Василий Сухомлинский, биография, история жизни, причины известности, творчество

Сухомлинский Василий Александрович — народный педагог

Василий Александрович Сухомлинский — советский педагог, писатель, публицист, создатель народной педагогики. Не отрицая коммунистические идеалы, он сумел через идеи гуманной педагогики формировать и воспитывать духовные, гармоничные и счастливые личности. Сделать это ему помогла искренняя любовь к детям и убежденность в собственной правоте. Проработав всю жизнь учителем в сельской школе, он сделал ее почти научным учреждением, лабораторией педагогических методик.

Его признали классиком гуманной педагогики прошлого века.

Биография

Сухомлинский Василий Александрович (1918 – 1970)

Родился 28.09.1918 г. в семье плотника в с. Васильевка, Кировоградской области (Украина). У Сухомлинских было четверо детей (все стали сельскими учителями). Отец после революции стал активистом: руководил колхозом, был селькором, преподавал труд в поселковой школе.

Детство Сухомлинского пришлось на тяжелое время: гражданская война, разруха, голод, вражда, ненависть. Уже тогда мальчик начал задумываться, как сделать детство счастливым.

С 1926 – 1933 гг. Василий был учеником поселковой семиклассной школы. Он был очень трудолюбивым и одаренным ребенком.

Летом 1934 г. он был принят в пединститут г. Кременчуга на филологический факультет. В 1935 г. Василий серьезно заболел и прервал обучение, но с 1936 г. продолжил учиться заочно уже в пединституте Полтавы. Тогда же он начал учительствовать. С 1935 – 1938 гг. Сухомлинский преподавал украинский язык и литературу в поселковых школах Васильевки и Зыбково.

В 1939 г. Сухомлинский с успехом заканчивает Полтавский пединститут по специальности украинский язык и литература. Именно институт дал молодому учителю мощный толчок к началу исследовательской деятельности. После института и до начала войны Василий учительствовал в школе Онуфриевки.

В этом же году (1939 г.) Сухомлинский женился. Его жена была тоже учителем. С началом войны будучи беременной она осталась в оккупации и погибла. Сухомлинский так никогда и не увидел сына.

Летом 1941 г. Сухомлинский ушел добровольцем на фронт. Участвовал в битве под Москвой. После тяжелого ранения (1942 г.) был комиссован из армии. Остался на Урале и с 1942 – 1944 гг. работал директором поселковой Увинской школы (Удмуртская АССР).

После ухода фашистов с Украины в 1944 г. вернулся в свой район и стал заведующим РОНО в Онуфриевке. В 1947 г. он решил возвратиться к учительству и уже в 1948 г. возглавил среднюю школу в поселке Павлыш родного района. Здесь он проработал директором до конца жизни.

Павлышевская школа стала его исследовательской лабораторией и экспериментальным полигоном. На базе школы Сухомлинский испытывал свои проекты «Школа под голубым небом» и «Школа радости» для шестилеток, проводил семинары по психологии и коллоквиумы по педагогике, факультативы по семейной жизни и этике для старших классов, собирал родительский клуб. Многие новации потом стали повсеместно внедряться.

Часть своих исследований Сухомлинский включил в диссертацию «Директор школы — организатор учебно-воспитательного процесса», которую защитил в 1955 г. Все новаторские идеи и учительский опыт педагог собрал в своих книгах и статьях. Итогом стала книга «Сердце отдаю детям» (Госпремия УССР, 1974 г.). Ее присвоили ему после смерти (великий учитель умер 02.09.1970 в поселке Павлыш).

Его педагогические и исследовательские труды были высоко оценены:

  • к-т педагогических наук (1955)
  • заслуженный учитель школы УССР (1958)
  • ч-кор АПН РСФСР (1957)
  • ч-кор АПН СССР (1968)
  • герой СоцТруда (1968)
  • лауреат Госпремии УССР (1974)
  • ордена — Красной Звезды, Ленина (2),
  • медали — Ушинского, Макаренко

Гуманистическая педагогика сотрудничества Сухомлинского

Сухомлинский разделял основные идеи педагогики сотрудничества. Он творчески переосмыслил труды Аристотеля, Сковороды, Корчака, Ушинского, Песталоцци, Коменского. Опираясь на свои исследования и учительский опыт, он смог развить их и углубить.

Его педагогическая система базировалась на гуманистических принципах:

  • доверия к ребенку
  • получение знаний без принуждения
  • воспитания без наказаний
  • сотрудничество родителей, учителей и детей
  • высокая нравственность
  • труд как творчество
  • свобода выбора поведения, поступка, образа жизни
  • ответственность за свой выбор

Свои теоретические идеи он смело апробировал в школе. Сухомлинский впервые разработал и реализовал экспериментальный педагогический метод: любую педагогическую идею надо применять на практике длительно, в творческом коллективе и цельно. Именно такой подход позволил ему достигнуть результатов в воспитании гармонично развитой личности.

Основными педагогическими разработками Сухомлинского стали:

  • воспитание гражданина, личности в коллективе, коллективом, природой
  • соотношение индивидуального и коллективного воспитания
  • развитие творческого начала у детей
  • семейная педагогика
  • взаимосвязь дошкольного и школьного обучения и воспитания

Они стали основой его воспитательной и обучающей системы, которая включала такие ценности личности как нравственность, долг, счастье, истина, честь, свобода, достоинство, справедливость, доброта, красота.

Отношение к ребенку и обучению

«Годы детства — это, прежде всего, воспитание сердца».

Сухомлинский строил отношения с детьми на основе гуманной педагогики. Его главным педагогическим принципом было воспитание без наказания.

На этом строились отношения в его школе:

  • оценка использовалась как вознаграждение за труд, как инструмент поощрения, и только в старших классах
  • учитель должен вызывать доверие, быть человечным, но иметь авторитет среди детей
  • школа не должна убивать в ребенке его изначальное желание учиться
  • никто и никогда не должен торопить ребенка в освоении знаний
  • нужно помогать детям развивать свой талант, способности, личность
  • нужно научить ребенка любить людей и природу, видеть окружающую красоту (его концепция эстетического воспитания красотой)
  • необходимо приглашать в школу родителей только для одобрения поступков ребенка
  • коллектив становится воспитателем детей, если он сформирован в радости, уважении, труде
  • личность и коллектив — это две стороны человеческого бытия, они воспринимаются как единое целое.
Читайте также:
Лина Васильевна Костенко - отзывы, мнение, рейтинг

Великий учитель считал, что наказания не нужны, если ребенка воспитывают в добре, ласке, понимании. Это особенно актуально в отношении подростков. Если индивидуально подходить к каждому ребенку, научить его владеть эмоциями, выработать правильное мировоззрение, то проблема трудных подростков и переходного возраста исчезнет.

Главным принципом обучения в школе народного учителя были шаги каждого ребенка от успеха к успеху. В школе Сухомлинского обучение было превращено в радость труда по обретению знаний, в радость творчества и духовного роста. Большая роль в этом процессе отводилась слову: сказкам учителя и детей, художественным изложениям, детским стихам и фантазийным сочинительствам.

Эффективное обучение возможно только в коллективе, который базируется на идее, интеллекте, правильных эмоциях. Он должен быть высокоорганизованным сообществом стараниями детей и учителя. Тогда взаимопомощь, обмен новыми знаниями, взаимодействие увлечений, совместный труд станут движущей силой в индивидуальном саморазвитии каждого члена коллектива.

Взаимоотношения учителя и ученика

Сухомлинский считал, что учитель должен расти духовно вместе с каждым учеником, заново открывая с ним мир, понимать в нем личное. Только тот может быть учителем, кто имеет к этому призвание, кто верит в силу воспитания, кто может обратиться к личности каждого ребенка. Отношения ученика и учителя должны строиться на заинтересованности и внимании. Только тогда возникнет настоящее общение, и ребенок будет слышать своего наставника, чувствовать его устремления и следовать им.

Сухомлинский о воспитании

Базовые идеи воспитания Сухомлинский озвучил в книге «Сердце отдаю детям». Он считал, что воспитание занимает ведущее место в формировании духовно богатой, гармоничной и счастливой личности. В школе народного учителя процесс воспитания был очень эффективным, так как решался на межличностном уровне: ребенок — ребенок, ребенок — коллектив, ребенок — учитель.

Он полагал, что суть воспитания заключается в диалоге, общении с ребенком:

  • воспитатель и ребенок должны находиться в равных условиях, здесь нет приоритетов
  • общение с ребенком должно строиться на знании его основного духовного стержня
  • в процессе общения учителю нужно познать и усилить личностные качества ребенка, а затем научить его оценивать себя самого
  • ребенок и учитель должны быть искренними в своих эмоциях

Такой диалог ведет ребенка к самопознанию, воспитывает уверенность и критичность к себе, позволяет решать проблемы самостоятельно. Возникают гармоничные взаимоотношения наставника и ученика, возможность формирования у детей высокой нравственности и гражданственности.

Нравственность станет основой успешной жизни ребенка. Такая нравственность базируется на долге:

  • перед людьми
  • обществом
  • родителями
  • коллективом

Сухомлинский считал, что только люди долга могут стать успешными в жизни, поскольку они всегда добрые, мудрые, гуманные. Только гуманная педагогика способна воспитать высоконравственного и духовного человека, личность, индивидуальность.

Немалую роль в воспитательном процессе гуманная педагогика отводит труду. Труд физический и умственный оказывают на формирующуюся личность взаимное влияние: умный человек делает физическую работу творчески, что вызывает радость. Труд способен раскрыть природные задатки ребенка и дать толчок его саморазвитию.

Другим важным компонентом воспитания Сухомлинский считал природу, которая связана с трудом: мы живем на земле, преобразованной человеческими руками и умом. А земля — это и есть наша природа.

Сама природа не воспитывает, но активное соприкосновение с ней способно научить ребенка прекрасному. Уход за хомячком, посадка цветов, птичья кормушка — все это учит читать природу, понимать красоту.

Великий учитель также считал важным воспитание потребностей ребенка, поскольку они двигают человеческую личность. Духовные и материальные потребности в человеке должны быть сбалансированы, гармоничны. Это возможно только воспитанием культуры потребностей. Материальные нужды важны, но Сухомлинский отдавал приоритет потребности познания, которая очень сильна у детей. Поддерживая ее, можно подстегнуть желание ребенка учиться, раскрыть его внутренние резервы. Еще выше он ставил потребность человека в человеке. Это основа создания духовной общности людей.

Тогда смысл воспитания сводится к духовному обогащению личности ребенка через человеческое общение. Такое воспитание делает человека терпимым, не агрессивным. Если материальные потребности удовлетворяются сполна, то человек будет острее и чутче воспринимать душевное состояние других. Такая утонченность будет залогом человеческого счастья.

Семейная педагогика народного учителя

«Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро».

Сухомлинский разработал и внедрил идею сближения семьи и школы. Педагогическая ответственность за воспитание ребенка должна в большей степени лежать на родителях. Школа воспитывает и обучает, но делать это надо совместно с родителями. Семья и школа должны подходить к воспитанию детей одинаково, давая возможность развитию гармоничной личности.

Сухомлинский взялся обучать родителей в своем университете при школе. Они поступали туда за 2 года до начала учебы ребенка и занимались до выпуска из школы. Здесь преподавалась теория воспитания, педагогическая психология, теория личности, возрастная психология ребенка и пр. Так формировалась культура семейного воспитания в сотрудничестве со школой.

Уникальность методик Сухомлинского

Педагог-новатор сумел в условиях тоталитарной советской системы воспитывать в детях чувство собственного достоинства. Он был верным сыном советского государства, но понимал коммунистическое воспитание по-своему. Для него это означало формирование достойной и мыслящей личности, которая не будет слепым исполнителем партийных директив. Хотя Сухомлинский и верил в реальность, но свой педагогический труд он измерял меркой идеального.

На основах гуманной педагогики он создал систему воспитания, которая в корне отличалась от официальной, авторитарной, с применением оценок и наказаний. Народная педагогика Сухомлинского признавала личность ребенка как самую высокую драгоценность. Его воспитание трудом, коллективом, красотой, природой, словом было ориентировано на нравственность и духовность. В условиях социалистической действительности его педагогические исследования и деятельность школы двигали образовательную систему из рутины вперед.

Читайте также:
Елена Кравец - биография, личная жизнь, фото, видео

От критики к признанию

По понятным причинам, педагогические идеи народного учителя не вписывались в советскую идеологию. Его гуманную педагогику причисляли к христианской, считали проповедью абстрактного гуманизма, который не вписывается в реалии. Василий Александрович был атеистом, но он не отрицал, что в природе существует некое божественное начало. Это было достаточно смело.

На него оказывали постоянный прессинг в прессе, критиковали его идеи.

Но народный учитель стоял на своих позициях и показывал в своей школе удивительные результаты. Его многочисленные статьи и книги стали востребованы сначала в учительской среде, а потом и в отделах образования.

Многие его идеи, которые вписывались в коммунистические реалии, стали применяться в других школах. Постепенно пришло признание.

И сейчас многие его методики и идеи очень актуальны. Например, экологическое воспитание в современных школах базируется на идеях Сухомлинского. Для изучения и внедрения в систему сегодняшнего образования идей народной педагогики были образованы Международная ассоциация и объединение исследователей Сухомлинского. Оказалось, что народная педагогика содержит много полезных зерен, которые могут стать плодами в современной школе.

Библиография

Сухомлинский — автор почти 50 монографий, множества статей, более 1500 сказок для детей. Его финальная книга «Сердце отдаю детям» стала обобщением учительского опыта воспитания детей.

Книги:

  • Воспитание коллективизма у школьников. — М., 1956.
  • Формирование коммунист. убеждений молодого поколения. — М., 1961.
  • Нравственный идеал молодого поколения. — М.: АПН РСФСР, 1963.
  • Павлышская средняя школа. 3 т. — М.: Просвещение, 1969, 1979, 1981.
  • Разговор с молодым директором школы. 3 т. — М.: Просвещение, 1973.
  • Сердце отдаю детям. — Киев.: Рад. школа, 1972.
  • Рождение гражданина. — Владивосток, 1974, 1979.
  • Мудрая власть коллектива. 3 т. — М.: Мол. гвардия, 1975.
  • О воспитании. — М.: Политиздат, 1975.
  • Родительская педагогика. — М.: Знание, 1978.
  • Избранные педсочинения: в 3 т — М.: Педагогика, 1979.
  • Родина в сердце. — М.: Молодая гвардия, 1980.
  • Зависит только от нас. 5 т. — Киев,1980.
  • Слово к преемнику. 5.т. — Киев,1980.
  • Как любить детей. 5 т. — Киев,1980.
  • Методика воспитания коллектива. — М.: Просвещение, 1981.
  • Потребности человека в человеке. — М.: Сов. Россия, 1981.
  • Книга для учащихся — М.: Просвещение, 1985.
  • Как воспитать настоящего человека. — М.: Педагогика, 1989.
  • Не только разумом, но и сердцем. — М.: Мол. гвардия, 1986.
  • Письма к сыну : книга для учащихся. — М.: Просвещение, 1987.
  • Хрестоматия по этике. — М.: Педагогика, 1990.

Избранные статьи

  • В расчете на абстрактного ученика. // Воспитание школьников. — 1991. — № 4.
  • Идти вперед! : [против формализма в пед. творчестве] // Народное образование. — 1989. — № 8.
  • К вопросу об организации школ-интернатов // Сов. педагогика. — 1988. — № 12.
  • “Учитель — совесть народа. ” : [публ. писем педагога] // Народное образование. — 1988. — № 9.
  • Мы продолжаем себя в детях : [публикация отрывка из статьи педагога]// Воспитание школьников. — 1990. — № 5.
  • Книга источник знаний, добра, красоты // Кировоградская правда. — 1965, 22 окт.
  • Сумейте понять ребенка // Горьковская правда. — 1968, 19.сент.
  • «Без сказки нельзя представить детства» // Комсомольская правда. — 1976, 3 окт.
  • Нет плохих учеников! // Неделя. — 1978. № 39.
  • Наша «скрипка» // Радяньска освита. — 1966, 21 мая.
  • Воспитание любви к знаниям, школе, учителю // Радяньска школа. — 1964, № 7.
  • Трудность и радость познания // Работница. — 1968, № 9.
  • Самый важный участок работы руководителя школы // Радяньска школа. — 1965, № 7.
  • Суть процесса воспитания // ЦГА Украины. Ф.5097. — Оп.1.д.692.
  • Искорка и пламя // Радяньска освита. — 1966, 18 мая.
  • Внедряйте физиологическое учение И.П. Павлова в учебный процесс // Кировоградская правда. — 1951, 26 декабря.
  • Знания и умения // Кировоградская правда. — 1966, 3 февраля.
  • Этика взаимоотношений в педагогическом коллективе // Радяньска школа. — 1977, № 11.
  • Наша добрая семья // ЦГА Украины.Ф.5097. — Оп.1.д.205.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Василий Сухомлинский: биография и педагогическая деятельность

  • 14 Октября, 2019
  • Наука и Техника
  • Борзенкова Валерия

В статье рассказывается кратко биография и о педагогической деятельности Сухомлинского. Он был выдающимся преподавателем, ученым, лауреатом многих премий. Статья полезна для прочтения не только взрослым. О Сухомлинском можно и нужно знать детям, так как вся его жизнь связана с ними.

Вся жизнь и творчество автора пронизаны большой любовью к детям. Целью своей жизни великий учитель считал создание счастливого детства для каждого человека.

Творчество ученого очень велико, поэтому в этой статье будет представлена биография Сухомлинского кратко.

Биографию Василия Александровича Сухомлинского условно можно разделить на 5 частей. Это детство и юность, военное время, педагогическая деятельность, личная жизнь и смерть.

Биография Сухомлинского

С детьми была связана вся жизнь педагога. Следующая информация будет полезна им для прочтения. Ниже описана кратко биография Сухомлинского. Для детей он сделал очень много, о чем помнят люди до сих пор.

Читайте также:
Богдан Ступка, биография, творчество, история жизни

Великий ученый родился 28 сентября 1918 года в небольшом селе Херсонской губернии. Отец Василия плотничал и столярничал в родной Васильевке. В возрасте 15 лет, окончив семилетку, он поступил в университет в Кременчуге, затем ему пришлось бросить институт и пойти работать педагогом в школу. Но все же он продолжил учиться в пединституте в Полтаве. Василий окончил его заочно с красным дипломом.

Военные времена

В начале войны простой педагог из села отправляется добровольцем на фронт. Воевал будущий учитель под Смоленском и Тверью, а обороняя подступы к столице, он получил осколочное ранение в область сердца. Врачи долго боролись за жизнь педагога, затем было длительное лечение в госпитале. Незадолго до конца войны великий ученый возвращается на родину и становится заведующим районным отделом народного образования, но через два года после победы Сухомлинский возвращается к преподаванию. В средней школе поселка Павлыш он становится директором и работает им в ней до самой смерти.

Педагогическая деятельность

Биография Василия Александровича Сухомлинского и его педагогическая деятельность – это две равнозначные составляющие в жизни великого ученого. Он не мыслил свою жизнь без правильного воспитания личности подрастающего поколения и жил педагогической работой.

Принципы деятельности

Изучив далее биографию педагога Сухомлинского, читатель узнает об основных принципах его научной и практической деятельности:

  1. Педагогика гуманизма – это полная вера в ребенка. Воспитатель не должен заставлять ребенка познавать мир и наказывать за проступки. Педагогика гуманизма, в понимании Сухомлинского, это: высокая нравственность; сотрудничество воспитателей (родителей и педагогов) с учащимися; труд в качестве творчества. Талантливый педагог считал, что ребенок должен свободно делать выбор своего жизненного уклада, а также, как ему поступать и вести себя в обществе. Становление личности должно происходить в команде и развивать ее должно общество, а также природа. Важным аспектом педагогики гуманизма являлся баланс в воспитании. Обучение личности педагогом и коллективом должно проводиться поровну.
  2. В. А. Сухомлинский создал методики развития детского творчества и педагогику семьи. Он выяснил, что существует теснейшая связь между дошкольным и школьным образованием. Свои идеи Василий Александрович активно практиковал. Он считал, что любую мысль в педагогике нужно качественно и долгое время творчески воспроизводить в команде учеников. Его разработки стали основой для собственной программы развития и образования учащихся.
  3. Великий учитель внедрил и систему выставления оценок. Оценки ставили подросткам, а не малышам.
  4. Поддержание личного авторитета учителем (он должен быть человечным, чтобы дети делились с ним проблемами).
  5. Нужно всегда вызывать интерес ребенка к получению знаний. Учебное заведение не должно уничтожать в ученике желание изучать. Сухомлинский учил, что нельзя увеличивать скорость получения новых знаний ребенком, нужно помочь развить способности. Главное, научить его любви к людям и природе. Родители должны только одобрять действия ребенка, если их вызвали в учебное заведение. Стать воспитателем может только коллектив, который формировался в радости, а также в уважении и в большом труде.
  6. Личность и коллектив должны быть одним целым. Великий педагог считал, что особое внимание нужно уделять детям среднего возраста. Если частным образом воспитывать дитя, не наказывать, обходиться с ним по-доброму и ласково, понимать его потребности и желания, то при соблюдении всех этих правил у учителя получится научить ученика, как ему создать верное мировоззрение. Если у учителя получится подготовить ребенка к жизни, чтобы он владел своими эмоциями, то проблема трудных подростков и переходного возраста исчезнет. Говоря о взаимоотношениях преподавателя и ученика, Василий Александрович считал, что педагог должен расти духовно вместе с каждым учеником. Он должен заново открывать с ним мир и понимать в нем личное. Учителем может быть только тот, кто может обратиться к личности каждого дитя, верит в силу воспитания и имеет призвание учить. Настоящее общение между учеником и учителем и полноценные отношения возникнут тогда, когда у первого проявятся интерес и внимание, дитя будет слышать своего наставника, чувствовать его устремления и следовать им.

Принципы воспитания

Ниже будут приведены основные принципы воспитания, которым обучал великий педагог:

  1. Научиться быть мужем и женой. Ученый считал, что в школе нужно учить детей тому, как проявлять любовь друг к другу, детям, родителям, учил искать компромисс.
  2. Стать хорошим папой. Сухомлинский считал, что мало быть папой биологически, важно быть им в деле. Он имел в виду то, что отец наравне с матерью должен ухаживать за ребенком: менять пеленки, играть, кормить и т. д. Кроме этого, отец должен заниматься самовоспитанием, т. е. постоянно трудиться и заниматься.
  3. Не наказывать. Это один из самых значимых принципов. По мнению Василия Александровича, нет необходимости в наказаниях даже самых трудных и непослушных детей. Если она появлялась, значит родителями были допущены ошибки в воспитании.

Главные тезисы о воспитании

Здесь кратко описаны основные мысли о воспитании:

  1. Суть воспитания у Сухомлинского – это диалог с ребенком. Василий Александрович считал, что воспитатель и ребенок должны находиться в одинаковых условиях, где не должно быть приоритетов. Общение учителя с ребенком должно строиться на знании его основного духовного стержня. Также в процессе общения наставнику нужно познать и усилить личностные качества ребенка. Затем воспитатель должен научить дитя оценивать себя самого. Чтобы диалог был успешным, учащийся и учитель должны быть искренними в своих эмоциях.
  2. Сухомлинский считал, что нравственность – это основа счастливой жизни ребенка. Для него нравственность – это долг перед людьми, обществом, коллективом и родителями.
  3. Очень важное значение Василий Александрович, как и Макаренко, придавал труду. Он полагал, что физический и умственный труд оказывает на формирующуюся личность взаимное влияние: умный человек всегда делает физическую работу творчески, и это вызывает радость. Раскрыть заложенные в ребенке таланты и дать стимул его самостоятельному развитию способен только процесс труда. Также одним из важных компонентов воспитания ученый считал природу, связанную с трудом. Только при активном контакте ребенка с природой, он учится понимать ее красоту.
  4. Обязательным великий учитель считал воспитание культуры потребностей. Материальные и духовные потребности в индивидууме должны иметь гармонию и быть сбалансированы. Это возможно, если у человека с детства воспитывать культуру потребностей. Сухомлинский ставил на первое место потребность познания, которая особенно сильна у детей, а не материальных нужд. При поддерживании потребности познания чадо само изъявит желание учиться, и это раскроет его внутренний потенциал.
  5. Духовная общность людей – это потребность человека в человеке. Ее великий учитель ставил на главный пьедестал культуры потребностей.
  6. Семейная педагогика. Еще одним принципом являлась семейная педагогика. Сухомлинский считал, что первичная среда, где человек должен учиться творить добро, это, безусловно, семья. Он полагал, что главная педагогическая ответственность в воспитании ребенка должна лежать на родителях. Воспитывать и обучать школа должна совместно с ними. Семья и школа должны иметь единый подход по вопросу воспитания детей, чтобы дать возможность развиться гармоничной личности.

Личная жизнь

Из четвертой части биографии Сухомлинского Василия можно узнать, что талантливый ученый был несколько раз женат. Его первый брак омрачился трагедией. Когда Василий Александрович ушел на войну, он оставил в зоне оккупации жену, которая тогда была беременна. Возвратившись домой, он узнал, что она за партизанскую деятельность была убита врагом. Великий педагог женился еще раз. Его спутница жизни преподавала в школе русскую словесность. Последняя жена родила ему сына и дочку. Умер ученый 2 сентября 1970 года. Причиной смерти послужил тот самый осколок, который застрял в сердце этого талантливого человека.

Этим разделом завершается краткая биография Василия Александровича Сухомлинского. Далее описано его творчество.

Творчество ученого

Василий Александрович написал почти 50 монографий, множество статей и более 1500 сказок для детей. Например, в своей книге «Избранные педагогические сочинения», том 2, «Павлышская средняя школа», автор делится своим опытом работы. Из этого произведения можно узнать, что учебное заведение уже с 4-летнего возраста готовит детей к первому классу. Учителя заранее знакомятся с родителями детишек и помогают им правильно развивать своих чад, а также заботиться об их здоровье.

Для лечения деток школа совместно с предприятиями, где работают их родители, выделяет дополнительное питание и путевки в санатории. Василий Александрович в своей книге рассказывает, как в его учебном заведении заботятся о режиме труда и отдыха учащихся и педагогов и постоянно наблюдают уровень утомляемости учеников на занятиях, корректируя их.

Его школа очень много уделяет времени заботе об экологии. В усадьбе возле школы посажен целый сад из ореховых, вишневых, абрикосовых, каштановых, еловых деревьев. Учитель добился того, чтобы на каждого ребенка было около 10 деревьев. В школе Сухомлинского уроки для младших классов велись в саду в специальных беседках. Великий ученый также создал у себя в школе уголок для девочек. Это комната, в которой лежали книги и брошюры о женской физиологии и гигиене, а также о материнстве.

Василий Александрович придумал целую систему, как поддерживать чистоту в учебном заведении. При входе каждый ученик мыл в специальном бассейне свою обувь. Также Сухомлинский устраивал соревнования конструкторов. Каждый год в кружок юных радиотехников выбирал, кто создал более совершенную модель, а в кружок селекционеров – у кого получился лучший саженец.

Директор был против единой школьной формы, он считал, что она должна быть проста и изящна. Форма и внешний вид играют значительную роль в эстетическом воспитании. Прическа должна быть скромной и соответствовать индивидуальным чертам. В своем учебном заведении Сухомлинский обучал красотой. До наступления рассвета он вместе с учениками шел в поля. Они слушали пробуждение птиц, собирали опавшие листья и устраивали пикники. Также поступали и на закате.

Последняя книга великого педагога — «Сердце отдаю детям» – стала итогом его учительского опыта по воспитанию детей. В ней он написал, что ребенок формируется до 5 лет и что нельзя сухо преподавать у доски, а нужно развивать каждое дитя, прислушиваясь к нему. Ученый много говорит о воображении, создавая фантастические образы. Родителям можно легко добиться того, чтобы интеллект чада начал быстро развиваться.

Тема детской жестокости в творчестве Сухомлинского

Сухомлинский поднимал и эту сложную тему. Наблюдая за учащимися, он видел, что детская жестокость проявляется не только у ребенка, который наблюдает проявления зла в своей семье, но и у детей, которые находятся в хорошем окружении. Великого учителя очень беспокоило то, что ребята не понимали заслуживающих порицаний, небольших проявлений зла, а также высказывали равнодушие к красоте и жизни. Из этих «мелочей» постепенно развивается бессердечность.

Заключение

В заключение следует сказать о методиках Сухомлинского, как об уникальном опыте. Этот талантливый педагог воспитывал в учащихся своей школы чувство собственного достоинства. Его гуманную педагогику называли христианской. В условиях тоталитарного государства великий учитель превратил обучение в своей школе в радость труда по обретению знаний, а также в радость творчества и духовного роста.

Главным принципом обучения он сделал шаг ребенка от успеха к успеху. Также разработал и внедрил идею союза семьи и школы. Великий ученый создал университет при своем учебном заведении, в котором обучал родителей. Они приходили в него за несколько лет до поступления туда своего чада и обучались там до окончания им последнего класса.

Василий Александрович Сухомлинский, краткая биография которого теперь вам известна, преподавал им теорию воспитания, педагогическую психологию, теорию личности, возрастную психологию ребенка и т. д. В своем учебном заведении он сформировал культуру семейного воспитания в сотрудничестве со школой, основанную на принципах гуманизма и признании личности ребенка высшей ценностью. Сухомлинский считал, что только люди с высокой нравственностью могут многого добиться в жизни и быть счастливыми, так как они выделяются своей добротой, мудростью и гуманностью. Только гуманная педагогика может воспитать высокую нравственность и духовность человека, а также его личность и индивидуальность.

Василий Сухомлинский – биография, новости, личная жизнь

Василий Сухомлинский

Василий Александрович Сухомлинский. Родился 28 сентября 1918 года в селе Василевка Херсонской губернии – умер 2 сентября 1970 года в Павлыше Кировоградской области. Советский педагог, детский писатель. Создатель педагогической системы, основанной на признании личности ребенка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования. Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1968). Кандидат педагогических наук (1955). Заслуженный учитель школы Украинской ССР (1958). Герой Социалистического Труда (1968).

Василий Сухомлинский родился 28 сентября 1918 года в селе Василевка Херсонской губернии в бедной крестьянской семье.

Отец – Александр Емельянович Сухомлинский, плотник и столяр, после революции был общественником активистом, принимал участие в руководстве потребительской кооперацией и колхозом, выступал в газетах как селькор, заведовал колхозной избой-лабораторией, руководил трудовым обучением по деревообрабатывающему делу в семилетней школе.

Мать – Оксана Авдеевна Сухомлинская, трудилась в колхозе.

Кроме Василия в семье было еще трое детей – Иван, Сергей и Мелания. Все они стали сельскими учителями.

Летом 1933 года Василий поехал учиться в Кременчуг. После окончания рабфака он поступил в педагогический институт. В 17 лет стал учителем в заочной школе недалеко от родного села. Перевелся в Полтавский педагогический институт и успешно закончил его в 1938 году, затем возвратился в родные места, где стал преподавать украинский язык и литературу в онуфриевской средней школе.

В 1941 году Сухомлинский добровольцем ушел на фронт. В январе 1942 года он, младший политрук, был тяжело ранен, защищая Москву, и лишь чудом остался жив. Осколок снаряда остался в его груди навсегда. После лечения в госпитале на Урале просился на фронт, однако комиссия не могла признать его даже ограниченно годным.

В 1948 году он стал директором Павлышской средней школы, которой бессменно руководил до конца своей жизни.

В свою школу он принимал только тех педагогов, кто горел любовью к детям, кто был талантлив и любил своё дело. Кто же не соответствовал этим требованиям, уходили сами. Об одном из таких учителей он сказал: «Он был ни горячим, ни холодным, а лишь тёпленьким, поэтому не смог работать с детьми». Как директор, он делал всё для того, чтобы у преподавателей было время читать, работать над собой и заниматься здоровьем. Он сумел так чётко организовать их труд, что в рабочее время они успевали сделать очень многое. После уроков учителя были заняты только один раз в неделю, в остальные дни это время было свободным и неприкосновенным. Все дни каникул учителя должны были отдыхать.

В результате исследований и наблюдений Сухомлинский пришёл к выводу, что причина плохой учёбы в 85 % случаев заключается в скрытых недомоганиях, которые ребёнок ещё не ощущает, поэтому в школе уделялось большое внимание здоровью детей.

В помещении школы были «зелёные» комнаты, зимний сад, цветы. Кроме того, имелись небольшие уголки, где дети могли уединиться, музыкальная комната, комнаты живописи, сказок, комната мысли и другие. В школе был культ книги, в каждой комнате имелись книги, которые мог взять любой ребёнок.

Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребенка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Самая сущность этики коммунистического воспитания Сухомлинского заключалась в том, что воспитатель верит в реальность, осуществимость и достижимость коммунистического идеала, измеряет свой труд критерием и меркой идеального.

Он строил процесс обучения как радостный труд, где большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся. Важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений, чтению книг.

Он воспитывал в детях личное отношение к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью.

Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». В советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли.

В своей книге «Сто советов учителю» Сухомлинский писал о том, что ребенок является существом, которое мыслит, познает мир не только вокруг себя, но еще и познает самого себя. При чем это знание приходит не только умом, но и сердцем.

«По-настоящему любит свой предмет лишь тот педагог, который на уроке излагает сотую долю того, что знает. Чем богаче знания педагога, тем ярче раскрывается его личное отношение к знаниям, науке, книге, умственному труду, интеллектуальной жизни. Это интеллектуальное богатство и есть влюбленность учителя в свой предмет, в науку, школу, педагогику. Учитель – это не только специалист, который умеет передавать знания следующему поколению, но также он играет большую роль в том, чтобы сделать из ребенка человека, а именно человека будущего, от которого зависит будущее целой страны. Учитель должен не только уметь анализировать причины влияния на ребенка, но и должен придерживаться того, чтобы изучение предмета стало цельным.

Труд должен стать главным в жизни ученика. Народная педагогика знает, что ребенку посильно и что непосильно. Потому что в ней органически сочетается жизненная мудрость с материнской и отцовской любовью. Чтобы ребенку хотелось хорошо учиться, и этим он стремился приносить радость матери и отцу, нужно беречь, лелеять, развивать у него чувство гордости труженика. Это значит, что ребенок должен видеть, переживать свои успехи в учении. Человеческие отношения раскрываются ярче всего в труде – когда один что-то создает для другого. Задание педагога – не только уметь правильно определять причины и последствия в воспитании, но и влиять на жизнь ребенка, при этом разделять свои заботы с родителями. Педагогу нужно работать, чтобы у матери и отца было единое представление о том, кого они вместе со школой воспитывают, а отсюда и о единстве их требований, прежде всего – к самим себе. Добиться того, чтобы отец и мать как воспитатели выступали в единстве – это значит научить мудрости материнской и отцовской любви, гармонии доброты и строгости, ласки и требовательности. Педагог становится светочем знаний – и поэтому воспитателем – лишь тогда, когда у воспитанника появляется желание знать несравненно больше, чем он узнал на уроке, и это желание становится одним из главных стимулов, побуждающих воспитанника к учению, к овладению знаниями», – писал он.

В целостном виде взгляды Сухомлинского представлены в «Этюдах о коммунистическом воспитании» и других произведениях. Его идеи воплощены в практике многих школ.

«Воспитание в широком понимании – это многогранный процесс постоянного духовного обогащения одновременно тех, кто воспитывает, и тех, кого воспитывают», – считал Сухомлинский.

Василий Сухомлинский – автор сорока монографий и брошюр, более 600 статей, 1200 рассказов и сказок. Научные монографии и статьи Василий Александрович писал на русском языке. Художественную прозу – на украинском. Общий тираж его книг составил около четырех миллионов экземпляров на различных языках.

Умер 2 сентября 1970 года в Павлыше Кировоградской области.

На корпусе № 1 Полтавского педагогического университета по ул. Остроградского, 2 Сухомлинскому установлена мемориальная доска. В самом университете находится музей В. А. Сухомлинского.

В честь В. А. Сухомлинского назван Николаевский национальный университет.

Личная жизнь Василия Сухомлинского:

Дважды был женат.

Его первая жена во время фашистской оккупации была подпольщицей. Она была схвачена фашистами и после жестоких пыток убита вместе с десятимесячным ребенком.

После войны женился на учительнице. У них родилась дочь.

Дочь – Ольга Васильевна Сухомлинская, доктор педагогических наук, профессор. Работала в Национальной академии педагогических наук Украины.

Василий Сухомлинский с женой и дочерью

Библиография Василия Сухомлинского:

Стыдно перед соловушкой
Сердце отдаю детям
Сто советов учителю
Рождение гражданина
Родина в сердце
Родительская педагогика
Как воспитать настоящего человека
Методика воспитания коллектива
Письма к сыну
О воспитании
Этюды о коммунистическом воспитании
Мудрая власть коллектива

последнее обновление информации: 20.03.2021

Биография Сухомлинского

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 283.

Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) – советский педагог-новатор, писатель, основатель народной педагогики. Всю жизнь проработав в обычной сельской школе, он смог сделать из нее уникальную лабораторию по разработке инновационных методик воспитания. Вся биография Сухомлинского Василия Александровича пронизана большой любовью к детям и желанием сделать детство самым счастливым периодом в жизни каждого человека.

Детство и юность

Василий Сухомлинский появился на свет в украинском селе Васильевка 28 сентября 1918 года, в обычной крестьянской семье.

Детские годы Василия пришлись на лихое время: повсюду царила разруха, голод, классовая ненависть и недоверие к ближним. После окончания сельской школы-семилетки в 1933 году Василий продолжил образование в Кременчугском педагогическом институте. Однако серьезная болезнь вынудила его прекратить обучение и вернуться домой.

Так 17-летний Сухомлинский приступил к работе учителя украинского языка и литературы в сельской школе. Одновременно он перевелся на заочное отделение педагогического института в Полтаве, получив полноценное высшее образование.

Война и послевоенное время

В 1941 году молодой учитель добровольцем отправился на фронт. В краткой биографии Сухомлинского было место тяжелому ранению: во время одного из боев за Москву в начале 1942 года осколок снаряда задел его сердце. Врачи не давали никакой гарантии, что молодой человек выживет. Однако Сухомлинский, вопреки всем прогнозам, пошел на поправку и в дальнейшем всю жизнь носил в сердце кусочек снаряда, который хирурги так не смогли извлечь.

Лечение Василий проходил на Урале. Сразу после выписки он рвался на фронт, однако медкомиссия отказала ему в этом. Сухомлинскому не оставалось ничего другого, как остаться в Удмутрии и приступить к обязанностям директора поселковой школы.

Когда в 1944 году украинские земли были освобождены от фашистской оккупации, учитель вернулся на родину в качестве заведующего райотдела народного образования в Онуфриевке.

Однако Сухомлинский очень скучал по работе с детьми, и спустя несколько лет вернулся к любимой работе. На должности директора средней школы в поселке Павлыш он проработал до конца своих дней.

Педагогическая деятельность

За время своей многолетней работы Сухомлинский привнес множество передовых идей в процесс воспитания детей. Его педагогическая методика была основана на признаках гуманизма, согласно которым наивысшей ценностью была личность ребенка.

Педагог всегда старался выстраивать воспитательный процесс таким образом, чтобы он приносил радость обеим сторонам: учителю и ученику. Он разработал целый комплекс эстетических программ «Воспитание красотой». Большое значение педагог отдавал художественному стилю изложения предмета, давал рекомендации по совместному сочинению с детьми сказок и увлекательных рассказов.

Однако у методов Сухомлинского было немало противников, поскольку они полностью противоречили авторитарному воспитанию, широко распространенному в стране.

Василий Александрович стал автором около 30 книг и 500 статей, посвященных воспитательному процессу и обучению подростков. Он написал более 1500 увлекательных сказок для детей, в которых учил их добру, ответственности, справедливости.

Личная жизнь

Сухомлинский был дважды женат. Первый брак оказался трагическим: идя на фронт, Василий Александрович был вынужден оставить в оккупационной Полтаве беременную жену, которую по возвращению он не застал в живых.

В 1943 году педагог женился во второй раз. Супруга – учительница русской словесности – подарила ему двоих детей: дочь и сына.

Смерть

Василий Александрович ушел из жизни 2 сентября 1970 года, будучи еще относительно молодым крепким мужчиной. Виной тому стал тот самый злополучный осколок, застрявший в сердце выдающегося педагога.

Сухомлинский Василий Александрович (1918-1970) – биография, жизнь и творчество писателя

Одним из самых известных советских педагогов с новаторскими методами работы был Василий Александрович Сухомлинский, биография которого полна любви и понимания к детям и трагическими событиями.

В юные годы будущий заслуженный учитель и герой социалистического труда пережил Великую Отечественную войну, которая оставила в его сердце напоминание в виде осколка от снаряда.

Детство и юность Василия Александровича

Родился будущий педагог в сентябре 1918 года в небольшом селе Васильевка на Украине. Семья была крестьянской, не отличалась особым достатком, но родители были людьми образованными и уважаемыми.

Отец мальчика до революции работал простым плотником и столяром. После революции приобщился к общественной деятельности, был корреспондентом, а после стал преподавателем труда в школе.

Мать сидела дома и шила на заказ различные изделия и одежду. Родители были дружными, не ссорились на глазах детей и растили их, не подвергая наказаниям. Помимо Василия в семье еще росли два сына и дочь, все дети выбрали профессию учителя.

Семья старалась поддерживать другу друга, ведь это были трудные времена в стране. Недоверие к соседям росло, начались репрессии и голодовка.

В 1933 г. Вася закончил школу-семилетку и поступил в Кременчугский педагогический институт. Парень хорошо ладил с одноклассниками и был одним из лучших учеников. Но закончить учебу у него не получилось из-за ухудшения здоровья.

17-летний парень решает не тратить впустую время и устраивается в местную школу учителем украинского языка и литературы. Параллельно поступает на заочное отделение и в 1939 г. Василий получает диплом Полтавского педагогического института.

Военные и послевоенные годы

Когда началась война, Сухомлимский сразу же сам вызвался на фронт. В 1942 г. он получил тяжелое ранение в бою под Москвой. Тогда осколок снаряда задел его сердце.

По прогнозам врачей парень не должен был выжить, но после лечения Василий встал на ноги. Однако осколок врачи не вытащили, и тот до самого последнего дня жизни находился в сердце Сухомлимского.

Несмотря на неутешительные прогнозы, Василий снова рвался в бой, но медкомиссия постоянно не допускала его на фронт. Отчаявшись, он остается в Удмуртии и устраивается на работу учителем в местную школу.

Педагогическая деятельность

В 1944 г. Украину освободили от оккупации фашистов, и Сухомлимский смог вернуться на родину. Он получает должность заведующего районного отдела народного образования, но все же его тянет к детям. До конца своих дней он проработает директором школы.

Работая директором школы в Павлыше, Сухомлимский всю свою жизнь посвятил написанию работ по детскому воспитанию и педагогике, цитаты и выдержки из которых актуальны и известны до сих пор.

В Павлышской школе педагог занимался исследовательскими проектами по психологии детей под названиями «Школа радости» и «Школа под голубым небом». Кроме этого, проводил педагогические семинары.

Со старшеклассниками проводились отдельные факультативные занятия, обучающие детей этике и семейной жизни. Для родителей учеников устраивал специальные собрания, которые вскоре переросли в создание школьного родительского клуба.

Педагог считал, что учебный процесс должен приносить удовольствие и ученику, и учителю. Чтобы заинтересовать детей, Василий Александрович разработал программу «Воспитание красотой». Она основывалась на сочинении рассказов и сказок для детей.

Основные педагогические идеи Сухомлимского

Василий Александрович разработал множество новаторских идей по работе с детьми и их воспитанию.

Основные принципы его работы, если говорить кратко, были следующие:

обучение ребенка без давления;

воспитание без угроз и наказаний;

прививание моральных ценностей;

взаимопонимание и согласие на общую работу учителя, родителя и ученика;

способность ученика самому выбирать норму поведения и образ жизни, а также уметь самостоятельно отвечать за этот выбор.

Именно такая система идей, по мнению Сухомлимского, способна вырастить из маленького человека настоящую устоявшуюся личность.

Книги В. А. Сухомлимского

Сухомлимский известен своими трудами по детскому воспитанию и психологии. Самой известной работой считается «Сердце отдаю детям».

В этом произведении автор проводит анализ взаимоотношения учеников и учителей, детей и родителей. На основе этого приводит наиболее эффективные приемы обучения и воспитания ребенка.

В работе Сухомлимский призывает ценить и понимать душу ребенка, помогать распознавать добро и зло, уделять время на воспитание чада.

Вот лишь некоторые высказывания педагога:

«Наука педагогика рассчитана не только для учителей, но и родителей».

«Детство, – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь».

«Без знаний человек не сможет прожить в этом мире».

«Вокруг подростков кипит сложная и противоречивая жизнь: часто они оказываются на перекрестке идейных влияний. Нужно не укрывать их от чужих идейных влияний, а сталкивать с ними, понуждать пытливую мысль к самостоятельному анализу жизненных явлений и ситуаций».

Еще одной знаковой работой педагога, актуальной до сих пор, считается «Родительская педагогика». В ней автор помогает родителям понять своих детей и воспитать их правильно.

Помимо педагогических работ, Сухомлимский занимался писательством. Его перу принадлежат множество детских рассказов:

«Лепесток и цветок»;

«Жизнь птиц зимой»;

«Как белочка дятла спасла» и др.

Личная жизнь писателя

Война отразилась и на личной жизни Сухомлинского. С первой женой они оформили отношения в 1939 г., а спустя два года началась война, Василий ушел на фронт.

Жена осталась в Полтаве и была беременной мальчиком. После снятия оккупации от немцев Василий узнал, что жена трагически умерла. Сына он так и не смог отыскать.

Второй раз педагог женился в 1943 г. на учительнице русской словесности. В браке родилось двое детей.

В 1970 г. всеми любимого учителя, директора и педагога не стало. Похоронили Василия Александровича на территории школьного двора в поселке Павлыш.

За свой вклад в педагогику и добросовестный труд в обучении детей Сухомлимский получил награды:

«Заслуженный учитель школы»;

«Государственная премия Украинской ССР»;

«Герой Социалистического Труда».

Заключение

Описывая портрет заслуженного педагога, следует сказать, что это был несомненно внимательный, умный, чуткий, образованный и терпеливый человек, способный найти общий язык с детьми. Сухомлимский испытал горе и трудности в начале своего пути, однако жизнь вознаградила его за вклад в детскую педагогику.

Великий советский педагог Василий Сухомлинский.

В.А. Сухомлинский родился в 1918 году на Украине, в селе Васильевка Херсонской губернии. В 17 лет, ещё не имея специального образования, он стал учителем начальной школы, и только в 30-летнем возрасте заочно закончил филологический факультет педагогического института. В годы Великой Отечественной войны воевал и был тяжело ранен. Осколки от снаряда остались в его груди навсегда, что стало причиной его раннего ухода. Василий Александрович прожил всего 52 года, но сколько было им сделано!

О Сухомлинском говорили: «Он проживал в один день три дня и в один год — три года». Так самоза­бвенно, с полной отдачей трудился всю свою жизнь этот необыкновенный человек.

Вернувшись в 1947 году в родные края после ранения и длительного лечения, он стал директором Павлышской средней школы. «Ни с чем не сравнимым счастьем» были для него годы работы в школе. А девизом всей его жизни и деятельности могут служить слова «Сердце отдаю детям» — так назвал он одну из своих книг.

Василий Александрович написал 38 книг и десятки статей, многие из которых до сих пор не опубликованы. Защитил кандидатскую диссертацию, был членом-корреспондентом Академии педагогических наук и оставил ярчайший след в педагогике.

Что же составляло основу педагогической системы Сухомлинского?

Самым важным в работе с детьми он считал воспитание. Всё было направлено на то, чтобы ребёнок хотел идти в школу, учился с радостью, чтобы в школе царила атмосфера труда, поддерживались ровные, спокойные отношения, отсутствовала суета и раздражительность.

Сделать ребёнка счастливым, сохранить его здоровье, вооружить его мировоззрением, воспитать тонкость чувств и заложить высокую нравственность — эти задачи ставил Сухомлинский и решал их вместе с коллективом единомышленников.

Особо хочется сказать о том, как он создавал педагогический коллектив. Ведь в одиночку даже самый гениальный человек ничего не сможет сделать. Василий Александрович подбирал этот особенный коллектив из самых обычных людей, не всегда даже имеющих педагогическое образование, при том, что его требования к учителю были очень высокими.

В свою школу он принимал только тех педагогов, кто горел любовью к детям, кто был талантлив и любил своё дело. Кто же не соответствовал этим требованиям, уходили сами. Об одном из таких учителей он сказал: «Он был ни горячим, ни холодным, а лишь тёпленьким, поэтому не смог работать с детьми».

Как директор, он делал всё для того, чтобы у преподавателей было время читать, работать над собой и заниматься здоровьем. Он сумел так чётко организовать их труд, что в рабочее время они успевали сделать очень многое. После уроков учителя были заняты только один раз в неделю, в остальные дни это время было свободным и неприкосновенным. Все дни каникул учителя должны были отдыхать. До минимума была сведена бумажная работа. И, конечно, всё это давало результат.

Вся школьная обстановка, окружавшая детей, была продумана до мелочей. Сухомлинский считал, что ребёнок должен расти в атмосфере красоты и творчества. В школе на 560 детей работало 80 кружков. Преподаватели выпускали с детьми журналы самых разных направлений: литературный, математический и многие другие. Развитие творчества детей было задачей номер один.

Василий Александрович считал, что здание школы должно быть окружено «фабрикой кислорода». Рядом с Павлышской школой располагался большой приусадебный участок, который буквально утопал в зелени: росли яблони, груши, сливы, абрикосы, вишня, орех, рябина, ель, кедр, сосна, берёза и огромное количество цветов. В саду было множество всевозможных беседок, аллей, лужаек. И вся эта огромная территория обихаживалась руками детей. За 20 лет 40 гектаров неплодородной земли ученики и педагоги превратили в цветущие сады.

В помещении школы были «зелёные» комнаты, зимний сад, цветы. Кроме того, имелись небольшие уголки, где дети могли уединиться, музыкальная комната, комнаты живописи, сказок, комната мысли и другие. В школе был культ книги, в каждой комнате имелись книги, которые мог взять любой ребёнок.

У Сухомлинского был свой взгляд на отдых: «Отдых мы усматриваем в разумном чередовании видов деятельности, — говорил он. — Мастерство воспитания мы видим в том, чтобы часы, свободные от учения и физического труда, были наполнены живой волнующей мыслью, глубокими нравственными, интеллектуальными, эстетическими чувствами».

В результате исследований и наблюдений Сухо­млинский пришёл к выводу, что причина плохой учёбы в 85 % случаев заключается в скрытых недомоганиях, которые ребёнок ещё не ощущает, поэтому в школе уделялось большое внимание здоровью детей. Летом все ребята обязательно ходили в походы. Около половины всех уроков в начальной школе проходило на свежем воздухе, для чего на лужайках были оборудованы беседки. Когда ребёнок приходил в 1-й класс, его обследовали и разрабатывали индивидуальную программу отдыха, питания и лечения, которая выполнялась как дома, так и в школе.

Каждый понедельник на совещании кто-нибудь из учителей рассказывал о духовной жизни своего детского коллектива: о радостях, огорчениях, пробле­мах и стремлениях. Подробно останавливались на тех детях, с которыми возникли какие-то трудности; другие учителя тоже высказывались. Обозначалась проблема, и намечались пути решения. За трудными детьми закреплялись наставники, и начиналась длительная целенаправленная работа всего коллектива. Ни один ребёнок не выпадал из поля зрения взрослых.

Очень важной задачей Сухомлинский считал развитие в детях чувствительности к окружающему миру, тонкости чувств. В первую очередь он связывал это с тонкостью понимания слова, считая, что тонкость чувств и мышления зависит от умения пользоваться словом, различать его оттенки и значение. Чтобы научить этому детей, Сухомлинский начал сам наблюдать за природой и в результате написал тысячу сочинений-миниатюр, которые потом читал детям. Каждое его сочинение было посвящено какому-нибудь явлению природы и вызванному им чувству. И когда он понял, как много это даёт детям, он повёл их в сад, в лес, в поле, к реке, и они стали учиться писать о том, что увидели и пережили. Учителя с энтузиазмом подхватили это начинание. В результате в школе было собрано 45 томов детских работ: сказок, миниатюр и др. Практически все дети писали стихи.

В школе установились свои традиции и праздники. Проводился День матери, День героя, праздник песни, праздник снежного городка, неделя сада (весной и осенью), праздник хлеба. Одна из традиций школы — у каждого ребёнка обязательно был друг старшего возраста. Ещё одна традиция: каждый класс в конце года дарил школе какой-нибудь полезный предмет, сделанный своими руками.

«Воспитание в широком понимании, — писал Сухомлинский, — это многогранный процесс постоянного духовного обогащения одновременно тех, кто воспитывает, и тех, кого воспитывают». Практика показывала, что прочная, незыблемая основа нравственных убеждений закладывается в детстве и раннем отрочестве, и этому возрасту уделялось особое внимание.

В своей работе педагоги добивались, чтобы добро, честь и справедливость приносили ребёнку личную радость, а зло, бесчестие и несправедливость вызывали тревогу, огорчение, желание это изменить. В школе стремились, чтобы жизнь учеников проходила в атмосфере высоконравственных поступков. О плохом с детьми старались говорить наедине, чтобы не задевать их человеческое достоинство.

Сухомлинский говорил: «Самый лучший учитель для ребёнка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своём ученике друга и единомышленника».

Василий Сухомлинский

Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) – советский педагог-новатор и детский писатель. Родоначальник педагогической системы, основанной на признании личности ребенка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования.

В биографии Сухомлинского есть множество интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Василия Сухомлинского.

Биография Сухомлинского

Василий Сухомлинский появился на свет 28 сентября 1918 г. в селе Васильевка (ныне Кировоградская обл.). Он рос в семье бедного крестьянина Александра Емельяновича и его супруги Оксаны Авдеевны.

Детство и юность

Сухомлинский-старший считался одним из самых видных людей в селе. Он активно участвовал в общественной жизни, выступал в газетах как селькор, руководил колхозной избой-лабораторией, а также обучал труду (столярному делу) школьников.

Мать будущего педагога вела домашнее хозяйство, а также работала в колхозе и подрабатывала швеей. Помимо Василия, в семьей Сухомлинских родилась девочка Мелания и двое мальчиков – Иван и Сергей. Интересен факт, что все они стали учителями.

Когда Василию исполнилось 15 лет он отправился в Кременчуг, чтобы получить образование. Окончив рабфак ему удалось успешно сдать экзамены в педагогический институт.

В 17-летнем возрасте Сухомлинский начал преподавать в заочной школе, расположенной неподалеку от его родной Васильевки. В тот период биографии он решил перевестись в Полтавский педагогический институт, который окончил в 1938 г.

Став дипломированным учителем, Василий вернулся домой. Там он стал преподавать украинский язык и литературу в онуфриевской средней школе. Все шло хорошо до начала Великой Отечественной войны (1941-1945), в начале которой он отправился на фронт.

Через несколько месяцев Сухомлинский получил тяжелое осколочное ранение, во время одного из сражений под Москвой. Тем не менее, медикам удалось спасти жизнь солдату. Интересен факт, что осколок от снаряда остался у него в груди до конца дней.

После выписки из больницы Василий снова хотел отправиться на фронт, но комиссия признала его непригодным для службы. Как только Красной Армии удалось освободить от нацистов Украину он сразу же отправился домой, где его ждала жена и маленький сын.

По приезду в родные края Сухомлинский узнал, что его супругу и ребенка замучили в гестапо. Спустя 3 года после окончания войны он стал директором средней школы. Интересно, что он работал в этой должности до самой смерти.

Педагогическая деятельность

Василий Сухомлинский является автором уникальной педагогической системы, опирающейся на принципы гуманизма. По его мнению, учителям следует видеть в каждом ребенке отдельную личность, на которую должны быть ориентированы воспитание, образование и творческая деятельность.

Отдавая должное трудовому воспитанию в школе, Сухомлинский выступал против ранней специализации (с 15 лет жизни), предусмотренной законом. Он утверждал, что всестороннее развитие личности возможно только там, где школа и семья действуют как единая команда.

С преподавателями Павлышской школы, директором который был Василий Александрович, он представил оригинальную ​​систему работы с родителями. Едва ли не впервые в государстве здесь начала действовать школа для родителей, где проводились лекции и беседы с педагогами и психологами, направленные на практику воспитания.

Сухомлинский считал, что детский эгоизм, жестокость, лицемерие и хамство являются производными плохого семейного воспитания. Он полагал, что перед каждым ребенком, даже самым трудным, учитель обязан раскрыть те области, где тот сможет достичь наивысших вершин.

Василий Сухомлинский выстраивал процесс обучения как радостный труд, уделяя внимание формированию мировоззрения воспитанников. При этом многое зависело от педагога – от стиля подачи материала и заинтересованности в учащихся.

Мужчина разработал эстетическую программу «воспитания красотой», задействуя мировые гуманистические идеи. В полном виде его взгляды изложены в «Этюдах о коммунистическом воспитании» (1967) и других произведениях.

Сухомлинский призывал воспитывать детей так, чтобы они несли ответственность перед родственниками и обществом и, что главное – перед своей совестью. В знаменитом труде «100 советов учителю» он пишет, что ребенок исследует не только окружающий мир, но еще и познает самого себя.

Ребенку с детства следует прививать любовь к труду. Чтобы у него появилось стремление к учебе, родителям и учителям нужно беречь и развивать в нем чувство гордости труженика. То есть ребенок обязан понимать и переживать собственные успехи в учении.

Взаимоотношения между людьми лучше всего раскрываются через труд – когда каждый делает что-либо для другого. И хотя от педагога зависит очень многое, ему необходимо разделять свои заботы с родителями. Таким образом, только совместными усилиями они смогут вырастить из ребенка хорошего человека.

О труде и причинах подростковой преступности

По словам Василия Сухомлинского лучше всего себя чувствует тот, кто рано засыпает, спит достаточно времени, и рано просыпается. Также хорошее самочувствие появляется тогда, когда человек уделяет умственному труду 5-10 часов после пробуждения ото сна.

В последующие часы индивиду следует снижать трудовую деятельность. Важно отметить, что интенсивная интеллектуальная нагрузка, особо заучивание материала, категорически недопустима последние 5-7 часов перед сном.

Опираясь на статистику Сухомлинский утверждал, что в том случае, когда ребенок на протяжении нескольких часов перед сном занимался уроками, он становился неуспевающим.

В отношении подростковой преступности Василий Александрович тоже представил немало интересных идей. По его словам, чем бесчеловечнее преступление, тем беднее умственные, этические интересы и потребности семьи.

Такие выводы Сухомлинский делал на основе проведенных исследований. Педагог говорил, что ни в одной семье подростков, которые преступили закон, не было семейной библиотеки: «…Во всех 460 семьях я насчитал 786 книг…Никто из малолетних преступников, не смог назвать ни одного произведения симфонической, оперной или камерной музыки».

Смерть

Василий Сухомлинский умер 2 сентября 1970 г. в возрасте 51 года. За свою жизнь он написал 48 монографий, свыше 600 статей, а также порядка 1500 рассказов и сказок.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: