Паулу Фрейре, биография, история жизни, факты.

Фрейре, Паулу

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Творчество
  • 3 Сочинения
  • 4 См. также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки

Биография [ править | править код ]

Уроженец семьи среднего достатка из Ресифи (Пернамбуку), Фрейре познал голод и нищету в годы экономического кризиса 1930-х, когда тяжёлое экономическое положение не позволяло ему получить полноценное образование. В 1931 году семья перебралась в Жабоатан-дус-Гуарарапис.

В 1943 году Фрейре поступил в Университет Ресифи. Хотя он учился на юриста, много времени он уделял изучению философии (в особенности феноменологии) и психологии языка. После выпуска он решил не работать по специальности, а стал учителем португальского языка в средней школе. В 1944 году он женился на Эльзе Майе Косте де Оливейре, с которой вместе работал в школе и воспитал пятерых детей.

В 1946 году Фрейре был назначен директором Отдела образования и культуры социальной службы штата Пернамбуку.

Свои идеи о философии образования он изложил в докторской диссертации, защищённой в Университете Ресифи в 1959 году. Там же он преподаёт историю и философию педагогики. В 1961 году Фрейре был назначен директором Департамента культурного развития в Университете Ресифи.

В 1962 году он получает возможность применить свою теорию на практике и обучает 300 неграмотных работников сахарных плантаций читать и писать за 45 дней. После этого бразильское правительство левоцентристского президента Жуана Гуларта одобряет создание тысяч подобных культурных кружков по всей стране.

В 1964 году, после правого военного переворота, диктатура запрещает их деятельность. Фрейре, христианский социалист, симпатизировавший Кубинской революции и левым движениям в стране, был арестован и заключён в тюрьму как «предатель», где находился 70 дней. После изгнания и кратковременного пребывания в Боливии, Фрейре 5 лет работает в Чили на местное христианско-демократическое правительство и ФАО при ООН, в том числе в Чилийском институте аграрных реформ над программой образования взрослых.

В 1967 году Фрейре публикует свою первую книгу «Образование как практика свободы» (англ. Education as the Practice of Freedom ). За которой следует его самая известная книга «Педагогика угнетённых» (порт. Pedagogia do Oprimido , англ. Pedagogy of the Oppressed ), впервые опубликованная в Португалии в 1968 году. В 1970 году книга была переведена на испанский и английский языки. В самой Бразилии книга была издана только в 1974 году в условиях ослабления авторитарного режима.

Проведя год в Кембридже (штат Массачусетс), где он преподавал в педагогической школе Гарвардского университета, Фрейре перебрался в Женеву (Швейцария), где был специальным советником Всемирного совета церквей в вопросах образования. Кроме того, он консультировал левые движения, пришедшие к власти в бывших португальских колониях (в том числе в Мозамбике и Гвинее-Бисау), в области создания образовательных систем и борьбы с неграмотностью.

На родину Фрейре смог вернуться только в 1980 году. Фрейре вступил в Партию трудящихся и отвечал за партийную программу ликвидации неграмотности среди взрослого населения Сан-Паулу с 1980 по 1986 год. Когда ПТ победила на муниципальных выборах 1988 года, Фрейре был назначен секретарём по образованию штата Сан-Паулу.

Творчество [ править | править код ]

Паулу Фрейре работал в области народного образования и занимался философией образования, что позволило объединить не только классические подходы Платона, но и современную марксистскую критику и теорию борьбы с колониализмом. «Педагогику угнетённых» можно рассматривать как развитие или ответ на книгу Франца Фанона «Проклятьем заклеймённые» (фр. Les Damnés de la Terre ), в которой подчёркивается необходимость обеспечения коренного населения таким образованием, которое будет являться одновременно современным (вместо традиционного, патриархального) и анти-колониальным (а не просто насаждением культуры колонизаторов).

Среди представителей различных философских позиций, повлиявших на его мировоззрение, он называл следующие имена: «Сартр и Мунье, Эрих Фромм и Луи Альтюссер, Ортега-и-Гассет и Мао, Мартин Лютер Кинг и Че Гевара, Унамуно и Маркузе».

По мнению Фрейре, диалог не заканчивается двусторонними отношениями между сторонами, поскольку он по-прежнему является частью мирового диалога, чтобы стороны пришли к мировому соглашению, как Фрейре часто говорил. Следовательно, сложно вести диалог между теми, кто выступает за мир и теми, кто против примирения; между теми, кто лишает других права на свободу слова, и теми, кто лишен этого права. [1]

Паулу Фрейре – биография

Краткая информация

  • Семья и детство
  • Образование и работа
  • Грамотность за 45 дней
  • Переворот и изгнание
  • Гарвард и возвращение домой
  • Интересные факты
  • Известные высказывания

Паулу Фрейре совершил настоящий переворот в образовании не только в родной Бразилии, но и в ряде других стран Латинской Америки. Гонимый диктаторским режимом, он боролся с неграмотностью среди населения, поскольку понимал, что это — первый шаг к демократии и лучшей жизни.

Семья и детство

Паулу Фрейре родился в небогатой семье в городке Ресифи. На его детство припал период Большой экономической депрессии в Бразилии, поэтому он прекрасно осознавал, что такое голод и нищета. Когда Паулу было десять, чтобы хоть как-то свести концы с концами, его родители решают переехать в менее дорогой городок Жабоатан-дус-Гуарарапис. Так оказалось, что Паулу успел закончить всего четыре класса, на новом месте в школу он не ходил, зато почти всё своё свободное время проводил с мальчишками, играя в футбол во дворе.

Через три года после переезда, умер его отец, и семья оказалась на грани нищеты. Денег почти не было, Паулу с матерью жили впроголодь. Мальчик понимает: если так будет продолжаться и дальше, ничего хорошего ему не светит. Единственным выходом для него стало образование. Если есть степень — есть шанс вырваться из бедности. И он начал учиться.

Читайте также:
Галилео Галилей - отзывы, мнение, рейтинг

Предметы не давались ему легко. Поскольку он много пропустил, но его рвение учителя оценили.

Образование и работа

В 1943 Паулу поступил на юридический факультет университета родного города Ресифи. Кроме того начал посещать лекции по философии и психологии языка.

Закончив юридический, Фрейре понимает, что эта сфера деятельности — не совсем его. Поэтому, несмотря на то, что его приняли в адвокатскую контору, он идёт в среднюю школу и устраивается там на должность учителя португальского языка. Там же он знакомится со своей будущей женой — Эльзой Майей Косте де Оливейре, которая была его коллегой.

25-летнего Паулу назначают директором в Отделе образования и культуры соцслужбы в штате Пернамбуку. Работа Фрейре главным образом касалась неграмотных бразильцев низшей социальной прослойки. Фрейре сам вышел из бедных людей, поэтому прекрасно понимал, насколько важно для них иметь хотя бы элементарное образование. Кроме того, в то время в Бразилии грамотность была первым условием, которое давало тебе право голоса на выборах.

В 50-х годах Паулу работает над своей докторской диссертацией — он разрабатывает свою философию педагогики

Грамотность за 45 дней

В 1959 году защищает докторскую и начинает преподавать философию педагогики в университете Ресифи. Через два года его назначают директором в Департаменте культурного развития этого же учебного заведения.

В 1962 Фрейре наконец получает возможность испробовать свои исследования на практике. За 45 дней он обучает абсолютно неграмотных рабочих сахарной плантации читать и писать.

Невероятно, но эксперимент был настолько удачным, что все 300 работником получили базовые знания.

После такого успеха правительство, в частности президент страны Жуан Гуларт, даёт добро и в Бразилии начинают создавать учебные кружки, которые работают по методике Паулу Фрейре. Уже в первый год их количество перевалило за тысячу.

Переворот и изгнание

Но система Фрейре в Бразилии просуществовала недолго. В 1964 в стране произошёл военный переворот. Левосторонний Гуларт был сброшен, а следом за ним и все его инициативы пошли прахом, как и методика Паулу Фрейре.

Его самого на два месяца заключили в тюрьму, подозревая в симпатии коммунистическим партиям, ведь Фрейре никогда не скрывал, что поддерживал Кубинской революцию. После заключения, ему намекнули, что в стране он персона нон-грата, и Фрейре вместе с женой и детьми эмигрировал в Боливию. Но надолго там не задержался и переехал в Чили. В этой стране он пять лет сотрудничает с местным правительством, которое придерживалось христиано-социалистических взглядов. Фрейре при поддержке ООН помогает проводить образовательные программы для чилийского аграрного сектора

Параллельно он работает над своей первой книгой, которая увидела мир в 1967. «Образование как практика Свободы» стала настоящим прорывом в латиноамериканских странах. Следом за ней выходит ещё более нашумевшая «Педагогика угнетённых». В 1968 её издают в Португалии, в следующие два года ещё переводят на испанский и английский. В родной Бразилии «Педагогику…» издали лишь в 1974, да и то только потому, что главой страны стал генерал Эрнесто Гейсел и диктаторский режим был немного ослаблен.

Гарвард и возвращение домой

После издания двух книг Фрейре заинтересовались в Гарвардском университете, поэтому пригласили его поработать у них. В 1969 Фрейре едет в Кембридж и следующий год проводит как преподаватель в одном из самых известных университетов США.

После он переезжает в Женеву, где четыре года проработал советником в вопросах образования при Всемирном церковном совете. Его работа заключалась в консультациях бывших колоний Португалии, которые обрели независимость, во всех вопросах, касающихся образовательных реформ. Так он сотрудничал с правительством Гвинеи-Бисау и Мозамбика,

В Бразилию Фрейре вернулся лишь в 1980. Он стал членом Партии трудящихся. Отвечал за программу по ликвидации неграмотности среди взрослых работников до 1986. Когда в 1988 Партия выиграла на выборах, Фрейре стал секретарём по вопросам образования в штате Сан-Паулу.

Умер Паулу Фрейре в 1997 в Сан-Паулу от сердечной недостаточности.

Фрейре, Паулу

Педагогика угнетённых, «банковская» система обучения, критическое сознание, антирепрессивное образование, практика

Питер Макларен, Анри Жиру, Ширли Стейнберг, Антония Дардер, Джеймс Кирыло, Аугусту Боал, Стив Бико

Содержание

Биография

Уроженец семьи среднего достатка из Ресифи (Пернамбуку), Фрейре узнал голод и нищету в годы экономического кризиса 1930-х, когда тяжелое экономическое положение не позволяло ему получить полноценное образование. В 1931 году семья перебралась в Жабоатан-дус-Гуарарапис.

В 1943 году Фрейре поступил в Университет Ресифи. Хотя он учился на юриста, много времени он уделял изучению философии (в особенности феноменологии) и психологии языка. После выпуска он решил не работать по специальности, а стал учителем португальского языка в средней школе. В 1944 году он женился на Эльзе Майе Косте де Оливейре, с которой вместе работал в школе и воспитал пятерых детей.

В 1946 году Фрейре был назначен директором Отдела образования и культуры социальной службы штата Пернамбуку.

Читайте также:
Блез Паскаль - отзывы, мнение, рейтинг

В 1961 году Фрейре был назначен директором Департамента культурного развития в Университете Ресифи. В 1962 году он получает возможность применить свою теорию на практике и обучает 300 работников сахарных плантаций читать и писать за 45 дней. После этого бразильское правительство одобряет создание тысяч подобных культурных кружков по всей стране.

В 1964 году, после правого военного переворота, диктатура запрещает их деятельность. Фрейре, христианский социалист, симпатизировавший Кубинской революции и левым движениям в стране, был арестован и заключен в тюрьму как «предатель», где находился 70 дней. После изгнания и кратковременного пребывания в Боливии, Фрейре работает 5 лет в Чили на правительство и ФАО при ООН. В 1967 году Фрейре публикует свою первую книгу «Образование как практика свободы» (англ. Education as the Practice of Freedom ). За которой следует его самая известная книга «Педагогика угнетенных» (порт. Pedagogia do Oprimido , англ. Pedagogy of the Oppressed ), впервые опубликованная в Португалии в 1968 году. В 1970 году книга была переведена на испанский и английский языки. В самой Бразилии книга была издана только в 1974 году в условиях ослабления авторитарного режима.

Проведя год в Кембридже (штат Массачусетс), где он преподавал в Гарварде, Фрейре перебрался в Женеву (Швейцария), где был специальным советником Всемирного совета церквей в вопросах образования. Кроме того, он консультировал левые движения, пришедшие к власти в бывших португальских колониях (в том числе Мозамбике и Гвинее-Бисау), в области создания образовательных систем и борьбы с неграмотностью.

На родину Фрейре смог вернуться только в 1980 году. Фрейре вступил в Партию трудящихся и отвечал за партийную программу ликвидации неграмотности среди взрослого населения Сан-Паулу с 1980 по 1986 год. Когда ПТ победила на муниципальных выборах 1988 года, Фрейре был назначен секретарём по образованию штата Сан-Паулу.

Творчество

Паулу Фрейре работал в области народного образования и занимался философией образования, что позволило объединить не только классические подходы Платона, но и современную марксистскую критику и теорию борьбы с колониализмом. «Педагогику угнетенных» можно рассматривать как развитие или ответ на книгу Франца Фанона «Проклятьем заклеймённые» (фр. Les Damnés de la Terre ), в которой подчеркивается необходимость обеспечения коренного населения таким образованием, которое будет являться одновременно современным (вместо традиционного, патриархального) и анти-колониальным (а не просто насаждением культуры колонизаторов).

Сочинения

См. также

  • Рая Дунаевская
  • Теология освобождения
  • Антон Макаренко
  • Иван Иллич
  • Питер Макларен

Ссылки

  • The Paulo and Nita Freire International Project for Critical Pedagogy
  • The Paulo Freire Institute at UCLA
  • The Paulo Freire Institute of South Africa
  • Instituto Paulo Freire of Spain
  • Instituto Paulo Freire, Бразилия
  • Paulo Freire Institute, Мальта
  • Paulo Freire Research Center, Финляндия
  • Paulo Freire Freedom School, Аризона
  • Freire Charter School in Philadelphia
  • The Center of Critical Pedagogy, Тель-Авив
  • Политика невозможного Фатима Фрейре в диалоге с Contra File

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Поставить правильное ударение.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Фрейре
  • Фрейре, Оскар

Полезное

Смотреть что такое “Фрейре, Паулу” в других словарях:

Фрейре Паулу — Паулу Фрейре Паулу Фрейре (порт. Paulo Freire, 19 сентября 1921, Ресифи, Бразилия 2 мая 1997, Сан Паулу, Бразилия) бразильский психолог педагог, теоретик педагогики. Содержание … Википедия

Паулу Фрейре — (порт. Paulo Freire, 19 сентября 1921, Ресифи, Бразилия 2 мая 1997, Сан Паулу, Бразилия) бразильский психолог педагог, теоретик педагогики. Содержание … Википедия

Фрейре — Фрейре, Нельсон (Nelson Freire, род. 1944) бразильский пианист. Фрейре, Оскар (род. 1976) испанский велогонщик Фрейре, Паулу (Paulo Freire, 1921 – 1997) бразильский психолог педагог, теоретик педагогики … Википедия

Фрейре, Арнальдо — Арнальдо Фрейре Основная информация Дата рождения … Википедия

Фрейре, Марселину — Марселину Фрейре, ноябрь 2010 Марселину Фрейре (порт. Marcelino Juvêncio Freire, 20 марта 1967, Сертания … Википедия

Боал, Аугусто — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Боал. Аугусто Боал (Augusto Boal) (16 март 1931 2 май 2009) бразильский театральный режиссер, писатель и общественный деятель. Основатель «Театра Угнетенных» … … Википедия

Теология освобождения — Леонарду Бофф один из самых активных сторонников теологии освобождения … Википедия

Диалог — У этого термина существуют и другие значения, см. Диалог (значения) … Википедия

Расовая демократия — Жилберто Фрейре, 1975. Расовая демократия (порт. Democracia racial) термин, иногда используемый для описания межрасовых отношений в Бразилии. Отражает распространенную уверенность в отсу … Википедия

Бразилия (государство) — Бразилия (Brasil), Федеративная Республика Бразилии (República Federativa do Brasil). I. Общие сведения Б. государство в Южной Америке, занимающее восточную и центральную часть материка. Наибольшая протяжённость с С. на Ю. 4320 км, с В. на З.… … Большая советская энциклопедия

Диалогическая педагогика Пауло Фрейре Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бухараева Л.

Текст научной работы на тему «Диалогическая педагогика Пауло Фрейре»

ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ

Л. БУХАРАЕВА, кандидат философских наук

Казанский государственный технический университет

Теоретики и практики образования разных эпох и стран проявляли и проявляют беспокойство относительно асимметричности и неравенства отношений, в которые вступают обучающий и обучаемый. Интерес к достижению равноправных и сбалансированных взаимоотношений в педагогическом процессе выразился в поисках диалоговой или коммуникативной модели образования.

Читайте также:
Алекса́ндр Фле́минг (Alexander Fleming) - отзывы, мнение, рейтинг

В настоящее время диалог и связываемая с ним коммуникативная педагогика представляют собой насыщенное исследовательское поле, охватывающее разнообразные дискурсы, идеи, мнения и аргументации. Они инициированы, в частности, педагогическими размышлениями одного из родоначальников прагматизма Д. Дьюи; концептуальными находками создателей диалогической онтологии М. Бубера, Ф. Ро-зенцвейга, Э. Розенштока-Хюсси; герменевтическими и социологическими изысканиями Г.-Г. Гадамера и Ю. Ха-бермаса; литературоведческими и психологическими открытиями М. Бахтина, А. Ухтомского, Л. Выготского; работами отечественных философов и психологов М. Мамардашвили, В. Биб-лера, Ф. Михайлова, В. Зинченко, В. Давыдова и др. Важное место в этой парадигме занимает бразильский ученый и философ образования Пауло Реглус Невес Фрейре.

Его книги переведены на все основ-

Диалогическая педагогика Пауло Фрейре

ные европейские языки и изданы большими тиражами в странах, в географическом и культурно-историческом отношениях весьма далеких друг от друга (Канада, Италия, Германия, Франция, Аргентина, Мексика, Чили, Уругвай, Япония, африканские страны).

Признание идей П. Фрейре подтверждено многочисленными международными премиями. Наиболее значительные среди них – Премия Рея Балдуино За развитие (Бельгия, 1980), Премия ЮНЕСКО Образование для Мира (1986), Премия Андрее Белло Организации американских государств (1992).

Введенные П. Фрейре в теорию и практику образования понятия и неологизмы органично вошли и функционируют естественным образом в самых разных языках.

Впрочем, и само мышление П. Фрей-ре испытало влияние разнородных интеллектуальных традиций. Диалогическая модель складывалась под воздействием неотомистской концепции интегрального гуманизма Ж. Маритена [1], персонализма Э. Мунье [2], экзистенциализма М. Бубера, неомарксизма А. Грамши и Ю. Хабермаса. Фундаментальные идеи этих мыслителей, творчески переосмысленные П. Фрейре применительно к педагогике, придали ей универсальный характер.

Образовательно-педагогический процесс протекает в противоречивом

взаимодействии двух типов педагогического менталитета и практики: монологического и диалогического. Они образуют суть образовательного пространства.

Этот тезис основывается на онтологическом аргументе: коммуникация есть базис любого взаимодействия и проистекает из антропологической предпосылки о доминантности (субстанциальности) межсубъектности, т.е. общения.

Начиная с экзистенциализма, пришедшего к мысли о гносеологическом равноправии позиций субъектов образования, и интеракционистского понимания любого социального взаимодействия, в том числе образовательного, как процесса и результата интерпретирующих действий его участников и пересечения их намерений и замыслов [3, р. 545-558], стало возможным истолковывать коммуникацию как состояние, точнее, со-бытие, логически предшествующее субъектности.

Подчеркнем, что речь идет именно о логической асимметрии взаимоотношения «межсубъектность – субъект-ность», а не о квази-историческом «рождении» субъектности «из» некоего эмпирического взаимодействия субъектов. Субъектность «возникает» в смысле: коммуникация есть бытийный акт, логически (метафизически) первичный по отношению к субъектности (членам общения). Пользуясь «плодотворной тавтологией», можно определить «межсубъектность» как «общность» [Там же].

Образование имеет своим коммуникативным базисом или диалогическую, или монологическую общность.

Диалогическая общность – это коммуникативный идеал, к которому стремится практический диалог как встреча разнообразных позиций, аргументаций и точек зрения;это уникальное событие – встреча индивидуальных ис-

тин, равно признаваемых всеми участниками . Диалог происходит в точке, которую можно назвать своеобразным «моментом равновесия», гарантирующим цельность и жизненность диало-гирующей группы.

Монологическая общность может быть представлена в качестве аргументированной индивидуальной позиции, выражающей единство сознаний, встречающихся в диалоге как процессе и постоянно-временном результате становления личности. При некоторых условиях «монологическая общность» может означать закрытость, непрозрачность и ограниченность позиции. В этом случае она вызывает к жизни инструментальное образование с манипу-лятивно-марионеточным отношением между обучающим и обучаемым.

Диалогическая общность в образовательном взаимодействии выражается в состоянии, позволяющем подвести человека к осознанию своей еще недостаточности (ничтожности, ущербности) и оказать помощь в освобождении его «сущностных сил». Уместно вспомнить М. Бахтина: «Только сознание того, что в самом существенном меня еще нет, является организующим началом моей жизни из себя (в моем отношении к себе самому)» [4, с. 112]. Индивидуальный опыт в диалогической педагогике есть выход за пределы собственного Я, преодоление себя. Помощь как активное, формирующее педагогическое начало направляет образовательный процесс на создание базовых возможностей для последующего присвоения индивидом структуры и формы знания в соответствии с жизненными и профессиональными целями.

Педагогический метод П. Фрейре разворачивается в антропологической перспективе. Образование понимается как воспроизведение в собственной структуре обучаемого того историчес-

кого процесса, в котором и посредством которого происходит становление человека.

Жизнь – как естественный самопроизвольный поток человеческих переживаний, размышлений и поступков -в образовательно-педагогическом процессе превращается в биографию как осознание и преодоление человеком своей еще недостаточности, «нехватки» и неполноты. Человек творит свою жизнь, трансформируясь из «свидетеля» своей истории в ее «автора».

Центральным понятием педагогического метода Пауло Фрейре выступает консъентизация, понимаемая как встреча сознания с самим собой в утверждении предметного мира и достижении консенсуса в понимании этого мира, а также преодоление сознанием собственных наличных пределов в мире, к которому оно принадлежит. Консъентизация – это присутствие сознания в каждом акте человеческой деятельности (cogito – по Декарту).

Место встречи сознания с самим собой – это мир, принадлежащий всем. Сознание существует между людьми и всегда является сознанием мира. Диалог необходимо присутствует в мире; это не просто исторический продукт, но сама история. Поэтому монологическая позиция как замыкание на себя, изоляция не персонализирует, ибо не социализирует. Созидание человеком самого себя возможно лишь в диалоге, в со-бытии.

Читайте также:
Александр Флеминг, биография, история жизни, причины известности

Консъентизация опирается на про-блематизацию проживаемого человеком мира повседневности. Мир, раскрывающийся перед человеком как некая данность, представляющий собой совокупность «объективных» вещей и процессов, выступающих по отношению к нему в качестве «естественных» объектов, должен быть осознан как проблема. Начав с осознания объекта как проблемы, человек открывает само-

го себя в качестве субъекта, творящего этот мир в своем опыте [5]. Выступая свидетелем своей собственной истории, человек учится идентифицировать себя не только в качестве агента, пассивного начала, подверженного действию объективных сил, но и в качестве актора, конструирующего собственную историю. Педагогический метод П. Фрейре направлен на актуализацию возможностей человека созидать себя в процессе такого рефлексивного анализа – процессе открытия своей самости, формирующем жизненную траекторию.

Консъентизация, таким образом, -не просто узнавание или осознание своего места в историческом процессе, но экзистенциальный выбор того или иного решения, признание и принятие на себя обязательств. Помогая формировать сознание, вырастающее из повседневно проживаемого индивидуумом мира, и проблематизируя этот мир, метод П. Фрейре подводит к пониманию мира как человеческого проекта.

Педагогика Пауло Фрейре исходит из того, что завоевание человеком собственно человеческой формы (позиции в мире) связано с ответственным отношением к слову. Такое отношение и есть результат сложного образовательно-педагогического процесса, понимаемого как диалог, элементарным основанием которого является слово. Слово – не просто инструмент, но источник общения. Слово – это место встречи и признания других сознаний, других личностей и вместе с тем новая встреча с самим собой, признание человеком самого себя.

Учеба, согласно П. Фрейре, – такой же естественный акт, как еда и ходьба. Однако ребенок, юноша, взрослый человек обучаются только тогда, когда это учение приобретает для них личностный смысл, соответствующий их жизненным проектам. Человек обуча-

ется посредством собственного трансформирующего действия, направленного на внешний мир. Человек сам конструирует категории мышления, организующие и изменяющие мир.

Цитата из книги «Учитель – да, тетка – нет»: «Преподаватель должен обучать, это делать необходимо. Но обучать не означает лишь передавать знания. Процесс обучения формируется в качестве такового только при условии, что ему предшествует или развивается параллельно с ним учебное действие, направленное на конструирование содержания объекта, доступного пониманию обучаемого. Таким образом, в процессе обучения обучаемый превращается в производителя и творца знания, которым он должен овладеть» [6, р. 47]. Иначе говоря, образовательный акт должен быть актом переосмысления и реконструкции смыслов.

П. Фрейре, безусловно, опирается на современные конструктивистские теории [5]. Вместе с тем фрейреанский конструктивизм специфичен: каждый знает нечто уникальное и является ответственным субъектом за конструирование своего знания и переосмысление того, чему он обучается.

Антропологический принцип П. Фрейре о равенстве позиций обучающего и обучаемого в образовательном взаимодействии исходит из того, что каждый человек обладает «эксклюзивным» знанием. И учебный процесс – это взаимное обучение, в котором не только обучающий, но и обучаемый делятся своими знаниями. Таким образом, нельзя строго и с абсолютной уверенностью определить, кто является обучающим, а кто обучаемым. Каждый из участников педагогического диалога имеет возможность открывать все новые срезы изучаемого предмета. Образование есть непрерывный процесс со-учения как со-бытия, в котором и обучаемый, и обуча-

ющий изменяются, превращаясь в критически-рефлексивно ориентированных исследователей.

Основными принципами педагогического метода П. Фрейре являются принцип социологического анализа, принцип тематизации и принцип про-блематизации.

Принцип социологического анализа заключается в изучении социо-куль-турного и исторического «измерений» жизни обучаемого, его конкретного жизненного мира. Изучение это не ограничивается сбором первичной социологической информации. Оно прежде всего должно вести к пониманию того, как обучаемый проживает и интерпретирует свою реальность, преодолевая простые констатации (регистрации) фактов своей жизни.

В процессе взаимодействия обучающего с обучаемым определяются ключевые темы, выступающие своеобразной точкой отсчета учебного процесса. Они – идеи и слова, которые Пауло Фрейре называет «temas geradores » – и являются формирующими и организующими учебный процесс темами, позволяющими преодолевать фрагментарность традиционного образования.

Принцип тематизации означает отбор и определение таких ключевых слов. Процесс отбора подчинен трем базовым критериям. Ключевые слова должны, во-первых, исходить из социального контекста обучаемого; во-вторых, предельно широко охватывать социальные, культурные, политические и прочие аспекты реальности, в которую включен обучаемый и, в-третьих, охватывать как можно большее число фонем изучаемого языка.

Работа с ключевыми темами и словами делает возможным рефлексию ограниченности обыденного, «базисного» знания, обусловленную естественной ограниченностью социокультурного контекста жизни обучае-

мых. Педагогическими средствами реализации этой работы являются кодификация (визуализация информации посредством фотографий, картин, текстов) и декодификация ключевых тем и слов и поиск их социального смысла.

Принцип проблематизации означает «вынесение за скобки», редукцию (Гуссерль) первичного, наивного видения реальности, позволяющую преодолеть проживаемый (переживаемый) обучаемым социально-культурный контекст. Проблематизация рождается из осознания недостаточности своего знания и позволяет человеку подойти к этому знанию как проблеме.

Образование для Пауло Фрейре разворачивается как акт познания и, одновременно, акт политический (традиция Фуко, Бурдье). Политическая направленность педагогической теории означает для Пауло Фрейре прежде всего анализ социальной реальности в терминах ее возможной трансформации.

Одним из важнейших «следствий» концепции является поэтому положение о педагогике как практике свободы: высшей целью образования является освобождение человека от отношений угнетения и несправедливости. Таким образом, П. Фрейре обеспокоен установлением не только равноправных, так сказать, горизонтальных отношений субъектов образования и исключением педагогического авторитаризма любой разновидности. Он связывает достижение плодотворного диалога «учитель-ученик» с радикальным изменением общества и достижением такого его состояния, когда каждый человек проявляется в качестве субъекта собственной истории в открытой, непосредственной и прямой форме.

Читайте также:
Дмитрий Менделеев - отзывы, мнение, рейтинг

Основоположения П. Фрейре, как отмечалось выше, перекликаются со многими современными педагогическими теориями. Так, идея диалога, изна-

чально и естественно лежащего в основе образовательного взаимодействия, объединяет П. Фрейре с французским педагогом С. Френе, верившим в способность ученика самому организовать процесс обучения: оба полагают, что обучение чтению слова равнозначно обучению «чтению мира».

Анализ асимметричного отношения между обучающим и обучаемым в учебном процессе, а также понимание учащегося как целостной личности со своими интеллектуальными и эмоционально-чувственными особенностями сближают П. Фрейре с выводами известного психотерапевта К. Роджерса.

Так же, как австрийский философ И. Илиш, П. Фрейре считает, что традиционная школа не имеет будущего, а ее изменение является вопросом одновременно педагогическим и политическим.

Интерес к роли языка в обучении объединяет П. Фрейре с представителями современной аналитической философии. Своеобразная «конгениальность» обнаруживается между ним и отечественным психологом Л. Выготским. Их подход к языку как важнейшему средству развития когнитивных и социальных способностей обучаемого позволяет констатировать фундаментальные изменения в образовании, связанные с глубокими трансформациями современного общества и новыми научными парадигмами их объяснения. Так же, как Л. Выготский, П. Фрейре исходит из наличного внутреннего дискурса обучаемого.

Педагогический метод П. Фрейре близок и идеям Ж. Пиаже о роли действия в образовательном процессе. Оба считают, что обучение возможно лишь тогда, когда изучаемое приобретает личностный смысл. Усиливая эти идеи, П. Фрейре разрабатывает стратегию постановки учебного акта как «открытия» знания.

Требования подготовки личности, органично объединяющей специально-профессиональную и социальную компетентности, адекватно представляющей все жизненно важные проблемы современности и их возможные последствия, можно реализовать только в границах гуманистически ориентированной, диалоговой и «толерантной» модели образования. Существенный вклад в ее разработку внес Пауло Фрейре.

1. Интервью Луиза Алберто Гомеса Соузы, директора Центра статистики религии и социальных исследований, данное автору статьи 12.12.2000 (Рио-де-Жанейро, Бразилия).

2. B. A. Andreola. Emmanuel Mounier et Paulo Freire. Une pédagogie de la personne et de la communauté. Thèse de doctorat. Louvain, Belgique, Faculté de psychologie et des sciences de l’éducation, 1985.

3. F. Kron. Vom Pädagogischen Bezug zur Pädagogischen Interaktion / / Pädagogische Rundschau. – 1986. -№ 40.

4. М. Бахтин. Эстетика словесного творчества. – М., 1979.

5. См. П. Бергер, Т. Лукман. Социальное конструирование реальности. -М., 1995; Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. – Новосибирск, 1995.

6. P. Freire. Professora – sim, Tia -nao. – Rio de Janeiro, 1984.

А. ИВАНОВ, кандидат технических наук

Санкт-Петербургский государственный технический университет

Германия – страна старейших европейских университетов, родина книгопечатания, где любознательный иностранец имеет возможность ознакомиться с последними достижениями в этой области науки и технологий. Изучение и внедрение чужеземных достижений может быть для нас единственно верным путем для скорейшего достижения цели качественного и финансово оправданного выпуска образовательной литературы.

Находясь в командировке в рамках программы академического обмена, я постоянно удивлялся одному факту – для

Культура учебного книгоиздания

Книгопечатня. во многом способствовала возрождению наук, которое, в силу своей исключительности, было названо просто «Возрождением». Выражаясь языком Пантагрюэля, это огромная давильня, откуда для всех брызжет вино знания.

немцев понятие «университетская книга» имеет совсем другое значение, нежели для отечественного вузовского издателя. Более того, они даже не используют его в обиходе, так как при университетах нет издательств. Удалось найти лишь одно издательство, носящее имя университета г. Майнца, которому разрешили его использовать за многочисленные заслуги. В то же время недостатка в образовательной литературе в университетах нет -книгу можно либо заказать в любом из книжных магазинов через компьютер и получить на третьи сутки, либо взять в

«Ученик — не свинья-копилка»: что такое критическая педагогика и почему она всё ещё актуальна

Критическая педагогика — направление в философии образования, создателем которой считают бразильца Паулу Фрейре, автора книги «Педагогика угнетенных». Фрейре был против лекций, призывал отказаться от привычной субординации в классе и верил, что правильно организованное обучение может сделать нас свободными. Рассказываем, чем отличается педагогика Фрейре и как видят образование его многочисленные последователи.

«Культурные кружки» Паулу Фрейре

«Культурные кружки» — так назывались небольшие образовательные инициативы для взрослых крестьян и рабочих, которые в 1960-е годы стали один за другим появляться на северо-востоке Бразилии. В кружках учили преимущественно грамоте и счету: к 1960-м годам больше половины жителей Бразилии, страны, которая несколько сотен лет была колонией Португалии и только в 1888-м отказалась от рабства, оставались неграмотными.

Впрочем, создатель этих кружков, молодой педагог и философ Паулу Фрейре, избегал называть их «уроками грамоты». С одной стороны, потому что многие бразильцы стеснялись того, что не умеют читать и считать: слово «неграмотный» было для них своего рода клеймом, проклятьем. С другой стороны, в кружках учили не только прикладным навыкам. Фрейре ставил перед собой куда более амбициозную задачу: воспитать в своих учениках политическую сознательность и свободу. И в том числе подготовить их к тому, чтобы сознательно голосовать на президентских выборах (тогда на это имели право только грамотные граждане Бразилии).

Читайте также:
Джонас Солк, биография, история жизни, факты.

Фрейре на своем опыте знал, что такое нищета, неграмотность и бесправие: во время экономического кризиса 1930-х его вполне процветающая семья потеряла все. Когда философу было 13, умер его отец, и матери пришлось в одиночестве растить четверых детей.

Фрейре не мог учиться в школе из-за постоянного чувства голода, которое не давало ему фокусироваться на занятиях, и частенько воровал еду из магазинов

К середине 1960-х он уже окончил университет, успел сам поработать в школе, а потом и в государственном ведомстве, связанном с культурой и просвещением. Он начал развивать собственную концепцию того, как должно быть организовано образование, которое может изменить мир к лучшему.

Фрейре мечтал открыть в Бразилии 20 000 «культурных кружков», чтобы охватить всех неграмотных взрослых страны. Его планы прервал военный переворот 1964 года: при новом режиме идеи Фрейре посчитали опасными, а самого его нарекли коммунистом и отправили в тюрьму, где он провел 75 дней.

Почти сразу после освобождения Фрейре покинул Бразилию и больше пятнадцати лет не мог вернуться на родину. Все эти беды, впрочем, не остановили его. Философ работал в Чили, Швейцарии, США, опубликовал несколько книг по педагогике (первую из них он начал писать в той самой бразильской тюрьме) — и создал образовательную систему, последователи которой учат детей и взрослых по всему миру.

Образование — первый шаг к свободе

Слово «критическая» в том, как называли педагогическую систему Фрейре, появилось не случайно: созданная им традиция крепко-накрепко связана с так называемой критической теорией — направлением в социальных науках ХХ века.

«Критической теорией», или «герменевтикой подозрения», называют философское направление, к которому причисляют таких авторов, как Макс Хоркхаймер, Теодор Адорно, Герберт Маркузе, Вальтер Беньямин, Эрих Фромм (и иногда их последователей). Авторов объединяет то, что, смешав идеи марксизма, фрейдизма и гегельянства, они создали ряд концепций, позволяющих осмыслить разные структуры распределения власти, угнетения — и лежащие в их основе идеологии. Исследователи направления критической теории осмысляли в свих текстах истоки фашизма, капиталистическую идеологию, массовую культуру и то, какое «я» (личность, субъективность) формируют идеологии разного рода.

Паулу Фрейре тоже можно назвать сторонником марксистских идей, что хорошо прослеживается в его книгах. Но тут важно не перепутать изначальные идеи Маркса с проектом советского марксизма-ленинизма-сталинизма, который был их очень специфическим, неканоничным прочтением. Кроме работ Маркса, большое влияние на Фрейре оказали идеи латиноамериканского освободительного богословия и лежащий в его основе христианский императив помощи обездоленным.

Как и авторы направления критической теории, Фрейре тоже ставил на первое место проблему идеологии, «ложного сознания», как ее иногда называют в философской литературе. Он искал способы учить и учиться критическому подходу к реальности. Фрейре даже придумал специальный термин — «консайентизация», — чтобы обозначить процесс, когда человек учится видеть социальные, политические и экономические противоречия, в которых живет, различать разные идеологии — и предпринимать действия, которые могут изменить общественную ситуацию (в первую очередь Фрейре говорил о проблеме неравенства).

Что же необходимо сделать, чтобы научить кого-то критически подходить к идеологиям и понимать, как устроено общество?

Какие действия должен предпринять педагог, чтобы произошла «консайентизация»? В первую очередь он должен перестать заставлять учеников зазубривать все то, что сам рассказывает на уроке, или то, что написано в учебнике, считал Фрейре. И предлагал идти дальше: нужно полностью поменять наше отношение к тому, как общаются учитель и ученик и что мы считаем знанием.

Фрейре считал, что в большинстве школ и университетов принят «банковский» метод обучения — когда знающий учитель стремится «вложить» знание в своих учеников. При таком подходе ученик воспринимается как пустая «свинья-копилка», которую надо под завязку заполнить монетками-фактами. При этом само знание не изменяется в процессе обучения — оно лишь передается от одного человека к другому внутри строго иерархичной вертикальной системы. Заученные истины воспринимаются как универсальные и неизменные, хотя многие представления в общественных науках (да и не только) такими совсем не являются. Динамика, постоянное изменение дискуссий в академическом мире как будто полностью исчезает из школ и университетов, где ученикам преподают набор статичных аксиом.

В противовес подобной модели Фрейре предлагал образование, в центре которого стоит совместный поиск решения сложной социальной проблемы, а не готовое знание. Он считал, что учитель должен задавать ученикам вопрос, тему — и дальше вместе с ними, в горизонтальной дискуссии и кооперации, находить ответы (во множественном числе!) и создавать новые идеи.

«Зовите меня варваром в педагогике». Жизнь и принципы педагога и отца пятерых детей Константина Ушинского

В подходе Фрейре ученик воспринимается не как tabula rasa, пустой сосуд, который надо заполнить чем-то полезным, а как живой человек со своим опытом, практическими умениями, идеями и желаниями. Ученик у Фрейре может поделиться чем-то важным с другими учениками и с преподавателем и изменить их взгляд на привычные вещи. Для Фрейре принципиально важным была гуманность образования, внимательное и человечное отношение ко всем его участникам, а не погоня за показателями и фиксированными результатами.

Читайте также:
Ибн Сина, биография, история жизни, творчество

Ученик в концепции Фрейре не пассивный слушатель, а активный участник образовательного процесса, и он же должен участвовать в принятии решений об организации этого процесса. Критические педагоги предлагают вовлекать студентов в учебу на всех уровнях, вплоть до оценивания. Последователи Фрейре обсуждают, как организовать в классе систему вовлеченной валидации, когда студенты обсуждают, дают рекомендации и сами оценивают учебные работы друг друга.

Можно сказать, что Фрейре и другие авторы направления критической педагогики предлагали радикальную демократизацию отношений в учебном классе. Они верили, что учителям нужно отказаться от лекций, от нудного надиктовывания ученикам идей из книг — и перейти к свободному диалогу, к спору, в котором рождается истина.

От теории к практике

Проблемы неравенства и появления новых агрессивных идеологий остаются актуальными практически для любой страны — а значит, по-прежнему актуальна и критическая педагогика, которую продолжают развивать философы и специалисты в области образования по всему миру. Среди последователей Фрейре можно назвать таких авторов, как Питер Макларен, Генри Жиру и белл хукс (тут все правильно, ее имя и фамилия пишутся с маленькой буквы). У критической педагогики появились и новые направления, разные ответвления — например, «феминистская педагогика», цель которой — осмысление гендерного неравенства, в том числе в образовании и науке.

Критики идей Фрейре подчеркивают, что, создав полноценную философию образования, переопределив его цели и ценности, он не смог предложить конкретные методики, которые позволили бы воплощать идеи в жизнь. Из-за этого многие проекты в русле критической педагогики, по сути, провалились: слишком сильно заявленные задачи отличались от того, что на самом деле происходило в классе.

В ответ на эту критику современные критические педагоги придумывают конкретные правила организации работы в классе, которые отвечали бы ценностям Фрейре

Например, для того чтобы организовать живое обсуждение на какую-то спорную тему, современные критические педагоги предлагают следующий формат занятия. Они советуют учителю раздать ученикам небольшие карточки из бумаги или картона и в начале занятия задать дискуссионный вопрос (пример такого вопроса — «Должно ли государство бороться с бедностью?»). Вопрос можно заранее выписать на доску.

Дальше студенты коротко пишут свое мнение на карточках (пока что без развернутой аргументации, только позицию!) и, не подписывая, складывают их в один контейнер. Учитель перемешивает карточки и раздает ученикам в произвольном порядке.

Во второй части занятия ученики по очереди читают текст на попавшихся карточках и приводят аргументы за или против озвученного мнения. Важно, что учитель в процессе не должен настаивать на правильности одной из позиций, хотя и может поделиться своим мнением, которое тоже должен аргументировать. По большей же части роль преподавателя состоит в том, чтобы модерировать дискуссию и помогать ученикам формулировать свои аргументы.

Упражнение учит студентов слушать и воспринимать чужой опыт и иную позицию, а также аргументировать собственную. При этом анонимность позволяет студентам свободно высказаться без страха осуждения со стороны других.

Одновременно с этим в ходе упражнения ученики могут найти единомышленников и всех тех, с кем в дальнейшем смогут продолжить дискуссию и участвовать в совместных проектах. Ведь цель критической педагогики — не только приобретение учениками каких-то знаний и навыков, но в первую очередь создание сообществ из людей, готовых действовать и вместе менять мир. Как сформулировал в одном из своих выступлений Генри Жиру: «Образование — это борьба за то, какое будущее вы хотите для своих детей». Продолжая его мысль, можно сказать, что критическая педагогика предлагает учителю не просто думать о будущем учеников, но и вместе с ними создавать инструменты, которые позволят им управлять этим будущим и своей собственной судьбой.

В России тоже существует организация, которая работает на основе принципов критической педагогики: это независимый проект «Антиуниверситет» (автор этого текста участвует в его организации). Одна из главных целей Антиуниверситета — создание площадки, где возможен честный диалог о российском обществе и его проблемах, о современной государственной и капиталистической идеологии, о том, как мы видим свое будущее.

Антиуниверситет организован таким образом, что любой желающий может предложить его команде идею семинара или мастерской — проект открыт для инициатив снизу. При этом предпочтение в отдается «горизонтальным» форматам, которые предполагают дискуссию и активное вовлечение в нее участников занятий.

Статья основана на книгах Пауло Фрейре «Педагогика угнетенных» и «Education as a Practice of Freedom», книге белл хукс «Teaching to Transgress», а также на фрагменте книги Питера Макларена и эссе Кэролайн Шрусбери.

Пауло Фрейре

Пауло Фрейре ( 19 сентября 1921 г. в Ресифи , Бразилия – 2 мая 1997 г. в Сан-Паулу ) – бразильский педагог . Он наиболее известен своими усилиями по обучению грамоте, направленным на взрослых из бедных семей, боевой грамотностью , задуманной как способ борьбы с угнетением .

Резюме

  • 1 Биография
    • 1.1 Детство и обучение
    • 1.2 Семейная жизнь
    • 1.3 Ранняя карьера
    • 1.4 Государственный переворот в апреле 1964 г.
    • 1.5 Изгнание
    • 1.6 Секретарь образования
    • 1.7 Смерть
  • 2 Перспективы работы
  • 3 книги
  • 4 призы и отличия
  • 5 Библиография
  • 6 Примечания и ссылки
  • 7 См. Также
    • 7.1 Статьи по теме
    • 7.2 Внешние ссылки
Читайте также:
Нильс Бор, биография, история жизни, факты из жизни

биография

Детство и обучение

Его родители очень рано прививали ему важность диалога и уважения к выбору других, которые он применяет в своем педагогическом подходе. Несмотря на первоначальное финансовое благополучие, его буржуазные родители пострадали от последствий Великой депрессии, а молодой Фрейре страдал от голода. Именно тогда он решил посвятить свою жизнь борьбе с голодом.

Когда семейная ситуация поправилась, он поступил в университет Ресифе изучить закон , философию и психологию в языке . Во время учебы он подрабатывал учителем португальского языка. Он читал Карла Маркса и работы католических интеллектуалов, таких как Жак Маритен и Жорж Бернанос , которые повлияли на него в его педагогической философии.

Семейная жизнь

В 1944 году он женился на Эльзе Оливейре, учительнице начальных классов. У них пятеро детей (Мадалена, Кристина, Фатима, Хоаким, Лутгардес), что побуждает его сосредоточить свое внимание на образовательных теориях .

Старт перевозчика

Несмотря на юридическое образование, он читает книги по педагогике, философии и социологии образования. Как только он поступил в бар, он начал работать специалистом по социальной помощи, а затем директором департамента образования, культуры и социальной работы штата Пернамбуку. Эта должность позволяет ему контактировать с беднейшими городскими центрами. Он разрабатывает новые способы обмена с обездоленными, что позволяет ему заложить основы своей педагогической диалектики образования взрослых. Он ведет семинары и читает курсы в Университете Ресифи, в котором в 1959 году получил докторскую степень.

В 1960-е годы Бразилия была неспокойной. Различные социалистические, студенческие, популистские, профсоюзные и христианские движения стремятся достичь своих социально-политических целей. Фрейре становится директором департамента Университета Ресифи и разрабатывает программу обучения грамоте взрослых для тысяч крестьян на северо-востоке страны. Волонтеры реализуют эту программу по всей стране.

Социальная и образовательная приверженность Фрейре возрастает с годами. В 1958 году он представил доклад « Образование взрослых и маргинальные группы населения: проблемы Мокамбо», в котором были представлены новшества в отношении непрерывного образования для взрослых. По его словам, это образование должно быть основано на обучении чтению и письму применительно к повседневному опыту учащихся. Согласно Фрейре, чтение и письмо больше не должны выступать в качестве культурных инструментов господства. Таким образом, он настаивает на устранении иерархической структуры образования, которая способствует доминированию учителя над его учениками как посредством силы, так и знаний. С демократической точки зрения образование должно осуществляться вместе с человеком. Для выполнения этой функции учащиеся и учителя должны взаимодействовать, сотрудничать, участвовать, принимать решения и нести в вопросах образования как социальную, так и политическую ответственность. Написанный в необычной форме отчет помогает каталогизировать его как прогрессивного педагога.

Фрейре и его сотрудники представляют повседневную политическую жизнь через чтение и письмо, тем самым отходя от традиционного способа обучения чтению и письму, то есть деконтекстуализированного и инструментального. Они считают, что каждый гражданин должен принимать участие в принятии политических решений. Таким образом они привлекают внимание бедных и пробуждают надежду на улучшение их жизни. Крестьяне начинают избавляться от присущего им безразличия и фатализма, но крупные землевладельцы и военные не одобряют эту реформу.

Переворот в апреле 1964 г.

В Апрель 1964 г. , государственный переворот свергает правительство, и все прогрессивные движения ликвидируются. Пауло Фрейре оказывается за решеткой за «подрывную» деятельность. В течение 70 дней его безжалостно допрашивали. Это было триггерное событие, которое побудило его взяться за написание произведения « Образование» как на практику свободы . Там он анализирует причины неудачных политических изменений в Бразилии. Вскоре после этого правительство выслало его в Чили , где он проработал пять лет по программе обучения грамоте. В то время ЮНЕСКО признала усилия Чили по искоренению неграмотности .

В конце 1960-х Фрейре соприкоснулся с другой культурой: студенческими восстаниями, борьбой за интеграцию чернокожих и противодействием Вьетнамской войне в Соединенных Штатах . Он является приглашенным профессором Центра исследований в области образования и развития Гарвардского университета . Эти волнения являются откровением для Фрейре: он понимает, что репрессии и исключение обездоленных из политической и экономической жизни не ограничиваются странами третьего мира . Это заставляет его расширить свое определение третьего мира, которое больше не является географическим, а очень политическим.

Изгнание

С 1970 по 1980 год Фрейре вместе с семьей уехал в изгнание в Женеву . Он работал во Вселенском совете церквей, и его квартира стала одним из мест встреч и дискуссий теоретиков теологии освобождения, левых и христианских политических движений. Его посещают Дом Элдер Камара , Лизаньяс Масиэль, Мануэль да Консейсау и многие другие лидеры общественного мнения того времени.

Именно в Женеве, в конце своего визита в Соединенные Штаты в 1974 году, он написал свою самую известную работу: Pédagogie des opprimés (en) . Образование представлено как путь, ведущий к свободе в два этапа. Первый происходит, когда люди осознают свое угнетение и меняют свое положение. Второй вызывает постоянный процесс культурного действия, способствующего эмансипации.

Женева и Всемирный совет церквей становятся платформой, с которой Фрейре путешествует по миру, чтобы распространять свои идеи и поддерживать образовательные программы в новых независимых странах Азии и Африки , особенно в Гвинее-Бисау и Мозамбике .

Читайте также:
Галилео Галилей, биография, история жизни, факты

В 1980 году по приглашению своей страны он вернулся из ссылки. Из-за общественных беспорядков он не может вернуться в Университет Ресифи. В результате он преподает в Папском университете Сан-Паулу . Этот период политического поворотного момента в Бразилии также является поворотным моментом в его карьере. Страна теперь признает и ценит его идеи, и теперь Фрейре контролирует разработку социально-образовательной политики; наконец, он активно участвует в политической и институциональной жизни.

Секретарь по образованию

В 1989 году он стал министром образования в мэрии Сан-Паулу . Он возглавляет школьную реформу в крупнейшем городе страны, в котором находится две трети школ страны. За два с половиной года он попытался коренным образом преобразовать муниципальную школьную систему. В этом контексте он стремится улучшить школы и их образовательную и образовательную инфраструктуру, повысить заработную плату учителей и обновить учебные программы. Он применяет свои концепции к менеджменту и администрации, предлагая своим сотрудникам действовать на основе взаимной ответственности и демократического коллегиального участия .

Смерть

Покинув свой пост, он вернулся в Папский университет и сосредоточился на письме и чтении. Чтобы отпраздновать свое 70-летие, он отправился в Нью-Йорк по приглашению исследовательской группы в области образования. Он умер через несколько дней после публикации своей последней книги «Педагогика автономии» .

Перспективы работы

Его главная книга – это, несомненно, « Педагогика противников» , в которой изложены его идеи о грамотности, образовании взрослых и политическом аспекте образования.

Этот бразилец из Пернамбуку (один из 26 штатов Бразилии) вдохновляет прогрессивных педагогов во всем мире, в школах и университетах, а также в союзах и группах католической молодежи и взрослых. Ее концепция образования также влияет на программы обучения грамоте взрослых и женские организации.

Некоторые из принципов Фрейре сегодня используются в широком политическом спектре, от левых политических организаций до организационного и управленческого развития, что демонстрирует действительную универсальность также вне конкретного политического контекста.

Таким образом, крайне левые организации используют концепции Фрейре для организации таких методов обучения и политических дебатов, которые позволяют менее подготовленным активистам, тем, кто не учился и мог принять участие, выражать свое мнение. См. Конфискацию речи на собраниях опытными активистами.

В области управления идеи Фрейре приходят в нужный момент, чтобы сопровождать переход от механистического индустриального общества к обществу знаний, где коллективный разум играет первостепенную роль в преодолении растущей сложности .

Работает

  • Образование: практика свободы , Париж, издания du Cerf, (1967) (написано в 1964 году)
  • Педагогика угнетенных, Издания Масперо, 1974 (написано на португальском языке в 1968 году)
  • Письма в Гвинею-Бисау о грамотности: идет эксперимент , предисловие Генриана де Шапонэ , перевод с португальского Альфреда Эрве-Гайера, Париж, редактор Франсуа Масперо , 1978
  • Pedagogia da Esperança, Paz e Terra, Сан-Паулу, 1992 г.
  • Пауло Фрейре ( перевод с португальского Жан-Клода Ренье), Педагогика автономии , Тулуза, изд. Эрес, 2013 , 166 с. ( ISBN978-2-7492-3637-7 и 2749236371 , OCLC829991518 )
  • (ru) Пауло Фрейре ( пер. Майра Бергман Рамос, преф. Доналдо П. Маседо), « Педагогика угнетенных: издание 30-й годовщины» , Нью-Йорк, Continuum, 2000 г. , 180 с. ( ISBN0-8264-1276-9 и 978-0826412768 , OCLC852728232 ) .

Награды и признание

Библиография

  • Клермон Готье ( реж. ) И Морис Тардиф ( реж. ), « Педагогика: теории и практики от античности до наших дней» , Монреаль, Ж. Морен, 2005 г. , 2- е изд. , 398 с. ( ISBN2-89105-899-2 и 9782891058995 , OCLC251189161 ) .
  • Перекресток знаний и практики вокруг Пауло Фрейре , семинар ЮНЕСКО 2002–2003 гг.
  • Ирен Перейра , Пауло Фрейре, педагог угнетенных , Либерталия, колл. “Никакой другой школы”, 2017 г. , 171 с. .
  • Определение и принципы сознания , Жизель Амплеман, Лоррейн Годро, Клод Лароз, Луиза Лебёф и Дениз Вентелу, 1994.http://www.cqc.qc.ca/ (см. Cahiers de la Conscientisation) [1]
  • Идея и развитие Паоло Фрейре , Колетт Умбер, 1994.http://www.cqc.qc.ca/ (см. Cahiers de la Conscientisation) [2]
  • Роберта Клэр, «Паоло Фрейре», в Перечне христианских педагогов / католических педагогов , изд. Школа богословия Талбота
  • Pedagogia de autonomia, Sao Polo, Paz e Terra, 1996 (опубликовано на французском языке в 2006 году в выпусках Eras под названием: педагогика автономии)
  • Pédagogie des opprimés, La Découverte editions, 1982, книга, которая больше не издается, но доступна в формате PDF здесь

Примечания и ссылки

  1. ↑ В Шотландии, активист « Солидарности» Гэри Фрейзер, в статьях в шотландской социалистической прессе.
  2. ↑ Дорье Р., Мут К., Как использовать сложность – Инструменты, отношения и навыки для развития, jobindex media ag, 2010
  3. ↑Le Temps , стр. 15.
  4. ↑ Паоло Фрейре, « Презентационная страница французской книги » , 2006 г.
  5. ↑ Паоло Фрейре, « Презентация книги » , 1982 г.

Смотрите также

Статьи по Теме

  • Аугусто Боаль
  • Театр угнетенных
  • Системная внебольничная терапия

Внешние ссылки

Внешние ссылки должны быть ссылочными сайтами в предметной области . Желательно – если это интересно – указать эти ссылки как источник и удалить их из текста статьи или из раздела «Внешние ссылки» .

О других проектах Викимедиа:

Институты за пределами Европы

  • Коллектив по повышению осведомленности в Квебеке
  • https://www.youtube.com/watch?v=pSyaZAWIr1I
  • Образовательный портал
  • Портал Бразилии
  • Портал Пернамбуку

Паулу Фрейре — об авторе

Информация

Биография

Уроженец семьи среднего достатка из Ресифи (Пернамбуку), Фрейре познал голод и нищету в годы экономического кризиса 1930-х, когда тяжелое экономическое положение не позволяло ему получить полноценное образование. В 1931 году семья перебралась в Жабоатан-дус-Гуарарапис.

Читайте также:
Альберт Эйнштейн, биография, история жизни, причины известности

В 1943 году Фрейре поступил в Университет Ресифи. Хотя он учился на юриста, много времени он уделял изучению философии (в особенности феноменологии) и психологии языка. После выпуска он решил не работать по специальности, а стал учителем португальского языка в средней школе. В 1944 году он женился на Эльзе Майе Косте де Оливейре, с которой вместе работал в школе и воспитал пятерых детей.

В 1946 году Фрейре был назначен…

Уроженец семьи среднего достатка из Ресифи (Пернамбуку), Фрейре познал голод и нищету в годы экономического кризиса 1930-х, когда тяжелое экономическое положение не позволяло ему получить полноценное образование. В 1931 году семья перебралась в Жабоатан-дус-Гуарарапис.

В 1943 году Фрейре поступил в Университет Ресифи. Хотя он учился на юриста, много времени он уделял изучению философии (в особенности феноменологии) и психологии языка. После выпуска он решил не работать по специальности, а стал учителем португальского языка в средней школе. В 1944 году он женился на Эльзе Майе Косте де Оливейре, с которой вместе работал в школе и воспитал пятерых детей.

В 1946 году Фрейре был назначен директором Отдела образования и культуры социальной службы штата Пернамбуку.

Свои идеи о философии образования он изложил в докторской диссертации, защищённой в Университете Ресифи в 1959 году. Там же он преподаёт историю и философию педагогики. В 1961 году Фрейре был назначен директором Департамента культурного развития в Университете Ресифи.

В 1962 году он получает возможность применить свою теорию на практике и обучает 300 неграмотных работников сахарных плантаций читать и писать за 45 дней. После этого бразильское правительство левого президента Жуана Гуларта одобряет создание тысяч подобных культурных кружков по всей стране.

В 1964 году, после правого военного переворота, диктатура запрещает их деятельность. Фрейре, христианский социалист, симпатизировавший Кубинской революции и левым движениям в стране, был арестован и заключен в тюрьму как «предатель», где находился 70 дней. После изгнания и кратковременного пребывания в Боливии, Фрейре 5 лет работает в Чили на местное христианско-демократическое правительство и ФАО при ООН, в том числе в Чилийском институте аграрных реформ над программой образования взрослых.

В 1967 году Фрейре публикует свою первую книгу «Образование как практика свободы» (англ. Education as the Practice of Freedom). За которой следует его самая известная книга «Педагогика угнетенных» (порт. Pedagogia do Oprimido, англ. Pedagogy of the Oppressed), впервые опубликованная в Португалии в 1968 году. В 1970 году книга была переведена на испанский и английский языки. В самой Бразилии книга была издана только в 1974 году в условиях ослабления авторитарного режима.

Проведя год в Кембридже (штат Массачусетс), где он преподавал в педагогической школе Гарвардского университета, Фрейре перебрался в Женеву (Швейцария), где был специальным советником Всемирного совета церквей в вопросах образования. Кроме того, он консультировал левые движения, пришедшие к власти в бывших португальских колониях (в том числе в Мозамбике и Гвинее-Бисау), в области создания образовательных систем и борьбы с неграмотностью.

На родину Фрейре смог вернуться только в 1980 году. Фрейре вступил в Партию трудящихся и отвечал за партийную программу ликвидации неграмотности среди взрослого населения Сан-Паулу с 1980 по 1986 год. Когда ПТ победила на муниципальных выборах 1988 года, Фрейре был назначен секретарём по образованию штата Сан-Паулу.

Библиография

Фрейре написал более 20 книг об образовании, педагогике и схожих темах.

Cultural action for freedom.
Education for critical consciousness.
Conscientization.
Education, the practice of freedom.
Pedagogy in Process: The letters to Guinea-Bissau.
The politics of education: culture, power, and liberation.
Literacy: reading the word & the world.
Freire for the classroom: a sourcebook for liberators teaching.
Teachers as intellectuals: towards a critical pedagogy of learning.
Cultural wars: School and society in the conservative restoration 1969–1984.
Pedagogy of the Oppressed.
Pedagogy of the city.
Learning to Question: A Pedagogy…

Фрейре написал более 20 книг об образовании, педагогике и схожих темах.

Cultural action for freedom.
Education for critical consciousness.
Conscientization.
Education, the practice of freedom.
Pedagogy in Process: The letters to Guinea-Bissau.
The politics of education: culture, power, and liberation.
Literacy: reading the word & the world.
Freire for the classroom: a sourcebook for liberators teaching.
Teachers as intellectuals: towards a critical pedagogy of learning.
Cultural wars: School and society in the conservative restoration 1969–1984.
Pedagogy of the Oppressed.
Pedagogy of the city.
Learning to Question: A Pedagogy of Liberation.
Pedagogy of Hope: Reliving Pedagogy of the Oppressed.
Mentoring the mentor : a critical dialogue with Paulo Freire.
Pedagogy of the heart.
Pedagogy of freedom: ethics, democracy and civic courage.
Politics and education.
Teachers as cultural workers: letters to those who dare teach.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: