Марк Аврелий Антонин (Marcus Aurelius Antoninus) – отзывы, мнение, рейтинг

Рецензии на книгу «Наедине с собой» Марк Аврелий Антонин

О том как терпеть глупость людей.

Очередное доказательство, что люди тысячелетиями не меняются. Внутри их те же нравственные вопросы, проблемы.
Читать такие “заметки для себя” правителей – бесподобный опыт. Особенно если это миролюбивый правитель, который сталкивается с подлостью, войнами, грабежами, откровенной глупостью людей, не воспринимавших его методы правления и. старается сохранить внутреннюю гармонию.
Наверное поэтому записки пронизаны (и многие это замечают) ноткой отчаяния.
Марк Аврелий, как и любой человек, совершает fuck-ups, однако в отличии от многих людей, он делает свою “работу над ошибками”. И каждый пункт книги – это анализ пройденного. Слова самому себе, отныне и вовек я буду поступать так.
Многие так же отмечают, что мысли повторяются. Это не удивительно. Ведь чтобы начать жить из тех истин, что ты для себя выводишь, приходится совершить ещё несколько осечек, чтобы их вновь проанализировать с разных сторон и уже закрепить в себе.

Еще на протяжении всей книги меня не покидало чувство, что за каждой фразой стоит какая-нибудь охренительная история жизни, которую хочется знать, а нам дают только её анализ.. эх

Лицо, искаженное гневом, – ужасно и противоестественно. Если такое выражение повторяется часто, оно как бы умерщвляет человеческий облик, гасит его, так что никоим образом нельзя его восстановить. Из этого можно понять, что гнев противоречит разуму.

Если мы лишимся осознания заблуждений, то для чего еще жить?

Но тогда очень захватывающе придумывать, а что предшествовало каждому афоризму? Скажем, вот на эту цитату? Лично мне кажется это глубокое переживания отвращения от необузданного гнева (может даже своего?), когда человек в нежелании признать свою ошибку, злится бешеным псом на окружающих и становится отвратителен.

В общем, всем советую читать именно так. И соотносить с ситуациями своей жизни.

Не живи так, будто собираешься прожить 10 000 лет. Нависает неизбежное. Пока живешь, пока есть возможность, стань хорошим сейчас.

О чем эта книга?

Прежде всего стоит отметить, что, как и многие классические античные произведения, делятся на главы, называемые «книгами». Всего таких «книг» — 12. Они достаточно небольшие по объему, всё в меру, и ты не устаешь от чтения даже повторяющихся моментов, хотя и добавляются в эти повторы новые оттенки смысла. Читала я в переводе В. Черниговского, где в дополнение к 12 главам, есть вступительная глава (введение), где автор анализирует вкратце структуру, смысл, идеи Марка Аврелия.

Примечательно то, что первая глава посвящена благодарностям близким, друзьям, учителям, которые научили автора многому. Например, от деда он получил добрый нрав; от отца — кротость, твердость в решениях, трудолюбие, бережливость; от матери — благочестие, щедрость, воздержанность от дурных дел и так далее. Можно достаточно долго перечислять все эти пункты, где говорится о разных людях (причем даже об известных философах того времени). Почему примечательно? Потому что до этого, когда я читала античные произведения, в принципе не встречала подобной главы, где благодарят кого-то за что-то.

Останавливаться на каждой главе — бессмысленно, так как нет у глав какой-то определенно одной темы повествования, как обычно это бывает, когда классифицируют и описывают книги. Поэтому стоит остановиться именно на дискуссии основных проблемах, вопросах, темах сборника мыслей Аврелия.

Прежде всего, Марк Аврелий ведет разговор не только с самим собой, но и с читателем, будто проникает в душу, когда задает наводящие вопросы, вопросы, которые ставят тебя в тупик, как, например, в последней главе, 25 пункте: «Отбрось предубеждение, и ты спасен. Итак, кто мешает тебе его отбросить?». И такое будет встречаться каждый раз, когда тебе кажется, будто ты все понимаешь, а потом тебя сбивает с толку подобный вопрос. Причем вопросы точные, и поэтому в этом изюминка в книге, лично для меня.

Начнём с темы личности и человека. Прежде всего Аврелий не возвеличивает личность человека, его индивидуальность. Человек является частью единого организма, который восходит к мировому разуму. В таком плане есть небольшая схожесть с буддизмом, которые считали, что личность — всего лишь название для составляющих элементов человека. Здесь же — как ограничение. Но человек должен развиваться. Делая добро, благо, пользу обществу, государству, то в то же время делает приятное и себе, главное, полезное. Человек состоит из плоти (тела), дыхания, руководящего начала (разум — душа — тело). Именно эти три части на протяжении всех мыслей будет проявляться то в одном месте, то в другом. Особенно руководящее начало, которое занимает одно из важных мест в повествования Марка Аврелия. Плоть (тело) всячески отвергается Аврелием, он плоть называет всего лишь «кровавой грязью».

«Сосредоточься в себе самом. Руководящее начало по природе довольствуется одним собой, действуя по справедливости и обретая в самом этом [действии] покой».
«Все, что я собой представляю, есть только плоть, дыхание и руководящее начало. Оставь книги; не разрывайся: нет времени. А плоть презирай так, словно умираешь: она кровавая грязь, кости, сплетение нервов, жил и артерий».

«Не отклоняйся: ведь ни твои заметки, ни сочинения о деяниях древних римлян и эллинов и выписки из писателей, которые ты отложил на время старости, ты можешь не прочитать. Поэтому спеши к цели и, оставив пустые надежды, приди сам, пока можно, себе на помощь, если у тебя есть хоть какая-то забота о себе».
«Разум и искусство разумной жизни – это силы, которым достаточно самих себя и соответствующих их природе действий. Они проистекают из родственного им начала, направляются же прямо к лежащей перед ними цели. Вследствие этого такие деяния называются прямодеяниями, так как они указывают на правильность пути».
«Как сам ты входишь в состав государственного соединения, так и всякое твое деяние пусть входит в состав жизни государства. Поэтому, если твое деяние не соотносится непосредственно или отдаленно с общеполезной целью, оно разъединяет жизнь, и не позволяет ей быть единой, и выглядит мятежником, как человек, который в народном собрании отделяется, в меру своих сил, от общего согласия».

«Составляй мнение о вещах не так, как судит о них твой обидчик или как он хочет, чтобы ты судил о них, но смотри на то, каковы они по истине».
«Нужно жить наилучшим образом. Возможность для этого есть в душе, если человек безразличен к вещам безразличным. Будет же он безразличным к ним, если каждую из них будет наблюдать по частям и в целом и при этом помнить, что ни одна из них не вкладывает в нас мнение о ней и не приходит к нам, но вещи стоят неподвижно, а это мы сами рождаем суждения о них и как бы записываем их в себе, хотя можно, с одной стороны, не записывать, с другой же, тотчас стереть запись, если она как-нибудь незаметно возникнет. Подобная внимательность будет недолгой, а там уж и жизнь будет кончена. Что ж тяжелого в том, чтобы иметь эту внимательность в других случаях жизни [а не только в этом]?»

«Каждое мгновение заботься твердо, как римлянин и мужчина, о том, чтобы делать то, что в твоих силах, с истинным и неподдельным величием, сердечным расположением, благородно, по справедливости, и давать себе отдых от всех других представлений».
«Ничего не делай необдуманно и делай не иначе как по правилу, исполненному [жизненного] искусства».
«Если ты действуешь в данный момент, следуя прямому разуму, с усердием, силой, благожелательностью и не обращаешь внимания ни на что второстепенное, но блюдешь своего демона в постоянной чистоте, как если бы ты уже сейчас должен был бы вернуть его; если соединяешь это в своем действии, ничего не ожидая и не избегая, но довольствуясь деятельностью в настоящем в согласии с природой, а также с римской правдивостью в том, что говоришь и произносишь, то жизнь твоя станет счастливой. И нет никого, кто мог бы помешать этому».

«Поутру, когда медлишь вставать, пусть придет к тебе мысль: я пробуждаюсь, чтобы поступать так, как достойно человека; итак, я еще недоволен, когда отправляюсь делать то, ради чего я родился и ради чего приведен в мир? Или для того я создан, чтобы греться, лежа в постели?»

Нужно отметить и то, что философия играет очень важную роль в руководстве жизнью человека. В принципе так постоянно в то время относились к философии (например, тот же Платон считал, что именно философы должны быть правителями в идеальном государстве).

Читайте также:
Левон Хоренович Чахмахчян - отзывы, мнение, рейтинг

Для человека не должно быть такой цели, как поиск славы. Она может мигом потухнуть в истории, как случалось со многими, о ком уже почти не знают.

«Сколько людей, пользовавшихся громкой славой, уже предано забвению, и сколько тех, которые их прославляли, давным-давно нет!»
«Все исчезает в один день – и то, что помнит, и то, о чем помнят».

Итак, тема отношения к жизни и смерти. Что же можно тут сказать? Надо именно говорить о жизни и смерти в одном контексте, так как Марк Аврелий часто сопоставляет их и иногда приравнивает. Спрашивает, почему же люди радуются рождению, росту, но так страшатся смерти, если это такой же естественный процесс, что и сама жизнь. Не надо, по его мнению, гоняться именно за жизнью, не убегать от нее; нужно жить именно сейчас, в данный момент, выполнять свои дела, которые полезны для общего блага (а если полезно всем, то полезно и тебе). Нужно помнить о том, что жизнь скоротечна; ты, возможно, доживешь до старости, сможешь выполнять естественные функции человека (есть, пить и так далее), но вот твой разум будет с каждым годом тухнуть.

«Смерть же и жизнь, слава и бесславие, страдание и удовольствие, богатство и бедность – все это главным образом случается как с хорошими, так и с плохими, не будучи само по себе ни прекрасным, ни постыдным».
«Поэтому следует спешить не только потому, что смерть ежечасно становится все ближе, но и потому, что осмысление и постижение связи вещей ослабевает быстрее [чем все остальные способности]».
«Смерть так же, как и рождение, – таинство природы. В одном случае – соединение, в другом – распадение на те же составные части. В ней совершенно нет ничего, чего можно было бы стыдиться: ведь для существа мыслительного она не выглядит ни нарушающей последовательность [соединения и распадения], ни противоречащей принципу его устройства».
«Не относись с пренебрежением к смерти, но благоволи к ней как к одному из тех действий, которые угодны природе».

«Будущее пусть не смущает тебя. Ведь если будет нужно, ты достигнешь его, имея при себе тот же самый разум, который служит тебе в настоящем».
«Совершенство характера заключается в том, чтобы проводить каждый день как последний, и при этом без бурного волнения, без сонного оцепенения, без притворства».

«Это неведение – не меньший недуг, чем утрата способности различать черное и белое».
«Не существует для тебя зла в чужом руководящем начале, а также в каком-нибудь повороте и изменении окружающего мира. Тогда где же? Там, где у тебя возникает мнение [о чем-то как] о зле. Поэтому не признавай его, и все будет хорошо».

«Что бы ни делал или ни говорил кто-нибудь, мне самому нужно оставаться добрым».
«Человек, сделавший добро, не ставит себе этого в заслугу, а переходит к другому делу, как виноградная лоза переходит к новому принесению плода в свой срок, как бегает конь, выслеживает след собака, собирает мед пчела. Итак, надо быть в числе тех, кто делает это как бы неосознанно».
«Лучший способ защиты – не уподобляться [обидчику]».

Отношение с другими и отношение к другим. Аврелий очень много говорит о том, как стоит относиться к разным типам людей, так как люди созданы друг для друга, они — часть единого организма, граждане города-государства, а поэтому взаимоотношения очень важны для анализа и разбора. Точнее здесь нет как такового анализа и разбора, это скорее будет задачей читателя, когда прочтет то или иное изречение автора и начнет анализировать свою жизнь и отношения с людьми. Прежде всего, автор говорит: не нужно заботиться о том, что говорят другие, что думают о тебе другие, если это не что-то полезное. Если ты не заботишься о помыслах и мыслях другого человека, тебе станет жить намного проще, у тебя будет намного больше свободного времени для развития, составления мнений и представлений. Надо тратить жизнь на полезные дела, а не на то, что кто-то там что-то сделал (в частности, плохое). Жить, не отвлекаясь на все это, — лучший путь.

«Как легко отбросить и оставить любое докучливое и чуждое представление и тотчас очутиться в полном покое».

«Отличительное свойство человека – любить даже заблуждающихся».
«Приучай себя быть очень внимательным к тому, что говорит другой, и проникай, насколько это возможно, в душу говорящего».
«Смотри, не относись к нелюдям так же, как люди к людям».

Можно еще долго и долго обсуждать те или иные проблемы и темы, которые были подняты в этой книге, а их ещё очень много (по поводу представлений, наслаждении, страстях, красоте и так далее). Все это, на самом деле, лучше прочитать саму, понять и проанализировать всё. Этот сборник изречений — как образ идеальной праведной и истинной жизни человека. В настоящее время невозможно жить с подобными установками, но в то же время можно взять что-то себе на заметку, чтобы стать намного сдержанным, спокойным ко многим вещам и явлениям; кроме того, взять на заметку и то, что иметь своё собственное мнение, без прикрас, без влияния других людей (особенно обидчиков). Надо понимать, что происходит, как происходит и что вообще это такое. Самому всё это узнавать и осознавать. Вот что важно. Какие-то идеи могут показаться странными и даже громкими, но при этом книга дарит некое спокойствие, даже мотивирует. Он учит на самом деле многому, особенному тому, что не надо думать о добре, пытаться быть добрым, надо становиться таким. И это касается всех категорий. Какой смысл, если ты станешь завтра добрым, а не сегодня? Идея жизни в настоящее время — самая лучшая у него в книге, лично по моему мнению. Я пыталась много раз читать книги по мотивации, жизни, self-help, но ни одна вот так не задевала, не ставила под вопрос некоторые аспекты в жизни. Поэтому я советую от всей души прочитать всем, кому интересны подобные темы, которые описаны выше. Возможно, с помощью неё вы начнёте еще больше понимать, что и зачем существует и как нужно вестись в различных ситуациях в жизни. Я получила несомненное удовольствие при прочтении.

Читайте также:
Барак Обама, биография, история жизни, карьера

Марк Аврелий Антонин (Marcus Aurelius Antoninus) – отзывы, мнение, рейтинг

Марк Аврелий Антонин — римский император (161 — 180) из династии Антонинов, философ, представитель позднего стоицизма, последователь Эпиктета.

Подготовка к власти

Марк Анний Вер (позднее после первого усыновления – Марк Анний Катилий Север, а после второго – Марк Элий Аврелий Вер Цезарь), сын Марка Анния Вера и Домиции Луциллы, вошедший в историю под именем Марка Аврелия, родился в Риме 26 апреля 121 года в сенаторской семье испанского происхождения. Дед Марка Аврелия по отцовской линии (также Марк Анний Вер) был троекратным консулом (третий раз избран в 126 году). Жена Антонина Пия – Анния Галерия Фаустина (Фаустина Старшая) – приходилась родной сестрой отцу Марка Аврелия (и соответственно…

Марк Аврелий Антонин — римский император (161 — 180) из династии Антонинов, философ, представитель позднего стоицизма, последователь Эпиктета.

Подготовка к власти

Марк Анний Вер (позднее после первого усыновления – Марк Анний Катилий Север, а после второго – Марк Элий Аврелий Вер Цезарь), сын Марка Анния Вера и Домиции Луциллы, вошедший в историю под именем Марка Аврелия, родился в Риме 26 апреля 121 года в сенаторской семье испанского происхождения. Дед Марка Аврелия по отцовской линии (также Марк Анний Вер) был троекратным консулом (третий раз избран в 126 году). Жена Антонина Пия – Анния Галерия Фаустина (Фаустина Старшая) – приходилась родной сестрой отцу Марка Аврелия (и соответственно родной тёткой самому Марку Аврелию). Марк Анний Вер был первоначально усыновлён третьим мужем матери императора Адриана – Домиции Луциллы Паулины – Публием Катилием Севером (консулом 120 года) и стал именоваться Марком Аннием Катилием Севером.

В 139 году после смерти своего приёмного отца он был усыновлен императором Антонином Пием и стал именоваться Марк Элий Аврелий Вер Цезарь. Марк Аврелий получил прекрасное образование.

Ещё при жизни Адриана Марк Аврелий, несмотря на свой юный возраст, был намечен в квесторы, а через полгода после смерти Адриана вступил в должность квестора (5 декабря 138 года) и начал заниматься административной деятельностью.

Читайте также:
Кондратьев Вениамин Иванович - отзывы, мнение, рейтинг

В том же году он был помолвлен с Аннией Галерией Фаустиной, дочерью императора Антонина Пия, преемника Адриана на престоле. От брака с ней Марк Аврелий имел детей: Аннию Аврелию Галерию Луциллу, Аннию Аврелию Галерию Фаустину, Элия Антонина, Элия Адриана, Домицию Фаустину, Фадиллу, Корнифицию, Коммода (будущего императора), Тита Аврелия Фульвия Антонина, Элия Аврелия, Марка Анния Вера Цезаря, Вибию Аврелию Сабину. Большинство детей Марка Аврелия умерли в детском возрасте, до взрослых лет дожили только Коммод, Луцилла, Фаустина и Сабина.

Он был намечен Пием в консулы на 140 год и объявлен цезарем. В 145 году объявлен консулом вторично, вместе с Пием.

В 25 лет начал заниматься философией; главным наставником Марка Аврелия был Квинт Юний Рустик. Имеются сведения и о других философах, вызванных для него в Рим. Руководителем Марка Аврелия в изучении гражданского права был знаменитый юрист Луций Волузий Мециан.

1 января 161 года Марк вступил в свое третье консульство вместе с приемным братом. В марте того же года скончался император Антонин Пий и началось совместное правление Марка Аврелия с Луцием Вером, продолжавшееся до смерти Луция в январе 169 года, после чего Марк Аврелий правил единолично.

Марк Аврелий многому научился у своего приемного отца Антонина Пия. Подобно ему, Марк всячески подчеркивал свое уважение к сенату как учреждению и к сенаторам как членам этого учреждения.

Большое внимание Аврелий уделял судопроизводству. Общее направление его деятельности в области права: «не столько вводил новшества, сколько восстанавливал старинное право». В Афинах он учредил четыре кафедры философии — для каждого из господствовавших в его время философских направлений — академического, перипатетического, стоического, эпикурейского. Профессорам было назначено государственное содержание.

Не обладавшему воинственным характером, Аврелию приходилось многократно участвовать в военных действиях.

Парфяне вторглись в римские владения сразу же после смерти Антонина Пия и в двух битвах нанесли поражение римлянам. Римская империя заключила мир с Парфией в 166 году. В том же году германские племена вторглись в римские владения на Дунае. Императоры-соправители выступили в поход против варваров. Ещё не была закончена война с германцами и сарматами, как начались волнения в Северном Египте (172).

Читайте также:
Виктор Тимофеев - отзывы, мнение, рейтинг

В 178 г. Марк Аврелий возглавил поход против германцев, и ему удалось добиться больших успехов, но римские войска настигла эпидемия чумы. 17 марта 180 года Марк Аврелий скончался от чумы в Виндобоне на Дунае (современная Вена). После смерти Марк был официально обожествлен. Время его правления считается в античной исторической традиции золотым веком. Марка называют философом на троне. Он исповедовал принципы стоицизма, и главное в его записках — этическое учение, оценка жизни с философско-нравственной стороны и советы, как к ней относиться.

В центре его антиматериалистического учения стоит частичное обладание человеком своим телом, душой и духом, носителем которых является благочестивая, мужественная и руководимая разумом личность — владычица (правда, только над духом), воспитатель чувства долга и обитель испытующей совести. Посредством духа все люди принимают участие в божественном и этим создают идейную общность, преодолевающую все ограничения. В Марке Аврелии трагически сочетались мужество и разочарованность.

Марк Авре́лий Антони́н (лат. Marcus Aurelius Antoninus; 26 апреля 121, Рим — 17 марта 180, Виндобона (ныне Вена)) — римский император (161—180) из династии Антонинов. Философ, представитель позднего стоицизма, последователь Эпиктета.

Марк Анний Катилий Север, сын Анния Вера и Домиции Луциллы, вошедший в историю под именем Марка Аврелия, родился в Риме 26 апреля 121 года в сенаторской семье испанского происхождения.

В 139 году после смерти отца он был усыновлен императором Антонином Пием и стал именоваться Марк Элий Аврелий Вер Цезарь. Марк Аврелий получил прекрасное образование.

Ещё при жизни Адриана Марк, несмотря на свой юный возраст, был намечен в квесторы, а через полгода после смерти Адриана вступил в должность квестора (5 декабря 138 года) и начал заниматься административной деятельностью.

В том же году он был помолвлен с Фаустиной, дочерью императора Антонина Пия, преемника Адриана на престоле.

Он был намечен Пием в консулы на будущий 140 год и объявлен цезарем. В 140 году Марк стал в первый раз консулом. В 145 году — вторично, вместе с Пием.

В 25 лет Марк переключился на философию. Главным наставником Марка в философии был Квинт Юний Рустик. Имеются сведения и о других философах, вызванных для Марка в Рим. Руководителем Марка в изучении гражданского права был знаменитый юрисконсульт Луций Волузий Мециан.

Антонин Пий приобщил Марка Аврелия к управлению государством в 146 году, дав ему власть консула. 1 января 161 года Марк вступил в свое третье консульство вместе с приемным братом. В марте того же года скончался император Антонин Пий и началось совместное правление Марка Аврелия с Луцием Вером, продолжавшееся до смерти Луция в январе 169 года, после чего Марк правил единолично.

Марк Аврелий многому научился у своего приемного отца Антонина Пия. Подобно ему, Марк всячески подчеркивал свое уважение к сенату как учреждению и к сенаторам как членам этого учреждения.

Большое внимание Аврелий уделял судопроизводству. Общее направление его деятельности в области права: «не столько вводил новшества, сколько восстанавливал старинное право». В Афинах он учредил четыре кафедры философии — для каждого из господствовавших в его время философских направлений — академического, перипатетического, стоического, эпикурейского. Профессорам было назначено государственное содержание.

Не обладавшему воинственным характером, Аврелию приходилось многократно участвовать в военных действиях.

Парфяне вторглись в римские владения сразу же после смерти Антонина Пия и в двух битвах нанесли поражение римлянам. Римская империя заключила мир с Парфией в 166 году. В том же году германские племена вторглись в римские владения на Дунае. Императоры-соправители выступили в поход против варваров. Ещё не была закончена война с германцами и сарматами, как начались волнения в Северном Египте (172).

В 178 г. Марк Аврелий возглавил поход против германцев, и ему удалось добиться больших успехов, но римские войска настигла эпидемия чумы. 17 марта 180 года Марк Аврелий скончался от чумы в Виндобоне на Дунае (современная Вена). После смерти Марк был официально обожествлен. Время его правления считается в античной исторической традиции золотым веком. Марка называют философом на троне. Он исповедовал принципы стоицизма, и главное в его записках — этическое учение, оценка жизни с философско-нравственной стороны и советы, как к ней относиться.

Марк Аврелий Антонин

Марк Авре́лий Антони́н (лат. Marcus Aurelius Antoninus ) (26 апреля 121, Рим — 17 марта 180, Виндобона, ныне Вена) — римский император из династии Антонинов. Философ, представитель позднего стоицизма, последователь Эпиктета.

Читайте также:
Навальный Алексей Анатольевич - отзывы, мнение, рейтинг

Содержание

Подготовка к престолу

Марк Анний Катилий Север, вошедший в историю под именем Марка Аврелия, родился в Риме 26 декабря 121 года и был сыном Анния Вера и Домиции Луциллы.

В 139 году после смерти отца он был усыновлен императором Антонином Пием и стал именоваться Марк Элий Аврелий Вер Цезарь. Марк Аврелий получил прекрасное образование. Диогнет вводил его в философию и обучал живописи. По совету того же учителя будущий император под влиянием усвоенных им философских воззрений начал спать на голых досках, накрываясь звериной шкурой.

Ещё при жизни Адриана Марк, несмотря на свой юный возраст, был намечен в квесторы, а через полгода после смерти Адриана вступил в должность квестора (5 декабря 138 года) начал заниматься административной деятельностью.

В том же году он был помолвлен с Фаустиной, дочерью императора Антонина Пия, преемника Адриана на престоле.

Он был намечен Пием в консулы на будущий 140 год и объявлен цезарем. В 140 году Марк стал в первый раз консулом. В 145 году — вторично, вместе с Пием.

В 25 лет Марк переключился на философию. Главным наставником Марка в философии был Квинт Юний Рустик. Имеются сведения и о других философах, вызванных для Марка в Рим. Руководителем Марка в изучении гражданского права был знаменитый юрисконсульт Л. Волузий Мециан.

Антонин Пий приобщил Марка Аврелия к управлению государством в 146 году, дав ему власть консула. 1 января 161 года Марк вступил в свое третье консульство вместе с приемным братом. В марте того же года скончался император Антонин Пий и началось совместное правление Марка Аврелия с Луцием Вером, продолжавшееся до смерти Луция в январе 169 года, после чего Марк правил единолично.

Правление

Марк Аврелий многому научился у своего приемного отца Антонина Пия. Подобно ему, Марк всячески подчеркивал свое уважение к сенату как учреждению и к сенаторам как членам этого учреждения.

Большое внимание Аврелий уделял судопроизводству. Общее направление его деятельности в области права: «не столько вводил новшества, сколько восстанавливал старинное право». В Афинах он учредил четыре кафедры философии — для каждого из господствовавших в его время философских направлений — академического, перипатетического, стоического, эпикурейского. Профессорам было назначено государственное содержание.

Не обладавшему воинственным характером, Аврелию приходилось многократно участвовать в военных действиях.

Парфяне вторглись в римские владения сразу же после смерти Антонина Пия и в двух битвах нанесли поражение римлянам. Римская империя заключила мир с Парфией в 166 году. В том же году германские племена вторглись в римские владения на Дунае. Императоры-соправители выступили в поход против варваров. Ещё не была закончена война с германцами и сарматами, как начались волнения в Северном Египте (172).

В 178 г. Марк Аврелий возглавил поход против германцев, и ему удалось добиться больших успехов, но римские войска настигла эпидемия чумы. 17 марта 180 года Марк Аврелий скончался от чумы в Виндобоне на Дунае (современная Вена). После смерти Марк был официально обожествлен. Время его правления считается в античной исторической традиции золотым веком. Марка называют философом на троне. Он исповедовал принципы стоицизма, и главное в его записках — этическое учение, оценка жизни с философско-нравственной стороны и советы, как к ней относиться.

Философия

Марк Аврелий оставил философские записи — 12 написанных на греческом языке «книг», которым обычно приписывают общее название «Рассуждения о самом себе». Учителем философии у Марка был Максим Клавдий.

В центре его антиматериалистического учения стоит частичное обладание человеком своим телом, душой и духом, носителем которых является благочестивая, мужественная и руководимая разумом личность — владычица (правда, только над духом), воспитатель чувства долга и обитель испытующей совести. Посредством духа все люди принимают участие в божественном и этим создают идейную общность, преодолевающую все ограничения. В Марке Аврелии трагически сочетались мужество и разочарованность.

Мог ли Марк Аврелий стать христианином?

Прочитал книгу, собранную из размышлений Марка Аврелия: «Наедине с собой». Первое впечатление, которое остаётся после книги – если бы «философ на троне» и Иисус Христос встретились при жизни, им было бы о чём поговорить, а история христианства могла бы сложиться по-другому.

Марк Аврелий Антонин – был последним из пяти относительно хороших римских императоров (Нерва, Траян, Адриан, Антонин Пий, Марк Аврелий), последовательно правивших Римской Империей в период 96 – 180 годы н.э. За время их правления Римская Империя достигла своего наивысшего расцвета. Этот период времени ещё называют «золотым веком» или «период всемирной истории, когда положение человеческого рода было самое счастливое и самое цветущее». Марк Аврелий всю жизнь исповедовал стоицизм (твёрдость и мужество в жизненных испытаниях), большую часть жизни провёл в военных походах, да и свои размышления записывал в походной палатке.

Читайте также:
Франклин Делано́ Рузвельт - отзывы, мнение, рейтинг

Для меня Марк Аврелий интересен, прежде всего тем, что смог грамотно победить чуму, выпавшую на годы его правления, был мужем одной жены, от которой у него родилось 12 детей, ну и конечно своей философией, так похожей на некоторые моменты Ветхого и Нового Завета.

Так мог ли Марк Аврелий стать христианином? Если бы Иисуса Христа приняли сначала в Иудее, а потом и в Риме, то вероятно, Марк Аврелий и подобные ему, раньше других смогли бы понять и принять христианскую веру. Рождение Иисуса Христа именно в этот период и параллельное развитие Римской Империи, кажутся звеньями одной цепи. Что было бы, если бы Иисус не был распят? И вместо распятия, осуществилось бы пророчество Исаии о славной судьбе Христа:

«Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века».
Ис.9:6,7

Римская Империя 2000 лет назад не только объединяла весь мир, открывая возможности для путешествий и общения людей на одном языке, неся прогресс и образование всему человечеству, но и в нравственно-этическом аспекте, готова была принять учение Христа. Прими Рим Иисуса, и скорее всего Его учение подхватили бы в Индии и Китае, так как почву там уже подготовили Конфуций, Лао-цзы и Сиддхартха Гаутама (Будда).

Марк Аврелий и Рим стояли на основании философов Древней Греции, таких как Сократ, Платон, Аристотель и Эпиктет. Последнего Марк Аврелий считал своим учителем.

Однако знакомство Марка Аврелия и Иисуса Христа так и не состоялось. Иудеи так и не смогли принять Иисуса, он был вынужден пойти путём креста, и о нём исполнилось другое пророчество Исаии:

«Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились».
Ис.53:3-5

Христиан, так же как Иисуса стали преследовать и гнать сначала в Иудее, а потом и в Риме. Император Нерон обвиняет в поджоге Рима христиан, после чего христианство подвергается жесточайшим преследованиям и гонениям. Марку Аврелию же достаётся в наследство предвзятое мнение насчёт христиан. Возможно, если бы он мог сравнить учение стоиков и свои собственные размышления, с христианским учением, то нашёл бы много общего, однако этого не произошло и история пошла известным нам путём. Иерусалим пал в 70-м году н.э., Иерусалимский Храм был уничтожен, жители убиты или проданы в рабство. Христианство преследовалось в Риме, почти 400 лет, Рим потерял своё могущество, сначала произошло разделение на Западную Римскую Империю и Византию в 395 году н.э., а в 476 году Западная Римская Империя фактически прекратила своё существование, под давлением вождя германских племён Одоакра. Конфуцианство, Даосизм и Буддизм становятся полностью самостоятельными религиями и путь к объединению религий представляется крайне сложным до сих пор.

По этим причинам, чтение книги Марка Аврелия, для меня лично было сопряжено с грустью по поводу утраченных возможностей. Что, конечно же, не умаляет заслуг самого Марка Аврелия и его вклада в философию, этику и нравственность.

Далее хотел бы привести несколько наиболее приглянувшихся мне цитат из книги «Наедине с собой».

«Всё следует делать, обо всём говорить и помышлять так, как будто каждое мгновение может оказаться для тебя последним».

«Настоящее – вот всё, чего можно лишиться, ибо только им и обладаешь, а никто не лишается того, чем не обладает».

«Уходя из жизни, храни спокойствие духа, воздав богам искреннюю, сердечную благодарность».

«Никогда не считай полезным для себя то, что когда-либо побудит тебя преступить обещание, забыть стыд, ненавидеть кого-нибудь, подозревать, клясть, лицемерить, пожелать чего-нибудь такого, что прячут за стенами и замками».

«Без соображения с божественным не сделаешь хорошо ничего человеческого и наоборот».

«К чему следует отнестись серьёзно? Праведному помышлению, общеполезной деятельности, речи, неспособной ко лжи, душевному настроению, с радостью приемлющему всё происходящее».

Читайте также:
Нельсон Мандела, биография, история жизни, факты.

«Кратчайший путь, согласный с природой – блюсти правду во всех речах и поступках».

«Ни с кем не случается ничего, чего он не в силах был бы вынести».

«Куда бы я не попал, я могу быть счастлив. Счастлив же тот, кто уготовил себе благую участь. Благая же участь – это благие склонности души, благие стремления, благие дела».

«В одном ищи радости и успокоения – в том, чтобы от одного общеполезного дела переходить к другому, памятуя о боге».

«Лишь одно действительно ценно: прожить жизнь по правде и справедливости, сохраняя благожелательность по отношению к людям даже лживым и неправедным».

«Важны три отношения: к облегающему тебя телу, к божественной причине, источнику всего случающегося со всеми, и, наконец, к живущим с тобою людям».

«Не всё же разглагольствовать о том, каким должен быть хороший человек, пора и стать им».

Эксперимент Марка Аврелия. Последний из «хороших императоров» Рима

Древняя Греция и Древний Рим, кажется, придумали и опробовали на своем опыте практически все, начиная от политических систем и заканчивая различными сексуальными девиациями.

Последний из хороших

Античный мир знал правителей-воинов, правителей-хозяйственников, правителей-дипломатов. Некоторым удавалось успешно совмещать в себе эти ипостаси. Но правитель-философ — явление редчайшее. Конечно, некоторые власть имущие мнят себя таковыми, но это, мягко говоря, не соответствует действительности.

Во второй половине II века Римская империи переживала эпоху наивысшего расцвета. И именно в это время ее императором стал настоящий философ. И, как ни странно, он более чем успешно справлялся с управлением величайшим государством древнего мира на протяжении почти двух десятилетий.

Марк Аврелий Антонин был в этой череде пятым и последним.

Особенности римского усыновления

Он родился 26 апреля 121 года в семье сенатора испанского происхождения. Отцом его был Марк Анний Вер, а матерью — Домиция Луцилла, дочь консула 109 года Публия Кальвизия Тулла Рузона.

Изначально он носил такое же имя, как отец и дед: Марк Анний Вер. Но сначала он был усыновлен третьим мужем матери императора Адриана — Домиции Луциллы Паулины — Публием Катилием Севером, а в 139 году, после смерти названого отца, его усыновил император Антонин Пий, после чего он получил имя Марк Элий Аврелий Вер Цезарь.

Для Рима тех времен подобная практика усыновлений являлась обычным делом. Правители зачастую подбирали себе наследников, не полагаясь на случайность рождения, а выбирая уже готовых и перспективных «сыновей»: дальних родственников или вовсе людей не из своего рода, но уже продемонстрировавших свои таланты. Дед Марка Аврелия, трижды занимавший должность консула, позаботился о том, чтобы внук получил самое лучшее образование. Наиболее юношу заинтересовала философия, в которой он стал верным последователем школы стоиков, в первую очередь погрузившись в вопросы этики, то есть учения о надлежащей жизни.

Имя ему Вериссимус

Уже в 16 лет он был принят на государственную службу и демонстрировал способности, поражавшие современников. Император Адриан, приблизивший Марка к себе, дал ему прозвище Вериссимус, что означает «Правдивейший».

Марку Аврелию было 19, когда его впервые избрали римским консулом. Одновременно император Антонин Пий провозгласил Марка цезарем. В терминологии той эпохи императора именовали августом. Титул цезаря получал младший соправитель, как правило, наследник «главного» властителя.

Марк Аврелий к своим 40 годам имел практически безупречную репутацию, в третий раз вступив в должность консула. Смерть императора Антонина Пия сделала Марка главным человеком в империи. «Пусть дела твои будут такими, какими ты хотел бы их вспомнить на склоне жизни», — говорил он. Через тьму веков до нашего времени дошли дневники императора, которые, очевидно, Марк Аврелий вел исключительно для себя. Опубликованные под названием «К самому себе», они представляют собой анализ своих поступков, дел, мыслей через призму философии.

«В одном ищи радости и успокоения: в том, чтобы от одного общеполезного дела переходить к другому», — напоминал себе император. В отличие от других правителей Марк Аврелий не стремился к воспеванию собственных деяний, а пытался разобраться в том, почему многое не сделано.

Закон главнее всего

Возможно, никто в Римской империи II века не был столь требователен к себе, как Марк Аврелий. Пока другие гнались за славой, он ставил памятники не себе, а своим учителям.

В Афинах, древней столице научной мысли, по велению императора были учреждены четыре кафедры философии с назначением денежного содержания учителям. Уважение к римскому Сенату привил Марку Аврелию его приемный отец, однако сам он пошел по этому пути еще дальше. Новыми членами Сената при нем становились зажиточные представители провинций, что значительно повышало уровень представительской власти. Сам император не раз подчеркивал, что он считает себя ответственным перед Сенатом. Таким образом, при Марке Аврелии в Риме разделение властей, по сути, стало реальностью.

Читайте также:
Биография КАЛИНОВ Сергей Михайлович

Император окружил себя опытными юристами, поставив задачу упорядочения судопроизводства в Риме. Речь шла не столько о написании новых законов, сколько о придании эффективности тем, которые уже существовали.

При Марке Аврелии была расширена система оказания помощи малоимущим, прежде всего — детям. Никаких пустых трат государственных средств император себе не позволял: роскошные пиршества обеспеченной элиты он откровенно презирал и сам ничего подобного не организовывал.

Палец вверх

Иное дело — популярные в народе бои гладиаторов. Лишать людей зрелища Марк Аврелий не хотел, но его присутствие в Колизее носило символический характер, ибо сам император бессмысленную поножовщину не любил. Зато участники боев знали, что присутствие Марка Аврелия практически гарантирует жизнь побежденному: его палец никогда не опускался вниз.

А потом император и вовсе изменил саму природу сражений, приказав выдавать гладиаторам для боя исключительно тупое оружие. Позаботился Марк Аврелий и о канатоходцах: если до него падения артистов заканчивались смертельным исходом, то при нем было предписано стелить под канатами что-то мягкое, причем в таких объемах, чтобы жизнь упавшего была сохранена.

Античный историк так описывал Марка Аврелия: «К народу он обращался так, как это было принято в свободном государстве. Он проявлял исключительный такт во всех случаях, когда нужно было либо удержать людей от зла, либо побудить их к добру, богато наградить одних, оправдать, выказав снисходительность, других. Он делал дурных людей хорошими, а хороших — превосходными, спокойно перенося даже насмешки некоторых».

Чума и сын

Не стремясь к войне, он, будучи императором, вынужден был много времени проводить в боях и походах. Марк Аврелий добился выгодного мира с Парфией, отразил вторжение маркоманов, подавил мятеж в Египте. Военные действия всегда требуют больших расходов. Марк Аврелий, однако, был категорическим противником усиления налогового бремени. Вместо введения новых податей он собирал нужные средства путем распродажи императорского имущества. Такие меры себя вполне оправдывали.

В 178 году Марк Аврелий начал поход против германских племен. Он проходил удачно, однако вмешался не менее опасный враг: чума. В римской армии было немало тех, кто погиб от этого недуга, и среди них оказался и сам император. 17 марта 180 года на берегах Дуная Марк Аврелий скончался.

А вот сам император, знай он о том, что случилось после его смерти, наверняка начал бы искать причины в себе. Такова уж была его философская концепция.

Марк Аврелий Антонин (Marcus Aurelius Antoninus)

(121-180) – мыслитель, выдающийся представитель Поздней Стой. Был убежден: человек сам, ценой собственных усилий создает свою внутреннюю красоту подобно тому, как и природа создает свою красоту из собственных ресурсов.

М. А. происходит из семьи, приближенной к императорскому дому. После потери отца воспитания М. А. взял на себя его дедушка Ранний Сен, предоставивший парню первые наставления относительно обязанностей правителя, прав и свобод граждан, и которого М.А. (Рядом с отцом и матерью) с благодарностью вспоминает в своих произведениях. Из 138 – соправитель государства, в 161 -180 – император Римской империи.

М.А – автор своеобразного философского дневника и установки по поведению “К самому себе” (рус. – “Наедине с собой”). Работа написана греч. языке. В дневнике нашли отражение убеждению автора, его сомнения, беспокойство и горькие разочарования, которые ожидали его на вершине славы, которую М.А. надеялся использовать для служения общему благу.

Был горячим сторонником философии Эпиктета. Испытал влияние стоического платонизма Посидония. И хотя М. А. предупреждает: “Постоянно и по возможности при каждом представлении Применяя учения физики, этики и диалектики” (Марк Аврелий. Наедине с собой / Римские стоики: Сенека. Эпиктет. Марк Аврелий. – М., 1995. – С . 325), сам он (как и Эпиктет) негативно относится к абстрактным теоретических исследований, не имеющих целью непосредственной погруженности в собственно внутренней жизни. “Начни с самого себя и Исследуй прежде всего самого себя” (там же. – С. 349). Развитие учения об индивидуальном ум как принцип души и рушийности органического тела выводит философа к проблеме всеобщего, потому что без осознания их соотношение невозможно выяснить назначение человека. “В чем твое искусство? В том, чтоб быть хорошим. Но разве достигнешь ты в нем совершенства иначе, нежели с помощью познания как о природе Целого, так и об особом строе человека?” (Там же. – С. 350). Человеческий ум называет только частью универсального космического разума, с которого он сходит в индивидуальное тело, и вернувшись к которому после смерти человека растворяется в божественном уме. В области морали М.А. следует скептицизм. Он убежден, что только от нас зависят наши недостатки и достоинства. То, что не является ни пороком, ни благотворительностью – “безразлично”, это болезнь и смерть, бедность и богатство, неизвестность или слава . Наши внешние беды – это только наше субъективное впечатление, которого надо избавиться. Действительно несчастливой является плохой человек, которая вредит (своим поведением), прежде всего, самой себе, в то время, когда мудрец прекрасно чувствует себя в окружающем, потому что не отчаивается от зависимости от мироустройства, находится свободно и спокойно даже среди тяжких невзгод . Поэтому “устранить воображение, останови стремление, подал склонности: пусть властвует над тобой руководящее начало” (там же. – С. 334). И несмотря на отношение императора М. А. в христианство, стоик М.А. всегда подчеркивал братство, связывает людей как чад Божиих, и объективно приближает его учение к христианству, которое рождалось.

Читайте также:
Навальный Алексей Анатольевич - отзывы, мнение, рейтинг

А. В. Александрова

МАТЕРИЯ И ИДЕЯ

Среди понятий античного философского наследия “материя” и “идея” занимают достойное место, однако свой теоретический смысл они раскрывают не благодаря простому лингвистическом перевода, а лишь при условии диалектической интерпретации приведенных терминов в контексте культуре ю-мыслительной традиции эллинизма. Философской сознанием грека “материя” воспринимается как “потенция”, а “идея” – как формообразующие принцип целесообразной структуры “(А. Ф. Лосев). Их наглядная противоположность одновременно предусматривала единство и нуждалась диалектической интерпретации, и именно последняя превратила названы понятия в философскую проблему. По мнению Лосева, материю признавали не только “натурфилософ”, но и Платон и Аристотель, хотя, принимая во внимание ее позасмисловий и текучий статус, считали ее несостоятельной для создания целостной картины мира. Отличие между Демокритом и Платоном заключалась не в полярности позиций материализма и идеализма (употребление таких идеологических направлений относительно античного философского наследия вообще не целесообразно), а в распределении логических ударений в пределах некой абстрактной категории. Следовательно, материя в античном смысле является потенцией любых явлений действительности, предусматривает и “ожидает” своего оформления . с другой стороны, античная идея – также не чистая абстракция, а несколько всегда связано с телесно-вещественным производством. Поэтому она выступает как динамичный формообразующие принцип построения космоса. По отношению кстати идея выступает субстанцией, законом существования, принципом построения и функционирования, порождающей моделью, силой, внутреннее ее определяет. Идея “есть специфически осуществленная целесообразность и самое тело целесообразности. Если она есть такое” особенное “, которое несет на себе все” целое “и” общее “(хотя и специфическим образом), и если она есть субстанциальная мощь всей данной области бытия, имеющая свой собственный, видимый умом лик, то, очевидно, каждая такая идея есть НЕ что иное, как тот или иной бог . боги . Переведенный на язык абстрактное всеобщность “(Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. – М., 1969. – С. 150, 151). Теоретическое разграничения идеи и материи у Платона (и Аристотеля) предусматривает их синтез в реальном теле или в реальной живому существу. их диалектическое единство обеспечивает познавательный процесс, потому что идеи без материи просто непознаваем, а чистая материя, лишенная идеальных форм, о которой говорит теоретическое мышление, также непознаваемой. Реально существует и реально открытое познанию только то, где оба начала – материя и идея – объединены в полной неразличимости.

Марк Аврелий Антонин (Marcus Aurelius Antoninus) – отзывы, мнение, рейтинг

MARCUS AURELIUS ANTONINUS, EPIKTETOS

© Издание. Оформление. ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», 2016

Римский император (161–180 гг. по Р. Х.) Антонин, более известный под именем Марка Аврелия философа, родился в Риме в 121 году, а спустя семнадцать лет вместе с Люцием Вером был усыновлен их дядей Антонином (Пием), в том же году унаследовавшим императорский престол от Адриана. В 147 году он сделался соправителем государства, а после смерти дяди Пия, последовавшей в 161 году, императорская власть всецело перешла к нему, и он немедленно разделил престол с Люцием Вером. На престоле он носил имя императора Цезаря-Марка-Аврелия-Антонина-Августа, но мы будем называть его Аврелием, ибо под этим именем он наиболее известен сегодня Аврелий получил образование под руководством лучших учителей своего времени, риторику, например, преподавали ему Ирод Аттик и Марк-Корнелий Фронто; в двадцатипятилетнем возрасте он под влиянием философа Юния Рустика с особенным увлечением предался изучению стоической философии.

Это был выдающийся правитель, но царствование его не было счастливым. Во все время его правления бесконечные войны потрясали империю, на нее обрушился целый ряд бедствий, одно тяжелее другого: наводнение, землетрясение, голод сменяли друг друга. Вслед за его вступлением на престол катты вторглись в Римскую Германию и Рэцию, Британия стала угрожать восстанием, началась уже долго созревавшая упорная война с парфянами. В то время, когда государственные заботы удерживали Марка Аврелия на Западе, Люций Вер должен был вести войну на Востоке. Состоявшие под его начальством полководцы, именно Статий Приск и Авидий-Кассий, повели дело с таким успехом (Селевкия на Тигре была взята, дворец парфянского царя в Ктесифоне разрушен), что парфяне вынуждены были заключить мир (165 г. Р. Х.), хотя в римском войске уже стала свирепствовать чума.

Читайте также:
Левон Хоренович Чахмахчян - отзывы, мнение, рейтинг

По окончании Парфянской войны оба императора получили в 166 году триумф, и Марк Аврелий принял титул Парфянского. Но радость победы была омрачена ужасной чумой, которую вернувшиеся войска занесли во все провинции, лежавшие на их пути. К этому присоединилось еще и то обстоятельство, что северные племена, жившие вдоль Дуная на римской границе, заключили наступательный союз и вторглись в пограничные провинции. Оба императора выступили на войну, которая по имени одного из могущественнейших неприятельских племен получила название Маркоманской и много лет велась с переменным успехом. В январе 169 года Л. Вер умер в Италии на пути императоров в Рим. Критическое положение империи, на которую одновременно обрушились война, мор и голод, заставило Марка Аврелия принять чрезвычайные меры, он даже приказал продать с аукциона массу драгоценностей, хранившихся во дворце. Вскоре на льду Дуная он одержал победу над яцигами. Но в 174 году Марк Аврелий был окружен; недостаток воды довел войско его до крайности. Внезапно поднялся ветер, проливной дождь освежил войско, и враги были разбиты. Эта история пересказывалась потом и язычниками, и христианами. И в следующем году военное счастье не покинуло Марка Аврелия, но посторонние обстоятельства вынудили его заключить с варварами мир. Он получил известие, что восстал сирийский наместник Авидий-Кассий, которому император передал высшее управление значительной частью Востока. Но прежде чем Марк Аврелий добрался до Азии, мятежный наместник был убит собственными своими офицерами. Участники восстания имели случай испытать все великодушие и гуманность Марка Аврелия. 3 декабря 176 года он вместе с сыном своим Коммодом праздновал триумфом победу над «германцами и сарматами»; в это же приблизительно время он сделал Коммода своим соправителем. В 178 году опять вспыхнула война с маркоманами, которая снова кончилась победой римлян.

17 марта 180 года Марк Аврелий умер. Помимо обычных почестей ему была воздвигнута еще колонна по образцу Траяновой, украшенная рельефными изображениями подвигов Марка Аврелия во время Маркоманской войны. Изображения эти сохранились до сих пор, равно как на Капитолии бронзовая, с остатками позолоты, конная статуя.

Несмотря на упорные войны, в которых Марк Аврелий провел все свое царствование почти без перерыва, он все же находил время для многих благотворных мероприятий в области внутреннего управления и юстиции. Все эти мероприятия отличаются замечательным человеколюбием. Между прочим, он расширил приют для бедных детей, учрежденный Траяном, и дал ему твердый устав, а также упорядочил законы об опеке. Но есть в его системе и теневая сторона: это преследования христиан, которыми галльские и смирнские власти омрачили его правление; он допустил эти преследования, предпринятые на основании законов, изданных при Траяне.

Кроме некоторых частей своей переписки и переписки Л. Вера и Антонина Пия с знаменитым ритором Фронтоном, Марк Аврелий оставил записки на греческом языке, под заглавием «К самому себе» («Размышления»). Записки эти делятся на 12 книг и дышат благородством и возвышенностью стоицизма; в них ярко отражаются его великодушный характер и те высоконравственные начала, которые он старался проводить в жизнь. Содержание этих записок – вопросы практической морали. Идеалом человека Марк Аврелий признает совершенное равнодушие ко всяким лишениям и самую искреннюю любовь к людям. Исконное свойство человеческой природы, по его мнению, стремление к общему благу. Он жалеет о тщеславии завоевателей и подвиги их считает наравне с разбоем. Он первый произнес слово «космополит». «Ты, как человек, – говорит он, – гражданин всего мира, ты – космополит». Все это, однако, не помешало ему выразить в своем произведении крайнее презрение к мученикам за идею христианства. Все происходящее в мире Марк Аврелий рассматривает как проявление промысла природы, отождествляемой с богом – активным, разумным и материальным началом, проникающим весь мир и объединяющим его в единое целое. Человек должен активно сотрудничать с миром, т. е. с богом, ибо в мире все происходит согласно его естественным законам. Чтобы достичь счастья, необходимо привести свое поведение, свои чувства и взгляды в соответствие с этими законами. Задача – постигать эти законы и жить в гармонии с ними…

Марк Аврелий. Наедине с собой

Деду Веру[1] я обязан сердечностью и незлобивостью.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: