Марк Аврелий, биография, история жизни, факты

Марк Аврелий

Биография

Еще в XVIII столетии английский историк, изучая развитие государственности в Римской империи, условно выделил так называемый период пяти хороших императоров. Все они принадлежали к третьей с начала принципата римской династии Антонинов. Время правления их следует четко друг за другом, а последним из правителей, принесших славу и благополучие Риму, стал Марк Аврелий Антонин.

Детство и юность

Биография Марка Аврелия неоднозначна, а надежной информации о его происхождении и настоящей семье сохранилось немного.

Марк Аврелий

Марк Аврелий Антонин родился 26 апреля 121 года в Риме. Родителями будущего правителя, согласно одним источникам, были Аний Вер и Домиция Луцилла. При рождении мальчика назвали Маркус Аниус Катилиус Северус. Мать его, Домиция Луцилла – младшая, происходила из аристократического рода нобилей Кальвизиев и приходилась родственницей императору Адриану.

Домиция характеризовалась мягким нравом, нисколько не интересовалась политическими делами и посвятила себя воспитанию детей. Кстати, детей в семье было двое. В 121 году родился Маркус Аниус, а спустя год – дочь Анния Корнифиция, которая умерла по неизвестной причине в 36 лет.

Марк Аврелий в молодости

По другим источникам, Марк Аврелий родился в семье знатных патрициев, корни которых теряются в соседней Испании. Вскоре мальчика усыновила семья третьего супруга матери императора Адриана — Домиции Луциллы Паулины. Когда скончался первый приемный отец в 139 году, юношу усыновил император Антонин Пий, где мальчик получил другое имя – Марк Элий Аврелий Вер Цезарь.

По велению деда Маркус Аниус обучался в домашних условиях, при этом получил хорошее для тех времен образование и прославился на всю округу эрудицией. Из всех учителей Маркус тепло вспоминал о Диогнете, познакомившем мальчика с философией и одновременно учившем основам живописи. Благодаря хорошему образованию и аналитическим способностям юношу готовили к должности помощника консула. В 198 г. император скончался, а Маркус занял предполагаемую ранее должность и вплотную занялся изучением государственных дел.

Император

Маркусу едва исполнилось 19 лет, когда Антонин Пий жаловал ему должность консула, что стало огромной честью для юноши. В январе 161 года Аврелий избран на третий консульский срок. Спустя три месяца скончался Антонин Пий, а два его сына – Марк Аврелий и Луций Цейоний Коммод Вер – возглавили Римскую империю. Через восемь лет совместного правления Коммод скончался, а власть перешла к Марку Аврелию.

Антонин Пий

Лейтмотивом правления Марка Аврелия стало подчеркнуто уважительное отношение к высшему органу государственной власти в Риме – сенату. Не меньше внимания новый император уделял и системе правосудия. Причем Марк избегал в этой области сомнительных новшеств, а наоборот, укреплял древние, исконно римские традиции и нормы права. А любовь правителя к мудрости, размышлениям и медитациям стала основой философии тех времен. Причем, хотя император и был сторонником стоицизма, в Афинах успешно работала и оппозиционная кафедра эпикурейской философии, которой он покровительствовал.

Конная статуя Марка Аврелия

В период власти Марка Аврелия в Риме были заложены основы муниципальной поддержки малообеспеченных и многодетных семей. Несмотря на миролюбивый нрав правителя, ему пришлось поучаствовать не в одной войне. Как только умер Антоний Пий, соседний народ из Парфии нарушил суверенитет римских границ, и римляне потерпели разгромное поражение в двух битвах. Тогда страны заключили мир на не самых выгодных для Рима условиях. А уже спустя несколько месяцев на северные границы государства напала германская армия.

Портрет Марка Аврелия

Массивное нападение древних германцев по всем фронтам севера Римской империи вынудило Марка Аврелия увеличить финансирование армии, а также организовать дополнительный призыв, создавая новые легионы для защиты границ. В солдаты забирали даже рабов и знаменитых гладиаторов. Дополнительные проблемы у восточных границ империи создавали воинственные и враждебно настроенные племена сарматов. 57-летний император Марк Аврелий лично возглавил армию Римской империи против германцев, римляне успешно наступали, но в этот момент разразилась эпидемия чумы.

Литература

В 146 году Марк увлеченно изучал философию. В роли вдохновителя и учителя молодого человека выступал стоик Квинт Юний Рустик, который также служил консулом.

Насыщенная жизнь императора, его преданность народу и политическим делам не мешала ему изучать философию, к которой он проявлял склонность с юношеских лет. За всю жизнь Аврелий написал двенадцать книг на греческом языке. Многие высказывания философа стали позднее афоризмами и не всегда под силу вспомнить их автора.

Книга Марка Аврелия

Философские труды Аврелия получили название «Рассуждения о самом себе» (альтернативные варианты перевода названия – «К самому себе», «Наедине с собой», «Послания к самому себе»). Труды философа стали важнейшей работой периода позднего стоицизма.

Свои записи Марк вел как личный дневник, но никак не в назидание потомкам, и уж тем более не рассчитывал на публикацию большим тиражом. В основу философских суждений автора легла тема долга и смерти. В книге император описывает ситуации, с которыми он сталкивался в жизни, ищет методы подавления гнева в ответ на подлые поступки людей.

Монета времен Марка Аврелия

В основе философии этической рефлексии Марка Аврелия лежит осознание чувства ответственности за будущее своего народа. Изнутри римское общество гнило по причине невежества и безнравственности, а снаружи его подрывали военные походы соседних варварских племен. В этот непростой для государства и его правителя период философ старался сохранять душевное равновесие, избегать гнева, ненависти и чувства бессилия.

Несмотря на глубоко философскую жизненную позицию, склонность к самоанализу и раздумьям, философская позиция Аврелия не оригинальны. В основу картины мира философствующего императора легли взгляды и учение философа из Греции, жившего в Риме на правах раба, – Эпиктета. Оба мудреца учили смирению – принимать окружающий мир таким, каким он создан, не стараться изменить его, не горевать из-за его несовершенства.

Эпиктет

Хотя в период правления Марка Аврелия официальной религией считалось язычество, а христиане подвергались гонениям, система мироздания императора была близка к исконно христианской. Философ признавал теорию монотеизма – верил в единое высшее начало, некий сверхразум, который управляет всем сущим.

Читайте также:
Нурсулта́н Аби́шевич Назарба́ев - отзывы, мнение, рейтинг

Экземпляр оригинальной рукописи автора до наших дней не сохранился. Текст ее был воссоздан в XVI столетии немецким исследователем, гуманистом-эллинистом Ксиландром на латинском языке. Миф о «Золотой книге Марка Аврелия», авторство которой якобы принадлежало древнеримскому императору, также был развенчан Ксиландром. В подтверждение позиции монотеизма Марка Аврелия Ксиландр в своем анализе «Рассуждений о самом себе» подчеркнул сходство взглядов императора-язычника с христианским Священным Писанием – Новым Заветом.

Книга Марка Аврелия «Рассуждения о самом себе»

До начала XVII столетия основателями философского направления стоицизма считались Сенека и Эпиктет, а Марку Аврелию отводилась незначительная роль. Аналитическая статья швейцарского ученого Казобона восстановила справедливость, так Марк Аврелий занял почетное место среди основателей стоицизма в мировой философии.

Спустя столетия ученые, занимавшиеся исследованием учения древнеримского императора, также проводили параллели его взглядов с ранним христианством и причисляли Аврелия к неосознанным проповедникам христианской религии в языческом Риме. Книга философа «Рассуждения о самом себе», включающая 12 разделов, стала любимой книгой 42-го американского президента Билла Клинтона.

Личная жизнь

После смерти Адриана к власти пришел Антонин Пий, и состоялась помолвка государственного мужа Марка Аврелия и дочери нового императора Аннии Галерии Фаустины.

Марк Аврелий и его жена Фаустина

В браке девушка родила 12 детей, но выжили из них только четверо.

Смерть Марка Аврелия

В конце периода правления, когда германские племена угрожали границам Рима, Марк Аврелий стал во главе римской армии, но свирепствующая в Европе чума уносила тысячи жизней. Жертвой страшной болезни стал и римский император. 17 марта 178 года Аврелий умер в Виндобоне (территория нынешней Австрии). Учитывая повышение уровня жизни простых римлян, усиление авторитета Рима среди соседних стран, Марка Аврелия после смерти причислили к богам. Прах императора транспортировали в Рим и захоронили в мавзолее Адриана.

Умирая и отдавая себе отчет в этом, Марк не страшился смерти, но всей душой переживал за будущее Рима и своего народа. В память о мудром императоре остались книги, повествующие об античной философии стоицизма и устройстве государственной власти в гармонии с нравственными принципами человечества, а также конная статуя императора.

Памятник Марку Аврелию на Капитолийской площади в Риме

Скульптура найдена в Средневековье и водружена на один из семи холмов, где воздвигли Древний Рим – римский Капитолий. Памятник стоит в Новом дворце, на Капитолийской площади в Риме по сей день, напоминая о величии и высокой нравственности правителей Древнего Рима, выраженных в величественной статуе.

Со смертью мудрого императора завершился и период пяти хороших императоров в истории Римской империи. Сын и преемник Марка Аврелия Коммод, склонный скорее к удовольствиям, чем к мудрости и политике, не желая утруждать себя войной с варварами, подписал мирный договор, продемонстрировавший противнику слабость и уязвимость Рима.

Библиография

  • «Рассуждения о самом себе»

Цитаты

«Всё следует делать, обо всём говорить и помышлять так, как будто каждое мгновение может оказаться для тебя последним»

«Если что-то кажется тебе слишком трудным, не думай, что это за пределами сил человека. И наоборот, если какой-либо человек может совершить тот или иной достойный поступок, значит, такой же поступок в состоянии совершить и ты»

«Если кто меня оскорбил — это его дело, такова его наклонность, таков его нрав. У меня свой нрав, такой, какой мне дан от природы, и я останусь в своих поступках верен своей природе»

«Есть такие люди, которые, оказав тебе услугу, тут же объявят, что ты им обязан»

«Самый презренный вид малодушия — это жалость к самому себе»

Аврелий Марк – биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация.

АВРЕЛИЙ (Aurelius) Марк (121-180), римский император с 161 из династии Антонинов. Опирался на сенаторское сословие. Восстановил римский протекторат над Арменией и захватил Месопотамию в войне 162-166 с парфянами; в 166-180 вел т. н. Маркоманскую войну. Представитель позднего стоицизма (философское сочинение “Размышления”).

МАРК АВРЕЛИЙ Антонин (Marcus Aurelius Antoninus) (26 апреля 121, Рим – 17 марта 180, Сирмий, Нижняя Паннония), римский император, представитель позднего стоицизма, автор философских “Размышлений”.

Сын претора Анния Вера, принадлежал к знатному испанскому роду. В детстве, по воле Адриана, был усыновлен будущим императором Антонином Пием. Получил прекрасное образование, специально изучал право. 7 марта 161 вместе с Луцием Вером, также усыновленным Антонином Пием, был провозглашен императором. На время правления Марка Аврелия пришлись наводнение Тибра, восстания британцев и германцев, успешные для римлян войны с Арменией и Парфией, длительная война с маркоманами. Большую часть жизни император провел в военных походах, пытаясь отразить варваров, теснивших римские границы. В то же время он заботился о внутреннем благоустройстве империи, уделяя особое внимание законодательству и судопроизводству. Лично принимал участие в заседаниях сената, в судебных разбирательствах. Сборник рескриптов Марка Аврелия под названием Semestria пользовался авторитетом у юристов последующих поколений. Умер от чумы во время войны с маркоманнами.

Марк Аврелий был человеком нравственным и скромным. С юности вел воздержанный образ жизни: носил простой греческий плащ, спал на земле, избегал развлечений. Терпеливо старался переносить все превратности, посланные ему жизнью, “не замечая” бездарности соправителя Луция Вера, распутства своей жены Фаустины Младшей, дочери Антонина Пия, непонимания окружающих людей, дурных наклонностей своего сына Коммода, которого окружил лучшими воспитателями и учителями (впоследствии он стал одним из самых жестоких императоров в истории Рима).

“Размышления” (“К самому себе”), написанные Марком Аврелием по-гречески и найденные после его смерти в походном шатре (впервые изданы в 12 книгах в 1558 с параллельным латинским переводом), в кратких, подчас афористических высказываниях формулируют стоические воззрения этого философа на троне: “Время человеческой жизни – миг; ее сущность – вечное течение; ощущение смутно, строение всего тела бренно; душа неустойчива, судьба загадочна; слава – недостоверна. Все относящееся к телу подобно потоку, относящееся к душе – сновидению и дыму. Жизнь – борьба и странствие на чужбине. Но что может вывести на путь? Ничто, кроме философии. Философствовать же – значит оберегать внутреннего гения от поношения и изъяна, добиваться, чтобы он стоял выше наслаждения и страданий. “.

Читайте также:
Барак Хуссейн Обама II (Barack Hussein Obama II) - отзывы, мнение, рейтинг

В последующие века Марк Аврелий признавался одним из лучших императоров Рима. Конная статуя Марка Аврелия на Капитолии в Риме (в средние века считавшаяся монументом Константина Великого) – самый знаменитый памятник искусства его времени.

“К самому себе” и философские взгляды Марка Аврелия

Единственное сочинение “К самому себе” (“Размышления”) – философский “дневник” (состоящий из отдельных рассуждений) в жанре диатрибы, – является одним из лучших памятников моралистической литературы. По сравнению с Сенекой и Эпиктетом Марк Аврелий менее оригинален; его значимость – в личном и свободном отношении к “сумме” стоических догм, которым у Марка Аврелия сопутствуют гераклитовские ,эпикурейские ,и платонические мотивы при общем скептическом настрое. Интересы Марка Аврелия сосредоточены в области практической этики: гносеология, космология и теоретическая этика интересуют его только как пропедевтика. Космос есть целесообразно упорядоченное целое (VIII 5 и др.), управляемое промыслом, или всеобщим разумом (V 32; VI 5), тождественным материальной божественной пневме. Однако основа стоического мировоззрения (аналитическое соединение понятий “космос” и “разум”) становится у Марка Аврелия объектом скептической оценки и последующего выбора: либо промысл и целесообразность с их неизбежными издержками, либо хаос атомов (IX 39). Но и признание первого не устраняет сомнений в познаваемости мира (V 10; VII 32; IX 41), представления о котором пронизаны мотивами вечного обновления (VI 16; IX 28), хотя стоическое учение о “воспламенении” упоминается лишь вскользь (III 3). Душа человека тождественна “пневматическому” началу, разум (истечение, частица мирового разума – IX 6) – ведущему (II 2; XV 3). Подобно Панецию, Посидонию и Сенеке, Марк Аврелий отвергает психологический монизм Ранней Стои: ведущее резко отделяется от влечений, разум (иногда отождествляемый с личным “демоном” – II 13; V 27) противопоставляется не только душе, но порой (в платоническом духе) и веществу в целом (XII 2-3). Счастье заключено в добродетели – философском согласии со всеобщим разумом (III 6; IV 16; VIII 54). Нужно обратиться к самому себе, сообразовать свое разумное начало (которое единственно в “нашей власти”) с природой целого и так обрести бесстрастие (III 7; V 15; 32; XI 18). Все предопределено от века (X 5), мудрец принимает судьбу как должное и любит свой жребий (IV 26; VII 54). Однако Марк Аврелий (как и все стоики) заинтересован в обосновании автономии морального выбора. Добродетель должна подчиняться иной причинности, нежели природные явления: какую бы картину мира ни выбрал человек – стоическую, атомистическую и т. п. – он должен сделать себя достойным божественной помощи (X 6-7; XI 18; XII 14). Теодицея вполне традиционна: зло имеет исключительно моральный характер, и боги не отвечают за него (VI 41-42). Иногда у Марка Аврелия проглядывает огрубленный интеллектуализм уже платонического толка – пороки суть следствие неведения (IV 3; XI 18). С Сенекой, Эпиктетом, а также с христианским учением (при отрицательном отношении к христианам – XI 3) Марка Аврелия сближают призывы к гуманности, к заботе о душе, к осознанию своей греховности (II 6; 8; VII 31; IX 4-5); космополитический пафос обретает особый смысл в устах повелителя мировой империи (IV 4). В обостренном личном отношении к божеству, в пессимизме, близком к трагической безысходности, выражается характерное для Поздней Стои сочетание философской спекуляции с интимным религиозным чувством.

Римский император Марк Аврелий: биография, правление, личная жизнь

Марка Аврелия называют великим императором Рима, на котором закончился «золотой век» древней империи (этот период хронологически датируется 96-180 гг. нашей эры). После того, как правитель умер, началось постепенно угасание античного государства, мощь и величие которого держали в повиновении половину мира.

Работы и цитаты императора, дошедшие до наших дней, считаются классикой римской философии. Многие из высказываний Марка Аврелия получили «вторую жизнь» в 21 веке, войдя в антологии учебников и произведений по философии.

Семья и первые годы жизни

Будущий император Рима появился на свет в 121 г. в семье Домиции Луциллы и Анния Вера, который был представителем древнего итальянского рода Анниев Веров. Многие из членов этого клана считали себя прямыми потомками царя Нумы Помпилия (715-633/633 гг. до н.э.). Род был признан патрицианским только через много-много столетий, когда на трон взошел император Веспасиан. Случилось это в 79 году нашей эры. При нем список патрициев Рима был обновлен за счет внесения в него многих знатных семей, в том числе и Анниев Веров.

При рождении мальчик получил родовое имя – Марк Анний Вер. Его родной отец умер вскоре после появления Марка на свет, и ребенка усыновил Публий Катилий Север, из-за чего имя мальчика было изменено на Марк Анний Катилий Север.

Семья ребенка была знатной и постоянно находилась при императорском дворе. Поэтому не удивительно, что на Марка внимание обратил сам правитель Рима – Адриан. Именно он отметил необычные способности малыша, его тягу к знаниям и наукам. Император приказал отдать мальчика в школу, где преподавали лучшие учителя того времени. Так Адриан отдавал долг памяти Публию Катилию Северу, умершему в 139 г. После этого его воспитанием занялись два выдающихся человека древнего Рима – император и родной дедушка мальчика Анний Вер. Обсудив дальнейшую судьбу своего внука с правителем империи, дед выбрал для ребенка нового приемного отца. Им стал Антонин Пий, который вскоре сам стал правителем Рима. Его женой была сестра родного отца Марка. Выбор приемного отца не был случайным – и Адриан, и дед, и Антонин Пий готовили мальчика к тому, чтобы он вскоре занял государственную должность. В древнем Риме это можно было сделать, только обладая знаниями и властью. Последняя передавалась исключительно по наследству от отца к сыну. Римское законодательство позволяло гражданам делать своими наследниками не только родных сыновей, но и приёмных. Поэтому государственные деятели часто выбирали себе достойного приемника, усыновляли его и соответствующим образом обучали, чтобы потом сделать наследником состояния и должности. Именно так случилось с юным Марком Аврелием.

Читайте также:
Владимир Евланов - отзывы, мнение, рейтинг

В возрасте 6 лет Адриан решил присвоить Марку титул всадника, сменив ему заодно и имя на Марк Аврелий Антонин Вер. Для того чтобы проверить способности мальчика, император каждый день давал ребенку много заданий, которые он всегда выполнял.

В восемь лет Марка включили в специальную коллегию жрецов – салиев, служивших Марсу. Когда воспитанник императора и Антонина Пия достиг возраста 16 лет, его назначили на должность устроителя и распорядителя латинских праздников, пиров и мероприятий, на которых неизменно присутствовал император Адриан. Уже в столь юном возрасте у Марка проявились те качества, которые позже сделают его по-настоящему великим императором: любовь к правде, честность и справедливость. Поэтому и его фамилию — «Вер» — друзья и учителя немного изменили на «Вериссимус», что в переводе с латинского языка значило «справедливейший».

Взросление и государственная работа

Огромное влияние на формирование характера Марка Аврелия оказали его отношения с Антонином Пием, которого юноша называл учителем, наставником и отцом. В своих произведениях будущий император неоднократно отмечал, что приемный отец научил вести его жизнь обычного человека. Благодаря Пию, Марк ответственно относился к своим обязанностям, деятельности правителя и государственной службе.

Обучение Марка в юношеские годы проходило при дворце императора, где его учителями были знаменитые философы того времени. В частности, сторонник течения стоиков Аполлоний из Халкедона и Юний Рустик, последователь идей Платона. Это окружение сделало Марка приверженцем философии стоиков. Под влиянием своих блестящих учителей будущий император выбрал девиз всей своей последующей жизни: «Учи не словами, а собственным примером».

Особое внимание мальчик уделял занятиям по гражданскому праву, которое ему преподавал Луций Волузий Мециан (выдающийся юрист того времени). Юноша вырос приверженцем справедливости, терпения, трудолюбия. Он не любил пышность и роскошь, считая, что и без них можно прекрасно служить родному государству. Своими кумирами молодой человек считал великих римских правителей – Нерва и Траяна, а также Адриана. Также Марк Аврелий свято чтил древние римские ритуалы и традиции.

Уже в юном возрасте окружающие Марк прославился своими неординарными ораторскими способностями. Окружающие слушали его, затаив дыхание и веря каждому слову. Отличался от юношей своего возраста и положения ещё и тем, что его слова имели глубокий смысл и значение.

Государственная карьера Марка Аврелия началась в 138 году. Прежде чем стать единоличным императором, он занимал должности:

  • Квестора, на которой он занимался административной работой (138 г.);
  • Консула (140 г., 145 г.);
  • Трибуна с проконсульскими полномочиями, которые распространялись за пределы Рима (147 Г.). Спустя несколько лет Антоний возвел своего зятя в ранг соправителя. Ни одно решение не принималось Пием без согласования с Марком;
  • Консула повтороно. На этот раз он правил вместе с приемным братом (161 г.). Тогда же Пий объявил, что Марк станет его преемником на троне;
  • Императором совместно со сводным братом Луцием Вером (161-169 гг.).

Самостоятельное правление

В 169 году умер Луций Вер, после чего Марк Аврелий был провозглашен императором Римского государства. Но фактически вся власть находилась в его руках с 161 г., поскольку соправитель не отличался талантом и не проявлял к внутренним и внешним проблемам страны никакого интереса.

Свидетельства того времени говорят о том, что Марк Аврелий завоевал любовь населения, благодаря своим мудрости и рассудительности в принятии решений. И это при том, что в империи начались серьезные проблемы – восстало население Парфии и Египта, распространялась чума, а войны и гражданские противостояния истощили государственную казну.

Большинство этих сложностей Марк Аврелий решал, используя собственные финансы и наследство.

Во время его правления были проведены следующие мероприятия и реформы:

  • Упорядочено судопроизводство, восстановлены многие старинные права и обычаи;
  • Было опубликовано множество законов и указов, направленных на улучшение жизни простого римского народа. Эта ответственность за жизнь граждан и забота о них, сделала Марка Аврелия популярным среди жителей Рима;
  • Были созданы учреждения для заботы о больных и тех, кто получил увечья;
  • Была усовершенствована система налогообложения, при этом наибольшие отчисления в казну должна была делать знать. На полученные деньги открывались специальные приюты для бедных, малоимущих и сирот;
  • Основывались колледжи;
  • Были созданы четыре философские кафедры в городе Афины. Каждая из кафедр представляла одно из основных античных философских течений: стоическое, академическое, эпикурейское, перипатетическое. Все профессора, работавшие на кафедрах, получали жалование из государственной казны;
  • Была введена обязательная регистрация новорожденных детей;
  • Была создана полиция нравов;
  • Укрепился престиж сената;
  • Все гладиаторы перед выступлениями отныне вооружались только тупыми мечами, а для канатоходцев создавались специальные страховки в виде матрасов, которые должны были их защитить в случае падения с высоты.

С 167 года Рим стал постоянно сталкиваться с варварскими племенами — сарматами и германцами. Борьбу с ними возглавил лично император. Только к 175 г. был подписан мир, в результате которого древние германцы начали селиться, на территориях занятых римскими гарнизонами.

В тот же год снова восстало население Сирии, где местный правитель Авилий Кассий объявил себя новым римским правителем. Именно он распространял в течение трех месяцев слух о том, что Марк Аврелий умер. Кассия убили его сообщники, после чего император торжественно объехал восточные провинции государства. Путь он начал в Александрии, оттуда выдвинулся в Сирию, затем -в Каппадокию и Смирну, а закончил путешествие в Греции.

Читайте также:
Назаров Андрей Геннадьевич - отзывы, мнение, рейтинг

С 176 года и до конца своих дней соправителем Марка Аврерия был его сын Коммод. Последние годы жизни государя Великого Рима не были спокойными. Он все время воевал с германцами, усмирял сирийцев. В 180 году он со своим войском дошел до центра современной Австрии (где сейчас располагается Вена), и тут же умер.

При этом Марк Аврелий был достаточно миролюбивым императором, если сравнивать его с предшественниками. Из 21 года самостоятельного правления — 14 он провел в военных походах, защищая Рим и своих граждан.

Сразу после смерти императора возвели в ранг божества, построив в его честь храм. В Риме была установлена огромная (высотой в 30 метров) колонна, украшенная барельефами. Изображения рассказывали о подвигах императора, его походах и войнах. А на Капитолийском холме поставили конную статую Марка Аврелия, которая стоит там и сейчас.

Семья и дети

Антоний Пий контролировал и личную жизнь Марка, поэтому не допустил заключения брака своего приемного сына с девушкой, которую звали Цейония. Вместо этого, его обручили с дочерью Пия – Фаустиной. Поженились молодые люди в 145 году.

Фаустина оказалась неверной супругой, и стала изменять мужу через несколько лет после бракосочетания. Историки считают, что это было связано с постоянной занятостью Марка Аврелия на государственных должностях и в походах. Жену императора видели в компании с актерами театра, матросами, завсегдатаями кабаков, гладиаторами. Слухи о похождениях супруги доходили и до Марка Аврелия, но он не решался расторгнуть брак, который был благословлен его любимым приемным отцом.

Такое поведение Фаустины не отвернуло мужа от нее. Он и дальше продолжал читать ей стихи, брал практически во все походы, любил ее.

Фаустина умерла во время похода в одну из провинций империи. Эта утрата подкосила правителя, он долго горевал по «матери лагерей», как Марк Аврелий называл свою супругу.

Общих детей у супружеской пары было 13, но выжили только сын Коммод, наследовавший отцу, и четыре дочери.

Первая дочь родилась в 147 году и ее назвали Анния. В честь этого события тогдашний император Антоний Пий возвел приемного сына в ранг трибуна. Прожила девочка до 165 года.

Других детей императора звали:

  • Гемеллус Луций и Анна Аурелия Луссилла (близнецы), мальчик умер в 150 г., а девочка вышла замуж за соправителя отца Луция Вера (умерла в 182 г.);
  • Титус Элиус Антонин, Титус Эллиус Аврелий и Домиция Фаустина (появились на свет после 150 г., скончались приблизительно в 161);
  • Адрианус (152-157 гг.);
  • Анния Ауреллия (159 — приблизительно 211 гг.);
  • Анния Корнифия (160 – приблизительно 211 гг.);
  • Тит Аврелий Фульвус (161-165 гг.), близнец Коммода;
  • Луций Аврелий Коммод (161-192 гг.);
  • Маркус Анниус (162-169 гг.);
  • Вибия Аурелия Сабина (170-217 гг.).

Преемник Марка Аврелия — его сын Коммод — вошел в историю мира и Рима, как грубый и невежественный правитель. Отец окружил его философами и поэтами, учителями этики, морали, но это не помогло. Коммод предпочитал общество актеров цирка, гладиаторов, мимов. Возможно, это было влияние генов, поскольку ходили слухи, что мать родила Коммода и его брата от одного из гладиаторов.

Философия императора

Приверженность идеям стоиков наложила отпечаток на всю жизнь и правление императора. Все свои мысли и переживания Марк Аврелий записывал на бумаге, поэтому до потомков дошел его труд «Размышления». Здесь были отражены взгляды императора на жизнь, мир и политику. В этом труде римский правитель предстал перед читателем как тонкий знаток философии и метафизики. В книге есть упоминания о его жене, детях, сыне Коммоде, государстве, а также изложены тезисы о том, каким должен быть правитель.

В кинематографе

Про великого римского императора снято много документальных и художественных фильмов, самыми знаменитыми из которых являются:

  • «Гладиатор», снятый Р. Скоттом в 2000 г.;
  • «Падение Римской империи», режиссер А. Гиннесс, 1964;
  • «Марк Аврелий. Последний триумф императора», снятый в Риме в 2005 г.

Эксперимент Марка Аврелия. Последний из «хороших императоров» Рима

Древняя Греция и Древний Рим, кажется, придумали и опробовали на своем опыте практически все, начиная от политических систем и заканчивая различными сексуальными девиациями.

Последний из хороших

Античный мир знал правителей-воинов, правителей-хозяйственников, правителей-дипломатов. Некоторым удавалось успешно совмещать в себе эти ипостаси. Но правитель-философ — явление редчайшее. Конечно, некоторые власть имущие мнят себя таковыми, но это, мягко говоря, не соответствует действительности.

Во второй половине II века Римская империи переживала эпоху наивысшего расцвета. И именно в это время ее императором стал настоящий философ. И, как ни странно, он более чем успешно справлялся с управлением величайшим государством древнего мира на протяжении почти двух десятилетий.

Марк Аврелий Антонин был в этой череде пятым и последним.

Особенности римского усыновления

Он родился 26 апреля 121 года в семье сенатора испанского происхождения. Отцом его был Марк Анний Вер, а матерью — Домиция Луцилла, дочь консула 109 года Публия Кальвизия Тулла Рузона.

Изначально он носил такое же имя, как отец и дед: Марк Анний Вер. Но сначала он был усыновлен третьим мужем матери императора Адриана — Домиции Луциллы Паулины — Публием Катилием Севером, а в 139 году, после смерти названого отца, его усыновил император Антонин Пий, после чего он получил имя Марк Элий Аврелий Вер Цезарь.

Для Рима тех времен подобная практика усыновлений являлась обычным делом. Правители зачастую подбирали себе наследников, не полагаясь на случайность рождения, а выбирая уже готовых и перспективных «сыновей»: дальних родственников или вовсе людей не из своего рода, но уже продемонстрировавших свои таланты. Дед Марка Аврелия, трижды занимавший должность консула, позаботился о том, чтобы внук получил самое лучшее образование. Наиболее юношу заинтересовала философия, в которой он стал верным последователем школы стоиков, в первую очередь погрузившись в вопросы этики, то есть учения о надлежащей жизни.

Читайте также:
Стружак Евгений Петрович - отзывы, мнение, рейтинг

Имя ему Вериссимус

Уже в 16 лет он был принят на государственную службу и демонстрировал способности, поражавшие современников. Император Адриан, приблизивший Марка к себе, дал ему прозвище Вериссимус, что означает «Правдивейший».

Марку Аврелию было 19, когда его впервые избрали римским консулом. Одновременно император Антонин Пий провозгласил Марка цезарем. В терминологии той эпохи императора именовали августом. Титул цезаря получал младший соправитель, как правило, наследник «главного» властителя.

Марк Аврелий к своим 40 годам имел практически безупречную репутацию, в третий раз вступив в должность консула. Смерть императора Антонина Пия сделала Марка главным человеком в империи. «Пусть дела твои будут такими, какими ты хотел бы их вспомнить на склоне жизни», — говорил он. Через тьму веков до нашего времени дошли дневники императора, которые, очевидно, Марк Аврелий вел исключительно для себя. Опубликованные под названием «К самому себе», они представляют собой анализ своих поступков, дел, мыслей через призму философии.

«В одном ищи радости и успокоения: в том, чтобы от одного общеполезного дела переходить к другому», — напоминал себе император. В отличие от других правителей Марк Аврелий не стремился к воспеванию собственных деяний, а пытался разобраться в том, почему многое не сделано.

Закон главнее всего

Возможно, никто в Римской империи II века не был столь требователен к себе, как Марк Аврелий. Пока другие гнались за славой, он ставил памятники не себе, а своим учителям.

В Афинах, древней столице научной мысли, по велению императора были учреждены четыре кафедры философии с назначением денежного содержания учителям. Уважение к римскому Сенату привил Марку Аврелию его приемный отец, однако сам он пошел по этому пути еще дальше. Новыми членами Сената при нем становились зажиточные представители провинций, что значительно повышало уровень представительской власти. Сам император не раз подчеркивал, что он считает себя ответственным перед Сенатом. Таким образом, при Марке Аврелии в Риме разделение властей, по сути, стало реальностью.

Император окружил себя опытными юристами, поставив задачу упорядочения судопроизводства в Риме. Речь шла не столько о написании новых законов, сколько о придании эффективности тем, которые уже существовали.

При Марке Аврелии была расширена система оказания помощи малоимущим, прежде всего — детям. Никаких пустых трат государственных средств император себе не позволял: роскошные пиршества обеспеченной элиты он откровенно презирал и сам ничего подобного не организовывал.

Палец вверх

Иное дело — популярные в народе бои гладиаторов. Лишать людей зрелища Марк Аврелий не хотел, но его присутствие в Колизее носило символический характер, ибо сам император бессмысленную поножовщину не любил. Зато участники боев знали, что присутствие Марка Аврелия практически гарантирует жизнь побежденному: его палец никогда не опускался вниз.

А потом император и вовсе изменил саму природу сражений, приказав выдавать гладиаторам для боя исключительно тупое оружие. Позаботился Марк Аврелий и о канатоходцах: если до него падения артистов заканчивались смертельным исходом, то при нем было предписано стелить под канатами что-то мягкое, причем в таких объемах, чтобы жизнь упавшего была сохранена.

Античный историк так описывал Марка Аврелия: «К народу он обращался так, как это было принято в свободном государстве. Он проявлял исключительный такт во всех случаях, когда нужно было либо удержать людей от зла, либо побудить их к добру, богато наградить одних, оправдать, выказав снисходительность, других. Он делал дурных людей хорошими, а хороших — превосходными, спокойно перенося даже насмешки некоторых».

Чума и сын

Не стремясь к войне, он, будучи императором, вынужден был много времени проводить в боях и походах. Марк Аврелий добился выгодного мира с Парфией, отразил вторжение маркоманов, подавил мятеж в Египте. Военные действия всегда требуют больших расходов. Марк Аврелий, однако, был категорическим противником усиления налогового бремени. Вместо введения новых податей он собирал нужные средства путем распродажи императорского имущества. Такие меры себя вполне оправдывали.

В 178 году Марк Аврелий начал поход против германских племен. Он проходил удачно, однако вмешался не менее опасный враг: чума. В римской армии было немало тех, кто погиб от этого недуга, и среди них оказался и сам император. 17 марта 180 года на берегах Дуная Марк Аврелий скончался.

А вот сам император, знай он о том, что случилось после его смерти, наверняка начал бы искать причины в себе. Такова уж была его философская концепция.

Марк Аврелий Антонин

Фото Все

Видео Все

Марк Аврелий. Последний из великих. Наблюдатель // Эфир 05.05.2021

Марк Аврелий. Последний триумф императора

Римский император Марк Аврелий (рассказывает историк Наталия Басовская)

Марк Аврелий — биография

Марк Аврелий – один из пяти великих императоров Древнего Рима, способствовавших процветанию великой империи. Как автор философских трудов, внес огромный вклад в развитие позднего стоицизма.

Императора Марка Аврелия историки считают правителем Рима, на котором закончился знаменитый «золотой век» древнего государства. Действительно, после его смерти величие империи стало приходить в упадок, а ее могущество стремительно угасать.

Труды и изречения Аврелия, сохранившиеся до наших дней, принято считать классикой древнеримской философии. Цитаты великого императора обрели второе дыхание и в современной жизни, войдя в учебники и философские произведения.

Детство и юность

С момента рождения Марка Аврелия прошло уже почти два тысячелетия, поэтому многие факты его биографии вызывают споры среди исследователей. Известно, что родился будущий правитель 26 апреля 121 года на территории Римской империи.

По одним данным, его родителями были некий Аний Вер и дочь аристократов Домиция Луцилла. Мать мальчика являлась близкой родственницей императора Адриана. Домицию политика не интересовала: это была очень мягкосердечная женщина, всецело посвятившая жизнь домашнему очагу. Через год после Маркуса Аниуса (имя императора при рождении) в семье появилась девочка – Анния Корнифиция. По неизвестной причине сестра Аврелия скончалась, не дожив до сорока лет.

Читайте также:
Александр Македонский, биография, история жизни

Другие источники утверждают, что Марк – выходец из знатной патрициев, чьи предки происходили из испанской знати. В силу определенных событий мальчик был усыновлен семьей императора Адриана. После смерти первого приемного отца юношу забрал к себе император Антоний Пий и нарек его именем Марк Элий Аврелий Вер Цезарь.

Дедушка будущего правителя пожелал, чтобы внук обучался на дому. С Аврелием занимались лучшие преподаватели, и уже в первые годы учебы молодой человек показал невероятно острый ум и эрудицию. Самые теплые воспоминания у мальчика остались об учителе Диогнете, обучавшем его живописи и основам философии.

Блестящее образование и аналитический ум Марка позволили ему в молодом возрасте занять должность помощника консула. После смерти императора в 198 году юноша приступил к должностным обязанностям, которые предполагали доскональное знание государственных дел.

Правление империей

Консульскую должность Марк поучил уже в 19 лет, что являлось огромной честью. В 161 году, когда молодой человек в третий раз переизбрался на пост консула, умер правитель Антоний Пий. Управлять Римской Империей выпало двоим его сыновьям – Марку Аврелию и Луцию Цейонию. В течение восьми лет братья управляли государством совместно, но вскоре Луций скончался. Власть полностью перешла в руки Марка.

С первых дней правления молодой император продемонстрировал безмерное уважение к Сенату и древним традициям. Огромное внимание Аврелий уделял судебной системе, предпочитая вместо сомнительных реформ укреплять исконно римские правовые устои. За императором сразу же закрепилась репутация мудрого, здравомыслящего правителя, а его склонность к глубоким рассуждениям стала философией тех лет.

Денарии Марка Аврелия

В годы властвования Марка Аврелия было много сделано для малоимущих слоев населения. Появились программы поддержки многодетных семей, помощи бедствующим людям.

Сам по себе император был миролюбивым человеком, однако и ему пришлось поучаствовать в нескольких сражениях. После смерти Антония Пия соседняя Парфия дерзко нарушила границы с Римом, разгромив императорские войска в двух боях. Пришлось заключать с агрессорами мир, причем на весьма невыгодных для империи условиях. Не успела утихнуть эта ситуация, как северные границы Рима атаковали германские племена.

Армия Аврелия терпела одно поражение за другим, что вынудило правителя изменить отношение к финансированию армии. Он увеличил военный бюджет и создал дополнительные легионы, которые должны были защищать границы государства. Для этого пришлось расширить призыв: в армию забирали даже известных бойцов-гладиаторов и крепких рабов.

С востока Рим то и дело атаковали сарматы, в боях с которыми Марк лично возглавлял войско. Но когда римлянам удалось перейти в успешное наступление, среди солдат начала свирепствовать эпидемия чумы.

Философские труды

С молодости Аврелий много времени посвящал изучению философии. Его вдохновителем и советчиком был консул Квинт Юний Рустик, древнеримский философ-стоик.

Несмотря на плотный государственный график, правитель находил возможность писать книги. Всего за годы жизни Марк создал двенадцать трудов на греческом языке, многие цитаты из которых стали афоризмами. Работы автора получили общее название «К самому себе», или, в других вариантах перевода «Наедине с собой», «Рассуждения о самом себе».

Сам император и предположить не мог, что через две тысячи лет его книги будут с трепетом изучать потомки. Он вел записи в форме личных дневников, в которых размышлял о долге, жизни и смерти. Он разбирал ситуации из собственной жизни, когда возникала необходимость подавлять в себе гнев в ответ на человеческую подлость.

Как никто другой, Марк Аврелий чувствовал ответственность за будущее римского народа. Изнутри общество пожирало себя безнравственностью и невежеством, а извне его уничтожали регулярные нападения варваров. Ситуация в государстве была крайне сложной, но правитель старался не поддаваться гневу, ненависти и унынию.

Позиция смирения и подавления внутреннего гнева придумана отнюдь не Аврелием. Собственную картину мира ему помог сформировать древнегреческий философ Эпиктет, ставший по воле судьбы римским рабом. Великий римлянин и мудрый грек учили людей не огорчаться из-за несовершенства мира и людей, а принимать их в существующем виде.

В те годы в Риме проповедовалось язычество, а христианская религия всячески преследовалась. Тем не менее, в трудах императора четко прослеживается склонность к христианскому восприятию мира. Философу была близка теория монотеизма – вера в существование единого начала, управляющего всем на Земле.

Монотеизм Аврелия еще раз подтвердил немецкий гуманист Ксиландр, который провел огромную работу по изучению книги «Рассуждения о самом себе». Ученый провел ряд аналогий из произведений римского философа со священной книгой христиан – Новым заветом.

Вплоть до 17 века ведущими философами-стоиками древности считались Эпиктет и Сенека, а Марк все время оставался в тени. Восстановить историческую справедливость помог аналитический труд швейцарца Казобона, разложившего по полочкам заслуги всех троих перед мировым стоицизмом. Марк Аврелий наконец обрел свое законное почетное место.

Следующие столетия ученые более глубоко изучили личность и мировоззрение великого римлянина. Большинство исследователей сошлись во мнении, что, будучи язычником, Марк Аврелий проповедовал христианство на подсознательном уровне.

Известно, что философский труд «Рассуждения о самом себе» стал любимой настольной книгой Билла Клинтона – сорок второго по счету президента США.

Личная жизнь

Когда скончался император Адриан, власть перешла к Антонию Пию. Новый правитель выдал свою дочь Аннию Галерию Фаустину за талантливого государственного деятеля Марка Аврелия.

Статуя Марка Аврелия и его жены Фаустины

Информации о личной жизни пары до наших дней практически не сохранилось. Известно, что Анния Галерия родила от философа двенадцать детей, но до совершеннолетия из них дожили лишь четыре наследника.

Смерть

Последние годы властвования Марка были крайне непростыми. С одной стороны, границы государства постоянно атаковали варварские племена, с другой – страшная чума буквально косила народ Европы.

Читайте также:
Мустафа́ Абдулджеми́ль Джеми́лев - отзывы, мнение, рейтинг

Не пощадила зараза и великодушного императора. Он скончался 17 марта 178 года, находясь в Виндобоне (нынешняя Австрия).

В благодарность за милосердие по отношению к простым жителям и укреплений позиций Рима на европейской арене, Аврелия причислили к великим богам. Годы правления Марка в античной истории считается «золотым веком». Останки правителя перевезли на родину и захоронили на территории мавзолея Адриана.

Кончина не была для философа неожиданностью – он был к ней готов. Лежа на предсмертном одре, он продолжал переживать за судьбу страны и своих подданных.

До наших дней сохранилась память о мудром императоре в виде конной статуи и его бессмертных философских трудов. Произведения автора через века доносят до нас мысли Аврелия о возможности государственного управления в сочетании с простыми человеческими принципами.

Памятник Марку Аврелию

Конную статую удалось найти еще в Средние века. Памятник водрузили на один из знаменитых холмов, ставший колыбелью Древнего Рима. Статуя по сей день находится на Капитолийской площади Нового дворца в Риме. Посетителям изваяние напоминает о высоких нравственных качествах и величии древнеримских правителей.

Считается, что Аврелий стал последним из пяти римских императоров, от всего сердца заботившихся о благополучии своей страны. Преемником Марка стал его сын Коммод, для которого личные удовольствия и материальные блага оказались превыше государственного долга. Юноша не пожелал заниматься войнами на границах, поэтому подписал ущербный во всех отношениях договор между Римом и варварами. В истории этот факт сохранился, как демонстрация слабости и уязвимости некогда великой державы.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Марк Аврелий

«Странно! Человек возмущается злом, исходящим извне, от других, – тем, чего устранить не может, а не борется со своим собственным злом, хотя это в его власти». (М.Аврелий).

Хочу рассказать личную историю, которая приключилась со мной прошедшей зимой. И связана она с Марком Аврелием римским императором…

В общем, мои болячки удосужились обостриться так сильно, что я пала духом. И тут ночью приснился мне необычный сон. Он был очень ярким, возникало ощущение, что это происходит на самом деле. Я гуляла ночью в абсолютно незнакомом мне месте. Всё вокруг было удивительным, и главное было светло, как днём.

Через некоторое время я увидела белую статую на постаменте. Чтобы получше рассмотреть её, я обошла статую кругом. И вдруг она ожила, сошла с постамента и ласково со мной заговорила. При этом я нисколько не испугалась и даже не удивилась, просто спросила: «Кто ты?» И статуя, которая уже была человеком, ответила: «Я Марк Аврелий. Может быть, ты слышала обо мне».

Слышать, конечно, слышала, но никогда о нём не думала и практически не знала ничего, кроме того, что был в античные времена такой император, увлекавшийся философией. Не дождавшись от меня ответа, ожившая статуя проговорила: «Всё это неважно. Просто я хотел сказать тебе, что ты выздоровеешь».

И я проснулась. Долго не могла прийти в себя. И до сих пор не знаю, как объяснить мой сон. Но как ни странно, я поверила императору, и мне стало лучше. И ещё… я стала верить в чудо.

После этого я, конечно, решила поближе познакомиться с Марком Аврелием.

Он оказался на самом деле необыкновенным императором. О такой статуи, как приснилась мне, я ничего нигде не нашла. Сохранилась только конная статуя Марка Аврелия, которую нашли в эпоху Возрождения на римском Капитолии.

Император, который вошёл в историю под именем Марка Аврелия – Марк Анний Катилий Север родился в Риме 26 апреля 121 года, в сенаторской семье испанского происхождения.

Он был сыном Анния Вера и Домиции Луциллы. По отцу Марк принадлежал к италийскому роду Анниев Веров, уверенных в том, что происходят от царя Нумы Помпилия. Но в число патрицианских семей Анниевы Веры были включены при Веспасиане.

Марк с самого детства был необычным ребёнком, может быть, именно таких детей теперь называют вундеркиндами. На него обратил внимание сам император Адриан, следил, чтобы мальчик получил достойное воспитание и готовил его к занятию государственной деятельностью. Так уже в шесть лет Адриан присуждает ему титул всадника, что было весьма необычно и даёт новое имя – Марк Аврелий Антонин Вер.

Мальчик с детства получал от императора различные задания и с честью их выполнял.

В 8 лет Марк входил в коллегию жрецов бога Марса – салиев, а с 15-16 лет он уже был устроителем латинских празднеств во всём Риме, распорядителем на пирах, устраиваемых Адрианом.

И всё ему удавалось сделать наилучшим образом.
Уже тогда за честность и правдивость его стали звать не просто Вер, но Вериссимус – «Справедливейший».

После того, как из жизни ушёл отец Марка, его воспитанием занялся дед Анний Вер, который был дважды консулом и, по словам исследователей, пользовался расположением императора Адриана. Затем Марка по желанию Адриана усыновил в 139 году император Антонин Пий.

Связано это было со способами передачи власти в древние времена. Она не всегда передавалась от отца к сыну, цезарь Рима имел право передать её тому, кого считал своим духовным последователем. Поэтому преемник императора Антонин Пий, усыновил Марка Вера, чтобы потом передать ему власть. После усыновления он стал именоваться Марк Элий Аврелий Вер Цезарь.

С приёмным отцом у Марка сложились очень близкие отношения, и позднее Марк Аврелий писал о своём приёмном отце и учителе императоре Антонине Пие: «Богов я должен благодарить и за то, что моим руководителем был государь и отец, который хотел искоренить во мне всякое тщеславие и внедрить мысль, что и живя при дворе можно обходиться без телохранителей, без пышных одежд, без факелов, статуй и тому подобной помпы, но вести жизнь весьма близкую к жизни частного человека, не относясь, поэтому уже с пренебрежением и легкомыслием к обязанностям правителя, касающимся общественных дел».

Читайте также:
Улоф Пальме, биография, история жизни, факты.

Юность Марка Аврелия прошла в императорском дворце на Палатинском холме. И его учителями, кроме приёмного отца были философы, пользовавшиеся большим уважением – Фронтон, Аполлоний, Герод Аттик, платоник Александр, перипатетик Клавдий Север, стоик Аполлоний из Халкедона, Юний Рустик и другие.

Учителем Марка по гражданскому праву был знаменитый юрисконсульт Луций Волузий Мециан.

Любимой книгой Марка стала подаренная ему одним из учителей книга «Беседы» Эпиктета.

Под влиянием своего окружения Марк стал философом-стоиком. Он сделал девизом всей своей жизни кредо учителей: «Учи не словами, а собственным примером». Ответственность, благородство, долг и честь стоики считали стержнем человеческой морали.

5 декабря 138 года Марк вступил в должность квестора и приступил к административной работе.

В 140 году Марк стал консулом в первый раз, в 145 году вторично, вместе с Пием.

Когда Антонин Пий стал правителем Рима, Марку было 17 лет.

Антонин Пий не жаждал власти ради самой власти, он видел свой долг в том, чтобы как можно лучше служить интересам государства. Ему была чужда пышность в речах и в окружении. Он достойно продолжал дело таких императоров, как Нерва, Траян и Адриан. Этому у него учился и юный Марк.

Не знаю, было ли это только заслугой императора, но за время правления Антонина Пийя, никто не нарушал внешних границ громадной империи. Мир царил и внутри неё.

Император расстроил помолвку Марка Аврелия с Цейонией и обручил его со своей дочерью Фаустиной Младшей. В 145 году был оформлен их брак.

Когда у молодых родилась дочь, Антонин назначил Марка трибуном и вручил ему полномочия и проконсульскую власть вне Рима.

Антонин полностью доверял своему приемному сыну и вскоре сделал его своим соправителем. При этом император не принимал никаких решений без согласия Марка.

Удивительно, но за 23 года, что Марк и Антоний прожили в императорском дворце под одной крышей, они ни разу не поссорились.

1 января 161 года Марк третий раз стал консулом вместе с приёмным братом. В этом же 161 году Антонин Пий перед смертью объявил Марка своим преемником.

Правление Антонина Пия стало уникальным периодом в истории Рима. Никто не нарушал внешних границ огромной империи. Мир и согласие царили в ее пределах.

После кончины Пия и началось совместное правление Марка Аврелия с Луцием Вером, продолжавшееся до смерти Луция в январе 169 года. Потом Марк стал править один.

Один из римских историков пишет о Марке Аврелии: «Он проявлял исключительный такт во всех случаях, когда нужно было либо удержать людей от зла, либо побудить их к добру. Он делал дурных людей хорошими, а хороших – превосходными, спокойно перенося даже насмешки некоторых».

Марк Аврелий с большим уважением относился к сенату как учреждению и к сенаторам как членам этого учреждения. Он уделял большое внимание судопроизводству. Запись одного из историков – «не столько вводил новшества, сколько восстанавливал старинное право».

Законы и указы Марка Аврелия были направлены на улучшение жизни простых людей. Император считал государя ответственным перед законом и обязанным заботиться о своих гражданах.

Государство взяло на себя заботу обо всех больных и увечных. Император отказался от плоской шкалы подоходных налогов и велел собирать с богатых большие налоги. На полученные средства Марк Аврелий открывал приюты для сирот и малоимущих. Тогда же были основаны колледжи.

В Афинах Марк Аврелий учредил четыре кафедры философии – для каждого из существовавших в его время философских направлений – академического, перипатетического, стоического, эпикурейского. Профессорам было назначено государственное содержание.

Удивительно, но именно при Марке Антонии появилась регистрация новорождённых и полиция нравов.

По его указу гладиаторы сражались в цирке тупыми мечами, для канатоходцев, выступавших высоко над землей, на арене стали стелить матрасы, чтобы они не гибли, если сорвутся с высоты.

При этом император встречал непонимание, вражду и безразличие со стороны обеспеченных граждан Рима. Среди чиновников хватало лицемеров.

Не повезло ему и в личной жизни.
Возможно, в первые годы замужества жена Марка Аврелия Фаустина, любила мужа. Но потом, когда из-за занятости он не мог уделять ей достаточного внимания, молодая женщина пустилась во все тяжкие. Сплетни о её любовных связях ходили по всему Риму. О них, не стесняясь, говорили матросы в портовых кабаках и актёры в театрах.

Первый сын Марка Аврелия умер в детстве после удаления опухоли под ухом. А сына Комода по слухам Фаустина родила не от Марка Аврелия, а от какого-то гладиатора. И это вполне возможно. Коммод был безнравственным и распущенным человеком, являя полную противоположность императору.

Несмотря на воспитание, которое Марк дал своему сыну, окружив его философами, Комод искал только общества мимов, наездников цирка и гладиаторов, превосходя их грубостью и силой. Марк Аврелий приходил в ужас от мысли о том, что после его кончины управление государством перейдет к такому недостойному человеку.

Приближённые советовали ему порвать с неверной женой Фаустиной, но Марк Аврелий, чтя память своего приёмного отца, благословившего этот брак, не решается пойти на это. Его безграничному терпению удивлялись и современники и потомки.

Французский историк и исследователь Ренан назвал отношение Марка Аврелия к жене «неумолимой кротостью».

К тому же положение в стране перестало быть спокойным. Начались войны.

Сначала против парфян, вторгшихся в римские владения. Но в 163 году была отвоевана Армения, в 164 была захвачена парфянская столица на Евфрате Ктесифон, а в 166 году был заключён выгодный для римлян мир, в результате которого к Риму отошли города северо-западной Месопотамии – Эдесса, Карры, Нисибис.

Читайте также:
Кондратьев Вениамин Иванович - отзывы, мнение, рейтинг

Тем временем с Востока пришла чума, и эпидемия охватила практически всю империю, погибли тысячи людей. Говорят, что сам император занимался лечением больных.

В 167 году в пределы империи вторглись варварские племена германцев и сарматов. Командование римскими легионами возглавил сам император. К 175 году Марку Аврелию удалось заключить мир, германцы, признав римский протекторат, поселились на территории римских гарнизонов.

В 175 году, распространив слух о смерти Марка Аврелия, объявил себя императором наместник Сирии, видный полководец, отличившийся в войне с Парфией, Авидий Кассий.

Но, несмотря на поддержку мятежников через 3 месяца Авидий Кассий был убит своими сообщниками. Марк Аврелий позже прибыл в восточные провинции и посетил Александрию, Сирию, Каппадокию, Смирну, Грецию.

В 176 году Марк Аврелий объявил своего сына Коммода соправителем.

В 177 началась новая война с германцами.
Всего за 18 лет правления Марку Аврелию, самому миролюбивому из всех римских императоров пришлось провести 14 лет в военных походах, защищая своё государство и его граждан.

Несмотря на оскорбительное для императора и просто мужа повеление Фаустины, Марк Аврелий продолжал её любить, читал ей свои стихи. Жена сопровождала его во многих походах, и он называл её «матерью лагерей».

17 марта 180 года во время военного похода в окрестностях современной Вены Марк Аврелий скончался в возрасте около 59 лет от чумы.

Его врач Гален, который оставался рядом с императором до последней минуты, услышал произнесённые Марком Аврелием слова: «Кажется, я уже сегодня останусь наедине с собой».

По словам Геродиана, «не было человека в империи, который бы принял без слёз известие о смерти императора. В один голос все называли его – кто лучшим из отцов, кто доблестнейшим из полководцев, кто достойнейшим из монархов, кто великодушным, образцовым и полным мудрости императором – и все говорили правду».

Марк Аврелий был официально обожествлен, в его честь возвели храм, были назначены жрецы. Военные подвиги императора запечатлены на барельефах 30-метровой колонны в Риме, а на Капитолии и ныне стоит конная статуя императора.

После ухода Марка Аврелия на престол взошёл его сын и закончился «золотой век» Древнего Рима, было положено начало гибели целой цивилизации.

Не философии и благородство правили империей, а презрение к духовным и культурным ценностям, безнравственность и насилие.

А вскоре варвары оставили от Римской империи жалкие развалины.

«Размышления» или «Рассуждения о самом себе», написанные Марком Аврелием на греческом языке были найдены после его смерти в походном шатре. Впервые они были изданы в 12 книгах в 1558 году с параллельным латинским переводом.

«Время человеческой жизни – миг; её сущность – вечное течение; ощущение смутно, строение всего тела бренно; душа неустойчива, судьба загадочна; слава – недостоверна. Всё относящееся к телу подобно потоку, относящееся к душе – сновидению и дыму. Жизнь – борьба и странствие на чужбине. Но что может вывести на путь? Ничто, кроме философии. Философствовать же – значит оберегать внутреннего гения от поношения и изъяна, добиваться, чтобы он стоял выше наслаждения и страданий. »

Любой при желании может соприкоснуться с внутренним миром Марка Аврелия, прочитав его книгу размышлений, или хотя бы заглянув в неё.

Ведь, как ни удивительно для нас, эту книгу прочли и впитали в себя многие люди, жившие в разное время в разных странах и живущие ныне.

И тем, кто будет жить после нас эти записи, сделанные во время походов, может быть, помогут разобраться в себе, лучше понять окружающий мир и примирить, казалось бы, непримиримое – земную жизнь и вечность.

Марк Аврелий – биография, новости, личная жизнь

Марк Аврелий

Марк Аврелий Антонин (лат. Marcus Aurelius Antoninus). Родился 26 апреля 121 года в Риме – умер 17 марта 180 года в Виндобоне. Римский император (161-180) из династии Антонинов, философ, представитель позднего стоицизма, последователь Эпиктета.

Марк Анний Вер (позднее после первого усыновления – Марк Анний Катилий Север, а после второго – Марк Элий Аврелий Вер Цезарь), сын Марка Анния Вера и Домиции Луциллы, вошедший в историю под именем Марка Аврелия, родился в Риме 26 апреля 121 года в сенаторской семье испанского происхождения.

Дед Марка Аврелия по отцовской линии (также Марк Анний Вер) был троекратным консулом (третий раз избран в 126 году).

Марк Анний Вер был первоначально усыновлён третьим мужем матери императора Адриана – Домиции Луциллы Паулины – Публием Катилием Севером (консулом 120 года) и стал именоваться Марком Аннием Катилием Севером.

В 139 году после смерти своего приёмного отца он был усыновлен императором Антонином Пием и стал именоваться Марк Элий Аврелий Вер Цезарь.

Жена Антонина Пия – Анния Галерия Фаустина (Фаустина Старшая) – приходилась родной сестрой отцу Марка Аврелия (и соответственно родной тёткой самому Марку Аврелию).

Марк Аврелий получил прекрасное образование. При жизни императора Адриана Марк Аврелий, несмотря на свой юный возраст, был намечен в квесторы, а через полгода после смерти Адриана вступил в должность квестора (5 декабря 138 года) и начал заниматься административной деятельностью.

В том же году он был помолвлен с Аннией Галерией Фаустиной, дочерью императора Антонина Пия, преемника Адриана на престоле. От брака с ней Марк Аврелий имел детей: Аннию Аврелию Галерию Луциллу, Аннию Аврелию Галерию Фаустину, Элия Антонина, Элия Адриана, Домицию Фаустину, Фадиллу, Корнифицию, Коммода (будущего императора), Тита Аврелия Фульвия Антонина, Элия Аврелия, Марка Анния Вера Цезаря, Вибию Аврелию Сабину. Большинство детей Марка Аврелия умерли в детском возрасте, до взрослых лет дожили только Коммод, Луцилла, Фаустина и Сабина.

Он был намечен Антонином Пием в консулы на 140 год и объявлен цезарем. В 145 году объявлен консулом вторично, вместе с Пием.

Читайте также:
Шимо́н Пе́рски - отзывы, мнение, рейтинг

В 25 лет Марк Аврелий начал заниматься философией; главным наставником Марка Аврелия был Квинт Юний Рустик. Имеются сведения и о других философах, вызванных для него в Рим. Руководителем Марка Аврелия в изучении гражданского права был знаменитый юрист Луций Волузий Мециан.

1 января 161 года Марк вступил в свое третье консульство вместе с приемным братом. В марте того же года скончался император Антонин Пий и началось совместное правление Марка Аврелия с Луцием Вером, продолжавшееся до смерти Луция в январе 169 года, после чего Марк Аврелий правил единолично.

Марк Аврелий многому научился у своего приемного отца Антонина Пия. Подобно ему, Марк Аврелий всячески подчеркивал свое уважение к сенату как учреждению и к сенаторам как членам этого учреждения.

Большое внимание Марк Аврелий уделял судопроизводству. Общее направление его деятельности в области права: «не столько вводил новшества, сколько восстанавливал старинное право». В Афинах он учредил четыре кафедры философии – для каждого из господствовавших в его время философских направлений – академического, перипатетического, стоического, эпикурейского. Профессорам было назначено государственное содержание. Так же как и при его предшественниках, сохранялся институт поддержки детей малообеспеченных родителей и сирот через финансирование так называемых алиментарных учреждений.

Не обладавшему воинственным характером, Аврелию приходилось многократно участвовать в военных действиях.

Парфяне вторглись в римские владения сразу же после смерти Антонина Пия и в двух битвах нанесли поражение римлянам. Римская империя заключила мир с Парфией в 166 году, по которому к Империи отходила Северная Месопотамия, а Армения признавалась входящей в сферу римских интересов. В том же году германские племена вторглись в римские владения на Дунае. Маркоманы вторглись в провинции Паннонию, Норик, Рецию и через альпийские проходы проникли в Северную Италию вплоть до Аквилеи. В Северную Италию и Паннонию были переброшены дополнительные воинские контингенты, в том числе и с восточного фронта. Был произведен набор дополнительных войск, в том числе из среды гладиаторов, рабов. Императоры-соправители выступили в поход против варваров. Ещё не была закончена война с германцами и сарматами, как начались волнения в Северном Египте (172).

В 178 г. Марк Аврелий возглавил поход против германцев, и ему удалось добиться больших успехов, но римские войска настигла эпидемия чумы. 17 марта 180 года Марк Аврелий скончался от чумы в Виндобоне на Дунае (современная Вена). После смерти Марк Аврелий был официально обожествлен. Время его правления считается в античной исторической традиции золотым веком. Марка Аврелия называют «философом на троне». Он исповедовал принципы стоицизма, и главное в его записках – этическое учение, оценка жизни с философско-нравственной стороны и советы, как к ней относиться.

Протоиерей Пётр Смирнов в своей работе “История христианской церкви” пишет: “Качественное изменение характера гонений христианского общества состоялось при императоре Марке Аврелии Антонине Философе (161-180 гг.), последнем выдающемся представителе школы стоиков. Если ранее правительство не разыскивало христиан, производя над ними суд лишь тогда, когда их приводили в суд и обвиняли; теперь оно само начинает разыскивать и преследовать их. Марк Аврелий, замечая постоянное увеличение христианских обществ и опасаясь за государственную религиюи целостность империи, старался всеми мерами поддержать в народе отечественное служение богам. Кроме того, как государь-философ и притом стоик, он смотрел на христиан как на заблуждающихся, упрямых фанатиков, и ненавидел их за их, по его понятию, суеверное учение, особенно за их горячую веру в будущую жизнь и святое одушевление при встрече со смертью. Такой государь не мог безучастно смотреть на христиан; если они, думал он, суеверны и фанатики, не разумеющие лживости своих убеждений и еще вредные для государства, то надо их разубедить, сообщить им правильные убеждения, чтобы они были достойными членами государства, хотя бы для достижения этой цели пришлось употреблять насилие. И вот, Марк Аврелий не только не останавливает, подобно прежним императорам, обычных народных возмущений против христиан, но даже сам издает “новый эдикт” касательно их, отличный от эдиктов прежнего времени. Теперь повелевалось разыскивать христиан, убеждать отказаться их от своих заблуждений, и если они останутся непреклонными, предавать пыткам, которые следует прекращать только тогда, когда они откажутся от своих заблуждений и принесут поклонение богам. Таким образом, преследование христиан при Марке Аврелии было очень жестоким. В это гонение христиане заявили себя особенно ревностно к вере; никогда в предшествовавшие преследования не было столько мученииков, сколько теперь. Святой Иустин Философ, основавший в Риме христианскую школу, погиб там мученически в 166 г. вместе со своими учениками”.

Марк Аврелий оставил философские записи – 12 написанных на греческом языке «книг», которым обычно приписывают общее название «Рассуждения о самом себе». Учителем философии Марка Аврелия был Максим Клавдий.

Будучи представителем позднего стоицизма, Марк Аврелий наибольшее внимание в своей философии уделяет этике, а остальные разделы философии служат целям пропедевтическим.

Предшествующая традиция стоицизма различала в человеке тело и душу, представляющую из себя пневму. Марк Аврелий усматривает в человеке три начала, добавляя к душе (или пневме) и телу (или плоти) ещё интеллект (или разум, или нус). Если прежние стоики считали душу-пневму главенствующим началом, то Марк Аврелий называет ведущим началом разум. Разум-нус представляет неиссякаемый источник импульсов, необходимых для достойной человека жизни. Нужно привести свой разум в согласие с природой целого и достигнуть благодаря этому бесстрастия. В согласии со всеобщим разумом заключено счастье.

Единственное сочинение Марка Аврелия – состоящий из отдельных рассуждений философский дневник в 12-ти книгах «К самому себе» (др.-греч. Εἰς ἑαυτόν). Является памятником моралистической литературы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: