Поль Сезанн, биография, история жизни, творчество

Поль Сезанн

Биография

В 1874 году в Париже, ставшим в то время местом художественной революции, открылась первая выставка художников, которых впоследствии назвали импрессионистами. Это событие вызвало шквал негатива со стороны критиков, привыкших оценивать работы, выполненные в соответствии с канонами классической живописи.

Портрет Поля Сезанна

Творчество Клода Моне и Огюста Ренуара не поддавалось осмыслению, а их картины осуждали и высмеивали. В ряду недооцененных творцов был и постимпрессионист Поль Сезанн, в чью сторону отпускались самые нелицеприятные высказывания.

Сейчас холсты живописца, которого при жизни игнорировали и не понимали, украшают лучшие музеи Европы и продаются на различных аукционах за баснословные суммы денег.

Детство и юность

Будущий художник родился 19 января 1839 года в небольшом городке на юге Франции – Экс-ан-Прованс.

Поль был первенцем в семье банкира Луи – Огюста Сезанна. Отец, начинавший с продажи шляп, а затем открывший собственный банк, был человеком крайне властным. Вся семья подчинялась его воле. Мать художника, Анна – Елизавета, родила еще двух дочерей – Марию и Розу, но обожала своего первенца Поля и во всем его поддерживала.

Автопортрет Поля Сезанна

Тяга к рисованию проявилась у художника в пять лет. Тогда Сезанн разрисовывал стены в доме углем, создавая весьма правдоподобные изображения. Правда, успехами сына гордилась только мать, а отец мечтал передать сыну свой бизнес.

Из биографии гениального живописца известно, что он по воле главы семейства в 1849 году поступил в школу Сен-Джозеф. В 1852 году Поль перевелся из Сен-Джозефа в шестой класс престижного закрытого колледжа Бурбон.

Там создатель картины «Персики и груши» познакомился с будущим знаменитым писателем Эмилем Золя. Именно Эмиль открыл новому товарищу волшебный мир книг и поэзии.

Портрет отца Поля Сезанна

В 1855 году шестнадцатилетний Поль окончил колледж, отличившись в написании стихотворений на французском и латыни, но никак не проявив себя как художник. Затем амбициозный юноша по велению отца поступил на юридический факультет. После занятий, вечерами, Поль ходил в местную школу живописи. К радости Сезанна, в ту пору глава семейства не усмотрел в этом занятии ничего предосудительного.

Любимым местом творческого парня был городской музей, в котором регулярно выставлялись живописные полотна. Именно там Сезанн понял, что хочет стать художником. Правда, отец был непреклонен и настаивал на том, чтобы сын продолжал изучать право.

Мыслями одаренный юноша был в Париже, в который его зазывал друг по колледжу – Эмиль Золя, перебравшийся к тому времени во французскую столицу и пробовавший свои силы в литературном творчестве. В конце концов, Сезанн добился от отца позволения уехать на пару месяцев в гости к товарищу.

Поль Сезанн в молодости

В 1861 году юный живописец окончательно перебрался в столицу Франции для того, чтобы готовится к поступлению в Академию художеств. В тот период Сезанн посещал занятия в местной мастерской, в которой он познакомился с будущими импрессионистами Камилем Писсарро и Клодом Моне, которые хоть и обучались азам рисования, но уже имели собственное сформированное видение пути развития живописного искусства.

Писсарро сразу поверил в Сезанна и прочил в будущем ему успех. Несмотря на хвалебные отзывы, молодой художник из провинции чувствовал себя чужим в атмосфере столичной мастерской. Единственным другом, которого он там завел, был его земляк Ахилл Амперера, который впоследствии увлеченно писал обнаженных женщин.

Ахилл Амперера

Поль не верил в свой талант. Временами ему даже казалось, что все его занятия бессмысленны и нужно вернуться в родные края, чтобы продолжить дело отца. Художника мучили угрызения совести и чувство вины перед родителем, надежды которого он не оправдал. Эти душевные терзания в конечном итоге привели к тому, что творец бросил любимое занятие и уехал домой.

В Экс-ан-Провансе Поль стал работать в банке Сезанна – старшего, которого обрадовало возвращение блудного сына. Правда, радость обоих была недолгой. Парень не мог долго жить без живописи и скоро вновь стал посещать школу рисования. После проведенного дома года и бесконечных разговоров с главой семейства молодой человек вновь отправился в Париж с намерением во что бы то ни стало поступить в школу при Академии художеств.

Готовясь к сдаче экзаменов, Сезанн вдруг обнаружил, что ему чуждо то искусство, которое он вознамерился изучать. Салонная живопись казалась юноше бессмысленной и пустой. Помимо прочего, Поль вновь стал сомневаться в собственном таланте. Он много работал, но его недовольство собой только усиливалось. Результатом стала очередная неудача – художник завалили экзамены.

Поль Сезанн

В 1863-ем живописец посетил Салон, в котором увидел отвергнутую публикой скандальную работу Эдуарда Мане «Завтрак на траве». Это произведение, благодаря которому в искусстве того времени свершился переворот, изменило и видение мира Сезанна. Именно оно приобщило молодого художника, как и многих его ровесников, к новому пониманию искусства.

Судьбоносным для Сезанна стало знакомство с Фредериком Базилем, случившееся в этом же году. Базиль привел нового знакомого в мастерскую Марка Глейра, выпускниками которого были Клод Моне, Альфред Сислей и Огюст Ренуар. Природная робость не позволила Сезанну влиться в круг будущих импрессионистов.

В 1864 году, получив отказ Салона принять его новые работы, Поль вновь бросил занятия живописью и снова вернулся в Экс-ан-Прованс. Правда, и там он продолжил писать, не в силах отказаться от занятий искусством. Через полгода Сезанн приехал в Париж, чтобы в очередной раз показать жюри Салона свои работы, которые те вновь забраковали.

Читайте также:
Василий Суриков, биография, история жизни, творчество

Автопортрет Поля Сезанна

По возвращении в Экс-ан-Прованс Поль посвятил себя портрету. Он упорно работал, но и в следующем году произведения художника были списаны в утиль. Сезанн совершенно отчаялся. Он понимал, что его творчество чуждо современникам, но рисовать, подстраиваясь под узко мыслящих критиков, живописец не хотел.

После того как на очередном предварительном показе в Салоне картины Сезанна получили издевательские овации публики, к нему подошел Эдуард Мане, который тепло отзывался о работах молодого дарования. Получив положительный отзыв от своего кумира, Сезанн наконец-то обрел уверенность, которой ему так не хватало.

Живопись

Работы раннего периода творчества Поля имели романтический характер: сцены насилия («Убийство»), натюрморты («Натюрморт с черепом и подсвечником»), эротические видения («Оргия»).

Картина Поля Сезанна «Персики и груши»

В начале 1870-х годов художник начал писать этюды на пленэре и в совершенстве овладел техникой мелкого мазка. Наиболее импрессионистическая картина этого периода — «Дом повешенного».

Картина Поля Сезанна «Берега Марны»

Стоит отметить и то, что в пейзажах с панорамным охватом Сезанн достигал величественной эпичности («Берега Марны»), а в натюрмортах подчеркивал структуру предмета, как бы утяжеляя его с помощью красочной фактуры («Горшок с геранью и фрукты», «Натюрморт с яблоками и апельсинами»).

Картина Поля Сезанна «Натюрморт с яблоками и апельсинами»

На рубеже 1880-1890 годов Поль все больше увлекся фигурными жанрами. Так, композиция «Пьеро и Арлекин» сюжетно посвящена последнему дню карнавала перед постом. В этот же период живописец написал серию картин, посвященных игре в карты. Все они вышли под одинаковым названием – «Игроки в карты».

Картина Поля Сезанна «Пьеро и Арлекин»

С каждой последующей работой автор уменьшал количество изображенных на холсте людей, а также удалял с полотна лишние детали. Героями картины были люди, живущие в дорогих сердцу художника краях – в Провансе.

Картина Поля Сезанна «Игроки в карты»

Творчество одного из главных мастеров постимпрессионизма, стремившегося к созданию классического искусства, лишенного всего преходящего и мимолетного, оказало громадное влияние как на художников ХХ века, так и на целые направления изобразительного искусства.

Личная жизнь

Сезанн, страдавший от фобии прикосновений и способный разве что сбрить бороду, чтобы завоевать понравившуюся женщину, был женат на натурщице Мари-Гортензии Фике.

Встреча будущих супругов произошла в Париже в 1869 году, когда Сезанну было тридцать лет, а Фике едва исполнилось девятнадцать. Через год влюбленные уже жили вместе. В 1872-ом Мари родила избраннику сына, который при крещении получил имя Поль.

Картина Поля Сезанна «Дома у дороги»

После рождения наследника чувства живописца к супруге постепенно остывали. Разлуки, случавшиеся во время сезонных переездов Сезанна то в Париж, то в Экс-ан-Прованс, усугубляли и без того шаткое положение дел.

Сначала их отношения были тайными. Ни Поль, ни Мари не стремились вести общее хозяйство. Сезанн, опасавшийся родительского гнева, приложил немало усилий, чтобы отец не узнал о его возлюбленной.

Портреты жены Поля Сезанна

Открыто признать связь с Гортензией и официально усыновить Поля получилось только в 1886 году, когда они наконец поженились. В итоге за двадцать лет супружеской жизни Сезанн написал маслом двадцать четыре портрета Гортензии. После того как супруги развелись, натурщица продолжала позировать Полю.

Смерть

Известно, что на протяжении последних лет жизни у художника обострился диабет. Помимо прочего, он страдал от конъюнктивита и гнойника на правой ноге. Для того чтобы добираться до пленэра, живописец каждый день нанимал один и тот же ветхий экипаж, доставлявший его от собственного дома до места назначения.

Когда в октябре 1906 года стало прохладно и самочувствие создателя картины «Дома у дороги» ухудшилось, цена на экипаж резко подскочила, и разгневанный Сезанн прогнал возницу. Из-за того что художник был не в состоянии носить громоздкие принадлежности, необходимые при работе маслом, он перешел на акварель. Правда, даже ходьба с этюдником на спине была для мастера испытанием.

Поль Сезанн в последние годы

Однажды Поль попал в сильную грозу недалеко от горы Сент-Виктуар, на которой он часто писал этюды. По пути домой продрогший живописец потерял сознание. Через пару часов кучер проезжавшего мимо экипажа подобрал мастера и отвез его восвояси. Домоправительница, увидев Сезанна, тут же послала за доктором.

Следующий день был холодным, и, вопреки предписаниям врача, своенравный художник отправился дописывать портрет своего садовника Валье среди лимонных деревьев на холме. Проведя весь день на улице, Поль простыл. У него начался жар. Творец всегда испытывал отвращение к чужим прикосновениям, но в тот день попросил Валье помочь ему спуститься к дому.

Могила Поля Сезанна

Заболев пневмонией, осложненной хроническим диабетом, художник скончался, так и не придя в себя. На протяжении пары дней автор произведения «Купальщицы» бредил, попеременно бормоча себе под нос имена то покойного друга Эмиля, то сына. Сестра Мари, понимая, что брату осталось недолго, пригласила в дом священника, который совершил все полагающиеся обряды.

Картина Поля Сезанна «Купальщицы»

22 октября 1906 года, когда Мари была в церкви, домоправительница обнаружила, что лежащий лицом к стене художник скончался. Объявление о смерти отложили до следующего дня, чтобы жена живописца Гортензия и наследник приехали на похороны Сезанна, проходившие на кладбище Сен-Поль в Экс-ан-Провансе.

Поль Сезанн

Фото Все

Видео Все

Поль Сезанн [Дверь в искусство]

Читайте также:
Джексон Поллок, биография, творчество, история жизни

Поль Сезанн (1839-1906) французский живописец.

Постимпрессионисты: Поль Сезанн

Поль Сезанн — биография

Поль Сезанн французский художник, яркий представитель постимпрессионизма. Им создано более 800 картин, написанных маслом, и не подсчитанное число акварельных работ, многие из которых были уничтожены самим живописцем. «Девушка у пианино», «Пьеро и Арлекин», «Натюрморт с драпировкой» эти творения художника наверняка известны каждому.

На художественной выставке в Париже, в 1874 были впервые представлены работы импрессионистов Клода Моне и Огюста Ренуара. Их картины вызвали бурю негодования у критиков, оценивавших их полотна по устоявшимся канонам классической живописи. Так и работы Поля Сезанна подвергались совсем нелицеприятным рецензиям. Их зачастую просто игнорировали. Его творчество трудно вписать в рамки какого-то одного художественного стиля, все его картины по-своему уникальны.

Биография Поля Сезанна насыщена интересными, а порой трагичными событиями. Но это закономерно, жизнь гениального художника просто не могла быть обычной. Зададимся вопросом какое отличие между талантливым художником и гениальным? Как правило, художественный талант уже виден в детстве. Ребёнок проявляет интерес к рисованию и удивляет окружающих своими незаурядными художественными способностями. Но с Полем Сезанн было ровно наоборот. Ни в детстве, ни в юности его талант не проявлялся, но по прошествии многих лет он был признан одним из величайших художником постимпрессионизма. Сейчас самые знаменитые музеи мира украшают работы великого живописца. А на многих аукционах его полотна стоят целое состояние.

Детство и юность

Родители Поля жили во Франции, в маленьком городке под названием Экс-ан-Прованс, 19 ноября 1839 года. Семья Сезанн имел троих детей, Поля и двоих сестёр Марию и Розу. Его мать Анна, была продавщицей в их собственном магазине и торговала фетровыми шляпками. Женщина она были тихая и малообразованная, очень любила своих детей, но особенное чувство привязанности она испытывала к своему первенцу, и защищала своего любимца от деспотизма отца. У неё он мог найти понимание и поддержку во всех своих начинаниях.

Картина Поля Сезанн «Девушка у пианино»

На картине «Девушка у пианино» на заднем плане изображена женщина с рукоделием, это единственное сохранившиеся изображение его матери. Отца Поля — Луи Огюста считали властным и очень предприимчивым человеком. Торговец фетровыми шляпами, стал одним из главных ростовщиков в Экс-ан-Провансе, а затем и вовсе открыл собственный банк. Поль в детстве не испытывал к нему тёплых чувств, у них не было доверительных отношений, он его попросту боялся. По требованию родителя в 1849 году Поль пошел в школу Сен-Джозеф, а в 1852 году отец перевел его в колледж Бурбон. При всей жадности отца нужно отдать ему должное, он дал сыну достойное образование.

Школьные годы и формирование мировоззрения

Талантливый человек талантлив во всём, так можно сказать о школьных успехах юного Сезанна. Учителя отмечали его как прилежного и способного ученика, нередко его достижения в учёбе были отмечены грамотами. Особенно ему нравилась математика, а писать сочинения у него получалось на отлично.

Учёба в колледже принесла будущему живописцу новые знакомства. Там он познакомился с тогда ещё никому не известным Эмилем Золя. И именно он привил Полю любовь к миру книг и поэзии, которая в последствии стала его страстью. Сезанн писал стихи на французском языке и латыни, знал наизусть практически всего великого Гомера и Вергилия, и имея отличную память, даже по прошествии многих лет свободно цитировал своих любимых поэтов. Однако, он абсолютно не проявил никаких художественных начинаний.

Удивляет, что на уроках рисования он не почувствовал тяги к живописи, и конечно ни у кого не возникало мысли о том, что он может стать знаменитым живописцем.

Луи Огюст мечтал, что Поль продолжит семейное дело, и для этого необходимо было изучать право, и он заставил его поступить в университет на юридический факультет. Любимым времяпрепровождением юноши стало посещения городского музея, он мог подолгу рассматривать живописные полотна, и понял, что тоже хочет рисовать и стать художником. К счастью они нашли с отцом компромисс, и он разрешил Полю вечерами после занятий посещать школу живописи, с условием, что он продолжит изучать право, и даже позволил ему дома организовать небольшую мастерскую.

Портрет отца Луи Огюста написанный Полем Сезанн

Негативное влияние на формирование характер юного дарования оказали непростые отношения с отцом. Его замкнутость и нелюдимость сопровождали его всю жизнь. Стараясь избегать людей и суеты, он находил утешение только в живописи и уединении.

Единственный друг

Заступившись однажды за своего одноклассника, маленького Эмиля Золя, он приобретёт себе единственного друга на всю жизнь. Поль особенно ценил их отношения, так как был по своей натуре нелюдим и стеснителен. Их связала долгая 40 летняя дружба.

Поль Сезанн читает рукопись Эмиля Золя

Именно Эмиль, уехав в Париж, пробовать свои литературные способности, будет настойчиво звать с собой друга. Но ослушаться своего деспотичного отца юноша конечно боялся.

И всё же уступив настойчивым приглашениям Эмиля, отпросившись у строго родителя на два месяца Поль отправиться в гости к другу, в Париж. Их многолетняя дружба окончится внезапно, когда однажды Поль Сезанн прочтёт произведение Эмиля Золя «Творчество», где с ужасом увидит в главном персонаже неудачнике и самоубийце себя.

Покорение Парижа

Окончательно перебраться в Париж Полю удастся только в 1861 году. И теперь у него появилась возможность учиться живописи в мастерской Сюисса, и под впечатлением работ молодых художников отходит от академической манеры, и начинает упорно искать свой стиль. Он готовится к поступлению в Академию художеств. Юноша пропадает в Лувре, где копирует полотна знаменитых Рубенса и Тициана.

Читайте также:
Ива́н Ива́нович Ши́шкин - отзывы, мнение, рейтинг

Знакомство с Камилем Писсарро, помогло ему сформировать свой путь в развития в живописи. Он помогает ему в освоении техники раздельного мазка, даёт советы по выбору тона палитры. И его основным жанром стали пейзажи. Поль невольно попадает под влияние импрессионизма Писарро. Но всё же геометрия пространства, строгая гармония для Сезанна осталась на первом месте. Возможно Камиль единственный на тот момент кто поверил в гениальный талант Сезанна, и первый предрёк ему всемирную славу. Но неуверенность в себе, заставили бросить обучения, и он принимает решение уехать.

Отец возвращению ребёнка обрадовался. Но притяжение искусства оказалось куда сильнее, чем грозные доводы его родителя. Поль просто не смог жить без любимого занятия. Желание обязательно учиться в Париже, заставляет его вновь покинуть родных. Подготовка к экзаменам принесла художнику новые сомнения. Пришло понятие, что ему непонятна та живопись, которой он собирается обучаться, она кажется ему бессмысленной и отчасти пустой. Его вновь начинают одолевать сомнения в своих способностях. Душевные терзания и неуверенность делают своё дело — он не сдаёт экзамены.

Картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве»

Увиденная Полем в 1983 году в Салоне непризнанная публикой, работа Эдуарда Мане «Завтрак на траве», перевернула его мироощущение и изменила понимания живописи. Тогда же состоялось значимая встреча с Фредериком Базилем. Позднее он познакомил Сезанна с Марком Глейером, выпускниками которого были Клод Моне и Огюст Ренуар.

Робкий и застенчивый характер не дали ему войти в общество молодых и амбициозных импрессионистов, а нежелание Салона выставлять его картины, снова заставляют его бросить живопись. И в 1894 году он возвращается в свой родной город. Но сейчас всего на полгода. Дома он продолжает усердно работать. Поль вновь решает покорять Париж, и везёт свои новые работы в Салон, чтобы показать их требовательному жюри. И очередной раз терпит неудачу. Работы не приняли.

Поль Сезанн

Вновь оказавшись в Экс-ан-Прованс Сезанн посвящает себя написанию портретов. Но всё тщетно, год упорной работы опять отправлен в утиль. На показе в Салоне он был осмеян, издевательские комментарии публики заставили его окончательно отчаяться. Понимание, что его художественные произведения не приняты публикой, не заставили его подстроиться под мнения критиков.

Его уверенность в своих правильных начинаниях подкрепил Эдуард Мане, положительно отозвавшись о его картинах, и это дало наконец-то Полю Сезанну так необходимую ему уверенность в себе.

Живопись

Ранние работы Сезанна имели бурный, экспрессивный характер, присутствовало насилие «Убийство» и «Натюрморт с черепом и подсвечником», а эротическое настроение переходило в фантасмагорическую сцену в «Оргии».

Поль Сезанн «Дом повешенного»

В 1870-х годах Поль начинает рисовать этюды и доводит технику мелкого мазка до идеального исполнения. «Дом повешенного» яркое тому доказательство, это самая импрессионистская его работа. Ему удаётся писать картины с большим панорамным охватом, в них он поистине достиг величественной эпичности, примером тому может служит его полотно «Берега Марны». Натюрморты имеют своё особое место в его творчестве «Горшок с геранью и фрукты» и «Натюрморт с яблоками и апельсинами». Будучи ребёнком, он получил в подарок от Эмиля Золя корзинку с яблоками, произнеся фразу, которая оказалась пророческой: «Яблоками я покорю Париж». И спустя много его натюрморты с яблоками действительно покорили требовательную публику Парижа.

«Натюрморт с яблоками и апельсинами» Поля Сезанна

В 1880-1890-х годах Сезанн увлекается фигурным жанром. В работах «Пьеро и Арлекин», серии картин «Игроки в карты» и в каждой последующей он уменьшал количество изображаемых людей и лишние детали. В написанных художником портретах можно узнать простых людей, живущих в его родном Провансе. Кажется, что ему подвластен любой жанр. Прекрасные автопортреты, пейзажи, натюрморты, в его копилке имеются и жанровые картины, написанные маслом.

Перечислять картины Сезанна можно долго, но хочется отметить некоторые самые известные: «Мост в лесу», «Гора Сент-Виктории», «Море в Эстаке», «Вид Гарданны». Его по праву считают мастером постимпрессионизма, его творения повлияли на целую эпоху художников в 20 веке, и определили новое направление в искусстве.

Личная жизнь

Если говорить о личной жизни Поля Сезанна, который не имел привязанностей, и не любил людей, избегал новых знакомств, всё это в полной мере относилось и к женскому полу. Но в 1869 году он встретил ту девушку, которая смогла его изменить. Её имя Мария-Гортензия Фуке. Эта знаменательное знакомство произошло в Париже. Полю на тот момент было тридцать лет. Одиннадцать лет разницы не помешали ему влюбиться в молодую натурщицу. И в 1872 году она родила ему наследника.

Никто из них не стремился к совместной жизни, и довольно продолжительнее время их связь оставалась в тайне. Боясь разгневать отца Сезанн тщательно скрывал Мари и сына. И лишь в 1886 году он усыновил своего же ребёнка и официально оформил свою связь с Мари-Гортензией.

Поль с женой были абсолютно разными людьми каждый со своими привычками и взглядами на жизнь, и по большей части они жили раздельно, Сезенн в Провансе, а Мари в Париже, но именно она стала единственной женщиной в жизни великого художника. За более чем двадцатилетний срок супружеской жизни он написал 24 портрета свой жены. Она продолжала ему позировать даже после их развода.

Читайте также:
Иса́ак Ильи́ч Левита́н - отзывы, мнение, рейтинг

Последние годы

1904 год принёс Полю Сезанну долгожданное признание его талана. Осенью этого года в Салоне под его произведения был отведён целый зал. И эта выставка стала первым большим успехом художника, более того его триумфом. Обострившийся диабет, значительно подорвал здоровье.

Серьёзно осложнял жизнь незаживающий гнойник на правой ноге, и Полю приходилось ежедневно нанимать себе экипаж, чтобы добираться до пленэра, и обратно до дома. Осенью1906 года случилось роковое событие, которое в последствии привело его к смерти. Всё началось с поднятия цены на экипаж. Сезанн был недоволен обозначенной суммой и прогнал извозчика, и стал добираться пешком. Из-за больной ноги Поль не мог носить тяжелые принадлежности для работы маслом, и он перешел на акварель. Но одолеть путь с этюдником было настоящим испытанием. И единожды возвращаясь домой в дождь он упал и потерял сознание. Его подобрали и привезли домой. А уже на следующий день, вопреки указанию врача, пошел дописывать незаконченный портрет садовника. Как следствие он усугубил своё состояние, к вечеру начался жар.

Памятник Полю Сезанн

Ослабленный организм хроническим диабетом и полученное воспаление лёгких, не оставило никакого шанса на выздоровление. Несколько дней Поль был в бреду, он бормотал имя своего умершего друга Эмиля, или звал Мари и сына. Его сестра Мария видя безнадёжное состояние брата позвала к нему священника и сообщила о его состоянии Мари-Гортензии. А 22 октября 1906 его прислуга обнаружила мёртвым.

Только на следующий день по приезде жены и сына было объявлено о смерти великого живописца. Похоронили Поля Сезанна на кладбище Сен-Поль в его любимом Экс-ан-Провансе.

Поль Сезанн – биография

Краткая информация

  • Биография Поля Сезанна
  • Детство и юность
  • Выбор жизненного пути
  • Начало творческого пути
  • Неоцененный талант
  • Признание таланта последователями
  • Последние годы творчества и смерть
  • Интересные факты:

Биография Поля Сезанна

Детство и юность

Поль Сезанн родился в Экс-ан-Провансе во Франции в семье шляпника и ростовщика, который ко всем окружающим относился холодно и надменно. У мальчика не было друзей из-за того, что его отец пользовался плохой репутацией как человек. Хоть бизнес и шел удачно и денег в семье хватало, Поль рос обделенным любовью и заботой. Ему часто приходилось оставаться в одиночестве в поместье и изучать науки или различные виды искусства. У мальчика было хорошее образование, которое покрывало большую часть популярных в то время предметов, но все же его отдали в школу Святого Жозефа. В школе он стал изгоем, с ним никто не хотел дружить или играть поэтому мальчик старался быть лучшим во всем чтобы поскорее завершить обучение. После завершения школьного образования юноша поступил в «Коллеж Бурбон».

Выбор жизненного пути

Учитывая то что Поль отдавался учебе полностью, он был удостоен множества наград за хорошие успехи. Выбор его направления был типичным для тех времен, обязательное наличие религиозных предметов не смущало юношу, но особого интереса тоже не вызывало. Ему удавалось запомнить сложные тексты на разных языках за короткое время что он в будущем не раз использовал как свой козырь. Мир живописи манил Поля с малых лет, но доступа к самому процессу создания картин у него не было. Лишь после окончания колледжа он смог попробовать свои силы в живописи. Отец юноши видел, что душа его сына тянется к миру искусства и пойдя против своих желаний разрешил ему отправится в Париж.

Берега Марны (вилла на берегу реки)

Начало творческого пути

В Париже молодой человек изучал работы современных художников и великих мастеров прошлого, однако не пытался поступить в Академию художеств. В первых работах Поля как художника можно заметить мрачность и сдержанность. Он работал неумело и было слишком заметно отсутствие базовых знаний необходимых для работы на холсте. Но Сезанна это не останавливало и он решил нарабатывать свой стиль многочисленными пробами различных сюжетов. Поль открыто показывал свой характер и свои эмоции в каждом полотне. Палитра красок не была предопределена заранее каждый раз цвета менялись в зависимости от душевного состояния рисовальщика. Настоящий прорыв произошел после знакомства Поля с Писарро. Тот открыл для молодого художника множество различных приемов и помог перестроить технику на более раздельную мазковую. После смены круга общения и знакомства с миром художников у Сезанна стали преобладать более жизнерадостные и солнечные цвета и сюжеты.

Неоцененный талант

Однако не смотря на перемены, общество все еще не принимало молодого художника. Его картины были лишены плановой композиции и всегда сливались в одно сплошное цветовое пятно. Вопреки сильной поддержке со стороны других более успешных у публики постимпрессионистов, художник оставался в тени. Несмотря на необычную манеру исполнения отдаленно напоминавшую реализм, Сезанн был яростным противником декоративного изображения реально существующих предметов. Он абсолютно полностью отрицал Ван Гога и Гогена как художников считая их работы детскими. Манера подачи Сезанном пейзажа была уникальна в своем роде в ней можно было разглядеть первые ростки кубизма. В будущем в работах художников, работающих в кубизме хоть и была схожесть с его манерой исполнения, но не было той яркой и живописно классической передачи формы и чувств.

Пейзаж с виадуком, гора Сент-Виктуар

Признание таланта последователями

В 1895 году после большой выставки, организованной сугубо для работ Сезанна, на него обратили внимание несколько молодых рисовальщиков которые захотели быть его учениками. Это событие можно назвать первым достаточно большим прорывом в признании художника обществом. Аудитория все еще не воспринимала его живопись как продукт высшего качества, который хоть в какой-то мере заслуживает проявления восхищения. В 1897 году художник потерял мать, хоть они и не были близки, он скорбел по ней и некоторое время не брал в руки кисть. После легкого и беззаботного образа жизни, который она вела, за ней тянулся длинный шлейф различных задолженностей. Чтобы погасить все долги художнику пришлось продать одну из самых популярных на тот момент картин «Жа де Буффан».

Читайте также:
Селиванов Александр Антонович - биография, личная жизнь, фото, видео

Последние годы творчества и смерть

В попытке привести свою жизнь в порядок художник приобрел небольшой домик в Эксе, который он использовал как студию и школу в которой обучал своих учеников. Многие хоть и считали по началу его грубым и неприветливым познакомившись с ним ближе влюблялись в его доброту. Многие его ученики отзывались о нем как о терпеливом и внимательном наставнике. Рисование стало всем для Поля. С юных лет и до глубокой старости он отдавал всего себя, чтобы доказать себе и миру что у него есть талант. Именно живопись, которую он так любил его и погубила, после того как он попал под грозу во время пленэра он заболел. Пожилой организм не смог справиться с болезнью, и художник скончался в 1906 году.

«Пьеро и Арлекин» или «Марди-Гра» — картина, написанная в 1888—1890 годах французским художником Полем Сезанном.

Поль Сезанн: биография, творчество, лучшие картины художника

Поль Сезанн (Paul Cézanne; родился 19 января 1839 г. — умер 22 октября 1906 г.) — французский художник XIX века, ставший основателем и центральной фигурой постимпрессионизма. Картины Сезанна получили признание лишь в последние годы жизни мастера, так как на целых полвека опередили свое время. Выработанная художником система сопряжения линии, цвета и мазка отличалась удивительной логикой и впоследствии вдохновляла не одно поколение художников. Поль Сезанн написал лучшие свои работы во второй половине XIX века и оказал сильное влияние на развитие авангардной живописи в начале следующего столетия.

Биография Поля Сезанна

Поль Сезанн появился на свет в ночь на 19 января 1839 года в доме на улице Оперы в маленьком городке Эксе на юге Франции. Родители к моменту рождения первенца не были женаты и вступили в брак только пять лет спустя, когда в семье уже было двое детей. Отец Луи-Огюст происходил из рода потомственных ремесленников, но в свое время не побоялся оставить прибыльную профессию торговца шляпами и основать банковский бизнес. Врожденная деловая хватка помогла ему заработать значительное состояние.

Поль Сезанн начал рисовать в пятилетнем возрасте, что очень радовало мать будущего художника. Окончив начальную школу, в 1852 году мальчик поступил в Коллеж Бурбон на полный пансион. Живописные таланты Поля педагоги признали посредственными, зато за умение виртуозно сочинять стихи юноша был удостоен награды. После завершения учебы Сезанн несколько лет посещал бесплатную школу живописи Жозефа Жибера (Joseph Gibert), а затем добился от отца разрешения ехать в Париж.

Сезанн переехал в столицу в 1861 году и начал подготовку к поступлению в Академию художеств. Академист Жибер научил Поля базовым приемам живописи, но работы молодого художника были откровенно слабыми. Уроки в частной школе Шарля Сюиса (Charles Suisse) не могли поправить положения, академия бывшего натурщика была скорее клубом, где встречались подающие надежды парижские живописцы. Там Сезанн познакомился с Клодом Моне (Claude Monet) и Камилем Писсарро (Camille Pissarro), и в 1863 году представил две свои работы на «Выставке отверженных».

В экспозиции художник увидел знаменитый «Завтрак на траве» Эдуарда Мане (Édouard Manet) и пришел в восторг от картины. Восхищение новым искусством привело его в круг импрессионистов во главе с Фредериком Базилем (Frédéric Bazille), но Сезанн по своей природной стеснительности предпочитал держаться особняком. Слова одобрения и поддержки он услышал только от своего кумира Мане, при этом Салон раз за разом отвергал картины молодого мастера, а в Академию ему так и не удалось поступить. Работы Сезанна настолько выходили за рамки представлений общества об изобразительном искусстве, что их называли «живописью из сточной канавы».

В 1875 году в жизни Сезанна произошло знаковое событие — он познакомился с коллекционером Виктором Шоке (Victor Choke), который стал постоянным покупателем его работ. Художник регулярно участвовал в выставках импрессионистов, но не слышал ничего, кроме издевательств. Не обращая внимания на критику, уверенный в своей гениальности, Сезанн продолжал плодотворно работать и создал в последующие десятилетия лучшие свои произведения.

Настоящая слава пришла на персональной выставке, которую в 1895 году организовал торговец предметами искусства Амбруаз Воллар (Ambroise Vollard). Картины раскупались, как горячие пирожки, а работы мастера наперебой хвалили как критики, так и рядовые зрители. За первой выставкой сразу последовала вторая, и к 1900 году пожилой художник из объекта насмешек превратился в живую легенду и мессию нового искусства. Все хотели познакомиться с Сезанном, а не привыкший к такому вниманию мастер никак не мог поверить в искренность обращенных к нему слов восхищения.

Молодежь возвела Сезанна в ранг своего духовного наставника и при встрече записывала за ним каждое слово. На выставке Салона 1904 года для экспозиции мастера был выделен целый зал. Два года спустя продолжавший упорно работать на пленэре Сезанн подхватил бронхит. В дальнейшем простуда перешла в воспаление легких, которое погубило художника. 23 октября 1906 года Поль Сезанн скончался в возрасте 67 лет.

Читайте также:
Васи́лий Ива́нович Су́риков - отзывы, мнение, рейтинг

Самые известные картины Поля Сезанна

Среди картин Поля Сезанна присутствуют работы всех жанров, но их объединяет умение живописца передать свой собственный внутренний динамизм, сильные эмоции, которые хорошо чувствовали те немногие зрители, кто смог оценить по достоинству его ранние работы. Мастер упорно работал всю свою жизнь и оставил последующим поколениям более восьмисот картин.

В списке наиболее известных:

  • «Дом Повешенного» (1873) — яркий пример сложного совмещения разных планов, когда взгляд зрителя от левого нижнего угла картины уходит в глубокое пространство за постройками.
  • «Горы во французском Провансе» (1878-1880) — художник разбирает горный пейзаж на составляющие, а затем строит из него собственную реальность (прием, позднее подхваченный конструктивистами).
  • «Парень в красном жилете» (1888-1890) — мастер использует красный цвет как формообразующий элемент, обилие черного придает портрету трагическое звучание.
  • «Натюрморт с черепами» (1898-1900) — отражает посещавшие Сезанна на склоне лет мысли о бренности существования.
  • «Большие купальщицы» (1906) — плоскостная и подчеркнуто-декоративная работа написана с фотографий, художник рассматривал ее как главный шедевр в своей жизни.

Живописец искренне сожалел, что родился слишком рано и говорил, что чувствует духовное родство с художниками следующих поколений. Творчество мастера обрело многих последователей, а его манера даже получила свое название — сезаннизм.

На аукционах портала Very Important Lot большой выбор предметов антиквариата, а в галерее живописи свои работы выставляют современные художники. Наш портал дает возможность купить картины напрямую у авторов.

Поль
Сезанн

Биография и информация

Поль Сезанн ( фр. Paul Cézanne; 19 января 1839 – 22 октября 1906 ) – французский художник, живописные поиски и находки которого не позволяют вписывать его творчество в рамки одного художественного направления. Художник-постимпрессионист, творивший рядом и одновременно с импрессионистами и получивший признание только к концу жизни.

Особенности творчества художника Поля Сезанна: Сезанн хотел, чтобы его модели были такими же неподвижными, как яблоки, и мечтал когда-нибудь удивить весь Париж яблоком. Главной задачей Сезанн всегда считал постичь суть формы предмета – делать это гораздо надежней и эффективней, когда предмет не отвлекает художника суетливостью и сменой позы. Предметный мир на картинах художника – живой. Его яблоки, персики, кувшины – вещи с душой и внутренним сиянием. Ранние работы художника отличает насыщенная, темная палитра – «пистолетной живописью» называли картины Сезанна критики. В это время он часто работал мастихином, накладывая тяжелые, вызывающе густые слои краски. Палитра Сезанна светлеет, когда он начинает работать рядом с импрессионистом Камилем Писсарро. А увлечение акварелью в последние годы жизни превращает и его масляную живопись в полупрозрачную.

О Поле Сезанне не снимешь зрелищное костюмированное биографическое кино. Он не ездил в путешествия, не влюблялся в испорченных красавиц, не пил абсент в борделях и барах, не совершал безумств. Вместо распития модного французского богемного коктейля художник всю жизнь упрямо боролся сам с собой. Он даже умер от воспаления легких, подхваченного во время пленэра, который сопровождался ледяным дождем. Все важное, что с Сезанном происходило, происходило в его голове. И на соблюдении внешних приличий и социальных правил эта внутренняя борьба, само собой, отражалась не самым лучшим образом. Биографию Сезанна нужно снимать в жанре артхаусной психологической драмы, где главным героем будет цвет.

Чужие краски

Первые акварельные краски, которые попали в руки маленького Поля, были не очень-то яркими. Его отец Луи-Огюст Сезанн, удачливый шляпник, а позже сказочно разбогатевший банкир, никогда не гнушался мелкими и сомнительными способами заработать. В том числе скупал старые вещи у обанкротившихся соседей. В старой коробочке акварели, которая оказалась в общем ворохе скупленного, основные цвета кто-то давно использовал, но Полю вполне хватило коричневого и черного.

Ярких красок в его детство добавляют только две вещи – дружба и почти круглый год солнечная природа родного городка Экс, куда его будет тянуть всю жизнь, куда он будет сбегать из Парижа каждый год и который напишет сотни раз. Одна только гора Сент-Виктуар появится на картинах Сезанна больше 60 раз. Он сбегал из дома при малейшей возможности, ходил по лесам и долинам в компании лучших друзей Эмиля Золя и Батистена Байля, дни напролет мечтал вместе с ними, глядя в жаркое небо Прованса, о славе, о великой и высокой любви, о призвании. Эта неразлучная троица – блестящие ученики, лучшие в коллеже Бурбон, они наизусть выучивают Вергилия и взахлеб читают Гюго и де Мюссе, ежегодно соперничают в количестве полученных медалей.

Для маленького нищего Золя, который ютился с мамой и бабушкой в полупустых съемных комнатах, мечта о богатстве была такой же далекой и фантастической, как и фантазия об идеальной любви. А вот Поля с души воротит от упоминания о деньгах. Его отец только и занят, что зарабатыванием денег, и единственному своему сыну уже придумал готовый надежный план жизни. Отца Сезанн боится до оторопи, до немоты, и будет бояться всю жизнь. Он поступит от этого страха на юридический факультет, он даже в 40 лет будет пешком преодолевать десятки километров, чтоб не пропустить семейный ужин, будет 17 лет скрывать от старого Луи-Огюста свою любовницу и сына. Только одно его личное решение окажется сильнее этой маленькой домашней тирании – непреодолимое желание рисовать.

Читайте также:
Иван Константинович Айвазовский (Ованнес Айвазян) - отзывы, мнение, рейтинг

Поиски цвета

Даже когда Луи-Огюст сдался, лично отвез сына в Париж и назначил ему минимальное содержание, он все равно ждал, что блажь Поля быстро выветрится. Поголодает – вернется. И он, конечно, вернулся, но не от голода (плевать на голод, ему хватает одного котелка макарон на несколько дней), а от постоянно преследовавшей его неуверенности и неудовлетворенности собственными работами. Швырнул в очередной раз кисти в угол, разорвал мастихином очередной неудавшийся холст и рванул назад, к спокойной, надежной жизни, даже от отчаянья поработал полгода в банке отца, изнывая от скуки. И снова уехал в Париж обводить фигуры на своих картинах черным контуром, изобретать вызывающие жанровые картинки и злиться на себя за полную беспомощность. Он намотает сотни километров по этому пути – Париж-Экс, деля год ровно пополам между отчаяньем и надеждой.

Поиски света

Его палитра посветлеет, когда он встретит самого важного человека в своей жизни, Камиля Писсарро. Добрый Бог – зовет его в шутку Поль. Писсарро – тот отец, которого ему не хватало, спокойный, мудрый, проницательный, гора и опора. Писсарро, иногда захаживающий к друзьям на занятия в школу Сюисса, рассмотрел в нервных, нестройных и диких эскизах ученика Поля Сезанна задатки настоящего таланта. Он притащил робкого провансальца в «банду Мане» и убедил всех, что этот художник сделает переворот в живописи. Десять лет спустя именно Писсарро будет убеждать друзей-художников позвать Сезанна участвовать в первой выставке «Анонимного общества живописцев, скульпторов и граверов», а еще через 30 лет получивший признание и нашедший свой художественный язык старик Сезанн подпишет одну из выставочных работ «ученик Писсарро».

На встречах молодых художников в кафе Гербуа, будущих импрессионистов, Сезанн был странным участником: вламывался растрепанный, сопел, здоровался со всеми, отпускал несколько грубых шуток и усаживался молча слушать беседы о новом искусстве. Когда ему что-то из сказанного не нравилось, шумно вставал и уходил. «Что вы готовите в этом году в Салон?» – спрашивает франт Эдуар Мане. «Горшок с дерьмом» , – отрезает Сезанн.

Судьи Салона тоже брезгливо ждут каждый раз, когда этот безумец притащит свои новые шедевры, побросав их прямо в дребезжащую тележку или просто взвалив на спину. Они уже привыкли, Сезанн 18 лет будет повторять этот трюк, пока в 1882 году лишь однажды его картину примут в Салон. Упрямство, пожалуй, одна из лучших его добродетелей. Но ни в этом году, ни еще в ближайшие несколько десятков лет публика не будет готова к такой живописи.

Поль Сезанн: жизнь и творчество художника

Поль Сеза́нн (фр. Paul Cézanne; 1839-1906) — французский художник-живописец, яркий представитель постимпрессионизма.

СОДЕРЖАНИЕ

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Поль Сезанн родился 19 января 1839 года в старинном французском городке Экс-ан-Прованс. Единственный сын грубоватого и жадного отца, Поль, в детстве практически не имел отношения к живописи, но в других областях получил весьма неплохое образование. Учеба давалась ему легко и результативно. Он постоянно получал школьные награды по латыни и греческому, по математике.

Рисование и живопись входили в курс обязательных дисциплин, но в молодые годы Поль не снискал на этом поприще особых лавров. Примечательно, что ежегодный приз по рисованию в колледже достался однокласснику молодого Сезанна – будущему классику Эмилю Золя. Стоит отметить, что крепкую детскую дружбу два выдающихся француза сумели пронести через всю жизнь. Да и выбор жизненного пути практически полностью определился дружеским советом Эмиля.

В 1858 году Сезанн сдает экзамены на бакалавра в университете Экса, поступив в действующую при вузе юридическую школу. Совершенно лишенный интереса к юриспруденции, молодой Поль был вынужден сделать это по настоянию своего властного родителя. Два года он «промучился» в этой школе, и за это время в нем твердо сформировалось решение посвятить себя живописи.

Сыну и отцу удалось достичь компромисса – Луи Огюст оборудовал сыну мастерскую, где тот, в перерывах между юридической практикой, мог посвящать время изучению художественного мастерства под руководством местного художника Жозефа Жибера.

В 1861 году отец все же отпустил сына в Париж для настоящего обучения живописи. Посещая Ателье Суисс, впечатлительный Поль Сезанн под влиянием здешних художников быстро отошел от академической манеры и занялся поиском собственного стиля. Ненадолго вернувшись в Экс, Поль затем снова последовал за своим другом Золя в столицу. Он пытается поступить в Эколь-де-Бозар, но экзаменаторы сочли представленные им работы как слишком «буйные», что, впрочем, было не так уж далеко от действительности.

Впрочем, 23 года – это возраст, полный надежд, и не слишком огорченный Сезанн продолжил писать. Ежегодно он представлял свои творения в Салоне. Но требовательное жюри отвергало все картины художника. Ущемленное самолюбие заставляло Сезанна все глубже погружаться в работу, постепенно вырабатывая свою собственную манеру. Некоторое признание вместе с другими импрессионистами пришло к Сезанну в середине 70-х годов. Несколько богатых буржуа приобрели несколько его работ.

В 1869 году женой Поля становится Мария-Гортензия Фике. Они прожили вместе сорок лет. Сезанн с женой и сыном Полем постоянно переезжали с места на место, пока, наконец, в 1885 году Амбруаз Воллар не организовал персональную выставку художника. Но долги, связанные со смертью матери, вынуждают художника продать фамильное имение. На рубеже веков он открывает собственную студию, продолжая одновременно неутомимо работать, пока 22 октября 1906 года пневмония не прерывает его сложный и плодотворный жизненный путь.

Читайте также:
Сальвадор Дали, биография, история жизни, творчество

ТВОРЧЕСТВО

Рано сблизившись с Камилем Писсарро, Эдуаром Мане, Клодом Моне, Сезанн в 1874 и 1877 годах участвовал в выставках импрессионистов, но уже в этот период складывается его собственная живописная система. Принципиально расходясь с этого времени с методом импрессионизма, Поль Сезанн интересовался не динамикой световоздушной среды и изменчивостью цвета в атмосфере, а устойчивыми закономерностями цветовых сочетаний и форм, материальностью предметного и природного миров (“Дом повешенного в Овере”, 1872-1873, Музей Орсе, Париж).

Упорно постигая эти законы, Сезанн подолгу разрабатывал один и тот же мотив в поисках структурной конструктивности природных форм (многочисленные изображения горы Сент-Виктуар, в том числе в Институте Кортолда, Лондон, 1887; в Эрмитаже, Санкт-Петербург, около 1900; и в других собраниях).

Оперируя преимущественно градациями трех основных цветов (зеленого, голубого и желтого), то тонкими и прозрачными, то резко контрастными, нанесенными плотными корпусными мазками, он обозначал с их помощью пространственные планы и степень освещенности. Материальная весомость красочной фактуры гармонично сочетается в произведениях Сезанна со смелым лаконичным рисунком, конструктивно четкой, пластически обобщенной лепкой формы и ясной уравновешенностью композиции («Автопортрет», 1879-1885, “Пьеро и Арлекин”, 1888, “Персики и груши”, 1895, — все в ГМИИ, Москва).

В пейзажах с их широким, панорамным охватом наполненного светом ландшафта Сезанн достигает величественной эпичности (“Берега Марны”, 1888, Государственный музей изобразительных искусств, Москва).

В натюрмортах, подчеркивая структуру предмета, как бы утяжеляя его с помощью красочной фактуры и использования чистого цвета, художник выявляет материальную вещественность и строгую пластичность предметного мира (“Горшок с геранью и фрукты”, 1890-1894, Метрополитен-музей; “Натюрморт с драпировкой”, 1898-1899, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Творчество Сезанна, одного из главных мастеров постимпрессионизма , стремившегося к созданию своего рода классического искусства, лишенного всего преходящего и мимолетного, к раскрытию неизменного величия и гармоничной уравновешенности природы, органического единства ее форм, оказало громадное влияние как на многих художников ХХ века, так и на целые направления изобразительного искусства, разрабатывавшие, как правило, отдельные стороны сезанновского наследия (кубизм, лучизм, так называемая симультанная живопись и др.).

В своём творчестве художник попытался ценой титанических усилий примирить классику и современность, Пуссена и природу, законы большого стиля и право на индивидуальный выбор. Конечно, в эпоху торжества индивидуального выбора никакой стиль больше не мог быть образцом для художников, каждый из которых выбирал теперь свой путь в искусстве свободно, повинуясь исключительно внутренним свойствам своей души, а не требованиям художественного сообщества. Поэтому задача, которую ставил перед собой Сезанн, была в принципе невыполнимой, что и предопределило постоянные сомнения художника. Невозможно одновременно утверждать и свободу, и каноны. Но те конкретные художественные результаты, которых достигал в своём творчестве Сезанн, были настолько впечатляющими, что вызывали уважение у представителей самых разных направлений в живописи.

Живопись Сезанна в определённом смысле стала возрождением в искусстве древних пифагорейских традиций, хотя Сезанн, безусловно, лишь ощущал совпадение своих итоговых взглядов с этой традицией, а не следовал пифагорейству сознательно. Здесь скорее можно говорить о том, что и пифагорейство, в свою очередь, лишь выразило некие прозрения, которые свойственны людям разных исторических эпох, независимо от того, знают эти люди взгляды пифагорейцев или нет. Это означает, что Сезанн сначала пришёл к своим убеждениям самостоятельно, а уже потом осознал, с какой традицией они родственны.

Сезанн стал в итоге родоначальником живописи форм в европейском искусстве, одним из направлений которой вскоре после Сезанна был кубизм. Но кубизм, даже в лице Пикассо, оказался беднее по своему содержанию живописи Сезанна, потому что утратил те чисто живописные качества, богатство цвета, многослойное письмо, которого добился Сезанн в результате упорного труда. К тому же кубизм для Пикассо был лишь этапом, сознательным экспериментом, художественной игрой, а не поиском основ бытия, поэтому и внутреннее содержание работ Пикассо эпохи кубизма намного беднее содержательности лучших работ Сезанна.

Со временем, когда Сезанн стал увлекаться акварелью, он перенёс некоторые приёмы акварельной живописи в масляную: стал писать на белых, специально негрунтованных холстах. В результате красочный слой на этих полотнах стал более облегчённым, словно бы высвечивая изнутри. Сезанн стал ограничивать себя тремя цветами: зелёным, голубым и охристым, смешанными, естественно, с белым цветом самого холста. Этот подход к выбору цветов был нужен Сезанну, чтобы с минимумом средств добиваться максимально содержательного художественного результата. Лаконичнее в этот период становится и лепка форм на холсте, а также их обобщённость.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Художественное наследие Сезанна составляет больше 800 работ маслом, не считая акварелей и других произведений. Никто не может подсчитать количества работ, уничтоженных, как несовершенные, самим художником за годы своего долгого творческого пути. В парижском осеннем Салоне 1904 года целый зал был отведен для демонстрации картин Сезанна. Эта выставка стала первым действительным успехом, более того — триумфом художника.

Произведения Сезанна несут на себе отпечаток внутренней жизни художника. Они наполнены внутренней энергией притяжения и отталкивания. Противоречия были изначально свойственны и психическому миру художника, и его художественным устремлениям. Южный темперамент соединялся в бытовой жизни Сезанна с затворничеством и аскетизмом, набожность — с попытками освободиться от сковывающих темперамент религиозных традиций. Уверенный в своей гениальности, Сезанн тем не менее был вечно одержим страхом того, что не найдет точных средств выражения того, что он видел и хотел выразить на картине средствами живописи. Он вечно твердил о неспособности «осуществить» собственное видение, всё время сомневался в том, что смог это сделать, и каждая новая картина становилась и опровержением, и подтверждением этого.

Читайте также:
Поль Сеза́нн - отзывы, мнение, рейтинг

Сезанну очевидно были свойственны многие страхи и фобии, и его неустойчивый характер нашёл себе пристанище и спасение в труде живописца. Возможно, именно это обстоятельство послужило главной причиной столь фанатичного труда Сезанна над своими картинами. Мнительный и нелюдимый, Сезанн в работе становился цельным и сильным человеком. Творчество тем сильнее излечивало его от собственных непреодолённых душевных противоречий, чем интенсивнее и постоянней оно было.

ВЫСКАЗЫВАНИЯ ХУДОЖНИКА ОБ ИСКУССТВЕ

«Художники должны полностью посвящать себя изучению природы и пытаться создавать картины, которые бы являлись наставлением. Разговоры об искусстве почти бесполезны. Работа, которая помогает человеку достичь успеха в своём деле, является достаточной компенсацией за непонимание, проявляемое глупцами. Литератор выражает себя абстракциями, тогда как художник конкретизирует свои ощущения и восприятия посредством рисунка и цвета. Художник не должен быть чересчур скрупулезным, или чересчур искренним, или чересчур зависимым от натуры; художник является в большей или меньшей степени хозяином своей модели, а главным образом — своих средств выражения».

«Мой возраст и моё здоровье не дадут мне осуществить мечту, к которой я стремился всю мою жизнь. Но я всегда буду благодарен тем умным любителям искусства, которые, невзирая на мои колебания, поняли, чего я пытался добиться, дабы обновить моё искусство. Я считаю, что не заменяешь своим искусством прошлое, а только прибавляешь к нему новое звено».

«Нужно идти в направлении классики, но через натуру, то есть через ощущение».

«Мой метод — это ненависть к фантастическому образу. Я пишу только правду».

«Цвет — это та точка, где наш мозг соприкасается со вселенной».

«Я хочу поразить Париж с помощью моркови и яблока».

«Работать, ни на кого не оглядываясь, и набирать силу – вот в чем цель художника. А на все прочее – наплевать!».

«Когда ты в своей работе хоть немного продвигаешься вперед, это достаточное вознаграждение за то, что ты не понят глупцами».

Вариант перевода: «Работа, благодаря которой делаешь успехи в своем ремесле, достаточное вознаграждение за то, что тебя не понимают глупцы».

Другой вариант перевода: “Труд художника, которым он достигает совершенства в своем деле, есть достаточное вознаграждение за то, что дураки его не понимают».

«Одобрение других — это возбуждающее средство, иногда его следует остерегаться. Сознание своей силы делает скромным».

«Я достиг некоторых успехов. Почему так поздно и почему с таким трудом? Неужели искусство и вправду жречество, требующее чистых душ, отдавшихся ему целиком?»

«Мне нечего скрывать в искусстве. Только изначальная сила, то есть темперамент, может привести человека к цели, которую он должен достичь».

«Мне кажется, с каждым днем я продвигаюсь вперед, хотя и очень медленно».

«Даже с маленьким темпераментом можно быть настоящим живописцем, и можно писать хорошо, не будучи специально колористом и не очень тонко понимая гармонию. Достаточно иметь художественное чувство, и вот это-то чувство является пугалом для всех буржуа. Институты, Стипендии, отличия, придуманы только для глупцов, шутов и пройдох. Бросьте критику, занимайтесь живописью. Спасение — в ней».

Не существуют ни линии, ни формы, есть только контрасты. Эти контрасты порождаются не черным и белым, а цветовым ощущением. Форма создается точным соотношением тонов. Когда тона сопоставлены гармонически и без упущений, картина создается сама собой.

Колористический эффект — главное в картине, он делает картину единым целым, организует ее; этот эффект должен опираться на одно доминирующее цветовое пятно.

Рисунок и цвет неразделимы; по мере того как пишешь — рисуешь, и чем гармоничнее делается цвет, тем точнее становится рисунок. Когда цвет достигает наибольшего богатства, форма обретает полноту. Контрасты и соотношения тонов — вот весь секрет рисунка и моделировки.

«Живопись здесь, внутри» — сказал он, ударяя себя по лбу.

Поль Сезанн

Поль Сезанн (1839-1906) – французский живописец, один из ярчайших представителей постимпрессионизма. Автор свыше 800 работ маслом, не считая акварелей и других произведений.

В биографии Поля Сезанна есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Сезанна.

Биография Поля Сезанна

Поль Сезанн появился на свет 19 января 1839 года в Экс-ан-Провансе. Его отец Луи-Огюст был успешным торговцем шляп, после чего занялся ростовщичеством, преуспев в этом деле. Мать, Анна-Елизавета, занималась воспитанием детей. У него было 2 сестры – Мария и Роза.

Детство и юность

Сезанн-старший отличался очень крутым, грубым и властным характером, вследствие чего требовал исключительного повиновения от всех членов семьи.

В детстве Поль был любознательным ребенком, получавшим высокие отметки по разным дисциплинам. Более того, он удостаивался наград по математике, латинскому и греческому языкам. Он много и увлеченно читал, а также сочинял стихи.

После окончания школы Сезанн продолжил получать образование в «Коллеже Бурбон». В обеих учебных заведениях рисование входило в обязательный курс обучения. Однако на тот момент биографии, он еще не смог развить в себе художественные способности.

Интересен факт, что лучшим другом Поля был Эмиль Золя. Не менее интересно и то, что в 1857 г. именно Золя удостоился ежегодного приза по рисованию в колледже, тогда как работа Сезанна осталась незамеченной.

Читайте также:
Карл Брюллов, биография, жизнь, творчество

Творчество

После выпуска из колледжа Поль Сезанн начал проявлять большой интерес к художественному искусству. Поскольку отец видел сына предпринимателем, он настоял на том, чтобы тот получил юридическое образование.

Одновременно с этим, Сезанн посещал местную школу живописи. Глава семейства был не против этого, поскольку и подумать не мог, что Поль свяжет свою жизнь с искусством. Юноша развивал свои способности, а также посещал разные галереи и выставки.

Позднее Сезанн уговорил отца позволить ему посетить Париж, куда его давно звал Эмиль Золя. Это привело к тому, что в 1861 г. он окончательно обосновался в этом городе, начав готовиться к поступлению в Академию художеств. В это время биографии он познакомился с еще малоизвестными Камилем Писсарро и Клодом Моне.

Достаточно долго Поль не верил в собственные силы. Он переживал, что никогда не сможет отобразить на полотне то, что чувствует и как видит окружающий мир. Параллельно с этим он испытывал стыд за то, что не смог оправдать ожиданий отца.

В результате, постоянные беспокойства подтолкнули Сезанна покинуть Париж и вернуться домой. Здесь он начал работать в банке отца, но правовые вопросы не доставляли ему никакого удовольствия. Вследствие этого, парень вновь уехал в столицу.

Поль намеревался поступить в Академию художеств, но провалил экзамены. В 1863 г. он увидел скандальную картину Эдуарда Мане «Завтрак на траве», которая в тот время вызывала бурю негодования у искусствоведов. Однако именно это полотно, которое вскоре совершит переворот в живописи, во многом помогло Сезанну посмотреть на искусство с другого ракурса.

Тогда же Поль познакомился с Фредериком Базилем, который привел его в мастерскую Марка Глейра, учениками которого были такие мэтры, как Клод Моне и Огюст Ренуар. Изначально по причине врожденной застенчивости в кругу импрессионистов Сезанн чувствовал себя не в своей тарелке.

Первые работы Поля не привлекали внимания культурной общественности, поэтому Салон отказывался их представлять на выставках. Тем не менее, его ободряла поддержка Эдуарда Мане, который тепло отзывался о его картинах. Это помогло ему не отчаяться и продолжить трудиться.

В начале 1870-х годов Сезанн создал ряд этюдов на пленэре, в совершенстве освоив технику мелкого мазка. Самой импрессионистической работой того времени стал – «Дом повешенного». В последующие годы биографии он достиг больших высот как пейзажист.

Поля Сезанна абсолютно не привлекали различные планы пространства. Вместо этого он объединял все планы в одно живописное поле, стараясь достичь полного единства композиции. Отдельные перспективы на его полотнах как бы наплывали друг на друга.

Кроме этого, на пейзажах мастера практически отсутствуют прямые линии. Примечательно, что более 80 работ он посвятил изображению горы Сент-Виктуар. Поль был уверен, что в основе бытия лежит порядок, а также то, что творческая сила способна выстроить из хаоса гармонию.

«Игроки в карты»

Интересен факт, что Сезанн негативно отзывался о творчестве ряда современников, среди которых Гоген и Ван Гог. Это было связано с тем, что эти новаторы-художники отказывались от классицизма и романтизма, произвольно изображая на своих полотнах чисто индивидуальное видение мира.

В противовес этому Поль сочетал в своем творчестве как «классику», так и новые течения. При этом он стремился к 3-мерной живописи, поскольку она по его мнению наилучшим образом отображала на холсте действительную реальность. Вследствие этого он называл картины Гогена – «раскрашенными китайскими картинками».

На рубеже 1880-1890 годов художник уделял большое внимание фигурным жанрам. Тогда же он стал автором цикла полотен, посвященных картежникам. Все они увидели свет под одинаковым названием – «Игроки в карты».

За пару лет до своей кончины в парижском Салоне целый зал был предоставлен для показа работ Поля Сезанна. Данная выставка стала его первым настоящим успехом, более того – триумфом мэтра.

Личная жизнь

Женой Сезанна была натурщица по имени Мари-Гортензия Фике. Молодые люди познакомились в 1869 г. Позднее у пары родился мальчик, которого было решено назвать Полем. Годами позже их чувства друг к другу остыли, что привело к разводу.

За 20 лет совместной жизни живописец написал 24 портрета Мари-Гортензии. Любопытно, что даже после расставания, натурщица продолжала позировать своему бывшему мужу.

Смерть

В последние годы биографии у Сезанна начал прогрессировать диабет. Одновременно с этим, он мучился от конъюнктивита и гнойника на правой ноге. Незадолго до смерти он попал под ливень, неподалеку от вершины Сент-Виктуар, где часто создавал свои шедевры.

Возвращаясь домой Поль упал в обморок. Спустя пару часов его обнаружил кучер, который доставил его на своем экипаже домой. Вскоре больного осмотрел врач, прописав ему постельный режим. Не смотря на это, живописец уже на следующий день отправился дописывать полотно в то же место.

Проведя целый день на холодном воздухе Поль простудился. У него начала стремительно развиваться пневмония, вызванная диабетом. В течение последних 2-х дней жизни у него была лихорадка, сопровождавшаяся бредом. Поль Сезанн умер 22 октября 1906 года в возрасте 67 лет, так и не придя в себя.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: