Ричард Султанов – биография

Султанов Ричард

Топ-менеджер и международный эксперт в сфере железнодорожного транспорта.

Ричард Султанов родился 16 февраля 1986 года в Ленинграде. С отличием окончил Университет Калифорнии по специальности экономика и магистратуру Лондонской школы экономики. Проходил обучение в компании Deutsche Bahn в Германии, а также в Университете логистики Кюне по программе «Управление на транспорте».

Ричард Султанов имеет значительный опыт работы в железнодорожной отрасли на руководящих должностях. В 2018-2019 годах работал в «Трансмашхолдинге». В должности заместителя генерального директора по стратегии и маркетингу курировал развитие международного бизнеса в странах Европы, Ближнего Востока и Южной Америки. Отвечал за стратегическое планирование, подготовку сделок M&A, занимался анализом трендов на международных рынках. Курировал проекты по созданию совместных предприятий и вопросы локализации.

Ранее занимал должность директора по стратегическому маркетингу, развитию и коммуникациям в компании Brunswick Rail, ведущей частной компании в сегменте операционного лизинга железнодорожных грузовых вагонов с парком более 25 000 единиц. В Brunswick Rail отвечал за разработку стратегии развития, изучение конкурентной среды, прогнозирование ставок и дальнейшего развития рынка. Также Султанов курировал масштабный проект по изучению экономической эффективности внедрения инновационных вагонов, отвечал за связи с акционерами и инвесторами, участвовал в крупных сделках совместно с ведущими международными финансовыми институтами развития, банками и фондами (включая ЕБРР, Международная Финансовая Корпорация, ВТБ, Goldman Sachs, Fidelity, PIMCO и другие). Ричард Султанов отвечал за ключевые направления проекта по реструктуризации долга компании (еврооблигаций на 600 млн долларов США), который был успешно завершен в 2017 году. Отвечал за подготовку решений и принимал участие в работе стратегического и кредитного комитетов Совета директоров компании Brunswick Rail.

В 2009-2011 годах работал в Первой Грузовой Компании, на тот момент крупнейшем ДЗО ОАО «РЖД» с парком более 200 000 вагонов. В должности начальника отдела развития Департамента корпоративного управления Султанов создал стратегическое подразделение, которое отвечало за разработку долгосрочной стратегии развития компании, стратегию корпоративного управления, анализ существующих и перспективных рынков, финансы, мониторинг изменений в сфере регулирования железнодорожного транспорта, прорабатывало различные стратегические проекты и сделки по слиянию и поглощению. Султанов отвечал за связи с инвесторами и вел международную деятельность компании, в том числе успешно организовал сотрудничество с европейскими национальными железнодорожными операторами Deutsche Bahn и SBB. Участвовал в ряде ключевых по значимости проектов, включая предпродажную подготовку компании в рамках приватизации в 2011 году. Данная сделка вошла в топ-5 M&A сделок, став крупнейшей в транспортном секторе в России на тот момент.

В 2011-2014 годах работал старшим руководителем проектов в глобальной инжиниринговой компании AECOM (входит в список Fortune 500), в ее подразделении в сфере транспорта. В AECOM Ричард Султанов руководил рядом значимых проектов по развитию транспортной инфраструктуры и железнодорожного транспорта в России и за границей, включая разработку маркетинговых стратегий для крупнейших производителей железнодорожного подвижного состава, разработал операционную модель для перспективного проекта компании «Аэроэкспресс» в Санкт-Петербурге.

Читайте также:
Аристотель, биография, история жизни, факты.

В 2014 году Ричард Султанов занимал должность руководителя проекта по строительству высокоскоростной магистрали «Москва-Казань» для ОАО «Скоростные магистрали» (дочерняя компания ОАО «РЖД). Отвечал за структурирование проекта, в том числе за разработку инвестиционного меморандума, проводил масштабное роуд-шоу с участием крупнейших мировых производителей подвижного состава, поставщиков оборудования и инжиниринговых услуг, банков и других заинтересованных сторон.

В настоящее время Ричард Султанов выступает старшим консультантом и советником ряда крупных международных инфраструктурных фондов, которые заинтересованы выйти на российский рынок. Консультирует международных инвесторов по вопросам перспективности определенных активов и сегментов железнодорожных рынков России и СНГ, крупных инфраструктурных проектов и прочих инвестиций в различные смежные отрасли.

Ричард Султанов: «Авиация — это свобода и огромная ответственность»

Кто-то боится летать на самолете, а кто-то всеми силами рвется в небо. Такие люди тратят время, силы и деньги чтобы научиться управлять частным воздушным судном, а потом отправляются в полет, как только предоставляется возможность. Мы поговорили о самостоятельных полетах и индустрии частной авиации с одним из таких энтузиастов – бывшим директором по стратегии компании Brunswick Rail Ричардом Султановым.

Почему вы решили заняться частной авиацией?

Ричард Султанов: Однажды в далеком 1999 году, когда мне было 13 лет и я с родителями жил в США, друг нашей семьи пригласил меня на свое частное летное поле полетать с ним на винтажном самолете. Это был очень редкий немецкий Klemm 35 1941 года выпуска с открытой кабиной. Полет был потрясающим, и я даже немного поуправлял самолетом! С этого началась моя любовь к авиации.

Было ли страшно оказаться в небе в первый раз в маленьком самолете, да еще и с открытой кабиной?

Ричард Султанов: Совершенно нет. Вместо страха было ни с чем несравнимое чувство свободы.

Страха не было даже когда вы позже стали летать один?

Ричард Султанов: Нет, ни капельки. Без тщательной подготовки, как теоретической, так и практической, студента не отпустят летать одного. Здесь важно понимание всех аспектов летного дела: устройство самолета, метеорология, управление воздушным движением. Также важен опыт и уверенность, которые приходят только с налетом часов. В небе пилот контролирует ситуацию и поэтому никакого страха нет, но в кабине всегда много дел, всегда кипит работа.

Как Вы получили права частного пилота?

Ричард Султанов: Я записался на курсы при местном колледже для прохождения теории. Это был курс по вечерам каждую неделю, я был самым молодым в группе, мне было 14 лет. Потом я сдал теорию – это был весьма сложный компьютерный тест. После записался в авиаклуб и начал летать с инструктором раз в две недели. В свой 16 день рождения я совершил свой первый одиночный полет – 3 взлета и посадки. Потом целый год я активно готовился к экзамену на права частного пилота. Мне надо было совершить определенное количество перелетов, полетать с инструктором ночью, отработать ряд ситуаций. Это был огромный труд, некоторые навыки приходилось оттачивать достаточно долго. Мне повезло, потому что я занимался с очень опытным инструктором, который держал меня в тонусе и был очень требователен. В дальнейшем это мне очень помогло. На следующий день после 17-ого дня рождения я приехал в аэропорт сдавать экзамен. Был февраль, стояла ужасная дождливая и ветреная погода. Я быстро решил теоретическую задачу по подготовке полета, потом мы поднялись в небо. Я, конечно же, нервничал, но мне помогли мои навыки управления по приборам, которые сразу дали экзаменатрору понять, что я хорошо подготовлен. Когда мы приземлились, он сказал: «вы прошли!». И на месте мне выписал временные права частного пилота. Я был счастлив! Потом я позвонил своему инструктору, поделился новостями. Он был приятно удивлен, так как знал, что мой экзаменатор предельно строгий.

Читайте также:
«Ресурс Групп»: история становления транспортного холдинга Сергея Виленского

На каких самолетах вы летали?

Ричард Султанов: У друга нашей семьи была целая коллекция частных самолетов – от стандартных Cessna 182, до необычных Klemm и De Havilland Tiger Moth – тренировочного биплана времен Второй Мировой Войны и очень редкого Saab Safir. Пока я был подростком, я всегда просил посетителей его частного летного поля меня прокатить! В моем журнале пилота порядка 50 различных самолетов. Пилоты – это община, члены которой всегда рады друг другу и очень отзывчивы. Мне даже удалось полетать на тренировочном реактивном самолете чешского производства L-39. В СССР и России на этом самолете готовили и до сих пор готовят пилотов истребителей. Вообще в США очень много привезенных со всего света самолетов, включая даже бывшие военные реактивные тренировочные самолеты и истребители. Это все благодаря особой категории регистрации воздушных судов Experimental, под которую можно даже построить свой самолет. Есть даже целая ассоциация Experimental Aircraft Association (EEA). Многие люди заказывают себе маленькие самолеты в виде набора для строительства у себя дома в гараже. Потом они эти наборы собирают, сертифицируют и летают. Это настоящее хобби.

В чем преимущества обучения летному делу в США?

Ричард Султанов: Во-первых, доступность. В южных штатах обычно хорошая погода, в стране минимум бюрократии и развитая авиационная инфраструктура. Летный час и топливо стоят не так дорого, не требуется отдельно каждый раз платить за взлет и посадку. Масштаб частной авиации просто огромен, поэтому все намного проще и доступнее. Конечно же важным фактором является погода, особенно для студентов. Всегда неприятно отменять уроки из-за тумана или низких облаков. Это особенно важно, так как первая ступень летного дела – это визуальные полеты, что требует хорошей видимости.

Есть ли рекомендации для будущих пилотов?

Ричард Султанов: Необходимо понимать устройство самолета. Мне повезло в том, что я учился летать на старом самолете без какой-либо новой продвинутой авионики или GPS. В новым самолетах все намного проще и удобнее, но намного тяжелее приобрести требуемые навыки, понять что и как работает. Также мне повезло, что я сразу учился летать в большом аэропорте класса C, что на один уровень ниже крупнейших аэропортов, таких как JFK в Нью-Йорке. Многие начинающие пилоты учатся в летных школах или клубах на маленьких аэродромах местного значения, но потом у них появляется страх, иногда даже неопредолимый, разговаривать с диспетчером или заходить на посадку параллельно с авиалайнером. Я же учился в таких условиях с самого начала. Да, это труднее, но полезно для дальнейшего развития и получения прав на полеты по приборам.

Читайте также:
Тарановский Давид Эдуардович - фото

Биографическая справка:

Ричард Султанов родился в 1986 году в Ленинграде.

В 1998 году Ричард Султанов вместе с семьей переехал временно жить в Калифорнию (США), где в 2003 году окончил школу и поступил в Университет Калифорнии в городе Дейвис .

После окончания университета в 2007 году Ричард Султанов поступил в магистратуру Лондонской Школы Экономики и Политических Наук.

В 2009 году был приглашен Владимиром Якуниным, президентом ОАО «Российские железные дороги», в Первую Грузовую Компанию (ПГК) с нуля создавать направление стратегии.

В 2011 году Ричард Султанов был приглашен в международную компанию АИКОМ (AECOM), где он работал старшим руководителем проектов в сфере транспорта и транспортной инфраструктуры.

В 2014 году Ричард Султанов перешел в компанию Brunswick Rail на должность Руководителя департамента стратегического маркетинга, в 2015 году был повышен и занимал должность Директора по стратегическому маркетингу, развитию и коммуникациям компании Brunswick Rail.

Ричард Султанов: «Транспортная отрасль всегда будет востребована»

Директор по стратегическому маркетингу, развитию и коммуникациям Brunswick Rail в 2014–2017 годах Ричард Султанов является одним из немногих россиян, вернувшихся в страну после обучения в престижных западных вузах. После возвращения он уже много лет работает в сфере железнодорожного транспорта и занимается лизингом грузовых вагонов. Мы обсудили с ним его опыт обучения в США и Европе и карьеру в России.

Вы родились в России и на некоторое время переехали в США, будучи школьником, поэтому учились и в российской, и в американской школе. Есть ли принципиальная разница в подходах к обучению?

Ричард Султанов: Конечно. В российских школах более продвинутая программа обучения. После переезда я даже сразу же перешел на один класс выше, так как мои познания в математике и других предметах были более глубокими, чем у моих ровесников-американцев. Это позволило мне окончить среднее образование в один год с моими сверстниками в России, так как в Америке среднее образование длится двенадцать лет, а в России на тот момент фактически была одиннадцатилетка. Конечно, американская система имеет и свои плюсы. В первую очередь стоит отметить то, что в американских школах работают над развитием навыков критического мышления, взаимодействия в команде, умения самостоятельно размышлять, решать задачи и искать информацию. Предлагается большой выбор факультативных предметов. Это был очень интересный и полезный опыт.

Читайте также:
Дарья Хэнсон - биография, личная жизнь, фото, видео

После окончания школы вы поступили в Университет Калифорнии в городе Дейвис. Расскажете об этом вузе?

Ричард Султанов: Я выбрал Университет Калифорнии из трех вариантов, которые были мне доступны. Выбор был продиктован тем, что университет имеет высокий рейтинг и первоклассные кафедры экономики и менеджмента. У университета огромные ресурсы, он может привлекать лучших преподавателей со всего света и имеет партнерские связи с лучшими вузами по всему миру. Кроме того, Университет Калифорнии в Дейвисе имеет комфортный студенческий городок с примерно 60 000 жителей, половина из которых — студенты. Там все удобно расположено, есть прекрасная инфраструктура, поэтому студенты могут спокойно учиться и отдыхать, не отвлекаясь ни на какие внешние факторы.

Существует ли русскоязычное сообщество в Университете Калифорнии в Дейвисе?

Ричард Султанов: Да, и очень активное. Дело в том, что в Дейвисе — одна из самых сильных кафедр русского языка и литературы в США, вокруг которой собралось прекрасное русскоязычное сообщество. В нем есть люди, которые имеют русские корни, но никогда не жили в России. Они изучают русский язык, литературу, культуру и историю. Думаю, это очень важно, так как я уверен, что необходимо поддерживать связь со своими корнями.

Почему после окончания Университета Калифорнии вы решили продолжить образование и почему выбрали Лондонскую школу экономики и политических наук?

Ричард Султанов: Потому что это университет мирового уровня и лидер в изучении экономики. Моей задачей было расширить свои знания и получить новые профессиональные навыки, которые я мог бы применить в любой стране и в любой ситуации. Кроме того, обучение в этом вузе было частью моего плана по возвращению в Россию. Лондонская школа экономики устраивает Недели российского бизнеса, на одной из которых я познакомился с руководством «Российских железных дорог». Благодаря этой встрече я был включен в список кандидатов на работу в «Первой Грузовой Компании», которая являлась дочерней организацией РЖД и на тот момент крупнейшей грузовой железнодорожной компанией в мире, и после успешного прохождения отбора стал начальником отдела развития ПГК.

Какие задачи вам удалось решить в «Первой Грузовой Компании»?

Ричард Султанов: Мы с моей командой создали с нуля отдел, который занимался разработкой стратегии, анализом рынка железнодорожных перевозок и его основных драйверов. Мы занимались оценкой сделок, мониторингом изменений в сфере регулирования железнодорожного транспорта. В компании до моего прихода все это было не систематизировано. Нам удалось создать мозговой центр компании, что было особенно важно, так как планировалось или IPO, или продажа стратегическому инвестору на аукционе. Думаю, без стратегии и мозгового центра это было бы практически невозможно осуществить. В итоге продажа компании состоялась, и в 2011 году она вошла в топ-5 M&A сделок, став крупнейшей в транспортном секторе в России на тот момент.

Читайте также:
Тарановский Давид Эдуардович - биография, личная жизнь, фото, видео

После ПГК вы перешли в компанию АИКОМ. Какие задачи в ней вы решали?

Ричард Султанов: Компания работала над знаковыми транспортными и инфраструктурными проектами по всему миру, включая Россию. Моей задачей была разработка транспортно-логистического мастер-плана для Казахстана и проектов для компаний «Аэроэкспресс» и ВСМ «Москва — Казань». АИКОМ — это глобальная компания, мировой лидер, который работает более чем в 150 странах мира, поэтому я очень рад, что мне удалось поработать над ее крупными проектами.

Почему следующим карьерным шагом стала работа в Brunswick Rail?

Ричард Султанов: Эта компания всегда была самой успешной и передовой в своем сегменте. Она предлагает уникальный продукт, имеет первоклассную команду менеджмента и международных акционеров. Также Brunswick ставит перед собой очень амбициозные задачи роста и развития и всегда их блестяще выполняет. В этой компании я занимался анализом железнодорожного, сырьевого и финансового рынков, принимал участие в проекте по реструктуризации долга по еврооблигациям. Также курировал проект по изучению экономической эффективности внедрения инновационных вагонов, разрабатывал сложные модели прогнозирования рынка железнодорожных перевозок, работал над документами для стратегического и кредитного комитетов совета директоров Brunswick Rail.

Вы работаете в отрасли транспорта. Почему она вас привлекла?

Ричард Султанов: Транспорт — одна из важнейших отраслей экономики, он обеспечивает движение товаров и людей, без этого мы никогда не сможем обойтись. Транспортная отрасль всегда будет востребована.

Ричард Султанов: «Для развития экономики и бизнеса имеет смысл вырастить чемпионов»

О мультипликативном эффекте проектов ВСМ на экономику, влиянии геополитических факторов и испанском опыте высокоскоростного сообщения в интервью порталу «Око Планеты» рассказал экс-директор по стратегическому маркетингу и развитию Brunswick Rail, эксперт в железнодорожной отрасли Ричард Султанов. Самые интересные выдержки — ниже.

Об испанском опыте ВСМ

«Во-первых, проект дал большой толчок экономике страны. Были эффективно потрачены огромные средства. Во-вторых, был дан импульс для развития внутренних компетенций и промышленности, что дало огромный мультипликативный эффект. Со временем появилась своя индустрия высокоскоростного железнодорожного транспорта, компании с мировым именем и опытом. Испанские поезда поставляются во многие страны, включая нашу страну (поезд «Стриж» производства компании Talgo)».

Этот процесс занял годы, но в итоге положительно сказался на экономическом росте страны.

«В Испании при постройке ВСМ большие проекты разделили на маленькие блоки, которые были под силу небольшим частным компаниям. Поучаствовав в проекте, они сделали себе имя, создали международную репутацию и стали самостоятельными участниками глобального рынка. Этот процесс занял годы, но в итоге положительно сказался на экономическом росте страны».

Читайте также:
Вадим Безделев - биография, личная жизнь, фото, видео

О влиянии проектов ВСМ на экономику

«Сам объем закупок очень широкой номенклатуры продукции будет огромен. Например, щебень, бетон, рельсы, металлоконструкции. Потребуются очень внушительные объемы, настолько огромные, что предприятиям придется тщательно планировать свою деятельность на годы вперед, чтобы избежать дефицита и всплеска цен на внутреннем рынке. Иначе это попросту затормозит всю остальную экономику».

Крайне важно, что производства будут в России, на них будут работать наши специалисты, будет происходить передача знаний и технологий

«Далее — локализация производства подвижного состава и оборудования с участием ведущих мировых производителей. Купить проект под ключ проще, но деньги потрачены, компетенции не созданы, появляется критически опасная зависимость от зарубежных комплектующих и ноу-хау. Крайне важно, что производства будут в России, на них будут работать наши специалисты, будет происходить передача знаний и технологий».

О мультипликативном эффекте ВСМ на экономику

«Будут задействованы самые разные сектора экономики в разных регионах страны. Но для более стремительного роста нужны и новые инвестиции, создание новых игроков, в том числе в сегменте среднего бизнеса, разбивка проекта на максимально возможное количество квалифицированных подрядчиков».

«Для развития экономики и бизнеса имеет смысл вырастить чемпионов, дать им возможность поучаствовать в проекте, но, конечно, тщательно контролировать ход работ и результаты».

О влиянии геополитики на проекты ВСМ

«В больших инфраструктурных проектах из-за их масштабов и длительных сроков реализации любая неопределенность несет риски. Но перспектива у проекта сохраняется хорошая. Даже если посмотреть на существенную девальвацию рубля, то это дало большой импульс для локализации производств».

«Конечно, из-за геополитики некоторые зарубежные игроки могут потерять интерес к проекту, но его масштаб таков, что он интересен всем, и у российской стороны сильная переговорная позиция. На рынке много первоклассных подрядчиков и поставщиков, поэтому выбор есть и отказ отдельного участника некритичен».

С полной версией интервью Ричарда Султанова можно ознакомиться по ссылке .

Ричард Султанов не оправдал надежд

Бизнесмен Ричард Султанов подошёл к своей профессии основательно и отучился в США. Но по возвращению в Россию для него стало открытием, что здесь не действуют американские бизнес-законы.

У Ричарда Султанова еще не так давно были все основания для того, чтобы считаться «звездным мальчиком». В конце девяностых Ричард вместе с родителями уехал из России в США. Там он успешно закончил школу, поступил в Калифорнийский университет (University of California, Davis, UC Davis), затем отучился еще и в Лондонской школе экономики и политических наук (London School of Economics and Political Science). Проходил практику в крупных международных компаниях, в том числе в Lufthansa.

Но в 2009 году все резко изменилось. В Лондоне Ричард Султанов познакомился с руководителем РЖД Владимиром Якуниным. Молодому специалисту сделали серьезное предложение: принять участие в создании «Первой грузовой компании» – одного из крупнейших в мире перевозчиков грузов по железной дороге. Мало бы кто из начинающих менеджеров от такого предложения отказался. И Ричард Султанов вернулся в Россию.

Читайте также:
Алексей Тайчер - отзывы, мнение, рейтинг

Султанов быстро поднимался по карьерной лестнице, пока не «дорос» до компании Брансвик Рейл (Brunswick Rail), специализирующейся на лизинге железнодорожных вагонов. И к своим на тот момент 30 годам стал директором по стратегическому маркетингу, развитию и коммуникациям.

Журналисты тогда писали:

«Пример Ричарда Султанова свидетельствует о том, что россиянин, который в детстве уехал из страны, может в нее вернуться и успешно здесь работать и развиваться»

Как любят говорить в России: «сглазили». Период успешной работы и развития длился недолго: Ричард Султанов покинул «Брансвик Рейл». И отнюдь не по собственному желанию. Экс-гендиректора Пола Остлинга и экс-директора по стратегическому маркетингу, развитию и коммуникациям Ричарда Султанова подозревают в организации утечки конфиденциальной информации. Окружной суд Северного округа штата Калифорния выдал ордер, запрещающий уничтожение их почтовых ящиков в Google и Rackspace.

История оказалась под стать сценарию детективного фильма. Дело в том, что Brunswick Rail испытывала определенные трудности, вследствие чего вела с 2016 года напряженные переговоры с группой кредиторов о реструктуризации евробондов на 600 миллионов долларов со ставкой 6,5%. Срок погашения – ноябрь 2017 года.

И в самый разгар переговоров сотрудники Brunswick Rail обратили внимание, что их топ-менеджер Ричард Султанов ведет себя как-то странно. Вернее будет сказать, Ричард Султанов за что-то очень сильно опасался. Например, стал часто выскакивать из-за стола, бежать этажом выше и там с кем-то говорить по мобильнику. Полюбил работать в выходные и праздничные дни, когда в офисе почти никого нет. А также весьма активно интересовался, как идут переговоры о реструктуризации долга, хотя к этому вопросу он по своей должности отношения не имел.

Встревоженные таким поведением коллеги сотрудники поделились наблюдениями со службой безопасности. Те вскрыли рабочий почтовый ящик Ричарда Султанова и то, что в нем находилось, оказалось крайне интересным. Султанов посылал сам себе на домашний компьютер конфиденциальную информацию, а также контактировал с уже уволившимся Полом Остлингом. А еще – с одним из кредиторов. Такие контакты были запрещены.

После скандала с утечкой господину Султанову пришлось попрощаться с работой. И, насколько известно, до сих пор нового поприща для деятельности он так и не нашел. Притом что его партнер по судебному иску Пол Остлинг продолжает спокойно заседать в совете директоров Уралкалия. К слову, еще в конце января Калифорнийский суд снял с него все обвинения, обосновав это тем, что это не его юрисдикция.

Так что в обозримом будущем Ричарду Султанову уголовное наказание, скорее всего, не грозит. Другое дело – репутация. Инсайдеров никто не любит – ни в России, ни в других странах. Трудно представить себе солидную фирму, пожелавшую нанять, тем более на высокую должность, человека, в биографии которого имеется строка о предательстве своей компании. Стремительный взлет закончился не менее стремительным падением.

Читайте также:
Ричард Султанов - отзывы, мнение, рейтинг

Мораль истории проста: вот отучился господин Султанов в США, а толку? Приехав в Россию и освоившись (так еще и получив не один миллион рублей), человек просто забыл о приличных манерах введения бизнеса, принятых на западе. Играть по правилам партнерства России и США Ричард Султанов не смог, а значит, и бизнесмен из него такой себе… Ричарда Султанова просто использовали, а затем за ненадобностью выбросили.

Ричард Султанов из Brunswick Rail: «Ситуация вокруг торговых войн действительно настораживает. Это кардинальное изменение парадигмы»

Долгие годы мировая торговля шла по пути либерализации и открытости. Страны снимали различные барьеры и ограничения, отменяли или снижали пошлины, заключали соглашения о свободной торговли, активно вступали во Всемирную торговую организацию (ВТО). «Глобализация» и «либерализация» были ключевыми словами. Но все внезапно изменилось – США ввели пошлины на сталь и алюминий из ряда стран, включая Россию и ЕС, ввели отдельные адресные пошлины на огромный перечень товаров из Китая. Последовали ответные меры. Ситуация действительно настораживает, так как парадигма внезапно изменилась и теперь отличается от конструкции международной торговли, которую мы наблюдали последние десятилетия. Мы обсудили эти важные и волнующие многих бизнесменов события с Ричардом Султановым (Richard Sultanov). В Brunswick Rail он руководил стратегией и связями с крупнейшими российскими и международными инвесторами, изучал международную экономику и торговые отношения во всемирно известной Лондонской школе экономики.

Как мы пришли к напряженным отношениям в международной торговле? Еще совсем недавно все были за free trade

Ричард Султанов: Мне кажется, что необходимо начать с фундаментальных причин ситуации, которые важнее политических лозунгов и сводятся к экономике. Долгие годы США наращивали отрицательный торговый баланс, импортировали намного больше, чем экспортировали. Это нормальная ситуация, особенно если учитывать размер государственного долга США и ключевую позицию страны в мировой экономике. Это всем было выгодно, ведь нужны платежеспособные рынки сбыта продукции. Но даже если посмотреть только на импорт, то не весь он идет от иностранных компаний. Долгие годы американские компании создавали производства за рубежом, совсем недавно аутсорсинг был весьма модным словом. То же самое касается компаний вроде Apple, которые считали налоговый режим непривлекательным и аккумулировали сотни миллиардов долларов за пределами страны. Кто-то выиграет от нововведений, кто-то, наоборот, может серьезно пострадать. Очевидными победителями будут американские сталелитейные компании и производители алюминия, а ряд других производителей с бизнесом по всему миру нововведения могут серьезно задеть. В целом США активно выступали за свободную торговлю, создали свой блок NAFTA с Мексикой и Канадой, прямо перед уходом президента Обамы был запущен проект Trans Pacific Partnership.

Как повлияет ситуация на отношения между США и ЕС?

Ричард Султанов: Я бы сказал, что отношения между США и Евросоюзом сейчас переживают не лучшие времена. Самые мощные страны ЕС – это экспортоориентированные экономики, и для них США зачастую являются крупнейшим рынком. Реакция властей ЕС – ввести ответные меры на ряд товаров, включая алкоголь и мотоциклы, весьма понятна. Они хотят защитить позиции своих компаний, так как американские пошлины сильно ударили по некоторым из них. Но пока мы не дошли до самого серьезного – экспорта автомобилей из Европы в США. Да, долгие годы автогиганты, в том числе BMW и Mercedes, создавали локальные производства в США, но не все модели производятся там, большое количество комплектующих поставляется из ЕС. Автомобильный вопрос может стать точкой накала страстей.

Читайте также:
Космодемьянская Зоя Анатольевна - отзывы, мнение, рейтинг

Какая реакция у России? Будут ли ответные меры на недружественные шаги?

Ричард Султанов: Россия, безусловно, пострадала. Все это очень неожиданно, особенно если учитывать, что многие годы страна вступала в ВТО, делала для этого серьезные шаги, а потом случился такой неожиданный поворот событий. Мы видим, что ситуация в мире может очень быстро измениться, и правила, к сожалению, не едины. В свете всего этого ответная реакция оправдана и необходима. Мы как страна не можем терпеть убытки и ничего по этому поводу не делать, важен принцип взаимности. Но нужен и взвешенный подход. В каких-то областях мы можем обойтись имортозамещением или импортировть товары из стран с более дружественным подходом, но где-то есть очевидная зависимость, и не стоит стрелять себе в ногу только ради ответа. События последних месяцев показывают, что в мире сейчас крайне напряженная ситуация, и необходима гибкость и решительность.

Ричард Султанов: как меняется железнодорожная отрасль в Турции

Ричард Султанов является экспертом в транспортном машиностроении. Он участвовал в ряде крупных проектов по продвижению российской железнодорожной техники на зарубежных рынках. Также Ричард Султанов работал в крупнейшей частной железнодорожной лизинговой компании Brunswick Rail.

Стратегическая цель Турции – стать мультимодальным транзитным и логистическим центром в направлениях Европа-Ближний Восток и Европа-Азия. Турцией заявлены амбициозные планы развития железнодорожной отрасли к 2023 году (к столетию Турецкой Республики), которые подразумевают:

  • увеличение погрузки почти в 2 раза;
  • увеличение протяженности сети в 2 раза (с 12 532 км до 25 000 км);
  • строительство 21 логистического центра (сегодня их 7);
  • электрификация железнодорожной сети и переход с тепловозной тяги на электровозную.

Национальная железнодорожная компания Турции, TCDD, прогнозирует рост погрузки до 60,6 млн тонн к 2025 году. Получается, что за 7 лет грузовая база должна увеличиться практически в 2 раза.

Могли бы вы, пожалуйста, немного рассказать о реформе железнодорожной отрасли в Турции.

Ричард Султанов: В настоящее время в Турции проводится масштабная либерализация железнодорожной отрасли. TCDD остается владельцем инфраструктуры. Дочерняя компания TCDD – TCDD Tasimacilik AS, выступает в роли оператора грузовых и пассажирских перевозок. Разрешена частная операторская деятельность, но для ее осуществления требуется получить лицензию. Сейчас действуют два частных оператора-перевозчика – Omsan Logistics (15 электровозов и 350 грузовых вагонов) и Körfez Ulastirma (5 тепловозов и 452 цистерны). Пока локомотивы берутся частными операторами в аренду у TCDD, но предполагаются и покупки. Körfez Taşımacılık планирует приобрести 5 новых локомотивов GE Power Haul у производителя Tulomsas.

Читайте также:
Джон Рэй Кэш - отзывы, мнение, рейтинг

Собирается ли Турция обновлять и увеличивать парк подвижного состава?

Ричард Султанов: Безусловно да, этот процесс идет полным ходом. В первую очередь необходимо обратить внимание на парк электровозов. Турция ставит амбициозные планы по электрификации железнодорожной сети, и без роста парка электровозов здесь никак не обойтись. План страны – достичь 60 % электрификации к 2025 году. Сейчас этот показатель составляет около 35 %. Важно учесть и тот факт, что до этого парк состоял в первую очередь из тепловозов. Парк электровозов за последние пять лет вырос почти в три раза, с 45 до 125 единиц. Часть локомотивов — это локализованные Hyundai Rotem. Их было поставлено 80 единиц. В целом можно сказать, что в будущем доля электровозов будет расти вместе со степенью электрификации железнодорожной сети Турции.

Также в настоящее время Турция активно работает над своими собственными разработками в локомотивостроении и стремится к полной локализации производства. У страны имеются планы выпустить достаточно большой объем локомотивов E-1000 мощностью 1000 кВ. В ближайшие пару лет также будет выпускаться и другой локомотив переменного тока со стопроцентной локализацией – модель E-5000 мощностью 5000 кВ. Планируется, что испытания данной модели скоро завершатся, и первая пробная партия поступит в эксплуатацию уже в следующем году.

Есть ли в Турции крупные локальные производители подвижного состава, которые помогут TCDD обновить парк локомотивов?

Ричард Султанов: В Турции имеется предприятие Tulomsas. Эта компания является локальным чемпионом в сфере транспортного машиностроения, обладает современной производственной базой, компетенциями. Организация имеет партнерства с ведущими мировыми производителями. Tulomsas одновременно является дочерним предприятием TCDD. В настоящее время Tulomsas выступает основным поставщиком тягового подвижного состава для нуждTCDD. Компания нацелена на локализацию продукции, заимствованию лучших мировых практик и компетенций, в том числе за счет кооперации с ведущими мировыми производителями. Tulomsas производит тепловозы (локомотивы General Electric Power Haul) и электровозы (Hyundai Rotem с использованием комплектующих производства Skoda).

Также Tulomsas производит различные маневровые тепловозы, тяговые электродвигатели, дизельные двигатели для локомотивов и морских судов, тележки для локомотивов и грузовых вагонов. На рынке Турции Tulomsas является несомненным лидером.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: