Томас Гоббс, биография, история жизни, факты.

Томас Гоббс: биография, философия и основные идеи

Одним из выдающихся мыслителей Англии считается философ по имени Томас Гоббс. Его теория достаточно необычна для своего времени, поскольку автор слишком сильно погружается в материализм и естественное право, трактуя их чрезмерно прямолинейно. Рассмотрим подробнее философию Гоббса, предварительно описав основные вехи его жизни.

Биография Томаса Гоббса

Английский философ XVI-XVII веков по имени Томас Гоббс родился в 1588 году в семье священника. Его воспитанием и содержанием занимался дядя. У него имелись хорошие материальные возможности, что позволило обеспечить племяннику получение превосходного образования. Уже в 14 лет Гоббс свободно владел латынью и греческим языком. Тогда же ему удалось поступить в один из колледжей Оксфорда и закончить его через 5 лет со степенью бакалавра. После этого будущий философ нашел работу гувернером и воспитателем одного из английских графов. Такая деятельность позволяла ему путешествовать со своим подопечным по Европе, где Гоббс знакомился с другими культурами, обществами и мнениями.

Во время первой поездки он был вдохновлен на ознакомление с трудами авторов античных времен. Позднее в своей автобиографии Гоббс писал, что тот период был самым счастливым в его жизни. По итогам философ сделал перевод «Истории» Фукидида с целью предупредить об опасностях и негативных чертах демократического режима правления (в то время Гоббс был сторонником монархии).

Второе путешествие в Европу сподвигло его на более подробное и тщательное изучение геометрии. Произошло это, потому что она давала особую методику для всех остальных наук в том числе. С помощью нее можно было представить взгляды на любой предмет в виде неопровержимых доказательств. Гоббс высказывал предположение, что можно излечить все социальные проблемы и «болезни», если просто попытаться вникнуть в построение государства, основанное на тезисах, подобных геометрическим.

Во время следующего путешествия в 30-х годах XVII века философ стал членом Парижского кружка, в который входили также Декарт, Гассенди. Кроме того, Гоббс посетил Италию и познакомился с учением Галилея, что повлияло на формирование его собственной философской системы. Очень важной идеей того времени, которая пришла ему в голову, была попытка объединения и анализа идей физической механики, чтобы на их основе предсказать и вывести возможное человеческое поведение.

Склонность к философии у Гоббса появилась лишь в среднем возрасте. Он сам считал своим основным вкладом разработку учения об оптике и теорию политического и общественного устройства государства. Первым трактатом считается тот, где была доказана важность наличия одного сильного лидера, в руках которого сконцентрируется вся полнота власти. В труде «О гражданстве» Гоббс говорил о том, каковы границы полномочий главы государства, а также о характере взаимоотношений между церковью и властью.

Работа над основным своим творением, которое называлось «Левиафан», была завершена в 1651 году. В ней автор ярко и подробно описал свои взгляды на человека и государство. Данный труд обычно считается политическим, однако рассуждения Гоббса в том числе были связаны с природой человека, завершаясь предпочтениями в религиозной области.

Через 7 лет философ опубликовал трактат «О человеке», где он отметил, что все мы являемся особенно естественными телами, которые двигаются, питаются и воспроизводят себе подобных. Затем на достаточно длительное время ему пришлось прекратить выпускать сочинения, поскольку Парламент активно обсуждал изучение Левиафана на предмет атеизма и богохульства. По этой причине Гоббсу нельзя было заниматься актуальными проблемами, и он посвятил себя истории.

Английский философ умер в 1679 году, а на его надгробии высекли слова, говорящие, что он был справедливым и очень ученым человеком, известным не только у себя на родине, но и в других странах.

Далее остановимся подробнее на некоторых воззрениях Гоббса.

Эмпиризм

По мнению Гоббса, единственным предметом философии и науки являются тела, поскольку реально существуют исключительно те вещи, которые материальны. Что касается Бога, то его познать невозможно. По этой причине никто, в том числе философия, судить о нем не могут. Так, божество и душа не считаются объектами познания (разумом), они относятся лишь к вере и теологическому учению.

Наше человеческое мышление сводится лишь к логике, а она сама ограничивается легкими математическими действиями.

К ним относятся:

  • сравнение;
  • сложение;
  • вычитание;
  • деление.

Данный подход вполне обычен и натурален для воззрений, сводящих все реальное к существующим и осязаемым телам, однако трактовка Гоббса все равно считается слишком простой.

Эмпиризм сопутствует и теории познания, которой придерживается этот философ. Логика может использовать лишь данные, полученные в результате опыта. Мысли, по его мнению, представляют собой происходящие внутри тела человека движения. Их нельзя воспринимать как нечто возвышенное или идеальное, это просто субстанциональные перемещения.

Чтобы переработать эмпирические идеи и на их основе сформировать более сложные, применяются уже упомянутые математические операции сравнения, сложения, деления. Гоббс уточняет, что это очень сильно напоминает, как из отдельных единиц появляются последовательные числа. Бестелесных предметов по определению существовать не может, поскольку они не воспринимаются ни чувствами, ни ощущениями. Данное учение английского философа очень повлияло на других эмпириков.

Познание и воля появляются, основываясь на впечатлениях от окружающей среды. Данные чувства способствуют возникновению удовольствия и неудовольствия, наравне с логическими выводами. Разумеется, любой человек старается усилить первое и ослабить второе. Однако и то, и другое представляют собой движения внутри сердца. Из этого можно сделать вывод, что мы считаем добром то, что вызывает у нас удовольствие, а противоположные ощущения, следовательно, считаются злом.

Итак, человек стремится сберечь удовольствие, увеличить его, поэтому совершает определенные действия, однако в то же время он пытается воздержаться от иных деяний, которые приводят к неудовольствию. Именно этот выбор между действием и воздержанием Гоббс называет волей.

Если говорить о морали, то, как и почти все представители материалистического течения, этот английский мыслитель придерживается мнения, что она относительна. Достаточно очевидно, что нет абсолютного добра, то есть не существует такого поступка, который бы всеми людьми без исключения признавался хорошим. По мнению Гоббса, понятие «добро», можно свести лишь к чувству прекрасного или полезного. В нем нет ничего возвышенного, просто земные, мирские ощущения.

Читайте также:
Карл Генрих Маркс - отзывы, мнение, рейтинг

Политическая теория

Гносеология эмпирического плана Томаса Гоббса не слишком отличалась от воззрений иных мыслителей того времени. Большую славу ему принесла политическая теория возникновения государственной власти и государства самого. Впрочем, и она не отличалась особенной глубиной. Ее главная характеристика – упорное и настойчивое следование материалистической позиции.

Теоретические положения происхождения государства Гоббс излагает в своем известном труде, который называется «Левиафан». Он берет за основу общеизвестное мнение, что человек по своей природе и натуре злой и алчный. Не стоит рассматривать индивида по-другому, поскольку мыслитель отрицает наличие в душе идеального (о чем сказано ранее). Гоббс верит, что до появления государственной власти все люди были равны между собой. Таким являлось их естественное, природное состояние. Однако из-за алчной природы каждого и подсознательного стремления к господству могла возникнуть всеобщая война. Чтобы избавиться от страха, нужно было создать государство. Каждый житель отказывается от части своей свободы и ничем не ограниченных прав в пользу данного политического образования. Именно в этом поступке и скрывается сущность понятия государства.

Разумеется, все подданные и граждане обязаны полностью повиноваться верховному правителю. А если нужно выбрать режим власти, то лучше остановиться на монархии, поскольку только она помогает достичь главной цели, то есть обеспечить безопасность всем жителям. Верховный правитель является одновременно источником законов, то есть держит в руках всю полноту власти. Именно он определяет, что является справедливым, а что – нет. Граждане вправе восстать лишь, когда государство неспособно охранять мир. Иными словами, когда правитель нарушает всякие естественные законы, например, призывает жителей:

  • отказаться от защиты от врага;
  • убивать друг друга;
  • наносить себе повреждения.

Естественно целью любого мятежа не должно быть просто свержение верховной власти, а лишь замена одной тирании другой, более дееспособной.

Итак, из вышесказанного видно, что люди заключают между собой некий «общественный договор», согласуя создание государства и отдавая ему часть своих прав. Правитель остается за его рамками, он не отказывается от полномочий, оставаясь единственным полноправным человеком в стране. Гоббс высказывал мнение, что если бы в соглашение вошел и монарх, то гражданские войны точно были неизбежны, поскольку появилось бы множество противоречий по поводу управления и распределения власти.

Религия в государстве

Особое внимание в философии Гоббса уделяется теологическим вопросам, прежде всего, потому что взаимоотношения церкви и государства были ключевой проблемой английской революции. Итак, каково же главное положение, которого придерживается мыслитель? Основной принцип заключается в том, что договор между людьми ставится на более высокую ступень, чем соглашение с Богом.

Все наши религиозные убеждения появляются, потому что у людей хорошо развито воображение. Также мы суеверны и знаем не так много, поэтому хотим как-то объяснить окружающие явления, суть которых еще не постигли. Разумно и логически рассуждая, человек хочет найти первопричину всего и решает, что началом может быть вездесущий и бесконечный Бог. Однако, по мнению Гоббса, наиболее истинной религией стоит признавать веру в государство.

Если же говорить, о высшей власти в стране, то правитель должен иметь главенство не только над мирской жизнью граждан, но и над религиозными культами. Церковь и государство, таким образом, неотделимы друг от друга и составляют единое целое.

Естественное право

В рамках теории естественного права Гоббс создает определенное направление, которое впервые позволяло отграничить его от морали и религиозной нормы. Концепция этого английского философа содержала в себе переосмысление античного наследия в совокупности с достижениями естественных наук и прогрессом его времени.

Основное положение, от которого следует отталкиваться, — это отношение к естественному праву как к праву человека. Оно одно и заключается в самосохранении. Правда, из него можно вывести и иные фундаментальные права – на жизнь, свободу, собственность, стремление к получению удовольствия. Чтобы реализовать возможность самосохранения, человеку нужны средства. Какие именно? Это мы решаем самостоятельно, в связи с чем потенциально данное право можно считать правом на все. Однако если один наделен таким полномочием, то другой уже не имеет его, поскольку они несовместимы. Из этого можно сделать вывод, что естественное состояние человека – война всех против всех. Как уже сказано выше, выход из такой ситуации есть, и заключается он в создании такого политического образования, как государство.

Подводя итоги

Томас Гоббс являлся одним из видных основоположников школы общественного контракта. В своем труде «Левиафан» он высказывался за создание государства, основанного на взаимном соглашении людей. Объект изучения философии, согласно учению Гоббса, представляет собой природу и личность, а источником такого знания выступает разум. Кроме того, мыслитель указывал, что все люди стремятся удовлетворить свои желания и потребности. Поэтому они считают добром лишь то, что приносит им наслаждение.

Гоббс также был материалистом. Он считал, что только то, что можно почувствовать или ощутить, — является реальным. Доказать существование Бога не получится, однако верить в него можно. Впрочем, по мнению философа, истинная религия – это та, которая основывается на вере в государство.

Томас Гоббс – биография

Краткая информация

  • Страсти по Гоббсу
  • Левиафан
  • Новое слово в политической философии

В Европе гремела Реформация. Новые христиане желали освободиться от власти римского папы, погрязшего в пороках. Догмы католической церкви были отвергнуты в Германии, Голландии, Англии и других странах. Вместе с иконами и статуями святых, папской непогрешимостью и индульгенциями отошла в прошлое и сакральность королевской власти. Кто же дает полномочия монархам? Где предел их суверенитета? Каковы права у простых смертных? Томас Гоббс создал новую модель отношений государства и общества, не санкционированных Богом и католической церковью. Аллегория государственного величия получила у него название библейского монстра Левиафана. Только он способен обуздать безумие человеческой натуры.

Читайте также:
Готфрид Вильгельм Лейбниц, биография, история жизни.

Страсти по Гоббсу

Ему досталось время бурных перемен. Испанский флот, подошедший к берегам Англии, произвел на беременную мать Томаса Гоббса самое удручающее впечатление – она родила преждевременно. Его отец, сельский священник, не отличался благонравием и ссорился не только с прихожанами, но и с коллегами. Мальчика воспитывал дядя, который отдал его в приходскую школу. В частном учебном заведении Латимера на способности Томаса обратили внимание. Сам директор занимается с одаренным учеником по вечерам. В 14 лет будущий философ впервые проявил свой талант, сделав латинский перевод древнегреческой трагедии «Медея». При содействии Латимера и дяди он поступает в один из колледжей Оксфордского университета. Пять лет Гоббс постигает здесь логику Аристотеля и физику. Схоластика не пришлась по вкусу одаренному студенту. Вместо того, чтобы занять место преподавателя, он становится наставником и компаньоном барона Кавендиша, впоследствии графа Девонширского.

Служба у барона позволяет Гоббсу путешествовать. Во Франции он наблюдает смятение, вызванное убийством короля Генриха IV, а в Италии дышит воздухом возрождения. Ему интересно общаться с Галилео Галилеем и Рене Декартом. В Лондоне выходит в свет книга Френсиса Бэкона «Новый органон». В следующем, 1621 году Гоббс лично знакомится с автором, который уже отстранен от государственных дел. Опальный Бэкон всецело посвятил себя научной деятельности, и Гоббс помогает ему в этом. Знакомится он и с другим английским мыслителем Гербертом Чербери, основателем религиозно-философской концепции деизма. Гоббс впитывает идеи своих современников, чтобы создать первую концепцию государственной власти, возникшей естественным образом.

Англия его времени расколота. Фанатики одной веры нападают на представителей других конфессий. Пуритане и католики, англиканцы и пресвитериане выясняют свои отношения не в университетских аудиториях, но на площадях и в глухих подворотнях. Как известно, религиозные войны – самые кровавые. В яростной борьбе за истину человек раскрывает свое звероподобие, и Гоббс свидетель тому. Пытаясь разобраться в человеческом естестве, он обращается к древним и переводит историю Пелопонесской войны Фукидида. Его завораживает кристальная ясность доказательств теорем в «Началах» Евклида. Он размышляет о применении данного метода в философии, а между тем снова отправляется на континент, будучи воспитателем сына одного шотландского дворянина.

Еще с античных времен путешествие было важнейшим этапом становления личности философа. В своем третьем путешествии Гоббс попадает в салон просвещенных французов, который посещают Ферма, Паскаль, Декарт, Гюйгенс и другие. А в это время в Англии вызревает революционная ситуация. Вначале против абсолютистских замашек Карла I выступает Шотландия. Она протестует против двойного гнета английской короны – политического и религиозного. В разразившейся гражданской войне Гоббс поддерживает не кальвинистов-республиканцев, а роялистов. Однако он вскоре дистанцируется от сторонников Стюарта, точнее, они изгоняют его из своих рядов.

В своем «Левиафане» Гоббс пишет о власти, не данной королю в полное и безоговорочное пользование, но о договорном ее характере. Однако еще до появления «Левиафана» он как сторонник единовластия короля вынужден покинуть революционную Англию. Десять лет (1640-1651) философ проводит во Франции, где за спиной короля правит всесильный кардинал Ришелье. Здесь он вновь оказывается среди друзей-ученых из кружка Мерсенна. Он решительно возражает основным положениям учения Декарта, идеализирующего человека. Отношения между Гоббсом и Декартом становятся все более прохладными.

Во Франции Гоббс начинает создавать философскую систему, включающую три компоненты – физический мир, человека и гражданское общество. Таким образом, его «Основы философии» состоят из трех частей: «О теле», «О человеке» и «О гражданине», причем последнюю часть он написал прежде других, надеясь быть услышанным на родине. В 1646 году Гоббса приглашают стать учителем математики у наследника английского престола, а в следующем году тяжело заболел. Ложе болезни едва не стало смертным одром. Гоббс понимает, что дело всей своей жизни откладывать больше нельзя. Он приступает к работе над «Левиафаном».

Левиафан

В книге было посвящение будущему английскому королю Карлу II, однако наследнику престола сочинение не понравилась. Он жил еще в представлениях прошлого, где власть монарха незыблема и сверхъестественна. Гоббс пишет, что все люди равны от природы, а появление власти есть результат договоренности между ними. Философ настроен крайне скептически по отношению к человеческой природе. Люди, как волки, готовы сожрать друг друга во имя своих идей и материальных желаний. Спасение лишь в некоем драконе, способном силой и жестокостью подчинить себе разрозненные группы людей. Левиафан – библейское чудовище, ставшее аллегорией государственности. В нем нет жалости к отдельным людям, но этот дракон способен насадить порядок и мирную жизнь. Конечно, государство преследует свои интересы, и человек обязан отстаивать свои права на жизнь и свободу. Никакое государство никогда добровольно таких прав никому не подарит, но человек вправе и в силе создать противовес этому монстру.

Таким противовесом является гражданское общество, и оно имеет все шансы на успех, тем более, что Левиафан – это смертный бог. Рано или поздно он одряхлеет и умрет, повергнув мир в пучину новых войн и беспорядков. И тогда люди предпримут новую попытку создать себе бога, чтобы снова начать отстаивать свое право на жизнь и свободы. Гоббс – религиозный философ, поэтому он верит в грядущее царство Христа, но когда оно наступит? Злая природа человека не дает нам оснований ожидать этого в ближайшем будущем. В бесконечном настоящем нас ждет подлость, лицемерие и борьба за свои права, которой не видно конца. Всемогущего и всемилостивого Бога словно бы нет в концепции Гоббса. Ему бесполезно молиться. Тщетно ждать от него милостей. Неудивительно, что на родине философа объявили безбожником и запретили «Левиафана». Как часто бывает, запрет лишь подстегнул интерес к писателю. В 1652 году он возвращается в Англию, где его встречает теплый прием.

Читайте также:
Парменид, биография, история жизни, факты

Новое слово в политической философии

В 1560 году Карл II Стюарт торжественно въезжает в Лондон. Король понимает, что идеи Гоббса прочно засели в головах его подданных – ему приходится править совместно с парламентом. К философу возвращается монаршая милость. Карл неоднократно встречался с Гоббсом, назначил ему пенсию и заказал его портрет. Гоббс не участвует в политической жизни страны, но мода на него растет. Однако верхушка англиканской церкви его не жалует. Вскоре и в придворных кругах появились негативные интонации. Роялисты захотели вернуться к старым порядкам и абсолютной власти.

Гоббсу, призывавшему повиноваться узурпатору Кромвелю, стали напоминать о его безбожии. Старик-философ пытается защищаться. Он переписывает «Левиафан», где с еще большей силой подчеркивает свою лояльность к реставрированной монархии. На закате своей жизни он все еще полон замыслов. Он пишет историю церкви и много переводит с древнегреческого. При этом он почти не читает. Сам Гоббс говаривал, что если бы он читал столь же много, как другие, он был бы столь же невежественен, как они. Чтению он предпочитал живую и остроумную беседу с интересными людьми, а таковых в его жизни было достаточно.

Он до последних дней обходился без посторонней помощи, а о преклонном возрасте свидетельствовало лишь старческое дрожание рук. Он не боялся смерти – скорее она боялась его. Томас Гоббс умер в возрасте 92 лет и похоронен в семейном склепе Кавендишей. Эпитафия на его могиле красноречиво свидетельствует о значении философа не только для Англии, но и всей западной цивилизации – «Достойный муж, широко известный благодаря своей учености на родине и на чужбине».

Сами того не замечая, мы живем в социальной парадигме, заданной Томасом Гоббсом. Идеи естественного равноправия людей, общественного договора и гражданского общества были развиты последующими философами и легли в основу либерализма. В политических системах большинства стран планеты идеи Гоббса растворены в виде общих (мировоззренческих) принципов. Впрочем, идейные преемники философа не приняли слишком мрачный взгляд на человека. Концепция доброго дикаря (Жан-Жак Руссо), испорченного цивилизацией, нравится больше политическим элитам Англии, Франции и Германии. Народы этих стран на собственной шкуре могут убедиться в прекрасных достоинствах дикарей из Сирии, Алжира и Ливии. Совершенно очевидно, что сами дикари предпочли бы Томаса Гоббса более оптимистичному Джону Локку и Жану-Жаку Руссо. Конечно, если бы интересовались политической философией.

Томас Гоббс

Биография

Томас Гоббс – английский ученый и мыслитель XVII века, считавшийся основателем политической философии и внесший вклад в такие науки, как история, юриспруденция, теология, физика и геометрия. Самой известной работой Гоббса стал трактат «Левиафан», признанный одним из ранних и влиятельных примеров теории общественного договора.

Судьба

Томас Гоббс родился в английском городе Уэстпорте, ныне именуемом Мальмсбери, 5 апреля 1588 года. Мальчика назвали в честь отца, Томаса- старшего, который занимал должность викария в Чарльтоне и Вестпорте. Когда дети Гоббсов были маленькими, родитель подрался с местными духовниками и покинул Лондон, оставив семью на попечение старшего брата, богатого и одинокого купца. Имя и род занятий матери остались неизвестными.

Портрет Томаса Гоббса

В детстве будущий философ посещал местную церковную школу, а затем частный пансион. В 1603 году Томас стал студентом колледжа Magdalen Hall, который являлся предшественником оксфордского Хэтфорда. Обучаясь по индивидуальной программе, Гоббс получил степень бакалавра и по рекомендации одного из учителей устроился наставником в аристократическую семью Кавендишей.

Томас стал компаньоном молодого барона Уильяма, и в 1610 году юноши отправились в турне по Европе, во время которого Гоббс познакомился с передовыми научными и критическими методами, в корне отличавшимися от английских схоластических учений. Будущий гений запоем читал классических греческих и латинских авторов и переводил их произведения на родной язык. Среди трудов этого времени самой известной являлась адаптация «Истории Пелопоннесской войны» Фукидида.

Философ Фрэнсис Бэкон

После того как компаньон Гоббса умер от чумы в 1628 году, наставнику пришлось искать новое место. Он некоторое время был близок поэту и драматургу Бену Джонсону, а затем работал секретарем у английского философа и политика Фрэнсиса Бэкона. В это время будущий ученый увлекся геометрией и досконально изучил «Начала» Евклида, почерпнув из книги методы постановки тезисов и представления доказательств.

До 1631 года Томас служил репетитором у баронета Джервейса Клифтона, а затем вернулся в дом Кавендишей, чтобы воспитывать старшего сына своего предыдущего ученика. Следующие несколько лет Гоббс расширял познания в области философии и совершенствовал искусство ведения споров. В 1634 году он вновь отправился в Европу, где присоединился к кружку Марена Мерсенна и регулярно участвовал в философских дебатах с Рене Декартом и Пьером Гассенди.

Биографы утверждают, что в 1636 году Томас посетил Италию и познакомился с великим Галилео Галилеем, который порекомендовал перенести философские теории в реальную жизнь.

Галилео Галилей

Английская революция 1640 – 1653 годов заставила Гоббса надолго покинуть родину и обосноваться в Париже. Там под влиянием членов кружка Мерсенна философ окончательно сформировал систему взглядов на основополагающие вопросы человеческого бытия.

В это время Гоббс работал учителем математики молодого принца Уэльского, приехавшего во Францию с острова Джерси. Вернувшись в Лондон в 1651 году, ученый опубликовал написанные произведения и вскоре завершил построение собственной философской системы, длившееся на протяжении 20 лет.

В 1666 году Палата общин представила законопроект против атеизма и профанации, и книги Гоббса, попадавшие под статью о ереси, привлекли пристальное внимание властей. Опасаясь преследований, он сжег компрометирующие бумаги, но все равно лишился права публиковать труды в Англии. Последним произведением ученого стала автобиография, написанная в стихах, и английский перевод древнегреческой «Одиссеи» Гомера.

Читайте также:
Ханс-Георг Гадамер (Hans-Georg Gadamer) - отзывы, мнение, рейтинг

Могила Томаса Гоббса

О личной жизни философа известно крайне мало. Вероятно, он жил в одиночестве, не имея ни жены, ни детей. По словам современников, Гоббс предпочитал работать в темноте при свечах, поэтому шторы в доме всегда держали опущенными. Он много гулял и вместо того, чтобы читать книги, беседовал с умными и образованными людьми.

Гоббс страдал расстройством мочевого пузыря, которое в октябре 1679 года повлекло за собой паралитический инсульт, ставший причиной смерти философа 4 декабря 1679 года.

Философия

Философ Гоббс был материалистом, отрицавшим существование бестелесной духовности и задумавшим собственную систему мышления о человеке и Вселенной. В ранних трактатах ученый рассматривал тело с точки зрения механики, считая, что специфические телесные движения вовлечены в процесс производства специфических явлений, таких, как ощущения, знания, привязанности и страсти, и определяют взаимодействие людей и образование общества.

Философ Томас Гоббс

В начале 1640-х годов Томас распространил рукописный вариант «Начал закона, естественного и политического», который при публикации разделили на 2 части и назвали «Человеческая природа» и «О теле политическом». В этой работе ученый впервые коснулся темы власти и сформулировал принципы, по которым должен был действовать единоличный суверен. В 1642 году Гоббс написал произведение под названием «О гражданине», которое было изначально напечатано на латыни, а английское издание появилось 11 лет спустя.

Эта работа позже стала частью трилогии «Основы философии», состоявшей из трактатов «О теле», «О человеке» и «О гражданине», где ученый описывал естественное состояние человека, требующее установления стабильного правления, оперируя понятиями политики и теологии. В ней впервые появилось высказывание о «войне всех против всех», впоследствии развитое Гоббсом в «Левиафане» и вошедшее в сборник цитат.

Бюст и портрет Томаса Гоббса

Трактат «Материя, форма и власть государства церковного и гражданского», больше известный как «Левиафан», стал классическим западным произведением о государственном управлении и ярким примером теории общественного договора.

В этой работе философ описывал образ человека, сопоставил его с материей, находившейся в непрерывном движении, без обращения к бестелесной нематериальной душе и абстрактному понятию идеи. Рассуждая о добре и зле, Гоббс утверждал, что они являлись людскими желаниями или тенденциями двигаться к объекту или от него.

Трактаты Томаса Гоббса «О гражданине» и «Левиафан»

Отрицая общественное понятие величайшего блага, ученый допускал существование величайшего зла, которое выражалось в страхе насильственной смерти и служило опорой государственной власти. Нахождение человека вне политической коалиции неминуемо приводило к анархическому состоянию, влекущему войну всех против всех.

Гоббс считал, что такое положение вещей заставляло людей отказываться от естественных прав и заключать соглашения, которые контролировались обществом, имевшим привилегию применять силу, воплощенную в понятии «государство». В зависимости от того, кто представлял интересы человека в рамках общественного договора, Гоббс выделил 3 типа государства: монархию, демократию и аристократию, которые различал количественно и качественно.

Лекция «Философия Томаса Гоббса»

Отдавая предпочтение монархии, ученый писал, что богатство, власть и честь единоличного правителя вытекают из благосостояния, силы и репутации подданных, а в демократическом или аристократическом государстве такая ситуация невозможна.

В «Левиафане» Гоббс недвусмысленно заявлял, что правитель или суверен должен контролировать гражданские, военные, судебные и церковные вопросы и полностью исключил возможность разделения государственных полномочий. Эта ситуация порождала социальные протесты, приводившие к вооруженным восстаниям.

Трактат впервые опубликовали в 1651 году, поместив на титульном листе гравюру с портретом гиганта в кольчуге из крошечных человеческих тел, возвышавшегося над холмами и равнинами. И Гоббса начали хвалить и критиковать больше, чем кого-либо из видных мыслителей той эпохи. Молодые философы подхватили идеи автора работ о государстве, развили их в собственных произведениях. Одним из самых знаменитых последователей Гоббса стал английский ученый-материалист Джон Локк.

Философ Джон Локк

После «Левиафана» Гоббс опубликовал «Письма о свободе и необходимости» и «Вопросы о свободе, необходимости и шансе», где развил оригинальные учения о естественном праве, страхе, свободе и естественном законе.

Ученый ввел понятия обдуманных и опрометчивых действий, называя их последовательностью желаний, а свобода трактовалась как отсутствие внутренних и природных препятствий к принятию решений. Философ полагал, что все происходящее подвергалось вмешательству внешнего агента и не могло случаться само по себе.

Работы Гоббса стали классикой политической философии и неоднократно переводились на иностранные языки. После смерти ученого в Англии издали Dialogues between a Philosopher and a Student of the Common Laws of England и Behemoth, or The Long Parliament, написанные в 1666 и 1668 годах.

Цитаты

«Естественным правом является свобода делать всё то, что, по разумению человека, является наиболее подходящим для сохранения собственной жизни».

«Естественным законом является, что каждый человек должен добиваться мира; если же он не может его достигнуть, то он может использовать любые средства, дающие преимущества на войне».

«Истина и ложь суть атрибуты речи, а не вещей. Там, где нет речи, нет ни истины, ни лжи».

Томас Гоббс: ключевые идеи, философия, краткая биография

Приветствую Вас, друзья!

Томас Гоббс (1588 — 1679) – английский философ, приверженец материализма, один из основателей современной политической философии, внесший большой вклад в развитие и становления теории общественного договора и государственного суверенитета.

Для его деятельности характерен необычный формат на тот период времени, это обусловлено тем, что автор выдвигал на первый план погружение в материализм и естественное право, трактуя их прямолинейно. Философ обрел известность после выдвижения идей, которые стали активно использоваться в таких дисциплинах, как этика, теология, физика, геометрия, история.

В этой статье мы рассмотрим ключевые идеи Томаса Гоббса по основным направлениям его исследований, а затем познакомимся с его краткой биографией.

Читайте также:
Джон Локк - отзывы, мнение, рейтинг

Философские взгляды Т.Гоббса

Гоббс является автором завершенной системы механистического материализма. Философ не признавал существование особой мыслящей субстанции, предложенной Декартом, он был твердо убежден в том, что мыслящая вещь имеет под собой исключительно материальную основу. По мнению Гоббса, в качестве идеальных образцов научного мышления выступает геометрия и механика. Природа, в свою очередь, рассматривается как совокупность тел, каждое из которых имеет свои характеристики. Движение воспринимается в контексте механики, как процесс перемещения. Чувственные качества – это формы восприятия вещей. Гоббс выделял два метода познания: логическую дедукцию и эмпирическую индукцию.

Этика Гоббса базируется на чувственной «природе человека». В качестве основы выступает «естественный закон», в рамках которого прослеживается стремление к самосохранению и удовлетворению потребностей. Первый естественный закон проявляется в желании человека достичь мира. Второй естественный закон говорит о том, что в случае необходимости человек должен отказаться от права на вещи, если это необходимо для достижения мира и обеспечения безопасности. Также можно выделить третий естественный закон, согласно которому люди берут на себя обязательства по выполнению заключенных соглашений.

Эмпиризм

Гоббс был твердо убежден в том, что в качестве единственного предмета философии и науки выступают тела, потому что реально существуют те вещи, которые материальны. Данная позиция создает трудности на пути познания Бога. В связи с этим ни одна наука, в том числе философия не могут высказываться о нем. Исходя из этого, божество и душа не воспринимаются как объект познания, их можно отнести только к вере и теологическому учению.

Эмпиризм дополняет теорию познания, приверженцем которой является Гоббс. Логика оперирует данными, которые были получены в результате опыта. Философ считает, что мысли необходимо рассматривать как движение, происходящее внутри человеческого тела. В общем виде речь идет о чем-то возвышенном или идеальном, это просто субстанциональные перемещения.

Познание и воля представляют собой результат взаимодействия человека с окружающей средой. Данные чувства выступают в качестве основы для возникновения удовольствия и неудовольствия, наравне с логическими выводами. Для каждого человека свойственно стремление к удовольствию и минимизация неудовольствия. При этом они оба представляют собой движение внутри сердца. В связи с этим добро приравнивается к удовольствию, а противоположные ощущения воспринимаются в негативном ключе как зло.

По мнению Гоббса, воля – это выбор между действием, приносящим удовольствие и воздержанием от неудовольствий. Также философ считал, что мораль является относительным явлением. Причину он видел в том, что невозможно вообразить поступок, который все люди однозначно воспринимали бы как хороший.

Политические и правовые воззрения

Гоббс разработал и представил «договорную» теорию происхождения государства. Философ выделил три формы государства: демократию, аристократию и монархию. Демократию Гоббс отвергал, поскольку, по его мнению, в демократии появлялись различные общественные объединения, что зачастую приводило к гражданской войне. Аристократия казалась ему более предпочтительным вариантом, но только если она была по организации близка к монархии. Самым же предпочтительным вариантом для Гоббса является монархия. Государство, по его мнению, представляет собой результат договора между людьми, который останавливает естественное состояние «войны всех против всех».

Философ был убежден в том, что все люди равным между собой, их создателем является Творец. Граждане на добровольной основе оказываются от некоторых прав и свобод в пользу государства, которое ставит своей главной целью обеспечение мира и безопасности. При этом, Гоббс не рассматривал все государства, как возникшие исключительно путем заключения общественного договора. По его мнению, был и ещё один путь — путь завоевания, насильственного захвата власти.

Гоббс ориентируется на принцип правового позитивизма и выдвигает на первый план значимость государства. Философ отдает предпочтение монархии как лучшей форме организации государства. Также он считает, что церковь должна быть ограничена в своих полномочиях, ее деятельность должна регламентироваться и контролироваться государством.

Религия и государство

В своих трудах Гоббс делал акцент на анализе теологических вопросов — это было обусловлено тем, что взаимоотношения церкви и государства выступали в качестве основной проблемы английской революции. Философ сформировал принцип, согласно которому договор между людьми является более приоритетным, по сравнению с соглашением с Богом.

Он считал, что религиозные убеждения представляют собой плод воображения людей. Еще одной причиной возникновение религии является суеверность людей и ограниченность их знаний, поэтому проявляется стремление в поиске объяснений окружающих явления как божественного проявления или предзнаменования. Человек, который хочет обнаружить первопричину всего, пытаясь руководствуется разумом и логикой, приходит к выводу о том, что началом всего сущего может является Бог. Однако сам Гоббс активно продвигал позицию, согласно которой истинная религия – это вера в государство.

Граждане и церковь должны подчиняться монарху, только в таких условиях государство может развиваться. Другими словами церковь и государства являются частью одного целого.

Естественное право

В рамках теории естественного права Гоббс разработал отдельное направление, главной целью которого стало отделение его от морали и религии. В содержании концепции был представлен новый взгляд на античное наследие в совокупности с достижениями естественных наук и прогресса того времени.

Философ был твердо убежден в том, что естественное право необходимо воспринимать как право человека. В общем виде речь идет о самосохранении. При этом из этого права можно выделить дополнительные права – на жизнь, свободу, собственность и доступ к удовольствиям. Практическая реализация основного права требует определенных средств. Их конкретный перечень зависит от самого человека, который определяет их самостоятельно, поэтому потенциально рассматриваемое право может распространяться на все материальные и духовные блага.

Важно отметить, что если один человек имеет доступ к средствам, то другой будет ограничен, это обусловлено наличием несовместимости. Основываясь на этом, можно прийти к выводу о том, что естественное состояние человека подразумевает его участие в войне против других людей. Единственным вариантом разрешения этой проблемы является создание государства.

Читайте также:
Георг Вильгельм Фридрих Гегель - отзывы, мнение, рейтинг

Биография

Томас Гоббс родился в семье священника. Дата рождения – 1588 год. Страна – Англия. Все обязанности по воспитанию и содержанию ребенка взял на себя его дядя, который имел хорошие материальные возможности для его обеспечения, поэтому племянник смог получить достойное образование. В 14 летнем возрасте мальчик демонстрировал хорошие познания во всех областях, свободно изъяснялся на латыни и греческом языке. Его приняли в один из колледжей Оксфорда, он успешно завершил обучение и был удостоен степени бакалавра. Далее он устроился на должность гувернера и воспитателя, занимался обучением детей высшей знати. Это позволило ему посетить много мест в Европе, где Гоббс знакомился с другими культурами, обществами и мнениями.

Большое влияние на становление взглядов Гоббса оказали труды авторов периода античности, с которыми он имел возможность смог ознакомиться в рамках одной из поездок в Европу. Сам философ говорил о том, что этот период его жизни был для него самым счастливым. В результате философу удалось перевести «Истории» Фукидида, основной целью являлось обозначение опасностей демократии, рисках этого политического режима и негативных моментах. Сам философ считал наиболее эффективной формой государственного управления — монархия.

Во время второго путешествия в Европу философ начал уделять много внимания изучению геометрии. Было несколько причин, обусловивших его интерес к этой науке. Одной из них являлось наличие особой методики, которая отличалась универсальностью с точки зрения применения к другим наукам. Геометрия давала возможность обозначить взгляды на любой предмет в формате совокупности неопровержимых доказательств. По мнению Гоббса, лечение всех социальных проблем возможно только при детальной переработке структуры и содержания государства за счет тезисов, которые имеют много общего с положениями геометрии.

Позже состоялось еще одно путешествие, в рамках которого философу удалось присоединиться к Парижскому кружку, в нем состояли известные личности того времени. Гоббс посетил Италию, где изучил труды Галилея, полученная информация оказала большое влияние на формирование его собственных философских взглядов. В качестве основной важной идеи того времени, которая активно продвигалась философом, стала попытка объединения и анализа идей физической механики. Такой подход был призван разработать механизм анализа человеческого поведения и его изменений в долгосрочной перспективе.

Гоббс начал уделять много времени философии после возвращения их путешествий. Им была разработана теория политического и общественного устройства государства. Важно отметить, что его идеи не теряют своей актуальности даже на современном этапе.

Гоббс несколько лет своей жизни уделил созданию основного труда под названием «Левиафан», которая была выпущена в печатном формате в середине 17 века. В ней автор обозначил свои взгляды на человека и государство. Многие исследователи относят этот труд к политической литературе, при этом рассуждения автора характеризуются наличием взаимосвязи с природой человека, в завершающей части повествования делается акцент на религиозной составляющей.

Через несколько лет философ выпустил трактат «О человеке», в содержании которого было сказано о том, что люди представляют собой особенно естественные тела, живущие ради удовлетворения своих потребностей и продолжения рода. После этого на много лет автор лишился возможности выпускать свои сочинения, основной причиной стала критика со стороны Парламента, представители которого увидели в содержании трудов философа признаки атеизма и неуважения к Богу. В результате Гоббс начал больше времени уделять изучению истории.

Философ умер в 1679 году, на его надгробии были высечены слова, согласно которым он был человеком справедливым, внесшим большой вклад в развитие многих наук, заслужившим признание ученых со всего мира.

Библиография

  • 1640 – «Элементы права, естественные и политические»;
  • 1650 – «Трактат о человеческой природе»;
  • 1651 – «Философские рудименты, касающиеся правительства и общества»;
  • 1642-1655 – трилогия «Основы философии»;
  • 1651 – «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского»;
  • 1654 – «Письма о свободе и необходимости»;
  • 1656 – «Вопросы о свободе, необходимости и шансе»;

Заключение

Томас Гоббс оставил потомкам большое наследие в виде своих трудов, которые имеют большую ценность и внес большой вклад в развитие европейской науки Нового времени. В рамках своей деятельности он изучал актуальные проблемы того времени, занимался философией, анализировал общественные и политические проблемы. Его идеи были взяты на вооружение последователями и отражены в трудах философов эпохи Просвещения.

Гоббс был приверженцем материализма, что нашло отражение в его работах, особенно это актуально для обозначения сущности и содержания социальных явлений. Работы философа стали фундаментальной основой для развития и становления правовой государственности, он сформулировал понятия верховенства права и обозначил значимость государственного суверенитета. Также он внес вклад в развитие смежных наук, его идеи не теряют своей актуальности.

Томас Гоббс – биография, новости, личная жизнь

Томас Гоббс

Томас Гоббс (Thomas Hobbes). Родился 5 апреля 1588 года в Малмсбери, Уилтшир, Королевство Англия – умер 4 декабря 1679 года в Дербишире. Английский философ-материалист, один из основателей теории общественного договора и теории государственного суверенитета. Известен идеями, получившими распространение в таких дисциплинах, как этика, теология, физика, геометрия и история.

Родился в графстве Глостершир, в семье не отличавшегося глубокой образованностью, вспыльчивого приходского священника, из-за ссоры с соседним викарием у дверей храма потерявшего работу. Воспитывался состоятельным дядей. Хорошо знал античную литературу и классические языки. В пятнадцать лет он поступил в Оксфордский университет, который окончил в 1608 году.

В 1608 году стал наставником Уильяма, старшего сына Уильяма Кавендиша, барона Гардвика (впоследствии первого графа Девонширского). До конца жизни поддерживал тесную связь со своим учеником, который стал его покровителем. Благодаря ему познакомился с Беном Джонсоном, Фрэнсисом Бэконом, Гербертом Чарберси и другими выдающимися людьми. После смерти в 1628 Уильяма Кавендиша (в 1626 унаследовавшего титул графа Девонширского) Гоббс получает место наставника сына сэра Джервейса Клифтона, а затем воспитывает сына своего старого патрона, Кавендиша, с которым совершает путешествие по Италии (где в 1636 году встречается с Галилео Галилеем).

Читайте также:
Фома Аквинский, биография, история жизни, факты.

На формирование воззрений Гоббса значительное влияние оказали Ф. Бэкон, Галилео Галилей, П. Гассенди, Р. Декарт и И. Кеплер.

Гоббс создал первую законченную систему механистического материализма, соответствовавшего характеру и требованиям естествознания того времени. В полемике с Декартом отверг существование особой мыслящей субстанции, доказывая, что мыслящая вещь есть нечто материальное. Геометрия и механика для Гоббса – идеальные образцы научного мышления вообще. Природа представляется Гоббсу совокупностью протяжённых тел, различающихся между собой величиной, фигурой, положением и движением. Движение понимается как механистическое – как перемещение. Чувственные качества рассматриваются Гоббсом не как свойства самих вещей, а как формы их восприятия. Гоббс разграничивал протяжённость, реально присущую телам, и пространство как образ, создаваемый разумом («фантазма»); объективно-реальное движение тел и время как субъективный образ движения. Гоббс различал два метода познания: логическую дедукцию рационалистической «механики» и индукцию эмпирической «физики».

Гоббс – один из основателей «договорной» теории происхождения государства.

Как большинство политических мыслителей после Бодена, Гоббс выделяет всего три формы государства: демократию, аристократию и монархию. Демократию он не одобряет потому, например, что «черни недоступна большая мудрость» и при демократии возникают партии, что ведет к гражданской войне. Аристократия лучше, но она тем совершеннее, чем меньше походит на народное правление и чем больше сближается с монархией. Лучшая форма государства – монархия, она более всех других соответствует идеалу абсолютной и неразделенной власти.

Государство Гоббс рассматривает как результат договора между людьми, положившего конец естественному догосударственному состоянию «войны всех против всех». Он придерживался принципа изначального равенства людей. Люди созданы Творцом равными в физическом и интеллектуальном отношении, у них равные возможности и одинаковые, ничем не ограниченные «права на все», имеется и свобода воли. Отдельные граждане добровольно ограничили свои права и свободу в пользу государства, задача которого – обеспечение мира и безопасности. Гоббс не утверждает, что все государства возникли путем договора. Для достижения верховной власти есть, по его мнению, два пути – физическая сила (завоевание, подчинение) и добровольное соглашение. Первый вид государства называется основанным на приобретении, а второй – основанным на установлении, или политическим государством.

Гоббс придерживается принципа правового позитивизма и превозносит роль государства, которое он признаёт абсолютным сувереном. В вопросе о формах государства симпатии Гоббса – на стороне монархии. Отстаивая необходимость подчинения церкви государству, он считал необходимым сохранение религии как орудия государственной власти для обуздания народа.

Этика Гоббса исходит из неизменной чувственной «природы человека». Основой нравственности Гоббс считал «естественный закон» – стремление к самосохранению и удовлетворению потребностей. Главный и самый фундаментальный естественный закон у Гоббса предписывает всякому человеку добиваться мира, пока есть надежда достигнуть его. Второй естественный закон предусматривает, что в случае согласия на то других людей человек должен отказаться от права на вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты. Из второго естественного закона вытекает краткий третий: люди должны выполнять заключённые ими соглашения. Остальные естественные законы (общим числом 19) могут быть, по словам Гоббса, резюмированы в одном лёгком правиле: «не делай другому того, чего ты не хочешь, чтобы делали тебе».

Добродетели обусловлены разумным пониманием того, что способствует и что препятствует достижению блага. Моральный долг по своему содержанию совпадает с гражданскими обязанностями, вытекающими из общественного договора.

Основные сочинения Томаса Гоббса:

The Elements of Law, Natural and Politic (1640)
Treatise on Human Nature (1650)
Philosophicall Rudiments concerning Government and Society (публикация английского перевода с латинского «De Cive»)(1651)
Философская трилогия «Основы философии»: «О теле» (1655);«О человеке» (1658);«О гражданине» (1642)
«Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651, русский перевод – 1936)
Letters upon Liberty and Necessity (1654)
The Questions concerning Liberty, Necessity and Chance(1656)

Гоббс, Томас

теория общественного договора; представления о государстве, как «войны всех против всех», первая законченная система механистического материализма; теория демократии; теория государственного суверенитета;

Томас Гоббс (англ. Thomas Hobbes ) (5 апреля 1588, Малмсбери (англ.) русск. , Уилтшир, Королевство Англия — 4 декабря 1679, Дербишир, Королевство Англия) — английский философ-материалист, один из основателей теории общественного договора и теории государственного суверенитета. Известен идеями, получившими распространение в таких дисциплинах, как этика, теология, физика, геометрия и история.

Содержание

Биография

Родился в графстве Глостершир, в семье не отличавшегося глубокой образованностью, вспыльчивого приходского священника, из-за ссоры с соседним викарием у дверей храма потерявшего работу [1] . Воспитывался состоятельным дядей. Хорошо знал античную литературу и классические языки. В пятнадцать лет он поступил в Оксфордский университет, который окончил в 1608 году.

В 1608 году стал наставником Уильяма, старшего сына Уильяма Кавендиша, барона Гардвика (впоследствии первого графа Девонширского). До конца жизни поддерживал тесную связь со своим учеником, который стал его покровителем. Благодаря ему познакомился с Беном Джонсоном, Фрэнсисом Бэконом, Гербертом Чарберси и другими выдающимися людьми. После смерти в 1628 Уильяма Кавендиша (в 1626 унаследовавшего титул графа Девонширского) Гоббс получает место наставника сына сэра Джервейса Клифтона, а затем воспитывает сына своего старого патрона, Кавендиша, с которым совершает путешествие по Италии (где в 1636 году встречается с Галилео Галилеем).

На формирование воззрений Гоббса значительное влияние оказали Ф. Бэкон, Галилео Галилей, П. Гассенди, Р. Декарт и И. Кеплер.

Воззрения

Философские воззрения

Гоббс создал первую законченную систему механистического материализма, соответствовавшего характеру и требованиям естествознания того времени. В полемике с Декартом отверг существование особой мыслящей субстанции, доказывая, что мыслящая вещь есть нечто материальное. Геометрия и механика для Гоббса — идеальные образцы научного мышления вообще. Природа представляется Гоббсу совокупностью протяжённых тел, различающихся между собой величиной, фигурой, положением и движением. Движение понимается как механистическое — как перемещение. Чувственные качества рассматриваются Гоббсом не как свойства самих вещей, а как формы их восприятия. Гоббс разграничивал протяжённость, реально присущую телам, и пространство как образ, создаваемый разумом («фантазма»); объективно-реальное движение тел и время как субъективный образ движения. Гоббс различал два метода познания: логическую дедукцию рационалистической «механики» и индукцию эмпирической «физики».

Читайте также:
Фридрих Ницше, биография, история жизни, творчество

Идеи о политике и праве

Гоббс — один из основателей «договорной» теории происхождения государства.

Государство Гоббс рассматривает как результат договора между людьми, положившего конец естественному догосударственному состоянию «войны всех против всех». Он придерживался принципа изначального равенства людей. Отдельные граждане добровольно ограничили свои права и свободу в пользу государства, задача которого — обеспечение мира и безопасности. Гоббс придерживается принципа правового позитивизма и превозносит роль государства, которое он признаёт абсолютным сувереном. В вопросе о формах государства симпатии Гоббса — на стороне монархии. Отстаивая необходимость подчинения церкви государству, он считал необходимым сохранение религии как орудия государственной власти для обуздания народа.

Этика Гоббса исходит из неизменной чувственной «природы человека». Основой нравственности Гоббс считал «естественный закон» — стремление к самосохранению и удовлетворению потребностей. Добродетели обусловлены разумным пониманием того, что способствует и что препятствует достижению блага. Моральный долг по своему содержанию совпадает с гражданскими обязанностями, вытекающими из общественного договора.

Основные сочинения

  • The Elements of Law, Natural and Politic (1640)
  • Treatise on Human Nature (1650)
  • Philosophicall Rudiments concerning Government and Society (публикация английского перевода с латинского «De Cive»)(1651)
  • Философская трилогия «Основы философии»: «О теле» (1655); «О человеке» (1658); «О гражданине» (1642);
  • «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651, русский перевод — 1936).
  • Letters upon Liberty and Necessity (1654)
  • The Questions concerning Liberty, Necessity and Chance(1656)
  • Postumously A Dialogue between a Philosopher and a Student of the Common Laws of England (написаны в 1666 году, опубликованы в 1681 году)
  • Posthumously Behemoth, or The Long Parliament (написан в 1668 году, опубликованы в (1681 году)

Сочинения

  • Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского (1651)
  • Opera philosophica, quae latine scripsit…, ed. W. Molesworth, v. 1-5. — L., 1839-45.
  • The English works, ed. by W. Molesworth, v. 1-11. — L., 1839-45
  • В русском переводе:

* Избранные сочинения, т. 1-2. — М. — Л., 1926. * Избранные произведения, т. 1-2. — М., 1964 (Философское наследие, Т. 7, 8).

Примечания

  1. Бертран Рассел. История западной философии

Литература

  • Ческис А. А. Томас Гоббс. — М ., 1929.
  • «Под знаменем марксизма». — 1938. — № 6. (статьи Б. Э. Быховского, Л. Германа, М. Петросовой, Д. Бихдрикера).
  • Мееровский Б. В. Гоббс. — М .: Мысль, 1975. — 208 с. — (Мыслители прошлого). — 50 000 экз.
  • Мележик И. Н. Понятие, происхождение и природа государства в политическом учении Т. Гоббса. // Актуальные проблемы истории политических и правовых учений. — М ., 1990. — С. 104—122.
  • Михаленко Ю. П. Гоббс и Фукидид (о месте Гоббса в позднем английском Возрождении)// Историко-философский ежегодник. — М ., 1986. — С. 104—124.
  • Тесля А. А.Абсолютизм государства: политическая философия Томаса Гоббса. — 2006.
  • Tönnies F. Thomas Hobbes, der Mann und der Denker. — Osterwieck, 1912.
  • Polin R. Politique et philosophie chez Thomas Hobbes. — P. , 1952.
  • Peters R. Hobbes. — L. , 1956.
  • Piotrowski R.: Od materii Świata do materii Państwa. Z filozofii Tomasza Hobbesa. — Kraków, 2000.
  • Hobbes studies, ed. by K. C. Brown. — Oxford, 1965.
  • McNeilly F. S. The anatomy of Leviathan. — N. Y. — L. , 1968.
  • Gauthier D. P. The logic of Leviathan. — Oxford, 1969.

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Зализняк
  • Гобби, Тито

Полезное

Смотреть что такое “Гоббс, Томас” в других словарях:

ГОББС ТОМАС — (Hobbes, Thomas) (1588–1679) Один из величайших политических философов мира и, конечно же, самый яркий и основательный из всех когда либо писавших на английском языке. Родился в Малмсбери, графство Уилтшир (он шутил, что родился близнецом Страха … Политология. Словарь.

Гоббс, Томас — Томас Гоббс. ГОББС (Hobbes) Томас (1588 1679), английский философ. Геометрия и механика для Гоббса идеальные образцы научного мышления. Природа совокупность протяженных тел, различающихся величиной, фигурой, положением и движением (перемещением) … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Гоббс, Томас — (1588 1679) английский философ и политический мыслитель. Гоббс определял государство как «искусственное тело», продукт человеческой деятельности, а не божественное установление. Государство, по мнению философа, возникло на основе «общественного… … Политология. Словарь.

Гоббс Томас — (Hobbes) Гоббс Томас (Hobbes, Thomas) (1588 1679) Английский философ материалист. 1640 1651 находился в эмиграции во Франции. Афоризмы, цитаты • Цель оправдывает средства. • Нельзя отрицать, что естественным состоянием людей до образования… … Сводная энциклопедия афоризмов

Гоббс Томас — (1588–1679) английский философ. Будучи поборником естественнонаучной методологии, считал поведение и психику человека безостаточно подчиненными законам механики. Отверг представление о душе как самостоятельном начале психических явлений, сводя их … Большая психологическая энциклопедия

Гоббс Томас — (Hobbes) (1588 1679), английский философ. Будучи сторонником монархии, Гоббс в 1640 51 находился в эмиграции во Франции. В философии исходил из современного ему математического естествознания, видя в геометрии и механике идеальные образцы… … Энциклопедический словарь

Гоббс Томас — (1588 1679) английский философ материалист, создатель психологической модели, в которой элементы сознания (актуальные ощущения и представления как их следы) связываются друг с другом по их смежности в пространстве или во времени. Считал… … Психологический словарь

Читайте также:
Джордж Беркли, биография, история жизни, факты.

Гоббс Томас — (Hobbes, Thomas) (1588 1679), англ, философ, автор полит, теорий гос ва. После окончания Оксфордского ун та в 1608 г. стал наставником семейства Кавендиш, затем долгое время фактически находился в полит, эмиграции, много путешествовал по ев роп.… … Всемирная история

ГОББС Томас — (Hobbes, Thomas) ТОМАС ГОББС (1588 1679), английский философ и литератор, известный прежде всего своим трактатом о государстве Левиафаном. Родился 5 апреля 1588 в Малмсбери (графстве Глостершир) раньше положенного срока, после того как его мать… … Энциклопедия Кольера

Гоббс Томас — Гоббс (Hobbes) Томас (5.4.1588, Малмсбери, 4.12.1679, Хардуик), английский философ материалист. Родился в семье приходского священника. Окончив Оксфордский университет (1608), поступил гувернёром в аристократическую семью У. Кавендиша… … Большая советская энциклопедия

Томас Гоббс – английский философ-материалист: биография, основные идеи

Томас Гоббс родился пятого апреля 1588 года в Малмсбери. Его называют английским мыслителем. Концепции, разработанные им, были удостоены распространения в различных областях науки (этика, теология, геометрия, физика).

Справка

Томас Гоббс, биография которого наполнена работой над собственными произведениями и формированием концепций, родился преждевременно. Это было вызвано тем, что его мать слишком сильно переживала по поводу приближающейся испанской армады к Англии. Но несмотря на это, он прожил достаточно долгую жизнь, сохраняя на протяжении девяноста одного года ясный ум.

Образование он получал в Оксфорде. С ранних лет ему были интересны покорители морей, а также географические карты. На формирование идей мыслителя оказали влияние деятели тех времен. К примеру, он тесно общался с Марсенном, Декартом и другими. Некоторое время он подрабатывал секретарем у Бэкона, и именно разговоры с последним оказали существенное влияние на его взгляды.

Томас Гоббс, философия которого находит довольно противоречивые отклики, всегда говорил о том, что придерживается монархистских взглядов на жизнь. С 1640 по 1641 год он жил во Франции. В основу его концепций легла буржуазная революция, которая происходила на его родине. Вернувшись в Туманный Альбион после того, как там закончились гражданские столкновения, он разорвал контакты с роялистами. В Лондоне он работал над идеологическим обоснованием политической работы Кромвеля, диктатура которого была установлена после революции.

Томас Гоббс: труды

Основной мыслью философа являлись безопасность граждан и мир в целом. Проблемы, с которыми сталкивалось общество, были главным элементом в труде, который начал Томас Гоббс. Основные идеи мыслителя касались именно вопросов человека. На рассвете своей деятельности ученый работал над изданием трилогии. Первая часть должна была рассказать о теле, вторая – о человеке, а третья – о гражданине.

Но первым выпуском, несмотря на это, считается трактат «О гражданине», который появился в 1642 году. Следующий труд, рассказывающий про тело, появился на свет немного позже, а спустя несколько лет вышла часть «О человеке». Тысяча шестьсот пятьдесят первый год ознаменовался публикацией «Левиафана». Именно это учение Томаса Гоббса стало самым серьезным и объемным изданием. Философии уделялись первые главы произведения. Остальная часть рассматривала вопросы социального характера и то, как устроено само государство.

Кратко о концепциях

Мыслитель всегда отмечал, что прогресс предшественников был недостаточным. Он трудился над тем, чтобы исправить столь бедственное положение дел. Томас Гоббс, биография которого насыщена постоянными поисками, пытался разработать элементы, который бы выступили в качестве фундамента для развития истинной науки при условии применения предложенного способа. Таким образом, он предполагал предотвратить возникновение неправильных концепций. Свое внимание он сосредоточил на методологии в сфере познания науки. Необходимо отметить, что большинство деятелей в семнадцатом столетии интересовались данной методологией.

Специфика мыслей

Проблематично выделить одно научное направление, на которое бы опирался сам Томас. С одной стороны, мыслители опирались на эмпирические исследования. С другой, Гоббс был сторонникам применения математического подхода. Он применял его не только по отношению к точным наукам, но также в иных областях знаний.

Политическая наука – именно тот пласт, где математический способ нашел наибольшее отражение. К данной дисциплине относили совокупность познаний о состоянии общества, что позволяло правительству создавать и взращивать благоприятные условия. Специфика мысли в целом состояла в применении метода, который был выведен из физики Галилея.

Последний прибегал к помощи геометрии и механики. Он использовал эти знания для того, чтобы провести анализ и составить предсказания каких-либо явлений, происходящих в реальном мире. Он говорил, что при установлении некоторых фактов о природе человека из них можно вывести варианты поведения в конкретной области. Люди, по его словам, должны рассматриваться как один из моментов материального мира. Если говорить о склонностях человека, то они могут быть подвергнуты обследованию на базе физического перемещения. Таким образом, за основу собственной теории Томас взял принципы, которые были разработаны Галилеем. Все существующее – материя, находящаяся в движении.

Основа концепции

Природа и все окружающее рассматривалось мыслителем в комплексе. Изменение вещей, по его убеждению, случается из-за передвижения материальных элементов. Данное явление понималось как механическое передвижение. Для придания им подобного импульса необходим толчок, провоцирующий усилие. Оно и приводит все в движение. Таким же образом Томас Гоббс, философия которого довольно сложная для восприятия, объясняет духовную составляющую живых существ. Данные положения и выражают механическую концепцию.

Познание

Гоббс был уверен, что его осуществление происходит под воздействием идей. В качестве источника рассматривалось только то, как воспринимается окружающий мир. Ни одну идею нельзя назвать врожденной. Внешние чувства при этом, помимо всего остального, рассматривались в качестве познания. Сознание человека никоим образом не влияет на содержание мыслей. Ум начинает активно действовать и переваривает мысли благодаря сравнению, соединению, а также разделению. Данная идея и стала фундаментом для учения о знаниях.

Аналогично Бэкону, Томас уделял особое место эмпирическим толкованиям, подключая к этому сенсуалистическую позицию. Он утверждал, что ум человека не имеет ни единого понятия, которое бы появлялось в органах ощущения. Томас Гоббс, основные идеи которого стали предметом нашего обзора, рассказывал, что только благодаря собственному опыту человек приобретает какие-либо знания. По его убеждениям, наука – это и есть сами ощущения. Рациональным зерном он называл дело чувств, которые выражались в словах. Формирование суждений происходит за счет языкового элемента, который обозначает чувства, а за их границей наблюдается пустота.

Читайте также:
Бенедикт Спиноза - отзывы, мнение, рейтинг

Математическая истина

Томас Гоббс говорил, что для мышления в обычных условиях хватит обычно знания фактов. Но чтобы обосновать все с научной точки зрения, этого недостаточно. Для этих целей необходима общность, которую можно постичь только посредствам математики. Также он уверял, что достичь истины в данном предмете можно лишь словами, а не опытом чувств.

Важность языка

Эта теория Томаса Гоббса развивалась очень активно. Мыслитель говорил, что язык – это не что иное, как результат людского соглашения. Опираясь на принципы номинализма, слова превращались в имена, которым была свойственна условность. Для него они виделись как произвольная математика по отношению ко всем вещам. Когда данные элементы приобретали общее значение в группе людей, они переходили в перечень имен-знаков.

В «Левиафане» отмечалось, что индивидам, которые пытались постичь истину, нужно помнить обозначение всех имен, которыми они пользуются. Если этого не придерживаться, то неизменно попадешь в некую ловушку. Чем больше человек будет расходовать сил, чтобы выпутаться из сложившейся ситуации, тем в большие дебри он будет заходить. Точность слова должна определяться дефинициями, благодаря которым все двусмысленности отходят на второй план. Мысли и вещи могут быть частичными. Но если исходить из концепции номинализма, такого понятия попросту нет.

Причина движения

Онтологические понятия, благодаря которым происходило объяснение окружающего мира, натыкались на некоторые преграды. К примеру, сложности могли наблюдаться в вопросах об источниках движения. В этом качестве рассматривался Бог. Дальнейшие движения вещей, по словам Гоббса, случаются без его участия. Взгляды самого мыслителя, исходя из сказанного, не состыковывались с религиозными представлениями того времени.

Трудности механики

Осознание человека рассматривалось в качестве главной проблемы. Его жизнедеятельность рассматривалась в качестве механического процесса. Здесь нервы выступают в качестве нитей, сердце – пружина, а сустав – колеса. Данные элементы обеспечивают движение машине. Людская психика объяснялась механистически.

Следующим вопросом являлась свобода воли. В своих трудах Гоббс давал достаточно четкий ответ. Он отмечал, что все случается из-за того, что так нужно. Частью всех причин являются люди. Но при этом свобода не понимается как независимость от того, что необходимо. Томас отмечал, что движение конкретного индивида к своей цели может не встретить препятствий. В данной ситуации действие называется свободным. Если появляются трудности, то они движение ограничивают. В данном варианте речь идет о внешних преградах. Если достичь поставленных целей не выходит из-за самого человека, то данное явление не может быть названо ограничением свободы, а представляет собой недостаток конкретного объекта.

Социальная область

В философии Гоббса этот раздел занимает значительное место. Социальным аспектам посвящаются работы «О гражданине» и «Левиафан». Идя по следам гуманистов, он обращал внимание на то, какие позиции в обществе занимает личность. Тринадцатая глава описывает людей, а точнее, их естественное положение, право. По природе человек, а также сама природа, не хорошие, не плохие.

В первозданном виде индивиды борются за право на избежание смерти и дальнейшую жизнь. Но быть все время спокойным просто не представляется возможным, потому что жизнь не существует без потребностей, а также чувств. Именно так считал Томас Гоббс.

Естественное право человека состоит в том, что во время передвижения к целям все соприкасаются с иными индивидами. Стремясь к безопасности, люди постоянно попадают в конфликтные ситуации. Человек по своей природе следует законам сохранения. Здесь у каждого существует право на то, что можно получить с применением силы. Подобное положение трактуется в качестве войны, где «человек другому враг».

Становление государства

Томас Гоббс о государстве, о его становлении говорил в положительном свете. По убеждениям философа, именно это может повлиять на ситуацию. Для выживания каждый элемент должен поделиться первоначально свободой с субъектом. Взамен мира он будет наделен неограниченной властью. В пользу монарха люди отказываются от части свободы. В этой ситуации он занимается обеспечением их социальной сплоченности. Вследствие этого происходит формирование государства. Это достаточно гордое и серьезное, но при этом смертное существо, которое рассматривается как высшее на Земле и подчиняется лишь Божьим правилам.

Власть

Ее создание происходит за счет договора между индивидами. Централизованная власть помогает удерживать порядок в обществе и помогает населению существовать. Теория общественного договора Томаса Гоббса предполагает существование единственным методом. Он состоит в сосредоточении всей силы в определенных руках, которые в состоянии свести все желания граждан в единый клубок. При этом есть определенные законы, которые оказывают влияние на действия суверена. Всего их выделяют двенадцать. Но у всех прослеживается общая мысль, касающаяся того, что не стоит делать другим то, чего человек не желает себе. Подобный аспект вопроса являлся важнейшим механизмом для людского эгоизма, заставляя считаться с его наличием у других.

Вывод

Современники постоянно критиковали концепции Томаса. В первую очередь это касалось человеческого существа как материи, которая постоянно двигается. Негативную реакцию отметили также и на неприглядное описание природы людей. Абсолютная власть, отрицание божественной силы также подвергались сомнениям. Несмотря на это, историческое значение трудов мыслителя нельзя описать словами, оно огромно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: