Микела́нджело ди Лодо́вико ди Леона́рдо ди Буонарро́ти Симо́ни – отзывы, мнение, рейтинг

Почему Микеланджело Буонарроти терпеть не мог великого Леонардо да Винчи

Его мама, Франческа ди Нери, будучи на сносях, упала с лошади. Кормить сама она уже не могла, и новорожденного отдали в семью каменотесов по фамилии Тополино. Повзрослев, Микеле часто навещал приютившее его семейство и вместе с кучей отпрысков Тополино-старшего учился орудовать молотком и зубилом. Привязанность к этим простым людям гений итальянского Возрождения пронес через всю жизнь.

Когда мальчику исполнилось шесть лет, его мать, не выдержав очередной беременности, умерла. Отец ушел в себя, домом управляла тетка Кассандра, и ребенок оказался никому не нужен. Микеланьоло сбегал за город к Тополино. Паренек ловко орудовал обеими руками, придавая камню нужную форму, и здорово рисовал, но Буонарроти-старший – мэр городка Капрезе – видел в сыне только банкира или ростовщика. За строптивость мальчишку жестоко пороли. И только когда Микеле стал отдавать отцу флорины, которые ему согласились платить в школе живописи как наиболее талантливому ученику, Лодовико Буонарроти махнул рукой на причуды наследника.

Пройдет время, и, создавая знаменитые фрески, Микеланджело в образе святых изобразит мощные фигуры каменотесов, что вызовет возмущение церкви. Вообще с анатомией он познакомился довольно поздно, с трудом добившись права присутствовать на вскрытиях в монастырском морге. До этого интуитивно угадывал очертания тел. «Ты, видно, уже рисовал голых женщин!» – подтрунивали над ним приятели. «Разве я не видел их, когда они собирают бобы в поле?» – оправдывался Буонарроти. Создавать анатомически выверенные изваяния – то, к чему он стремился всю жизнь.

Фигура Ночи – фрагмент усыпальницы рода Медичи в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции (1520 – 1534 гг.). Левая грудь статуи деформирована объемным образованием, отечным соском и сморщенной кожей сбоку, что говорит о запущенной стадии рака, полагают эксперты

Важные вехи

  • 6 марта 1475 г. Микеланджело диЛодовикоди Леонардо диБуонарротиСимони – таково полное имя мастера – родился в Капрезе в Тоскани. У Микеле четверо братьев: Лионардо, Сиджисмондо, Джовансимоне и Буонаррото.
  • 1481. Смерть матери, Франчески диНери. В 1485-м отец Микеланджело женился повторно – на Лукреции Убальдини.
  • 1488. Против воли отца поступил в мастерскую художника Доменико Гирландайо.
  • 1489. Перешел в школу под патронатом Лоренцо де Медичи – фактического хозяина Флоренции. Стал своим человеком при дворе, попал в круг поэтов и гуманистов.
  • 1490 – 1492. Написал «Мадонну у лестницы» и «Битву кентавров».

Одна из первых работ мастера

  • 1492. После смерти Лоренцо де Медичи вернулся домой.
  • 1494 – 1495. Жил в Болонье, создал скульптуры для арки Святого Доминика. Во Флоренции сваял «Святого Йоханнеса» и «Спящего купидона».
  • 1497. В Риме создал «Пьяного Бахуса». В 1572-м статую перевезли во Флоренцию.
  • 1503. Написал «Двенадцать апостолов», работал над Святым Матфеем для флорентийского собора.
  • 1505. Самовольно покинул Рим, узнав, что Папа Юлий II отказался оплачивать заказанную ему гробницу. После долгих переговоров скульптору было даровано прощение.

Папа Юлий II

  • 1514. Создал фасад церкви Медичи Сан Лоренцо во Флоренции.
  • 1520 – 1534. Спроектировал и построил библиотеку Лауренциана.
  • 1546. В Риме закончил работу над Палаццо Фарнезе, создал архитектурный ансамбль Капитолия, стал главным архитектором собора Святого Петра.
  • 18 февраля 1564 г. Умер в Риме. Похоронен во Флоренции в церкви Санта-Кроче.

Кстати. На закате жизни Микеланджело жаловался на бедность. Между тем на момент смерти его состояние по современному курсу составляло десятки миллионов долларов.

Устыдился тщеславия

В 1497-м Микеланджело изготовил великолепную пьету – «Оплакивание Христа», выставленную в одной из капелл собора Святого Петра. Правда, авторство поначалу приписали другому скульптору. И тогда мастер высек на камне: «Микеланджело Буонарроти, флорентинец, сделал это». Позже он сожалел о своем поступке и не подписывал скульптуры. Пьета действительно уникальна – ее создателю едва исполнилось 24. Вот почему уже современники называли Микеланджело божественным. При этом Буонарроти всегда был собою недоволен. Рафаэль говорил о нем: одинок, как палач. Тот избегал толпы, в гневе мог разогнать помощников. Строго спрашивал, прежде всего с себя. Перед смертью сетовал, что недостоин встречи с раем, так как не оставил потомков – только каменные изваяния.

«Оплакивание Христа» (1497 г.)

Несокрушимый гигант

Подлинник статуи Давида можно увидеть во Флоренции в Академии изящных искусств. Изначально его представили на площади Синьории 8 сентября 1504 года. Но он разрушался, и в 1910-м там установили копию. Пятиметровое изваяние весом в шесть тонн Микеланджело высек из единой глыбы мрамора. Причем камень был испорчен и мог разрушиться. Верхняя часть скульптуры получилась более масштабной, правая рука крупнее левой. Давид косоглаз, к тому же у него не хватает мышцы на спине. Зато мастер точно изобразил набухание яремной вены на шее в момент напряжения, притом что система кровообращения в его время не была хорошо изучена. И детально выписал половые органы, настаивая, что должен делать все точно так же, как Господь Бог, создавая Адама.

Читайте также:
Пабло Пикассо, биография, история жизни, творчество

Язык-бритва

Мастер любил пригвоздить собратьев по цеху. О чьей-то картине, изображавшей скорбь о Христе, высказался так: «Поистине скорбь смотреть на нее». Другой творец, написавший полотно, где лучше всего вышел бык, получил от Микеланджело: «Всякий художник хорошо пишет самого себя».

Скрестили кисти

Леонардо да Винчи, родившийся на 23 года раньше Буонарроти, видел в нем соперника и дразнил Микеланджело, превознося живопись и презрительно отзываясь о скульптуре. Однажды Буонарроти отпустил шпильку в адрес да Винчи по поводу его незаконченной конной статуи в Милане. В ответ Леонардо посоветовал прикрыть интимные места Давиду. Соперникам предложили расписать зал Палаццо Веккьо в Риме, выбрав для этого батальный сюжет. Да Винчи сосредоточился на изображении лошадей, а Буонарроти опять нарисовал «обнаженку» – солдат, застигнутых командой к сбору в момент купания. Работа из-за перебранок гениев затянулась и в итоге была перепоручена другим художникам.

Леонардо Да Винчи

Потолок покрасьте

Микеланджело нередко уничтожал свои творения, считая их несовершенными. В 1508 – 1512 годах, расписывая Сикстинскую капеллу Ватикана, он придумал подвесные леса, которые прикрывали потолок, – не хотел показывать результат раньше времени. Мастер почти не выходил из помещения. Работал стоя, сильно запрокинув голову. В одном из стихотворений описал свое состояние: «Калекой, горбуном, хромцом, уродом я стал, трудясь, и, видно, обрету лишь в смерти дом и пищу по доходам…» И в добавление к несчастьям: «Резь, лихорадка, боль зубов и глаз. »

Четыре года под сводом капеллы подорвали здоровье Микеланджело: он страдал остеоартритом, сколиозом и астмой из-за постоянного вдыхания ядовитых красок. Вот вам и «здрасьте – потолок покрасьте».

Гениталии задрапировали

С 1537 по 1541 год на стенах алтаря Сикстинской капеллы Микеланджело создавал фреску «Страшный суд». Картина со множеством обнаженных тел вызвала переполох. Художник отказался прикрыть гениталии персонажей, и тогда это поручили сделать другому живописцу – тот задрапировал чресла кусками материи. За что получил кличку Штанописец. Современные исследователи заподозрили, что в образах святых Буонарроти изобразил посетителей общественных бань, в которые частенько захаживали гомосексуалисты. К слову, заднеприводные любят намекать на общность интересов с гением. Однако однозначного мнения на этот счет нет. Скажем, в юности Микеле был серьезно увлечен дочерью Медичи Контессиной. В 61 год в его жизни появилась 47-летняя вдова Виттория Колонна. Их роман в письмах продолжался десять лет, было несколько личных встреч. Говорят, скульптор несколько раз делал предложение, но Виттория твердо решила не вступать после смерти мужа в брак.

«Страшный суд» (1537 – 1541 гг.). После скандала на фигурах прикрыли лишнее. Фото: Globallookpress.com

В 1547-м в возрасте 57 лет Виттория умерла на руках у Микеланджело. Он сочинил сонет на смерть дамы своего сердца и больше после этого не писал. Перестал заниматься живописью, не принимал заказы на скульптуры. Брался лишь за небольшие архитектурные проекты.

Возможно, в течение долгой жизни он вступал в половые контакты и с проститутками, и с юношами-моделями. Но вряд ли был убежденным сторонником однополых связей. Гомосексуалист не способен так любить женщину.

Советы бывалых

Чтобы попасть в Ватикан, лучше приобрести электронные билеты. В любом случае внутри будет тесно. Конечно, стоит потерпеть, но для начала можно заглянуть в церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи на одноименной площади Рима и посмотреть созданную Микеланджело мраморную статую пророка Моисея – центральное место в скульптурной гробнице Папы Юлия II. Вход в базилику бесплатный, а туристов на порядок меньше, чем в Ватикане.

Президент России Владимир Путин подарил Папе Римскому Франциску копию фильма «Грех» Андрея Кончаловского и альбом с фотографиями со съемок картины, рассказывающей о жизни мастера эпохи Возрождения. Фото: © «ИТАР-ТАСС» Кадр из фильма «Грех»

Читайте также:
Джеймс Джо́зеф Бра́ун - отзывы, мнение, рейтинг

Микеланджело – биография, новости, личная жизнь

Микеланджело

Микеланджело Буонарроти, полное имя Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони (итал. Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni). Родился 6 марта 1475, Капрезе – умер 18 февраля 1564, Рим. Итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения.

Микеланджело родился 6 марта 1475 года в тосканском городке Капрезе к северу от Ареццо, в семье обедневшего флорентийского дворянина Лодовико Буонарроти (1444-1534), городского советника.

В некоторых биографических книгах говорится, что предком Микеланджело являлся некий мессер Симоне, происходивший из семейства графов ди Каносса. В XIII веке он якобы прибыл во Флоренцию и даже управлял городом как подеста. Документы, однако, не подтверждают этого происхождения. Они даже не подтверждают существования подесты с таким именем, но отец Микеланджело, по-видимому, верил этому, да и позже, когда Микеланджело уже стал знаменитым, графская фамилия охотно признавала родство с ним.

Алессандро-ди-Каносса в 1520 году в письме называл его уважаемым родственником, приглашал его к себе в гости и просил считать его дом своим. Шарль Клеман, автор нескольких книг о Микеланджело, уверен, что происхождение Буонарроти от графов ди Каносса в целом принятое во времена Микеланджело, кажется более чем сомнительным сегодня. По его мнению, Буонарроти обосновались во Флоренции очень давно и в разные времена находились на службе у правительства республики на достаточно важных постах.

О своей матери, Франческе ди Нери ди Миниато дель Сера, рано вышедшей замуж и умершей от истощения частыми беременностями в год шестилетия Микеланджело, последний ни разу не упоминает в своей объёмной переписке с отцом и братьями.

Лодовико Буонарроти не был богатым, и дохода от его маленького владения в деревне едва хватало на то, чтобы содержать множество детей. В связи с этим он вынужден был отдать Микеланджело кормилице, жене «скарпелино» из той же деревни, называвшейся Сеттиньяно. Там, воспитанный супружеской парой Тополино, мальчик научился разминать глину и владеть резцом раньше, чем читать и писать.

В 1488 году отец Микеланджело смирился с наклонностями сына и поместил его учеником в мастерскую к художнику Доменико Гирландайо. Он занимался там в течение одного года. Год спустя Микеланджело переходит в школу скульптора Бертольдо ди Джованни, существовавшую под патронатом Лоренцо де Медичи, фактического хозяина Флоренции.

Медичи распознает талант Микеланджело и покровительствует ему. Приблизительно с 1490 до 1492 года Микеланджело находится при дворе Медичи. Возможно, в это время были созданы «Мадонна около лестницы» и «Битва кентавров». После смерти Медичи в 1492 году Микеланджело возвращается домой.

В 1494-1495 годах Микеланджело живёт в Болонье, создаёт скульптуры для Арки святого Доминика.

В 1495 году он возвращается во Флоренцию, где правит доминиканский проповедник Джироламо Савонарола, и создаёт скульптуры «Святой Йоханнес» и «Спящий Купидон». В 1496 году кардинал Рафаэль Риарио покупает мраморного «Купидона» Микеланджело и приглашает художника для работы в Рим, куда Микеланджело прибывает 25 июня. В 1496-1501 годах он создаёт «Вакха» и «Римскую Пьету».

В 1501 году Микеланджело возвращается во Флоренцию. Работы по заказу: скульптуры для «алтаря Пикколомини» и «Давид». В 1503 выполнены работы по заказу: «Двенадцать Апостолов», начало работы над «Святым Матфеем» для флорентинского собора.

Приблизительно в 1503-1505 годах происходит создание «Мадонны Дони», «Мадонны Таддеи», «Мадонны Питти» и «брюггерской Мадонны». В 1504 году заканчивается работа над «Давидом»; Микеланджело получает заказ на создание «Битвы при Кашине».

В 1505 году скульптор был вызван римским папой Юлием II в Рим; тот заказал ему гробницу. Следует восьмимесячное пребывание в Карраре, выбор необходимого для работы мрамора.

В 1505-1545 годах проводится (с перерывами) работа над гробницей, для которой создаются скульптуры «Моисей», «Связанный раб», «Умирающий раб», «Лия».

В апреле 1506 года – вновь возвращение во Флоренцию, в ноябре следует примирение с Юлием II в Болонье. Микеланджело получает заказ на бронзовую статую Юлия II, над которой работает в 1507 году (позже была разрушена).

В феврале 1508 года Микеланджело вновь возвращается во Флоренцию. В мае по просьбе Юлия II он едет в Рим для писания фресок потолка в Сикстинской капелле; над ними он работает до октября 1512 года.

Читайте также:
Мао Цзэдун, биография, история жизни, причины известности

В 1513 году Юлий II умирает. Джованни Медичи становится папой Львом Х. Микеланджело заключает новый договор на работу над гробницей Юлия II. В 1514 году скульптор получает заказ на «Христос с крестом» и капеллы папы Льва X в Энгельсбурге.

В июле 1514 года Микеланджело вновь возвращается во Флоренцию. Ему поступает заказ на создание фасада церкви Медичи Сан Лоренцо во Флоренции, и он подписывает третий договор на создание гробницы Юлия II.

В 1516-1519 годах состоялись многочисленные поездки за мрамором для фасада Сан Лоренцо в Каррару и Пьетразанту.

В 1520-1534 годах скульптор работает над архитектурным и скульптурным комплексом Капеллы Медичи во Флоренции, а также проектирует и строит Библиотеку Лауренцина.

В 1546 году художнику были доверены наиболее значительные в его жизни архитектурные заказы. Для папы Павла III он закончил Палаццо Фарнезе (третий этаж дворового фасада и карниз) и спроектировал для него новое убранство Капитолия, материальное воплощение которого продолжалось, однако, достаточно долго. Но, безусловно, наиболее важным заказом, препятствовавшим ему вплоть до самой смерти вернуться в родную Флоренцию, было для Микеланджело его назначение главным архитектором собора Святого Петра. Убедившись в таком доверии к нему и вере в него со стороны папы, Микеланджело, дабы показать свою добрую волю, пожелал, чтобы в указе было объявлено, что он служит на строительстве из любви к Богу и без какого-либо вознаграждения.

Скончался Микеланджело 18 февраля 1564 года в Риме. Погребён в церкви Санта-Кроче во Флоренции. Перед смертью он продиктовал завещание со всей свойственной ему немногословностью: «Я отдаю душу Богу, тело земле, имущество родным». По словам Бернини, великий Микеланджело перед смертью сказал, что сожалеет, что умирает именно тогда, когда только научился читать по слогам в своей профессии.

Известные работы Микеланджело:

Мадонна у лестницы. Мрамор. Ок. 1491. Флоренция, Музей Буонарроти
Битва кентавров. Мрамор. Ок. 1492. Флоренция, Музей Буонарроти
Пьета. Мрамор. 1498-1499. Ватикан, Собор Святого Петра
Мадонна с младенцем. Мрамор. Ок. 1501. Брюгге, церковь Нотр-Дам
Давид. Мрамор. 1501-1504. Флоренция, Академия изящных искусств
Мадонна Таддеи. Мрамор. Ок. 1502-1504. Лондон, Королевская академия художеств
Мадонна Дони. 1503-1504. Флоренция, Галерея Уффици
Мадонна Питти. Ок. 1504-1505. Флоренция, Национальный музей Барджелло
Апостол Матфей. Мрамор. 1506. Флоренция, Академия изящных искусств
Роспись свода Сикстинской капеллы. 1508-1512. Ватикан. Сотворение Адама
Умирающий раб. Мрамор. Ок. 1513. Париж, Лувр
Моисей. Ок. 1515. Рим, церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи
Атлант. Мрамор. Между 1519, ок. 1530-1534. Флоренция, Академия изящных искусств
Капелла Медичи 1520-1534
Мадонна. Флоренция, Капелла Медичи. Мрамор. 1521-1534
Библиотека Лауренциана. 1524-1534, 1549-1559. Флоренция
Гробница герцога Лоренцо. Капелла Медичи. 1524-1531. Флоренция, собор Сан-Лоренцо
Гробница герцога Джулиано. Капелла Медичи. 1526-1533. Флоренция, собор Сан-Лоренцо
Скорчившийся мальчик. Мрамор. 1530-1534. Россия, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Брут. Мрамор. После 1539. Флоренция, Национальный музей Барджелло
Страшный суд. Сикстинская капелла. 1535-1541. Ватикан
Гробница Юлия II. 1542-1545. Рим, церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи
Пьета (Положение во гроб) собора Санта Мария дель Фьоре. Мрамор. Ок. 1547-1555. Флоренция, Музей Опера-дель-Дуомо.

В 2007 году в архивах Ватикана была найдена последняя работа Микеланджело – зарисовка одной из деталей купола Собора Святого Петра. Рисунок, выполненный красным мелом, представляет собой «изображение детали одной из радиальных колонн, составляющих барабан купола собора Святого Петра в Риме». Считается, что это последняя работа знаменитого художника, выполненная незадолго до его смерти в 1564 году.

Это далеко не первый случай, когда работы Микеланджело находят в архивах и музеях. Так, в 2002 году в запасниках Национального музея дизайна в Нью-Йорке среди работ неизвестных авторов эпохи Возрождения был найден другой рисунок: на листе бумаги размером 45×25 см художник изобразил менору – подсвечник для семи свечей. В начале 2015 года стало известно об обнаружении первой и, вероятно, единственной сохранившейся до наших дней бронзовой скульптуры Микеланджело – композиции из двух всадников на пантерах.

Новое в блогах

Сообщество «МИМО ЖИЗНИ»

ШЕДЕВР В ДЕТАЛЯХ | МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ – ПЬЕТА

Микела́нджело Буонарро́ти, полное имя Микела́нджело ди Лодо́вико ди Леона́рдо ди Буонарро́ти Симо́ни (итал. Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni; 6 марта 1475, Капрезе — 18 февраля 1564, Рим)— итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождени и раннего барокко.

Микеланджело
Пьета 1499
Мрамор. Высота 174 см
Святого Петра, Ватикан

Читайте также:
Петр Первый, биография, история жизни, причины известности

«Оплакивание Христа» — первая и наиболее выдающаяся пьета, созданная Микеланджело Буонарроти. Это единственная работа скульптора, которую он подписал (по сообщению Вазари, подслушав разговор зевак, которые спорили о её авторстве). Копии «Пьеты» можно видеть во многих католических храмах по всему миру, от Мексики до Кореи

Микеланджело
Пьета (фрагмент) 1499
Мрамор. Высота 174 см
Собор Святого Петра, Ватикан

Michelangelo Buonarroti,
Pietà Vaticana
(dettaglio, 1498–1499)
Basilica di San Pietro

Фигуры Девы Марии и Христа были высечены 24-летним мастером из мрамора по заказу французского кардинала Жана Билэра для его гробницы. В XVIII веке статуя была перенесена в одну из капелл базилики святого Петра в Ватикане. При транспортировке были повреждены пальцы левой руки Мадонны.

Michelangelo Buonarroti,
Pietà Vaticana
dettaglio, 1498–1499)
Basilica di San Pietro

Микеланджело
Пьета (фрагмент) 1499
Мрамор. Высота 174 см
Собор Святого Петра, Ватикан

В 1972 году на статую напал со скальным молотком австралийский геолог венгерского происхождения Ласло Тот, кричавший, что он Христос. После реставрации статуя была установлена за пуленепробиваемым стеклом справа от входа в собор.

Michelangelo Buonarroti,
Pietà Vaticana
(dettaglio, 1498–1499)
Basilica di San Pietro

Микеланджело
Пьета. (фрагмент) 1499
Мрамор. Высота 174 см
Собор Святого Петра, Ватикан

Michelangelo Buonarroti,
Pietà Vaticana
(dettaglio, 1498–1499)
Basilica di San Pietro

Ватиканская «Пьета» — одно из произведений, в которых историки искусства видят водораздел между кватроченто и Высоким Возрождением. Итальянский мастер переосмыслил в духе высокого гуманизма традиционное для северной готики скульптурное изображение безжизненного Христа на руках матери. Мадонна представлена им как совсем юная и прекрасная женщина, которая скорбит об утрате самого близкого ей человека.

Michelangelo Buonarroti,
Pietà Vaticana
(dettaglio, 1498–1499)
Basilica di San Pietro

Несмотря на сложность соединения в одном изваянии двух столь крупных фигур, композиция «Пьеты» безупречна. Фигуры трактованы как единое целое, их соединение поражает слитностью. Вместе с тем скульптор тонко противопоставляет мужское и женское, живое и мёртвое, нагое и прикрытое, вертикальное и горизонтальное, чем вносит в композицию элемент напряжения. «Пьета» послужила образцом для последующих трактовок этого иконографического сюжета.

Michelangelo Buonarroti,
Pietà Vaticana
(dettaglio, 1498–1499)
Basilica di San Pietro

Микеланджело
Пьета. (фрагмент) 1499
Мрамор. Высота 174 см
Собор Святого Петра, Ватикан

Michelangelo Buonarroti,
Pietà Vaticana
(dettaglio, 1498–1499)
Basilica di San Pietro

Микеланджело
Пьета. (фрагмент) 1499
Мрамор. Высота 174 см
Собор Святого Петра, Ватикан

Микеланджело
Пьета. (фрагмент) 1499
Мрамор. Высота 174 см
Собор Святого Петра, Ватикан

Крупные, ломающиеся складки одеяния Мадонны не только намеренно усиливают драматический излом лежащего на её коленях тела, но и служат своеобразным пьедесталом для всей пирамидальной композиции. В этих изощрённых складках угадывается скрытая мощь, как духовная, так и физическая, контрастирующая с мягкими чертами лица Богоматери.

Michelangelo Buonarroti,
Pietà Vaticana
(dettaglio, 1498–1499)
Basilica di San Pietro

По степени законченности и проработки деталей «Пьета» превосходит почти все прочие скульптурные произведения Микеланджело.

Микеланджело
Пьета (фрагмент) 1499
Мрамор. Высота 174 см
Собор Святого Петра, Ватикан

Микеланджело
Пьета (фрагмент) 1499
Мрамор. Высота 174 см
Собор Святого Петра, Ватикан

Michelangelo Buonarroti,
Pietà Vaticana
(dettaglio, 1498–1499)
Basilica di San Pietro

Микеланджело
Пьета 1499
Мрамор. Высота 174 см
Собор Святого Петра, Ватикан

Микеланджело
Пьета 1499
Мрамор. Высота 174 см
Собор Святого Петра, Ватикан

Микеланджело
Пьета 1499
Мрамор. Высота 174 см
Собор Святого Петра, Ватикан

Michelangelo Buonarroti,
Pietà Vaticana
(dettaglio, 1498–1499)
Basilica di San Pietro

Пьета́ , Пиета́ – от итал. pietà — жалость

Замай и СД рекомендуют 10 художников эпохи Возрождения

СД и Замай — люди эпохи Возрождения, артисты лейбла Ренессанс и авторы только что вышедшего совместного релиза “Primo Europeo”.

Сингл “Medici”, в котором артисты сравнивали себя не с кем-нибудь, а с представителями великой флорентийской династии, дал понять, что перед нами люди, которые разбираются не только в написании остроумных панчлайнов, но и высоком искусстве того времени.

Мы обратились к Андрею Замаю и Виктору СД и попросили их назвать десятку любимых художников эпохи Возрождения. Вот что они ответили.

ЛЕОНАРДО ДИ СЕР ПЬЕРО ДА ВИНЧИ

Его “Мона Лиза” так же прекрасна как рэп Alyona Alyona. Однажды Андрей был в Лувре и видел, как тысячи китайских туристов атаковали ее бронированную красоту, но лишь немногим может открыться ее тайный смысл: ищите его между строк в нашем альбоме.

Читайте также:
Винсент Ван Гог, биография, творчество

МИКЕЛАНДЖЕЛО ДИ ЛОДОВИКО ДИ ЛЕОНАРДО ДИ БУОНАРРОТИ СИМОНИ

“Сотворение Адама” — картина, из которой вышли мы все. Напряжение, которое исходит от этого почти-что-прикосновения, и является тем первородным импульсом, что привел в движение Большой Взрыв. Этот миг между прошлым и уже произошедшим и есть ИДЕЯ, которую поэт ловит своими ментальными сетями.

ТИЦИАН ВЕЧЕЛЛИО

“Похищение Европы” — это похищение смыслов, форм и образа жизни. Мы, в отличие от так называемых “фрешменов”, так не делаем. Европа — это наша поэтическая традиция. Наблюдать застывшие в масле сюжеты — то, от чего всегда захватывает дух.

АЛЕССАНДРО ДИ МАРИАНО ДИ ВАННЫ ФИЛИПЕПИ

Идеал женщины свободной нам видится в “Рождение Венеры”. Место каждой женщины на Олимпе, а не у плиты, и 21-й век, уверены, будет тому подтверждением.

РАФАЭЛЬ САНТИ

“Афинская школа” — это практически лейбл Ренессанс.

Несколько десятков талантливейших людей (Петрик Путяха, Тот Самый Коля, Слава КПСС, Да Ст, AUX) под крепкой крышей искусства, мудрецы спорящие друг с другом, но только ради великих свершений!

АНДРЕА ДЕЛЬ ВЕРОККЬО

Картина учителя Леонардо, написанная совместно с учеником, и, возможно, другим учеником, Сандро Боттичелли. Легенда, согласно которой Вероккьо был настолько потрясен мастерством ученика, что забросил навсегда кисть, напоминает мне сюжет с “Антихайпом” и Бабангидой. Мы продолжаем дело Великого и несем свой крест спокойно и гордо.

ПАОЛО ВЕРОНЕЗЕ

Мы писали наш альбом в провинции Тоскана, пригороде Ливорно Антиньяно. Свежие карчоффи, паста ала дженовезе, моцарелла, буррата и многие другие кулинарные излишества, вот что мне напоминает картина “Пир в доме Левия”. Именно так все и было.

ПЕТРУС КРИСТУС

“Портрет девушки”, 1465 год. Возможно, эта картина — что-то уровня “Моны Лизы”, а может, даже и выше. Холодность и интеллект, задумчивость и красота — вызывает восхищение, интригует и по сей день многих. Возможно, в треке “ФСБ” мы обращаемся именно к этой таинственной Незнакомке.

ЛОРЕНЦО ЛОТТО

Этот художник вертел на болте компромиссы, поэтому испытывал большие материальные трудности. Не прислуживая вкусам толпы, после короткого периода успеха был забыт, а на родине в Венеции осмеян. Это наш путь, путь Антихайпа. Его “Аллегория добродетели и порока” полна глубокого символизма и загадок. Сложный путь настоящего художника и есть эта картина.

ГАНС ГОЛЬБЕЙН (МЛАДШИЙ)

В замечательной картине “Послы” два богато одетых человека изображены перед высоким столом, загромождённым множеством предметов. Они намекают на их религиозные, интеллектуальные и художественные интересы. Самым странным в картине кажется некий вытянутый по форме предмет, помещённый на переднем плане. Если смотреть на него справа, с близкого расстояния, видно, что это череп.

Гольбейн в своей работе реализует образ двойного зрения — при “прямом” взгляде человека, погружённого в рутину бытовой жизни и не желающего иметь дело с трагической метафизикой земного бытия, смерть представляется иллюзорным пятном, на которое не стоит обращать внимания, — но при “особом” (подразумевается — правильном, глубоком) взгляде всё меняется с точностью до наоборот — смерть превращается в единственную реальность, а привычная жизнь на глазах искажается, лишается значения, приобретая характер фантома, иллюзии.

Гениально! Добавить нечего. Эти послы — СД и Замай. Добавить нечего. Без комментариев.

Микеланджело ди Лодовико Буонаротти Симони

Michelangelo di Francesci di Neri di Miniato del Sera i Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni

тосканский городок Капрезе около Ареццо

Микеланджело Буонарроти (полное имя — Микеланджело ди Лодовико Буонарроти Симони, итал. Michelangelo di Lodovico Buonarroti Simoni ; 1475—1564) — итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт, мыслитель. Один из величайших мастеров эпохи Ренессанса.

Содержание

Биография

Микеланджело родился 6 марта 1475 г. в тосканском городке Капрезе около Ареццо, в семье Лодовико Буонарроти, городского советника. В детстве воспитывался во Флоренции, затем некоторое время жил в городке Сеттиньяно.

В 1488 г. Микеланджело против воли своего отца поступает учеником в мастерскую Доменико Гирландайо и занимается там в течение года.

В 1496 г. кардинал Рафаэлле Риарио покупает мраморного «Купидона» Микеланджело и приглашает художника для работы в Рим.

Скончался Микеланджело 18 февраля 1564 г. в Риме. Перед смертью он продиктовал завещание со всей свойственной ему немногословностью: «Я отдаю душу Богу, тело земле, имущество родным».

Читайте также:
Иосиф Сталин, биография, история жизни, причины известности

Гений Микеланджело наложил отпечаток не только на искусство Ренессанса, но и на всю дальнейшую мировую культуру. Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами — Флоренцией и Римом. По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор. Это ощущается и в живописных работах мастера, необычайно богатых пластичностью движений, сложных поз, отчётливой и мощной лепкой объёмов. Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения — статую «Давид» (1501—1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме — скульптурную композицию «Пьета» (1498—1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике. Однако наиболее грандиозные свои замыслы художник смог реализовать именно в живописи, где он выступил подлинным новатором цвета и формы. По заказу папы Юлия II он выполнил роспись потолка Сикстинской капеллы (1508—1512), представляющую библейскую историю от сотворения мира до потопа и включающую более 300 фигур. В 1534—1541 в той же Сикстинской капелле для папы Павла III исполнил грандиозную, полную драматизма фреску «Страшный суд». Поражают своей красотой и величием архитектурные работы Микеланджело — ансамбль площади Капитолия и Собор св. Петра в Риме.

Творческое наследие

Мир Микеланджело в отличие от его современников — Леонардо да Винчи и Рафаэлем с их миром гармонии — разнообразен и противоречив. Трудности жизни оказали огромное влияние на его многосторонние восприятие жизни: трагическое осознание несовершенства бытия и вера в гармонию мироздания, одиночество человека и радость его победы в борьбе со стихиями. Микеланжело считают одновременно и последним мастером Возрождения и создателем стиля Барокко, ибо именно он осознал его основной стилеобразующий элемент – пластику стены.

Известные работы

  • Давид. Мрамор. 1501—1504. Флоренция, Академия изящных искусств.
  • Мадонна у лестницы. Мрамор. Ок. 1491. Флоренция, Музей Буонарроти.
  • Битва кентавров. Мрамор. Ок. 1492. Флоренция, Музей Буонарроти.
  • Пьета. Мрамор. 1498—1499. Ватикан, Собор св. Петра.
  • Мадонна с младенцем. Мрамор. Ок. 1501. Брюгге, церковь Нотр-Дам.
  • Мадонна Таддеи. Мрамор. Ок. 1502—1504. Лондон, Королевская академия искусств.
  • Апостол Матфей. Мрамор. 1506. Флоренция, Академия изящных искусств.
  • Мадонна Дони.1503—1504. Флоренция, Галерея Уффици.
  • Мадонна Питти. Ок. 1504—1505. Флоренция, Национальный музей Барджелло.
  • Моисей. Ок. 1515. Рим, церковь Сан Пьетро ин Винколи.
  • Гробница Юлия II.1542—1545. Рим, церковь Сан Пьетро ин Винколи.
  • Умирающий раб. Мрамор. Ок. 1513. Париж, Лувр.
  • Роспись свода Сикстинской капеллы. Ватикан.
  • Мадонна.Флоренция, Капелла Медичи. Мрамор. 1521—1534.
  • Библиотека Лауренциана. 1524—1534, 1549—1559. Флоренция.
  • Капелла Медичи.1520—1534.
  • Гробница герцога Джулиано. Капелла Медичи. 1526—1533. Флоренция, церковь Сан Лоренцо.
  • Гробница герцога Лоренцо. Капелла Медичи. 1524—1531. Флоренция, церковь Сан Лоренцо.
  • Скорчившийся мальчик. Мрамор. 1530—1534. Россия, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
  • Атлант. Мрамор. Между 1519, ок. 1530—1534. Флоренция, Академия изящных искусств.
  • Пьета (Положение во гроб) собора Санта Мария дель Фьоре. Мрамор. Ок. 1547—1555. Флоренция, Музей Опера-дель-Дуомо.
  • Брут. Мрамор. После 1539. Флоренция, Национальный музей Барджелло.
  • Страшный суд. Сикстинская капелла. 1535—1541. Ватикан.

Интересные факты

Последняя работа

В 2007 году в архивах Ватикана была найдена последняя работа Микеланджело — зарисовка одной из деталей купола базилики Святого Петра. Рисунок, выполненный красным мелом, представляет собой «изображение детали одной из радиальных колонн, составляющих барабан купола собора Святого Петра в Риме». Считается, что это последняя работа знаменитого художника, выполненная незадолго до его смерти в 1564 г. [1]

Это далеко не первый случай, когда работы Микеланджело находят в архивах и музеях. Так, в 2002 г. в запасниках Национального музея дизайна в Нью-Йорке случайно был найден другой рисунок мастера. Он находился среди полотен неизвестных авторов эпохи Возрождения. На листе бумаги размером 45×25 см художник изобразил менору — подсвечник для семи свечей.

В честь Микеланджело назван кратер на Меркурии.

Микеланджело | 10 фактов о художнике эпохи возрождения

Микеланджело ди Лодовико Буонарроти Симони (1475 — 1564) был итальянским художником эпохи Возрождения, которого многие считают одним из величайших художников всех времен. Он преуспел в ряде областей искусства, включая скульптуру, живопись и архитектуру. Есть много интересных инцидентов из его жизни. К ним относятся попытки плагиата во время его ранней художественной карьеры и его тайное изучение трупов с целью узнать детали человеческого тела. Говорят, что Микеланджело был великим художником. Однако, он был эксцентричным и грубым персонажем. Это привело к тому, что у него было острое соперничество с двумя другими ведущими художниками Эпохи Возрождения, Леонардо да Винчи и Рафаэлем. Узнайте больше через эти 10 интересных фактов о Микеланджело.

  1. Он изучал трупы, чтобы идеально передать форму человеческого тела в своем искусстве
  2. Микеланджело однажды попытался создать плагиат, чтобы заработать больше денег
  3. Пьета остается единственной работой, которую он когда-либо подписывал
  4. Он вырезал Давида из использованного ранее куска мрамора
  5. Микеланджело имел ожесточенное соперничество с Леонардо да Винчи
  6. У него также было острое соперничество с Рафаэлем
  7. Микеланджело был выбран для росписи потолка Сикстинской капеллы по предложению своих соперников
  8. Микеланджело был также талантливым поэтом
  9. Он был геем
  10. Он первый западный художник, чья биография была опубликована при жизни
Читайте также:
Адольф Гитлер, биография, политическая деятельность

Он изучал трупы, чтобы идеально передать форму человеческого тела в своем искусстве

В 1493 году, когда Микеланджело был еще подростком, он создал деревянный крестик и подарил его настоятелю флорентийской церкви в Санто-Спирито. У него была дружба с настоятелем. Настоятель в ответ предоставил ему определенные комнаты, где он мог расчленять трупы для изучения анатомии. Микеланджело должен был заниматься анатомией в тайне, так как в этом возрасте такая практика была запрещена законом. Микеланджело продолжал препарирование для изучения анатомии на протяжении всей своей жизни. Изучение анатомии позволило ему вырезать статуи, которые выглядели необычайно реальными. Его шедевры, как статуя Давида, являются исключительно точными, с анатомической точки зрения, формами человеческого тела. Это было связано с его изучением строения мышц, сухожилий и кровеносных сосудов трупов. Однако Микеланджело не был первым, кто изучал анатомию в художественных целях. Другие, в том числе его соперник по ренессансу художник Леонардо да Винчи, также рассекали трупы, чтобы лучше понять человеческое тело.

Микеланджело однажды попытался создать плагиат, чтобы заработать больше денег

В начале своей карьеры, в 1496 году, Микеланджело был талантливым 21-летним художником, который пытался найти новые способы нажиться на своем таланте. Это было время, когда многие коллекционеры искусства были очарованы идеей держаться за что-то изысканное. Их больше интересовало приобретение раскопанных классических скульптур, а не современных. Микеланджело принимал участие в создании скульптуры под названием «Спящий купидон». Он закопал её в землю, чтобы придать скульптуре древний вид. Затем выкопал и продал за большую сумму Кардиналу Раффаэле Риарио из Сан-Джорджо в Риме. Однако вскоре кардинал узнал о подделке. Интересно, что вместо того, чтобы злиться, он был чрезвычайно впечатлен качеством скульптуры и пригласил Микеланджело в Рим. Это приглашение Микеланджело конечно принял.

Пьета остается единственной работой, которую он когда-либо подписывал

Джорджио Вазари, современник и биограф Микеланджело, упоминает, что во время установки Пьеты («Скорбящая мать») кто-то заметил, что эта работа другого скульптора, Кристофоро Солари. Вероятно, измученный этим утверждением, Микеланджело подписал скульптуру, вырезав на скульптуре и на поясе, расположенным на груди Марии, слова «МАЙКЛА [N] GELUS BONAROTUS FLORENTIN [US] FACIEBA [T]» . Это означает: «Микеланджело Буонарроти, флорентиец, делал это» . Эта подпись, по сути, похожа на те, которые использовали древнегреческие художники, Апеллы и Поликлет. Джорджо Вазари также сообщает, что Микеланджело сожалел об этом импульсивном действии и дал клятву, что никогда не подпишет другую работу. И он никогда этого не делал. Хотя, в свою очередь, он часто рисовал себя (или свое лицо) на некоторых из картин, над которыми он работал.

Подпись Микеланджело на Пьете

Он вырезал Давида из использованного ранее куска мрамора

Микеланджело был очень разборчив в выборе правильного мрамора для своих работ. Мраморная плита, которую он в конечном итоге выбрал для Давида, была той, которую более 40 лет назад использовали и забросили предыдущие художники, которые отказались от проекта. В последующие два года Микеланджело вырезал фигуру Давида из этого изуродованного мраморного блока в процессе, который, как это часто называют художники и писатель Джорджо Вазари «возвращал к жизни умершего». 17-метровая скульптура считается структурно совершенным многочисленными художниками по всему миру. Так как он был слишком тяжелым, чтобы разместить его в первоначально предназначенном месте, на линии крыши собора; комитет художников и консультантов в конечном итоге решил разместить статую у входа в Палаццо Веккьо во Флоренции. Тем не менее, статуя сейчас находится во Флорентийском художественном музее Academia, а точная копия занимает свое место на площади. «Давид» Микеланджело — одно из самых известных произведений искусства в мире и величайший шедевр художника.

Микеланджело имел ожесточенное соперничество с Леонардо да Винчи

Джорджио Вазари утверждает, что Микеланджело и Леонардо да Винчи испытывали огромную неприязнь друг к другу. Не известно, когда их соперничество началось, но возможно в 1504 году, когда оба художника были задействованы в создании различных боевых сцен для одной и той же стены в большом зале Совета в Палаццо Веккьо. Они со стратью взялись за работу. Однако, Микеланджело никак не удавалось продвинуться дальше стадии рисования, в то время как Леонардо тоже не мог завершить работу к своему удовлетворению. Есть несколько других случаев соперничества среди них. Однажды группа джентльменов, обсуждающих Данте, попросила Леонардо объяснить свои изъяны в скульптуре. Микеланджело присоединился к беседе и Леонардо предложил ему прояснить данный момент. Тем не менее, Микеланджело резко отреагировал: «Вы сами объясняйте это, вы, который сделал дизайн лошади, отлитой из бронзы, но не смогли ее отлить». Он имел в виду частую неудачу своего соперника в отделочных работах. Также считается, что Леонардо уехал из Флоренции во Францию, чтобы избежать Микеланджело.

У него также было острое соперничество с Рафаэлем

Рафаэль появился на художественной сцене в Италии эпохи Возрождения в 1504 году, и он сразу же заявил о себе. В 1508 году, когда ему было всего 26 лет, он избил Микеланджело с целью выиграть комиссию, чтобы нарисовать фреску в частной библиотеке Папы. Более того, Рафаэль с его обаятельностью стал фаворитом папы Льва X, который сменил папу Юлия II в 1513 году. Микеланджело, с другой стороны, был известен тем, что имел трудный характер, который привел к бурным отношениям с его покровителями. Хотя сейчас Микеланджело более известен, в то время Рафаэль был более популярным художником. Говорят, что Микеланджело «заставил Рафаэля нести на себе всю тяжесть его неослабевающей зависти, презрения и гнева». В связи с этим в своей знаменитой картине «Афинская школа» Рафаэль изобразил Микеланджело как философа Гераклита, легендарного по своему кислому нраву. Горечь их соперничества также может быть измерена тем фактом, что после смерти Рафаэля в 37 лет Микеланджело написал письмо, в котором Рафаэля обвинял в плагиате и утверждал, что все, что Рафаэль знал об искусстве, он скопировал его из работ.

Микеланджело был выбран для росписи потолка Сикстинской капеллы по предложению своих соперников

К началу XVI века Микеланджело уже зарекомендовал себя как один из ведущих скульпторов эпохи Возрождения с такими известными скульптурами, как Пьета и Давид. Тем не менее, он не был высоко оценен как художник. На самом деле он считал себя скульптором и плохо разбирался в живописи. Сикстинская капелла — часовня в Апостольском дворце, в официальной резиденции Папы в Ватикане. По словам историка Джорджо Вазари, когда папа Юлий II искал художника для росписи потолка Сикстинской капеллы, конкуренты Микеланджело, художник Рафаэль и архитектор Браманте, убедили папу просить Микеланджело сделать работу. Вазари считает, что они верили, что Микеланджело испортит комиссию. Таким образом, папа Юлий II назначил задачу Микеланджело в 1508 году, и она была выполнена к 1512 году. Однако, к разочарованию своих конкурентов, Микеланджело создал на потолке Сикстинской капеллы один из величайших шедевров западного искусства.

Потолок Сикстинской капеллы — Микеланджело

Читайте также:
Ио́сиф Виссарио́нович Ста́лин - отзывы, мнение, рейтинг

Микеланджело был также талантливым поэтом

Хотя он наиболее известен своими картинами, скульптурами и архитектурными работами, Микеланджело был также плодовитым поэтом своего времени, выпустив несколько сотен сонетов и мадригалов. Он, как было известно, записывал случайные строки стихов, когда создавал свои скульптуры. Его поэзия довольно экстравагантна в богатстве тем, которые она затрагивает, включая секс и старение. Однако ни одно из его поэтических произведений не было опубликовано, и он относился к поэзии больше как к хобби. Хотя его стихи не были опубликованы, они были локально распространены среди грамотников 16-го века в Риме. Позже композиторы даже превратили некоторые из них в музыку. Он написал около 300 стихов в течение всей своей жизни, благодаря его платонической любови к Виттории Колонне, которая стимулировала большинство из них.

Он был геем

В 1532 году, в возрасте 57 лет, Микеланджело начал первый роман в своей жизни с 23-летним итальянским дворянином Томмазо деи Кавальери. Микеланджело называл его «светом нашего века, образцом всего мира». Именно это побудило Микеланджело написать множество стихов о любви, которые были чрезвычайно гомоэротичны по своей природе. Хотя Томмазо был самым выдающимся из всех его любовников и друзей на всю жизнь, он был не единственным. Несколько лет спустя, в 1536 году, Микеланджело привлекла поэтесса и вдова Виттория Колонна, Маркиза Пескара. Большая часть поэзии Микеланджело посвящена ей. Более того, он делал ее рисунки и проводил долгие часы в ее обществе. Она была единственной выдающейся женщиной в его жизни, хотя их отношения считались платоническими. В 1540 году Микеланджело вступил в очередные отношения с Чеккино деи Браччи, сыном богатого флорентийского банкира. Степень их отношений проявилась только после смерти Чеккино.

Наказание Титя (1532) — рисунок, созданный Микеланджело для Томмазо деи Кавальери

Он первый западный художник, чья биография была опубликована при жизни

Две биографии Микеланджело были опубликованы при его жизни. Его первая биография была написана около 1528 года известным историком Паоло Джовио. Это сделало его первым западным художником, чья биография была опубликована при его жизни. В ней Джовио отметил несоответствие между его божественным даром и его «невероятной подлостью». Он писал, что Микеланджело был «великим гением … однако, настолько грубым и диким, что он сделал свою личную жизнь невероятно мелкой». Более того, он писал, что «его природа была настолько грубой и неуклюжей, что его домашние привычки были невероятно убогими и лишали потомства любых учеников, которые могли последовать за ним». Вторая биография Микеланджело была написана Джорджо Вазари в его работе 1550 года «Жизни художников» и была названа Микеланджело Буонарроти из Флоренции, художник, скульптор и архитектор . В нем Вазари очень высоко отзывается о Микеланджело и его работе, утверждая, что работы Микеланджело превзошли работы любого художника, живого или мертвого, и были «главными не только в одном искусстве, но и во всех трех» .

Микеланджело — величайший в мире скульптор: биография и произведения итальянского художника

Микеланджело (Michelangelo; родился 6 марта 1475 г. — умер18 февраля 1564 г.) был великим итальянским художником эпохи Возрождения: скульптором, архитектором, живописцем, литератором и философом. Работы Микеланджело еще при жизни гениального мастера были признаны шедеврами, а сам он первым из деятелей европейского искусства удостоился чести написания подробной биографии.

Читайте также:
Микеланджело Буонарроти, биография, творчество, история жизни

Микеланджело прожил долгую насыщенную интересными событиями жизнь и внес огромный вклад в мировую культуру. Его имя стоит в одном ряду с двумя другими величайшими фигурами Ренессанса: Рафаэлем (Raffaello Santi) и Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci), а гениальные произведения художника уже в течение 5 столетий считаются образцами совершенства в изобразительном искусстве.

Биография Микеланджело

Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони появился на свет в понедельник, 6 марта 1475 года в небольшом городке Капрезе недалеко от Флоренции. Он был вторым ребенком в семье потомственного банкира аристократического происхождения Лодовико Буонарроти. Мать мальчика умерла, когда ему едва исполнилось 6 лет и отец женился во второй раз, а сына отдал на воспитание деревенской супружеской паре Тополино. Юный гений рано научился обращаться с глиной и проявил недюжинные способности к искусству.

В 1488 году отец отправил Микеланджело на обучение флорентийскому художнику Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio), который научил мальчика азам живописи. Но подростка больше интересовала скульптура, поэтому через год он перебрался в школу Бертольдо ди Джованни (Bertoldo di Giovanni), которой покровительствовал могущественный Лоренцо де Медичи (Lorenzo de Medici). Всесильный хозяин Флоренции моментально разглядел талант паренька и взял его под личное покровительство. Но в 1492 году Лоренцо умер, а Микеланджело был вынужден вернуться домой к отцу.

1495 год стал знаковым в жизни художника. Он получил первый крупный заказ на изготовление скульптурных композиций для ковчега мощей святого Доминика в Болонье и обрел известность по всей Италии. В 1496 году Микеланджело по приглашению кардинала Рафаэля Риарио (Raffaele Riario) переехал в Рим и прожил там 5 лет, создавая многочисленные скульптуры для папского престола и городских храмов.

На протяжении всей жизни Микеланджело часто переезжал из Флоренции в Рим и обратно. Его приглашали в столицу главы католической церкви и делали объемные заказы. В общей сложности художнику пришлось сотрудничать с девятью римскими папами, каждый из которых высоко ценил гения.

Помимо скульптурных работ Микеланджело много времени уделял созданию фресок. Росписью потолка Сикстинской капеллы мастер занимался целых 4 года, но результат превзошел самые смелые ожидания заказчиков. Эта грандиозная композиция включает более 300 тщательно прорисованных фигур, ею ежегодно любуются миллионы туристов, приезжающие в Рим.

Читайте также:
Наполео́н I Бонапа́рт - отзывы, мнение, рейтинг

Значительный вклад внес Микеланджело и в мировую литературу. Он оставил потомкам более 300 сонетов на любовно-философскую тематику. Практически все свои стихотворные произведения мастер посвящал поэтессе Виттории Колонне (Vittoria Colonna), с которой дружил около 40 лет. Но их отношения были сугубо платоническими, Микеланджело никогда не был женат и тщательно скрывал от посторонних свою личную жизнь.

С середины 1540-х годов художник получает большое количество архитектурных заказов. К числу знаменитых работ мастера относятся создание дворцового фасада Палаццо Фарнезе и нового убранства римского Капитолия. Но всемирную славу гению принесло его главное архитектурное творение — собор Святого Петра.

Именно Микеланджело принадлежит главная идея проекта знаменитого центральнокупольного сооружения. В общей сложности он руководил архитектурными работами в главном католическом храме мира 18 лет, а закончилось строительство собора уже после смерти гения в начале XVII века.

Творческое наследие Микеланджело в живописи заметно уступает по объему многочисленным скульптурным и архитектурным работам. До наших дней сохранилось всего несколько картин великого мастера, которыми он не особенно гордился. Зато гениальный художник оставил потомкам огромное количество сделанных собственноручно эскизов. Он создавал их сотнями в процессе работы над скульптурами и архитектурными проектами на протяжении всей жизни. Рисунки гения и сегодня поражают ценителей искусства величавостью форм и благородством стиля.

Микеланджело умер 18 февраля 1564 года в возрасте 88 лет. После смерти мастера Папа римский Пий IV отдал распоряжение построить для него роскошную гробницу в соборе Святого Петра, но этим планам не суждено было сбыться. Тело гения через 5 месяцев перевезли во Флоренцию и с большим почетом захоронили в базилике Санта-Кроче, рядом с останками другого великого итальянца Никколо Макиавелли (Niccolò Machiavelli).

Над созданием уникальной гробницы Микеланджело трудились сразу 5 известных художников:

  • Джорджо Вазари (Giorgio Vasari);
  • Баттиста Лоренци (Battista Lorenzi);
  • Джованни делла Опера (Giovanni della Opera);
  • Валерио Чоли (Valerio Cioli);
  • Джованни Баттиста Нальдини (Giovanni Battista Naldini).

Самые известные произведения Микеланджело

Многие произведения Микеланджело хорошо знакомы каждому образованному человеку. Они давно причислены к величайшим шедеврам мирового искусства и считаются воистину бесценными. Среди творений гения особо выделяются следующие работы:

  • «Пьета» (Оплакивание Христа) (1499) — первая и самая знаменитая Пьета художника, безупречно проработанная до мельчайших деталей сложная скульптурная композиция. Копии этой работы сегодня украшают десятки католических храмов по всему миру.
  • «Давид» (1504) — огромная пятиметровая статуя кругового обзора, грандиозный символ искусства эпохи Возрождения. По преданию, Микеланджело так понравилась эта работа, что он в сердцах воскликнул, обращаясь к изображенному герою: «Почему ты молчишь!» Почти 370 лет статуя украшала площадь перед Палаццо Веккьо во Флоренции, а сегодня находится в Академии изящных искусств.
  • «Роспись свода Сикстинской капеллы» (1508-1512) — масштабная фреска на тему Ветхого Завета в центральном зале старинного здания. Самый популярный среди туристов экспонат среди всех музеев Ватикана и гордость католической церкви
  • «Моисей» (1515) — центральная статуя гробницы Папы римского Юлия IV. Ветхозаветный пророк изображен в оригинальной манере с двумя небольшими костяными наростами на голове. По мнению искусствоведов это объясняется неправильным переводом с иврита слова cornuta («рогатый» вместо «лучезарный») в Библиях XVI века.
  • «Купол храма Святого Петра» (1546-1564) — величайший архитектурный шедевр гения, самая грандиозная часть священного здания для католиков всей Земли и самый высокий в мире купол. Окончательно завершили работу мастера его ученики через 26 лет после смерти художника.

На портале Very Important Lot ценители искусства со всего мира имеют возможность не только почитать интересные статьи в блоге, но и принять участие в арт-аукционах. Здесь же можно купить картины и скульптуры у современных художников без посредников.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: