Василий Суриков, биография, история жизни, творчество

Василий Иванович
Суриков

Биография и информация

Суриков Василий Иванович (12 (24) января 1848 год, Красноярск — 6 (19) марта 1916 год, Москва) – русский художник, мастер исторической живописи. Картины Василия Сурикова оживили мир ушедших эпох русской истории. Мастерство Сурикова как тонкого колориста и великолепно владеющего композицией художника (приятели даже называли его «композитором») сделало его одной из главных фигур отечественной живописи. Более 25 лет он состоял в Товариществе передвижных выставок.

Особенности творчества художника Василия Сурикова: полифоническая, всегда тщательно выверенная композиция; виртуозное умение писать скопление народа, при этом каждый персонаж индивидуален; тонкое чувство цвета и продуманная колористика картин; обращение к русской истории, воссоздание исторических ситуаций.
Известные картины Василия Сурикова: «Утро Стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меншиков в Березове», «Взятие снежного городка».

Василий Суриков умел говорить «нет». Он отказался от пенсионерской поездки за счет Академии художеств в Европу (правда, предложенной ему не сразу после выпуска, а спустя полгода), предпочтя заниматься росписью храма Христа Спасителя. Европа от него никуда не делась, но сначала Суриков захотел обрести финансовую независимость (она началась с того, что картину Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни» Павел Третьяков купил за 8 тысяч, огромные по тем временам деньги). Трижды отказывался от преподавания в Академии художеств и Московском училище живописи, зодчества и ваяния. И есть история, что зачастившего «поговорить о смерти» с его умирающей женой Льва Толстого Суриков спустил с лестницы.

Василий Суриков родился в Красноярске и всю жизнь чрезвычайно гордился своей принадлежностью к старинным казачьим родам. Двоюродный брат его деда по отцовской линии, Александр Степанович Суриков (1794—1854), был атаманом Енисейского казачьего полка, в его честь назвали один из островов на Енисее. Мать Сурикова, Прасковья Фёдоровна Торгошина, также происходила из казачьего рода. Отец художника, Иван Васильевич Суриков, служил коллежским регистратором. Он рано ушел из жизни – маленькому Васе исполнилось всего 11 лет. После смерти отца семья оказалась в стесненном материальном положении. Активное участие в его дальнейшем образовании приняли енисейский губернатор Павел Замятин и сибирский золотопромышленник Петр Кузнецов. Кузнецов оценил картины Василия Сурикова и взял на себя все расходы по обучению и проживанию его в Петербурге.

Суриков приехал в Санкт-Петербург в начале 1869 года. С первого раза в Академию ему поступить не удалось, но юноша не отчаивался и начал заниматься в рисовальной школе Общества поощрения художников. Осенью Суриков стал вольнослушателем Академии художеств, а год спустя был зачислен в воспитанники и попал в класс Павла Чистякова. Его талант неоднократно был отмечен руководством Академии – Сурикова четыре раза удостаивали серебряной медалью и премировали деньгами. Однако Большая золотая медаль все никак не давалась, а позже Суриков сам отказался от пенсионерской поездки.

Первой большой работой художника Сурикова по завершении обучения стала не картина, а фрески в храме Христа Спасителя. Это же позволило ему найти свое место в географическом смысле – Суриков остался в Москве, этот город был ему по-настоящему близок, здесь написаны самые знаменитые картины художника. Здесь он нашел свою единственную любовь: жена Елизавета Шаре родила ему двух дочерей (старшая впоследствии вышла замуж за художника Петра Кончаловского). Преждевременная смерть жены стала для Сурикова настоящей трагедией, два года он не брал в руки кисть, и лишь в поездка в родной Красноярск подарила утраченное вдохновение: картина Василия Сурикова «Взятие снежного городка» – словно фото его собственного беззаботного детства.

Большое влияние на творчество Сурикова оказала музыка – как в прямом, так и в переносном смысле. Еще в Академии ему дали очень музыкальное прозвище – «композитор», за мастерские композиции картин. Суриков очень любил оперу, играл на гитаре. Среди немногочисленных портретов, созданных художником – портреты его друга и учителя музыки , гитариста Федора Пелецкого.

Вернувшись в Москву, Суриков продолжал активно работать. В 1881 году он стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. В рамках сотрудничества с «передвижниками» Суриков демонстрировал на выставках Товарищества свои знаменитые картины , в частности полотно «Меншиков в Березове», которое приобрел Павел Третьяков для своей коллекции. На вырученные деньги Суриков наконец-то посетил Европу, побывал в музеях Италии и Франции, Германии и Австрии.

По возвращению Суриков приступил к работе над «Боярыней Морозовой», которую критики восприняли далеко неоднозначно. За ней последовали исторические полотна «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин». В 1893 году труды Василия Сурикова были высоко оценены художественным сообществом – он стал действительным членом петербургской Академии художеств. В 1907 году Суриков оставил «передвижников» и вошел в ряды Союза русских художников.

Несколько лет спустя при непосредственном участии Василия Сурикова в его любимом Красноярске была открыта школа рисования. Здесь, в городе своей юности, он написал несколько работ, запечатлевших достопримечательности Красноярска и прекрасного Енисея.

Читайте также:
Сальвадор Доме́нек Фелип Жасинт Дали и Доме́нек де Дали де Пу́боль - отзывы, мнение, рейтинг

Художник скончался в 1916 году от болезни сердца. Василий Суриков похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище рядом с женой.

На портале Артхив можно посмотреть репродукции (фото) картин Василия Сурикова в высоком разрешении.

Василий Иванович Суриков

Фото Все

Видео Все

Василий Суриков / Передвижники / Телеканал Культура

Василий Суриков – гениальный ясновидец прошлого

Я природный казак. Василий Суриков

Василий Суриков — биография

Василий Суриков – русский живописец, автор легендарных полотен «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни» и многих других. Его масштабные исторические картины стали достоянием отечественного искусства.

Картины русского художника Василия Сурикова знают и почитают во всех уголках планеты. Его исторические полотна «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Степан Разин» стали мировыми шедеврами живописного искусства.

При жизни картины Сурикова много критиковали за «скученность лиц» и «композиционную кашу», а некоторые критики называли его работы «парчовыми коврами». Однако спустя время в этих так называемых недостатках искусствоведы разглядели всю прелесть суриковского стиля. В его живописи не было ничего западного, только национальный колорит и верное следование лучшим традициям древнерусских художников.

Детство и юность

Великий русский живописец родился в Красноярске 24 января 1848 года. Суриковы являлись потомками казачьего рода, среди их предков даже был атаман одного из сибирских казачьих полков. Отец семейства, Иван Васильевич, занимал должность коллежского асессора, а мать Прасковья Федоровна вела домашнее хозяйство.

Когда Василию пришла пора учиться, семья переехала в село Сухой Бузим, куда отца назначили руководить акцизным управлением. Мальчика определили в церковно-приходскую школу, где он окончил два класса. Далее Суриков поступил в уездное училище, из-за чего ему пришлось покинуть дом родителей. Вскоре от туберкулеза умер отец, и матери ничего не оставалось, как собрать детей и вернуться в Красноярск.

Василий Суриков

Тогда у Суриковых был собственный двухэтажный особняк. На его содержание, да и на жизнь после смерти кормильца денег практически не было. Поэтому мать отдала второй этаж под съем, и таким образом в семье появились хоть какие-то средства.

Рисовать Вася начал еще в училище. Там же стал брать уроки у педагога Николая Гребнева, который выявил наличие у юноши уникального художественного дара. Первую полноценную картину молодой живописец создал в 1862 году: это была акварель «Плоты на Енисее». В настоящее время эта работа хранится в красноярском музее-усадьбе художника.

После окончания училища Василий устроился на работу писцом в губернское управление. О дальнейшем образовании пришлось забыть: финансовое положение семьи было плачевным. В свободное от работы время молодой человек продолжал рисовать, и вскоре его картинами заинтересовался местный губернатор Замятин. Чиновник нашел для подающего надежды живописца мецената, готового оплатить за его обучение в Академии художеств. Поступить с первого раза не получилось, поэтому Суриков записался на курсы живописи Общества поощрения художников Санкт-Петербурга.

Вторая попытка поступления оказалась более удачной: Василий стал вольнослушателем Академии. Прошел целый год, прежде чем юношу наконец приняли в основной класс. Студент учился старательно, внимая каждому слову преподавателя П. П. Чистякова. Прилежное отношение к учебе дало свои плоды: за годы, проведенные в Академии Суриков неоднократно удостаивался медалей и денежных поощрений. В молодости художник много времени уделял композиции, поэтому однокашники дали ему прозвище «Композитор».

Творчество

Профессиональная биография живописца началась с создания полотна «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге». Картина была написана в 1870-м, а позже автор решил продать ее П. И. Кузнецову. Первоначальная версия работы сейчас хранится в Красноярске, где сейчас открыт художественный музей имени Сурикова.

«Милосердный самаритянин»

В середине 1870-х живописец побывал в гостях у Кузнецова, владевшего золотыми приисками в Хакассии. Новые места вдохновили Василия Ивановича на написание картины «Милосердный самаритянин», которую он оставил в дар гостеприимному хозяину. Работу оценили и искусствоведы, наградив талантливого автора Малой золотой медалью.

Художника неоднократно просили написать портреты на заказ, но он неизменно отказывался. Однако портретный жанр в своем творчестве он использовал охотно. В галерее Сурикова есть галерея графических изображений музыканта Ф. ф. Пелецкого, у которого он, к слову, брал уроки игры на гитаре.

Написанные в дальнейшем полотна прославили художника на весь мир. Пропуском в мир искусства стало полотно «Утро стрелецкой казни», над которым живописец трудился почти три года. После успеха картины Василий Иванович стал членом Товарищества передвижных художественных выставок.

Картина Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни»

Суриков чувствовал, что ему необходимо творчески развиваться. Он давно задумывал путешествие за границу, но мечту долго не удавалось осуществить из-за финансовых проблем. Тогда автор продал свое полотно «Меншиков в Березове», а на вырученные деньги смог наконец отправиться в поездку. Художник побывал во Франции, Италии, Германии и Австрии, где своими глазами увидел работы прославленных мастеров.

«Меншиков в Березове»

С начала 1880-х Суриков трудился над полотном «Боярыня Морозова». Четкое следование композиции заставляло автора каждую работу начинать с зарисовки. Порой Суриков работал над эскизами по нескольку лет, и только потом переносил их на холст.

Читайте также:
Сальвадор Дали, биография, история жизни, творчество

Картина «Боярыня Морозова»

Морозова овладела мыслями Василия Ивановича после рассказов о ней, услышанных от тети Ольги Дурандиной. В самом начале работа застопорилась из-за того, что автор никак не мог подобрать подходящий типаж. Наконец он нашелся в лице другой тетки – Авдотьи Торгошиной.

Когда картина была завершена, ее разместили в галерее Передвижной выставки, проходившей в 1887 году. После успешной демонстрации «Боярыни Морозовой» живописец вернулся в родные края, чтобы понаблюдать за августовским солнечным затмением. Сегодня этюд с изображением этого природного явления находится в картинной галерее Твери.

До 1887 года портреты по-прежнему мало интересовали Сурикова. Но вдруг в творчестве художника случился переворот, и он начал творить именно в этом направлении. Появились полотна с изображением матери, брата, жены, а также автопортреты.

В 1888-м Василий Иванович овдовел. Собрав детей, он на время переехал в Красноярск и начал трудиться над полотном «Взятие снежного городка». Окончательные штрихи к картине живописец сделал спустя два года.

«Взятие снежного городка»

Василий Иванович любил переносить на холст случаи из реальной жизни. Так и с этой картиной – на ней изображена старинная снежная забава, в которой участвовал и стар, и млад. Идею подсказал младший брат, изображенный на полотне в санях. Побывав с картиной на международной выставке в Париже, Суриков удостоился золотой медали.

Живописец часто ездил по необъятным просторам Сибири, встречаясь с хакасами, остяками, вогулами. Он слушал истории местных обитателей, изучал их быт и этнические особенности. Собрав солидный багаж материала, автор приступил к работе над картиной «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем». Полотно писалось не только в Сибири, но и на берегах могучего Дона.

«Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем»

На момент возвращения в Красноярск художник уже загорелся следующей идеей – создать историческое полотно о переходе отрядов Суворова через Альпы. Образом для великого русского полководца послужил казачий офицер в отставке Ф. Ф. Спиридонов, работавший в те годы над родословной Суриковых. Для создания зарисовок пейзажа живописец отправился в Швейцарию, где провел несколько лет за работой над эскизами. Полотно «Переход Суворова через Альпы» было завершено к 100-летнему юбилею легендарного похода. Картина побывала на выставках в Москве и Петербурге, а после стала экспонатом императорской коллекции.

«Зиму в Москве» Суриков создавал три года. Ценители искусства увидели ее в 1887 году, когда автор уже начал работать над «Степаном Разиным». Несколько лет создатель трудился над этюдами на берегах сибирских и кубанских рек, долго не мог найти прототип.

Одновременно с этим шла работа над другими полотнами. В начале 20-го века Василий Иванович изучил события Красноярского бунта, и решил создать очередную историческую картину. Вскоре мастер представил полотно «Красноярский бунт 1865 года», после чего его сделали членом Союза русских художников.

«Красноярский бунт 1865 года»

После прочтения книги «Домашний быт русских цариц XVI-XVII веков» писателя Забелина художник вдохновился на создание полотна «Посещение царевной женского монастыря». Прототипами главных героинь стали собственные внучки автора.

«Посещение царевной женского монастыря»

Побывав на озере Шира, Суриков начал писать картину «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря, убитого древлянами». Эту работу живописец завершить не смог – она так и осталась эскизом.

Личная жизнь

Несколько лет художник ухаживал за внучкой декабриста Свистунова, слывшей невероятной красавицей. Темноглазая Елизавета Августовна Шаре тоже поддалась обаянию сибиряка, и зимой 1878 года молодые люди вступили в брак. В семье родилось две дочери – Ольга и Елена. Суриковы обосновались в небольших апартаментах на Зубовском бульваре.

К сожалению, счастье в личной жизни творца было недолгим. Через десять лет после свадьбы красавица-жена умерла, оставив убитого горем супруга вдовцом. Суриков впал в жуткую депрессию, перестал писать картины, а вместо этого проводил долгие часы на могиле любимой женщины. Так продолжалось довольно продолжительное время, но потом художник все же нашел в себе силы вернуться к творчеству.

Василий Суриков с дочерьми

Дочь Оля подарила создателю внучку Наташу, которая стала мамой двоих хорошо известных в нашей стране личностей – Никиту Михалкова и Андрея Кончаловского.

Смерть

Под конец жизни Василий Иванович стал испытывать множественные проблемы со здоровьем. Последним его путешествием за границу стала поездка в Испанию, куда он отправился в поисках вдохновения.

В тот же период в родном для творца Красноярске открылась художественная школа. Суриков вернулся на родину и занялся созданием пейзажей. Состояние его уже тогда было неважным.

Вскоре по настоянию врачей живописец отправился в Крым, чтобы пройти курс лечения. В начале весны 1916 года стало известно, что гениальный художник скончался от ишемической болезни сердца.

Согласно завещанию Сурикова, его похоронили на Ваганьковском кладбище, неподалеку от могилы любимой жены. В 1959 году советские кинематографисты сняли художественный фильм, посвященный биографии живописца.

Читайте также:
Иван Шишкин, биография, история жизни, творчество

Известные картины

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Василий Суриков — путешественник во времени: биография и самые известные картины

Василий Иванович Суриков (Vasily Ivanovich Surikov; родился 24 января 1848 г. — умер 19 марта 1916 г.) — подлинно русский великий художник рубежа XIX—XX веков, сумевший воплотить в своих исторических произведениях самую суть народного характера. Помимо монументальных картин, Василий Суриков писал также превосходные камерные портреты и был мастером пейзажей.

Биография Василия Сурикова

Василий Иванович Суриков появился на свет в Красноярске 12 (24) января 1848-го. Его семья вела свою родословную от донских казаков. В 6 лет ребенок нарисовал царя Петра Первого — русская история с младых ногтей будоражила воображение мальчика. Этот набросок стал своеобразным прологом к одной из самых знаменитых будущих его картин. Грозный властелин был изображен карандашом. Красок в распоряжении маленького Васи не было, поэтому он выдумал их сам: раскрасил синькой мундир самодержца, а отвороты — раздавленной брусникой. Первым «преподавателем» Васи стал простой крестьянин. Заметив, что у нарисованных мальчиком лошадок прямые ноги, работник Суриковых Семен преподал ребенку урок лошадиной анатомии, который был прекрасно усвоен. И грациозные животные тут же пустились вскачь, как живые.

Василию Сурикову повезло с наставником и в уездном училище. Николай Гребнев, учитель рисования, сразу разглядел талант мальчика и буквально «плакал» над ним. Педагог воспитывал художественный вкус подростка с помощью шедевров старых мастеров, водил его за город на этюды, объяснял законы перспективы и специфику живописи на пленэре, преподавал технику акварели. Одаренный ученик разбудил потаенные мечты юности, Гребнев словно проживал вторую творческую жизнь. Первой серьезной пробой пера Василия Сурикова была акварель «Плоты на Енисее» (1862).

По окончании училища Василий Суриков трудится в губернском управлении писцом — потеряв в 1859 г. отца-кормильца, семья обеднела. Но тут вмешался случай: быстрый на выдумки юноша изобразил на чистом листе муху, а его столоначальник подложил эту бумагу на стол самому губернатору Замятину! После бесплодных попыток согнать нарисованное насекомое, потрясенный «живостью» мухи губернатор нанял Василия Ивановича Сурикова в учителя своим дочерям, а позднее подыскал и мецената, взявшего на себя плату за дальнейшее обучение. В декабре 1868 г. юноша отправляется в Петербург.

В Академии художеств начинающий живописец попадает к известному педагогу Павлу Чистякову, давшего путевки в жизнь многим признанным гениям. Чистяков высоко оценил способности «сибирского самородка», которого называл «редким экземпляром». Крепкая дружба связывала ученика и учителя всю жизнь. Первая серьезная заявка молодого художника на гениальность — «Вид памятника Петру I», написанный в двух версиях.

В 1875 г. молодой человек окончил курс и двумя годами позже перебрался в Москву, где его ждала работа над фресками для кафедрального соборного Храма Христа Спасителя.

25.01.1878 г. Василий Суриков сочетался браком с французской дворянкой Елизаветой Шаре. Это был союз, заключенный по страстной любви.

Долгие 10 лет безоблачного счастья подарила художнику судьба. В этот период он создает свои самые замечательные, поистине монументальные произведения. Слава пришла вместе с «Утром стрелецкой казни», картиной номер один в исторической трилогии, посвященной эпохе Петра I. Представленная на выставке в Санкт-Петербурге 01.03.1881, она произвела фурор. В тот же день произошло убийство императора Александра II, но даже это событие не отвлекло зрителей и рецензентов от поиска ответа на животрепещущий вопрос: за кого автор шедевра — за стрельцов или за царя? Картину тут же, на выставке, купил Павел Третьяков, заплатив целых 8000 рублей.

«Меншиков в Березове», считающийся самым любимым детищем своего автора, а потом и «Боярыня Морозова» укрепили славу.

В трилогии уже явственно заметен уникальный почерк: тщательная проработка деталей, динамично выстроенная композиция, усиленное внимание к цвету.

Тяжелейшим горем для Сурикова, разделившим мир на «до» и «после», стала кончина супруги 8 апреля 1888-го. После нее он так и не смог до конца оправиться. Вдовец писал своему брату: «Вот, Саша, жизнь моя надломлена; что будет дальше, и представить не могу». Больше уже никогда Василий Иванович не будет пытаться устроить свою личную жизнь. И никогда больше не напишет картины, равной по своей пронзительной силе «Боярыне Морозовой». Художником овладела депрессия и он, казалось, вовсе охладел к живописи.

Больше года гений не брал в руки кисть. Символом начала духовного восстановления стала работа «Исцеление слепорожденного Иисусом Христом», где в образе вылечившегося улавливаются черты самого Василия Ивановича Сурикова.

Вдохновленный путешествием в Сибирь в 1891 году живописец создает необычайно жизнеутверждающее, яркое, проникнутое энергией и весельем «Взятие снежного городка». Мужчина с усами с правой стороны, изображенный в профиль — Александр Суриков, брат мастера.

Читайте также:
Карл Па́влович Брюлло́в - отзывы, мнение, рейтинг

В дальнейшем жизнь художника сосредоточилась в дочерях, Ольге и Елене. В 1910-е Суриков много путешествует: вместе с зятем Петром Кончаловским он едет в Испанию, затем в 1914-м посещает родной Красноярск, где рисует пейзажи, в 1915-м отправляется в Крым. В своем творчестве он снова и снова обращается к событиям, показывавшим мощь и силу духа русского народа.

Первая мировая война стала для Василия Сурикова болезненным ударом, сразу дали знать о себе проблемы с сердцем. Художник скончался 6 марта 1916-го года в Москве, тихо произнеся: «Я исчезаю. ». Могила мастера находится на Ваганьковском кладбище.

Василий Суриков — в русской живописи явление такого же масштаба, как Александр Пушкин в литературе или Михаил Глинка в музыке. Недаром за увлеченность построением композиции еще в молодости его прозвали «композитором», а созданные им шедевры — «математикой живописи». А в своем полном, поистине мистическом погружении в глубины русской души Василий Суриков подобен Федору Достоевскому.

Гений, наделенный даром видеть давно минувшие эпохи, занял особенную, новую нишу в живописи. Стремясь к попранию догматов академического искусства, недовольный его холодом и безжизненностью, художник-новатор включал в свои картины элементы быта и скрупулезно воспроизводил архитектурный фон. Свободная группировка фигур смотрелась невероятно убедительно. Его работы буквально погружали зрителя в событие, рождая ощущение личной сопричастности к истории.

Самые известные картины Василия Сурикова

Картины Василия Ивановича Сурикова имеют название, тему, но подлинное их содержание — то, что художник пережил лично, то, что поразило когда-то его ум, воображение, взяло за душу. Мастер не делился замыслами ни с кем: будто частица его духа переселялась в полотно, оживляя его — и тогда сила воздействия картины достигала максимума. Наиболее известны работы:

  • «Утро стрелецкой казни» (1881) — воплощение противоречий, раздирающих нацию. Кровавая расправа, кажется, готовится прямо на глазах зрителя.
  • «Меншиков в Берёзове» (1883) — в это произведение художник вложил много личного. Не случайно старшая дочь опального «полудержавного властелина» очень походит на хрупкую, болезненную жену художника.
  • «Боярыня Морозова» (1884-1887) — отражает интерес автора к теме раскола, волновавшей его с детства. Замысел созревал долго, эскиз к картине был написан еще в 1881-м.
  • «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» (1895) — работа была приобретена Николаем II за рекордную для русской живописи сумму — 40 000 рублей.
  • «Переход Суворова через Альпы» (1899) — выполнена в необычном для батальных картин вертикальном формате — лавина солдат как будто катится на зрителя.
  • «Степан Разин» (1906) — обращает на себя внимание эмоциональная отчужденность Разина от окружающих его лиц.

Когда жена Василия Сурикова уже была при смерти, Лев Толстой повадился навещать ее и вести с умирающей тоскливые задушевные беседы. После его визитов Елизавета всегда плакала. Когда писатель нагрянул в очередной раз, Василий Иванович просто спустил его с лестницы со словами: «Пошел вон, злой старик!»

На портале Very Important Lot вы можете принять участие в аукционах и недорого купить картины в собственную коллекцию или в подарок. На нашем сайте продаются как работы современных художников, так и шедевры живописи прошлого.

Василий Суриков – биография

Краткая информация

  • Биография Василия Сурикова
  • Детство и юность
  • Тяжелый путь к мечте
  • Завершение обучения в Академии
  • Признание таланта высшим обществом
  • Начало депрессии и проблемы со здоровьем
  • Закат жизни
  • Интересные факты:

Биография Василия Сурикова

Детство и юность

Будущий великий художник родился в Красноярске, в семье с богатой казачьей историей. Миром акварели мальчик увлекся в очень раннем возрасте. Это проявлялось в небольших цветовых набросках и пятнах. Когда ему исполнилось восемь лет, его родители перебрались в Сухой Бузим, где Суриков учился два года в приходской школе. С 1858 года началось его обучение в уездном училище. Через год после поступления в училище произошла огромная трагедия, умер отец Василия. Будучи не в состоянии прокормить семью, мать художника вернулась в родной Красноярск, где им первое время помогали родственники. Но денег все еще не хватало и им пришлось сдать второй этаж своего дома.

Тяжелый путь к мечте

Самой ранней осмысленной картиной Сурикова стала акварель «Плоты на Енисее» написанная в 1862 году. После окончания обучения в училище юноше пришлось забросить учебу на некоторое время и работать писцом. Несмотря на тяжелые времена, Суриков не забрасывает свое увлечение рисованием и его талант замечают. П. И. Кузнецов увидев талант юного дарования согласился оплатить его учебу в Академии искусств. Однако поступить в столь престижное заведение с первого раза у него не получилось. Первый год после провала он посещал уроки в Санкт-Петербургской рисовальной школе. Лишь в 1869 году ему удалось стать воспитанником Академии у наставника П. П. Чистякова. Во время учебы он был просто одержим тем что бы выучить как можно больше и рисовал сутками напролет. Его основной страстью стала композиция, которая была основополагающей частью всех его работ. Одной из первых больших и значимых для его будущего работ стал «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге». Ее приобрел Кузнецов что стало первой успешно проданной творческой работой художника.

Читайте также:
Пол Дже́ксон По́ллок - отзывы, мнение, рейтинг

Картина «Покорение Сибири Ермаком», Суриков, 1895

Завершение обучения в Академии

Вплоть до 1874 года рисовальщика награждали серебряными медалями и небольшими премиями за успехи в рисовании. Однако в 1874 году его удостоили золотой медали за полотно «Милосердный самаритянин» в этом же году он завершил свое обучение в Академии. После окончания обучения первым большим заказом для рисовальщика стал заказ на исполнение фресок в соборе Христа Спасителя. Для этого он перебрался в Москву, а после в 1877 году сменил место работы на Петербург.

В 1878 году Суриков заключил брак с Елизаветой Августовной Шаре, которая родила ему двух дочерей. Помимо таланта к рисунку у Сурикова был отличный навык игры на гитаре и пианино что повлияло на знакомство с Пелецким. Суриков не был большим поклонником одиночного портрета хоть и использовал зарисовки как основу для своих работ. Пелецкий стал исключением, художник, сделал его исключением из правил и изобразил несколько его портретов.

Признание таланта высшим обществом

Первым большим полотном, которое создал художник, стало «Утро стрелецкой казни», работу над этим шедевром он начал в 1878 году. К написанию этой картины художник подошел фундаментально. Он изучал исторические данные и письма людей, которые пережили это историческое событие. Это полотно стало первым историческим изображением в галерее Третьякова. Каждый из персонажей, изображенных на полотнах Сурикова детально проработан до самых мелких и казалось незначительных деталей вроде родинок и родимых пятен. Многие из его персонажей были написаны по зарисовкам, реальных людей которым художник мог подбирать годами. Параллельно с созданием «Утро стрелецкой казни» художник делал зарисовки к будущему шедевру «Боярыня Морозова». Однако затруднения в создании полотна возникли, когда художник не мог найти первообраз для основного персонажа, боярыни. После продажи больших и успешных полотен рисовальщик вместе со своей семьей отправился в путешествие по Европе. Они посетили множество городов и остановились в Париже на несколько месяцев, потому что жена художника влюбилась в этот город. После Парижа семейство переехало в Италию где Суриков черпал вдохновение изучая полотна разных известных мастеров.

Утро стрелецкой казни, Василий Иванович Суриков

Начало депрессии и проблемы со здоровьем

В 1888 году художник пережил еще одну утрату дорогого ему человека, его жена скончалась. Это событие очень сильно подкосило физическое и психологическое состояние здоровья художника. Он замкнулся в себе и долгое время не общался с родными, что привело к тому, что воспитанием его дочерей занялась сестра его покойной жены. Первым полотном после выхода из депрессии стало «Взятие снежного городка», идею для сюжета картины подал младший брат художника Александр. Все персонажи, которых он изобразил на полотне были жителями деревеньки Базаиха. После этого художник отправляется в Сибирь в поисках вдохновения, здесь он создал «Покорение Сибири Ермаком». Это полотно смело можно назвать величайшим творением его кисти. Ему удалось передать воинственный дух, который царит на поле битвы, при этом на его полотне не изображено ни одного павшего воина и ни одно лицо не искажено болью от потери или кровью от полученных ран. Как и во всех работах, которые были созданы его кистью до этого, каждый персонаж имел свой реальный прототип, который проживал в то время.

Закат жизни

Вернувшись домой рисовальщик начал работу над давно задуманным проектом «Переход Суворова через Альпы». Как обычно, художник подошел к написанию с технической стороны и досконально изучил исторические заметки и планы битвы. Он даже посетил Швейцарию для создания ряда зарисовок которые использовал в последствии. Работа над этим произведением заняла у Сурикова два года и настолько поразила высшие слои общества что ее приобрел сам император России. В последние годы жизни художника он полностью отдался пейзажной тематике. Он пишет множество видов Красноярска, и даже отправляется с Кончаловым в Испанию видимо это путешествие подкосило здоровье Сурикова. У него начинаются проблемы с сердцем, и он посещает оздоровительный курорт в Крыму. В 1916 году он умирает от недостатка кислорода в сердце.

Василий Суриков

Биография

Василий Суриков – российский художник, автор картин «Боярыня Морозова», «Степан Разин», «Утро стрелецкой казни». Российский художник Василий Суриков родился в Красноярске. Родственники мужчины относились к казачьему сословию. Один из них значился атаманом Енисейского казачьего полка. Иван Васильевич Суриков, отец художника, трудился коллежским регистратором. Прасковья Федоровна Торгошина, мать, слыла домохозяйкой.

Портрет Василия Сурикова

Когда Сурикову исполнилось 8 лет, семья переехала в Сухой Бузим Красноярского края. Парня отдали в приходскую школу при Всехсвятской церкви. Позже Василий поступает в уездное училище, оставив родителей в Красноярском крае. Через год скончался отец, из-за туберкулеза. У матери не было выхода, поэтому женщина собрала детей и вернулась в Красноярск.

Читайте также:
Клод Моне, биография, творчество, история жизни

Семья в те годы владела двухэтажным домом. Из-за недостатка денег Прасковья Федоровна решила сдавать второй этаж в аренду, для получения дохода. Любовь к рисованию у Сурикова проявилась в раннем детстве. Еще в красноярском уездном училище Василий Иванович начал брать уроки. Первым учителем пригласили Николая Васильевича Гребнева.

Автопортрет Василия Сурикова

Первую осознанную картину Суриков написал в 1862 году. Это была работа, созданная акварелью. Подросток назвал шедевр «Плоты на Енисее». Сейчас полотно находится в музее-усадьбе В.И. Сурикова в Красноярске. Завершив обучение, парень попадет на службу в губернское управление. Василию Ивановичу досталась работа писца. К сожалению, дальнейшая учеба оказалась не по карману семейству Суриковых, которые жили скромно после смерти отца.

Однажды рисунки художника увидел енисейский губернатор П.Н. Замятнин. Благодаря стараниям чиновника у талантливого автора появился меценат, который заплатил за обучение Сурикова в Академии художеств. Первая попытка поступления в учебное заведение провалилась, но Василий Иванович не отчаивался. Он прошел курс рисования в санкт-петербургской школе Общества поощрения художников.

Памятник Василию Сурикову

Осенью, сдав вновь экзамены в Академию художеств, стал вольнослушателем. Еще год потребовался, чтобы талантливого парня перевели в основную группу. Суриков стал старательным учеником П.П. Чистякова. За 6 лет учебы молодого человека награждали медалями и денежными призами. Василий Иванович много работал над композицией. Из-за этого студенты прозвали Сурикова Композитором.

Живопись

Творческая биография художника началась с работы «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге». Картину Суриков написал в 1870 году, а после продал П.И. Кузнецову. Интересно, что первый вариант полотна сейчас располагается в Красноярском государственном художественном музее, которому присвоено имя Василия Ивановича.

Картина Василия Сурикова «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге»

Через 4 года Суриков отправляется в гости к Кузнецову, на золотые прииски, находящиеся в Хакасии. Благодаря смене обстановки родилась картина «Милосердный самаритянин». Работа стала подарком радушному хозяину, но отметили полотно и специалисты. Василию Ивановичу вручили Малую золотую медаль.

Портреты на заказ не вдохновляли художника, поэтому Суриков отказывался от такой работы. Но за основу подобные картины брал регулярно. В числе произведений Василия Ивановича значатся графические портреты московского гитариста Ф.Ф. Пелецкого.

Картины Василия Сурикова «Портрет Е.К. Дерягиной» и «Портрет княгини С.А. Кропоткиной»

Один из рисунков представлен на всеобщее обозрение в Третьяковской галерее. Суриков признавался, что увлечение музыкой, в частности оперой, помогало в творчестве. Более того, художник обучался игре на гитаре у Пелецкого.

Наступает время известных полотен. «Утро стрелецкой казни» Василий Иванович писал на протяжении 3 лет. Эта картина стала пропуском в мир большой живописи. Итогом многолетней работы стало включение в Товарищество передвижных художественных выставок.

Картина Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни»

Ради дальнейшего развития Суриков собирается поехать в зарубежное путешествие. Но отсутствие денег не позволяло художнику мгновенно отправиться в путь. Чтобы решить материальные проблемы, Василий Иванович продал П.М. Третьякову картину «Меншиков в Березове». Благодаря этому автор полотна посетил Италию, Германию, Францию и Австрию, воочию рассмотрел полотна признанных мастеров, размещенные в Лувре и Дрезденской галерее.

Картина Василия Сурикова «Меншиков в березове»

В 1881 году Суриков начал трудиться над картиной «Боярыня Морозова». Любовь к композиции привела к тому, что каждая работа начиналась с эскиза. Иногда Василию Ивановичу требовалось несколько лет для создания идеальной зарисовки. Только после этого мастер переносил ее на полотно.

Личность боярыни захватила Сурикова после рассказа тетки Ольги Матвеевны Дурандиной. Но работа долго не клеилась из-за отсутствия требуемого типажа. И вот перед Василием Ивановичем предстает еще одна тетка – Авдотья Васильевна Торгошина.

Картина Василия Сурикова «Боярыня Морозова»

Первыми рассмотреть «Боярыню Морозову» смогли посетители XV Передвижной выставки, которая проходила в 1887 году. Сразу же после этого Суриков перебрался на лето в Красноярск. Художник находит вдохновение в солнечном затмении, произошедшем 8 августа. Теперь посмотреть на этюд можно в Тверской картинной галерее.

Портреты не увлекали Сурикова, но в 1887 году в сознании творца случился переворот. Мужчина запечатлел на полотне мать, позже появился «Мой брат». После смерти супруги, в 1888 году Василий Иванович с детьми перебирается на несколько месяцев в родной Красноярск, где начал создавать картину «Взятие снежного городка». Работу завершил автор через два года.

Картина Василия Сурикова «Взятие снежного городка»

Суриков на полотна переносил случаи из жизни. Так случилось и с этой работой. На картине представлена одноименная игра. Идея создания принадлежит младшему брату, которого Василий Иванович изобразил стоящим в кошеве. Позже эксперты оценили работу Сурикова и наградили полотно именной медалью. Это событие произошло на международной выставке в Париже.

Читайте также:
Поль Сеза́нн - отзывы, мнение, рейтинг

Василий Иванович отправился в Сибирь, где произошло знакомство с бытом вогулов, хакасов, остяков. Изучение жизни народов привело к созданию картины «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем». Работа была кропотливой, завершилась в 1895 году. Таким образом, Суриков трудился над полотном в Сибири, на реке Оби, на Дону.

Картина Василия Сурикова «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем»

По возвращении в Красноярск у художника возникает идея написания «Перехода Суворова через Альпы». Образ военачальника Василий Иванович писал с отставного казачьего офицера Ф.Ф. Спиридонова. Мужчина работал над родословной семьи Суриковых. Через три года родился этюд, но многие увидели в нем не Спиридонова, а преподавателя гимназии Григория Николаевича Смирнова. Позже Суриков отправляется в Швейцарию для написания эскизов.

К вековому юбилею итальянского похода Суворова Василий Иванович представляет законченную картину. Полотно демонстрировали в Москве и Санкт-Петербурге, а потом оно отправилось в императорскую коллекцию.

Два варианта картины Василия Сурикова «Переход Суворова через Альпы»

Картина Сурикова «Зима в Москве» создавалась в течение трех лет. Официально завершена работа была в 1887 году, незадолго до возникновения у Василия Ивановича идеи создания полотна «Степан Разин». Почти 3 года художник писал этюды в Сибири и на Дону, искал прототипа.

В это время в работе у Сурикова находилась еще несколько картин. В 1901 году мастер познакомился с Красноярским бунтом, в котором участвовали предки Василия Ивановича. Вдохновившись этим периодом, художник создал полотно «Красноярский бунт 1865 года». В 1907 году Сурикова включают в Союз русских художников, но в то же время Василий Иванович покидает Товарищество передвижников.

Картина Василия Сурикова «Степан Разин»

Мужчина слушает оперу и читает книги. После знакомства с «Домашним бытом русских цариц XVI-XVII веков» авторства Забелина в голове у Сурикова возникает идея создания картины «Посещение царевной женского монастыря». Вдохновлялся Василий Иванович для этого образами внучек.

Поездка на озеро Шира сподвигла Сурикова на написание картины «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря, убитого древлянами». К сожалению, эта работа осталась лишь задумкой автора.

Картина Василия Сурикова «Посещение царевной женского монастыря»

В академических кругах творчество Василия Ивановича вызывало резкую критику. Мастера не понимали «скученности» композиции, размазанных лиц на полотнах. Но среди экспертов были люди, оценившие художественные замыслы Сурикова. Современные творцы могут изучать картины Василия Ивановича по фото и оригиналам.

Личная жизнь

Долгое время Василий Суриков приглядывался к внучке декабриста Свистунова. Прекрасную девушку с большими темными глазами звали Елизавета Августовна Шаре. Устоять перед красотой дамы художник не смог, поэтому 25 января 1878 года молодые люди заключили брак. В этом же году у супругов родилась дочь Ольга, а через два года – Елена. Талантливый художник с музой проживали в небольшой квартире, расположенной на Зубовском бульваре.

Портрет жены Василия Сурикова

Счастье было недолгим. Через 10 лет Елизавета Августовна скоропостижно скончалась. Убитый горем муж постоянно посещал супругу на кладбище, забросил творчество. Желание работать пропало у Сурикова. Но в какой-то момент картины вновь вернули к жизни Василия Ивановича.

Василий Суриков с дочерью Ольгой

Дочь Ольга подарила отцу внучку Наталью Кончаловскую. В свою очередь, девушка родила двух известных в современной России людей – кинорежиссера и сценариста Андрея Кончаловского и режиссера Никиту Михалкова.

Смерть

Здоровье Василия Ивановича Сурикова в конце жизненного пути оставляло желать лучшего. Несмотря на это, художник отправляется с П.П. Кончаловским в Испанию, для поиска творческого вдохновения. В это же время в Красноярске распахнула двери рисовальная школа. Состояние Сурикова оставалось плохим, но художник уезжает на родину для создания пейзажей.

Могила Василия Сурикова

Через год из-за ухудшения Василий Иванович вынужден поехать в Крым, на лечение. В марте 1916 года художественные круги облетела страшная новость – ишемическая болезнь сердца погубила талантливого Сурикова. Могила российского художника находится рядом с местом захоронения супруги, на Ваганьковском кладбище. В память о Василии Сурикове в 1959 году сняли историко-биографический фильм.

Василий Суриков

Василий Иванович Суриков (1848-1916) – русский живописец, мастер крупномасштабных исторических полотен, академик и действительный член Императорской Академии художеств. В основе его творчества лежала историческая и портретная живопись.

В биографии Сурикова есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Василия Сурикова.

Биография Сурикова

Василий Суриков родился 12 (24) января 1848 г. в Красноярске. Он рос и воспитывался в семье коллежского секретаря Иван Васильевича и его жены Прасковьи Федоровны, которая была домохозяйкой. Суриковы происходили из казачьего сословия.

Детство и юность

Когда Сурикову было 8 лет родители отдали его в приходскую школу, в которой он проучился 2 года. Потом он продолжил обучение в уездном училище. В возрасте 11 лет ему пришлось пережить личную трагедию – от туберкулеза умер его отец.

В связи с этим семья начала испытывать серьезные материальные трудности. Вследствие острой нехватки денег, мать стала сдавать в аренду 2-й этаж собственного дома. Любовь к художественному искусству у Сурикова начала проявляться еще в детские годы биографии.

Читайте также:
Иван Константинович Айвазовский, биография, творчество

Его первым наставником был преподаватель рисования в училище Николай Гребнев. Поскольку мать не имела возможности продолжать оплачивать учебу сына, Василию пришлось оставить гимназию.

В результате, юноша начал трудиться писцом в губернском управлении. По счастливому стечению обстоятельств, его рисунки увидел высокопоставленный чиновник Павел Замятнин. Именно он убедил мецената и золотопромышленника Кузнецова, оплатить учебу Сурикова в Академии художеств.

Интересен факт, что первая попытка поступления в Академию оказалась неудачной, но Василий не опустил рук. Чтобы не терять зря времени, он прошел курс рисования в Санкт-Петербургской школе Общества поощрения художников.

Осенью Сурикову удалось сдать экзамены в Академию художеств и стать вольнослушателем. Примерно через год он был переведен уже в основную группу. В вузе, в котором он проучился 6 лет (1869-1875), его учителем был Павел Чистяков.

В данный период биографии Василий смог раскрыть свой творческий потенциал, что нашло отражение в денежных премиях и 4-х серебряных медалях. Любопытно, что он уделял особое внимание композиции, вследствие чего однокурсники прозвали его «Композитором».

Творчество

Первые серьезные шаги в художественном искусстве Василий Суриков начал делать еще в студенческие годы. В 1870 г. он написал картину «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге», которую купил его покровитель Кузнецов.

Спустя 3 года Суриков приехал к Кузнецову в Хакасию на золотые прииски. Здесь он написал работу «Милосердный самаритянин», за которую удостоился Малой золотой медали. Осенью 1875 г. он окончил Академию художеств, став – классным художником 1-й степени.

В последующие годы биографии Василий занимался созданием фресок, а в 1877 г. обосновался в Москве. Примечательно, что он никогда не брал заказов на портреты, при том что часто писал их. К примеру, хорошо известны его графические портреты музыканта Федора Пелецкого.

Одновременно с этим, Суриков увлекался музыкой. Интересен факт, что он обучался игре на гитаре именно у Пелецкого. В скором времени, живописец начинает создавать свои первые шедевры. Он стал автором знаменитого полотна «Утро стрелецкой казни», над которым трудился 3 года.

В 1883 г. Павел Третьяков купил у Василия Ивановича Картину «Меньшиков в Березове». На вырученные деньги художник отправился за рубеж, побывав в Лувре и прочих галереях. К тому моменту биографии он уже состоял в Товариществе передвижных художественных выставок.

Тогда же Суриков создавал одну из самых знаковых своих картин «Боярыня Морозова». На данном полотне (размером 304×587 см) изображалась сцена из истории церковного раскола в 17 веке. Эта работа была завершена в 1887 г. и куплена тогда же за 25 000 рублей для Третьяковской галереи.

После этого Василий Суриков увлекся портретным искусством, создав портреты матери и других родственников. Одновременно с этим, он занимался написанием полотна «Взятие снежного городка», которое было окончено в 1891 г. За эту работу его наградили именной бронзовой медалью.

Во время пребывания Сибири мастер исследовал жизнь и культуру местных народов. Это вдохновило его на создание крупного полотна «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», размером 285×599 см. Далее он стал автором знаменитого шедевра – «Переход Суворова через Альпы».

Работа над картиной была окончена в 1899 г. к 100-летнему юбилею итальянского похода Суворова. Впоследствии, полотно было куплено императором Николаем II. Следующими знаковыми картинами кисти Сурикова стали «Степан Разин» и «Посещение царевной женского монастыря».

В 1907 г. Василий Суриков оказался в составе Союза русских художников, но одновременно с этим покинул Товарищество передвижников. Последней его работой стала картина «Благовещение».

Искусствоведы постоянно подвергали творчество Сурикова жесткой критике. Они обвиняли его в «скученности» композиции – размазанных лицах на полотнах. И все же, много других коллег, наоборот, считали «скученность» достоинством живописца.

Личная жизнь

В возрасте 30 лет Василий взял в жены Елизавету Шаре. В этом браке у пары родились 2 дочери – Ольга и Елена. После 10 счастливой супружеской жизни в биографии Сурикова произошла трагедия – скоропостижно умерла Елизавета.

Василий Суриков с дочерью Ольгой

Художник крайне тяжело пережил смерть любимой жены, часто посещая ее могилу и отойдя от творчества. Позднее Ольга родила ему внучку Наталью Кончаловскую, которая в свою очередь родила 2-х знаменитых в России личностей – кинорежиссеров Андрея Кончаловского и Никиту Михалкова.

Смерть

В последние годы жизни самочувствие мэтра постоянно ухудшалось. Примерно за год до смерти он лечился в Крыму. Василий Суриков умер 6 (19) марта 1916 года в возрасте 68 лет. Причиной его кончины стала ишемическая болезнь сердца.

Фото Сурикова

«Переход Суворова через Альпы» «Утро стрелецкой казни» «Боярыня Морозова»

10 лет счастья и 28 лет скорби в жизни художника Василия Сурикова

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Читайте также:
Михаил Врубель, биография, жизнь, творчество

Немного из биографии

Художник Василий Иванович Суриков родом из Красноярска, его предки были из донских казаков, покорявших Сибирь с Ермаком, после гибели которого, они прошли вверх по Енисею и основали Красноярские остроги. Родился художник в 1848 году в семье канцелярского служащего, который и был выходцем из старинного енисейского казачьего рода. И нужно ли говорить о том, что характер будущего живописца, сформировавшийся в суровой среде сибирского края, был таким же сильным и непоколебимым. Годами позже эта мощь воплотились в героических образах его картин.

Маленький Василий рано увлекся творчеством, и ему частенько доставалось от матери за разрисованную мебель. Первые уроки живописи были получены им в уездном училище. Позже талантливого юношу приметил губернатор и решил отправить на учебу в Академию художеств в саму столицу.

Однако 20-летний Василий Суриков, приехавший из Красноярска в Петербург для поступления в Академию, с треском провалил экзамены. Один из членов приемной комиссии, увидев работы Сурикова, сказал: «Да вам за такие рисунки даже ходить мимо Академии запретить надо!». «Мимо Академии» Василий ходил недолго – всего один год, а потом успешно сдал вступительные экзамены и стал одним из лучших студентов. В 1875 году, уже после получения аттестата, совет Академии художеств присудил Сурикову звание художника первого класса, позже за творческие работы он был награжден золотой медалью и орденом Святой Анны III степени.

Любовь всей жизни художника

Однажды, когда в очередной раз Василий зашел в католический костёл, чтобы послушать звучание органа, он встретил свою первую и единственную в жизни любовь – Елизавету Шаре. Девушка была из французско-русской семьи. Её отец, Огюст Шаре, в молодые годы, влюбившись в русскую девушку Марию Свистунову, переехал из Парижа в Россию, принял православие и женился. В их браке родилось пятеро детей: сын и четыре дочери, которых воспитывали на французский манер.

Поэтому Лиля (так называли юную барышню родные) по-русски изъяснялась с небольшим акцентом. Она, также как и Василий, интересовались музыкой и живописью. Девушке тогда было девятнадцать лет, а Сурикову – двадцать девять. И невзирая на то, что молодой художник был старше на десять лет, во время их встреч он краснел и смущался, как юнец.

По окончании Академии художеств начинающий живописец получил заказ на четыре картины для храма Христа Спасителя. Некоторое время, подготавливая эскизы, Суриков работал в Петербурге, а потом нужно было ехать в Москву. Влюблённым предстояла длительное расставание. Однако по выходным Василий мчался на крыльях любви в Петербург и, побыв несколько часов с любимой, возвращался назад.

Мучительно протекали дни в разлуке, и художнику многолюдная Москва казалась пустынной без любимой девушки. Поэтому, закончив работу в храме и получив гонорар, Василий решает незамедлительно жениться. Он делает предложение и они с Лилей венчаются. Свою мать живописец решил не оповещать о своей женитьбе, так как наверняка знал, что утончённая невестка-француженка придётся не по нраву суровой сибирской казачке.

Елизавета Августовна была добродушной, приятной в общении, весьма красивой женщиной. Как и муж, она сторонилась светских сборищ, неловко чувствуя себя в большом обществе. «Все о ней говорили как об ангеле»,- вспоминала позже дочь Ольга.

Молодожены после венчания обосновались в Москве и зажили, хотя и бедно, но счастливо. Суриков пошел на вольные хлеба, он больше никогда не писал на заказ, а лишь только то, что велело его сердце. Молодая жена жила интересами супруга, избавив его от всех бытовых хлопот и буквально из ничего создавая домашний уют. А Василий безмерно радовался тому, что его Лиля с изнеженной барышни превращалась в настоящую хозяйку дома, научилась вести хозяйство и готовить. Вскоре у четы Суриковых родилось две дочери, и молодая мама научилась ко всему прочему шить своим дочерям красивые платьица.

Жизнь художника омрачало только одно обстоятельство – врождённый порок сердца жены, у которой рано развился ревматизм, и ей очень тяжело пришлось переносить даже простую простуду. Да и сам Василий едва не умер от воспаления легких в первый год после женитьбы. Лишь благодаря заботе жены, не отходящей от него круглосуточно ни на шаг, он выжил. Врачи уже было потеряли всю надежду на его выздоровление, и лишь разводили руками. Суриков знал, что выжил он только благодаря своей любимой Лиле.

Едва оправившись, художник взялся за работу. Многие женские образы он писал с жены, называя ее “идеальной моделью”. Создал он несколько и её портретов. Но всё же основным творением можно считать полотно «Меншиков в Берёзове», где он изобразил свою жену в образе старшей дочери Меншикова, которая по замыслу сюжета была больна и умирала от оспы. В то время и у самой Елизаветы Августовны был тяжелейший приступ, и художник, глядя на измождённую жену, увидел в ней дочь Меншикова. Тогда его вдруг пронзило предчувствие: его Лиля смертельно больна. Но в тот момент эта мысль показалась ему такой страшной, что Суриков напрочь отогнал её от себя. Это было за пять лет до смерти Елизаветы Августовны.

Читайте также:
Питер Пауль Ру́бенс - отзывы, мнение, рейтинг

Вскоре полотно было закончено, и на вырученные за него деньги живописец вместе с женой и дочками уехал за границу. Они давно мечтали вместе посмотреть Европу и надеялись, что средиземноморский воздух поможет поправить здоровье Елизаветы Августовны. Лиля действительно после поездки немного окрепла.

Тогда Суриковы решили посетить Красноярск. Василий очень скучал по родной Сибири, да и хотел чтобы мать все же познакомилась с невесткой и внучками. Однако переезд на лошадях через всю страну длился полтора месяца только в одну сторону. И несмотря на то, что они путешествовали летом, суровый сибирский климат отразился на здоровье Елизаветы Августовны самым неблагоприятным образом.

А в родительском доме произошло то, чего так боялся художник. Прасковья Фёдоровна с первого дня невзлюбила невестку. Но Лиля, боясь огорчить любимого, не жаловалась ему на нарекания свекрови. Психологическая атмосфера в доме также усугубила ее состояние, и она тяжело заболела после возвращения в Москву. Теперь уже художник не отходил от постели жены, которую лечили лучшие врачи. Но каждый день приближал ее к концу, ей становилось всё хуже. Смерть жены стала для Сурикова страшным потрясением. Ей было всего 30 лет. Впоследствии он сильно винил себя за необдуманный шаг, когда он решил свозить свою семью в Сибирь.

Для Василия Ивановича это было самым тяжёлым ударом в его жизни. Он много времени проводил на могиле жены на Ваганьковском кладбище, постоянно ходил в церковь, заказывал сорокоусты и панихиды. Друзья начали всерьез опасаться за его рассудок. Как-то в порыве ярости художник переломал в доме всю мебель и сжёг свои рисунки, проклиная себя за то, что не сумел остановить болезнь Лили. Что не услышал «звоночка», который прозвенел, еще тогда, когда жена позировала для «Меншикова в Берёзове».

Овдовев в сорок лет, художник больше никогда не женился. Всю свою нерастраченную любовь отдал дочерям, которым полностью заменил мать. Никакой другой женщине он не мог доверить воспитание их с Лилей дочерей. Когда не стало мамы, девочкам было девять и семь лет.

Два года Суриков не брал кисти в руки. Днями простаивал в церкви перед образами, а вечерами запоями читал Библию. Ему нужно было работать, чтобы кормить детей, а сил ни творческих, ни физических не было. Первой картиной, которую он написал после смерти жены было полотно «Исцеление слепорождённого Иисусом Христом». В образе слепого Суриков изобразил себя.

В то тяжкое для художника время ему помог брат, приехавший в Москву из Красноярска. Именно Александр Иванович подал идею Василию – уехать в Сибирь, где мало что напоминало бы о жене. И Суриков с дочерями вернулся на малую родину. Все исследователи его творчества сходятся во мнении, что Сибирь исцелила душу художника, он смог пережить свое горе и снова начать творить. По совету брата Суриков начал работать над новой темой – героической, где воспел удаль и героизм русского народа. Картины того периода: «Взятие снежного городка», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы».

Душевная боль Сурикова и тоска по любимой жене с годами утихла, но осталась тихая печаль. С ней художник прожил 28 лет. Он много писал, забываясь в работе, и создал немало женских портретов. И в каждом из них кисть художника непроизвольно выводила незабываемые черты Лили.

И наверное, излишне говорить о том что художник завещал похоронить его рядом со своей женой. На Ваганьковском кладбище он нашел свое последнее пристанище.

Послесловие

Еще несколько слов хотелось бы сказать о наследниках великого мастера, а вернее показать их фото, переплетение судеб которых весьма впечатляет.

О том как сложилась судьба дочери художника Ольги, вышедшей замуж за известного художника Петра Кончаловского, можно прочесть здесь

Именно эта семья дала России известных режиссеров современности — Андрея Кончаловского и Никиту Михалкова, поистине достойных правнуков своего предка.
Внучка Сурикова, Наталья Кончаловская, была писателем, среди её работ — биография деда «Дар бесценный».

Вот такое вот невероятное переплетение судеб в одной семье.

В продолжение темы о семьях художников, в которых царила любовь и согласие читайте: Константин Юон – художник, который 60 лет любил одну женщину и один город .

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: