Парменид, биография, история жизни, факты

Парменид – биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация.

ПАРМЕНИД (ок. 515 – ок. 445 до н. э.), древнегреческий мыслитель, основоположник элейской (элеатской) школы. С Парменида “началась философия в собственном смысле этого слова” (Гегель).

Парменид, сын Пирета, родился в г. Элее, греческой колонии на юге Италии. Принадлежал знатному и богатому роду. Слушал Анаксимандра, был знаком с Ксенофаном, но стал учеником малоизвестного пифагорейца Аминия, человека бедного и праведного, который обратил его к жизни уединенного мыслителя. По смерти учителя Парменид воздвиг ему усыпальницу как герою. Созерцательная жизнь не мешала Пармениду участвовать в политических делах и даже установить такие законы в Элее, что “власти ежегодно брали с граждан клятву оставаться верными законам Парменида” (Плутарх).

Парменид стал основоположником элейской школы, одного из важнейших философских направлений классической эпохи. К этой школе относят Ксенофана, ближайших учеников Парменида Зенона и Мелисса, а также и Эмпедокла, Анаксагора, Левкиппа.

Сочинение Парменида, традиционно называемое “О природе”, написано гекзаметром, как эпическая поэма. Противоречие поэтической формы, метафорического, насыщенного мифологическими образами языка и предельно отвлеченной теоретической тематики, требующей сухой, сугубо логической трактовки, с древности вызывало нарекания и недоумение. Но именно эпический ритм речи, передающий вековечное равномерное вершение всегда целиком пребывающего бытия, эпическая отстраненность, позволяющая мысленно усмотреть каждый, сколь угодно драматический эпизод существования в неколебимой полноте бытия, сами собой наводят слух и воображение на мысль, способную охватить то неизменное бытие, к которому обращено мыслящее внимание Парменида.

Сохранившиеся части поэмы позволяют различить в ней три главных раздела: пролог, в котором красочно описывается стремительный бег колесницы, переносящей юношу-Парменида как бы на край света; первая часть (Истина), в которой Богиня открывает путнику, как единственно может и должно мыслиться бытие в его безошибочной истинности; вторая часть (Мнение), где наиболее правдоподобным образом описывается строй двоящегося и двусмысленного мира, в котором привычно живут смертные.

Учение

Парменид описывает исходное положение мысли, ищущей истину, по сказочному образцу путника на перекрестке, решающему, каким путем идти. Первым отвергается блуждание по истоптанным тропам “многоопытной привычки”, в путанице и распутице обыденной жизни, среди условных наименований, общепринятых мнимостей и двусмыслиц. Неистинность мира повседневной жизни коренится в его противоречивости: ни о чем здесь нельзя решить, есть оно или не есть, но все всегда как-то и есть и не есть одновременно. Истина же требует решительного различения есть от не есть. Отсюда решающее суждение Парменида: есть либо бытие, либо небытие, третьего не дано. Учение Парменида – исток онтологического обоснования законов логики.

Вторым решением отвергается путь в небытие, никуда не ведущий, т. е. просто не-путь, беспутица. Здесь нечего искать, ибо нет искомого, что можно было бы иметь в виду (мыслить) и о чем можно было бы говорить. Отсюда первое основоположение Парменида: есть только бытие, небытия нет.

Остается путь, ведущий к бытию, очищенному от всякой примеси небытия. Путь, указуемый бытием, содержит много указаний о самом бытии. Оно не рождается (из небытия) и не гибнет (в небытие), не разичается в себе, не изменяется, не протекает во времени, а все целиком сразу единое и неделимое пребывает в покое, замкнутое в себе и отделенное от небытия нерушимыми пределами. Бытие у Парменида не теряется в неопределенной беспредельности (как у Мелисса), а схватывается мыслью в полноте присутствия, вместе с пределами, что передается образом сферы, шара бытия в ночи небытия. Парменид формулирует основание греческой онтологии вообще: бытие всего сущего (всего и каждого) заключено в пределах – в форме, виде, образе (ср. платоновские эйдос и идею).

Сущее усматривается собранным в полноту и единство бытия не чувственным, а умным взором, мыслью. Бытие как таковое присутствует в мысли. Пределами, отделяющими бытие от небытия, бытие граничит также с мыслью, охватывающей (понимающей) его. Напротив, мысль, блуждающая в сомнительном мире, собирается в понимающий ум, сосредоточиваясь на единственно мыслимом (однозначном, неизменном, определенном), на бытии. Мысль наставляется на путь тем самым мыслимым бытием, к которому путь прокладывает. Путь к бытию есть поэтому и путь мысли к самой себе, мыслить значит мыслить что-то. Отсюда второе основоположение Парменида: то же самое мысль и то, о чем она. Определенность понимания находится в определенности понимаемого. Это значит: сама возможность речи, говорящей о чем-то, и мысли, имеющей что-то в виду, уже предполагает бытие в парменидовском смысле.

Анализ условий истинного бытия позволяет установить точные начала неточного мира, царства мнений, дополнительного к царству истины. Истинное бытие едино и неизменно, обманчивое же бытие изменчивого мира обязано тому, что смертные допустили некое бытие небытия, установив в качестве начал две противоположные формы: свет (огонь) бытия и ночь (холод) небытия. Отсюда Парменид развертывает вариант космогонии, большая часть которой не сохранилась.

Парменид: биография, мысли и вклады

Содержание:

  • биография
  • Политическая жизнь
  • Влияния
  • Мысль (философия)
  • Способы достижения знаний
  • Разум как основа восприятия
  • Быть чем-то вечным
  • Неделимость
  • Концепция Arche
  • Пьесы
  • О природе
  • Взносы
  • Развитие элейской школы
  • Философские дискуссии
  • Материализм
  • Влияние на философию отрицания
  • Ссылки

Элея Парменид (514 г. до н.э.) был досократическим философом, который основал элейскую школу и считался отцом метафизики. Его учения и вклады были восстановлены из фрагментов его основной работы. О природе. Кроме того, это повлияло на мышление Платона и Аристотеля.

Парменид думал, что движение, изменение и разнообразие существующих вещей были лишь чем-то очевидным и что существует только вечная реальность («Существо»). Речь идет о принципе «все едино».

биография

Нет никаких полностью достоверных записей, подтверждающих день рождения Парменида, хотя считается, что этот греческий философ родился около 515 года до нашей эры. Есть и другие интерпретации, указывающие на то, что Парменид родился ближе к 540 году до Рождества Христова.

Читайте также:
Ансельм Кентерберийский, биография, история жизни

Эти данные напрямую связаны с датой основания Элеи, поскольку даты, связанные с этими древними персонажами, в свою очередь, были связаны с датами создания городов. Что касается конкретно Элеи, считается, что этот город был основан между 540 и 530 годами до нашей эры.

В любом случае можно сказать, что Парменид родился в Элее, месте, расположенном на побережье Кампании, к югу от нынешней Италии.

Известно, что его семья была богатой и что он жил в привилегированном положении; некоторые записи указывают на то, что его отца звали Пирес. Члены его семьи занимали дворянские должности, поэтому с самого раннего возраста он был связан с различными аспектами политической сферы, составлявшей его контекст.

Парменид был учеником Ксенофана, философа, который считается в истории первым мыслителем, который рассмотрел неизвестное о Боге и его значение; Вот почему он считается первым богословом в истории.

Политическая жизнь

Как ученик Ксенофана, Парменид находился в непосредственном контакте с управлением политической ситуацией в городе Элея, даже принимая активное участие в различных изменениях и предложениях.

Парменид приезжал с конкретными предложениями в области законодательства в свою родную Элею, даже некоторые источники указывают, что именно он писал законы этого города. Это имеет смысл, потому что Парменид происходил из могущественной и влиятельной семьи, поэтому он смог получить доступ к этим властным позициям.

Очень скоро жители этого города приветствовали предложения Парменида, так как считали, что именно он создал атмосферу изобилия, процветания и гармонии, существовавшую в Элее в то время.

Его видение в этом смысле оказало такое положительное влияние на граждан, что даже появился термин, связанный с образом жизни Парменида: «Парменидская жизнь». Эта концепция стала идеалом, которого хотели достичь жители Элеи.

Влияния

Несмотря на отсутствие точной информации об этом персонаже, есть записи, указывающие на то, что Парменид, возможно, был учеником Анаксимандра Милетского, греческого географа и философа, который оставался заместителем Фалеса и следовал его учениям.

Точно так же возможно, что Парменид следовал учению Аминиаса, пифагорейца. Есть даже информация, свидетельствующая о том, что Парменид построил жертвенник Аминию после своей смерти.

У этого греческого философа тоже были ученики; К ним относятся Эмпедокл Агридженто, который был врачом и философом, а также Зенон, который был лишь немного моложе Парменида и также родился в Элее.

Вместе с Зеноном Парменид отправился в Афины, когда ему было 65 лет, и есть определенные записи, указывающие на то, что, находясь там, Сократ слышал его речь.

По словам греческого историка Плутарха, политик Перикл также постоянно посещал его уроки и очень интересовался его учением. Считается, что Парменид умер в 440 году до нашей эры.

Мысль (философия)

Философия Парменида имеет вполне рациональный подход, что сделало его одним из первых философов, подошедших к мышлению, основанному на разуме.

Один из основных столпов мысли Парменида состоит в том, что реальное существо может быть воспринято только через разум, а не через чувства. Другими словами, к истинному знанию можно получить эффективный и правдивый доступ только через рациональность, а не через ощущения.

Благодаря этой концепции считается, что Парменид был философом, породившим идеализм, предложенный Платоном. Согласно Пармениду, бытие постоянно и уникально. Этот философ указывает, что внутреннее противоречие препятствует мысли, направленной на поиск бытия.

Способы достижения знаний

Мысль Парменида подчеркивает, что есть два пути достижения знания; путь истины, называемый Алетия; и способ мнения, называемый докса.

Парменид устанавливает, что единственный путь к знанию – это первый путь, и указывает, что второй путь полон противоречий и знаний, которые не реальны, но только кажутся.

Способ мнения берет начало в небытии; то есть в нереальных, ложных элементах, которых не существует. Согласно Пармениду, идти по пути мнения означает принимать небытие, то, что он считает неуместным.

Вместо этого путь истины постоянно стремится обратиться к бытию, дать ему имя и придать ему необходимое значение. В связи с этим Парменид указывает, что это единственный способ приблизиться к настоящему знанию. Итак, философ утверждает, что мысль и реальность должны сосуществовать в гармонии, без каких-либо противоречий и возражений.

Разум как основа восприятия

По мнению Парменида, следует рассматривать только восприятие, основанное на разуме, то есть те, которые позволяют подходить к знанию более плодотворно.

Парменид указал, что когда восприятие реагирует на чувства, можно будет достичь только дестабилизирующих элементов, потому что они лишь отражают контекст, который находится в постоянной трансформации.

Итак, реальность, показанная в результате восприятия посредством органов чувств, на самом деле не существует, это иллюзия. Это всего лишь видимость реальности, но не о реальности как таковой.

Быть чем-то вечным

Парменид также устанавливает, что понятие бытия обязательно связано с представлением о вечности. Аргумент, объясняющий это, состоит в том, что если существо трансформируется во что-то еще, тогда его больше нет, оно перестает быть, поэтому оно становится небытием, а это невозможно.

Затем, согласно Пармениду, бытие никоим образом не изменяется и не трансформируется, а просто есть, всегда одно и то же во всей своей протяженности и строении.

Что касается рождения бытия, Парменид размышляет над этим, устанавливая, что бытие не могло быть создано, потому что это подразумевает, что было время, когда его не существовало, а если чего-то не существует, то это не так.

Читайте также:
Дэвид Юм, биография, история жизни, факты.

Напротив, Парменид дает бытию вечный, нетленный, устойчивый характер, который не может родиться или умереть, потому что это означало бы, что этого не должно быть.

Неделимость

Точно так же, согласно Пармениду, бытие неделимо. Для этого философа разделение подразумевает существование пустоты; то есть небытия. По этой причине невозможно быть делимым, но его следует рассматривать как единое целое.

Чтобы объяснить эту концепцию, Парменид определяет бытие как сферу, в которой все пространства составлены из одного и того же предмета, имеют одинаковый размер и одинаковые составные элементы. Таким образом, его можно рассматривать как нечто неразделимое и равное себе во всех сферах.

Еще один важный элемент этой сферы – ее ограниченность. Парменид устанавливает, что существуют пределы, охватывающие бытие, как следствие представления о том, что бытие не подвержено изменениям и трансформациям, но соответствует единице.

Концепция Arche

В течение многих лет греческие философы размышляли о происхождении всего сущего и назвали этот изначальный элемент архе. Каждый философ связывал эту архею с определенным элементом: для одних это был единственный активатор, а для других – соединение элементов.

Для Парменида арха была не внешним элементом, а самой способностью быть, существовать, что было общей характеристикой всех существ. Этот подход был новаторским, поскольку другие интерпретации арха были подвержены влиянию внешних элементов, исходящих от природы.

Вместо этого Парменид предложил определить происхождение вещей, одинаковое для всех существ, с гораздо более рационального видения, оставив в стороне традиционное натуралистическое видение того времени.

Итак, Парменид указал, что все существующее есть; с другой стороны, то, что не существует (например, темнота или тишина), не существует. Согласно Пармениду, то, что существует, вечно и неисчерпаемо, и это не может происходить из небытия, в основном потому, что оно не существует.

Факт «бытия» подразумевает, что все единицы бытия равны; Парменид утверждал, что только небытие может отличаться друг от друга, потому что это то, что создает разрывы и прерывания внутри себя. Бытие не может создать эти разрывы, потому что тогда оно станет небытием.

Более того, Парменид установил, что существо, по сути, не может двигаться или изменяться, потому что это было бы небытием. По этой причине этот философ считает бытие неизменным.

Пьесы

О природе

Единственным известным произведением Парменида была его философская поэма под названием «О природе». В этом стихотворении Парменид затрагивает различные темы, такие как бытие, истина, происхождение богов и сама природа.

Самым большим нововведением поэмы стала методология ее аргументации, которую Парменид тщательно разработал. В своем аргументе Парменид провел обсуждение принципов, которые устанавливают конкретные аксиомы и преследуют их последствия.

Взносы

Развитие элейской школы

Среди его вкладов было развитие элейской школы. Там Парменид был вовлечен в философскую деятельность, пытаясь найти причины, объясняющие способ каталогизации этого существа на основе идей этой школы.

В то время как одни авторы утверждают, что Парменид был основателем элейской школы, другие утверждают, что истинным основателем был Ксенофан. Тем не менее, существует консенсус, что Парменид является наиболее представительным философом этой школы.

Философские дискуссии

Среди вкладов Парменида можно отнести его критику Гераклита, который выразил принципы трансформации и проиллюстрировал, что не существует неподвижного существа, которое оставалось бы таким же.

Согласно Пармениду, Гераклит сделал все невозможным, когда говорил о том, что все течет и ничего не остается. Эта дискуссия между досократиками была одним из столпов развития философии, и многие авторы все еще работают над этими идеями.

Материализм

Парменид в своем творчестве развивает идеи, близкие к материализму и способствовавшие развитию этого направления мысли.

Соображения Парменида о движении и постоянстве бытия классифицируются некоторыми как идеи материализма. Это основано на том факте, что эти идеи отрицают иллюзорный мир изменений и движения и сосредотачиваются на материальном, существующем и неподвижном.

Влияние на философию отрицания

Некоторые философы основывают свою работу на том, что они считают отрицанием Парменида чувственного мира. Это соображение привело к развитию идеалистической философии, несмотря на то, что это отрицание не выражено буквально в творчестве Парменида.

Различные интерпретации того, как он написал свое стихотворение »О природеОни уверяют, что Парменид не только отрицал существование пустоты как физической пустоты, но и отрицал существование чувственного мира как такового.

Парменид биография, мысль и вклад

Парменид Элеа (514 г. до н.э.) был до-сократовским философом-основателем элейской школы и считался отцом метафизики. Его учения и вклады были реконструированы из фрагментов его основной работы О природе. Кроме того, повлияли мысли о Платоне и Аристотеле.

Парменид думал, что движение, изменение и разнообразие существующих вещей были только чем-то очевидным и что существовала только вечная реальность («Я»). Речь идет о принципе, что «все одно».

  • 1 Биография
    • 1.1 Политическая жизнь
    • 1.2 Влияния
  • 2 Мысль (философия)
    • 2.1 Пути достижения знаний
    • 2.2 Разум как основа восприятия
    • 2.3 Быть чем-то вечным
    • 2.4 Неделимость
  • 3 Концепция архе
  • 4 Работы
    • 4.1 О природе
  • 5 вкладов
    • 5.1 Развитие элейской школы
    • 5.2 Философские дискуссии
    • 5.3 Материализм
    • 5.4 Влияние на философию отрицания
  • 6 Ссылки

биография

Нет надежных свидетельств, свидетельствующих о дне рождения Парменида, хотя считается, что этот греческий философ родился около 515 г. до н.э. Существуют и другие интерпретации, которые указывают, что Парменид родился примерно в 540 году до нашей эры..

Эти данные напрямую связаны с датой основания Елеа, потому что даты, связанные с этими древними символами, были в свою очередь связаны с датами создания городов. Что касается Элеи в частности, считается, что этот город был основан между 540 и 530 годами до нашей эры..

Читайте также:
Пьер Абеляр, биография, история жизни, факты.

В любом случае, можно сказать, что Парменид родился в Элеа, месте, расположенном на побережье Кампании, к югу от современной Италии..

Известно, что его семья была богатой, и что он жил в привилегированном положении; некоторые записи указывают, что его отца звали Пирес. Члены его семьи занимали дворянские должности, поэтому с юных лет были связаны с различными аспектами политического поля, которые составляли их контекст.

Парменид был учеником Ксенофана, философа, которого в истории считают первым мыслителем, который рассмотрит тайну Бога и ее значение; по этой причине он считается первым богословом в истории.

Политическая жизнь

Будучи учеником Ксенофана, Парменид был в непосредственном контакте с управлением политической ситуацией в городе Елеа, он был активным участником нескольких изменений и предложений..

Парменид приехал, чтобы сделать конкретные предложения в области законодательства в своей родной Элее, даже некоторые источники указывают, что он был тем, кто написал законы этого города. Это имеет смысл, потому что Парменид происходил из влиятельной и влиятельной семьи, поэтому он мог иметь доступ к этим властным позициям..

Очень скоро жители этого города положительно оценили предложения Парменида, так как считали, что именно он создал атмосферу изобилия, процветания и гармонии, существовавшую в то время в Элеа..

Его видение в этом отношении оказало такое положительное влияние на граждан, что даже возник термин, связанный с образом жизни Парменида: «Жизнь Парменида». Эта концепция стала идеалом, которого жители Элеи хотели достичь.

влияет

Несмотря на отсутствие точной информации об этом персонаже, есть записи, которые указывают на то, что Парменид мог быть учеником Анаксимандра Милета, греческого философа и географа, который оставался вместо Фалеса и следовал его учению..

Кроме того, возможно, что Парменид следовал учению Аминия, пифагорейца. Есть даже информация, свидетельствующая о том, что Парменид построил жертвенник для Аминии после его смерти..

У этого греческого философа также были ученики; среди этих выдающихся Эмпедоклов Агридженто, которые были доктором и философом, а также Зенон, который был лишь немного меньше, чем Парменид, и который также родился в Элеа.

Вместе с Зеноном Парменид отправился в Афины, когда ему было 65 лет, и есть некоторые записи, свидетельствующие о том, что, находясь там, Сократ слышал, как он говорил.

По словам греческого историка Плутарха, политик Перикл также постоянно ходил на уроки и очень интересовался его учением. Предполагается, что Парменид умер в 440 году до нашей эры..

Мысль (философия)

Философия Парменида имеет довольно рациональный подход, что сделало его одним из первых философов, который подошел к разумному мышлению.

Одним из главных столпов мысли Парменида является то, что реальное существо может быть воспринято только разумом, а не чувствами. То есть, только рациональное знание может быть доступно эффективным и правдивым путем рациональности, а не ощущений..

Благодаря этой концепции считается, что Парменид был философом, породившим идеализм, предложенный Платоном. Согласно Пармениду, существо постоянно и уникально. Этот философ указывает, что внутреннее противоречие мешает направленной мысли к поиску бытия.

Пути достижения знаний

Мысль Парменида подчеркивает, что есть два пути достижения знания; путь истины, называемый Алетейя; и образ мышления, называется Doxa.

Парменид утверждает, что единственный способ достичь знания – это первый путь, и указывает, что второй путь полон противоречий и знаний, которые не реальны, а лишь кажутся.

У мышления есть отправная точка в небытии; то есть в элементах, которые не реальны, не истинны, которые не существуют. Согласно Пармениду, принятие пути мнения подразумевает принятие небытия, которое считается неуместным.

С другой стороны, путь истины постоянно стремится относиться к бытию, называть его и придавать ему всю необходимую важность. Из-за этого Парменид указывает, что это единственный способ приблизиться к реальным знаниям. Затем философ утверждает, что мысль и реальность должны сосуществовать гармонично, без каких-либо противоречий и возражений..

Разум как основа восприятия

Для Парменида следует учитывать только восприятие, основанное на разуме, которое позволяет нам более плодотворно подходить к знаниям..

Парменид указал, что когда восприятие реагирует на чувства, можно будет достичь только дестабилизирующих элементов, потому что они отражают только постоянно меняющийся контекст.

Итак, реальность, которая проявляется в результате восприятия через чувства, на самом деле не существует, это иллюзия. Это просто видимость реальности, но не о реальности как таковой.

Быть как что-то вечное

Парменид также утверждает, что понятие бытия обязательно связано с понятием вечности. Аргумент, объясняющий это, заключается в том, что если существо превращается во что-то другое, то оно перестает существовать и перестает существовать, поэтому оно становится небытием, а это невозможно.

Итак, согласно Пармениду, бытие никоим образом не изменяется и не трансформируется, а просто всегда одинаково во всем своем расширении и строении..

Что касается рождения существа, Парменид размышляет над этим, устанавливая, что существо не могло быть создано, потому что оно подразумевает, что было время, когда оно не существовало, и если что-то не существует, оно не.

Напротив, Парменид предлагает существу вечный, нетленный, устойчивый характер, который не может родиться или умереть, потому что это будет означать, что он перестанет быть.

неделимость

Точно так же, согласно Пармениду, бытие неделимо. Для этого философа разделение подразумевает существование пустоты; то есть небытия. Следовательно, невозможно, чтобы существо было делимым, но оно должно рассматриваться как единое целое.

Чтобы объяснить эту концепцию, Парменид определяет бытие как сферу, в которой все пространства состоят из одинаковых, имеют одинаковый размер и одинаковые составляющие элементы. Тогда его можно рассматривать как нечто, что невозможно отделить и которое равно себе во всех его областях..

Читайте также:
Эдмунд Гуссерль - отзывы, мнение, рейтинг

Другим важным элементом этой сферы является ее ограничение. Парменид утверждает, что существуют пределы, которые охватывают бытие, как следствие понятия, что бытие не подвержено изменениям и трансформациям, но соответствует единству.

Arjé concept

В течение многих лет греческие философы размышляли о происхождении всех вещей, и этот оригинальный элемент назывался арже. Каждый философ связывал эту архе с определенным элементом: для одних это был один активатор, а для других – соединение элементов.

Для Парменида арка была не внешним элементом, а той же способностью существовать, что было общей характеристикой всех существ. Этот подход был новым, учитывая, что другие интерпретации арха были подвержены внешним элементам, исходящим от природы.

Вместо этого Парменид предложил определить происхождение вещей, одинаковое у всех существ, с гораздо более рациональной точки зрения, оставив в стороне традиционное натуралистическое видение того времени..

Затем Парменид указал, что все, что существует; С другой стороны, то, чего не существует (например, тьма или тишина), не существует. Согласно Пармениду, то, что существует, является вечным и неисчерпаемым, и это не может происходить из небытия, в основном потому, что оно не существует.

Факт «бытия» подразумевает, что все единицы бытия равны; Парменид утверждал, что только небытие может отличаться друг от друга, потому что именно оно создает разрывы и прерывания внутри себя. Бытие не может создать эти разрывы, потому что тогда оно станет небытием.

Кроме того, Парменид установил, что существо, по сути, не может двигаться или изменяться, потому что тогда это будет небытием. Поэтому этот философ считает, что существо является неизменным.

завод

О природе

Единственным известным произведением Парменида была его философская поэма под названием “О природе». В этом стихотворении Парменид рассматривает различные проблемы, такие как бытие, истина, происхождение богов и сама природа..

Величайшей новинкой поэмы была методология ее аргументации, которую Парменид разработал со строгостью. В своем аргументе Парменид сделал обсуждение принципов, которые устанавливают конкретные аксиомы и преследуют их последствия.

взносы

Развитие элейской школы

Среди его вкладов было развитие элейской школы. Там Парменид стал вовлеченным в философскую деятельность, которая пыталась дать причины, объясняющие способ каталогизации существа из идей этой школы..

В то время как некоторые авторы утверждают, что Парменид был основателем элеатской школы, другие утверждают, что именно Ксенофан был истинным основателем. Тем не менее, существует общее мнение, что Парменид является наиболее представительным философом этой школы.

Философские дискуссии

Среди вклада Парменида можно считать его критиков Гераклиту, который выразил принципы трансформации и показал, что не было неподвижного существа, которое осталось прежним.

Согласно Пармениду, Гераклит сделал все невозможное, когда говорил, что все течет и ничего не осталось. Эта дискуссия среди досократиков была одним из столпов развития философии, и многие авторы до сих пор работают над этими идеями..

материализм

Парменид в своей работе развивает идеи, близкие к материализму, что способствовало развитию этого направления мысли..

Соображения Парменида о движении и постоянстве бытия каталогизируются некоторыми как идеи материализма. Это основано на том факте, что эти идеи отрицают иллюзорный мир перемен и движения и фокусируются на материальном, существующем и недвижимом.

Влияние на философию отрицания

Некоторые философы основывают свою работу на том, что они считают отрицанием разумного мира Парменидом. Это соображение привело к развитию идеалистической философии, хотя это отрицание не выражено буквально в работе Парменида.

Различные интерпретации того, как он написал свое стихотворениеО природе«Они утверждают, что Парменид не только отрицал существование пустоты как физического вакуума, но и отрицал существование разумного мира как такового.

Парменид – биография

Краткая информация

  • Биография
  • О бытии
  • Мир после Парменида

Как и все другие досократики (философы, творившие до Сократа), о Пармениде сохранилось мало сведений. В то далекое время философия и поэзия переплетались друг с другом в едином процессе творения. Поэт был философом, а философ – поэтом. Парменид был поэтом и философом, потому что искал единый принцип, который лежит в основании вселенной. Он был не одинок в своих поисках. Гераклит и Фалес, Анаксимандр и Ксенофан пытались увидеть Единое во множестве и объяснить причины Сущего. Но Парменид не просто проповедовал то, что было открыто ему в размышлениях. Он первым попытался убедить своих оппонентов, заложив основу искусству доказательства. Было бы заблуждением считать, что античный мир был благосклонен к своим мудрецам. Поиск единого принципа неминуемо означал подрыв авторитета местных богов и их жрецов. Анаксагора едва не казнили за то, что он объявил звезды раскаленными камнями. Великому философу пришлось покинуть город. Афины были просвещенным и вольнолюбивым городом, но именно здесь был казнен Сократ, обвиненный в безбожии.

Биография

Мы не знаем, преследовали ли Парменида за его убеждения. Мы вообще мало что знаем о его жизни. Родом он был из Великой Греции (так назывался юг Италии, где расплодились греческие колонии), из города Элеи. Платон утверждает, что Парменид родился в 475 году, был знатного рода и написал законы для родного города. Среди его учителей – ученик Пифагора Аминий и Ксенофан, основатель апофатического определения бога. Его (Ксенофана) идеями впоследствии воспользовался Платон, Аристотель и христианские богословы. Последние многому научились у язычников. Парменид был слишком талантливым учеником Ксенофана, потому что взял от него лучшие идеи, но истолковал их по-своему. Но не Ксенофану, а Аминию воздвигает Парменид святилище.

Платон написал диалог, озаглавленный «Парменид», который ничего общего не имеет с тем, о чем учил Парменид. Согласно этому произведению, престарелый философ, сопровождаемый своим учеником Зеноном, беседует с молодым Сократом в Афинах на любимую Платоном тему – об идеях. Платон любил излагать свои мысли, вкладывая их в уста других людей, чаще всего, Сократа. Именно поэтому его диалоги могут служить источником для анализа философии Платона, но никак не биографий и мировоззрения тех исторических персонажей.

Читайте также:
Иммануил Кант, биография, история жизни, творчество

Об учении Парменида мы знаем из его поэмы «О природе», которая фрагментарно дошла до наших дней, благодаря древним авторам Сексту Эмпирику и Симпликию. Введение этой поэмы представляет собой аллегорию, которая так нравилась античным и средневековым поэтам и философам. Прекрасные девы приглашают Перменида в колесницу, которая влечет его ввысь. Образ колесницы будет использоваться впоследствии как символ восхождения души в античной и европейской мистике. В чертогах некоей богини ему предстоит пройти через врата, которые открываются после того, как девы произносят заклинание (символ шифра). Ворота со скрипом раскрываются, и Парменида встречает богиня, которая ласково и благосклонно приглашает его в свои чертоги. Она собирается рассказать философу истину и мнение смертных. На этом месте первый сохранившийся фрагмент сочинения обрывается.

Парменида называют первым материалистом. Он взял от своего учителя Ксенофана атрибуты, который тот создал для описания единого бога. Странным выглядит то, что Парменид использовал прием мистического восхождения (в данном случае, образ колесницы) для своей нерелигиозной концепции. Не менее этого удивляет поэтическая форма изложения философских взглядов, ведь философы уже отличались от поэтов тем, что писали прозой, хотя и применяли образность.

О бытии

Другой, более обширный фрагмент, содержит учение Парменида о бытии. Истинное бытие, по мнению автора, шарообразно. Речь идет не о форме бытия, а о его онтологическом содержании, хотя, возможно, именно шаром он и представлял вселенную. Для греков шар служил идеальной фигурой, и для Парменида он – символ совершенства. Итак, богиня открыла ему, что бытие вечно, не рождалось и не умрет. Оно самодостаточно и совершенно, неподвижно и телесно. Все изменения, происходящие внутри этого бытия, не затрагивают его сущности, то есть, фактически ничего не происходит. Здесь он спорит с Гераклитом, утверждавшим, что все меняется и что в одну реку нельзя зайти дважды. Бытие не бесконечно, однако философ не уточняет, что же находится за его пределами.

Парменид отвергает идею рождения бытия из ничего. Это кажется ему абсурдом, и он апеллирует к разуму и опыту своего читателя – разве может нечто само по себе вырасти из пустоты?! Но Парменид отвергает и другую точку зрения: что мир – это небытие. В этом случае вся наша жизнь и наше мышление не существует или не имеет смысла. Интересны не аргументы философа, которые достаточно примитивны, но его попытки доказать свою позицию. Кроме того, отсюда мы узнаем о знакомстве греков с буддийской концепцией майи, утверждающей, что бытия не существует. Этой точки зрения придерживался Горгий из Леонтин, младший современник Парменида.

Поэтический текст философа обильно усыпан противоположностями, хотя он и не признает противоположность «бытие-небытие». Своему пути истины он противопоставляет путь мнений, то есть, мнение обычных людей, не просвещенных откровением свыше. Сфера чувственного и не может быть описана иначе, чем в простых, понятных ребенку терминах. Но и бытие имеет свою диалектическую пару, и называется она необходимостью. Это то, что не дает ему развалиться на куски и уйти в небытие. Впервые в истории философии, хоть и в мифологической форме, Парменид говорит о некоей внутренней необходимости бытия, указывая тем самым на законы физического мира.

Мир после Парменида

Противопоставляя истинный путь профанному восприятию окружающей действительности, философ указал на разделение между чувственным и рациональным мышлением. Прибегая к логической необходимости, он, по мнению некоторых исследователей, открывает принцип непротиворечия, поскольку его бытие не может одновременно быть и не быть. Налицо метод убеждения Парменида, который позже получил название reductio ad absurdum, то есть, доказательство несостоятельности точки зрения оппонента путем выявления противоречивых следствий этой точки зрения. Рассуждая о бытии, Парменид ищет свой абсолютный принцип, а значит, восходит к абстракции или идее. Поэтому идеалистическая тенденция в творчестве философа не менее важна, чем его материалистическое понимание мира. Из Элейской школы Парменида вырастает Платон. Из Платона вырастает Аристотель, хотя он и спорит с учителем. Из Платона и Аристотеля вырастает христианское богословие во всей своей сложности и красоте.

Мы ничего не знаем о смерти философа, хотя наговорил (и написал) он не на одну смертную казнь. Возможно, Элея была не таким ханжеским городом, как тогдашние Афины. А может быть, Парменид не торопился рассказывать о своих идеях первому встречному, как это делал Сократ. И поэтому умер своей смертью, дожив до почтенного возраста. Перед нами первая небожественная теория реальности в истории мысли. Критерием истины Парменид назвал разум – так говорит античный историк Диоген Лаэрций, а вслед за ним русский историк античности Алексей Лосев. Европейская философия состоит из множества кирпичей, и чем ближе кирпич к основанию, тем важнее его значение. Парменид и его вера в разум является тем фундаментом, без которого прекрасное здание нашей культуры мысли выглядело бы иначе.

ПАРМЕНИД: БИОГРАФИЯ, МЫСЛИ И ВКЛАДЫ – ФИЛОСОФИЯ – 2021

Парменид Элейский (514 г. до н.э.) был досократическим философом, основавшим элеатскую школу и считавшимся отцом метафизики. Его учения и вклады были восстановлены из фрагментов его основного труда «О природе». Кроме того, это повлияло на мышление Платона и Аристотеля.

Парменид думал, что движение, изменение и разнообразие существующих вещей были только кажущимися и что существует только вечная реальность («Существо»). Это принцип «все едино».

Читайте также:
Готфрид Вильгельм Лейбниц - отзывы, мнение, рейтинг

Бюст Парменида, греческого философа

биография

Нет полностью достоверных записей, свидетельствующих о дне рождения Парменида, хотя считается, что этот греческий философ родился около 515 г. до н.э. Есть и другие интерпретации, указывающие на то, что Парменид родился около 540 г. до н.э.

Эти данные напрямую связаны с датой основания Элеи, поскольку даты, связанные с этими древними персонажами, в свою очередь, были связаны с датами создания городов. Что касается конкретно Элеи, считается, что этот город был основан между 540 и 530 годами до нашей эры.

В любом случае, можно сказать, что Парменид родился в Элее, месте, расположенном на побережье Кампании, к югу от того, что сейчас является Италией.

Известно, что его семья была богатой и что он жил в привилегированном положении; некоторые записи указывают на то, что его отца звали Пирес. Члены его семьи занимали дворянские должности, поэтому с самого раннего возраста он был связан с различными аспектами политической сферы, составлявшей его контекст.

Парменид был учеником Ксенофана, философа, который считается в истории первым мыслителем, который рассмотрел неизвестное о Боге и его значение; По этой причине он считается первым богословом в истории.

Политическая жизнь

Как ученик Ксенофана, Парменид находился в непосредственном контакте с управлением политическими ситуациями в городе Элея, даже принимая активное участие в различных изменениях и предложениях.

Парменид приезжал с конкретными предложениями в области законодательства в свою родную Элею, даже некоторые источники указывают, что именно он писал законы этого города. Это имеет смысл, потому что Парменид происходил из могущественной и влиятельной семьи, поэтому он смог получить доступ к этим властным позициям.

Очень скоро жители этого города приветствовали предложения Парменида, так как считали, что именно он создал атмосферу изобилия, процветания и гармонии, существовавшую в Элее в то время.

Его видение в этом смысле оказало такое положительное влияние на граждан, что даже появился термин, связанный с образом жизни Парменида: «Парменидская жизнь». Эта концепция стала идеалом, которого хотели достичь жители Элеи.

Влияния

Несмотря на отсутствие точной информации об этом персонаже, есть записи, которые указывают на то, что Парменид, возможно, был учеником Анаксимандра Милетского, греческого географа и философа, который заменил Фалеса и следовал его учениям.

Точно так же возможно, что Парменид следовал учению Аминиаса, пифагорейца. Есть даже информация, свидетельствующая о том, что Парменид построил жертвенник Аминию после своей смерти.

У этого греческого философа тоже были ученики; К ним относятся Эмпедокл Агридженто, который был врачом и философом, а также Зенон, который был лишь немного моложе Парменида и также родился в Элее.

Вместе с Зеноном Парменид отправился в Афины, когда ему было 65 лет, и есть определенные записи, указывающие на то, что, находясь там, Сократ слышал его речь.

По словам греческого историка Плутарха, политик Перикл также постоянно посещал его уроки и очень интересовался его учением. Считается, что Парменид умер в 440 году до нашей эры.

Мысль (философия)

Философия Парменида имеет довольно рациональный подход, что сделало его одним из первых философов, подошедших к мышлению, основанному на разуме.

Один из основных столпов мысли Парменида состоит в том, что реальное существо может быть воспринято только через разум, а не через чувства. То есть к истинному знанию можно получить эффективный и правдивый доступ только через разум, а не через ощущения.

Благодаря этой концепции считается, что Парменид был философом, породившим идеализм, предложенный Платоном. Согласно Пармениду, бытие постоянно и уникально. Этот философ указывает, что внутреннее противоречие препятствует мысли, направленной на поиск бытия.

Способы достижения знаний

Мысль Парменида подчеркивает, что есть два пути достижения знания; путь истины, называемый алефией; и способ мнения, называемый докса.

Парменид утверждает, что единственный способ получить знания – это первый путь, и указывает, что второй путь полон противоречий и знаний, которые не являются реальными, но только кажутся.

Способ мнения берет начало в небытии; то есть в нереальных, ложных элементах, которых не существует. По словам Парменида, идти по пути мнения означает принять небытие, то, что он считает неуместным.

Вместо этого путь истины постоянно стремится обратиться к бытию, дать ему имя и придать ему необходимое значение. В связи с этим Парменид указывает, что это единственный способ приблизиться к настоящему знанию. Итак, философ утверждает, что мысль и реальность должны сосуществовать в гармонии, без каких-либо противоречий и возражений.

Разум как основа восприятия

По мнению Парменида, следует рассматривать только восприятие, основанное на разуме, которое позволяет приблизиться к знанию наиболее плодотворным образом.

Парменид указал, что когда восприятие реагирует на чувства, можно будет достичь только дестабилизирующих элементов, потому что они лишь отражают контекст, который находится в постоянной трансформации.

Итак, реальность, показанная в результате восприятия посредством органов чувств, на самом деле не существует, это иллюзия. Это лишь видимость реальности, но не о реальности как таковой.

Быть чем-то вечным

Парменид также устанавливает, что понятие бытия обязательно связано с представлением о вечности. Аргумент, объясняющий это, состоит в том, что если существо трансформируется во что-то другое, то его больше нет, оно перестает быть, поэтому оно становится небытием, а это невозможно.

Затем, согласно Пармениду, бытие никоим образом не изменяется и не трансформируется, а просто есть, всегда одно и то же во всей своей протяженности и строении.

Что касается рождения бытия, Парменид размышляет об этом, устанавливая, что бытие не могло быть создано, потому что это подразумевает, что было время, когда его не существовало, а если чего-то не существует, то это не так.

Читайте также:
Карл Генрих Маркс - отзывы, мнение, рейтинг

Напротив, Парменид дает бытию вечный, нетленный, устойчивый характер, который не может родиться или умереть, потому что это означало бы, что этого не должно быть.

Неделимость

Точно так же, согласно Пармениду, бытие неделимо. Для этого философа разделение подразумевает существование пустоты; то есть небытия. По этой причине невозможно быть делимым, но его следует рассматривать как единое целое.

Чтобы объяснить эту концепцию, Парменид определяет бытие как сферу, в которой все пространства составлены из одного и того же предмета, имеют одинаковый размер и одинаковые составные элементы. Таким образом, его можно рассматривать как нечто неотделимое и равное самому себе во всех своих областях.

Еще один важный элемент этой сферы – ее ограниченность. Парменид устанавливает, что существуют пределы, охватывающие бытие, как следствие представления о том, что бытие не подвержено изменениям и трансформациям, но соответствует единице.

Концепция Arche

Многие годы греческие философы размышляли о происхождении всего сущего и назвали этот изначальный элемент архей. Каждый философ связывал эту архею с определенным элементом: для одних это был единственный активатор, а для других – соединение элементов.

Для Парменида арха была не внешним элементом, а самой способностью быть, существовать, что было общей характеристикой всех существ. Этот подход был новаторским, так как другие интерпретации арха были подвержены внешним элементам, исходящим от природы.

Вместо этого Парменид предложил определить происхождение вещей, одинаковое для всех существ, с гораздо более рационального видения, оставив в стороне традиционное натуралистическое видение того времени.

Итак, Парменид указал, что все существующее есть; с другой стороны, то, что не существует (например, темнота или тишина), не существует. Согласно Пармениду, то, что существует, вечно и неисчерпаемо и не может происходить из небытия, в основном потому, что оно не существует.

Факт «бытия» подразумевает, что все единицы бытия равны; Парменид утверждал, что только небытие может отличаться друг от друга, потому что именно оно создает внутри себя разрывы и прерывания. Бытие не может создать эти разрывы, потому что тогда оно станет небытием.

Более того, Парменид установил, что существо, по сути, не может двигаться или изменяться, потому что в этом случае оно было бы небытием. Следовательно, этот философ считает бытие неизменным.

Пьесы

О природе

Единственным известным произведением Парменида была его философская поэма «О природе». В этом стихотворении Парменид затрагивает различные темы, такие как бытие, истина, происхождение богов и сама природа.

Самым большим нововведением поэмы стала методология ее аргументации, которую Парменид строго разработал. В своем аргументе Парменид провел обсуждение принципов, которые устанавливают конкретные аксиомы и преследуют их последствия.

взносы

Развитие элейской школы

Среди его вкладов было развитие элейской школы. Там Парменид был вовлечен в философскую деятельность, в которой пытался найти причины, объясняющие способ каталогизации этого существа на основе идей этой школы.

В то время как одни авторы утверждают, что Парменид был основателем элейской школы, другие утверждают, что истинным основателем был Ксенофан. Однако существует консенсус, что Парменид является наиболее представительным философом этой школы.

Философские дискуссии

Среди вкладов Парменида можно отнести его критику Гераклита, который выразил принципы преобразования и продемонстрировал, что не существует неподвижного существа, которое оставалось бы таким же.

Согласно Пармениду, Гераклит сделал все невозможным, когда говорил о том, что все течет и ничего не остается. Эта дискуссия между досократиками была одним из столпов развития философии, и многие авторы все еще работают над этими идеями.

Материализм

Парменид в своем творчестве развивает идеи, близкие к материализму и способствовавшие развитию этого направления мысли.

Соображения Парменида о движении и постоянстве бытия классифицируются некоторыми как идеи материализма. Это основано на том факте, что эти идеи отрицают иллюзорный мир изменений и движения и сосредотачиваются на материальном, существующем и неподвижном.

Влияние на философию отрицания

Некоторые философы основывают свою работу на том, что они считают отрицанием Парменида чувственного мира. Это соображение привело к развитию идеалистической философии, несмотря на то, что это отрицание не выражено буквально в творчестве Парменида.

Различные интерпретации того, как он написал свою поэму «О природе», убеждают, что Парменид не только отрицал существование пустоты как физической пустоты, но также отрицал существование чувственного мира как такового.

Парменид: Полнота Бытия и Медитации

Как и все другие досократики (философы, творившие до Сократа), о Пармениде сохранилось мало сведений. В то далекое время философия и поэзия переплетались друг с другом в едином процессе творения. Поэт был философом, а философ – поэтом. Парменид был поэтом и философом, потому что искал единый принцип, который лежит в основании вселенной. Он был не одинок в своих поисках. Гераклит и Фалес, Анаксимандр и Ксенофан пытались увидеть Единое во множестве и объяснить причины Сущего. Но Парменид не просто проповедовал то, что было открыто ему в размышлениях. Он первым попытался убедить своих оппонентов, заложив основу искусству доказательства. Было бы заблуждением считать, что античный мир был благосклонен к своим мудрецам. Поиск единого принципа неминуемо означал подрыв авторитета местных богов и их жрецов. Анаксагора едва не казнили за то, что он объявил звезды раскаленными камнями. Великому философу пришлось покинуть город. Афины были просвещенным и вольнолюбивым городом, но именно здесь был казнен Сократ, обвиненный в безбожии.

Биография

Мы не знаем, преследовали ли Парменида за его убеждения. Мы вообще мало что знаем о его жизни. Родом он был из Великой Греции (так назывался юг Италии, где расплодились греческие колонии), из города Элеи. Платон утверждает, что Парменид родился в 475 году, был знатного рода и написал законы для родного города. Среди его учителей – ученик Пифагора Аминий и Ксенофан, основатель апофатического определения бога. Его (Ксенофана) идеями впоследствии воспользовался Платон, Аристотель и христианские богословы. Последние многому научились у язычников. Парменид был слишком талантливым учеником Ксенофана, потому что взял от него лучшие идеи, но истолковал их по-своему. Но не Ксенофану, а Аминию воздвигает Парменид святилище.

Читайте также:
Аврелий Августин, биография, история жизни, факты.

Платон написал диалог, озаглавленный «Парменид», который ничего общего не имеет с тем, о чем учил Парменид. Согласно этому произведению, престарелый философ, сопровождаемый своим учеником Зеноном, беседует с молодым Сократом в Афинах на любимую Платоном тему – об идеях. Платон любил излагать свои мысли, вкладывая их в уста других людей, чаще всего, Сократа. Именно поэтому его диалоги могут служить источником для анализа философии Платона, но никак не биографий и мировоззрения тех исторических персонажей.

Об учении Парменида мы знаем из его поэмы «О природе», которая фрагментарно дошла до наших дней, благодаря древним авторам Сексту Эмпирику и Симпликию. Введение этой поэмы представляет собой аллегорию, которая так нравилась античным и средневековым поэтам и философам. Прекрасные девы приглашают Перменида в колесницу, которая влечет его ввысь. Образ колесницы будет использоваться впоследствии как символ восхождения души в античной и европейской мистике. В чертогах некоей богини ему предстоит пройти через врата, которые открываются после того, как девы произносят заклинание (символ шифра). Ворота со скрипом раскрываются, и Парменида встречает богиня, которая ласково и благосклонно приглашает его в свои чертоги. Она собирается рассказать философу истину и мнение смертных. На этом месте первый сохранившийся фрагмент сочинения обрывается.

Парменида называют первым материалистом. Он взял от своего учителя Ксенофана атрибуты, который тот создал для описания единого бога. Странным выглядит то, что Парменид использовал прием мистического восхождения (в данном случае, образ колесницы) для своей нерелигиозной концепции. Не менее этого удивляет поэтическая форма изложения философских взглядов, ведь философы уже отличались от поэтов тем, что писали прозой, хотя и применяли образность.

Главные тезисы

Вся философия Парменида (кратко и понятно) может вместиться в три тезиса:

  • существует только бытие (небытия нет);
  • не только бытие существует, но и небытие;
  • понятия бытие и небытие – тождественны.

Впрочем, за истину Парменид признает только первый тезис.

Из тезисов Зенона до наших времен дошло только девять (предполагается, что всего их было около 45). Наибольшую популярность обрели доказательства против движения. Мысли Зенона подвели к необходимости переосмысления таких важных методологических вопросов, как бесконечность и ее природа, соотношение непрерывного и прерывного и других подобных тем. Математики вынуждены были обратить внимание на непрочность научного фундамента, что, в свою очередь, сказалось на стимулировании прогресса в этой научной области. Апории Зенона сопричастны нахождению суммы геометрической прогрессии, являющейся бесконечной.

О бытии

Другой, более обширный фрагмент, содержит учение Парменида о бытии. Истинное бытие, по мнению автора, шарообразно. Речь идет не о форме бытия, а о его онтологическом содержании, хотя, возможно, именно шаром он и представлял вселенную. Для греков шар служил идеальной фигурой, и для Парменида он – символ совершенства. Итак, богиня открыла ему, что бытие вечно, не рождалось и не умрет. Оно самодостаточно и совершенно, неподвижно и телесно. Все изменения, происходящие внутри этого бытия, не затрагивают его сущности, то есть, фактически ничего не происходит. Здесь он спорит с Гераклитом, утверждавшим, что все меняется и что в одну реку нельзя зайти дважды. Бытие не бесконечно, однако философ не уточняет, что же находится за его пределами.

Парменид отвергает идею рождения бытия из ничего. Это кажется ему абсурдом, и он апеллирует к разуму и опыту своего читателя – разве может нечто само по себе вырасти из пустоты?! Но Парменид отвергает и другую точку зрения: что мир – это небытие. В этом случае вся наша жизнь и наше мышление не существует или не имеет смысла. Интересны не аргументы философа, которые достаточно примитивны, но его попытки доказать свою позицию. Кроме того, отсюда мы узнаем о знакомстве греков с буддийской концепцией майи, утверждающей, что бытия не существует. Этой точки зрения придерживался Горгий из Леонтин, младший современник Парменида.

Поэтический текст философа обильно усыпан противоположностями, хотя он и не признает противоположность «бытие-небытие». Своему пути истины он противопоставляет путь мнений, то есть, мнение обычных людей, не просвещенных откровением свыше. Сфера чувственного и не может быть описана иначе, чем в простых, понятных ребенку терминах. Но и бытие имеет свою диалектическую пару, и называется она необходимостью. Это то, что не дает ему развалиться на куски и уйти в небытие. Впервые в истории философии, хоть и в мифологической форме, Парменид говорит о некоей внутренней необходимости бытия, указывая тем самым на законы физического мира.

Вклад в философию

При общности фундаментальных понятий рассуждения Зенона содержали целый ряд дополнительных положений и аргументов, которые он изложил более строго. На многие вопросы Парменид сделал лишь намек, а Зенон смог их подать в развернутом виде.

Учение элеатов направляло мысль на разделение интеллектуального и чувственного познания вещей, изменяющихся, но имеющих в себе особую неизменную составляющую – бытие. Введение понятий «движение», «бытие» и «небытие» в философии, принадлежит именно Элейской школе, основателем которой был Парменид. Вклад в философию этого мыслителя трудно переоценить, хоть его взгляды и не получили слишком много приверженцев.

Читайте также:
Эдмунд Гуссерль, биография, история жизни, факты.

Зато Элейская школа представляет существенный интерес для исследователей, очень любопытна, так как является одной из древнейших, в учении которой философия и математика тесно переплелись.

Мир после Парменида

Противопоставляя истинный путь профанному восприятию окружающей действительности, философ указал на разделение между чувственным и рациональным мышлением. Прибегая к логической необходимости, он, по мнению некоторых исследователей, открывает принцип непротиворечия, поскольку его бытие не может одновременно быть и не быть. Налицо метод убеждения Парменида, который позже получил название reductio ad absurdum, то есть, доказательство несостоятельности точки зрения оппонента путем выявления противоречивых следствий этой точки зрения. Рассуждая о бытии, Парменид ищет свой абсолютный принцип, а значит, восходит к абстракции или идее. Поэтому идеалистическая тенденция в творчестве философа не менее важна, чем его материалистическое понимание мира. Из Элейской школы Парменида вырастает Платон. Из Платона вырастает Аристотель, хотя он и спорит с учителем. Из Платона и Аристотеля вырастает христианское богословие во всей своей сложности и красоте.

Мы ничего не знаем о смерти философа, хотя наговорил (и написал) он не на одну смертную казнь. Возможно, Элея была не таким ханжеским городом, как тогдашние Афины. А может быть, Парменид не торопился рассказывать о своих идеях первому встречному, как это делал Сократ. И поэтому умер своей смертью, дожив до почтенного возраста. Перед нами первая небожественная теория реальности в истории мысли. Критерием истины Парменид назвал разум – так говорит античный историк Диоген Лаэрций, а вслед за ним русский историк античности Алексей Лосев. Европейская философия состоит из множества кирпичей, и чем ближе кирпич к основанию, тем важнее его значение. Парменид и его вера в разум является тем фундаментом, без которого прекрасное здание нашей культуры мысли выглядело бы иначе.

Противоположность взглядов

Гераклиту свойственен путь вопросов, загадок, иносказаний, близость к поговоркам и пословицам греческого языка. Это позволяет философу говорить о сути бытия с помощью смысловых образов, охватывая привычные явления во всем их многообразии, но в едином смысле.

Парменид был явно против тех фактов опыта, которые достаточно хорошо обобщил и описал Гераклит. Парменид целенаправленно и систематически применял дедуктивный метод рассуждения. Он стал прототипом философов, отвергающих опыт в качестве средства познания, а все знания выводились из общих предпосылок, априори существующих. Парменид мог положиться только на дедукцию с разумом. Он признавал исключительно мыслимое познание, отвергая чувственное как источник иной картины мира.

Вся философия Парменида и Гераклита подлежала тщательному исследованию и сопоставлению. Это, по сути, две оппозиционные теории. Парменид говорит о неподвижности бытия в противоположность Гераклиту, утверждающему подвижность всего сущего. Парменид приходит к выводу, что бытие и небытие – понятия тождественные.

Бытие неделимо и едино, неизменяемо и существует вне времени, оно закончено в себе, и лишь оно является носителем истины всего сущего. Именно так утверждал Парменид. Направление в философии Элейской школы не обрело множества приверженцев, однако стоит сказать, что на протяжении всего ее существования она находила своих сторонников. В целом школа дала четыре поколения мыслителей, и лишь позже произошло ее вырождение.

Парменид полагал, что человек скорее поймет реальность, если абстрагируется от изменчивости, образов и разности явлений, а обратит внимание на цельные, простые и неизменные основания. О всей множественности, изменчивости, прерывности и текучести он говорил, как об понятиях, относящихся к области мнения.

Вклад в развитие научной мысли, который принесла античная философия

Парменид дал мощный толчок качественно нового подхода к математическим знаниям. Благодаря его учению и элеатской школе, уровень абстракции математического познания значительно повысился. Более конкретно можно привести пример появления «доказательства от противного», являющегося косвенным. При использовании такого метода отталкиваются от абсурдности обратного. Так математика стала формироваться в качестве дедуктивной науки.

Еще одним последователем Парменида был Мелисс. Интересно, что его считают наиболее близким к учителю учеником. Он не занимался философией профессионально, но считался философствующим воином. Будучи адмиралом Самосского флота в 441–440 годах до н. э., он победил афинян. Но его дилетантская философия была сурово оценена первыми греческими историками, особенно Аристотелем. Благодаря произведению «О Мелиссе, Ксенофане и Горгии» нам известно достаточно много.

У Мелисса бытие было описано такими особенностями:

  • оно бесконечно во времени (вечно) и в пространстве;
  • оно едино и неизменно;
  • ему неведомы боль и страдание.

От взглядов Парменида Мелисс отличался тем, что принимал пространственную бесконечность бытия и, будучи оптимистом, признавал совершенство бытия, так как это оправдывало отсутствие страдания и боли.

Смерть

Также нет достоверной информации и о смерти великого мыслителя. По одной версии, при жизни философ, а также элеаты (последователи учения Парменида) подвергались гонениям и преследованиям за высказанные идеи, а самого мыслителя казнили, в назидание остальным. По другой же — учение Парменида было доступно только узкому кругу единомышленников философа, который благополучно дожил до глубокой старости.


Античные философы на картине Рафаэля «Афинская школа»

Как бы то ни было, можно с уверенностью утверждать, что идеи Парменида оказали влияние на развитие философии того времени, а также до сих пор обсуждаются и оспариваются людьми, не равнодушными к проблемам бытия.

Также очевидно, что учение Парменида, цитаты из которого до сих пор вызывают интерес, стали фундаментом для трудов европейских философов более позднего времени. Кто знает, возможно, без трактата «О природе» развитие европейской культуры проходило бы кардинально в другом русле.

Читайте также:
Платон, биография, история жизни, факты.

Парменид

Биография

Парменид — древнегреческий философ, который сумел выразить собственные взгляды на бытие, мироустройство и смысл существования человека в поэтической форме. Идеи и теории Парменида легли в основу философии как науки, а труды этого человека до сих пор вызывают интерес и жаркие споры между теми, кто интересуется философскими вопросами.

Детство и юность

О биографии Парменида сохранилось мало информации. Известно, что философ родом из так называемой Великой Греции (сейчас это юг Италии). По утверждению другого философа, Платона, Парменид родился в 475 году до нашей эры в городе Элее. По другой информации, мыслитель родился примерно в 540 году до нашей эры. Также найдены сведения, что Парменид происходил из знатной и обеспеченной семьи и даже участвовал в управлении городом.

Портрет Парменида

Учителями будущего мыслителя стали Ксенофан и Аминий. Парменид жадно впитывал идеи наставников, однако пропускал их через призму собственного мнения, истолковывая по-своему. Когда Аминий умер, Парменид, как преданный ученик, воздвиг философу усыпальницу собственными силами.

Философия

Учение Парменида изложено в поэме под названием «О природе». Этот великий труд лег в основу элейской школы философии. К сожалению, поэма сохранилась не в полном объеме. Примечательно, что Парменид изложил собственную точку зрения поэтически: произведение написано гекзаметром.

Первая часть, дошедшая до современного читателя, это вступление, которое представляет собой аллегорию. Действие начинается с того, что прекрасные девы предлагают Пармениду совершить путешествие на колеснице. Колесница эта начинает возноситься вверх, символизируя вознесение человеческой души на небо. Вскоре путь Парменида наверх заканчивается, и философ оказывается перед вратами в божественные чертоги.

Бюст Парменида

На пороге мыслителя ожидает богиня, которая приглашает Парменида проследовать внутрь. Бессмертная дева собирается открыть философу высшую истину о предназначении смертных людей. Здесь вступление, а точнее сохранившаяся часть, обрывается.

В следующем отрывке изложены рассуждения Парменида о бытии. Философ представлял бытие в форме шара. Здесь мнения толкователей расходятся: по одной версии, Парменид имел в виду не физическую составляющую бытия, а духовное содержание. По другой же — шар в произведении философа отражает форму вселенной, как ее представлял автор. Стоит также подчеркнуть, что в представлении греков того времени шар являлся символом идеала и гармонии.

Сюжет поэмы продолжается рассказом богини. Прекрасная дева поведала мыслителю, что бытие вечно, никогда не рождалось и, соответственно, не прекратится. Бытие также отличается четырьмя характеристиками: совершенством, телесностью, неподвижностью и самодостаточностью. Любые изменения, происходящие внутри бытия (то есть, в жизни простого человека), не касаются сути бытия. Иными словами, никакие события, которые кажутся важными смертным, на бытие не влияют.

Фактически подобными мыслеизречениями Парменид ведет своеобразный диалог с философом Гераклитом, который, напротив, придерживался мнения, что бытие конечно и любые события влияют на его сущность, изменяя обстоятельства.

Труд Парменида «О природе»

Не близка Пармениду и идея появления бытия из пустоты. Философ называл подобные мысли абсурдом. Кроме того, мыслитель опровергал точку зрения тех, кто полагает, что существование мира является небытием. В этом случае, считал Парменид, жизнь человека, развитие и попытки понять мир бессмысленны. Стоит отдать должное философу — в отличие от многих современников, Парменид каждую идею подкреплял фактами и доказательствами.

Изложение философа во многом опирается на противопоставления. Главным образом, Парменид подчеркивает, что мнения простых людей противоположны высшей истине, которая недоступна смертным. Бытие в поэме противопоставляется понятию необходимости. Необходимость — то, что не позволяет бытию перестать существовать и обратиться небытием.

В современной философии Парменид считается основоположником материализма. Однако способ, который мыслитель выбрал для изложения собственных теорий, кажется странным: до Парменида ни один философ не писал стихами. Кроме того, никто также не использовал мистические аллегории и образы богов.

Учение Парменида развил ученик философа Зенон Элейский. Этот мыслитель привел 36 так называемых апорий (противоречий), которые доказывают идеи Парменида о бытии. Расхожим стало противоречие об Ахилле и черепахе, которое гласит: Ахилл, отправившийся в некий пункт позже черепахи, не сможет ее обогнать, так как черепаха в каждый момент времени будет отдаляться от Ахилла, преодолевая некоторое расстояние.

Зенон Элейский

С учением Парменида о бытии часто сравнивают подобные идеи другого философа — Демокрита, который, в отличие от Парменида, рассматривал бытие как взаимосвязь множества разделенных атомов.

Личная жизнь

О личной жизни философа не сохранилось никаких сведений. Неизвестно, была ли у Парменида семья или же мыслитель посвятил жизнь философским раздумьям и собственному поэтическому трактату.

Смерть

Также нет достоверной информации и о смерти великого мыслителя. По одной версии, при жизни философ, а также элеаты (последователи учения Парменида) подвергались гонениям и преследованиям за высказанные идеи, а самого мыслителя казнили, в назидание остальным. По другой же — учение Парменида было доступно только узкому кругу единомышленников философа, который благополучно дожил до глубокой старости.

Античные философы на картине Рафаэля “Афинская школа”

Как бы то ни было, можно с уверенностью утверждать, что идеи Парменида оказали влияние на развитие философии того времени, а также до сих пор обсуждаются и оспариваются людьми, не равнодушными к проблемам бытия.

Также очевидно, что учение Парменида, цитаты из которого до сих пор вызывают интерес, стали фундаментом для трудов европейских философов более позднего времени. Кто знает, возможно, без трактата «О природе» развитие европейской культуры проходило бы кардинально в другом русле.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: