Сомерсет Моэм, биография, история жизни, факты.

Сомерсет Моэм

Биография

Сомерсет Моэм – автор 21 романа, новеллист и драматург, критик и светский лев, вращавшийся в высших кругах Лондона, Нью-Йорка и Парижа. Писатель творил в жанре реализм, ориентируясь на традиции натурализма, модерна и неоромантизма.

Детство и юность

Уильям Сомерсет Моэм родился 25 января 1874 года. Сын юриста британского посольства в Париже, он заговорил на французском раньше, чем постиг английский язык. В семье Сомерсет был младшим ребенком. Трое братьев были сильно старше, и на момент их отправления на учебу в Англию мальчик остался в доме родителей один.

Сомерсет Моэм с собакой

Он много времени проводил с матерью и был привязан к ней. Мать скончалась от туберкулеза, когда ребенку было 8 лет. Эта утрата стала сильнейшим потрясением в жизни Моэма. Переживания спровоцировали дефект речи: Сомерсет стал заикаться. Эта особенность осталась с ним на всю жизнь.

Отец скончался, когда мальчику было 10 лет. Семья распалась. Старшие братья учились на юристов в Кембридже, а Сомерсета отправили под опеку дяди священника, в доме которого и прошла его юность.

Сомерсет Моэм в детстве

Ребенок рос одиноким и замкнутым. Дети, воспитанные в Англии, не принимали его. Заикание и акцент франкоговорящего Моэма высмеивали. На этой почве застенчивость становилась все сильнее. Друзей у мальчика не было. Книги стали единственной отдушиной для будущего писателя, обучавшегося в школе-интернате.

В 15 лет Сомерсет уговорил дядю отпустить его в Германию для изучения немецкого языка. Гейдельберг стал местом, где он впервые почувствовал себя свободным. Юноша слушал лекции по философии, изучал драматургию и увлекся театром. Интересы Сомерсета касались творчества Ибсена, Шопенгауэра, Гете, Вагнера, Спинозы, Верлена и Данте.

Сомерсет Моэм в молодости

В Великобританию Моэм вернулся в 18 лет. Он обладал достаточным уровнем образования для выбора будущей профессии. Дядя направлял его на путь священнослужителя, но Сомерсет предпочел отправиться в Лондон, где с 1892 года стал студентом медицинской школы у больницы Святого Томаса.

Литература

Изучение медицинского дела и врачебная практика сделали из Сомерсета не только дипломированного врача, но и человека, видевшего людей насквозь. Медицина наложила отпечаток на стиль писателя. Он редко использовал метафоры и гиперболы.

Писатель Сомерсет Моэм

Первые шаги в литературе были слабыми, так как среди знакомых Моэма не было людей, способных направить его на верный путь. Он занимался переводом произведений Ибсена, чтобы изучить технику создания драматургии, писал рассказы. В 1897 на свет появился первый роман «Лиза из Ламбета».

Анализируя произведения Филдинга, Достоевского, Диккенса, Флобера, писатель также ориентировался на тенденции, актуальные современности. Он много и плодотворно работал, постепенно став одним из самых читаемых авторов. Его книги быстро продавались, принося писателю доход.

Сомерсет Моэм

Моэм изучал людей, используя в творчестве их судьбы и характеры. Он верил, что самое интересное таится в повседневном. Это подтверждал роман «Лиза из Ламбета», в котором ощущалось влияние творчества Эмиля Золя.

В романе «Миссис Крэддок» просматривалось увлечение автора прозой Ги де Мопассана. Он впервые задавался вопросами о жизни и любви. Пьесы Моэма сделали его обеспеченным человеком. Премьера «Леди Фредерик», состоявшаяся в 1907 году, утвердила его в статусе драматурга.

Книги Сомерсета Моэма

Моэм придерживался традиций, воспеваемых театром Реставрации. Авторитетными для него были комедии Оскара Уайльда. Пьесы Моэма разделяются на комические, где озвучиваются идеи, схожие с размышлениями Бернарда Шоу, и драматические, отражающие социальные проблемы.

В творчестве Моэма нашел отражение опыт участия в Первой и Второй мировых войнах. Свое видение автор отражал в произведениях «За боевые заслуги», «На острие бритвы». В военные годы Моэм побывал в автосанитарной части во Франции, в разведке, работавшей в Швейцарии и в России. В финале он оказался в Шотландии, где лечился от туберкулеза.

Сомерсет Моэм

Писатель много путешествовал, побывал в разных странах Европы и Азии, в Африке и на островах в Тихом океане. Это обогащало его внутренний мир и давало впечатления, которые он использовал в творчестве. Жизнь Сомерсета Моэма была насыщенна событиями и интересными фактами.

В произведениях автора заметен реализм и пессимистические настроения. В них есть трагизм, связанный с суровостью окружающего мира и существованием героев в социальных условиях, глубокие драматические конфликты.

Писатель Сомерсет Моэм

«Бремя страстей человеческих» и автобиографическое произведение «О человеческом рабстве» – романы, в которых соединены эти категории. В романе «Луна и грош» Моэм рассуждает о трагедии художника, в «Цветном покрове» – об участи ученого, а в «Театре» – о буднях актрисы.

Новеллы и рассказы Сомерсета Моэма отличаются острыми сюжетами и психологизмом. Автор держит читателя в напряжении и использует прием неожиданности. Присутствие авторского «я» в произведениях – их традиционная черта.

Личная жизнь

Критики и биографы обсуждали неоднозначность персоны Моэма. Его первые биографы отзывались о писателе как о человеке со скверным характером, цинике и женоненавистнике, неспособном воспринимать критику. Умный, ироничный и трудолюбивый писатель целенаправленно прокладывал себе путь к литературным вершинам.

Он ориентировался не на интеллектуалов и эстетов, а на тех, для кого его произведения были актуальными. Моэм запретил освещать личную корреспонденцию после его смерти. Запрет был снят в 2009 году. Это сделало некоторые нюансы его жизни более понятными.

Сомерсет Моэм и Сью Джоунз

В жизни писателя были две женщины. Он очень любил Этельвину Джоунз, известную под именем Сью Джоунз. Ее образ использован в романе «Пироги и пиво». Дочь популярного драматурга, Этельвина была успешной 23-летней актрисой на момент знакомства с Моэмом. Она только что развелась с мужем и быстро сдалась под гнетом ухаживаний писателя.

Мисс Джоунз славилась легким нравом и доступностью. Моэм не считал это порочным. Поначалу он не планировал свадьбу, но вскоре сменил решение. На предложение руки и сердца писатель получил отказ. Девушка была беременна от другого.

Сомерсет Моэм и его жена Сири Могам

Сомерсет Моэм женился на Сири Могам, дочери мецената, известного благотворительной деятельностью. Сири успела побывать в браке. В 22 года она вышла замуж за Генри Уэллкама, которому было 48 лет. Мужчина был владельцем фармакологической корпорации.

Семья быстро распалась из-за измены жены с владельцем сети лондонских универмагов. Моэм познакомился с девушкой в 1911 году. В их союзе родилась дочь Элизабет. На тот момент Сири была не разведена с Уэллкамом. Связь с Моэмом оказалась скандальной. Девушка предприняла попытку самоубийства из-за притязаний бывшего мужа на развод.

Читайте также:
Джоан Роулинг, биография, история жизни, произведения

Сомерсет Моэм и Элизабет Моэм

Моэм поступил как джентльмен и женился на Сири, хотя чувства к ней быстро пропали. Вскоре супруги стали жить отдельно. В 1929 году состоялся их официальный развод. Сегодня ни для кого не является секретом бисексуальность Моэма, которую не подтверждают, но и не опровергают его биографы.

Союз с Джеральдом Хэкстоном подтверждал увлечения писателя. Сомерсету Моэму было 40, а его спутнику – 22 года. В течение 30 лет Хэкстон сопровождал Моэма в качестве секретаря в путешествиях. Он пил, увлекался азартными играми и тратил деньги Моэма.

Сомерсет Моэм и Джеральд Хэкстон

Знакомых Хэкстона писатель использовал в качестве прототипов для своих произведений. Известно, что Джеральд даже подыскивал новых партнеров для Моэма. Одним из таких мужчин стал Дейвид Познер.

Семнадцатилетний юноша познакомился с Моэмом в 1943 году, когда тому было 69 лет. Хэкстон умер от отека легких, и его сменил Алан Сирл, поклонник и новый любовник писателя. В 1962 году Моэм официально усыновил своего секретаря, лишив дочь Элизабет прав на наследство. Но дочь сумела отстоять законные права, и суд признал усыновление недействительным.

Смерть

Сомерсет Моэм скончался от пневмонии на 92 году жизни. Это произошло 15 декабря 1965 года в провинциальном французском городке Сен-Жан-Кап-Ферра, неподалеку от Ниццы. Вопреки французским законам пациента, умершего в стенах больницы, не подвергли вскрытию, а перевезли домой и на следующий день сделали официальное заявление о смерти.

Родственники и друзья писателя заявили, что он нашел последнее пристанище на любимой вилле. У писателя нет захоронения, так как была произведена кремация. Прах Моэма развеяли у стен библиотеки при Королевской школе в Кентербери. Это заведение носит его имя.

Библиография

  • 1897 – «Лиза из Ламбета»
  • 1901 – «Герой»
  • 1902 – «Миссис Крэддок»
  • 1904 – «Карусель»
  • 1908 – «Маг»
  • 1915 – «Бремя страстей человеческих»
  • 1919 – «Луна и грош»
  • 1922 – «На китайской ширме»
  • 1925 – «Узорный покров»
  • 1930 – «Пироги и пиво, или Скелет в шкафу»
  • 1931 – «Шесть рассказов, написанных от первого лица»
  • 1937 – «Театр»
  • 1939 – «Рождественские каникулы»
  • 1944 – «Острие бритвы»
  • 1948 – «Каталина»

Цитаты

Цитаты, афоризмы и высказывания остроумного Моэма актуальны сегодня. Они комментируют жизненные ситуации, восприятие людей, авторскую позицию и его отношение к собственному творчеству.

«Перед тем, как писать новый роман, я всегда перечитываю «Кандида», чтобы потом бессознательно равняться по этому эталону ясности, грации и остроумия».

«Я вообще не ходил бы смотреть свои пьесы, ни в вечер премьеры, ни в какой другой вечер, если бы не считал нужным проверять их действие на публику, чтобы на этом учиться, как их писать».

«Умирать — ужасно скучное и тягостное занятие. Мой вам совет: избегайте чего-либо подобного».

«Забавно в жизни вот что: если вы отказываетесь принимать любые вещи, кроме самых лучших, то очень часто именно их и получаете».

Уильям Сомерсет Моэм

Фото Все

Сомерсет Моэм — биография

Уильям Сомерсет Моэм — английский драматург, новеллист, эссеист, один из самых преуспевающих прозаиков 1930-х годов. Агент британской разведки.

Английский писатель Уильям Сомерсет Моэм владел безукоризненными манерами и был великолепным рассказчиком.

Детство

Уильям Сомерсет Моэм родился 25 января 1874 года в британской резиденции посольства в Париже. Место для родов было выбрано не случайно. Его отец, Роберт Ормонд Моэм, служил в посольстве юрисконсультантом и прекрасно разбирался в законах. Он знал, что посольство считается частью английского государства, а значит ребёнок, рожденный на его территории, является гражданином Великобритании. Так родители оградили Уильяма от обязательной по французским законам мобилизации в случае войны.

Сомерсет Моэм в детстве

Моэм рано лишился родителей. Мать, Эдит Мэри Моэм, умерла от туберкулёза, когда Уильяму было 8 лет, отец умер спустя два года от рака желудка. Ребёнка отправили к родственникам в английский город Уистабл в графстве Кент. Он плохо знал английский язык, к тому же от пережитого стресса стал заикаться, поэтому заводить новые знакомства было сложно. Моэм стал сторониться людей и много времени проводить за чтением.

Образование

Воспитанием Уильяма занимался его дядя, Генри Моэм, служивший викарием в одной из церквей Уистабла. Он определил мальчика на обучение в Королевскую школу при монастыре в Кентербери. Моэму не удалось закончить среднюю школу – у него проявились первые симптомы туберкулеза. Было решено ехать на юг Франции восстанавливать здоровье. Вскоре Уильям упросил дядю отпустить его в Германию, где стал вольным слушателем Гейдельбергского университета. Он слушал лекции по литературе и философии, смотрел постановки пьес Ибсена, заслушивался Вагнером, попробовал писать и создал, в итоге, своё первое произведение – биографию Джакомо Мейербера. Но его сочинение не было издано, а рукопись сожжена (начинающего писателя очень расстроил отказ издателя печатать его опус).

Сомерсет Моэм в молодости

В 1882 году Моэма убедили пойти учиться в медицинскую школу при больнице святого Томаса в Лондоне. Там, начиная с третьего курса, студентов обязывали проходить практику в качестве акушеров и фельдшеров в беднейших кварталах Лондона. Моэм устроился работать в больницу Ламберта. Хотя душа у него не лежала к медицине, эта работа дала возможность увидеть жизнь без прикрас. Опыт медика подтолкнул Моэма к созданию первого романа «Лиза из Ламбета» (1897 год) и первой пьесы «Леди Фредерик» (1903 год). Попав на сцену в 1907 году, пьеса сразу же приобрела огромный успех. А несколько месяцев спустя в театрах Лондона были поставлены ещё три пьесы Моэма: «Исследователь», «Миссис Дот» и «Джек Строу».

Первая мировая война

В начале войны Моэм, воспользовавшись своим знакомством с Черчиллем, добился назначения переводчиком в санитарную часть во Франции и около года находился на фронте. Потом, находясь уже в Италии, он привлёк внимание секретной разведывательной службы Великобритании, которая предложила ему сотрудничество в разведке. Его отправили в Россию с тем, чтобы развить деятельность, которая предотвратила бы выход России из войны.

Сомерсет Моэм

Находясь в Петрограде, он постоянно виделся с Александром Керенским, Борисом Савенковым и другими влиятельными деятелями. Моэм, который обожал русских классиков, на первых порах испытывал очень большую симпатию к окружавшим его русским. Когда задание сорвалось в связи с грянувшей Октябрьской революцией, пришлось спешно покидать страну. Мнение о русских изменилось.

Творчество

Находясь под влиянием творчества Эмиля Золя и Ги де Мопассана, Моэм стремился писать «с натуры». Свой неудачный опыт разведчика он использовал для сборника рассказов «Ашенден, или Британский агент», опубликованном в 1928 году.

Читайте также:
Михаил Булгаков, биография, факты, произведения

Книга «Ашенден, или Британский агент»

Одиссея военного времени сказалась на здоровье писателя. Он заболел туберкулёзом и вынужден был провести полгода в шотландском санатории. Оправившись, Моэм устремился за свежими впечатлениями в путешествие по Азиатским странам. Набранный в поездке материал вошёл в книгу «На китайской ширме» и два сборника новелл.

Работу над пьесами Моэм продолжал и во время войны. В 1915 году в Риме он написал пьесу «Сливки общества», в Женеве в том же году – «Недоступную». В 1918 году была создана «Жена Цезаря», в 1919 году – «Домашний очаг и жена-красавица» и, наконец, «Круг» (1921 год) – лучшая из его пьес. Последним произведением для сцены должен был стать «Шеппи» (1933 год), о чем Моэм оповестил публику ещё перед спектаклем «За боевые заслуги» (1932 год). Но автор не сдержал слова и написал ещё.

Успехом пользовались не только пьесы, но и романы писателя – «Бремя страстей человеческих» (1915 год), «Луна и грош» (1919 год), «Пироги и пиво» (1930 год). К началу 40-х годов Моэм стал одним из самых знаменитых и состоятельных писателей Англии. Он никогда не говорил, что гонорары имеют для него первостепенное значение, для него важнее было творить и выражать свои мысли в художественных образах. Его шикарная вилла в Кап-Ферра на Французской Ривьере стала своего рода литературной гостиной. Среди гостей писателя бывали герцог и герцогиня Винзорские, Уинстон Черчилль, Герберт Уэльс, Жан Кокто, Томас Элиот, Редьярд Киплинг, Вирджиния Вулф.

Сомерсет Моэм в творческом процессе

Путешествия всегда играли важную роль в жизни Сомерсета Моэма. В них он находил вдохновение, отдыхал от мирской суеты и раскрывал новые грани своего таланта. Так во время второй мировой войны он оказался в США. Там он много работал над сценариями для Голливуда, бесконечно внося в них поправки. Параллельно писался роман «На остриё бритвы», который был завершён в 1944 году.

К концу 40-х Моэм «устал говорить полуправду». Он понял, что изображение человеческих характеров в романе или повести получается сложнее и полнокровнее, и сама жизнь представляется объёмней. Моэм больше не хотел облегчать ситуации и чего-то недоговаривать. Если в начале творческой биографии он стремился к известности любой ценой, то со временем он стал равнодушнее к успеху, зато требовательнее к мысли. После 1948 года Моэм окончательно отказался от драматургии и художественной прозы, трудился только над эссе на «приземленные» темы. Последними опубликованными работами при жизни Моэма стали заметки с элементами автобиографии «Взгляд в прошлое», напечатанные в 1962 году в лондонском еженедельнике «Sunday Express».

Личная жизнь

Личная жизнь Сомерсета Моэма была чередой тайн и любовных похождений.

Первый сексуальный опыт 16-летний Уильям получил Гейдельберге. Его партнером стал блестящий выпускник Кембриджского университета 26-летний Эллингэм Брукс. Однако в дальнейшем у Моэма были любовные связи со многими женщинами, причём с незаурядными.

В мае 1917 года Моэм женился на Сири Барнардо, модном дизайнере интерьеров. В их союзе родилась дочь Мэри Элизабет. Сири на самом деле любила Моэма, а он довольно скоро к ней охладел. Оставаясь в браке, супруги несколько лет жили отдельно, пока Сири не собралась духом и в 1929 году не подала на развод.

Многолетний роман Моэма с дочерью известного драматурга английской актрисой Этельвиной Джоунз чуть было не окончился очередной женитьбой. Поначалу он не планировал свадьбу, но после её длительных гастролей решился сделать предложение и получил отказ. Оказалось, что Джоунз беременна от другого мужчины, сына графа Энтрима. Возможно это была единственная женщина в жизни писателя, которую он по-настоящему любил. Он всегда называл ее Роузи и именно это имя носит героиня романа «Пироги и пиво».

Сомерсет Моэм с Джеральдом Хэкстоном

Путешествуя по Америке Моэм познакомился с Джеральдом Хэкстоном. Юноша стал постоянным спутником, личным секретарем и конечно любовником Моэма. Хэкстон много пил, отчаянно врал и проигрывал большие деньги, но пользовался неизменным покровительством и любовью писателя.

После смерти Хэкстона в 1944 году, скончавшегося от отека легких, Моэм нашёл нового секретаря. К моменту их знакомства Алан Сирл, приятный добрый молодой человек, уже имел некоторый опыт отношений с пожилыми мужчинами. В 1962 году Моэм попытался усыновить своего секретаря, лишив свою дочь права на наследование. Мэри Элизабет удалось завоевать своё место под солнцем. Суд признал её законной наследницей писателя.

Сомерсет Моэм и Алан Сирл

В конце жизни Моэм признался: «Моя самая большая ошибка заключалась в том, что я воображал себя на три четверти нормальным и только на четверть гомосексуалом, тогда как в действительности всё было наоборот».

В 2009 году в Великобритании была опубликована книга «Тайная жизнь Сомерсета Моэма». Её автор, писательница Селина Хастингс, в своей работе приоткрыла завесу над сложным характером знаменитости, говоря о частых депрессиях Сомерсета Моэма, обусловленных несчастливым детством и неудачным браком.

Смерть

Уильям Сомерсет Моэм скончался 15 декабря 1965 года в больнице Ниццы от пневмонии. Нарушая французский закон о необходимости вскрытия пациента, если он умирает в больнице, друзья перевезли тело Моэма на его виллу и лишь на следующий день официально объявили о смерти.

Прах писателя был развеян под стеной библиотеки при Королевской школе в Кентербери. Это заведение теперь носит его имя.

Произведения

  • «Лиза из Ламбета»
  • «Сотворение святого»
  • «Герой»
  • «Миссис Крэддок»
  • «Карусель»
  • «Фартук епископа»
  • «Покоритель Африки»
  • «Маг»
  • «Бремя страстей человеческих»
  • «Луна и грош»
  • «Узорный покров»
  • «Пироги и пиво, или Скелет в шкафу»
  • «Малый уголок»
  • «Театр»
  • «Вилла на холме»
  • «За час до рассвета»
  • «Острие бритвы»
  • «Тогда и теперь. Роман о Никколо Макиавелли»
  • «Каталина»
Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

С.Моэм: врач, разведчик, светский лев и один из самых читаемых авторов в мире, сделавший себя сам

В видео к посту: красивый фильм с музыкой аргентинского композитора Астора Пьяццоллы по рассказу С.Моэма «Жиголо и Жиголетта» с Екатериной Васильевой и Владимиром Васильевым в главных ролях. Всем рискуют любящие друг друга герои фильма, исполняя сложный и опасный трюк, чтобы заработать на жизнь. Фильм идёт чуть меньше 40 минут.

Читайте также:
Вадим Зеланд - отзывы, мнение, рейтинг

25 января исполняется 147 лет английскому писателю-прозаику и драматургу Сомерсету Моэму (1874-1965). Интересная судьба и, на мой взгляд, прекрасная литература.

Уильям Сомерсет Моэм (англ. William Somerset Maugham) родился в 1874 году на территории британского посольства в Париже, где его отец работал юристом. Рождение не в специализированном госпитале, а на территории посольства было не случайностью, а продуманным шагом Роберта Моэма, происходившего из династии адвокатов. Дело в том, что в то время все мальчики, рождённые во Франции, достигнув совершеннолетия, призывались в армию и должны были участвовать в военных действиях против Англии. Конечно, Роберт Моэм не мог допустить, чтобы его сын воевал против родины своих предков, и рождение в стенах британского посольства спасло его от этого, так как обеспечивало ему гражданство Великобритании.

По естественным причинам, в детстве Моэм лучше владел французским языком, нежели родным английским. Маленький Уильям много времени проводил с матерью и был очень привязан к ней. Но когда мальчику было 8 лет, мать скончалась от туберкулёза, и это стало для него сильнейшим потрясением и стрессом, из-за которого у Сомерсета возник дефект речи – заикание, от которого он не мог избавиться всю жизнь. Через два года из-за окнкологического заболевания скончался отец, Роберт Моэм. К этому времени старшие браться Сомерсета были уже взрослыми и учились на юристов в Кембридже, а его отправили в Англию под опеку дяди священника, в доме которого и прошла его юность – в небольшом городке Уитстабле, расположенном неподалёку от Кентербери. Увы, эти годы были не самыми счастливыми для Сомерсета. Начать с того, что дядя, Генри Моэм, и его жена не испытывали особо тёплых чувств к новому родственнику. Ситуацию усугубляло то, что Сомерсет очень плохо говорил по-английски, и это заметно осложняло взаимопонимание внутри семьи. Нелегко Сомерсету приходилось и в общении со сверстниками: местные дети не принимали его да ещё высмеивали за плохой английский и заикание. Из-за всего этого ребёнок рос одиноким, замкнутым и застенчивым, у него почти не было друзей. Моэм учился в Королевской школе в Кентербери, и, как это часто бывает, единственной отдушиной для будущего писателя, стали книги.

В 15 лет Сомерсет уговорил дядю отпустить его в Германию для изучения немецкого языка. Там он поступил в Гейдельбергский университет, а также занялся любимым делом – изучением литературы и философии. Здесь молодой человек впервые почувствовал себя свободным. Юноша посещал научные лекции, изучал драматургию, увлёкся театром и с наслаждением изучал творчество Ибсена, Шопенгауэра, Гете, Вагнера, Спинозы, Верлена и Данте. Ещё одним увлечением Моэма стала медицина. А поскольку в те годы каждый уважающий себя европейский мужчина должен был иметь серьёзную профессию, в 1892 году Моэм, несмотря на стремление дяди направить его на путь священнослужителя, поступил в Лондонское медицинское училище и стал дипломированным хирургом и терапевтом.

Принято считать, что изучение медицинского дела и врачебная практика повлияли на писательский стиль Моэма. Как врач, он повидал всякое, а потому научился, что называется, видеть людей насквозь, и также приобрёл присущую врачам прямоту и даже, если хотите, цинизм, из-за чего его тексты были точными, в них редко использовались метафоры и гиперболы. Кстати, опыт работы в больнице святого Фомы в бедном районе Лондона нашёл отражение в его первом романе «Лиза из Ламбета», написанном в 1897 году.

В начале Первой мировой войны Моэм служил в Британском Красном Кресте, а затем был завербован британской разведкой МИ-5 и на протяжении года выполнял задания в Швейцарии. В 1917 году под видом американского корреспондента он прибыл с секретным заданием в российский Петроград, где задачей Сомерсета было не допустить выхода России из войны. И хотя миссия была провалена, Моэм был доволен поездкой: он влюбился в этот город и открыл для себя творчество Достоевского, Толстого, Чехова и даже начал учить русский язык, чтобы читать их произведения в оригинале. Об этом периоде жизни Моэм написал новеллы, вошедшие в сборник 1928 года «Эшенден, или Британский агент». Также по окончании войны свет увидели одни из самых известных романов писателя – «Бремя страстей человеческих», «Луна и грош», «Пряники и эль», «Остриё бритвы».

В период между войнами Сомерсет Моэм много работал, написал множество романов, новелл, пьес, очерков, эссе. В те годы Моэм был самым успешным английским писателем. На его вилле на Французской Ривьере часто собирались именитые литераторы, среди гостей Сомерсета Моэма были Герберт Уэллс и Уинстон Черчилль.

Вторая мировая война застала Моэма во Франции, и задачей писателя было отслеживать настроения французов и писать вдохновляющие статьи о том, что страна не сдаст свои военные позиции. После поражения Франции Сомерсет Моэм вынужден был уехать в США, где прожил до окончания войны, работая над написанием сценариев для Голливуда. Когда всё закончилось, писатель вернулся домой.

В 1947 году была утверждена “Премия Сомерсета Моэма”, которую вручали лучшим английским писателям, не достигшим 35 лет. В 1952 году Моэму присвоили докторскую степень в области литературы.

Думаю, я не встречу противников, если назову Сомерсета Моэма, одного из самых читаемых авторов мировой литературы, гениальным. Он неподражаем, его просто надо читать и получать удовольствие. Он оставил нам более 70 произведений и 30 пьес, многие из которых были великолепно экранизированы. В нашей стране одним из любимейших у российских зрителей остаётся снятый в 1978 году фильм «Театр» с Вией Артмане Иваром Калныньшем в главных ролях.

Творчество Моэма

Поскольку у Сомерсета Моэма не было учителей, которые направляли бы его в писательском творчестве, этот путь он прокладывал себе сам. Чтобы изучить технику создания драматургии, он занимался переводом произведений Ибсена, писал рассказы. В качестве эталона он анализировал произведения Филдинга, Достоевского, Диккенса, Флобера, но одновременно ориентировался на актуальные тенденции своего времени. Писатель работал он три-четыре часа по утрам, выполняя назначенную самому себе норму в 1000—1500 слов и при этом всегда ставил письменный стол напротив глухой стены, чтобы ничто не отвлекало от работы. Образованный, талантливый, трудолюбивый, Моэм постепенно стал одним из самых читаемых авторов. Его книги прекрасно продавались и приносили писателю хороший доход. По словам Моэма, после обретения мировой славы он продолжал писать «не ради денег, а для того, чтобы избавиться от преследующих его воображение замыслов, характеров, типов, но при этом отнюдь не возражал, если творчество обеспечивало ему, помимо прочего, ещё и возможность писать то, что он хочет, и быть самому себе хозяином».

Читайте также:
Джордж Оруэлл, биография, история жизни, факты.

Моэм верил, что самое интересное таится в повседневном, и потому изучал людей, а затем использовал в своих произведениях увиденные судьбы и характеры. А уж повидал Моэм немало: он принимал участие в Первой и Второй мировых войнах, тогда же побывал в автосанитарной части во Франции, в разведке, работавшей в Швейцарии и в России; во время многочисленных путешествий в поисках острых ощущений и вдохновения писатель побывал в разных странах Европы и Азии, в Африке и на островах в Тихом океане; в финале он оказался в Шотландии, где лечился от туберкулёза.

Сомерсет Моэм скончался от пневмонии на 92 году жизни 15 декабря 1965 года в провинциальном французском городке Сен-Жан-Кап-Ферра, неподалёку от Ниццы. И хотя писатель умер в стенах больницы, вопреки французским законам, его не подвергли вскрытию, а перевезли домой и на следующий день сделали официальное заявление о смерти. Тело писателя было кремировано, а прах Моэма развеяли у стен библиотеки при Королевской школе в Кентербери. Теперь это заведение носит его имя.

Оценивая личные качества Сомерсета Моэма, биографы и критики высказывают самые разные суждения, но мне бы не хотелось останавливаться на этом, так же, как и вдаваться в подробности личной жизни писателя. Любопытно, что Моэм запретил освещать его личную корреспонденцию после его смерти. Запрет был снят лишь в 2009 году, благодаря чему некоторые нюансы жизни писателя стали более понятными. Впрочем, любопытствующие легко найдут эти истории.

А я предлагаю посмотреть красивый художественный фильм «Жиголо и Жиголетта» (1980) по мотивам одноимённого рассказа С.Моэма. Действие фильма происходит в 30-е годы прошлого столетия. Сид Котмен с восемнадцати лет был танцором-жиголо в ресторане отеля. Он был очень хорош собой, поэтому пожилые дамы охотно платили за то, чтобы потанцевать с ним. Стелла, приехавшая из Австралии, где прославилась своими прыжками в воду, была ангажирована на танцы в этом же отеле. Когда оркестр начинал играть, они танцевали вдвоём, чтобы увлечь публику своим примером. Но часто никто не соблазнялся, и они оставались танцевали вдвоём. И вот Сид придумывает трюк, чтобы привлечь клиентов и заработать: он поджигает воду маленького бассейна, в который с головокружительной высоты прыгает Стелла.

Роли главных героев исполнили блистательные артисты балета Екатерина Максимова (Стелла) и Владимир Васильев (Сид Котмен), который также является балетмейстером-постановщиком. В фильме использована музыка аргентинского композитора Астора Пьяццоллы.

Сомерсет Моэм и его тайная жизнь

В Великобритании опубликована новая биография Сомерсета Моэма. Ее автор, писательница Селина Хастингс, стала первым биографом Моэма, получившим разрешение Королевского литературного фонда ознакомиться с частной корреспонденцией писателя, которую Моэм распорядился никогда не публиковать.

В 1955 году, когда Сомерсету Моэму шел 82-ой год, в одном из интервью его спросили, хочет ли он, чтобы его биография была опубликована в Англии. Моэм, не задумываясь, отверг эту идею. “Жизни современных писателей, – сказал он, – сами по себе не представляют никакого интереса. Что касается моей жизни, то она просто скучна, и я не хочу ассоциироваться со скукой”.

Написанная Селиной Хастингс “Тайная жизнь Сомерсета Моэма” опровергает это утверждение, доказывая, что жизнь Моэма была чередой захватывающих приключений, тайн и любовных похождений. На протяжении шестидесятилетней литературной карьеры Моэм много путешествовал по экзотическим странам Азии, бывал в Океании, работал в британской разведке и со шпионской миссией посещал Россию в разгар Февральской революции. И при этом не переставал писать. Он автор 21 романа и более ста рассказов, десятки его пьес доминировали на театральных сценах Лондона и Нью-Йорка в начале прошлого века. Он был светским львом и вращался в артистическом и светском бомонде Лондона, Парижа и Нью-Йорка. Среди его друзей, которых он принимал на своей вилле “Мореск” на французской Ривьере, – Уинстон Черчилль, Герберт Уэллс, Жан Кокто, Ноэль Кауард. Казалось, что жизнь Моэма проходила в гламурной обстановке невероятного литературного успеха, у него была репутация едва ли самого значительного писателя своего времени. Однако Селина Хастингс в своей новой биографии Моэма приоткрывает завесу над его сложным характером, частыми депрессиями – результатом несчастливого детства и неудачного брака. Над трагическим и шокирующим финалом его жизни, когда он стал жертвой психического расстройства. “Тайная жизнь Сомерсета Моэма” обречена стать бестселлером, поскольку ее герой до сих пор остается одним из самых популярных и читаемых писателей во всем мире, в том числе и в России. Селина Хастингс стала первым биографом Моэма, получившим доступ к его частной переписке, которую он запретил публиковать. Удалось ли узнать из нее что-то новое о Моэме? На вопросы обозревателя РС ответила сама Селина Хастингс:

– Я получила очень много новой информации. Например, прочла письма, которые он писал в молодости, когда изучал медицину в лондонской больнице Святого Фомы. Письма были адресованы его очень близкому другу художнику Джералду Келли. В них содержалось, в частности, детальное описание его романа с очаровательной молодой актрисой. Были письма, в которых описывалось, как Моэм был вынужден жениться на женщине, которую не любил. Всё это, а также круг его чтения, мнения о друзьях, с которыми он встречался, содержалось в письмах, адресованных Келли.

– Кристофер Ишервуд сравнил Сомерсета Моэма со старым чемоданом, обклеенным многочисленными наклейками отелей, и заметил, что никто не знает, что на самом деле находится внутри чемодана. Что же там находится, на ваш взгляд?

– То, что Моэм пытался скрыть: очень страстный, очень ранимый, очень эмоциональный человек. Себя он демонстрировал миру совсем другим: циником, для которого не было ничего святого. И это более чем далеко от правды. Он был нравственным, храбрым человеком и истинным реалистом. Ничто в человеческой натуре не могло его удивить. Его постоянно критиковали за мнимый цинизм, но причиной этого были его произведения. Он не игнорировал низменные стороны человеческой натуры и демонстрировал их главным образом в своих пьесах. В те времена людей это шокировало, и они предпочитали называть это цинизмом, а не реализмом.

– В своих автобиографических заметках “Подводя итоги” Моэм невысоко оценил свой писательский талант. Каково, на ваш взгляд, его место в английской литературе?

Читайте также:
Теренс Дэвид Джон Пратчетт (Terence David John Pratchett) - отзывы, мнение, рейтинг

– Сам он назвал себя лучшим из второстепенных писателей. Когда я называю его реалистом, то считаю это огромным достоинством. В его время у него была репутация намного более высокая, поскольку тогда он был феноменально популярен. В театрах шли десятки его пьес – намного больше, чем у любого другого драматурга, его романы выходили огромными тиражами, их переводили на иностранные языки чаще, чем книги других писателей того времени. Тогда не только в Англии, но и во Франции, и в Америке многие литературные критики считали его великим писателем. Не думаю, что он был им, и не думаю, что он сам считал себя таковым. Моэма читали не только любители литературы, но и люди, которые обычно ничего не читали, кто никогда не посещал ни книжных магазинов, ни библиотек. Они покупали журналы с его рассказами и его книги на вокзалах. У него был намного более обширный круг читателей, чем у большинства писателей.

– Как вы полагаете, в каком из романов Моэма с наибольшей силой отразилась его личность?

– Бесспорно, это “Бремя страстей человеческих” – самый значительный его автобиографический роман. Моэм – основной персонаж этой книги. В нем он изобразил себя практически без каких-либо прикрас.

– В одной из рецензий на вашу книгу говорится, что Моэм был не столько творцом, сколько наблюдателем. Согласны ли вы с этим?

– Согласна. Думаю, что у Моэма было очень незначительное творческое воображение – он сам об этом говорил. Для работы ему необходим был жизненный материал, реальные жизненные истории, которые он использовал в книгах и рассказах. Значительную часть своей жизни он провел в путешествиях по миру, поскольку ему постоянно требовался свежий материал.

– А как бы вы охарактеризовали его политические убеждения?

– Он был умеренным социалистом – в отличие от своего брата, лорда-канцлера, который принадлежал к крайне правому крылу консервативной партии. Частично это объясняется тем, что молодым человеком он провел пять лет в больнице в Ламбете, одном из самых бедных трущобных районов Лондона, где работал врачом. Убеждения Моэма всегда были левоцентристскими, и он никогда не изменял им.

– Но ведь Моэм выполнял шпионские задания консервативного правительства, в частности, в России. Был ли он шпионом в полном смысле слова?

– Был, он служил в британской разведке. Его миссия в России включала помощь Александру Керенскому – главе Временного правительства. Британия тогда была крайне заинтересована в том, чтобы Россия продолжила войну, и хотела поддержать его, в том числе и финансами. Британское правительство пыталось предотвратить приход к власти большевиков и сохранить Россию в качестве союзника в войне. У Моэма были неоднозначные мотивы для работы в разведке. Во время войны он ощущал себя патриотом, хотя до войны очень критически относился к собственной стране. После объявления войны он заявил, что сейчас единственное, что имеет значение – это спасение родины. Кроме того, Моэма очень интриговала сама профессия секретного агента. Он всегда хотел скрытно оказывать влияние, прячась за сценой, тайно дергать за нити других людей. Он любил больше слушать, чем говорить, любил провоцировать людей на откровения, что очень полезно в работе шпиона. Моэм восхищался русской литературой, изучал русский язык, говорил по-русски и очень любил посещать Россию. По всем этим трем причинам служба в разведке открывала для него очень интересные перспективы.

Вы пишете, что секс был одним из хобби Моэма. Какую роль играл секс в его жизни?

– В физиологическом смысле он был гиперсексуален, как, впрочем, многие творческие личности. Кроме того, секс для него был одним из способов сближения с людьми. Но проблема состояла еще и в том, что его считали холодным, непривлекательным человеком, что было неправдой, но в этом проявлялась его манера поведения. С помощью секса он мгновенно преодолевал это расхожее представление. Моэм был бисексуалом. Однако с возрастом его гомосексуализм стал превалировать. У него было немало романов с женщинами, он любил их. И если бы женился на своей любимой – актрисе Сью Джонс, с которой у него был длительный роман, этот брак мог бы стать для него счастливым, потому что она очень снисходительно относилась к его гомосексуальным связям.

Моэм был влюблен в Джералда Хэкстона, с которым у него сложилась очень длительная связь. Хэкстон был американцем и на двадцать лет младше него. Очаровательный молодой человек, однако очень беспутный – пьяница, страстный игрок с неуправляемым и опасным характером. Одной стороне личности Моэма это нравилось. Другая его сторона была очень разборчива и моралистична. Но Моэма всегда притягивали мошенники, плуты, негодяи и разного рода мелкое жульё – он находил их привлекательными.

– Можно ли назвать Моэма английским джентльменом?

– Он очень хотел бы, чтобы его так называли, да и считал себя им. Однако, думаю, что Моэм был слишком для этого неоднозначен, слишком многое ему приходилось в себе подавлять. В глубине души он был бунтарем, хотя внешне казался английским джентльменом – безукоризненный костюм-тройка, монокль и прочее, но натура у него была слишком мятежная.

– Почему Моэм, в конце концов, предпочел жить во Франции?

– Он женился в 1917 году и не мог добиться развода до 1928 года. Как только развелся, он тотчас уехал из Англии, в которой ему было трудно жить по многим причинам. Из всех стран Европы в Британии были самые жесткие законы против гомосексуализма. Он купил прекрасную виллу на мысе Ферра на французской Ривьере и превратил ее в роскошное жилище. Это полностью соответствовало вкусам и натуре Моэма. Там он наслаждался в обществе своих знаменитых гостей, жил там в фешенебельной обстановке – с тринадцатью слугами, высокой кухней, плавательным бассейном, коктейлями и всем прочим. Тем не менее, он был человеком в высшей степени дисциплинированным и ежедневно в девять утра поднимался в свой крошечный кабинет под крышей, где садился за письменный стол и не выходил оттуда до ланча в час дня. Он даже заделал окно в кабинете, чтобы прекрасный вид на Средиземное море его не отвлекал. Этого распорядка он ежедневно придерживался в течение сорока лет.

Изменилось ли ваше мнение о Моэме после работы над его биографией?

– Во многом. До написания книги я представляла его в образе этакого крокодила с мыса Ферра. Сейчас же нахожу необычайно интересным и заслуживающим сочувствия. Это человек трудный, но интересный, и теперь я отношусь к нему с симпатией.

Читайте также:
Эрих Мария Ремарк (Erich Maria Remarque) - отзывы, мнение, рейтинг

– Насколько популярен Моэм сейчас в Англии и других странах?

– Очень популярен. Его книги постоянно публикуются, его пьесы часто ставятся в Британии, а временами и в Америке. Он невероятно популярен во Франции и Германии. Совсем недавно по его роману “Узорный покров” в Голливуде снят фильм с Эдвардом Нортоном и Наоми Уоттс в главных ролях. Ранее был экранизирован другой его роман – в оригинале он называется “Театр”, а в фильме получил название “Быть Джулией”. Появляются адаптации его пьес на телевидении, растут тиражи книг. Его продолжают читать.

– Джон Китс говорил, что жизнь писателя – это аллегория, которая обладает дополнительным значением для других людей. Что можно сказать о жизни Моэма в этом смысле?

– На мой взгляд, важнейшая тема, проходящая через его жизнь и книги, – это сущностная важность свободы для человека и художника. С неослабеваемой силой он писал о людях, оказавшихся в ловушке брака или в другой сходной ситуации. Он не уставал доказывать, насколько это разрушительно для человеческого духа. Это справедливо и для его собственной жизни. Он оказался в ловушке своего ужасного брака и был в западне существовавших в то время в его стране законов о гомосексуализме. Надо отдать ему должное: он всегда боролся за свою свободу. Думаю, что именно это можно назвать аллегорией его жизни.

Смотреть комментарии (11)

Форум закрыт, но Вы можете продолжить обсуждение на Facebook-странице Радио Свобода

Сомерсет Моэм – биография, новости, личная жизнь

Сомерсет Моэм

Уильям Сомерсет Моэм (англ. William Somerset Maugham, родился 25 января 1874, Париж – 16 декабря 1965, Ницца) – британский писатель, один из самых преуспевающих прозаиков 1930-х годов, автор 78 книг, агент британской разведки.

Сомерсет Моэм родился 25 января 1874 года в Париже, в семье юриста британского посольства во Франции.

Родители специально подготовили роды на территории посольства, чтобы ребёнок имел законные основания говорить, что родился на территории Великобритании: ожидалось принятие закона, по которому все дети, родившиеся на французской территории, автоматически становились французскими гражданами и, таким образом, по достижении совершеннолетия подлежали отправке на фронт в случае войны.

Его дед, Роберт Моэм, был в своё время известным адвокатом, одним из соорганизаторов Английского правового общества. И дед, и отец Уильяма Моэма предрекали тому свою судьбу адвоката. И хотя сам Уильям Моэм не стал адвокатом, его старший брат Фредерик, впоследствии виконт Моэм, был доволен юридической карьерой и служил в должности лорда-канцлера (1938-1939).

В детстве Моэм говорил только по-французски, английский освоил лишь после того как в 10 лет осиротел (мать умерла от чахотки в феврале 1882 года, отец (Роберт Ормонд Моэм) умер от рака желудка в июне 1884 года) и был отослан к родственникам в английский город Уитстебл в графстве Кент, в шести милях от Кентербери.

По приезде в Англию Моэм начал заикаться – это сохранилось на всю жизнь.

«Я был мал ростом; вынослив, но не силен физически; я заикался, был застенчив и слаб здоровьем. У меня не было склонности к спорту, который занимает столь важное место в жизни англичан; и – то ли по одной из этих причин, то ли от рождения – я инстинктивно сторонился людей, что мешало мне с ними сходиться», – рассказывал он.

Так как Уильям воспитывался в семье Генри Моэма, викария в Уитстебле, то он начал учёбу в Королевской школе в Кентербери. Затем изучал литературу и философию в Гейдельбергском университете – в Гейдельберге Моэм написал своё первое сочинение – биографию композитора Мейербера (когда оно было отвергнуто издателем, Моэм сжёг рукопись).

Затем поступил в медицинскую школу (1892) при больнице св. Фомы в Лондоне – этот опыт отражен в первом романе Моэма «Лиза из Ламбета» (1897). Первый успех на поприще литературы Моэму принесла пьеса «Леди Фредерик» (1907).

Во время первой мировой войны сотрудничал с МИ-5, в качестве агента британской разведки был послан в Россию с целью не дать ей выйти из войны. Прибыл туда на пароходе из США, во Владивосток. Находился в Петрограде с августа по ноябрь 1917 года, неоднократно встречался с Александром Керенским, Борисом Савинковым и другими политическими деятелями. Покинул Россию из-за провала своей миссии (Октябрьская революция) через Швецию.

Работа разведчика нашла отражение в сборнике из 14-ти новелл «Эшенден, или Британский агент» (1928, русские переводы – 1929 и 1992).

После войны Моэм продолжил успешную карьеру драматурга, написав пьесы «Круг» (1921), «Шеппи» (1933). Успехом пользовались и романы Моэма – «Бремя страстей человеческих» (19159) – практически автобиографический роман, «Луна и грош», «Пироги и пиво» (1930), «Театр» (1937), «Остриё бритвы» (1944).

В июле 1919 года Моэм в погоне за новыми впечатлениями отправляется в Китай, а позднее в Малайзию, – что дало ему материал для двух сборников рассказов.

Вилла в Кап-Ферра на Французской Ривьере была куплена Моэмом в 1928 году и стала одним из великих литературных и социальных салонов и домом писателя на всю оставшуюся жизнь. У писателя иногда гостили Уинстон Черчилль, Герберт Уэллс, изредка здесь были и советские писатели. Его творчество продолжало пополняться пьесами, рассказами, романами, очерками и путевыми книгами.

К 1940 году Сомерсет Моэм уже стал одним из самых известных и богатых писателей английской художественной литературы. Моэм не скрывал того факта, что пишет «не ради денег, а для того, чтобы избавиться от преследующих его воображение замыслов, характеров, типов, но, при этом, отнюдь не возражает, если творчество обеспечивает ему, помимо прочего, ещё и возможность писать то, что он хочет, и быть самому себе хозяином».

В 1944 году выходит роман Моэма «Остриё бритвы». Большую часть Второй мировой войны Моэм, которому уже было за шестьдесят, находился в США – сначала в Голливуде, где много работал над сценариями, внося в них поправки, а позже – на Юге.

В 1947 году писатель утвердил «Премию Сомерсета Моэма», которая присуждалась лучшим английским писателям в возрасте до тридцати пяти лет.

Читайте также:
Эрнст Юнгер - отзывы, мнение, рейтинг

Моэм отказался от путешествий, когда почувствовал, что они больше ничего не могут ему дать. «Дальше меняться мне было некуда. Спесь культуры слетела с меня. Я принимал мир таким, как он есть. Я научился терпимости. Я хотел свободы для себя и готов был предоставить её другим». После 1948 года Моэм оставил драматургию и художественную прозу, писал эссе, по преимуществу, на литературные темы.

Последняя прижизненная публикация творчества Моэма, автобиографические заметки «Взгляд в прошлое», печаталась осенью 1962 года на страницах лондонской «Санди экспресс».

Сомерсет Моэм скончался 15 декабря 1965 года на 92-м году жизни во французском городке Сен-Жан-Кап-Ферра, близ Ниццы, от пневмонии. По французским законам пациентов, умерших в больнице, полагалось подвергать вскрытию, но писателя отвезли домой, и 16 декабря официально сообщили, что он скончался дома, в своей вилле, которая и стала его последним пристанищем. Могилы как таковой у писателя нет, поскольку его прах был развеян под стеной Библиотеки Моэма, при Королевской школе в Кентербери.

Личная жизнь Сомерсета Моэма:

Не вытесняя своей бисексуальности, в мае 1917 года Моэм женился на декораторе Сири Велком, с которой у них родилась дочь Мэри Элизабет Моэм.

Брак не был удачным, в 1929 году пара развелась. В старости Сомерсет признался: «Моя самая большая ошибка заключалась в том, что я воображал себя на три четверти нормальным и только на четверть гомосексуалом, тогда как в действительности всё было наоборот».

Интересные факты про Сомерсета Моэма:

Моэм всегда ставил письменный стол напротив глухой стены, чтобы ничто не отвлекало от работы. Работал он три-четыре часа по утрам, выполняя назначенную самому себе норму в 1000-1500 слов.

Умирая, сказал: «Умирать – скучное и безотрадное дело. Мой вам совет – никогда этим не занимайтесь».

«Перед тем как писать новый роман, я всегда перечитываю «Кандида», чтобы потом бессознательно равняться по этому эталону ясности, грации и остроумия».

Моэм о книге «Бремя страстей человеческих»: «Книга моя – не автобиография, а автобиографический роман, где факты крепко перемешаны с вымыслом; чувства, в нём описанные, я пережил сам, но не все эпизоды происходили так, как о них рассказано, и взяты они частью не из моей жизни, а из жизни людей, хорошо мне знакомых».

«Я вообще не ходил бы смотреть свои пьесы, ни в вечер премьеры, ни в какой другой вечер, если бы не считал нужным проверять их действие на публику, чтобы на этом учиться, как их писать».

Романы Сомерсета Моэма:

«Лиза из Ламбета» (Liza of Lambeth)
«Сотворение святого» (The Making of a Saint)
«Герой» (The Hero)
«Миссис Крэддок» (Mrs Craddock)
«Карусель» (The Merry-go-round)
«Фартук епископа» (The Bishop’s Apron)
«Покоритель Африки» (The Explorer)
«Маг» (The Magician)
«Бремя страстей человеческих» (Of Human Bondage)
«Луна и грош» (The Moon and Sixpence)
«Узорный покров» (The Painted Veil)
«Пироги и пиво, или Скелет в шкафу»/«Сплошные прелести» (Cakes and Ale: or, the Skeleton in the Cupboard)
«Малый уголок» (The Narrow Corner)
«Театр» (Theatre)
«Рождественские каникулы», (Christmas Holiday)
«Вилла на холме» (Up at the Villa)
«За час до рассвета» The Hour Before Dawn)
«Острие бритвы» (The Razor’s Edge)
«Тогда и теперь. Роман о Никколо Макиавелли» (Then and Now)
«Каталина» (Catalina, 1948; рус. пер. 1988 – А. Афиногенова)

Сомерсет Моэм, биография, история жизни, факты.

Уильям Сомерсет Моэм — английский писатель, один из самых преуспевающих прозаиков 1930-х. годов, агент английской разведки.

Сомерсет Моэм родился в семье юриста британского посольства во Франции. Родители специально подготовили роды на территории посольства, чтобы ребенок имел законные основания говорить, что родился на территории Великобритании: ожидалось принятие закона, по которому все дети, родившиеся на французской территории, автоматически становились французскими гражданами и, таким образом, по достижении совершеннолетия подлежали отправке на фронт в случае войны.

В детстве Моэм говорил только по-французски, английский освоил лишь после того, как в 11 лет осиротел (мать умерла от чахотки в феврале 1882 г., отец умер от рака желудка в июне 1884), и был отослан к родственникам в английский город Уитстебл в графстве Кент, в шести милях от Кентербери. По приезде в Англию Моэм начал заикаться — это сохранилось на всю жизнь.

Так как Уильям воспитывался в семье Генри Моэма, викария в Уитстебле, то он начал учебу в Королевской школе в Кентербери. Затем изучал литературу и философию в Гейдельбергском университете — в Гейдельберге Моэм написал свое первое сочинение — биографию немецкого композитора Меербера (когда оно было отвергнуто издателем, Моэм сжег рукопись).

Затем поступил в медицинскую школу (1892) при больнице св. Фомы в Лондоне — этот опыт отражен в первом романе Моэма «Лиза из Ламбета» (1897). Первый успех на поприще литературы Моэму принесла пьеса «Леди Фредерик» (1907).

Во время первой мировой войны сотрудничал с МИ-5, в качестве агента британской разведки был послан в Россию. Работа разведчика нашла отражение в сборнике новелл «Эшенден, или Британский агент» (1928, русский перевод 1992).
В мае 1917 года Моэм женился на Сири Велком.

После войны Моэм продолжил успешную карьеру драматурга, написав пьесы «Круг» (1921), «Шеппи» (1933). Успехом пользовались и романы Моэма — «Бремя страстей человеческих» (1915; рус. пер. 1959) — практически автобиографический роман, «Луна и грош»(1919, рус. пер. 1927, 1960), «Пироги и пиво» (1930), «Остриё бритвы» (1944).

В июле 1919 года Моэм в погоне за новыми впечатлениями отправляется в Китай, а позднее в Малайзию, — что дало ему материал для двух сборников рассказов.

Моэм скончался 15 декабря 1965 года в больнице в Ницце от пневмонии. Но так как по французским законам пациентов, умерших в больнице, полагалось подвергать вскрытию, то его отвезли домой и только 16 декабря сообщили, что Сомерсет Моэм скончался дома, на вилле «Мореск», во французском городке Сен-Жан-Кап-Ферра близ Ниццы.

22 декабря его прах был погребен под стеной Библиотеки Моэма при Королевской школе в Кентербери

1897 — Лиза из Ламбета / Liza of Lambeth
1898 — Сотворение святого / The Making of a Saint
1901 — Герой / The Hero
1902 — Миссис Крэддок / Mrs Craddock
1904 — Карусель / The Merry-go-round
1906 — «Фартук епископа» / The Bishop’s Apron
1907 — Покоритель Африки / The Explorer
1908 — Маг / The Magician
1915 — Бремя страстей человеческих / Of Human Bondage
1919 — Луна и грош / The Moon and Sixpence
1925 — Узорный покров / The Painted Veil
1930 — Пироги и пиво, или Скелет в шкафу / Cakes and Ale: or, the Skeleton in the Cupboard
1932 — Тесный уголок / The Narrow Corner
1937 — Театр / Theatre
1939 — Рождественские каникулы / Christmas Holiday
1941 — Вилла на холме / Up at the Villa
1942 — За час до рассвета / The Hour Before Dawn
1944 — Острие бритвы
1946 — Тогда и теперь. Роман о Никколо Макиавелли / Then and Now
1948 — Каталина / Catalina

Читайте также:
Шерил Сэндберг, биография, история жизни, факты.

Сборники рассказов/ эссе

1899 — Ориентиры / Orientations
1921 — Трепет листа / The Trembling of a Leaf
1926 — Казуарина / The Casuarina Tree
1928 — Эшенден, или Британский агент / Ashenden, or the British Agent
1931 — Шесть рассказов, написанных от первого лица / First Person Singular
1933 — А Кинг / Ah King
1936 — Космополиты / Cosmopolitans — Very Short Stories
1940 — По тому же рецепту / The Mixture As Before
1947 — Игрушки судьбы / Creatures of Circumstance
1948 — Десять величайших романов человечества (Время и книги) / Great Novelists and Their Novels
1952 — Рассеянные мысли / The vagrant mood
1958 — Точки зрения (Время и книги) / Points of View

1903 — A Man of Honour
1907 — Леди Фредерик
1908 — Джек Строу
1908 — Миссис Дот
1908 — The Explorer
1909 — Пенелопа
1909 — Смит / Smith
1910 — The Tenth Man
1910 — Дворянство / Landed Gentry
1911 — Недосягаемая / The Unattainable
1911 — Хлеба и рыбы / Loaves and Fishes
1913 — Земля обетованная / The Land of Promise
1917 — Our Betters
1919 — Красотка и семья / Home and Beauty
1919 — Caesar’s Wife
1920 — The Unknown
1921 — Круг / The Circle
1922 — К востоку от Суэца / East of Suez
1926 — Верная жена / The Constant Wife
1927 — The Letter
1928 — The Sacred Flame
1930 — The Bread-Winner
1932 — За заслуги / For Services Rendered
1933 — Шеппи

Путевые заметки

1905 — The Land of the Blessed Virgin: Sketches and Impressions in Andalusia
1922 — На китайской ширме / On A Chinese Screen
1930 — The Gentleman In The Parlour: A Record of a Journey From Rangoon to Haiphong

1938 – Подводя итоги / The Summing Up
1949 Записные книжки / A Writer’s Notebook

• Моэм был практикующим бисексуалом. В старости он почти открыто признал: «Моя самая большая ошибка заключалась в том, что я воображал себя на три четверти нормальным и только на четверть гомосексуалом, тогда как в действительности все было наоборот».
• Первая сексуальная связь возникла у 16-летнего Моэма во время его учебы в Гейдельбергском университете. Его партнером стал 26-летний Эллингэм Брукс, привлекательный и состоятельный выпускник Кембриджского университета. После возвращения в Лондон Моэм не решался встречаться с гомосексуалистами, поскольку гомосексуальная связь являлась уголовным преступлением. Всего лишь пять лет назад Оскар Уайлд был посажен в тюрьму на два года за гомосексуализм. Поэтому уже во время учебы в медицинском училище Моэм решил обратить свое внимание на женщин.
• В 1929 году Моэм развелся Сири Велком, после продолжительной любовной связи со своим секретарём Фредериком Джеральдом Хэкстоном, которая началась ещё в 1915 году. В дальнейшем любовники несколько лет жили на вилле Моэма. Причиной раздора стало пьянство Хэкстона. Однако, когда в 1943 году Хэкстон серьёзно заболел, Моэм делал всё возможное, чтобы вытащить Хэкстона из лап смерти. Но спасти Хэкстона не удастся. Он скончается в 1944 году. Известие о его смерти повергнет Моэма в шок. Когда ему позвонят по телефону и скажут, что Хэкстон умер, он резко бросит в трубку: «Я не желаю вас слышать! Я никого не хочу видеть. Я хочу умереть».
• Моэм постоянно путешествовал: побывал в Китае, Индии, Италии, Северной Америке, Мексике, Полинезии. Во время первой мировой войны он был британским агентом в Швейцарии и России. В 1928 году купил виллу на французской Ривьере, которая и стала постоянным домом практически до конца его жизни.
• Моэм всегда выглядел истинным джентльменом и владел безукоризненными манерами. Он также был великолепным рассказчиком, несмотря на заикание. Поддерживал дружбу с Уинстоном Черчиллем, Гербертом Уэллсом и Ноэлем Кауардом, которые часто гостили у него на вилле. В последние годы своей жизни Моэм совершенно не боялся смерти. Он сказал как-то одному из своих друзей: “Смерть, как и запор, например, лишь одна из банальностей, очень часто встречающихся в жизни человека. Так стоит ли ее так уж бояться?”
• В 1943 году в Нью-Йорке у 69-летнего Моэма была непродолжительная связь с 17-летним поэтом и почитателем его таланта Дейвидом Познером. В биографии писателя под названием “Моэм” Тед Морган процитировал отрывок из письма Познера, в котором были и такие слова: “Он не был каким-то выдающимся любовником, но в нем было много страсти. Иногда казалось, что он относится к сексу слишком уж по-деловому, но с другой стороны, он иногда тратил много времени на то, чтобы просто ласкать партнера. Он совершенно не принимал сексуальных отношений с женщинами. Однажды, когда он увидел меня с девушкой, он сильно расстроился”.
• После похорон Хэкстона, Моэм взял себе нового секретаря. Им стал Алан Сирл, добрый молодой человек, работавший в благотворительной организации при больнице. Сирл обожал Моэма и считал его самым лучшим из всех любовников, с которыми его сводила судьба. В 1962 году Моэм официально усыновил Алана Сирла, лишив права на наследование свою дочь Элизабет, поскольку до него дошли слухи о том, что она собиралась ограничить его права на собственность через суд по причине его неправоспособности. Элизабет через суд добилась признания своего права на наследство. Суд признал усыновление Моэмом Сирла недействительным.
• Последние слова Моэма перед смертью были обращены к Сирлу. Моэм прошептал: “Хочу пожать тебе руку и поблагодарить тебя за все, что ты сделал для меня”.

1917 — Смит / Smith
1925 — Круг / The Circle
1925 — К востоку от Суэца / East of Suez
1928 — Сэди Томпсон / Sadie Thompson
1929 — Письмо / The Letter
1932 — Дождь / Rain
1934 — Бремя страстей человеческих / Of Human Bondage
1934 — Разрисованная вуаль / The Painted Veil
1938 — Сосуд гнева / The Vessel of Wrath
1940 — Слишком много мужей / Too Many Husbands
1940 — Письмо / The Letter
1942 — Луна и грош / The Moon and Sixpence
1944 — Час перед рассветом / The Hour Before the Dawn
1944 — Рождественские каникулы / Christmas Holiday
1946 — Остриё бритвы / The Razor’s Edge
1946 — Бремя страстей человеческих / Of Human Bondage
1946 — На краю лезвия / The Razor’s Edge
1948 — Квартет / Quartet
1950 — Трио / Trio
1951 — На бис / Encore
1953 — Мисс Сэди Томпсон / Miss Sadie Thompson
1953 — Бродяга / The Beachcomber
1955 — Пьеса для троих / Three for the Show
1957 — Седьмой грех / The Seventh Sin
1959 — Предатель / The Traitor
1959 — Луна и грош / The Moon and Sixpence
1962 — Очаровательная Джулия / Julia, du bist zauberhaft
1964 — Бремя страстей человеческих / Of Human Bondage
1969 — Письмо / The Letter
1974 — Рекс Харрисон представляет истории о любви / Rex Harrison Presents Stories of Love
1978 — Театр
1980 — Жиголо и Жиголетта
1982 — Письмо / The Letter
1984 — Ночная сенсация / Overnight Sensation
1984 — Остриё бритвы / The Razor’s Edge
1987 — Перемена участи
2000 — На вилле / Up at the Villa
2004 — Театр / Being Julia
2006 — Разрисованная вуаль / The Painted Veil

Читайте также:
Брэм Стокер, биография, история жизни, произведения

Сомерсет Моэм — биография, факты, цитаты — Бремя страстей че­ло­ве­чес­ких

Уникальное предложение на первоклассные Новогодние Корпоративы 2022 в Yacht Event

Lebren. Art products — скетчбуки, блокноты, альбомы для рисования

Никола Тесла. человек который во многом опередил свою эпоху

Эдит Пиаф и Марсель Сердан. любовь и смерть

Мата Хари: самая знаменитая танцовщица, шпионка, куртизанка всех времен

У ильям Сомерсет Моэм

William Somerset Maugham

Дата и место рождения — 25 января 1874 г., Embassy of the United Kingdom, Париж, Третья французская республика.

Дата и место смерти — 16 декабря 1965 г. (91 год), Ницца, Приморские Альпы, France

Британский писатель, один из самых преуспевающих прозаиков 1930-х годов, автор 78 книг, агент британской разведки.

Уильям Сомерсет Моэм родился в 1874 году в Париже, где отец его был юристом британского посольства. Лишившись восьми лет матери, а десяти лет — отца, Моэм воспитывался в Лондоне у дяди, в доме которого царила атмосфера пуританской строгости. Потом он учился в закрытой школе в Кентербэри и в Гейдельбергском университете в Германии.

Чтобы приобрести профессию, он поступил в медицинский институт при больнице св. Фомы в Лондоне. Здесь он приобрел познания в медицине и определенный жизненный опыт. Он столкнулся не только с физическими страданиями человека, но и с нищетой обитателей трущоб лондонского Ист-энда, с социальным неравноправием.

Медицинская практика, сблизившая его с простыми людьми, дала ему материал для вступления в литературу. Успех первых романов «Лиза из Ламбета» и «Миссис Крэдок», хотя и был весьма скромным, заставил Моэму расстаться с медициной и целиком посвятить себя писательскому труду. Правда, первые романы не принесли ему больших доходов. Став впоследствии одним из самых состоятельных литераторов в мире, Моэм с усмешкой вспоминал, что первые десять лет он зарабатывал своим пером в среднем около ста фунтов в год, что не намного превышало заработок низкооплачиваемых чернорабочих-поденщиков.

Подталкиваемый и материальными побуждениями, Моэм увлекается драматургией. В течение первых двух десятилетий нынешнего века он пишет пьесу за пьесой. Некоторые из них, в частности «Человек чести», «Леди Фредерик», «Смит», «Земля обетованная», «Круг», имели успех, и были такие годы, когда на сценах Англии шло одновременно больше пьес Моэма, чем Бернарда Шоу.

Однако работа над пьесами не приносила самому автору полного удовлетворения. Он писал для театра больше всего заботясь о сценической занимательности своих произведений. Это определило его успех у зрителя, но и ограничивало творческие возможности, заставляя укладывать богатый жизненный материал в прокрустово ложе определенного сюжета, как бы искусно и увлекательно он ни был построен. В зените своей драматургической славы Моэм решил написать роман, чтобы, как он признавал позже, «освободится от огромного количества тяжелых воспоминаний, которые не переставали преследовать меня». После опубликования этого романа — «Бремя страстей человеческих», — принесшего автору широкую известность, он все чаще берется за перо повествователя, а не драматурга.

В двадцатых годах нашего века Моэм утверждает себя также и как мастер рассказа. Его новеллы, разнообразные по форме, раскрывают перед читателем внутренний мир человека. Моэм старается показать душу человека, выхватывая его порою из социальной среди.

Б ремя страстей человеческих

Но все же среди большого числа романов, пьес, рассказов и очерков Моэм наибольшей известностью как в Англии, так и за ее пределами пользуется роман «Бремя страстей человеческих». Заметим кстати, что для названия романа взят заголовок одного из разделов «Этики» Спинозы, который в дословном переводе гласит : «О рабстве человеческом». Однако для того, чтобы название романа само по себе передавало смысла, который имеется в этой главе трактата Спинозы, Моэм согласился, чтобы это произведение называлось в русском издании «Бремя страстей человеческих».

Сам писатель, отвечая на вопрос, почему он не считает «Бремя страстей человеческих» своим лучшим романом, указал, что это всего лишь «автобиографическая книга», в котором отражены его собственные мучительные переживания. В авторском предисловии к одному из американских изданий романа Моэм называет его «полуавтобиографическим» и замечает: «Я говорю -полуавтобиографический потому, что такое произведение является все же беллетристикой, и автор вправе менять факты, с которыми имеет дело, как найдет нужным «.

И действительно, многие факты своей жизни о которых автор рассказывает в романе, изменены — одни ослаблены, другие усилены, третьим дано иное толкование или выражение. Например, хромота, которая приносит герою романа Филипу Кэри столько неудобств и нравственных терзаний, не мучила самого Моэму, но писатель страдал от другого физического недостатка, заикание , которое причинял ему почти такие же неприятности и моральную боль. Переживания юного Филипа, судя по признаниям самого автора, во многом совпадают с переживаниями Моэма. Как и его герой, он рано лишился родителей, воспитывался в семье родственников, прошел все стадии юношеских исканий.

Но было бы неправильно считать, что в романе «Бремя страстей человеческих» автор просто рассказал историю одного героя, близкую к его собственной биографии. Перед читателем предстает пестрая галерея разнообразных типов, имеющих свои биографии, характеры, выписанные автором с поразительной тщательностью.

Читайте также:
Ян Коменский, биография, история жизни, творчество

Моэм с такой красочностью нарисовал жизнь некоторых слоев тогдашней Англии, что во многом «Бремя страстей человеческих» можно поставить в ряд со значительными произведениями крупнейших английских писателей-реалистов.

Идеалистическое представление о людях лежит в основе главной сюжетной линии романа — любви Филипа к женщине, которая по всем существующим нормам взаимоотношений между мужчиной и женщиной не могла быть им любимой. Моэм хотел доказать, что человек может любить не только вопреки рассудку, но и вопреки самой своей природе. Это любовь к ограниченной, тупой, порочной, нечистоплотной женщине со стороны человека, которому претит все некрасивое, у которого изысканные вкусы, подчас кажется просто немыслимой.

Ф акты из жизни

Сомерсет Моэм родился и умер во Франции, однако писатель был подданным Британской короны — родители подгадали роды таким образом, чтобы ребенок появился на свет в посольстве.

«Я вообще не ходил бы смотреть свои пьесы, ни в вечер премьеры, ни в какой другой вечер, если бы не считал нужным проверять их действие на публику, чтобы на этом учиться, как их писать».

С 10-летнего возраста у Моэма началось заикание, от которого он так и не смог избавиться.

Несмотря на то, что Сомерсет Моэм был долгое время женат на Сири Велком, от которой у него родилась дочь Мэри Элизабет, писатель был бисексуалом. В одно время он был влюблен в актрису Сью Джоунс, на которой готов был снова жениться. Но самые продолжительные отношения Моэм имел с американцем Джералдом Хэкстоном, заядлым игроком и пьяницей, который был его секретарем.

Во время Первой мировой войны сотрудничал с МИ-5. С секретной миссией после войны работал в России, находился в Петроград в августе-октябре 1917 года, где должен был помогать Временному правительству оставаться у власти, бежал после Октябрьской революции.

До десяти лет Уильям разговаривал только на французском. Английский язык писатель стал учить после переезда в Англию после смерти родителей.

В его доме на мысе Ферра часто бывали знаменитости — Уинстон Черчилль, Герберт Уэллс, Жан Кокто, Ноэль Кауард, и даже несколько советских писателей.

Работа разведчика нашла отражение в сборнике из 14 новелл «Эшенден, или Британский агент» -1928 год.

В 1928 году Моэм купил виллу на французской Ривьере. В течение сорока лет писателю помогали около 30 слуг. Однако фешенебельная обстановка не расхолаживала его — ежедневно он работал в своем кабинете, где писал не менее 1500 слов.

«Перед тем как писать новый роман, я всегда перечитываю „Кандида“, чтобы потом бессознательно равняться по этому эталону ясности, грации и остроумия».

Последняя прижизненная публикация творчества Моэма, автобиографические заметки «Взгляд в прошлое», печаталась осенью 1962 года на страницах лондонской «Санди экспресс».

Умирая, сказал: «Умирать — скучное и безотрадное дело. Мой вам совет — никогда этим не занимайтесь».

В 1947 году была учреждена «Премия Сомерсета Моэма», которая присуждалась английским писателям в возрасте до 35 лет.

Моэм всегда ставил письменный стол напротив глухой стены, чтобы ничто не отвлекало от работы. Работал он три-четыре часа по утрам, выполняя назначенную самому себе норму в 1000—1500 слов.

Могилы у Сомерсета Моэма нет — его прах развеян у стен Библиотеки Моэма в Кентербери

Первый роман — «Лиза из Ламбета» — Моэм написал в 1897 году, но успех к писателю пришел только в 1907 году вместе с пьесой «Леди Фредерик». Но свой самый первый литературный опыт — биографию композитора Джакомо Мейербера — он сжег из-за того, что ее отверг издатель.

Ц итаты и афоризмы

Забавно в жизни вот что: если вы отказываетесь принимать любые вещи, кроме самых лучших, то очень часто именно их и получаете.

Люди могут простить вам добро, которое вы для них сделали, но редко забывают зло, которое они причинили вам.

Люди больше всего на свете любят наклеить на другого человека ярлык, который раз и навсегда освобождает их от необходимости думать.

Хорошо одетый человек — это тот, на чью одежду не обращают внимания.

Мечты — не уход от действительности, а средство приблизиться к ней.

Люди злы в той мере, в какой несчастны.

Нет на свете худшей пытки, чем любить и презирать в одно и то же время.

Любовь — это то, что случается с мужчинами и женщинами, которые не знают друг друга.

Писать просто и ясно так же трудно, как быть искренним и добрым.

Есть только один успех — потратить свою жизнь так, как ты хочешь.

Женщина всегда пожертвует собой, если предоставить ей для этого подходящий случай. Это ее любимый способ доставить себе удовольствие.

… для человека, привыкшего к чтению, оно становится наркотиком, а сам он — его рабом. Попробуйте отнять у него книги, и он станет мрачным, дерганым и беспокойным, а потом, подобно алкоголику, который, если оставить его без спиртного, набрасывается на полки.

Увы, в нашем несовершенном мире гораздо легче избавиться от хороших привычек, чем от дурных.

Доброта — единственная ценность в этом иллюзорном мире, которая может быть самоцелью.

Жизнь на десять процентов состоит из того, что вы в ней делаете, а на девяносто – из того, как вы её принимаете.

Знать прошлое достаточно неприятно; знать еще и будущее было бы просто невыносимо.

Терпимость — другое название для безразличия.

Каждое поколение посмеивается над своими отцами, смеётся, смеётся над дедушками и восхищается прадедами.

Человек не то, чем он хочет быть, но то, чем он не может не быть.

Самое ценное, чему научила меня жизнь: ни о чем не сожалеть.

Мы уже не те люди, которыми были в прошлом году, не те и те, кого мы любим. Но это прекрасно, если мы, меняясь, продолжаем любить тех, кто тоже изменился.

И женщины могут хранить тайны. Но они не могут умолчать о том, что они умолчали о тайне.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: