Ма́ртин Лю́тер Кинг – отзывы, мнение, рейтинг

Человек, у которого была мечта. 90 лет Мартину Лютеру Кингу

15 января 1929 года, 90 лет назад, родился Мартин Лютер Кинг – человек, который внес огромный вклад в преодоление сегрегации и расовой дискриминации, присущих американскому обществу середины ХХ века.

Сейчас это кажется фантастическим, но еще в 1940-е – 1950-е годы в США существовали раздельные школы для белых и черных, в ряде штатов темнокожие американцы были обязаны уступать белым места в общественном транспорте. Мартин Лютер Кинг стал одним из первых афроамериканских общественных деятелей, которому удалось не просто привлечь внимание к проблеме сегрегации, но и вывести ее обсуждение на мировой уровень.

Известность пришла к Мартину Лютеру Кингу не сразу, но она была заслуженной, тем более, что Кинг был одним из немногих лидеров афроамериканского движения, кто принципиально выступал за ненасильственные методы борьбы. Именно эта гуманистическая позиция в конечном итоге и стоила жизни молодому пастору. Он оказался «между двух огней» – его ненавидели поборники старых порядков и сегрегации, но и афроамериканские радикалы также обвиняли Кинга в соглашательстве и системности.

Мартин Лютер Кинг прожил очень недолгую, особенно по современным меркам, жизнь. Его убили, когда ему не исполнилось и сорока лет. Но даже за этот небольшой срок жизни, отведенный ему судьбой или высшими силами, Мартин Лютер Кинг успел сделать очень многое. Он родился 15 января 1929 года в Атланте в афроамериканской семье. Его отец, которого тоже звали Мартин Лютер Кинг, работал пастором в церкви, мать Альберта Уильямс Кинг воспитывала детей. Мартин был средним ребенком в семье – у него были старшая сестра Кристин Кинг Фаррис и младший брат Альфред Кинг.

Как и другие афроамериканцы, росшие в то время, Мартин уже в детстве столкнулся и с сегрегацией, и с бытовым расизмом. Например, его друг детства, белый мальчик, пошел в отдельную школу «для белых», а Мартин – в школу «для черных», при этом отец друга запретил мальчику общаться с Мартином именно из-за цвета кожи последнего. И таких примеров в жизни Мартина Лютера Кинга было очень много. Так, как то Мартин ехал со своим учителем в автобусе, и им пришлось встать, чтобы уступить места белым пассажирам. Этот случай Мартин запомнил надолго и тогда, в юношеские годы, как затем признавался Кинг, он испытывал даже ненависть к людям с белым цветом кожи.

После школы Мартин Лютер Кинг поступил в Морхауз-колледж – одно из самых престижных афроамериканских учебных заведений. В 1948 году 19-летний Кинг закончил колледж со степенью бакалавра социологии и окончательно определился с будущим профессиональным выбором – он решил стать баптистским пастором, как и его отец. В 1951 г. Мартин получил диплом бакалавра богословия в духовной семинарии Крозер в Честере. Естественно, решение делать карьеру священника встретило всестороннюю поддержку со стороны отца – Мартина Лютера Кинга-старшего, который и помог сыну получить работу в церкви через своих знакомых.

18 июня 1953 года 24-летний Мартин Лютер Кинг женился на 26-летней Коретте Скотт – тоже афроамериканке, выпускнице Консерватории Новой Англии по классу вокала и скрипки. В 1954 году 25-летний Мартин Лютер Кинг получил должность пастора Баптистской церкви Декстер-авеню в городе Монтгомери, что в штате Алабама.Это был довольно жесткий с точки зрения расового неравенства город, где власти старались следить за безукоризненным соблюдением сегрегации в общественном транспорте. Так, здесь действовали Законы Джима Кроу, предусматривавшие полную сегрегацию белых и черных, включая даже раздельные общественные туалеты и раздельные места в автобусах.

1 декабря 1955 года 42-летняя чернокожая швея из Алабамы Роза Паркс отказалась уступить в автобусе место белому мужчине, после чего женщину арестовали и приговорили к выплате штрафа. И это был далеко не единственный в том году подобный случай. Всего было арестовано пять женщин и двое детей, а одного темнокожего мужчину даже застрелил водитель автобуса.

Таким образом, в 1955 г. в Монтгомери сложилась довольно критическая ситуация. Градус общественного недовольства в афроамериканской среде нарастал. И тут пробил «звездный час» молодого баптистского пастора Мартина Лютера Кинга. Именно он обратился к афроамериканскому населению города, призвав к ненасильственной акции – бойкоту общественного транспорта. Поскольку 70% пассажиров города составляли афроамериканцы, транспортные компании сразу же стали нести огромные убытки. В январе 1956 года в дом Кинга бросили бомбу. Но бойкот продолжался. Не повлияли на него даже массовые аресты, которые провели власти Монтгомери, ссылаясь на закон о запрете бойкотов 1921 года. В конечном итоге, федеральный окружной суд, рассмотрев иск активистов, признал сегрегацию в автобусах незаконной.

Но расистские власти Монтгомери не сдавались. Была подана апелляция в Верховный суд США, которая, однако, оставила решение окружного суда в силе. На 40 грузовых автомобилях в Монтгомери прибыли боевики самой знаменитой расистской организации США «Ку-Клукс –Клан», но и эта акция не повлияла на итоги бойкота. 20 декабря 1956 года сегрегация в городском общественном транспорте города Монтгомери была отменена. Это была первая действительно крупная победа афроамериканского движения. И именно она обеспечила молодому пастору – афроамериканцу Мартину Лютеру Кингу общенациональную, а затем и всемирную известность.

В то время в США уже формировалось радикальное крыло афроамериканского движения. Разнообразные «черные националисты» также были сторонниками сегрегации, понимая под ней необходимое обособление от белых с целью сохранения «чистоты расы». Позиция Мартина Лютера Кинга, который не дистанцировался от белых, вызывала у них закономерное раздражение. Например, трибун радикалов Малкольм Икс выступал за полное отделение афроамериканских общин от белого населения США, получение компенсации за столетия рабского труда и резко критиковал стратегию ненасилия. Радикальная молодежь из афроамериканских кварталов была склонна внимать проповедям Малкольма Икса, ораторов «Нации Ислама» (религиозно-политическое движение «черных мусульман»).

Читайте также:
Микеланджело Буонарроти, биография, творчество, история жизни

Но популярность Мартина Лютера Кинга, несмотря на враждебность как американского правительства и спецслужб, так и афроамериканских радикалов, росла. И это вскоре привело к негативным для его безопасности последствиям. 20 сентября 1958 года, когда Кинг презентовал свою книгу в магазине в Гарлеме, его ударила канцелярским ножом в грудь психически больная женщина – афроамериканка. Это покушение стоило Кингу трех операций.

Будучи сторонником ненасильственного сопротивления, Кинг считал, что именно бойкоты и акции гражданского неповиновения обратят внимание не только американского руководства, но и всего мира на несправедливость, творящуюся в стране в отношении темнокожего населения. В 1960 году Кинг даже отправился в Индию изучать наследие Махатмы Ганди и методы гандистского сопротивления. Пригласил его в Индию сам Джавахарлал Неру, что уже свидетельствовало о превращении Мартина Лютера Кинга в политическую фигуру международного масштаба.

К борьбе афроамериканцев подключилась пресса, что позволило сформировать позитивно настроенное общественное мнение. Против сегрегации стали выступать и белые активисты, в том числе набирающее силу студенческое движение.

28 августа 1963 года состоялся грандиозный «Марш на Вашингтон за рабочие места и свободу». Примерно 200-300 тысяч человек прошли демонстрацией к мемориалу президента Линкольна в Вашингтоне, где перед собравшимися пламенную речь произнес Мартин Лютер Кинг. Эта речь, получившая название «У меня есть мечта», обрела всемирную известность.

– заявил в своем выступлении Мартин Лютер Кинг.

Интересно, что 80% участников марша составляли афроамериканцы, но 20% участвовавших в нем граждан были белыми американцами. Мартину Лютеру Кингу симпатизировало все больше людей, поскольку Кинг действовал очень тонко и умело. Он оперировал религиозными терминами и свою общественную деятельность рассматривал как закономерное продолжение христианского служения.

В марте 1968 года Мартин Лютер Кинг направился в город Мемфис, что в штате Теннесси, где бастовали темнокожие рабочие по уборке мусора. Они были недовольны тем, что за такой же труд получают зарплату намного меньшую, чем их коллеги – белые. В этот трудовой конфликт и решил вмешаться самый известный на тот период афроамериканский общественный лидер.

3 апреля 1968 года он приехал в Мемфис, желая выступить с речью в Мэйсоновском храме. Рейс, кстати, был перенесен из-за существовавшей угрозы взрыва самолета, о которой стало известно окружению Кинга. Тем не менее, речь «Я был на вершине горы» все же была произнесена. Пастор Кинг заявил в ней:

После выступления Кинг должен был остановиться в мотеле «Лорейн», принадлежавшем предпринимателю – афроамериканцу Уолтеру Бейли. В 18:01 по местному времени 4 апреля 1968 года, когда Мартин Лютер Кинг находился на балконе второго этажа мотеля, раздался одиночный выстрел. Пуля, выпущенная из винтовки, попала в пастора. Она прошла через правую часть шеи и глотку и затем, пройдя через спинной мозг, застряла в плече Кинга. Подбежавшие очевидцы покушения подбежали к пастору. Его срочно отправили в госпиталь Святого Иосифа, однако врачебные манипуляции не помогли. В 19:05 было официально объявлено, что Мартин Лютер Кинг скончался.

Первым американским политиком, публично объявившим о смерти Мартина Лютера Кинга, был сенатор Роберт Кеннеди, баллотировавшийся в это время на пост президента США от Демократической партии. Его самого убьют в результате покушения через два месяца.

Известие о смерти Мартина Лютера Кинга привело к массовым беспорядкам в целом ряде американских городов. На сами похороны общественного деятеля собрались более 300 тысяч человек, среди которых были как афроамериканцы, так и белые. Массовые протестные выступления охватили 110 городов США.

В Вашингтоне на улицы вышли 20 тысяч человек, что заставило городские власти позвать на помощь военных. В столицу страны были введены войсковые подразделения – морская пехота и 3-я пехотная дивизия сухопутных войск. В результате беспорядков погибли 12 человек, 1097 человек получили ранения, а более 6000 человек были арестованы. Аналогичная ситуация наблюдалась и в некоторых других городах страны.

Убийцу Мартина Лютера Кинга поймали через два месяца после смерти пастора. В аэропорту Хитроу в Лондоне, при попытке вылета в Африку, был арестован 40-летний гражданин США Джеймс Эрл Рей. При нем обнаружили фальшивый паспорт на имя гражданина Канады Рамона Георга Снейда. Рэя немедленно доставили в США, где обвинили в убийстве Мартина Лютера Кинга. И хотя Рэй признался в преступлении, через три дня он взял свое признание обратно.

Джеймс Эрл Рей был заурядным парнем из бедной семьи – армейское прошлое, затем несколько уголовных судимостей – за кражу со взломом, за ограбление водителя такси, за кражу и затем снова за кражу. В 1959 году за кражу 120 долларов Рэя как рецидивиста осудили на двадцать лет, но в 1967 году он бежал из заключения. Рэй был очень похож на человека, на которого легко было повесить любое преступление. Поэтому даже друзья и родственники погибшего Кинга засомневались в вине подозреваемого.

Читайте также:
Петр Первый, биография, история жизни, причины известности

Тем не менее, Джеймс Эрл Рэй получил 99 лет лишения свободы. 10 июня 1977 года он бежал из заключения, но был пойман и получил еще год за побег. В 1998 году Рэй скончался. Вдова Мартина Лютера Кинга Коретта Скотт Кинг выразила соболезнования, дав понять, что не считает Рэя виновным в смерти мужа и посетовав, что в США уже не пройдет новый процесс по делу об убийстве Кинга, который бы мог вскрыть подлинную картину той трагедии.

«Он изменил жизнь миллионов американцев»: как Мартин Лютер Кинг повлиял на расовую политику в США

Расовая сегрегация

Движение за гражданские права зародилось в США в середине прошлого века. Несмотря на то что Гражданская война (1861—1865) завершилась за 90 лет до этого, расовое равноправие в Америке так и не установилось. У истоков формирования общества в Штатах стояли белые переселенцы из Европы, и все возможности в этом социуме были открыты именно для них.

Формально равенство декларировалось повсеместно, однако даже выходцы из неанглосаксонской среды долгое время подвергались в США некоторым ограничениям. Так, многочисленные иммигранты из Италии и Ирландии не имели реальных возможностей подняться по карьерной лестнице. Но в наиболее бесправном положении находилось чернокожее меньшинство.

После завершения Гражданской войны и эпохи Реконструкции Юга в рамках политики национального примирения и борьбы за голоса избирателей южные штаты США постепенно получили возможность законодательно ограничить права негров. Так появилась политика расовой сегрегации: белое большинство дистанцировалось от чернокожих во всех аспектах повседневной жизни. В итоге у выходцев с Чёрного континента были собственные школы, магазины, кафе, вагоны железной дороги и даже места в общественном транспорте.

Была ограничена даже возможность голосовать: право избирать и быть избранным тесно увязали с образовательным и имущественным цензом. Но здесь возникала сложность с голосованием белых бедняков, и тогда было принято решение, гласившее, что потомок избирателей не может лишиться избирательных прав. При этом каждому темнокожему американцу немедленно указывали на его место в обществе. Конечно же, такое социальное давление не могло не спровоцировать протесты, которые нарастали по мере того, как повышались уровень жизни и образования темнокожих.

Нельзя сказать, что до появления Движения за гражданские права общественное мнение было безразлично к проблемам меньшинства. Ещё в 1909 году была основана Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения. Эта организация вела активную пропаганду против сегрегации и лоббировала интересы расовых меньшинств. Мартин Лютер Кинг — самый известный борец за права чернокожих в истории США — вступил в её ряды ещё в юности.

«К 1950-м годам американцы постепенно стали понимать, что прежняя политика расовой сегрегации должна уйти в прошлое. Но чтобы это мнение стало всеобщим, необходима была яркая личность, подобная Мартину Лютеру Кингу», — заявил в интервью RT главный научный сотрудник института США и Канады Владимир Батюк.

Начало карьеры

Кинг родился в 1929 году в семье, которая по американским меркам того времени достигла почти максимально возможного для чернокожих успеха в обществе. Его отец служил пастором баптистской церкви, прихожанами которой были наиболее обеспеченные чернокожие жители Атланты.

Мартин Лютер Кинг получил хорошее образование, окончив колледж в 1948 году. Ещё во время студенчества он получил рукоположение в священный сан, хотя до этого не раз отрицал церковные догматы и считал себя религиозным скептиком.

Однако церковная карьера была наиболее подходящей для сына священника, поэтому Кинг продолжил образование в духовной семинарии, по окончании которой стал бакалавром теологии. Позднее ему была присуждена докторская степень.

В 1954 году Кинг переехал на юг — в город Монтгомери. Именно здесь зародилось Движение за гражданские права, а Кинг стал его идейным вдохновителем.

Лидер меньшинства

В Монтгомери пастор Кинг возглавил гражданский «автобусный протест», который стал следствием инцидента с темнокожей швеёй Розой Паркс. Она отказалась уступить место в автобусе белокожему мужчине, за что её арестовали и оштрафовали. В итоге чернокожие жители Монтгомери начали масштабный бойкот городского общественного транспорта. Акция сопротивления длилась более года и увенчалась сенсационным успехом: федеральные власти признали сегрегационные меры штата Алабама незаконными. С этого момента стало ясно, что ликвидация системы разделения белого и цветного населения Юга — вопрос ближайшего будущего.

Участие в протесте сделало Кинга популярным. Он стал общепризнанным неформальным лидером Движения за гражданские права и занялся политикой. Кинг ездил по стране и выступал с речами перед цветным меньшинством, обосновывал их право на борьбу за равенство, участвовал в маршах протеста и многочисленных митингах. Пастор из Монтгомери стал настолько известен, что его выступления собирали сотни тысяч людей.

Несмотря на то что в начале 1960-х годов движение за равные права постепенно начало обретать радикальный уклон, который поддерживали такие лидеры, как мусульманский проповедник Малкольм Икс и глава организации чёрной самообороны Роберт Уильямс, Кинг насилие отрицал.

«Мы либо научимся жить вместе как братья, либо все вместе погибнем как глупцы», — говорил Кинг.

Он настаивал, что только ненасильственные методы борьбы приведут к равноправию. Кинг прислушивался к идеям Ганди и к лозунгам гражданского сопротивления власти англичан в Индии. Многие из политических практик гандизма Кинг успешно реализовал в США.

Читайте также:
Микела́нджело ди Лодо́вико ди Леона́рдо ди Буонарро́ти Симо́ни - отзывы, мнение, рейтинг

«Лично на меня гигантское впечатление произвела речь Кинга «У меня есть мечта». Это выдающийся пример ораторского искусства. Она по-настоящему изменила жизнь миллионов американцев. США после «Марша на Вашингтон», где рядом шли чёрные и белые американцы, стали совсем другой страной», — рассказал в беседе с RT Батюк.

Смерть проповедника

К 1968 году Мартин Лютер Кинг был одним из самых влиятельных политиков США. Он стал безусловным харизматичным лидером для многочисленного чернокожего населения Соединённых Штатов. К этому времени влияние консерваторов на Юге уже свелось к нулю, а либеральная администрация президента Джонсона полным ходом демонтировала систему сегрегации.

Несмотря на то что у Кинга было множество врагов, положение его было таково, что наладить с ним дружеские отношения стремились самые влиятельные люди США. Отчасти поэтому убийство Кинга стало одним из самых резонансных в американской истории.

4 апреля 1968 года Кинг находился в Мемфисе, где поддерживал забастовку чернокожих рабочих. Он остановился в недорогом мотеле «Лорейн», который принадлежал его другу, также темнокожему. Выйдя вечером на балкон своего номера, Кинг был убит одним выстрелом из винтовки.

Спустя три месяца после покушения лондонская полиция задержала американца Джеймса Эрла Рея с фальшивыми документами. После ареста он сознался в преступлении и был выслан в США. Экспертиза отпечатков пальцев показала, что убийцей Кинга был именно Рей.

«Кинг своей жизнью заплатил за убеждения, которые исповедовал. Его трагическая гибель превратила политика в настоящего героя современной Америки», — считает Батюк.

Версии преступления

Убийство Кинга вызвало широкий общественный резонанс: по стране прокатились волнения, затронувшие 110 городов. А после того как был вынесен приговор Джеймсу Эрлу Рею, появилось множество версий и мотивов преступления, во многих из них убийца Кинга фигурировал исключительно как исполнитель.

Обвинение считало, что Рей прибыл в мотель «Лорейн», снял там комнату на чужое имя, узнал, в каком номере остановился Кинг, и заперся в своём номере, поджидая жертву. Заметив, что Кинг вышел на балкон, Рей прицелился и сделал выстрел. После этого он сразу же бросил ружьё, немедленно выписался и уехал из мотеля. Затем Рей каким-то образом обзавёлся канадским паспортом и отправился в Лондон, откуда улетел в Португалию, но вскоре по непонятным причинам вернулся в Лондон, где и был задержан.

Однако ряд экспертов считают эту историю сомнительной. Ведь после того как Рей подписал чистосердечное признание, он отказался от своих слов и всю жизнь отрицал, что убил Кинга. Скепсис подкрепляет и тот факт, что преступник бросил ружьё с отпечатками своих пальцев на месте преступления. Историки указывают и на то, что баллистическая экспертиза оружия была проведена с большим опозданием, а её результаты до сих пор признаются сомнительными. К тому же Джеймс Эрл Рей был выходцем из бедной семьи, его несколько раз судили за кражи, и на момент покушения на Мартина Лютера Кинга у него могло не быть достаточных ресурсов, чтобы самому организовать преступление.

Всё это породило версию и причастности к убийству ФБР. Сторонники этой теории считают, что Мартин Лютер Кинг слишком мешал американским политикам, его влияние было чрезмерным, и он вполне мог серьёзно повлиять на исход выборов. Кроме того, консерваторы из американских спецслужб полагали, что смерть лидера темнокожих американцев приведёт к спаду Движения за гражданские права, а это позволит сторонникам сегрегации взять реванш.

Говорилось о контактах Рея с неким Раулем, который помог ему достать оружие и склонил к преступлению. Факт слежки за Кингом подтвердило ФБР, однако неопровержимых доказательств причастности спецслужб к его смерти так и не нашли.

Эффект Кинга

Несмотря на гибель духовного лидера, Движение за гражданские права не утратило своих позиций. Борьба с расовой сегрегацией продолжилась, а в последние тридцать лет национальные меньшинства и вовсе получили ряд социальных преференций в качестве компенсации за столетия угнетения.

Мартин Лютер Кинг получил государственное признание. В США с 1986 года на самом высоком уровне празднуется День памяти Кинга. Именем легендарного проповедника названо множество улиц, площадей, учебных заведений, библиотек и больниц по всей стране. Речи Кинга стали образцом американского ораторского искусства, их изучают в колледжах и университетах.

«Америка после Мартина Лютера Кинга — это гораздо более гомогенное, монолитное общество, нежели в 1950-х. До появления Движения за гражданские права США были расколотым обществом, где права значительной части граждан были ущемлены», — считает Батюк.

Эксперты признают, что деятельность Кинга действительно создала новую реальность, однако при этом они отмечают, что современная Америка не стала менее противоречивой, чем была 50 лет назад, просто изменился характер противоречий.

«Вместо открытой расовой сегрегации граждане США получили чёрный реваншизм тех, кто считает, что его предков несправедливо обижали на протяжении столетий, и теперь они требуют компенсации. Восстановление прав расовых меньшинств решило старые проблемы, но создало новые, которые не получается решить в рамках общепринятой практики политической корректности», — пояснил в интервью RT доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш.

Читайте также:
Наполео́н I Бонапа́рт - отзывы, мнение, рейтинг

Рецензия на книгу «Мартин Лютер Кинг. Жизнь, страдания и величие»

  • OZON.ru 259 RUB
  • Лабиринт 102 RUB
  • все магазины

Работа над этой книгой продолжалась двенадцать лет. Основанная на реальных документах, она представляет собой не только портрет известного всему миру лауреата Нобелевской премии мира Мартина Лютера Кинга, но и описание его жизни – начиная с воспоминаний детства, когда ему пришлось впервые столкнуться с расовой дискриминацией, и до гибели от руки убийцы. Большая часть книги посвящена становлению Кинга как лидера борьбы за гражданские права негритянского населения в США, инициатора тактики ненасильственных действий, а также известным кампаниям, которые он возглавлял, вне зависимости от того, окончились они победой или поражением. “Я верю в то, что невооруженная правда и чистая, безоговорочная любовь станут высшими критериями реальности. Я по-прежнему верю, что мы победим”, – сказал он в своей нобелевской речи.

У Меня Есть Мечта

«У Меня Есть Мечта» – наверное, единственно правильное название для рецензии, когда собираешься рассказывать о Мартине Лютере Кинге. И наверное, нет ни одного человека, который бы не знал этого имени или не слышал бы о его знаменитой речи. Но что еще мы знаем об этом великом человеке? Бесспорно, книга Уильяма Роберта Миллера “Мартин Лютер Кинг. Жизнь, страдания и величие” поможет узнать о Мартине Кинге гораздо больше.

Я не хочу углубляться в перессказ тех фактов из жизни Кинга, о которых узнала из этой книги. Я расскажу о том, что мне понравилось.

Конечно, это полноценная биография великого вождя негритянского народа. Мы увидим, как он родился, вырос, стал пастором, стал вождем, умер. Но, все-таки, в большей степени книга Миллера – это рассказ о деятельности Мартина Лютера Кинга в рамках движения за гражданские права черного населения Америки. Здесь с подробностью и дотошностью автор рассказывает нам о всех речах, произнесенных Кингом, о всех митингах, в которых тот принимал участие, о всех организациях, в которых он состоял, о всех его судебных делах и тюремных заключениях. Именно поэтому эта книга – маст-рид для тех, кто хочет узнать о социальных процессах США в 1960-ые гг. больше.

Автор также весьма неплохо раскрывает и саму личность Кинга. Читатель может составить четкое представление о том, что это был за человек.

Рождаются ли лидерами или ими становятся? Это очень сложный и неоднозначный вопрос. Вот перед нами Мартин Лютер Кинг. Он родился в семье пастора, отец его был лицом весьма преуспевающим. Конечно, и семья Кингов сталкивалась с сегрегацией и неравноправием. Но они жили в достатке. Мартин Кинг не был выходцем из низов. Мартин имел возможность учиться не только в школе, но и в колледже, и университете. Он был блестящим студентом. И по окончании образования он мог стать кем угодно: ему предлагали стать деканом в одном из колледжей, преподавателем университета. Он мог стать помощником, а затем и возглавить весьма процветающий приход своего отца. Но он выбрал совсем другой путь: Мартин Кинг отправился в Монтгомери, штат Алабама, – самое сердце сегрегации и угнетения.
«Во всех остальных местах сегрегация не просто преобладала, но и чувствительно угнетала цветное население, омрачая его существование. Хотя негры составляли более 40 процентов от 120 000 зарегистрированных в нем жителей, их средний доход ― 970 долларов в год составлял половину среднего дохода белых горожан. Две трети работавших негритянских женщин трудились в качестве прислуги в домах белых хозяев. Около половины трудоустроенных негров-мужчин также были слугами или же неквалифицированными рабочими. Большинство белых имели автомобили, тогда как среди цветных машинами владели единицы. 70 процентов пассажиров автобусов составляли чернокожие. Однако логика белой власти диктовала такие законы, что только белое меньшинство могло рассчитывать на нормальное пользование городским транспортом. Первые четыре места в каждом автобусном салоне были предназначены исключительно для белых. Только белые могли входить в автобус через переднюю дверь. Белые имели право требовать, чтобы цветные освобождали любые занятые ими места вне зависимости от их возраста, пола или состояния здоровья. Причем ― по первому требованию. Цветные должны были оплачивать проезд через переднюю дверь, а затем заходить в салон через заднюю дверь, если, конечно, они успевали добраться до нее прежде, чем автобус отъезжал. Все эти правила свидетельствовали о том, как мало изменилась здесь жизнь с того времени, как завершился период Реконструкции. Такова была ситуация, когда Мартин Лютер Кинг стал пастором в церкви на Декстер-авеню.»

И как следствие этого он стал тем, кем он стал. Так рождаются ли лидерами?

“Я востребован историей, и мне этой судьбы не избежать.” Так отвечает на наш вопрос сам Кинг.

Был ли он идеальным лидером? Вот как говорят о нем его соратники: “Никуда не деться от того факта, что Кинг уникален. Быть может, он не самый лучший из всех возможных вариантов лидера, но он ― настоящий вождь”.

И когда слушаешь речь Кинга, произнесенную им в Вашингтоне, знаменитую речь «У меня есть мечта», то понимаешь, насколько велик был этот человек. Прав автор книги, говоря, что “пересказывать Кинга трудно. Слова, которые на бумаге выглядят банально, в его устах в тот августовский вечер звучали как гимны, насыщенные вечным, мудрым смыслом. В них иногда слышался гнев, но значительно больше в них было страсти. В сущности, его речь была проста и сводилась к тому, что негры не должны прекращать борьбы за свои гражданские права.” Кинга нужно слышать.

Читайте также:
Фидель Кастро, биография, история жизни, причины известности

К сожалению Кинг не дожил до того дня, когда бы он смог сказать, что его мечта наконец-то осуществилась. Он был убит, но, наверное, его смерть была той вынужденной необходимостью, может быть, как смерть самого Христа, которая пробудила спящую совесть Америки: «Нечто подобное перерождению должно было произойти в сознании Америки. Это не значит, что белые американцы должны были перестать быть самими собой. Но они должны были проснуться и увидеть Америку широко открытыми глазами, такой, какой ее видят другие народы, которые ориентируются на общечеловеческие представления и ценности. Белые американцы должны были признать, что «черный цвет тоже прекрасен» и что, хотя они сами не черные, черные люди тоже «наши», неотъемлемая часть «нас самих». Они должны были понять, что белый расизм для них самих гораздо опаснее и разрушительнее, чем чернокожие мятежники. Они должны были признать, что удобная формулировка: «Я лично лишен расовых предрассудков» ― просто отговорка, увиливание от этой ответственности, позволяющее им невольно соучаствовать в деле постоянного подавления всяких надежд.»

Ма́ртин Лю́тер Кинг – отзывы, мнение, рейтинг

Кто такой Мартин Лютер Кинг?

Мартин Лютер Кинг младший ( по-английски Martin Luther King, Jr. ) – это американский проповедник, который считался лидером в продвижении гражданских прав. Прославился тем, что активно боролся против насилия и расизма в 60-х годах. За что бы удостоен награждения Нобелевской премией мира в 1964 году.

Мартин Лютер Кинг вышел из семьи пастора баптистской церкви и его воспитывали в строгой и религиозной атмосфере. Смог даже не закончив средней школы поступить в колледж, где он присоединился к Национальной ассоциации прогресса цветного населения (НАПЦН). Помогал отцу в церкви и принял сан в 1947 г. Смог получить степень бакалавра богословия, продолжил обучение в Бостонском университете и стал доктором философии.

Когда он вступает в НАПЦН он понимает, что против расизма выступают не только темнокожие люди,а и белые это поддерживают. Он всю свою жизнь продвигал идеи свободы и равенства людей. У него были высокого уровня ораторские способности, что он умело использовал в правильном русле. Уже в 1955 году он стал главным в ассоциации совершенствования в Монтгомери

Мартин Лютер Кинг можно сказать боролся за права чернокожих. В то время когда афроамериканец ехал в автобусе, то он не имел права сидеть на первых 4-х рядах, они предназначались для белых. Одна темнокожая деятельница отказалась уступать место и ее за это арестовали. В итоге Мартин Лютер Кинг был лидером ненасильственного бойкота автобусов в Монтгомери. Он организовал длительность бойкота на на целых 382 дня.

Темнокожие граждане перестали передвигаться в общественном транспорте, только пешком, при этом призывали к свободе и равенству. В итоге суд верховного правительства США признал, что насилие над темнокожими и ущемление их прав в штате Алабама незаконно и противоречит конституции США. Это случилось уже в 1957 году и в этом же году журнал Тайм печатает Мартина на обложке и его интервью о свободе и равенстве.
Мартин Лютер Кинг был кумир всего цветного населения Америки, его отождествляют и сегодня с символом борьбы за равенство свободы и прав. За продвижение метода ненасильственной оппозиции он и был удостоен Нобелевской премии мира.

Кинг не только боролся за равенство – он также беспокоился об уровне безработицы и голода, он призывал людей бороться за свои права, но к борьбе ненасильственной.

Личная жизнь

Женился в 1953 году в Бостоне на студентке консерватории Коретте Скотт, но только после одобрения брака родителями. Отец Кинга их и венчал. У них родились 4 детей: 2 сына и 2 дочери.

  • Ваш путь в мир трейдинга с ИнстаФорекс.
  • Нравится

    Спасибо, Ваш голос учтён

    Комментарий

    • Пол:
    • Регистрация: 04.01.2019
    • Сообщений: 2839
    • Поставил(а) лайков: 4789
    • Получено лайков: 12942
    • Выплачено: 950828 RUB

    Кто такой Мартин Лютер Кинг?

    Мартин Лютер Кинг, пожалуй, наиболее известный проповедник, борец за права и справедливость.

    Рабство отменили ещё в 1895 году. Однако существенных изменений в отношении к людям, имеющим не белый цвет кожи, со стороны общественных предрассудков не произошло. А всё из-за того, что государство так и не поспешило на законодательном уровне защитить темнокожих людей. Темнокожих по-прежнему считали «людишками второго сорта», устройство на работу было проблемой, происходило постоянное ущемление в правах.

    Именно в период этих распрей появился на свет Мартин Лютер Кинг, полный тезка своего отца, поэтому часто к имени есть приставка «младший». Родился он в 1929 году в американском городе Атланта.

    Семья не считалась бедной – отец был пастором-баптистом, мать – учительницей. Интересно, что изначально отец и сын носили имя Майкл, но отец принял решение изменить его на Мартин, когда ребенку было 6 лет. Мартин младший рос в религиозной атмосфере, родителя всячески пытались оградить своих детей от неприязни и нападков к цветному народу.

    Кинг младший обладал прекрасными умственными способностями, с отличием окончил негритянскую школу, с 10 лет пел в церковном баптистском хоре. В университет Кинг младший поступил в возрасте 15 лет, предварительно сдав школьные экзамены заранее, поскольку опережал всех и самостоятельно усвоил школьную программу.

    В период учебы становится членом Национальной ассоциации прогресса цветного населения, которая осуществляла борьбу с расизмом.
    В 1948 году Мартин младший окончил университет со степенью бакалавра в области социологии. Своё обучение решил продолжил в теологической семинарии, в результате окончания которой он в 1951 году получает степень доктора богословия и философии.
    С 1954 года становится пастором, как и его отец (и дедушка). Стоит сказать, что Кинг младший имел прекрасные ораторские способности.

    В 1955 году стал организатором транспортного бойкота в Монтгомери. Так он боролся с проблемой того, что темнокожим запрещали занимать первые 4 ряда в общественном транспорте. Бойкот был ненасильственным. Цветные люди отказались от транспорта и ходили по дорогам пешком с призывами к толерантности и равенству в правах. Акция оказалась очень успешной.

    Это заметило и Правительство США. Вскоре выходит Тайм с фото Кинга младшего прям на обложке. Но не все поддерживали инициативу Кинга. Было и много недоброжелателей. На Кинга совершалось несколько покушений, в том числе и попытка взорвать его дом.

    В 1962 году Кинг становится членом Движения алабамских христиан за права человека. Там активно призывал выходить народ на митинги, устраивал демонстрации. Самого Кинга несколько раз арестовывали за это.

    Самой известной акцией Кинга стала акция «марш на Вашингтон», в которой участвовало примерно 300000 человек. На ней Кинг произнес речь, которая всем запомнилась. Он восславлял примирение рас. В результате в 1964 году в США был принят закон, запрещающий ущемление в правах по расовому признаку.

    Личная жизнь.

    Кинг был очень добрым и любящим человеком. В 1952 году он познакомился со своей супругой Кореттой Скотт, в 1953 пара обвенчалась. У семьи Кингов было четверо детей.

    В 1968 году была организована забастовка рабочих темнокожей расы в связи с недовольством заработной платой. к Кингу младшему обратились за помощью. По прибытии в горлд Кинг остановился в отеле «Лорейн». Там на Кинга и было совершено смертельное покушения – пока Мартин стоял на балконе, снайпер совершил выстрел в челюсть Кингу. Выстрел оказался смертельным. Снайпера поймали, а вот из какого оружия он стрелял до сих пор не выявлено и оружие так и не найдено.

    Мартин Лютер Кинг: история борьбы

    15 января – 86 лет со дня рождения Мартина Лютера Кинга, баптистского священника, оратора, величайшего и ярчайшего борца за права чернокожих в США. История его жизни – в нашем материале.

    Детство и отрочество

    Мартин Лютер Кинг родился 15 января 1929 года в городе Атланта (южный штат Джорджия) в семье священника баптистской церкви. Несмотря на то что именно тогда в Америке началась Великая депрессия, которая привела к тому, что 65% цветного населения Атланты вынуждено было получать пособие по безработице, экономические сложности не затронули вполне обеспеченную, буржуазную семью отца-священника. Мартин прожил детские годы вполне комфортно.

    Профессия Кинга-старшего в большой степени определила жизнь сына. С малых лет Мартин посещал церковь, которая была ближе чем школа и где его отец служил помощником пастора. Мальчик страстно и вдохновенно исполнял псалмы, производя впечатление на прихожан, которые специально ради этого приглашали его на религиозные собрания.

    Первое столкновение с несправедливостью расизма произошло в шесть лет, когда Мартин пошел в школу. Среди его приятелей были двое белых друзей, которые хотя и жили на противоположной стороне улицы, стали ходить в другое учебное заведение. Кинг-младший не обратил на это внимания и прибегал к приятелям, однако их мать стала отсылать его обратно. В конце концов она сказала ему напрямик, что чернокожие и белые не должны играть вместе. Мальчик пожаловался своей матери, и она – впервые – объяснила ему о той системе расовых взаимоотношений, которые сложились в Америке.

    Пасторство и Ганди

    В школе Мартин учился хорошо. Экзамены за 9-й и 12-й классы он сдал экстерном и в пятнадцать лет, в 1944 году, был зачислен в Морхаусский колледж, членом попечительского совета которого был Кинг-старший. Для подростка профессия священника не была привлекательна и изучение богословия не казалось ему ценным; он выбирал между медициной или юриспруденцией.

    Позже – уже ближе к окончанию учебы в колледже – он понял, что ему будет сложно уйти от поприща священника, и стал ощущать свое призвание. Помимо этого, на его выбор стали влиять преподаватели колледжа. Они стали убеждать его в том, что речи настоящего христианского проповедника дают пищу для ума и поднимают серьезные общественные проблемы. Мартин понял, что пастор должен быть интеллектуально развит, а его служба должна быть посвящена не поиску потустороннего духовного убежища, а сиюминутной борьбе добра со злом.

    В 1948 году Мартин Лютер Кинг был принят в Кроузеровскую теологическую семинарию. Учеба в ней ознаменовалась для Кинга-младшего духовными поисками. Особенное впечатление произвел на него лекция доктор наук Мордесайя Джонсон. Он ездил по Америке с рассказом о деятельности и философии великого индийского политика, последователя идеи непротивления злу насилием Махатмы Ганди. До этого момента Кинг относился к великому индийцу с большой долей скептицизма – как к идеалисту, далекому от жизни. Прослушав лекцию Джонсона, он поменял свое мнение и стал запоем читать книги о Ганди. Пример борца за независимость Индии от Британии сильно повлияет на политическую деятельность Кинга.

    Университет и женитьба

    В 1951 году Мартин стал бакалавром богословия, и ему поручили прочитать прощальную речь на выпускном. Помимо этого, он получил стипендию в 1200 долларов, которая позволяла ему закончить обучение в любом университете страны. В Атланте отец и знакомые уговаривали его наконец стать проповедником, но он настоял на своем и выбрал Бостонский университет.

    Этот период жизни был связан не только с академической деятельностью. Однажды он попросил свою подругу Мери Пауэлл познакомить его с девушкой, причем с юга США, поскольку бостонских девушек он считал чопорными. Пауэлл предложила две кандидатуры, одну из которых он уже знал. Вторую звали Коретта Скотт, она училась в консерватории. Их знакомство сразу переросло в отношения. Коретта Скотт долго обдумывала, выходить ли ей замуж или нет, поскольку замужество – тем более на священнике – должно было, как она догадывалась, поставить в конце концов крест на ее будущей карьере певицы. Однако она согласилась; в 1953 году состоялось бракосочетание.

    “Автобусный бойкот”

    Когда Мартин Лютер окончил Бостонский университет, супружеская пара переехала в город Монтгомери в штате Алабама. Кинг был назначен пастором церкви, которая находилась напротив местного Капитолия. Ее прихожане – около 300 человек – относились к элите чернокожего населения города, что сконцентрировало в руках священника огромную силу.

    Мартин Лютер начал бурную деятельность – в частности, создал комитеты по помощи бедным и поддержки выпускников средней школы. Помимо этого, он вступил в Национальную ассоциацию содействия прогрессу цветного населения (НАСПЦН) – крупную общественную организацию США, которая и по сей день борется за гражданские права чернокожего населения.

    В 1955 году Кинг впервые стал свидетелем и непосредственным организатором протестной акции. Она была связана с заурядным случаем для тогдашней Америки – автобусным конфликтом: сидящие черные должны были уступать место белым; некоторые чернокожие отказывались выполнять это требование. 1 декабря 1955 года швея Роза Перке села в автобус после работы и заняла места за первым рядом, который был зарезервирован для белых. В салон на остановке зашли белые пассажиры, и водитель потребовал, чтобы черные – в частности, и Перке – уступили место вошедшим. Трое чернокожих, услышав требования, поднялись с места, однако Перке – у нее болели ноги от усталости – отказалась. Шофер вызвал полицейского, который отвез “правонарушительницу” в участок, составил протокол, отпустил ее под залог и велел явиться в суд через четыре дня.

    Роза обратилась лидеру НАСПЦН в Алабаме – И. Д. Никсону. Имея представление об идеях Ганди о ненасильственном протесте, именно он придумал идею “автобусного бойкота”. Никсон рассказал об этой идее своей жене, которая посоветовала ему перестать фантазировать. Тем не менее “автобусный протест” нашел поддержку множества жителей города. Лидер НАСПЦН в Алабаме позвонил Кингу, тот согласился посодействовать. В день бойкота Коретта позвала мужа и указала на проезжавший мимо их дома автобус – он был пуст. Второй – тоже. Мартин Лютер сел в машину и стал ездить по городу, разглядывая автобусы. Он насчитал всего восемь чернокожих пассажиров – в то время, когда транспорт обычно бывал набит ими битком.

    “Сидячие демонстрации”

    24 января 1960 года закончился срок полномочия преподобного Кинга в Монтгомери, и он решил перебраться на малую родину, в Атланту. В этом же году начались “сидячие демонстрации”. Первые из них были устроены чернокожими студентами, которым отказали в обслуживании. Они приходили в публичные места – например, в буфеты – и подолгу сидели в них. Чем больше людей вовлекалось в эти акции, тем больше противодействия вызывали – в конце концов полиция начала аресты, что усилило протестное движение.

    Мартину Лютеру предложили организовать конференцию активистов “сидячих демонстрантов”. На ней были избраны пятнадцать членов правления, которые должны были образовать “постоянную организацию” сидячих протестующих. Между тем акции приобретали массовый характер, и защитники белого превосходства решили дискредитировать сам символ протестного движения – Кинга. 17 февраля два помощника шерифа появились в церкви Атланты и вручили Кингу постановление об аресте за фальсификацию налоговых деклараций. Дело было рассмотрено судом присяжных, которые вынесли оправдательный приговор 28 мая.

    В марте-апреле 1963 года Кинг возглавил массовые демонстрации в Бирмингеме (штат Алабама). Демонстрантов разгоняли, а Кинга – за нарушение запрета о демонстрации – арестовали на пять дней. Сидя под арестом он написал “Письмо из бирмингемской тюрьмы” в ответ на упреки за неблагоразумные и несвоевременные действия. В нем Мартин Лютер выразил свою философию, касающуюся и Бога и общественной жизни, – в частности, утверждал он, прогресс никак не связан с неизбежностью, а является следствием неустанных усилий людей, творящих Божью волю.

    У меня есть мечта” и Нобелевская премия

    Особую известность приобрела речь Мартина Лютера Кинга “У меня есть мечта”, которую он произнес во время марша на Вашингтон в 1963 году у подножия монумента Линкольну в то время, когда Конгресс США обсуждал законодательство о гражданских правах. Это был день триумфа Мартина Лютера Кинга. Его видели по телевизору и слышали по радио десятки миллионов американцев и миллионы европейцев. “У меня есть мечта, что однажды эта нация распрямится и будет жить в соответствии с истинным смыслом ее принципа: “Мы считаем самоочевидным, что все люди сотворены равными”. У меня есть мечта, что однажды на красных холмах Джорджии сыновья бывших рабов и сыновья бывших рабовладельцев смогут сидеть вместе за братским столом. Я мечтаю сегодня!” – провозгласил Кинг. В 1963 году журнал “Тайм” назвал его человеком года.

    В мае 1964 года Кинг участвовал в демонстрациях за интеграцию жилищного фонда, проводившихся в Сент-Огастене (штат Флорида). Через месяц президент Линдон Б. Джонсон пригласил его в Белый дом, где Кинг присутствовал при подписании билля о жилищах, который стал частью закона 1964 года о гражданских правах. Закон запрещал сегрегацию в общественных местах и на производстве, в условиях труда и зарплате.

    В конце этого же года Мартину Лютеру была присуждена Нобелевская премия. В своей речи он в очередной раз выразил принцип непротивления злу насилием. “Движение не стремится освободить негров за счет унижения и порабощения белых. Оно не хочет победы над кем бы то ни было. Оно желает освобождения американского общества и участия в самоосвобождении всего народа”, – сказал он.

    Последние годы и убийство

    В последние годы жизни внимание Кинга было привлечено не только к расизму, но и к проблеме безработицы, голода и бедности во всей Америке. Расширение кругозора обусловила необходимость поддержать радикальные круги негритянской молодежи во время беспорядков в гетто Уоттса, Ньюарка, Гарлема и Детройта, которые противоречили принципам ненасилия. Кинг стал сознавать, что расовая дискриминация тесно связана с проблемой бедности. Но программу по данному вопросу он создать не успел, чем объясняется неудача усилий по улучшению условий жизни в трущобах Чикаго в 1966 г. Однако в ноябре 1967 г. Кинг объявил о начале Кампании бедных людей, которая должна была завершиться в апреле 1968 г. сбором белых и черных бедняков в Вашингтоне.

    28 марта 1968 года Кинг возглавил марш протеста в Мемфисе (штат Теннесси). Целью его была поддержка бастующих рабочих. 3 апреля Мартин Лютер произнес сильную речь. “Впереди у нас трудные дни. Но это не имеет значения. Потому что я побывал на вершине горы. Я смотрел вперед и видел Землю обетованную. Может быть, я не достигну ее с вами, но я хочу, чтобы вы знали, что мы – люди – достигнем ее”. На следующий день он стоял на балконе в мемфисском отеле и был ранен снайпером. Его убийца, Джеймс Эрл Рей, получил 99 лет тюрьмы. Официально было признано, что он был убийцей-одиночкой, однако по-прежнему не утихают споры о том, что Кинг был убит в результате заговора.

    Восемь фактов о Мартине Лютере Кинге

    Уже три недели в США проходят массовые протесты из-за убийства полицейским афроамериканца Джорджа Флойда. Еще 60 лет назад в стране была законна расовая сегрегация. У истоков движения за права чернокожего населения США стоял Мартин Лютер Кинг. Plus-one.ru рассказывает о жизни великого человека, у которого была мечта о равенстве для всех.

    Факт 1. У него было тяжелое детство

    Мартин Лютер Кинг родился в 1929 году в Атланте — в самом сердце южных штатов, где расовая сегрегация была закреплена законом. Его родители были потомственными пасторами.

    До 15–16 лет отец — Мартин Лютер Кинг-старший — ежедневно порол Мартина, его старшую сестру Кристин и младшего брата Альфреда. Причем не только за любую провинность, но и просто так. Нередко он заставлял детей пороть друг друга.

    Из-за отцовских методов воспитания у Кинга-младшего развилась хроническая депрессия. Еще ребенком он дважды пытался совершить суицид.

    Однажды Мартин играл с младшим братом и, соскользнув с лестничных перил, случайно сбил с ног свою бабушку. Та ударилась головой и ненадолго лишилась сознания. Мальчик так перепугался, что выбросился из окна второго этажа, но отделался лишь ушибами. Второй эпизод тоже связан с бабушкой. Мартин сбежал из-под ее присмотра, чтобы посмотреть парад. Пока его не было, у бабушки случился сердечный приступ, она скончалась. Мальчик, обвиняя себя в ее смерти, вновь выбросился из окна, но опять чудом избежал травм.

    Биографы Кинга отмечают, что депрессия и частые приступы тревожного чувства вины преследовали его до конца жизни.

    Факт 2. Главным примером для него послужил отец

    Впервые с дискриминацией Мартин столкнулся в шестилетнем возрасте, когда его разлучили с другом, белым мальчиком. Их отдали в разные школы — для белых и для афроамериканцев. Родители друга запретили Кингу играть со своим сыном, объяснив: «Мы белые, а ты цветной». До этого эпизода Мартин ничего не знал ни о расовой сегрегации, ни о столетиях рабства.

    Кинг-старший на глазах у Мартина всегда отстаивал свое достоинство, когда их призывали занять очередь для цветных в лавках или когда к ним придирались полицейские. Отец мальчика однажды ему сказал: «Сколько бы мне ни пришлось жить при этой системе, я никогда ее не приму». Он собирал на марши против дискриминации сотни афроамериканцев из своей паствы.

    Сталкиваясь с притеснениями сам и изучая историю афроамериканцев, Мартин проникался к белым неприязнью. Но отец учил его, что христианский долг — любить всех, включая угнетателей. По его примеру мальчик поступил в семинарию. Подростком он сомневался в истинности христианских догм, однако это не помешало ему блестяще окончить учебу и стать священником.

    Факт 3. Стоял у истоков нового освободительного движения

    Мартин Лютер Кинг разжег борьбу за гражданские права афроамериканцев — благодаря ему она приобрела общенациональный размах. В 1955 году в городе Монтгомери, штат Алабама, чернокожая активистка Роза Паркс отказалась уступить место в автобусе белому мужчине. Согласно местному закону, ее арестовали и оштрафовали на $14.

    После серии подобных инцидентов Мартин призвал афроамериканцев Монтгомери бойкотировать общественный транспорт. Бойкот продолжался больше года, сопровождался многочисленными выступлениями, арестами и судами по всей стране и завершился победой нового движения. В 1956 году Верховный суд США признал закон о сегрегации в транспорте в Алабаме неконституционным, после чего местные власти его отменили.

    А Мартин прославился как лидер движения за права афроамериканцев. Он возглавил правозащитную организацию «Конференция христианских лидеров Юга» и начал ездить по штатам, читая лекции и организуя протестные кампании.

    Во многом под влиянием Кинга администрации Джона Кеннеди и Линдона Джонсона выступили за расширение гражданских прав афроамериканцев. А вот радикалы из «Черных пантер» считали Кинга политическим противником, поскольку он призывал к мирной борьбе.

    Факт 4. Считал себя преемником Ганди

    В 1960 году Мартин Лютер Кинг, уже приобретший к этому времени мировую известность, посетил Индию по приглашению ее премьер-министра Джавахарлала Неру. Тот отмечал, что убеждения Кинга имеют много общего с учением Махатмы Ганди, выведшего Индию из-под колониального гнета благодаря тактике ненасильственного сопротивления режиму.

    Мартин познакомился с работами Ганди в семинарии и воспринимал его учение как руководство к действию, а его самого — как своего наставника. Побывав в Индии, он увидел плоды труда своего кумира — мир между индийцами и британцами, бывшими угнетенными и угнетателями.

    Почему Махатма Ганди навсегда изменил мир

    Он призывал искать истину, любить врагов, бороться с произволом без насилия

    Факт 5. Возглавил крупнейший протест в истории движения против расовой сегрегации

    Самой мощной акцией движения за гражданские права афроамериканцев стал «Марш на Вашингтон» — мирное протестное шествие от 200 до 300 тыс. чернокожих активистов и их белых сторонников к мемориалу Линкольна 28 августа 1963 года. Мартин Лютер Кинг помог его организовать.

    Кульминацией протестного марша стала знаменитая речь Мартина «У меня есть мечта», посвященная будущему, в котором белые и афроамериканцы имеют равные права.

    Эта акция привела к тому, что власти приняли Закон о гражданских правах (1964), запретивший сегрегацию в общественных местах, и Закон об избирательных правах (1965), уравнявший афроамериканцев с белыми. В 1964-м Кинг был удостоен Нобелевской премии мира.

    Факт 6. ФБР вело за ним наблюдение, шантажировало и склоняло к самоубийству

    Директор ФБР Эдгар Гувер считал Кинга «коммунистом» и «врагом государства». Мартин и его ближайшие сторонники находились под слежкой, все их разговоры прослушивались, а на их общественную и личную жизнь собирали подробнейшие досье. Чтобы дискредитировать Мартина, сотрудники ФБР распространяли информацию о его частых внебрачных связях.

    После резонансной вашингтонской речи представители бюро охарактеризовали Мартина как «самого опасного и эффективного лидера негров в стране». В ноябре 1964 года, перед поездкой в Норвегию, где ему должны были вручить Нобелевскую премию мира, Кинг получил посылку с анонимным письмом и аудиопленкой, на которой якобы был зафиксирован один из эпизодов прелюбодеяния.

    Автор письма угрожал Мартину: «Американское общество и церковные организации, поддерживавшие тебя, — протестанты, католики и евреи — скоро узнают, кто ты есть на самом деле, — злое, извращенное животное»; «тебе остается только одно. Ты знаешь, что именно». По мнению Кинга, имелось в виду самоубийство.

    Мартин заподозрил авторство ФБР. В 1971 году в одном из офисов бюро были обнаружены документы, из которых стало известно о секретной программе ФБР COINTELPRO, которая была направлена против Кинга, движения за гражданские права и других общественных деятелей, движений и организаций. А в 1975 году копию анонимного письма нашли среди рабочих документов замдиректора ФБР Уильяма Салливана. Кроме того, были обнаружены записи агентов, наблюдавших за личной жизнью Кинга. В 1977-м Конференция христианских лидеров Юга потребовала их уничтожить, однако суд отклонил запрос и распорядился запечатать свидетельства в Национальных архивах на 50 лет.

    Факт 7. Был застрелен в ходе демонстрации и стал мучеником

    В конце марта 1968 года Мартин прибыл в Мемфис, штат Теннесси, где 3 апреля выступил перед бастующими рабочими, боровшимися за повышение заработной платы и улучшение условий труда. Он остановился в мотеле Lorraine, на балконе которого вечером 4 апреля, накануне очередного выступления, был смертельно ранен снайпером. В тот же день Кинг скончался в местной больнице после экстренной операции.

    Убийство вызвало волну массовых беспорядков. В течение недели после 4 апреля волнения, вошедшие в историю как «апрельские бунты», охватили 125 городов. Беспорядки продолжались до конца мая, для их подавления были привлечены армия и национальная гвардия.

    Именем Кинга в США названы сотни улиц в городах по всей стране. Он стал первым афроамериканцем, чей бюст был установлен в Большой ротонде Капитолия в Вашингтоне. В третий понедельник января в США отмечают национальный праздник — День Мартина Лютера Кинга.

    Епископальная церковь США признала его мучеником, отдавшим жизнь за христианскую веру, а в Вестминстерском аббатстве в Лондоне установили статую Мартина — в ряду христианских мучеников XX века.

    Отзыв: Фильм “Лунный свет” (2016) – Не за эти права боролся Мартин Лютер Кинг

    О фильме «Лунный свет» я узнал из отзывов своих друзей и скажу честно, рассказы об этой киноленте не вызвали у меня желания обязательно ее посмотреть. Но вручение картине «Оскара» заставило меня познакомиться с обладателем кинопремии. Никуда не денешься — любопытство.

    Что хочется сказать сразу: вы ничего не потеряете, если не посмотрите этот фильм. Шедевром «Лунный свет» точно не является и вручение ему «Оскара» не более, чем конъюнктурное решение американской киноакадемии. Во всяком случае, прошлогодний победитель — фильм «В центре внимания» выглядел гораздо сильнее, несмотря на его «тягучесть».

    Весь просмотр у меня в голове крутился анекдот:

    Босс решает вопрос, кого из четырех работников уволить.
    Негр:
    — Меня вы не уволите, а то получится расовая дискриминация!
    Женщина:
    — Меня тоже нельзя увольнять! Это угнетение по половому признаку!
    Работник в возрасте:
    — Только попробуй уволить меня! Я подам на тебя в суд за возрастную дискриминацию!
    Все смотрят на молодого сотрудника.
    Тот вздохнул и сказал:
    — Мда. по-моему, у меня нетрадиционная ориентация.

    Спекуляция на тему цвета кожи и половой принадлежности становится постоянным явлением в кинематографе. Три года назад довелось посмотреть фильм «Том на ферме», который я назвал «кино о проблемах сельского гомосексуализма в Канаде». Да и «В центре внимания» так или иначе коснулся темы половых извращений. Про нашумевшие «50 оттенков серого» с продолжением можно и не говорить. Но даже среди этих кинолент «Лунный свет» стоит особняком. Главное его отличие в том, что зрителя убеждают в том, что главный герой — очень хороший человек, которого нужно жалеть. Для этого создатели фильма «рисуют» на экране быт афроамериканской семьи. Сценарий привычный — отца нет, мать-наркоманка и дальше поехало-покатилось. Гей, наркодилер, преступник и по совместительству главный герой, жизнь которого должна вызвать сочувствие.

    Может я, конечно, очень толстокожий, но никакой жалости этот персонаж у меня не вызывает. Постоянный афроамериканский укор обществу: это вы сделали меня таким плохим — начинает раздражать очень быстро. В конце концов, мог бы стать баскетболистом, а не наркоторговцем и геем. Впрочем, это к сюжету не относится. Поэтому имеем вот такого замечательного героя.

    Есть ощущение, что американские киноакадемики нарочно дали «Оскара» такому фильму, чтобы позлить нынешнего президента. Он очень не любит лиц нетрадиционной ориентации. Это, конечно, только предположения, в конце концов, премия американская и пусть делают с ней, что хотят. Как когда-то говорил мой наставник, следователь с 30-летним опытом: «Нам своих гомосексуалистов хватает, чтобы чужими заниматься». Грубо, но очень точно.

    Для меня фильм не стал откровением или открытием, но в данном случае есть одно «но». Когда драма рассказывает о том, как представитель «низов» становится хорошим человеком, не сломавшись, не преступив закон, главный герой обязательно вызывает гордость и уважение. А в «Лунном свете» ситуация примитивная и привычная: паренек из криминального района становится наркодилером. Какая это драма? Это мечта основной части мужского населения из неблагополучных кварталов.

    Можно сколько угодно говорить о том, что человеческие беды воспринимаются зрителями вне зависимости от национальной принадлежности героев. Но для этого нужно реально понимать персонажи и сопереживать им. При просмотре «Лунного света» у меня ни разу эти чувства не возникли. Главному герою так плохо, что ему хорошо — вот такое у меня сложилось впечатление. «Тебя посодют, а ты не воруй» – бессмертную фразу тестя Семицветова из «Берегись автомобиля» можно переделать так: «Тебя, бро, пристрелят, а ты не нарывайся».

    История Алана Тьюринга гораздо драматичнее, а «Игра в имитацию» точно не хуже «Лунного света», но фильм с Камбербэтчем получил только один «Оскар», и тот за лучший адаптированный сценарий. Это ли не дискриминация?

    Когда извращается смысл толерантности — становится грустно не из-за судьбы героев кинофильма. Под видом драмы нам подсовывают оправдание криминальных наклонностей и поступков преступников, делая виноватыми всех, но не главного героя. Он, так сказать, белый и пушистый. Хотя, в данном случае, эта фраза звучит очень глупо. Вся эта песня повторяется из года в год.

    Смотреть «Лунный свет» я не советую — нет в фильме ничего замечательного, а потому на вопрос: за что дали «Оскар» можно ответить: «Просто так!».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: