Василий Лановой – отзывы, мнение, рейтинг

Василию Лановому – 86: Чего зрители не знают о знаменитом актере

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Отец и мать Василия Ланового были родом из села Стрымба Одесской области. В 1931 г. они переехали в Москву, спасаясь от голода, а спустя 3 года у них родился сын. Когда ему исполнилось 6 лет, началась Великая Отечественная война, и эти годы стали для семьи одними из самых страшных. За несколько дней до начала войны мальчика вместе с его младшей сестрой отправили в Стрымбу к дедушке и бабушке, а родители остались в Москве. Связь с оккупированной немецкими войсками Украиной оборвалась, и почти 3 года они ничего не знали о судьбе своих детей. Только после того, как эти земли были освобождены, мать смогла забрать сына и дочь в Москву. Во время войны родители Ланового трудились на химическом заводе, где сильно подорвали здоровье и получили инвалидность.

Актерское будущее Ланового могло бы оказаться под большим вопросом из-за случая, который произошел во время войны. Позже он рассказывал: « Это произошло на току. Немецкому солдату приглянулся мой ремень, и он хотел его у меня отобрать. Я уперся: «Не отдам!» Тогда он из автомата выдал над моей головой несколько очередей. Свои ощущения в тот момент не помню. В памяти осталось только, что снял ремень и отдал ему. После этого случая я стал заикаться. Заикался я длительное время. И вот в Москве мама повела меня к врачу. Доктор спросила: «Ваш сын украинские песни знает? Пусть поет их с утра до вечера!» В украинском языке, как известно, протяжные гласные. Заикание прошло ».

Профессиональную судьбу Василия Ланового решил случай. Однажды он вместе с другом, гуляя по городу, увидел афишу спектакля «Том Сойер», поставленного участниками драмкружка Дома культуры при заводе им. Лихачева. После того, как они увидели эту постановку, загорелись идеей поступить в этот драмкружок. Так в 14-летнем возрасте Лановой впервые вышел на сцену. А спустя 3 года ему доверили главную роль в спектакле «Аттестат зрелости», ставшую для него судьбоносной. После школы Василий без труда прошел конкурс в Щукинское училище, но все еще сомневался в выборе будущей профессии. Он подал документы на факультет журналистики МГУ, но тут ему предложили сыграть в фильме «Аттестат зрелости» ту же роль, которую он исполнял в спектакле. После того, как Лановой впервые попал на съемочную площадку, он ушел из МГУ и вернулся в Щукинское училище.

После окончания учебы Лановой был принят в труппу Театра им. Е. Вахтангова, правда, первое время ему не доставалось серьезных ролей. Но уже через несколько лет он стал ведущим актером. А вот в кино с первых же работ он начал играть главные роли, чему в немалой степени способствовала его эффектная внешность и амплуа романтического героя. Роль Павла Корчагина в одноименном фильме и роль Артура Грэя в «Алых парусах» превратили его в звезду всесоюзного масштаба.

Сын простых крестьян, Василий Лановой обладал врожденным аристократизмом и на экранах выглядел, как настоящий принц из сказки, впрочем, с его героем актера породнило не только внешнее сходство. Во время съемок он повторил поступок Артура Грэя для своей жены, актрисы Тамары Зябловой. На тот момент она отдыхала в Ялте, там же проходили съемки фильма. Сцену с алыми парусами должны были снимать в Коктебеле, но Лановой уговорил капитана поднять паруса в Ялте. Он вспоминал: « …я предложил капитану Дворкину: «Давайте удивим отдыхающих в Ялте, а заодно новые паруса опробуем», и вот где-то в районе Фороса мы их надели, подняли. Красота была невероятная! Видели бы вы Ялту, когда мы появились в ее створе, – город стал похож на растревоженный муравейник. Люди забегали, запрыгали, много визга вокруг было. Когда я сошел на берег у санатория «Актер», жена сказала: «Вы разбудили Ялту». Это действительно непередаваемо здорово, и я думаю, время от времени всем женщинам такие паруса нужны ».

Эта сказка продлилась всего 10 лет и завершилась трагически: Тамара Зяблова погибла в автокатастрофе. На тот момент она была беременна. Ужас ситуации заключался в том, что Лановой потерял нерожденного ребенка не в первый раз. Зяблова была его второй женой, а первой стала актриса Татьяна Самойлова, с которой Василий познакомился еще в студенческие годы. У обоих супругов кинокарьера развивалась очень стремительно, и они почти не виделись, постоянно пропадая на съемках. Лановой мечтал о том, что жена оставит профессию, родит детей и посвятит себя семье, но Самойлова не хотела для себя такого будущего. И когда она узнала о своей беременности, решила прервать ее, не посоветовавшись с мужем. Как оказалось, у них могла бы родиться двойня. Поступок супруги поставил точку в их отношениях. Этого Лановой так и не смог простить своей первой жене.

Читайте также:
Уиллард Кэрролл (Уилл) Смит-младший - отзывы, мнение, рейтинг

Спустя почти 8 лет после расставания Василий Лановой и Татьяна Самойлова снова встретились – в фильме «Анна Каренина» им довелось сыграть влюбленную пару. Актер говорил: « Нам было легко играть Анну и Вронского, потому что в свое время мы много пережили вместе… Мне легче было разобраться в отношениях героев Льва Николаевича сквозь призму нашей судьбы, а пережитое мной и Татьяной в реальности придавало этой ситуации пикантности ».

1971 год оказался поворотным и в актерской, и в личной судьбе актера. В этом году погибла его жена Тамара Зяблова, так и не успев подарить ему ребенка. Но в кинокарьере случился очередной взлет: в 1971 г. на экраны вышел фильм «Офицеры», который посмотрели больше 53 млн зрителей. По версии журнала «Советский экран», Василий Лановой за роль Ивана Вараввы был признан лучшим актером года. Его попадание в образ смелого, благородного и романтичного офицера было стопроцентным – возможно, потому, что этот герой был ему близок. Актер говорил: « И хоть в театре и кино я был и реалистом, и комиком, и водевильным персонажем, играл героев и злодеев, но по складу души я все-таки романтик. Поэтому, наверное, и произошло такое попадание! Я трижды отказывался от роли Ивана Вараввы, но все-таки, в конце концов, согласился, и фильм стал для меня одним из самых дорогих ».

Вскоре после этого успеха Лановой обрел и личное счастье: в 1972 г. он женился на актрисе Ирине Купченко, рядом с которой остается и по сей день. Этот брак оказался очень гармоничным и счастливым, но испытания для актера на этом не завершились. В 1973 г. у пары родился сын Александр, еще через 3 года – сын Сергей. Но у них мог бы быть и еще один ребенок – у младшего сына был брат-близнец, скончавшийся при рождении. А в 2013 г. случилась трагедия: погиб 37-летний Сергей. Даже узнав о гибели сына, Лановой не стал отменять спектакль и нашел в себе силы выйти на сцену.

К своей профессии актер всегда относился очень серьезно и продолжает выходить на сцену, даже несмотря на проблемы со здоровьем. Накануне 85-летия его госпитализировали из-за проблем с давлением, но это не стало для него поводом уйти из театра. « В актерской профессии надо все время держать форму. Потому что молодежь подпирает… Это закон театра. И если бы не было перепадов давления, вообще все было бы хорошо », – говорит Лановой.

Как-то актриса Алла Демидова сказала о нем: « Он умеет красиво стареть! » С ней сложно не согласиться – и в зрелом возрасте Василий Лановой не утратил обаяния и мужественности. В 80 лет он делал на сцене сальто, а секретом своей отличной формы называл хорошие гены и отсутствие вредных привычек. Остается только поздравить актера с днем рождения и пожелать ему крепкого здоровья, душевных и творческих сил и долгих лет жизни!

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Как секс-символа 60-х Василия Ланового приняли за нищего

16 января 2021 года великому актеру исполнилось 87 лет. Через несколько дней, 28 января, его не стало. Каким он был в жизни и в чем заключались секреты его мастерства? Об этом нам рассказывали коллеги к 85-летнему юбилею Василия Семеновича.

© Legion-Media — С Василием Семеновичем мы познакомились намного раньше, чем стали вместе работать в одном театре, — рассказывал «Антенне» актер Алексей Кузнецов. — Когда Василий Семенович оканчивал десятый класс школы, его пригласили на съемки в фильме «Аттестат зрелости». В то время я учился в пятом классе, и меня позвали на роль его брата. Его снимала женщина — Татьяна Лукашевич. И делала она это легко, изящно и красиво. Лановой уже тогда был необычайно хорош собой, у него такой не советский, а импортный типаж. Мы с ним играли трогательную до слез сцену и с тех пор дружим. После этого фильма Василий Семенович поступил в Театр Вахтанова, а я через пять-семь лет тоже туда пришел. Отношения героев здесь у нас разные. Иногда в спектаклях он генерал, а я — его лейтенант. Иногда наоборот: я хозяин, а он мой слуга в «Мещанине во дворянстве».

Читайте также:
Уилл Смит, биография, история жизни, творчество

Бывали невероятные истории. Болгария, София, лет 15 назад. Там мы работали втроем: Василий Семенович, его жена Ирочка Купченко и я. Делали литературную программу из стихов наших и болгарских поэтов. В свободное время отправились погулять по бульвару. Была приятная европейская осень, но уже прохладно. Василий Семенович в кепочке, а мы в пальтишках. Вася решил посидеть на лавочке, а мы с Купченко пошли по бульвару дальше. Погуляли минут 20−30, а вернувшись, увидели такую картину: Василий Семенович снял кепку, положил ее на колени и заснул под солнышком. Подойдя поближе, мы обнаружили, что в кепке лежит полпачки печенья, конфетки и несколько местных монеток левов. Его приняли за побирающегося на бульваре, и добрые самаритяне-болгары стали ему подавать. Долго мы над ним смеялись, но он тоже ржал и говорил, что первый раз его так почтили.

© Legion-Media — Мы часто с ним ездили на охоту. У нас друзья – летчики из города Жуковского, где находится НИИ авиации. Замечательный товарищ с геройской звездой Виктор Васильевич Уткин, директор Института аэродинамических исследований, и несколько пилотов, среди которых был Волк, который пытался летать на нашем космическом челноке. И вот мы все вместе уезжали на машинах в Карелию на охоту и соревновались, кто больше дичи принесет к костру. Обычно останавливались в заброшенной деревне в пустующих домах, чтобы не жить на улице в палатках. Деревень таких было много, и зрелище было грустное, но нам было удобно. Как-то летчики пошли в одну сторону, а мы в другую и нарвались на тетеревиный выводок. В таком случае начинается страшный переполох: они взлетают, шумят. Я подбил тетерева, а тот убежал в кусты. Собаки у нас не было, и Василий Семенович решил ее сыграть: встал на четвереньки и помчался в кусты, бегал там, рычал, вернулся с птицей, сам весь в перьях и очень довольный. В этот день мы принесли больше трофеев, чем летчики. Василий Семенович был горд и счастлив.Внутри Василий Семенович, и это понимают люди нашей профессии, – неврастеник. После фильма «Пролетая над гнездом кукушки» я стал звать его «Пролетарий над гнездом кукушки». Родители у него совершенно простые. Родился он в деревушке на Украине. Его нельзя назвать интеллигентом в каком-то поколении. Он сам вырастил в себе интеллигента. Приехал в Москву, начал сниматься, хорошо окончил институт, много занимался литературой. Отлично знает и читает Пушкина. В понимании обывателя ум – это количество знаний, и это неправильно. У творческого человека ум – это умение ими пользоваться. А у актера – количество и качество ассоциаций.

Когда Василий Семенович собрался в третий раз жениться, пришел ко мне в гримерку посоветоваться, ухаживать за Купченко или нет. Я ему ответил, что стопроцентно одобряю его выбор, потому что она не похожа на артисток в классическом понимании. Она серьезный, глубокий и простой человек без актерского гонора. Дома у Василия Семеновича все весьма обычно, я часто захожу к ним с Ирочкой в гости. Самая обычная квартира, мебель, еда – ничего аристократического. Быть простым лучше всего. Мы, конечно, говорим с ним о театре, о поездках с концертами. Режиссурой он не занимается, он педагог, мы профессора в институте Щукина. В кино и театре в основном Василий Семенович играл героев, красавцев. Боженька дал ему соответствующую внешность, которая диктует образ жизни, поведение, самоощущение. Равных ему в этой ипостаси сейчас нет. Васечка, плыви дальше – по течению, против течения, поперек течения. Главное – плыви, барахтайся.

Читайте также:
Джеймс Мэнголд - отзывы, мнение, рейтинг

© Legion-Media — Многие зрители ходили в кино и театр за мечтой, — считает актриса Людмила Максакова. — Их волновало, например, почему героиня хочет покончить с собой, из-за кого, из-за какого такого принца. Кто им мог рассказать, чтобы зритель поверил? Без сомнения, Василий Семенович Лановой. И зритель уходил из театра, думая, что действительно ради такого прекрасного принца Калефа в его исполнении можно отдать жизнь.Точно так же было и в кино. Кто мог приплыть под алыми парусами? Представьте себе в роли Грея не Ланового, а кого-то другого — и будет неубедительно. Мало кого можно представить себе способным приплыть к девушке и быть для нее идеалом. У него амплуа героя, и поэтому его актерская судьба сложилась счастливо.

Василий Семенович никогда не менял своих убеждений, за что заслуживает высочайшего уважения и преклонения. Я низко ему кланяюсь и снимаю шляпу. Василий Семенович, мы вас очень любим. Вы замечательный друг, прекрасный человек, и судьба вам улыбается.

© Legion-Media © Legion-Media

“Ложь ради власти, ради ненасытной наживы”- Василий Лановой о нынешней власти Россиинированным

Мнение великого актёра, народного артиста СССР Василия Ланового о приоритетах и “ценностях” современной России, о власти, пронизанной ложью и враньём, и о бесцельном пути развития нашей страны, ведущем её в тупик.

Всем доброго здоровья, уважаемые читатели и подписчики моего канала!

Василий Семёнович Ланово́й (1934-2021)) был советским и российским актёром театра и кино, мастером художественного слова (чтец). Народный артист СССР (1985) и Герой Труда Российской Федерации (2019).

Василий Семёнович был одним из самых популярных актёров советского кино, Думаю, что многие фильмы с его участием знают и любят до сих пор: “Алые паруса” (1961), “Война и мир” (1965-1966), “Анна Каренина” (1967), “Семнадцать мгновений весны” (1973)”Петровка 38″ (1980), “Огарёва 6″ (1980),” “Три мушкетёра” (2013), “Берега моей мечты” (2013).

В 1971-м году Василий Лановой был назван журналом «Советский экран» лучшим актером года. Это случилось после того, как фильм «Офицеры» с его участием посмотрели 53 млн зрителей.

Именно после этого фильма стала знаменитой фраза: “Есть такая профессия – Родину защищать!” Именно сразу после этого фильма в Советском Союзе отмечался небывалый взлёт популярности профессии военного: число желающих поступать в военные училища возросло в несколько раз.

Василий Лановой до последних дней своей жизни вёл огромную общественную и военно-патриотическую работу среди молодёжи, являлся сопредседателем Центрального штаба Общероссийского общественного гражданско-патриотического движения «Бессмертный полк России».

В данной статье хочу представить вашему вниманию несколько интересных цитат из одной его книги, изданной первый раз ещё в 2008 году. Прочитайте эти цитаты и вы поймёте, как они актуальны и на сегодняшний день.

Читайте, думайте и делайте правильные выводы.

О жизни в Советском Союзе и нынешней России:

“..Сегодня мы должны признать, что в последние десятилетия произошла смена приоритетов, и каждый думающий человек пытается понять, осмыслить, что же с нами произошло. Ведь еще совсем недавно наша жизнь была совсем иной. Сопоставление – великая вещь, и уверен, каждый, если он не поглощен процветающим ныне рвачеством, услышит, что в недалеком прошлом мы строили и ярко жили, черпая уверенность в великих делах и свершениях нашего народа, с надеждой и верой смотревшего в будущее. С этой верой мы выиграли жесточайшую и не сравнимую ни с чем прежде войну, в короткие сроки восстановили разрушенное хозяйство и вышли на уровень сверхдержавы, запустили в космос Гагарина. ” (Из книги В.С. Ланового “Летят за днями дни” 2008 год)

О том, что с разрушением СССР в новой капиталистической России у людей наступило прозрение:

“. Люди поверили в добрые перемены, но, как оказалось, преждевременно. Восторг слишком скоро угас, перешел в унылое прозрение. Люди утром проснулись и вдруг обнаружили, уже никому до них нет никакого дела: голодаешь ты или негде жить, обманут или избит, нечем заплатить за лечение или не на что учиться. Видишь беззаконие — и не с кого спросить. Вокруг словно заговор молчания, глухая стена неслышания, непонимания, равнодушия. Сами того не заметили, как оказались во власти совсем других — волчьих законов. ” (Из книги В.С. Ланового “Летят за днями дни” 2008 год)

Читайте также:
Джеймс Макэвой ( James McAvoy) - отзывы, мнение, рейтинг

О том, что народ России заплатил слишком дорогую цену за “глоток свободы”:

“. Не слишком ли дорогая цена за «глоток свободы», за возможность открыто говорить, что думаешь. Тем более, что «глоток» оказался отравлен беззастенчивым враньем, подменой ценностей, откровенным цинизмом. А право говорить лишь тем и ограничивается — все говорят, но никто не внемлет, никто не хочет слушать. Такое впечатление, что живем в стране глухих. ” (Из книги В.С. Ланового “Летят за днями дни” 2008 год)

О лжи и вранье, возведённых властями современной России в ранг официальной политики:

“. Ложь ради власти, ради ненасытной наживы. Сегодня уже ничего не поймешь, где истина, где откровенное вранье, где действительные намерения сделать лучше, а где умысел, хитроумная сеть политических интриг и личных амбиций. Ложь стала характерной приметой времени – с ведущих телепрограмм и из уст наделенных государственной властью чиновников, банкиров и нечистых на руку предпринимателей. И это тоже закономерно – там, где совершаются неправедные дела, возникает необходимость скрывать их, изворачиваться, лгать, навязывать обществу иные идеалы. Иначе чего бы ради возводить на пьедестал самые низменные человеческие соблазны и низвергать все, что было свято, считалось нравственным, добропорядочным. ” (Из книги В.С. Ланового “Летят за днями дни” 2008 год)

О средствах массовой информации:

“. Средства массовой пропаганды — телевидение, газеты — раскуплены нечистыми на руку частными лицами и, естественно, обслуживают их владельцев и политические силы, которые за ними стоят. Служат не истине, а интересам кланов. ” (Из книги В.С. Ланового “Летят за днями дни” 2008 год)

Об изменении приоритетов у подрастающего поколения:

“. На наших глазах выросло поколение, которое стопроцентно отвечает идеологии потребительства. Оно уже сформировалось, это молодое поколение, вкусившее прелести перестройки. Они поняли, что честным трудом много не заработаешь, не достигнешь желаемого благополучия. Разве могли мы раньше услышать с экрана телевизора признания ребенка, едва научившегося говорить: «Я буду миллионером»? Раньше мальчишки хотели быть летчиками, моряками, потом космонавтами. Теперь миллионерами, бизнесменами. ” (Из книги В.С. Ланового “Летят за днями дни” 2008 год)

Об отсутствии у современной России национальной идеи и целей развития, что в конечном итоге завело страну в тупик:

“. Нас словно пересадили на других лошадей и помчали без оглядки и определенной цели. Никто не знает куда. А может, надо было совсем в другую сторону или даже в противоположную. Но мы уже мчим, галопируем во весь опор, не разбирая дороги, и не можем остановиться, оглянуться, понять – куда и зачем? Где эта желанная цель? Уже невдомек, что никто не просчитал и на два шага вперед тот путь, а уже мчим. Теряем в пути людей, терпим страшные лишения, а остановиться не можем, чтобы спросить, куда нас влекут и что впереди. Спросить о результатах пройденного пути. Хотя и сами уже понимаем, что вразумительного ответа не получим, потому что результата нет. Точнее, он отрицательный. “

(Из книги В.С. Ланового “Летят за днями дни” 2008 год)

А что вы, уважаемые читатели, думаете по этому поводу?

Пишите свои комментарии. Благодарю за лайк.

Умер Василий Семёнович Лановой.

Светлая память настоящему артисту, человеку с большой буквы! Больно, очень больно когда уходят такие люди!
А мы. а что мы? Просмотрел я сейчас форум, простите меня, но ведь мышиная возня по сути.
Я думал, хоть кто-нибудь вспомнит, помянет добрым словом Василия Семёновича, увы!

Комментарии:

Мне кажется, Виктор, что последствия того, что было в 90-е годы, не изжиты ещё. Очень сильно поменялись общественные ориентиры. И оценка пласта советской культуры как части русской, глубокая, научная, человеческая и человечная – впереди.
Но Василий Семёнович – это такая наша гордость, такой наполненный благородный романтизм, такая любовь к Родине, чистая, искреняя, высокая, сквозь годы она была с ним и он ею щедро делился через свои незабываемые образы.
Он делал нас выше, добрее и счастливее.

Очень понимаю Вашу боль о Юрии Никулине.

=Это были умные, интеллектуальные люди, в отличие от многих нынешних актёров – малокультурных (да простят меня их поклонники, но это так), самовлюблённых и не очень-то владеющих актёрским мастерством.=

Верно, Дмитрий! Люди, которые пережили сами войну или ещё какие то события, показывали это нам на сцене, на экране, вот и не было фальши, ну и талантливая режиссура конечно.

Читайте также:
Василий Лановой - биография, личная жизнь, фото, видео

Вечная память великому артисту.
Что касается забывчивости нашей памяти, Виктор.. Правы..
Ведь “забыли” о святом дне окончательного прорыва блокады..
*********************
На ёлку в школу привезли подарки.. – Сахар.
Желаннее подарка не сыскать
Шли слабые.. домой.. И отступала плаха
голодной смерти на день, два.. Иль пять..

Не вдруг – сирены вой.. Воздушная тревога.
Привычно вжался в выемку стены
А вот друган не добежал.. Совсем немного..
И взрыв сполна добавил к празднику войны..

Тот “Мессер” снится – всё в вираж заходит
Звук взрыва в мозг врывается.. Дрожит
душа.. А в стороне, зажав заветный сахар, вроде
живой ещё, мой друг в крови своей лежит..

* * *
Я много раз над телом его плакал
– во снах.. Друг задавал всего один вопрос
– какой он был, тот, новогодний, сахар.
А я стонал в подушку мокрую от слёз..

***********************************************************************************
Блокада Ленинграда — военная блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербург).
Длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года – 872 дня.
Блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года.

Как сжалась вдруг душа нагая!
Я водку пью – не помогает!
Струятся слёзы из-под век…
Вокруг, как белый саван, снег…

Держись! Ты не имеешь права!
Ну как же так, Иван Варавва!
Ты был на острие атак!
И вот теперь… Ну как же так?!

Померкло всё…Притихли звуки…
Бессильно опустились руки…
Противник прекратил огонь…
Над Павкою склонился конь…

Нет алых парусов на реях…
Ассоли не дождаться Грея…
На чудеса надежды нет –
За горизонт ушёл «Секрет»…

Затих в тумане топот конский.
Земной предел покинул Вронский.
Курагин чарки не нальёт.
Романс Шервинский не споёт.

А у меня на сердце – вьюга…
Я потерял такого Друга.
Непоправимая беда.
И даже водка…как вода.

Константин Фролов
30.01.21

С Константином у меня связь во Вконтакте. Его отличное стихотворение мы опубликовали во втором номере нашего альманаха.
В интернете он иной раз подписывается как Фролов-Крымский. Можете при желании погуглить. он есть и в Википедии.
Но я не откажу сейчас себе в удовольствии, прежде чем идти спать, опубликовать здесь (не имеющее отношение к теме) стихотворение Константина, ставшее, наверно, его песней. И фотографию его музы.
Вы уж не судите строго. Меня.

Господь, продли мои скупые дни,
Пока на небе яркие огни
Сияют ночью холодно и строго.
Пока приходит за зимой весна,
Пока в скалистый берег бьёт волна,
И за холмом скрывается дорога.

Пока я помню главные слова,
Которые уносит вдаль молва,
Смысл находя в скитаниях по свету,
Пока плывут по небу облака,
Пока есть друга верного рука,
Я тихо напеваю песню эту.

Господь, продли мои скупые дни
Без боли и больничной простыни,
Без тяжести беспомощного тела.
Пусть не кончается мой краткий век,
Пока идут дожди, и сыплет снег,
И горизонт от снега белый-белый.

Пока, всем предсказаньям вопреки,
Не смолкли телефонные звонки,
Пуская стрелы в сонную планету,
Пока закат не скрыла пелена,
И не фальшивит тонкая струна,
Я тихо напеваю песню эту.

Лишь об одном прошу тебя, Господь,
Пока огонь души питает плоть,
Пока не оборвался тонкий волос,
Не надо мне ни славы, ни наград…
Пусть сердце согревает добрый взгляд,
И слух ласкает драгоценный голос.

Часы, минуты не воротишь вспять.
Я буду их по капле смаковать,
Пока меня Ты не призвал к ответу.
Пока мой след травою не порос,
Пока дурманит аромат волос,
Я тихо напеваю песню эту.

15.35 20.01.2021
Константин Фролов-Крымский
=======
На фото: Константин и его муза

«Для меня всегда театр был главным»: чем запомнился Василий Лановой

Василий Лановой родился в Москве в 1934 году, его родители были родом из Одесской области, после переезда в Москву они работали на химическом заводе. Когда началась Великая Отечественная война, Лановой гостил у бабушки на Украине. В одном из интервью он вспоминал: «Я 3,5 года был в оккупации на Украине. Мама и отец отправили нас, как и каждый год отправляли, отдыхать к бабушке и дедушке под Винницу. Через две недели они должны были приехать. Мы — две мои сестры и я — у­ехали из Москвы 20 июня 1941 года. 22 июня в 5 утра мы сошли на станции Абомеликово, а над нами летели сотни самолетов бомбить Одессу… Вот так для меня началась война. Мне было семь лет, младшей сестре — четыре года, старшей — десять. Родители не приехали ни через год, ни через два, ни через три. 10 апреля 1944 года была освобождена Одесса, немцев выбили. И они снова побежали через нас — в Бессарабию… Мама приехала к нам только в конце мая 1944 года. Я побежал встречать ее на станцию, обогнал двух сестер. Вижу: два вола тянут арбу. На арбе сверху сидит женщина. Худю-ющая! С громадными глазами. И. я пробежал мимо. Не узнал маму! А Дмитрий, хозяин волов, крикнул: «Васылька, це ж мамка твоя! Куды ж побиг?» Я вернулся. Долго смотрел на нее. Она смотрела на меня. Вот эти мамины глаза я помню всю жизнь… И, когда Дмитрий меня поднял и швырнул к ней наверх, мама вцепилась в меня и не отпускала. Наши родители разливали противотанковую жидкость на химическом заводе в самом начале войны… «Жидкость Молотова» «била» по нервной системе, были поражены нервы рук и ног. Родители остались инвалидами на всю жизнь…»

Читайте также:
Дженнифер Лоуренс, биография, история жизни, причины известности, фильмография

После войны Лановой в Москве стал посещать театральную студию ЗИЛа — еще в двенадцатилетнем возрасте. После школы он поступил на факультет журналистики МГУ, но вскоре ушел в Театральное училище имени Щукина, которое окончил в 1957 году. С этим училищем была связана вся жизнь Ланового: позже он стал там преподавать, а в 1995 году возглавил кафедру художественного слова

После окончания театрального училища Ланового приняли в труппу Театра имени Вахтангова. На его счету в этом театре десятки ролей, в том числе Фортинбрас в «Гамлете», Маяковский в «Конармии», Цезарь в «Антонии и Клеопатре». Артист выходил на сцену вплоть до последнего времени. О театре Вахтангова он говорил в интервью: «Кинематограф раньше был совсем другим. Да и театр тоже. И сочетание этих искусств составляет мою жизнь, хотя для меня всегда театр был главным. Театр Вахтангова — не фабрика по производству спектаклей, это уж точно. Он долгие годы являлся в каком-то смысле «семейным театром», потому что была великая семья из великих актеров. Гриценко, Плотников, Астангов, Лукьянов, Борисова, Мансурова, Алексеева… Вы понимаете, какие имена были? Невероятные!»

На киноэкранах Василий Лановой впервые появился еще студентом, снявшись в главной роли в фильме «Аттестат зрелости» (1954). Всего актер снялся почти в 80 кинокартинах и телефильмах. Среди его самых известных ролей — Артур Грей в «Алых парусах» (1961), Анатоль Курагин в картине «Война и мир» Сергея Бондарчука (1965), генерал Вольф в «Семнадцати мгновениях весны» (1973). Знаковой для Ланового стала лента «Офицеры» — лидер проката в 1971 году. Журнал «Советский экран» тогда назвал Ланового лучшим актером года. «Для некоторых ролей романтического склада нужны соответствующие внешние данные. Скажем, для героя-любовника не совсем подходит человек маленький, лысый, курносый, косолапый, с вывороченной челюстью. Ему трудно будет играть Артура Грея в «Алых парусах». Он может играть, но ему будет очень сложно. В этом смысле внешность мне помогала. Но она же очень сузила круг ролей, которые мне первые годы давали. Даже в театре. Это потом я стал играть разные роли, не опираясь на внешность. Вообще в актерской палитре внешность — одно из самых важных, так же как и голос, пластика. Это слагаемые профессии. Меня приучили смотреть на себя с юмором. Мои преподаватели внушали, что нельзя серьезно к себе относиться», — рассказывал Лановой в интервью

Лановой выступал как чтец с произведениями Пушкина, Ахматовой, Блока и других поэтов. Также артист работал над озвучиванием фильмов, например многосерийной документальной ленты «Великая Отечественная»

Василий Лановой входил в общественные советы при Минобороны и Следственном комитете, в 2018 году выступил как доверенное лицо Владимира Путина на президентских выборах

Артист был трижды женат: первый раз — на народной артистке Татьяне Самойловой, потом на актрисе Тамаре Зябловой. Третьей женой стала Ирина Купченко. У пары были два сына, младший, Сергей (1976 года рождения), умер в 2013 году от сердечного приступа.

Читайте также:
Сти́вен А́ллан Спи́лберг - отзывы, мнение, рейтинг

Лановой писал о жене в мемуарах: «Дома у нас все происходит, как у всех нормальных людей. Оставаясь наедине, мы стараемся не говорить о профессии. Все творческие проблемы оставляем за порогом дома, сохраняем свою нервную систему. С самого начала мы с Ириной договорились, что в присутствии детей никогда не будем говорить о своих проблемах. Ни она, ни я не хотели, чтобы они стали артистами»

Воплощение культурного кода: коллеги — о Василии Лановом

Читайте нас в Google Новости

Народный артист СССР Василий Лановой скончался на 88-м году жизни. Директор Театра имени Вахтангова Кирилл Крок сообщил, что причиной смерти стал коронавирус. Артиста госпитализировали вместе с женой в начале января. В ночь на 28 число его перевели в реанимацию из-за ухудшения состояния. Знакомые Ланового тяжело восприняли известие о его смерти. Они назвали актёра воплощением культурного кода и отметили, что уход артиста — большая потеря для мировой культуры. Каким Лановой останется в памяти россиян и коллег по цеху — в материале NEWS.ru.

Василий Лановой родился в Москве 16 января 1934 года. В школьные годы занимался в театральной студии Дворца культуры ЗИЛ, а после получения аттестата стал студентом училища имени Щукина (ныне театральный институт). С 1957 года до последнего дня актёр работал в Театре им. Вахтангова, на сцене которого исполнил более 50 ролей. Среди них — Фортинбрас в «Гамлете» Уильяма Шекспира, Дон Гуан в «Маленьких трагедиях» по Александру Пушкину и Троцкий в «Брестском мире» Михаила Шатрова.

Однако наибольшую популярность Лановому принесло кино. Зрители полюбили его по ролям в картинах «Алые паруса», «Война и мир», «Анна Каренина». Но культовым фильмом в его карьере стали «Офицеры». Картина собрала более 53 миллионов зрителей и заняла в прокате первое место в 1971 году. По опросу журнала «Советский экран», Лановой был назван лучшим актёром 1971 года. Последней его работой в кино стала главная роль в мини-сериале Мурада Алиева «Чужой дед» 2016 года.

Василий Лановой был большим художником и уникальным артистом. Ему удавалось сочетать в себе мудрость и тонкость с прекрасным чувством юмора. Об этом в разговоре с NEWS.ru заявил ученик Ланового — актёр Александр Олешко.

Хотелось бы отдельно отметить то, как он озвучил Пушкина. Мне кажется, что душа великого поэта выбрала Ланового для того, чтобы именно он совершенно уникально и неповторимо в XX и XXI веке читал его произведения. Я могу благодарить бесконечно Бога и судьбу за то, что у меня была возможность общаться с ним и ежедневно видеть в театре.

актёр и телеведущий

Вместе со смертью Ланового ушла эпоха кино и театра. Смерть артиста — это очень большая утрата. Такое мнение в разговоре с NEWS.ru высказал режиссёр Юрий Грымов.

Кино и творчество — это культурный код, который нас формирует. Так вот Лановой и был его воплощением. Своим дарованием он отчасти сформировал страну — показал, как нужно относиться к человеку, как мужчине вести себя с женщиной, и наоборот. Это всё делал артист и его персонажи.

Уход Ланового — потеря не только для кино и театра России, но и для всей мировой культуры, заявил в разговоре с NEWS.ru кинокритик Кирилл Разлогов.

Меня удивило, что зарубежные СМИ не отреагировали на уход Ланового более бурно, чем он того заслуживает. С одной стороны, мы лишились героя-любовника прошлых лет, с другой — очень яркого и последовательного защитника предпочтений и интересов, в которых он был воспитан.

киновед, культуролог, искусствовед и телеведущий

Трагическую новость не оставил без внимания и российский премьер Михаил Мишустин. Он заявил, что Лановой был бесконечно талантливым, преданным своей профессии и театру человеком. Политик также отметил, что фильмы с его участием всегда будут нестареющей классикой. Артист, по словам премьера, останется в нашей памяти не только как великий актёр, но как человек с активной гражданской позицией и настоящий патриот своей страны.

Представитель МИД Мария Захарова, в свою очередь, отметила, что Лановой был отчаянно честным человеком, сражавшимся с ложью. Она назвала артиста настоящим гражданином и добавила, что он был образцом гражданского мужества.

Читайте также:
Артур Кристофер Пламмер - биография, личная жизнь, фото, видео

Прощание с Лановым пройдёт в его родном Театре им. Вахтангова 1 февраля. Там отметили, что вместе с актёром учреждение покинут и два спектакля, в которых он играл, — «Посвящение Еве» и «Последние луны». В последнем Лановой участвовал вместе с женой Ириной Купченко. Как полный кавалер государственных наград, Герой России и почётный житель Москвы, артист будет похоронен на Новодевичьем кладбище.

Василий Лановой: Мое поколение — дети войны. Для нас все, что тогда было, осталось главным в жизни

Евгений Додолев

Кумир миллионов советских и российских зрителей актер Василий Лановой отметил 87-й день рождения. «Вечерка» публикует интервью с народным артистом СССР.

Фразу «Есть такая профессия — Родину защищать!» приписывают министру обороны Советского Союза Андрею Антоновичу Гречко, инициатору создания культовой ленты «Офицеры». Работа в этом фильме в роли Иваны Вараввы давно стала визитной карточкой народного артиста СССР Василия Ланового.

— Василий Семенович, говорят, вы могли стать летчиком?

— После 7-го класса к нам в школу пришел военный и сказал: «Ребята, можно сразу поступить в военно-воздушное училище, летчиком стать». Но Сергей Львович Штейн, мой педагог (создатель и руководитель детской театральной студии во Дворце культуры завода им. Сталина, затем ЗИЛа, с 1937 по 1977 год), актер и режиссер Московского театра имени Ленинского комсомола, когда узнал, что я сдал документы в училище, поехал туда и упрашивал приемную комиссию: «Каким он летчиком станет, еще неизвестно, а актером может стать приличным. Так что зарежьте его, пожалуйста, и пусть он окончит десять классов». И меня не приняли.

— Но вы все-таки решили стать журналистом, а не актером.

— Я обладал удивительной способностью заводить друзей, которые были старше меня, и иногда намного. Это великое счастье. Так вот, мне говорили: «Вася, у тебя золотая медаль, поступай в МГУ на факультет журналистики. А потом будешь заниматься своим актерством». В это время, в 1954 году, режиссер Татьяна Николаевна Лукашевич начинала снимать фильм «Аттестат зрелости». Посмотрев наш спектакль, она сказала обо мне: «Вот этот мальчик должен играть». А был уже назначен другой актер — Володя Сошальский, он был старше меня лет на десять. Но Татьяна Николаевна решила, что нужно снимать меня. А когда съемки закончились, я забрал с журфака документы и перешел в Щукинское училище.

— Вы много лет работаете в Театре Вахтангова. Вам поступали предложения перейти в другие театры?

— Да, но я никогда не хотел уходить из Театра Вахтангова. Многие актеры переходят из одного театра в другой, потому что им или играть не дают, или не ту сумму платят. Я окончил театральное училище при Театре Вахтангова. Здесь мой родной дом. Здесь я уже шестьдесят три года работаю.

— Несколько лет назад вы принимали участие в открытии памятника героям фильма «Офицеры».

— Это министр обороны пригласил открыть такой памятник. Там все узнаваемые — и Жора Юматов, и Алина Покровская, и Василий Семенович, и лопоухий Ванька, который командный голос отрабатывал.

— Вы же трижды отказывались от роли, когда вам предлагали сниматься в «Офицерах»?

— Да, потому что у Жоры Юматова было очень много текста, а у меня мало. Но я должен понимать, что играть. А оператор — на этом фильме волшебный оператор был Михаил Кириллов — мне сказал: «Вась, че ты мучаешься? Играй романтику русского офицерства». И тогда я сказал: «Беру!» Вот так я и стал офицером — сегодня уже в запасе. Мы очень разные с Жорой Юматовым получились в этой картине. Потом мы еще в двух или в трех картинах вместе снялись. Мы дружили, я помогал ему в этой ужасной, чудовищной истории в конце его жизни (в 1994 году Георгию Юматову предъявили обвинение в совершении умышленного убийства на почве ссоры. Дело было прекращено в конце 1995 года. — «ВМ»).

— Вы ведь ребенок войны. Как вы с двумя сестрами под оккупацией оказались?

— Мама отправляла нас каждый год на Украину, в село Стрымбу Одесской области, к бабушке. 20 июня 1941 года она договорилась с проводницей поезда, чтобы та за нами присмотрела в дороге — нас никто не сопровождал. Мне было семь, Валюше четыре, Люде десять, и проводница сказала: «Я довезу до Абамеликово. » 22 июня 1941 года мы вышли на станции Абамеликово в 5 утра. Над нами летели самолеты бомбить Одессу. Мама должна была приехать через две недели.

Читайте также:
Василий Лановой - фото

Не приехала ни через год, ни через два, ни через три. Дело в том, что через два дня после начала войны на химическом заводе, где она работала, весь цех обязали вручную разливать противотанковую жидкость. И через пять дней никто не вышел на работу — у всех была уничтожена нервная система рук и ног. Их сразу отправили лечиться на Кавказ. И они года три по санаториям ездили, ничего о нас не зная.

— Насколько я знаю, мама с вами по-русски не разговаривала? Только на мове?

— Не-не, она тільки на мове розмовляла зо мною. Когда я окончил в 1957 году театральный институт, Щуку, Рубен Николаевич взял меня в театр и сказал: «Вася, я вам год не буду давать никаких ролей, только массовку». Я говорю: «А в чем дело?» «В вашей речи очень много украиноидов, понимаете? Вот вы год и будете слушать, как разговаривают наши замечательные актеры». Мансурова, Гриценко, Плотников были обладателями замечательной русской речи.

Я пришел домой и говорю: «Мамо, дуже вас прошу, розмовляйте зі мной тільки на руської мові, бо мені в театрі кажуть, що у меня з каждой дірки україноіди виповзають». Она встала, серьезная очень, и сказала: «Нехай звикають». Я, как хохол, обладаю редким слухом. До сих пор второй концерт Рахманинова могу от начала до конца исполнить — первый голос, вторые голоса, третьи. Это чисто украинское свойство.

— Вы про себя сказали, что вы хохол. Сейчас за употребление этого слова в социальных сетях могут лишить аккаунта.

— Это что-то немыслимое. А главное — чем это все закончится? Как-то мне из Львова позвонили. «Василя Семеновича можна?» Я говорю: «Я слухаю вас, хлопці». — «Що ж ти, гад, наробив». И пошли ругательства. Я говорю: «Хлопці, у вас, маєте вільну хвилину свободну?» — «Да, ми тебе слухаєм». — «Пішли в сраку, і щоб я вас більше не чув, собаки». На этом закончились все разговоры. И я туда больше не езжу.

— Хочу напомнить вам про сыгранный вами эпизод в фильме «Полосатый рейс». Когда произносят его название, всегда вспоминают вашу реплику про «группу в полосатых купальниках».

— Я счастлив, что это сыграл! Потому что у меня в кино комедийных ролей до этого не было, а тут — просто замечательный комедийный эпизод.

— Каким образом у вашего персонажа встают волосы дыбом?

— Тогда же не было никакой компьютерной графики. Минут за сорок до того, как снимать, на темном фоне темными нитками мне крепили к волосам такие штуки, которые поднимали волосы дыбом. За кадром сидел человек, и этими нитками поднимал волосы, зрителям они не были видны.

— Вы ведь в Одессу, где снимали картину, приехали не специально, а оказались там случайно?

— Я приехал по семейным обстоятельствам. Моя первая супруга, Татьяна Самойлова, снималась там в картине «Мексиканец», а у меня было дней семь свободных. И я приехал в Одессу — и с Татьяной повидаться, и отдохнуть заодно. В это же время там был Володя Фетин, режиссер, который снимал этот фильм. Он меня увидел в гостинице и говорит: «Пожалуйста, сыграй мне короля пляжа».

Я говорю: «Какой король, там же эпизодик небольшой?» У меня уже был за плечами и Павка Корчагин, и «Аттестат зрелости», и другие крупные роли. А он мне сказал: «Вася, иногда эпизод способен пережить любую длинную роль». Так и случилось.

— В этом эпизоде видна ваша атлетическая фигура.

— Я вообще люблю спорт. Считаю, что для актера это необходимейшая вещь, обязательно надо заботиться, чтобы впереди ничего лишнего не было и сзади тоже. Если ты герой-любовник, изволь каждое утро делать зарядку и соответствовать своему амплуа.

— Говорят, ваш костюмер ставит вас в пример — со времен молодости ваш размер не изменился.

— Двадцать лет назад мы закончили играть «Принцессу Турандот». Год назад мне дали костюм из этого спектакля. Я его надел — ничего не изменилось абсолютно. Потому что каждый день я делаю зарядку. Вот и все.

Читайте также:
Джеймс Мэнголд, биография, история жизни, фильмы

Василий Лановой / Кадр из фильма «Офицеры» (1971)

— Вы говорите, надо заниматься здоровьем, а сами были курильщиком.

— Года три. В фильме «Коллеги» мой герой курил. Алеша Сахаров, режиссер, сказал: «Вася, ты играешь хирурга, побывай на операции, посмотри, чтобы хоть знать, каким концом шприц в тело вводится». И я пошел на Пироговку. А курил страшно, по две пачки в день. Меня пропустили на операцию — оперировали легкие курящего человека. Когда я это увидел, был потрясен. Выйдя из больницы, вынул из кармана сигареты, рядом положил спички. Это был 1962 год. Больше ни одной сигареты не выкурил.

— Лановой — собачник, я слышал?

— Да, и в связи с этим расскажу такую историю. Однажды утром в День Победы выгуливал пса, отпустил его. Идет сильно подвыпивший офицер, делает мне замечание. Я говорю: «Виноват, товарищ полковник. Исправлюсь». — «То-то же. Как фамилия?» — «Моя?» — «Да твоя мне неинтересна, знаю. Как его фамилия?» — и кивает на пса. «Шерш», — отвечаю. «Неправильно». — «А как нужно?» — «Щорс».

— Говорят, со своей будущей супругой Ириной Купченко вы познакомились благодаря спаниелю?

— Это у Иры (супруга Василия Ланового с 1972 года. — «ВМ») спаниель был, а у меня — Чарли. Мы ездили вместе в моей машине. Когда ее спаниель вошел, начал лапой толкать моего Чарли. И Чарли, хозяин, ушел. И спаниель стала хозяйкой в машине. Все началось именно с этого.

— Вы дружили с Фаиной Георгиевной Раневской?

— Многие годы мы были очень дружны. Она после «Алых парусов» вдруг заинтересовалась мною. А потом она работала в Театре Пушкина вместе с Тамарой (Тамара Зяблова, актриса Московского драматического театра им. А. С. Пушкина и режиссер телевидения, погибла в автокатастрофе в 1971 году. — «ВМ»). И когда я приходил ее встречать, вдруг там Раневская появлялась, и мы очень подружились.

— Говорят, во время съемок «Алых парусов» вы совершили какой-то романтический поступок?

— Мы ехали на съемку из Одессы в Ялту. А нам как раз привезли готовые паруса. И я капитану Дворкину говорю: «У меня в Ялте жена отдыхает. Наденьте перед Ялтой алые паруса». Он говорит: «С удовольствием».

Где-то за двадцать километров до Ялты надели эти паруса, и когда наша яхта вошла в гавань, все застыли в изумлении. Мы подошли прямо к актерскому дому отдыха. Потом мне Тамара сказала: «Обалдели все!» Это действительно было очень красиво и неожиданно.

— Вы как-то жаловались на сегодняшних студентов, что они не те фильмы смотрят, не те книги читают.

— Я не жаловался. Я отмечал, чем их поколение отличается от нашего. Мы — дети войны. Для нас все, что тогда было, осталось главным в жизни. Военные стихи, песни, проза, воспоминания о войне, которые мы на всю жизнь сохранили. И до сих пор для меня это главное. А они совсем по-другому относятся к этим событиям.

— Почему вы практически перестали сниматься?

— Потому что я, как правило, снимался в хорошей драматургии. А сейчас — сериалы.

— Но вы же снимались в сериале «Семнадцать мгновений весны»?

— Это был первый, великий русский сериал. А дальше пошли такие, что не дай бог. Я же привык к тому, что обязательно должна быть драматургия. Иначе актер ничего не может сделать. Какие мозги надо иметь, чтобы на триста серий написать настоящую плотную драматургию? А потом. У меня концерты, поэтические вечера, масса других занятий. Знаете, на мой 80-летний юбилей мне из Тбилиси позвонил старый друг. И говорит: «Вася, извини, не могу сегодня прилететь, мой директор-гад назначил спектакль на сегодня. Но вот на 160 лет обязательно прилечу». Я ответил: «Прилетай, буду ждать».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: