Сергей Королёв, биография, история жизни, причины известности

Сергей Королев

Имя: Сергей Королев (Sergey Korolev)

Отчество: Павлович

День рождения: 30 декабря 1906

Кто родился в этот день: узнать

Место рождения: г. Житомир, Украина

Дата смерти: 14 января 1966 (59 лет)

Причина смерти: узнать саркома прямой кишки

Где похоронен: узнать кремирован, прах захоронен в Кремлёвской стене

Карьера: учёный, авиаконструктор

Биография Сергея Королева

Его наследие сложно переоценить. Но славы при жизни он не удостоился, его имя долго было засекреченным. Юрию Гагарину рукоплескал весь мир, а гений, обеспечивший его запуск, смотрел парад в честь полета не с главной трибуны, а по телевизору. Он мог стать Нобелевским лауреатом – за впервые в истории произведенный запуск спутника и за полет в космическое пространство человека. Однако имя создателя «звездных кораблей» при выдвижении кандидатов Никита Хрущев не сообщил, декларировав, что «их творцом был весь советский народ».

Сегодня же имя Сергея Королева носят космические объекты, город в Подмосковье, множество учреждений и улиц, а благодаря существованию космических спутников работают системы навигации, доступные каждому автомобилисту, мобильные телефоны, позволяющие позвонить в любую точку Земли, интернет, доступный в отдаленных уголках планеты, телевизоры, транслирующие каналы со всех разных концов света.

Ранние годы

Образование

В 1924 юный изобретатель стал студентом Киевского политеха, где проявлял неординарные способности, строил планеры, добиваясь максимальной дальности их полетов. Он также начал посещать курсы инструкторов планерного спорта.

После упразднения аэромеханического направления в КПИ в 1926 он перевелся на отделение аэромеханики в МВТУ. Наибольший интерес он теперь проявлял к изучению пилотирования самолетов, возможностям освоения стратосферы, высокоскоростным полетам на большой высоте. Вскоре он начал совмещать обучение с работой в КБ Всесоюзного авиаобъединения, а в 1928 возглавлял бригаду его конструкторов.

В 1929 он был среди энтузиастов Всесоюзных планерных соревнований в Коктебеле, заработав свидетельство пилота. В тот же период, после знакомства с трудами Константина Циолковского о космосе и встречи с гениальным ученым, он окончательно заразился идеей строительства ракет.

В 1930 он получил в МВТУ диплом инженера-аэромеханика, защитив работу по созданию СК-4, впоследствии запущенного в производство (руководителем его был Андрей Туполев), а также квалификацию летчика в Осоавиахиме.

Развитие карьеры

Трудные годы

Королев был арестован и осужден на 10 лет тюремного заключения с конфискацией имущества. На допросах с пристрастием его избивали до сотрясения мозга и сломанной челюсти. Но его считали «счастливчиком», ведь многих руководителей РНИИ тогда расстреляли.

В 1939 конструктора вывезли копать золото на Колыму, где он едва не умер от голода, холода и цинги. Мать и друзья хлопотали о пересмотре дела, и в конце того же года добились решения о доставке ученого обратно на Большую Землю для дополнительного расследования. На пути в Магадан в 40-градусный мороз в судьбу изобретателя снова вмешалось провидение, когда он, замерзший и голодный, нашел на снегу теплую буханку хлеба, а затем не смог попасть на последний перед закрытием навигации пароход «Индигирка». Это расстроившее его чуть не до слез обстоятельство в действительности спасло ему жизнь – судно на четвертые сутки пути затонуло с пассажирами и экипажем в шторм в Японском море.

В столицу он добрался в марте, был повторно судим, получил 8 лет с отправкой в местную спецтюрьму, где смог работать в любимой сфере деятельности под началом осужденного Андрея Туполева. Они выпускали прогрессивные бомбардировщики, а Королев по собственной воле трудился над разработкой ракет. В июле 1941 их эвакуировали в Омск.

Узнав о проектировании ракетных систем в аналогичном КБ при авиазаводе в Казани, где главным конструктором являлся его бывший коллега по РНИИ Валентин Глушко, экспериментатор обратился с ходатайством о пересылке в Казань. Осенью 1942 он прибыл в татарскую столицу и уже зимой представил план по созданию реактивного ускорителя для пикирующего бомбардировщика Пе-2.

Ракетостроение

Затем Сергей Королев успешно занимался оптимизацией, проектированием и испытанием различных вариантов крылатых ракет (двухступенчатых, межконтинентальных, стратегических, наземного, морского базирования и пр.), координацией работ предприятий-участников их производства, действий ученых по их созданию (как глава Совета главных конструкторов) и стремился к покорению космического пространства.

В 1955 вместе со своими сподвижниками Мстиславом Келдышем и Михаилом Тихонравовым ученый вышел в верха с предложением о выводе в околоземное пространство искусственных тел. Их идею одобрили, и в 1957 Королев провел запуск посредством ракеты-носителя первого искусственного спутника планеты. Это событие имело в мире колоссальный успех, повысив авторитет страны.

Затем конструктором проводились работы над космическими летательными аппаратами для научных исследований межпланетной среды и прикладных задач – был осуществлен пуск ракеты к Луне, доставка на нее вымпела СССР, съемка поверхности и невидимой стороны, отправка межпланетной станции на Венеру и к Марсу.

Одновременно велись изыскания по подготовке первого полета человека в космос на пилотируемом корабле, блестяще реализованного ученым в 1961 году и ставшего эпохальным событием для всего человечества. При его жизни были успешно проведены еще ряд полетов отечественных первопроходцев космоса, включая групповой полет, запуск исследовательских станций и первый выход человека в космос.

Королев – «гений действия». Мифы и факты

12 января 1907 года родился Сергей Павлович Королёв. Главный конструктор ракетно-космической промышленности СССР не снискал славы при жизни, и даже парад в честь полёта первого человека в космос он смотрел не с главной трибуны, а по телевизору… Но это не имело для него особого значения. Ничто не могло отвлечь Королева от главной цели – покорения космоса. «Каждая минута для дела», – повторял Сергей Павлович, и одно за другим совершал величайшие победы в самой ожесточённой политической и научно-технической гонке в истории человечества, в битве за космос между Советским Союзом и США. Уже после смерти его именем назовут множество улиц, учреждений, город в Подмосковье, а Вернер фон Браун – «отец» американской космической программой – признает, что они не смогли опередить СССР только потому, что у них не было своего Королева.

Читайте также:
Кузин Сергей Васильевич - отзывы, мнение, рейтинг

Тяга к небу у Королева с детства. Как-то прогуливаясь с бабушкой и обсуждая красоту облаков, маленький Сережа романтично произнес: «А представь, какие они красивые с той стороны». Будучи ребенком, он познакомился с летчиками местного авиаотряда и много времени проводил в их компании, интересуясь тонкостями ремесла. Смышленому мальчику показывали, из чего состоит аэроплан, как он летает, и даже разрешили сесть за штурвал самолета. Впоследствии он посвятил свою жизнь развитию авиации, не жалея ни сил, ни здоровья. Королев мечтал о полетах, его фантазия не ограничивалась даже земным притяжением, но, так сложилось, что своими глазами открытый космос он увидеть не смог. Зато «орёлики», как Королев ласково называл своих космонавтов, сумели, благодаря его уму и упорству, воплотить дерзкую мечту в реальность.

Сергей Павлович первым совершил 4 исторических запуска, обеспечивших успешный старт дальнейшему развитию не только советской, но и мировой науки и техники. Запуск баллистической ракеты с подводной лодки. Запуск в космос первого искусственного спутника Земли. Запуск первого спутника с живым существом, собакой Лайкой. И наконец главное достижение, ставшее эпохальным событием для всего человечества, – запуск первого космонавта Юрия Гагарина.

Сергей Королев с собакой перед запуском ее в космос. Источник: https://ria.ru/

«Темно карие глаза сверлящие, короткая шея, посаженная, и только лучики морщин возле глаз выдают, что он добрый человек», – так описывает Королева в своих воспоминаниях летчик-космонавт Алексей Леонов, впервые в истории совершивший выход в открытый космос. Он, как и другие космонавты, ученые, инженеры, работавшие с Сергеем Павловичем, отмечает: если бы главный конструктор не ушел из жизни так рано, мы бы точно смогли побывать на Марсе. И действительно, сложно представить, чего бы еще мы смогли бы достичь, сохранив те невероятные темпы научно-технических прорывов Королева и его работоспособность. Ведь телевизор, который ловит каналы даже с другого конца света, мобильный телефон, который может позвонить в любую точку планеты, система навигация, доступная каждому водителю, интернет в любых, даже самых удаленных уголках Земли – все это наследие Королева, потому что все это работает с помощью космических спутников.

Чтобы более достоверно узнать о подробностях жизни ученого, корреспондент портала «История.РФ» поговорил с известным писателем, журналистом, автором множества работ, посвященных космонавтике, Сергеем Леонидовичем Лесковым и попросил его прокомментировать некоторые устоявшиеся факты и мифы, витающие вокруг фигуры Королева.

Королев подарил нам пространство далеких планет как воплощение дерзновенной мечты всего человечества, воплощение своей личной мечты, которой он был предан всю жизнь. Сергей Леонидович, расскажите, пожалуйста, почему именно космос стал смыслом его жизни?

Исходя из книг о его детстве, известно, что он много времени проводил в Крыму, в Коктебеле, где были популярными на тот момент полеты на планерах. Это была эпоха легендарного авиатора Сергея Уточкина. Сейчас, может быть, молодым людям трудно понять, но в начале XX столетия авиация, вернее воздухоплавание, как называли ее в то время, была одной из самых романтичных и зовущих молодежь направлений деятельности. Мне кажется, что тогда молодежь была более романтической, чем сейчас, и мечта о воздухоплавании, о покорении этого нового воздушного океана, значительно больше занимала умы молодых людей. Как и прежде, молодые люди мечтали стать мореходами, мореплавателями, открыть новые континенты, и тогда, благодаря промышленной революции XIX века и созданию самолетов, дирижаблей перед человеком открылись невиданные возможности по покорению воздушного океана, который раньше казался недоступным.

Источник: https://ria.ru/

Были легенды об Икаре, были легенды о русских мастеровых, которые пытались сделать крылья и парить, но их замыслы терпели неудачи… Но оказалось, что человек может летать. И от воздухоплавания, от авиации уже оставалось полшага до космического пространства. Кроме того, уровень развития астрономии породил интерес многих к другим планетам. Тут можно долго говорить, но, например, жизнь на Марсе в XIX веке считалась совершенно доказанной и неизбежной. Это сейчас мы уверены, что на Марсе жизни нет, а тогда ученые считали, что на Марсе она есть и будет открыта в скором времени. Таким образом, Королев воплотил в себе все эти романтические представления своего века. Он был не просто романтиком. Романтики часто только мечтают, лежа на диване. У него романтика сочеталась с удивительной работоспособностью. Он был гением действия, без всякого сомнения. Такое сочетание очень редко бывает. Это счастье, что в нашей стране родился такой человек.

Вы уже упомянули тему Марса. Для Королева не было неосуществимых планов, были только не осуществлённые, одним из которых являлась как раз экспедиция на Марс. Так называемую «Марсианскую тетрадь» Королева с чертежами высадки на эту планету бережно хранят его коллеги и ученики. И мне хотелось бы задать такой вопрос: была ли жизнь на Марсе одной из целей Королева?

В те времена, когда Королев чертил марсианские аппараты, он уже отчётливо понимал, что условия для жизни на Марсе такие, что там могут существовать только простейшие организмы. Вообще тогда довольно много создавалось произведений о том, что на Марсе есть разумная жизнь. Еще в 20-е годы Алексеем Толстым был написан замечательный роман «Аэлита» о том, что из СССР направилась экспедиция на Марс во главе с инженером по фамилии Лось и красноармейцем Гусевым, и они там организовали пролетарскую революцию. Аэлита была марсианской принцессой, которая полюбила инженера. Но Королев, конечно, уже отчетливо понимал, что там могут быть только микроорганизмы. Хотя исходя из данных мощных телескопов, другим ученым казалось, что на Марсе существует сложная система каналов, и, возможно, там была цивилизация, но погибла. Все это, конечно, волновало воображение Сергея Павловича.

Читайте также:
Левко Лукьяненко, биография, история жизни, причины известности

Источник: https://ria.ru/

Существует версия о том, что Сергей Павлович специально искал основоположника космонавтики К.Э. Циолковского и встречался с ним. Это правда?

История о поездке Королева к Циолковскому и об их встрече, по всей видимости, является красивым мифом. Конечно, нам хотелось бы, чтобы они встретились, и чтобы Циолковский вручил скрижали космической теории в руки Королева, но, судя по всему, это всего лишь красивая легенда. Слишком красивая, чтобы быть правдой.

Жизненный путь Сергея Павловича был далеко не простым. Став жертвой репрессивной машины, он долгое время отбывал срок в исправительно-трудовом лагере на Колыме. Сам Королев не любил вспоминать этот период, и мы не будем, но расскажите, как ему удалось восстановить свое имя?

В то самое время создавались ракетно-строительные “шаражки”, когда стало известно, что немцы разрабатывают ракеты в знаменитом центре Пенемюнде. Советское руководство организовало и направило туда группу специалистов в области ракетостроения, и генеральный конструктор Глушко вспомнил о Королеве. Хотя у них впоследствии были не слишком теплые отношения, но все-таки авторитет Сергея Павловича как специалиста сомнению не подлежал. И уже в 1945 году Королев отправился в Германию вместе с Борисом Евсеевичем Чертоком, будущим академиком. Тогда Королев был уже в звании полковника.

Источник: https://ria.ru/

Королев демонстрировал большие успехи в советском ракетостроении. Самая известная и легендарная ракета, созданная под его руководством, это Р-7, и до сих пор все пилотируемые запуски космонавтов осуществляются ракетами этого семейства. Правда ли, что дать достойный ответ американскому плану Dropshot (когда на сто советских городов должны были упасть триста атомным бомб), и обеспечить стране надежную защиту могли только ракеты Королева?

Это не миф, это рассекреченные самим же Пентагоном документы. Я писал об этом в своих книгах: тогда у них существовал не только план Drop-shot, кстати это означает «удар копья», они каждый год меняли свои планы, все время их уточняли. Но опять же надо смотреть правде в глаза, в 50-е, да и в 60-е годы, когда был жив Королев, ракетно-ядерный потенциал СССР был значительно меньше, чем возможности США. Да, мы могли нанести удар, принести ущерб Америке, но он был несопоставимо меньше, чем ущерб, который США могли нанести СССР. Паритет в ракетно-ядерном потенциале с США был достигнут нами лишь в 70-е годы, уже после смерти Сергея Павловича. Но – и это важно подчеркнуть – только благодаря его наследию!

Первый спутник, а вскоре и первый человек в космосе – невероятный прорыв Советского Союза, обеспечивший трепет со стороны всего мирового сообщества, безусловно является заслугой Сергея Павловича. Однако его имя держалось в строжайшей тайне, и стало известно общественности уже только после смерти. Даже Нобелевский комитет, несколько раз присылавший запрос на имя создателя первого спутника, якобы получил от Хрущева ответ – «присвоить Нобелевскую премию всему советскому народу». Как вы это можете прокомментировать?

Советский Союз был совершенно герметичной страной, вся наша оборонная отрасль была закрыта. До 10 городов существовали в закрытом режиме, например, город Горький, ныне Нижний Новгород, или Самара – бывший Куйбышев. Имена советских ученых также держались в секрете, только какие-то отдельные фамилии звучали. Сахаров – создатель водородной бомбы, Курчатов – создатель термоядерной тоже не получили Нобелевскую премию. Конечно, у них были разработки мирового уровня. Это золотой век советской науки. Но легендарные имена были известны только в узком кругу. И надо воспринимать историю тех времен такой, какая она есть.

Насчёт утверждения Хрущева – это тоже красивый миф. Нобелевский комитет, судя по всему, хотел бы узнать создателя первого успешно запущенного спутника, но то, что вы говорите не совсем соответствует формату присуждения премии. Номинанты на Нобелевскую премию выдвигаются анонимно научным сообществом. На практике Нобелевский комитет не обращается в какую-то страну самостоятельно. Может быть, тогда было сделано такое исключение, но дело в том, что подтверждающих это документов нет. Конечно, Королев как никто другой заслуживал эту премию, но такой запрос и такой ответ слишком спорны и не соответствуют исторической практике…

Источник: https://ria.ru/

Королев умер рано, в 59 лет. Хотелось бы услышать ваше мнение относительно скоропостижной смерти ученого…

Он умер из-за трагической врачебной ошибки. Его оперировал лучший в стране хирург, но допустил ошибку. Так бывает. Я по поводу его смерти расскажу другое: отец у меня работал в этой отрасли. Тогда я был еще маленьким ребёнком и ничего не понимал, но запомнил, что он пришел и сказал, что умер Королев», и был совершенно убит этим. Для меня как для ребенка было непонятно, как можно столь близко воспринимать смерть какого-то далекого и незнакомого человека. Но весь круг специалистов, которые тогда работали в космонавтике, смерть Сергея Павловича воспринимали именно так. Как личную трагедию…

Читайте также:
Дубилет Дмитрий Александрович - отзывы, мнение, рейтинг

Сергей Королев

Биография

Сергей Павлович Королев — выдающийся советский конструктор и ученый XX века, академик АН СССР, основоположник космонавтики, создатель программ и крупнейший специалист в области ракетостроения и кораблестроения.

Сергей Королев в детстве

Сергей Королев родился 12 января 1907 года (по старому стилю 31 декабря 1906) в Житомире. Его отец был учителем, из разночинцев. После распада семьи мальчика отправили в Нежин к родителям матери, где он воспитывался в купеческой семье. С 1917 года он живет в Одессе со своей матерью Марией Николаевной и отчимом Григорием Михайловичем Баланиным. Школьную программу изучал дома, с 1922 по 1924 год учился в строительной школе.

Интересные факты из биографии:

  • В 1921 году знакомится с летчиками гидроотряда и участвует в авиационной жизни: в 16 лет читает лекции об авиации. Первое его изобретение, созданное в 17 лет, это безмоторный самолет К-5, рекомендованный к постройке.
  • 1924-1926 года – учеба в Киевском политехе.
  • В 1926 году переводится в Москву в высшее техническое училище. Участвует в организации планерной школы, становится инструктором и испытателем планеров, заканчивает школу летчиков, посещает аэродинамический кружок и разрабатывает легкие самолеты и планеры. Начиная с четвертого курса, работает в КБ.

Сергей Королев в молодости

  • С 1927 года четыре раза подряд участвует во Всесоюзных планерных состязаниях в Коктебеле.
  • В 1929 года встречается с К. Э. Циолковским, который советует ему заняться космическими полетами дарит книгу «Космические ракетные поезда» и рекомендует обратиться к Фридриху Артуровичу Цандеру – инженеру ЦАГИ (Центрального аэрогидродинамического института).
  • В феврале 1930 года под руководством А.Н. Туполева защищает проект самолета СК-4. Одновременно с этим Королев создает планер СК-3 «Красная звезда», на котором в свободном полете были выполнены петли Нестерова. Конструктор не смог сам выполнить полет, так как заболел тифом с осложнением в виде глухоты и потери памяти. До болезни у него была феноменальная память.

Сергей Королев в молодости

  • В марте 1931 года начинает работу в ЦАГИ старшим инженером по летным испытаниям. Главное событие этого периода – встреча с Цандером, который занимается испытаниями двигателя ОР-1. В работу включается и Королев. В сентябре 1931-го группа во главе с Цандером начинает разработку и испытание ракетоплана РП-1 с жидкостным двигателем.

Первые шаги отечественного ракетостроения

Сергей Королев возглавляет научно-технический совет московской ГИРД. Первостепенное внимание уделяется ракетному оружию, необходимому для укрепления обороноспособности страны. Королев создает первое КБ, из членов ЦГИР, вошедшее в историю ракетостроения.

Сергей Королев

Здесь получило начало большинство направлений отечественного ракетостроения. Достижением этого периода стал запуск жидкостной ракеты ГИРД-09, поднявшейся на высоту 400 м. Результаты своей работы Королев описывает в книге «Ракетный полет в стратосфере» (1934). Здесь же он освещает возможности некосмического использования ракет в военных и научных целях.

Сергей Королев

В сентябре 1933 года 26-летнего Королева назначают заместителем директора Реактивного института. Надежды гирдовцев о переходе к серьезным проектам не оправдались, тематика разработок сократилась, и в 1934 году Королев был освобожден от должности. Он остался работать в институте рядовым инженером, сосредоточив усилия на разработке крылатых ракет.

Управляемое ракетное оружие

В 1936 году Королев назначен главным конструктором отдела РНИИ, разрабатывающего ракетные летательные аппараты. Сергей обладал удивительной интуицией, энциклопедическими знаниями и опытом. Впервые им была обоснована концепция ракетного истребителя-перехватчика, достигающего за несколько минут большой высоты, атакующего самолеты, угрожающие защищаемому объекту.

Сергей Королев

Во время испытаний, которые Королев планировал проводить лично, случилась авария, во время которой конструктор получил ранение головы и оказался на больничной койке. После больницы, 27 июня 1938 года его арестовали как участника троцкистской контрреволюционной организации. Королева приговорили к десяти годам и отправили на Колыму.

Арест Сергея Королева | VitebskCity

В связи с арестом маршала Тухачевского и авторов нового оружия, разработки остановились. Исследование ракетоплана, которым занимался Королев, было продолжено, но без его участия построить боевой ракетный самолет не представлялось возможным.

Победа и трофеи

В сентябре 1940 года по ходатайству Туполева (хотя он и сам был арестован в 1938 году) Королева вызвали из Колымы. Он сразу же приступил к разработке нового бомбардировщика. После первого полета в декабре 1941 года коллектив Туполева эвакуировали в Омск. Здесь самолет Ту-2 был запущен в производство. Это был лучший фронтовой бомбардировщик.

Сергей Королев | HistoryTime

Сергей Королев продолжил работу в тюремном КБ Казани, занимаясь разработкой авиационной ракетной установки. По итогам деятельности его наградили орденом «Знак Почета» и освободили от тюрьмы. В конце войны он создает проекты РДД Д-1 и Д-2 с двигателями на твердом топливе. Оказалось, что в Германии подобные проекты уже реализованы, поэтому его направляют на немецкие предприятия. Королев приходит к выводу, что на родине у него есть возможности для создания подобных ракет, но с улучшенными характеристиками.

Сергей Королев | Канобу

В мае 1946 года советское руководство принимает постановление, положившее начало развитию ракетостроения. В подмосковном Калининграде (сегодня Королев) создается Государственный союзный НИИ реактивного вооружения (НИИ-88). Королев назначается одним из главных его конструкторов.

Далее события развиваются стремительно:

  • По указанию Сталина создается копия немецкой ракеты;
  • Проводятся испытания ракет А-4, собранных из трофейных узлов в институтах Нордхаузен и НИИ-88;
  • Испытываются первые ракеты Р-1, воспроизводящие А-4 из своих материалов по отечественной документации.
Читайте также:
Андрей Данилко - биография, личная жизнь, фото, видео

Конструктор

Сергей Королев оказался не только талантливым конструктором, но и организатором, сумевшим скоординировать работу всех подразделений.

Освоение вершин военной техники началось с создания ракеты с дальностью 300 км. В 1948 создается ракета Р-2 с дальностью 600 км, способная достичь некоторых американских баз. В результате дальнейших разработок появляется РДД Р-5М с дальностью 1200 км и ядерной боевой частью. Испытания стратегической ракеты проводились на Семипалатинском полигоне 2 февраля 1956 года.

Сергей Королев | HSL

Основным направлением Королева была разработка многоступенчатых межконтинентальных ракет. Созданная им баллистическая ракета (МБР) Р-7 имела дальность 8 тыс. км., модернизированный вариант МБР Р-7А – 12 тыс. км. Жидкостные МБР проигрывали американским твердотопливным, поэтому была создана экспериментальная ракета РТ-1 на твердом топливе. Современные ракетные комплексы оснащаются твердотопливными ракетами, в основе которых МБР РТ-2, созданная Королевым.

Космонавтика

Военные разработки были для Королева условием для дальнейшего освоения космоса. 4 октября 1957 года впервые в истории землян был запущен искусственный спутник. Спустя месяц, 3 ноября на орбиту отправлен второй спутник, на борту которого была собака Лайка. 12 апреля 1961 года в космос полетел Юрий Алексеевич Гагарин.

Сергей Королев и Юрий Гагарин | Коммерсантъ

В реализации этих проектов были задействованы специалисты Совета главных конструкторов, созданного Королевым. При его жизни было успешно осуществлено еще семь полетов пилотируемых кораблей, запущены спутники, космические научные станции и системы.

Памятник Сергею Королеву | Аргументы и Факты

Жизнь главного конструктора оборвалась рано, это случилось 14 января 1966 года. Причиной смерти стала хирургическая операция, во время которой остановилось сердце. После его ухода темпы развития космических программ снизились. Ни в России, ни в США не появился равный ему по масштабу личности и дарования человек.

Личная жизнь

Сергей Королев был дважды женат. Первый раз он женился августе 1931 года на однокласснице Ксении Винцентини, в 1935 году она родила ему дочь.

Сергей Королев с женой Ксенией и дочерью | День Онлайн

В 1948 году семья распалась.

Сергей Королев и Нина Котенкова | Личности

Со второй женой – Ниной Ивановной Котенковой, которая была переводчицей в НИИ-88, он познакомился на работе.

Сергей Павлович Королёв. Через тернии к звёздам

Ровно 50 лет назад, 14 января 1966 года, из жизни ушел выдающийся советский ученый, конструктор и основоположник практической космонавтики Сергей Павлович Королёв. Данный выдающийся отечественный деятель навсегда вошел в историю как создатель советской ракетно-космической техники, который помог обеспечить стратегический паритет и превратил Советский Союз в передовую ракетно-космическую державу, став одной из ключевых фигур в освоении космоса человеком. Именно под непосредственным руководством Королёва и по его инициативе были осуществлены запуски первого искусственного спутника Земли и первого космонавта Юрия Гагарина. Сегодня в России есть город, который был назван в честь выдающегося ученого.

Сергей Королёв был человеком удивительной судьбы. Он мог разбиться на планере, но не разбился. Его вполне могли расстрелять как «врага народа», но приговорили к тюремному сроку. Он мог погибнуть уже в лагерях, но он выжил. Должен был утонуть на корабле в Тихом океане, однако опоздал на судно, которое через 5 дней потерпело катастрофу. Этот великий ученый выжил для того, чтобы в буквальном смысле пройти через тернии к звездам и первым вывести человечество в космос. Наверное, не было на планете другого такого человека, который бы так сильно и преданно любил небо.

Сергей Павлович Королёв родился 12 января 1907 года (30 декабря 1906 года по старому стилю) в городе Житомире в семье учителя русской словесности Павла Яковлевича Королёва и дочери нежинского купца Марии Николаевны Москаленко. Ему было три года, когда семья распалась, и по решению матери его отправили на воспитание к бабушке и дедушке в Нежин, где Сергей прожил до 1915 года. В 1916 году его мать снова вышла замуж и вместе с сыном и новым мужем Георгием Михайловичем Баланиным переехала в Одессу. В 1917 году будущий ученый поступил в гимназию, которую не успел окончить из-за начала революции. Гимназия была закрыта, и на протяжении 4-х месяцев он занимался в единой трудовой школе, а затем получал образование на дому. Он занимался самостоятельно по гимназической программе при помощи отчима и матери, которые оба были учителями, а отчим помимо педагогического имел и инженерное образование.

Еще обучаясь в школе, Сергей Королёв отличался исключительными способностями и большой тягой к новой для того времени авиационной технике. Когда в 1921 году в Одессе был образован отряд гидросамолетов, будущий конструктор ракет всерьез увлекся воздухоплаванием. Он свел знакомство с членами данного отряда и совершил свои первые полеты на гидросамолете, решив стать летчиком. При этом страсть к небу перемежалась у него работой в школьной производственной мастерской, где будущий конструктор научился работать за токарным станком, он вытачивал детали очень сложной формы и конфигурации. Эта «столярная» школа очень пригодилась ему в будущем, когда он начал строить свои собственные планеры.

При этом будущий конструктор ракет сумел получить среднее образование не сразу, у него не было для этого условий. Только в 1922 году в Одессе была открыта стройпрофшкола, в которой на тот момент преподавали лучшие учителя. В нее и поступил 15-летний Сергей. Прекрасная от природы память позволяла Королёву запоминать наизусть целые страницы текста. Учился будущий конструктор очень прилежно, можно сказать, увлеченно. Его классный руководитель говорила про него матери: «Парень с царем в голове». В строительной профессиональной школе он обучался с 1922 по 1924 годы, занимаясь параллельно во многих кружках и на различных курсах.

Читайте также:
Ольга Фреймут - биография, личная жизнь, фото, видео

В 1923 году правительство обратилось к народу с призывом создать в стране свой Воздушный флот. На Украине было образовано Общество авиации и воздухоплавания Украины и Крыма (ОАВУК). Сергей Королёв сразу же стал членом данного общества и начал усиленно заниматься в одном из его планерных кружков. В кружке он даже сам читал рабочим лекции по планеризму. Знания по истории авиации и планеризму Королёв приобрел самостоятельно, читая специализированную литературу, в том числе книга на немецком языке. Уже в возрасте 17 лет он разработал проект летательного аппарата оригинальной конструкции, «безмоторного самолета К-5».

В 1924 году Сергей Королёв поступил в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники, всего за 2 года он освоил в нем общие инженерные дисциплины и стал настоящим спортсменом-планеристом. Осенью 1926 года Королёв перевелся в Московское высшее техническое училище (МВТУ) имени Баумана, где обучался на аэромеханическим факультете. Молодой студент учился всегда со свойственным ему трудолюбием, много времени он занимался самостоятельно, посещая техническую библиотеку. Особой популярностью в те годы пользовались лекции молодого 35-летнего авиаконструктора Туполева, который читал студентам вводный курс по самолетостроению. Уже тогда Туполев заметил выдающиеся способности Сергея и в дальнейшем считал Королёва одним из лучших своих учеников.

Во время учебы в Москве Сергей Королёв уже был достаточно хорошо известен как молодой и перспективный авиационный конструктор, опытный планерист. Начиная с 4-го курса, он совмещал учебу и работу в КБ. С 1927 по 1930 годы принимал участие во Всесоюзных планерных соревнованиях, которые проходили на территории Крыма под Коктебелем. Здесь Королёв летал сам, а также представлял модели своих планеров, в том числе СК-1 «Коктебель» и СК-3 «Красная звезда».

Огромное значение на жизнь Сергея Королёва оказала его встреча с Циолковским, которая произошла в Калуге в 1929 году по дороге из Одессы в Москву. Эта встреча предопределила дальнейший жизненный путь ученого и конструктора. Беседа с Константином Эдуардовичем произвела на молодого специалиста неизгладимое впечатление. «Циолковский потряс меня тогда своей непоколебимой верой в возможность космоплавания, — много лет спустя вспоминал конструктор, — я ушел от него с одной единственной мыслью: строить ракеты и летать на них. Всем смыслом жизни для меня стало одно — пробиться к звездам».

В 1930 году он начинает работать в Центральном КБ завода имени Менжинского, а с марта следующего года становится старшим инженером по летным испытаниям в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ). В том же 1931 году он принимает участие в организации ГИРД — Группы изучения реактивного движения, которую возглавит уже в 1932 году. Под руководством Сергея Королёва были осуществлены первые запуски советских ракет на гибридном двигателе «ГИРД-9», которые состоялись в августе 1933 года, а также на жидком топливе «ГИРД-X» в ноябре того же года. После того, как в конце 1933 года произошло слияние ленинградской Газодинамической лаборатории (ГДЛ) и московского ГИРДа и был создан Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ), Сергей Королёв был назначен его замдиректора по научной части, а начиная с 1934 года, он стал руководителем отдела ракетных летательных аппаратов.

В 1934 году вышла в свет первая печатная работа Сергея Королёва, которая называлась «Ракетный полет в стратосфере». Уже в этой книге конструктор предупреждал о том, что ракета является очень серьезным оружием. Образец книги он послал и Циолковскому, который назвал книгу содержательной, разумной и полезной. Уже тогда Королёв мечтал, как можно более плотно заняться постройкой ракетоплана, но задумкам его не суждено было тогда осуществиться. Осенью 1937 года волна репрессий, захлестнувших Советский Союз, докатилась и до РНИИ.

Королёва арестовали по ложному обвинению 27 июня 1938 года. 25 сентября он был включен в список лиц, подлежащих суду Военной коллегии Верховного суда СССР. В списке он проходил по первой категории, что значило: рекомендуемая органами НКВД мера наказания — расстрел. Список был утвержден лично Сталиным, так что приговор можно было считать практически утвержденным. Однако Королёву «повезло», он был приговорен к 10 года лагерей. До этого он год провел в Бутырской тюрьме. По некоторым данным, будущий покоритель космоса подвергался серьезным пыткам и избиениям, в результате которых у него была сломана челюсть. На Колыму конструктор попал 21 апреля 1939 года, где трудился на золотом прииске Мальдяк Западного горнопромышленного управления, при этом конструктор ракетных двигателей был занят на «общих работах». 2 декабря 1939 года Королёв был направлен в распоряжение Владлага.

Лишь 2 марта 1940 года он вновь оказался в Москве, был вторично судим, на этот раз его приговорили к 8 годам лагерей, направив в новое место заключения — в московскую специальную тюрьму НКВД ЦКБ-29, в которой под руководством своего учителя Туполева он принимал участие в разработке бомбардировщиков Ту-2 и Пе-2, одновременно с этим инициировав работы по созданию управляемой аэроторпеды и нового варианта ракетного истребителя-перехватчика. Данные работы стали причиной его перевода в 1942 году в другое КБ, но также тюремного типа — ОКБ-16, которое работало в Казани при авиазаводе №16. Здесь осуществлялись работы над созданием ракетных двигателей новых типов, которые в дальнейшем планировалось использовать в авиационной промышленности. После начала войны Королёв просился отправить его летчиком на фронт, но Туполев, который к тому моменту уже хорошо узнал и оценил его, не отпустил, заявив: «А кто буде самолеты строить?».

Читайте также:
Василий Сухомлинский, биография, история жизни, причины известности, творчество

Сергея Павловича досрочно освободили только в июле 1944 года по личному указанию Сталина, после чего еще один год он продолжал работать в Казани. Крупный специалист в области авиационного оборудования Л. Л. Кербер, трудившийся в ЦКБ-29, отмечал, что Королёв был циником, скептиком и пессимистом и довольно мрачно смотрел в будущее, приписывая конструктору фразу «Хлопнут без некролога». Вместе с тем существует высказывание и летчика-космонавта Алексея Леонова, который отмечал, что Королёв никогда не был озлоблен и никогда не жаловался, не опускал рук, никого не проклинал и не ругал. На это у конструктора просто не было времени, он прекрасно понимал, что озлобленность вызовет в нем не творческий порыв, а лишь его угнетение.

После завершения Великой Отечественной войны, во второй половине 1945 года Сергей Королёв в составе группы специалистов был отправлен в Германию в командировку, где занимался изучением немецкой техники. Особый интерес для него представляла, конечно же, немецкая ракета V-2 (Фау-2). В августе 1946 года конструктор приступает к работам в подмосковном Калининграде, где становится главным конструктором ракет дальнего радиуса действия и начальником отдела №3 при НИИ-88 по их разработке.

Первой задачей, которая была поставлена правительством перед Королёвым как главным конструктором и всеми организациями, занимающимися на тот момент времени ракетным вооружением, была разработка советского аналога немецкой ракеты Фау-2 из отечественных материалов. При этом уже в 1947 появилось новое постановление правительства о создании новых баллистических ракет с большей, чем у Фау-2, дальностью полета — до 3-х тысяч км. В 1948 году Королёв проводит летно-конструкторские испытания первой советской баллистической ракеты Р-1 (аналог Фау-2) и в 1950 году сдает ракету на вооружение. В течение следующих нескольких лет он трудится над различными модификациями данной ракеты. В течение только одного 1954 года он завершил работу над ракетой Р-5, наметив сразу пять ее возможных модификаций. Также была завершена работа над ракетой Р-5М, оснащенной ядерным боевым зарядом. Помимо этого, он работал над ракетой Р-11 и ее морским вариантом, все более четкие очертания приобретала и его будущая межконтинентальная ракета Р-7.

Работы над межконтинентальной двухступенчатой ракетой Р-7 были завершены в 1956 году. Это была ракета с дальностью полета 8 тысяч километров и отделяемой головной частью массой до 3-х тонн. Ракета, созданная под непосредственным руководством Сергея Павловича, была успешно испытана в 1957 году на специально построенном для этих целей полигоне №5, расположенном в казахской степи (сегодня это космодром Байконур). Модификация данной ракеты Р-7А, обладавшая увеличенной до 11 тысяч километров дальностью пуска, находилась на вооружении РВСН Советского Союза с 1960 по 1968 годы. Также стоит отметить тот факт, что в 1957 году Королёвым были созданы первые баллистические ракеты на стабильных компонентах топлива (мобильного наземного и морского базирования); конструктор стал настоящим первопроходцем в этих новых и очень важных направлениях развития ракетного вооружения.

4 октября 1957 года спроектированная Сергеем Королёвым ракета вывела на земную орбиту первый в истории искусственный спутник. С этого дня берет свое начала эра практической космонавтики, а Королёв становится отцом этой эры. Первоначально в космос отправляли лишь животных, но уже 12 апреля 1961 года конструктор вместе со своими коллегами и единомышленниками осуществляет успешный запуск космического корабля «Восток-1», на борту которого находился первый космонавт планеты Юрий Гагарин. С этого полета, которого не было бы без Королёва, начинается эра пилотируемой космонавтики.

Также с 1959 года Сергей Королёв осуществлял руководство программой по исследованию Луны. В рамках этой программы к естественному спутнику Земли было выслано несколько КА, в том числе аппаратов с мягкой посадкой. При проектировании аппарата для посадки на лунной поверхности было много споров о том, что она из себя представляет. В то время общепринятой была гипотеза, выдвинутая астрономом Томасом Голдом, согласно которой Луна была покрыта толстым слоем пыли из-за микрометеоритной бомбардировки. Но Королёв, который был знаком с другой гипотезой — советского вулканолога Генриха Штейнберга, приказал считать лунную поверхность твердой. Его правота была подтверждена в 1966 году, когда на Луне совершил мягкую посадку советский аппарат «Луна-9».

Еще одной интересной историей из жизни великого ученого и конструктора стал эпизод с подготовкой автоматической станции для отправки к одной из планет солнечной системы. При ее создании конструкторы столкнулись с проблемой лишнего веса исследовательской аппаратуры на борту станции. Сергей Королёв изучил чертежи станции, после чего осуществил проверку прибора, который должен был передать на Землю информацию о наличии или отсутствии органической жизни на планете. Он вывез прибор в выжженную казахскую степень неподалеку от космодрома и прибор передал по радио сигнал, что на Земле нет жизни, что и послужило поводом для исключения этого ненужного оборудования из состава оснащения станции.

При жизни великого конструктора на космических кораблях его конструкции в космосе успело побывать 10 космонавтов, помимо Гагарина, был осуществлен выход человека в открытый космос (это сделал Алексей Леонов 18 марта 1965 года). Под непосредственным руководством Сергея Королёва в СССР был создан первый космический комплекс, многие геофизические и баллистические ракеты, запущены первые в мире межконтинентальная баллистическая ракета, ракета-носитель «Восток» и ее модификации, искусственный спутник Земли, осуществлены полеты космических кораблей «Восток» и «Восход», разработаны первые космические аппараты серий «Луна», «Венера», «Марс», «Зонд», разработан космический корабль «Союз».

Читайте также:
Зеленский Владимир Александрович - отзывы, мнение, рейтинг

Сергей Павлович Королёв ушел из жизни довольно рано — 14 января 1966 года в возрасте всего 59 лет. По всей видимости, здоровье конструктора все-таки было подорвано на Колыме и несправедливое обвинение (в 1957 году он был полностью реабилитирован) наложило отпечаток на его здоровье. К этому моменту Королёв уже успел многое сделать для осуществления своей мечты по покорению космоса, он реализовал ее на практике. Но некоторые проекты, например лунная программа СССР, оказались нереализованными. Лунный проект был свернут после смерти выдающегося конструктора.

В 1966 году Академия наук Советского Союза учредила золотую медаль «За выдающиеся заслуги в области ракетно-космической техники» имени Сергея Павловича Королёва. В Житомире, Москве и на Байконуре ему были установлены памятники. Память конструктора увековечили большим количеством названных в его честь улиц, а также мемориальным домом-музеем. В 1996 году подмосковный город Калининград был переименован в наукоград Королёв в честь работавшего здесь выдающегося конструктора ракетной техники. Также в его честь были названы перевал на Тянь-Шане, крупный лунный кратер и астероид. Так что имя Сергея Королёва продолжает жить не только на Земле, но и в космосе.

Королев Сергей Павлович: что сделало его знаменитым?

Когда американский президент поинтересовался у конструктора ракетно-космической техники США Вернера фон Брауна о причине опережения ослабленного войной СССР освоения космического пространства, тот ответил: «Потому что у нас нет Королева». Надо ли продолжать, кто такой Королев Сергей Павлович?!

Личность конструктора

Тяга к освоению атмосферы, стратосферы и выхода в космическое пространство проявилась в будущем академике с детства и сопровождала всю жизнь, превращая мечту в действительность. Кем же был Королев Сергей Павлович – фантастическим мечтателем или одаренным изобретателем, произнося фразу: «Скоро в космос люди будут летать по профсоюзным путевкам»?

Недюжинные способности к авиационной технике открылись у Сергея еще в подростковом периоде. Два года обучения общим техническим дисциплинам в Киевском политехническом институте и практические достижения в пилотировании планеров послужили основанием для перевода в МВТУ им. Баумана. Конструктором спроектированы летательные аппараты для фигур высшего пилотажа, успешно претворившиеся в реальность. Легкий самолет СК-4 – дипломный проект Королева под руководством А.Н. Туполева, продемонстрировал рекордную дальность полета.

Встреча с непонятым в то время К.Э. Циолковским навсегда «заразила» Сергея Королева – талантливого авиаконструктора, воплощением идей в теории к практическому применению в технике, чем прославился долгие годы спустя. Фурор в мировой космонавтике, достигнутый паритет с США в вопросах технической оснащенности, абсолютный приоритет в освоении космического пространства – перечень, чем известен ученый в мире.

Начало трудовой деятельности

Карьера молодого талантливого выпускника МВТУ началась головокружительно. Созданная совместно с Цандером исследовательская лаборатория в 1932 году превращается в конструкторское бюро по разработке ракет. Год спустя на базе лаборатории основывается Реактивный НИИ, где 26-летний конструктор занимает должность заместителя. Однако творческим амбициям не суждено найти удовлетворения из-за расхождения взглядов на науку с руководством, вследствие чего был переведен на должность рядового инженера.

В 1938 году конструктор арестован по стандартной 58-ой статье, как враг народа представителями НКВД, кем был приговорен к 10-ти годам заключения.

После Бутырки в Москве ученый прошел следующий путь:

  • 1939 – работы на общих основаниях на Колыме.
  • 1940 – разработка военных бомбардировщиков и перехватчиков под руководством также заключенного Туполева в Московской специальной тюрьме.
  • 1942 – проектирование новых двигателей для баллистических ракет в тюремном КБ при Казанском авиационном заводе.
  • 1944 – досрочное освобождение без реабилитации.

По воспоминаниям очевидцев, пройдя сталинские репрессии, подорвавшие здоровье, Королев стал скептиком и пессимистом с любимой фразой: «Хлопнут без некролога».

Однако, по мнению космонавта Леонова Королев не обозлился, поскольку на обиды и озлобленность, снижающую работоспособность, у него не оставалось времени.

Заслуги перед человечеством

Кто такой бы был Королев Сергей Павлович без покорения космоса? Зачем вставал истощенный и измученный пытками в лагерях с земли? Затем, чтобы преодолеть ее притяжение созданием техники, развивающей космическую скорость.

4 октября 1957 года сконструированная ученым баллистическая ракета вывела на земную орбиту первый в мире искусственный спутник, принесший шумный фурор стране Советов. Звонкие позывные малого по величине тела разнеслись повсеместно «как воплощение дерзновенной мечты человечества», — вспоминал впоследствии академик.

Ученый не останавливался на достигнутом, поразив планету вторично 12 апреля 1961 года реализацией полета человека в космос. Первым космонавтом стал гражданин СССР Ю. Гагарин. Королев продолжал освоение космического пространства запуском кораблей с увеличением длительности полета, выходом в открытый космос, реализованный А.Леоновым, и изучением влияния невесомости на женский организм посредством полета В.Терешковой.

Что вдохновляло академика Королева Сергея Павловича на новые заслуги перед человечеством? Жажда славы и почестей? Вряд ли. По воспоминаниям Валентины Терешковой: «Он нас крепко ругал, потому что крепко любил». Проверка состояния готовности космонавтов по физическим параметрам и пребывание на тренировках тому подтверждение. И еще он очень сильно любил, подобно собственным детям, создаваемые ракеты и корабли, возможно, потому так успешно бороздившие космическое пространство.

Проекты ученого

Внезапная смерть на операционном столе не дала возможность осуществить творческие замыслы и проекты. Среди них:

  • Лунный проект, предусматривающий выход человека на поверхность Луны.
  • Проект орбитальной станции, включающий длительное нахождение людей в космическом пространстве с отсеком, где можно пребывать без скафандров, проводя анализ.
  • Проект освоения красной планеты – Марса, разрабатывая сверхтяжелую межпланетную ракету.

Кто такой Королев было неизвестно человечеству до смерти ученого. Существует версия, по которой личностью академика заинтересовался Нобелевский Комитет, звонивший по этому вопросу Хрущеву. Но глава государства сослался на победу советского народа и социалистического строя. Однако присвоение имени ученого специализированным учреждениям, улицам, городам и даже кратерам на обратной стороне Луны и на Марсе красноречиво свидетельствуют, чем знаменит Королев, вписавший навсегда свое имя в скрижали истории подчинения Космоса Человеку.

Читайте также:
Вячесла́в Макси́мович Черново́л (Чорнови́л) - отзывы, мнение, рейтинг

Космическая любовь. Женщины и ракеты Сергея Королёва

Этот человек выжил, чтобы, пройдя через тернии, первым вывести человечество к звездам. Его имя – Сергей Павлович Королёв. Наверное, не было до него на Земле другого такого человека, который бы так любил небо. И женщин.

Любовь и космос

Даже первый поцелуй с девушкой его мечты случился у него на крыше. Он жил тогда в Одессе. У Ксении Винцентини, или у Ляли, как все ее звали, всегда было много поклонников. Сережка Королев – лишь один из них. Но он старался сделать все, чтобы она стала только его девушкой: и вверх ногами вокруг нее ходил, и под баржей в море проплывал, и даже на краю крыши двухэтажного одесского морга сделал ради нее стойку на руках. Видимо, все это произвело на Лялю необходимое впечатление. И тут, прямо на крыше, она наконец-то позволила ему впервые себя поцеловать.

Уезжая учиться на авиационном отделении Киевского политехнического института, Сережка сделал ей предложение. Она ответила, что, хотя и любит его, выходить замуж не собирается до тех пор, пока не выучится, чтобы зарабатывать самостоятельно.

Получилось так, что он учился в Киеве, потом в МВТУ в Москве, а она в Харькове, на врача. После института Ксению распределяют работать в Донбасс. Бывая там, Королев вновь пытается добиться Лялиного согласия на брак. Она вновь отказывается, ссылаясь на новую причину: какой смысл выходить замуж, если все равно придется два-три года жить врозь, пока отработаешь по распределению. И Королев решает добиться от начальства, чтобы Ксению отпустили досрочно. В конце концов в августе 1931-го она становится его женой, а вскоре он все-таки увозит ее в Москву.

Но вот загадка: как только Королев добивается того, о чем мечтал все эти 7 лет, он быстро теряет интерес к жене и начинает увлекаться другими женщинами. Рассказывали такую историю: “Однажды Ляля чистила пиджак Сергея. И вдруг. из кармана выпали два билета в Большой театр. Королев о них ничего не говорил. Значит, решила Ляля, пойдет с какой-то дамой. А у Ляли был поклонник из высокопоставленных военных. И уговорить его сводить ее в Большой не стоило труда. Столкнулись обе пары в антракте. С Сергеем была красивая брюнетка. Увидев жену, Королев рванул от своей красавицы, словно кот со стола, и сразу стал оправдываться, дескать: “Случайно предложили билеты. Неудобно было отказать. Где мы встретимся после спектакля?” – “А зачем нам встречаться? – спросила Ксения. – Меня проводят”. И посмотрела на своего военного. Тут Королев не выдержал: “Нет. Мы поедем вместе!” Куда он дел свою даму – неизвестно. Но жену из театра увез сам. “

Подобные похождения мужа довели Ксению до того, что все свои чувства весной 1948 г. она вылила в письме матери Королева: “Всю историю нашей любви вы знаете хорошо. Много горя еще до 38-го года (год ареста Королева. – Авт.) пришлось мне пережить, и, несмотря на оставшееся чувство привязанности и какой-то любви к С., я твердо решила. оставить его для продолжения им жизни под его любимым лозунгом “Дайте каждому жить, как ему хочется. “

Сергей Королев и Ксения Винцентини встречались и “числились” в браке четверть века, а жили вместе каких-то 8 лет, да и то урывками. Их дочь Наташа, находившаяся под влиянием матери, узнала об “изменах папы” в 12 лет. На мелкие кусочки изорвала она все его фотографии, какие попались под руку, и заявила, что видеть его больше не желает. Трещина между дочерью и отцом осталась на всю жизнь. Встречались они редко, но чаще всего были как чужие. Не было Королева и на ее свадьбе. В свою очередь, по свидетельству известного летописца космической эры Ярослава Голованова, когда Королев звонил ей с Байконура, чтобы поздравить с днем рождения, она бросала трубку. И он сидел и плакал.

Одиночество

Вторая жена, наверное, могла бы подписаться под многими переполненными болью словами первой.

Чтобы получить представление, как он завязывал отношения со слабым полом и как вел себя дальше, воспользуемся воспоминаниями второй жены, Нины. Она рассказала Ярославу Голованову об этом со всеми подробностями. Итак: “Весной 1947 года в НИИ-88 я была единственная “англичанка”, остальные переводчицы – “немки”. Однажды начальник говорит: “У Королева накопилось много английских журналов. Сходите, он покажет, что перевести. “

Прихожу. Секретарша говорит: “Он занят”. Слышу – говорит по телефону. Разговор закончился, и дверь кабинета приоткрылась: “Вы ко мне? Пожалуйста. Садитесь. ” Представился: “Королев Сергей Павлович”.

– Нина Ивановна, – говорю я. – Безработная переводчица.

– Я так и понял, – улыбнулся Королев и достал кипу английских и американских журналов. – Вот эту статью переведите, пожалуйста.

Я понимала, что сделала плохой перевод, потому что не знала смысла чисто технических терминов. “Да, действительно плохо”, – сказал Королев. Дали мне инженера, с которым я могла бы правильно перевести статью. Опять иду к Королеву. И вот он стал меня вызывать все чаще и чаще. Как-то кладу перед ним перевод, он читает, а сам. берет меня за руку. Я руку отвожу. Помолчал. Спрашивает:

Читайте также:
Богда́н Сильве́стрович Сту́пка - отзывы, мнение, рейтинг

– Что вы делаете в воскресенье?

– Пока у меня нет никаких планов.

– Вы не возражаете отдохнуть вместе?

– А что вы имеете в виду?

– Ну. пойдем в ресторанчик. потанцуем.

– Я не люблю рестораны, но пойдемте, – говорю я, – только куда-нибудь подальше от города.

Его шофер отвез нас в Химки. Гуляли по набережной у Речного вокзала. Потом обедали в ресторане. Немного выпили. И вдруг он так откровенно начал мне рассказывать о своей жизни, о Германии, о семье, в которую решил больше не возвращаться. Я даже растерялась: мы ведь познакомились совсем недавно.

Когда возвращались в Подлипки, спросил, куда меня отвезти. Назвала адрес. К огромному нашему удивлению, оказалось, что мы живем не только в одном доме, но и в одном подъезде: квартира моей мамы – на первом этаже, а Королева – на втором. Поднялись к нему. Что теперь лукавить: я осталась у него в тот первый наш вечер. И, как оказалось, на всю жизнь. Мне было 27. Ему – 40″.

Что было дальше?

Жена сменилась, но Королев снова в бессрочных командировках, и его снова мучает одиночество. Не однажды, как бы извиняясь, Сергей Павлович пишет новой жене о своих трудностях и переживаниях. Пишет, что сказать об этом ему больше некому, так как самый близкий друг и подруга – она! Неслучайно он обязательно добавляет слова: “Ведь мне не с кем об этом поговорить, кроме тебя”. Судя по всему, и новой жене начинают надоедать его “душеизлияния” о вечных проблемах на работе и в душе. И с новой женщиной, которую он так любит, чувствует себя одиноким. Вообще гениям чаще всего не везет в личной жизни. Мне вспоминаются слова Наталии Николаевны Гончаровой Пушкину: “И как же ты мне надоел со своими стихами!” А Королев пишет: “Ну не могу тебе, мой друженька, не написать и не излить свою душу. ” Вечная трагедия гениев.

Досье

С. Королев родился 12 января 1907 года. Под его руководством Группа изучения реактивного движения (ГИРД) 17 августа 1933 г. запустила первую советскую ракету. Потом был Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ), потом – арест. Его обвинили во “вредительстве в составе антисоветской организации”. Сначала дали 10 лет. Потом, в 40-м, срок уменьшили на 2 года. Досиживал он, работая в “туполевской шараге” – КБ за колючей проволокой. За работу, имевшую “важное оборонное значение”, его – по личному письму Берии в адрес Сталина – освободили досрочно в августе 44-го. В сентябре 1945 года Королев был направлен в Германию для изучения опыта гитлеровских инженеров. Вернувшись в январе 1947-го, он быстро и успешно проводит конструирование и испытание собственных ракет, сразу многократно увеличивших мощь Вооруженных сил СССР.

В 1957 году была успешно испытана ракета “Р-7”, при помощи которой вскоре на орбиту был выведен первый в мире искусственный спутник Земли. 12 апреля 1961 года эта же ракета обеспечила полет Гагарина. На ней прорвались во Вселенную и первая женщина-космонавт В. Терешкова, и А. Леонов, совершивший в марте 1965-го первый в истории выход в открытый космос. К сожалению, этот успех стал последним в жизни великого конструктора, в 1966-м он скончался.

Кстати

Среди космонавтов бытует такая легенда: после кремации тела Королева Гагарин и Комаров выпросили часть его праха, чтобы отправить его на межпланетной станции в спецконтейнере с гербом Советского Союза на Луну. Как было на самом деле? Наверное, никто уже не знает. Трагически погиб Комаров. Через год не менее трагически ушел из жизни Гагарин.

Сергей Королев

  1. Сергей Королев: биография
  2. Детство
  3. Образование
  4. Личная жизнь
  5. Пять главных достижений Сергея Королева
  6. Интересные факты

Сергей Королев: биография

Сергей Павлович Королев — выдающийся советский конструктор и ученый XX века, академик АН СССР, основоположник космонавтики, создатель программ и крупнейший специалист в области ракетостроения и кораблестроения.

Сергей Королев родился 12 января 1907 года (по старому стилю 31 декабря 1906) в Житомире. Его отец был учителем, из разночинцев. После распада семьи мальчика отправили в Нежин к родителям матери, где он воспитывался в купеческой семье. С 1917 года он живет в Одессе со своей матерью Марией Николаевной и отчимом Григорием Михайловичем Баланиным. Школьную программу изучал дома, с 1922 по 1924 год учился в строительной школе.

Детство

Раннее детство провёл у дедушки и бабушки в г. Нежине Черниговской области.

Здесь в 1911 г. Сережа в первый раз увидел, как летчик управлял аэропланом, который был похож на грохочущую огромную птицу. Впечатлительный мальчик был потрясен этим зрелищем. То, что увидел, стало зародышем будущего призвания Сергея Королева.

Начальное образование получал сначала в Киевской гимназии, позднее в Одесской. После закрытия гимназии в Одессе учился на дому.

Образование

В 1922 – 1924 гг. обучался в стройпрофшколе. Там сблизился с летчиками Одесского гидроотряда. Юноша трепетно следил за полетом крылатых машин над морем и воображал, как он поднимется на этом чуде в небо. Сергей все летнее время помогал готовить самолеты к полету. Основательно изучив мотор, Королев стал ценным работником, который был готов всегда помочь. Поэтому он понравился всем механикам и летчикам. В 17 лет создал и защитил первый проект безмоторного самолета К-5.

Читайте также:
Олег Владимирович Гороховский - отзывы, мнение, рейтинг

1924 – 1926 гг. обучался в Киевском политехническом институте на факультете авиационной техники.

1926 – 1929 гг. продолжил учиться в Московском высшем техническом училище им. Баумана. В училище спроектировал планеры «Коктебель» и «Жар-птица», проявил себя как способный авиаконструктор. Смело защитил дипломную работу по проекту легкого самолета СК-4. В дальнейшем по проекту Сергея было выпущено несколько самолетов СК-4 и «Красная звезда». На этих самолетах летчик-испытатель В.А.Степанчонок выполнял фигуры высшего пилотажа, мертвую петлю, на VII Всесоюзном планерном слете в Коктебеле в 1930 г.

Личная жизнь

Сергей Королев был дважды женат. Первый раз он женился августе 1931 года на однокласснице Ксении Винцентини, в 1935 году она родила ему дочь.

В 1948 году семья распалась.

Со второй женой – Ниной Ивановной Котенковой, которая была переводчицей в НИИ-88, он познакомился на работе.

Пять главных достижений Сергея Королева

БАЛЛИСТИЧЕСКИЕ РАКЕТЫ

В августе 1946 года Королев был назначен главным конструктором Особого конструкторского бюро № 1 (ОКБ-1), созданного в подмосковном Калининграде (в 1996 году город был переименован в Королев). Королев был начальником отдела № 3 НИИ-88 по разработке баллистических ракет дальнего действия.

В 1948 году Королев уже начал летно-конструкторские испытания баллистической ракеты Р-1 (аналога «Фау-2») и в 1950 году успешно сдал ее на вооружение. В 1956 году им была создана двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 с отделяющейся головной частью массой 3 тонны и дальностью полета 8 тыс. километров. Ракета была успешно испытана в 1957 году на построенном для этой цели полигоне № 5 в Казахстане (ныне космодром Байконур).

В том же году ученым были созданы первые баллистические ракеты на стабильных компонентах топлива (мобильного наземного и морского базирования).

Королев стал первопроходцем в этих важнейших направлениях ракетного вооружения. Он обеспечил СССР наличие стратегического ядерного ракетного вооружения, которое стало надежным щитом страны.

ПЕРВЫЙ ИСКУССТВЕННЫЙ СПУТНИК ЗЕМЛИ

В 1955 году Королев вместе с учеными Келдышем и Тихонравовым вышел в правительство с предложением о выведении в космос при помощи ракеты Р-7 искусственного спутника Земли (ИСЗ). Правительство поддержало эту инициативу.

Для реализации пилотируемых полетов и запусков автоматических космических станций Королев разработал на базе боевой ракеты семейство совершенных трехступенчатых и четырехступенчатых носителей. 4 октября 1957 года был запущен на околоземную орбиту первый в истории человечества искусственный спутник Земли. Его полет имел ошеломляющий успех и создал Советскому Союзу высокий международный авторитет.

АППАРАТЫ ДЛЯ ПОЛЕТА НА ЛУНУ

В 1959 году советские ученые под руководством Королева создают и запускают три автоматических космических аппарата к Луне. Первый и второй — для доставки на Луну вымпела Советского Союза, третий — с целью фотографирования обратной (невидимой) стороны Луны.

Первым аппаратом, пролетевшим рядом с Луной, стала советская автоматическая межпланетная станция «Луна-1». Это произошло 2 января 1959 года. А первым аппаратом, достигшим Луны, стала станция «Луна-2» — это произошло 13 сентября 1959 года.

Таким образом, Королев обеспечил Советскому Союзу лидерство в лунной гонке.

ЧЕЛОВЕК В КОСМОСЕ

Полет Юрия Гагарина по околоземной орбите 12 апреля 1961 года стал возможен благодаря усилиям Королева. Именно он создал первый пилотируемый космический корабль «Восток-1», доставивший Гагарина на орбиту.

За подготовку первого полета человека в космос Королев был вторично удостоен звания Героя Социалистического Труда.

ПРОЕКТ ОРБИТАЛЬНОЙ СТАНЦИИ

Продолжая развивать программу пилотируемых околоземных полетов, ученый начинает реализовывать свои идеи о разработке пилотируемой ДОС (долговременная орбитальная станция). Ее прообразом явился принципиально новый космический корабль «Союз». В состав этого корабля входил бытовой отсек, где космонавты могли долгое время находиться без скафандров и проводить научные исследования. В ходе полета предусматривались также автоматическая стыковка на орбите двух кораблей «Союз» и переход космонавтов из одного корабля в другой через открытый космос в скафандрах.

Королев ушел из жизни раньше, чем его идеи были воплощены в космических кораблях «Союз».

Интересные факты

Факт 1

В 17 лет он уже разработал проект летательного аппарата оригинальной конструкции — «безмоторного самолета К-5».

Факт 2

В 1938 г. по ложному обвинению С. П. Королёв был арестован и осужден на 10 лет. Но несмотря на все трудности лагерной жизни принимает активное участие в создании и производстве фронтового бомбардировщика Ту-2, аэроторпеды и ракетного перехватчика.

Факт 3

Возвращаясь с Колымы в Москву, в Магадане Королёв не попал на пароход «Индигирка» по причине занятости всех мест. Это спасло жизнь Королёву: следуя из Магадана во Владивосток пароход «Индигирка» попал в шторм и затонул у острова Хоккайдо.

Факт 4

Среди космонавтов бытует такая легенда: после кремации тела Королева Гагарин и Комаров выпросили часть его праха, чтобы отправить его на межпланетной станции в спецконтейнере с гербом Советского Союза на Луну. Как было на самом деле? Наверное, никто уже не знает. Трагически погиб Комаров. Через год не менее трагически ушел из жизни Гагарин.

Факт 5

Имя Королёва не упоминалось ни в новостях при запуске первого спутника, ни при полёте Гагарина. Лишь после смерти именем Королёва стали называться улицы, ему устанавливались памятники, сам он был похоронен у Кремлёвской стены.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: