Серге́й Па́влович Королёв – отзывы, мнение, рейтинг

«Я не боюсь трудностей». Сергей Павлович Королев

14 января 1966 года не стало Сергея Павловича Королева — отца советской космонавтики

«…Надо рассказывать о многих десятках людей»

«…Просторный зал с окнами, выходящими в обширный двор, занесенный снегом… Слышу знакомый, чуть глуховатый голос С. П. Королёва:

Кабинет небольшой. По стенам — деревянные панели. Скупой солнечный луч проходит через окно и застывает на столе, на котором ни одного предмета. Нет даже календаря. Позади на стене маленькая доска. Тряпка, мел. На коричневом поле ее — следы написанных цифр. Сбоку в углу — столик с телефонным пультом. Бронзовый бюст В. И. Ленина. Справа от меня, на специальной подставке,- глобус Луны. Слева на шкафу — модель первого искусственного спутника Земли.

Начинается незначительный разговор, который порой необходим, как ступеньки, ведущие к главной теме. Естественно, что речь заходит о космических проблемах и, неожиданно, о космическом дневнике, который я веду несколько лет.

К о р о л ё в. Наш разговор — очередная страница вашего дневника?

А в т о р. Не скрою. Если бы вы рассказали хотя бы кратко свою биографию!

К о р о л ё в. А почему мою биографию? (В голосе недовольные нотки.)

А в т о р. Вы — Главный конструктор.

К о р о л ё в. Вот что я попрошу…

Ученый вышел из-за стола, прошелся по комнате и остановился возле меня. Я встал…

К о р о л ё в. В одном из репортажей кто-то из вас, журналистов, написал примерно так: «Главный конструктор — мозг, душа, сердце всего дела». Да, я один из руководителей. Но не забывайте: все, что сделано, делается и будет сделано по созданию ракет-носителей, космических кораблей, подготовке космонавтов,- это результат усилий значительной группы ученых, конструкторов, людей подлинного таланта. Прошу это всегда помнить… Надо рассказывать о многих десятках людей, о многих десятках ученых, воспитанных нашим народом…

С некоторыми из них я знакомил вас, говорил о них. Сергей Павлович называл фамилии, а я думал: да, действительно говорил…

А в т о р. А может, все-таки разрешите начать с вас, Сергей Павлович?

К о р о л ё в. Одно из ярких воспоминаний моей жизни — это встреча с Константином Эдуардовичем Циолковским… Шел 1929 год. Мне было тогда что-то около двадцати трех. Вместе с друзьями мы уже в то время увлекались планеризмом, самолетостроением, разрабатывали небольшие собственные конструкции…

Приехали мы в Калугу утром. В деревянном доме встретил нас высокий старик в темном костюме. В руках его был слуховой аппарат в виде рупора из жести. Он прикладывал его к уху, но просил говорить негромко. Запомнились удивительно ясные глаза. Говорил Циолковский энергично, обстоятельно. Минут за тридцать он изложил нам суть своих взглядов. Не ручаюсь за точность сказанного, но запомнилась мне одна фраза. Когда я, с присущей молодости горячностью, заявил, что отныне моя цель — пробиться к звездам, Циолковский улыбнулся и сказал:

— Это очень трудное дело, молодой человек, поверьте мне, старику. Это дело потребует знаний, настойчивости, терпения и, быть может, всей жизни…

— Я не боюсь трудностей,- ответил я тогда.

— Ну вот и отлично. Начните с того, что перечитайте все мои работы, которые вам необходимо знать на первых порах. Прочтите их с карандашом в руках. Я всегда готов помочь вам.

На прощание Константин Эдуардович подарил мне несколько своих книг, изданных в Калуге. Я был счастлив!

Признаться, ряд произведений К. Э. Циолковского я тогда еще не читал. Издавались они редко и маленькими тиражами. Найти их было нелегко. Когда нам удалось организовать ГИРД, я с радостью занялся опытами. У нас подобрался замечательный коллектив энтузиастов…

Сергей Павлович на минуту умолк, положил на стол свои руки и задумался. Видимо, вспомнил давние годы, когда он вместе с товарищами-энтузиастами работал над первыми ракетами. Многие из его друзей стали видными учеными, многие приняли участие в создании первых искусственных спутников Земли, космических кораблей, ракетно-космических систем.

К о р о л ё в. Собственно говоря, после взволновавшей нас встречи с Циолковским мы с друзьями и начали активные действия и даже кое-какие практические опыты.

А в т о р. Если можно, расскажите о них.

К о р о л ё в. Как известно, энергетическим элементом космических ракет являются ракетные двигатели в основном на жидком топливе, или так называемые ЖРД — жидкостные ракетные двигатели. Наши исследования прежде всего шли именно в этом направлении. Нам необходимо было топливо, способное дать такое количество энергии, которое может оторвать ракету от Земли… Приведу один пример: килограмм определенного топлива при сгорании выделяет, допустим, тысячу калорий, а, например, водород и кислород на каждый килограмм смеси — раза в три больше… Замечу, что идея рождения ракетного двигателя, работающего на жидком топливе, полностью принадлежит нашему великому соотечественнику К. Э. Циолковскому.

— Будем, пожалуй, все же заканчивать нашу затянувшуюся беседу. В заключение мне хочется сказать; то, чего мы добились в освоении космоса,- это заслуга не отдельных людей, это заслуга всего народа…

Потом были еще встречи. И трудно сейчас сказать, какая из них привела к мысли написать книгу. Все они свежи в памяти. Как сейчас, слышу неторопливый, такой знакомый голос С. П. Королева:

— Не забывайте: все, что сделано, делается и будет сделано по созданию ракет-носителей, космических кораблей, подготовке космонавтов,- это результат усилий значительной группы ученых, конструкторов, людей подлинного таланта. Прошу это всегда помнить. » «Конструкторы» , А.П. Романов и В.С. Губарев – М.: Изд-во полит. литературы, 1989. («На пользу всему человечеству»)

Первый планер

Сергей Павлович Королев родился под новый 1907 год в Житомире в семье преподавателя Житомирской гимназии. Во время обучения в школе он вступил в летное общество, активно участвовал в его работе и спроектировал свой первый планер.

В 1926 г. в связи в переездом в Москву Сергей Королев перевелся из Киевского политехнического института в Московское высшее техническое училище, он продолжал конструировать, работал на предприятиях авиационной промышленности. Большое влияние на его работу оказали труды К.Э. Циолковского, дипломную работу он писал под руководством А.Н. Туполева.

Читайте также:
Дубилет Дмитрий Александрович - отзывы, мнение, рейтинг

Сергей Королев организовал первую в стране ракетную группу, руководил разработкой, строительством и испытаниями опытных ракет, ракетопланов, ракетных самолетов: в1936 г. он создал конструкцию ракетоплана «318-1».

Черная полоса

В 1938 г. по необоснованным Сергея Павловича репрессировали, он был осужден, первую часть срока отбыл на Колыме, однако во время Великой Отечественной войны был возвращен в конструкторское бюро особого режима.

«Черная полоса возникла и в судьбе Сергея Королева. В 1938 году по навету «доброжелателя» его арестовали. Затем последовали очные ставки, пытки, стремление любой ценой выбить компромат на себя, своих товарищей. Сергей Павлович прошел через круги ада. Молодой, блестящий конструктор, верой и правдой служивший социалистическому Отечеству, был осужден «…за участие в террористической и диверсионно-вредительской троцкистской организации, действовавшей в научно-исследовательском институте N 3 Народного комиссариата оборонной промышленности. За срыв отработки и сдачи на вооружение Рабоче-Крестьянской Красной Армии новых образцов вооружения…»
Кроме тюремного заключения, его еще и «понизили в правах сроком на пять лет с конфискацией всего имущества». Здравому рассудку нынче не под силу постичь логику вердикта. Если учесть, что Сергей Королев дни и ночи проводил в лабораториях, на практике выверял и совершенствовал летные параметры «изделий». Абсурд обвинения тем очевиднее, что буквально в канун ареста он участвовал в испытаниях «дальнобойной крылатой ракеты». В кризисной «нештатной» ситуации проявил мужество, истинно волевые качества. Был ранен в голову, госпитализирован…

Надо особо подчеркнуть, что после ареста Сергея Павловича Королева прорывные разработки в области создания жидкостных ракетных двигателей в СССР, по сути, оказались на точке замерзания. Трудно даже представить, сколько потеряла страна в оборонной сфере, в тех областях, которые через годы стали определяющими в достижении ракетно-ядерного равенства с Америкой. Но это понимание властям предержащим придет потом. А два года спустя после ареста Королева перебрасывают к новому месту заключения — ЦКБ-29 НКВД СССР. В известной «научной шарашке» под руководством Андрея Николаевича Туполева шли работы по совершенствованию пикирующего бомбардировщика Ту-2.

Накануне этого события Сергей Павлович обращался с письмом к товарищу Сталину. В основном в нем говорилось о нереализованных планах создать ракетоплан, который в канун возможной войны способен перевернуть прежние представления о боевых качествах летательных аппаратов. Королев не знал, что именно «отец всех времен и народов» еще в период следствия лично одобрил включение фамилии конструктора в «расстрельный список». Но с широко закрытыми глазами Фемида неожиданно дала сбой…
Уже на второй год войны, как свидетельствуют архивы, Сергея Павловича переводят в другую лагерную организацию — при Казанском авиазаводе. Там изучались возможности использования ракетных ускорителей в авиации. Вряд ли снова вспомнили о послании Королева генсеку. Конфигурация самолет-ракета возникла, потому что советскому руководству стало известно о форсированных испытаниях в фашистской Германии новейших образцов «мессершмиттов». О попытках люфтваффе запустить в серию реактивный самолет, на котором в качестве основного двигателя используется ракетный двигатель. Конечно, подобные модели были еще далеки от совершенства. Но в перспективе могли бы обострить проблему господства авиации в воздухе. А это обстоятельство имело едва ли ни определяющее значение на фронтах Великой Отечественной.

Как человек многогранного дарования, Сергей Павлович не только пополнил технологический арсенал для дальнейшего совершенствования тактико-технических характеристик боевых самолетов. Он выдвинул ряд перспективных наработок по проекту нового поколения истребителей-перехватчиков. В частности, умножение потенциалов большей маневренности, лучших пилотажных качеств, а в перспективе — достижения сверхзвуковых скоростей…» (В. Семенов. Космос Сергея Королева. Красная Звезда. )

В эти годы он создал крылатую ракету 212 класса «земля — воздух», разработал конструкцию ракетного ускорителя для боевых самолетов. После освобождения из заключения Сергея Павловича командировали в Германию для изучения немецкой техники.

От Востока к Восходу

Сергей Королев руководил созданием баллистических и геофизических ракет, первых искусственных и специализированных спутников Земли различного назначения, космических кораблей «Восток», «Восход», автоматических межпланетных станций, первым в мире запуском искусственного спутника Земли и полетом пилотируемого космического корабля «Восток» с космонавтом Юрием Гагариным на борту.

Воспоминания коллег сохранили ту бережность и ответственность, с которой он относился к людям:

«Во время полетов разных зверюшек мы заметили, что где-то через четыре-шесть часов они начинали вести себя неадекватно», — рассказал в интервью журналу «Нескучный сад» космонавт Павел Попович, один из шести человек, отобранных для первых полетов в космос – «Становились пассивными, отказывались от еды и воды. Но почему — неизвестно. Причина выяснилась только при полете Германа Титова. Стало ясно, что перед полетом необходимо тренировать вестибулярный аппарат.

Медики собрали в одну методику упражнения на тренировку вестибулярного аппарата, предназначенные для людей самых разных профессий, от балерин до акробатов, придумали приспособления, тренажеры и приборы… И все это обрушилось на нас. Поначалу было довольно тяжко. Но постепенно в ходе тренировок мы дошли до такого уровня, что людям из комиссии, приехавшим нас проверять, становилось плохо, когда они глядели на наши кувыркания. Зато мы чувствовали себя отлично!

Нашей главной задачей было научиться жить в невесомости. В то время о ней же вообще ничего не знали. И Сергей Павлович Королев поставил условие: Попович полетит, только если Николаев будет чувствовать себя хорошо. То есть, если через четыре-шесть часов у него не появится признаков тошноты, мне можно лететь. И когда Николаев полетел первым (я должен был стартовать вслед за ним ровно через сутки), я ему сказал: «Андриян, ты там помирай, а говори, что чувствуешь себя хорошо!» Хотя на земле никого не обманешь — на тебе же датчики висят, фиксирующие твое состояние. Но самочувствие Николаева все время полета было отличное. Тренировок на Земле нам оказалось достаточно. А саму методику подготовки к длительным полетам (от недели и более) мы хранили в большом секрете. У американцев такой методики не было, и некоторые космонавты при длительных полетах чувствовали себя неважно.

Причем Андриян Николаев первым в мире расстегнул привязную систему и вышел из кресла внутри корабля. Мы еле-еле убедили Королева разрешить это сделать, чтобы следующему, Леонову, можно было выходить уже в открытый космос. Королев спорил с нами и говорил Николаеву: «А если ты обратно не сможешь возвратиться в кресло, тогда что? Тебе все равно, ты погибнешь, а я-то на Земле буду мучиться, что разрешил». Николаев, насколько позволял объем корабля «Восток», около часа был в свободном парении, а потом нормально пристегнулся».

Читайте также:
Птушкин Антон Юрьевич - видео

Сражение выигрывает тот, кто принимает решение

Академик Б. Раушенбах так рассказывал о Сергее Павловиче:

«Работать с Королёвым было трудно, но интересно. Повышенная требовательность, короткие сроки и новизна… Он всегда до тонкостей хотел знать проблемы, которые решали его сотрудники, докладывая ему тот или иной вопрос, я нередко слышал: «Не понял, повторите». Это «не понял» не каждый руководитель мог бы себе позволить, боясь уронить свой авторитет в глазах подчиненного. Но подобные человеческие слабости были совершенно чужды Сергею Павловичу. Все наши проекты находили воплощение в ракетной технике, в первую очередь, благодаря С.П., которого никто и ничто не могло остановить, если что-то было ему нужно для дела.

Время — это то, что Королёв ценил больше всего, и которого вечно ему не хватало.

В новой технике, как на войне: сражение выигрывает не тот, кто подает советы, а тот, кто принимает решение…

Королёв говорил, что всегда ждал подтверждающего голоса интуиции, «как третьего звонка»… Как часто он, полагаясь на интуицию, решал спорные вопросы и никогда не ошибался! Он никаким ученым не был.

Еще пишут, что он был великий инженер, — это абсолютная чепуха… потому что он мало чем занимался: нет ни одной теоремы Королёва, ни одной формулы Королёва, Но он обладал и ещё одним удивительным свойством — при недостатке информации всё-таки принимать верное решение… Опять потрясающее чутье, которое его никогда не подводило. Такое дело, каким руководил он, можно было вести только с характером Королёва — характером полководца.

Сергей Павлович был великолепным психологом, не предвзято, не однобоко подходя к человеку. Не делил на «беленьких» и «черненьких», видел людей со всеми их «полосочками» и «крапушками». Это помогало ему в полной мере использовать свой талант вожака, он умел заражать своим настроением окружающих: энтузиазмом, спешкой или, наоборот, спокойствием; словом, тем, что он в этот момент считал нужным для дела.

Считаю, что главным у Королёва было не то, что он что-то придумал или изобрёл. Я в своё время долго размышлял о Королёве и всех тех людях, которые действительно совершили крупные открытия, я бы сказал, открытия общемирового значения, и думал, как их назвать одним словом: великий ученый, великий инженер? Все это ерунда. Великих ученых много, много и великих инженеров. А эти люди были явлениями уникальными. И я, повторяю, не придумал лучшего слова, чем полководец.

Имя ученого переходит из летописи науки в историю человечества лишь при обстоятельствах чрезвычайных, когда решается новая задача, вставшая перед человечеством. Судьба Королёва — главного конструктора космических кораблей — подтверждает эту мысль». ( «Праздные мысли» (очерки, статьи, воспоминания), Борис Раушенбах — М.: АГРАФ, 2003)

Приобщиться таинственной сути Творения мира и жизни во Вселенной

Был ли Сергей Павлович верующим человеком? Его коллега, дважды Герой Советского Союза космонавт Владимир Аксенов в интервью порталу «Православие и мир» рассказал, что это было именно так: « Однажды он негромко спросил нового сотрудника, верит ли тот в Бога. Сотрудник ответил, что верит. Королев сказал: «Ну и правильно». На самом деле все великие ученые, включая и ученых, физиков верующие, наибольшее число верующих — это физики-атомщики »

Святейший Патриарх Алексий в послании участникам торжественного вечера, посвященного 100-летию со дня рождения С.П. Королева сказал: «Достижение новых научных рубежей, открывшихся человечеству с началом непосредственного исследования околоземного пространства, стало возможным во многом благодаря деятельности этого выдающегося ученого и неутомимого труженика.

Его усилиями и трудами единомышленников было заложено основание для дальнейших космических исследований, что дало новый импульс развитию ракетостроения и позволило человеческой мысли приобрести обильный материал для размышления, позволяющего приобщиться таинственной сути Творения мира и жизни во Вселенной.

Это имеет особую ценность для нас, поскольку дерзновенное проникновение в неизведанную дотоле область Божьего мира, открывает нам, по слову Священного Писания, возможность познания творческой Божественной Премудрости, через изучение материального мира: «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим.1:20)».

Скончался С. П. Королев 14 января 1966 г. на шестидесятом году жизни. Урна с его прахом установлена на Красной площади в Кремлевской стене.

Подготовлено по собственным материалам редакции и материалам открытых источников сети Интернет.

Сергей Павлович Королёв. Через тернии к звёздам

Ровно 50 лет назад, 14 января 1966 года, из жизни ушел выдающийся советский ученый, конструктор и основоположник практической космонавтики Сергей Павлович Королёв. Данный выдающийся отечественный деятель навсегда вошел в историю как создатель советской ракетно-космической техники, который помог обеспечить стратегический паритет и превратил Советский Союз в передовую ракетно-космическую державу, став одной из ключевых фигур в освоении космоса человеком. Именно под непосредственным руководством Королёва и по его инициативе были осуществлены запуски первого искусственного спутника Земли и первого космонавта Юрия Гагарина. Сегодня в России есть город, который был назван в честь выдающегося ученого.

Сергей Королёв был человеком удивительной судьбы. Он мог разбиться на планере, но не разбился. Его вполне могли расстрелять как «врага народа», но приговорили к тюремному сроку. Он мог погибнуть уже в лагерях, но он выжил. Должен был утонуть на корабле в Тихом океане, однако опоздал на судно, которое через 5 дней потерпело катастрофу. Этот великий ученый выжил для того, чтобы в буквальном смысле пройти через тернии к звездам и первым вывести человечество в космос. Наверное, не было на планете другого такого человека, который бы так сильно и преданно любил небо.

Сергей Павлович Королёв родился 12 января 1907 года (30 декабря 1906 года по старому стилю) в городе Житомире в семье учителя русской словесности Павла Яковлевича Королёва и дочери нежинского купца Марии Николаевны Москаленко. Ему было три года, когда семья распалась, и по решению матери его отправили на воспитание к бабушке и дедушке в Нежин, где Сергей прожил до 1915 года. В 1916 году его мать снова вышла замуж и вместе с сыном и новым мужем Георгием Михайловичем Баланиным переехала в Одессу. В 1917 году будущий ученый поступил в гимназию, которую не успел окончить из-за начала революции. Гимназия была закрыта, и на протяжении 4-х месяцев он занимался в единой трудовой школе, а затем получал образование на дому. Он занимался самостоятельно по гимназической программе при помощи отчима и матери, которые оба были учителями, а отчим помимо педагогического имел и инженерное образование.

Читайте также:
Юрий Горбунов - биография, личная жизнь, фото, видео

Еще обучаясь в школе, Сергей Королёв отличался исключительными способностями и большой тягой к новой для того времени авиационной технике. Когда в 1921 году в Одессе был образован отряд гидросамолетов, будущий конструктор ракет всерьез увлекся воздухоплаванием. Он свел знакомство с членами данного отряда и совершил свои первые полеты на гидросамолете, решив стать летчиком. При этом страсть к небу перемежалась у него работой в школьной производственной мастерской, где будущий конструктор научился работать за токарным станком, он вытачивал детали очень сложной формы и конфигурации. Эта «столярная» школа очень пригодилась ему в будущем, когда он начал строить свои собственные планеры.

При этом будущий конструктор ракет сумел получить среднее образование не сразу, у него не было для этого условий. Только в 1922 году в Одессе была открыта стройпрофшкола, в которой на тот момент преподавали лучшие учителя. В нее и поступил 15-летний Сергей. Прекрасная от природы память позволяла Королёву запоминать наизусть целые страницы текста. Учился будущий конструктор очень прилежно, можно сказать, увлеченно. Его классный руководитель говорила про него матери: «Парень с царем в голове». В строительной профессиональной школе он обучался с 1922 по 1924 годы, занимаясь параллельно во многих кружках и на различных курсах.

В 1923 году правительство обратилось к народу с призывом создать в стране свой Воздушный флот. На Украине было образовано Общество авиации и воздухоплавания Украины и Крыма (ОАВУК). Сергей Королёв сразу же стал членом данного общества и начал усиленно заниматься в одном из его планерных кружков. В кружке он даже сам читал рабочим лекции по планеризму. Знания по истории авиации и планеризму Королёв приобрел самостоятельно, читая специализированную литературу, в том числе книга на немецком языке. Уже в возрасте 17 лет он разработал проект летательного аппарата оригинальной конструкции, «безмоторного самолета К-5».

В 1924 году Сергей Королёв поступил в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники, всего за 2 года он освоил в нем общие инженерные дисциплины и стал настоящим спортсменом-планеристом. Осенью 1926 года Королёв перевелся в Московское высшее техническое училище (МВТУ) имени Баумана, где обучался на аэромеханическим факультете. Молодой студент учился всегда со свойственным ему трудолюбием, много времени он занимался самостоятельно, посещая техническую библиотеку. Особой популярностью в те годы пользовались лекции молодого 35-летнего авиаконструктора Туполева, который читал студентам вводный курс по самолетостроению. Уже тогда Туполев заметил выдающиеся способности Сергея и в дальнейшем считал Королёва одним из лучших своих учеников.

Во время учебы в Москве Сергей Королёв уже был достаточно хорошо известен как молодой и перспективный авиационный конструктор, опытный планерист. Начиная с 4-го курса, он совмещал учебу и работу в КБ. С 1927 по 1930 годы принимал участие во Всесоюзных планерных соревнованиях, которые проходили на территории Крыма под Коктебелем. Здесь Королёв летал сам, а также представлял модели своих планеров, в том числе СК-1 «Коктебель» и СК-3 «Красная звезда».

Огромное значение на жизнь Сергея Королёва оказала его встреча с Циолковским, которая произошла в Калуге в 1929 году по дороге из Одессы в Москву. Эта встреча предопределила дальнейший жизненный путь ученого и конструктора. Беседа с Константином Эдуардовичем произвела на молодого специалиста неизгладимое впечатление. «Циолковский потряс меня тогда своей непоколебимой верой в возможность космоплавания, — много лет спустя вспоминал конструктор, — я ушел от него с одной единственной мыслью: строить ракеты и летать на них. Всем смыслом жизни для меня стало одно — пробиться к звездам».

В 1930 году он начинает работать в Центральном КБ завода имени Менжинского, а с марта следующего года становится старшим инженером по летным испытаниям в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ). В том же 1931 году он принимает участие в организации ГИРД — Группы изучения реактивного движения, которую возглавит уже в 1932 году. Под руководством Сергея Королёва были осуществлены первые запуски советских ракет на гибридном двигателе «ГИРД-9», которые состоялись в августе 1933 года, а также на жидком топливе «ГИРД-X» в ноябре того же года. После того, как в конце 1933 года произошло слияние ленинградской Газодинамической лаборатории (ГДЛ) и московского ГИРДа и был создан Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ), Сергей Королёв был назначен его замдиректора по научной части, а начиная с 1934 года, он стал руководителем отдела ракетных летательных аппаратов.

В 1934 году вышла в свет первая печатная работа Сергея Королёва, которая называлась «Ракетный полет в стратосфере». Уже в этой книге конструктор предупреждал о том, что ракета является очень серьезным оружием. Образец книги он послал и Циолковскому, который назвал книгу содержательной, разумной и полезной. Уже тогда Королёв мечтал, как можно более плотно заняться постройкой ракетоплана, но задумкам его не суждено было тогда осуществиться. Осенью 1937 года волна репрессий, захлестнувших Советский Союз, докатилась и до РНИИ.

Королёва арестовали по ложному обвинению 27 июня 1938 года. 25 сентября он был включен в список лиц, подлежащих суду Военной коллегии Верховного суда СССР. В списке он проходил по первой категории, что значило: рекомендуемая органами НКВД мера наказания — расстрел. Список был утвержден лично Сталиным, так что приговор можно было считать практически утвержденным. Однако Королёву «повезло», он был приговорен к 10 года лагерей. До этого он год провел в Бутырской тюрьме. По некоторым данным, будущий покоритель космоса подвергался серьезным пыткам и избиениям, в результате которых у него была сломана челюсть. На Колыму конструктор попал 21 апреля 1939 года, где трудился на золотом прииске Мальдяк Западного горнопромышленного управления, при этом конструктор ракетных двигателей был занят на «общих работах». 2 декабря 1939 года Королёв был направлен в распоряжение Владлага.

Лишь 2 марта 1940 года он вновь оказался в Москве, был вторично судим, на этот раз его приговорили к 8 годам лагерей, направив в новое место заключения — в московскую специальную тюрьму НКВД ЦКБ-29, в которой под руководством своего учителя Туполева он принимал участие в разработке бомбардировщиков Ту-2 и Пе-2, одновременно с этим инициировав работы по созданию управляемой аэроторпеды и нового варианта ракетного истребителя-перехватчика. Данные работы стали причиной его перевода в 1942 году в другое КБ, но также тюремного типа — ОКБ-16, которое работало в Казани при авиазаводе №16. Здесь осуществлялись работы над созданием ракетных двигателей новых типов, которые в дальнейшем планировалось использовать в авиационной промышленности. После начала войны Королёв просился отправить его летчиком на фронт, но Туполев, который к тому моменту уже хорошо узнал и оценил его, не отпустил, заявив: «А кто буде самолеты строить?».

Читайте также:
Леонид Макарович Кравчук - отзывы, мнение, рейтинг

Сергея Павловича досрочно освободили только в июле 1944 года по личному указанию Сталина, после чего еще один год он продолжал работать в Казани. Крупный специалист в области авиационного оборудования Л. Л. Кербер, трудившийся в ЦКБ-29, отмечал, что Королёв был циником, скептиком и пессимистом и довольно мрачно смотрел в будущее, приписывая конструктору фразу «Хлопнут без некролога». Вместе с тем существует высказывание и летчика-космонавта Алексея Леонова, который отмечал, что Королёв никогда не был озлоблен и никогда не жаловался, не опускал рук, никого не проклинал и не ругал. На это у конструктора просто не было времени, он прекрасно понимал, что озлобленность вызовет в нем не творческий порыв, а лишь его угнетение.

После завершения Великой Отечественной войны, во второй половине 1945 года Сергей Королёв в составе группы специалистов был отправлен в Германию в командировку, где занимался изучением немецкой техники. Особый интерес для него представляла, конечно же, немецкая ракета V-2 (Фау-2). В августе 1946 года конструктор приступает к работам в подмосковном Калининграде, где становится главным конструктором ракет дальнего радиуса действия и начальником отдела №3 при НИИ-88 по их разработке.

Первой задачей, которая была поставлена правительством перед Королёвым как главным конструктором и всеми организациями, занимающимися на тот момент времени ракетным вооружением, была разработка советского аналога немецкой ракеты Фау-2 из отечественных материалов. При этом уже в 1947 появилось новое постановление правительства о создании новых баллистических ракет с большей, чем у Фау-2, дальностью полета — до 3-х тысяч км. В 1948 году Королёв проводит летно-конструкторские испытания первой советской баллистической ракеты Р-1 (аналог Фау-2) и в 1950 году сдает ракету на вооружение. В течение следующих нескольких лет он трудится над различными модификациями данной ракеты. В течение только одного 1954 года он завершил работу над ракетой Р-5, наметив сразу пять ее возможных модификаций. Также была завершена работа над ракетой Р-5М, оснащенной ядерным боевым зарядом. Помимо этого, он работал над ракетой Р-11 и ее морским вариантом, все более четкие очертания приобретала и его будущая межконтинентальная ракета Р-7.

Работы над межконтинентальной двухступенчатой ракетой Р-7 были завершены в 1956 году. Это была ракета с дальностью полета 8 тысяч километров и отделяемой головной частью массой до 3-х тонн. Ракета, созданная под непосредственным руководством Сергея Павловича, была успешно испытана в 1957 году на специально построенном для этих целей полигоне №5, расположенном в казахской степи (сегодня это космодром Байконур). Модификация данной ракеты Р-7А, обладавшая увеличенной до 11 тысяч километров дальностью пуска, находилась на вооружении РВСН Советского Союза с 1960 по 1968 годы. Также стоит отметить тот факт, что в 1957 году Королёвым были созданы первые баллистические ракеты на стабильных компонентах топлива (мобильного наземного и морского базирования); конструктор стал настоящим первопроходцем в этих новых и очень важных направлениях развития ракетного вооружения.

4 октября 1957 года спроектированная Сергеем Королёвым ракета вывела на земную орбиту первый в истории искусственный спутник. С этого дня берет свое начала эра практической космонавтики, а Королёв становится отцом этой эры. Первоначально в космос отправляли лишь животных, но уже 12 апреля 1961 года конструктор вместе со своими коллегами и единомышленниками осуществляет успешный запуск космического корабля «Восток-1», на борту которого находился первый космонавт планеты Юрий Гагарин. С этого полета, которого не было бы без Королёва, начинается эра пилотируемой космонавтики.

Также с 1959 года Сергей Королёв осуществлял руководство программой по исследованию Луны. В рамках этой программы к естественному спутнику Земли было выслано несколько КА, в том числе аппаратов с мягкой посадкой. При проектировании аппарата для посадки на лунной поверхности было много споров о том, что она из себя представляет. В то время общепринятой была гипотеза, выдвинутая астрономом Томасом Голдом, согласно которой Луна была покрыта толстым слоем пыли из-за микрометеоритной бомбардировки. Но Королёв, который был знаком с другой гипотезой — советского вулканолога Генриха Штейнберга, приказал считать лунную поверхность твердой. Его правота была подтверждена в 1966 году, когда на Луне совершил мягкую посадку советский аппарат «Луна-9».

Еще одной интересной историей из жизни великого ученого и конструктора стал эпизод с подготовкой автоматической станции для отправки к одной из планет солнечной системы. При ее создании конструкторы столкнулись с проблемой лишнего веса исследовательской аппаратуры на борту станции. Сергей Королёв изучил чертежи станции, после чего осуществил проверку прибора, который должен был передать на Землю информацию о наличии или отсутствии органической жизни на планете. Он вывез прибор в выжженную казахскую степень неподалеку от космодрома и прибор передал по радио сигнал, что на Земле нет жизни, что и послужило поводом для исключения этого ненужного оборудования из состава оснащения станции.

При жизни великого конструктора на космических кораблях его конструкции в космосе успело побывать 10 космонавтов, помимо Гагарина, был осуществлен выход человека в открытый космос (это сделал Алексей Леонов 18 марта 1965 года). Под непосредственным руководством Сергея Королёва в СССР был создан первый космический комплекс, многие геофизические и баллистические ракеты, запущены первые в мире межконтинентальная баллистическая ракета, ракета-носитель «Восток» и ее модификации, искусственный спутник Земли, осуществлены полеты космических кораблей «Восток» и «Восход», разработаны первые космические аппараты серий «Луна», «Венера», «Марс», «Зонд», разработан космический корабль «Союз».

Сергей Павлович Королёв ушел из жизни довольно рано — 14 января 1966 года в возрасте всего 59 лет. По всей видимости, здоровье конструктора все-таки было подорвано на Колыме и несправедливое обвинение (в 1957 году он был полностью реабилитирован) наложило отпечаток на его здоровье. К этому моменту Королёв уже успел многое сделать для осуществления своей мечты по покорению космоса, он реализовал ее на практике. Но некоторые проекты, например лунная программа СССР, оказались нереализованными. Лунный проект был свернут после смерти выдающегося конструктора.

Читайте также:
Вячесла́в Макси́мович Черново́л (Чорнови́л) - отзывы, мнение, рейтинг

В 1966 году Академия наук Советского Союза учредила золотую медаль «За выдающиеся заслуги в области ракетно-космической техники» имени Сергея Павловича Королёва. В Житомире, Москве и на Байконуре ему были установлены памятники. Память конструктора увековечили большим количеством названных в его честь улиц, а также мемориальным домом-музеем. В 1996 году подмосковный город Калининград был переименован в наукоград Королёв в честь работавшего здесь выдающегося конструктора ракетной техники. Также в его честь были названы перевал на Тянь-Шане, крупный лунный кратер и астероид. Так что имя Сергея Королёва продолжает жить не только на Земле, но и в космосе.

Космическая любовь. Женщины и ракеты Сергея Королёва

Этот человек выжил, чтобы, пройдя через тернии, первым вывести человечество к звездам. Его имя – Сергей Павлович Королёв. Наверное, не было до него на Земле другого такого человека, который бы так любил небо. И женщин.

Любовь и космос

Даже первый поцелуй с девушкой его мечты случился у него на крыше. Он жил тогда в Одессе. У Ксении Винцентини, или у Ляли, как все ее звали, всегда было много поклонников. Сережка Королев – лишь один из них. Но он старался сделать все, чтобы она стала только его девушкой: и вверх ногами вокруг нее ходил, и под баржей в море проплывал, и даже на краю крыши двухэтажного одесского морга сделал ради нее стойку на руках. Видимо, все это произвело на Лялю необходимое впечатление. И тут, прямо на крыше, она наконец-то позволила ему впервые себя поцеловать.

Уезжая учиться на авиационном отделении Киевского политехнического института, Сережка сделал ей предложение. Она ответила, что, хотя и любит его, выходить замуж не собирается до тех пор, пока не выучится, чтобы зарабатывать самостоятельно.

Получилось так, что он учился в Киеве, потом в МВТУ в Москве, а она в Харькове, на врача. После института Ксению распределяют работать в Донбасс. Бывая там, Королев вновь пытается добиться Лялиного согласия на брак. Она вновь отказывается, ссылаясь на новую причину: какой смысл выходить замуж, если все равно придется два-три года жить врозь, пока отработаешь по распределению. И Королев решает добиться от начальства, чтобы Ксению отпустили досрочно. В конце концов в августе 1931-го она становится его женой, а вскоре он все-таки увозит ее в Москву.

Но вот загадка: как только Королев добивается того, о чем мечтал все эти 7 лет, он быстро теряет интерес к жене и начинает увлекаться другими женщинами. Рассказывали такую историю: “Однажды Ляля чистила пиджак Сергея. И вдруг. из кармана выпали два билета в Большой театр. Королев о них ничего не говорил. Значит, решила Ляля, пойдет с какой-то дамой. А у Ляли был поклонник из высокопоставленных военных. И уговорить его сводить ее в Большой не стоило труда. Столкнулись обе пары в антракте. С Сергеем была красивая брюнетка. Увидев жену, Королев рванул от своей красавицы, словно кот со стола, и сразу стал оправдываться, дескать: “Случайно предложили билеты. Неудобно было отказать. Где мы встретимся после спектакля?” – “А зачем нам встречаться? – спросила Ксения. – Меня проводят”. И посмотрела на своего военного. Тут Королев не выдержал: “Нет. Мы поедем вместе!” Куда он дел свою даму – неизвестно. Но жену из театра увез сам. “

Подобные похождения мужа довели Ксению до того, что все свои чувства весной 1948 г. она вылила в письме матери Королева: “Всю историю нашей любви вы знаете хорошо. Много горя еще до 38-го года (год ареста Королева. – Авт.) пришлось мне пережить, и, несмотря на оставшееся чувство привязанности и какой-то любви к С., я твердо решила. оставить его для продолжения им жизни под его любимым лозунгом “Дайте каждому жить, как ему хочется. “

Сергей Королев и Ксения Винцентини встречались и “числились” в браке четверть века, а жили вместе каких-то 8 лет, да и то урывками. Их дочь Наташа, находившаяся под влиянием матери, узнала об “изменах папы” в 12 лет. На мелкие кусочки изорвала она все его фотографии, какие попались под руку, и заявила, что видеть его больше не желает. Трещина между дочерью и отцом осталась на всю жизнь. Встречались они редко, но чаще всего были как чужие. Не было Королева и на ее свадьбе. В свою очередь, по свидетельству известного летописца космической эры Ярослава Голованова, когда Королев звонил ей с Байконура, чтобы поздравить с днем рождения, она бросала трубку. И он сидел и плакал.

Одиночество

Вторая жена, наверное, могла бы подписаться под многими переполненными болью словами первой.

Чтобы получить представление, как он завязывал отношения со слабым полом и как вел себя дальше, воспользуемся воспоминаниями второй жены, Нины. Она рассказала Ярославу Голованову об этом со всеми подробностями. Итак: “Весной 1947 года в НИИ-88 я была единственная “англичанка”, остальные переводчицы – “немки”. Однажды начальник говорит: “У Королева накопилось много английских журналов. Сходите, он покажет, что перевести. “

Прихожу. Секретарша говорит: “Он занят”. Слышу – говорит по телефону. Разговор закончился, и дверь кабинета приоткрылась: “Вы ко мне? Пожалуйста. Садитесь. ” Представился: “Королев Сергей Павлович”.

– Нина Ивановна, – говорю я. – Безработная переводчица.

– Я так и понял, – улыбнулся Королев и достал кипу английских и американских журналов. – Вот эту статью переведите, пожалуйста.

Я понимала, что сделала плохой перевод, потому что не знала смысла чисто технических терминов. “Да, действительно плохо”, – сказал Королев. Дали мне инженера, с которым я могла бы правильно перевести статью. Опять иду к Королеву. И вот он стал меня вызывать все чаще и чаще. Как-то кладу перед ним перевод, он читает, а сам. берет меня за руку. Я руку отвожу. Помолчал. Спрашивает:

– Что вы делаете в воскресенье?

– Пока у меня нет никаких планов.

– Вы не возражаете отдохнуть вместе?

– А что вы имеете в виду?

– Ну. пойдем в ресторанчик. потанцуем.

– Я не люблю рестораны, но пойдемте, – говорю я, – только куда-нибудь подальше от города.

Читайте также:
Маша Себова - биография, личная жизнь, фото, видео

Его шофер отвез нас в Химки. Гуляли по набережной у Речного вокзала. Потом обедали в ресторане. Немного выпили. И вдруг он так откровенно начал мне рассказывать о своей жизни, о Германии, о семье, в которую решил больше не возвращаться. Я даже растерялась: мы ведь познакомились совсем недавно.

Когда возвращались в Подлипки, спросил, куда меня отвезти. Назвала адрес. К огромному нашему удивлению, оказалось, что мы живем не только в одном доме, но и в одном подъезде: квартира моей мамы – на первом этаже, а Королева – на втором. Поднялись к нему. Что теперь лукавить: я осталась у него в тот первый наш вечер. И, как оказалось, на всю жизнь. Мне было 27. Ему – 40″.

Что было дальше?

Жена сменилась, но Королев снова в бессрочных командировках, и его снова мучает одиночество. Не однажды, как бы извиняясь, Сергей Павлович пишет новой жене о своих трудностях и переживаниях. Пишет, что сказать об этом ему больше некому, так как самый близкий друг и подруга – она! Неслучайно он обязательно добавляет слова: “Ведь мне не с кем об этом поговорить, кроме тебя”. Судя по всему, и новой жене начинают надоедать его “душеизлияния” о вечных проблемах на работе и в душе. И с новой женщиной, которую он так любит, чувствует себя одиноким. Вообще гениям чаще всего не везет в личной жизни. Мне вспоминаются слова Наталии Николаевны Гончаровой Пушкину: “И как же ты мне надоел со своими стихами!” А Королев пишет: “Ну не могу тебе, мой друженька, не написать и не излить свою душу. ” Вечная трагедия гениев.

Досье

С. Королев родился 12 января 1907 года. Под его руководством Группа изучения реактивного движения (ГИРД) 17 августа 1933 г. запустила первую советскую ракету. Потом был Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ), потом – арест. Его обвинили во “вредительстве в составе антисоветской организации”. Сначала дали 10 лет. Потом, в 40-м, срок уменьшили на 2 года. Досиживал он, работая в “туполевской шараге” – КБ за колючей проволокой. За работу, имевшую “важное оборонное значение”, его – по личному письму Берии в адрес Сталина – освободили досрочно в августе 44-го. В сентябре 1945 года Королев был направлен в Германию для изучения опыта гитлеровских инженеров. Вернувшись в январе 1947-го, он быстро и успешно проводит конструирование и испытание собственных ракет, сразу многократно увеличивших мощь Вооруженных сил СССР.

В 1957 году была успешно испытана ракета “Р-7”, при помощи которой вскоре на орбиту был выведен первый в мире искусственный спутник Земли. 12 апреля 1961 года эта же ракета обеспечила полет Гагарина. На ней прорвались во Вселенную и первая женщина-космонавт В. Терешкова, и А. Леонов, совершивший в марте 1965-го первый в истории выход в открытый космос. К сожалению, этот успех стал последним в жизни великого конструктора, в 1966-м он скончался.

Кстати

Среди космонавтов бытует такая легенда: после кремации тела Королева Гагарин и Комаров выпросили часть его праха, чтобы отправить его на межпланетной станции в спецконтейнере с гербом Советского Союза на Луну. Как было на самом деле? Наверное, никто уже не знает. Трагически погиб Комаров. Через год не менее трагически ушел из жизни Гагарин.

Сергей Павлович Королев — 34 книги

В подборке – книги о Сергее Павловиче Королеве – советском ученом, основоположнике практической космонавтики, человеке, с чьим именем связано одно из величайших завоеваний науки и техники – открытие эры освоения человечеством космического пространства.

Год издания: 1969
Издательство: Машиностроение
Язык: Русский

Книга повествует о жизни и научной деятельности Сергея Павловича Королева. Она показывает, в чем сила и значение его как конструктора-новатора, организатора науки, общественного деятеля, показывает качества, счастливо соединившиеся в Сергее Павловиче, в их становлении и развитии.

Книга повествует о жизни и научной деятельности Сергея Павловича Королева. Она показывает, в чем сила и значение его как конструктора-новатора, организатора науки, общественного…

Год издания: 1973
Издательство: Молодая гвардия
Серия: Пионер – значит первый
Язык: Русский

Академик Сергей Павлович Королев начал заниматься ракетами тогда, когда многие ученые и конструкторы называли ракеты чудачеством.
Книга эта о молодости Королева, о времени создания Группы изучения реактивного движения (ГИРДа) и о том, почему именно этот период определил направление всей жизни академика С.П.Королева.

Академик Сергей Павлович Королев начал заниматься ракетами тогда, когда многие ученые и конструкторы называли ракеты чудачеством.
Книга эта о молодости Королева, о времени…

ISBN: 978-5-91215-128-6
Год издания: 2017
Издательство: Тончу
Язык: Русский

Книга, подготовленная к 110-летию со дня рождения выдающегося ученого, Главного конструктора ракетно-космической техники, лауреата Ленинской премии, дважды Героя Социалистического Труда академика Сергея Павловича Королёва, содержит его биографию в фотографиях, документах и воспоминаниях.

Книга, подготовленная к 110-летию со дня рождения выдающегося ученого, Главного конструктора ракетно-космической техники, лауреата Ленинской премии, дважды Героя Социалистического…

ISBN: 978-5-4470-0201-5
Год издания: 2016
Издательство: Комсомольская правда
Серия: Великие Умы России
Язык: Русский

Едва люди стали привыкать к мысли, что самолеты созданы для службы человечеству, что железные птицы — это не миф, не сказка, а реальность, как начала развиваться практическая космонавтика!
Возможность полета в космос, работы в невесомости, создания космических кораблей и искусственных спутников Земли до сих пор кажется удивительной. Можно только представить себе, насколько необычно это виделось людям в 50-е и 60-е годы прошлого века.
Сергей Павлович Королев — великий конструктор, который сумел претворить в жизнь самые смелые мечты человечества. Благодаря его таланту и настойчивости был совершен огромный прорыв в науке. Однако достичь этого было совсем непросто.
В этой книге вы прочитаете о том, как Королёв добивался поставленных целей, о чем он беспокоился, кто помогал ему и следовал за ним. О том, как Сергей Павлович увлекся небом, кого он любил, как выживал в тюрьме и не потерял надежду на светлое будущее. О том, какова была жизнь этого уникального человека.

Едва люди стали привыкать к мысли, что самолеты созданы для службы человечеству, что железные птицы — это не миф, не сказка, а реальность, как начала развиваться практическая…

Год издания: 1972
Издательство: Издательство политической литературы
Язык: Русский

Конструктор космических ракет и кораблей академик Сергей Павлович Королев был человеком редкой целеустремленности и преданности любимому делу, талантливым организатором, добрым другом и учителем космонавтов.
Эта книга рассказывает е жизни и работе С.П.Королева и как бы прослеживает славный путь советской космонавтики – от запуска первых жидкостных ракет в 30-х годах до наших сегодняшних свершений в космосе.

Читайте также:
Андрей Кузьменко (Кузьма Скрябин), биография

Конструктор космических ракет и кораблей академик Сергей Павлович Королев был человеком редкой целеустремленности и преданности любимому делу, талантливым организатором, добрым…

ISBN: 978-5-4484-0150-3
Год издания: 2018
Издательство: Вече
Серия: Разное “Вече”

Издание посвящено жизни и трудам Сергея Павловича Королева, дважды Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии, первого награжденного Золотой медалью им. К.С.Циолковского. Выдающийся ученый и крупнейший конструктор в области ракетно-космической техники, С.П.Королев навеки вошел в историю, положив начало осуществлению, быть может, самой дерзновенной мечты человечества – мечты о покорении космоса.

В предлагаемой 1-й книге читатель познакомится с семьей, детством, годами учебы и первыми шагами в проектировании и испытании ракетной техники С.П.Королева.

Автор – дочь великого конструктора, доктор медицинских наук, профессор Н.С.Королева – совершила настоящий подвиг, посвятив многие годы сбору и изучению богатейшего фактического материала в 16 различных архивах, в том числе архивах Главной военной прокуратуры, Федеральной службы безопасности, Архиве Президента Российской Федерации, Российском государственном архиве новейшей истории, Российском государственном архиве социальной политической истории и др.

Для широкого круга читателей.

Издание посвящено жизни и трудам Сергея Павловича Королева, дважды Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии, первого награжденного Золотой медалью им.…

ISBN: 978-5-4484-0191-6
Год издания: 2018
Издательство: Вече

Издание посвящено жизни и трудам Сергея Павловича Королева, дважды Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии, первого награжденного Золотой медалью им. К.С. Циолковского. Выдающийся ученый и крупнейший конструктор в области ракетно-космической техники, С.П. Королев навеки вошел в историю, положив начало осуществлению, быть может, самой дерзновенной мечты человечества – мечты о покорении космоса.
В предлагаемой 2-й книге рассказывается о годах тяжелых испытаний – аресте, следствии, суде и заключении С.П. Королева, а также годах величайшего триумфа, когда была осуществлена заветная его мечта – запуск пилотируемых космических кораблей.
Автор – дочь великого конструктора, доктор медицинских наук, профессор Н.С. Королева – совершила настоящий подвиг, посвятив многие годы сбору и изучению богатейшего фактического материала в 16 различных архивах, в том числе архивах Главной военной прокуратуры, Федеральной службы безопасности, Архиве Президента Российской Федерации, Российском государственном архиве новейшей истории, Российском государственном архиве социальной политической истории и др.

Для широкого круга читателей.

Издание посвящено жизни и трудам Сергея Павловича Королева, дважды Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии, первого награжденного Золотой медалью им. К.С.…

Почему Главный конструктор Королев умер сразу после своего дня рождения

Жизнь не раз подводила Сергея Павловича Королева к последней черте и испытывала на крепость. Но подарила ему исполнение такой мечты, которой до него не удавалось осуществить ни одному гению, – послать человека в космос. Однако мировая слава пришла к нему уже после смерти.

Стойка на руках

Основоположник практической космонавтики Сергей Королев родился 12 января 1907 года (30 декабря 1906 года по ст. ст.) в городе Житомире, в семье педагогов. С детства он проявил исключительные способности и уже в 17 лет увлекся авиационной техникой и воздухоплаванием, летал на гидросамолете, разработал проект безмоторного самолета К-5.

Его девизом были слова «Вперед и вверх!», он быстро загорался и с упорством стремился к цели. Это было заметно даже по истории его женитьбы на подруге детства Ксении Винцентини. Красивая и своенравная девушка не отвергала ухаживаний Сергея, но долгое время не соглашалась стать его женой. Целых семь лет Королев кругами ходил вокруг нее. Чтобы добиться первого поцелуя, даже делал стойку на руках на крыше дома. Терпеливо ждал, пока она окончит медицинский институт, приложил максимум усилий, чтобы перетащить ее в Москву, и наконец в 1931 году добился своего. В 1935 году у них родилась дочь Наташа.

Сергей Королев в 1920-х годах. Источник: Wikimedia.org

Важные встречи

Сам он окончил аэромеханический факультет Московского высшего технического училища (МВТУ) имени Баумана. Еще студентом стал работать в конструкторском бюро. Занимался с привычным рвением и трудолюбием, обратив на себя внимание молодого талантливого авиаконструктора Андрея Туполева, который читал студентам лекции по самолетостроению. Через несколько лет они снова встретятся при необычных, почти трагических обстоятельствах.

Незабываемой для Сергея стала встреча в 1929 году с Константином Эдуардовичем Циолковским. Ученый-самоучка поразил Королева своими гениальными идеями. «Строить ракеты и летать на них» – с такой мыслью Королев ушел от Циолковского. Эта встреча помогла Сергею Павловичу окончательно обрести смысл жизни, который он характеризовал словами «пробиться к звездам».

Там, где гении не нужны

Кажется, всё складывалось как нельзя лучше: позади годы учебы, впереди – перспективная работа над ракетами. В 1933 году был создан Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ). Заместителем директора по научной части стал Сергей Королев, а через год он возглавил отдел ракетных летательных аппаратов.

Судьбу Сергея Павловича сломала человеческая зависть. На руководство института поступил донос. В результате – арест целой группы ученых, занимавшихся разработкой новейших вооружений. Директора НИИ Ивана Клейменова и его зама Григория Лангемака расстреляли в начале 1938 года, а в ночь на 27 сентября пришли в дом Королевых. Сергея Павловича арестовали.

После ареста в 1938 году. Источник: Wikimedia.org

Его жена Ксения от горя в 30 лет поседела. Ей пришлось испытать всю участь «жены врага народа», когда многие знакомые перестали ее узнавать и сторонились, как зачумленной. В Бутырке Королева допрашивали с пристрастием и графином разбили ему челюсть, в результате рот стал плохо открываться. Но расстрела он избежал, его осудили «за вредительство» к 10 годам лагерей. Он попал на Колыму, на золотой прииск.

Блестящие способности создателя ракет лагерному начальству были ни к чему, и он стал разнорабочим. Здесь его, как и многих других, настигла цинга. С «политическими» не церемонились, и Королев, забытый в бараке, медленно и мучительно умирал от голода и холода. Разбирая тряпье, которое надо было сжечь, его случайно обнаружил бригадир лагеря Усачев. Когда-то он работал у Сергея Павловича в одном из НИИ, а на прииске стал уголовным авторитетом. Пользуясь своим положением, бригадир, несмотря на неписаный закон своих дружков не помогать «политическим», устроил Королева в лазарет. Так он выжил. «Меня спасли уголовники», – не раз повторял потом Сергей Павлович.

Читайте также:
Сергей Дмитриевич Притула - отзывы, мнение, рейтинг

Кадр из фильма Юрия Кары «Королев» (2007) В роли матери Королева – Наталья Фатеева

Вмешательство судьбы

Все-таки он оказался «счастливчиком». По указанию Сталина в 1940 году стали собирать авиаконструкторов, в том числе и осужденных. Королева, за которого хлопотали не только родные, но и известная летчица Валентина Гризодубова, велено было вернуть на Большую землю. Сергей Павлович вспоминал, как лагерники собрали ему одежду поновее – фуфайку, сапоги. Надо было сначала как-то добраться до Магадана, а мороз – 40 градусов. Остановил полуторку. Шофер согласился подвезти, но только за сапоги. Так и пришлось отдать ему хорошую обувку, а самому надеть его рванье. Замерзший, не евший два дня, добрался до магаданских бараков, а там – о чудо! – нашел на снегу буханку хлеба, еще теплую: видно потеряли, когда несли из кухни. Так и поверил в Провидение.

В комендатуре отдал письмо с распоряжением отправить его в Москву, ему ответили, что на пароходе уже нет мест, надо ждать следующей навигации. Со слезами на глазах Королев провожал уходящий без него пароход «Индигирка». А через 4 дня это грузовое судно напоролось на скалы и затонуло.

Наконец он добрался до Москвы, в 1940 году его снова судили, дали ему теперь восемь лет и направили в «шарагу». Это тоже был лагерь, но с нормальными условиями жизни, а главное – была работа по специальности. Возглавлял «шарагу» Андрей Туполев – тоже заключенный, тот самый, который когда-то учил Сергея. Здесь создавали новые бомбардировщики, а Королев по своей инициативе еще занимался и ракетами.

В июле 1944 года Сергея Королева по личному указанию Сталина досрочно освободили – со снятием судимости, но без реабилитации. Реабилитировали его «за отсутствием состава преступления» только в 1957-м, в тот год, когда мир узнал русское слово «спутник».

Андрей Туполев. Источник: Wikimedia.org

Хлопнут без некролога

Долгие мытарства в лагерях не могли не отразиться на характере и судьбе Королева. Он стал вспыльчив, и на работе страшились приступов его гнева, хотя он быстро отходил. Семья его распалась. С женой, которой он писал из лагеря нежные, ласковые письма, он расстался. Потерял связь и с дочерью, которая не простила ему расставания с матерью.

Некоторые сослуживцы считали его пессимистом и циником, приводили его любимые фразы: «Хлопнут без некролога» и «Мы все исчезнем без следа». Но космонавт Алексей Леонов, хорошо знавший Главного (так его называли космонавты) категорически с этим не согласен. По его мнению, испытания не сломили Королева, в нем не было ни злобы, ни ненависти, он никогда не жаловался на жизнь, а тратил силы только на созидание.

Он много и тяжело работал, чуть ли не по году жил на Байконуре, в степи, в щитовом домике, с ванной, стоящей на кирпичах. Его не смущали походные условия, но угнетало одиночество. Он был засекречен, закрыт для всех, ему не с кем было поделиться простыми человеческими радостями и горестями. Он пытался рассказать о них, «излить душу» в письмах своей второй жене Нине Ивановне, работавшей переводчицей, но, молодая женщина вряд ли могла оценить всю тяжесть его положения.

Впервые его имя публично произнес Никита Хрущев на свадьбе Валентины Терешковой и Андрияна Николаева 3 ноября 1963 года, подняв рюмку «за нашего космического отца, за Сергея Павловича Королева, за главного конструктора звездных кораблей». Действительно, без Королева у нас не появились бы так быстро ни баллистические ракеты, ни первый в мире искусственный спутник, ни первый на планете космонавт Юрий Гагарин. За свои заслуги Генеральный конструктор ракетно-космической промышленности СССР , академик Сергей Павлович Королев был дважды удостоен звания Героя Социалистического Труда, получил Ленинскую премию.

Секретная смерть

Казалось, о здоровье такого великого человека должны были заботиться с особым рвением. На вид он был крепким, похожим на борца, здоровым мужчиной. Но лагерные испытания и немыслимые нервные нагрузки на работе подточили сердце. Кроме того, Королева мучили полипы, вызывавшие кровотечения, и врачи настаивали на операции. Он скрепя сердце согласился.

Оперировал, как и просил Королев, сам министр здравоохранения Борис Васильевич Петровский. Но во время операции вдруг выяснилось, что у пациента, помимо полипов, еще и злокачественная опухоль. Видимо, Королев просто не считал возможным тратить время на «какие-то» обследования. Поскольку кровотечение остановить не удавалось, решились на большую операцию, чтобы удалить обнаруженную саркому.

Операция затягивалась. Не удалось наладить искусственное дыхание: из-аза сломанной челюсти попытки поставить трубку оказались неудачными (вот когда аукнулись допросы в Бутырке!). Через 30 минут после окончания операции Королев перестал дышать: не выдержало сердце. Это случилось 14 января 1966 года, через два дня после его 59-го дня рождения.

Официального расследования причины смерти Королева не было. Но многие недоумевали: как же так – не уберегли такого гения. Нашлись журналисты, которые опросили многих врачей, сослуживцев-свидетелей событий и составили свою картину произошедшего. Некоторые считают, что Королев – это трагедия и несчастный случай в нашей медицине. Он должен был жить, ведь уже в то время у нас успешно делали даже уникальные операции. Возможно, операция за рубежом имела бы лучший исход, но секретность Королева, увы, оказалась важнее его здоровья.

Место в Кремлевской стене – последнее пристанище С.П. Королева. Источник: Wikimedia

Генеральный конструктор Сергей КОРОЛЁВ: любовь земная и космическая

В День космонавтики «МОЁ!» вспоминает о гениальном конструкторе Сергее Павловиче Королёве, благодаря которому наша страна на долгие годы стала лидером в освоении Космоса

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

Имя Генерального Конструктора Сергея Павловича Королева появилось в прессе лишь после его смерти, Ранее оно было засекречено настолько, что на запросы Нобелевского комитета «кому присудить премию за первый искусственный спутник Земли? », а затем и за «первый полет Человека в Космос» последовал уклончивый ответ Хрущева: творец наших достижений — народ.

Триумф Гагарина потряс мир. А вот Королева, лично вдохновлявшего, координировавшего постройку космического корабля, проверявшего каждый узел, каждую деталь и даже примерявшего скафандр первого Космонавта, его, творца ракетного щита Родины, Генерального Конструктора, дважды Героя Социалистического Труда, не пустили на Красную площадь, когда Москва встречала Гагарина, — кремлёвская охрана не знала Королёва в лицо.

Читайте также:
Наталья Холоденко - отзывы, мнение, рейтинг

Впервые полёт аэроплана Серёжа Королёв увидел в 1911 году. В тот ясный день сидевший на плечах своего деда четырёхлетний мальчик навсегда влюбился в небо.

А в 1922-м пятнадцатилетний юноша встретил свою вторую «первую любовь» — красавицу с итальянскими корнями и роскошной косой Ксению Винцентини. Они учились в одном классе Одесской строительной школы. И кажется, именно с тех пор в Сергее Королёве начали бороться две безграничные любви: одна — к бездонной, зовущей синеве неба, другая — к близкому человеку, Ксении.

С небес на землю…

Они и поцеловались впервые высоко над землёй, на крыше одесского мединститута, которую красили во время летней практики. Сильный и влюблённый Сергей выжал на краю крыши стойку на руках, чем привёл в ужас и предмет своего восхищения, и прохожих, пригрозивших снизу милицией. Аттракцион был прерван. Ксения, оступившись, макнула свою знаменитую косу в ведро с краской. И смех и грех! Зато для него это было настоящим счастьем: земля — далеко под ногами, а в объятиях — любимая, с которой они по-настоящему целуются!

Теперь их повсюду видели вместе: постигающими стенографию, танцующими модные тогда вальс-бостон и полузапрещённый фокстрот!

Женитьба их казалась вопросом решённым. Сразу после выпускного Сергей предложил ей руку, но… Чувства его избранницы были хоть и горячими, но более прагматичными. Ксения попросила об отсрочке: ведь им было всего по семнадцать. На что жить? Надо сперва получить образование, начать работать… Глубоко обиженный Королёв молча проводил Ксению домой и, не попрощавшись, уехал в Киев.

Водитель кобылы

Но время лечит. В их переписке Сергей признал правоту Ксении. Он учился в политехническом. Готовился стать авиаконструктором, она — медиком. Наконец, получив распределение в шахтёрский городок Алчевск, молодой доктор длинным письмом пригласила любимого в гости. Но теперь взял паузу Сергей. К тому времени он завершал в Москве строительство сразу нескольких самолётов, после чего срочно уезжал на планерный полигон в Крым. Любимая работа увлекала его всё больше и больше.

Можно представить чувства Ксении. И всё-таки он вырвался к любимой женщине и буквально с подножки поезда сделал второе предложение. Ксения ответила согласием. Но жить вместе они смогут, только когда ей выдадут диплом и отпустят с работы…

Свой медовый месяц они провели, колеся по окрестностям Алчевска на телеге, запряженной тощей кобылой. Навещали больных, спускались в шахты. Молодого специалиста всё не отпускали. И рассерженный, терзаемый ревностью молодожён вернулся в Москву, ушёл с головой в работу.

Рождение дочери

Сергей вновь приехал в Алчевск, чтобы уже как крупный специалист и начальник — в 26 лет уже на генеральской должности! — грохнуть по столу кулаком. Это сработало. И «генеральша» с приданым, уместившимся в одной корзине, приехала в Москву.

Ксения начала оперировать в знаменитой Боткинской больнице, быстро стала ведущим специалистом. Муж вёл важные секретные проекты. Так что, даже живя вместе, они виделись урывками. Работа занимала все их время.

В 1935-м у Королёвых родилась Наташа. Счастье их было безграничным. Две любви Сергея уравновесились, дали первые весомые плоды. Она на какое-то время почувствовала себя такой нужной Ему, главной в Его жизни. В те дни Сергей вместе с букетом передал жене в роддом записку, которую Ксения хранила всю жизнь: «Ярким солнечным светом своим освети эти цветы. Пусть они никогда не увянут».

Заключённый №1442

В конце 30-х Королёвы жили в гнетущем напряжении. Видя аресты коллег, они держали в прихожей чемоданчик с самым необходимым. На случай ареста обоих родителей, чтобы их дочь не попала в детский дом, были оформлены документы на удочерение Наташи бабушкой.

За ним пришли летом 1938-го. Обыск в двух крошечных комнатках длился с полуночи до шести утра. Королёвы сидели, взявшись за руки на диване. «Мне никогда не забыть, — писала позже Ксения, — того вечера, затем ночи, вида Сергея, его прощания со мной и впервые виденных мной его слёз… И я поняла, что должна позабыть всё плохое и любить моего бедолажного мужа как Наташку, как маленького ребёнка».

Потом он надел своё единственное пальто, и его увели.

В тюрьме Королёва избивали, сломали обе челюсти. Но самооговор об участии в «троцкистской организации» он подписал лишь после угрозы арестовать его жену и отправить в детдом дочь.

По печально известной 58-й статье Сергея приговорили к десяти годам лагерей, пяти годам поражения в правах и конфискации имущества. Теперь это был заключённый №1442, как вспоминали его товарищи по магаданскому лагерю, «небольшого роста, с косо посаженной головой, умными карими глазами… абсолютно мрачно смотревший на будущее».

В «шараге»

Тем временем в Москве за судьбу Королёва боролись легендарные лётчики Громов и Гризодубова, авиаконструктор Туполев. С огромным трудом они добились пересмотра дела и перевода Королёва из магаданского лагеря в специальный отряд заключённых-конструкторов — «шарагу» Туполева.

По дороге из Магадана Сергей Павлович едва не погиб. От голода спасла оброненная кем-то на дороге буханка хлеба, а пароход, на который Королев опоздал, затонул во время шторма в проливе Лаперуза. Все семьсот пассажиров-заключённых погибли в его трюмах. Но Королёва среди них не было.

В «авиашараге», ещё больной, потерявший из-за цинги тринадцать зубов, Королёв вновь ушел с головой в любимое дело. И пусть небо было видно только сквозь решётку, пусть жены, как когда-то на крыше, не было рядом, но были чертежи ракет и возможность писать домой: «Милая моя, хорошая, родная. Только сегодня, после четырёхлетней разлуки я пишу тебе обычное письмо… Всё самое хорошее, самое счастливое связано с тобой… Раньше я не осознавал, что мы очень неполно пользовались жизнью. Меня увлекали многие другие интересы. Я порой забывал о семье… видел жизнь вне её. Как я ошибался! Как я горько сожалею об этом!»

Письма Ксении также были полны нежности, рассказами о дочери. О том, как она напоминает Наташе об отце-«лётчике», покупает ей книги «от него» и подписывает их печатными буквами, чтобы Наташа не догадалась, в чём дело.

«Хочется тепла»

О том, что папа вернулся, Ксении сообщила дочь. По телефону. Мама в тот момент оперировала. У опытнейшего хирурга впервые задрожали руки. Лишь закончив операцию, она бросилась домой.

Читайте также:
Олег Гороховский - биография, личная жизнь, фото, видео

«…Должна начаться новая жизнь, — писала Ксения в дневнике, — когда мы оба выросли и поумнели, когда так хотелось иметь нашего второго ребёнка». А работа Королёва вновь отнимала его у семьи. Королёв неистово навёрстывал каждый упущенный час. Если бы можно было не спать, он и на это не тратил бы время. Работая за городом, он почти перестал видеться с семьёй.

Ей можно было быть рядом, но для этого пришлось бы бросить хирургию! Преданная своей работе Ксения горько восклицала: «Поистине не могу я быть домашней хозяйкой, ничего не представляющим человеком и женой. А как хочется немного тепла, заботы, ласки!»

«Папа, я тебя очень люблю!»

Холодок превратился в стужу. До неё дошли слухи — да уж первые ли? — о его увлечении личной переводчицей Ниной Котенковой. Она все время была с Королёвым — в кабинете, в секретных цехах, куда допускали лишь избранных. И она стала ближе для Сергея Павловича. Потому что была ближе к его делу.

Требование мужа о разводе стало для Ксении ударом. Все надеялись, что Королёв образумится…

Ксения согласилась дать развод только на третьем судебном заседании.

«Расстались глупо и неожиданно для меня… Всякая женщина любит ласку, и я, так соскучившаяся по ней, так жаждавшая тепла, заботы о себе… не могла понять Сергея и увязать его отношение с его письмами из тюрьмы, со словами, говоренными мне на свиданиях. Я хочу уехать в Одессу. Ведь это город начала моей любви… Пусть же он будет и концом её».

«Мама взяла с меня слово, — вспоминала позже Наталья Сергеевна, — что я не буду встречаться с его новой женой. (Наташе тогда было 12 лет). А когда я сама уже вышла замуж, то позвонила в выходной отцу. Он подошёл к телефону. Но я ничего не сказала, а взяла такси и поехала к нему в особняк у метро ВДНХ, где он жил с Ниной Ивановной. И сказала: «Папа, я тебя очень люблю. И хочу, чтобы мы встречались». И маме сразу об этом рассказала. Мама меня поняла».

. ПОСЛЕСЛОВИЕ

Имя Генерального Конструктора Сергея Павловича Королёва появилось в прессе лишь после его смерти, Ранее оно было засекречено настолько, что на запросы Нобелевского комитета «Кому присудить премию за первый искусственный спутник Земли?», а затем и за «первый полёт человека в космос» последовал уклончивый ответ Хрущёва: «Творец наших достижений — народ».

Триумф Гагарина потряс мир. А вот Королёва, лично вдохновлявшего, координировавшего постройку космического корабля, проверявшего каждый узел, каждую деталь и даже примерявшего скафандр первого Космонавта, его, творца ракетного щита Родины, Генерального Конструктора, дважды Героя Социалистического Труда, не пустили на Красную площадь — охрана не знала его в лицо.

Он скончался 14 января 1966 года от остановки сердца, в котором, кажется, было место только его мечте и его делу.

Королёв (2007)

Регистрация >>

В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.

Если вы уже зарегистрированы – Войдите.

Вы хотите зарегистрироваться?

новое сообщение

отзывы

№33 Константин и точка
Из настоящего обвинения Королева.
“. имеющимися в деле материалами следствия и документальными данными Королев изобличается в том, что:
В 1936 году вел разработку пороховой крылатой торпеды; зная заранее, что основные части этой торпеды – приборы с фотоэлементами – для управления торпеды и наведения ее на цель, не могут быть изготовлены центральной лабораторией проводной связи, Королёв с целью загрузить институт ненужной работой усиленно вел разработку ракетной части этой торпеды в 2-х вариантах.
В результате этого испытания четырех построенных Королёвым торпед показали их полную непригодность, чем нанесен был ущерб государству в сумме 120 000 рублей и затянута разработка других, более актуальных тем (л.д. 250-251).
В 1937 году при разработке бокового отсека торпеды (крылатой) сделал вредительский расчет, в результате чего исследовательские работы по созданию торпеды были сорваны (л.д. 23-24, 256).
Искусственно задерживал сроки изготовления и испытания оборонных объектов (объект 212) (л.д. 21, 54, 255)
.
Изобличается показаниями: Клейменова, Лангемака, Глушко; показаниями свидетелей; Смирнова, Рохмачева, Костикова, Шитова, Ефремова, Букина, Душкина и актами экспертных комиссий. “

Дальше можно рассуждать о чем угодно. Например, о тяжести наказания. Но то, что молодой и не до конца ответственный инженер Королев наплевал на указанное ему направление, остро необходимое стране, занимался тем, что ему лично было интересно, и растратил 120 тысяч государственных денег – является фактом, а не выбито “пытками”

Из настоящего обвинения Королева.
“. имеющимися в деле материалами следствия и документальными данными Королев изобличается в том, что:
В 1936 году вел разработку пороховой крылатой торпеды; зная заранее, что основные части этой торпеды – приборы с фотоэлементами – для управления торпеды и наведения ее на цель, не могут быть изготовлены центральной лабораторией проводной связи, Королёв с целью загрузить институт ненужной работой усиленно вел разработку ракетной части этой торпеды в 2-х вариантах.
В результате этого испытания четырех построенных Королёвым торпед показали их полную непригодность, чем нанесен был ущерб государству в сумме 120 000 рублей и затянута разработка других, более актуальных тем (л.д. 250-251).
В 1937 году при разработке бокового отсека торпеды (крылатой) сделал вредительский расчет, в результате чего исследовательские работы по созданию торпеды были сорваны (л.д. 23-24, 256).
Искусственно задерживал сроки изготовления и испытания оборонных объектов (объект 212) (л.д. 21, 54, 255)
.
Изобличается показаниями: Клейменова, Лангемака, Глушко; показаниями свидетелей; Смирнова, Рохмачева, Костикова, Шитова, Ефремова, Букина, Душкина и актами экспертных комиссий. “

Дальше можно рассуждать о чем угодно. Например, о тяжести наказания. Но то, что молодой и не до конца ответственный инженер Королев наплевал на указанное ему направление, остро необходимое стране, занимался тем, что ему лично было интересно, и растратил 120 тысяч государственных денег – является фактом, а не выбито “пытками”

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: