Сем Кук, биография, история жизни, причины известности, творчество

Сэмюэль Кук биография. Певец и автор музыки

Сэм Кук был первопроходцем звукозаписи, который помог сформировать соул и поп-сцену с такими хитами, как «You Send Me», «Chain Gang» и «Sad Mood».

Кто такой Сэм Кук?

Сэм Кук пел с евангельской группой «The Soul Stirrers», прежде чем начать выпускать огромные хиты, такие как «You Send Me», «Wonderful World», «Chain Gang» и «Twistin’ the Night Away». Кук умер 11 декабря 1964 года в Лос-Анджелесе, штат Калифорния.

Ранняя жизнь

Сэмюэль Кук родился 22 января 1931 года в Кларксдейле, штат Миссисипи, и вырос в Чикаго в семье священника. Иногда его называют отцом соул-музыки, певец Сэм Кук впервые достиг вершины чартов в 1957 году с песней «You Send Me». Вскоре последовала череда поп-и R&B-хитов, но на самом деле он начинал как исполнитель госпела.
Кук начал выступать со своей семьей еще в детстве. В подростковом возрасте он сформировал квинтет под названием Highway QCs. Кук смоделировал свою раннюю работу по образцу одного из своих величайших вдохновителей-популярной евангельской группы «The Soul Stirers». Вскоре после окончания средней школы в 1948 году он получил шанс на всю жизнь: его попросили присоединиться к «The Soul Stirers», что дало ему возможность отточить свое мастерство.

Основные моменты карьеры

После шести лет работы с «The Soul Stirrers» Кук начал заниматься светской музыкой. Он записал свой первый сингл 1957 года «Lovable» под псевдонимом «Dale Cooke». Позже в том же году Кук выпустил свой первый хит номер один «You Send Me». Меломаны так полюбили эту балладу, что она опрокинула «Jailhouse Rock» Элвиса с вершины чартов. Вскоре он включил свой кристально чистый, бархатно-гладкий голос для работы над такими ритмичными мелодиями, как «Only Sixteen» и «Everybody Loves To Cha Cha Cha».

Помимо того, что Кук был талантливым певцом и автором песен, он обладал деловым умом. Он основал собственную издательскую компанию для своей музыки в 1959 году и заключил впечатляющий контракт с RCA в 1960 году. Мало того, что он получил значительный аванс, но Кук также получит право собственности на свои мастер-записи через 30 лет. Получение этого было замечательным подвигом для любого записывающего артиста в то время. Он продолжал оставаться пионером за кулисами, основав свой собственный лейбл звукозаписи в начале 1960-х годов. Работая с другими артистами на своем лейбле, Кук помогал развивать карьеру Бобби Уомака и Билли Престона, среди прочих.

За переходом Кука в RCA последовало еще больше хитов, в том числе «Chain Gang» 1960-х годов. За запоминающимся ритмом песни, имитирующим звук разбивающихся камней заключенных, песня также служила социальным комментарием Кука. Он продолжал завоевывать поклонников самыми разными музыкальными стилями, начиная с баллады 1960 года «Wonderful World» и заканчивая танцевальным треком 1962 года «Twistin’ the Night Away».»

Трагическая смерть и наследие

Никто точно не знает, что именно произошло ранним утром 11 декабря 1964 года. Накануне вечером Кука не было дома, по слухам, он пил в Лос-анджелесском баре, где познакомился с женщиной по имени Элиза Бойер. Пара поладила и в конце концов оказалась в мотеле «Гасиенда». Там у пары в номере произошла какая-то ссора, и Кук оказалась в офисе мотеля. По слухам, он столкнулся с управляющим мотеля, и тот застрелил Кука. Кук умер от ранения, которое, как утверждал менеджер, было нанесено в целях самообороны. Позже это было признано оправданным убийством.

Тысячи людей пришли оплакивать легендарного певца. Рэй Чарльз и Лу Роулз пели на его похоронах в Лос-Анджелесе, а еще одна служба прошла в его бывшем родном городе Чикаго. Через год после его смерти звукозаписывающая компания Кука выпустила его песню «A Change Is Gonna Come». Он написал этот гимн за гражданские права в ответ на песню Боба Дилана «Blowin’ in the Wind». Это была, пожалуй, его самая подчеркнуто политическая песня.

Независимо от обстоятельств своей кончины, Кук оставил после себя огромное музыкальное наследие. Достаточно послушать записи его живых выступлений, таких как его выступление в 1963 году в клубе Гарлем-сквер в Майами, чтобы распознать его вклад в соул-музыку. И как поп-икона Кук пережил все свои песни. Отис Реддинг и Эл Грин-одни из художников, освещавших его творчество. В 1986 году он был включен в Зал славы рок-н-ролла.

Сэм Кук: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Содержание статьи

  • Сэм Кук: биография, творчество, карьера, личная жизнь
  • Кристиан Кук: биография, творчество, карьера, личная жизнь
  • Сэм Джонсон: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Авторитетное издание «Allmusic» отзывалось о Сэмюеле Куке как о родоначальнике, изобретателе соула. Его назвали важнейшим певцом и самым популярным исполнителем.

Путь к славе

Биография будущей знаменитости началась в 1931 году. На свет ребенок появился в Кларксдэйле 22 января в семье священника. Он стал одним из восьмерых детей. Когда Сэму было пять, родители переехали в Чикаго. Там мальчик пошел в школу, пел в церковном хоре. Музыкальная одаренность Сэма была заметна с ранних лет. Выступал он и в составе госпел-ансамбля «The Singing Children» с двумя сестрами и братьями.

Читайте также:
Бо Диддли (Bo Diddley), наст. имя Эллас Ота Бэйтс - отзывы, мнение, рейтинг

Став подростком, Сэм не оставил жанр церковной музыки. Он вошел в состав группы «Highway QC’s». В составе группы вокальные способности мальчика заметно развились. Постепенно начинающий певец заинтересовался светским песенным жанром. В команде «The Soul Stirrers» исполнявшей госпел в новаторской манере, он заменил солиста. В этой команде в начале пятидесятых и стартовала студийная карьера музыканта.

Несмотря на то, что благодаря роскошному голосу исполнителя даже признанные совсем не светскими композиции пользовались успехом у публики, сам вокалист мечтал расширить репертуар. Первой попыткой стала песня «Loveable». Включить ее в репертуар группы было невозможно из-за несоответствия формату исполняемых песен. Певец решил пойти на риск.

Исполнителем на миньоне значился Дейл Кук, но провести поклонников не удалось: вокал был слишком узнаваемым. После расторжения контракта с госпел-лейблом и уходом из группы началась сольная карьера под своим именем.

Признание

Продюсером перспективного вокалиста стал Бампс Блэквелл. Теперь рамки творчества не ограничивались одним жанром. В новых песнях идеально соединялись ритм-энд-блюз, госпел и поп-музыка. Сэм сделал фирменным знаком повтор главных строк и интонационные нюансы. Это приводило в восторг критиков.

В 1957 композиция «You Send Me» вышла на правое место в Billboard Hot 100, разойдясь по США тиражом свыше 2 миллионов. Продажи ее в Штатах превысили тираж в 2 миллиона. Именно с нее и начинается жанр соула.

Исполнителя пригласили в «Шоу Эдда Салливана». Однако в связи с тем, что очередь до него дошла лишь к концу программы, номер оборвали из-за окончания трансляции. После настоящего урагана зрительского возмущения руководство вновь пригласило Кука на программу. На этот раз никаких купюр для передачи предусмотрено не было.

До конца пятидесятых слушатели наслаждались исполнением романтических баллад. Ориентированные на подростковую аудиторию песни записывали на студии «Keen Records». С каждым новым синглом мастерство Кука становилось все более совершенным. Его песни занимали высокие позиции в чартах.

Новые успехи

Несмотря на моду на синглы, Сэм решил записать лонгплей. Он сделал ставку на песни посвященные Билли Холидей. Альбом назывался «Tribute to the Lady». После его презентации Сэм начала работу с лейблом «RCA Records». От предыдущего его отличала удивительная разнообразность жанров. Ставшие визитной карточкой композиции соула и самого Сэма синглы «Cupid» и «Bring It on Home to Me» записаны в глубоко прочувственной и легкой манере. Годом позже Кук основал собственный лейбл «SAR Records».

Практически полностью успех «You Send Me» повторила баллада «A Change Is Gonna Come». Ею Кук открыл свою мажорную карьеру. Новые альбомы пользовались успехом. В 1960 хит-парады покорил новый сингл, созданный при участии Сэма, «Wonderful World». В нем вокалист пел о том, что особенно волнует подростков: чудеснее мир делает любовь, а не образование.

С шестидесятых Сэм все реже записывал новые хиты. Он занялся продюсированием собственных записей и добивался самостоятельности в выборе репертуара. Вокалист реализовался как прекрасный композитор и поэт. Большая часть исполняемых им синглов была создана им. Примерно половина песен стала хитами.

В 1963 вышел альбом «Night Beat». Его отличала блюзовая направленность. Началось сотрудничество с бизнесменом Алленом Клейном по выпуску дисков и синглов певца. 1964 ознаменовался выходом нового диска «Is not That Good News».

Из жизни вокалист ушел в 1964, 11 декабря.

Подведение итогов

Вокалист дважды пытался наладить личную жизнь. Его первый брак в 1959 был заключен с Долорес Мохавк в 1953. Продлился брак до 1957. Новой избранницей певца стала актриса Барбара Кэмпбелл. Она и Сэм стали мужем и женой в 1959. В союзе с ней появились двое детей, дочери Линда и Самона. Линда выбрала музыкальную карьеру, став певицей.

Частично репертуар вокалиста после его гибели исполнял Отис Реддинг. Песни Кука с успехом пели Арета Франклин, «Роллинг Стоунз», «Анималз». Одним из творческих наследников стал и Бобби Уормак. За его брата впоследствии вышла замуж дочь Сэма Линда.

Имя музыканта называют в числе самых титулованных исполнителей мира. Когда в 1988 создавался Зал славы рок-н-ролла, изначальными его членами стали Бадди Холли, Элвис Пресли и Сэм Кук. За огромный вклад композитор и певец в 1999 удостоен премии «Грэмми». В пятерку самых выдающихся исполнителей эпохи рок-н-ролла его включил журнал «Rolling Stone».

Очень часто синглы Сэма звучат на торжественных мероприятиях в афроамериканском обществе.

Первопроходец соул- музыки Sam Cooke (Сэм Кук)

Сэм Кук ( Sam Cooke ; полное имя Сэмюэль Кук , 22 января 193111 декабря 1964 ) — вокалист, стоявший у истоков соул-музыки . По оценке Allmusic, Сэм Кук является «важнейшим певцом в истории соул-музыки — он является изобретателем и наиболее популярным и обожаемым исполнителем, причём не только среди негров, но и среди белых с такими хитами как” You Send Me“, ” Chain Gang “и ” Sad Mood“»

Читайте также:
Боб Марли, биография, история жизни, причины известности, творчество



Кук был одним из восьми детей баптистского священника из Чикаго. Как и многие дети его круга, он с самых ранних лет пел в церковном хоре, а по вечерам развлекал публику в составе детского коллектива The Singing Children («Поющие дети»). В начале 1950-х Кук становится фронтсменом новаторского госпел-коллектива The Soul Stirrers, который пользовался большим успехом в кругах любителей госпела.

Сексуальность подачи вызвала множество нареканий со стороны старшего поколения – такая манера исполнения, по мнению многих, никак не годилась для песен вроде “Jesus Wash Away My Troubles” и “Pilgrim Of Sorrow“, – но Куку до того дела не было, поскольку “греховная” музыка влекла его несравнимо больше и ограничивать себя восславлением Господа он не намеревался. Тем более что и без того погрешил вволю – от взора Всевышнего два внебрачных ребенка не укрылись наверняка.


Между тем Кук мечтал о более широкой популярности, и не только в среде чернокожих. Его первым шагом в сторону поп-музыки стал сингл «Loveable» (1956). Чтобы не отпугнуть верных поклонников The Soul Stirrers, пластинка была выпущена под псевдонимом «Дейл Кук». Инкогнито сохранить не удалось, и контракт с госпел-лейблом пришлось расторгнуть.

Кук воспользовался обретённой творческой свободой для записи песен, в которых впервые органично слились поп-музыка, госпел и ритм-энд-блюз. Особенный восторг критиков вызывали позаимствованные Куком из арсенала приёмов госпела ненавязчивые повторы ключевых строчек с тонкими интонационными нюансами. Прорыв Кука в чартах связан с песней «You Send Me», которая в 1957 г. достигла 1-го места в Billboard Hot 100, разойдясь по США тиражом свыше 2 миллионов.

У него был божественный голос – именно этот шелковый голос в сочетании с животным рыком Рэя Чарлза, перенеся духовные песнопения черных американцев на необъятное лоно популярной музыки, породил жанр соул. Те, кто не изжил в себе дух отмененного столетием ранее рабства, перехода в светский мир Сэму Куку не простили, зато молодое поколение обрело в нем кумира.

Хотя Куку было сложно повторить успех «You Send Me» как одной из самых популярных записей десятилетия, Кук продолжал с каждым новым синглом оттачивать свою исполнительскую манеру. Каждый месяц чарты пополнялись новыми романтическими балладами Кука, ориентированными преимущественно на подростковую аудиторию, — «For Sentimental Reasons», «Everybody Loves to Cha Cha Cha», «Only Sixteen», «What A Wonderful World» и многими другими.




Записав альбом песен Билли Холидей «Tribute to the Lady» , Кук перешёл на один из крупнейших лейблов того времени — RCA Records. Записи на новом лейбле отличает редкое в те времена жанровое разнообразие. В лёгкой, но глубоко прочувственной манере записаны песни, ставшие визитной карточкой самого Кука и зарождавшейся соул-музыки в целом, — «Bring It on Home to Me» и «Cupid». Впоследствии их перепевали Тина Тёрнер, Эми Уайнхаус и многие другие исполнители.


В 1960-е гг. Сэм Кук записывается реже, чем прежде, требуя большей самостоятельности в выборе репертуара и продюсировании собственных записей. Нелепая гибель маленького сына повергла его в депрессию. стал больше пить и все чаще обращался мыслями к религии, что, тем не менее, не мешало ему заводить романы на стороне.
Новых песен от него не видели добрых полгода – поручив улаживать свои дела Аллену Кляйну, будущему менеджеру The Rolling Stones и The Beatles, артист решил заглушить боль гастролями, во время которых был арестован в Луизиане за попытку поселиться в гостинице, предназначенной исключительно для белых, и последующий разгром отеля.
Этот эпизод сделал Кука настоящим кумиром борцов за гражданские права – отдельной похвалы он удостоился от своего приятеля Кассиуса Клея, заинтересовавшего Сэма исламом. Пообщавшись с тем, кто парой месяцев позже стал Мухаммедом Али, певец вознамерился дать серию концертов для черных мусульман и сочинил потрясающее музыкальное воззвание к черной Америке – “A Change Is Gonna Come“. После чего его выступление перед жующими посетителями “Copacabana”, разрекламированное огромным плакатом на Таймс-сквер, казалось по меньшей мере странным.

Но еще более странной казалась его смерть – в дешевом, по три доллара за ночь, мотеле, куда 10 декабря 1964 года Кук отправился со знакомой проституткой. Не успел Сэм раздеться, как шлюха куда-то исчезла с его одеждой, и он отправился искать девушку в комнату менеджера. А когда менеджер отказалась впускать раздетого мужчину, он вломился силой и, схватив пожилую женщину, потребовал указать местонахождение его пассии. Менеджер была вынуждена выстрелить. В принципе, это походило на правду, однако проститутка утверждала, что Сэм ее похитил и собирался изнасиловать, и, сбежав от него, она и в самом деле вызвала полицию. Смерть 33-летнего певца наступила при загадочных обстоятельствах, которые до сих пор вызывают пересуды.

Официальная версия смерти Кука — убийство в пределах необходимой обороны — вызвала опровержения со стороны близко знавших его людей. Поползли слухи о том, что оно было подстроено из расистских побуждений. В частности, певица Этта Джеймс, которая видела труп Кука, указывала на следы многочисленных побоев, которые невозможно объяснить самообороной.

Поклонники артиста версии об убийстве в рамках допустимой самозащиты не поверили – проститься с ним пришли более восьмидесяти тысяч человек. Глотая слезы, они внимали голосу, который для черной Америки навсегда остался голосом перемен.

После смерти Кука часть его репертуара позаимствовал молодой певец Отис Реддинг, в котором многие видели творческого наследника покойного. Отдельные песни Кука исполняли Арета Франклин, The Supremes, The Animals и The Rolling Stones, а также его протеже Бобби Уомак, женившийся на его вдове Барбаре. Дочь Кука вышла замуж за брата Уомака; в настоящее время с восьмерыми детьми живёт в Африке.

При создании в 1988 году Зала славы рок-н-ролла было объявлено, что его изначальными членами будут считаться три покойных исполнителя — Элвис Пресли, Бадди Холли и Сэм Кук. В 1999 г. Куку была посмертна присуждена «Грэмми» за выдающиеся достижения, а журнал Rolling Stone поставил его на 4-е место в списке самых выдающихся певцов эпохи рок-н-ролла.

Песни Кука нередко исполняются на торжественных для афроамериканского сообщества событиях. В 1965 г. чернокожего активиста Малколма Икса хоронили под звуки «A Change Is Gonna Come». После объявления о победе Барака Обамы на президентских выборах 2008 года он обратился к своим сторонникам, собравшимся в Чикаго, с речью, первые строки которой перефразируют рефрен общеизвестной песни Кука:

«It’s been a long time coming, but tonight, because of what we did on this day, in this election, at this defining moment, change has come to America.» («Это было долгое время, но сегодня, из-за того, что мы сделали в этот день, на этих выборах, в этот решающий момент, в Америке произошли перемены.»)

Со своим поколением Сэм остался навсегда, его творения пересекли океан и нашли свое место в репертуаре – и сердцах – английских музыкантов. Когда The Animals пели “Я вечно буду твоим рабом, пока не мертв я и не погребен“, автор композиции “Bring It On Home To Me” уже был мертв и погребен. Но не забыт, так как его голос звучал по-прежнему – в записи, и в других голосах – Отиса Реддинга, Рода Стюарта, Фрэнки Миллера.

Sam Cooke (Сэм Кук): Биография артиста

Sam Cooke — культовая личность. Вокалист стоял у истоков соул-музыки. Певца можно назвать одним из главных изобретателей соул. Свою творческую карьеру он начал с текстов религиозного характера.

С момента смерти вокалиста прошло уже более 40 лет. Несмотря на это, он доныне остаётся одним из главных музыкантов Соединенных Штатов Америки.

Sam Cooke (Сэм Кук): Биография артиста

Детство и юность Сэмюэля Кука

Сэмюэль Кук родился 22 января 1931 года в Кларксдейле. Мальчик рос в многодетной семье. Кроме него, родители воспитывали ещё восьмерых детей. Глава семейства был очень набожным. Он работал священником.

Как и большинство детей его круга, Сэм пел в церковном хоре. Неудивительно, что свою дальнейшую жизнь он решил связать со сценой. После пения в храме Сэм Кук отправился на городскую площадь. Там вместе с группой The Singing Children давал импровизированные концерты.

Творческий путь Сэма Кука

Уже в начале 1950-х годов Сэм Кук стал частью новаторской госпел-группы The Soul Stirrers. В кругах поклонников госпела коллектив пользовался огромной популярностью.

И хотя дела Сэма шли неплохо, он мечтал о чём-то большем. Молодому человеку хотелось признания среди «белых» и «чёрных». Первым шагом, который открыл публике нового поп-исполнителя в лице Сэма Кука, стала презентация музыкальной композиции Loveable.

Чтобы не отпугнуть верных «фанатов» группы The Soul Stirrers, пластинка была выпущена под творческим псевдонимом «Дейл Кук». Но всё же анонимность исполнителя сохранить не удалось, и контракт с госпел-лейблом пришлось расторгнуть.

Сэм Кук не стал вешать нос. Он принял первое невезение, как должное. Молодой исполнитель уходит в так называемое самостоятельное «плавание». Он экспериментировал со звучанием треков, презентуя песни, в которых органично сочеталась поп-музыка, госпел и ритм-энд-блюз.

Особенный восторг у музыкальных критиков вызывали оригинальные повторы заглавных строчек с мелодичными интонационными нюансами.

Настоящее признание таланта Сэма Кука связано с презентацией музыкальной композиции You Send Me. Исполнитель презентовал песню в 1957 году.

Она заняла 1-ю позицию в чарте Billboard Hot 100, разойдясь по Соединенным Штатам Америки тиражом свыше 2 млн экземпляров.

Пик популярности Sam Cooke

Сэм Кук и не надеялся повторить успех песни You Send Me. Запись оставила за собой статус хита десятилетия. Но всё же певец трек за треком создавал собственную манеру исполнения музыкальных композиций.

Практически каждый месяц Сэм Кук пополнял музыкальную копилку романтическими и пронзительными балладами о любви. На тот момент творчеством исполнителя по большей мере интересовались подростки. К самым ярким трекам исполнителя следует отнести:

  • For Sentimental Reasons;
  • Everybody Loves to Cha Cha Cha;
  • Only Sixteen;
  • (What A) Wonderful World.

После записи сборника с певицей Билли Холидей Tribute to the Lady Sam Cooke перешёл на лейбл RCA Records. С того времени он начал выпускать сборники, которые отличались жанровым разнообразием.

В лёгкой и глубоко чувственной манере композиции стали визитной карточкой Сэма Кука и зарождавшейся соул-музыки. Чего только стоят треки Bring It on Home to Me и Cupid. Кстати, эти песни перевела Тина Тёрнер, Эми Уайнхаус и многие другие исполнители.

В 1960-е годы наступила «ленивая пауза». Исполнитель предпочёл отдать в руки руль управления своему продюсеру. По сути, ему всё равно, о чём петь, где и как выступать. Такой пессимизм «накрыл» Сэма Кука. Дело в том, что он переживал личную трагедию.

Сэм Кук потерял маленького ребёнка. Но всё же Кук поддерживал движение темнокожих за равноправие, под влиянием трека Боба Дилана Blowin’ in the Wind, своего рода гимн этой организации — балладу A Change Is Gonna Come.

В 1963 году дискография певца пополнена «сочным» альбомом. Пластинка получила название Night Beat. Спустя год вышел один из самых популярных сборников Is not That Good News.

Интересные факты о Sam Cooke

  • Журнал Rolling Stones назвал исполнителя одним из главных музыкантов прошлого века. Он вошёл в топ-100 лучших вокалистов. Журнал поставил его на почётное 4-е место.
  • В 2008 году бывший президент Америки Барак Обама, узнав о своей победе на выборах, обратился к гражданам США с речью, начало которой было перефразировано из композиции A Change Is Gonna Come.
  • После кончины Сэма Кука его протеже Бобби Уомак женился на вдове певца Барбаре. Дочь Кука вышла замуж за брата Уомака. В настоящее время с восьмерыми детьми живёт в Африке.

Sam Cooke (Сэм Кук): Биография артиста

Гибель Сэма Кука

Короля соула не стало 11 декабря 1964 года. Из жизни он ушёл не по собственному желанию. Жизнь певца оборвал пистолетный выстрел. Смерть 33-летнего исполнителя наступила при очень странных обстоятельствах, которые доныне вызывают «пересуды».

Тело Sam Cooke было обнаружено в дешёвом лос-анджелесском мотеле. Он был одет в плащ на голое тело и туфли. Вскоре стало известно имя убийцы. В певца выстрелила владелица отеля Берта Франклин, которая утверждала, что певец ворвался к ней в комнату в нетрезвом состоянии и пытался изнасиловать.

Официальная версия смерти знаменитости — убийство в пределах необходимой обороны. Однако родственники отказывались принимать эту «правду». В прессе ходили слухи о том, что Сэма убили из-за расистских побуждений. Так, знакомая Кука, а по совместительству коллега по сцене, Этта Джеймс, которая видела труп Сэма, рассказала, что на его теле видела множество синяков и ссадин, что никак не указывало на то, что его «просто» пристрелили.

Память о Сэме Куке

После смерти кумира миллионов музыкальные композиции его репертуара начал перепевать Отис Реддинг. Меломаны увидели в молодом певце творческого наследника Сэма Кука.

Отдельные композиции Сэма исполняли Арета Франклин, The Supremes, The Animals и The Rolling Stones, его протеже Бобби Уомак.

Sam Cooke (Сэм Кук): Биография артиста

При создании в середине 1980-х годов «Зала славы рок-н-ролла» было объявлено, что изначально в почётный список войдут три знаменитости, а именно: Элвис Пресли, Бадди Холли и Сэм Кук. В конце 1990-х годов певцу была посмертно присуждена престижная премия «Грэмми» за развитие соула.

Музыкальные композиции исполнителя нередко звучали на торжественных для афроамериканского сообщества событиях. В истории Сэм Кук остался одним из родоначальников стиля соул. Его имя граничит наравне с такими культовыми именами, как Рэй Чарльз и Джеймс Браун. О влиянии исполнителя на своё творчество говорят такие звёзды рока, как Майкл Джексон, Род Стюарт, Отис Реддинг, Эл Грин.

Что мы знаем о хитах Сэма Кука?

Кроссовер — песня, созданная на пересечении разных стилей — всегда несла определённый риск для её исполнителя. При удачном раскладе певец мог увеличить свою аудиторию сразу в два раза, при неудачном — отвергнуть поклонников обеих жанров. Особенно, если эти жанры имеют расовую идентификацию.

Поэтому, когда американский исполнитель госпелов по имени Сэм Кук принёс на лейбл новую песню «You Send Me» («Ты волнуешь меня»), она сильно смутила продюсеров. Им казалось, что для «чёрного» R’n’B-чарта песня звучит слишком «мягко», а для «белого» поп-чарта чересчур грубовато.

Кук сочинил «You Send Me» ещё в конце 1955 года и сразу увидел в песне большой потенциал. Недаром он записал авторские права не на себя, а на своего младшего брата (певец был связан контрактом и не хотел, чтобы его издатели получали от песни прибыль). Тем не менее, когда на лейбле «Specialty Records» услышали, что Кук добавил в «You Send Me» хор белой (!) вокальной группы The LEE GOTCH SINGERS, это стало последней каплей. Певца уволили (впрочем, на выгодных условиях), и он перешёл на менее «зашоренный» лейбл «Keen».

Там «You Send Me» и выпустили. Правда, песня попала на вторую сторону сингла, став довеском к очередной версии знаменитой композиции Гершвина «Summertime». Однако ди-джеи предпочли перевернуть пластинку, и в 1957 году «You Send Me» стала № 1, причём сразу в двух категориях: «поп-музыка» и «ритм-энд-блюз». По старой традиции, песню перезаписала белая певица Тереза Брюэр. Обычно, если «чёрный» музыкальный хит перепевали «расово правильные» исполнители, продажи его резко увеличивались. Но на этот раз «перешибить» оригинал так и не получилось.

Масла в огонь добавило и участие Сэма Кука в ТВ-шоу Эдда Салливана. Исполнителя поставили в самый конец программы, поэтому свой хит он так и не допел — трансляция шоу закончилась. На телевидение тут же обрушился шквал возмущённых звонков, и Кук появился в следующем выпуске шоу — на этот раз без купюр.

Ныне «You Send Me» признаётся «золотой классикой» соула, а Сэм Кук — одним из основателей этого жанра, наряду с Рэем Чарлзом и Джеймсом Брауном.

Ещё одним большим хитом певца стала песня 1960 года — «Wonderful World» (№ 12 в США). Её авторами выступили Лу Адлер и Херо Алперт, хотя Кук тоже поучаствовал, добавив несколько строчек в финале. Содержание песни разило в самую глубину подросткового сердца, когда гормоны играют, а учиться, ой как, не хочется. Вот и Сэм Кук поёт о том, что, возможно, он не силён в биологии, зато о любви знает более чем достаточно. И именно любовь, а не образование может сделать этот мир «чудесным».

С подобным заявлением можно поспорить, но девушки от подобных откровений были без ума. Поговаривают, что до выхода песни Кук любил петь «Wonderful World» каждой девушке, с которой встречался, заявляя, что сочинил песню только что и специально для неё, единственной…

Однако певец остался в истории не только любовными песенками. Осенью 1963 года он сочиняет песню «The Change Is Gonna Come» («Перемены наступят»), которая стала одним из гимнов борьбы американских чернокожих за свои гражданские права. Песня стала своеобразным ответом на другой социальный гимн — «Blowin’ In The Wind», написанный небезызвестным Бобом Диланом. Забавно, что, впервые услышав песню Дилана, Кук посчитал, что её поёт черный исполнитель — настолько близкими показались поднятые в ней проблемы.

Биограф Кука — Питер Гуральник — полагает, что у «The Change Is Gonna Come» был и другой источник вдохновения. Речь идёт об инциденте, произошедшем в г. Шривпорт штата Луизиана, когда певцу с женой и друзьями не разрешили заселиться в отель (напомним, что расовую сегрегацию в США официально отменят лишь в 1964 году).

Питер Гуральник:
«И когда он отказался уйти, его жена Барбара сказала: „Сэм, нам лучше убраться отсюда, они убьют тебя“. „Они меня не убьют, я Сэм Кук!“. „Нет, для них ты просто другой…“».

В итоге Кук с компанией попали в тюрьму «за нарушения спокойствия», а спустя несколько недель на свет родилась песня об ожидании перемен.

Питер Гуральник:
«Она потребовала меньше усилий, чем любая песня, которую он когда-либо писал. Это почти испугало его, ему казалось, будто песня была предназначена для кого-то ещё. Он схватил её буквально из воздуха, целиком, несмотря на то, что во многих отношениях это, наверное, самая сложная из его песен…».

Я родился на берегу реки в маленькой палатке
И так же, как эта река, я бегу с тех пор.
Прошло много-много времени, но я знаю —
Перемены наступят, да, это будет.

Так тяжело жить, но я боюсь умереть,
Потому что я не знаю, что там за небесами.
Прошло много-много времени, но я знаю —
Перемены наступят, да, это будет…

…Затем я иду к брату
И говорю: «Брат помоги мне, пожалуйста».
Но он издевается надо мной,
Заставляя опуститься на колени…

Интересно, что Сэм Кук почти не исполнял эту песню на публике, полагая, что она звучит слишком «жутковато» — даже с привкусом смерти. И действительно, смерть не заставила себя ждать.

11 декабря 1964 года в возрасте 33 лет певец был застрелен в Лос-Анджелесском мотеле «Hacienda». По официальной версии Кука застрелила менеджер мотеля в рамках необходимой самообороны. Мол, певец привёл в отель девушку, та от него сбежала (почему-то прихватив с собой и часть одежды Кука). Полуодетый Сэм ворвался к менеджеру (полагая, что девушка там) и в завязавшейся потасовке получил три пули.

Официальная версия у многих до сих пор вызывает сомнения. Кое-кто полагает, что девушка «с низкой социальной ответственностью» просто ограбила Кука, а его одежду прихватила, чтобы лишить певца возможности преследования. Певица Этта Джеймс рассказывала и более страшные вещи: мол, она видела труп Сэма, по которому было ясно, что перед смертью его избили буквально до полусмерти…

Сингл с песней «The Change Is Gonna Come» вышел 22 декабря 1964 года и стал первым посмертным синглом Кука (позже их издадут ещё немало). Кстати, из той версии полностью убрали третий куплет — видимо, посчитав, что он слишком откровенно намекает на расовую сегрегацию.

Я иду в кино, иду в центр города.
Но кто-то твердит мне,
Чтобы я тут не шлялся…

Тогда песня достигла 9-го места в хит-параде. В 2008 году британский певец Seal выпустит успешный кавер «The Change Is Gonna Come» в поддержку предвыборной компании Барака Обамы.

Сам Обама будет цитировать строчки Кука в своей победной речи, а на его инаугурации песню о переменах исполнят Бетти Лаветт и Джон Бон Джови.

А вот о том, действительно ли что-то изменилось с приходом к власти первого в истории Америки чернокожего президента, судить самим афроамериканцам…

Сэм Кук – Sam Cooke

  • Певица
  • автор песен
  • предприниматель
  • активист гражданских прав
  • ABKCO
  • Специальность
  • Увлеченный
  • RCA

Сэмюэл Кук (22 января 1931 – 11 декабря 1964), известный профессионально как Сэм Кук , был американским певцом, автором песен и предпринимателем. Считается пионером и одним из самых влиятельных соул- исполнителей всех времен, Кука обычно называют « Королем души » за его отличительный вокал, заметный вклад в жанр и высокое значение в популярной музыке.

Кук родился в Миссисипи, а позже переехал в Чикаго со своей семьей в молодом возрасте, где он начал петь в детстве и присоединился к Soul Stirrers в качестве ведущего певца в 1950-х годах. В 1957 году Кук выпустил ряд хитов, в том числе « You Send Me », « A Change Is Gonna Come », « Cupid », « Wonderful World », « Chain Gang », « Twistin ‘the Night Away », « Принеси это ко мне домой » и « Хорошие времена ». За восемь лет его карьеры, Кук выпустил 29 синглов , которые наметили в Top 40 из Billboard людей поп – чарт, а также 20 синглов в первой десятке Billboard «ы Black Singles диаграммы.

В 1964 году Кук был застрелен менеджером мотеля в Лос-Анджелесе . После дознания и расследования суды признали смерть Кука оправданным убийством ; его семья с тех пор поставила под сомнение обстоятельства его смерти.

Новаторский вклад Кука в соул-музыку способствовал возвышению Ареты Франклин , Бобби Вомака , Эла Грина , Кертиса Мэйфилда , Стиви Уандера , Марвина Гэя и Билли Престона , а также популяризировал творчество Отиса Реддинга и Джеймса Брауна . Биограф AllMusic Брюс Эдер писал, что Кук был «изобретателем соул-музыки» и обладал «невероятно естественным певческим голосом и плавным, легким звучанием, которое никогда не было превзойдено».

Кук также был центральной частью Движения за гражданские права , используя свое влияние и популярность среди белого и черного населения для борьбы за это дело. Он был хорошими друзьями с боксером Мухаммедом Али , активистом Малкольмом Икс и футболистом Джимом Брауном , которые вместе выступали за расовое равенство.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Ранняя жизнь
  • 2 Карьера
    • 2.1 Возбудители души
    • 2.2 Кроссовер поп-успех
  • 3 Личная жизнь
  • 4 Смерть
    • 4.1 Последствия
  • 5 Наследие
    • 5.1 Культурные изображения
      • 5.1.1 Образы
    • 5.2 Посмертные почести
  • 6 Дискография
  • 7 Примечания
  • 8 ссылки
  • 9 Дальнейшее чтение
  • 10 Внешние ссылки

Ранние годы

Кук родился Сэмюэл Кук в Кларксдейле, штат Миссисипи , в 1931 году (он добавил букву «е» к своей фамилии в 1957 году, чтобы обозначить новое начало своей жизни). Он был пятым из восьми детей преподобного Чарльза Кука, служителя Церкви Христа (Святости) , и его жены Энни Мэй. Один из его младших братьев, LC (1932–2017), позже стал участником ду-воп- группы Johnny Keyes and the Magnificents .

Семья переехала в Чикаго в 1933 году. Кук посещал начальную школу Дулитла и среднюю школу Академии Венделла Филлипса в Чикаго, ту же школу, которую Нат «Кинг» Коул посещал несколькими годами ранее. Сэм Кук начал свою карьеру со своими братьями и сестрами в группе под названием «Поющие дети», когда ему было шесть лет. Он впервые стал известен как ведущий певец Highway QC, когда был подростком, присоединившись к группе в возрасте 14 лет. За это время Кук подружился с другим певцом госпел и соседом Лу Ролзом , который пел в конкурирующей госпел-группе.

Карьера

Душевные мешалки

В 1950 году Кук сменил госпел-тенора Р. Х. Харриса на посту вокалиста госпел-группы Soul Stirrers , основанной Харрисом, подписавшим контракт с Specialty Records от имени группы. Их первой записью под руководством Кука была песня «Иисус дал мне воду» в 1951 году. Они также записали евангельские песни « Мир в долине », «Как далеко я от Ханаана?», «Иисус заплатил долг» и «Один». Больше реки », среди многих других, некоторые из которых он написал. Куку часто приписывали то, что он привлек внимание к музыке госпела молодой толпы слушателей, в основном девушек, которые бросались на сцену, когда на сцену выходили Soul Stirrers, просто чтобы мельком увидеть Кука.

Список «35 величайших исполнителей R&B всех времен» Billboard за 2015 год включает Кука, «который в 1957 году начал свое дело с хитом кроссовера R&B / Pop« You Send Me ». И его активная деятельность в области гражданских прав привела к тихая песня протеста “A Change Is Gonna Come” “.

Кроссовер поп-успех

В период с 1957 по 1964 год Кук попал в топ-40 американских хитов 30, плюс еще три – посмертно. Основные хиты, такие как ” You Send Me “, ” A Change Is Gonna Come “, ” Cupid “, ” Chain Gang “, ” Wonderful World “, ” Another Saturday Night ” и ” Twistin ‘the Night Away ” – одни из его самых популярных. популярные песни. Twistin ‘the Night Away был одним из самых продаваемых его альбомов. Кук также был одним из первых современных чернокожих исполнителей и композиторов, которые занялись деловой стороной своей музыкальной карьеры. Он основал звукозаписывающий лейбл и издательскую компанию в качестве продолжения своей карьеры певца и композитора. Он также принимал активное участие в Движении за гражданские права .

Его первым поп / соул-синглом стал “Lovable” (1956), римейк евангельской песни “Wonderful”. Он был выпущен под псевдонимом «Дейл Кук», чтобы не оттолкнуть его фанатскую базу госпел; Певцы госпела, исполняющие светскую музыку, подвергались значительному стигматизации. Однако это никого не обмануло – уникальный и самобытный вокал Кука был легко узнаваем. Арт Руп , глава Specialty Records, лейбла Soul Stirrers, благословил Кука записывать светскую музыку под своим настоящим именем, но он был недоволен той музыкой, которую делали Кук и продюсер Бампс Блэквелл . Руп ожидал, что светская музыка Кука будет похожа на музыку другого исполнителя Specialty Records, Литтла Ричарда . Когда Руп вошел на сеанс записи и услышал, как Кук покрывает Гершвина , он был очень расстроен. После ссоры между Рупом и Блэквеллом Кук и Блэквелл покинули лейбл. “Lovable” никогда не был хитом, но и не провалился и показал будущий потенциал Кука. В то время как Евангелие было популярным, Кук увидел, что поклонники в основном были ограничены в сельских районах страны с низким доходом, и стремился к расширению. Позже Кук признался, что получил одобрение на карьеру в поп-музыке от наименее вероятного человека, своего отца-пастора. «Мой отец сказал мне, что важно не то, что я пою, а то, что Бог дал мне голос и музыкальный талант, и истинное использование Его дара заключалось в том, чтобы делиться им и делать людей счастливыми». Взяв имя «Сэм Кук», он стремился начать новую жизнь в поп-музыке.

В 1957 году Кук появился на шоу Гая Митчелла на канале ABC . В том же году он подписал контракт с Keen Records. Его первый хит ” You Send Me “, выпущенный как сторона B ” Summertime “, шесть недель занимал первое место в хит – параде Billboard R&B . Песня также имела успех мейнстрим, проведя три недели под номером 1 на Billboard поп – чарте. Это повысило его заработок с 200 долларов в неделю до более чем 5000 долларов в неделю.

В 1958 году Кук выступил на знаменитом концерте «Кавалькада джаза», организованном Леоном Хеффлином-старшим, который состоялся 3 августа в Shrine Auditorium. Другими хедлайнерами были Маленький Уилли Джон , Рэй Чарльз , Эрни Фриман и Бо Рамбо . Сэмми Дэвис-младший был там, чтобы короновать победительницу конкурса красоты «Мисс Кавалькада джаза». В мероприятии приняли участие четыре самых известных диск-жокея Лос-Анджелеса.

Кук подписал контракт с лейблом RCA Victor в январе 1960 года, когда продюсеры лейбла Hugo & Luigi предложили ему гарантированные 100 000 долларов (что эквивалентно 870 000 долларов в 2020 году) . Одним из его первых синглов RCA Victor был ” Chain Gang “, который занял 2-е место в поп-чарте Billboard. За ним последовали другие хиты, в том числе «Sad Mood», « Cupid », « Bring It On Home to Me » (с Лу Ролзом на бэк-вокале), « Another Saturday Night » и « Twistin ‘the Night Away ».

В 1961 году Кук основал свой собственный звукозаписывающий лейбл SAR Records с Джей У. Александром и его менеджером Роем Крейном. Вскоре в состав лейбла вошли близнецы Симмс, Валентино (которые были Бобби Вомаком и его братьями), Мел Картер и Джонни Тейлор . Затем Кук создал издательскую и управляющую фирму под названием Kags.

Как и большинство художников R&B своего времени, Кук сосредоточился на синглах; Всего у него было 29 лучших 40 хитов в поп-чартах и ​​еще больше в чартах R&B. Он был плодовитым автором песен и написал большинство песен, которые он записал. Он также участвовал в надзоре за аранжировками некоторых песен. Несмотря на то, что он выпускал в основном синглы, в 1963 году он выпустил хорошо принятую пластинку с блюзовым оттенком, Night Beat , и свой самый популярный студийный альбом Ain’t That Good News , в который вошли пять синглов в 1964 году.

В 1963 году Кук подписал пятилетний контракт с Алленом Кляйном на управление Kags Music и SAR Records и сделал его своим менеджером. Кляйн заключил пятилетнее соглашение (три года плюс два года с опционом) с RCA Victor, по которому холдинговая компания Tracey, Ltd, названная в честь дочери Кука, принадлежащая Кляйну и управляемая Дж. У. Александром, будет производить и владеть записями Кука. RCA Victor получит эксклюзивные права на распространение в обмен на лицензионные платежи в размере 6 процентов и платежи за сеансы записи. По налоговым причинам Кук получит привилегированные акции Tracey вместо первоначального аванса в размере 100 000 долларов. Кук получит аванс наличными в размере 100 000 долларов в течение следующих двух лет, а затем дополнительные 75 000 долларов за каждый из двух опционных лет, если сделка состоится.

Личная жизнь

Кук был дважды женат. Его первый брак был с певицей и танцовщицей Долорес Элизабет Миллиган Кук, которая в 1953 году взяла сценический псевдоним «Ди Ди Мохок»; они развелись в 1958 году. Она погибла в автокатастрофе во Фресно, штат Калифорния, в 1959 году. Хотя он и Долорес были в разводе, Кук оплатил расходы на похороны своей бывшей жены. У нее остался сын Джоуи.

В 1958 году Кук женился на своей второй жене, Барбаре Кэмпбелл, в Чикаго. Его отец провел церемонию. У них было трое детей, Линда (1953 г.р.), Трейси (1960 г.р.) и Винсент (1961–1963), которые утонули в семейном бассейне. Менее чем через три месяца после смерти Кука его вдова Барбара вышла замуж за его друга Бобби Вомака . Вомак изнасиловала дочь Кука, Линду . Линда вышла замуж за брата Вомака, Сесила Вомака, и они стали дуэтом Womack & Womack .

Кук также родил как минимум троих внебрачных детей. В 1958 году женщина из Филадельфии Конни Боллинг заявила, что Кук был отцом ее сына. Кук выплатил ей компенсацию в размере 5000 долларов во внесудебном порядке.

В ноябре 1958 года Кук попал в автомобильную аварию по пути из Сент-Луиса в Гринвилл . Его шофер Эдвард Каннингем был убит, а Кук, гитарист Клифф Уайт и певец Лу Ролз были госпитализированы.

Смерть

Кук был убит в возрасте 33 лет 11 декабря 1964 года в мотеле Hacienda в южном центре Лос-Анджелеса , Калифорния , на 91-й улице и Фигероа-авеню. В ответ на отдельные сообщения о стрельбе и похищении в мотеле полиция нашла дом Кука. тело. Он получил огнестрельное ранение в грудь, которое, как позже выяснилось, пронзило его сердце. Менеджер мотеля Берта Франклин заявила, что застрелила его в порядке самообороны. Ее счет сразу же был оспорен знакомыми Кука.

Владелец мотеля, Эвелин Карр, сказала, что она говорила по телефону с Франклином во время инцидента. Карр сказала, что она слышала вторжение Кука и последовавший конфликт и выстрел. Она позвонила в полицию, чтобы попросить полицейских явиться в мотель, сказав им, что, по ее мнению, произошла стрельба.

В официальном полицейском протоколе говорится, что Франклин смертельно застрелил Кука, который приехал ранее тем же вечером. Франклин сказал, что Кук постучал в дверь ее офиса, крича «Где девушка ?!», имея в виду Элизу Бойер, женщину, которая сопровождала Кука в мотель и которая в ту ночь также позвонила в полицию по телефону. будка возле мотеля за несколько минут до прихода Карра. Франклин крикнул в ответ, что в ее офисе никого нет, кроме нее, но разъяренный Кук не поверил ей и ворвался в офис, обнаженный, за исключением одной обуви и спортивной куртки. Он схватил ее, снова требуя узнать местонахождение женщины. По словам Франклина, она схватилась с Куком, они оба упали на пол, а затем она встала и побежала за пистолетом. Она сказала, что затем выстрелила в Кука в порядке самообороны, потому что боялась за свою жизнь. Куку однажды ударили в туловище . По словам Франклина, он воскликнул: «Леди, вы застрелили меня» тоном, который выражал скорее недоумение, чем гнев, прежде чем снова двинуться к ней. Она сказала, что ударила его метлой по голове, прежде чем он наконец упал на пол и умер.

А коронер «s расследование созывалось для расследования инцидента.

Бойер сказал полиции, что она впервые встретилась с Куком ранее той ночью и провела вечер в его компании. Она сказала, что после того, как они вместе покинули местный ночной клуб, она неоднократно просила его отвезти ее домой, но вместо этого он отвел ее против ее воли в мотель Hacienda. Она сказала, что однажды в одной из комнат мотеля Кук физически заставил ее лечь на кровать, а затем раздевал до трусиков; она сказала, что была уверена, что он собирается ее изнасиловать . Кук позволил ей воспользоваться ванной, из которой она попыталась сбежать, но обнаружила, что окно было плотно закрыто. По словам Бойера, она вернулась в главную комнату, где Кук продолжал приставать к ней. Когда он пошел в ванную, она быстро схватила свою одежду и выбежала из комнаты. Она сказала, что в спешке она также по ошибке собрала большую часть одежды Кука. Она сказала, что сначала побежала в офис менеджера и постучала в дверь в поисках помощи. Однако она сказала, что менеджер слишком долго не отвечал, поэтому, опасаясь, что Кук скоро придет за ней, она сбежала из мотеля, прежде чем менеджер открыл дверь. Она сказала, что затем снова оделась, спрятала одежду Кука, пошла к телефонной будке и позвонила в полицию.

История Бойера – единственный рассказ о том, что произошло между ней и Куком той ночью; однако ее история давно ставится под сомнение. Несоответствие между ее версией событий и деталями, сообщенными посетителями ресторана Martoni’s, где Кук обедал и пил раньше вечером, наводит на мысль, что Бойер мог добровольно пойти в мотель с Куком, а затем выскользнул из комнаты в своей одежде, чтобы ограбить его. , а не избежать попытки изнасилования. Сообщается, что Кук нес крупную сумму денег в Martoni’s, по словам сотрудников ресторана и друзей. Однако при обыске кошелька Бойера полицией не было обнаружено ничего, кроме банкноты в 20 долларов, а при обыске Ferrari Кука был обнаружен только зажим для денег со 108 долларами и несколькими незакрепленными монетами.

Однако вопросы о роли Бойера выходили за рамки расследования, целью которого было только установить обстоятельства роли Франклина в стрельбе. Бойер покинул комнату мотеля с почти всей одеждой Кука, и тот факт, что тесты показали, что Кук был в состоянии алкогольного опьянения, предоставил присяжным заседателям дознание причудливое поведение Кука и его состояние раздетости. Кроме того, поскольку показания Карра подтвердили версию событий Франклина, а также поскольку Бойер и Франклин позже прошли тесты на полиграфе , присяжные коронера в конечном итоге приняли объяснение Франклина и вынесли вердикт об оправданном убийстве . Этим вердиктом власти официально закрыли дело о смерти Кука.

Однако некоторые члены семьи Кука и сторонники отвергли версию событий Бойера, а также версию Франклина и Карра. Они считают, что имел место заговор с целью убийства Кука и что убийство произошло каким-то образом, полностью отличным от трех официальных версий. Певица Этта Джеймс осмотрела тело Кука перед его похоронами и усомнилась в достоверности официальной версии событий. Она написала, что наблюдаемые ею травмы выходят далеко за рамки официального сообщения о том, что Кук сражался с Франклином в одиночку. Джеймс написал, что Кук был настолько сильно избит, что его голова была почти отделена от плеч, его руки были сломаны и раздавлены, а его нос искалечен. Некоторые люди предполагают, что менеджер Кука, Аллен Кляйн , мог иметь отношение к его смерти. Кляйн принадлежала Tracey, Ltd, которая в конечном итоге владела всеми правами на записи Кука.

На сегодняшний день никаких конкретных доказательств, подтверждающих преступный сговор , представлено не было.

Последствия

Первая панихида Кука состоялась 18 декабря 1964 года в похоронном бюро AR Leak в Чикаго; 200 000 фанатов выстроились в более чем четырех кварталах, чтобы увидеть его тело. После этого его тело было доставлено обратно в Лос-Анджелес для второй службы, в баптистской церкви на горе Синай 19 декабря, которая включала в себя широко разрекламированное представление «Ангелы несут ответственность за меня» Рэем Чарльзом , который заменил убитая горем Бесси Гриффин . Кук был похоронен на кладбище Forest Lawn Memorial Park в Глендейле, Калифорния .

Два сингла и альбом были выпущены через месяц после его смерти. Один из синглов ” Shake ” попал в десятку лучших как в поп-чартах, так и в R&B. Сторона B, ” A Change Is Gonna Come “, считается классической песней протеста эпохи движения за гражданские права . Он входил в топ-40 поп-хитов и в топ-10 R&B. Альбом, также названный Shake , занял первое место среди альбомов R&B.

Берта Франклин сказала, что ей неоднократно угрожали смертью после того, как она застрелила Кука. Она оставила свою должность в мотеле Hacienda и публично не раскрыла, куда переехала. После того, как присяжные коронера оправдали ее, она подала в суд на имущество Кука, сославшись на физические травмы и душевные страдания, полученные в результате нападения Кука. В ее иске требовалось 200 000 долларов в качестве компенсации и штрафных санкций . Барбара Вомак подала встречный иск против Франклина от имени поместья, требуя возмещения убытков в размере 7000 долларов для покрытия расходов на похороны Кука. Элиза Бойер дала показания в поддержку Франклина по делу. В 1967 году жюри вынесло решение в пользу Франклин по обоим пунктам, присудив ей 30 000 долларов в качестве компенсации за ущерб.

Наследие

Культурные изображения

Образы

Кука сыграл Пол Муни в американском биографическом фильме 1978 года « История Бадди Холли» , в котором рассказывается история жизни рок-музыканта Бадди Холли .

В спектакле « Одна ночь в Майами» , впервые поставленном в 2013 году, Кук играет Аринзе Кене . В экранизации 2020 года его играет Лесли Одом-младший , который был номинирован на премию Оскар за лучшую мужскую роль второго плана за роль.

Кук, Сэм

The Soul Stirrers

Сэм Кук (англ. Sam Cooke ; настоящее имя Сэмюэль Кук, англ. Samuel Cook ; 22 января 1931 — 11 декабря 1964) — вокалист, стоявший у истоков соул-музыки. По оценке Allmusic, Сэм Кук является «важнейшим певцом в истории соул-музыки — её изобретателем и наиболее популярным и обожаемым исполнителем, причём не только среди афроамериканцев, но и среди белых» [1] .

Содержание

Дорога к славе

Кук был одним из восьми детей баптистского священника из Чикаго. Как и многие дети его круга, он с самых ранних лет пел в церковном хоре, а по вечерам развлекал публику в составе детского коллектива The Singing Children («Поющие дети»). В начале 1950-х Кук становится фронтсменом новаторского госпел-коллектива The Soul Stirrers, который пользовался большим успехом в кругах любителей госпела.

Между тем Кук мечтал о более широкой популярности, и не только в среде чернокожих. Его первым шагом в сторону поп-музыки стал сингл «Loveable» (1956). Чтобы не отпугнуть верных поклонников The Soul Stirrers, пластинка была выпущена под псевдонимом «Дейл Кук». Инкогнито сохранить не удалось, и контракт с госпел-лейблом пришлось расторгнуть.

Кук воспользовался обретённой творческой свободой для записи песен, в которых впервые органично слились поп-музыка, госпел и ритм-энд-блюз. Особенный восторг критиков вызывали позаимствованные Куком из арсенала приёмов госпела ненавязчивые повторы ключевых строчек с тонкими интонационными нюансами. Прорыв Кука в чартах связан с песней «You Send Me», которая в 1957 г. достигла 1-го места в Billboard Hot 100, разойдясь по США тиражом свыше 2 миллионов.

Отец соула

Хотя Куку было сложно повторить успех «You Send Me» как одной из самых популярных записей десятилетия, Кук продолжал с каждым новым синглом оттачивать свою исполнительскую манеру. Каждый месяц чарты пополнялись новыми романтическими балладами Кука, ориентированными преимущественно на подростковую аудиторию, — «For Sentimental Reasons», «Everybody Loves to Cha Cha Cha», «Only Sixteen», «(What A) Wonderful World» и многими другими.

Записав альбом песен Билли Холидей «Tribute to the Lady», Кук перешёл на один из крупнейших лейблов того времени — RCA Records. Записи на новом лейбле отличает редкое в те времена жанровое разнообразие. В лёгкой, но глубоко прочувственной манере записаны песни, ставшие визитной карточкой самого Кука и зарождавшейся соул-музыки в целом, — «Bring It on Home to Me» и «Cupid». Впоследствии их перепевали Тина Тёрнер, Эми Уайнхаус и многие другие исполнители.

В 1960-е гг. Сэм Кук записывается реже, чем прежде, требуя большей самостоятельности в выборе репертуара и продюсировании собственных записей. Нелепая гибель маленького сына повергла его в депрессию. Кук поддерживал движение чёрнокожих за равноправие и под влиянием дилановской «Blowin’ in the Wind» сочинил величественный гимн этого движения — балладу «A Change Is Gonna Come» («Грядут перемены»).

Гибель

Утром 11 декабря 1964 г. жизнь Сэма Кука оборвал пистолетный выстрел. Смерть 33-летнего певца наступила при загадочных обстоятельствах, которые до сих пор вызывают пересуды. Он был найден нагим (в одном плаще и туфле) в дешёвом лос-анджелесском мотеле. В убийстве Кука призналась администратор мотеля, Берта Франклин, которая утверждала, что Кук ворвался в подпитии в её комнату и попытался её изнасиловать.

Официальная версия смерти Кука — убийство в пределах необходимой обороны — вызвала опровержения со стороны близко знавших его людей. Поползли слухи о том, что оно было подстроено из расистских побуждений. В частности, певица Этта Джеймс, которая видела труп Кука, указывала на следы многочисленных побоев, которые невозможно объяснить самообороной.

Память о Куке

После смерти Кука часть его репертуара позаимствовал молодой певец Отис Реддинг, в котором многие видели творческого наследника покойного. Отдельные песни Кука исполняли Арета Франклин, The Supremes, The Animals и The Rolling Stones, а также его протеже Бобби Уомак, женившийся на его вдове Барбаре. Дочь Кука вышла замуж за брата Уомака; в настоящее время с восьмерыми детьми живёт в Африке.

При создании в 1988 году Зала славы рок-н-ролла было объявлено, что его изначальными членами будут считаться три покойных исполнителя — Элвис Пресли, Бадди Холли и Сэм Кук. В 1999 г. Куку была посмертна присуждена «Грэмми» за выдающиеся достижения, а журнал Rolling Stone поставил его на 4-е место в списке самых выдающихся певцов эпохи рок-н-ролла. [2]

Песни Кука нередко исполняются на торжественных для афроамериканского сообщества событиях. В 1965 г. чернокожего активиста Малколма Икса хоронили под звуки «A Change Is Gonna Come». После объявления о победе Барака Обамы на президентских выборах 2008 года он обратился к своим сторонникам, собравшимся в Чикаго, с речью, первые строки которой перефразируют рефрен общеизвестной песни Кука:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: