Сальвадор Доме́нек Фелип Жасинт Дали и Доме́нек де Дали де Пу́боль – отзывы, мнение, рейтинг

Сальвадор Дали – гений, или сумасшедший?

Сальвадор Дали (полное имя – Сальвадор Доменек Фелип Жасинт Дали и Доменек, маркиз де Пуболь), родился 1 мая 1904 года, в Испании, в городе Фигерас, провинция Жирона, в семье зажиточного нотариуса.

Сальвадор с детства любил рисовать. В мадридской академии он интересовался современными художниками, попутно изучал классическую живопись. Увлекался идеями анархизма.
Начало XX века — время поиска новых идей. В литературе начинаются эксперименты со словом, в живописи — с образом. Появляются символисты, фовисты, футуристы, кубисты. Становится модной абстракция – чем непонятнее, тем лучше. Кто необычней выразил себя, тот гениальнее. Поэты и художники старались необычно одеваться, всем своим видом говоря: «Я не такой, как все!»
Начинающий художник Дали был честолюбив. Мечты о славе будоражили его воображение. Он видел, как другие изо всех сил стараются быть необычными. И решил переплюнуть всех!

В то время были модными идеи Фрейда. Разработанный им метод психоанализа должен был помочь людям избавиться от внутренних проблем. Фрейд полагал, что в глубине души у человека таятся «монстры» — нереализованные сексуальные желания, разные страхи и комплексы, которые мешают жить, и, чтобы справиться с какой-то внутренней проблемой, надо осознать эту гадость, вытащить и проанализировать.
Дали увлекся идеями Фрейда и решил этот метод использовать. Покопавшись в своем подсознании, он извлек оттуда все свои страхи и сексуальные комплексы и выставил их напоказ. Таких картин еще никто не видел. Поднялся ажиотаж!

Люди любят, когда их шокируют. Интерес к картинам переходил в интерес к личности автора. Люди во всем мире задавали вопросы: «Какие комплексы терзают Сальвадора Дали? Чего он боится? Чего ему хочется? Что ему снится?».
Им восхищались. Его ненавидели. Называли самым скандальным художником XX века. Одни считали его гением, другие — сумасшедшим.
Дали написал около 2000 картин. На них разгуливали слоны на птичьих ногах и женщины с головами из цветов. Он давал своим творениям странные названия: «Треугольное время», «Распад постоянства памяти», «Молекулярный всадник». Толпы людей стояли перед полотнами, изображающими яичницу, свисающую на веревочке, или горящего жирафа, и ломали себе головы: «Что он хотел этим сказать?»
На этот вопрос лучше всех ответил Фрейд, который утверждал, что все человеческие комплексы формируются в детстве.

Когда Сальвадор Дали был подростком, его одноклассники однажды в туалете затеяли меряться пенисами. Сравнение вышло не в пользу Сальвадора и он обругал свой пенис «маленьким, жалким и мягким». Его ранние эротические переживания основывались на этом выводе и Сальвадор часто корил себя за неспособность быть с женщинами “крутым мачо”.
В автобиографии «The Unspeakable Confessions of Salvador Dali» художник признаётся: «В течении долгого времени мне казалось, что я импотент». Отсюда частые мастурбации, к которым он настолько пристрастился, что занимался ими на протяжении всей жизни.
Отношение художника к сексу заметно отразилось на его полотнах. Страхи и мотивы разрушения и распада (чаще всего изображённые в виде муравьёв) встречаются практически в каждой картине. В «Великом мастурбаторе», одной из самых значимых его картин, есть человеческое лицо, из которого «вырастает» женщина. На лице сидит саранча (Дали испытывал необъяснимый ужас перед этим насекомым), по брюшку которой ползают муравьи — символ разложения. Рот женщины прижимается к паху мужчины, что намекает на оральный секс, на ногах мужчины кровоточат порезы, свидетельствующие о страхе художника перед кастрацией, который он испытывал в детстве.

Многие исследователи жизни гения пытались “вычислить” гомосексуальность Дали. Но точных сведений о гомосексуальных отношений художника с друзьями не имеется, хотя в картинах Дали просматриваются намеки на скрытые желания.

Исследователи сходятся в том, что до встречи с Галой (Елены Дьяконовой), Дали оставался девственником. Гала до встречи с Сальвадором была замужем, что не мешало ей иметь обширную коллекцию любовников. Искусствовед Джон Ричардсон писал: «Достаточно с ней познакомиться, чтобы начать её ненавидеть».
На первой встречи с Галой, Сальвадор спросил, чего она от него хочет. Елена ответила: «Я хочу, чтобы вы меня убили». Дали сразу её полюбил, окончательно и бесповоротно.
Как и многие онанисты, Дали получал сексуальное удовлетворение, наблюдая, как другие занимаются сексом или мастурбируют. Он подглядывал даже за собственной женой, когда та принимала ванну. Одна из его картин так и называется – «Вуайерист» (подглядывающий).
Дали каждую неделю устраивал у себя дома оргии. Но сам художник не принимал в них участия, довольствуясь ролью зрителя. Арт-критик Брайан Сьюэлл рассказывал, что Дали попросил его снять штаны и мастурбировать, лёжа под статуей Иисуса Христа, которая стояла в саду живописца. Дали обращался с подобными странными просьбами ко многим своим гостям.
Знаменитый писатель Оруэлл отмечал ярко выраженную некрофилию (влечение к трупам) и копрофагию (тяга к экскрементам), присутствующую в полотнах Дали. Одной из самых известных работ подобного рода считается «Мрачная игра», написанная в 1929-м году — в нижней части шедевра изображён испачканный фекалиями мужчина. Подобные детали есть и в более поздних творениях Дали.

Читайте также:
Поль Сеза́нн - отзывы, мнение, рейтинг

«Главное — пусть говорят!», говорил Дали и всячески поощрял интерес к своей персоне. Можно спорить о том, гениален ли он, как художник, но бесспорно одно – Дали был гением саморекламы. Он раздавал бесчисленные интервью, в которых безудержно расхваливал свой талант. Огромными тиражами расходились его книги о самом себе.
«Трудно привлечь к себе внимание даже ненадолго. А я предавался этому занятию всякий день и час. У меня был девиз: главное — пусть о Дали говорят. На худой конец – пусть говорят хорошо».
И Дали делал всё, чтоб о нем говорили. В Риме, в парке княгини Паллавичини, освещенном факелами, он появился из кубического яйца и произнес речь по латыни. В Нью-Йорке ему нужно было прочесть лекцию. Он пришел в аудиторию в костюме цвета морской волны и в водолазном шлеме. «Так будет удобнее опускаться в глубины подсознания», сказал Дали. В парижском Hotel Meurice для него резервировали целый этаж, потому что он любил ездить по коридорам на велосипеде.
В поисках вдохновения, Дали потребовал доставить в отель стадо коз, по которым стрелял холостыми патронами. На балконе своего роскошного номера, Дали приказал поставить бочки с гудроном, куда окунал головы манекенов, держа их за веревки.
«Просыпаясь каждое утро, я испытываю огромное удовольствие от того, что я — Сальвадор Дали, и я спрашиваю себя, что бы это мне сегодня такое чудесное совершить?»
Художник привлекал к себе внимание не только необычным поведением, но и своими странными высказываниями: «Страдая, я развлекаюсь. Это мой давний обычай». Все это можно было бы воспринимать как шутку. Но его выходки не всегда вызывали улыбку. Иногда он не знал чувства меры.
Смерть любимой матери была для него сильным ударом, но это не помешало ему через некоторое время выставить картину «Святое сердце», где был нарисован силуэт Мадонны, а вокруг грубо нацарапано: «Иногда мне нравится плевать на портрет моей матери». Посетители выставки были потрясены. Возмущенный отец запретил Сальвадору Дали возвращаться домой.
Но разрыв отношений с родными не повлиял на художника. Шокировать во что бы то ни стало — таков был его принцип.

В 1940 году Дали уехал в Америку. В США он начал с того, что камнем разбил витрину роскошного магазина «Тиффани». После этого Дали предложил хозяину магазина свои услуги по новому оформлению витрины. Тот согласился. Художник установил туда ванну с красным вином и посадил в нее живую красотку с изумрудным перстнем на пальце. И народ повалил в магазин!
В Америке, Дали работал как ювелир, дизайнер, иллюстратор, декоратор, фоторепортер, писал портреты, выпускал газету «Дали Ньюс». Его имя превратилось в мощный брэнд. Появились колготки и духи «от Дали». Фрагменты его картин можно было увидеть на мебельных гарнитурах и галстуках. Он стал мультимиллионером. Американцы признали в нем гения.
Между тем, сам Дали был предельно циничен: «Наше время — эра кретинов, эпоха потребления, и я был бы последним идиотом, если бы не вытряс из кретинов этой эпохи все, что только можно».

Художник не скрывал, что любит деньги. Ему нравилось выставлять напоказ то, чем он обладает. В Испании, в родной Фигейрас он въехал на белом кабриолете, чтобы продемонстрировать отцу, каким он стал знаменитым и богатым. «Богатеть не унизительно, унизительно умереть под забором», — говорил художник.
В погоне за деньгами Дали не знал преград. Он продавал чистые листы со своей подписью по 10$ штука. Тут же возникло множество подделок. В 1972 году на французской границе был задержан грузовик, контрабандно перевозивший 40000 листов с “подписью” Сальвадора Дали.

Психологи, искусствоведы, философы пытались найти скрытый смысл в его работах. Дали шутил: «Сам я, когда пишу, не понимаю, какой смысл заключен в моей картине. Не подумайте, однако, что она лишена смысла! Просто он так глубок, так сложен, ненарочит и прихотлив, что ускользает от обычного логического восприятия».
Художник просто издевался над публикой. Он не считал, что искусство должно служить какой-то высшей цели: «Искусство ни зачем не нужно. Меня притягивают бесполезные вещи. И чем никчемнее, тем лучше». Он часто менял названия к своим картинам, как бы подчеркивая, что изображенное можно понять и так, и этак.
К своим поклонникам он относился иронически: «Музей – цитадель кретинизации. Посетители мечутся, картины висят, таблички перепутаны, искусствоведы что-то там исследуют, психоаналитики выясняют, когда я был на пределе помешательства, а когда за гранью. Обворожительное зрелище!»

В своих дневниках Дали без конца повторяет: «Я гений, я гений! Посмотрите, я гений!». У него есть и вполне реалистичные работы — «Ваза с васильками», «Женщина, стоящая у окна», «Лицо войны». Серьезные исследователи склоняются к мысли, что остальные картины Дали, на которых изображены странные люди, животные и предметы в непонятном антураже – это остроумная шутка, за которой не стоит сколько-нибудь глубокого содержания. Дали вовсе не был одержим манией величия, это «прикол», для будущих исследователей его творчества.
Сам Дали откровенно сказал: «Живопись и Дали не одно и то же, как художник, я не переоцениваю себя. Просто другие так плохи, что я оказался лучше».

Читайте также:
Карл Па́влович Брюлло́в - отзывы, мнение, рейтинг

Он называл себя то анархистом, то монархистом, то атеистом, то правоверным католиком. Он защищал инквизицию и заявлял о своей любви к Ленину. Любую идею доводил до абсурда. У него была страсть выворачивать все наизнанку.
Удивительно, но современники не замечали иронии и серьезно воспринимали всё, что говорил и делал Дали. А он шокировал общество. Другие художники утверждали, что деньги не самое главное в жизни, главное – искусство. А Дали усмехался и говорил, что занимается искусством из-за денег.

Даже самый законченный лгун и притворщик перестает притворяться, когда остается один. Когда на нас никто не смотрит, мы раскрываемся, ведем себя естественно. Возможно, в тишине и в одиночестве, за дверью своего кабинета, Сальвадор Дали был не таким, каким стремился показаться всем вокруг. Но этого никто не видел.
«Каков я на самом деле, знают считанные единицы», говорил Дали.

Один из его любимых образов — мягкие часы, растекающееся время. «Ну выйдет человечество в космос — и что? Зачем ему космос, когда не дано вечности?», говорил Дали. Сам он не хотел, чтоб с течением времени о нем позабыли. И решил сотворить иллюзию вечности – построил в Фигеросе здание причудливой архитектуры «Театр-музей Дали», наполнил его своими картинами и скульптурами и завещал похоронить себя в этом музее, предварительно забальзамировав.

В этом странном здании, снаружи украшенном огромными белоснежными яйцами, и прошли его последние годы. В 1980-й году престарелого Дали разбил паралич. Он стал срываться по любому поводу, его бесило, что Гала тратит деньги гениального мужа на молодых любовников, дарит им его шедевры. Чтобы успокоить Сальвадора, Гала давала ему седативные препараты, которые нанесли психике гения непоправимый ущерб.

10 июня 1982-го года, Гала скончалась в одной из больниц Барселоны, в возрасте 87 лет. Дали приказал одеть труп Галы и усадить на заднее сиденье «Кадиллака». Рядом расположилась медсестра, поддерживающая тело. Покойную доставили в Пуболь, забальзамировали, одели в её любимое красное платье от Dior и похоронили в склепе замка. Безутешный Дали провёл несколько ночей перед могилой Галы, он не мог представить себе, как будет без неё жить.
Смерть Галы разбила его окончательно. Дали кормили через трубочку. Он не мог говорить, постоянно рыдал и часами издавал животные звуки. Человек, который всю жизнь прожил в свое удовольствие, в конце жизни мучился и мучил других, швырял в сиделок тарелками, изводил их капризами.
В этот период Дали остался один. Не было рядом ни одного родного человека. Отец уже умер, с сестрой он давно перестал общаться, детей у него не было, настоящих друзей тоже. И виноват в этом был сам Дали, который всю жизнь вел себя слишком эгоистично.
В детстве, Дали начитался атеистических книжек, и долгое время был безбожником. Но еще 23 ноября 1949 года, художник встретился с Папой Римским Пием XII на аудиенции в Ватикане, и объявил себя христианином, к несказанной радости своего отца, умирающего от рака.

За три дня до своей смерти, Сальвадор Дали пригласил приходского священника со Святыми Дарами, исповедался и причастился. В приступе раскаяния он воскликнул: «Господи! Как Ты допустил меня. ». Дали умер на 85-м году жизни, держа за руку старого слугу Артура Каминаду. Последними словами Сальвадоре Дали были: «Я хочу домой».

У художника есть картина «Исчезающий образ» – силуэт человека, который растворяется в воздухе. Дали похож на этот странный образ. Он Чеширский Кот, который исчез, оставив в воздухе свою улыбку.

Все отзывы о спектакле Дали и испанская королева из Казани

Постановка Театр Луны

Лучшие отзывы о спектакле «Дали и испанская королева из Казани»

Юный Сальвадор Дали перебрасывается невинными шуточками с Федерико Лоркой, но затем с рынка возвращается сестра Сальвадора Анна-Мария, и художник, отвлекаясь от перемигиваний с Лоркой, тащит родственницу к морю и толкает ее в накатывающие на берег волны. Море сделано, разумеется, из синей простыни, а раздающиеся впоследствии обвинения в гомосексуализме Дали яростно отвергает.

Спектакль театра «Луны» с мудреным названием «Дали и испанская королева из Казани», к сожалению, можно назвать типическим — примерно так представляют себе театр 86% населения страны. Ярко, громко и примитивно просто — во-первых, чтоб не напрягало, а во-вторых, чтобы зритель мог с серьезным лицом рассказывать о состоявшемся накануне акте искусства.

Читайте также:
Васи́лий Ива́нович Су́риков - отзывы, мнение, рейтинг

И вот материал выбран, наступает время сочинить пьесу. Здесь главное не перегрузить текст всякими там искусствоведческими подробностями. В идеале надо просто пересказать фабулу: была у художника сестра, сестру сменила зрелая женщина, которая ради такого союза уходит от поэта Элюара, спустя годы их союз дает трещину, у каждого из супругов появляются связи на стороне, но в финале они все же приходят к пониманию, что друг для друга они и были созданы. В спектакле Сергея Проханова Анна-Мария с радостью уступает сопернице роль натурщицы — в то время, как на деле для сестры художника это событие стало настоящей трагедией (свидетельством тому ее книга «Сальвадор Дали глазами сестры»). У Проханова Аманда Лир бросает Сальвадора, объясняя уже всемирно известному сюрреалисту, что он стар, — стоит ли говорить, что этот нелепый эпизод оправдывается исключительно стремлением автора к простоте? Психологические мотивировки в таком театре ограничиваются десятком самых распространенных эмоций — любит, не любит, плюнет, поцелует. Взаимоотношения чуть более тонкие уже могут оказаться зрителю не по плечу — во всяком случае, создатели спектакля искренне так считают.

Когда фабульная схема готова, можно приступать к репетициям. Важнее всего, конечно же, декорации — они должны быть масштабными, красочными и максимально прямолинейными. Если сцена разворачивается в автомобиле, то на сцену необходимо притащить автомобиль — ну или хотя бы его половинку. Если герои встречаются на берегу моря, то звуков прибоя никак не достаточно — надо сделать насыпь, натянуть синюю ткань, а поверх всего этого еще включить видеопроекцию с эффектным морским пейзажем. Предположение о том, что у зрителя может наличествовать фантазия, и что он может досочинить ту часть картинки, которую ему не показывают, отметается как заведомо ложное — какая к черту фантазия, не холопское это дело!

Актерское исполнение режиссерского замысла тоже не спасает ситуацию. Единственным артистом, который понимает, для чего он вышел на сцену, является Евгений Герчаков – и, пожалуй, из-за этого второй акт спектакля оказывается качественно лучше первого, в котором у мэтра лишь один короткий выход. К молодым актерам, наоборот, испытываешь жалость – видно, что они стараются, и что не лишены таланта, однако же со сцены транслируется лишь голая энергия – они мастерски кричат и много двигаются, но никаких подлинных чувств воспроизвести не могут.

Если подводить итог, то мы имеем дело с «театром ради театра» – зрелище по красочности вполне соответствует обывательским представлениям об искусстве, но в содержательном плане приближается к нулю. Какое отношение все это имеет к Дали, к его феерическим образам и фантазиям? Что стоит плаксивый водевиль против сюрреалистических сновидений гения? Не было бы у авторов амбиций художественно дополнить творчество испанского художника, то и критерии оценки были бы ниже – но в данной ситуации остается только развести руками…

31 мая, Театр Луны “Дали и испанская королева из Казани”.
Перед спектаклем я ничего не читала о Сальвадоре Дали. Я видела выставку в Пушкинском музее. Возможно, именно поэтому спектакль произвел на меня странное впечатление. Когда я вышла, то осознала, что это было в духе безумия, гения, сюрреализма. Во время просмотра я думала, что это за странный спектакль. В спектакле есть примерно следующая фраза, сказанная Галой: “Ты пишешь безумные картины, но тебя отличает то, что ты сам не безумен, ты гений”. Мне кажется, что эта фраза была девизом спектакля.
Первая часть мне не понравилась. Я не втянулась, не могла понять даже периодически, кто и где находится и почему. В конце первой части наконец-то появились те, кого я ждала – актеры, играющие взрослых Дали и Галу в зрелом возрасте.
Вторая часть мне понравилась больше. Я бы сказала, что она сгладила мое впечатление, я вникла в происходящее и стала уже пытаться принять все это.
Евгений Герчаков, играющий Дали, меня удивил. Во-первых, внешнее некоторое сходство, накладные усы здорово помогали. Во-вторых, мне казалось, что была парочка мест, где он импровизировал. Ну или это так хорошо отрепетировано.
Людмила Светлова играла Галу. Я эту актрису видела в спектакле “Рубиновый вторник”, где она мне очень понравилась в роли суровой медсестры. В этом спектакле у нее более мягкая роль, но и некоторая жесткость местами присутствует. Для меня Светлова стала действительно светом в этом спектакле, на нее было смотреть приятно и наблюдать за тем, что она делает, было интересно. Не знаю, как с этой ролью справляется Анна Терехова, она, кстати, вторая стоит в программке, но Светлова справляется отлично.
Во втором действии была одна сцена, которая меня частично разочаровала. По сюжету Гала увлекается молодым певцом, который играет Христа в рок-опере “Иисус Христос – суперзвезда”. На спектакль приглашаются Гала, Дали, артисты театра Дали. Далее показана практически вся ария Христа в Гефсиманском саду на английском. Во время пения Гала мечется, переживает, кидает в конце цветы возлюбленному, в общем, проживает этот момент вместе. Но пение. О нет! После того, как я просмотрела все составы в Моссовета, я не могла нормально смотреть эту сцену. Думаю, там еще была какая-то проблема с микрофоном, потому что актер другой выбежал и подал микрофон во второй части арии, а в первой было плохо слышно. Актер что-то пытался изобразить, но у него не получилось. на мой вкус. Поэтому я наблюдала за Галой, это для меня частично спасло сцену. Нет, голос есть у артиста, но я не могу такое слушать. Возможно, это было так задумано.
Костюмы хорошо продуманы, мне понравились. Единственный костюм, который я не поняла, это рубашка Дали, на спине которой изображена женская грудь, а по бокам этого рисунка перья. В чем смысл? Один раз он говорит о ней и все.
Декорации мне частично понравились. Идея интересная с как бы занавесом на сцене, на которой периодически проецируются картинки, вырисовывается автобус, катафалк. Но иногда мне надоедало это. Часы, которые часто выводилась, наводили на мысль посмотреть на реальные часы)
Мне понравилась идея с машиной Дали. Многофункциональная и красивая. Запомнилась музыка, она была всегда в тему, только в некоторых моментах очень громко. И танцы тоже были по месту, он рассказывали иногда без слов.
Сейчас, когда я уже прочла в Википедии о Дали, Гале, могу сказать, что фактически спектакль пересказал коротко текст энциклопедии, но в более сумасшедшем виде. Не знаю, каким был Дали, но если верить написанному, то примерно таким, как в спектакле.
В спектакле есть некоторые сцены, подтверждающие 18+, но в целом все в определенных рамках.
Мой вывод: тем, кто любит Дали, смотреть однозначно, но понравится или нет, это уже от вас зависит. Тем, кто не очень увлекается художниками, живописью, лучше почитать Википедию, а потом идти, но это не обязательно. В любом случае, спектакль не оставляет равнодушным.

Читайте также:
Карл Брюллов, биография, жизнь, творчество

Меня зовут Сальвадором — Спасителем — в знак того,
что во времена угрожающей техники и процветания посредственности,
которые нам выпала честь претерпевать, я призван спасти искусство от пустоты.

Сальвадор Доме́нек Фелип Жасинт Дали и Доме́нек, маркиз де Дали де Пу́боль

Великий испанец, гений сюрреализма, художник, живший и творивший так, что до сих пор почитатели и биографы ломают головы над загадками его жизни. Сальватор Дали. Великий безумец и ранимый, любящий и преданный мужчина. Спектакль Театра Луны “Сальватор Дали и испанская королева из Казани” о женщинах в жизни и творчестве Дали. Да, именно через призму его отношений с сестрой, женой и любовницей, режиссер Сергей Проханов рисует портрет гения сюрреализма.

Курорт Коста-Брава, что в Каталонии, один из самых любимых нашими неизбалованными туристами. Он находится недалеко от магической Барселоны и великолепной Жироны, но самое главное, что уроженцем этих мест является Сальватор Дали. В небольшом и очень уютном городке на берегу моря родился знаменитый живописец, когда-то заявивший миру:”Сюрреализм – это я!”
Многие наши соотечественники, конечно же бывали на этом испанском курорте и наверняка ездили на экскурсию в Фигерас на родину Дали в знаменитый театр-музей. Вот также попал туда и наш режиссер, один из героев пьесы. Обычный турист, приехавший в Фигерас и отравленный творчеством Дали. Именно такая банальная автобусная экскурсия положила начало созданию спектакля о Дали.
Сколько написано книг и пьес об испанском гении, сколько биографов тщательно изучают его жизнь, а искусствоведы давно уже разобрали на составляющие все его картины. Но Дали не перестает удивлять. Жанр сюрреализма настолько театрален, что не ставить спектакли о его жизни невозможно. Но то, как показал нам жизнь гения театр Луны ломает все стереотипы. Особая эстетика жанра, в котором работал Дали передана с помощью сценографии. Никас Сафронов сделал невозможное! Море и песчаный пляж Кадакеса настолько реалистичны, что я физически ощущала соленый морской воздух. Остов огромного сказочного животного с рогами, на котором происходят самые пикантные сцены – находка художника!
Нельзя по этому спектаклю выверять биографию Дали. В ленте повествования будет и санаторий в Швейцарии, где Лена Дьяконова лечилась от туберкулеза, и Париж, и Аманда Лир, и Федерико Гарсиа Лорка и встреча в Кадакесе и финальная сцена, когда Дали везет мертвую Галу в автомобиле, но все же в этом действии больше гротеска, буффонады и фантазии.
Находка режиссера это присутствие в спектакле очаровательных детей. Хотя, это органично для Проханова, ведь он же “Усатый нянь!” Белокурая девочка поющая песенку ангельским голоском сглаживает все углы и полностью меняет тон повествования.
1929 год, Кадакес. Дали предстает перед нами в образе юного, неопытного и закомплексованного человека. Птичий помет в качестве бриолина, Гарсиа Лорка, сестра Ана-Мария в качестве модели, томление плоти и вечные поиски себя. В этой роли совершенно неподражаем Дмитрий Воронин.
Гала, женщина со звериным чутьем сразу поняла, что перед ней гений. Сцена соблазнения юного художника многоопытной зрелой женщиной совершенно бесподобна! В роли молодой и стареющий музы художника две очаровательные актрисы (Ксения Мишанина, Людмила Светлова), две блондинки. Вспомните фото реальной Елены Дьяконовой. Ее красота весьма условна. Близко посаженные глаза, некрасивое лицо, но что-то было в ней притягательное, отчего сходили с ума выдающиеся мужчины. Здесь сексуальность Галы безусловна! И почему Дали бросается в ее спасительные объятия у зрителя вопросов не вызывает.

Посмотрите на эту графически выстроенную сцену. Просто девушка, просто смотрит в окно. Ничего из жанра сюрреализма. Узнаете картину? Да это же знаменитая “Девушка у окна”! Я помню, как в Мадриде в Центре искусств королевы Софии я впервые ее увидела. Я ходила по залам и понимала, что ни знаменитая Герника, ни остальные полотна меня не зацепили, и вот, удар! Обычная картина, но уйти от нее было невозможно. Я стояла перед ней ошарашенная. Я уходила и возвращалась обратно. В общей сложности я провела перед ней два часа. И это ранний Дали. Ему был 21 год, когда он написал эту картину. Режиссеру – браво!

Народный артист России Евгений Герчаков в роли Дали это феерия! Мимо такой фактуры пройти было бы невозможно. Посмотрите какое сходство! Актер неподражаем и гениален в этой роли!

Линия романа Дали и Аманды Лир четко вырисовована. Так кем же была для него эта женщина? И кем она была на самом деле? Мужчиной или женщиной? Вопросов больше чем ответов

Гала на закате жизни. Тот трагизм, глубина и эмоциональность, которые есть в этой женщине просто потрясают. Удивительно красивая и тонкая актриса. Браво Людмиле Светловой!

Это великолепный спектакль! Все сошлось в тот вечер 8 апреля. Музыка, актерская игра, краски. Это был настоящий ТЕАТР! Самоотдача актеров настолько поражает, что в душе происходит невероятное. Мы зарядились неиссякаемой и положительной энергетикой. Мы плакали и смеялись, мы были в театре! Спасибо!

Дали, Кава, дедушка Ленин

Сальвадо́р Дали́ (полное имя Сальвадор Доме́нек Фелип Жасинт Дали и Доме́нек, маркиз де Дали де Пу́боль, кат. Salvador Domènec Felip Jacint Dalí i Domènech, Marqués de Dalí de Púbol, исп. Salvador Domingo Felipe Jacinto Dalí i Domènech, Marqués de Dalí y de Púbol; 11 мая 1904, Фигерас — 23 января 1989, Фигерас) — испанский живописец, график, скульптор, режиссёр, писатель. Один из самых известных представителей сюрреализма.Сюрреализм — иллюзорное художественное направление, основанное на совмещении сна и реальности.

После прихода к власти Каудильо Фрáнко в 1936 году Дали ссорится с сюрреалистами, стоящими на левых позициях, и его исключают из группы. В ответ Дали говорит: «Сюрреализм — это я».

В 1933 году Дали пишет картину Загадка Вильгельма Телля, где изображает швейцарского фольклорного героя в образе Ленина с огромной ягодицей. Дали переосмыслил швейцарский миф по Фрейду: Телль стал жестоким отцом, который желает убить своего ребёнка. Наслоились личные воспоминания Дали, порвавшего со своим отцом. Ленин же воспринимался коммунистически настроенными сюрреалистами как духовный, идейный отец. На картине изображено недовольство властным родителем, шаг на пути к формированию зрелой личности.

Сколько кавы нужно выпить, для того чтобы создать такие картины, я не знаю. Однако известный каталонец Сальвадор Дали любил пить именно этот напиток.Современники утверждают, что Сальвадор Дали был знатоком хороших вин и считал, что вино шлифует грани его таланта, вдохновляя на высокий творческий полёт. Именно розовая кава была любимым вином Дали.

Почему талантливые люди прониклись идей коммунизма и насколько разочаровались в нем? Возможно, и западное общество далеко от идеала, однако интересно — как бы Дали отнёсся ко вкусу Советского шампанского?

И вот ещё загадка — СССР распался в 1991-ом, а Советское шампанское до сих пор на прилавках магазинов. В Пятерочке по Акции за 179 рублей можно купить. Без Акции цена 199 рублей.

И вот уже 25 лет не угасают споры и до конца не ясно — что мешает исключить из топонимики Москвы имя Петра Войкова, которого считают одним из организаторов убийства семьи Николая II.

Всем удачи и счастья!

Метки: кава, любимое вино сальвадора дали

Комментарии 40

Дима, привет! Советское шампанское не пробовал последние лет двадцать. Никогда его не любил. Оно на меня действовало как газированная барматуха — головная боль, отрыжка, метеоризм, трудно проглотить. Хотя, вроде, оно было разных заводов, но я не различал.
А знаешь историю, как к Дали презжал Хачатурян?

Нет, расскажи пожалуйста

Тема, достойная отдельного поста)

И опять про армянский коньяк))

Фёдор, а что скажешь в ответ писателю?

Нет причины не верить Веллеру, ) разумеется, все эти истории обрастают подробностями))) Изначально, еще в советские времена, я слышал байку про Хачатуряна вообще в другой версии: там не было метлы, Дали просто помахал Хачатуряну рукой и скрылся.

Дима, привет! Советское шампанское не пробовал последние лет двадцать. Никогда его не любил. Оно на меня действовало как газированная барматуха — головная боль, отрыжка, метеоризм, трудно проглотить. Хотя, вроде, оно было разных заводов, но я не различал.
А знаешь историю, как к Дали презжал Хачатурян?

Летом был в его доме-музее в Фигерасе, где он и похоронен. Это что-то нереальное…все его картины и инсталляции — просто шедевр! Кто будет в тех местах обязательно посетите этот музей! :)

Завидую большой снежно-белой завистью!

Да, Саva очень хороша в знойный жаркий день — холодная к употреблению.

Да.И помимо Саva, он еще любил русских женщин.

“По некоторым сведениям, Елена Дьяконова (настоящее имя Галы) родилась в Казани в 1894 году. Согласно другим данным, она была на два года старше. Девушка получила хорошее образование в Московской женской гимназии, а в 1912 году семья отправила ее на лечение от туберкулеза в Швейцарию. В санатории она познакомилась со своим первым мужем — поэтом Полем Элюаром. К слову, это она дала ему такое имя: до встречи с Еленой его звали Эжен Эмиль Поль Грендель. А ему, в свою очередь, она обязана своим прозвищем Gala («праздник» по-французски).

Это и правда была женщина-праздник: с ней никогда не было скучно — спонтанная, амбициозная, тщеславная, своенравная и неукротимая, она не давала расслабляться мужчине рядом с собой. «Я никогда не буду просто домохозяйкой. Я буду много читать и делать все, что захочу, но при этом сохранять привлекательность женщины, которая себя не перетруждает. Я буду, как кокотка, сиять, пахнуть духами и всегда иметь ухоженные руки с маникюром», — таковы были планы Галы на жизнь, которые она впоследствии успешно воплотила.”

Эмммм… Вообще-то Рязань и Казань на минуточку два разных города… От слова “совсем” :)))))

Дмитрий, я Вас умоляю… Чтобы в таком сообществе как “Человек и Вино” не перепутать… Это нормально, Дмитрий! :))))

Professionnel

“По некоторым сведениям, Елена Дьяконова (настоящее имя Галы) родилась в Казани в 1894 году. Согласно другим данным, она была на два года старше. Девушка получила хорошее образование в Московской женской гимназии, а в 1912 году семья отправила ее на лечение от туберкулеза в Швейцарию. В санатории она познакомилась со своим первым мужем — поэтом Полем Элюаром. К слову, это она дала ему такое имя: до встречи с Еленой его звали Эжен Эмиль Поль Грендель. А ему, в свою очередь, она обязана своим прозвищем Gala («праздник» по-французски).

Это и правда была женщина-праздник: с ней никогда не было скучно — спонтанная, амбициозная, тщеславная, своенравная и неукротимая, она не давала расслабляться мужчине рядом с собой. «Я никогда не буду просто домохозяйкой. Я буду много читать и делать все, что захочу, но при этом сохранять привлекательность женщины, которая себя не перетруждает. Я буду, как кокотка, сиять, пахнуть духами и всегда иметь ухоженные руки с маникюром», — таковы были планы Галы на жизнь, которые она впоследствии успешно воплотила.”

Говорят в Рязани ядят грибы с глазами, их ядят — а ани глядят!

Отзыв: Театр-музей Сальвадора Дали (Испания, Фигерас) – Загадочный Дали.

Наверное, каждый из Вас слышал о живописце, скульпторе Сальвадоре Дали. Жизнь его была яркой, запоминающейся, необычной, как и сами его работы. Его произведения – отражение его внутреннего мира и воображения, здесь много вопросов, загадок, тайн, неясностей. Чтобы разгадать эти тайны, необходимо знать непростую жизнь Сальвадора Дали и научиться смотреть на его работы в прямом смысле слова под нужным углом зрения.

Полное имя живописца весьма необычно и длинно – Сальвадор Доме́нек Фелип Жасинт Дали и Доме́нек, маркиз де Пуболь. Еще мальчиком он тяжело налаживал контакт с другими детьми, был чудаковатый и своевольный. Его музой и одновременно женой становится Гала (наша соотечественница Галина Дьяконова), именно в ней он видит свое вдохновение. Поэтому часто его работы содержат в себе много женственного – это все образ Галы. Он признавался, что “без Галы он никто”. И после ее смерти через год умирает.

Сальвадор Дали пожелал, чтобы после смерти его тело поместили в театре-музеи и по нему всегда ходили люди. Странное желание странного человека, но его желание было исполнено.

Вот так необычно выглядит здание театра-музея, на его крыше располагаются яйца как символ пищи и жизни.

Знаменитая композиция “такси дождя” с возвышающейся на кадиллаке самой Галой, музой художника.

Сальвадор Дали – яркий представитель сюрреализма. Иллюзии и парадоксальное сочетание форм можно увидеть во многих его работах.

Если смотреть на картину издалека, то видно лицо мужчины, портрет Линкольна. А если прищурить глаза или посмотреть через объектив фотоаппарата, то уже перед нами голая женщина, смотрящая в окно.

В одной из комнат мы заметили прикрепленный к потолку стол, стулья и ванну. Мы уже ничему не удивлялись.

А вот и знаменитая комната с лицом Мэй Уэст. Здесь расположен диван, камин и две картины.

А если посмотреть в специальную линзу, то комната преображается в женское лицо.

Некоторые работы не поддаются описанию. Здесь можно просто написать – нет слов.

Потолок одной из комнат украшен необычным изображением в виде огромных ног. Создается впечатление, что фигуры взлетают высоко в небо сквозь облака.

И вот еще небольшая часть, так и оставшихся непонятными для меня, работ.

Конечно, все работы Сальвадора Дали требует индивидуального восприятия и оценки. Мне сложно дать какую-либо оценку или комментировать увиденное, во мне это оставило неоднозначное впечатление. Я не могу сказать, что мне его произведения понравились или не понравились, однозначно они оригинальны, неповторимы и удивительны.

Сюррогатный гений: ненормальная жизнь нормального Сальвадора Дали

Один из самых безумных художников мировой истории — Сальвадор Дали был куда более нормален, чем это принято считать. Он даже не слишком старался исправить ситуацию!

Один из столпов сюрреализма, основатель перформанса, эксцент­ричный, неподражаемый и совершенно, совершенно безумный! Одни усы чего стоят! А картины его, а корона из кукурузы, а замок в гигантских куриных яйцах, а тысячи восхитительных анекдотов и сумасшедших выходок!

Дали — это как приговор к феерии, он невероятнее единорога и красочнее радуги. Говорят, что люди сходят с ума, если слишком долго смотрят на его картины, а в его музей в каталонском городке Фигерасе практически ежедневно вызывают неотложку, так как с посетителями происходят припадки, обмороки и панические атаки. Некоторым видится даже сам художник, струящийся из-под плинтуса в одном из залов, ибо всем известно что где-то здесь, под полом, он и похоронен — согласно его завещанию.

С другой стороны, мы можем назвать как минимум одного человека, который безотрывно смотрел на работы Дали десятилетиями и остался в здравом рассудке. Это Сальвадор Доменек Фелип Жасинт Дали и Доменек, маркиз де Дали де Пуболь.

Зло кузнечиков

Дали любил рассказывать о своем удивительном детстве. О том, какой животный ужас вызывали в нем кузнечики. О мистическом опыте, полученном им в 1904 году. Да, в год его рождения, в материнской утробе, внутри которой он впервые осознал себя. О практически религиозном преклонении перед рано умершей матерью. О том, каким непредсказуемым монст­ром был его отец, скрывавшийся под личиной скучного буржуа-нотариуса.

Обычно проблемой биографов является невозможность отделить правду от вымысла в воспоминаниях героя, но с Дали это очень просто. Вот, допустим, отрывок из его книги «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим».

«Я мочился в постель чуть ли не до восьми лет — только ради своего удовольствия. В доме я царил и повелевал. Для меня не было ничего невозможного. Отец и мать разве что не молились на меня. На День инфанты я получил среди бесчисленных подарков великолепный костюм короля с накидкой, подбитой настоящим горностаем, и корону из золота и драгоценных камней…»

Как видишь, нет ничего проще, чем вытряхнуть из этой конструкции реальные факты. «До восьми лет — писался в постель. Все остальное — фантазии».

Сейчас мы знаем, что это тот самый возраст, в котором среднестатистический мальчик как раз и прощается навсегда с этой маленькой мокрой неприятностью, но раньше, когда о таких вещах беседовать на публике было не принято, Дали мог считать это своей уникальной особенностью. Он и считал.

Изучая его детские воспоминания, мы видим, с какой жадностью и скопидомством он перебирает младенческие приметы своей «некаквсешности», и этих примет на самом деле прискорбно мало. Ну, кузнечиков боялся, шпинат не любил, сестренку иногда колотил и выслушивал скучные нотации от отца. Нет, конечно, малыш Дали не просто не любил шпинат, как и все дети, — он-то содрогался от самой чудовищности бесформенной шпинатной идеи, от хаоса и удушающей свободы зеленых комков.

Но суть остается неизменной: никаких признаков душевного нездоровья или грядущего величия ребенок не демонстрировал. Достаточно тихий, в меру умный и умеренно общительный сын провинциального нотариуса. Самой страшной тайной Дали, видимо, было то обстоятельство, что он таким и остался.

Недодюрер

Он с детства хорошо рисовал и решил стать профессиональным художником. И стал им. Дали действительно прекрасный график, у него все идеально с линией, с чувством цвета, с рисовкой, с анатомией и композицией. Он безостановочно копировал рисунки да Винчи и гравюры Дюрера, копировал и других авторов, но эти двое оказали, пожалуй, самое сильное влияние на его творчество. В Школе изящных искусств в Мадриде Дали считают блестящим студентом, он получает премии, его хвалят за удивительное мастерство, но…

Собственно, это «но» можно созерцать во всех работах Сальвадора, даже в самых зрелых. Возможно, виной тому генетика нотариусов, весь этот длинный выводок самодовольных буржуа, крепко стоящих на земле и мало глядящих на звезды. Богом ему не стать. Рисует Дали удивительно качественные, красивые, безупречно прописанные трупы — жизнь не желает возникать под его точной кистью.

Во всем, что касается выразительности, чувства, настроения, Дали беспомощен. Самые лучшие его портреты мало отличаются от манекенов, даже в лист дерева ему тяжело вдохнуть подобие жизни.

Сальвадор Доме́нек Фелип Жасинт Дали и Доме́нек де Дали де Пу́боль – отзывы, мнение, рейтинг

Сальвадо́р Дали́ (полное имя Сальвадор Доме́нек Фелип Жасинт Дали и Доме́нек, маркиз де Пу́боль, кат. Salvador Domènec Felip Jacint Dalí i Domènech, Marqués de Dalí de Púbol, исп. Salvador Domingo Felipe Jacinto Dalí i Domènech, Marqués de Dalí y de Púbol; 11 мая 1904, Фигерас — 23 января 1989, Фигерас) — испанский живописец, график, скульптор, режиссёр, писатель. Один из самых известных представителей сюрреализма.

В детстве Дали был сообразительным, но заносчивым и неуправляемым ребёнком.
Однажды он даже затеял скандал на торговой площади ради леденца, вокруг собралась толпа и полицейские попросили хозяина лавки открыть её во время сиесты и подарить-таки непослушному мальчику данную сладость. Он добивался своего капризами и симуляцией, всегда стремился выделиться и привлечь к себе внимание.
Многочисленные комплексы и фобии (страх перед кузнечиками и другие) мешали ему включиться в обычную школьную жизнь, завести с детьми обычные связи дружбы и симпатии.
Но, как и любой человек, испытывая сенсорный голод, он искал эмоциональный контакт с детьми любыми способами, стараясь вжиться в их коллектив если не в роли товарища, то в любой другой роли, а точнее той единственной, на которую был способен — в роли эпатажного и непослушного ребёнка, странного, чудаковатого, всегда поступающего вопреки чужим мнениям.
Проигрывая в школьных азартных играх, он вёл себя так, будто выиграл, и торжествовал. Иногда без причины затевал драки.
Частично комплексы, приведшие ко всему этому, были вызваны и самими одноклассниками: они относились к «странному» ребёнку довольно нетерпимо, использовали его страх перед кузнечиками, подсовывали ему за шиворот этих насекомых, чем доводили Сальвадора до истерики, о чём он позднее поведал в своей книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим».

В 1921 году поступает в Академию Сан-Фернандо. Рисунок, представленный им ещё абитуриентом, был высоко оценён преподавателями, но не принят из-за малых размеров. Сальвадору Дали дали 3 дня на изготовление нового рисунка. Однако юноша не спешил с работой, чем очень беспокоил своего отца, который и без того за долгие годы натерпелся его причуд. В конце концов юный Дали сообщил, что рисунок готов, но он даже меньше предыдущего, и это стало для отца ударом. Однако преподаватели в силу чрезвычайно высокого мастерства сделали исключение и приняли молодого эксцентрика в академию.
В этом же году умирает мать Сальвадора Дали, что становится для него трагедией.
В 1922 году переезжает в «Резиденцию» (исп. Residencia de Estudiantes) (студенческое общежитие в Мадриде для одаренных молодых людей) и начинает учёбу. В те годы все отмечают его щёгольство. В это время он знакомится с Луисом Бунюэлем, Федерико Гарсиа Лоркой, Педро Гарфиасом. С увлечением читает работы Фрейда.

Знакомство с новыми течениями в живописи развивается — Дали экспериментирует с методами кубизма и дадаизма. В 1926 г. его выгоняют из Академии за высокомерное и пренебрежительное отношение к преподавателям. В том же году впервые едет в Париж, где знакомится с Пабло Пикассо. Пытаясь найти собственный стиль, в конце 1920-х создает ряд работ под влиянием Пикассо и Жоана Миро. В 1929 г. участвует вместе с Бунюэлем в создании сюрреалистического фильма «Андалузский пёс».

Тогда же он впервые встречает свою будущую жену Галу (Елену Дмитриевну Дьяконову), бывшую тогда женой поэта Поля Элюара. Сблизившись с Сальвадором, Гала, однако, продолжает встречаться со своим мужем, заводит попутные отношения с другими поэтами и художниками, что в то время казалось приемлемым в тех богемных кругах, где вращались Дали, Элюар и Гала.

Работы Дали демонстрируются на выставках, он завоевывает популярность. В 1929 г. примыкает к группе сюрреалистов, организованной Андре Бретоном. В это же время происходит разрыв с отцом. Неприязнь семьи художника к Гале, связанные с этим конфликты, скандалы, а также надпись, сделанная Дали на одном из холстов — «Иногда я с наслаждением плюю на портрет моей матери» — привели к тому, что отец проклял сына и выставил его из дома. Провокационные, эпатажные и, казалось бы, ужасные поступки художника далеко не всегда стоило понимать буквально и всерьёз: вероятно, он не хотел оскорбить свою мать и даже не представлял, к чему это приведёт, возможно, он жаждал испытать серию чувств и переживаний, которые стимулировал у себя таким кощунственным, на первый взгляд, поступком. Но отец, огорчённый давней смертью жены, которую любил и память о которой бережно хранил, не выдержал выходок сына, ставших для него последней каплей. В отместку негодующий Сальвадор Дали послал отцу в конверте свою сперму с гневным письмом: «Это всё, что я тебе должен». Позднее, в книге «Дневник одного гения» художник, будучи уже пожилым человеком, хорошо отзывается об отце, признаёт, что тот сильно любил его и терпел доставляемые сыном страдания.
В 1934 г. неофициально вступает в брак с Галой (официальное венчание произошло в 1958 году в испанском городке Жирона).

С началом второй мировой войны Дали вместе с Галой уезжает в США, где они живут с 1940 по 1948 г. В 1942 г. выпускает беллетризованную автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали». Его литературные опыты, как и художественные произведения, как правило, оказываются коммерчески успешными. Он сотрудничает с Уолтом Диснеем. Тот предлагает Дали испытать свой талант в кино — искусстве, которое в то время было овеяно ореолом волшебства, чудес и широких возможностей. Но предложенный Сальвадором проект сюрреалистического мультфильма Destino был признан коммерчески нецелесообразным, и работа над ним была прекращена. Дали работает с режиссёром Альфредом Хичкоком и рисует декорации для сцены сна из фильма «Заворожённый». Однако сцена вошла в фильм очень урезанной — опять же из коммерческих соображений.

Выполненные в присущей только Дали гротескной манере и пропитанные духом нереальности, картины «Постоянство памяти», «Пылающий жираф», «Мягкие часы», «Сон, навеянный полётом пчелы вокруг граната, за миг до пробуждения» стали визитной карточкой его творчества.

Работы Дали выглядят современными и сегодня: вы можете убедиться в этом, просмотрев отрывок фильма «Андалузский пес» или… рассмотрев «Чупа-чупс», упаковку которому за полчаса нарисовал Дали, когда к нему обратился владелец конфетной фабрики Энрике Бернат.

После смерти жены Дали переживает глубокую депрессию.
Сами его картины упрощаются, и на них долгое время преобладает мотив скорби (вариации на тему «Пьета»).
Болезнь Паркинсона также мешает Дали рисовать.
Его самые последние работы («Петушиные бои») представляют собой простые закорючки, в которых угадываются тела персонажей — последние попытки самовыражения несчастного больного человека.
Ухаживать за больным и обезумевшим стариком было трудно, он бросался в медсестёр тем, что подворачивалось под руку, кричал, кусался.
После смерти Галы Сальвадор переезжает в Пуболь, но в 1984 году в замке произошёл пожар. Парализованный старик безуспешно звонил в колокольчик, пытаясь позвать на помощь. В конце концов он превозмог немощь, свалился с кровати и пополз к выходу, но потерял сознание у двери. С тяжёлыми ожогами Дали был доставлен в больницу, но выжил. До этого случая, возможно, Сальвадор планировал, чтоб его похоронили рядом с Галой, и даже приготовил место в склепе в замке. Однако после пожара он покинул замок и переехал в театр-музей, где он оставался до конца своих дней.
Больной, немощный, Дали скончался 23 января 1989 года от сердечного приступа.
Единственная разборчивая фраза, которую он произнёс за годы болезни, была «Мой друг Лорка»: художнику припомнились годы счастливой, здоровой молодости, когда он дружил с поэтом Федерико Гарси́а Лорка.
Художник завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди, поэтому тело Дали замуровано в пол в одной из комнат театра-музея Дали в городе Фигéрас.

Тщеславие – это грех? Рассмотрим на примере Сальвадора Дали

«В шесть лет я хотел стать поваром. В семь — Наполеоном. Да и позднее мои притязания росли не меньше, чем тяга к величию», — эти слова принадлежат человеку универсальному — художнику, скульптору, писателю, сценаристу, — но при этом и оригинальному настолько, что и сегодня и он сам, и его творчество вызывают немалые споры и волнения.

Сальвадор Дали. Автопортрет

Сальвадор Дали… Все его проявления в этом мире — от внешнего вида до литературных произведений — нельзя вписать в общепринятые рамки: его творчество потрясает или возмущает, удивляет или вызывает отвращение, но никого не оставляет равнодушным. Да, в конце концов, он и сам — часть своего творчества.

Metamorphosis by Salvador Dali.

Сальвадор Доменек Фелип Жасинт Дали-и-Доменек, маркиз де Дали де Пуболь, а именно таково полное имя великого испанца, появился на свет в семье каталонского нотариуса, и всегда этим очень гордился:

«Я благодарен судьбе за две вещи: за то, что я испанец, и за то, что я — Сальвадор Дали».

Но чтобы стать из Сальвадора Дали — человека Сальвадором Дали — брендом, пришлось проделать нелёгкий путь, который заключался для художника в эпатаже. Эту стезю он выбрал ещё в детстве и не сворачивал с неё до самой старости.

О Дали-живописце и его картинах, эпатирующих публику, известно достаточно много. А вот о его литературных произведениях, где он демонстрирует виртуозное владение словом — не хуже, чем кистью, — известно не каждому.

К 40 годам Дали успел прославиться как художник-сюрреалист и порвать с другими сюрреалистами, заявив, что сюрреализм — это он сам. Дали эпатировал своими полотнами, внешним видом, поведением, потому и неудивительно, что имя его обросло легендами: некоторые из них он опроверг, другие подтвердил в своей книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим», вышедшей в 1942 году.

Но автобиографией произведение является лишь отчасти, хотя откровенно настолько, что пуритански настроенная публика сначала оказалась шокирована, а затем обрушила на художника бурю негодования.

«Призрак Вермера Делфтского, который можно использовать как стол», 1934 год

Но Дали это было лишь на руку: книга, как и всё остальное в его жизни, должна была привлечь внимание к нему — великому и гениальному. По признанию самого автора, с детства он был погружён сам в себя, но при этом любил быть на виду, заметным.

Поначалу это проявлялось в детской скандальности, манипуляциях родителями и достижении цели любыми способами. А вот со сверстниками приходилось намного сложнее, так как у Дали на всё было своё мнение — в итоге друзей у него не было. Тем не менее его знали и о нём говорили. «Трудно привлечь к себе внимание даже ненадолго. А я предавался этому занятию каждый день и час», — признавался художник.

Тему своей гениальности Дали развивает и в следующем литературном произведении, причём заявляет об этом сразу — названием книги: «Дневник одного гения». Без ложной скромности автор говорит о том, что осознание собственной гениальности является для него самым мощным стимулом в творчестве.

Своё имя, что в перевод означает «Спаситель», Дали воспринимает буквально и видит себя мессией, призванным спасти искусство. «Дневник» — это, по сути, «нерукотворный памятник», который Дали воздвигает собственной славе.

«Дали наделён даром воображения, владеет искусством скорых и метких суждений. Его вербализм отличают та же игра света, та же эксцентричная несоразмерность барокко и те же характерные черты Ренессанса, по которым мы узнаем его полотна», — говорит литературный обозреватель и писатель-романист Мишель Деон.

Однако на этом литературные изыскания художника не завершились. В 1973 году он издал поваренную книгу, которая содержала его собственные рецепты и иллюстрации к ним, назвав её «Ужины Галы».

Обложка книги. Источник фото – открытый источник в Интернете

Но здесь вы не найдёте привычных блюд, и автор предупреждает читателя в предисловии: «Если вы один из тех, кто подсчитывает калории, кто превращает радость еды в некую форму наказания, закройте эту книгу немедленно; для вас она слишком живая, агрессивная и дерзкая».

“Ужины Галы”. Источник фото – открытый источник в Интернете

Да, как вы уже заметили, Дали писал свои книги не для того, чтобы передать информацию или поделиться фактами. Его литературные произведения призваны показать всем остальным его гениальность, а вся его жизнь была направлена на то, чтобы сотворить произведение искусства из самого себя.

Вот так мы и подошли к вопросу, который сам по себе напрашивается из этой этой истории, точнее практически сказки про мальчика Сальвадора, который очень любил себя, с самого детства стремился к славе, но, возможно не знал, что сотворять кумира – большой грех. А сотворять кумира из себя, еще больший грех, именуемый тщеславием.

Как вы считаете, где сейчас Сальвадор Дали? В раю или же нет?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: