Томас Гоббс – отзывы, мнение, рейтинг

Томас Гоббс. “Левиафан”. Что это за чудище и с чем его едят? Давайте разбираться

Многие из вас знакомы с фильмом Андрея Звягинцева “Левиафан”, в котором он отождествляет мифического Левиафана, забирающего у людей свободу, с государственной машиной. Гоббс в своем одноименном трактате пишет о том же самом, только смотрит он на это под совсем другим углом.

Итак, изначально люди находятся в “естественном состоянии”. Это состояние полной свободы действий. Однако эта свобода похожа скорее на анархию в плохом смысле этого слова. Не имея никаких ограничений, люди также не имеют нравственных ориентиров поведения в обществе. Никто им не показал как себя вести и, поэтому, в игру вступают природные качества человека. Гоббс иллюзий не питает и открыто говорит, что человек по своей природе тщеславен, недоверчив и ОЧЕНЬ боится смерти. В совокупности эти три черты заставляют людей, в условиях естественного состояния, вести перманентную войну против всех, потому что правила одни для всех. Если не ты, то тебя. Отсюда мы получаем, что нерегулируемая свобода стала источником нескончаемого насилия, борьбы людей друг с другом за выживание. Гоббс называет это войной всех против всех. В ней нет победителей зато полно проигравших. Это очень опасное состояние, при котором общество живет по принципу “пусть победит сильнейший“.

Но не все так плохо. Постоянная борьба за выживание изрядно выматывает, поэтому люди решают что-то поменять. Они собираются вместе и заключают договор. Согласно ему, каждый человек добровольно ограничивает свою естественную свободу. Ту часть, которой люди себя лишили, они передают одному единственному человеку (или группе лиц) в обмен на счастье, спокойствие и благополучие. Что это значит? Да то, что теперь общество не живет в постоянном страхе. Актор, которому все добровольно передали часть своей свободы, теперь наделен неограниченной властью. В прямом смысле властью от народа. С помощью нее он прекращает вечное насилие и устанавливает порядок, вслед за которым приходит и спокойствие. Так люди добровольно создают того самого Левиафана, вездесущего и могущественного монстра, который на самом деле является государством. Забрав часть свободы, он принес людям порядок и стабильность.

Левиафан не отрицательный герой. Концентрируя в себе поистине огромную власть, это самое чудище (или же государство) способно прекратить вечное и бессмысленное насилие. Оно создаёт законы, приказывает и наказывает, но делает это во благо тех людей, которые отдали ему свою свободу.

До договора люди были равны, но бесконтрольны. После подписания они тоже равны, но равны перед Левиафаном также, как и любой человек равен перед законом.

Очевидно, что Гоббс считал монархию лучшей формой правления. Только монарх сможет распорядиться полученной властью в интересах людей.

На иллюстрациях Левиафан изображён как огромный человек, тело которого состоит из людей. Это символизирует единство государства и народа, из которого оно состоит. И это важный момент, ибо Гоббс не отделяет гражданское общество от государства. Государство и есть продукт деятельности общества. Своего рода искусственно созданный продукт, Франкенштейн, если посмотреть на иллюстрацию ниже.

Благодаря “Левиафану”, Томаса Гоббса считают основателем теории “Общественного договора”, которая в дальнейшем развилась в отдельное течение, к которому себя относят такие великие мыслители как Дж. Локк, Ж-Ж. Руссо, Б. Спиноза и другие.
______________________________________________________________________________________________________

Понравился пост? В нашем телеграм-канале можно найти больше подобной информации, посвященной политологии и политике в целом. Подписывайтесь!

Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. Томас Гоббс – отзыв

“Как государство богатеет, И чем живет, и почему. ” Как читалось? Какие параллели невольно возникали в моём восприятии?

Милые мои читатели, всем добрейшего времени суток!

____________________________________________________

Однажды я ( в силу не буду говорить каких причин) загорелась прочитать все книги из списка 100 лучших книг в истории мировой литературы по версии Newsweek.

Содержание большинства книг мне оказалось уже знакомо : читала раньше, в своей студенческой молодости, смотрела экранизацию. Но всё не в счёт! Пусть будет так: что читала-перечитаю, что не читала-прекрасный повод познакомиться.

Вся проблема в том, что дела семейные и жизнь “на земле” оставляют совсем мало свободного времени для досуга и, тем не менее, несколько минут в день на чтение выкроить можно.

Читаю я медленно. Не из-за того, что ищу знакомые буквы, а потому, что с детства привыкла читать “с карандашом”. Веду читательский дневник, выписываю мысли, которые “легли на сердце”.

Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского.

Автор: Томас Гоббс

Томас Гоббс (1588—1679) — классик политической и правовой мысли, выдающийся английский философ. В своем основном произведении `Левиафан` впервые в Новое время разработал систематическое учение о государстве и праве. Оно оказало серьезное влияние на развитие общественной мысли Европы и до сих пор остается источником оригинальных социальных идей. Предлагаемый читателю текст наиболее близок к первому английскому изданию.

Жанр: Философские науки. Социология, Общая философия

Есть в свободном доступе.

Трактат состоит из Введения и трёх частей. Каждая из частей поделена на главы.

В введении Гоббс определяет то, на чём он хочет остановиться в своём трактате: на человеке (поступки, справедливость и т. д.), на государстве (происхождение, для чего нужно, наилучшая форма государства и т. д.), религии.

Первая часть посвящена теме человека.

Мысли, которые мне показались любопытными, или Великая философская мысль времён Оливера Кромвеля в моей вольной трактовке:

📚 “Где просто, там ангелов со сто. “

📚 О том, как одна голова хорошо, а две-лучше:

📚 Почему-то пришла на ум Древняя Греция:

Вторая часть посвящена уже государству, формам государственной власти, суверену:

📚 Цель “великого Левиафана”- обеспечение безопасности, ибо:

📚 “Незнание закона не освобождает от ответственности”- эту расхожую мысль так элегантно “обыграть” мог только философ:

📚 А вот тут на ум пришла, не Древняя Греция, нет! Государственная Дума, наша уважаемая.

📚 А вот тут совсем не смешно. На ум почему-то пришла ассоциация с “дедовщиной” в воинских частях. Почему мальчишки попадают в безвыходную ситуацию и хватаются за оружие? Не хочу развивать эту тему, она очень больная. Не об этом, “естес-но”, писал Томас Гоббс, но как он был прав!

“закон не может вовремя прийти ему на помощь. “

📚 А кому-то всё сходит с рук:

📚 Вспомнилась ( не к ночи будет помянута) печально известная российская феминистская панк-рок-группа, которая отплясывала на амвоне Храма Христа Спасителя:

📚 И снова, как элегантно мог сказать мыслитель:” Как аукнется, так и откликнется”:

И последняя, третья часть, повествует нам о христианском государстве, о принципах христианской политики.

Не буду терзать вас цитатами, как хорёк курицу. Их уже хватит! Сейчас, та-дам. Смертельный номер! “Тётя Фрося Бурлакова” или “доярка из Хацапетовки” будет давать свою оценку труду великого английского мыслителя XVII века, ибо, кто я такая, чтобы лезть со своим рылом в английскую философскую мысль! Но ведь сама полезла. Никто не заставлял!

Читайте также:
Фома Аквинский - отзывы, мнение, рейтинг

📗 Итак, чтение далось мне нелегко. Оно “вымученное” и “выстраданное”. Временами мне хотелось лишний раз убедиться, а это, действительно, было написано в XVII веке?! Я ничего не перепутала?! Настолько всё казалось актуальным, что часто приходила на ум фраза историка Н. И. Басовской (ныне, к великому сожалению, покойной):

” Как мало в истории новостей!”

В этом и заключается, на мой скромный взгляд, вся суть великого произведения- оно остаётся злободневным в любые времена.

📕 Читать на “спор”, на “авось”, из любопытства не советую. Неплохо для начала, хотя бы в общих чертах, знать историю того времени, когда жил великий философ.

Если вы хотите знать:

  • Чем может быть обусловлена религия?
  • В чем кроются причины войны, по мнению Т. Гоббса?
  • Что представляют из себя естественные законы?
  • О теории договорного государства
  • Чуть больше раскрыть для себя такие понятия, как удовольствие, надежда, отчаяние, добро и зло..

тогда это “чудовище” вам в руки!

Такую книгу невозможно “проспойлерить”! Каждая часть, каждая глава- это откровение с постановкой вопроса, рассуждением и выводом.

Не всякое чтение должно быть лёгким и удобным, как домашние тапочки. Мозгу тоже нужны подобные головоломки. Смогу ли я вернуться к “Левиафану” когда-нибудь, потянется ли рука перечитать? Возможно..Возможно, но не в этой жизни.

Желаю вам всех благ, родные! Читайте! Хоть Платона, хоть “Мурзилку”! Помимо всех известных нам “полезностей ” чтения, оно ещё и стресс снимает .

Томас Гоббс: биография, философия и основные идеи

Одним из выдающихся мыслителей Англии считается философ по имени Томас Гоббс. Его теория достаточно необычна для своего времени, поскольку автор слишком сильно погружается в материализм и естественное право, трактуя их чрезмерно прямолинейно. Рассмотрим подробнее философию Гоббса, предварительно описав основные вехи его жизни.

Биография Томаса Гоббса

Английский философ XVI-XVII веков по имени Томас Гоббс родился в 1588 году в семье священника. Его воспитанием и содержанием занимался дядя. У него имелись хорошие материальные возможности, что позволило обеспечить племяннику получение превосходного образования. Уже в 14 лет Гоббс свободно владел латынью и греческим языком. Тогда же ему удалось поступить в один из колледжей Оксфорда и закончить его через 5 лет со степенью бакалавра. После этого будущий философ нашел работу гувернером и воспитателем одного из английских графов. Такая деятельность позволяла ему путешествовать со своим подопечным по Европе, где Гоббс знакомился с другими культурами, обществами и мнениями.

Во время первой поездки он был вдохновлен на ознакомление с трудами авторов античных времен. Позднее в своей автобиографии Гоббс писал, что тот период был самым счастливым в его жизни. По итогам философ сделал перевод «Истории» Фукидида с целью предупредить об опасностях и негативных чертах демократического режима правления (в то время Гоббс был сторонником монархии).

Второе путешествие в Европу сподвигло его на более подробное и тщательное изучение геометрии. Произошло это, потому что она давала особую методику для всех остальных наук в том числе. С помощью нее можно было представить взгляды на любой предмет в виде неопровержимых доказательств. Гоббс высказывал предположение, что можно излечить все социальные проблемы и «болезни», если просто попытаться вникнуть в построение государства, основанное на тезисах, подобных геометрическим.

Во время следующего путешествия в 30-х годах XVII века философ стал членом Парижского кружка, в который входили также Декарт, Гассенди. Кроме того, Гоббс посетил Италию и познакомился с учением Галилея, что повлияло на формирование его собственной философской системы. Очень важной идеей того времени, которая пришла ему в голову, была попытка объединения и анализа идей физической механики, чтобы на их основе предсказать и вывести возможное человеческое поведение.

Склонность к философии у Гоббса появилась лишь в среднем возрасте. Он сам считал своим основным вкладом разработку учения об оптике и теорию политического и общественного устройства государства. Первым трактатом считается тот, где была доказана важность наличия одного сильного лидера, в руках которого сконцентрируется вся полнота власти. В труде «О гражданстве» Гоббс говорил о том, каковы границы полномочий главы государства, а также о характере взаимоотношений между церковью и властью.

Читайте также:
Аврелий Августин, биография, история жизни, факты.

Работа над основным своим творением, которое называлось «Левиафан», была завершена в 1651 году. В ней автор ярко и подробно описал свои взгляды на человека и государство. Данный труд обычно считается политическим, однако рассуждения Гоббса в том числе были связаны с природой человека, завершаясь предпочтениями в религиозной области.

Через 7 лет философ опубликовал трактат «О человеке», где он отметил, что все мы являемся особенно естественными телами, которые двигаются, питаются и воспроизводят себе подобных. Затем на достаточно длительное время ему пришлось прекратить выпускать сочинения, поскольку Парламент активно обсуждал изучение Левиафана на предмет атеизма и богохульства. По этой причине Гоббсу нельзя было заниматься актуальными проблемами, и он посвятил себя истории.

Английский философ умер в 1679 году, а на его надгробии высекли слова, говорящие, что он был справедливым и очень ученым человеком, известным не только у себя на родине, но и в других странах.

Далее остановимся подробнее на некоторых воззрениях Гоббса.

Эмпиризм

По мнению Гоббса, единственным предметом философии и науки являются тела, поскольку реально существуют исключительно те вещи, которые материальны. Что касается Бога, то его познать невозможно. По этой причине никто, в том числе философия, судить о нем не могут. Так, божество и душа не считаются объектами познания (разумом), они относятся лишь к вере и теологическому учению.

Наше человеческое мышление сводится лишь к логике, а она сама ограничивается легкими математическими действиями.

К ним относятся:

  • сравнение;
  • сложение;
  • вычитание;
  • деление.

Данный подход вполне обычен и натурален для воззрений, сводящих все реальное к существующим и осязаемым телам, однако трактовка Гоббса все равно считается слишком простой.

Эмпиризм сопутствует и теории познания, которой придерживается этот философ. Логика может использовать лишь данные, полученные в результате опыта. Мысли, по его мнению, представляют собой происходящие внутри тела человека движения. Их нельзя воспринимать как нечто возвышенное или идеальное, это просто субстанциональные перемещения.

Чтобы переработать эмпирические идеи и на их основе сформировать более сложные, применяются уже упомянутые математические операции сравнения, сложения, деления. Гоббс уточняет, что это очень сильно напоминает, как из отдельных единиц появляются последовательные числа. Бестелесных предметов по определению существовать не может, поскольку они не воспринимаются ни чувствами, ни ощущениями. Данное учение английского философа очень повлияло на других эмпириков.

Познание и воля появляются, основываясь на впечатлениях от окружающей среды. Данные чувства способствуют возникновению удовольствия и неудовольствия, наравне с логическими выводами. Разумеется, любой человек старается усилить первое и ослабить второе. Однако и то, и другое представляют собой движения внутри сердца. Из этого можно сделать вывод, что мы считаем добром то, что вызывает у нас удовольствие, а противоположные ощущения, следовательно, считаются злом.

Итак, человек стремится сберечь удовольствие, увеличить его, поэтому совершает определенные действия, однако в то же время он пытается воздержаться от иных деяний, которые приводят к неудовольствию. Именно этот выбор между действием и воздержанием Гоббс называет волей.

Если говорить о морали, то, как и почти все представители материалистического течения, этот английский мыслитель придерживается мнения, что она относительна. Достаточно очевидно, что нет абсолютного добра, то есть не существует такого поступка, который бы всеми людьми без исключения признавался хорошим. По мнению Гоббса, понятие «добро», можно свести лишь к чувству прекрасного или полезного. В нем нет ничего возвышенного, просто земные, мирские ощущения.

Политическая теория

Гносеология эмпирического плана Томаса Гоббса не слишком отличалась от воззрений иных мыслителей того времени. Большую славу ему принесла политическая теория возникновения государственной власти и государства самого. Впрочем, и она не отличалась особенной глубиной. Ее главная характеристика – упорное и настойчивое следование материалистической позиции.

Теоретические положения происхождения государства Гоббс излагает в своем известном труде, который называется «Левиафан». Он берет за основу общеизвестное мнение, что человек по своей природе и натуре злой и алчный. Не стоит рассматривать индивида по-другому, поскольку мыслитель отрицает наличие в душе идеального (о чем сказано ранее). Гоббс верит, что до появления государственной власти все люди были равны между собой. Таким являлось их естественное, природное состояние. Однако из-за алчной природы каждого и подсознательного стремления к господству могла возникнуть всеобщая война. Чтобы избавиться от страха, нужно было создать государство. Каждый житель отказывается от части своей свободы и ничем не ограниченных прав в пользу данного политического образования. Именно в этом поступке и скрывается сущность понятия государства.

Разумеется, все подданные и граждане обязаны полностью повиноваться верховному правителю. А если нужно выбрать режим власти, то лучше остановиться на монархии, поскольку только она помогает достичь главной цели, то есть обеспечить безопасность всем жителям. Верховный правитель является одновременно источником законов, то есть держит в руках всю полноту власти. Именно он определяет, что является справедливым, а что – нет. Граждане вправе восстать лишь, когда государство неспособно охранять мир. Иными словами, когда правитель нарушает всякие естественные законы, например, призывает жителей:

  • отказаться от защиты от врага;
  • убивать друг друга;
  • наносить себе повреждения.

Естественно целью любого мятежа не должно быть просто свержение верховной власти, а лишь замена одной тирании другой, более дееспособной.

Итак, из вышесказанного видно, что люди заключают между собой некий «общественный договор», согласуя создание государства и отдавая ему часть своих прав. Правитель остается за его рамками, он не отказывается от полномочий, оставаясь единственным полноправным человеком в стране. Гоббс высказывал мнение, что если бы в соглашение вошел и монарх, то гражданские войны точно были неизбежны, поскольку появилось бы множество противоречий по поводу управления и распределения власти.

Читайте также:
Сократ, биография, история жизни, факты.

Религия в государстве

Особое внимание в философии Гоббса уделяется теологическим вопросам, прежде всего, потому что взаимоотношения церкви и государства были ключевой проблемой английской революции. Итак, каково же главное положение, которого придерживается мыслитель? Основной принцип заключается в том, что договор между людьми ставится на более высокую ступень, чем соглашение с Богом.

Все наши религиозные убеждения появляются, потому что у людей хорошо развито воображение. Также мы суеверны и знаем не так много, поэтому хотим как-то объяснить окружающие явления, суть которых еще не постигли. Разумно и логически рассуждая, человек хочет найти первопричину всего и решает, что началом может быть вездесущий и бесконечный Бог. Однако, по мнению Гоббса, наиболее истинной религией стоит признавать веру в государство.

Если же говорить, о высшей власти в стране, то правитель должен иметь главенство не только над мирской жизнью граждан, но и над религиозными культами. Церковь и государство, таким образом, неотделимы друг от друга и составляют единое целое.

Естественное право

В рамках теории естественного права Гоббс создает определенное направление, которое впервые позволяло отграничить его от морали и религиозной нормы. Концепция этого английского философа содержала в себе переосмысление античного наследия в совокупности с достижениями естественных наук и прогрессом его времени.

Основное положение, от которого следует отталкиваться, — это отношение к естественному праву как к праву человека. Оно одно и заключается в самосохранении. Правда, из него можно вывести и иные фундаментальные права – на жизнь, свободу, собственность, стремление к получению удовольствия. Чтобы реализовать возможность самосохранения, человеку нужны средства. Какие именно? Это мы решаем самостоятельно, в связи с чем потенциально данное право можно считать правом на все. Однако если один наделен таким полномочием, то другой уже не имеет его, поскольку они несовместимы. Из этого можно сделать вывод, что естественное состояние человека – война всех против всех. Как уже сказано выше, выход из такой ситуации есть, и заключается он в создании такого политического образования, как государство.

Подводя итоги

Томас Гоббс являлся одним из видных основоположников школы общественного контракта. В своем труде «Левиафан» он высказывался за создание государства, основанного на взаимном соглашении людей. Объект изучения философии, согласно учению Гоббса, представляет собой природу и личность, а источником такого знания выступает разум. Кроме того, мыслитель указывал, что все люди стремятся удовлетворить свои желания и потребности. Поэтому они считают добром лишь то, что приносит им наслаждение.

Гоббс также был материалистом. Он считал, что только то, что можно почувствовать или ощутить, — является реальным. Доказать существование Бога не получится, однако верить в него можно. Впрочем, по мнению философа, истинная религия – это та, которая основывается на вере в государство.

Томас Гоббс: ключевые идеи, философия, краткая биография

Приветствую Вас, друзья!

Томас Гоббс (1588 — 1679) – английский философ, приверженец материализма, один из основателей современной политической философии, внесший большой вклад в развитие и становления теории общественного договора и государственного суверенитета.

Для его деятельности характерен необычный формат на тот период времени, это обусловлено тем, что автор выдвигал на первый план погружение в материализм и естественное право, трактуя их прямолинейно. Философ обрел известность после выдвижения идей, которые стали активно использоваться в таких дисциплинах, как этика, теология, физика, геометрия, история.

В этой статье мы рассмотрим ключевые идеи Томаса Гоббса по основным направлениям его исследований, а затем познакомимся с его краткой биографией.

Философские взгляды Т.Гоббса

Гоббс является автором завершенной системы механистического материализма. Философ не признавал существование особой мыслящей субстанции, предложенной Декартом, он был твердо убежден в том, что мыслящая вещь имеет под собой исключительно материальную основу. По мнению Гоббса, в качестве идеальных образцов научного мышления выступает геометрия и механика. Природа, в свою очередь, рассматривается как совокупность тел, каждое из которых имеет свои характеристики. Движение воспринимается в контексте механики, как процесс перемещения. Чувственные качества – это формы восприятия вещей. Гоббс выделял два метода познания: логическую дедукцию и эмпирическую индукцию.

Этика Гоббса базируется на чувственной «природе человека». В качестве основы выступает «естественный закон», в рамках которого прослеживается стремление к самосохранению и удовлетворению потребностей. Первый естественный закон проявляется в желании человека достичь мира. Второй естественный закон говорит о том, что в случае необходимости человек должен отказаться от права на вещи, если это необходимо для достижения мира и обеспечения безопасности. Также можно выделить третий естественный закон, согласно которому люди берут на себя обязательства по выполнению заключенных соглашений.

Эмпиризм

Гоббс был твердо убежден в том, что в качестве единственного предмета философии и науки выступают тела, потому что реально существуют те вещи, которые материальны. Данная позиция создает трудности на пути познания Бога. В связи с этим ни одна наука, в том числе философия не могут высказываться о нем. Исходя из этого, божество и душа не воспринимаются как объект познания, их можно отнести только к вере и теологическому учению.

Эмпиризм дополняет теорию познания, приверженцем которой является Гоббс. Логика оперирует данными, которые были получены в результате опыта. Философ считает, что мысли необходимо рассматривать как движение, происходящее внутри человеческого тела. В общем виде речь идет о чем-то возвышенном или идеальном, это просто субстанциональные перемещения.

Познание и воля представляют собой результат взаимодействия человека с окружающей средой. Данные чувства выступают в качестве основы для возникновения удовольствия и неудовольствия, наравне с логическими выводами. Для каждого человека свойственно стремление к удовольствию и минимизация неудовольствия. При этом они оба представляют собой движение внутри сердца. В связи с этим добро приравнивается к удовольствию, а противоположные ощущения воспринимаются в негативном ключе как зло.

Читайте также:
Ханс-Георг Гадамер (Hans-Georg Gadamer) - отзывы, мнение, рейтинг

По мнению Гоббса, воля – это выбор между действием, приносящим удовольствие и воздержанием от неудовольствий. Также философ считал, что мораль является относительным явлением. Причину он видел в том, что невозможно вообразить поступок, который все люди однозначно воспринимали бы как хороший.

Политические и правовые воззрения

Гоббс разработал и представил «договорную» теорию происхождения государства. Философ выделил три формы государства: демократию, аристократию и монархию. Демократию Гоббс отвергал, поскольку, по его мнению, в демократии появлялись различные общественные объединения, что зачастую приводило к гражданской войне. Аристократия казалась ему более предпочтительным вариантом, но только если она была по организации близка к монархии. Самым же предпочтительным вариантом для Гоббса является монархия. Государство, по его мнению, представляет собой результат договора между людьми, который останавливает естественное состояние «войны всех против всех».

Философ был убежден в том, что все люди равным между собой, их создателем является Творец. Граждане на добровольной основе оказываются от некоторых прав и свобод в пользу государства, которое ставит своей главной целью обеспечение мира и безопасности. При этом, Гоббс не рассматривал все государства, как возникшие исключительно путем заключения общественного договора. По его мнению, был и ещё один путь — путь завоевания, насильственного захвата власти.

Гоббс ориентируется на принцип правового позитивизма и выдвигает на первый план значимость государства. Философ отдает предпочтение монархии как лучшей форме организации государства. Также он считает, что церковь должна быть ограничена в своих полномочиях, ее деятельность должна регламентироваться и контролироваться государством.

Религия и государство

В своих трудах Гоббс делал акцент на анализе теологических вопросов — это было обусловлено тем, что взаимоотношения церкви и государства выступали в качестве основной проблемы английской революции. Философ сформировал принцип, согласно которому договор между людьми является более приоритетным, по сравнению с соглашением с Богом.

Он считал, что религиозные убеждения представляют собой плод воображения людей. Еще одной причиной возникновение религии является суеверность людей и ограниченность их знаний, поэтому проявляется стремление в поиске объяснений окружающих явления как божественного проявления или предзнаменования. Человек, который хочет обнаружить первопричину всего, пытаясь руководствуется разумом и логикой, приходит к выводу о том, что началом всего сущего может является Бог. Однако сам Гоббс активно продвигал позицию, согласно которой истинная религия – это вера в государство.

Граждане и церковь должны подчиняться монарху, только в таких условиях государство может развиваться. Другими словами церковь и государства являются частью одного целого.

Естественное право

В рамках теории естественного права Гоббс разработал отдельное направление, главной целью которого стало отделение его от морали и религии. В содержании концепции был представлен новый взгляд на античное наследие в совокупности с достижениями естественных наук и прогресса того времени.

Философ был твердо убежден в том, что естественное право необходимо воспринимать как право человека. В общем виде речь идет о самосохранении. При этом из этого права можно выделить дополнительные права – на жизнь, свободу, собственность и доступ к удовольствиям. Практическая реализация основного права требует определенных средств. Их конкретный перечень зависит от самого человека, который определяет их самостоятельно, поэтому потенциально рассматриваемое право может распространяться на все материальные и духовные блага.

Важно отметить, что если один человек имеет доступ к средствам, то другой будет ограничен, это обусловлено наличием несовместимости. Основываясь на этом, можно прийти к выводу о том, что естественное состояние человека подразумевает его участие в войне против других людей. Единственным вариантом разрешения этой проблемы является создание государства.

Биография

Томас Гоббс родился в семье священника. Дата рождения – 1588 год. Страна – Англия. Все обязанности по воспитанию и содержанию ребенка взял на себя его дядя, который имел хорошие материальные возможности для его обеспечения, поэтому племянник смог получить достойное образование. В 14 летнем возрасте мальчик демонстрировал хорошие познания во всех областях, свободно изъяснялся на латыни и греческом языке. Его приняли в один из колледжей Оксфорда, он успешно завершил обучение и был удостоен степени бакалавра. Далее он устроился на должность гувернера и воспитателя, занимался обучением детей высшей знати. Это позволило ему посетить много мест в Европе, где Гоббс знакомился с другими культурами, обществами и мнениями.

Большое влияние на становление взглядов Гоббса оказали труды авторов периода античности, с которыми он имел возможность смог ознакомиться в рамках одной из поездок в Европу. Сам философ говорил о том, что этот период его жизни был для него самым счастливым. В результате философу удалось перевести «Истории» Фукидида, основной целью являлось обозначение опасностей демократии, рисках этого политического режима и негативных моментах. Сам философ считал наиболее эффективной формой государственного управления — монархия.

Во время второго путешествия в Европу философ начал уделять много внимания изучению геометрии. Было несколько причин, обусловивших его интерес к этой науке. Одной из них являлось наличие особой методики, которая отличалась универсальностью с точки зрения применения к другим наукам. Геометрия давала возможность обозначить взгляды на любой предмет в формате совокупности неопровержимых доказательств. По мнению Гоббса, лечение всех социальных проблем возможно только при детальной переработке структуры и содержания государства за счет тезисов, которые имеют много общего с положениями геометрии.

Позже состоялось еще одно путешествие, в рамках которого философу удалось присоединиться к Парижскому кружку, в нем состояли известные личности того времени. Гоббс посетил Италию, где изучил труды Галилея, полученная информация оказала большое влияние на формирование его собственных философских взглядов. В качестве основной важной идеи того времени, которая активно продвигалась философом, стала попытка объединения и анализа идей физической механики. Такой подход был призван разработать механизм анализа человеческого поведения и его изменений в долгосрочной перспективе.

Читайте также:
Николай Бердяев - отзывы, мнение, рейтинг

Гоббс начал уделять много времени философии после возвращения их путешествий. Им была разработана теория политического и общественного устройства государства. Важно отметить, что его идеи не теряют своей актуальности даже на современном этапе.

Гоббс несколько лет своей жизни уделил созданию основного труда под названием «Левиафан», которая была выпущена в печатном формате в середине 17 века. В ней автор обозначил свои взгляды на человека и государство. Многие исследователи относят этот труд к политической литературе, при этом рассуждения автора характеризуются наличием взаимосвязи с природой человека, в завершающей части повествования делается акцент на религиозной составляющей.

Через несколько лет философ выпустил трактат «О человеке», в содержании которого было сказано о том, что люди представляют собой особенно естественные тела, живущие ради удовлетворения своих потребностей и продолжения рода. После этого на много лет автор лишился возможности выпускать свои сочинения, основной причиной стала критика со стороны Парламента, представители которого увидели в содержании трудов философа признаки атеизма и неуважения к Богу. В результате Гоббс начал больше времени уделять изучению истории.

Философ умер в 1679 году, на его надгробии были высечены слова, согласно которым он был человеком справедливым, внесшим большой вклад в развитие многих наук, заслужившим признание ученых со всего мира.

Библиография

  • 1640 – «Элементы права, естественные и политические»;
  • 1650 – «Трактат о человеческой природе»;
  • 1651 – «Философские рудименты, касающиеся правительства и общества»;
  • 1642-1655 – трилогия «Основы философии»;
  • 1651 – «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского»;
  • 1654 – «Письма о свободе и необходимости»;
  • 1656 – «Вопросы о свободе, необходимости и шансе»;

Заключение

Томас Гоббс оставил потомкам большое наследие в виде своих трудов, которые имеют большую ценность и внес большой вклад в развитие европейской науки Нового времени. В рамках своей деятельности он изучал актуальные проблемы того времени, занимался философией, анализировал общественные и политические проблемы. Его идеи были взяты на вооружение последователями и отражены в трудах философов эпохи Просвещения.

Гоббс был приверженцем материализма, что нашло отражение в его работах, особенно это актуально для обозначения сущности и содержания социальных явлений. Работы философа стали фундаментальной основой для развития и становления правовой государственности, он сформулировал понятия верховенства права и обозначил значимость государственного суверенитета. Также он внес вклад в развитие смежных наук, его идеи не теряют своей актуальности.

«Теории»: Естественный разум. Зачем нужна философия с точки зрения Томаса Гоббса

Естественный разум

Идеи Гоббса значительно повлияли не только на философию политики, но и на политическую практику, став частью теоретического фундамента основных идеологий ХХ-го века. Без преувеличений можно сказать, что таким образом они хотя бы отчасти реализовались. Что и говорить, если до сих пор в политическом дискурсе с завидной частотой используется, обсуждается и упоминается гоббсовская концепция государства как Левиафана.

Сначала разберемся с тем, как Томас Гоббс определял философию, в чем видел ее предмет и цель, а также каким образом он аргументировал необходимость ею заниматься. После же осмыслим его позицию, сопоставим с реальностью философа и современным миром. Тем самым поймем, в чем взгляды Гоббса устарели, в чем они на удивление современны и – что самое главное – к каким результатам они привели.

Начинает Гоббс со скромного утверждения о том, что философия представляет собой естественный человеческий разум. То есть она не является отчужденной от человека академической дисциплиной, которую можно изучать, а можно и нет. Также она не является и интеллектуальной забавой, направленной на выдумку и создание концептов без какой-либо причины, просто ввиду авторского ментального зуда. Это прерогатива искусства, к коему Гоббс причисляет и метафизику.

Философия представляет собой естественный, присущий человеку так же, как зрение, обоняние или слух способ познания окружающего мира – обработку и разложение бесформенного и хаотичного в составное и понятное. При том не просто познания как такового, а с определенной практической целью. К примеру, стремление к богатству — это в том числе и косвенное стремление к мудрости, так как, по Гоббсу, материальные блага – зеркало мудрости, что означает, что они призваны указывать на что-то, а не просто быть самоценными.

В современности мы можем проследить схожий смысл в явлении демонстративного потребления. Его конечная цель – не показать, что человек что-то потребляет, а показать нечто посредством этого, будь то статус, культурный уровень, принадлежность к социальной группе или иные признаки жизненного благополучия.

Как ни странно, но при заданных условиях не всё знание для Гоббса является философией. Он не включает то, что дано природой – опыт, восприятие и память, а также некоторые другие сферы человеческого познания, о которых речь пойдет позже.

Критерием принадлежности знания к философскому для Гоббса является правильное рассуждение. Другими словами, по законам логики, которым философ придает индивидуальную математическую форму. Правильное рассуждение – это то, которое вычитает или складывает, и, соответственно, еще и умножает или делит.

Под этим Гоббс подразумевает, что условно финальная идея или суждение – это результат сложения более простых идей, а также – в некоторых случаях – вычитание заблуждений. Философ, начиная с простого суждения, складывает его с другими и вычитает «ошибки», тем самым формируя некое объективное знание.

Читайте также:
Ханс-Георг Гадамер, биография, история жизни, факты.

Такой подход проявляется у Гоббса и в его теории о возникновении государства. Изначально люди, находясь в естественном состоянии, руководствуются эгоистичной природой, приводящей к «войне всех против всех». Она же является источником тотального страха за свою жизнь, который заставляет людей осмысливать происходящее и пытаться найти выход.

Иначе говоря, понимая, что их природа соответствует идее «человек человеку волк», люди изменяют и преумножают её до идеи общественного договора, которая приводит к созданию государства. С течением еще некоторого времени люди выделяют недостатки государственного устройства, устраняют их и тем самым вычитают из государства. К слову, государство – это уже не просто замысел и концепт, а объект социальной механики. Таким образом, через работу с рядом идей люди проходят путь от непонятой природной анархии к осознанному социальному механизму.

Предметом правильного рассуждения является всякое тело. В это понятие англичанин вкладывает материалистический смысл. Тело – это по сути любой материальный и конечный предмет, существующий именно в пространстве, а не в нашем мышлении. Между собой тела различаются по тому, какие действия они совершают и к каким явлениям эти действия приводят. В целом, этим Гоббс констатирует корреспондентную теорию истины, согласно которой истина – это знание, соответствующее реальному объекту.

И тут к Гоббсу появились вопросы со стороны церкви, которая привыкла видеть философию служанкой теологии, а не автономной дисциплиной, которой её делали примерно в то же время помимо Гоббса и другие мыслители. Закономерно, что в большей мере для церкви это был вопрос не богохульства, а власти.

Дело в том, что помимо прочего в своем труде «О теле» Гоббс напрямую написал о том, чтó философия исключает. Во-первых, теологию, так как та изучает атрибуты вечного, в котором нет места действию, и, соответственно, телам тоже. Во-вторых, религию, так как та основана на авторитете церкви, а не на знании. После этого Гоббс замечает, что философия исключает не только ложное знание, но и малообоснованное, как, к примеру, столь популярную в его время астрологию. Досталось и истории, которая была исключена, так как основана на опыте.

Обобщая, можно сказать, что философия, по Гоббсу, исключает априорное и необоснованное (выдуманное) знание. Тем не менее, это не значит, что всё это надо отбросить и забыть, как о страшном догматическом сне. Скорее надо подвергнуть такое знание правильному рассуждению – или хоть какому-то, ведь для Гоббса неправильное рассуждение предпочтительней его отсутствия. По его мнению, в конечном счете серия ошибок должна привести человека к правильному.

Так, мы приходим к гоббсовскому определению философии:

«Философия есть познание, достигаемое посредством правильного рассуждения и объясняющее действия, или явления, из известных нам причин, или производящих оснований, и, наоборот, возможные производящие основания из известных нам действий».

Путь к силе

Несмотря на то, что для Гоббса философия является естественной для человека вещью, он отлично осознает, что в действительности люди используют её в различной мере. По большому счету, нет ничего страшного в том, что кто-то довольствуется желудями ежедневного опыта, не желая искать чего-то, что приведет к «аграрной революции». Вместе с тем Гоббс приводит несколько аргументов в пользу продвинутого использования естественного разума.

Сначала о том, что касается личностного аспекта изучения философии. По Гоббсу, разум не терпит пустого времени так же, как природа пустого пространства, и поэтому его надо чем-то занимать. И философия в данном случае – времяпрепровождение не только приятное, но и полезное, ведь с точки зрения англичанина, она всегда подразумевает за собой определенную цель.

Даже не осознавая этого напрямую, человек всё же стремится нечто реализовать через свою тягу к мудрости: будь то желание набрать интеллектуального веса и техники, дабы лучше держаться в словесном спарринге, или же желание разработать политическую теорию для Медичи, чтобы в итоге к ним же и поступить на службу.

В общем практичность философии масштабируема. Причем, если последовательно рассуждать в гоббсовском ключе, то к более глобальным амбициям человек подходит разрешением более мелких и личностных задач.

В том, что касается значения философии для общества, Гоббс утверждает, что судить о нем можно скорее не по выгодам от знания, а по ущербу, который приносит её незнание. К примеру, с его точки зрения гражданские войны – это явление, вызванное людским непониманием смысла государства. По Гоббсу, в таком случае происходит регресс от Левиафана-государства, защищающего своих жителей от анархичной поножовщины, к анархичной поножовщине. Собственно, гражданские войны в том числе были частью исторической реальности, окружавшей Томаса Гоббса, поэтому совершенно неудивительно, что он написал следующую фразу:

«Недостаток стремления к мудрости в недавнее время причинил нам много страданий».

Правомерно заметить, что в той или иной форме эта мысль проходит через всю историю философии (наверно, начиная с суда над Сократом) и даже сейчас многим может показаться крайне актуальной.

Как уже было упомянуто, в гоббсовском понимании философия всегда следует определенной цели. Заключается она в том, чтобы предвидеть действия тел и на основании наших знаний преумножать блага. По Гоббсу, умозрение всегда в итоге совершается ради того, чтобы претворить в жизнь некое действие или достичь практического успеха.

Изучая общественное устройство, мы лучше понимаем, как лично нам выгодней и приятней находится в обществе, а также как достигнуть этого положения. Занимаясь, казалось бы, разрешением личностных интеллектуальных амбиций, мы намеренно или нет улучшаем всё общество в целом, так как повышаем в нем количество умных людей.

Читайте также:
Ансельм Кентерберийский - отзывы, мнение, рейтинг

Конечно, несмотря на все сходства, у Гоббса не возникает «невидимой руки общества» и в целом он имеет ввиду то, что философии хоть и свойственно затуманивание своих практических целей, но тем не менее они есть, и трактаты пишутся не просто ради того, чтобы их написать.

Подытожить можно лаконичной мыслью Гоббса о том, что знание – это путь к силе.

Подводя итоги

В первую очередь стоит заметить, что некоторые воззрения Гоббса устарели. Несмотря на то, что себя он воспринимал как материалиста и механициста, с точки зрения более современных материалистов он и сам является метафизиком. Особенно это заметно в обращении к естественному разуму, который, по сути, является идолом и удобным способом обосновать абстрактные догадки.

Этим же понятием Гоббс приравнивает философию и мышление. И что странно, потом он все-таки пытается их отделить, выставляя философию как некий высший способ мыслить. Получается противоречиво, ведь разум-то вроде естественный, а вроде бы и не совсем. Схожая ситуация с его механистичным пониманием логики, которое на деле являет собой редукцию.

Главным элементом гоббсовского понимания философии является её целеполагание. Причем в том числе и отвлеченное, нужное для того, чтобы узнать что-то ради того, чтобы еще что-то узнать, хоть в целом философ и склоняется к тому, что всё это приведет к некоему практическому достижению. Поэтому стоит призадуматься о том, чего пытался достичь Гоббс посредством своей интеллектуальной деятельности. В биографии философа можно заметить ряд событий, который явно повлияли на его мировоззрение.

В частности, довольно часто в своих трудах он упоминал о гражданской войне, которую сам пережил. Речь идет об историческом процессе, начавшемся в 1640 году, который был назван «Английской революцией». Именно она вынудила Гоббса покинуть Англию до 1651 года. Что еще прибавляет нюансов ситуации, так это то, что, по сути, до конца своей жизни Гоббс жил в политической атмосфере, которая в итоге привела к «Славной революции».

Надо понимать, что происходившее не играло Гоббсу на руку. Вполне вероятно, что без гражданских войн и революционных процессов он мог успешнее реализоваться как интеллектуальный деятель, но, что еще более вероятнее, не как философ.

Учитывая биографию и воззрения на философию Гоббса, ситуация выглядит следующим образом: столкнувшись с потрясениями гражданской войны он, конечно, ужаснулся, но помимо этого и призадумался над тем, как он сам может повлиять на подобные вещи. И в философии он увидел способ повлиять превентивно – создать такой концепт политического устройства государства, который бы заранее сводил к минимуму вероятность беззакония и террора. Также он вознамерился предложить концепт человека как вечной угрозы, сдерживать которую может только страх, воплощенный в гоббсовским Левиафане.

Таким образом, если искать практическую цель (о непременном наличии которой философ сам и утверждает) философии Гоббса, то она будет выглядеть довольно амбициозно – изменить сам вид государства со слабого и допускающего гражданские войны до сильного и настолько пугающего, что никто ни о каких стычках внутри него и не подумает. И философские изыскания Гоббса здесь должны стать ориентиром для реальных государств, обоснованием их усиления.

В некотором смысле Гоббс поддержал историческую тенденцию к переходу государств от менее к более этатистским формам устройства, причем государство понимается как устроенное людьми, а не богом (чьи функции оно частично берет на себя). Возможно, именно ввиду этого философ и предпочитает развитому парламенту сильного монарха, чья власть традиционно обосновывается божественностью, хотя она на деле и рукотворна.

Что забавно, в действительности с Левиафаном Гоббс немного перестарался, и куда заметней стала сторона негуманности и ужасной мощи, нежели её необходимости. Гоббс отлично справился с созданием бренда монструозного и сильного государства, а также дуалистичного мифа о том, что: либо тебя в естественном состоянии скорее всего убьют соседи, хоть ты и сам можешь вперед успеть, либо общество тебя не тронет, но ценой появления суверена, который если захочет, то точно прикончит. Сам же Гоббс пугался скорее обратного – слабого государства, которое не сможет сдерживать людского желания насолить ближнему.

Гоббс пророчески предугадал усиление государства, но вряд ли его концепт был действительным политическим ориентиром. Теории Гоббса явно актуализировались только к ХХ-му веку, когда возникла потребность осмысления сущности новых типов государств. Куда понятнее, почему Левиафаном является какая-нибудь современная сверхдержава, нежели средневековое государство.

Можно сказать, что своей прямой и прикладной цели Гоббс не достиг. Как ни странно, причина тому, видимо, кроется в мрачности и даже легком цинизме его взглядов. Вероятно, что тех, кто в XVII веке должен был бы «здесь и сейчас» реализовывать задумки Гоббса, во многом оттолкнула эстетическая составляющая его взглядов на государство. Тот же Локк, представляя уже следующее поколение мыслителей, обладал взглядами, куда более подходящими для, в сущности, рекламных задач зарождавшейся буржуазии.

Меж тем, чего Гоббс в своих взглядах на философию не учел, так это её косвенных и неожиданных результатов. Несмотря на то, что таких задач перед ним не стояло, но без Гоббса не случилось бы такого развития теории общественного договора, а дисциплины вроде социологии или политологии явно бы выглядели по-другому.

Довольно любопытно, что несмотря на ряд довольно устаревших взглядов, Гоббс все же органично вписывается в современность, предлагая один из вариантов того, почему всё именно так с государством, позволительностью насилия и долей природы в управлении людьми. Его же взгляд на философию, в свою очередь, соответствует расхожему сейчас прагматизму – занимайся и понимай, чем надо заниматься, чтобы достигнуть своих целей.

Читайте также:
Бенедикт Спиноза, биография, история жизни, факты.

Изображение на превью – картина Джозефа Райта из Дерби « Философ, объясняющий модель Солнечной системы » (1766)

Для оформления использованы работы rme / kaeghoro.

Ибн Таймия и Томас Гоббс

В данной статье я решил сравнить взгляды двух философов (именно философов, если кто-то не согласен с подобным описанием Ибн Таймии, то он просто незнаком с его взглядами либо лукавит) не просто так – оба они являются представителями такого направления философии, как эмпиризм. Я не в первый раз так делаю, до этого я уже сравнивал взгляды Сухраварди и Гуссерля как представителей разных интеллектуальных традиций, имеющих вместе с тем некоторые общие взгляды.

Для начала объясним, что такое эмпиризм. Эмпиризм (от др.-греч. ἐμπειρία — «опыт», «знание» [приобретаемое опытом]) — направление в теории познания, считающее чувственные ощущения основным источником знания. Противостоит рационализму и мистицизму. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, умозрительных теорий). Эмпиризм лежит в основе материализма и скептицизма, поэтому победа эмпиризма как способа познания в Европе в новое время стала одним из факторов отхода от религии, принижения её значимости, поэтому среди верующих философов редко можно встретить эмпириков, и наоборот – они часто встречаются в среде атеистов и агностиков. Но это не относится к героям нашей статьи, они как раз из редкого числа верующих эмпириков.

Сам по себе эмпиризм как сформировавшаяся школа существовал уже в период античности, ярким представителем его был Секст Эмпирик, которого относят к скептицизму. Секст полемизировал со своими оппонентами из других античных школ – платониками, стоиками и т. д., подвергая сомнению их рациональные доказательства, считая, что мир и предметы невозможно познать полностью. Более того, он применил этот метод и к самому скептицизму, то есть подвергал сомнению свои взгляды.

Секст Эмпирик и скептицизм в целом были забыты почти на полтора тысячелетия, пока трактаты «Пирроновы положения» и «Против учёных» не были опубликованы в 1570-х годах в переводе на латынь и неожиданно оказались очень востребованными в Европе, оказав влияние на многих мыслителей, в том числе и на нашего героя Томаса Гоббса. Но это в Европе. В исламском мире ситуация обстояла иначе: пока в Европе продолжались «тёмные века», в халифате, наоборот, развивались науки и активно переводилось античное наследие. При этом неизвестно, чтобы труды Секста переводились на арабский, вместе с тем в трудах арабских ересиографов есть описания философской группы скептиков, которые фигурируют там под названием «ля адрия», что можно перевести как «незнающие». Причём при описании их взглядов указывается, что они, как и Секст, подвергали сомнению свои взгляды – сомневались, что они сомневались.

В исламском мире того периода труды поздних античных авторов при переводе часто приписывались Платону и Аристотелю. Всё это с высокой долей вероятности позволяет говорить о том, что труды Секста хотя бы частично, но всё же проникли в исламский мир, несмотря на то, что его имя оставалось неизвестным. С этими трудами, по всей видимости, и познакомился Ибн Таймия.

Здесь мы можем выделить первый общий пункт у двух мыслителей (помимо самого эмпиризма) – это влияние идей Секста Эмпирика.

Следующим общим пунктом является критика современных для авторов школ схоластического богословия (в исламской традиции мутакаллимов), причём критика именно методов приведения доказательств, основанных на аристотелевской логике. Оба мыслителя использовали именно эмпиризм как «дубину» против своих оппонентов, подвергали критике доказательства, основанные на категоричных силлогизмах, которые активно использовали схоласты, и ставили под сомнение саму возможность вывести категоричные доказательства, основанные на рационализме. Для этого, например, и тот, и другой приводили мнения различных схоластических или философских школ по одному вопросу как пример того, что они не способны вывести однозначные категоричные доказательства, да и вообще в целом философия и схоластика, занимающиеся метафизикой, бесполезны.

Причины такого отношения, на мой взгляд, кроются в историческом и культурном контексте, в котором жили герои нашей статьи.

Ибн Таймия жил в Дамаске в 7 веке по хиджре. Причём на тот период ашаризм уже несколько столетий как стал официальным мазхабом государства, сеть государственных медресе Низамия была отдана в руки ашаритов. Ибн Таймию как ханбалита это не могло устраивать, он видел, как школа, к которой он себя относил, уступает оппонентам, и одной из причин было отсутствие сильного интеллектуального базиса, поэтому он и выбрал эмпиризм как интеллектуальную альтернативу своим оппонентам, с одной стороны, и хорошо сочетающуюся с буквалистским понимание атрибутов Бога, с другой.

Томас Гоббс жил на 400 лет позже, в ином политическом и историческом контексте. Он жил в эпоху научной революции 17 века в Англии, когда происходил отказ от религиозного миропонимания в пользу научного. Христианство в целом утрачивало свой авторитет и влияние после эпохи конфликтов Тридцатилетней войны. Латынь (язык католической церкви) перестаёт быть научным языком, активно развивается книгопечатание на национальных языках, уже появился Декарт с его радикальным скептицизмом, то есть интеллектуальная среда способствовала выбору и разработке иных интеллектуальных методов, чем те, что были традиционны для западного христианства.

Вторая причина выбора эмпиризма Гоббсом – это его материалистическое понимание Бога, то есть такое же, как и у Ибн Таймии, только Гоббс гораздо последовательнее в своём эмпиризме и прямо заявляет, что Бог должен быть материален, но представляет Собой особую материю. Гоббса иногда ошибочно причисляют к атеистам. Он не был христианином, так как, будучи последовательным эмпириком и материалистом, он подвергал сомнению достоверность христианских писаний, но и атеистом он не был тоже. Вот что он пишет в своём главном труде «Левиафан» о Боге: «Покажи мне, если можешь, слово “бестелесный” или “нематериальный” в Писании. Я же покажу тебе, что вся полнота божества во плоти пребывала во Христе. Все мы пребываем и движемся в боге, говорит апостол. Но все мы имеем величину. А может ли то, что имеет величину, находиться в том, что не имеет величины? Бог велик, говорится в Писании, но величина не может мыслиться без телесности».

Читайте также:
Бенедикт Спиноза - отзывы, мнение, рейтинг

Гоббс отрицал врождённость веры в Бога у человека, не признавая онтологического доказательства существования Бога (основного в католицизме), вместе с тем принимая космологическое доказательство в интерпретации Аристотеля, религию он считал продуктом человеческого ума. При жизни его труды запрещались, «Левиафан» в своё время был запрещён в Англии. В частности, она была включена в «Судебное решение и постановление Оксфордского университета в созыве от 21 июля 1683 г. против некоторых пагубных книг» и подлежал сожжению. Это ещё один пункт, который сближает двух мыслителей – при жизни они подвергались преследованиям за свои взгляды: Ибн Таймия сидел в тюрьме, Гоббс тюрьмы избежал, но его труды сжигались, а сам он был вынужден покинуть родину, опасаясь преследований.

Но если Ибн Таймия известен в первую очередь своими богословскими взглядами, то Гоббс – политическими, хотя каждый из них затрагивал как богословские, так и политические вопросы.

Ибн Таймия раскрывает свои политические взгляды в своём труде «Сияса Шар’ийа», опять же, он не настолько последователен и глубок в своей политической теории, как Гоббс, или прагматичен, как Ибн Хальдун, который фактически был его современником, но в политических взглядах есть нечто, объединяющее их.

Центральной идеей «Левиафана» Гоббса является «общественный договор», согласно которому люди частично отказываются от своих суверенных прав в пользу государства, чтобы обеспечивать свои интересы через его посредничество и власть. Нечто подобное высказывает и Ибн Таймия: правители и подданные имеют определённые обязанности по отношению друг к другу – правители повелевают творить одобряемое и запрещают порицаемое, а подданные подчиняются правителю в том случае, если его постановления не противоречат нормам шариата. То есть люди делегируют обеспечение своих прав правителю, чтобы он стал гарантом законности. Другой идеей Ибн Таймии является допустимость наличия нескольких халифов при сохранении религиозного единства, фактически узаконивание политического плюрализма.

У Гоббса государство – это изначально союз людей, в котором воля одного (государства) является обязательной для всех граждан.

Суммируя вышесказанное, мы можем сделать вывод, что эмпиризм (и вытекающий из него материализм) хорош как модель в мирских науках – там, где вы имеете дело с людьми и природными явлениями, лучше всего он работает в естественных науках, несколько хуже – в гуманитарных и совсем плохо – в богословии и метафизике. Наши герои тому пример, они создали выдающиеся труды в области политической философии, Гоббс – в первую очередь, с его «Левиафаном» в богословии. Их эмпиризм привёл к ереси и противоречию всей суннитской традиции в одном случае и отрицанию всего института (церкви) и религии – в другом.

Я надеюсь, моя статья была полезной, и тауфик лишь от Аллаха.

Томас Гоббс – отзывы, мнение, рейтинг

© Н. Плужникова, составление, предисловие, преамбулы к текстам, комментарии, 2019

© ООО «Издательство АСТ», 2019

Томас Гоббс – виднейший представитель философии XVII века, заложивший основы нового, по сравнению со средневековым, понимания природы, человека и государства. Известный борец со средневековой схоластикой, защитник философии и науки, он прожил насыщенную научными и политическими событиями жизнь. Его философские идеи рождались в условиях кризиса абсолютизма в Англии в конце XVI – начале XVII века. Напряженные исторические события, связанные с борьбой «законной» власти против сил парламентаризма, позволили Т. Гоббсу в качестве ученого и государственного деятеля разработать систему обоснования власти как формы взаимодействия человека и общества с позиций сторонника материализма и критика церковных устоев.

Т. Гоббс родился 5 апреля 1588 года в одном из юго-восточных графств Англии. Он появился на свет в незнатной семье, однако вся его жизнь прошла в среде образованной английской аристократии. Его отец был сельским священником, обладающим сложным и вспыльчивым характером. Мать происходила из крестьянской семьи, а большинство родственников занимались ремесленным делом. Мальчик появился на свет преждевременно, слабым и болезненным. Врачи утверждали, что он не выживет, однако, забегая вперед, следует отметить, что мыслитель дожил до 92 лет.

Когда мальчику было 8 лет, отец отдал его учиться в приходскую школу, где он проявил себя как прилежный и талантливый ученик. Затем при содействии своего дяди, состоятельного перчаточника, Т. Гоббс продолжил учебу в частной школе, в которой у него проявился интерес к изучению древних языков, особенно латинского и греческого. В 14 лет он собственноручно сделал перевод с латинского на английский язык трагедии Еврипида «Медея». После окончания частной школы он поступил в Оксфордский университет, где в течение пяти лет продолжал изучать древние языки, а также физику и логику Аристотеля.

После окончания обучения в Оксфорде Т. Гоббс получил степень бакалавра искусств и право читать лекции по логике. Однако он отказался – академическая карьера не прельщала мыслителя. Это было связано с его идейными соображениями. Об учебе в университете у Т. Гоббса остались довольно неприятные и печальные воспоминания, описываемые им в автобиографии. Мыслителю не приносили удовольствия ни студенческая жизнь, ни университетское образование.

Читайте также:
Парменид, биография, история жизни, факты

Еще во время обучения он заметил, что система здешнего образования крайне догматична. Из числа ученых наиболее известными становились те, кто находился под попечительством церкви. В университетском образовании господствовал схоластический метод. Так, например, в Оксфорде не было таких дисциплин, как математика (в то время она считалась «дьявольской наукой»), естественных наук. Кроме того, некоторые преподаватели были настолько подвержены средневековым предрассудкам, что занятия геометрией, вызывавшие активный интерес у Т. Гоббса, предавали анафеме как занятие, близкое к колдовству или алхимии.

Схоластический метод использовался при обучении в средневековых университетах и опирался на традиционную аристотелевскую логику и физику. Этот метод был нацелен не на воспитание у студента привычки самостоятельно мыслить, а на повторение зазубренных истин, данных преподавателем. Более того, самостоятельность мышления в университетском образовании не приветствовалась из-за постоянных отсылок любых проблемных и спорных вопросов к догматам Священного Писания. Такой подход к обучению вызывал отторжение у Т. Гоббса.

В итоге он отказался от карьеры преподавателя и академического ученого. В будущем Англия узнает его, особенно в годы диктатуры Кромвеля как яростного критика секуляризации университетского образования и инициатора реорганизации Оксфорда.

После окончания университета Т. Гоббсу поступило предложение работать наставником в аристократической семье. Он стал не только домашним учителем, но и личным секретарем барона Кавендиша – будущего графа Девонширского. Данная должность открыла ему возможность не нуждаться в материальных средствах, а также много путешествовать. В 1610–1613 годах Т. Гоббс путешествовал со своим воспитанником по Франции, Италии и Германии. Здесь он изучал языки, а также знакомился с политической жизнью, передовыми научными и философскими воззрениями европейских стран, прежде всего Франции. Безусловно, это наложило серьезный отпечаток на становление философских воззрений Т. Гоббса.

После возвращения в Англию в 1613 году он активно занимался изучением древней истории. Переводил работы античного историка Фукидида на английский язык и зарекомендовал себя как отличный знаток древней литературы. Особое внимание Т. Гоббса в работах Фукидида привлекали политические взгляды историка, который выступил как ярый защитник монархии и противник демократии. Т. Гоббс прекрасно понимал, что история всегда дает уроки, полезные для будущих преобразований в той или иной стране, и Англия в этом отношении не исключение.

Во Франции, куда Т. Гоббс снова отправился в путешествие, он стал свидетелем противоборства королевской власти и церкви. Как известно, в этот период французский король Генрих IV был убит фанатиком-католиком. В 1620 году Т. Гоббс лично познакомился с известным английским философом Ф. Бэконом. На тот момент взгляды последнего как представителя эмпиризма окончательно оформились в стройную систему. Т. Гоббс, безусловно, был знаком с ней, но не разделял некоторых положений, связанных с опорой в познании исключительно на опыт, на чем настаивал Ф. Бэкон.

В 1622–1631 годах Т. Гоббс посетил Швейцарию и Францию. В Женеве он случайно открыл для себя «Элементы геометрии» Евклида. В первой книге Евклид описывает знаменитую теорему Пифагора, которая потрясла мыслителя своей доказательностью и указала ему на путь философских изысканий – путь строгого математическо-дедуктивного метода, составившего основу познания мира, общества и государства в теории Т. Гоббса.

В геометрии Евклида он познает новый мир строгих форм и фигур, где все точно и ясно, в отличие от общества, где люди часто идут не по пути разума как пути строгости, а по пути мнений и разногласий. Это «двойственность» познания удивляет мыслителя: теперь он видит два совершенно разных мира. В одном из них существуют интересы людей, неравенство, несправедливость, столкновение мнений. Но есть и совершенно другой мир – правильный и истинный: мир математических и геометрических равенств, которые позволяют описать действительность, не искажая ее субъективными интересами и личным мнением. Здесь закладывается основной посыл философии Т. Гоббса – пойти от строгого геометрического описания к строгому описанию социальных законов, законов общества, используя основы объективных геометрических построений. Неслучайно в его трудах можно встретить много геометрических понятий («теорема», «квадрат» и др.).

В 1625 году Т. Гоббс приехал в Париж. В 1628 году выходит его первый труд – перевод сочинения Фукидида с древнегреческого языка на английский. Работа была посвящена событиям Пелопонесской войны. В 1629 году граф Девонширский, у которого работал Т. Гоббс в должности домашнего учителя, умирает, и философ становится воспитателем сына шотландского дворянина. Вместе с ним он снова едет в Париж.

В 1631 году он возвращается в Англию, поскольку графиня Девонширская – жена покойного графа – приглашает его на должность домашнего учителя. В 1634–1636 годах Т. Гоббс снова отправился в путешествие на континент. Здесь он изучил труды Галилея и даже встретился с ним в Италии. Также он присоединился к известному в Париже научному кружку М. Мерсенна, где состоялось знакомство мыслителя с П. Гассенди. В 1637 году Т. Гоббс вернулся в Англию.

Здесь он создает первый набросок будущей философской системы «Основы права». Парламентарии с негодованием встречают эту работу Т. Гоббса из-за содержащейся в ней критики государственной власти. Также в этой работе появляются ростки теории естественного права и договорного происхождения государства. В 1642 году, сначала на латинском языке, затем на английском, выходит его книга «О гражданине». Этот труд содержит открытое осуждение противников «законной власти» в английском парламенте и получает широкий общественный резонанс.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: