Михаил Афанасьевич Булгаков – отзывы, мнение, рейтинг

100 интересных фактов о Михаиле Булгакове

Много знаменитых произведений за свою нелёгкую жизнь удалось создать Михаилу Булгакову. «Мастер и Маргарита» — это одно из самых мистических произведений современности. И этот шедевр тоже написан Булгаковым. Жизнь данной незаурядной личности имеет тоже моменты, связанные с мистикой, и окутана она ореолом таинственности.

1.Михаил Афанасьевич Булгаков родился 3 мая 1891 года. 2.Писатель родился в Киеве. 3.Его папой был профессор Киевской духовной академии. 4.Булгакову удалось закончить одну из лучших Киевских гимназий. 5.Михаил Булгаков поступил на медицинский факультет в Киевском университете. 6.В 1916 году Михаил Афанасьевич получил диплом и продолжал работать в деревне врачом. 7.Когда писатель был еще студентом, он написал прозу на медицинскую тему. 8.По воспоминаниям сестры Булгакова, в 1912 году он показал ей рассказ о белой горячке. 9.Михаил Булгаков в семье был старшим ребенком. 10.Кроме него, в семье было еще 2 брата и 4 сестры. 11.В 1917 году Михаил Афанасьевич начал постоянно принимать морфий. 12.Булгаков коллекционировал концертные и театральные билеты. 13.Над рабочим местом писателя висела старинная гравюра, на которой изображалась лестница жизни. 14.В 7-летнем возрасте Михаил Булгаков смог написать свое первое произведение с названием «Похождения Светланы». 15.По произведению Булгакова был снят фильм «Иван Васильевич меняет профессию». 16.Предполагалось, что квартира писателя многократно обыскивалась работниками НКВД. 17.Михаил Афанасьевич в 1917 году оберегался от дифтерии, потому что после операции он принимал антидифтерийные лекарства. 18.В 1937 году Булгаков разговаривал по телефону со Сталиным, но содержание осталось ни для кого не известным. 19.Булгаков часто посещал театр. 20.Любимой оперой писателя считалась «Фауст». 21.В 8-летнем возрасте Булгаков впервые прочел «Собор Парижской Богоматери», которую он запомнил наизусть. 22.В романе «Белая гвардия» Михаилу Булгакову удалось точно описать дом, где он проживал на Украине. 23.Практически никто не знает, что роман Булгакова «Мастер и Маргарита» посвящался любимой женщине писателя – Елене Сергеевне Нюренберг. 24.На протяжении 10 лет Булгаков писал «Мастер и Маргарита». 25.Булгаков долгое время болел тифом. 26.Михаил Афанасьевич был противником коммунизма. 27.Вместо памятника Булгакову после смерти его супруга предпочла выбрать большую гранитную глыбу — Голгофу. 28.У Михаила Булгакова было 3 супруги. 29.Первой супругой Михаила Афанасьевича была Татьяна Николаевна Лаппа. 30.Вторая супруга Булгакова – Любовь Евгеньевна Белозерская. 31.Последней супругой писателя считалась Елена Николаевна Шиловская. 32.Ни в едином из трёх браков Булгакова детишек не было. 33.Именно третья супруга была прототипом Маргариты из известнейшего романа. 34.Булгаков был участником Первой мировой войны. 35.Некоторые годы Булгаков был военным врачом. 36.Традицией писателя было не выбрасывать использованные билеты из театра. 37.Источником вдохновения Булгакова считалась старинная гравюра. 38.В процессе Гражданской войны Булгакова мобилизовали в качестве военного врача в армию Украинской Народной Республики. 39.Зимой 1917 года Михаил Афанасьевич посетил дядю в Москве. 40.Дядя Булгакова был знаменитым московским доктором-гинекологом. 41.Дядя Булгакова – это прототип профессора Преображенского из повести «Собачье сердце». 42.Осенью 1921 года Михаил Афанасьевич навсегда переехал жить в столицу России. 43.В 1923 году Булгакову пришлось вступить во Всероссийский союз писателей. 44.Как писатель Булгаков сумел определиться лишь к 30 годам своей жизни. 45.В конце октября 1926 года Михаил Афанасьевич с огромным успехом представил премьеру спектакля по пьесе «Зойкина квартира». Это происходило в Театре имени Вахтангова. 46.В 1928 году Булгаков вместе с супругой посетил Кавказ. 47.Произведения Булгакова перестали печатать к 1930 году. 48.В 1939 году здоровье писателя сильно ухудшилось. 49.У писателя действительно проживал Бегемот, но это была собака. 50.Последняя супруга Булгакова пережила аж на 30 лет. 51.Страстным читателем Михаил Афанасьевич был ещё с детства. 52.Писатель закончил «Мастер и Маргариту» за месяц до собственной кончины. 53.Булгакова величали «безумцем». 54.По романам и повестям Михаила Булгакова сняли несколько фильмов. 55.Булгаков одновременно был и бедным, и богатым. 56.У каждой из жён Булгакова было по 3 мужей. 57.Сына своей последней любви Булгаков усыновил. 58.Произведения Булгакова подвергались критике и становились запретными. 59.Воланда из произведения Булгакова изначально звали Астаротом. 60.В Москве имеется музей-дом с названием «Булгаковский дом». 61.При жизни роман «Мастер и Маргарита», написанный Булгаковым, не публиковали. 62.В первый раз это роман опубликовали в 1966 года, спустя 26 лет после смерти великого писателя. 63.В 1936 году Булгакову пришлось зарабатывать на жизнь переводами. 64.Михаил Афанасьевич Булгаков иногда принимал участие в спектаклях. 65.Врачебная практика Булгакова нашла своё место в произведении «Записки юного врача». 66.Михаил Булгаков написал Сталину письмо, где он просил его выехать из государства. 67.Часто у Булгакова возникали мысли об эмиграции. 68.Сильно интересовалась Булгаковым газета с названием «Накануне», что издавалась в Берлине. 69.У Булгакова были хорошие манеры. 70.Весной 1926 года в процессе обыска Булгаковской московской квартиры были изъяты его рукописи «Собачье сердце» и дневник. 71.С юности любимыми авторами Михаила Афанасьевича были Салтыков-Щедрин и Гоголь. 72.В 48 лет Булгаков заболел той же болезнью, что и его отец. 73.Нефросклероз забрал жизнь писателя. 74.По окончании 20-х годов Булгакова критиковали. 75.Перед свадьбой с супругой Булгаков говорил ей, что он будет тяжко умирать. 76.Памятники Булгакову расположены на территории России. 77.До 50-х годов на могиле великого русского писателя не было ни памятника, ни креста. 78.Булгаков считается писателем, который предпочитал мистику. 79.Булгаков подражал Гоголю. 80.В 1918 году Михаил Афанасьевич впадал в депрессивное состояние. 81.При депрессии Булгакову казалось, что он сошел с ума. 82.Образ Фауста из произведения был близок для Булгакова. 83.Булгаков в порыве ярости неоднократно целился из револьвера в собственную первую супругу. 84.И также первая жена Булгакова вместо морфия подмешивала ему дистиллированную воду. 85.От матери Михаил Афанасьевич смог унаследовать оптимизм и жизнерадостность. 86.Булгаков знал наизусть несколько оперных произведений. 87.Медицинский факультет в Киеве Михаил окончил с отличием. 88.Булгаков смог пережить 9 смен власти. 89.Во время бреда Булгакову неоднократно виделся Гоголь. 90.Чтобы заработать деньги Булгакову приходилось работать конферансье. 91.Михаил Афанасьевич Булгаков вёл дневник. 92.Произведения Булгакова — это сочетание фантастического и реального. 93.К революции 1917 года Михаил Афанасьевич относился скептически. 94.Михаил Булгаков был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. 95.Последние свои годы жизни писатель проживал с чувством потерянного творчества. 96.Булгаков был худощавым. 97.У Михаила Булгакова были выразительные голубые глаза. 98.Ещё до свадьбы с первой женой Булгаков вместе с ней успели потратить все денежные средства. 99.Папа Булгакова был родом из города Орла. 100.Мать Булгакова была учительницей в Орловской губернии.

Читайте также:
Эрнст Юнгер, биография, история жизни, произведения

Что ел, пил и кого ненавидел Михаил Булгаков: отвечаем на самые глупые вопросы об авторе “Мастера и Маргариты”

15 мая 2021 21:02

15 мая исполняется 130 лет со дня рождения Михаила Афанасьевича Булгакова. В честь праздника в кинотеатре “Художественный” состоялся бесплатный показ фильма “Записки юного врача” и лекция о Булгакове, которую прочел литературовед Олег Лекманов. Понятное дело, регистрация закрылась в мгновение ока, но самое интересное, что нужно знать о Булгакове, мы записали.

Как выглядел Булгаков?

Несмотря на привычный образ Булгакова — накрахмаленные воротнички, монокль, — о нем можно встретить и совсем другие воспоминания. О его невероятно заношенной бесформенной шубе — «дахане» и не вполне свежих халатах. Но в каком бы виде не появлялся писатель, поражали его необыкновенного цвета глаза. “Синеглазый”, – называл Михаила Афанасьевича его племянник Сережа.

Что ел Михаил Афанасьевич?

Михаил Афанасьевич Булгаков именовал свою квартиру “лучший трактир в Москве!”. Он слыл гурманом и мастером “вкусных” описаний. В своих произведениях описывал еду как никто другой!

Помните застолье у профессора Преображенского?

“Сам он. подцепил на лапчатую серебряную вилку что-то похожее на маленький темный хлебик. Глаза Филиппа Филипповича засветились.

– Это плохо? — жуя, спрашивал Филипп Филиппович. — Плохо? Вы ответьте, уважаемый доктор.

– Это бесподобно, — искренно ответил тяпнутый.

– Еще бы… Заметьте, Иван Арнольдович, холодными закусками и супом закусывают только недорезанные большевиками помещики. Мало-мальски уважающий себя человек оперирует с закусками горячими. А из горячих московских закусок это — первая. Когда-то их великолепно приготовляли в «Славянском базаре»”.

Закуска профессора уже много лет не даёт покоя кулинарным экспертам по литературным произведениям. Большинство из них придерживается мнения, что это популярная в “Славянском базаре” закусь – “жареные мозги на чёрном хлебе”. А сам Михаил Афанасьевич среди самых изысканных блюд больше всего уважал селедку под специальной “булгаковской” заправкой. Рецепты булгаковских блюд – в конце материала.

Что пил Булгаков?

Михаил Афанасьевич очень уважал водку. Но не всякую. Помните сцену из «Собачьего сердца», в которой доктор Борменталь хвалит «Ново-благословенную» водку? Очень, говорит, приличная, 30 градусов.

Эту водку стали изготавливать в Москве после отмены сухого закона, но Булгаков такую не любил и всячески презирал:

«В Москве событие – выпустили тридцатиградусную водку, которую публика с полным основанием назвала «рыковкой», – пишет Михаил Афанасьевич в дневнике. – Отличается она от царской водки тем, что на 10 градусов слабее, хуже на вкус и в четыре раза дороже».

Называлась водка «Русской горькой», но в народе ее именовали «рыковкой» или «Новоблагословенной», по названию улицы, на которой стоял завод «Кристалл». Михаил Афанасьевич предпочитал сорокаградусную водку или – самогон домашнего производства. Но пил спиртное он тоже по-хитрому, добавляя в рюмку чёрный рижский бальзам, который называл “пиконом”. Будучи доктором, он верил, что бальзам очень полезен.

В это верила и Екатерина Вторая. По легенде, предприимчивый изобретатель рижского бальзама излечил ее этим снадобьем от желудочных колик.

Любил ли Булгаков кошек?

Не любил. Он был собачником и обожал щенка по кличке Бутон. По словам второй супруги писателя Любови Белозёрской, в квартире жили кошки, но Булгаков брезговал брать их на руки, а если кошка запрыгивала на стол, то он протирал это место бумажкой.

Правда ли, что Маяковский – первый враг Булгакова?

При жизни Булгаков и Маяковский терпеть не могли друг друга. В пьесе “Клоп” Маяковский включил Михаила Афанасьевича в “словарь умерших слов” : ” бюрократизм, богоискательство, бублики, богема, Булгаков. ” В свою очередь Булгаков постоянно выводил недруга в своих произведениях, как комичного мещанина с постной физиономией. Некоторые литературоведы считают, что герой “Мастера и Маргариты” – бездарный поэт Рюхин, который пишет “взвейтесь” и “развейтесь” и завидует Пушкину – это тоже Маяковский.

При жизни два автора друг друга не били, а играли в бильярд, переругиваясь. На эти баттлы собиралась творческая интеллигенция, втайне рассчитывая, что дело дойдет до мордобоя. Но увы.

“Независимо от результата игры прощались дружески. И все расходились разочарованные”, – писал грустный очевидец.

Писал ли Булгаков стихи?

В своей жизни Михаил Булгаков написал лишь одно стихотворение. Оно датируется 28 декабря 1930 года называется “Funeralis”, что переводится с латыни как “Похороны”. Литературоведы считают, что стихотворение посвящено смерти Маяковского. Пусть Маяковский нигде не упомянут напрямую, но строчки: “Почему твоя лодка брошена раньше времени на причал”, – явно отсылают к знаменитому “Любовная лодка разбилась о быт”. Смерть поэта потрясла Булгакова.

Почему ты явился непрошеный,

Почему ты молчал, не кричал,

Почему твоя лодка брошена

Раньше времени на причал?

Есть в отместку достойная кара.

Почему ты меня не берег?

Я гоним под Господним ударом,

Почему он меня подстерег?

В тот же миг в нашем подполе крысы

Прекратят свой флейтиный свист.

Я уткнусь головой белобрысой

В недописанный лист.

Правда ли, что Воланд – это Сталин?

Некоторые литературоведы уверяют, что “Мастера и Маргариту” Булгаков написал для того, чтобы роман прочел Сталин. А в образе Воланда писатель запечатлел Сталинские черты. В частности, такой точки зрения придерживается Мариэтта Чудакова.

– Скорее всего, фигуру Воланда уместно проецировать на Сталина и Михаилу Афанасьевичу действительно хотелось, чтобы в его герое были сталинские черты, – говорит литературовед Олег Лекманов. – Для Булгакова Сталин был фигурой, которая возвращает страну в состояние Империи. А хотим мы того или не хотим, но Булгаков был приверженцем Империи.

Правда ли, что Сталин подарил Булгакову сапоги?

Недавно эту байку показали в мультфильме “Нос. заговор не таких” Андрея Хржановского.

Суть истории такая. Булгаков написал письмо Сталину, что его пьесы не печатают и не ставят. И подписал письмо “Ваш Трампазлин”. Заинтригованный Сталин вызвал писателя к себе. Поскольку Михаил Афанасьевич приехал босиком, то вождь повелел Ягоде, Микояну и Ворошилову отдать писателю сапоги. Обув гостя, Сталин спросил, сколько денег тот хочет получить за пьесу.

Услышав ответ “рубликов пятьсот”, Сталин позвонил в театр. (Причем, дозвонился не сразу, потому что все абоненты умирали на месте). Наконец, кто-то взял трубку.

– Я, конечно, не специалист, но мне кажется, за эту пьесу надо заплатить тысяч пятьдесят. Что? Шестьдесят? Ну хорошо, – удовлетворенно сообщает вождь.

Читайте также:
Николай Григорьевич Шарифулин - отзывы, мнение, рейтинг

В конце мультфильма Булгаков уезжает в Киев, а Сталин грустит, что его любимый “Мишико” от него уехал.

Мало кто знает, что байка целиком и полностью была сочинена Булгаковым. По крайней мере, так сообщала его жена Елена Сергеевна. Сценка была найдена среди ее бумаг, правда, без каких-то указаний на то, когда, где, кому, при каких обстоятельствах ее показывали.

Правда ли, что Сталин позвонил Булгакову по телефону?

Судя по всему, никакой такой встречи со Сталиным у Булгакова не было. Но вождь Михаилу Афанасьевичу действительно звонил.

Некоторое время Булгаков бомбардировал “верха” письмами о том, что он хочет уехать.

18 апреля 1930 года ему позвонили. На том конце провода был сам вождь. “Вы хотите уехать? Что, мы вам очень надоели?” – спросил он.

Булгаков ответил, что он хотел бы жить в России, но у него нет работы. Он хочет работать в Художественном театре, но его не берут.

“А вы подайте заявление туда, – ответил Сталин. – Мне кажется, что они согласятся”.

Все случилось так, как сказал Сталин.

Получилось, что вождь действительно устроил писателя на работу.

Какие мистические истории связаны с Булгаковым?

Как известно, Булгаков боготворил Гоголя. «Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью»,— написал когда-то он.

Спустя десять с лишним лет после смерти Булгакова его вдова зашла к кладбищенским гранильщикам и увидела в мастерской огромный черный камень. Гранильщики сказали, что этот камень стоял на могиле Гоголя, но к юбилею Николая Васильевича правительство сделало новый памятник и старый оказался ненужным.

Елена Сергеевна выкупила этот камень и установила на могиле мужа. Так сбылось его пророчество. Иносказательная, фигуральная «чугунная шинель» обрела реальность — материализовалась в камне.

Что бы изменил Булгаков в романе “Мастер и Маргарита”, если бы мог?

Свой роман Михаил Афанасьевич писал, уже зная, что это будет его последняя книга. Он умирал от нефросклероза, в конце жизни ослеп и последние главы романа диктовал жене.

Как говорит филолог Олег Лекманов, в романе есть несостыковки, которые, вероятно, писатель захотел бы убрать. Например, по оплошности Маргарита в книге умирает дважды. А когда свита Воланда покидает Москву – то среди всей честной компании нет Геллы. Когда кто-то спросил у вдовы Булгакова, куда делась нагая демоница, Елена Сергеевна махнула рукой и сказала: “Да Миша просто про нее забыл”.

Кстати:

Интереснейший цикл лекций Олега Лекманова о Михаиле Булгакове можно найти на сайте лектория “Башня”.

Рецепт любимых блюд Булгакова

Закуска «жареные мозги на чёрном хлебе».

Сварить в подсоленной воде кости и вынуть из них мозг. Ржаной (непременно ржаной!) хлеб порезать на маленькие аккуратные крутоны размером примерно 3х6, а толщиной 1-1,5 см (тут главное – чтобы отправить в рот разом, “в один кус”). В этих “хлебиках” чайной ложечкой или ножом аккуратно сделать маленькие углубления. Положить на сковородку с растопленным сливочным маслом и обжарить с обеих сторон. Быстро заполнить углубления готовым костным мозгом, посолить, поперчить, посыпать зеленью.

“Булгаковская заправка”

Берем одну тушку соленой селедки, одну столовую ложку подсолнечного масла, одну чайную ложку горчицы, одну чайную ложку шестипроцентного яблочного уксуса, одну чайную ложку сахара, соль, черный молотый перец. Селедку очищаем от костей и кожицы, вымачиваем в молоке. Осторожно распластываем на блюде и прикладываем к ней голову и хвост. Если в рыбе обнаруживаются молоки – это очень хорошо! Тщательно растираем со сливочным маслом, разделяем на маленькие порции и потом выкладываем вокруг селедки. Поливаем селедку секретной булгаковской заправкой. Для этого смешиваем в отдельной емкости подсолнечное масло, горчицу, сахар, уксус, соль и перец. Даем выстоять полчаса в прохладном месте. С одной стороны селедку украшаем мелко нарезанным вареным картофелем и свеклой. С другой стороны – свежими огурцами с зеленью.

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АО “ИД “Комсомольская правда”. ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Нуждается ли в защите Михаил Афанасьевич Булгаков

После опубликования моей статьи «Тайна Мастера и Маргариты» я получил много самых разнообразных откликов. На одном сайте меня даже назвали реинкарнацией критика Латунского. А вчера мне пришло письмо от Сергея Сергеевича Шиловского – наследника Михаила Афанасьевича Булгакова. По просьбе Сергея Сергеевича публикую полный текст его письма, и свой ответ ему.

ПИСЬМО СЕРГЕЯ СЕРГЕЕВИЧА ШИЛОВСКОГО, отправленное Николаю Кофырину 23 апреля 2011 года в 15:28:03.
«Уважаемые господа,
С удивлением прочитал Вашу рецензию на сайте «Кино.Ру», посвященную выходу на экран фильма Ю.Кара по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Я не буду подробно останавливаться на качестве подаваемого Вами материала, (рецензией я бы это точно не назвал) поскольку, как я понимаю, основной Вашей задачей являлось самореклама и повторение мнения различных людей, пусть даже их высказывания не на чем не основываются.
Но бог Вам судья.
В конце концов, если у Вас нет ничего другого, чем можно было бы заинтересовать потенциального читателя, почему бы не подвергнуть критике великого писателя России.
Как приятно осознавать, что Вы почти такой же гений. с одной стороны скромно скрывающий свое имя, а с другой не навязчиво рекламирующий свою книгу.
Но поразило меня в первую очередь не это, а небольшой третий абзац Вашего опуса, где Вы буквально в нескольких строчках полностью раскрылись.
Как человек, называющий себя поклонником и «исследователем» творчества М.А. Булгакова мог пересказывать, услышанные, где то слухи, проявив при этом полное незнание общеизвестных фактов, проверить которые не составляло никакого труда..
Если Вы «конечно», не выполняете чей то заказ.
Позволю себе преподать Вам небольшой «ликбез» и информировать Вас о фактически сложившейся ситуацией c фильмом и авторскими правами.
1. «Лента Ю.Кары пролежала на полке с 1994 года» по причине того, что продюсеры фильма компания, «ТАМП», не довольная конечным результатом фильма, намеревалась пригласить другого режиссера для его перемонтажа. Г-н Кара не согласный с таким решением подал, на продюсеров в суд, оспаривая свои права на фильм. Судебные разбирательства продолжались около 5 лет (до 1999 года), в результате которых все права на фильм, были признаны за продюсерами.
2. В 1993 году, в связи с подписанием Россией Международной Конвенции по авторским правам, срок охраны произведений, опубликованных впервые после смерти автора, стал составлять 50 лет, с даты публикации. (Первая публикация романа «Мастер и Маргарита», хотя и не полностью, была осуществлена в 1966/1967 году в журнале «Москва»)
3. Поскольку фильм режиссера Ю.Кара, был закончен в 1994 году, ( что подтверждается выдачей прокатного удостоверения) для выхода фильма на экран необходимо было разрешение наследников. Однако за разрешением, по причине судебного разбирательства, а в последствии, в связи с утерей фильма ( на суде было официально заявлено, что единственная копия фильма сгорела), к наследникам никто не обращался.
4. По поводу «вдруг объявившихся наследников». У М.А. Булгакова действительно не было родных детей ( им был усыновлен мой отец), поэтому в соответствии с Российским законодательством наследниками первой очереди, после смерти автора, являются его дети и жена. В 1940 году наследницей авторского права писателя М.А. Булгакова, была признана его жена Е.С. Булгакова. После ее смерти наследниками писателя становились, поочередно, ее сыновья и внуки. В 1978 году после смерти моего отца, я получил свидетельство о праве на наследство по закону. (за 16 лет до окончания съемок фильма Ю.Кара)
5. Мой дедушка Шиловский Е.А. никогда не стрелял в Булгакова, (есть письмо Е.С. Булгаковой, рассказывающей о встрече Булгакова и Шиловского) это бред, взятый из одного интервью Ю.Кара, как впрочем и то, что моя бабушка Е.С. Булгакова ходила ( слово, то какое грязное, и это человек признающийся писателю в любви. ) к Булгакову. До официального развода они встречались только в присутствии общих знакомых или на улице.
6. Никаких запретов на фильм, тем более требование каких либо отчислений, я никогда не просил, поскольку общался с продюсерами только, когда они обращались ко мне сами. Первое и последнее официальное обращение ко мне было в 2002 году (спустя 8 лет после окончания съемок). В моем ответе я информировал продюсеров, что готов подписать с ними соответствующее соглашение. Ответа я не получил. Причиной этому, я полагаю, являлся то, факт, что фильм устарел, по качеству пленки и звуку, в связи с чем, требовал вложения значительных средств, что продюсеры делать не хотели, а найти потенциального инвестора, готового вложить деньги в «не очень прибыльное мероприятие» не находилось. Также нельзя забывать, что в 2005 году, мною был подписан договор с Компанией «Централ Партнер Шип» на производство многосерийного телевизионного фильма (режиссер В.Бортко), что конечно же резко снизило интерес к фильму, сделанному много лет назад. У юристов компании вопросов, связанных с нашими правами не возникло, поэтому заключение договора, разрешающего производство и демонстрацию фильма много времени не заняло, и фильм спустя 6 месяцев уже был показан телезрителям.
7. Чудо с фильмом Ю.Кара, произошло в конце 2010 года ( спустя 16 лет с окончания съемок), когда ко мне обратилась продюсерская компания “Люксор» , купившая права на прокат фильма. В течение месяца мы договорились по всем вопросам и подписали Договор, в котором, как бы Вам и Вашим спонсорам не хотелось, я являюсь наследником М.А. Булгакова.
8. И последнее, я никогда из России не уезжал. Живу постоянно в Москве. Фонд писателя М.А. Булгакова зарегистрирован также в Москве.

Читайте также:
Эрих Мария Ремарк (Erich Maria Remarque) - отзывы, мнение, рейтинг

Порядочный человек, получив подобное письмо, сразу же извинился и опубликовал соответствующее опровержение. В Вашем же случае я на это не рассчитываю.
Но хочу Вас предупредить, что 30 «тетрадрахм» еще никого не спасали.

«У меня предчувствие». «Не было случая, чтобы оно меня обмануло».

Сергей Сергеевич Шиловский
Наследник М.А. Булгакова».

МОЙ ОТВЕТ НА ПИСЬМО С.С.Шиловского.
«Уважаемый Сергей Сергеевич!
Большое спасибо за письмо и содержательный ответ.
Хотя я большой поклонник творчества великого писателя М.А.Булгакова, однако никогда не называл себя “исследователем” его творчества. Поэтому в постскриптуме своей статьи «Тайна Мастера и Маргариты» я написал: «Буду признателен всем, кто дополнит или уточнит содержание этой моей статьи». Большое спасибо Вам, Сергей Сергеевич, за разъяснения и уточнение известных и неизвестных фактов.
Очень любопытен Ваш взгляд на неизвестные мне ранее факты по фильму Юрия Кара «Мастер и Маргарита».

Прочитав мою статью, вряд ли можно заявить, что я выполнял чей-то «заказ». Да и чей.
Написать статью о романе «Мастер и Маргарита» я готовился десять лет. У меня не было задачи делать критический разбор романа «Мастер и Маргарита». Я хотел «понять механизмы возникновения замысла и как он воплощается в законченное произведение».
Естественно, что многие факты, приводимые известными булгаковедами, которые я процитировал в статье, поразили не меня одного. И ни один из этих фактов Вы не опровергли!

В процессе написания статьи я пользовался открытыми источниками, достоверность которых не всегда удавалось проверить. И если приводил какие-то высказывания, то указывал их автора (за исключением единственного, которого так и не смог найти).

О конфликте вокруг фильма Юрия Кара «Мастер и Маргарита» и Вашей позиции в данном вопросе я узнал из статьи в «Российской газете» от 24.11.2006 года (федеральный выпуск №4231) «Увидит ли Путин Маргариту» http://www.rg.ru/2006/11/24/margarita.html

Я неоднократно высказывал свою позицию по поводу наследования авторских прав. В частности, в статье «Одним Авторам – авторские права, Другим – Вечность» 19 января 2008 года. Я принципиальный противник института наследования, в том числе и наследования авторских прав. Я разделяю позицию Льва Толстого: каждый должен жить тем, что сам лично заработал!

Я не считаю себя гением и придерживаюсь сократовского понимания, согласно которому у каждого человека есть свой гений, которого он или слушает или не слышит. Роман «Мастер и Маргарита» создан гением писателя Михаила Булгакова!

Я всегда с уважением относился к творчеству Михаила Афанасьевича Булгакова. 6 марта 2010 года я опубликовал в своём блоге статью «Любовь это судьба», в которой с восхищением рассказывал о любви Михаила Булгакова и Елены Сергеевны. Позволю себе процитировать.
«Елена Сергеевна вспоминала: «Мы сидели рядом… у меня развязались какие-то завязочки на рукаве… я сказала, чтобы он завязал мне. И он потом уверял всегда, что тут и было колдовство, тут-то я его и привязала на всю жизнь… Это была быстрая, необыкновенно быстрая, во всяком случае, с моей стороны, любовь на всю жизнь». Елена Сергеевна пыталась расстаться с Булгаковым, но любовь оказалась сильнее. «Я не видела Булгакова… давши слово, что не приму ни одного письма, не подойду ни разу к телефону, не выйду одна на улицу. Но, очевидно, всё-таки это была судьба. Потому что, когда я первый раз вышла на улицу, я встретила его, и первой фразой, которую он сказал, было: «Я не могу без тебя жить». И я ответила: «И я тоже». Это была судьба! Михаил Булгаков писал: «Если мне суждено будет ещё жить, я буду любить тебя всю мою жизнь. Ты любила мои вещи, я писал их для тебя».

Читайте также:
Джеймс Гровер Тёрбер - отзывы, мнение, рейтинг

Статью «Тайна Мастера и Маргариты» (впрочем, как и все другие) мне никто не заказывал, и потому не заплатили за неё ни «30 тетрадрахм», ни 30 рублей. Я творю, как это не покажется странным, бескорыстно! И спонсоров у меня никаких нет.
Увы, в данном случае Ваше предчувствие Вас обмануло!

Приношу свои извинения, если ненамеренно оскорбил ваши чувства. Я этого не хотел. Ваша забота о наследии Михаила Афанасьевича Булгакова делает Вам честь!

Надеюсь, мой роман-исследование «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» не станет предметом вашего иска о защите чести и достоинства великого писателя Михаила Афанасьевича Булгакова.

С благодарностью и уважением, Николай Кофырин.

Мифология Булгакова: что правда, а что нет

Проверка на прочность легенд о завещании, самоубийстве, надгробии Булгакова, а также о Сталине и котиках

Булгаков и котики

Часто думают, что Булгаков был кошатником, и, на первый взгляд, этому множество подтверждений. Самый знаменитый персонаж свиты Воланда — кот Бегемот — одновременно и автор самых известных афоризмов («Не шалю, ни­кого не трогаю», «Кот — древнее и неприкосновенное животное», «Разве я поз­волил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!»). Вторая жена Булгакова Любовь Белозерская вспоминала, что прототипом Бегемота стал серый котенок Флюшка, украденный с их форточки неизвестным злодеем. В квартире Булга­кова на Большой Пироговской кроме Флюшки жили еще кошки — Булгаков иногда сочинял за них записки жене. Например, когда ее долго не было дома:

«Токуйю маму
Выбрассит вяму
Уважающийся Кот

В действительности отношения Булгакова с домашними животными были сложнее. В детстве и юности у него дома в Киеве не держали ни кошек, ни со­бак. Они появились только в середине 1920-х, когда писатель женился на Бело­зерской. Она вспоминала позднее:

«Кошку Муку Михаил Афанасьевич на руки никогда не брал — был слишком брезглив, но на свой письменный стол допускал, подкладывая под нее бумажку».

Гораздо дружелюбнее Булгаков был со щенком Бутоном, принесенным с улицы и ставшим всеобщим любимцем. На двери квартиры Булгаковых одно время даже висела карточка «Бутон Булгаков. Звонить два раза», но она вызва­ла недоумение у фининспектора, и ее сняли.

Щенок Бутон Музей М. А. Булгакова

И в прозе Булгакова самые пронзительные моменты связаны именно с соба­ками. Сразу вспоминаются, конечно, «милейший пес» Шарик из «Собачьего сердца», превращенный в «такую мразь, что волосы дыбом встают», то есть в человека с навсегда врезающимся в память «вчера котов душили, душили», и преданная остроухая собака Понтия Пилата Банга, разделившая с хозяином двенадцать тысяч лун одиночества в горах («кто любит, должен разделять участь того, кого он любит»).

Менее известен пес Жак из фантастической пьесы Булгакова «Адам и Ева» — его хозяин изобрел средство против смертоносного газа, но не успел спасти верную собаку, когда весь Ленинград погиб от внезапной атаки:

«Е ф р о с и м о в. Жак освещает мою жизнь… (Пауза.) Жак — это моя собака. Вижу, идут четверо, несут щенка и смеются. Оказывается — вешать. И я им заплатил двенадцать рублей, чтобы они не вешали его. Теперь он взрослый, и я никогда не расстаюсь с ним».

Настоящим другом в художественном мире Булгакова оказывается именно собака.

Булгаков и морфий

Один из наиболее мощных мифов о Булгакове — это миф о писателе-морфини­сте, сочинившем свои самые сильные вещи в измененном состоянии сознания. Часто поклонники писателя именно этим объясняют дьявольскую силу булга­ковского романа и его мистическое визионерство. Этот миф, как и многие дру­гие, имеет реальную основу, но причудливым образом искаженную и заново рассказанную.

Впервые эта тема зазвучала в 1927 году с публикацией повести «Морфий» в журнале «Медицинский работник». Повесть примыкает к циклу во многом автобиографических рассказов «Записки юного врача» — в них Булгаков опи­сывает свою работу врачом в селе Никольском Сычевского уезда (Смоленская губерния) в 1916–1917 годах. Именно там он случайно инфицировался дифте­ритом, был вынужден ввести себе антидифтеритную сыворотку — и потом морфий, чтобы избавиться от мучительных болей.

Привыкание произошло быстро и незаметно. Булгаков безуспешно пытался справиться с зависимостью и, видимо, тайно от родных ездил в московскую клинику для лечения или консультации, но безрезультатно. Самым тяжелым временем для него стала ранняя весна 1918 года, когда писатель вернулся до­мой в Киев. Потрясение от революции и болезни совпало с Гражданской вой­ной и ее ужасами, насильственной мобилизацией, — все эти впечатления тща­тельно описаны и проанализированы в повести «Морфий».

Однако почти чудом Булгакову удалось вылечиться от морфинизма — осенью 1921 года он приехал в Москву уже здоровым человеком. Так что здесь можно сказать точно: Булгаков под кайфом ничего не писал. Это самый настоящий миф.

Булгаков и самоубийство

Еще один миф о Булгакове связан со смертоносным оружием. В своих мемуарах литературовед Владимир Лакшин приводит рассказ третьей жены Булгакова Елены Сергеевны о том, как Булгаков в самое тяжелое время, когда он практи­чески был объявлен вне закона, собирался стреляться, а потом передумал и в знак судьбоносных перемен выбросил револьвер в пруд:

«В 1929 году, „лишенный огня и воды“, Булгаков готов был наняться рабочим, дворником — его никуда не брали. После разговора по теле­фону со Сталиным, когда ему была обещана работа в Художественном театре, он бросил револьвер в пруд. Кажется, в пруд у Новодевичьего монастыря».

У нас нет других прямых свидетельств об этом случае. Достоверно известно лишь одно: револьвер (или браунинг) был важным мотивом в жизни Булгакова и постоянно повторяющейся деталью в его произведениях.

Читайте также:
Чарльз Майкл «Чак» Па́ланик - отзывы, мнение, рейтинг

У самого Булгакова был, , браунинг еще со времен Гражданской войны: его упоминает его первая жена Татьяна Лаппа, описывая их киевскую жизнь в 1918 году. Именно браунинг фигурирует в рассказе «Вьюга», главный герой которого, молодой врач, заблудившись в метель, отстреливается от стаи волков. В другом произведении, «Я убил», врач Яшвин рассказывает, как он из браунинга застрелил жестокого полковника, истязавшего людей.

Оружие у Булгакова тесно связано и с темой самоубийства. Из браунинга застрелился доктор Поляков в повести «Морфий»; о самоубийстве размышляет (и крадет браунинг у друга) главный герой и альтер эго автора писатель Максу­дов в романе «Записки покойника»; Воланд в одной из редакций романа «Ма­стер и Маргарита» дает поэту револьвер.

Михаил Булгаков (лежит в центре) с матерью Варварой Михайловной, братьями и сестрами и другом Борисом Богдановым (крайний справа) на даче в Буче. 1900-е годы Музей М. А. Булгакова

Сам Булгаков в юности стал единственным свидетелем самоубийства школь­ного товарища, с которым он сидел за одной партой. Эта смерть потрясла Булгакова-врача. Татьяна Лаппа вспоминала позднее:

«Когда Михаил вошел, тот лежал в постели — видимо, раздетый. Миха­ил хотел закурить. Борис сказал:
— Ну, папиросы можешь взять у меня в шинели.
Михаил полез в карманы шинели, стал искать и со словами „Только тепейка (так называли они на гимназическом, видимо, еще жаргоне копейку) одна осталась“ повернулся к Борису. В этот момент раздался выстрел».

В феврале 1940 года смертельно больной писатель спрашивал жену Елену Сергеевну: «Ты мо­жешь достать у Евгения То есть у Евгения Шиловского, крупного со­ветского военачальника, бывшего мужа Еле­ны Булгаковой. револьвер?»

Мысль о самоубийстве впервые появилась у Булгакова в 1930 году: доведенный до отчаяния, фактически погибающий («мой корабль тонет») писатель написал знаменитое письмо правительству СССР. В очень откровенном и подробном письме Булгаков объяснял полную свою невозможность быть писателем в СССР, пророчил собственную скорую гибель и просил отпустить его за грани­цу. Письмо было адресовано в том числе Сталину, Молотову, Кагановичу, Ка­линину и Ягоде. В дни, когда писатель напряженно ждал ответа и решения своей участи, пришло известие о самоубийстве Владимира Маяковского. 18 апреля в квартире Булгакова раздался телефонный звонок, и уже на следую­щий день Булгакова приняли на работу во МХАТ ассистентом-режиссером.

Возможно, в действительности Булгаков не выбрасывал револьвер в пруд после решающего звонка. Мы даже не знаем точно, приехал ли он в Москву с брау­нингом, или оружие кануло в Лету вместе с окончившейся Гражданской вой­ной и приключениями Булгакова на Кавказе.

Несомненно одно: весной 1930 года Булгаков был готов к смерти, и самоубий­ство виделось ему почти единственным выходом из невыносимого положения.

Булгаков и Сталин

Когда заходит речь о взаимоотношениях Булгакова и Сталина, первое, что при­ходит в голову, о чем говорят или спрашивают, — это «общеизвестный факт», что Сталин очень любил «Дни Турбиных» и смотрел спектакль во МХАТе 15 раз. Иногда появляются формулировки «более 15 раз», «более 16» и даже «более 20 раз»! Об этом (почти всегда вскользь и в скобках) упоминают булга­коведы, специалисты по театру и литературные критики. Автор книги о Булга­кове и театре Анатолий Смелянский замечает: «Один из самых внима­тельных зрителей „Турбиных“ (он смотрел спектакль не менее пятнадцати раз), Сталин…»

Об этом же как о само собой разумеющейся и всем известной вещи пишет Вла­димир Лакшин, предваряя небольшой заметкой сборник воспоминаний о Бул­гакове: «Известно, что Сталин, судя по протоколам спектаклей МХАТа, смотрел „Дни Турбиных“ не менее 15 раз». Это, кажется, единственный раз, когда вме­сте с упоминанием этих цифр появилась туманная ссылка на загадочные про­токолы МХАТа.

По-видимому, этот миф уходит корнями в 1969 год, когда появилась статья Виктора Петелина о Булгакове «М. А. Булгаков и „Дни Турбиных“» («Огонек», 1969, том XI), в которой сообщались именно эти сведения о 15 посещениях Сталиным спектакля «Дни Турбиных».

В коллекции Музея Булгакова хранится статья о Булгакове, в которой рядом со ссылкой на статью Петелина ясным почерком второй жены Булгакова Любови Евгеньевны Белозерской твердо выведено: «Это липа!»

Возможно, таинственные протоколы спектаклей МХАТ отыщутся в архиве театра, но пока мы можем лишь повторить вслед за Любовью Белозер­ской: «Это липа».

Примечания к статье о Михаиле Булгакове с комментарием Любови Белозерской Музей М. А. Булгакова

Булгаков и Гоголь

Булгаков любил Гоголя и был знатоком его произведений. Гоголевские инто­нации слышны в рассказах и повестях Булгакова, в его письмах друзьям и до­машних семейных шутках. В 1922 году Булгаков напечатал фельетон «Похо­ждения Чичикова» о том, как оборотистый помещик объявился и широко раз­вернулся в нэповской Москве. Писатель любил читать этот рассказ на своих литературных вечерах. В начале 1930-х годов Булгаков написал для МХАТа инсценировку «Мертвых душ», сочинял киносценарий по «Мертвым душам». Третья жена Булгакова Елена Сергеевна уже в 1930-е годы дала ему прозвище Капитан Копейкин, а друг Булгакова, художник Петр Вильямс, уверял писа­теля, что тот пишет, как Гоголь.

На могиле писателя на Новодевичьем кладбище стоит надгробный камень — «Голгофа». По распространенному преданию, эта гранитная глыба стояла рань­ше на могиле Гоголя. С разными вариациями эта история повторяется в воспо­минаниях критика Владимира Лакшина и актера Григория Конского. Сейчас этот миф о мистической посмертной связи Гоголя и Булгакова стал широко известным фактом и практически общим местом.

Истоки этого мифа объясняются в письме Елены Cергеевны Булгаковой брату писателя Николаю:

«Я никак не могла найти того, что бы я хотела видеть на могиле Ми­ши — достойного его. И вот однажды, когда я по обыкновению зашла в мастерскую при кладбище Новодевичьем, — я увидела глубоко запря­тавшуюся в яме глыбу гранитную. Директор мастерской на мой вопрос объяснил, что это Голгофа с могилы Гоголя, снятая с мо­гилы Гоголя, когда ему поставили новый памятник. По моей просьбе, при помощи экскаватора, подняли эту глыбу, подвезли к могиле Миши и водрузили. Вы сами понимаете, как это подходит к Мишиной могиле — Голгофа с могилы его любимого писателя Гоголя».

Однако правда ли это, неизвестно. Рассказ директора мастерской — един­ственное свидетельство происхождения камня, да и то ненадежное, никаких подтверждений этой легенде до сих пор не найдено. Возможно, на могиле Булгакова действительно стоит камень с могилы Гоголя — а возможно, это обычный гранит, превратившийся со временем в мощный культурный символ.

Читайте также:
Анна Ахматова, биография, история жизни, творчество

Булгаков и трамвай

Трамвайные пути на Сретенке. Москва, 1932 год ТАСС

Как известно, действие «Мастера и Маргариты» начинается на Патриарших прудах. Сцена с трамваем, головой Берлиоза и Аннушкиным маслом едва ли не самая известная в романе — ее знают даже те, кто никогда не читал «Масте­ра и Маргариту». Ходил ли на Патриках трамвай? Конечно, ходил, уверенно отвечают читатели.

В действительности все обстоит, как обычно, немного сложнее. Булгаков почти всегда точен в городских деталях (исключение составляют лишь несколько адресов) — в романе с легкостью узнается Москва 1930-х годов. Тем удивитель­нее, что о трамвае на Малой Бронной не известно почти ничего. То есть изве­стно, что трамвайных путей сейчас там нет, а дальше начинаются версии и до­гадки. С одной стороны, на московских картах тех лет трамвайные пути на Пат­риарших не обозначены. Первая жена Булгакова, жившая с ним на Большой Са­довой, утверждает, что никаких трамваев на Малой Бронной отродясь не быва­ло. Значит, Булгаков придумал этот трамвай?

С другой стороны, булгаковед Борис Мягков разыскал газетную заметку 1929 года, в которой сообщалось о скором появлении трамвайной линии на Ма­лой Бронной и Спиридоновке. Значит, не придумал? Но была ли построена эта линия — неизвестно.

И тогда появилась третья версия: трамвай ходил, Булгаков все правильно напи­сал, но это была грузовая линия, поэтому на картах ее не обозначали. В пользу этой версии, как кажется, говорит фотография с раскопок на Малой Бронной, на которой отчетливо видны старые рельсы, но достоверность этой фотогра­фии тоже вызывает вопросы.

Тем не менее трамвай стал одним из устойчивых московских мифов — на Чи­стых прудах трамвай маршрута «А» начали называть «Аннушка», и это еще больше запутало дело. Если Берлиоза убили на Патриарших, почему «Аннуш­ка» на Чистых? Или это были Чистые пруды? А где тогда сами пруды?

Простая, казалось бы, история в действительности оказывается загадочной и неясной. Сейчас можно сказать лишь одно: никаких достоверных свидетель­ств существования трамвайных линий, описанных Булгаковым, пока не обнару­жено. Скорее всего, трамвайные пути были придуманы для чрезвычайно эф­фектной сцены на любимых писателем Патриарших.

Булгаков: человек и пароход

Все перечисленные мифы объединяет одно обстоятельство — так или иначе они имеют под собой хотя и зыбкое, но все же реальное основание. Одновре­менно с такими мифами существуют истории, появление которых совершенно не поддается никакому логическому объяснению. Точнее их было бы называть уже даже не мифами, а полноценными мистификациями.

Один из таких невероятно популярных сюжетов называется «Тайное завещание Мастера» (иногда «Неизвестное завещание Булгакова»). Якобы Булгаков заве­щал половину своих гонораров за роман «Мастера и Маргарита» (когда его напечатают) тому, кто первым после публикации романа придет на его могилу и возложит цветы. Журналист Владимир Невельский первым пришел на моги­лу Булгакова и повстречал одиноко стоящую у могилы женщину — вдову писа­теля Елену Сергеевну. Она настойчиво попросила у него адрес и телефон, а спу­стя несколько дней прислала большой денежный перевод. (Никто из поклонни­ков этой истории не задался вопросом, что делала на кладбище Елена Сергеев­на и сколько месяцев ей пришлось стоять неподалеку от могилы, ожидая пер­вого почитателя с цветами.) На полученные таким удивительным образом деньги Владимир Невельский купил катер и назвал его «Михаил Булгаков» Не путать с теплоходом «Михаил Булгаков», и поныне курсирующим летом по Волге. . Катер, к удовольствию петербургских зевак, ежедневно доставлял журналиста из Лисьего Носа Лисий Нос — поселок на берегу Финского залива. на работу — редакцию на набережной реки Фонтанки.

Как часто бывает в таких случаях, детали трогательного повествования варьи­руются: годом встречи с Еленой Сергеевной на кладбище называется то 1969-й, то 1968-й (роман печатался в журнале «Москва» в ноябре 1966-го и январе 1967-го); вдова писателя то звонит в Ленинград по телефону, чтобы рассказать Невельскому о завещании, то присылает письмо; часто в истории фигурируют три белые хризантемы и даже букетик мимозы из романа.

Как и положено легенде, часть ее посвящена обстоятельному рассказу о том, как было утрачено главное сокровище и почему не сохранились доказатель­ства. Катер Булгакова якобы со временем износился — «обветшалый корпус» сожгли мальчишки, а бережно сохраненный журналистом фрагмент борта с буквами в итоге потерялся. В архиве Елены Сергеевны не сохранилась по­сланная ей фотография легендарного катера, как, впрочем, не найдены и следы переписки героев этой истории. Стоит ли говорить, что сама вдова Булгакова нигде и никогда не упоминала этот мелодраматический сюжет.

Совсем недавно дочь уже покойного Владимира Невельского рассказала, что это действительно была мистификация — всю историю от начала и до конца придумали и пустили в народ ее отец с приятелем. Тем не менее легенда пере­жила своих создателей и до сих пор согревает сердца многих поклонников Михаила Булгакова.

Ужасная правда о Булгакове, о которой мы не подозревали

Михаил Афанасьевич Булгаков – огромный мастер слова и прекрасный врач. Булгакова книги сделали его известным посмертно. “Собачье сердце” и “Мастер и Маргарита” – самые знаменитые из них. Нельзя забывать и произведение, по которому в будущем поставили “Иван Вальсильевич меняет профессию”. Однако, жизнь писателя была непростой, он постоянно вступал в конфликты с критиками и властью, менял жен, оставаясь бездетным и баловался морфием. А также скрывал многие другие странные тайны. И сегодня команда Forkmind решила выяснить все об этом гениальном человеке!

Булгаков биография

Михаил Булгаков родился в Киеве, 3 мая 1891 г. Будущий писатель получал образование в Киевской гимназии №1. Затем он поступил в университет Киева, на медицинский. Женился на Татьяне Лаппе на втором году обучения. В 1916 году писатель устроился в киевский госпиталь.

Переехав в Москву в 1921 г., Булгаков начинает активно заниматься писательской деятельностью. В период между 1924 и 1928 гг. пишет свои лучшие произведения: “Дьяволиаду”, “Вьюгу”, “Белую гвардию”, “Багряный остров” и другие. Ни за что нельзя не упомянуть Булгакова “Собачье сердце”, которое также создавалось в этот период.

К концу своей жизни Булгаков был болен гипертоническим нефросклерозом, и, как врач понимал, что идет к своему концу. До самой смерти он продолжал трудиться над своим шедевром “Мастер и Маргарита”. 10 марта 1940 года Булгаков Михаил Афнасьевич скончался и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Читайте также:
Ян Коменский, биография, история жизни, творчество

Юное дарование

Единственный среди братьев и сестер, в своей семье лишь Булгаков стремился к литературе и связал ее со своей профессией. И хоть он с отличием закончил медицинский факультет, тяга к писательству оказалась сильнее.

В семь лет Михаил Булгаков написал рассказ «Похождения Светлана». В пятом классе на свет появился фельетон «День главного врача». В 1912-ом, вспоминает сестра Булгакова, брат также продемонстрировал ей рассказ о белой горячке.

Правда о наркозависимости

Наркозависимость великого писателя – правда или ложь?

В 1917-ые, когда будущий писатель работал медиком возле линии фронта, он приобрел пагубное пристрастие к морфию. Эта привычка не покидала его на протяжение всей жизни. Все заходило настолько далеко, что даже на оригинальной рукописи “Мастера и Маргариты” были найдены следы этого вещества.

Мистификация Мастера и Маргариты

Вокруг великого произведения писателя ходят многие мифы. “Черный маг” или “Копыто инженера” – первые варианты названия романа. Поскольку Булгаков так и не успел закончить написание, “сшиванием материалов” занималась уже вдова писателя.

К слову говоря, в первоначальной версии “Мастера и Маргариты” не было ни Мастера, ни Маргариты. Эти персонажи появились в романе лишь спустя 10 лет работы над ним. Также у писателя был черный пес по кличке Бегемот, именно его считают прототипом Кота-Бегемота из романа.

Вокруг романа ходило множество слухов, среди них были и весьма мистические. Например, что писатель заключил сделку с самим Дьяволом, дабы написать свой удивительный роман. Люцифер диктовал ему этот труд, насылая видения. Именно это, по слухам, и свело Булгакова в могилу раньше, чем он успел закончить книгу.

Мастер и Маргарита

Что скрывает ложь о Булгакове

Булгаков искренне верил в то, что смерть – это не конец жизни, а начало новой. Именно об этом он говорил, пребывая на смертном одре. Любимой оперой писателя считался “Фауст”. А о “Мастере и Маргарите”, вышедшей из-под его пера, ходили совершенно жуткие и безумные теории создания.

Также имеются сведения, что Булгаков обладал даром пророчества. “Я должен жениться три раза”, – говорил он, и слова его сбылись.

В итоге мы имеем мистический ореол, преследующий писателя всю жизнь и посмертно. Но действительно ли Булгаков вступал в заговор с силами зла, или просто был гением своего дела? Этот вопрос и поныне остается открытым.

Булгаков с женой

Интересные факты

Булгаков совершенно неумел распоряжаться деньгами и был страшным транжирой. Если ему хотелось потратить последние деньги на какую-нибудь мелочь, то так он и поступал.

Дядя писателя, известный гинеколог, стал прообразом профессора из романа “Собачье сердце”.

Сталину так понравилась пьеса писателя «Дни Турбиных», что он потребовал вернуть ее на сцену, когда пьесу запретили.

Критики ненавидели творчество Булгакова. За его жизнь в газетах вышло 300 критических рецензий, которые в пух и прах разносили произведения писателя. При этом положительных рецензий вышло всего 3.

Несмотря на то, что у Михаила Булгакова было в течение жизни 3 супруги, у него так и не появились дети.

МИХАИЛ АФАНАСЬЕВИЧ БУЛГАКОВ. ЧЕГО ВЫ НЕ ЗНАЛИ

О том, что Михаил Афанасьевич был по образованию врачом, многие узнали лишь из фильма «Морфий». Но кинолента повествует об одной из самых темных страниц его медицинской биографии. На самом же деле писатель и драматург спас не одну сотню человеческих жизней.
Надежда Земская, сестра Булгакова, его «альтер эго», человек, которому он бесконечно доверял, так писала о том, как брат пришел в медицину:
«У матери в семье было шесть братьев и три девочки. И из шести братьев трое стали врачами.
В семье отца один был врачом. После смерти нашего отца, потом, не сразу мать вышла второй раз замуж, и наш отчим был тоже врачом.
Поэтому я опровергаю здесь мнение, что Михаил Афанасьевич случайно выбрал эту профессию. Совсем не случайно. Это было как-то в воздухе нашей семьи — и Михаил выбрал свою профессию, свою медицину обдуманно и сознательно. И он любил свою медицину».
Быть может, те, кто знает о знаменитом заявлении писателя, написанном им в 1932 году, захотят поспорить с родной сестрой. Но я бы не торопилась на их месте. Вот те горячие строки, позволившие писателю навсегда порвать с первой профессией:
«Заявление в Военный комиссариат.
Ввиду того, что окончив давно, в 1916 году, медицинский факультет и бросив вследствие полного отвращения в 1919 году занятие медициной (13 лет тому назад), я совершенно утратил какие бы то ни было познания по медицине, а стал в течение этих 13 лет квалифицированным драматургом, произведения которого исполняются в СССР и за границей, а в последнее время, кроме того, и режиссером; я прошу освободить меня от какого бы то ни было отношения к врачебному званию».

Если увлечение морфием и строка об отвращении к медицине лягут в основу вашего представления о докторе Булгакове, вам будет трудно понять природу его писательского таланта. Ведь первые литературные его опыты появились именно под впечатлением работы доктором в захолустном селе, затем были продолжены после страшных испытаний в полевых госпиталях гражданской войны. Всю последующую жизнь он носил в себе внутреннюю ответственность врача и никогда не предавал профессию, о чем говорит, например, такой, казалось бы, незначительный эпизод.
Марика Артемьевна Чимишкиан, часто бывавшая в доме Булгаковых, рассказывала: «Однажды домработница открыла дверь и бежит обратно: «Любовь Евгеньевна (вторая жена Михаила Афанасьевича), что делать, Петр Иванович босой пришел!» А это Петя Васильев, Петяня, как его звала Любаша, надел прямо на ботинки босые огромные ступни из папье-маше. Люба мне говорит: «Скорей ложись на мою кровать, сейчас Мака приедет!» Я ложусь, она накрывает меня пледом и из-под него торчат огромные босые ступни. Тут откуда-то приехал Михаил Афанасьевич, спрашивает, как дела дома. «Все хорошо, только вот у Марики что-то случилось — распухли ноги».
Он идет в Любину комнату и видит мои ноги. Ну, потом, конечно, он нас очень ругал. ».
Остроумный Булгаков (домашняя кличка Мака) при всей любви к розыгрышам совершенно не переносил шуток с «медицинским оттенком». Все, что было связано с болью, вызывало у него лишь гнев и отторжение.
По количеству добра, произведенного им на докторском посту, он превзошел, на мой взгляд, некоторых своих коллег по писательскому цеху, также имевших опыт врачевания.
Несложно оценить это, ознакомившись с сухой справкой, полученной им по окончании деятельности в той самой захолустной больнице, куда он был направлен по окончании медицинского факультета Киевского университета.
«Выдано настоящее удостоверение Врачу Михаилу Афанасьевичу Булгакову в том, что он с 29 сентября 1916 года и по 18 сентября сего 1917 года состоял на службе Сычевского земства в должности Врача, заведовавшего Никольской земской больницей, за каковое время зарекомендовал себя энергичным и неутомимым работником на земском поприще. При этом, по имеющимся в Управе сведениям, в Никольском участке за указанное время пользовалось стационарным лечением 211 чел., а всех амбулаторных посещений было 15 361».
Заметим, что слово «врач» чиновники Сычевской управы пишут с большой буквы. А при простом арифметическом подсчете у меня получилось, что в среднем молодой врач принимал в день порядка 43 человек. При этом он непросто им в горло заглядывал. Вот содержание его оперативной деятельности за это же время:
ампутация бедра 1, отнятие пальцев на ногах 3, выскабливание матки 18, обрезание крайней плоти 4, акушерские щипцы 2, поворот на ножку 3, ручное удаление последа 1, удаление атеромы и липомы 2 и трахеотомий 1; кроме того, производилось: зашивание ран, вскрытие абсцессов и нагноившихся атером, проколы живота (2), вправление вывихов; один раз производилось под хлороформенным наркозом удаление осколков раздробленных ребер после огнестрельного ранения.
У Булгакова был диплом «лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской империи сей степени присвоенными». И минимальный опыт практической работы. Несколько месяцев Михаил работал в военном госпитале в Каменец-Подольском и Черновцах, куда отправился добровольно с миссией Красного Креста. И его первая жена Татьяна Лаппа рассказывала, что он сумел получить первые навыки хирургической деятельности, стоя у операционного стола ночи напролет. Она была с ним рядом, поневоле став медсестрой и первой помощницей. В Черновцах было много гангренозных больных и Булгаков, как вспоминала Татьяна, «все время ноги пилил. Ампутировал. А я эти ноги держала. так дурно становилось, думала, сейчас упаду. Потом привыкла. Очень много работы было. С утра, потом маленький перерыв и до вечера. Он так эти ноги резать научился, что я не успевала. Держу одну, а он уже другую пилит. Даже пожилые хирурги удивлялись. Он их опережал. »
Однако в глухом селе Никольское Смоленской области молодой доктор оказался один на один с сотнями пациентов, страдающих самыми неожиданными болячками. И пережил поначалу немало ужасов. Прямо или косвенно он рассказывает об этом в цикле рассказов «Записки юного врача», собранных воедино уже много позже его ухода из жизни.
Молодость показалась ему самым большим недостатком для должности земского лекаря:
«Мой юный вид отравлял мне существование на первых шагах. Каждому приходилось представляться:
— Доктор такой-то.
И каждый обязательно поднимал брови и спрашивал:
— Неужели? А я-то думал, что вы еще студент.
— Нет, я кончил, — хмуро отвечал я и думал «очки мне нужно завести, вот что». Но очки было заводить не к чему, глаза у меня были здоровые, и ясность их еще не была омрачена житейским опытом».

Читайте также:
Гюстав Флобер - отзывы, мнение, рейтинг

Сельская больница оказалась оснащена богатым арсеналом инструментов, назначение многих из них оказалось неизвестным молодому врачу. А в аптеке не хватало только птичьего молока, и о многих заграничных средствах, которые были там обнаружены, он ровно ничего не знал. В первом же рассказе он прославил врача, оставившего добрую память о своих трудах и больницу в столь прекрасном состоянии, указав его настоящее имя — Леопольд Леопольдович, «доктор Лионтик».

Однако панические настроения долго не оставляют его. Он же надеялся быть вторым врачом, а тут вся ответственность падает на него — медика со специализацией по детским болезням.

«А если грыжу привезут? Объясните, как я с ней освоюсь? И в особенности, каково будет себя чувствовать больной с грыжей у меня под руками? Освоится он на том свете (тут у меня холод по позвоночнику).
А гнойный аппендицит? Га! А дифтерийный круп у деревенских ребят? Когда трахеотомия показана? Да и без трахеотомии будет мне не очень хорошо. А. а. роды! Роды-то забыл! Неправильные положения. Что ж я буду делать? А?»

Он не расстается с учебниками, со справочниками. Чуть что — выбегает, чтобы пролистать их в тишине и одиночестве. Или сажает жену и делает закладку. «Читай!» Так повелось с первого дня. Татьяна вспоминала, что едва они приехали в село Михаил вызвали к роженице. Он велел ей собрать книги, и они пошли вместе. Муж с порога сказал: «Смотри, если ты ее убьешь, я тебя зарежу». Булгаков вручил жене справочник «Акушерство» и время от времени подбегал, заглядывал. К счастью, рядом была опытная акушерка, и все закончилось хорошо.

Будущий писатель, конечно, был врачом от Бога. Потому что верно определить болезнь — уже половина успеха. Татьяна Николаевна замечала: «Диагноз он замечательно ставил. Прекрасно ориентировался».

Вторит ей и племянница Булгакова Елена Земская. Отмечая острую наблюдательность, стремительность, находчивость и смелость своего родственника, она говорит о его выдающейся памяти и о том, как эти качества помогали ему во врачебной деятельности: «Диагнозы он ставил быстро, умел сразу схватить характерные черты заболевания; ошибался в диагнозах редко. Смелость помогала ему решаться на трудные операции».

Взять хотя бы рассказ «Полотенце с петухом». Там отец привез юному доктору безнадежно покалеченную мялкой дочь. Только увидев, что стало с ногой, девушку с порога похоронили и фельдшер, и медсестра. Врач решается на операцию, по окончании которой шепчет:

— Когда умрет, обязательно пришлите за мной.

А красавица остается жива. И спустя время они с отцом приходят его благодарить. На костылях, в длинной юбке с красной каймой, одноногая девушка дарит ему свое рукоделие.
Тем, кто считает рассказ просто литературным произведением, художественным вымыслом, советую заглянуть в воспоминания супруги писателя:

«За короткое время пребывания в земстве Михаил заслужил уважение и любовь не только окружающего персонала, но и многочисленных пациентов. Не могу и сейчас забыть того случая, когда молодая девушка, чудом оставшаяся жить благодаря стараниям Михаила, подарила вышитое ею льняное полотенце с большим красным петухом. Долго это полотенце было у нас, перевозили мы его и в Киев, и в Москву».
После этого случая заработало сельское сарафанное радио. И как пишет Булгаков, он чуть не погиб под тяжестью своей славы: «Ко мне на прием по накатанному санному пути стали ездить сто человек крестьян в день. Я перестал обедать».
В легенду превращает народная молва случай с трехлетней девочкой, которая умирала от дифтерийного крупа. Он сделал ей трахеотомию, бегая и сверяясь с рисунками в учебнике, ибо никогда даже не видел, как делают такую операцию. Но девочка выжила. И однажды, когда за день доктор принял 110 человек, акушерка-фельдшерица сказала ему, что за такой интенсивный поток он должен благодарить ту маленькую пациентку:
— Вы знаете, что в деревнях говорят? Будто вы больной Лидке вместо ее горла вставили стальное и зашили. Специально ездят в эту деревню глядеть на нее. Вот вам и слава, доктор, поздравляю.
— Так и живет со стальным? — осведомился я.
— Так и живет. Ну, а вы доктор, молодец. И хладнокровно как делаете,
прелесть!

Читайте также:
Катерина Ленгольд - видео

Он описал этот случай в рассказе «Стальное горло», которое некоторые редакторы пытались иногда поправить на «серебряное».

Цепкая память, внимание к мелочам, редкая наблюдательность, трудолюбие, к которому с детства настойчиво приучали родители — вот, что помогало ему стать и прекрасным доктором, и великим Мастером слова.

Константин Паустовский учился с Михаилом в Александровской гимназии Киева. Он отмечает органичность его дара. Тот случай, когда пишут, как дышат:

«Легкость работы Булгакова поражала всех. Это та же легкость, с какой юный Чехов мог написать рассказ о любой вещи, на которой остановился его взгляд, — чернильнице, вихрастом мальчишке, разбитой бутылке. Это — брызжущий через край поток воображения».
Елена Сергеевна, последняя муза писателя, вспоминала: «М. А. часто уходил к себе в комнату, наблюдал луну в бинокль – для романа. Сейчас – полнолуние». А тот же Паустовский рассказывал, как однажды они бродили у него в Пушкино по просекам у заколоченных дач, и Булгаков останавливался, рассматривая шапки снега на пнях, заборах, на еловых ветвях: «Мне нужно это, – сказал он, – для моего романа». Он встряхивал ветки и следил, как снег слетает на землю и шуршит, рассыпаясь длинными белыми нитями».
Удивительно, что Паустовский сравнивает Булгакова с Чеховым, который тоже шел в литературу через свою богатую врачебную практику. Любопытно и то, что Михаил Афанасьевич, несомненно, знакомый со скандальными «Записками врача», работал над пьесой о Пушкине с их автором — Викентием Вересаевым, о медицинском опыте которогоя рассказала вам в другом очерке.
В литературу Булгаков погружается в том самом Никольском, находя отдушину в излиянии пережитого за очередные каторжные сутки, на бумагу. Село, где из интеллигенции живет лишь один священник, вдосталь наговориться он может только с чистыми белыми листами, на которых рождаются на свет его будущие шедевры.
Хотя пока это похоже лишь на наброски врачебных отчетов: «Уже горела лампа, и я, плавая в горьком табачном дыму, подводил итог. Сердце мое переполнялось гордостью. Я делал две ампутации бедра, а пальцев не считаю. А вычистки. Вот у меня записано восемнадцать раз. А грыжа. А трахеотомия. Делал, и вышло удачно. Сколько гигантских гнойников я вскрыл! А повязки при переломах. Гипсовые и крахмальные. Вывихи вправлял. Интубации. Роды. Приезжайте, с какими хотите. Кесарева сечения делать не стану, это верно. Можно в город отправить. Но щипцы, повороты — сколько хотите».
Я случайно наткнулась в книжном магазине на отзыв простой читательницы о «Записках юного врача». Мне кажется, он дорогого стоит, показывая, как труды писателя могут влиять на жизнь спустя десятилетия после его ухода. Девушка написала:
«Помню, как я запоем прочитала эту книгу. Как же мне захотелось самой стать врачом! Это произведение о молодом докторе, которому предстоит узнать, что же такое практика лечебного дела. А практика она, как сами понимаете, сильно отличается от теории.
В книге Михаил Булгаков мастерски описал душевное состояние врача. Его терзания, боль и радости. Человек, если он не является доктором, просто смотрит на все глазами пациента. И не заглядывает на другой берег. А там порой такое творится!

Прочитав эту книгу, хочется быть полезным и не тратить свою жизнь на пустяки».

Михаил Афанасьевич сумел стать полезным всему миру, хотя прожил довольно короткую жизнь — в это трудно поверить, тому, кто не знал, но писатель умер два месяца не дожив до 49 лет. Он сам поставил себе диагноз. Всегда помнил, что отец умер именно в этом возрасте. И его в любой момент может настигнуть потомственная хворь.

— Имей в виду, — говорил он своему другу киносценаристу Сергею Ермолинскому, — самая подлая болезнь – почки. Она подкрадывается как вор. Исподтишка, не подавая никаких болевых сигналов. Именно так чаще всего. Поэтому, если бы я был начальником всех милиций, я бы заменил паспорта предъявлением анализа мочи, лишь на основании коего и ставил бы штамп о прописке.

В 1939 году проявились симптомы наследственной почечной гипертонии — нефросклероза, который привело к резкому ухудшению зрения и общему недомоганию. Булгаков сразу понял, что его ждет, хотя изо всех сил старался не сдаваться. И главный труд своей жизни — «Мастера и Маргариту» — совершенствовал и правил до последнего вздоха.

Казалось бы, простившись с медициной раз и навсегда еще в двадцатые годы, он никогда не забывает, вопреки уверениям некоторых биографов о своем первом предназначении. По свидетельству того же Ермолинского, едва тому стоило лишь слегка приболеть, Булгаков спешил к нему с весьма строгим видом. И хотя тот страдал лишь простудами да бронхитом, вынимал из своего любимого чемоданчика спиртовку, градусник, банки, тщательно осматривал друга и, если термометр показывал 37, немедленно приступал к экзекуции: подсовывая под банку вспыхнувшую вату, часто обжигал больного и тут же назидательно утешал:

— Но зато посмотри, какие банки! Чувствуешь? Завтра будешь здоров!
Ермолинский заметил, что Булгаков … любил аптеки. И до сих пор на Кропоткинской стоит одна, в которую он часто хаживал. «Поднявшись на второй этаж, отворив провинциально звякающую дверь, он входил туда, и его встречали как хорошо знакомого посетителя. Он закупал лекарства обстоятельно, вдумчиво. Любил это занятие».
А вот коллег — не по писательскому цеху — Михаил Афанасьевич не слишком жаловал. В конце жизни его постигло глубокое разочарование в терапевтах: «Не назову их убийцами, это было бы слишком жестоко, но гастролерами, халтурщиками и бездарностями охотно назову. Есть исключения, конечно, но как они редки!»
Он видел очень мало врачей, умевших, как он, поставить верный диагноз. Уважение сохранил лишь к хирургам, окулистам и дантистам. Принял, как он выразился, новую веру и перешел к гомеопату. Лучшим из врачей называл свою Елену Сергеевну, заметив при этом:
«А больше всего да поможет нам всем больным Бог!»
С горечью опуская яркие, интереснейшие страницы жизни этого необыкновенного человека — ибо иначе очерк грозит перейти в роман — не могу не вернуться к мысли, о которой так точно выразилась в начале сестра писателя.
Не испытывал он отвращения к профессии врача. А для расставания с ней у него были веские основания. Да, медицина потеряла, быть может, одно из возможных своих светил, но — сколько обрела другая, не менее важная сфера жизни человечества.
Из дневника Михаила Булгакова:
«В минуты нездоровья и одиночества предаюсь печальным и завистливым мыслям. Горько раскаиваюсь, что бросил медицину и обрек себя на неверное существование. Но, видит Бог, одна только любовь к литературе и была причиной этого».

Читайте также:
Бертран Рассел, биография, история жизни, факты.

БУЛГАКОВСКИЙ ДОМ: если хотите любви и мистики

“Разрешите, мессир, выкинуть его к чертовой матери, ему нужно проветриться!” – первое, что я услышала в гостях у Михаила Афанасьевича. Нет, я ничего не путаю, со мной разговаривал “маг, регент, чародей, переводчик или черт его знает кто на самом деле” Фагот Коровьев. По телефону. Только наши смартфоны для такой связи не годятся. Позвонить некоторым персонажам романа “Мастер и Маргарита” можно со стационарного телефона Михаила Афанасьевича, у него дома, на Большой Садовой, 10. В Первопрестольной. И такая деликатная возможность исподволь настраивает, что вы не идёте в казённое учреждение, а наносите визит. А пусть бы и самому дому, он того заслуживает.

БУЛГАКОВСКИЙ ДОМ: СОСЕДИ ИЗ РАЗНЫХ МИРОВ

Историки знают его как доходный дом Пигита, это владелец некогда гиперприбыльной табачной фабрики с целеполагающим названием “Дукат”. В былые времена эта валюта была объединяющей для многих стран Европы. То есть, будь господин Пигит нашим современником, назвал бы свою фабрику “Евро”.
Многих неординарных знаменитостей повидал этот дом среди своих жильцов. А когда он был № 13 “Эльпит-рабкоммуной”, там поселился врач и писатель Михаил Афанасьевич Булгаков. Он населил дом еще и книжными персонажами. И в романе “Мастер и Маргарита” особняк обрёл адрес: Садовая, 302-БИС. Нехорошая квартира 50 находится в шестом подъезде. А квартира, в которой размещены вещи сочинителя, – в подъезде, первом от арки. О ней и речь, это она – музей-театр, если по творческому параметру, культурно-просветительский центр, если по официальному критерию, а попросту – БУЛГАКОВСКИЙ ДОМ.

Вход в первый подъезд и саму квартиру свободный и бесплатный, но не круглосуточно, что тоже мало удивило бы. Можно изучать личные вещи семьи Булгаковых, только теперь они экспонаты и находятся под стеклом. Это что-то вроде склянок и шприцев лекаря Михаила Афанасьевича, ридикюлей и шляпок его супруги Татьяны Николаевны Лаппы.

Буфет, жардиньерка, стулья, фортепьяно – это в свободном доступе. Можно читать афиши на стенах. Смотреть фильм “Собачье сердце” – без звука, зато в золотой картинной раме. Фотографировать. Приготовьтесь отпрянуть от головы председателя МАССОЛИТа Берлиоза, пребывающей отдельно от его туловища – под колесом трамвая. С трепетом решпекта потрогать клавиши печатных машинок. Их там несколько, то ли каждая была под своё настроение автора, то ли Михаил Афанасьевич в духе времени был многостаночником.

Можно вообразить как Татьяна Николаевна вот на этой швейной машинке сотворяла изящные манжеты к платью.

Можно попробовать вдохновиться на собственный бестселлер, постояв у рабочего стола писателя. А пока потренироваться в Книге отзывов. Сотрудникам будет приятно, ведь комплекс организован энтузиастами при доброжелательстве меценатов. Или начните с эпистолярного жанра на Почте Любви.

ОТПУСТИТЕ МЕЧТУ НА СВОБОДУ

Когда сотрудникам БУЛГАКОВСКОГО ДОМА стали докучать романтические надписи на постаменте Михаила Афанасьевича, они установили этот симпатичный предмет. Он похож на винтажную урну для голосования – высокий узкий ящик с прорезью в крышке. На нём всегда лежит ручка и мелко нарезанная бумага. Видимо, чтобы посетители не жадничали и писали только самые необходимые желания, а не с запасом. И ещё я слышала, будто записки из Почты Любви сотрудники БУЛГАКОВСКОГО ДОМА один раз в год отпускают в небо на воздушных шариках. Наверное, мечты и должны быть на свободе.
А если решитесь пообщаться с персонажами булгаковского романа, есть прямая телефонная связь. Для этого подключили старинный телефон с дисковым набором и рядом поместили справочную табличку с двузначными номерами. Правда, говорят литгерои голосами актёров из одноимённого сериала. Зато так издалека, будто сквозь треск и помехи самого времени или из параллельного мира литературной вселенной. Надо замерев прислушиваться, чтобы разобрать слова. Но если перед этим загадать вопрос, на который хотите узнать ответ, получится вполне мистическое гадание, почти как спиритический сеанс. У кого звонок Фаготу вызывает мурашки жути, наберите Жилконтору, вдруг расщедрится и “испортит вас квартирным вопросом” в пределах МКАДа.


Иногда в этих комнатах появляется Маргарита, безумный поэт, свита Воланда. Они как привидения не видят посетителей и без стеснения учиняют при них раздоры и примирения. Но за это надо приплатить и собрать группу зрителей. Либо переждать полчаса и почувствовать себя в БУЛГАКОВСКОМ ДОМЕ гостем, хоть и незваным. Тем более, там можно устроить чаепитие – в одной из комнат работает буфет. Угощений не ждите, это было бы уже слишком, готовьте карты и кошельки. Отведать можно горячие и холодные напитки, десерты.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: