Мартин Лютер Кинг, биография, история жизни, причины известности

Мартин Лютер Кинг

Биография

Мартин Лютер Кинг – это величайший деятель Америки, борец за права и свободу человека. Прирожденный оратор стал лауреатом Нобелевской премии мира, а его идеи равенства стали основой для современного порядочного общества. Этот человек стал национальной иконой борьбы с сегрегацией в Соединенных Штатах, а с его мнением согласна большая часть людей по всему миру.

Детство и юность

20 век в Европе. Хотя рабство отменили в декабре 1865 года из-за гражданской войны, отношение к цветным слоям населения у предрассудочного общества не поменялось, ибо государство на законодательном уровне ничего не сделало для защиты темнокожих людей.

Мартин Лютер Кинг

Цветных ущемляли в правах и считали людьми второго сорта. Они не могли устроиться на нормальную работу и были лишены права выбора. В Америке после гражданской войны действовали неофициальные законы Джона Кроу, по которым цветное меньшинство не могло стоять наравне с белым человеком. К цветному населению приписывали людей с хотя бы малой долей негритянской крови.

В это время общественных распрей родился Мартин Лютер Кинг 15 января 1929 года в городе Атланта, находящемся в штате Джорджия, что в южной части Америки. На юге сосредотачивалась большая часть негритянского населения среднего класса.

Мартин Лютер Кинг в детстве

Отец мальчика Мартин Лютер Кинг старший был пастором в баптистской церкви, а мать Альберта Уильямс Кинг до замужества работала учительницей. Главу семейства первоначально звали Майклом, но он изменил свое имя и имя сына, когда тому исполнилось 6 лет.

Мартин младший был вторым ребенком в семье, и не сказать, что Кинги жили бедно: семья будущего борца за равенство относилась к классу выше среднего и жила в достатке.

Кинг воспитывался в строгой и религиозной атмосфере, за проступки родители иногда применяли физические наказания. Но Мартин старший и Альберта Уильямс старались оградить сына от процветающей расистской ненависти.

Мартин Лютер Кинг в юности

Когда мальчику было 6 лет, его друг, который играл с ним во дворе, неожиданно заявил, что мама не разрешает больше дружить с Мартином, потому что тот черный. После случившегося Альберта Уильямс старалась утешить мальчика и говорила, что Мартин не хуже других.

Когда Кингу исполнилось 10 лет, он пел в хоре баптистской церкви. В то время в Атланте была премьера фильма «Унесенные ветром», и хор участвовал в этом событии.

Будущий политический деятель был развит не по годам, Мартин Лютер Кинг с отличием учился в негритянской школе. Мальчику не пришлось заканчивать 9 и 12 классы, так как он самостоятельно изучил школьную программу и поступил в университет Морхауз экстерном в 15 лет. В 1944 году Мартин становится победителем на конкурсе ораторов, который проходил в Джорджии среди цветного населения.

Мартин Лютер Кинг в молодости

На новом месте учебы Кинг вступает в «Национальную ассоциацию прогресса цветного населения» и узнает, что против расизма выступают как темнокожие, так и некоторые белые.

В 1948 году Мартин оканчивает университет и получает степень бакалавра социологии. Будучи студентом, Мартин Лютер Кинг помогает отцу в церкви Эбенезер. На рабочем месте Кинга старшего будущий общественный деятель был частым гостем: в 1947 году парень принял сан помощника в церкви.

Политик продолжает учебу в теологической семинарии Кроузера в городе Честере, находящемся в штате Пенсильвания. Там будущий революционер получает степень доктора богословия в 1951 году, но продолжает учебу в бостонской аспирантуре и в 1955 году получает степень доктора философии.

Деятельность

Мартин Лютер Кинг пошел по стопам отца и дедушки, и в 1954 году политик становится пастором в баптистской церкви. На протяжении жизни мужчиной двигали идеи свободы и равенства людей. Кинг обладал незаурядными ораторскими способностями, которые направил в правильное русло.

Мартин был активным участником НАПЦН, но в 1955 году становится руководителем ассоциации совершенствования в Монтгомери.

Выступление Мартина Лютера Кинга

Мартин Лютер Кинг возглавлял бойкот автобусных линий в Монтгомери. По неофициальному согласию цветные пассажиры транспорта не имели права занимать первые четыре ряда автобуса, которые предназначались для белых граждан. Также некоторые водители автобуса вели себя некультурно и допускали оскорбления в адрес афроамериканцев. Общественная темнокожая деятельница Роза Паркс отказалась уступать место «привилегированному» мужчине, за что была арестована местной полицией. И это не первый случай общественного произвола, в США была частой практика ареста невинных темнокожих людей. Водителю автобуса ничего не грозило, даже если бы тот застрелил афроамериканского пассажира.

Ненасильственный протест Мартина Лютера Кинга

Мартин Лютер Кинг, не согласный с этой общественной проблемой, организовал ненасильственный бойкот транспорта, в котором участвовали темнокожие. Протест длился больше года, 382 дня. Цветные отказывались передвигаться на общественном транспорте и ходили пешком с призывами свободы и равенства. Иногда афроамериканские водители машин подвозили бойкотирующих, но общественным транспортом они категорически не пользовались. В акции участвовало около 6 тысяч человек.

Продолжительная акция прошла успешно, в 1957 году верховное правительство США постановило, что ущемление прав других слоев населения в штате Алабама противоречит конституции США, а Тайм публикует фото и интервью с Мартином на обложке.

Мартин Лютер Кинг на выступлении

Не все люди поддерживали Кинга, за время протеста на него неоднократно покушались, а также пытались взорвать дом. Мартин Лютер Кинг стал кумиром цветного населения, а также символом борьбы за равенство свободы и прав. За придуманный Кингом метод ненасильственной оппозиции Мартин Лютер Кинг удостоился Нобелевской премии мира.

Также Кинг собирал демонстрации за любое проявление сегрегации. Так, в 1962 году Мартин вступает в сообщество «Движение алабамских христиан за права человека». Кинг побуждал к участию в демонстрациях учеников университетов, которые выходили на митинги. Хотя «движения» Мартина Лютера Кинга не имели насильственного характера, полиция мешала демонстрантам, например, на протестующих студентов спускали служебных собак. Сам Мартин Кинг неоднократно подвергался арестам.

Джеймс Мередит – первый темнокожий студент США

В 1962 году университет штата Миссисипи принимает темнокожего студента Джеймса Мередита, который стал первым цветным, поступивший в учебное заведение. В США были специальные училища для цветных, которые не имели права обучаться наравне с белыми.

Это был прогресс в обществе Америки, однако не все согласились с зачислением афроамериканцев в вузы, например, губернатор Алабамы Джордж Уоллес соглашался с расовыми предрассудками и загородил дорогу в университет двум темнокожим студентам.

Читайте также:
Фидель Кастро, биография, история жизни, причины известности

Мартин отстаивал честь и достоинство ущемленного в правах человека и продолжал многолетнюю борьбу с сегрегацией.

Но наибольшую известность темнокожему деятелю принесла другая акция, которая состоялась в 1963 году и расширила политическую биографию Мартина. На акции «марш на Вашингтон» собралось около 300 тысяч жителей Америки. Кинг озвучил самую запоминающуюся речь, которая начинается со слов: «У меня есть мечта». Мартин восславил расовое примирение и рассказал, что неважно к какой национальности относится человек, главное то, что у него внутри. Лидеры марша встретились с президентом США Кеннедии обсудили общественно важные проблемы. В 1964 году был подписан закон «О гражданских правах», который запрещал расовое ущемление прав цветных граждан.

Идеи и взгляды

Сфера внимания Кинга не ограничивалась проблемой сегрегации. Этот политик выступал за равенство и свободу всех граждан Соединенных Штатов Америки, он был недоволен уровнем безработицы и голода.

Мартин Лютер Кинг выступал за права человека

Мартин часто путешествовал и выступал, призывая людей к борьбе за права, которые должны гарантироваться любому человеку с рождения. Причем, по мнению Мартина Лютера Кинга, любая общественная борьба должна быть ненасильственной, ведь можно договориться с помощью языка, а не с помощью массовых беспорядков и войн. Лютер написал множество книг, которые стали основой учения о праве и порядке в обществе.

Личная жизнь

При жизни Мартин Лютер был веселым человеком с удивительно добрым взглядом, он показывал пример семьянина, порядочного мужа и отца, любящего четверых детей. С ученицей консерватории Кореттой Скотт Мартин познакомился в 1952 году, пребывая в Бостоне.

Мартин Лютер Кинг с семьей

Избранница Кинга понравилась его родителям, и они дали согласие на брак. Летом 1953 года Кинг и Коретта обвенчались в доме матери девушки. Венчал возлюбленных Мартин Кинг старший.

Осенью 1954 года семья Кингов переезжает в штат Алабама в город Монтгомери, где и начинается активная деятельность Мартина Лютера.

Смерть

В феврале 1968 года в городе Мемфис штата Теннесси организовывалась забастовка афроамериканских мусорщиков. Рабочие были недовольны невыплатами заработанной платы, а также условиями и отношением начальства, которое было похоже на сегрегацию: белые имели ряд привилегий и могли не работать из-за плохой погоды, в отличие от негров, которым приходилось собирать мусор даже в грозу.

Люди обратились к борцу за права Мартину Лютеру Кингу, единственному защитником цветных слоев населения.

3 апреля Кинг вновь отправился в Теннесси, но политику пришлось сменить рейс, так как в самолете обнаружили угрозу взрыва. В городе общественный деятель забронировал 306 номер в мотеле «Лорейн».

Сутки спустя Мартин Лютер Кинг стоял на балконе номера, тогда как белокожий преступник Джеймс Эрл Рэй целился в политика из винтовки. Джеймс выстрелил один раз: пуля попала в челюсть Мартина Лютера Кинга. Политик скончался в госпитале святого Иосифа в 19:05. Накануне смерти Мартин произнес речь «Я был на вершине горы». Слушателям запомнилась цитата из выступления:

«Как любой, я бы хотел прожить долгую жизнь. Долголетие значимо. Но я не думаю об этом сейчас. Я просто хочу выполнить волю Господа».

Джеймса поймала полиция: молодой человек написал чистосердечное признание. Парень поверил, что за признание вины наказание будет смягчено. В суде преступнику дали 99 лет заключения. Тогда Рэй заявил, что не совершал убийства, но суд настоял на виновности подсудимого.

Однако в деле по убийству Кинга много неясных и мутных обстоятельств. Например, осталось неизвестным, какое орудие для убийства использовал снайпер, да и четких доказательств причастности Джеймса к покушению на Кинга нет. Жена Мартина оказалась недовольна решением суда, потому что, по ее мнению, в гибели мужа виноват не сбежавший с тюрьмы за кражу преступник, а политический заговор. Поэтому Коретту опечалила весть о кончине Рэя, единственного свидетеля.

Кто убил Мартина Кинга, и из какой винтовки – загадка, которая до сих пор не разгадана.

В память о политическом деятеле в Америке каждый третий понедельник января отмечается федеральный «День Мартина Лютера Кинга». Окончательно праздник укоренился только в 2000 году.

Памятник Мартину Лютеру Кингу

Также в память Мартину отсняты документальные фильмы, рассказывающие об его деятельности. Могила находится в Национальном историческом музее Мартина Лютера Кинга.

Цитаты

Мартин Лютер Кинг знаменит высказываниями не только о правах человека, но и о нравственности. Отвага, смелость, упорство и благородство – пожалуй, малая часть характеристик, которыми обладал американский политик.

  • Любовь — это единственная сила, способная превратить любого врага в друга.
  • Если человек не открыл для себя нечто такое, за что он готов умереть, он не способен полноценно жить
  • Если бы мне сказали, что завтра наступит конец света, то еще сегодня я посадил бы дерево.
  • Исследования науки обогнали духовное развитие. У нас есть управляемые ракеты и неуправляемые люди.
  • Предельное мерило ценности человека — не то, как он ведет себя в часы уюта и удобства, а то, как он держится во времена борьбы и противоречий.
  • Трусость спрашивает — безопасно ли это? Целесообразность спрашивает — благоразумно ли это? Тщеславие спрашивает — популярно ли это? Но совесть спрашивает — правильно ли это? И приходит время, когда нужно занять позицию, которая не является ни безопасной, ни благоразумной, ни популярной, но ее нужно занять, потому что она правильная.

«Он изменил жизнь миллионов американцев»: как Мартин Лютер Кинг повлиял на расовую политику в США

Расовая сегрегация

Движение за гражданские права зародилось в США в середине прошлого века. Несмотря на то что Гражданская война (1861—1865) завершилась за 90 лет до этого, расовое равноправие в Америке так и не установилось. У истоков формирования общества в Штатах стояли белые переселенцы из Европы, и все возможности в этом социуме были открыты именно для них.

Формально равенство декларировалось повсеместно, однако даже выходцы из неанглосаксонской среды долгое время подвергались в США некоторым ограничениям. Так, многочисленные иммигранты из Италии и Ирландии не имели реальных возможностей подняться по карьерной лестнице. Но в наиболее бесправном положении находилось чернокожее меньшинство.

После завершения Гражданской войны и эпохи Реконструкции Юга в рамках политики национального примирения и борьбы за голоса избирателей южные штаты США постепенно получили возможность законодательно ограничить права негров. Так появилась политика расовой сегрегации: белое большинство дистанцировалось от чернокожих во всех аспектах повседневной жизни. В итоге у выходцев с Чёрного континента были собственные школы, магазины, кафе, вагоны железной дороги и даже места в общественном транспорте.

Читайте также:
Микеланджело Буонарроти, биография, творчество, история жизни

Была ограничена даже возможность голосовать: право избирать и быть избранным тесно увязали с образовательным и имущественным цензом. Но здесь возникала сложность с голосованием белых бедняков, и тогда было принято решение, гласившее, что потомок избирателей не может лишиться избирательных прав. При этом каждому темнокожему американцу немедленно указывали на его место в обществе. Конечно же, такое социальное давление не могло не спровоцировать протесты, которые нарастали по мере того, как повышались уровень жизни и образования темнокожих.

Нельзя сказать, что до появления Движения за гражданские права общественное мнение было безразлично к проблемам меньшинства. Ещё в 1909 году была основана Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения. Эта организация вела активную пропаганду против сегрегации и лоббировала интересы расовых меньшинств. Мартин Лютер Кинг — самый известный борец за права чернокожих в истории США — вступил в её ряды ещё в юности.

«К 1950-м годам американцы постепенно стали понимать, что прежняя политика расовой сегрегации должна уйти в прошлое. Но чтобы это мнение стало всеобщим, необходима была яркая личность, подобная Мартину Лютеру Кингу», — заявил в интервью RT главный научный сотрудник института США и Канады Владимир Батюк.

Начало карьеры

Кинг родился в 1929 году в семье, которая по американским меркам того времени достигла почти максимально возможного для чернокожих успеха в обществе. Его отец служил пастором баптистской церкви, прихожанами которой были наиболее обеспеченные чернокожие жители Атланты.

Мартин Лютер Кинг получил хорошее образование, окончив колледж в 1948 году. Ещё во время студенчества он получил рукоположение в священный сан, хотя до этого не раз отрицал церковные догматы и считал себя религиозным скептиком.

Однако церковная карьера была наиболее подходящей для сына священника, поэтому Кинг продолжил образование в духовной семинарии, по окончании которой стал бакалавром теологии. Позднее ему была присуждена докторская степень.

В 1954 году Кинг переехал на юг — в город Монтгомери. Именно здесь зародилось Движение за гражданские права, а Кинг стал его идейным вдохновителем.

Лидер меньшинства

В Монтгомери пастор Кинг возглавил гражданский «автобусный протест», который стал следствием инцидента с темнокожей швеёй Розой Паркс. Она отказалась уступить место в автобусе белокожему мужчине, за что её арестовали и оштрафовали. В итоге чернокожие жители Монтгомери начали масштабный бойкот городского общественного транспорта. Акция сопротивления длилась более года и увенчалась сенсационным успехом: федеральные власти признали сегрегационные меры штата Алабама незаконными. С этого момента стало ясно, что ликвидация системы разделения белого и цветного населения Юга — вопрос ближайшего будущего.

Участие в протесте сделало Кинга популярным. Он стал общепризнанным неформальным лидером Движения за гражданские права и занялся политикой. Кинг ездил по стране и выступал с речами перед цветным меньшинством, обосновывал их право на борьбу за равенство, участвовал в маршах протеста и многочисленных митингах. Пастор из Монтгомери стал настолько известен, что его выступления собирали сотни тысяч людей.

Несмотря на то что в начале 1960-х годов движение за равные права постепенно начало обретать радикальный уклон, который поддерживали такие лидеры, как мусульманский проповедник Малкольм Икс и глава организации чёрной самообороны Роберт Уильямс, Кинг насилие отрицал.

«Мы либо научимся жить вместе как братья, либо все вместе погибнем как глупцы», — говорил Кинг.

Он настаивал, что только ненасильственные методы борьбы приведут к равноправию. Кинг прислушивался к идеям Ганди и к лозунгам гражданского сопротивления власти англичан в Индии. Многие из политических практик гандизма Кинг успешно реализовал в США.

«Лично на меня гигантское впечатление произвела речь Кинга «У меня есть мечта». Это выдающийся пример ораторского искусства. Она по-настоящему изменила жизнь миллионов американцев. США после «Марша на Вашингтон», где рядом шли чёрные и белые американцы, стали совсем другой страной», — рассказал в беседе с RT Батюк.

Смерть проповедника

К 1968 году Мартин Лютер Кинг был одним из самых влиятельных политиков США. Он стал безусловным харизматичным лидером для многочисленного чернокожего населения Соединённых Штатов. К этому времени влияние консерваторов на Юге уже свелось к нулю, а либеральная администрация президента Джонсона полным ходом демонтировала систему сегрегации.

Несмотря на то что у Кинга было множество врагов, положение его было таково, что наладить с ним дружеские отношения стремились самые влиятельные люди США. Отчасти поэтому убийство Кинга стало одним из самых резонансных в американской истории.

4 апреля 1968 года Кинг находился в Мемфисе, где поддерживал забастовку чернокожих рабочих. Он остановился в недорогом мотеле «Лорейн», который принадлежал его другу, также темнокожему. Выйдя вечером на балкон своего номера, Кинг был убит одним выстрелом из винтовки.

Спустя три месяца после покушения лондонская полиция задержала американца Джеймса Эрла Рея с фальшивыми документами. После ареста он сознался в преступлении и был выслан в США. Экспертиза отпечатков пальцев показала, что убийцей Кинга был именно Рей.

«Кинг своей жизнью заплатил за убеждения, которые исповедовал. Его трагическая гибель превратила политика в настоящего героя современной Америки», — считает Батюк.

Версии преступления

Убийство Кинга вызвало широкий общественный резонанс: по стране прокатились волнения, затронувшие 110 городов. А после того как был вынесен приговор Джеймсу Эрлу Рею, появилось множество версий и мотивов преступления, во многих из них убийца Кинга фигурировал исключительно как исполнитель.

Обвинение считало, что Рей прибыл в мотель «Лорейн», снял там комнату на чужое имя, узнал, в каком номере остановился Кинг, и заперся в своём номере, поджидая жертву. Заметив, что Кинг вышел на балкон, Рей прицелился и сделал выстрел. После этого он сразу же бросил ружьё, немедленно выписался и уехал из мотеля. Затем Рей каким-то образом обзавёлся канадским паспортом и отправился в Лондон, откуда улетел в Португалию, но вскоре по непонятным причинам вернулся в Лондон, где и был задержан.

Читайте также:
Христофор Колумб, биография, история жизни, причины известности

Однако ряд экспертов считают эту историю сомнительной. Ведь после того как Рей подписал чистосердечное признание, он отказался от своих слов и всю жизнь отрицал, что убил Кинга. Скепсис подкрепляет и тот факт, что преступник бросил ружьё с отпечатками своих пальцев на месте преступления. Историки указывают и на то, что баллистическая экспертиза оружия была проведена с большим опозданием, а её результаты до сих пор признаются сомнительными. К тому же Джеймс Эрл Рей был выходцем из бедной семьи, его несколько раз судили за кражи, и на момент покушения на Мартина Лютера Кинга у него могло не быть достаточных ресурсов, чтобы самому организовать преступление.

Всё это породило версию и причастности к убийству ФБР. Сторонники этой теории считают, что Мартин Лютер Кинг слишком мешал американским политикам, его влияние было чрезмерным, и он вполне мог серьёзно повлиять на исход выборов. Кроме того, консерваторы из американских спецслужб полагали, что смерть лидера темнокожих американцев приведёт к спаду Движения за гражданские права, а это позволит сторонникам сегрегации взять реванш.

Говорилось о контактах Рея с неким Раулем, который помог ему достать оружие и склонил к преступлению. Факт слежки за Кингом подтвердило ФБР, однако неопровержимых доказательств причастности спецслужб к его смерти так и не нашли.

Эффект Кинга

Несмотря на гибель духовного лидера, Движение за гражданские права не утратило своих позиций. Борьба с расовой сегрегацией продолжилась, а в последние тридцать лет национальные меньшинства и вовсе получили ряд социальных преференций в качестве компенсации за столетия угнетения.

Мартин Лютер Кинг получил государственное признание. В США с 1986 года на самом высоком уровне празднуется День памяти Кинга. Именем легендарного проповедника названо множество улиц, площадей, учебных заведений, библиотек и больниц по всей стране. Речи Кинга стали образцом американского ораторского искусства, их изучают в колледжах и университетах.

«Америка после Мартина Лютера Кинга — это гораздо более гомогенное, монолитное общество, нежели в 1950-х. До появления Движения за гражданские права США были расколотым обществом, где права значительной части граждан были ущемлены», — считает Батюк.

Эксперты признают, что деятельность Кинга действительно создала новую реальность, однако при этом они отмечают, что современная Америка не стала менее противоречивой, чем была 50 лет назад, просто изменился характер противоречий.

«Вместо открытой расовой сегрегации граждане США получили чёрный реваншизм тех, кто считает, что его предков несправедливо обижали на протяжении столетий, и теперь они требуют компенсации. Восстановление прав расовых меньшинств решило старые проблемы, но создало новые, которые не получается решить в рамках общепринятой практики политической корректности», — пояснил в интервью RT доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш.

Мартин Лютер Кинг – биография, новости, личная жизнь

Мартин Лютер Кинг

Мартин Лютер Кинг (Martin Luther King). Родился 15 января 1929 года в Атланте, штат Джорджия, США – умер 4 апреля 1968 года в Мемфисе, Теннесси, США. Известный афроамериканский баптистский проповедник, яркий оратор, лидер Движения за гражданские права чернокожих в США. Кинг стал национальной иконой в истории американского прогрессивизма.

Мартин Лютер Кинг стал первым активным деятелем чёрного движения США и первым ярким борцом за гражданские права чернокожих в США, борясь с дискриминацией, расизмом и сегрегацией. Также активно выступал против колониальной агрессии США, в частности, во Вьетнаме. За важный вклад в демократизацию американского общества в 1964 году Мартину была присуждена Нобелевская премия мира. Убит в Мемфисе, штат Теннесси, предположительно Джеймсом Эрлом Реем.

В 2004 году (посмертно) награждён высшей наградой США Золотой медалью Конгресса.

Мартин Лютер Кинг родился 15 января 1929 года в городе Атланта (Джорджия) в семье пастора баптистской церкви. Дом Кингов располагался на Оберн-авеню – районе Атланты, где жили темнокожие, принадлежавшие к среднему классу. В 13 лет он поступил в лицей при университете Атланты. В 15 лет он победил на конкурсе ораторов, проводившемся афроамериканской организацией Джорджии.

Осенью 1944 года Кинг поступил в колледж Морхауз. В этот период он стал членом Национальной ассоциации прогресса цветного населения. Здесь он узнал о том, что против расизма выступают не только чернокожие, но и многие белые.

В 1947 году Кинг был рукоположен как служитель, став помощником отца в церкви. Получив в колледже степень бакалавра по социологии в 1948 году, он поступил в теологическую семинарию Кроузера в Честере, штат Пенсильвания, где в 1951 году получил степень бакалавра богословия. В 1955 году Бостонским университетом ему была присуждена степень доктора теологии.

Кинг очень часто посещал баптистскую церковь Эбенезер, где служил его отец.

В январе 1952 года, прожив в Бостоне около пяти месяцев, Кинг познакомился со студенткой консерватории Кореттой Скотт. Через полгода Кинг пригласил девушку поехать вместе с ним в Атланту. Познакомившись с Кореттой, родители дали свое согласие на их брак.

Мартин Лютер Кинг и его жена Коретта Скотт Кинг обвенчались в доме её матери 18 июня 1953 года. Венчал новобрачных отец жениха. Коретта получила диплом по классу вокала и скрипки в Консерватории Новой Англии. После окончания консерватории они с мужем переехали в г. Монтгомери, штат Алабама, в сентябре 1954 года. Супружеская чета Кингов имела четырёх детей: Йоланда Кинг – дочь (17 ноября 1955, Монтгомери, Алабама – 15 мая 2007, Санта-Моника, Калифорния); Мартин Лютер Кинг III – сын (род. 23 октября 1957 в г. Монтгомери, Алабама); Декстер Скотт Кинг – сын (род. 30 января 1961, Атланта, Джорджия); Бернис Альбертин Кинг – дочь (род. 28 марта 1963, Атланта, Джорджия).

В 1954 году Кинг стал пастором баптистской церкви в Монтгомери, штат Алабама. В Монтгомери он возглавил крупную акцию протеста чернокожего населения против расовой сегрегации в общественном транспорте, после того, как в декабре 1955 года произошёл инцидент с Розой Паркс. Бойкот автобусных линий в Монтгомери, длившийся более 380 дней, несмотря на сопротивление властей и расистов, привёл к успеху акции – Верховный суд США признал сегрегацию в Алабаме неконституционной.

В январе 1957 года Кинг был избран главой организации «Конференция руководства христиан юга», созданной для борьбы за гражданские права афроамериканского населения. В сентябре 1958 года был ранен ножом в Гарлеме. В 1960 году Кинг по приглашению Джавахарлала Неру посетил Индию, где изучал деятельность Махатмы Ганди.

Читайте также:
Ио́сиф Виссарио́нович Ста́лин - отзывы, мнение, рейтинг

Своими выступлениями (некоторые из них сейчас считаются классикой ораторского искусства) он призывал добиваться равенства мирными способами. Его речи дали энергию движению за гражданские права в обществе – начались марши, экономические бойкоты, массовые уходы в тюрьмы и так далее.

Широкую известность получила речь Мартина Лютера Кинга «У меня есть мечта» («англ. I have a dream»), которую во время марша на Вашингтон в 1963 году у подножья монумента Линкольну слушали около 300 тысяч американцев. В этой речи он восславил расовое примирение. Кинг заново определил суть американской демократической мечты и разжёг в ней новый духовный огонь. Роль Кинга в ненасильственной борьбе за принятие закона, запрещающего расовую дискриминацию, была отмечена Нобелевской премией мира.

Как политик, Кинг являлся поистине уникальной фигурой. Излагая сущность своего лидерства, он оперировал главным образом религиозными терминами. Он определял руководство движением в защиту гражданских прав как продолжение прежней пастырской службы и использовал в большинстве посланий афроамериканский религиозный опыт. Согласно традиционному стандарту американских политических взглядов, он являлся лидером, верящим в христианскую любовь.

Подобно множеству других ярких личностей американской истории, Кинг прибегал к религиозной фразеологии, тем самым вызывая восторженный духовный отклик у своей аудитории.

Начиная с 1963 года и вплоть до смерти Мартин Лютер Кинг преследовался ФБР в рамках секретной программы COINTELPRO.

28 марта 1968 года Кинг возглавил 6-тысячный марш протеста в деловой части Мемфиса (штат Теннесси), целью которого была поддержка бастующих рабочих. 3 апреля, выступая в Мемфисе, Кинг сказал: «Впереди у нас трудные дни. Но это не имеет значения. Потому что я побывал на вершине горы. Я смотрел вперёд и видел Землю обетованную. Может быть, я не буду там с вами, но я хочу, чтобы вы знали сейчас – все мы, весь народ увидит эту Землю». 4 апреля, в 18 часов 01 минуту Кинг был смертельно ранен снайпером, когда стоял на балконе в мемфисском мотеле «Лоррейн».

Убийца, Джеймс Эрл Рей, получил 99 лет тюремного заключения. Официально было признано, что Рей был убийцей-одиночкой, но многие считают, что Кинг пал жертвой заговора. Епископальная церковь США признала Кинга мучеником, отдавшим жизнь за христианскую веру, его статуя размещена в Вестминстерском аббатстве (Англия) в ряду мучеников XX века. Кинг был выдвинут в помазанники Божьи, и считалось, что он стоял у истоков демократических достижений движения в защиту гражданских прав.

Кинг был первым темнокожим американцем, кому был установлен бюст в Большой ротонде Капитолия в Вашингтоне. Третий понедельник января отмечается в Америке как День Мартина Лютера Кинга и считается национальным праздником.

Человек, у которого была мечта. 90 лет Мартину Лютеру Кингу

15 января 1929 года, 90 лет назад, родился Мартин Лютер Кинг – человек, который внес огромный вклад в преодоление сегрегации и расовой дискриминации, присущих американскому обществу середины ХХ века.

Сейчас это кажется фантастическим, но еще в 1940-е – 1950-е годы в США существовали раздельные школы для белых и черных, в ряде штатов темнокожие американцы были обязаны уступать белым места в общественном транспорте. Мартин Лютер Кинг стал одним из первых афроамериканских общественных деятелей, которому удалось не просто привлечь внимание к проблеме сегрегации, но и вывести ее обсуждение на мировой уровень.

Известность пришла к Мартину Лютеру Кингу не сразу, но она была заслуженной, тем более, что Кинг был одним из немногих лидеров афроамериканского движения, кто принципиально выступал за ненасильственные методы борьбы. Именно эта гуманистическая позиция в конечном итоге и стоила жизни молодому пастору. Он оказался «между двух огней» – его ненавидели поборники старых порядков и сегрегации, но и афроамериканские радикалы также обвиняли Кинга в соглашательстве и системности.

Мартин Лютер Кинг прожил очень недолгую, особенно по современным меркам, жизнь. Его убили, когда ему не исполнилось и сорока лет. Но даже за этот небольшой срок жизни, отведенный ему судьбой или высшими силами, Мартин Лютер Кинг успел сделать очень многое. Он родился 15 января 1929 года в Атланте в афроамериканской семье. Его отец, которого тоже звали Мартин Лютер Кинг, работал пастором в церкви, мать Альберта Уильямс Кинг воспитывала детей. Мартин был средним ребенком в семье – у него были старшая сестра Кристин Кинг Фаррис и младший брат Альфред Кинг.

Как и другие афроамериканцы, росшие в то время, Мартин уже в детстве столкнулся и с сегрегацией, и с бытовым расизмом. Например, его друг детства, белый мальчик, пошел в отдельную школу «для белых», а Мартин – в школу «для черных», при этом отец друга запретил мальчику общаться с Мартином именно из-за цвета кожи последнего. И таких примеров в жизни Мартина Лютера Кинга было очень много. Так, как то Мартин ехал со своим учителем в автобусе, и им пришлось встать, чтобы уступить места белым пассажирам. Этот случай Мартин запомнил надолго и тогда, в юношеские годы, как затем признавался Кинг, он испытывал даже ненависть к людям с белым цветом кожи.

После школы Мартин Лютер Кинг поступил в Морхауз-колледж – одно из самых престижных афроамериканских учебных заведений. В 1948 году 19-летний Кинг закончил колледж со степенью бакалавра социологии и окончательно определился с будущим профессиональным выбором – он решил стать баптистским пастором, как и его отец. В 1951 г. Мартин получил диплом бакалавра богословия в духовной семинарии Крозер в Честере. Естественно, решение делать карьеру священника встретило всестороннюю поддержку со стороны отца – Мартина Лютера Кинга-старшего, который и помог сыну получить работу в церкви через своих знакомых.

18 июня 1953 года 24-летний Мартин Лютер Кинг женился на 26-летней Коретте Скотт – тоже афроамериканке, выпускнице Консерватории Новой Англии по классу вокала и скрипки. В 1954 году 25-летний Мартин Лютер Кинг получил должность пастора Баптистской церкви Декстер-авеню в городе Монтгомери, что в штате Алабама.Это был довольно жесткий с точки зрения расового неравенства город, где власти старались следить за безукоризненным соблюдением сегрегации в общественном транспорте. Так, здесь действовали Законы Джима Кроу, предусматривавшие полную сегрегацию белых и черных, включая даже раздельные общественные туалеты и раздельные места в автобусах.

Читайте также:
Иосиф Сталин, биография, история жизни, причины известности

1 декабря 1955 года 42-летняя чернокожая швея из Алабамы Роза Паркс отказалась уступить в автобусе место белому мужчине, после чего женщину арестовали и приговорили к выплате штрафа. И это был далеко не единственный в том году подобный случай. Всего было арестовано пять женщин и двое детей, а одного темнокожего мужчину даже застрелил водитель автобуса.

Таким образом, в 1955 г. в Монтгомери сложилась довольно критическая ситуация. Градус общественного недовольства в афроамериканской среде нарастал. И тут пробил «звездный час» молодого баптистского пастора Мартина Лютера Кинга. Именно он обратился к афроамериканскому населению города, призвав к ненасильственной акции – бойкоту общественного транспорта. Поскольку 70% пассажиров города составляли афроамериканцы, транспортные компании сразу же стали нести огромные убытки. В январе 1956 года в дом Кинга бросили бомбу. Но бойкот продолжался. Не повлияли на него даже массовые аресты, которые провели власти Монтгомери, ссылаясь на закон о запрете бойкотов 1921 года. В конечном итоге, федеральный окружной суд, рассмотрев иск активистов, признал сегрегацию в автобусах незаконной.

Но расистские власти Монтгомери не сдавались. Была подана апелляция в Верховный суд США, которая, однако, оставила решение окружного суда в силе. На 40 грузовых автомобилях в Монтгомери прибыли боевики самой знаменитой расистской организации США «Ку-Клукс –Клан», но и эта акция не повлияла на итоги бойкота. 20 декабря 1956 года сегрегация в городском общественном транспорте города Монтгомери была отменена. Это была первая действительно крупная победа афроамериканского движения. И именно она обеспечила молодому пастору – афроамериканцу Мартину Лютеру Кингу общенациональную, а затем и всемирную известность.

В то время в США уже формировалось радикальное крыло афроамериканского движения. Разнообразные «черные националисты» также были сторонниками сегрегации, понимая под ней необходимое обособление от белых с целью сохранения «чистоты расы». Позиция Мартина Лютера Кинга, который не дистанцировался от белых, вызывала у них закономерное раздражение. Например, трибун радикалов Малкольм Икс выступал за полное отделение афроамериканских общин от белого населения США, получение компенсации за столетия рабского труда и резко критиковал стратегию ненасилия. Радикальная молодежь из афроамериканских кварталов была склонна внимать проповедям Малкольма Икса, ораторов «Нации Ислама» (религиозно-политическое движение «черных мусульман»).

Но популярность Мартина Лютера Кинга, несмотря на враждебность как американского правительства и спецслужб, так и афроамериканских радикалов, росла. И это вскоре привело к негативным для его безопасности последствиям. 20 сентября 1958 года, когда Кинг презентовал свою книгу в магазине в Гарлеме, его ударила канцелярским ножом в грудь психически больная женщина – афроамериканка. Это покушение стоило Кингу трех операций.

Будучи сторонником ненасильственного сопротивления, Кинг считал, что именно бойкоты и акции гражданского неповиновения обратят внимание не только американского руководства, но и всего мира на несправедливость, творящуюся в стране в отношении темнокожего населения. В 1960 году Кинг даже отправился в Индию изучать наследие Махатмы Ганди и методы гандистского сопротивления. Пригласил его в Индию сам Джавахарлал Неру, что уже свидетельствовало о превращении Мартина Лютера Кинга в политическую фигуру международного масштаба.

К борьбе афроамериканцев подключилась пресса, что позволило сформировать позитивно настроенное общественное мнение. Против сегрегации стали выступать и белые активисты, в том числе набирающее силу студенческое движение.

28 августа 1963 года состоялся грандиозный «Марш на Вашингтон за рабочие места и свободу». Примерно 200-300 тысяч человек прошли демонстрацией к мемориалу президента Линкольна в Вашингтоне, где перед собравшимися пламенную речь произнес Мартин Лютер Кинг. Эта речь, получившая название «У меня есть мечта», обрела всемирную известность.

– заявил в своем выступлении Мартин Лютер Кинг.

Интересно, что 80% участников марша составляли афроамериканцы, но 20% участвовавших в нем граждан были белыми американцами. Мартину Лютеру Кингу симпатизировало все больше людей, поскольку Кинг действовал очень тонко и умело. Он оперировал религиозными терминами и свою общественную деятельность рассматривал как закономерное продолжение христианского служения.

В марте 1968 года Мартин Лютер Кинг направился в город Мемфис, что в штате Теннесси, где бастовали темнокожие рабочие по уборке мусора. Они были недовольны тем, что за такой же труд получают зарплату намного меньшую, чем их коллеги – белые. В этот трудовой конфликт и решил вмешаться самый известный на тот период афроамериканский общественный лидер.

3 апреля 1968 года он приехал в Мемфис, желая выступить с речью в Мэйсоновском храме. Рейс, кстати, был перенесен из-за существовавшей угрозы взрыва самолета, о которой стало известно окружению Кинга. Тем не менее, речь «Я был на вершине горы» все же была произнесена. Пастор Кинг заявил в ней:

После выступления Кинг должен был остановиться в мотеле «Лорейн», принадлежавшем предпринимателю – афроамериканцу Уолтеру Бейли. В 18:01 по местному времени 4 апреля 1968 года, когда Мартин Лютер Кинг находился на балконе второго этажа мотеля, раздался одиночный выстрел. Пуля, выпущенная из винтовки, попала в пастора. Она прошла через правую часть шеи и глотку и затем, пройдя через спинной мозг, застряла в плече Кинга. Подбежавшие очевидцы покушения подбежали к пастору. Его срочно отправили в госпиталь Святого Иосифа, однако врачебные манипуляции не помогли. В 19:05 было официально объявлено, что Мартин Лютер Кинг скончался.

Первым американским политиком, публично объявившим о смерти Мартина Лютера Кинга, был сенатор Роберт Кеннеди, баллотировавшийся в это время на пост президента США от Демократической партии. Его самого убьют в результате покушения через два месяца.

Известие о смерти Мартина Лютера Кинга привело к массовым беспорядкам в целом ряде американских городов. На сами похороны общественного деятеля собрались более 300 тысяч человек, среди которых были как афроамериканцы, так и белые. Массовые протестные выступления охватили 110 городов США.

В Вашингтоне на улицы вышли 20 тысяч человек, что заставило городские власти позвать на помощь военных. В столицу страны были введены войсковые подразделения – морская пехота и 3-я пехотная дивизия сухопутных войск. В результате беспорядков погибли 12 человек, 1097 человек получили ранения, а более 6000 человек были арестованы. Аналогичная ситуация наблюдалась и в некоторых других городах страны.

Читайте также:
Джеймс Браун, биография, творчество, история жизни

Убийцу Мартина Лютера Кинга поймали через два месяца после смерти пастора. В аэропорту Хитроу в Лондоне, при попытке вылета в Африку, был арестован 40-летний гражданин США Джеймс Эрл Рей. При нем обнаружили фальшивый паспорт на имя гражданина Канады Рамона Георга Снейда. Рэя немедленно доставили в США, где обвинили в убийстве Мартина Лютера Кинга. И хотя Рэй признался в преступлении, через три дня он взял свое признание обратно.

Джеймс Эрл Рей был заурядным парнем из бедной семьи – армейское прошлое, затем несколько уголовных судимостей – за кражу со взломом, за ограбление водителя такси, за кражу и затем снова за кражу. В 1959 году за кражу 120 долларов Рэя как рецидивиста осудили на двадцать лет, но в 1967 году он бежал из заключения. Рэй был очень похож на человека, на которого легко было повесить любое преступление. Поэтому даже друзья и родственники погибшего Кинга засомневались в вине подозреваемого.

Тем не менее, Джеймс Эрл Рэй получил 99 лет лишения свободы. 10 июня 1977 года он бежал из заключения, но был пойман и получил еще год за побег. В 1998 году Рэй скончался. Вдова Мартина Лютера Кинга Коретта Скотт Кинг выразила соболезнования, дав понять, что не считает Рэя виновным в смерти мужа и посетовав, что в США уже не пройдет новый процесс по делу об убийстве Кинга, который бы мог вскрыть подлинную картину той трагедии.

Мартин Лютер Кинг: история борьбы

15 января – 86 лет со дня рождения Мартина Лютера Кинга, баптистского священника, оратора, величайшего и ярчайшего борца за права чернокожих в США. История его жизни – в нашем материале.

Детство и отрочество

Мартин Лютер Кинг родился 15 января 1929 года в городе Атланта (южный штат Джорджия) в семье священника баптистской церкви. Несмотря на то что именно тогда в Америке началась Великая депрессия, которая привела к тому, что 65% цветного населения Атланты вынуждено было получать пособие по безработице, экономические сложности не затронули вполне обеспеченную, буржуазную семью отца-священника. Мартин прожил детские годы вполне комфортно.

Профессия Кинга-старшего в большой степени определила жизнь сына. С малых лет Мартин посещал церковь, которая была ближе чем школа и где его отец служил помощником пастора. Мальчик страстно и вдохновенно исполнял псалмы, производя впечатление на прихожан, которые специально ради этого приглашали его на религиозные собрания.

Первое столкновение с несправедливостью расизма произошло в шесть лет, когда Мартин пошел в школу. Среди его приятелей были двое белых друзей, которые хотя и жили на противоположной стороне улицы, стали ходить в другое учебное заведение. Кинг-младший не обратил на это внимания и прибегал к приятелям, однако их мать стала отсылать его обратно. В конце концов она сказала ему напрямик, что чернокожие и белые не должны играть вместе. Мальчик пожаловался своей матери, и она – впервые – объяснила ему о той системе расовых взаимоотношений, которые сложились в Америке.

Пасторство и Ганди

В школе Мартин учился хорошо. Экзамены за 9-й и 12-й классы он сдал экстерном и в пятнадцать лет, в 1944 году, был зачислен в Морхаусский колледж, членом попечительского совета которого был Кинг-старший. Для подростка профессия священника не была привлекательна и изучение богословия не казалось ему ценным; он выбирал между медициной или юриспруденцией.

Позже – уже ближе к окончанию учебы в колледже – он понял, что ему будет сложно уйти от поприща священника, и стал ощущать свое призвание. Помимо этого, на его выбор стали влиять преподаватели колледжа. Они стали убеждать его в том, что речи настоящего христианского проповедника дают пищу для ума и поднимают серьезные общественные проблемы. Мартин понял, что пастор должен быть интеллектуально развит, а его служба должна быть посвящена не поиску потустороннего духовного убежища, а сиюминутной борьбе добра со злом.

В 1948 году Мартин Лютер Кинг был принят в Кроузеровскую теологическую семинарию. Учеба в ней ознаменовалась для Кинга-младшего духовными поисками. Особенное впечатление произвел на него лекция доктор наук Мордесайя Джонсон. Он ездил по Америке с рассказом о деятельности и философии великого индийского политика, последователя идеи непротивления злу насилием Махатмы Ганди. До этого момента Кинг относился к великому индийцу с большой долей скептицизма – как к идеалисту, далекому от жизни. Прослушав лекцию Джонсона, он поменял свое мнение и стал запоем читать книги о Ганди. Пример борца за независимость Индии от Британии сильно повлияет на политическую деятельность Кинга.

Университет и женитьба

В 1951 году Мартин стал бакалавром богословия, и ему поручили прочитать прощальную речь на выпускном. Помимо этого, он получил стипендию в 1200 долларов, которая позволяла ему закончить обучение в любом университете страны. В Атланте отец и знакомые уговаривали его наконец стать проповедником, но он настоял на своем и выбрал Бостонский университет.

Этот период жизни был связан не только с академической деятельностью. Однажды он попросил свою подругу Мери Пауэлл познакомить его с девушкой, причем с юга США, поскольку бостонских девушек он считал чопорными. Пауэлл предложила две кандидатуры, одну из которых он уже знал. Вторую звали Коретта Скотт, она училась в консерватории. Их знакомство сразу переросло в отношения. Коретта Скотт долго обдумывала, выходить ли ей замуж или нет, поскольку замужество – тем более на священнике – должно было, как она догадывалась, поставить в конце концов крест на ее будущей карьере певицы. Однако она согласилась; в 1953 году состоялось бракосочетание.

“Автобусный бойкот”

Когда Мартин Лютер окончил Бостонский университет, супружеская пара переехала в город Монтгомери в штате Алабама. Кинг был назначен пастором церкви, которая находилась напротив местного Капитолия. Ее прихожане – около 300 человек – относились к элите чернокожего населения города, что сконцентрировало в руках священника огромную силу.

Мартин Лютер начал бурную деятельность – в частности, создал комитеты по помощи бедным и поддержки выпускников средней школы. Помимо этого, он вступил в Национальную ассоциацию содействия прогрессу цветного населения (НАСПЦН) – крупную общественную организацию США, которая и по сей день борется за гражданские права чернокожего населения.

Читайте также:
Ма́о Цзэду́н - отзывы, мнение, рейтинг

В 1955 году Кинг впервые стал свидетелем и непосредственным организатором протестной акции. Она была связана с заурядным случаем для тогдашней Америки – автобусным конфликтом: сидящие черные должны были уступать место белым; некоторые чернокожие отказывались выполнять это требование. 1 декабря 1955 года швея Роза Перке села в автобус после работы и заняла места за первым рядом, который был зарезервирован для белых. В салон на остановке зашли белые пассажиры, и водитель потребовал, чтобы черные – в частности, и Перке – уступили место вошедшим. Трое чернокожих, услышав требования, поднялись с места, однако Перке – у нее болели ноги от усталости – отказалась. Шофер вызвал полицейского, который отвез “правонарушительницу” в участок, составил протокол, отпустил ее под залог и велел явиться в суд через четыре дня.

Роза обратилась лидеру НАСПЦН в Алабаме – И. Д. Никсону. Имея представление об идеях Ганди о ненасильственном протесте, именно он придумал идею “автобусного бойкота”. Никсон рассказал об этой идее своей жене, которая посоветовала ему перестать фантазировать. Тем не менее “автобусный протест” нашел поддержку множества жителей города. Лидер НАСПЦН в Алабаме позвонил Кингу, тот согласился посодействовать. В день бойкота Коретта позвала мужа и указала на проезжавший мимо их дома автобус – он был пуст. Второй – тоже. Мартин Лютер сел в машину и стал ездить по городу, разглядывая автобусы. Он насчитал всего восемь чернокожих пассажиров – в то время, когда транспорт обычно бывал набит ими битком.

“Сидячие демонстрации”

24 января 1960 года закончился срок полномочия преподобного Кинга в Монтгомери, и он решил перебраться на малую родину, в Атланту. В этом же году начались “сидячие демонстрации”. Первые из них были устроены чернокожими студентами, которым отказали в обслуживании. Они приходили в публичные места – например, в буфеты – и подолгу сидели в них. Чем больше людей вовлекалось в эти акции, тем больше противодействия вызывали – в конце концов полиция начала аресты, что усилило протестное движение.

Мартину Лютеру предложили организовать конференцию активистов “сидячих демонстрантов”. На ней были избраны пятнадцать членов правления, которые должны были образовать “постоянную организацию” сидячих протестующих. Между тем акции приобретали массовый характер, и защитники белого превосходства решили дискредитировать сам символ протестного движения – Кинга. 17 февраля два помощника шерифа появились в церкви Атланты и вручили Кингу постановление об аресте за фальсификацию налоговых деклараций. Дело было рассмотрено судом присяжных, которые вынесли оправдательный приговор 28 мая.

В марте-апреле 1963 года Кинг возглавил массовые демонстрации в Бирмингеме (штат Алабама). Демонстрантов разгоняли, а Кинга – за нарушение запрета о демонстрации – арестовали на пять дней. Сидя под арестом он написал “Письмо из бирмингемской тюрьмы” в ответ на упреки за неблагоразумные и несвоевременные действия. В нем Мартин Лютер выразил свою философию, касающуюся и Бога и общественной жизни, – в частности, утверждал он, прогресс никак не связан с неизбежностью, а является следствием неустанных усилий людей, творящих Божью волю.

У меня есть мечта” и Нобелевская премия

Особую известность приобрела речь Мартина Лютера Кинга “У меня есть мечта”, которую он произнес во время марша на Вашингтон в 1963 году у подножия монумента Линкольну в то время, когда Конгресс США обсуждал законодательство о гражданских правах. Это был день триумфа Мартина Лютера Кинга. Его видели по телевизору и слышали по радио десятки миллионов американцев и миллионы европейцев. “У меня есть мечта, что однажды эта нация распрямится и будет жить в соответствии с истинным смыслом ее принципа: “Мы считаем самоочевидным, что все люди сотворены равными”. У меня есть мечта, что однажды на красных холмах Джорджии сыновья бывших рабов и сыновья бывших рабовладельцев смогут сидеть вместе за братским столом. Я мечтаю сегодня!” – провозгласил Кинг. В 1963 году журнал “Тайм” назвал его человеком года.

В мае 1964 года Кинг участвовал в демонстрациях за интеграцию жилищного фонда, проводившихся в Сент-Огастене (штат Флорида). Через месяц президент Линдон Б. Джонсон пригласил его в Белый дом, где Кинг присутствовал при подписании билля о жилищах, который стал частью закона 1964 года о гражданских правах. Закон запрещал сегрегацию в общественных местах и на производстве, в условиях труда и зарплате.

В конце этого же года Мартину Лютеру была присуждена Нобелевская премия. В своей речи он в очередной раз выразил принцип непротивления злу насилием. “Движение не стремится освободить негров за счет унижения и порабощения белых. Оно не хочет победы над кем бы то ни было. Оно желает освобождения американского общества и участия в самоосвобождении всего народа”, – сказал он.

Последние годы и убийство

В последние годы жизни внимание Кинга было привлечено не только к расизму, но и к проблеме безработицы, голода и бедности во всей Америке. Расширение кругозора обусловила необходимость поддержать радикальные круги негритянской молодежи во время беспорядков в гетто Уоттса, Ньюарка, Гарлема и Детройта, которые противоречили принципам ненасилия. Кинг стал сознавать, что расовая дискриминация тесно связана с проблемой бедности. Но программу по данному вопросу он создать не успел, чем объясняется неудача усилий по улучшению условий жизни в трущобах Чикаго в 1966 г. Однако в ноябре 1967 г. Кинг объявил о начале Кампании бедных людей, которая должна была завершиться в апреле 1968 г. сбором белых и черных бедняков в Вашингтоне.

28 марта 1968 года Кинг возглавил марш протеста в Мемфисе (штат Теннесси). Целью его была поддержка бастующих рабочих. 3 апреля Мартин Лютер произнес сильную речь. “Впереди у нас трудные дни. Но это не имеет значения. Потому что я побывал на вершине горы. Я смотрел вперед и видел Землю обетованную. Может быть, я не достигну ее с вами, но я хочу, чтобы вы знали, что мы – люди – достигнем ее”. На следующий день он стоял на балконе в мемфисском отеле и был ранен снайпером. Его убийца, Джеймс Эрл Рей, получил 99 лет тюрьмы. Официально было признано, что он был убийцей-одиночкой, однако по-прежнему не утихают споры о том, что Кинг был убит в результате заговора.

Читайте также:
Христофо́р Колу́мб - отзывы, мнение, рейтинг

Мартин Лютер Кинг — борец за права угнетенных

Идея равенства бессмертна

4 апреля 2018 года исполняется 50 со дня убийства выдающегося американского общественного деятеля, борца за права чернокожего населения Мартина Лютера Кинга (1929 — 1968).

Мартин Лютер Кинг родился 15 января 1929 года городе Атланта в южном штате Джорджия в семье баптистского пастора. Мальчик выбрал отцовскую профессию. С 18 лет Мартин начал помогать отцу во время богослужений. Он окончил колледж и духовную семинарию и в 1955 году стал доктором теологии. В 1954 году он стал баптистским пастором в городе Монтгомери штат Алабама. Большую часть прихожан составляли афроамериканцы. Вскоре Мартин Лютер Кинг прославился, как блестящий проповедник и блестящий оратор, поднимающий в своих выступлениях острые жизненные проблемы. Прежде всего, проблему расовой дискриминации.

Мартин Лютер Кинг

В середине 20 века в большинстве южных штатов США процветали расовая дискриминация и ущемление прав «черных» и «цветных».

После Гражданской войны 1861-1865 годов в США на федеральном уровне были приняты Законы, защищающие права негритянского населения. Но в США, где каждый штат имели право издавать местные законы, началось наступление на эти права.

В 1890 году в штате Луизиана был принят местный закон о расовой сегрегации. Сначала на железной дороге, а затем и в других сферах. Негритянские дети не могли учиться в одних школах с белыми детьми, молодые афроамериканцы не могли учиться в одних ВУЗах с белыми. В общественном транспорте лучшие места отводились только для белых. Во многих ресторанах и закусочных негров просто не обслуживали. И, что существенно, шансов получить хорошую работу у афроамериканцев было значительно меньше, чем у белых.

Вскоре подобные Законы были приняты и в других южных штатах.

На федеральном уровне расовая дискриминация в южных штатах была узаконена принятым в 1896 году Верховным судом США решением по делу Плесси против Фергюссона. Житель Луизианы Гомер Плесси, одна из прабабушек которого была негритянкой (прадедушки и остальные прабабушки были белыми), сел в вагон поезда, предназначенный только для белых. За что был подвергнут кратковременному аресту. После этого Г. Плесси подал суд на власти штата Луизиана, обвинив их в нарушении Конституции США, предполагающей равенство всех граждан перед законом. Дело дошло до Верховного суда, который вынес постановление о том, что никакого нарушения Конституции нет.

«Только для белых». «Вход с животными запрещён»

Близкое знакомство с расовой дискриминацией в США привело молодого священнослужителя к выводу об её принципиальной несовместимости с христианской религией. В середине 1940-х годов Мартин Лютер Кинг вступил в Национальную организацию прогресса цветного населения. Эта организация была создана в 1909 году группой противников расовой дискриминации. В её состав входили как негры, так и белые. Одним из её создателей был выдающийся негритянский общественный деятель Уильям Дюбуа (1868 — 1963).

В том же 1955 году М.Л. Кинг организовал свою первую массовую акцию против расовой сегрегации. Поводом для неё стал поступок швеи-мулатки Розы Паркс (1913 — 2005), которая отказалась уступить место в автобусе белому человеку, за что была оштрафована. Тогда Мартин Лютер Кинг призвал к бойкоту автобусов в городе Монтгомери, где произошел этот инцидент. Негритянское население стало ходить на работу пешком и отказалось пользоваться автобусами. Бойкот продолжался 381 день. В конце концов Верховный суд США вынес постановление, согласно которому дискриминация небелого населения при пользовании общественным транспортом было признано нарушением Конституции США.

В 1957 году М.Л. Кинг создает общественную организацию, названную «Конференцией южного христианского руководства» и становится её лидером. Главной задачей организации стала борьба с расовой дискриминацией и сегрегацией. А девизом: «Спасем душу Америки».

В конце 1950-х годов в США развернулась борьба за предоставление афроамериканцев возможности получить хорошее образование в школах и ВУЗах только для белых.

В 1957 в городе Литтл-Рок (штат Арканзас) 9 негритянских детей были зачислены к школу «только для белых». У входа в школу их встретила разъяренная толпа расистов и полиция не пустила детей на занятия. Тогда по распоряжению президента США Дуайта Эйзенхауэра (1890 — 1969) к детям была приставлена охрана из десантников, с которой они и ходили в школу.

В 1960 году под давлением левой общественности, поддержанной Федеральными властями в городе Новом Орлеане (штат Луизиана) 6 девочек были приняты в школу для белых. Пятеро из них из страха перед возможными последствиями отказались там учиться и в школу пошла только одна девочка Руби Бриджес (род. 1954). Однако, по распоряжению губернатора штата полиция не пустила девочку в школу. Так же, как и дети из Арканзаса, Руби стала ходить в школу под охраной.

Н. Роквелл. «Проблема, с которой мы все живем», 1964

В 1964 году художник Норман Роквелл (1894 — 1978) написал картину «Проблема, с которой мы все живем», изображающую Руби Бриджес идущую под охраной в школу. Когда Руби выросла, она стала активным борцом против расовой дискриминации.

А в 1962 году в университет штата Миссисипи, предназначенный только для белых, поступил афроамериканец Джеймс Мередит (род. 1933). Он также был вынужден ходить на занятия под охраной.

Во всех этих событиях Мартин Люьер Кинг принимал самое активное участие.

Летом 1963 года М.Л. Кинг организовал массовый марш на Вашингтон. 28 августа 1963 года Мартин Лютер Кинг произнес перед участниками марша свою знаменитую речь «У меня есть мечта». В этой речи он нарисовал образ будущих США, где не будет расовой дискриминации и белые будут дружить с черными. В Вашингтоне Кинг встретился с Президентом США Джоном Кеннеди (1917 — 1963) и обсудил с ним проблемы негритянского населения.

Арест Мартина Лютера Кинга во время демонстрации (1963 год)

В 1964 году в США был принят Закон о гражданских правах, отменяющий расовую дискриминацию. В том же 1964 году Мартин Лютер Кинг был удостоен Нобелевской премии мира.

М.Л. Кинг не был сторонников насильственных действий. Вслед за Махатмой Ганди (1869 — 1948) он пропагандировал акции гражданского неповиновения и другие формы мирной борьбы. Эта позиция разделялась не всеми противниками расовой дискриминации. В середине 1960-х годов Хьюи Ньютон (1942 — 1989) создает организацию «Чёрные пантеры». «Черные пантеры» имели свои вооруженные формирования и осуществляли патрулирование и поддержание порядка в негритянских кварталах. А также защищала негров от произвола полиции. Это называлось «вооруженной самообороной». Сходных взглядов придерживались и активисты движения «Нация ислама», объединявшая афроамериканцев, придерживающихся мусульманства. Её лидерами были Малькольм Литтл (1925 — 1965), более известный под псевдонимом Малькольм Икс, и Элайджа Мухаммад (1897 — 1975).

Читайте также:
Генри Форд, биография, история жизни, причины успеха

В конце концов и М. Икс и Х. Ньютон были убиты, но, по-видимому, не белыми расистами, а членами конкурирующих организаций.

Были существенные расхождения и по поводу будущего негритянского населения. По мнению таких негритянских деятелей, как Уильям Дюбуа (1868 — 1963) и Маркус Гарви (1887 -1940) афроамериканцы должны замкнуться в себе, как можно меньше контактировать с белыми и, в перспективе, вернуться на Родину в Африку. Маркус Гарви решительно осуждал межрасовые браки, в чем нашел общий язык с такой организацией, как Ку Клукс-клан.

«Расовое смешивание — это коммунизм» (1961 год)

В отличие от этих деятелей М.Л. Кинг считал, что негритянское население должно оставаться в США и, в перспективе, найти общий язык с белыми. Поскольку Родина у них общая.

В 1961 году М.Л. Кинг выдвинул идею обеспечения всех граждан США гарантированным основным доходом. По его мнению, такая мера могла решить проблему бедности.

Идея о том, что каждый житель страны должен получать от государства денежную сумму вне зависимости от его работы и доходов впервые была высказана Томасом Мором (1478 — 1535). Позже эту идею выдвигал идеолог американской революции Томас Пейн (1737 — 1809).

К этой идее вернулись в начале 21 века. В 2016 году в странах Европы был проведен опрос о целесообразности введения гарантированного основного дохода. За его введение высказалось 64% населения. И лишь 4% опрашиваемых заявило о том, что после введения такого дохода они бросят работу. В 2017 году Финляндия стала первой в мире страной, где каждый гражданин получает от государства выплаты просто за то, что он – гражданин страны.

В 1967 году М.Л. Кинг активно выступал и против войны во Вьетнаме.

Жена Мартина Лютера Кинга Коретта Кинг рассказывала, что после убийства президента Джона Кеннеди (1917 — 1963) муж сказал ей: «Меня тоже убьют». 4 апреля 1968 года в городе Мемфисе штат Теннеси Мартин Лютер Кинг был смертельно ранен выстрелом из снайперской винтовки.

Убийство выдающегося негритянского лидера вызвало глубокое возмущение и в США и за их пределами. По стране прокатились массовые волнения, на подавление которых были брошены около 70 тысяч солдат.

По обвинению в убийстве М.Л. Кинга был арестован некто Джеймс Эрл Рей (1928 — 1998), мелкий уголовник, ранее неоднократно судимый за кражи. Считалось, что никаких сообщников и, тем более, заказчиков убийства у него не было. Суд приговорил Рея к 99 годам тюремного заключения и остаток свой жизни он провел в тюрьме. Впрочем, многие в США, в том числе и члены семьи М.Л. Кинга в официальную версию не верят.

Как известно, Соединенные Штаты Америки имеют богатую традицию политических убийств. Были убиты 4 американских президента (Авраам Линкольн (1809 — 1865), Джеймс Гарфилд (1831 — 1881), Уильям Мак Кинли (1843 – 1901), Джон Кеннеди (1917 — 1963)) и ряд крупных государственных деятелей (Хьюи Лонг (1897 — 1935), Роберт Кеннеди (1925 – 1968) и другие). В этот список логично укладывается и убийство М.Л. Кинга.

Фоторафия с одного из антирасистских протестов в США. Наши дни.

Дело Мартина Лютера Кинга продолжила его жена Коретта Кинг (1927 — 2006). А затем и сын, которого тоже назвали Мартин Лютер (род. 1957).

В 2004 году Мартин Лютер Кинг был посмертно награжден высшей наградой США – Золотой медалью конгресса.

За 50 лет после гибели Мартина Лютера Кинга положение афроамериканцев в США существенно изменилось к лучшему. У них появились возможности для получения хорошего образования и хорошей работы. В 2009 году впервые за всю историю президентом США был избран сын негра из Кении и белой женщины. Все это – результат многолетней борьбы, одним из лидеров которой был Мартин Лютер Кинг.

С.В. Багоцкий

От редакции: не стоит вслед за автором этой заметки преувеличивать успехи движения за равноправие чернокожего населения в США. Да, они добились отмены сегрегации и формальной дискриминации по расовому признаку. В чём-то эти успехи даже доведены до абсурда – на многие должности афроамериканцы приняты не потому что они хорошие работники, а напоказ – продемонстрировать публике, что «даже на такую должность принят чёрный» (речь в том числе и об упомянутой автором должности президента США). И всё-таки эта обратная сегрегация, демонстрирует не равноправие белых и чёрных, а вынужденное снисхождение по отношению к неграм: «Чего бы они добились на самом деле, если бы правительству не хотелось показать «равноправное» положение цветных? Всё также собирали бы хлопок?»
А если посмотреть не на витрину, показываемую американским правительством, не на отдельных представителей афроамериканцев в верхах политической системы США, а на массы их? Мы увидим, что и сейчас негритянское население беднее белых. Что «право на получение хорошего образования и хорошей работы» у них есть, но по факту этим «правом» очень сложно воспользоваться, по сути доступ к действительно качественному образованию для чернокожих закрыт. Хотя бы потому, что и школы с большим процентом афроамериканских детей обычно много беднее школ, где почти одни белые. Доходят до нас и новости по массовым беспорядкам в США на расовой почве. Так что до настоящего, не только юридического, равенства чёрных и белых ещё далеко, ещё есть работа для последователей Кинга, ну а настоящее равенство народов всех рас может дать только социализм.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Мартин Лютер Кинг
Martin Luther King

Американский баптистский проповедник. Общественный деятель. Яркий оратор. Лидер Движения за гражданские права чернокожих в Соединенных Штатах Америки. Являлся национальной иконой в истории американского прогрессивизма. Лауреат Нобелевской премии мира 1964 года.

Мартин Лютер Кинг родился 15 января 1929 года в городе Атланта, США. Мальчик вырос в семье пастора баптистской церкви. При рождении ему дали имя Майкл, но позже имя изменено на Мартин. Обучался в начальной школе Дэвида Говарда, а затем, в средней школе Букера Уошингтона. В возрасте пятнадцати лет сдал экзамены и поступил в колледж Морхауса в Атланте. Тогда же стал активным членом Национальной ассоциации прогресса цветного населения.

Читайте также:
Рафаэль Санти, биография, творчество, история жизни

В 1947 году Мартин принял сан и стал помощником отца в церкви. Окончив колледж со степенью бакалавра социологии в 1948 году, Кинг поступил в Теологическую семинарию Крозера в Честере, штат Пенсильвания, и в 1951 году получил степень бакалавра богословия. Назначенная ему стипендия позволила поступить в аспирантуру Бостонского университета, где в 1955 году защитив диссертацию получил ученую степень «доктор философии».

Кинг в 1954 году стал священником баптистской церкви в городе Монтгомери, штат Алабама, и исполнял там обязанности до января 1960 года. Там организовал комитеты социальных действий, собирал средства для НАПЦН, входя в состав местного исполнительного комитета этой ассоциации.

В декабре 1955 года Кинг стал президентом Ассоциации совершенствования, созданной в Монтгомери после инцидента с афроамериканкой Розой Парке: она оказалась арестована за отказ уступить место в автобусе белому пассажиру. Выступал одним из руководителей «автобусного бойкота» в Монтгомери, когда афроамериканская община 382 дня бойкотировала городской транспорт в знак протеста против сегрегации: разделения людей в обществе на группы, контакты между которыми воспрещены частично или полностью. Результатом акции стало признание в ноябре 1956 года Верховным судом США закона о сегрегации в Алабаме неконституционным.

Мартин Лютер Кинг в 1957 году избран президентом организации «Конференция христианского руководства Юга». Тогда же начал читать лекции по всей стране, призывая к активным ненасильственным действиям за гражданские права афроамериканцев. Кинг приобрел общенациональную известность, в феврале 1957 года его портрет появился на обложке журнала «Тайм». В сентябре 1958 года, при раздаче автографов в Гарлеме, Нью‑Йорк на него совершено покушение. Общественный деятель ранен ножом в грудь психически больной женщиной.

В 1960 году по приглашению премьер‑министра Джавахарлала Неру Мартин, Лютер Кинг провел месяц в Индии, где изучал деятельность Махатмы Ганди. В этом же году вернулся в Атланту и стал пастором Эбенезерской баптистской церкви. До 1961 года принимал активное участие в проводимых по всей стране сидячих демонстрациях и «маршах свободы».

Лютер Кинг весной 1963 года возглавил массовые демонстрации в Бирмингеме, штат Алабама, против сегрегации на производстве и в быту. За нарушения запрета на демонстрации оказался арестован на пять дней. В это время написал «Письмо из бирмингемской тюрьмы», в котором призывал священнослужителей поддержать борьбу за равные права всех граждан.

Кинг стал одним из организаторов марша на Вашингтон 28 августа 1963 года, который собрал более двухсот тысяч участников и во время которого произнес свою самую знаменитую и цитируемую речь «У меня есть мечта». Этот марш содействовал принятию закона о гражданских правах, а сам Мартин удостоился Нобелевской премии мира 1964 года за вклад в движение ненасильственного сопротивления расовому угнетению.

В 1965 году Мартин Лютер Кинг стал лидером движения за регистрацию избирателей в штате Алабама. До 1966 года возглавлял кампанию против расовой дискриминации в жилищной политике в Чикаго, штат Иллинойс. В том же году стал первым из ведущих афроамериканских лидеров, которые публично выступили против войны во Вьетнаме. В 1968 году организовал «Кампанию бедных людей» с целью объединения бедняков всех рас в борьбе с нищетой. Общественник, 28 марта 1968 года возглавил шеститысячный марш протеста в деловой части Мемфиса, штат Теннесси, целью которого являлась поддержка бастующих рабочих.

Мартин Лютер Кинг погиб 4 апреля 1968 года, когда оказался смертельно ранен на балконе мотеля «Лоррэйн» в городе Мемфис. От полученной раны скончался в госпитале Сент‑Джозефа и похоронен в Атланте. На похоронах присутствовало более ста тысяч человек.

В убийстве Мартина Лютера Кинга обвинен Джеймс Эрл Рэй, в прошлом судимый. В июле 1968 года убийца пойман в Лондоне и передан США. На суде Рэй признал себя виновным в преступлении, и приговорен к 99 годам тюрьмы. Позже, отказался от показаний, заявив, что его сделали «пешкой» и подставили убийцы. Джеймс Эрл Рэй скончался в тюрьме в 1998 году.

Нобелевская премия мира (1964)
Премия имени Джавахарлала Неру (1966)
Премия ООН в области защиты прав человека (1978)
Премия мира имени Ганди (1964)
Премия «Pacem in Terris»
Книжная премия Анисфилд-Вулф (1959)
Премия Маргарет Сэнгер (1966)
Человек года по версии журнала «Time» (1963)
Золотая медаль Конгресса США (2004)
Гуманитарий года (январь 1984)
Член Американской академии искусств и наук
Медаль Спингарна (1957)

Кинг занял второе место в списке самых почитаемых людей XX века, составленном Институтом Гэллапа.

В 1963 году назван Человеком года по версии Time, а в 2000 году занял 6-е место в онлайн-опросе «Человек века» того же журнала.

Кинг занял третье место в конкурсе «Величайшие американцы», проведенном Discovery Channel и AOL.

Баптистская церковь Декстер-авеню, в которой служил Кинг, была переименована в Баптистскую мемориальную церковь Декстер-авеню Мартина Лютера Кинга.

В 1983 году конгресс США конституционно признал важность наследия Мартина Лютера Кинга, объявив третий понедельник января национальным праздником в честь дня его рождения. В первый раз День Мартина Лютера Кинга отмечался 20 января 1986 года.

Квартал Суит‑Оберн в Атланте, где родился Мартин Лютер Кинг, объявлен национальным мемориалом.

Бюст Кинга установлен в Большой ротонде Капитолия в Вашингтоне 16 января 1986 года.

Епископальная церковь США признала Кинга мучеником, отдавшим жизнь за христианскую веру.

В 1998 году его статуя размещена в Вестминстерском аббатстве в Англии в ряду мучеников ХХ века.

Отец – Мартин Лютер Кинг-старший.
Мать – Альберта Уильямс Кинг.

Жена – Коретта Скотт Кинг
Дочь – Иоланда Кинг.
Сын – Мартин Лютер Кинг III.
Сын – Декстер Скотт Кинг.
Сын – Бернис Кинг.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: