Нельсон Ролилахла Мандела (Nelson Rolihlahla Mandela) – отзывы, мнение, рейтинг

Нельсон Мандела – чёрный голубь Мира с окровавленным клювом

Голубь мира с кровавым клювом

Автор – Анатолий Шарий

Как для белых людей нет никого святее Матери Терезы, так для чёрных нет никого более уважаемого и безгрешного, чем Нельсон Мандела. Этот старик, умерший недавно на 94 году жизни, является для нас, людей, воспитанных на ненависти к ужасам апартеида, кем-то, вроде современного мученика. Таким себе светлолицым, убелённым сединами борцом за права людей, заплатившим за свои убеждения годами застенок.

Нобелевский лауреат, чьи меткие выражения становятся заголовками книг о борьбе чёрных братьев за равенство – авторитет непререкаемый. 20 век вообще подарил нам множество непререкаемых авторитетов – людей, о которых плохого слова не скажешь, потому что плохого за ними не замечено. Однако Нельсон Мандела являет собой живой пример живого мифа, слепленного из подручных средств, как попало, на тяп-ляп, и выставленного на всеобщее обозрение, на потеху привычной к оболванию толпе. Любуйтесь героем!

Для начала следует понять – с чем же так ожесточённо боролся Нельсон?

Он боролся с белыми «поработителями», с бурами. Откуда взялись на чёрном континенте эти изверги? Предки современных буров (от нидерландского boeren – «крестьянин») приехали на континент в 16 веке, и развернули на плодородных землях Африки бурную деятельность. Они занимались животноводством, сельским хозяйством, обустройством местности. При этом, заметьте, земли, на которых обосновались поселенцы, были не заняты коренным населением. Напротив, местные жители и в 16-м, и в 20-м веке сами сползались к поселениям европейцев в надежде заработать.

В Анголе апартеида не было, равно как и Зимбабве вкупе с Мозамбиком были свободны от засилья «поработителей». Однако жители этих свободных стран стремились в логово белого зверя, тогда как жители ЮАР отнюдь не спешили бежать на север, туда, где чёрные братья резали и сжигали друг дружку. За время своего правления апартеидные монстры не додумывались до того, чтобы убивать мигрантов. А вот в 2008 году свободное население свободной республики выступило против своих же африканцев с палками и камнями, уничтожив не один десяток тех, кто посмел приехать в свободную от белых страну. В том же 2008 году свободное руководство ЮАР ввело войска, без малейших раздумий расстрелявшие тех, кто убивал приезжих. Короче, как в том фильме – все умерли. Такая вот добрая история.

За последние годы в стране самым зверским образом были убиты более 3000 мирных белых фермеров, десятки тысяч изгнаны со своих земель. Правда, чёрные братья не особо торопятся на этих освобождённых землях работать, но к вопросу работоспособности коренного населения мы ещё вернёмся.

Вернёмся к старине Нельсону. Мандела, человек, ассоциирующийся с борьбой против бесчеловечного апартеида, в 1961 году возглавил боевое крыло Африканского Национального Конгресса. Организация, руководимая нашим героем, называлась «Копьё нации», и стала широко известна, благодаря своим террористическим атакам на мирное белое население. Боевое образование сегодняшний «голубь мира» получал в алжирских лагерях. В тех самых лагерях, где проходили специфическое обучение террористы, захватившие и убившие спортсменов на печально известной Олимпиаде в Мюнхене.

Азы бомбизма и отрезания голов у связанных жертв вместе с Манделой постигало в Алжире великое множество менее известных, но не менее кровавых убийц, не выбиравших средств для достижения своих мутных целей. Кстати, американские спецслужбы иллюзий по поводу Манделы не испытывали, потому лишь недавно его имя было исключено из списка опасных террористов ФБР.

В 1963 году наш герой угодил на нары.

Получил он на всю катушку – пожизненное заключение. К слову, бесчеловечный режим почему-то не пристрелил пламенного борца, а долгих 26 лет содержал и кормил его в тюрьме на острове Роббен. Жил там Нельсон в весьма комфортабельных условиях, и… продолжал руководить действиями боевиков, убивавших буров семьями, вместе с детьми, чтобы «и следа белых не осталось». Повторяю – несмотря на действия террористов, жестокие белые изверги Манделлу не пристрелили, не закопали живьём и не сожгли на костре. Они его посадили, любезно предоставив возможность писать труды, еженедельно встречаться с женой и на расстоянии бороться с режимом. Звери, что говорить!

Об условиях содержания на острове не любит говорить не только наш герой, но и его многочисленные биографы. Я наткнулся на утверждение одного американского исследователя о том, будто к чёрному голубю мира в тюрьме относились не очень хорошо. Вывод был сделан на основании того, что Манделу… не отпустили на похороны сына, погибшего в автокатастрофе! Представляете? В США пожизненников, безусловно, на похороны родственников отпускают. Напутствуют в дорожку – «ты уж вернись, дорогой», и машут вслед платочком.

Как-то выпадает из поля зрения биографов и уголовная статья, по которой Мандела на нары приземлился. Пишут – «за организацию саботажа властям». Нет уж, дорогие, вы уточните. Такой статьи в ЮАР не было. Для того, чтобы понять некоторые нюансы, исключающие варианты пожизненного заключения за «саботаж», нужно понять – почему белые люди проиграли «войну» в ЮАР. Дело в том, что буры были воспитаны на глубоком уважении к закону, потому и не шли на адекватные кровавому чёрному террору шаги. Белые южноафриканцы никогда не преступали рамок закона в борьбе с убийцами, уничтожавшими ни в чём не повинных фермеров достаточно экзотическими способами. Потому сказки об обвинении старины Нельсона в расплывчатом «саботаже» – не более чем сказки.

Судили его за конкретное садистское убийство.

Во времена апартеида у чёрного населения появилось развлечение, именуемое «сделай белого чёрным» или «ожерелье». Прямо на улице отлавливался житель ЮАР, имеющий белый цвет кожи. Его тащили в трущобы и связывали. Потом на шею несчастной жертве натягивали покрышку, внутрь которой наливали бензин, и поджигали. Чудовищные муки, испытываемые убиваемым, и его нечеловеческие крики вызывали весёлый смех и улыбки у «борцов с режимом». На одном из таких сожжений Манделу и взяли под чёрны рученьки.

Тогда СССР, которому срочно нужны были африканские герои с именами нарицательными, начал раздувать миф о великом борце, чистом, как голубь мира, и ласковом, как нежное прикосновение весеннего ветерка. Обвинение в садистском убийстве «затерялось», зато на первый план вышло обвинение в мнимом «саботаже».

В своих воспоминаниях первая жена несгибаемого борца с апартеидом Эвелин Мейз-Мандела охарактеризовала мужа, как «жестокого, подлого, лишённого принципов человека». Отдельного внимания заслуживает вторая жена Манделы Винни, регулярно навещавшая его в темнице. Одно из наиболее растиражированных воспоминаний о супруге голубя мира повергло меня в недоумение. Привожу дословно: «как-то раз, страдая от одиночества, Винни поймала двух муравьёв и играла с ними до тех пор, пока насекомые не сбежали». Хоть плачь, хоть смейся. Вероятно, по задумке тех, кто сие растиражировал, данный неимоверно важный эпизод быта женщины должен вызывать у читателей слёзы умиления и сочувствия её непростой судьбе.

Читайте также:
Гущин Сергей Анатольевич - биография, личная жизнь, фото, видео

Забавлялась Винни не только с муравьями. В 1992 году СМИ опубликовали её пылкие порнографические послания адвокату, которые писались одновременно с письмами мужу, отсиживающему пожизненный срок. Пока Мандела царапал раскидистыми рогами потолок камеры, Винни находила утешение в умелых руках молодого юриста.

Но эти шалости барышне можно было бы простить. Муж в заточении, а муравьи удовлетворить все потребности организма не в силах. Однако Винни Мандела замешана и в других, более страшных деяниях. К примеру, она открыто одобряла сожжение белых заживо. 13 апреля 1986 года Винни на выступлении в городе Monseville (ЮАР) заявила – «с коробком спичек и с нашими «ожерельями» мы освободим эту страну!»

В восьмидесятых годах прошлого столетия в пригороде Йоханнесбурга Винни Мандела организовала молодёжную футбольную команду. На самом деле, детей обучали убивать и защищать главную женщину ЮАР, не щадя своих молодых жизней. Дети уроки усваивали, и перестали щадить жизни чужие. Один из подростков был обвинён соратниками в «предательстве» и убит прямо в доме Манделы. Вини тогда «отмазалась», предоставив суду шаткое «алиби» – её якобы как раз во время убийства не было в городе.

Дело замяли, влепив барышне суровое наказание в виде… штрафа, но в 1997 году один из повзрослевших «футболистов» обнародовал шокирующие подробности убийства, утверждая, что жена пламенного борца с Апартеидом лично принимала участие в казни, и собственноручно несколько раз ударила жертву ножом. В 2003 году количество статей, по которым Винни могла бы быть привлечена к суду, перевалило за сотню, и её постигла-таки кара за мошенничество и воровство в виде 5 лет лишения свободы, из которых на нарах дама отбыла лишь 1/6 срока.

После выхода из тюрьмы Нельсон Мандела со своей кровожадной половинкой по-быстрому развёлся от греха подальше. Вероятно, для того, чтобы не замарать свой светлый лик родством с убийцей и воровкой. Так, в светлом ореоле праведности чернокожий герой и взошёл в 1993 году на подиум для получения Нобелевской премии мира. Вместе с ним, что называется, «до купы», премией наградили ещё одного борца за мир – президента ЮАР Ф. де Клерка.

Это последний белый президент республики, который из кожи вон лез, дабы понравится чёрным братьям. Не помогло. В 1994 проиграл на выборах, а в 1997 ушёл из политики. На личном фронте у Клерка, как и у Манделы, происходили также довольно-таки «весёлые истории» – после 38 лет совместной жизни он развёлся с супругой, и женился на своей любовнице, дочери греческого магната, финансировавшего его политическую деятельность. Однако счастье было недолгим – новая жена вскоре была найдена убитой у себя дома. А Клерк, какое совпадение, как раз в отъезде был.

Каждый президент, занявший этот высокий пост после падения «чудовищного Апартеида», оказывался или извращенцем, или убийцей, или и тем и другим разом. Бывший глава ЮАР Табо Мбеки, многолетний соратник и друг Манделы, до сих пор не отмылся от обвинений в коррупции, убийстве политических конкурентов, махинациях, и изнасилованиях. Не умеющий писать и читать Джейкоб Зума, нынешний президент и также большой друг Нельсона Манделы, известен своими сексуальными странностями с уклоном в сторону насилия. Мало ему восьми (!) жён, хочется ещё и снасильничать кого. Малограмотный дикарь, подтверждающий в контексте близких отношений с Манделой пословицу «скажи мне, кто твой друг», был обвинён в насильственном удовлетворении половой страсти с одновременным заражением вирусом СПИДа, однако женщину, которая свидетельствовала против него в суде, сторонники президента забросали камнями.

На встрече с революционными фанатиками, приуроченной к своему 92-летию, старина Нельсон растрогался, как ребёнок. Он даже забыл о своём знаменитом высказывании «никто не рождён для того, чтобы ненавидеть других людей», и залихватски подхватил песню-гимн с весёлым припевом «убей бура!» Повеселились на славу. Белые в своих резервациях ожидали очередной волны убийств, но, по всей видимости, соратники голубя мира так перепились, что отложили резню на будущее. На ближайшее будущее.

Буров в ЮАР убивают ежедневно. В среднем, со скоростью «один фермер в день». Убивают и насилуют. В ЮАР распространено убеждение, будто для выздоровления от СПИДа достаточно совершить половой акт с белой женщиной. Несчастных хватают прямо на улицах, и, дабы добро не пропадало, насилуют целыми районами. Но даже этот испытанный метод не помог старшему сыну Манделы, умершему от СПИДа в 2005 году. Его младший сын, как я уже упоминал, погиб в автокатастрофе, а совсем недавно в мир иной отошла правнучка «совести чёрной нации» – разбилась на машине после открытия ЧМ-2010…

Каждого путешественника, посещающего республику, потрясают огромной высоты заборы с колючей проволокой под напряжением, тянущиеся вдоль дорог. За этими заборами живут белые люди. Многочисленные туристы, приехавшие на Чемпионат мира по футболу, инструктировались ещё до выхода из самолёта: «Поодиночке на улицы не выходить, вечером номера не покидать» и так далее.

Мой знакомый, путешествовавший по Африке на велосипеде, рассказывал, что белый человек, спокойно прогуливающийся по улицам некоторых городов в ЮАР, вызывает весьма пристальный интерес у прохожих. Могут ограбить, могут затащить в подворотню, и выпустить кишки. Апартеид сменился жутким расизмом, жестокостью и неприятием людей с белой кожей в принципе. Белых не берут на работу, их дома сжигают или захватывают, их держат в резервациях в нечеловеческих условиях. Ты «снежок», значит, тебе здесь не место. Ты – человек второго сорта. Ты никто. Это наша земля.

Вот когда нужна гуманитарка, тогда чёрные братья забывают о ненависти к «неполноценным белым». Когда помощь у мирового сообщества клянчат, тогда вновь цепляют на лица маски «обиженных и униженных» проклятым Апартеидом. На плаву страну держится лишь благодаря тому, что отдельные крупные отрасли всё ещё находятся в руках европейцев.

Инфраструктура, перешедшая в руки свободолюбивых, но не очень трудолюбивых чернокожих жителей, ныне пребывает в плачевном состоянии. Суровая жизнь показала – убивать фермеров и учителей намного проще, чем созидать. Города стали грязными, экономический рост, позволивший в своё время ЮАР выйти в мировые лидеры, остановился. Ныне Южная Африка уверенно держит первенство в мире по уровню убийств на 10 тысяч населения, а количество больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных перевалило за 5 миллионов.

Читайте также:
Навальный Алексей Анатольевич - видео

За эти и другие выдающиеся достижения бывший террорист, убийца и расист Мандела получил Нобелевскую премию, и целую россыпь высочайших наград разных стран мира.

Вообще-то, главная премия планеты себя дискредитировала окончательно в 1994, когда за значительные достижения в деле борьбы за мир был награждён Ясир Арафат. Но мода на чествования людей, чьи руки по локоть в крови, вошла в моду именно после получения Нобелевской премии Манделой. Голубь мира нахватал наград, как блох. Не осталась в стороне и Украина, наградившая Манделу орденом Ярослава Мудрого 1 степени в 1999 году.

На сегодняшний день Африка – единственный континент, где людей методично массово убивают по расовому признаку. Пока украинские звёзды красуются на плакатах с нелепыми призывами «остановите расизм!», в ЮАР идёт тотальное уничтожение населения из-за цвета кожи. И правозащитники не очень-то обеспокоены таким положением дел. Их всё больше угнетаемые чёрные мигранты интересуют. Господа Арфуши, Шустеры, Аделаджи и Москали, вы остановите настоящий расизм в Африке, а потом боритесь с мнимым расизмом в Украине!

Светлый лик борца за права людей Нельсона Манделы красуется во всех учебниках по истории, взирает на нас с почтовых марок и со страниц газет. Правда, толерантные составители этих учебников вряд ли упоминают о гетто для «раскулаченных» белых в пригороде Йоханнесбурга. Ничего не говорят учебники и об убийствах с помощью «ожерелья», о политике геноцида, активно поддерживаемой правителями африканских стран, правителями, с улыбкой наблюдающими за тем, как глупые европейские народы взирают на икону творца главного расистского государства современности, и прародителя ёмкого клича «убей белого!»

Нельсон Мандела: символ, ставший политиком

Поэт и по совместительству профессор Дартмутского колледжа Лев Лосев вспоминал историю, демонстрирующую особенности восприятия личности Нельсона Манделы в СССР: «Как-то году в 90-м, когда я преподавал в вермонтской летней русской школе, у меня в комнате зазвонил телефон. Звонили из Москвы, из Союза писателей, просили позвать к телефону Окуджаву. Он был гостем вермонтской школы, жил в том же общежитии, но у него не было в номере телефона. Я позвал. Слышу, Окуджава говорит: «Нет, этой премии я принять не могу». Потом добавляет: «А потому, что он коммунист и террорист». Потом ему еще что-то говорят, и Окуджава произносит смущенно: «Ах, ну это другое дело». Ему послышалось, что он получил премию Манделы, а на самом деле речь шла об итальянской премии Монделло.

То, как Булат Окуджава воспринял известие о награждении, вполне типично для советской интеллигенции того периода – Мандела олицетворял всю прихотливую изломанность политики и идеологических заблуждений XX века.

Родившийся в 1918 году, еще во время Первой мировой войны Мандела прошел очень сложный путь. Детство его было вполне доцивилизационным – сын одной из нескольких жен вождя жил примерно так же, как жили люди его племени до прихода белых. Но как представителю родовой аристократии ему повезло попасть в школу (родители были неграмотны), где он овладел английским, а после долго учился в разных колледжах, получая урывками высшее образование. Он стал едва ли не первым чернокожим юристом в Южной Африке, но адвокатская деятельность Манделу успела разочаровать. Он не видел, что она способна что-то изменить в неполноправном положении соотечественников на их родной земле. Еще в студенческие годы Мандела увлекся не изучением права, а политической деятельностью, примкнув к Африканскому национальному конгрессу.

Тогда он еще не был радикалом, выступал против марксизма, в первую очередь по религиозным соображениям: мать воспитала его в христианском духе, и принять безбожную доктрину юному Манделе было затруднительно. Но сближению с коммунистами помогли тогдашние власти ЮАР, провозгласившие в 1948 году апартеид государственной политикой.

Разделение рас было викторианской утопией XIX века и одновременно ответом на угрозу деколонизации.

Буры и англоязычные белые не видели никакого способа сохранить привычное существование, кроме как отделить себя от черных непроходимым барьером и забрать власть в свои руки. Но особенность ЮАР, в отличие от Австралии или Новой Зеландии, заключалась в том, что африканцы численно резко преобладали. Они не являлись меньшинством, как австралийские аборигены или маори. Загнать их в резервации-бантустаны было невозможно.

Политика апартеида вызвала гигантское давление на ЮАР вплоть до приостановления де-факто ее членства в ООН. Правда, мировое сообщество предпочитало карать ЮАР за расизм и одновременно аплодировать выступлениям Иди Амина и Муамара Каддафи в той же ООН. При этом африканцы из «освобожденных» стран всеми правдами и неправдами рвались на работу в Южную Африку. В бывших колониях, ставших свободными, наблюдалось резкое падение уровня жизни населения, всеобщее одичание, вернулись голод и эпидемии, вместо демократии устанавливались каннибальские диктатуры с обязательным культом личности вождей-освободителей, полыхали гражданские войны, гибли в общей сложности миллионы и миллионы людей.

ЮАР же была единственной страной, где уровень жизни черного населения рос.

Здесь никому в голову не приходило запрещать африканские верования, национальную одежду, вообще, ломать привычный образ жизни. Той социальной инженерии, какая практиковалась в Эфиопии или в Экваториальной Гвинеи, там не наблюдалось. Но в конкретных условиях минувшего столетия эксперимент с апартеидом априори был обречен на неудачу и ничего, кроме вреда, принести не мог, при всей своей внешней безобидности, мол, европейцы живут по-европейски, африканцы – по-африкански, и никто ни к кому не лезет.

Нельсону Манделе «повезло» сравнительно рано попасть за решетку. Находясь в изоляции, он не был вовлечен в террористическую активность и близкое сотрудничество АНК с коммунистами в 1960-1980-е. (Хотя он и успел основать боевую группу АНК – «Копье нации», за что и был арестован в 1962-м.) Еще одно своеобразное «везение» — из-за пожизненного заключения Мандела стал символом борьбы чернокожих за свои права. Убеждения и взгляды Манделы играли второстепенную роль в процессе его прижизненной канонизации. «Раскрутка» его образа началась где-то в середине 1970-х, и главным в ней была его личность несгибаемого борца, томящегося на страшном острове Роббен.

Как ни странно, можно провести параллель между Степаном Бандерой и Нельсоном Манделой – оба они стали олицетворением борьбы своих народов за свободу, находясь в тюрьме, не имея реального влияния на свои политические организации, не будучи до заключения первыми людьми в них. Но оба вышли на свободу уже признанными лидерами.

В третий раз Манделе повезло, а вместе с ним и всей Южной Африке, когда распад системы апартеида совпал с распадом «мировой социалистической системы». Левые идеи на момент прихода черного большинства к власти были дискредитированы, Советского Союза не существовало, Куба пребывала в тяжелейшем экономическом кризисе, а Китай успешно проводил капиталистические реформы и не был заинтересован в социалистическом эксперименте в ЮАР.

Читайте также:
Бобринский Николай Алексеевич - биография, личная жизнь, фото, видео

Поэтому ЮАР под властью АНК не последовала путем соседнего Зимбабве, хотя все предпосылки к тому имелись.

Долгожители Мугабе и Мандела на самом деле близнецы-братья, просто первый пришел к власти в 1980 году, когда социализм был на взлете и наступал по всему свету — от Никарагуа до Афганистана. И величайшая историческая заслуга Нельсона Манделы заключается в том, что он пошел вопреки своим былым убеждениям и не стал заниматься осуществлением утопических прожектов, а смирился с реалиями 1990-х и стал строить пусть скучное и банальное, но правовое государство с рыночной экономикой. Точнее, ЮАР и была таким обществом, но с исключением черных и цветных из системы «общего права». В известном смысле Южная Африка при апартеиде была чем-то вроде южных штатов США до эпохи гражданского пробуждения 1960-х. И в этом смысле Манделу можно сравнить с Мартином Лютером Кингом. Только в Америке расизм был неформальным, коренился в обычаях, а не законах, а в ЮАР под него была подведена правовая база. Как и доктор Кинг, Мандела, выйдя из тюрьмы, отказался от насилия и сыграл выдающуюся роль в мирном переходе от апартеида к демократии.

Сильнейшим шагом Манделы стала организация Комиссии по правде и примирению, призванной расследовать темное прошлое страны на основе чистосердечного раскаяния, без вынесения приговоров, с привлечением к ответу обеих сторон.

Поскольку современное западное общество – общество в своей основе леволиберальное, то понятно, что Нельсон Мандела не мог не стать его любимцем. Все-таки академик Сахаров и уж тем более Александр Солженицын (одногодок Манделы) выступали против социалистической утопии и тем самым были подозрительны, а Мандела идеально соответствовал запросам западной интеллигенции – представитель угнетаемой расы, борец с апартеидом (величайшее зло по ее шкале), да еще и левых воззрений, но при этом не экстремист, не грабитель вроде Мугабе. Плюс всеобщее чувство вины европейцев по отношению к Черному континенту, эмоциональная связь с Южной Африкой, в которой проживали миллионы выходцев из Великобритании, за дела которых лондонские и прочие белые интеллектуалы чувствовали ответственность.

Слава Манделы привела к установке ему еще при жизни памятника в Лондоне (названных в честь него объектов в мире – десятки и десятки). Ей не могла повредить ни дружба с Каддафи и Кастро, ни скандалы вокруг второй жены, замешанной в банальной уголовщине. Ничто не прилипало к нему, и Мадиба, как его звали на родине, заслуженно наслаждался в свои последние годы статусом отца нации.

Борец за свободу Нельсон Мандела

Тема: История

Хотите получать интересные статьи на email каждое утро и расширять кругозор? Присоединяйтесь к Eggheado !

Не́льсон Роли́лахла Манде́ла (18 июля 1918 — 5 декабря 2013) — 8-й Президент ЮАР (первый темнокожий президент) с 10 мая 1994 года по 14 июня 1999 года, один из самых известных активистов в борьбе за права человека в период существования апартеида.

Не так уж сложно изменить общество — сложно изменить себя.

Начало большого пути

Будущий пламенный борец за свободу родился 18 июля 1918 года в небольшой деревне. При рождении мальчик получил имя Ролихлахла, что в переводе с языка коса означает “срывающий ветки дерева” или просто “проказник”. Ролихлахла Мандела стал первым в семье, кто пошел в школу.

“В первый день в школе моя учительница мисс Мдингане дала каждому из учеников английское имя, что в те времена было традицией среди африканцев. Мисс Мдингане сказала мне, что моё новое имя — Нельсон. Почему мне досталось именно это имя, я не знаю”, — вспоминал позже Мандела.

Начальное образование он получил в школе методистской церкви. Затем продолжил обучение в колледже Университета в Форт-Хейр, где получил диплом магистра искусств. Этот университет был в то время единственным высшим учебным заведением в стране, в котором имели право учиться чернокожие, а также индийцы и полукровки. Во время обучения молодой человек увлекался боксом и бегом.

В 1943 году Мандела оказался под сильным влиянием либеральных, радикальных и африканистских идей и впервые принял участие в массовой акции протеста, а также стал посещать собрания юных интеллектуалов, проводимых по инициативе лидеров Африканского национального конгресса (АНК).

Позднее, в апреле 1944 года, Мандела стал членом АНК и вместе со своими единомышленниками принял участие в создании Молодёжной лиги АНК, впоследствии став ее руководителем. Показательно, что Лига заняла по отношению к официальным властям страны более воинственную позицию, чем непосредственно АНК.

Мы должны использовать время мудро и помнить: правое дело можно начать в любую минуту.

Будущий политик совмещал политическую жизнь с профессиональной, и в 1951 году был принят в коллегию адвокатов Йоханнесбурга. Вместе со своим другом и коллегой Оливером Тамбо, который позднее также стал видным деятелем АНК, открыл в Йоханнесбурге собственную юридическую контору, в которой бесплатно или за символические деньги оказывали юридическую помощь чернокожим африканцам.

В 1952 году Мандела стал одним из организаторов Кампании неповиновения, проводившейся по инициативе АНК. В 1955 году участвовал в организации Конгресса народа, на которой была принята Хартия свободы. В ней были изложены основные принципы построения свободного и демократического общества в Южной Африке. Хартия стала главным программным документом АНК и других политических организаций Южной Африки, боровшихся против режима апартеида.

Пятого декабря 1956 года Мандела и еще 150 человек были арестованы по обвинению в государственной измене, приверженности коммунизму и подготовки насильственного свержения власти. Однако в ходе судебного процесса, продолжавшегося с 1956 по 1961 год, все обвиняемые были оправданы.

Вооруженная борьба

В 1961 году Мандела возглавил вооруженное крыло АНК — “Умконто ве сизве” (“Копьё нации”), которое проводило политику саботажа против правительства и военных, и допускало, в случае ее неудачи в борьбе с режимом апартеида, ведение партизанской войны. Манделе удалось привлечь деньги за рубежом и организовать военную подготовку для членов “Умконто ве сизве”.

Основной задачей члены организации ставили подготовку взрывов госучреждений, которые так или иначе ассоциировались с режимом апартеида, — паспортные столы, местные мировые суды, почтовые отделения и правительственные учреждения. Однако, подчеркивали руководители “Умконто ве сизве”, это нужно было делать таким образом, что бы никто не погиб и не пострадал. По мнению Манделы, вооруженная борьба в сложившейся тогда в стране ситуации была оправдана, так как ненасильственное сопротивление режиму апартеида не могло принести желаемого результата в обстановке репрессий со стороны государства в отношении чернокожих граждан.

Вчера меня звали террористом, а когда я вышел из тюрьмы, многие люди, включая врагов, признали меня. Так я обычно говорю тем, кто рассказывает, что люди, борющиеся за независимость в их странах — террористы. Вот что я скажу: кто и кого обвиняет в терроризме, зависит от того, чья сторона побеждает.

Позднее, уже в 1980-х годах, “Умконто ве сизве” развернула против южноафриканского правительства масштабную партизанскую войну, в ходе которой пострадало много гражданских лиц. По признанию Манделы, АНК в своей борьбе против режима апартеида нарушал права человека. Показательно, что до июля 2008 года Манделе и членам АНК был запрещен въезд в США (за исключением права на посещение штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке) без специального разрешения госсекретаря США, так как партия одно время была причислена к террористическим организациям.

Читайте также:
Ключевые направления работы Светланы Радионовой

27 лет в тюрьме

В августе 1962 года Мандела, находившийся к тому времени в розыске 17 месяцев, был арестован и помещен в тюрьму Йоханнесбурга. В значительной степени аресту борца за свободу чернокожих способствовало ЦРУ США, передавшее полиции ЮАР информацию о его местонахождении. Позднее были арестованы еще несколько руководителей АНК. Всем им были предъявлены обвинения в организации диверсий, за что предусматривалась смертная казнь, в государственной измене, а также разработке плана по вводу в Южную Африку иностранных войск. Последний пункт Мандела категорически отверг.

Во время выступления в суде 20 апреля 1964 года в Верховном суде в Претории будущий президент ЮАР заявил о том, что АНК прибегла к насилию только после того, как все мирные средства борьбы были исчерпаны.

“На протяжении своей жизни я полностью посвятил себя борьбе за африканское население. Я боролся как против господства белых, так и против господства чернокожих. Я чтил идеал демократического и свободного общества, в котором все граждане живут в гармонии и имеют равные возможности. Это тот идеал, ради которого я готов жить и к которому я стремлюсь. Но если это будет необходимым, то ради этого идеала я готов умереть”, — сказал Мандела в заключительном слове.

Смертную казнь ему и его товарищам суд заменил на пожизненное заключение.

Восемнадцать из 27 лет заключения Мандела провел в одиночной камере тюрьмы на острове Роббен близ мыса Доброй Надежды. Все заключенные там были разделены по цвету кожи и чернокожие получали самые маленькие порции еды. Кроме того, политзаключенные содержались отдельно от обычных преступников.

В заключении Мандела заочно учился в Лондонском университете и получил степень бакалавра юридических наук. В 1981 году он был выдвинут на должность почетного ректора этого университета, однако проиграл британской принцессе Анне. В марте 1982 года Мандела вместе с другими лидерами АНК был переведен в тюрьму Полсмоор неподалеку от Кейптауна.

В феврале 1985 года президент ЮАР Питер Бота предложил Манделе освобождение в обмен на “безоговорочный отказ от насилия в качестве политического оружия”. Однако будущий лидер ЮАР отклонил инициативу президента, заявив, что “вступать в переговоры могут только свободные люди, а узник не может заключать договоры”.

В 1988 году Мандела был переведен в тюрьму “Виктор Ферстер”, где оставался вплоть до своего освобождения 11 февраля 1990 года.

Освобождение

Будущий лауреат Нобелевской премии мира вышел на свободу после подписания последним белым президентом ЮАР Фредериком де Клерком указа о легализации АНК и других движений против режима апартеида. Освобождение Манделы транслировалось в прямом эфире по всему миру.

Я благодарен тем 27 годам, которые провел в тюрьме, потому что это дало мне возможность сосредоточиться. С тех пор как я вышел на свободу, я эту возможность потерял.

В день своего освобождения он выступил с речью перед нацией, заявив, в частности, что стремится к мирному урегулированию разногласий между черным и белым населением страны. Он также выразил надежду, что “будет создан климат, благоприятный для урегулирования проблем в рамках переговоров, чтобы более не было нужды в вооруженной борьбе”.

Вскоре после освобождения Мандела вернулся на должность лидера АНК, и в период с 1990 по 1994 год партия принимала участие в переговорах по отмене режима апартеида, результатом которых стало проведение первых общенациональных выборов на общерасовой основе.

Свобода не может быть частичной.

В 1993 году Мандела и де Клерк вместе были удостоены Нобелевской премии мира.

Первый чернокожий президент ЮАР

В апреле 1994 года в ЮАР прошли демократические выборы, в результате которых АНК получил 62% голосов, и возглавлявший его Мандела 10 мая 1994 года официально вступил в должность президента страны. За годы своего пребывания у власти Мандела предпринял ряд важных социально-экономических реформ, направленных на преодоление социального и экономического неравенства в Южной Африке.

В моей стране вы вначале отправляетесь в тюрьму, а потом становитесь президентом.

Активный сторонник вооруженной борьбы против господства белого меньшинства в прошлом, президент ЮАР Мандела встал на позиции национального и расового примирения. Он простил недавних врагов и стремился объединить южноафриканцев в рамках идеи “нации всех цветов радуги”, выступая за создание общества, в котором представители всех рас и национальностей в равной мере пользовались бы демократическими правами.

К сожалению, далеко не все мечты первого чернокожего президента Южной Африки, сложившего свои полномочия 16 июня 1999 года, стали реальностью. Спустя более 10 лет после ухода Манделы из большой политики в ЮАР набрал силу черный расизм и нечерному жителю страны крайне проблематично стало устроиться на работу.

Никто не рождается с ненавистью к другому человеку из-за цвета кожи, происхождения или религии. Люди учатся ненавидеть, и если они могут научиться ненавидеть, нужно стараться учить их любви, потому что любовь намного ближе человеческому сердцу.

Если вы хотите получать больше статей, подобно этой, то кликните Recommend ниже.

Нельсон Мандела – несгибаемый лидер

Сегодня отмечается Международный день Нельсона Манделы. 27 декабря 2012 года Нельсона Манделу выписали из больницы Йоханнесбурга, где он провел около трех недель. Манделу госпитализировали в первых числах декабря с целью проведения медицинских обследований. В ходе госпитализации у Нельсона Манделы был выявлен рецидив легочной инфекции, также операционным путем были удалены желчные камни, сообщало тогда агентство “Франс Пресс”. Предлагаем нашим читателям вспомнить публикацию Pravda.Ru 2012 года.

В последнее время имя Нельсона Манделы упоминается, чаще всего, в медицинском контексте, что и не удивительно — легендарному чернокожему борцу с апартеидом в ЮАР уже 94 года. И жизнь далеко не всегда была к нему благосклонна. Невзгоды политической борьбы за человеческие идеалы закалили Манделу, его путь был весьма тернист.

Читайте также:
Биография КАЛИНОВ Сергей Михайлович

Рождение лидера

Нельсон Мандела известен всему миру как первый чернокожий президент Южно-Африканской Республики, непримиримый борец за права чернокожих и лауреат Нобелевской премии мира.

Родился он в июле 1918 года в одной из провинций ЮАР, в знатной по местным меркам семье народности коса. При рождении мальчик получил имя Холилала, что на местном языке означало “тот, кто срывает ветки дерева”. У его отца была весьма многочисленная семья — 4 жены, которые ему родили 13 детей, Нельсон Мандела родился от его 3-ей супруги, Нкедамы. Имя “Нельсон” ему дала школьная учительница — влияние Великобритании в ЮАР было в то время весьма велико.

Нельсон обучался в методистской школе, в институте-интернате Кларкбери, после чего получил сертификат о младшем среднем образовании. В конце 1930-х годов Нельсон Мандела переехал в Форт-Бофорт, где учился в методистском колледже. В 1939 году он поступил в Университет Форт-Хейр — это было одно из немногих высших учебных заведений в стране, где можно было учиться чернокожим.

К этому времени относятся пока что еще робкие попытки Нельсона Манделы вступить на путь политической борьбы. Обучаясь в Форт-Хейре, он участвует в студенческом бойкоте, который был организован против руководства учебного заведения. Не согласившись позже с ходом выборов в студенческий представительный совет университета, он покидает его и затем уезжает в Йоханнесбург, где работает на золотодобывающей шахте. Позже, используя финансовую помощь своего опекуна, он продолжает свое обучение и позже устраивается клерком в одну из юридически фирм Йоханнесбурга. Работая в фирме, Мандела заочно получил в 1942 году степень бакалавра гуманитарных наук в одном из университетов ЮАР, с 1943 года он начал изучать право в Университете Витватерсранда — в ходе обучения там он знакомится с некоторыми своими будущими партнерами по политической борьбе.

Политическая деятельность Нельсона Манделы

Активная политическая деятельность Нельсона Манделы началась с 1944 года, когда он вступил в ряды Африканского национального конгресса, в его Молодежную лигу. С этих пор он становится непримиримым борцом за права чернокожих в ЮАР, против политики апартеида, которую проводила правящая в стране Национальная партия.

В 1950-е и 1960-е годы Нельсон Мандела неоднократно подвергался политическим преследованиям и арестам. В 1960 году, после волнений в Шарпевиле, когда в ходе демонстрации, инициированной конгрессом, полицией были убиты 67 человек (по другим данным — 69), АНК был запрещен, и Мандела вынужден был перейти на нелегальное положение. В следующем году было сформировано военное крыло АНК, которое и возглавил Нельсон Мандела. Оно занималось различными диверсиями против властей. Целью их деятельности был саботаж действий властей, однако обязательным условием был отказ от непосредственного насилия по отношению к людям. Мандела на первых порах своей политической деятельности руководствовался принципами Махатмы Ганди, которые предусматривали непротивление злу насилием.

В 1962 году Нельсон Манделабыл арестован, через два года — осужден на длительное тюремное заключение. Всего Мандела просидел в тюрьме в общей сложности 27 лет, первые 18 из которых он находился в заключении на острове Роббен, недалеко от мыса Доброй Надежды. В ходе отбывания наказания там он заочно обучался в Лондонском университете и позже получил степень бакалавра юридических наук.

В 1982 году Манделу переводят в тюрьму Полсмур. Через три года, в 1985 году, тогдашний президент ЮАР Питер Бота предложил Манделе свободу взамен на отказ от политической деятельности, на что Нельсон Мандела ответил отказом.

В течение всего срока пребывания Нельсона Манделы в заключении различные международные организации не оставляли попытки повлиять на власти ЮАР с целью освобождения Манделы. Он был освобожден лишь в 1990 году, после подписания президентом страны Фредериком де Клерком указа, разрешающего легализацию АНК, а также других политических организаций, борющихся против режима апартеида.

После своего освобождения Мандела возглавил АНК, а в 1993 году совместно с де Клерком он стал лауреатом Нобелевской премии мира. В 1994 году в ЮАР состоялись парламентские выборы, на которых АНК поддержали 62% избирателей. Нельсон Мандела стал первым чернокожим президентом ЮАР. Этот пост он занимал до 1999 года. Во всем мире Нельсон Мандела заслужил уважение за упорную, продолжительную и непримиримую борьбу за права чернокожих. В годы президентства Манделы были выделены значительные финансовые средства на борьбу с бедностью, на образование, медицину и решение хозяйственных проблем коренных жителей Южной Африки.

После 1999 года Нельсон Мандела принимал участие в различных акциях, направленных на борьбу против СПИДа. В 2009 году Генассамблея ООН объявила 18 февраля Международным днем Манделы, признав тем самым его неоценимый вклад в борьбу за свободу, демократию и права человека.

Бесспорно, вклад Нельсона Манделы в демократизацию жизни в ЮАР, да и во всем мире, трудно переоценить. Но какова сейчас жизнь в ЮАР, более чем через десятилетие после президентства Манделы?

ЮАР после Манделы далека от его идеалов?

С сожалением приходится констатировать, что идеи Нельсона Манделы в настоящее время порой превращаются в свою противоположность. Так, в начале 2012 года в Международный суд в Гааге был подан иск от представителей белого населения ЮАР, так называемых буров-африканеров, против правящей в стране партии АНК, развязавшей там “апартеид наоборот” — многочисленные факты ущемления прав белокожего населения страны в угоду негритянскому. За последние 18 лет страну вынуждены были покинуть порядка 1 миллиона белокожих, десятки тысяч людей были убиты. О подобных фактах по причинам так называемой международной политической корректности, делающей упор на ущемление прав чернокожих, говорить не принято, но замалчивание лишь усугубляет проблемы.

Значительная часть населения ЮАР до сих пор живет в отсутствие канализации и электричества, порядка 40% живут за чертой бедности. ВИЧ и СПИД в ЮАР — у большей части населения. Уровень преступности и коррупции также весьма высок.

Повседневная жизнь ЮАР пока далека от демократических идеалов Нельсона Манделы, хотя его президентство, безусловно, положительно повлияло на внутриполитические и социальные процессы в стране — до него страна жила куда как беднее. Имя Нельсона Манделы стало нарицательным — он стал подлинным символом борьбы за демократизацию и лучшую жизнь для бедных и обездоленных во всем мире, и в этом его великая идеологическая и гуманитарная миссия.

Читайте самое интересное в рубрике “Мир”

Добавьте “Правду.Ру” в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Читайте также:
Евгений Мирошников - биография, личная жизнь, фото, видео

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Нельсон Мандела. 1918 2013

Нельсон Мандела. 1918–2013

Нельсон Мандела, первый чернокожий президент Южно-Африканской Республики, посвятивший всю свою жизнь борьбе с расовой сегрегацией, умер в возрасте 95 лет. «Наша нация потеряла своего величайшего сына», — заявил президент ЮАР Джейкоб Зума, выступая по национальному телевидению в ночь с четверга на пятницу.

Нельсон Мандела вошел в историю как символ сопротивления черного большинства режиму апартеида в Южной Африке. Он же был и главным действующим лицом растянувшейся на десятилетия борьбы чернокожих за свои права в стране, где расовая сегрегация была возведена в абсолют.

Благодаря своему характеру и истовой вере в идеалы в 70-е и 80-е годы прошлого века он стал иконой для тех, кто считал, что первый пункт Всеобщей декларации прав человека, принятой Генассамблеей ООН в 1948 году, — это не просто слова.

«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах», — гласит он.

Но Мандела был и прагматичным политиком, и именно благодаря его усилиям крах режима апартеида в начале 90-х не повлек за собой гражданскую войну в одной из самых влиятельных стран Черного континента.

При рождении он получил имя Ролилахла Мандела. На языке народности коса «ролилахла» означает «дергающий ветку дерева», а в широком смысле — «нарушитель спокойствия». Вряд ли родители Манделы предполагали, что их сын станет могильщиком системы, в том или и ном виде просуществовавшей на юге Африки более 300 лет. Кстати, имя Нельсон он получил, когда уже учился в школе.

Будучи выходцем из привилегированных слоев племенной знати, будущий нарушитель спокойствия окончил колледж Форта Хер, из которого был исключен в 1940 году за участие в студенческой забастовке.

Потом переехал в Йоханнесбург, где познакомился с членами Африканского национального конгресса (АНК) — основанной в начале ХХ века группой чернокожих юристов организации, которая боролась за права негритянского большинства. Мандела учился на юриста, но диплом смог получить только в 1989 году, когда за его плечами уже были десятилетия борьбы с режимом апартеида и многолетнее тюремное заключение.

В 40-е годы прошлого столетия АНК выступал за методы борьбы с режимом, очень напоминавшие учение ненасильственного сопротивления, которое проповедовал Махатма Ганди.

В 1955 году АНК, где уже активно работал Мандела, принимает «Хартию свободы».

«Южная Африка принадлежит всем, кто в ней живет», — говорилось в этом программном документе.

Подписавшие хартию, помимо равенства всех рас, выступали за свободный доступ к медицинскому обслуживанию и образованию, а также за передачу шахт, промышленности и банков в собственность общества.

Власти обвинили Манделу в государственной измене и приверженности коммунистическим идеям. Стоит напомнить, что в ту эпоху, когда мир был поделен на два враждебных лагеря, «призрак коммунизма» многими по ту сторону «железного занавеса» воспринимался как вполне реальная угроза.

Тогда обвинения с Манделы и его сподвижников были сняты. Но все изменится спустя несколько лет, после того, как противостояние черного большинства и правящего белого меньшинства, потомков голландских и французских переселенцев, начнет приобретать все более радикальные формы.

В 1960 году АНК был запрещен и перешел на нелегальное положение. Год спустя Мандела возглавил вооруженное крыло АНК, «Умконто ве сизве» («Копье нации»). Переходу АНК к тактике партизанской борьбы предшествовал расстрел негритянской демонстрации в Шарпервилле в июле 1960 года. Тогда погибли 69 человек, 178 были ранены.

Как позднее объяснил Мандела, именно запрет АНК и ужесточение режима апартеида привели его к мысли, что единственный путь — это вооруженная борьба.

«Винтовка рождает власть», — сказал за несколько десятилетий до этого лидер китайских коммунистов Мао Цзэдун.

Конфликт черных и белых развивался по нарастающей. После того как АНК перешел к тактике партизанской войны, большинство его лидеров были осуждены и посажены в тюрьму. Мандела оказался за решеткой в августе 1962 года, и этому, как утверждают историки, поспособствовало ЦРУ. Американские агенты передали полиции ЮАР информацию о его местонахождении.

«Я носил в себе идеал демократического и свободного общества, в котором все живут в гармонии и обладают равными правами, — заявил Мандела на судебном процессе. — Это идеал, за который я надеюсь бороться и воплотить в жизнь. Но если потребуется, я готов умереть за него».

Зимой 1964 года он был приговорен к пожизненному заключению. Следующие 18 лет Мандела провел в тюрьме на острове Роббен, крохотном клочке земли в нескольких километрах от мыса Доброй Надежды.

«В заключении ты лицом к лицу сталкиваешься со временем. Нет более ужасной вещи», — вспоминал позднее Мандела, работавший в тюремном известковом карьере.

А тем временем давление внутри котла росло. В середине 70-х годов режим апартеида потрясли массовые студенческие манифестации. Волнения вспыхивали и в 1984 и 1986 годах, когда в ЮАР была принята новая конституция, полностью исключавшая представительство черного большинства во властных структурах

Параллельно с этим в мире ширилась компания в защиту Манделы, в которой активно участвовал и СССР.

«Советский Союз относился к АНК как к национально-освободительному движению», — отметил в беседе с «Газетой.Ru» профессор, эксперт Института Африки РАН Владимир Шубин.

В итоге ЮАР оказалась в международной изоляции — начиная с торговых санкций и заканчивая запретом для южноафриканских спортсменов участвовать в международных соревнованиях.

Апогеем кампании за освобождение самого знаменитого заключенного планеты стал концерт 1988 года на лондонском стадионе «Уэмбли», где 72 тыс. человек хором пели: «Освободите Нельсона Манделу!»

По мере того как режим апартеида испытывал все возрастающее внутреннее и внешнее давление, власти пытались договориться с заключенным номер один. Тогдашний президент Питер Бота предложил Манделе свободу — если АНК откажется от насилия.

«Только свободные люди могут вступить в переговоры. Узник не может заключать договоры», — ответил Мандела.

Но режим ветшал.

Из заключения 71-летний лидер АНК вышел 11 февраля 1990 года. За несколько месяцев до его освобождения рухнула Берлинская стена, символ разделения мира на два противоборствующих лагеря.

Переговоры о будущем ЮАР шли крайне непросто. Но в 1993 году была принята новая конституция страны, а в апреле 1994-го по итогам первых в истории Южной Африки демократических выборов 77-летний Нельсон Мандела стал первым чернокожим президентом страны.

«Пришло время лечить раны. Пришло время наводить мосты, что разделяют нас», — сказал тогда Мандела.

К 1999 году он отошел от активной политической жизни, переключившись на благотворительность и написание мемуаров.

Читайте также:
Виталий Кацко - отзывы, мнение, рейтинг

В июне 2004 года, в возрасте 85 лет, Мандела объявил, что завершает и свою общественную работу.

В 2011 году первый чернокожий президент ЮАР возглавил список мировых политиков и общественных деятелей с «безупречной репутацией». Рейтинг был составлен консалтинговой компанией Reputation Institute по итогам опроса, в котором приняли участие более 50 тыс. человек из 25 стран мира.

Насколько нынешняя Южно-Африканская Республика соответствует тому идеалу, за который боролся Нельсон Мандела?

«У них самая демократическая конституция в мире. Хотя страна мультиэтническая, многорасовая, никаких серьезных конфликтов между ее жителями за последние два десятилетия не было», — говорит Владимир Шубин.

(При этом для ЮАР, к сожалению, все еще актуальны такие проблемы, как высокий уровень уличной преступности, насилия, бедности, безработицы, серьезное социальное расслоение, большое число инфицированных ВИЧ, отток за рубеж белого населения страны.)

«Что касается социальных преобразований — на развитие экономики страны накладывает свой отпечаток, если хотите, мировая капиталистическая система», — отмечает эксперт.

Наследие политика — не только его дела, но и мысли. Мандела оставил много крылатых выражений.

«Нет такой вещи, как частичная свобода».

Так говорил Мандела.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 31.12.2013. С Новым годом!
  • 30.12.2013. Вот и дождались.
  • 29.12.2013. Московский перманентный ж-л Наблюдатель жизни 11 7
  • 27.12.2013. Ленин и стакан
  • 23.12.2013. Умер Михаил Калашников
  • 22.12.2013. иваны, ничего не помнящие.
  • 21.12.2013. За кирпичной оградой
  • 14.12.2013. Рецензия на Венедикт Ерофеев
  • 08.12.2013. Домик с деревянным и морозным кружевом
  • 07.12.2013. Анонс Альманаха Святки – 2014
  • 06.12.2013. Нельсон Мандела. 1918 2013
  • 04.12.2013. Умер Норберт Кухинке
  • 03.12.2013. Школьное сочинение

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Нельсон Ролилахла Мандела (Nelson Rolihlahla Mandela) – отзывы, мнение, рейтинг

Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении.

Вскоре после переезда в Южную Африку в 2009 году я отправилась в исторический черный городок Соуэто, находящийся на южной окраине Йоханнесбурга. Повез меня туда чернокожий журналист и специалист по пиару Брайан Малангу (Brian Mahlangu). Работая редактором нового журнала по дизайну, Малангу хотел показать мне новые, привлекательные стороны этого поселения. Но чем дальше мы ехали, тем больше он начинал огорчаться. В Соуэто действительно было несколько восхитительных домов; но там, где заканчивались газоны, на тротуарах появлялись брошенные бутылки Кока-Колы, обрывки пакетов из-под чипсов и пустые коробки из-под куриных крылышек с надписью KFC. Южноафриканцы очень сильно мусорят. Мусор стал неотъемлемой чертой ландшафта в парках Соуэто. Малангу объяснил это тем, что у молодых чернокожих граждан по-прежнему отсутствует «чувство собственности» на общественные места ЮАР и на саму страну. А затем он сказал нечто поразительное: «Я виню в этом Манделу». Он махнул из окна такси рукой в сторону разделительной полосы дороги, на которой валялись куски пенопласта. «Мусор — это его вина».

Надо ясно представлять себе следующее. Достижения Нельсона Ролилахлы Манделы, первого избранного демократическим путем президента Южной Африки, поставили его в один ряд с такими людьми, как Джордж Вашингтон и Авраам Линкольн, и ввели в пантеон редких личностей, которые своей глубокой проницательностью и четким видением будущего преобразовывали целые страны. Брошенный на 27 лет за решетку белым меньшинством ЮАР, Мандела в 1990 году вышел из заточения, готовый простить своих угнетателей и применить свою власть не для мщения, а для создания новой страны, основанной на расовом примирении. Мадиба в своих веселых цветастых рубашках, со своей счастливой улыбкой и прекрасными речами стал своего рода тотемом для новой Южной Африки. Он не только инициировал, но и постоянно обеспечивал мир. В 1993-м, за год до окончания белого правления, белый реакционер убил лидера освободительного движения чернокожих Криса Хани (Chris Hani). Возникла угроза страшного насилия. Тогда Мандела выступил на телевидении и очень трогательно снял расовую окраску с этого инцидента.

Сегодня я обращаюсь ко всем простым южноафриканцам, черным и белым, обращаюсь от всей души. Белый человек, полный предрассудков и ненависти . совершил деяние настолько подлое, что вся наша нация оказалась на грани катастрофы. Белая женщина из африканеров, рискуя жизнью, чтобы вы знали, отдала этого убийцу в руки правосудия. . Настало время всем южноафриканцам заодно выступить против людей, стремящихся уничтожить то, за что отдал свою жизнь Крис Хани — нашу общую свободу.

Но есть и другая реальность. Многие южноафриканцы моложе 40 лет не ощущают особой связи с отцом нации. В статьях о многочисленных недугах Манделы на закате его жизни приводятся хвалебные высказывания южноафриканцев двух типов — белых и чернокожих людей постарше. В то же время, совершенно не слышны голоса молодых чернокожих граждан, у которых весьма неоднозначное отношение к святому отцу-основателю. Некоторые даже обижаются на него.

В прошлом году я отправилась в новое поселение Дьепслут, чтобы побеседовать с группой молодых людей об изменениях, произошедших у них в стране с 1994 года. Дьепслут — это такое дитя южноафриканской свободы, появившееся на свет непреднамеренно. Это огромный лагерь самовольных поселенцев, выросший на участке болотистой и почти непригодной для проживания земли за пределами Йоханнесбурга. Его заселили приехавшие в поисках лучшей жизни честолюбивые жители сельской глубинки. Апартеид запер чернокожих в сельской местности, наложив изощренные ограничения на их передвижения. А когда он начал рушиться, начался запоздалый и стремительный процесс урбанизации. Чернокожие из сельских районов хлынули в города, убегая от безработицы в родных местах. Но проблема в том, что и в городах для них рабочих мест тоже не хватает.

Читайте также:
Борис Романович Пайкин - биография, личная жизнь, фото, видео

«Дети людей, участвовавших в восстании 1976 года (знаменитый протест чернокожих при апартеиде) оказались в нищете», — пожаловался 35-летний Маси Малемела Маломела (Masie Malemela Malomela), когда мы начали разговор на сонной пыльной улице, проходящей мимо рядов лачуг из гофрированного листового алюминия. Мы встретились в половине второго в будний день, однако улица, как он объяснил, только начинает просыпаться, так как причин пробуждаться раньше у нее нет. В зависимости от статистики, которой вы доверяете, безработица в ЮАР составляет сегодня от 25 до 40 процентов, и самая отчаянная ситуация – среди молодежи. Примерно 71 процент южноафриканцев в возрасте от 15 до 34 лет не принимает участия в официальной экономической жизни страны. Закончивший среднюю школу и получивший аттестат Маломела тоже не может найти работу. Пытаясь найти объяснение тому, что он считает крушением надежд освобождения, Маломела, подобно Брайану Малангу, винит Манделу. Объяснить такое разочарование можно, лишь сделав вывод о том, что сам герой нации допустил какую-то ошибку. В широко разрекламированном и расхваленном на все лады примирении под руководством Манделы дьявол прятался в деталях. «Было принято решение поделиться властью с белыми в 1994 году, — объяснил Маломела. — Но это был несправедливый раздел. Черные сказали: „Мы возьмем политическую власть“. А африканеры взяли экономику».

Действительно, после апартеида белые южноафриканцы в финансовом плане преуспевают, и очень даже неплохо. Лишь девять процентов акций первой сотни компаний, зарегистрированных на Йоханнесбургской фондовой бирже, перешли в руки чернокожих, а белые до сих пор занимают 70 процентов постов в высшем корпоративном руководстве. В то же время, в глаза бросается одно поистине удивительное экономическое достижение чернокожих, ограниченное классом амбициозных ветеранов освободительного движения и их друзей. Эти так называемые «черные бриллианты» сидят сегодня в правлениях корпораций, которыми раньше управляли белые, и ездят на навороченных BMW.

30-летний друг Маломелы Мотакге Маквела (Mothakge Makwela) вспоминает, как в юности менялось его представление о чернокожем политическом руководстве. В детстве Маквела любил Манделу. Он также не считал себя бедным. «Но когда сдаешь выпускные экзамены в школе, начинаешь замечать несоответствие [между самим собой и черными бриллиантами]. Поступив в колледж, замечаешь, что не можешь за него платить. Начинаешь понимать, что ты очень беден». Он сделал свой окончательный вывод, состоящий в том, что «Мандела нас продал». При демократической передаче власти лидеры черного освобождения «представляли самих себя. . Посмотрите на семью Манделы — вся семья наживается». Мандела лично никогда особо не выпячивал свое богатство. Но его дом находится в шикарном районе Йоханнесбурга, ставшем южноафриканской версией нью-йоркского Уэстчестера — утопающие в зелени огромные особняки и величественные бульвары в тени деревьев. А его фонд известен тем, что яростно защищает издательские права на облик Манделы, ставший улыбчивой иконой, и делает все возможное, чтобы доходы от него шли только в семью. Его внук возглавлял горнодобывающую компанию с высоким уровнем капитализации, которую позднее привлекли к суду за обман своих работников. А его внучки получали прибыль от телевизионного реалити-шоу.

Сколько правды в представлениях о том, будто условия, выработанные Манделой и его коллегами по переговорному процессу во время демократической передачи власти в ЮАР, привели к обогащению немногочисленной кучки чернокожих и к обнищанию масс? Я спросила об этом специалиста по конституционному праву из Кейптаунского университета Пьера де Воса (Pierre de Vos). «Если посмотрите на окончательный вариант конституции, то увидите, что партия Манделы Африканский национальный конгресс получила около 80 процентов того, что хотела, — сказал мне де Вос по телефону. — Я думаю, АНК на переговорах одержал полную победу над Национальной партией [африканеров]». Тем не менее, была и другая договоренность, достигнутая за рамками переговоров о конституции, добавил де Вос. Это было «джентльменское соглашение» между Манделой и «командными высотами экономики».

До освобождения Манделы из тюрьмы в 1990 году АНК долгое время выступал за радикальные экономические перемены, требуя национализации горнодобывающей промышленности и более справедливого распределения сельскохозяйственных работ и доходов от них. Когда Манделу освободили, он начал разъезжать по западным экономическим саммитам, где его быстро убедили в том, что такие радикальные шаги — это безрассудство. «Выдвигались доводы о том, что начнется бегство капитала, и экономика страны рухнет», — сказал де Вос. И возникло взаимопонимание: АНК не будет трогать крупный бизнес, если крупный бизнес согласится остаться в стране и введет в свое высшее руководство чернокожих. К сожалению, эта сделка также привела к такой ситуации, в которой на среднем уровне рабочие места не создавались, а экономика апартеида еще больше укреплялась, обеспечивая совершенно недостаточную занятость, давая работу лишь неквалифицированным рабочим в горнодобывающей отрасли и не оставляя места личному творческому началу и карьерному продвижению.

В прошлом году стало больше забастовок и протестов из-за отсутствия экономических перспектив у бедных чернокожих. «Будут радикальные изменения, — предсказывает Маломела. — Вы же видите, что случилось в Египте». Если на улицах ЮАР возникнет единодушное мнение о том, что большая часть чернокожего населения почти ничего не выиграла от своего освобождения, и если страна укрепится в мысли о необходимости запоздалой революции, то ее представления об эпохе Нельсона Манделы могут измениться.

Наследие крупных лидеров всегда со временем претерпевает изменения в оценках. Оливера Кромвеля с королевскими почестями похоронили в Вестминстерском аббатстве. Но спустя несколько лет он начал вызывать в Британии такое мощное и всеобщее отвращение, что его тело выкопали из могилы, повесили, а голову посадили на кол. Спустя несколько столетий заслуги Кромвеля пересмотрели, его возвеличили, а там, где на колу висел его череп, воздвигли величественный памятник этому человеку. Меня поражает то, насколько мало у нас содержательных биографий Манделы. Нам предстоит еще очень многое проанализировать и оценить в его жизни и наследии. Ему составят много некрологов, но сегодня книга его памяти только начинает писаться.

Ив Фэрбенкс писательница, живущая в Йоханнесбурге. Она работает над книгой о Юной Африке после апартеида.

Новое в блогах

Сообщество «Политика»

Кто был на самом деле Нельсон Мандела?

Реальный образ Манделы имеет мало общего с мифологическим. Конечно, он действительно боролся и сидел за свои действия и убеждения в тюрьме более 20 лет, но в действительности Манделе повезло стать символом сопротивления только благодаря цвету своей кожи. Чернокожие были в Африканском Национального Конгрессе в основном пехотой или менеджерами среднего звена, тогда как рулили делами (занимались пропагандистскими и теоретическими вопросами, а также договаривались с Людьми) белые. Многие из них в правительстве Манделы получили министерские посты. Но прежде, чем рассказать о них, стоит немного осветить раннюю биографию Манделы.

Читайте также:
Ураев Николай Николаевич - биография, личная жизнь, фото, видео

Отцом Манделы был сельский вождь, относившийся к правящей династии племени. Нравы там царили довольно простые, у вождя было четыре жены, третья из них и стала матерью будущего политика. Всего у вождя имелось 13 детей. Сам Нельсон Мандела никакой не Нельсон. «Белое» имя он получил только в школе, таковы традиции образования в Африке. При рождении и до момента, когда он пошел в школу, Манделу звали труднопроизносимым именем Ролилахла (Rolihlahla).

Дальше довольно стандартная биография — Мандела учился в тех же заведениях, что и члены правящей династии племени, и со временем должен был занять место своего отца. По официальной легенде, все испортила свадьба. Опекун Джонгинтаба (оформивший опекунство после смерти отца Манделы) предупредил Нельсона о предстоящей свадьбе, назначенной без учета мнения самого Манделы, отчего тот разозлился, бросил университет и убежал от опекуна.

Побродив по задворкам Йоханнесбурга, Мандела помирился с опекуном, который простил его и даже начал оплачивать учебу. Он поступил в Университет Витватерсранда, который до ужесточения сегрегационных законов без ограничений принимал черных студентов. Именно там состоялась судьбоносная встреча Мандела с двумя будущими соратниками по борьбе с апартеидом — Джо Слово и Гарри Шварцем. О них будет рассказано чуть позднее. В университете Мандела заинтересовался политикой. Под патронажем Африканского Национального Конгресса там проходили собрания юных интеллектуалов. К черным студентам приезжали ораторы, которые растолковывали им, что Африка должна принадлежать черным, «вот выгоним белых и заживем!» и т.п.


Зажили! Так как массовые убийства белых фермеров мало интересуют борцов с расизмом, мы решили сопроводить материал фотографиями черных районов Йоханнесбурга. Так сказать, итог 20 лет жизни без белых угнетателей в многонациональной африканской федерации.

Мандела начал посещать протестные движения и постепенно выбился в секретари молодежного крыла АНК, которое отличалось куда большим радикализмом, чем сама АНК. Из-за протестов ему пришлось бросить учебу. Зато он открыл вместе с влиятельным функционером АНК по фамилии Тамбо контору, оказывавшую бесплатные юридические услуги “только для черных«.Кроме того, в те времена Мандела тесно сотрудничал с коммунистами, и, как считается, несколько лет состоял в компартии. В этом нет ничего удивительного, хотя АНК и стоял на позициях левого национализма, он входил в Социалистический интернационал, а почти всё руководство АНК состояло параллельно в компартии.

Именно из-за коммунизма Мандела впервые попал в поле зрения властей. Коммунисты в ЮАР преследовались и считались иностранными агентами влияния (что было правдой), и Манделу вместе с рядом активистов пытались засудить за государственную измену, подготовку госпереворота и членство в компартии. Суд длился 4 года, но в итоге всех обвиняемых оправдали, а Мандела обрел популярность и вес в революционных кругах.

В те времена Мандела еще вдохновлялся Ганди и использовал ненасильственные методы протеста. Все изменилось после расстрела в Шарпевиле в 1960 году. Сама эта история — классический пример провокации уровня «кровавого воскресенья» в России. Дело в том, что апартеид в те годы не был чем-то из ряда вон выходящим. Довольно трудно было добиться осуждения со стороны общественности, когда в тех же США официально практиковалась сегрегация. Нужно было именно показать, что белые фашисты в ЮАР не только дискриминируют бедных негров, но и пекут мацу на крови негритянских младенцев. Надо сказать, что в то время страна ЮАР была формально британским доминионом, хотя отношения между местными белыми и британцами были где-то на уровне тихой ненависти, поскольку белые в ЮАР всегда проявляли чрезмерную дерзость и самостоятельность (в частности, во Вторую мировую в ЮАР серьезно рассматривался вопрос об отказе в помощи осажденной немцами Британии). В дальнейшем Британия использовала расстрел в Шарпевиле, чтобы изгнать ЮАР из Британского содружества и лоббировать в отношении ЮАР международные санкции, а также щедро финансировать борцов с апартеидом.

Так вот, что касается расстрела, то суть истории в следующем. Незадолго до расстрела были приняты законы, согласно которым черным нельзя без пропуска гулять по территориям белых. Это разрешалось, только если черный там работал. АНК решил провести акцию протеста и в один прекрасный день к зданию полицейского участка в поселке Шарпевиль пришли 7 тысяч злых черных, которые скандировали «Арестуйте меня!». В здании участка засело около сотни полицейских, которые дубинками довольно легко разогнали толпу, не прибегая к особым зверствам. Протестующие разошлись по домам, но кто-то пустил слух, что начальник полиции собирается выступить с заявлением насчет пропусков. Протестующие стали возвращаться к зданию полиции и окружили его. Полицейские решили, что протестующие вернулись отомстить за разгон демонстрации и устроить погром. Митингующие, устав ждать, стали бросать в здание камни, тогда полицейские выхватили из толпы нескольких зачинщиков. В ответ толпа двинулась ломать забор. Копы, решив, что черные пошли на штурм, открыли беспорядочную стрельбу, в результате которой погибло 69 человек. Событие имело огромный резонанс и разбиралось даже на заседании ООН. Дело было сделано, теперь борьбе черных за свои права сочувствовало почти все мировое сообщество. Кроме того, теперь и у борцов с апартеидом были развязаны руки для вооруженной борьбы.

В 1961 году под эгидой АНК была создана военизированная группировка «Копье нации» (Умконто ве сизве). В числе ее создателей, помимо Манделы, имелось двое белых— Джо Слово и Ронни Касрилс. Слово был старым приятелем Манделы. Он родился в Литве и при рождении получил имя Йосель Мойше Слово. Когда ему исполнилось 8 лет, его родители эмигрировали в ЮАР, где он и стал Джо. Джо Слово был главным теоретиком как АНК, так и местной компартии, в которой состоял с 40-х годов. После ареста Манделы он уехал в Англию, где учился в Лондонской школе экономики и координировал действия «Копья нации», которое вело герилью против правительства ЮАР. Жена Слово — Рут Фест, также была одним из главных теоретиков революционной борьбы АНК. В эмиграции Слово стал главой компартии ЮАР, а после прихода Манделы к власти получил пост министра жилищного хозяйства.

Еще более любопытный персонаж Ронни Касрилс. Он также был ребенком еврейских эмигрантов из Литвы, но, в отличие от Слово, родился уже в Африке. С детства он восхищался Французской революцией, а до того, как податься в революцию, снимал рекламные ролики. После ареста Манделы Ронни стал руководителем военизированной группировки «Копье нации» и под надзором опытных инструкторов проходил диверсионную подготовку сначала в советской Одессе, а затем в Лондоне. Позднее он также перебрался жить в Лондон и руководил партизанскими акциями оттуда. После прихода к власти Манделы Ронни стал сначала заместителем министра обороны, затем министром водных и лесных дел, а в настоящее время уже 10 лет возглавляет министерство разведки и контрразведки. Вот и пригодились знания, подсказанные добрыми английскими джентльменами.

Читайте также:
Виталий Кацко - отзывы, мнение, рейтинг

Еще одним белым другом Манделы был Гарри Шварц, происходивший из семьи немецких евреев. Когда ему было девять лет, Хайнц (так его звали при рождении) с родителями эмигрировал в Африку, поскольку к власти в Германии пришел Гитлер. В Африке Хайнц взял себе имя Гарри. Шварц был сторонником борьбы с апартеидом, но, в отличие от остальных, тяготел к правому крылу и не участвовал в повстанческих группировках. Зато он стал адвокатом Манделы на судебном процессе, когда тому дали пожизненный срок. После прихода Манделы к власти Гарри Шварц был назначен послом ЮАР в США.

Собственно, цели «Копья нации» были просты — взрывать правительственные здания. Во всяком случае, так считал Мандела. Но Мандела после провозглашения вооруженной борьбы недолго оставался на свободе. Спустя полтора года его задержали при помощи ЦРУ (кстати, в США группировка Мандела считалась террористической до 2008 года). Манделе дали пять лет за незаконное пересечение границы и организацию забастовок. На следующий год спецслужбы поймали нескольких активистов АНК. Они дали показания, что готовили взрывы важных объектов инфраструктуры (электростанции, газопроводы) и правительственных зданий, а также сотрудничали с запрещенной компартией, а одним из их идеологов и вдохновителей был Мандела. Ему предъявили новые обвинения и он признал, что да, было дело, собирались взрывать и уничтожать, всё ради борьбы с апартеидом. Поскольку терроризм карался в ЮАР смертной казнью, судьба Манделы могла быть незавидной, но в итоге его приговорили к пожизненному заключению и следующие 27 лет жизни он провел за решеткой, заочно обучаясь в Лондонском университете и становясь символом борьбы с угнетением. Вскоре за решеткой оказались и другие чернокожие лидеры АНК.

Само превращение Манделы в легенду активно форсировалось всеми заинтересованными сторонами. Во-первых, Мандела был черным, это очень важно. Мировое общественное мнение необходимо было склонить к сочувствию трудящимся Африки, в конце концов, это могло повлиять и на белых в ЮАР. Одно дело, когда за свои права борется отважный черный, «благородный дикарь», что может вызвать сочувствие даже у врагов, а другое дело, когда за права черных, сидя в Лондоне, сражаются евреи-коммунисты-эмигранты (как в случае со Слово), тут уж белое население ЮАР недрогнувшими руками таким товарищам накинет петли на шеи на первом же суку.

На свободе осталась жена Манделы, которая создала из несовершеннолетних беспризорников «банду телохранителей», занимавшуюся кражами. Сама мадам Мандела засветилась в убийстве 14-летнего активиста, заподозренного в предательстве. Его заманили в дом мадам Манделы, где она лично несколько раз ударила наглого сопляка ножом, а затем в назидательных целях заставила сделать остальных то же самое. Спустя 20 лет над ней состоялся суд и, несмотря на невероятные усилия по ее оправданию, мадам Манделе все же дали 5 лет лишения свободы. Позор белым расистам и угнетателям! Впрочем, спустя год мадам Манделу отпустили, она продолжает заниматься политикой до сих пор.

Само правительство ЮАР тоже не сидело сложа руки. Была задумана реформа бантустанов. Бантустаны — это территории, на которых жило черное население. Им разрешалось местное самоуправление и в будущем светила независимость. Таким образом, белые ЮАР планировали сохранить свое влияние в Африке, поскольку за минувшие 40 лет доля белых в ЮАР сократилась в два раза. Объяснялось это тем, что белые рождали от 1 до 3 детей, а африканцы, нередко практиковавшие многоженство — по 15-20 детей от нескольких жен.

Первой ласточкой стал бантустан Транскей. С 1963 года в нем вводилось самоуправление, а в 1976 году ему была предоставлена независимость. Однако ни одна страна в мире не посмела пойти против воли Людей (зря что ли англичане памятник Манделе в Лондоне поставили?) и признать эту независимость. Чтобы показать, что это не хитрая уловка, Транскей разорвал дипломатический отношения с ЮАР, а главой республики стал племянник Манделы, являвшийся к тому же сыном его опекуна Джонгинтабы, который оплачивал обучение молодому Манделе. Надо сказать, что Мандела с детства дружил с племянником, однако история с бантустаном сделала их едва ли не врагами. Остальные бантустаны, получившие независимость, также не были признаны международным сообществом.

Пока Мандела сидел, во всем мире было развернуто движение «Free Nelson Mandela!». На протяжении 27 лет он был самым знаменитым заключенным в мире. Правительство ЮАР несколько раз предлагало Манделе свободу в ответ на отказ от насилия в политических целях. «А что я скажу англо-советским инструкторам?», — думал Мандела и каждый раз отвечал отказом.

Писать о президентстве Манделы не имеет никакого смысла. Любой желающий может отправиться в ЮАР и воочию убедиться в том, как обстоят дела в этой стране. Многие говорят, что у Манделы получилось не очень, но все равно могло быть и хуже, посмотрите, дескать, на другие африканские страны. Однако проблема в том, что «могло быть и хуже» — довольно невысокая планка для политика, едва ли не всемирно провозглашенного великим, величайшим человеком XX века, титаном и живым богом. Да, ЮАР все еще остается одной из самых развитых стран континента, но это происходит благодаря трофеям, оставшимся от белого правительства, и благодаря наличию одной из крупнейших в Африке доли белых в населении страны. А вот что будет, когда ЮАР начнет справляться своими силами — большой вопрос. Скорее всего, будет не сильно лучше, чем в Камеруне или Нигерии, а то и, не дай бог, Сомали.

В любом случае, Мандела раз и навсегда переломал хребет непокорному доминиону, вздумавшему перечить Ее Королевскому Величеству. Отличная работа, товарищ Ленин!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: