Моханда́с Карамча́нд «Маха́тма» Га́нди – отзывы, мнение, рейтинг

Портал:Ниасилили/Махатма Ганди

Вызывает тревогу и отвращение зрелище Ганди, этого бунтаря из мелких адвокатов, выступающего в роли полуголого факира, разгуливающего по ступеням дворца вице-короля.

Махатма Ганди (IRL Мохандас Карамчанд Ганди, хинди मोहनदास कर्मचन्द गान्धी) — один из самых известных пацифистов XX века, гигант мысли, создатель цветных революций, борец за независимость Индии от англичан и просто великодушный человек.

Содержание

[править] Начало пути

Родился Мохандас в 1869 году в очень религиозной семье премьер-министра одного из индийских туземных княжеств, принадлежавшего к варне вайшья. С раннего детства жил так же, как и остальные дети индийской элиты тех лет: в суровый мир Индии XIX века он имел крайне редко, учился в школе, основанной англичанами, пока в 13 лет не поженился на своей ровеснице, за 3 года до этого подобраной заботливыми родителями, после чего продолжал учебу, учил супругу грамоте и делал с ней отпрысков, которых к окончанию школы было трое. Это Индия, детка.

Дальше Ганди поехал в Лондон, где выучился на адвоката, и поскольку деятельность на родине успеха не принесла, отправился в ЮАР, где увидел угнетенных соотечественников. Конечно, отношение белых по отношению к индусам оставляло желать лучшего, молодой и пока что никому не известный адвокат Мохандас Карамчандович врубился в борьбу за их права, попутно почитывая Толстого и написывая ему письма. Чуть позже Ганди возвращается на родину, где начинает применять свои идеи на практике и переходить к следующему этапу своей земной жизни.

[править] Просветление

Вернувшись в Индию, Ганди тут же врубился в суровый индийский мир: кастовую дискриминацию, нищету, голод каждые 3-4 года, произвол колониальной администрации, анальное рабство у англичан и дикие обычаи. Посмотрев на весь этот пиздец, он решил бороться за права простого люда, облачившись вместо европейского шмота в местный, создав свой ашрам с богослужениями и жрицами и приняв веганство. Уже тогда один журналист обратил внимания на старания Ганди, и назвал его махатмой, то бишь великим духом.

Дальше Великий дух обратил внимание на касту неприкасаемых, которые на то время в глазах населения оставались нечистыми опущенными, выполнявшие всю грязную работу и терпевшие издевательства со стороны высших каст — прямо как на зоне. Увидев такое безобразие, добрый Ганди показал степень своего просветления, назвав далитов хариджанами (т.е детьми Бога), разрешив заходить им в свой ашрам, где ел и молился вместе с ними, за что в глазах жрецов зашкварился навсегда и окончательно.

[править] Сатьяграха

Путь победы над англичанами Ганди выбрал довольно простой: никакого насилия, революций и убийств: только мирные шествия, только мир и дружба. Помимо этого рекомендовалось на покупать английских товаров, все делать самостоятельно в домашних условиях, отказываться от наград, присвоенных кровавым режимом, не платить налоги и терпеливо и смиренно переносить все наказания за неисполнение законов. Все это вкупе называется сатьяграха, то есть тактика тотального ненасилия и не подчинения правящей власти. Оная тактика не шибко-то и вредила режиму, но создавала головную боль в лице злостных митингующих и неплательщиков налогов. Уже потом, спустя 90 лет, сатьяграху пробовали применить протестующие в совсем другой, но уже европейской стране, пока без особого успеха.

Тактика ненасилия встречает жёсткую критику со стороны особо воинственных и свободолюбивых народов, которые считают такую тактику проявлением слабости и терпилизма. Другие же недовольные считают, что кровь людей прошивать низзя, нужен только мирный протест и все дела. Холивар о том, что же все-таки лучше, Майдан или сатьяграха, продолжается до сих пор. Такие дела.

[править] Борьба

В последние 50 лет английского господства индусы жили точно так же, как и до него: продолжали опиздюливать неприкасаемых, женить своих детей в 13 лет, отдавать их на службу б-гам и никак не вылезать из дерьма, в котором ещё дед с бабкой жили. Впрочем, такой уклад жизни оставался в основном у низших каст: индусы вроде Ганди, получившие English и получившие в Европе образование, старались освободится от власти Вечно Солнечной Империи™ и перестроить Индию на европейский лад. Конечно, англичане пытались делать то же самое, но лишь для избранных.

Когда где-то в Европе началась ПМВ, местному населению стало не легче: помимо обязанности просто работать на заморского дядю индусов обязали кормить солдат на фронтах войны, что означало отправлять почти все продукты далеко в Европу. В итоге, в стране где и так через каждые пять лет случался голод с сотнями трупов, голодуха стала особо мощной и беспощадной. Именно в этих условиях начинал деятельность ИНК — Индийский Национальный Конгресс, который возник в 1885 году как кружок индийских патриотов. Вначале, его основатели даже не противились британскому господству, будучи чем-то наподобие комуняк по отношению к едросам — как бы оппозиция, но в то же время нет. Но, во время ПМВ и расстрела кровавым режимом демонстрации в городе Амритсар в 1919 году, тогда уже партия ИНК перешла к активному сопротивлению. Где-то в то же время к ним примкнул уже просветлившийся Мохандас, который стал одним из идейных вдохновителей всей борьбы.

Читайте также:
Джеймс Джо́зеф Бра́ун - отзывы, мнение, рейтинг

[править] Нирвана

После Второй Мировой Великобритания стала стремительно уступать позиции мирового лидера США, в результате чего была запущена деколонизация. Но в Индии этот процесс прошёл со своими национальными особенностями.

Вначале в 1947 году Индия была разделена на Индийский Союз и Пакистан, где у власти все ещё оставался британский монарх. Но в Индии к власти пришёл ИНК, а в Пакистане — Мусульманская лига, руководитель которой Мухаммад Али Джинна добился создания на населенной муслимами территории Индии исламского государства. В результате, индуистам и мусульманам дали время на переезд в желаемые части. Но вот только вместо живых людей в Пакистан стали приезжать полные окровавленных трупов вагоны с надписью «Подарок из Индии». С поездами из Пакистана в Индию ситуация была аналогичной. Индия оказалась на грани сурового, бессмысленного и беспощадного геноцида по религиозному признаку: индуистские фанатики вырезали мусульман, а мусульмане — индуистов. К замесу подключились и пенджабские сикхи, которым тоже хотелось свою страну Халистан, и которые резали и тех, и других, ну а индуисты и мусульмане сикхов — ну ты понел.

Ганди, понятное дело был решительным противником данной резни. Тем более, он выступал против раздела Индии по религиозному признаку, а уж тем более против насилия. Устав смотреть на трупы и беспощадных фанатиков, он объявил голодовку. Кстати, Мохандас имел влияние и почёт в том числе и среди мусульман, поэтому не желая терять гиганта духа и отца индийской демократии, стороны начали договариваться и том, чтобы прекратить резать друг друга.

Казалось бы, мир достигнут, но Ганди этого не простили индийские ультраправые, которые вообще были решительными противниками какого-либо сотрудничества с Пакистаном. На сабжа стали подготавливать покушение, и вот 30 января 1948 года Ганди спокойно и непринуждённо шёл на утреннюю молитву, как тут некто Натхурам Годзе, 37-летний журналист, брахман, имеющий неполное школьное образование, с близкого расстояния выстрелил в него. Инъекции свинца Ганди не пережил: отныне он ушёл на повышение, к Брахме и Кришне. Потом все по классике: мёртвого Ганди сожгли, а потом развеяли над Гангом как над кратчайшие путем к нирване. Наблюдали за этим миллионы человек. Такие дела.

Сейчас Ганди в Индии стал кем-то вроде Ленина в Совдепии — во многих городах ему и соратникам ставят памятники, он изображён на всех банкнотах любых номиналов, его ашрам один из самых больших музеев в стране. Есть ещё ошибочное мнение, что именно от Ганди ведёт историю политическая династия современной Индии, что очень неправильно. Фамилия Ганди там от Индиры Ганди, дочери Джавахарлала Неру, которая взяла данную фамилию от мужа-зороастрийца, который ни разу не родственник сабжа.

Он-то умер, но его идеи живы и находят новых сторонников. Эти ваши Мандела, Мартин Лютер Кинг, Тихановская и им подобные борцы за Права Человека™ так или иначе использовали идеи ненасилия, предложенные Ганди, надеясь так же добиться своих результатов. Но почему Индия на самом деле получила независимость написано выше. Так-то!

Мохандас Карамчанд Ганди

Мохандас Карамчанд Ганди

Отец Ганди был министром в ряде княжеств полуострова Катхиявар. Ганди рос в семье, где строго соблюдались обычаи индуистской религии, что оказало влияние на формирование его мировоззрения. Получив в 1891 юридическое образование в Англии, Ганди до 1893 занимался адвокатской практикой в Бомбее. В 1893-1914 служил юрисконсультом гуджаратской торговой фирмы в Южной Африке. Здесь Ганди возглавил борьбу против расовой дискриминации и притеснения индийцев, организуя мирные демонстрации, петиции на имя правительства. В результате южноафриканским индийцам удалось добиться отмены некоторых дискриминационных законов. В Южной Африке Ганди выработал тактику ненасильственного сопротивления, названную им сатьяграхой. Во время англо-бурской (1899-1902) и англо-зулусской (1906) войн Ганди создал санитарные отряды из индийцев для помощи англичанам, хотя, по его собственному признанию, считал справедливой борьбу буров и зулусов; свои действия он рассматривал как доказательство лояльности индийцев к британской империи, что, по мнению Ганди, должно было убедить англичан предоставить Индии самоуправление. В этот период Ганди познакомился с трудами Л. Толстого, который оказал на него большое влияние и которого Ганди считал своим учителем и духовным наставником.
По возвращении на родину (январь 1915) Ганди сблизился с партией Индийский национальный конгресс и вскоре стал одним из ведущих лидеров национально-освободительного движения Индии, идейным руководителем конгресса. Ганди Мохандас является одним из самых великих идеологических и политических лидеров. Рабиндранат Тагор – знаменитый писатель Индии, в 1915 году впервые по отношению к Мохандасу Ганди использовал титул «Махатма», что означает «Великая Душа». Но сам Ганди посчитал себя недостойным для этого, и не принял такой титул.

После ПМВ в Индии, в результате резкого обострения противоречий между индийским народом и колонизаторами, началось массовое антиимпериалистическое движение. Ганди и его последователи разъезжали по Индии, выступая на многолюдных митингах с призывами к борьбе против английского господства. Эту борьбу Ганди ограничивал исключительно ненасильственными формами, осуждая всякое насилие со стороны революционного народа. Он также осуждал классовую борьбу и проповедовал разрешение социальных конфликтов путём арбитража, исходя из принципа опеки. Эта позиция Ганди отвечала интересам индийской буржуазии, и партия Индийский национальный конгресс поддержала её полностью. В 1919-47 Национальный конгресс под руководством Ганди превратился в массовую национальную организацию, пользовавшуюся поддержкой народа. Вовлечение масс в национально-освободительное движение является основной заслугой Ганди и источником его огромной популярности в народе, прозвавшем Ганди Махатмой (Великой душой).
Ганди идеализировал патриархальные отношения, проповедовал исключительность исторического развития Индии. Он выступал за возрождение крестьянской общины, деревенского ремесла, кустарной промышленности на основе повсеместного введения ручного прядения и ткачества, в которых видел не только средство ликвидации безработицы и облегчения положения трудящихся, но и возможность освободить экономику Индии от иностранной зависимости.
Ганди боролся против всех проявлений английской политики и “разделяй и властвуй”, против разжигания индусско-мусульманской розни, против сохранения каст. В 1923-28 Ганди сосредоточил свою политическую. деятельность на агитации за возрождение ручного прядения и ткачества. В годы нового подъёма антианглийского движения (1929-33) Ганди руководил кампанией гражданского неповиновения, направленной против правительственной соляной монополии (“Соляной поход”). В 1931 Ганди пошёл на компромисс и заключил соглашение с вице-королём Ирвином, по которому Национальный конгресс свёртывал эту кампанию; Ганди соглашался представлять конгресс на конференции “Круглого стола”, а вице-король обязался освободить арестованных конгрессистов и пойти на некоторые уступки индийской буржуазии. В сентябре 1934 Ганди заявил о выходе из Национального конгресса, но фактически Ганди оставался лидером Национального конгресса до конца жизни.
Ганди неоднократно подвергался арестам и сидел в тюрьмах (например, в 1922-24, 1930-31, 1942-44), в заключении и на свободе не раз объявлял голодовки. Голодовки Ганди вызывали большое возбуждение в рядах его последователей и иногда заставляли правительство идти на уступки.
В 1942, во время ВМВ, когда английское правительство отказалось сформировать национальное индийское правительство, и в связи с ростом антиимпериалистических настроений Ганди выдвинул в отношении английских колонизаторов лозунг: “Вон из Индии!”, мотивируя это тем, что только независимая Индия сможет оказать сопротивление японским агрессорам. В обстановке подъёма массового антиколониального движения в 1946-47, приведшего к завоеванию Индией независимости (1947), Ганди осуждал революционные выступления (в т.ч. и восстание индийских моряков в феврале 1946). В это же время Ганди выступал против братоубийственных кровопролитных столкновений между индусами и мусульманами, начавшихся в связи с подготовкой и осуществлением раздела Индии на два государства Индию и Пакистан. Ганди выступал с призывом к единению индусов и мусульман. 30 января 1948, д венадцать дней спустя фанатик-индус Натхурам Годсе, ярый противник Ганди в вопросах терпимости ко всем религиями и вероисповеданиям, трижды выстрелил ему в грудь и живот. Слабеющий Ганди, поддерживаемый племянницами с обеих сторон, жестами показал, что прощает убийцу.

Читайте также:
Винсент Ван Гог, биография, творчество

Улица в Дели, где погиб Ганди, ныне носит название “Тис Джанвари Марг” (“Улица 30 января”). В индийской столице установлен мемориал Ганди Самадхи, где захоронена часть его праха, а на мраморном надгробье выбиты его последние слова — “Хэ Рам!” (“О боже! “). Собрание сочинений Ганди составляет 80 томов, включая автобиографию The Story of My Experiments with Truth (1927), тысячи статей из Indian Opinion, Young India, Harijan и огромное количество писем.

В 2007 году ООН объявила 2 октября, день рождения Махатмы Ганди, Международным днем ненасилия.

Моханда́с Карамча́нд «Маха́тма» Га́нди – отзывы, мнение, рейтинг

Мохандас Карамчанд Ганди (1869-1948) — индийский общественно-политический деятель, один из лидеров национально-освободительного движения, идеологгандизма. Прозван в народе Махатмой («Великой душой»).

Правозащитник

Мохандас Карамчанд Ганди родился 2 октября 1869, в Гуджарате, Индия — в элитарной купеческой семье в Гуджарате, воспитывался в строгих индуистских традициях. В 1883, когда ему было тринадцать лет, родители женили его на ровеснице Кастурбаи. Получив юридическое образование в Великобритании (что, правда, стоило ему отлучения от касты, так как Мохандас не стал продолжать дело отца), Ганди работал адвокатом в Бомбее, а в 1893 был приглашен на пост юрисконсульта гуджаратской торговой кампании в Южной Африке. Здесь он впервые столкнулся с тяжелым положением своих соотечественников, которое подвигло его к первым шагам на ниве общественной деятельности. Ганди опубликовал в Индии «Зеленую книгу», в которой рассказал о тяжелом положении индусов в Южной Африке. Брошюра вызвала немало споров, имя юриста стало известным.

М. К. Ганди вернулся в Южную Африку, где его встретила разъяренная толпа белых и чуть не убила его. В дело об избиении Ганди был вовлечен даже министр колоний, виновные были привлечены к ответственности. Когда в 1899 началась Англо-бурская война, Ганди возглавил санитарный отряд, получил золотую медаль за храбрость. Но свой долг он видел не в помощи англичанам, а в облегчении страданий раненых. Этот же опыт был повторен и в 1906, во время восстания зулусов. Жестокости британцев при подавлении «мятежа» подорвали веру Ганди в ценности западной цивилизации.

Уже в эти годы Ганди решил посвятить свою жизнь служению обществу. В 1904. он основал общину «Феник» под Дурбаном, жители которой вместе обрабатывали землю и выпускали известную по всей стране газету «Индийское мнение».

В 1907 положение индусов в Южной Африке серьезно осложнилось. Власти планировали введение закона о регистрации, ставившего «цветных» в унизительное положение. Ганди решил организовать сопротивление. Возмущение индусов было так велико, что дело могло кончиться бунтом. Ганди выдвинул другой принцип сопротивления — сатьяграху (упорство в истине) — ненасильственное неповиновение и саботаж. В январе 1908 под его руководством началась кампания митингов, забастовок, бойкота англичан. За эти действия Ганди был арестован. После выхода из тюрьмы в 1909 он продолжил переговоры, создал новую общину «Ферма Толстого», выдвинув концепцию индийского самоуправления («сварадж»). В 1914 Ганди удалось добиться отмены наиболее оскорбительных для индийцев расистских законов.

Читайте также:
Мартин Лютер Кинг, биография, история жизни, причины известности

Принцип ненасилия

В 1915 Мохандас Ганди с триумфом возвращается в Индию. Здесь он основал общину «Сатьяграха ашрам», приняв в него семью неприкасаемых (см. описание ниже), чем шокировал приверженцев системы кастового разделения. Но Ганди неутомимо доказывал, что кастовая рознь не вытекает из основ религии, что люди должны преодолевать барьеры в отношениях между собой, а не укреплять их.

«Неприкасаемые» – лица, принадлежащие к кастам, занимающим низшее положение в индуистской сословно-кастовой системе. Неприкасаемость связана с занятиями, считающимися в индуизме нечистыми (обработка кожи, уборка мусора и пр.) Индуизм запрещает общение с «неприкасаемыми» лицам из более высоких каст. В современной Индии дискриминация «неприкасаемых» запрещена.

В 1917 Ганди начал организовывать сатьяграхи в тех районах страны, где произвол англичан был наиболее вопиющим. В 1919 был принят закон Роулетта, предусматривающий значительное усиление репрессий за несанкционированную политическую деятельность. Сторонники Ганди решили бросить вызов произволу. Махатма выдвинул лозунг «Заполним собой тюрьмы».

6 апреля 1919 улицы индийских городов заполнились народом. Индусы и мусульмане вместе скандировали патриотические лозунги. Ганди и его приверженцы переезжали из города в город и выступали на бесчисленных митингах. Колониальная администрация ввела военное положение, полиция избивала демонстрантов и в некоторых местах стреляла в толпу. Моральный авторитет Ганди и его движения вырос. Ганди вступил вИндийский национальный конгресс (ИНК) и сразу же стал одним из его лидеров.

В ноябре 1921 толпа избила индийских купцов, встречавших принца Уэльского в Бомбее. Ганди приехал в город усмирить толпу — только мирные шествия, только бойкот. В феврале 1922 в Чаури Чаура произошли столкновения между индусами и английскими полицейскими, которые были сожжены в своей казарме разбушевавшейся толпой. Страна и ее лидеры встали перед выбором — переход от ненасильственного сопротивления к вооруженному восстанию или прекращение кампании. Ганди выбрал второе. Он заявил, что страна еще не готова к свободе, если индусы способны на бунт.

Объявив многодневную голодовку в знак покаяния за переоценку соотечественников, Ганди признался своим друзьям: «Меня пугает большинство. Я дошел до того, что меня пугает слепое обожание толпы». Он не хотел способствовать созданию независимого, но основанного на насилии режима, который будет хуже колониального.

В марте 1922 Ганди был арестован за разжигание ненависти к англичанам. Процесс над ним превратился в обличение колонизаторов, но его итоги были предопределены — Махатма получил шесть лет тюрьмы. В 1922-1924 гг., находясь в тюрьме, Ганди написал книгу «Моя жизнь».

Конструктивный анархизм

Поражение кампании 1919-1922 гг. не означало конца борьбы. Менялась лишь ее форма. Теперь кампания вступила в фазу «конструктивной работы». Ганди уже давно говорил о том, что индусы вполне могут обойтись без английской экономики и тем самым решили бы множество своих социальных проблем. Необходимо было переориентировать индийский рынок на индийские же товары. Это нанесло бы колонизаторам болезненный удар, но дало бы работу миллионам соотечественников. Началась кампания за прядение национальных тканей, в которые одеваются миллионы индийцев. Ганди считал, что значительная часть потребительских товаров может производиться кустарно, без строительства крупных промышленных предприятий. Миллионы людей подражали своему вождю, обматывая тела домоткаными тканями. Все больше людей поселялось в ашрамах — общинах, где люди вместе обрабатывали землю, ткали, обсуждали политические и духовные вопросы.

Мохандас Карамчанд Ганди утверждал: «Оружием нельзя одержать победу ни над низменными страстями людей, ни над их возвышенными идеалами». Ненасильственное сопротивление становилось не только методом достижения свободы, но и путем построения нового общества, и критерием того, готовы ли люди к свободе и «ненасильственному социализму». Он являлся противником любого «насильственного государства». Ганди мечтал о федерации духовных общин. Делами в общине должен был управлять панчаят — выборный орган из пяти наиболее уважаемых людей. Демократия панчаятов не должна была ограничивать права личности и меньшинства: «каждый становится своим собственным правителем. чтобы не быть помехой своему соседу».

В 1924 в связи с ухудшением здоровья Ганди власти приняли решение о его досрочном освобождении. Несмотря на слабое здоровье он включился в «конструктивную работу» — убеждал поддерживать ручные ремесла, выступал против неприкасаемости и каст, против религиозной розни, в поддержку ИНК. В сентябре 1924, когда мусульмане учинили погром в Кохоте, Ганди объявил 21-дневную голодовку протеста. Его «смертельные» голодовки стали мощным фактором общественной жизни, смирявшие экстремистов с обеих сторон.

К 1928 Ганди счел, что силы движения восстановлены. Колонизаторы сами предоставили повод для новой кампании. В Индию прибыла комиссия Саймона, которая должна была решить, можно ли расширять полномочия органов самоуправления. На требования включить в комиссию индусов последовал отказ. 3 февраля 1928 был объявлен хартал — всеобщая забастовка и траурные демонстрации. Ни избиения, ни аресты не позволяли очистить улицы от демонстрантов. Волнения перекинулись в сельскую местность, где крестьяне прекратили платить налоги. Колонизаторам пришлось пойти на уступки, снизив налогообложение.

Читайте также:
Ио́сиф Виссарио́нович Ста́лин - отзывы, мнение, рейтинг

Ганди объявил курс на независимость страны — последние иллюзии по поводу благотворности английского присутствия в Индии развеялись. Несмотря на то, что британцы пошли на переговоры, ИНК предпринял новый шаг — игнорирование соляной монополии властей. Выработка соли приносила англичанам большую прибыль — без этого продукта не мог обойтись никто. Ганди потребовал от властей отмены монополии, снижения налогов и освобождения политзаключенных. Дождавшись отказа, он объявил сатьяграху.

В марте-апреле 1930 огромная колонна патриотов во главе с Ганди прошла 400 километров по Индии. 6 апреля, в годовщину Амритсарской трагедии, Ганди вместе с десятками тысяч сподвижников выпаривал соль на берегу моря. Кустарная добыча соли шла по всей стране. Английская экономика в Индии была парализована. Крестьяне и купцы снабжали пикетчиков и демонстрантов. Массовые аресты ничего не решали. В мае были арестованы почти все лидеры ИНК, включая Ганди и Джавахарлала Неру. Без лидеров движение стало выходить из под контроля, происходили вооруженные столкновения. Страна снова встала на грань восстания.

Пришлось освободить Ганди и вступить с ним в переговоры. 4 марта 1931 было подписано соглашение с вице-губернатором Ирвином, которое удовлетворяло все требования, выдвинутые в начале кампании. Стало ясно, что британцы смирились с реформами.

Но это было только начало пути. Англичане отказывались от достигнутых ранее соглашений. Сенсацией стал визит Ганди в Лондон — Махатма резко выделялся своей скромной накидкой на полуобнаженном теле, но Договориться не удалось. Снова голодовки, «конструктивная работа», кампания и т. д. В 1934 Ганди формально вышел из ИНК, чтобы сосредоточиться на «конструктивной работе», но фактически остался одним из его лидеров.

В 1936 Великобритания была вынуждена провести реформы в Индии. Были созданы региональные органы самоуправления, на выборах в которые победил ИНК. Во время Второй мировой войны [en] продвижение от самоуправления к независимости застопорилось — наступление японцев не позволяло активно бороться с англичанами. За антианглийские призывы Ганди два года (1942-1944) провел в тюрьме.

Но сразу же после окончания войны по всей Индии начались забастовки и восстания. Левое правительство Эттли, которое пришло к власти в Великобритании в 1945, вступило в переговоры, но снова о расширении самоуправления. Затяжка с освобождением страны вновь обострила религиозную рознь. Мусульмане требовали выделения из Индии собственного государства. Их поддержали англичане. Население было так перемешано, что трудно было определить, где преобладают представители той или иной религии. Чтобы прояснить ситуацию, экстремистские лидеры обеих общин начали изгонять иноверцев. Вспыхнули погромы, которые после ухода британских войск переросли в межрелигиозную войну между Индией и мусульманским Пакистаном.

Ганди был категорическим противником раздела, понимая, что он несет Индии кровопролитие. Но большинство ИНК решило согласиться с британскими условиями. 14 августа 1947 был провозглашен Индийский союз. Миллионы людей двинулись из Индии в Пакистан и наоборот, чтобы оказаться в «своем» государстве. Это привело к массовым столкновениям, в которых погибло около 700 тысяч человек.

12 января 1948 Ганди объявил «смертельную» голодовку с требованием прекратить столкновения. 18 январялидеры индусов и мусульман поклялись в его присутствии восстановить спокойствие. Столкновения прекратились. 30 января Махатма вышел к народу, собравшемуся послушать его. Террорист из экстремистской индуистской организации, считавший, что Ганди предал интересы индусов в пользу мусульман, выстрелил в Махатму.

Махатма Ганди /

Описание Редактировать

Моханда́с Карамча́нд «Маха́тма» Га́нди — один из руководителей и идеологов движения за независимость Индии от Великобритании . Писатель, философ, общественный днятель. Его философия ненасилия ( сатьяграха ) оказала влияние на движения сторонников мирных перемен. Главные книги: “Моя жизнь”, “Педагогическое сочинения” и др.

Фотографии: 5 Загрузить фото / Добавить по URL

Махатма – великая душа

Вот человек, которому можно поставить оценку “идеально”!

Махатма Ганди знал, что изменить мир можно только в одном случае – изменив себя. И он это сделал! Индия во время жизни Махатмы Ганди была английской колонией. И была бы дальше. Если бы один человек не захотел независимости. А какая независимость? технологии у англичан, военная сила у англичан. Конечно, можно и восстание устроить, чтоб погибла куча народа. Потом поставить памятников, возжечь вечных огней. А можно призвать соотечественников отказаться от того, что произведено не в Индии. Так, чтобы каждый человек проникся. Так, чтобы маленькая девочка отказалась от любимой куклы.

Махатма Ганди смог изменить мир. Потому что изменил себя и дал повод измениться многим людям. “Махатма” – значит “великая душа”. И просто за красивые глаза так человека не назовут. Для меня лично Махатма Ганди служит примером того, что может сделать человек, имея достаточную решимость.

Современные философы и писатели видят прогресс человечества лишь в сфере научно-технического прогресса, но как показывают реалии жизни, НТР не делает человека счастливее и не ликвидирует насущные проблемы. Ганди же в своем творчестве делал ударение на том, что прогресс человечества это прогресс отдельных людей, а прогресс одного человека – это духовное самосовершенствование по принципу ахимсы – любви и не причинения вреда всему живому. Поэтому каждый человек должен совершенствоваться морально: уметь прощать, помогать ближнему, довольствоваться минимум материальных благ. Таким образом, Ганди был одним из первых, кто высказался за антипотребительство, за простой образ жизни, снижение уровня индустриализации, «примирение человека с природой”.
Если современное общество возьмёт на вооружение эти идеи, то снизиться ресурсная нагрузка на планете, уменьшиться вероятность развития финансовых кризисов, появится возможность более справедливого распределения доходов. А, значит, исчезнут социальная напряжённость, поводы для вооружённых столкновений, улучшится качество жизни миллионов людей.

Читайте также:
Пётр I Алексе́евич - отзывы, мнение, рейтинг

Немаловажно в произведениях Ганди и то, что он уравнивал все религии и призывал их к диалогу, тем самым, упраздняя корни для религиозных конфликтов. Универсальная религия должна объединить мир: «Эта основа, является верой в установленное моральное руководство вселенной. Эта религия превосходит и индуизм, и ислам, и христианство и т. п. Она не заменяет их, но, находясь в полной гармонии с ними, дает им право на существование» – писал Ганди.

Истинную красоту и гармонию Ганди видел не только в природе, но и в честном человеческом труде, исключающем эксплуатацию, хитрость, иждивенчество, включая узаконенные формы финансовой эксплуатации и пр. Таким образом, человек в этой философии «служит всем», исключается всякое социальное неравенство, рабство, несправедливость.
Это также очень актуально, ведь обыватель современного мира стремиться «заняться бизнесом», «стать миллиардером», преуспеть в спекуляциях, а не просто трудится с удовольствием для себя и с пользой для общества. Эта философия псевдоуспеха, тесно связанно с философией потребления и очень часто лишает человека самых простых радостей жизни, заставляя все время отдавать ненужным занятиям и терпеть поражение.

Ганди же напоминает, мораль начинается с совести отдельного индивида, а отдельный индивид – это часть жизни Бога, создавшего этот мир. Поэтому люди должны осознать присутствие Бога в их жизни, как Истины и Правды, как общей морали и начать вести размеренный простой образ жизни, где труд чередовался бы с духовным самосовершенствованием, самообразованием. При этом сам человек сможет оставаться скромным, любящим, умиротворённым, правдивым, бесстрашным действуя лишь по зову свободной воли. Ведь от рождения каждый из нас содержит в себе добро и зло, первое следует развивать, второе – искоренять. Сам Ганди один день недели уделял молчанию, чтению и получению новых знаний. Он собственноручно ткал ткани и шил себе одежду, максимально упрощал свой быт, чего требовал и от своих последователей. Если же человек и достиг богатства, то, по его мнению, он должен не забывать о бедняках.

Однако, мыслитель видел и признавал, что не все люди захотят идти путем добра. В обществе очень много зла и несправедливости, но бороться с ним лидер и философ призывал без применения насилия – путем сатьяграхи. Сатьяграха включает акции гражданского неповиновения, прекращение сотрудничества, в том числе торгово-экономического, бойкот и протест. Эта идея Ганди не является сугубо теоретической, она была использована его народом неоднократно на практике, благодаря чему Индия обрела независимость. Современное человечество должно понять, что гонка вооружений, особенно ядерная, милитаризация, эскалации конфликтов, централизация власти и злоупотребление ею ведут человечество к саморазрушению, поэтому насилие и несправедливость должны быть искоренены. Прежде всего, в ход
должны идти ненасильственные методы борьбы, как гуманные и эффективные способы борьбы со злом. Высшим проявлением этой философии является принцип сатьяграха ашраму – разумного служения родине. Это очень важно понять, ведь многие «патриоты» считают, что любовь к родине может сочетаться с ненавистью к другим народам, а насилие – неотъемлемая часть укрепления отечества. Внутри же любой страны люди не могут быть равны по своим способностям, но должны быть равным по правам и экономическим возможностям. А руководить должны лишь честные, умные политики.

Однако, навязывать людям свои идеи законодательно Ганди не считал нужным, он полагал, что главный двигатель общества – это совесть, мораль. Для развития же морали в обществе должны быть очень хорошо развиты система воспитания и образования, как залог будущего благополучия.

Очень рекомендую всего его книги. Читайте, что только найдете и где найдете!

Биография духовного лидера Махатмы Ганди

Почитание Махатмы Ганди у индийского народа было безграничным, так как он был одним из главных лидеров против дискриминации народа.

  1. Детство и юность
  2. Политическая деятельность
  3. Убийство
  4. Труды и сочинения
  5. Некоторые знаменитые цитаты Махатма Ганди
  6. Памяти Махатма Ганди

Детство и юность

Мохандас Карамчанд Ганди родился в 1869 году 2 октября в штате Гуджарат прибрежного города Порбандар. Семья не была бедной — каста вайшьев (купцов), к которой они относились, занимала в обществе промежуточное положение. Отец был в должности главного министра Порбандара. В семье Мохандаса поддерживались религиозные традиции.

В духовной жизни молодого Ганди присутствовали вегетарианство, посты, богослужение, самоотречение. Индуистская религия формировала его мировоззрение.

Ганди обручили с девушкой Кастурбай в 13 лет. Жена была ему всегда верным другом и помощницей. В браке появилось четверо сыновей. Старший сын Харилал не оправдал доверия, вел неправедный образ жизни. В итоге он умер от сифилиса. Другие сыновья были активными сторонниками отца.

Читайте также:
Фидель Кастро, биография, история жизни, причины известности

Семья Мохандаса использовала возможность дать образование сыну. В 19 лет он учился в Лондоне на юриста. После учебы в 1891 году возвратился на Родину.

Сегодня численность населения Индии составляет 1,2 млрд. человек. Это 1/6 жителей земного шара и 2-е место в мире.

Индира Ганди — «железная леди» Индии пыталась регулировать данный вопрос с помощью принудительной стерилизации людей.

Политическая деятельность

В своей стране он не смог реализовать полученную специальность, поэтому в 1893 году уезжает в Южную Африку. Там он получает должность юрисконсульта в крупной торговой фирме. Здесь он возглавляет борьбу против дискриминации индейцев, организует демонстрации и петиции правительству. Используя тактику ненасильственного сопротивления, южноафриканские индейцы добились отмены некоторых законов, которые ущемляли их права.

В этот жизненный период Ганди знакомится с творчеством Л.Н. Толстого, которого в дальнейшем он называл идейным наставником.

Мохандас очень требовательно относился к себе. Он считал, что самосовершенствование — путь к мирной победе. С 1906 года он полностью отказался от супружеских отношений, стал поститься, добровольно перешел на нищенский образ жизни, сменил европейскую одежду на индийскую.

В 1915 году Ганди возвращается в Индию и начинает движение за независимые права Индии против британских колонизаторов. Ганди ведет пропаганду ненасильственных форм борьбы, выступает на митингах, осуждая классовую войну. Ганди рекомендовал индийцам объявить бойкот всему британскому. Великий индийский писатель Рабидранат Тагор именовал Ганди «Махатма», то есть «великая душа».

Народ полностью поддерживал Индийский национальный конгресс, где Мохандас являлся главой с 1921 года. А в 1934 году он его оставил по несоответствию в убеждениях.

На протяжении всей жизни Мохандас проповедует борьбу с кастовым неравноправием. Он добивался прекратить ущемление неприкасаемых посредством законов. По его убеждению, все люди обладают божественной природой, несмотря на их кастовое, расовое происхождение. Для него неприкасаемые были хариджанами — детьми божьими. Собственным примером Ганди демонстрировал равенство хариджанов: пользовался последним классом в поездах, трапезничал с ними, участвовал в голодовках в их поддержку. Но он не считал необходимым отстаивать для хариджанов места в учебных заведениях.

Глава неприкасаемых — доктор Амбедкар добивался полного их равенства с другими членами общества. Радикальные убеждения Амбедкара были чужды Махатме, поэтому в войне против неприкасаемости они были врозь.

Радикального переворота в жизни неприкасаемых Ганди не совершил, что послужило причиной его переживаний. Он сыграл огромную роль в немаловажном вопросе о неприкасаемости. Его заслуга в том, что в первой конституции Индии было запрещено ущемление неприкасаемых.

С огромным благородством Ганди занимался таким важным вопросом, как женским. Он считал, что половой вопрос в Индии стоит особенно остро. Ранние браки истощают народ физически и нравственно. Достоинство женщины унижено. Чтобы вернуть к себе уважение, Ганди обращался к женщинам с просьбой принять участие в общественной жизни, отказаться от роскоши и иностранной одежды и разделить все труды мужчин. Тогда женщина превзойдет мужчину и ей ничего будет не страшно.

Индусы и мусульмане Индии всегда враждовали между собой. У Махатмы была задача примирить их, пользуясь своим авторитетом. В 1947 году произведен раздел бывшей колонии Британской Индии на Индию и Пакистан. Индию населяли индуисты, а Пакистан — мусульмане. В результате этого вражда между ними стала проявляться более жестко.

Мохандас безрезультатно пропагандировал бессмысленность насилия, результатом чего стало в 1948 году объявления им голодовки. Он считал, что лучше умереть, чем видеть самоуничтожение Индии. Это принесло свои положительные плоды. Лидеры религиозных групп приняли решение прекратить распри на почве религиозной борьбы. Но потепление в отношениях индусов и мусульман было кратковременным.

Экстремистская организация «Хинду Макасабха» и террористические группировки «Раштра дал», «Ваштрия сваям севак» требовали продолжение войны. Авторитет Махатмы Ганди был огромен в Дели. Глава «Хинду Макасабха» и миллионер из Бомбея Винайях Саваркар стали основными зачинщиками заговора против Ганди.

Мохандас был объявлен «коварным врагом» с безнравственными идеями. Цель Саваркара была уничтожить строптивого политика, который вызывал восхищение у народа. В 1947 году влиятельный миллионер из Бомбея организовал из преданных людей террористическую группировку. Ими стали шеф-редактор «Хинду раштра» и Нарайсен Апте, который возглавлял эту правую газету.

В Индии в столице Дели в 1986 году открыли удивительный храм в форме Лотоса, который не принадлежит ни одной религии и открыт для всех.

Какая бывает погода в Индии в январе можно узнать из этой статьи.

Убийство

По окончанию голодовки в 1948 году 20 января, случилось покушение на Ганди. На террасе своего дома в Дели он выступал перед людьми, которые в него верили. В этот момент раздался взрыв от самодельной бомбы, которую бросил мигрант из Пенджаба Маданлал. И хотя устройство сработало совсем близко от Ганди, жертв удалось избежать. Индийское правительство хотело предоставить Мохандасу профессиональную охрану, но он категорически отказался. На этот момент ему было 78 лет.

Читайте также:
Ма́ртин Лю́тер Кинг - отзывы, мнение, рейтинг

В 1948 году 30 января Ганди рано утром приступил к доработке конституционного проекта. Потом с коллегами обсуждался основной закон Индии в перспективе. Наступило время вечерней молитвы. Мохандас выходит из дома вместе с племянницей. Собравшиеся индуисты громко скандировали «отцу нации». Некоторые люди побежали к своему обожателю, стараясь прикоснуться к ногам Ганди, как требовал древний обычай.

Воспользовавшись этим моментом, Годзе вместе с поклоняющимися подошел к Мохандасу и выстрелил 3 раза. Третья пуля была смертельной, так как попала в легкое около сердца. Махатма только успел произнести: «О, Рама! О, Рама!», показал жестами, что убийца прощен, и тут же его не стало. Это случилось в 17 часов 17 минут.

Годзе хотел свести счеты с жизнью, но обезумевшая от горя толпа хотела растерзать его. Благодаря телохранителю Мохандаса, убийца был спасен и отдан органам правосудия.

Потом стало известно, что готовился масштабный антиправительственный заговор. Двое из восьми осужденных понесли смертную казнь через повешение. А остальные были осуждены пожизненно.

В 2008 году 30 января, в шестидесятилетие со дня гибели Ганди, на мысе Коморин над морем развеяли часть его праха.

Труды и сочинения

Самая известная книга Махатмы Ганди — его автобиография под названием «Моя жизнь». В ней автор рассказывает об освобождении Индии и своих духовных исканиях.

Скачать ее можно прямо здесь.

Кроме этого, есть и другие его сочинения: Мой Толстой, Хинд Сварадж, Сатьяграха в Южной Африке и др. В мире известно много мудрых высказываний и афоризмов М.Ганди.

Некоторые знаменитые цитаты Махатма Ганди

  • «Нет», сказанное с глубокой убежденностью, лучше, чем «Да», сказанное только для того, чтобы обрадовать или, хуже того, чтобы избежать проблем.
  • Я хочу свободу моей стране, чтобы другие страны могли чему-то поучиться у моей свободной страны.
  • Победа достигнутая насилием — равносильна поражению, ибо краткосрочна.
  • Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность.
  • Принцип «око за око» сделает весь мир слепым.
  • Величие и моральный прогресс нации можно измерить тем, как эта нация относится к животным.
  • У Бога нет религии.

Памяти Махатма Ганди

  • В 1997 году приняли решение о возведении мемориала Махатма Ганди в Америке. Памятники возведены по всему миру: Сан-Франциско, Нью-Йорк, Атланта, Питермарицбург, Гонолулу, Лондон, Алма-Ата, Душанбе, Москва. Почитаемый индус везде изображен в пожилом возрасте, босиком и с посохом;
  • В Улан-Баторе находится памятник Ганди на улице его имени;
  • Почтовые марки в память о Мохандасе распространены по всему миру;
  • Родине Ганди — столице штата Гуджарат присвоено его имя — Гандинагар;
  • Самый влиятельный клан политиков Индии назван в память о Ганди: Раджив, Индира и Соня Ганди.

Ганди любил свой народ, свою Родину. И до последнего дня своей жизни делал все, чтобы индуисты были во всех отношениях полноправны. Он всегда будет почитаем не только в Индии, но и в других странах, где знают Ганди, как борца за независимость и справедливость.

Махатма Ганди (Мохандас Карамчанд Ганди)

Фото Все

Видео Все

Про Махатму Ганди (Краткая история)

‘Путь Махатма Ганди’ д ф 2009

“История жизни” Махатма Ганди.

Махатма Ганди — биография

Махатма Ганди – политический и общественный деятель Индии, руководитель и идейный вдохновитель движения за независимость, автор философии сатьяграха (ненасилия).

Махатма Ганди стал самым авторитетным духовным и нравственным лидером, среди всех, живших в 20-м веке. Благодаря ему, Индия стала независимой страной, причем он задействовал не силу или политическую хитрость, а пошел мирным путем. Ганди сумел организовать общественность, противостоять навязанному Британией строю и добиться желанной свободы для своей страны. Это было делом всей его жизни, хотя самому пожить в независимой стране не удалось. Он погиб спустя год после провозглашения Индии свободной державой.

Детство

Родился Махатма Ганди (настоящее имя Мохандас Карамчанд Ганди) 2 октября 1869 года в городе Порбандар (Индия). Отец мальчика – Карамчанд Ганди имел высокую должность дивана, или проще говоря, главного министра города. Семья отличалась особой набожностью, и превзошла всех в этом мать – Путлибай, строго соблюдавшая все религиозные каноны.

В таком же духе воспитывались и дети – Махатма и его брат. Родители водили их по храмам, много времени проводили за чтением религиозных книг, соблюдали строжайшее вегетарианство. Полученное в детстве воспитание сказалось в будущем на образе жизни политика, которому он не изменял до конца дней.

Махатма Ганди в детстве

Мальчика отдали в местную школу, но никакого интереса к учебному процессу он не проявлял. И только когда он попал в высшую школу, неожиданно для всех заинтересовался юриспруденцией.

После получения школьного аттестата, молодой человек уехал в Лондон, где стал студентом Университетского колледжа. Махатма выбрал юридический факультет. В 1891 году Ганди получает заветный диплом и возвращается в родную Индию.

Карьера и общественная деятельность

С юных лет Махатма болел за судьбу своей страны и родного народа. Он решил ближе познакомиться с обстановкой в Индии, поэтому вскоре отправился в длительное путешествие, с целью посетить разные города. Молодой человек путешествовал в основном на поездах. Первым делом в глаза дипломированному юристу бросилась невероятная нищета, в которой буквально выживали его сограждане.

Читайте также:
Наполеон Бонапарт, биография, история жизни, причины известности

Отец помог талантливому сыну получить должность юрисконсульта в одной из крупных южноафриканских компаний. Спустя немного времени Ганди влился в движение по защите прав жителей Индии.

С тех пор биография Махатмы круто меняется, он увлекается идеями Майкла Девитта, Генри Торо, Льва Толстого. Долгие годы Ганди вел переписку с русским прозаиком.

Ганди стремится отстоять своих соотечественников, причем надеется сделать это мирным путем, без применения насилия. Его посещают глубокие размышления на тему единения человека и Бога.

Однажды ему в руки попала книга «Царство Божие внутри вас, или христианство не как мистическое учение, а как новое жизнепонимание», автором которой был Лев Толстой. После того, как Ганди перевернул последнюю страницу, он вздохнул с облегчением — многие вопросы, мучившие его давно, разрешились после ее прочтения.

В начале 20-го века Ганди трудится над созданием сатьяграху — новой тактики поведения жителей Индии. Он призывал к совести и благоразумию врагов, хотел, чтобы они не применяли насилие и не доставляли страдания его соотечественникам.

Свои идеи Ганди проповедовал в Африке, и нашел там множество единомышленников. Окрыленный успехом, он возвращается на родину, в надежде, что сможет многого добиться для своего народа. Убеждения Ганди приняли многие мировые политики.

На родине известность Ганди растет с каждым днем. В 1915-м, с легкой руки популярного индийского писателя Рабиндраната Тагора, за Ганди закрепляется титул «Махатма», что в переводе звучит как «великая душа».

Ганди стал активным участником борьбы за независимость Индии от Британии. Связи отца помогали ему попасть в Индийский национальный конгресс, пообщаться с известными политиками того времени и обсудить с ними сложившуюся ситуацию.

Сатьяграха Ганди основывалась на принципах ненасильственного сопротивления и гражданского неповиновения, а это не всем политикам пришлось по душе. Помимо этого, он призывал их вернуть свои титулы и звания, потому что они получены в Британии, отказаться от службы в армии и полиции, сложить полномочия в государственных учреждениях, не покупать британскую продукцию.

В 1919 году Махатма стал организатором масштабного митинга, во время которого состоялась всеобщая забастовка и акция неповиновения британским властям. Заранее было определено место и время, люди в этот день не вышли на работу, миллионы индийцев поддержали эту мирную акцию.

Арест Махатма Ганди

Люди наводнили улицы, их главной целью были свобода и независимость. Однако ситуация довольно быстро стала неконтролируемой. Начались провокации со стороны полиции, тут и там вспыхивали драки, появились первые жертвы. Ганди назвали главным организатором, арестовали и отправили за решетку на шесть лет.

После освобождения политик снова начал борьбу за освобождение соотечественников. Его недоброжелатели пребывали в уверенности, что дух Ганди сломлен, однако это не соответствовало действительности.

Оказалось, что тюремное заключение не повлияло на его политические взгляды и желание бороться дальше. Просто пришло переосмысление предыдущих идей, отработка их слабых мест. Ганди основал ашрам (своеобразное пристанище для аскетов и мудрецов), причем не где-нибудь в отдаленном месте, а в пригороде Ахмадабада. Это была серьезная заявка на дальнейшее участие в освободительном движении.

Ежедневно ашрам посещало очень много людей, они приходили внять словам мудреца, который проповедовал совершенно новое направление – гандизм. Народу очень надоело преклоняться перед властями Великобритании, поэтому каждое слово Махатмы слушатели буквально впитывали в себя. По свидетельству очевидцев, оратор из Ганди получился никудышный, его голос был слишком тихим, жесты невыразительными. Текст его проповедей было слышно только в первых рядах, однако он брал не голосом, а харизмой, которая очаровывала слушателей.

Измученные жестокостью британцев и бездействием местных органов власти, люди с каждым разом внимательнее вслушивались в слова старца. Авторитет Ганди рос с невероятной скоростью, его аргументы вызывали серьезную обеспокоенность политической элиты.

Постоянная борьба за свободу увенчалась успехом в 1947 году – провозглашением независимости. И буквально сразу государство разделилось на две части, на карте появились Индия и Пакистан, и как следствие разделения, непримиримая вражда мусульман и последователей индуизма.

Во избежание вооруженного противостояния, Ганди объявил о бессрочной голодовке. Таким образом, перемирие было восстановлено.

Личная жизнь

Махатма Ганди женился очень рано, в тринадцать лет, хотя в Индии это было скорее правило, чем исключение. Его избранницу звали Каструба, она была его ровесницей. Личную жизнь политика можно считать сложившейся, супруги любили друг друга, ни о каких романах на стороне не было и речи. Они прожили вместе 62 года. Каструба родила мужу четырех сыновей. В 1888 году родился Харилал, в 1892-м Манилал, в 1897-м Рамдас, и в 1900-м Девдас.

Махатма Ганди с женой

По роду своей деятельности, Ганди часто отсутствовал дома, поэтому детьми занималась мама. Видимо женщина что-то упустила в воспитании старшего сына, и он скатился до разгульной жизни. Политик пытался «достучаться» до сознания сына, но все его усилия оказались напрасными. Парень много пил, развратничал и наделал кучу долгов, что вынудило Ганди отказаться от собственного сына. Харлаил умер в 1949 году от цирроза печени. У остальных сыновей жизнь сложилась хорошо, они успешно женились, создали прекрасные семьи.

Читайте также:
Пабло Пикассо, биография, история жизни, творчество

Покушение и смерть

За всю жизнь на Ганди покушались три раза, и третье стало роковым. Во время проповеди какой-то паломник выстрелил в него из пистолета три раза. Махатму госпитализировали, но доктора оказались бессильными. Сердце известного политического деятеля остановилось 30 января 1948 года. На тот момент ему исполнилось 78 лет. Тело Ганди было кремировано, и на том месте теперь возвышается мемориал под названием Радж Гхат.

Перед самой смертью Ганди создал первую Конституцию своей независимой родины. Интересно то, что после смерти вождя ее оставили в первоначальном виде, добавили только небольшие правки.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Великая душа. Жизнь и принципы Махатмы Ганди

В 2007 году, отвечая на вопросы корреспондентов журнала «Шпигель», президент России Владимир Путин сказал: «Являюсь ли я демократом чистой воды? Конечно, я абсолютный и чистый демократ. Но вы знаете, в чём беда? Даже не беда, трагедия настоящая. В том, что я такой один, других таких в мире просто нет… После смерти Махатмы Ганди поговорить не с кем».

Эти слова облетели весь мир и вошли в число самых ярких фраз российского лидера за всю его политическую карьеру.

Но далеко не все из тех, кто вспоминает слова Путина, имеют чёткое представление о том, кем на самом деле был человек, которого президент России хотел бы видеть в качестве своего собеседника.

Трус из Порбандара

Мохандас Карамчанд Ганди родился 2 октября 1869 года в индийском городе Порбандар в состоятельной семье из варны вайшьев. Маленький Мохандас, или Мохан, меньше всего напоминал философа, мыслителя и политика, идеи которого перевернут мир.

Стеснительный мальчик не слишком любил учиться, боялся змей и призраков. О своей детской трусости в зрелом возрасти Ганди говорил совершенно откровенно.

В 13 лет Мохан женился на сверстнице по имени Кастурбай. Собственно, сам мальчик к женитьбе отношения не имел — брак заключили родители в полном соответствии с индийскими обычаями того времени.

К моменту окончания школы Ганди имел весьма смутные представления о том, чем хочет заниматься дальше, и решение за него принял дядя, предложив отправить племянника учиться в Лондон на юриста.

В столице Британской империи к молодому человеку из Индии относились со снисхождением, как подобало относиться белым господам к смышленому аборигену из колоний.

Получив диплом, Мохандас вернулся на Родину, рассчитывая получить должность адвоката при суде Бомбея. Но тут выяснилось, что право, которое изучал молодой человек в Лондоне, отнюдь неравнозначно праву, действующему в Индии.

В 1893 году молодого юриста старший брат пристроил работать в Южную Африку, где в тот момент жило и работало много выходцев из Индии.

«Только для белых»

Здесь выяснилось, что Ганди — очень неплохой адвокат, который способен улаживать даже весьма сложные конфликты. Среди его клиентов были как белые, так и индийцы. Несмотря на то, что Ганди не очень старательно отслеживал свои доходы, его благосостояние росло, и через несколько лет он смог перевезти из Индии жену и сыновей.

Преуспевающий адвокат господин Ганди никогда бы не превратился в того Ганди, которого знает весь мир, если бы там же, в Южной Африке, он в своей адвокатской практике и повседневной жизни не сталкивался бы с вопиющими проявлениями неравенства. Белые держали индийцев за людей «второго сорта», платили им гроши, всячески унижали.

С полным бесправием сталкивались не только бедные индийцы, но и сам Ганди.

Канонический случай из его биографии: однажды респектабельный адвокат Ганди купил билет на поезд в первый класс. На его беду, мест в первом классе хватило не всем, и один белый господин, раздражённый этим обстоятельством, потребовал освободить для себя место, выставив «смуглого» в вагон попроще. И напрасно Ганди протестовал, показывал билет — на очередной станции пришла полиция, и адвоката просто вышвырнули из поезда, наглядно показав, где его место.

Мириться с этим Ганди не пожелал и решил посвятить свою жизнь борьбе за права угнетённых, в первую очередь — за права соплеменников-индийцев.

«Сатьяграха»

И опять-таки, пойди Ганди традиционным путём бунтарей, он стал бы всего лишь ещё одним в длинном списке революционеров.

Однако Ганди был категорическим противником вооружённой борьбы и в качестве альтернативы ей разработал собственный метод, в основе которого лежало стремление воздействовать на разум и совесть оппонентов.

Основой метода Ганди, который получил название «Сатьяграха», являлся отказ от насилия и готовность переносить боль и страдания.

Целью «Сатьяграхи» является превращение соперника в союзника и друга — сторонники этого метода считают, что обращение к совести эффективнее, чем угрозы и насилие.

Ганди разработал правила и кодекс поведения участников «Сатьяграхи».

Её правила гласят:

  • Будьте уверены в себе, не полагайтесь на тех, чью деятельность вы не в состоянии контролировать в рамках вашего движения.
  • Держите инициативу в своих руках даже тогда, когда ждёте реакции оппонента, продолжайте предпринимать конструктивные активные действия.
  • Непрерывно ведите информационную пропаганду.
  • Сократите свои требования до минимума, однако в главном не уступайте никогда.
  • Избегайте статичных ситуаций.
  • Изучайте слабые стороны своих аргументов со всех сторон.
  • Ни в коем случае не отказывайтесь от поиска путей сотрудничества с оппонентами. Целью наступления должен быть не оппонент, а стоящая проблема.
Читайте также:
Адо́льф Ги́тлер - отзывы, мнение, рейтинг

Кодекс «Сатьяграхи» содержит следующие постулаты:

  • Откажитесь от контрударов по оппонентам.
  • Откажитесь от оскорблений.
  • Предупреждайте возможное физическое насилие над оппонентами и уважайте их доверие.
  • Не сопротивляйтесь конфискации имущества и аресту. Придерживайтесь своих идеалов.
  • Оказавшись под арестом, ведите себя, как истинный «сатьяграхи».
  • Подчиняйтесь выбранным лидерам. Если совесть подчиняться не позволяет, сложите с себя обязанности. Если недовольство лидерами принимает массовый характер, они должны быть выбраны заново.
  • Не ждите победы или безопасности. Данный метод нельзя назвать беспроигрышным, сохраняйте уверенность в себе и мужество. Потеря уверенности — это поражение.

Моральный авторитет для Индии

Принципы «Сатьяграхи» Ганди начал впервые применять в Южной Африке, борясь за права земляков.

Поначалу идеи адвоката вызвали улыбку не только у англичан, но и у тех, для защиты прав которых они, собственно, создавались.

Но, как говорил Ганди, «сначала тебя не замечают, затем над тобой смеются, затем с тобой борются, затем ты побеждаешь».

Ганди отстаивал свои убеждения личным примером. Во время англо-бурской войны он не брал в руки оружия, а спасал жизни в качестве военного санитара. Он выпускал еженедельник «Индийское мнение», в котором словом боролся с неравенством. Он сменил европейскую одежду на индийскую, а драгоценности и подарки отдавал в пользование нуждающимся.

Власти Британской империи оказались всерьёз озадачены — чудаковатый адвокат, находивший всё новых и новых сторонников, оказался оппонентом, против которого у них не было методов. Аскетичного Ганди невозможно было купить, отрицающего насилие не за что было предавать суду. А его настойчивость медленно, но верно меняла ситуацию, заставляя колониальные власти идти на всё новые и новые уступки.

Моральный авторитет Ганди среди индийцев рос стремительно. В 1915 году, когда он вернулся из Южной Африки на Родину, писатель Рабиндранат Тагор, лауреат Нобелевской премии, впервые назвал Ганди «Махатмой» («великой душой»).

Сам Ганди считал, что недостоин подобного громкого титула.

В Индии «великая душа» становится душой движения за независимость страны, которое давно нуждается в объединяющей фигуре.

Проверка на прочность

Однако лидерство Махатмы Ганди вовсе не было безоблачным и безоговорочным. Категорическое неприятие насилия как метода борьбы отталкивало от него многих потенциальных союзников.

Махатма Ганди в течение 13 лет возглавлял Индийский национальный конгресс, однако покинул его, когда понял, что не может переубедить тех, кто хочет добиться независимости с оружием в руках.

Сам Ганди выдвигал в качестве метода борьбы с колонизаторами несотрудничество:

  • Отказ индийцев от титулов и званий, полученных от англичан.
  • Бойкот выборов в законодательные собрания.
  • Бойкот судов, правительственных учреждений и английских учебных заведений.
  • Отказ от одежды европейского образца.
  • Поощрение ручного ткачества и ручного прядения.
  • Отказ от уплаты налогов.

Принципы Ганди сталкивались с суровой реальностью — британские власти, в отличие от сторонников «Сатьяграхи», своё насилие не сдерживали. Дело не ограничивалось арестами и избиениями, порой манифестантов убивали. И тогда у индийцев сдавали нервы, и они отвечали на насилие насилием.

Ганди, к возмущению сторонников, заявлял: если у индийцев нет готовности удерживаться от насилия, значит, они ещё не готовы к независимости.

«Соляной поход»

Последовательность Махатмы Ганди многие объявляли слабостью и трусостью. Но право на свои принципы Ганди отстаивал личным примером.

Его арестовывали бессчётное число раз, судили за подстрекательство к антиправительственным действиям, отправляли в тюрьму — Махатма все испытания встречал со спокойствием и смирением.

Понять и принять принципы Ганди не могли и многие индийцы. Выступая против кастового неравенства, Махатма отрицательно относился к радикалам, требовавшим полного демонтажа кастовой системы индийского общества. Исповедуя индуизм, Ганди выступал против индуистов-радикалов, устраивающих гонения на индийцев-мусульман.

Одной из самых известных акций Ганди и его последователей стал так называемый «соляной поход» 1930 года. Махатма с 79 соратниками прошёл пешком от города Ахмадабад до побережья Аравийского моря. После окончания 390-километрового похода, в ходе которого к группе протестующих присоединялись всё новые последователи, его участники принялись демонстративно выпаривать соль из морской воды. При этом в знак нарушения колониальной соляной монополии участники «соляного похода» не уплачивали налог на соль.

Разгневанные колониальные власти бросили Ганди за решётку, но акция продолжилась и после его ареста. В тюрьме оказали около 80 тысяч человек, но и это не останавливало людей от протеста. В конце концов, власти выпустили Ганди.

«Соляной поход» произвёл огромный пропагандистский эффект. Махатма Ганди и его принципы набирали популярность во всём мире, включая Англию, к великому ужасу властей Британской империи.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: