Пол Дже́ксон По́ллок – отзывы, мнение, рейтинг

Жизнь и едва ли трезвые приключения Джексона Поллока

Отец абстрактного экспрессионизма не жалел красок, а еще собственной и чужой крови. GQ пытается разобраться в последних мгновениях противоречивой жизни художника.

Щедро капая и брызгая краской на огромные, расстеленные на полу холсты, Поллок изобрел в 1947 году особую технику рисования, после чего получил прозвище Джек-разбрызгиватель.

В ноябре 2006 года картина под названием «№ 5, 1948» была продана одним миллиардером, Дэвидом Геффеном, другому миллиардеру, Дэвиду Мартинесу, за $140 миллионов и стала самой дорогой картиной в истории арт-рынка (в 2011-м ее переплюнули «Игроки в карты» Сезанна). Полотно с невыразительным названием принадлежало кисти Джексона Поллока — магистра абстрактного экспрессионизма, алкоголика с тяжелым взглядом и нависшим лбом дядюшки Фестера, живописца, который рисовал картины красками для стен. В 39 лет он стал самым знаменитым художником Америки, а в 44 года в последний раз сел пьяным за руль и увлек за собой в могилу ни в чем не повинную девушку.

В 39 лет он стал самым знаменитым художником Америки, а в 44 года в последний раз сел пьяным за руль и увлек за собой в могилу ни в чем не повинную девушку.

За весь свой последний, 1956 год Поллок не нарисовал ни одной картины. Так, баловался иногда безделушками дома у своего друга, скульптора-минималиста Тони Смита: скручивал проволоку в причудливые фигуры и швырял на них краску жирными комками. Поллок жил такими чересполосными, грубо разорванными периодами: работал неделями, потом месяцами предавался депрессивной праздности. Вопреки популярному мнению, он мог запросто подолгу не пить. Правда, один из периодов продолжительной двухгодичной завязки закончился чудовищным пьяным скандалом дома, на Лонг-Айленде, в День благодарения. После съемок в цветном фильме фотографа Ханса Намута — дотошного немца, мучившего его целый месяц, заставлявшего позировать, переобуваться в замызганные рабочие башмаки, рисоваться перед камерой, малеват­ь по стеклу,­ из-под которого глядел, помигивая, 16-миллиметровый киноглаз, — Джексон зашел в гостиную, достал виски, выпил пару стаканов и принялся истошно вопить: «Now!» После этого он содрал с уставленного едой стола скатерть, отправив жирную индейку и лопавшийся от обиды сервиз в тартарары.

В последней поездке Поллок пил прямо за рулем, вышвыривая на ходу пустые бутылки.

11 августа 1956 года Поллок налакался с утра; Рут Клигман — еврейская красавица, с которой он встречался уже несколько месяцев и которая зачем-то притащила с собой подружку-тихоню Этель Метцгер, — уговаривала ехать на вечеринку. Поллок не хотел, но дома было делать нечего, а валяться в кровати и выть от тоски ему осточертело. Они поехали: девушки в вечерних платьях и бусах, бородатый кряжистый Джексон — в дурацком костюме морячка. Эта веселая поездка — самый­ известный американский suicide by car crash, самый жуткий и выстраданный вопль «Now!», самое последнее разбрызгивание краски Джексона Поллока.

До 1950-х картины Поллока производили вполне жизнерадостное впечатление (вроде этого полотна без названия, написанного в 1942–1944 годах). Однако позже они значительно потемнели и посуровели.

Принято думать, что мозг человека в мгновение смерти на дьявольской скорости перематывает кадры прожитой жизни, превращает ее в спрессованный артефакт — тот самый поллоковский «Now!». Что увидел Джексон в своем микрофильме, не так уж важно — ему было на что посмотреть, хотя и не так чтобы очень. В конце концов, его жизнь была далека от больших жестов и широких мазков: он не был иммигрантом, прошедшим огонь, воду и Эллис-Айленд, как Ротко или де Кунинг, нелегальным Иовом, доплывшим до благословенной Америки в чреве британского торгового судна. Поллок мог увидеть себя мальчишкой — младшим из пяти сыновей аризонского фермера, объезжающим с отцом окрестности Гранд-каньона, впитывающим обожженную солнцем открыточную американскую иконографию, изживанием которой он будет заниматься первые десять-пятнадцать лет своей карьеры. Мог увидеть, как в его квартиру-мастерскую­ в Гринвич-Виллидже впервые вошла бойкая, носатая, очень некрасивая девушка по имени Ли Краснер, с порога объявившая, что, мол, они с каким-то Поллоком участвуют в одной выставке. И она знает всех нью-йоркских абстрактных экспрессионистов, но не знает того, кто бы подписывал свои работы «Джексон Поллок». Вряд ли он вспоминал, как долго они выбирали подходящую­ церковь для свадьбы, — Джексо­н не отличался сентиментальностью. Зато он мог помнить, как другая некрасивая носатая женщина — но в миллион раз богаче! — заказала ему его первую монументальную работу, чтобы повесить в прихожей, неподалеку от гардероба, а потом затащила его в постель. Что ж, говорят, только в одной Европе у Пегги Гуггенхайм была тысяча любовников.

Его жизнь была далека от больших жестов и широких мазков.

К психоаналитикам Поллок ходил смолоду и, уже переехав в Ист-Хэмптон, мотался к ним на Манхэттен дважды в неделю в компании Пэтси Саутгейт — той самой, которой принадлежит легендарная фраза: «Жизнь в домике Поллоков была одной сплошной еженощной алковечеринкой». И которая оставила крайне любопытные воспоминания о том, как художники вроде Поллока, искренне считая свои занятия недостойными настоящего мужчины, компенсировали это как умели и потому вели себя в обычной жизни как скоты. Собственно, в этом и состоит революционность искусства Поллока — в переводе изображаемого в нутро художника, в отказе­ от фигуративности Миро и Эрнста, в окончательном освобождении линии от оков вещного мира и подключении ее, линии, к внутренним импульсам человека рисующего.

Читайте также:
Иван Константинович Айвазовский, биография, творчество

В картине «Лунная женщина» (1942, на фото слева) еще угадывается некий силуэт.

А еще Джексон Поллок мог в последний миг почувствовать странный ритм прожитой им жизни, которой чаще всего руководили силы извне. Будто кто-то раз и навсегда освободил его от необходимости принимать решения, позволил выпростать энергию и перенаправить внутрь себя — и на холсты. В Нью-Йорк он приехал вслед за братом, тоже художником, Чарлзом, у которого квартировал первые годы. К психоаналитику-юнгианцу, доктору Хендерсону, открывшему дверь в сияющие подвалы эго, стал ходить, чтобы излечиться от пьянства. Первую большую картину, позволившую наконец ощутить вкус к пространству, лишенному вещей и предметов, и вплотную приблизиться к собственному стилю, Поллок нарисовал, потому что Пегги Гуггенхайм было нечем завесить стену в прихожей. Купил дом, потому что Пегги заняла денег, и придумал поливать холст красками — свою легендарную технику «дриппинга», — когда смог наконец разложить холст на полу вместительного сарая. (Чтобы написать для Пегги картину размером 2,5 х 6,5 метра, Джексону пришлось пробить стену в нью-йоркской квартире и соединить две комнаты в одну импровизированную мастерскую.) И ведь прославился Поллок чисто по-американски — после того как журнал Life напечатал интервью на два разворота с репродукциями картин нового drip-периода и ироничным заголовком «Джексон Поллок: величайший современный художник Америки?». Многие считали так на полном серьезе, включая ту же Гуггенхайм и уважаемого арт-критика Клемента Гринберга, но репутация эта не принесла Поллоку ничего, кроме головной боли: при жизни он так и не смог продать ни одной картины дороже чем за несколько тысяч долларов (в то время как некоторые его коллеги регулярно клали в карман десятки тысяч), а его поздние выставки, в которых он экспериментировал с цветом и возвращался к рудиментам фигуративности, с треском провалились.

Прославился Поллок чисто по-американски — после того как журнал Life напечатал интервью на два разворота с репродукциями картин нового drip-периода и ироничным заголовком «Джексон Поллок: величайший современный художник Америки?».

И тем не менее этот человек, выглядевший будто с вечного похмелья и рисовавший картины, в которых многие до сих пор не могут разглядеть ничего, кроме жареных макарон, оказался не только в эпицентре современного арт-рынка, но и в самой сердцевине новой американской живописи. Именно он переварил автоматическое рисование сюрреалистов, монументальный орнаментализм и освобожденную линию Сикейроса (и прочих гигантоманов из Мексики) и изобрел «живопись действия», превратив сам процесс и энергию акта рисования в смысл и оправдание результата.

Оттуда уже было рукой подать до уорхоловского тождества «художник равен картине», до художника-атлета Мэтью Барни, сделавшего физическое усилие рисовальщика главным предметом изображения, до перформансистов и граффитистов. Да хоть до предсмертных картин Уильяма Берроуза, которые тот рисовал, стреляя краской по холсту из пистолета. А почему нет?

Швырнув холст на пол и принявшись танцевать вокруг него с вечно капающей кистью в руке, Поллок придумал «тотальный холст», не знающий верха и низа, права и лева, — и по ходу уничтожил­ все остальные пространственные и эмоциональные границы современного искусства, сбросив его с привычной оси, на которую оно уже никогда не вернется.

АРТЕФАКТЫ И КОНТРАФАКТЫ

Если раньше слово «Поллок» в словаре современной культуры было синонимом «искусства не для масс», то теперь оно означает прежде всего «десятки миллионов долларов», которые многие готовы потратить.

В этом году Национальная галерея Австралии приобрела картину Поллока «№ 11, 1952» (также известную под именем «Синие столбы») за 1,3 миллиона австралийских долларов. Поскольку директор галереи не имел права авторизовать покупки на суммы, превышавшие миллион долларов, транзакцию завизировал лично премьер-министр Гоф Уитлэм. Покупка вызвала бурю эмоций в австралийском обществе, разгорелся настоящий скандал. «Австралийская афера» впервые привнесла в художественную репутацию Поллока аспект «цена картины как искусство».

24 картины и рисунка в поллоковском стиле были обнаружены в частном хранилище в Ист-Хэмптоне. Дискуссии по поводу аутентичности находки продолжаются до сих пор. К делу были подключены физики, пытавшиеся доказать или опровергнуть авторство Поллока, используя теорию математических множеств, а также ученые из Гарварда, доказавшие, что в одной из картин использован синтетический пигмент, запатентованный только в 1980-е годы. К единому мнению прий­­ти не удалось, зато в 2007 году была организована выставка, сопровождавшаяся исчерпывающей монографией известного поллоковеда­ Эллен Ландау.

Читайте также:
Селиванов Александр Антонович - биография, личная жизнь, фото, видео

Вышел поучительный документальный фильм «Who the #$&% Is Jackson Polloc», поведавший историю 73-летней калифорнийской пенсионерки Тери Хортон, которая купила за пять долларов поллокообразную картину на распродаже и потратила годы на попытки доказать ее принадлежность кисти Поллока (и в идеале нешуточно нажиться). Фильм смотрится как уморительная сатира на арт-тусовку, населенную нечистоплотными дилерами и кураторами-снобами, являясь в то же время серьезным­ размышлением о фе­номене авторства в экономических условиях современного арт-рынка.

Фото: East News; Bridgeman/Fotodom

Часто проверяете почту? Пусть там будет что-то интересное от нас.

Джексон Поллок ( фильм + картины )

Давно назревал пост, толком не пойму, как к нему подступиться.

Одно дело начирикать про всем известного, простите,Дали, другое – когда поисковик не выдает ни одного отдельного поста про гения с мировым именем, новатора современной живописи ; того , кто написал самую дорогую картину в мире ( со временем лишь одна картина побила этот рекорд).

Но поскольку есть идея другого поста, где как раз упоминаются работы этого гения, нате,получите))

Итак. Пол Дже́ксон По́ллок (англ. Paul Jackson Pollock; 28 января 1912 — 11 августа 1956) — американский художник, идеолог и лидер абстрактного экспрессионизма, оказавший значительное влияние на искусство второй половины XX века.

Сначала картины +немного жизненного и творческого пути, потом о великолепном фильме.

Та самая известная и самая дорогая. В 2006 г она была продана за 140млн долларов, лишь в 2011 это рекород был “побит” другой картиной.

Белый свет, 1946

Особенного таланта к живописи у юноши, по мнению окружающих, не было, он понимал это, но «американский» характер еще больше убеждал поступить вопреки «правилам», и в шестнадцать лет Пола зачислили в лос-анджелесскую Высшую школу прикладных искусств. Учеба длилась около года, на протяжении которого ученик вел себя безобразно, за что и был отчислен из заведения.

Переезд в Нью-Йорк, предпринятый Поллоком в 1930 г., стал решающей вехой не только в его творческой судьбе, но и началом личной трагедии, связанной с непреодолимым влечением к алкоголю. Уроки живописи у Томаса Бентона, художника, отстаивавшего реалистическое направление, повлияли на стиль ранних картин Поллока («Ночное пастбище»), но, к сожалению, алкоголизм учителя пагубно отразился и на подопечном.

На протяжении 1930-х гг. Поллок занимается поиском индивидуального стиля, предметная живопись в его творчестве постепенно исчезает, становится заметным влияние европейского авангарда, но «озарение» приходит в … психиатрической больнице, куда он попал после сильнейшего запоя. В 1938 г., помещенный в лечебницу Поллок, заполнил множество альбомов, в которые он перенес свои кошмары и видения, посетившие его из области запредельного. Теперь, «творческий союз» с этим миром, сначала сделает художника знаменитым, а затем потребует непомерно высокую плату – жизнь.

​​​​​​

Лавандовый туман, 1950

Номер 4 ( серый и красный), 1948

Полная морская сажень, 1947

Набросками, созданными в психбольнице, Поллоку удалось доказать, что упреки в отсутствии у него каких-либо способностей к рисованию – безосновательны, т. к. в передаваемых им образах, свободно угадывались прототипы реальных вещей.

В лечебнице художник принял решение порвать с пагубной зависимостью, для чего обратился к учениям Юнга и Фрейда, причем так основательно, что теории этих психоаналитиков, во взаимодействии с «обновленным» сознанием, и стали, практически, той базой его творчества, которая принесла ему известность.

Знаковой оказалась встреча художника с Джоном Грехэмом, сотрудником музея Метрополитен, заинтересовавшимся мистической стороной живописи Поллока; вскоре музейный смотритель сыграл немаловажную роль в создании нового образа художника, который не просто создает картины, но и общается с потусторонним миром. Через Грехэма Поллок познакомился с Ли Краснер – художницей, ставшей позже ему женой, и «гидом» в мире нью-йоркского художественного авангарда.

На запад, 1934-35 гг

Синие шесты, 1952

Без названия, 1941

Синее (Моби Дик), 1943

Новые знакомства Поллока позволили ему принять участие в выставке, организованной в 1943 г. Пеги Гугенхейм, и его картина «Стенографическая фигура» была хорошо воспринята критикой, а в конце того же года состоялась первая персональная выставка художника, на которой он вкусил первые плоды настоящей славы. В этот период у Поллока как раз выработался свой индивидуальный стиль абстрактной живописи. Также специалисты отметили, что при всей оригинальности его манеры, в картинах ощутимо присутствует сюрреализм, а вместе с ним и гротескные образы Пикассо.

Несмотря на то, что передовая американская публика с восторгом приняла работы Поллока, его картины на тот момент не имели финансового успеха, за исключением произведения под названием «Номер 5. 1948» (на данный момент сумма, уплаченная на аукционе за эту работу, остается рекордной).

Номер 8 ( деталь), 1949

Пасха и Тотем, 1953

Стенографический образ, 1942

Отражение Большой медведицы, 1947

В 1945 г., после официального брака с Ли Краснер, пара поселилась на Лонг-Айленде, где начался самый плодотворный период его творчества, и открытие т. н. «капельного» способа создания произведений, который и принес ему мировую известность. При всей «революционности» такого метода, не следует забывать, что «капельная техника» уже использовалась Максом Эрнстом, а с разными способами нанесения материалов на поверхность, Поллок экспериментировал ранее под руководством мексиканского мастера Сикейроса.

Читайте также:
Васи́лий Ива́нович Су́риков - отзывы, мнение, рейтинг

К 1951 г. прежняя техника показалась художнику несостоятельной, он сосредотачивает творческие поиски в новом направлении, сочетая абстракции с сюрреализмом. В этот период краски на полотнах стали «темнеть», а затем, и вообще уступили место черному цвету. Депрессия усиливалась, закончилась двухлетняя «передышка» от алкоголя.

К середине 1950-х гг., Поллок практиковал широкие штрихи, выполняя их энергичными движениями. Произведения иногда всего лишь нумеровались, и это, по мнению автора, должно было представить зрителю саму «сущность» картины.

Откладываемый со дня на день трагический финал, к которому двигался художник, не выходивший из «алкогольного тумана», произошел 11 августа 1956 г., когда он разбился в аварии, управляя собственным автомобилем. Бытует версия, что это могло быть самоубийство.

Глубина, 1953 г ( люблю ее )

Здесь вы можете познакомиться со всеми его известными работами

А теперь фильм “Pollock”. Прекрасное кино, на мой взгляд, где Эд Харрис выступил и в роли режиссера и в роли главного героя картины.

Эд Харрис великолепно сыграл роль художника. По мимо определенного сходства с настоящим Поллоком, Харрис влился в эту роль, полностью передавая характер и темперамент художника: его несколько отрешенное лицо, молчаливость и присущую наверное всем художникам задумчивость. Особенно впечатляет работа Харриса кистью и карасками: очень уверенно и убедительно. (КП)

Это драма о том, что реальность всегда и везде одинакова: люди ищут счастья и взаимности в чувствах. И в какой бы среде человек не находился, если он не признан, он становится одинок, и последствия могут быть самые непредсказуемые. (КП)

Про Джексона Поллока я услышал впервые. Никогда не понимал, чем же так ценят этот абстрактный экспрессионизм. Но после кино, все стало намного яснее. Художник пытается передать эмоции, чувства, себя на холст с помощью кисти. Для этого не нужен пейзаж, или чья-то натура. Для этого нужно всего лишь сознание, холст, и банка с краской. (КП)

Спс :) что-то много Эда у меня последнее время, а в киноигре никто за него взялся, странно. Он звезда однозначно.

Напоследок фото Поллока.

Пс: кто умеет делать последовательные,качественные и интересные посты – боги пера. Это я так прошу быть снисходительными, у меня такого таланта нет)))

Джексон
Поллок

Джексон Поллок (англ. Paul Jackson Pollock, 28 января 1912, Коди, США – 11 августа 1956, Спрингс, США ) – американский художник, прославившийся благодаря своим картинам в стиле абстрактного экспрессионизма. Поллок обладал тяжелым, неуживчивым характером и страдал от алкоголизма. В 1930 году осел в Нью-Йорке, познакомился со многими культурными деятелями, в том числе и с Пегги Гуггенхайм, которая сделала его своим протеже. В середине 40-х Поллок с женой перебрался на Лонг-Айленд, где написал картины, принесшие ему богатство и мировую известность.

Особенности творчества художника Джексона Поллока: в конце 40-х годов Поллок начал работать в уникальной «капельной» технике (ее еще называют «разбрызгиванием»). Он расстилал холст на полу и двигался вокруг него, наливая и разбрызгивая краску с помощью кистей и подручных предметов.

Известные картины Джексона Поллока (фото можно посмотреть по ссылкам): «Номер 5», «Осенний ритм», «Фреска», «Глубина», «Синие столбы».

«Каждый хороший художник рисует то, чем является он сам» , – сказал как-то Поллок. Если взглянуть на его полотна, помня об этом утверждении, становится очевидным, что в душе художника царил полный хаос. Однако стоит присмотреться к картинам Поллока повнимательнее – и этот хаос уже кажется непостижимо упорядоченным и гармоничным.

Абстрактный экспрессионизм, к которому относятся самые известные работы Поллока, зародился после Второй мировой войны и стал анархистским, бунтарским и даже нигилистическим движением. Революционная техника разбрызгивания краски, которую изобрел художник (до этого, в его ранних работах, было заметно влияние мексиканцев Диего Риверы и Хосе Клементе Ороско) вдохновила многих его современников и последователей отринуть каноны изящных искусств, выйти за рамки (часто даже за рамки приличий) и выражать свое художественное видение неожиданными способами.

What if god was one of us?

Знаменитым художникам принято прощать многое. Наличие таланта превращает их в некую отдельную касту, которой априори не свойственны человеческие слабости, а если такие и есть, то общественность закрывает на них глаза со снисходительной улыбкой. Однако Джексон Поллок, несмотря на свои творческие способности, был все же самым обыкновенным человеком. Причем, если уж на то пошло, далеко не самым приятным.

Мрачный и нелюдимый тип, всю жизнь страдавший от алкоголизма и склонный к депрессиям, он не обладал пресловутым «внутренним стержнем». Поллок, не выпускавший изо рта сигареты, а из рук – бутылки, портил жизнь близким, устраивал скандалы и пьяные дебоши, часто оставался без гроша в кармане. Страшным, но эффектным завершающим штрихом в жизни художника стала автокатастрофа, в которой погиб сам 44-летний Поллок, изрядно принявший на грудь перед тем, как сесть за руль, и одна из его пассажирок.

Читайте также:
Поль Сезанн, биография, история жизни, творчество

После себя Джексон Поллок оставил десятки картин, многие из которых были написаны в уникальной «капельной» технике, дом на Лонг-Айленде, где большинство этих картин были написаны и который впоследствии был превращен в музей. А еще он оставил двух любимых женщин. Любовница художника Рут Клигман стала единственной выжившей в той самой аварии и сделала себе имя на воспоминаниях о романе с Поллоком. А его жену Ли Краснер, пожалуй, можно назвать выжившей после 15 лет отношений с Джексоном.

Бунтарь в Нью-Йорке

Впервые Джексон и Ли встретились на вечеринке в 1936 году. Только вот Поллок вряд ли запомнил эту встречу, потому что был в стельку пьян. В возрасте 24 лет молодой художник был уже состоявшимся алкоголиком. Младший из пяти сыновей Лероя и Стеллы Поллок, Джексон с детства плохо ладил с людьми. Замкнутый и нелюдимый, подверженный вспышкам гнева, мальчик дважды вылетал из школы из-за постоянных ссор и драк. Свой отпечаток на характер Джексона наложили и постоянные переезды семьи, колесившей по всей Америке в поисках заработка, и деспотичная мать, на плечи которой легли заботы по воспитанию пятерых мальчишек, и редкие встречи с отцом, пропадавшим на многочисленных заработках. Все это, в конце концов, привело к тому, что к моменту переезда в Нью-Йорк в 1930 году 18-летний Джексон уже довольно часто прикладывался к бутылке.

В 1941 году Поллок и Краснер познакомились уже официально. Трудно сказать, что привлекло молодую независимую женщину, обладавшую несомненно большим опытом в искусстве и багажом знаний, в мрачном алкоголике, игравшем роль развязного ковбоя. Но позже Ли признавалась, что влюбилась в него моментально. Через некоторое время они поселились вместе, и Краснер на долгие годы стала главной поклонницей творчества Поллока, его опекуном и секретарем. Благодаря ей художник познакомился со многими представителями творческой элиты Нью-Йорка, в том числе и со знаменитой галеристкой Пегги Гуггенхайм, впервые представившей картину Поллока публике («Стенографическая фигура», 1943), заказавшей ему масштабное полотно для своего дома и организовавшей несколько его персональных выставок.

Несмотря на то, что критики и публика отзывались о работах Поллока очень благосклонно, покупать его картины никто не спешил. Джексон сменил нескольких агентов, но никто из них не смог добиться хоть какого-нибудь прогресса. Так продолжалось до тех пор, пока художник не изобрел персональную «капельную» технику, принесшую ему мировую известность. До этого же Поллок постоянно нуждался в деньгах, а все его нераспроданные картины в конце года по договору становились собственностью Пегги Гуггенхайм.

Человек-открытие

В 1945 году Джексон и Ли поженились и решили уехать из Нью-Йорка. Они переселились в небольшой дом в Спрингс на Лонг-Айленде. Художник оборудовал себе студию в сарае, где и трудился до самой своей смерти. Студия Краснер располагалась в одной из комнат в самом доме, но после гибели Поллока она перенесла ее в тот же сарай.

После переезда из Нью-Йорка Джексон почти перестал пить, жизнь вдали от постоянных вечеринок и друзей-собутыльников пошла художнику на пользу. Вплоть до того, что в течение двух лет Поллок вообще не прикладывался к бутылке. В эти же годы Джексон начинает больше писать, постоянно оттачивая и совершенствуя свою технику. Он не делал набросков, не устанавливал холсты на мольберте, а позже отказался даже от кистей, пользуясь при создании картин лишь подручными средствами. Поллок предпочитал прибивать холст к стене или расстилать его на полу: «Когда холст на полу, я чувствую больше свободы. Я чувствую себя ближе, становясь частью картины, я могу ходить вокруг нее, работать со всех четырех сторон и буквально находиться внутри картины» .

Журналисты и художественные обозреватели до сих пор частенько грешат против истины, пытаясь представить Поллока как можно более уникальным художником и утверждая, что он изобрел «капельную» технику практически случайно. На самом же деле присущий Поллоку способ рисования стал плодом долгих экспериментов. Художник стал работать, расстилая холсты исключительно на полу, он разбавлял краску, чтобы она могла свободно струиться на холст, в зависимости от консистенции, впитываясь в него или застывая на поверхности объемными брызгами. По словам очевидцев, Поллок передвигался вокруг холста, словно в танце, наливая краску прямо из банки и разбрызгивая ее, задействуя при этом не только руки, но и все свое тело. Курт Воннегут в статье о Джексоне Поллоке для журнала «Esquire» писал: «Поллок знай себе возился со своими разбрызгивателями и лопаточками, покрывая красками холст, – отдавая этому все свое время и все деньги, причем никто ему ничего не советовал и ни к чему не побуждал, просто ему, словно ребенку, было любопытно, выйдет ли под конец что-нибудь занятное».

Читайте также:
Михаи́л Алекса́ндрович Вру́бель - отзывы, мнение, рейтинг

Дьявол в деталях

В отличие от многих людей искусства, Поллок не нуждался в допинге, чтобы рисовать. Алкоголь становился для него лишь препятствием в работе. Возможно, именно поэтому два года полной трезвости стали для Джексона самыми продуктивными. В это время были написаны знаменитые полотна «Номер 5» (1948), «Осенний ритм» (1950), «Лавандовый туман» (1950) и «Номер 1» (1950), фото, которых вы можете посмотреть, перейдя по ссылкам.

Изобретенная Поллоком техника стала настоящей сенсацией. К 1952 году его картины наконец начали хорошо продаваться, во многом благодаря грамотному подходу агента Сидни Джениса. И в это же время Джексон вернулся к выпивке и к своему привычному образу. С каждым годом Поллок писал все меньше, но все же успел создать несколько потрясающих полотен: пугающие «Синие столбы» (1952), головокружительную «Конвергенцию» (1952) и завораживающую «Глубину» (1953).

Несмотря на все усилия Ли Краснер, Джексона все глубже затягивало в воронку депрессии, щедро удобряемой спиртным. Их брак стал рассыпаться на части, и последней попыткой Поллока то ли окончательно разрушить свою жизнь, то ли как-то ее исправить, стал роман с молодой художницей Рут Клигман. Как бы там ни было, ничем хорошим эти отношения не закончились. Краснер ушла от Поллока и отправилась путешествовать по Европе. А художник стал изводить новую возлюбленную, которая с трудом терпела его пьяные выходки. 11 августа 1956 года Джексон взял в руки бутылку в последний раз. Машина, в которой кроме него находились Рут и ее подруга Эдит, на высокой скорости влетела в дерево и перевернулась. Клигман спасло только то, что ее выбросило из авто.

Все, кто был близко знаком с Джексоном Поллоком, сходились в одном: всю жизнь художник боролся с собственными демонами. Возможно, они все же одержали верх. А может быть, смертельная автокатастрофа стала единственной возможностью Поллока их победить.

Хочу все знать

Альманах для любознательных

Страницы

  • Главная страница
  • Гороскопы
  • Контакты

Джексон Поллок — один из самых дорогих художников

2015/01/22

Альманах для любознательных «Хочу все знать» продолжает знакомить своих читателей с самыми дорогими художниками.

Одним из них является идеолог и лидер абстрактного экспрессионизма — Джексон Поллок, оказавший значительное влияние на искусство второй половины XX века.

Он стал символом радикализма и новаторства молодого поколения американских художников-нонконформистов.

Один из самых узнаваемых художников ХХ века родился 28 января. Ко Дню рождения культового абстракциониста мы представляем краткий обзор самых популярных картин Поллака, которые являются настоящей гордостью Америки.

Став одним из самых ярких представителей экспрессионизма, создатель живописи действия Джексон Поллок в свое время решил, что для написания картин не обязательно использовать привычные техники.

Джексон Поллок не писал кистью, он расплескивал алюминиевую краску или фабричные лаки на расстеленный на полу холст и вычерчивал густую, блестящую паутину линий при помощи разнонаправленных ударов веревки.

«. Моя живопись никак не связана с мольбертом. Я едва ли хоть раз натягивал холст на подрамник. Я предпочитаю прибить холст к стенке или полу. Я должен чувствовать сопротивление твердой поверхности. На полу легче всего. Я чувствую себя ближе к живописи, ее частью, я могу ходить вокруг нее, работать с четырёх сторон и буквально быть внутри нее.
Я продолжаю отходить от обычных инструментов художника, таких, как мольберт, палитра и кисти. Я предпочитаю палочки, совки, ножи и льющуюся краску или смесь краски с песком, битым стеклом или чем-то ещё. Когда я внутри живописи, я не осознаю, что я делаю.
Понимание приходит позже. У меня нет страха перед изменениями или разрушением образа, поскольку картина живёт своей собственной жизнью. Я просто помогаю ей выйти наружу. Но если я теряю контакт с картиной, получается грязь и беспорядок. Если же нет, то это чистая гармония, легкость того, как ты берешь и отдаешь. »

Первая выставка работ Поллока в Галерее Бэтти Парсонс в 1948 была сенсацией и имела финансовый успех. Поллок смог обзавестись мастерской большего размера и там создал в 1950 году серию из шести работ, впоследствии ставших наиболее известными. В 1949 журнал Life Magazine назвал Поллока величайшим американским художником.

К середине 1950-х годов он почти бросил писать. Вскоре разрушилась и семейная жизнь, узнав о романе с юной натурщицей его бросила жена. В 1956 году после развода с он впал в депрессию и 11 августа 1956 года погиб в автокатастрофе, будучи за рулем в нетрезвом состоянии. Один из пассажиров скончался на месте, его девушка выжила.

После его смерти галерея Поллока продала все его работы, оставшиеся в студии, включая и те, которые были не готовы.

Самая знаменитая работа Джексона Поллока — «Номер 5»

В 2006 году на аукционе Сотбис была продана за 140 миллионов долларов и стала самой дорогой картиной мира. Храниться в частной коллекции

Эту картину Поллок написал в 1948 году на листе фибролита размером полтора на два с половиной метра. У этой необычной картины вполне обычная история.

Читайте также:
Джексон Поллок, биография, творчество, история жизни

Сначала она стала собственностью Сэмюэла Ньюхауса, затем была достоянием общественности и демонстрировалась в Музее современного искусства Нью-Йорка.

Спустя некоторое время она опять стала экспонатом частной коллекции, на этот раз Дэвида Геффена, известного аудио- и кинопродюсера. Геффену удалось продать ее мексиканскому коллекционеру шедевров живописи за рекордно большую цену – $140 млн.

Таким образом работа Джексона Поллока № 5 стала самой дорогой картиной мира. Она обошла по стоимости и «Женщину III» Виллема де Кунинга, и «Портрет Аделе Блох-Бауэр I» Густава Климта, которые были до неё самыми дорогими картинами.

Самая дорогая картина Джексона Поллока «Номер 17А»

В 2015 году на частных торгах продана за рекордные 200 млн. долларов. Принимает участие в выставке Института искусств Чикаго.

В 2015 году рейтинг самых дорогих картин пополнился еще одной работой Джексона Поллока.

Американский миллиардер Кэннет Гриффин приобрел работу Поллока «Номер 17А» за 200 миллионов долларов у фонда Дэвида Гэффина.

К сожалению, Поллок не дожил до тех пор, когда его картины начали стоить огромных денег.

Представляем еще несколько работ одного из самых дорогих художников — Джексона Поллока. Кстати, в рейтинге — «200 самых лучших художников ХХ века» британской газеты The Times, Джексон Поллок занимает 7 место.

Осенний ритм «Номер 30»

Выставляется в музее Метрополитен, Нью-Йорк

Эту картину Поллок написал в 1950 году. Незадолго до этого у художника состоялась первая персональная выставка. В один момент работы мастера стали популярны, на заработанные деньги Джексон Поллок смог снять собственную мастерскую и создать серию из 6 работ.

Женщина-Луна, режущая круг

Больше всего, как это ни покажется странным на творчество Джексона Поллока оказал влияние простой смотритель музея.

В 1937 году Джон Грэхем опубликовал материал под названием «Примитивная живопись и Пикассо». Поллок, который был ярым поклонником Пикассо и черпал вдохновение для своих работ в примитивном творчестве американских аборигенов.

Стиль, в котором написана «Волчица», был разработан Поллоком по заказу Пегги Гуггенхейм. Изначально он использовался для оформления дома дочери мецената. Впоследствии Джексон Поллок применил свои наработки в этой картине и нескольких других — «Хранителях тайн», «Пасифая».

Эхо «Номер 25»

Музей современного искусства, Нью-Йорк

Это первая картина, которую Джексон Поллок создал в новом (и для себя, и для всего мира) стиле. К 1951 году художник твердо уверился в несостоятельности своей прежней, «капельной техники». Чтобы избежать самоплагиата, художник разработал новую технику: к абстракции прибавился сюрреализм.

Джексон Поллок использовал в своей живописи необычные, революционные методы, которые явились предметом бурных дискуссий но, в конечном итоге, принесли ему всемирную известность.

Работы Поллока всегда разделяли критиков на разные лагеря. Вот что писал о Поллоке, Сальвадор Дали в своем «Дневнике гения»
Справедливости ради, надо отметить что Дали писал рецензии не часто и далеко не о каждом художнике. Поэтому достаточно сложно понять является ли это высказывание Дали комплиментом или презрительным отзывом.

Однако Джексон Поллок остаётся не только одним из наиболее влиятельных фигур абстрактного экспрессионизма но и одним из самых дорогих художников мира.
источник

Джексон Поллок: как изобразить мир после создания ядерной бомбы?

Взгляд художника — это не только его личная точка зрения, но и выражение запроса эпохи. Что творчество Поллока может рассказать об изменениях в Американской культуре, каковы причины поворота к абстракции в изобразительном искусстве середины XX века и как научиться понимать современное искусство?

Война — это всегда кризис не только политический, но и внутренний. Это кризис всего общества и каждого человека. Кризис заставляет задуматься и пересмотреть устоявшийся взгляд на мир, что требует поиска новых с ним отношений не только в жизни, но и в искусстве: новой техники, нового содержания, новой точки зрения. Работы Поллока выражают формировавшееся уже в годы войны мировоззрение всего Американского общества.

Джексон Поллок — один из первых американских художников, который принял вызов времени и стал национальным героем США, ковбоем в мире живописи. Всю жизнь Поллок искал творческое вдохновение, собственную манеру письма, новые сюжеты для выражения современности. Это была не только личная проблема автора, но и вызов для молодой Американской культуры.

Желание найти свой путь в искусстве без оглядки на достижения европейской традиции, создать живопись, которая бы подчеркнула американскую инаковость — актуальная проблема того времени. Стремление противопоставить себя не только советскому соцреализму, но и европейскому авангардизму требовало новых истоков вдохновения.

Для этого американский художник обратился к мифологии и рисункам древних индейцев. Его увлекал универсальный характер символов, который он находил в их искусстве. Будучи уверенным, что такие символы способны найти отклик в бессознательном каждого человека, он решил использовать их в творчестве.

Читайте также:
Иван Константинович Айвазовский (Ованнес Айвазян) - отзывы, мнение, рейтинг

Европейские сюрреалисты вдохновлялись психоанализом Фрейда, но для Поллока фрейдизм был слишком прост. Однако ему была близка идея бессознательного, которую он использовал, чтобы объяснить свои работы. В свое время он увлекался юнгианством, которое не только помогло ему справиться с алкогольной зависимостью, но и повлияло на его творчество.

Поллок считал, что коллективная память человечества выражается в искусстве. Он верил, что пальцы лучше выражают эмоции и идеи, когда пишут независимо от сознания. Эта вера стала основанием не только содержательной стороны его творчества, но и основой создания новой художественной техники. Такой метод письма подразумевает вживание в каждую линию, в каждый нанесенный пигмент в момент творчества.

Новый поворот в работе с холстом

Художники европейской школы работали над картинами, устанавливая холст перед собой таким образом, чтобы, сделав шаг назад, можно было увидеть картину целиком. Так происходила смена точки видения. Поработав над частью, они оценивали, как эта часть меняет картину в целом, а затем снова приступали к работе над этой или другой частью картины. Дж. Поллок нашел новый способ работы над картиной, он решил снять холст со стены и расстелить на полу. Таким образом художник оказывается внутри холста и во время работы полностью погружается в окружающие его разноцветные кривые линии. Это не просто импровизация, это стремление проникнуть в невыразимые ритмы, сюжеты культуры, это способ открыть их в своей душе.

Юнг пишет, что чрезвычайно важно, чтобы архетип и символ резонировали в нашей душе, только в этом случае они из мертвой схемы превращаются в жизненную силу. Иногда Поллоку не удавалось придать жизнь картинам и он упрекал себя за это.

Поллок стремился выразить себя, свое Я, скрывающееся за мертвыми формами, шаблонами и копированием, распространенными в классической школе живописи.

«На полу легче всего. Я чувствую себя ближе к живописи, ее частью, я могу ходить вокруг нее, работать с четырёх сторон и буквально быть внутри нее. Я продолжаю отходить от обычных инструментов художника, таких, как мольберт, палитра и кисти. Я предпочитаю палочки, совки, ножи и льющуюся краску или смесь краски с песком, битым стеклом или чем-то ещё. Когда я внутри живописи, я не осознаю, что я делаю. Понимание приходит позже».

Творчество Джексона Поллока — это протест против современных ему форм живописи, поиск своего места в живописи, которое возвысит его над историей искусств.

Готика и Поллок

© Jackson Pollock, «Number 5», 1948

Взглянем на картину Поллока №5. Первое, что бросается в глаза — бесчисленное количество линий.

«Сколько же литров краски ушло на создание этой картины», — спросит бережливый человек. А ведь действительно на этой картине нет ни одного пустого места, того, что не несет в себе смысла. Традиционная школа предполагает несколько обязательных составляющих картины — фон и предмет изображения. Первый вопрос, который задается художнику и зрителям: «Что является предметом изображения?» Второй: «Удачно ли подобран фон?»

На картине Поллока все является предметом и ничто не является им само по себе. Такая манера предполагает другой подход к чтению изображения. Зрителю следует забыть все привычные представления об искусстве. Он должен подойти предельно близко к картине, чтобы оказаться внутри, и тут происходит нечто совсем непривычное: мы погружаемся в картину, линии переходят в цвет, цвет становится линией. Появляется ощущение некоего ничто.

Именно в таком контексте творчество Поллока воспринимала современный теоретик искусства Е. Ю. Андреева, считая его героем, борющимся с ничто, человеком перед бездной.

Насколько на самом деле такая бездна могла присутствовать в жизни художника, мы можем понять, только взглянув на генезис его творчества.

Начиная с середины 40-ых годов, его живопись становится все более абстрактной, до такой степени, что Гринберг — известный искусствовед и теоретик искусства — употребляет слово «готика» применительно к картинам Поллока.

Гринберг поясняет свое замечание. Под готикой он имеет в виду эмоциональную составляющую, некое варварство, границу с ничто, изображенные Поллоком формы, близкие к архаическим глубинам культуры. Однако готика имеет и другие смыслы.

Йохан Хейзинга в работе «Осень средневековья» описывает этот термин следующим образом:

«…готика — это словно бесконечно длящийся заключительный органный аккорд: она растворяет все формы в самоанализе, каждая деталь прорабатывается без устали, каждой линии противопоставляется контрлиния. Это безудержное прорастание формы за пределы идеи: становящиеся узором детали захватывают все поверхности и все линии».

Основная эмоция, пронизывающая такое искусство, — «страх пустоты» — что, по мнению Хейзинги, является «характерным признаком близящихся к концу эпох». Такое настроение связано с предчувствием конца, с его экзистенциальным переживанием.

Стремление выразить себя, пока не настал конец света, — вот что движет Поллоком. Такая установка на самовыражение, вместе с тем, удачно сочетается с господствующим настроением американской культуры того времени. «Успеть закончить мир своим словом», что сложно, потому что мир не заканчивается, а значит, и слово (в данном случае линия) непрерывно уходит в бесконечность.

Читайте также:
Питер Рубенс, биография, творчество, история жизни

Абстрактный экспрессионизм Дж. Поллока оказался очень востребованным после Второй мировой войны. Его выставки прошли не только в Соединенных Штатах, но также и в Европе. Даже в СССР после его выставок стали появляться последователи этого направления.

Роль критика

Гринберг наряду с другими влиятельными людьми в области культуры и искусства того времени не только открыл художника для мировой аудитории, но и задал новую парадигму в американском искусстве, которую только в 60-е годы сменили минимализм и концептуализм. Абстрактный экспрессионизм удачно вписался в идеологию США того периода, так как отношения с СССР тем временем накалялись со страшной силой, а потому необходимо было переместить эпицентр современного искусства – авангарда – к себе, дав ему свое политическое обоснование.

Как и многие национальные герои США, Поллок не дожил до старости, разбившись в автомобильной катастрофе. Однако его вклад в современное искусство неоспорим, а его трагическая жизнь до сих пор вызывает интерес к его искусству, а его искусство, в свою очередь, к его жизни, что весьма характерно для США, где жизнь художника, писателя, музыканта и его творчество всегда идут рука об руку. В XX веке биография автора играет не меньшую роль для успеха, чем творчество. А потому общество всегда стремится к романтизации своих героев, ведь тогда точка зрения становится не абстрактной, а вполне конкретной и понятной каждому.

Литература:

Литература

2. Андреева Е. Ю. Все и ничто. Символические фигуры в искусстве второй половины XX века СПб, 2004,

Обложка: Jackson Pollock at the MoMA (Joan Sorolla/ flickr).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

10 малоизвестных фактов о самой странной картине Джексона Поллока «Номер 5, 1948»

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. “Номер 5, 1948” – ключевая работа в стиле абстрактного экспрессионизма

После Второй мировой войны ряд художников из Нью-Йорка, таких как Поллок, Ньюман, Барнетт и Виллем де Кунинг, начали писать картины в стиле, который в 1946 году искусствовед Роберт Коутс назвал “абстрактным экспрессионизмом”. Благодаря этому течению Нью-Йорк стал центром мира искусства. Картина Поллока “Номер 5, 1948” является одним из самых известных примеров жанра.

2. Поллок использовал уникальный метод нанесения брызг краски на картину

Вместо того, чтобы работать с мольбертом, Поллок размещал полотно на земле и ходил вокруг него, разбрызгивая краску с кистей и шприцев. Поллок начал экспериментировать с подобным методом еще за год до написания “Номер 5, 1948”, но его стиль вскоре стал столь уникальным, что Поллоку дали прозвище “Джек Разбрызгиватель” (Jack the Dripper). В 1947 году он дал интервью, в котором заявил: “Для меня писать картины на полу более непринужденно. Я лучше чувствую так картину и могу работать с ней с любой стороны”.

3. “Номер 5, 1948” — родоначальник “живописи действия”

Техника разбрызгивания краски, при которой вместо нанесения традиционными способами (посредством кисти) краска наливается и разбрызгивается, получила свое название в 1952 году. Американский искусствовед Гарольд Розенберг назвал ее “живописью действия” (Action Painting).

4. Поллок не делал эскизов перед написанием картины

Работы Поллока были революционными по многим причинам. На протяжении веков художники делали эскизы или наброски перед созданием своих масштабных картин. Поллок же вместо этого полагался исключительно на эмоции и интуицию. Он разбрызгивал краску только “по велению своей музы”.

5. При создании “Номера 5, 1948” Поллок использовал специальные краски

Важным элементом техники разбрызгивания была краска с достаточной вязкостью, которая бы не размазывалась при нанесении ее столь необычным способом. Именно по этой причине, традиционные масляные краски и акварели не подходили для создания картин. В итоге, Поллок начал экспериментировать с синтетическими красками.

6. Какое-то время “Номер 5, 1948” была самой дорогой картиной в мире

18 июня 2006 года картина Густава Климта “Портрет Адели Блох-Бауэр I” была продана за $ 135 млн, что сделало ее самой дорогой картиной в мире. Менее чем через пять месяцев “Номер 5, 1948” была продана с аукциона за $ 140 млн. В 2011 году титул самой дорогой картины перешел к полотну Поля Сезанна “Игроки в карты”, которая была продана за $ 250 млн.

7. Это довольно большая картина

Размеры полотна 243,8 × 121,9 см. The Guardian отметил, что квадратный метр картины стоит более $ 47 млн.

8. “Номер 5, 1948”, возможно, была продана для приобретения Los Angeles Times

Издание New York Times сообщило, что магнат Дэвид Геффен выставил на продажу “Номер 5, 1948”, наряду с картинами Джаспера Джонса и Виллема де Кунинга, чтобы приобрести на вырученные деньги издание Los Angeles Times. С продажи этих трех картин Геффен выручил $ 283,5 млн. LA Times магнату так и не удалось купить, несмотря на то, что он предлагал $ 2 млрд.

Читайте также:
Поль Сеза́нн - отзывы, мнение, рейтинг

9. “Номер 5, 1948” — не единственная дорогая картина Поллока

В 1973 году картина Поллока “Синие столбы” была продана за $ 2 млн. Хотя, по сравнению со стоимостью “Номер 5, 1948”, на то время это была самая высокая цена, заплаченная за современную американскую живопись. К сожалению, Поллок не дожил до тех пор, когда его картины начали стоить огромных денег. Он погиб 11 августа 1956 года в автокатастрофе.

10. Картины Поллока – рекордсмены на аукицонах

В то время как искусствоведы и коллекционеры выкладывают миллионы за картины Поллока на аукционах, большая часть общественности до сих пор недоумевает, почему абстрактные картины, созданные методом разбрызгивания краски, стоят таких денег.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

melena1001

  • Add to friends
  • RSS

О ЛЮБВИ И ЖИЗНИ

А также о детях, родителях и.

Сегодня посмотрела интереснейший фильм о любви и жизни художника Джексона Поллока, который произвел на меня неоднозначное впечатление.
С одной стороны – талантливый художник абстрактного экспрессионизма, с другой стороны пьющий и ведущий разгульный образ жизни человек, уничтожающий сам себя. Возможно кто-то знает о его работах и в каком стиле он писал, а кто-то нет. Каким он был, как жил и творил свои картины об этом пост.

Пол Дже́ксон По́ллок (англ. Paul Jackson Pollock; 28 января 1912 — 11 августа 1956) — американский художник, идеолог и лидер абстрактного экспрессионизма, оказавший значительное влияние на искусство второй половины XX века. Он стал символом радикализма и новаторства молодого поколения американских художников-нонконформистов. Превратив холст в зеркало подсознания, Поллок сумел создать шедевры, не имеющие аналогов в мировой живописи.

Рой Поллок был простым трудягой с американского За­пада без всяких претензий, но его жена Стелла, начитав­шись женских журналов, мечтала о более красивой жизни, её всё время виделись званые ужины, брендовая одежда, прогулки на яхте, богемные разговоры, стильные украшения… Но Поллоки не могли себе это позволить. В этой семье и родился Джексон Поллок в 1912 году, в Коуди, штат Вайоминг, а вскоре семейство переехало в Феникс, столицу Аризоны. Рой вкалывал на своей ферме в одиночку, без помощни­ков, которым ему нечем было платить, но, когда наступили совсем трудные времена, ферму продали с аукциона. Пол­локи перебрались в Калифорнию, там их преследовали нескончаемые неудачи, и в конце концов в 1921 году Рой ушел из семьи. Джексон Поллок кое-как учился в школе, где его интересовал только один предмет — рисование, отчасти потому, что старший брат Чарльз вздумал стать художни­ком и с этой целью отправился в Нью-Йорк. Когда Джек­сонна Поллока за неуспеваемость исключили из школы. Чарльз по­звал брата к себе, на Восточное побережье. Поллок поступил в Студенческую лигу искусств, но кро­ме трудностей с рисованием, прогрессу в учебе мешало частое потребление алкоголя.

Несмотря на сухой закон, Нью-Йорк предлагал бесчисленные возможности надрать­ся в стельку, и Поллок не упустил ни одной. В пьяном виде он был плохим парнем, затевал драки с совершенно не­знакомыми людьми, выбегал на проезжую часть, пугая во­дителей. Джексон Поллок нередко приставал к незнакомым женщинам, а однажды порубил топором картины Чарльза. Как-то он пропал на четыре дня и обнаружился в больнице Бельвю. Родные пристроили Поллока в частную психиатрическую клинику, где его согласились лечить бесплатно. Как гово­рят, признать наличие проблемы — первый шаг к ее ре­шению. Однако Поллок отказался признать — и так и не признал до конца, — что он алкоголик. Протрезвев, он заявил персоналу, что полностью вылечился и отправился дальше гулять.

В течение 1930-х годов он широко путешествует по США, однако, в 1934 году обосновывается в Нью-Йорке.В 1943 году его работу «Волчица» покупает Музей современного искусства, а также появляются первые публикации о нём.

Длительное время Поллок пытается с помощью психоанализа справиться с депрессией, что обусловливает его интерес к теории Карла Густава Юнга об архетипах, оказавшей сильное влияние на его работы 1938—1944 годов.

В 1944 году Поллок женится на Ли Краснер и в 1945 они переезжают в Спрингс в Ист Хэмптон. В Спрингсе они покупают типичный для этой местности двухэтажный фермерский дом с сараем рядом, в котором Поллок обустраивает мастерскую. В 1947 Поллок изобретает новую технику, он начинает работать на холстах огромного размера, расстилая их прямо на полу, и разбрызгивает краску с кистей, не прикасаясь ими к поверхности. Впоследствии такую технику стали называть капанием или разбрызгиванием, хотя сам художник предпочитал термин льющаяся техника. Именно из-за этого он получает кличку Джек Разбрызгиватель (Jack the Dripper).

“. Моя живопись никак не связана с мольбертом. Я едва ли хоть раз натягивал холст на подрамник. Я предпочитаю прибить холст к стенке или полу. Я должен чувствовать сопротивление твердой поверхности. На полу легче всего. Я чувствую себя ближе к живописи, ее частью, я могу ходить вокруг нее, работать с четырёх сторон и буквально быть внутри нее. Я продолжаю отходить от обычных инструментов художника, таких, как мольберт, палитра и кисти. Я предпочитаю палочки, совки, ножи и льющуюся краску или смесь краски с песком, битым стеклом или чем-то ещё. Когда я внутри живописи, я не осознаю, что я делаю.

Читайте также:
Оска́р Кло́д Моне́ - отзывы, мнение, рейтинг

Понимание приходит позже. У меня нет страха перед изменениями или разрушением образа, поскольку картина живёт своей собственной жизнью. Я просто помогаю ей выйти наружу. Но если я теряю контакт с картиной, получается грязь и беспорядок. Если же нет, то это чистая гармония, легкость того, как ты берешь и отдаешь. “

Поллок был знаком с так называемой песчаной живописью — ритуальным обычаем индейцев Навахо создавать картины из песка. Он видел экспозицию в Музее Современного Искусства в 1940-е, кроме того он мог встретиться с ней во время своего путешествия по Западу, хотя этот вопрос до конца не выяснен. Другие влияния на его технику разбрызгивания — это упомянутые выше Ривера и Ороско, а также сюрреалистический автоматизм. Поллок не признавал существования случая, у него обычно были конкретные идеи создания картины.

Это воплощалось в движениях его тела, которые он полностью контролировал, в сочетании с густым потоком краски, силой гравитации и тем, как впитывалась краска в холст. Сочетание управляемого и неуправляемого. Бросая, швыряя, брызгая, он энергично перемещался вокруг холста, как будто танцуя и не останавливался, пока не видел того, чего хотел увидеть.

Ханс Намут (Hans Namuth), молодой студент-фотограф, заинтересовался творчеством Поллока и хотел сфотографировать его за работой и снять фильм. Поллок даже обещал начать новую работу специально для фотосессии, однако, когда Намут приехал, извинился и сообщил, что работа уже окончена.

“. Влажный забрызганный холст застилал весь пол. . . . Стояла полная тишина. . . . Поллок посмотрел на работу. Затем неожиданно поднял банку и кисть и начал передвигаться вокруг холста. Как будто он вдруг понял, что работа не завершена. Его движения, медленные в начале, постепенно становились быстрее и все более похожими на танец, он швырял чёрную, белую и ржавую краски на холст. Он совершенно забыл о том, что Ли и я присутствуем при этом, казалось, что он не слышит щелчков затвора объектива. . . . Я снимал все это время, пока он увлеченно работал, возможно прошло полчаса. Все это время Поллок не останавливался. Как только у него хватало сил? После он сказал: «Вот и все. “

Первая выставка работ Поллока в Галерее Бэтти Парсонс в 1948 была сенсацией и имела финансовый успех. Поллок смог обзавестись мастерской большего размера и там создал в 1950 году серию из шести работ, впоследствии ставших наиболее известными. В 1949 журнал Life Magazine назвал Поллока величайшим американским художником.

К середине 1950-х годов он почти бросил писать; вскоре разрушилась и его семейная жизнь. Узнав о романе мужа с молодой натурщицей, Поллока покинула Ли Краснер. После 1951 года работы Поллока стали темнее по цвету, часто даже черными, а также вновь возникли фигуративные элементы.

В 1956 году Поллок и Краснер развелись, он впал в депрессию и 11 августа 1956 года погиб в автокатастрофе, будучи за рулем в нетрезвом состоянии. Один из пассажиров скончался на месте, его девушка выжила. После его смерти галерея Поллока продала все его работы, оставшиеся в студии, включая и те, которые были не готовы.

О Джексоне Поллоке снято несколько документальных фильмов: «Джексон Поллок» (1987), «Джексон Поллок: любовь и смерть на Лонг-Айленде» (1999), «Who the *$&% Is Jackson Pollock?» (2006) и художественный фильм «Поллок», где его сыграл Эд Харрис.

Работы Поллока всегда разделяли критиков на разные лагеря. Гарольд Розенберг говорил о трансформации живописи в экзистенциальную драму, то, что появляется на холсте — это не изображение, а случай. Важным событием было решение рисовать для того, чтобы «просто рисовать». Телодвижения Поллока вокруг холста — это телодвижения освобождения от ценностей: политических, эстетических, моральных.

Клемент Гринберг провозгласил абстрактный экспрессионизм и, в частности Поллока, кратким изложением эстетических ценностей. Таким образом, работы Поллока представлялись лучшей живописью этого времени, кульминацией художественной традиции, возвращающейся в работах кубистов и Сезанна к Моне, в которых живопись становилась чище и более концентрированной.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: