Автор романов был сторонником всеобщей подачи голосов и противником пересмотра статей конституции.

Виктор выступил активным участником борьбы с государственным переворотом 1851 года. Он лично принимал участие в боях на баррикадах и чудом избежал расправы, успев скрыться в Бельгии. Из этой страны политик вскоре был изгнан и тогда его пристанищем стали Нормандские острова.

Виктор Гюго

Гюго помогал революционеру Гарибальди собирать средства на оппозиционную деятельность, выступал в защиту политзаключенных разных стран, часто переписывался с русским писателем и политиком левого толка Герценом.

Личная жизнь

Факты из личной жизни творца современному человеку могут показаться своеобразными, но что поделать – это были совсем иные времена.

Первой юношеской любовью писателя стала девушка из буржуазного общества Адель Фуше, на которой он женился в 1822 году. Адель подарила Виктору пятерых детей, первый из которых скончался почти сразу после рождения. Со временем красавица-жена стала охладевать к мужу и пренебрежительно относиться к его творчеству. Вообще, строптивая девица не считала Гюго талантливым писателем и даже ни разу не открывала его книг. Когда выяснилось, что супруга давно стала любовницей друга Виктора, стала понятна причина ее отказа в интимных отношениях.

Виктор Гюго и Жульетта

Расставшись с Адель, Гюго начал встречаться с новой возлюбленной – светской куртизанкой Жульеттой, которая находилась на полном содержании князя Анатолия Демидова. Красавица влюбилась в писателя с первого взгляда и между ними вспыхнул роман. Однако, ревнивец Виктор потребовал от пассии разорвать отношения с состоятельным любовником. Добившись своего, автор великих произведений повел себя весьма прижимисто, и даже скупо. Жульетта, привыкшая носить роскошные туалеты и дорогие украшения, стала одеваться чуть ли не в лохмотья. На содержание своей женщины Гюго выделял сущие копейки, и все расходы контролировал лично.

Мечтой всей жизни возлюбленной писателя была актерская карьера, но новый избранник никак не посодействовал в ее осуществлении. Будучи на тот момент известным литератором, он мог договориться и обеспечить любимой место в театре. Однако, этого так и не произошло.

В конце концов Жульетта отцвела, и гениальный творец продолжил свои любовные похождения с девицами легкого поведения. Для этих целей в его доме была отведена специальная комната.

Болезнь и смерть

Виктор Мари Гюго скончался 22 мая 1885 года в Париже. Причиной смерти создателя бессмертных шедевров стала пневмония. В первые же дни миллионы французов узнали об этом трагическом событии и все, кто смог, приняли участие в траурной процессии. После масштабных похорон прах писателя был упокоен на территории Пантеона.

Поклонники Гюго часто приезжают на остров Джерси, где автор жил и творил, раскрыв в себе талант поэта.

Избранные произведения

  • Бюг-Жаргаль
  • Последний день приговорённого к смерти
  • Собор Парижской Богоматери
  • Отверженные
  • Труженики моря
  • Человек, который смеётся
  • Девяносто третий год
  • Кромвель
  • Марион Делорм
  • Эрнани
  • Король забавляется
  • Лукреция Борджиа
  • Мария Тюдор
  • Анджело, тиран Падуанский
  • Рюи Блаз
Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Биография Виктора Гюго

Знаменитый французский поэт и писатель Виктор Мари Гюго родился в Безансоне, сын офицера Сигизбера Гюго, ставшего впоследствии генералом и графом первой империи, и дочери нантского судовладельца, роялистки Софии Требюше.

Читайте также:
Михаил Афанасьевич Булгаков - отзывы, мнение, рейтинг

Готовясь к военной карьере, Виктор сопровождал отца в его командировках в Италию. Уже его юношеские поэтические произведения были отмечены похвальными отзывами и даже премиями.

Молодой Виктор Гюго честолюбиво говорил себе: «Я буду Шатобрианом, или никем».

Получив от короля Людовика XVIII пенсию 1000 (а позже 2000) франков, Гюго женился на Адели Фуше и посвятил свою жизнь литературному труду.

Виктор Гюго прожил почти весь XIX век. Начинал он с подражания тонкой эстетике Шатобриана, а в мировую литературу вошел социальными романами, суть которых можно определить его же словами: «Проснитесь, человек бедствует, народ раздавлен несправедливостью». Этим он снискал искреннюю любовь читателей. Гюго не стал, как Шатобриан, писать на религиозные темы, нет, он стал призывать людей прежде всего исполнить заповедь Христа о любви к ближнему, о милосердии и сострадании.

Гюго был не только писателем, поэтом и драматургом, но и политическим деятелем. Король Луи Филипп наградил его званием пэра. Но когда власть поменялась – на трон взошел Наполеон III, писатель был вынужден покинуть Францию, он жил в эмиграции более 20 лет. Причиной эмиграции была бескомпромиссная позиция Гюго в вопросах, как бы сегодня сказали, прав человека.

Виктор Гюго в молодости

«Я ненавижу всякое притеснение, а на земле стонут народы под тяжким игом, – писал он. – Когда я вижу, как мучается Греция под пятой Турции, как умирает окровавленная Ирландия, как Австрия своей палкой, постыдным и тяжелым скипетром ломает крыло венецианского льва, как Вена держит в когтях Милан – о, тогда я проклинаю всех тиранов, я чувствую, что поэт – их судья. Тогда я бросаю нежные песни и привязываю к своей лире медную струну».

Гюго был, конечно, романтиком. «Первая потребность человека, первое его право, первый его долг – свобода», – не уставал повторять он. Французская революция 1789 года стала основным источником творчества Гюго. «Революция, вся революция в целом – вот источник литературы девятнадцатого века». «Романтизм и социализм – одно и то же явление», – считал писатель.

Начал свой бой за свободу Гюго на подмостках театра. Его драмы «Эрнани» (1829), «Король забавляется» (1832), «Лукреция Ворджа» (1832), «Мария Тюдор» (1833), «Анджело, тиран Падуанский» (1835), «Оюи Влаз» (1838) -это, по словам исследователя творчества Гюго Л. Андреева, «своеобразная декларация прав человека».

Квазимодо (герой романа «Собор Парижской Богоматери») — Люк-Оливье Мерсон. Гравюра из книги Альфреда Барбу «Виктор Гюго и его время» (1881)

В России очень любили сочинения Гюго, особенно его романы. Ф.М. Достоевский даже написал предисловие к русскому изданию романа «Собор Парижской Богоматери». «Его мысль есть основная мысль всего искусства девятнадцатого столетия, и в этой мысли Виктор Гюго, как художник, был чуть ли не первым провозвестником. Это мысль христианская и высоконравственная; формула ее – восстановление погибшего человека, задавленного несправедливо гнетом обстоятельств, застоя веков и общественных предрассудков.

Это мысль – оправдание униженных и всеми отринутых парий общества. Конечно, аллегория немыслима в таком художественном произведении, как, например, «Собор Парижской Богоматери». Но кому не придет в голову, что Квазимодо есть олицетворение пригнетенного и презираемого средневекового народа французского, глухого и обезображенного, одаренного только страшной физической силой, но в котором просыпается, наконец, любовь и жажда справедливости, а вместе с ними и сознание своей правды и еще непочатых, бесконечных сил своих»

История жизни Виктора Гюго.

В 1862 году Гюго закончил свой роман «Отверженные». Достоевский оценил его даже выше своего романа «Преступление и наказание». Гюго писал его тридцать лет. Он придавал этому роману очень большое значение, считая, что книги, подобные «Отверженным», способны переустроить общество.

Этот захватывающий, приключенческий роман в основе своей содержит социальные проблемы. Вывший каторжник Жан Вальжан, осужденный на двадцать лет за кражу хлеба для умирающих от голода племянников, едва снова не попадает под суд за кражу серебряных канделябров из храма, но был спасен епископом. Поступок епископа так поражает Жана, что он со временем сам перерождается нравственно, становится подвижником и праведником. До конца дней своих он оказывает бескорыстную помощь всем, кто в ней нуждается.

Антиподом и «злым гением» главного героя романа выступает полицейский инспектор Жавер – «дикарь, состоящий на службе цивилизации, странное сочетание римлянина, спартанца, монаха и капрала, неспособного на ложь шпика и непорочного сыщика». На протяжении всего романа сыщик преследует Вальжана. Последний отпускает Жавера, приговоренного инсургентами к расстрелу. Чуть позже и Жавер отпускает жертву, но, не вынеся неразрешимого противоречия между совестью и долгом, кончает жизнь самоубийством.

Читайте также:
Абрахам «Брем» Стокер - отзывы, мнение, рейтинг

В книге много драматических сцен из народной жизни – восстание парижан в июле 1832 года, гибель героев баррикадных боев. Все мы помним с детства историю Гавроша. Гаврош – один из персонажей этого романа.

Оказавшись на баррикаде, жан Вальжан не принимает участия в сражении, он вне политики, он духовный сын епископа. Но Вальжан спасает Мариуса и оказывается настоящим героем. И спасает во имя будущего, чтобы счастливой сделать Козетту. Но символически это воспринимается как возможность сделать счастливой Францию. Гюго приходит к выводу, что баррикады не могут решить всех социальных проблем, что по сути они решаются на узком плацдарме человеческой души, индивидуального сознания. Но только пройдя через Великую революцию, главный герой романа Жан Вальжан превращается в апостола добра и справедливости.

В следующем своем романе «Девяносто третий год» Гюго изображает революцию как «очистительное горнило», в котором выплавляется современная цивилизация. Но при этом он разводит еще дальше политику и нравственность. Для писателя «абсолют человеческий» становится высшим критерием, Истиной и Справедливостью. Симурдин убивает себя после того, как выносит приговор Говэну, справедливый лишь с точки зрения политика.

«Мы хотим идти к прогрессу пологой тропинкой. Сглаживание неровностей пути – в этом вся политика Бога», – к этой мысли Гюго пришел в конце жизни.

Талант Виктора Гюго достиг таких вершин, на которые поднимались только мировые поэты. Благодаря соединению в его творчестве романтического и реалистического элементов, он внес во французскую поэзию новую струю, которой со временем суждено было превратиться в широкое течение и сказываться чуть ли не во всех позднейших выдающихся произведениях этой литературы.

Надгробие Виктора Гюго в парижском Пантеоне

Недаром Флобер зачитывался Гюго и считал его своим первым и влиятельнейшим учителем, а один авторитетный критик назвал его влияние на французскую литературу «беспредельным». Гюго умер в Париже в возрасте 83 лет. Его оплакивала вся Франция, в последний путь великого писателя провожали почти миллион человек.

Виктор Мари Гюго (1802-1885) – биография, жизнь и творчество французского писателя

Период детства

В небольшом городе Бензаносе, что в восточной части Франции, у Жозефа Гюго и его супруги Софи Требюше родился малыш. Событие произошло в 1802 году 26 февраля. Виктор Гюго был третьим ребенком в семье. Отец будущего писателя служил в наполеоновской армии капитаном, став со временем генералом, мать — роялистка.

Из-за папиной службы семье приходилось часто переезжать. Еще в раннем возрасте Виктор успел побывать в Мадриде, Эльбе, Корсике, других не менее известных местах. Постоянные путешествия наложили характерный отпечаток на характер подрастающего мальчика, у которого развилось романтическое восприятие окружающей среды.

В 12-летнем возрасте подростка родители развелись, причиной чему стала любовная связь Софи с генералом Лагори. Это событие произошло в Мадриде, вскоре мать забрала Виктора и окончательно переехала проживать в Париж.

Годы юности

До 12 лет образование будущего писателя было сумбурным, но уже в 1814 году он начал обучаться в пансионе Кордье, после чего поступил в лицей Людовика Великого. Уже в возрасте 14 лет проявились первые писательские задатки, когда он представил свои произведения:

  • «Athelie ou les scandinaves»;
  • ” Yrtatine”;
  • «Louis de Castro».

Практически сразу же он был удостоен почетного отзыва из Тулузской академии, где регулярно принимал участие в проводимых конкурсах. Позже Гюго отмечен на уровне королевского правительства.

По завершению учебы Виктор полностью углубился в развитие раскрывшегося творчества. Его первые работы вместе с начальной версией нашумевшего романа «Бюг Жаргаль» публиковались в 1821 году в известном на несколько стран издании «Консерватер литерер».

Знаменательным для писателя стал 1822 год, именно в этот период вышел в свет его успешный сборник под названием «Оды и разные стихотворения». В нем отчетливо просматривается дух классицизма. По истечении года был выпущен следующий роман «Ган Исландец», отзывы о котором оказались весьма сдержанными и неоднозначными.

Одним из главных критиков стал Шарль Нодье. Гюго не смог равнодушно отнестись к предъявленным весомым аргументам и конструктивным замечаниям. Некоторое время спустя писатели встретились лично, результатом чего стала крепкая и искренняя дружба, однако ей не суждено было продлиться долго. Примерно в 1830 году Нодье плотно увлекся критикой творчества Гюго.

Формирование личности писателя

В период с 1827 по 1830 годы появились дружеские отношения с разными выдающимися литераторами, вместе с которыми основывается собственная группа под названием Сенекаль при журнале, именуемом «Мюз франсез». Творчество ее членов характеризовалось романтической выраженной направленностью. Молодой и перспективный поэт с каждым днем приобретал всеобщую славу. Список самых известных произведений Гюго:

  • «Последний день осужденного» — повесть 1829 г.;
  • «Кромвель» — пьеса 1827 г.;
  • «Восточные мотивы» — сборник 1829 г.

Наиболее плодотворное время в плане творчества Виктора пришлось на период с 1829 по 1843 год. Выходят одна за другой довольно скандальные пьесы, которые не перестают подвергаться серьезной цензуре. Однако такое положение вещей не останавливает писателя. Практически сразу же после «Марион Делорм», высветившей известного персонажа Людовика XIII, будто художник портрет, не с самой лучшей стороны, выходит «Рюи Блаз», «Эрнани», а также «Король забавляется».

Читайте также:
Николай Мрочковский - отзывы, мнение, рейтинг

Позже литературные критики отзывались об авторе так, что его триумф стал падением «Бастилии классицизма», на первом месте драматургии появляется романтизм.

В биографии Гюго выделяется светлая, даже яркая полоса, когда он создал роман-описание исторической направленности «Собор Парижской Богоматери». В произведении отображается многогранный и неординарный прозаический талант, что отображено в раскрытии тогдашнего положения Франции. Точно и четко определена проблематика, актуальная для страны.

Трагедия и затворничество

В 1843 году произошла большая беда у Виктора. Во время шторма на Сене случилось кораблекрушение, унесшее жизнь его совсем молодой дочери Леопольдины и ее мужа. Настоящий удар, после которого Гюго на определенное время полностью отстранился от общественной активной деятельности.

Принудительное уединение послужило поводом для начала работы над сложной и достаточно большой работой. Ею стал социальный роман, названный изначально писателем «Невзгоды». Виктору не удалось полностью дописать произведение, поскольку с началом революции 1848 года он возглавил активное социально-политическое движение и вошел в Национальную Ассамблею.

К творчеству великий романист вернулся совсем ненадолго, это произошло в результате переворота в 1851 году. После Гюго повторно покинул Францию, перебравшись в Брюссель, а дальше на известный остров Джерси, откуда его путь лежал на остров Гернси. Наступило время затворничества, когда появилась книга «Наполеон Малый». В этом произведении подробно раскрыты диктаторские действия Луи Бонапарта. Следующий шедевр в виде стихотворной сатиры «Возмездие» также многое рассказал про Наполеона III вместе с поклонниками и последователями его режима.

Возвращение автора состоялось в 60-х годах, он продолжил активно трудиться над начатым до революции романом «Невзгоды». В настоящее время читатель знакомится с этим произведением под названием «Отверженные». Когда Виктор был на острове Гренси, он написал целый ряд книг, являющихся сегодня достоянием мировой классической литературы:

  • «Труженики моря»;
  • «Уильям Шекспир»;
  • стих в сборнике «Песни улиц и лесов»;
  • «Человек, который смеется».

Возвращение на родину

Причиной возвращения писателя в родной Париж, что произошло в 1870 году, смело можно называть падение режима Наполеона III, что произошло в период разворачивания активных действий Франко-прусской войны.

У Виктора было собственное представление, касающееся правильного политического устройства в стране. Неудивительно, что он поддержал сторону оппозиции. С наступлением врагов он не убежал из города с остальными сторонниками, гордо оставаясь в Париже, который время от времени наводнили войска чужого государства. В 1871 году он вышел из Национальной Ассамблеи и отказался от предоставленных ему полномочий. Так был выражен своеобразный знак протеста, направленный на консерваторов. Далее последовало возвращение на литературное поприще.

Появившиеся на тот момент направления в прозе совершенно не понравились автору, он в очередной раз приступил к историческому роману под названием «Девяносто третий год». В этом произведении отчетливо просматривается романтизм, поскольку героям присвоены образы, соперничающие друг с другом и кардинально отличающиеся. Прослеживается регулярная символизация, параллельно с тем роман буквально насыщен достоверными данными, касающимися времен революции.

Интересным и необычным многие критики назвали сборник «Искусство быть дедом». Новый опыт писателя одобрили многие, в том числе и его собственные внуки, которым и посвящалось произведение. Сразу же вышла вторая из трех книг Виктора Гюго «Легенды веков», а последняя часть была завершена в 1883 году.

Страницы личной жизни

Краткая история указывает на то, что в 1820-х годах молодой писатель не был лишен женского общества, где и встретился с Адель Фуше и без памяти в нее влюбился. Но этой связи резко воспротивилась мать юноши, который поэтому на некоторое время прекратил думать о красавице.

Но в 1823 году Софи Требюше скончалась, что послужило поводом для возобновления отношений с отцом. Результатом такого поворота событий в жизни стало появление «Оды моему отцу». Старший Гюго совершенно не воспротивился избраннице сына. Брак молодых людей состоялся, они стали родителями пятерых детей: Адель, Леопольдина, Леопольд, Франсуа Виктор Гюго и Шарль.

Семья писателя всегда была дружелюбной и гостеприимной. Неудивительно, что в их доме регулярно организовывались чаепития, масштабные литературные вечера. Основные гости — коллеги мужа, среди которых следует выделить Шаоля Огюстена де Сент-Бев. Он вскоре после знакомства не скрыл своих чувств и признался в любви супруге Виктора. Гюго не разгневался, поскольку сам серьезно увлекся актрисой Жюльетт Друэ. С ней он и прожил все свои оставшиеся годы. Жюльетт умерла от рака.

Для Виктора Гюго потеря любимой женщины стала настоящим ударом. Не справившись с бедой, он покинул этот мир в 1885 году.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: