Паулу Фрейре – отзывы, мнение, рейтинг

Паулу Фрейре — об авторе

Информация

Биография

Уроженец семьи среднего достатка из Ресифи (Пернамбуку), Фрейре познал голод и нищету в годы экономического кризиса 1930-х, когда тяжелое экономическое положение не позволяло ему получить полноценное образование. В 1931 году семья перебралась в Жабоатан-дус-Гуарарапис.

В 1943 году Фрейре поступил в Университет Ресифи. Хотя он учился на юриста, много времени он уделял изучению философии (в особенности феноменологии) и психологии языка. После выпуска он решил не работать по специальности, а стал учителем португальского языка в средней школе. В 1944 году он женился на Эльзе Майе Косте де Оливейре, с которой вместе работал в школе и воспитал пятерых детей.

В 1946 году Фрейре был назначен…

Уроженец семьи среднего достатка из Ресифи (Пернамбуку), Фрейре познал голод и нищету в годы экономического кризиса 1930-х, когда тяжелое экономическое положение не позволяло ему получить полноценное образование. В 1931 году семья перебралась в Жабоатан-дус-Гуарарапис.

В 1943 году Фрейре поступил в Университет Ресифи. Хотя он учился на юриста, много времени он уделял изучению философии (в особенности феноменологии) и психологии языка. После выпуска он решил не работать по специальности, а стал учителем португальского языка в средней школе. В 1944 году он женился на Эльзе Майе Косте де Оливейре, с которой вместе работал в школе и воспитал пятерых детей.

В 1946 году Фрейре был назначен директором Отдела образования и культуры социальной службы штата Пернамбуку.

Свои идеи о философии образования он изложил в докторской диссертации, защищённой в Университете Ресифи в 1959 году. Там же он преподаёт историю и философию педагогики. В 1961 году Фрейре был назначен директором Департамента культурного развития в Университете Ресифи.

В 1962 году он получает возможность применить свою теорию на практике и обучает 300 неграмотных работников сахарных плантаций читать и писать за 45 дней. После этого бразильское правительство левого президента Жуана Гуларта одобряет создание тысяч подобных культурных кружков по всей стране.

В 1964 году, после правого военного переворота, диктатура запрещает их деятельность. Фрейре, христианский социалист, симпатизировавший Кубинской революции и левым движениям в стране, был арестован и заключен в тюрьму как «предатель», где находился 70 дней. После изгнания и кратковременного пребывания в Боливии, Фрейре 5 лет работает в Чили на местное христианско-демократическое правительство и ФАО при ООН, в том числе в Чилийском институте аграрных реформ над программой образования взрослых.

В 1967 году Фрейре публикует свою первую книгу «Образование как практика свободы» (англ. Education as the Practice of Freedom). За которой следует его самая известная книга «Педагогика угнетенных» (порт. Pedagogia do Oprimido, англ. Pedagogy of the Oppressed), впервые опубликованная в Португалии в 1968 году. В 1970 году книга была переведена на испанский и английский языки. В самой Бразилии книга была издана только в 1974 году в условиях ослабления авторитарного режима.

Проведя год в Кембридже (штат Массачусетс), где он преподавал в педагогической школе Гарвардского университета, Фрейре перебрался в Женеву (Швейцария), где был специальным советником Всемирного совета церквей в вопросах образования. Кроме того, он консультировал левые движения, пришедшие к власти в бывших португальских колониях (в том числе в Мозамбике и Гвинее-Бисау), в области создания образовательных систем и борьбы с неграмотностью.

На родину Фрейре смог вернуться только в 1980 году. Фрейре вступил в Партию трудящихся и отвечал за партийную программу ликвидации неграмотности среди взрослого населения Сан-Паулу с 1980 по 1986 год. Когда ПТ победила на муниципальных выборах 1988 года, Фрейре был назначен секретарём по образованию штата Сан-Паулу.

Библиография

Фрейре написал более 20 книг об образовании, педагогике и схожих темах.

Cultural action for freedom.
Education for critical consciousness.
Conscientization.
Education, the practice of freedom.
Pedagogy in Process: The letters to Guinea-Bissau.
The politics of education: culture, power, and liberation.
Literacy: reading the word & the world.
Freire for the classroom: a sourcebook for liberators teaching.
Teachers as intellectuals: towards a critical pedagogy of learning.
Cultural wars: School and society in the conservative restoration 1969–1984.
Pedagogy of the Oppressed.
Pedagogy of the city.
Learning to Question: A Pedagogy…

Фрейре написал более 20 книг об образовании, педагогике и схожих темах.

Cultural action for freedom.
Education for critical consciousness.
Conscientization.
Education, the practice of freedom.
Pedagogy in Process: The letters to Guinea-Bissau.
The politics of education: culture, power, and liberation.
Literacy: reading the word & the world.
Freire for the classroom: a sourcebook for liberators teaching.
Teachers as intellectuals: towards a critical pedagogy of learning.
Cultural wars: School and society in the conservative restoration 1969–1984.
Pedagogy of the Oppressed.
Pedagogy of the city.
Learning to Question: A Pedagogy of Liberation.
Pedagogy of Hope: Reliving Pedagogy of the Oppressed.
Mentoring the mentor : a critical dialogue with Paulo Freire.
Pedagogy of the heart.
Pedagogy of freedom: ethics, democracy and civic courage.
Politics and education.
Teachers as cultural workers: letters to those who dare teach.

Читайте также:
Роберт Оппенгеймер, биография, история жизни, причины известности

Паулу Фрейре – биография

Краткая информация

  • Семья и детство
  • Образование и работа
  • Грамотность за 45 дней
  • Переворот и изгнание
  • Гарвард и возвращение домой
  • Интересные факты
  • Известные высказывания

Паулу Фрейре совершил настоящий переворот в образовании не только в родной Бразилии, но и в ряде других стран Латинской Америки. Гонимый диктаторским режимом, он боролся с неграмотностью среди населения, поскольку понимал, что это — первый шаг к демократии и лучшей жизни.

Семья и детство

Паулу Фрейре родился в небогатой семье в городке Ресифи. На его детство припал период Большой экономической депрессии в Бразилии, поэтому он прекрасно осознавал, что такое голод и нищета. Когда Паулу было десять, чтобы хоть как-то свести концы с концами, его родители решают переехать в менее дорогой городок Жабоатан-дус-Гуарарапис. Так оказалось, что Паулу успел закончить всего четыре класса, на новом месте в школу он не ходил, зато почти всё своё свободное время проводил с мальчишками, играя в футбол во дворе.

Через три года после переезда, умер его отец, и семья оказалась на грани нищеты. Денег почти не было, Паулу с матерью жили впроголодь. Мальчик понимает: если так будет продолжаться и дальше, ничего хорошего ему не светит. Единственным выходом для него стало образование. Если есть степень — есть шанс вырваться из бедности. И он начал учиться.

Предметы не давались ему легко. Поскольку он много пропустил, но его рвение учителя оценили.

Образование и работа

В 1943 Паулу поступил на юридический факультет университета родного города Ресифи. Кроме того начал посещать лекции по философии и психологии языка.

Закончив юридический, Фрейре понимает, что эта сфера деятельности — не совсем его. Поэтому, несмотря на то, что его приняли в адвокатскую контору, он идёт в среднюю школу и устраивается там на должность учителя португальского языка. Там же он знакомится со своей будущей женой — Эльзой Майей Косте де Оливейре, которая была его коллегой.

25-летнего Паулу назначают директором в Отделе образования и культуры соцслужбы в штате Пернамбуку. Работа Фрейре главным образом касалась неграмотных бразильцев низшей социальной прослойки. Фрейре сам вышел из бедных людей, поэтому прекрасно понимал, насколько важно для них иметь хотя бы элементарное образование. Кроме того, в то время в Бразилии грамотность была первым условием, которое давало тебе право голоса на выборах.

В 50-х годах Паулу работает над своей докторской диссертацией — он разрабатывает свою философию педагогики

Грамотность за 45 дней

В 1959 году защищает докторскую и начинает преподавать философию педагогики в университете Ресифи. Через два года его назначают директором в Департаменте культурного развития этого же учебного заведения.

В 1962 Фрейре наконец получает возможность испробовать свои исследования на практике. За 45 дней он обучает абсолютно неграмотных рабочих сахарной плантации читать и писать.

Невероятно, но эксперимент был настолько удачным, что все 300 работником получили базовые знания.

После такого успеха правительство, в частности президент страны Жуан Гуларт, даёт добро и в Бразилии начинают создавать учебные кружки, которые работают по методике Паулу Фрейре. Уже в первый год их количество перевалило за тысячу.

Переворот и изгнание

Но система Фрейре в Бразилии просуществовала недолго. В 1964 в стране произошёл военный переворот. Левосторонний Гуларт был сброшен, а следом за ним и все его инициативы пошли прахом, как и методика Паулу Фрейре.

Его самого на два месяца заключили в тюрьму, подозревая в симпатии коммунистическим партиям, ведь Фрейре никогда не скрывал, что поддерживал Кубинской революцию. После заключения, ему намекнули, что в стране он персона нон-грата, и Фрейре вместе с женой и детьми эмигрировал в Боливию. Но надолго там не задержался и переехал в Чили. В этой стране он пять лет сотрудничает с местным правительством, которое придерживалось христиано-социалистических взглядов. Фрейре при поддержке ООН помогает проводить образовательные программы для чилийского аграрного сектора

Параллельно он работает над своей первой книгой, которая увидела мир в 1967. «Образование как практика Свободы» стала настоящим прорывом в латиноамериканских странах. Следом за ней выходит ещё более нашумевшая «Педагогика угнетённых». В 1968 её издают в Португалии, в следующие два года ещё переводят на испанский и английский. В родной Бразилии «Педагогику…» издали лишь в 1974, да и то только потому, что главой страны стал генерал Эрнесто Гейсел и диктаторский режим был немного ослаблен.

Гарвард и возвращение домой

После издания двух книг Фрейре заинтересовались в Гарвардском университете, поэтому пригласили его поработать у них. В 1969 Фрейре едет в Кембридж и следующий год проводит как преподаватель в одном из самых известных университетов США.

После он переезжает в Женеву, где четыре года проработал советником в вопросах образования при Всемирном церковном совете. Его работа заключалась в консультациях бывших колоний Португалии, которые обрели независимость, во всех вопросах, касающихся образовательных реформ. Так он сотрудничал с правительством Гвинеи-Бисау и Мозамбика,

Читайте также:
Исаак Ньютон, биография, история жизни, изобретения

В Бразилию Фрейре вернулся лишь в 1980. Он стал членом Партии трудящихся. Отвечал за программу по ликвидации неграмотности среди взрослых работников до 1986. Когда в 1988 Партия выиграла на выборах, Фрейре стал секретарём по вопросам образования в штате Сан-Паулу.

Умер Паулу Фрейре в 1997 в Сан-Паулу от сердечной недостаточности.

Диалогическая педагогика Пауло Фрейре Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бухараева Л.

Текст научной работы на тему «Диалогическая педагогика Пауло Фрейре»

ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ

Л. БУХАРАЕВА, кандидат философских наук

Казанский государственный технический университет

Теоретики и практики образования разных эпох и стран проявляли и проявляют беспокойство относительно асимметричности и неравенства отношений, в которые вступают обучающий и обучаемый. Интерес к достижению равноправных и сбалансированных взаимоотношений в педагогическом процессе выразился в поисках диалоговой или коммуникативной модели образования.

В настоящее время диалог и связываемая с ним коммуникативная педагогика представляют собой насыщенное исследовательское поле, охватывающее разнообразные дискурсы, идеи, мнения и аргументации. Они инициированы, в частности, педагогическими размышлениями одного из родоначальников прагматизма Д. Дьюи; концептуальными находками создателей диалогической онтологии М. Бубера, Ф. Ро-зенцвейга, Э. Розенштока-Хюсси; герменевтическими и социологическими изысканиями Г.-Г. Гадамера и Ю. Ха-бермаса; литературоведческими и психологическими открытиями М. Бахтина, А. Ухтомского, Л. Выготского; работами отечественных философов и психологов М. Мамардашвили, В. Биб-лера, Ф. Михайлова, В. Зинченко, В. Давыдова и др. Важное место в этой парадигме занимает бразильский ученый и философ образования Пауло Реглус Невес Фрейре.

Его книги переведены на все основ-

Диалогическая педагогика Пауло Фрейре

ные европейские языки и изданы большими тиражами в странах, в географическом и культурно-историческом отношениях весьма далеких друг от друга (Канада, Италия, Германия, Франция, Аргентина, Мексика, Чили, Уругвай, Япония, африканские страны).

Признание идей П. Фрейре подтверждено многочисленными международными премиями. Наиболее значительные среди них – Премия Рея Балдуино За развитие (Бельгия, 1980), Премия ЮНЕСКО Образование для Мира (1986), Премия Андрее Белло Организации американских государств (1992).

Введенные П. Фрейре в теорию и практику образования понятия и неологизмы органично вошли и функционируют естественным образом в самых разных языках.

Впрочем, и само мышление П. Фрей-ре испытало влияние разнородных интеллектуальных традиций. Диалогическая модель складывалась под воздействием неотомистской концепции интегрального гуманизма Ж. Маритена [1], персонализма Э. Мунье [2], экзистенциализма М. Бубера, неомарксизма А. Грамши и Ю. Хабермаса. Фундаментальные идеи этих мыслителей, творчески переосмысленные П. Фрейре применительно к педагогике, придали ей универсальный характер.

Образовательно-педагогический процесс протекает в противоречивом

взаимодействии двух типов педагогического менталитета и практики: монологического и диалогического. Они образуют суть образовательного пространства.

Этот тезис основывается на онтологическом аргументе: коммуникация есть базис любого взаимодействия и проистекает из антропологической предпосылки о доминантности (субстанциальности) межсубъектности, т.е. общения.

Начиная с экзистенциализма, пришедшего к мысли о гносеологическом равноправии позиций субъектов образования, и интеракционистского понимания любого социального взаимодействия, в том числе образовательного, как процесса и результата интерпретирующих действий его участников и пересечения их намерений и замыслов [3, р. 545-558], стало возможным истолковывать коммуникацию как состояние, точнее, со-бытие, логически предшествующее субъектности.

Подчеркнем, что речь идет именно о логической асимметрии взаимоотношения «межсубъектность – субъект-ность», а не о квази-историческом «рождении» субъектности «из» некоего эмпирического взаимодействия субъектов. Субъектность «возникает» в смысле: коммуникация есть бытийный акт, логически (метафизически) первичный по отношению к субъектности (членам общения). Пользуясь «плодотворной тавтологией», можно определить «межсубъектность» как «общность» [Там же].

Образование имеет своим коммуникативным базисом или диалогическую, или монологическую общность.

Диалогическая общность – это коммуникативный идеал, к которому стремится практический диалог как встреча разнообразных позиций, аргументаций и точек зрения;это уникальное событие – встреча индивидуальных ис-

тин, равно признаваемых всеми участниками . Диалог происходит в точке, которую можно назвать своеобразным «моментом равновесия», гарантирующим цельность и жизненность диало-гирующей группы.

Монологическая общность может быть представлена в качестве аргументированной индивидуальной позиции, выражающей единство сознаний, встречающихся в диалоге как процессе и постоянно-временном результате становления личности. При некоторых условиях «монологическая общность» может означать закрытость, непрозрачность и ограниченность позиции. В этом случае она вызывает к жизни инструментальное образование с манипу-лятивно-марионеточным отношением между обучающим и обучаемым.

Диалогическая общность в образовательном взаимодействии выражается в состоянии, позволяющем подвести человека к осознанию своей еще недостаточности (ничтожности, ущербности) и оказать помощь в освобождении его «сущностных сил». Уместно вспомнить М. Бахтина: «Только сознание того, что в самом существенном меня еще нет, является организующим началом моей жизни из себя (в моем отношении к себе самому)» [4, с. 112]. Индивидуальный опыт в диалогической педагогике есть выход за пределы собственного Я, преодоление себя. Помощь как активное, формирующее педагогическое начало направляет образовательный процесс на создание базовых возможностей для последующего присвоения индивидом структуры и формы знания в соответствии с жизненными и профессиональными целями.

Читайте также:
Альберт Эйнштейн (Albert Einstein) - отзывы, мнение, рейтинг

Педагогический метод П. Фрейре разворачивается в антропологической перспективе. Образование понимается как воспроизведение в собственной структуре обучаемого того историчес-

кого процесса, в котором и посредством которого происходит становление человека.

Жизнь – как естественный самопроизвольный поток человеческих переживаний, размышлений и поступков -в образовательно-педагогическом процессе превращается в биографию как осознание и преодоление человеком своей еще недостаточности, «нехватки» и неполноты. Человек творит свою жизнь, трансформируясь из «свидетеля» своей истории в ее «автора».

Центральным понятием педагогического метода Пауло Фрейре выступает консъентизация, понимаемая как встреча сознания с самим собой в утверждении предметного мира и достижении консенсуса в понимании этого мира, а также преодоление сознанием собственных наличных пределов в мире, к которому оно принадлежит. Консъентизация – это присутствие сознания в каждом акте человеческой деятельности (cogito – по Декарту).

Место встречи сознания с самим собой – это мир, принадлежащий всем. Сознание существует между людьми и всегда является сознанием мира. Диалог необходимо присутствует в мире; это не просто исторический продукт, но сама история. Поэтому монологическая позиция как замыкание на себя, изоляция не персонализирует, ибо не социализирует. Созидание человеком самого себя возможно лишь в диалоге, в со-бытии.

Консъентизация опирается на про-блематизацию проживаемого человеком мира повседневности. Мир, раскрывающийся перед человеком как некая данность, представляющий собой совокупность «объективных» вещей и процессов, выступающих по отношению к нему в качестве «естественных» объектов, должен быть осознан как проблема. Начав с осознания объекта как проблемы, человек открывает само-

го себя в качестве субъекта, творящего этот мир в своем опыте [5]. Выступая свидетелем своей собственной истории, человек учится идентифицировать себя не только в качестве агента, пассивного начала, подверженного действию объективных сил, но и в качестве актора, конструирующего собственную историю. Педагогический метод П. Фрейре направлен на актуализацию возможностей человека созидать себя в процессе такого рефлексивного анализа – процессе открытия своей самости, формирующем жизненную траекторию.

Консъентизация, таким образом, -не просто узнавание или осознание своего места в историческом процессе, но экзистенциальный выбор того или иного решения, признание и принятие на себя обязательств. Помогая формировать сознание, вырастающее из повседневно проживаемого индивидуумом мира, и проблематизируя этот мир, метод П. Фрейре подводит к пониманию мира как человеческого проекта.

Педагогика Пауло Фрейре исходит из того, что завоевание человеком собственно человеческой формы (позиции в мире) связано с ответственным отношением к слову. Такое отношение и есть результат сложного образовательно-педагогического процесса, понимаемого как диалог, элементарным основанием которого является слово. Слово – не просто инструмент, но источник общения. Слово – это место встречи и признания других сознаний, других личностей и вместе с тем новая встреча с самим собой, признание человеком самого себя.

Учеба, согласно П. Фрейре, – такой же естественный акт, как еда и ходьба. Однако ребенок, юноша, взрослый человек обучаются только тогда, когда это учение приобретает для них личностный смысл, соответствующий их жизненным проектам. Человек обуча-

ется посредством собственного трансформирующего действия, направленного на внешний мир. Человек сам конструирует категории мышления, организующие и изменяющие мир.

Цитата из книги «Учитель – да, тетка – нет»: «Преподаватель должен обучать, это делать необходимо. Но обучать не означает лишь передавать знания. Процесс обучения формируется в качестве такового только при условии, что ему предшествует или развивается параллельно с ним учебное действие, направленное на конструирование содержания объекта, доступного пониманию обучаемого. Таким образом, в процессе обучения обучаемый превращается в производителя и творца знания, которым он должен овладеть» [6, р. 47]. Иначе говоря, образовательный акт должен быть актом переосмысления и реконструкции смыслов.

П. Фрейре, безусловно, опирается на современные конструктивистские теории [5]. Вместе с тем фрейреанский конструктивизм специфичен: каждый знает нечто уникальное и является ответственным субъектом за конструирование своего знания и переосмысление того, чему он обучается.

Антропологический принцип П. Фрейре о равенстве позиций обучающего и обучаемого в образовательном взаимодействии исходит из того, что каждый человек обладает «эксклюзивным» знанием. И учебный процесс – это взаимное обучение, в котором не только обучающий, но и обучаемый делятся своими знаниями. Таким образом, нельзя строго и с абсолютной уверенностью определить, кто является обучающим, а кто обучаемым. Каждый из участников педагогического диалога имеет возможность открывать все новые срезы изучаемого предмета. Образование есть непрерывный процесс со-учения как со-бытия, в котором и обучаемый, и обуча-

ющий изменяются, превращаясь в критически-рефлексивно ориентированных исследователей.

Основными принципами педагогического метода П. Фрейре являются принцип социологического анализа, принцип тематизации и принцип про-блематизации.

Принцип социологического анализа заключается в изучении социо-куль-турного и исторического «измерений» жизни обучаемого, его конкретного жизненного мира. Изучение это не ограничивается сбором первичной социологической информации. Оно прежде всего должно вести к пониманию того, как обучаемый проживает и интерпретирует свою реальность, преодолевая простые констатации (регистрации) фактов своей жизни.

Читайте также:
Рене Декарт, биография, история жизни, факты из жизни

В процессе взаимодействия обучающего с обучаемым определяются ключевые темы, выступающие своеобразной точкой отсчета учебного процесса. Они – идеи и слова, которые Пауло Фрейре называет «temas geradores » – и являются формирующими и организующими учебный процесс темами, позволяющими преодолевать фрагментарность традиционного образования.

Принцип тематизации означает отбор и определение таких ключевых слов. Процесс отбора подчинен трем базовым критериям. Ключевые слова должны, во-первых, исходить из социального контекста обучаемого; во-вторых, предельно широко охватывать социальные, культурные, политические и прочие аспекты реальности, в которую включен обучаемый и, в-третьих, охватывать как можно большее число фонем изучаемого языка.

Работа с ключевыми темами и словами делает возможным рефлексию ограниченности обыденного, «базисного» знания, обусловленную естественной ограниченностью социокультурного контекста жизни обучае-

мых. Педагогическими средствами реализации этой работы являются кодификация (визуализация информации посредством фотографий, картин, текстов) и декодификация ключевых тем и слов и поиск их социального смысла.

Принцип проблематизации означает «вынесение за скобки», редукцию (Гуссерль) первичного, наивного видения реальности, позволяющую преодолеть проживаемый (переживаемый) обучаемым социально-культурный контекст. Проблематизация рождается из осознания недостаточности своего знания и позволяет человеку подойти к этому знанию как проблеме.

Образование для Пауло Фрейре разворачивается как акт познания и, одновременно, акт политический (традиция Фуко, Бурдье). Политическая направленность педагогической теории означает для Пауло Фрейре прежде всего анализ социальной реальности в терминах ее возможной трансформации.

Одним из важнейших «следствий» концепции является поэтому положение о педагогике как практике свободы: высшей целью образования является освобождение человека от отношений угнетения и несправедливости. Таким образом, П. Фрейре обеспокоен установлением не только равноправных, так сказать, горизонтальных отношений субъектов образования и исключением педагогического авторитаризма любой разновидности. Он связывает достижение плодотворного диалога «учитель-ученик» с радикальным изменением общества и достижением такого его состояния, когда каждый человек проявляется в качестве субъекта собственной истории в открытой, непосредственной и прямой форме.

Основоположения П. Фрейре, как отмечалось выше, перекликаются со многими современными педагогическими теориями. Так, идея диалога, изна-

чально и естественно лежащего в основе образовательного взаимодействия, объединяет П. Фрейре с французским педагогом С. Френе, верившим в способность ученика самому организовать процесс обучения: оба полагают, что обучение чтению слова равнозначно обучению «чтению мира».

Анализ асимметричного отношения между обучающим и обучаемым в учебном процессе, а также понимание учащегося как целостной личности со своими интеллектуальными и эмоционально-чувственными особенностями сближают П. Фрейре с выводами известного психотерапевта К. Роджерса.

Так же, как австрийский философ И. Илиш, П. Фрейре считает, что традиционная школа не имеет будущего, а ее изменение является вопросом одновременно педагогическим и политическим.

Интерес к роли языка в обучении объединяет П. Фрейре с представителями современной аналитической философии. Своеобразная «конгениальность» обнаруживается между ним и отечественным психологом Л. Выготским. Их подход к языку как важнейшему средству развития когнитивных и социальных способностей обучаемого позволяет констатировать фундаментальные изменения в образовании, связанные с глубокими трансформациями современного общества и новыми научными парадигмами их объяснения. Так же, как Л. Выготский, П. Фрейре исходит из наличного внутреннего дискурса обучаемого.

Педагогический метод П. Фрейре близок и идеям Ж. Пиаже о роли действия в образовательном процессе. Оба считают, что обучение возможно лишь тогда, когда изучаемое приобретает личностный смысл. Усиливая эти идеи, П. Фрейре разрабатывает стратегию постановки учебного акта как «открытия» знания.

Требования подготовки личности, органично объединяющей специально-профессиональную и социальную компетентности, адекватно представляющей все жизненно важные проблемы современности и их возможные последствия, можно реализовать только в границах гуманистически ориентированной, диалоговой и «толерантной» модели образования. Существенный вклад в ее разработку внес Пауло Фрейре.

1. Интервью Луиза Алберто Гомеса Соузы, директора Центра статистики религии и социальных исследований, данное автору статьи 12.12.2000 (Рио-де-Жанейро, Бразилия).

2. B. A. Andreola. Emmanuel Mounier et Paulo Freire. Une pédagogie de la personne et de la communauté. Thèse de doctorat. Louvain, Belgique, Faculté de psychologie et des sciences de l’éducation, 1985.

3. F. Kron. Vom Pädagogischen Bezug zur Pädagogischen Interaktion / / Pädagogische Rundschau. – 1986. -№ 40.

4. М. Бахтин. Эстетика словесного творчества. – М., 1979.

5. См. П. Бергер, Т. Лукман. Социальное конструирование реальности. -М., 1995; Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. – Новосибирск, 1995.

6. P. Freire. Professora – sim, Tia -nao. – Rio de Janeiro, 1984.

А. ИВАНОВ, кандидат технических наук

Санкт-Петербургский государственный технический университет

Германия – страна старейших европейских университетов, родина книгопечатания, где любознательный иностранец имеет возможность ознакомиться с последними достижениями в этой области науки и технологий. Изучение и внедрение чужеземных достижений может быть для нас единственно верным путем для скорейшего достижения цели качественного и финансово оправданного выпуска образовательной литературы.

Находясь в командировке в рамках программы академического обмена, я постоянно удивлялся одному факту – для

Культура учебного книгоиздания

Книгопечатня. во многом способствовала возрождению наук, которое, в силу своей исключительности, было названо просто «Возрождением». Выражаясь языком Пантагрюэля, это огромная давильня, откуда для всех брызжет вино знания.

Читайте также:
Галилео Галилей - отзывы, мнение, рейтинг

немцев понятие «университетская книга» имеет совсем другое значение, нежели для отечественного вузовского издателя. Более того, они даже не используют его в обиходе, так как при университетах нет издательств. Удалось найти лишь одно издательство, носящее имя университета г. Майнца, которому разрешили его использовать за многочисленные заслуги. В то же время недостатка в образовательной литературе в университетах нет -книгу можно либо заказать в любом из книжных магазинов через компьютер и получить на третьи сутки, либо взять в

«Ученик — не свинья-копилка»: что такое критическая педагогика и почему она всё ещё актуальна

Критическая педагогика — направление в философии образования, создателем которой считают бразильца Паулу Фрейре, автора книги «Педагогика угнетенных». Фрейре был против лекций, призывал отказаться от привычной субординации в классе и верил, что правильно организованное обучение может сделать нас свободными. Рассказываем, чем отличается педагогика Фрейре и как видят образование его многочисленные последователи.

«Культурные кружки» Паулу Фрейре

«Культурные кружки» — так назывались небольшие образовательные инициативы для взрослых крестьян и рабочих, которые в 1960-е годы стали один за другим появляться на северо-востоке Бразилии. В кружках учили преимущественно грамоте и счету: к 1960-м годам больше половины жителей Бразилии, страны, которая несколько сотен лет была колонией Португалии и только в 1888-м отказалась от рабства, оставались неграмотными.

Впрочем, создатель этих кружков, молодой педагог и философ Паулу Фрейре, избегал называть их «уроками грамоты». С одной стороны, потому что многие бразильцы стеснялись того, что не умеют читать и считать: слово «неграмотный» было для них своего рода клеймом, проклятьем. С другой стороны, в кружках учили не только прикладным навыкам. Фрейре ставил перед собой куда более амбициозную задачу: воспитать в своих учениках политическую сознательность и свободу. И в том числе подготовить их к тому, чтобы сознательно голосовать на президентских выборах (тогда на это имели право только грамотные граждане Бразилии).

Фрейре на своем опыте знал, что такое нищета, неграмотность и бесправие: во время экономического кризиса 1930-х его вполне процветающая семья потеряла все. Когда философу было 13, умер его отец, и матери пришлось в одиночестве растить четверых детей.

Фрейре не мог учиться в школе из-за постоянного чувства голода, которое не давало ему фокусироваться на занятиях, и частенько воровал еду из магазинов

К середине 1960-х он уже окончил университет, успел сам поработать в школе, а потом и в государственном ведомстве, связанном с культурой и просвещением. Он начал развивать собственную концепцию того, как должно быть организовано образование, которое может изменить мир к лучшему.

Фрейре мечтал открыть в Бразилии 20 000 «культурных кружков», чтобы охватить всех неграмотных взрослых страны. Его планы прервал военный переворот 1964 года: при новом режиме идеи Фрейре посчитали опасными, а самого его нарекли коммунистом и отправили в тюрьму, где он провел 75 дней.

Почти сразу после освобождения Фрейре покинул Бразилию и больше пятнадцати лет не мог вернуться на родину. Все эти беды, впрочем, не остановили его. Философ работал в Чили, Швейцарии, США, опубликовал несколько книг по педагогике (первую из них он начал писать в той самой бразильской тюрьме) — и создал образовательную систему, последователи которой учат детей и взрослых по всему миру.

Образование — первый шаг к свободе

Слово «критическая» в том, как называли педагогическую систему Фрейре, появилось не случайно: созданная им традиция крепко-накрепко связана с так называемой критической теорией — направлением в социальных науках ХХ века.

«Критической теорией», или «герменевтикой подозрения», называют философское направление, к которому причисляют таких авторов, как Макс Хоркхаймер, Теодор Адорно, Герберт Маркузе, Вальтер Беньямин, Эрих Фромм (и иногда их последователей). Авторов объединяет то, что, смешав идеи марксизма, фрейдизма и гегельянства, они создали ряд концепций, позволяющих осмыслить разные структуры распределения власти, угнетения — и лежащие в их основе идеологии. Исследователи направления критической теории осмысляли в свих текстах истоки фашизма, капиталистическую идеологию, массовую культуру и то, какое «я» (личность, субъективность) формируют идеологии разного рода.

Паулу Фрейре тоже можно назвать сторонником марксистских идей, что хорошо прослеживается в его книгах. Но тут важно не перепутать изначальные идеи Маркса с проектом советского марксизма-ленинизма-сталинизма, который был их очень специфическим, неканоничным прочтением. Кроме работ Маркса, большое влияние на Фрейре оказали идеи латиноамериканского освободительного богословия и лежащий в его основе христианский императив помощи обездоленным.

Как и авторы направления критической теории, Фрейре тоже ставил на первое место проблему идеологии, «ложного сознания», как ее иногда называют в философской литературе. Он искал способы учить и учиться критическому подходу к реальности. Фрейре даже придумал специальный термин — «консайентизация», — чтобы обозначить процесс, когда человек учится видеть социальные, политические и экономические противоречия, в которых живет, различать разные идеологии — и предпринимать действия, которые могут изменить общественную ситуацию (в первую очередь Фрейре говорил о проблеме неравенства).

Читайте также:
Блез Паскаль, биография, история жизни, изобретения

Что же необходимо сделать, чтобы научить кого-то критически подходить к идеологиям и понимать, как устроено общество?

Какие действия должен предпринять педагог, чтобы произошла «консайентизация»? В первую очередь он должен перестать заставлять учеников зазубривать все то, что сам рассказывает на уроке, или то, что написано в учебнике, считал Фрейре. И предлагал идти дальше: нужно полностью поменять наше отношение к тому, как общаются учитель и ученик и что мы считаем знанием.

Фрейре считал, что в большинстве школ и университетов принят «банковский» метод обучения — когда знающий учитель стремится «вложить» знание в своих учеников. При таком подходе ученик воспринимается как пустая «свинья-копилка», которую надо под завязку заполнить монетками-фактами. При этом само знание не изменяется в процессе обучения — оно лишь передается от одного человека к другому внутри строго иерархичной вертикальной системы. Заученные истины воспринимаются как универсальные и неизменные, хотя многие представления в общественных науках (да и не только) такими совсем не являются. Динамика, постоянное изменение дискуссий в академическом мире как будто полностью исчезает из школ и университетов, где ученикам преподают набор статичных аксиом.

В противовес подобной модели Фрейре предлагал образование, в центре которого стоит совместный поиск решения сложной социальной проблемы, а не готовое знание. Он считал, что учитель должен задавать ученикам вопрос, тему — и дальше вместе с ними, в горизонтальной дискуссии и кооперации, находить ответы (во множественном числе!) и создавать новые идеи.

«Зовите меня варваром в педагогике». Жизнь и принципы педагога и отца пятерых детей Константина Ушинского

В подходе Фрейре ученик воспринимается не как tabula rasa, пустой сосуд, который надо заполнить чем-то полезным, а как живой человек со своим опытом, практическими умениями, идеями и желаниями. Ученик у Фрейре может поделиться чем-то важным с другими учениками и с преподавателем и изменить их взгляд на привычные вещи. Для Фрейре принципиально важным была гуманность образования, внимательное и человечное отношение ко всем его участникам, а не погоня за показателями и фиксированными результатами.

Ученик в концепции Фрейре не пассивный слушатель, а активный участник образовательного процесса, и он же должен участвовать в принятии решений об организации этого процесса. Критические педагоги предлагают вовлекать студентов в учебу на всех уровнях, вплоть до оценивания. Последователи Фрейре обсуждают, как организовать в классе систему вовлеченной валидации, когда студенты обсуждают, дают рекомендации и сами оценивают учебные работы друг друга.

Можно сказать, что Фрейре и другие авторы направления критической педагогики предлагали радикальную демократизацию отношений в учебном классе. Они верили, что учителям нужно отказаться от лекций, от нудного надиктовывания ученикам идей из книг — и перейти к свободному диалогу, к спору, в котором рождается истина.

От теории к практике

Проблемы неравенства и появления новых агрессивных идеологий остаются актуальными практически для любой страны — а значит, по-прежнему актуальна и критическая педагогика, которую продолжают развивать философы и специалисты в области образования по всему миру. Среди последователей Фрейре можно назвать таких авторов, как Питер Макларен, Генри Жиру и белл хукс (тут все правильно, ее имя и фамилия пишутся с маленькой буквы). У критической педагогики появились и новые направления, разные ответвления — например, «феминистская педагогика», цель которой — осмысление гендерного неравенства, в том числе в образовании и науке.

Критики идей Фрейре подчеркивают, что, создав полноценную философию образования, переопределив его цели и ценности, он не смог предложить конкретные методики, которые позволили бы воплощать идеи в жизнь. Из-за этого многие проекты в русле критической педагогики, по сути, провалились: слишком сильно заявленные задачи отличались от того, что на самом деле происходило в классе.

В ответ на эту критику современные критические педагоги придумывают конкретные правила организации работы в классе, которые отвечали бы ценностям Фрейре

Например, для того чтобы организовать живое обсуждение на какую-то спорную тему, современные критические педагоги предлагают следующий формат занятия. Они советуют учителю раздать ученикам небольшие карточки из бумаги или картона и в начале занятия задать дискуссионный вопрос (пример такого вопроса — «Должно ли государство бороться с бедностью?»). Вопрос можно заранее выписать на доску.

Дальше студенты коротко пишут свое мнение на карточках (пока что без развернутой аргументации, только позицию!) и, не подписывая, складывают их в один контейнер. Учитель перемешивает карточки и раздает ученикам в произвольном порядке.

Во второй части занятия ученики по очереди читают текст на попавшихся карточках и приводят аргументы за или против озвученного мнения. Важно, что учитель в процессе не должен настаивать на правильности одной из позиций, хотя и может поделиться своим мнением, которое тоже должен аргументировать. По большей же части роль преподавателя состоит в том, чтобы модерировать дискуссию и помогать ученикам формулировать свои аргументы.

Упражнение учит студентов слушать и воспринимать чужой опыт и иную позицию, а также аргументировать собственную. При этом анонимность позволяет студентам свободно высказаться без страха осуждения со стороны других.

Читайте также:
Ольга Ивановна Шишова - видео

Одновременно с этим в ходе упражнения ученики могут найти единомышленников и всех тех, с кем в дальнейшем смогут продолжить дискуссию и участвовать в совместных проектах. Ведь цель критической педагогики — не только приобретение учениками каких-то знаний и навыков, но в первую очередь создание сообществ из людей, готовых действовать и вместе менять мир. Как сформулировал в одном из своих выступлений Генри Жиру: «Образование — это борьба за то, какое будущее вы хотите для своих детей». Продолжая его мысль, можно сказать, что критическая педагогика предлагает учителю не просто думать о будущем учеников, но и вместе с ними создавать инструменты, которые позволят им управлять этим будущим и своей собственной судьбой.

В России тоже существует организация, которая работает на основе принципов критической педагогики: это независимый проект «Антиуниверситет» (автор этого текста участвует в его организации). Одна из главных целей Антиуниверситета — создание площадки, где возможен честный диалог о российском обществе и его проблемах, о современной государственной и капиталистической идеологии, о том, как мы видим свое будущее.

Антиуниверситет организован таким образом, что любой желающий может предложить его команде идею семинара или мастерской — проект открыт для инициатив снизу. При этом предпочтение в отдается «горизонтальным» форматам, которые предполагают дискуссию и активное вовлечение в нее участников занятий.

Статья основана на книгах Пауло Фрейре «Педагогика угнетенных» и «Education as a Practice of Freedom», книге белл хукс «Teaching to Transgress», а также на фрагменте книги Питера Макларена и эссе Кэролайн Шрусбери.

Паулу Фрейре – Педагогика угнетенных [litres]

  • 80
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Паулу Фрейре – Педагогика угнетенных [litres] краткое содержание

Педагогика угнетенных [litres] – читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Современные движения сопротивления, в первую очередь молодежные, хоть и отражают особенности конкретных ситуаций, в которых возникают, по своей сути демонстрируют озабоченность положением людей как живых существ в мире и их взаимодействие с ним – озабоченность тем, кем являются эти существа и как они существуют. Осуждая цивилизацию потребления, обличая бюрократию всевозможных видов, требуя преобразования университетской системы (изменения жестких принципов общения между студентами и преподавателями и помещения этих взаимоотношений в контекст существующей реальности), выдвигая предложения о трансформации самой реальности, чтобы стало возможным обновление университетов, атакуя старые порядки и традиционные институты в попытке утвердить право людей быть принимающими решения Субъектами, все эти движения воплощают стиль нашей эпохи – скорее антропологичный, чем антропоцентричный.

На протяжении всей книги термином «противоречие» обозначается диалектический конфликт между антагонистичными социальными силами. – Примеч. перев. с португ.

Тот же страх свободы также свойствен и угнетателям, хотя, разумеется, в несколько иной форме. Угнетенные боятся принять свободу – угнетатели боятся потерять «свободу» угнетать.

Цит. по: Гегель Г. В. Феноменология духа. С. 101–103.

Анализируя диалектические взаимоотношения между сознанием хозяина и сознанием угнетаемых им людей, Гегель пишет: «…два противоположных вида сознания: сознание самостоятельное, для которого для-себя-бытие есть сущность, другое – несамостоятельное, для которого жизнь или бытие для некоторого другого есть сущность; первое – господин, второе – раб». Там же, с. 101.

«Действия, направленные на достижение освобождения, обязательно должны включать в себя момент восприятия и волеизъявления. Эти действия как предшествуют этому моменту, так и следуют за ним, поначалу выступая как его пролог, а затем – служа ему, продолжаясь и принося результаты в ходе истории. Однако действия, направленные на доминирование, не всегда подразумевают этот аспект, поскольку структура доминирования поддерживается собственным механическим и бессознательным механизмом». Из неопубликованной работы Хосе Луиса Фиори, который любезно разрешил мне процитировать его слова.

Karl Marx and Friedrich Engels. La Sagrada Familia y otros Escritos. Mexico, 1962. P. 6. (В тексте цитаты курсив автора.)

Лукач Д. Ленин. Исследовательский очерк о взаимосвязи его идей / Пер. с нем. М.: Международные отношения, 1989.

«Материалистическое учение о том, что люди суть продукты обстоятельств и воспитания, что, следовательно, изменившиеся люди суть продукты иных обстоятельств и измененного воспитания, – это учение забывает, что обстоятельства изменяются именно людьми и что воспитатель сам должен быть воспитан» (Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. М.: Изд-во политической литературы, 1955. Т. 3. С. 1–4.

По-видимому, в этом заключается основополагающий принцип «культурной революции» Мао.

Подобную закостенелость не стоит отождествлять с ограничениями, налагаемыми на бывших угнетателей для того, чтобы они не могли восстановить старый порядок угнетения. К ней скорее относится попавшая в стагнацию и обернувшаяся против людей революция, использующая старый бюрократический государственный аппарат подавления (который должен быть кардинальным образом ликвидирован, как не раз подчеркивал Маркс).

Erich Fromm. The Heart of Man. N. Y., 1966. P. 32. (Цит. по: Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992 / Пер. с нем. В. А. Закса. С. 26.)

Читайте также:
Ольга Шишова - биография, личная жизнь, фото, видео

Чтобы более подробно ознакомиться с «властными формами социального контроля», см.: Herbert Marcuse. One-Dimensional Man. Boston, 1964; Eros and Civilization. Boston, 1955.

Слова, сказанные одним крестьянином во время беседы с автором.

См.: Candido Mendes. Memento dos vivos – A Esquerda católica no Brasil. Rio, 1966.

Frantz Fanon. The Wretched of the Earth. N. Y., 1968. P. 52.

The Colonizer and the Colonized. Boston, 1967. P. x.

См. главу 3. – Примеч. перев. с португ.

Слова, сказанные одним крестьянином во время беседы с автором.

Словом асентамьенто (asentamiento) обозначается производственно-хозяйственная единица, использовавшаяся в ходе чилийской экспериментальной аграрной реформы. – Примеч. перев. с португ.

«Крестьянин испытывает почти инстинктивный страх перед хозяином». Из беседы с крестьянином.

См.: Regis Debray. Revolution in the Revolution? N. Y., 1967.

Из беседы с крестьянином.

Разумеется, не открыто: это лишь спровоцировало бы гнев угнетателя и привело бы к еще большему угнетению.

Эти вопросы будут более подробно обсуждаться в главе 4.

Цит. по: Фромм Э. Душа человека. С. 40.

Из незаконченной работы Альваро Виейры Пинту о философии науки. На мой взгляд, процитированный отрывок крайне важен для понимания педагогики постановки проблем (которая будет описана в главе 2). Я выражаю благодарность профессору Виейре Пинту за то, что он дал мне разрешение процитировать его работу до ее публикации.

Simone de Beauvoir. La Pensée de Droite. Aujord’hui (Paris); ST, El Pensamiento político de la Derecha. Buenos Aires, 1963. P. 34.

Это представление соотносится с тем, что Сартр называет «питанием», или «усвоением», которое становится основой обучения, когда знания «скармливаются» ученикам педагогом, чтобы наполнить их. (См. русский перевод статьи Сартра 1939 г.: Сартр Ж.-П. Основная идея феноменологии Гуссерля: интенциональность // Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. Рига, 1988.)

К примеру, некоторые университетские преподаватели в своих списках литературы уточняют, что следует прочесть страницы с 10 по 15, и делают это, чтобы «помочь» своим ученикам!

Паулу Фрейре: Педагогика угнетенных [litres]

Здесь есть возможность читать онлайн «Паулу Фрейре: Педагогика угнетенных [litres]» весь текст электронной книги совершенно бесплатно (целиком полную версию). В некоторых случаях присутствует краткое содержание. год выпуска: 1970, ISBN: 978-5-389-14910-6, издательство: Литагент Аттикус, категория: Философия / sci_pedagogy / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

  • 60
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • Описание
  • Другие книги автора
  • Правообладателям
  • Похожие книги

Педагогика угнетенных [litres]: краткое содержание, описание и аннотация

Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Педагогика угнетенных [litres]»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

Паулу Фрейре: другие книги автора

Кто написал Педагогика угнетенных [litres]? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Возможность размещать книги на на нашем сайте есть у любого зарегистрированного пользователя. Если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Педагогика угнетенных [litres] — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Педагогика угнетенных [litres]», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.

PEDAGOGY OF THE OPPRESSED

(50th Anniversary Edition)

Перевод с английского Ирины Никитиной (предисловия, вступление, гл. 3 и 4, примечания ко всем разделам, послесловие, интервью с современными учеными), Марии Мальцевой-Самойлович (гл. 1 и 2, под редакцией Ирины Никитиной). Если не указано иное, перевод цитат во всех главах – Ирины Никитиной.

© Paulo Freire, 1970, 1993

© Donaldo Macedo, предисловие, 2018

© Ira Shor, послесловие, 2018

© Никитина И. В., Мальцева-Самойлович М. И., перевод на русский язык, 2017

© Издание на русском языке, оформление. ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2018

Книга Фрейре… призывает всех педагогов в целом и критических педагогов в частности выйти за рамки фетишизации методов, которая парализует мышление, новаторство и творчество учителей.

Ноам Хомский, лингвист, публицист, философ

«Педагогика угнетенных» обладает главным критерием классики: эта книга пережила свое время и своего создателя. Ее необходимо прочитать каждому учителю, для которого важна связь между образованием и социальными переменами.

Читайте также:
Чарлз Роберт Дарвин - отзывы, мнение, рейтинг

Стенли Аронович, профессор социологии и культурологии, Городской университет Нью-Йорка

Без сомнений, работа Фрейре вызвала впечатляющий отклик по всему миру. Возможно, он является наиболее влиятельным ученым в сфере образования.

Рамон Флеча, профессор социологии, Барселонский университет

Теория Фрейре по сей день продолжает подталкивать ученых к тому, чтобы они рассматривали все разнообразие личностных и географических нюансов, которые необходимо учитывать, рассуждая об образовании. Фрейре призывает нас смотреть на все критически, особенно работая вместе с другими людьми в контексте сообщества при попытках решить насущные проблемы неравенства. Он также помещает исследования в область повседневной жизни – повседневных реалий, реальных судеб, реальных условий жизни людей, их борьбы и их чаяний – с тем чтобы сделать исследование доступным для людей, с которыми мы работаем и с которыми / про которых пишем эти самые исследования.

Валери Кинлок, декан педагогического факультета, Питтсбургский университет

Посвящается угнетенным и всем тем, кто страдает и сражается вместе с ними

Предисловие к изданию, посвященному пятидесятилетию первой публикации

Не успел Нью-Йорк показать миру бублик стоимостью $1000, как местный ресторатор включил в меню шоколадный пломбир за $27 000, установив рекорд Гиннесса на самый дорогой десерт в мире.

Информационное агентство Reuters, 7 ноября 2007 г.[1]

Для меня великая честь писать предисловие к книге Паулу Фрейре «Педагогика угнетенных» – книге, которая, без сомнения, уже стала классикой, ведь за последние полвека она постепенно завоевывает все большую популярность, по мере того как мир входит в мрачный XXI век. Ведущие интеллектуалы – Ноам Хомский, Зигмунт Бауман, Генри Геру, Арундати Рой, Эми Гудман, Тома Пикетти и другие – не раз взывали к благоразумию жителей нашей планеты, предупреждая о страшных последствиях (в число которых входит отрицание климатических изменений, бесстыдное экономическое неравенство, угроза ядерной катастрофы) гегемонии ультраправых политических сил, которая, если ее не сдерживают левые, может привести к полному исчезновению человечества, каким мы его знаем. Поэтому необходимо не только выбрать другой политический путь, но и учесть, что в его основе должно лежать развитие критического осознания людьми того факта, что они существуют в мире и взаимодействуют с ним – именно на этом положении настаивал Фрейре и именно оно пронизывает его гениальные, проницательные мысли, высказанные в «Педагогике угнетенных». Другими словами, «Педагогика угнетенных» была написана в основном не с целью предложить новую методологию (что противоречило бы представленной автором критике стереотипных моделей образования), а с целью простимулировать развитие освободительного образовательного процесса, который бросает ученикам вызов, призывает их к действию и требует, чтобы при помощи грамотности и критического мышления они учились изменять мир, в котором живут, вдумчиво и критически его оценивая; чтобы они могли выявлять разногласия и противоречия, присущие отношениям между угнетателями и угнетенными, и противостоять им. Таким образом, Фрейре писал «Педагогику угнетенных» в первую очередь с целью пробудить в угнетенных знание, творчество и неугасающую способность к критическому мышлению, которая необходима, чтобы обнажить, демифологизировать и понять отношения власти, которые поставили их в положение маргиналов, и через это осознание положить начало делу освобождения через праксис, который неизменно требует постоянного, непрекращающегося критического размышления и действия. Несмотря на то что в настоящее время все больше педагогов соглашаются с мыслями Фрейре, многие из них, в том числе те, кто придерживается либеральных и прогрессивных воззрений, не обращают внимания на то, что их политический дискурс непоследователен: с одной стороны, они осуждают условия угнетения, а с другой – приспосабливаются к господствующим структурам, которые непосредственно создали эту ситуацию угнетения. К этому вопросу мы вернемся чуть позже.

EduNeo

актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.

Саммари на книгу Пауло Фрейре «Педагогика угнетенных»

Надо сказать, что книга Пауло Фрейре «Педагогика угнетенных» написана в конце 60-хх годов и как замечают некоторые комментаторы, предвосхитила многие вопросы, позже поставленные перед образованием. И на сегодняшний день обозначенные в книге педагогические проблемы приобрели всеобщую актуальность, уже решены или в настоящее время решаются и часто определяют общемировые тенденции в школьном образовании XXI века.

Общеизвестно, что сейчас в педагогике и школьном образовании разных стран идет поиск путей более открытого обучения, которое основано на развитии критического и творческого мышления у детей и взрослых. (В силу большого числа неграмотных людей в Южной Америке середины XX века вопрос о начальном обучении и детей, и взрослых был чрезвычайно важен и актуален для той ситуации).

Для меня особенностью и открытием в этой книге (не сводимой только к педагогике и теории обучения) стал ее социальный манифест, направленный на помощь наиболее бедным и зависимым людям. Являясь бразильцем, критичным и крайне заинтересованным ее гражданином, Пауло Фрейре изыскивал и предлагал пути более справедливого социального порядка.
Источником социально-экономических преобразований П. Фрейре видел не только и не столько действия правительства и иных политических сил. Эти структуры, по мнению автора книги, не заинтересованы в радикальных преобразованиях и истинных реформах. «Движущей силой» должен стать сам низший класс – люди должны прийти к осознанию своего зависимого, угнетенного положения, сформулировать свои проблемы и иметь намерение включится в борьбу за изменения в своей жизни.
Основой для жизни отдельного человека и людей всех социальных слоев и групп П. Фрейре называл диалог. Все реформы и новые правила жизни не должны происходить «сверху». Люди, для улучшения жизни которых предпринимаются (или предполагается, что будут предприниматься) различные меры, должны самостоятельно высказываться и принимать активное участие в улучшении своего положения. Главное, чтобы люди из наибеднейших слоев получали образование, были способны к критическому восприятию окружающих условий и являлись активными субъектами (а не объектами манипулирования) в собственной жизни.
Идея свободного, гуманистического образования в книге связана с общей гуманизацией общества.
Эти явления, по мнению автора книги, взаимосвязаны и имеют между собой взаимное влияние:
1) открытое, основанное на самостоятельном мышлении образование является «ключом» для гуманизации общества;
2) в обществе, в котором закреплены гуманистические нормы и ценности, образование направлено творчество и автономное мышление у учеников.
Педагогический лейтмотив книги – внутренне свободная личность может быть только при условии критического мышления и способности творческого отношения к собственной жизни / судьбе и к миру. Человек, безоговорочно воспринимающий всю информацию, способный только к репродуктивным действиям не может являться свободной личностью, способной к преобразованию мира и поступкам для изменений своего положения в этом мире.

Читайте также:
Стивен Уильям Хокинг (Stephen William Hawking) - отзывы, мнение, рейтинг

П. Фрейре видит устойчивую корреляцию между «строением» познания и личностью, мировоззрением и самоощущением человека. Так человек с «открытым» типом мышлением, не перегруженный догматами и устоявшимися мнениями, способен на личную внутреннюю и внешнюю активность, способен на изменение и переустройство миропорядка. И можно сказать, что образованию принадлежит не только педагогическая, учебная роль.

У школы есть социальная «миссия» – воспитание людей с активной позицией, способных к рассуждению и действию.
Наиважнейшей задачей системы образования и, частности, школы П. Фрейре назвал формирование у учеников критического мышления. Должен произойти отказ от обучения, которое сосредоточено на восприятии и усвоении (запоминании) учебного материала. При такой форме обучения у детей не развиваются аналитические способности и способность подвергать критике информацию и явления общественной жизни.

Форму обучения, при котором от детей требуется воспринимать, усваивать и воспроизводить полученные знания (без критического осмысления и творческой переработки), П. Фрейре назвал «банковской».
Как пишет Фрейре, при «банковской» модели обучения ученикам «скармливают» большие объемы информации без какой-либо ориентации на развитие мыслительной деятельности. Целью «банковского» обучения становится воспроизведение учениками фактов, которые в них «вложил» учитель, а не понимание сути изучаемого. То есть «банковская» модель отвергает и полностью противоположна познавательной активности учеников и не обращается к их способности мыслить самостоятельно. Истинное, верное обучение основано на диалоге между учителем и учеником / учениками. Диалогический тип обучения, при котором ученики проявляют интеллектуальную активность, получило название освободительного.

По вопросу нового типа обучения Паулу Фейре пишет: «Освободительное обучение состоит из актов познания, а не передачи информации. Это ситуация обучения, в которой познаваемый объект (который вовсе не является конечной целью акта познания) служит промежуточным звеном между действующими лицами познавательного процесса – учителем с одной стороны и учениками – с другой. Соответственно, обучение, основанное на постановке проблем, с самого начала требует разрешения противоречия между учителем и учеником. В противном случае диалогические взаимоотношения – необходимое условие, которое лежит в основе взаимодействия между действующими лицами при восприятии одного познавательного объекта, – становятся невозможны».
Основной педагогической технологией освободительного обучения П. Фрейре называет постановку проблем перед учениками.

Обучение по методу постановки проблем базируется на диалогическом общении между учителем и учеником и на способности учеников творчески и деятельно относиться к миру, который, в случае необходимости, подлежит изменениям. Именно в критическом мышлении, творчестве и деятельности автор книги видит залог социальной активности человека и его уход от зависимой, пассивной позиции в сторону активного личностного начала.
В конечном итоге, методика постановки проблем и диалогическое общение в образовании – это и есть освободительное обучение, при котором люди становятся «хозяевами своего мышления» и перестают действовать согласно навязанным штампам и общественным стереотипам. Интеллектуальное и личностное освобождение приводит людей к праксису – действиям и рассуждениям о мире, направленные на его трансформацию.

Книга Пауло Фрейре имеет не только педагогический, но и социально-политический смысл. В ней показана четкая взаимосвязь между стилем и методами обучения и общественным мировоззрением и действиями людей. На примере борьбы с бедностью и низким уровнем жизни автор показал, каким образом с помощью обучения обеспечить позитивные социальные трансформации.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: