Любомир Гузар, биография, история жизни, причины известности

86 лет назад родился Любомир Гузар: история крестного отца Майдана

В этот день , 26 февраля 1933 родился Любомир Гузар , второй верховный архиепископ УГКЦ время независимого Украины , перенес центр этой церкви Киев и стал одним из немногих моральных авторитетов украинцев на рубеже XX-XXI века.

Подпишись на Знай в Google News! Только самые яркие новости!

Рожденный во Львове в межвоенной Польше, вырос, учился и работал в США и Италии, а на Родину вернулся после провозглашения независимости Украины.

Любомир Гузар школьное образование получал в трех странах

тогда В польском межвоенном Львове Любомир Гузар успел закончить украинскую народную школу и первый класс гимназии, однако в 1944 году семья покинула Львов перед наступлением Советских войск и на первое время осела в австрийском Зальцбурге. В этом городе работала украинская гимназия и будущий глава УГКЦ продолжил получать в Австрии среднее образование.

Беременная Маричка Падалко с Егором Соболевым растрогали украинцев чувствами: так выглядит вечная любовь

Финалистка “Мисс Украина” Алина Ляшук собралась подвинуть Злату Огневич: “Идеальная холостячка”

“Холостячка” Злата Огневич показала, с кем проводит вечера: красавчик любит лизать

Александр Пикалов развелся с женой, а Степан Казанин устроил своей “медовый месяц”: как живёт крепчайшая пара в Квартале 95

Когда Любомиру Гузару было 16 лет родители опять переехали – на этот раз в США, где окончил среднее образование в духовной семинарии Стемфорду штата Коннектикут.

Научная и церковная карьеры

В США Любомир Гузар провел 20 лет. В 1954 году он получил степень бакалавра в Коллегии святого Василия, также изучал богословские студии в Вашингтонском католическом университете.

В 21-летнем возрасте Любомира Гузара рукоположили в священника в Стемфордской епархии.

После этого он начал работать учителем в местной Духовной семинарии, а также служил пастырем в нескольких украинских общинах в штате Нью-Йорк.

Параллельно он продолжил обучение в Фордгамском университете Нью-Йорка, получив степень магистра, изучая философию.

В 1969 году Любомир Гузар переехал в Рим, где через три года получил степень доктора богословия.

После этого он поступил в монастырь Святого Теодора в Гроттаферрата, при этом выкладывая в Папском университете Рима.

В Риме господин Гузар был помощником легендарного главы УГКЦ Иосифа Слепого, который сумел вырваться из советских лагерей.

Именно Иосиф Слепой 2 апреля 1977 года рукоположил Любомира Гузара на епископа и годом позже назначил его настоятелем монастыря Святого Теодора.

После обретения независимости Украины Любомир Гузар вместе с сообществом своего монастыря вернулся на Родину, а сам еще служил духовником Львовской духовной семинарии.

Сам Любомир Гузар в разговорах с журналистами признавал, что может свободно общаться на пяти языках: украинском, английском, немецком, итальянском и польском. Хотя на самом деле он знал гораздо больше языков, однако предпочитал говорить об этом скромно: “также владею другими иностранными, классическими и литургическими языками”.

Во главе церкви

В декабре 2000 года архиепископ УГКЦ Мирослав Любачивский умер, а 26 января 2001 года Синод епископов УГКЦ избрал Любомира Гузара своим архиепископом.

Вскоре папа Иоанн-Павел II назначил его одним из кардиналов Католической церкви. А уже летом 2001 года папа Римский единственный раз за время независимости посетил Украину.

Уже на должности руководителя УГКЦ Любомир Гузар наконец получил гражданство Украины.

Именно при его руководстве произошло знаковое событие для греко-католиков – церковь формально перестала быть галицкой или западноукраинской, а получила признание в качестве общеукраинской и одной из самых влиятельных в государстве.

В начале его руководства было принято решение о переносе престола в Киев и начала строительства Патриаршего собора.

В 2005 году Любомир Гузар официально переехал в стлиці и приложил все усилия, чтобы новый собор же был построен в столице на левом берегу Днепра почти напротив Киево-Печерской лавры.

После смерти папы Иоанна-Павла II в 2005 году Любомира Гузара рассматривали как одного из претендентов на папский престол.

Официальным руководителем УГКЦ Любомир Гузар пробыл 10 лет. Через почтенный возраст и состояние здоровья он обратился к папе Бенедикту XVI об отречении и получил согласие 10 февраля 2011 года.

Провидец Євромайдану

После ухода от руководства церковью Любомир Гузар вместе с рядом других моральных авторитетов страны принял активное участие в создании “Инициативы первого декабря”.

Читайте также:
Юрий Горбунов - биография, личная жизнь, фото, видео

Это движение был создан в двадцатую годовщину референдума о независимости Украины, своей целью ставил интеллектуальное перезагрузка украинского государства.

А уже через два года Любомир Гузар стал одним из первых нравственных проводников Євромайдану – именно с его выступления и напутствия началось массовое “Вече” 1 декабря 2013 года.

“Мы должны быть того осознаем, что в нашем народе есть группа людей, для которых самая важная их собственная выгода. Какая на это может быть эффективный ответ? Среди нас очень много добрых людей. Но мало быть добрым — надо делать добро. Если хотите жить в нормальном государстве, передать ее детям и внукам — чинімо добро”, – обратился Любомир Гузар на Майдане Независимости до сотен тысяч украинцев.

Еще до трагических событий и первых смертей господин Гузар сделал заявление, которое стало пророческим.

“Когда власть принимает чрезмерную силу, народ имеет право с оружием защищаться. Каждый из нас имеет право защищаться. Украина стоит на пороге очень серьезных изменений к лучшему. Периоды упадка еще будут, но должно произойти нечто совершенно необычное, чтобы мы скатились на самое дно”, – заявил он в интервью газете “Украина Молодая” 10 января 2014 года.

У нас нет отваги быть свободными. Биография и 11 цитат Любомира Гузара

Любомир Гузар был не только главой УГКЦ, он был кандидатом на папский престол и великим философом.

Именно при нем произошло знаковое событие — церковь формально перестала быть галицкой или западноукраинской, а получила признание всеукраинской и одной из самых влиятельных в государстве. Именно при содействии Любомира Гузара был перенесен престол в столицу и начато строительство Патриаршего собора.

К нему прислушивались политики и простые люди всех конфессий.

Последние 10 лет Любомир Гузар почти ничего не видел и плохо слышал. Но не переставал участвовать в жизни страны, призвал к миру и согласию.

Во время Евромайдана он вдохновлял украинский на борьбу. И всегда убеждал — сводный меч поворачивается против агрессора.

Факты ICTV вспомнили биографию Любомира Гузара и его великие слова.

Биография

Любомир Гузар родился 26 февраля 1933 года во Львове. Здесь окончил народную школу.

В 1944 году семья переехала в Австрию. В Зальцбурге Гузар продолжил обучение в украинской гимназии.

В 1949 году Гузар переехал в США. Среднее образование он получил в Малой духовной семинарии в Стэмфорде (штат Коннектикут).

Затем изучал философию в Коллегии святого Василия, где в 1954 году получил степень бакалавра.

В 1958 году, как воспитанник Большой духовной семинарии святого Иосафата, получил лиценциат богословия. Тридцатого марта того же года владыка Амвросий Сенишин рукоположил Любомира Гузара на священника для служения в Стемфордской епархии.

В 1958-1959 годах работал учителем и префектом в Стемфордской духовной семинарии святого Василия, а также служил в Кергонксоне (штат Нью-Йорк) как пастырь дома Союзовка Украинского народного союза и воспитательного жилища Союза украинской молодежи Америки в Елленвиле (штат Нью-Йорк).

С 1965 года — настоятель прихода Пресвятой Троицы в Кергонксоне.

В Фордгамском университете Нью-Йорка продолжал учебу, изучая философию. В 1967 году получил степень магистра.

В 1969 году переехал в Рим для продления богословских студий, которые закончил доктором богословия в 1972 году.

В 1972 году поступил в монастырь Святого Теодора (монахов Студийского устава) в Гроттаферрате (Италия).

В 1973-1984 годах преподавал в Папском миссионерском университете Урбаниана в Риме, выполнял различные поручения патриарха Иосифа Слепого.

2 апреля 1977 в монастыре Студийского устава в Кастель-Гандольфо близ Рима был рукоположен патриархом Иосифом на епископа.

В 1978 году патриарх Иосиф назначил епископа Гузара архимандритом монастыря Святого Теодора, а также ответственным за монастыри Студийского устава за пределами Украины.

С 1984 по 1991 год — протосинкел Львовской архиепархии в Риме.

В 1993 году вместе со всей общиной из Гроттаферрата вернулся на родную землю.

В 1993-1994 годах служил духовником во Львовской духовной семинарии Святого Духа.

В 1995 году сообщество осело в своем монастыре Святого Теодора Студита в с. Колодеевка на Тернопольщине.

В ноябре 1996 года Гузар был назначен епископом-помощником Главы Украинской Греко-Католической Церкви.

Читайте также:
Лев Ландау, биография, история жизни, причины известности

26 января 2001 году на Чрезвычайном Синоде Епископов УГКЦ избран Верховным Архиепископом УГКЦ.

21 февраля назначен папой Иоанном Павлом II кардиналом Католической Церкви.

21 августа 2005 перенес резиденцию Главы УГКЦ из Львова в Киев.

10 февраля 2011 на пресс-конференции в Киеве Гузар сообщил о том, что в этот день папа Бенедикт XVI принял его отречение от правительства Верховного Архиепископа УГКЦ. Соответствующую просьбу Святейшего Отца Глава УГКЦ подал, когда ему исполнилось 75 лет.

Занимался активной общественной деятельностью. В частности был участником инициативной группы Первого декабря.

11 мудрых мыслей Любомира Гузара:

  • Власть боится свободы в сердцах гораздо больше, чем голодного бунта. Потому голодного можно купить, а свободного — только убить.
  • Господь создал нас свободными. Никто так не уважает нашу свободу, как Бог. Но у нас нет отваги быть свободными. Потому что быть свободным — это значит быть ответственным. Мы говорим о свободе, радуемся свободой, желаем свободы, подчеркиваем свое желание свободы, но на самом деле боимся ее.
  • Человек получает определенные дары, и он должен иметь смелость быть собой.
  • Мы не являемся собой потому, что мы кого-то ненавидим. Мы должны быть собой, прежде всего, любя друг друга, создавая внутри нашего общества. Мир — значит любить друг друга. Мир — это не отсутствие борьбы.
  • Я вижу сегодняшнюю ситуацию очень оптимистично. Почему? Мы прожили сотни лет различной оккупации. Но худшей была оккупация Советского Союза: тогда очень последовательно старались создать на месте христианского человека — советского. Им не удалось уничтожить нас, но они нанесли глубокие раны.
    Я не говорю, что мы уже постигли все, а скорее, что мы на пороге больших перемен к лучшему.
  • Патриотизм, который учит ненавидеть кого-либо, не является христианской добродетелью. Надо любить свое, быть готовым даже отдать за это свою жизнь, но не делать этого за счет другого человека.
  • Европа играет значительную роль в истории человечества лишь в последние две тысячи лет, а это совсем немного. Она переживала становление, взлет, а сейчас на нее, возможно, надвигается упадок.
  • Единство — это тоже дар Божий. И мне кажется, что все хотят его принять на собственных условиях. Никто не хочет меняться, говорят — пусть весь мир изменится, но не заставляйте меняться меня…
  • Люди отвыкают думать — это фундаментальная проблема. Проблема всегда в человеке, а не в Интернете…
  • Религия — это не знание о Боге. Религия — это встреча с Богом. Такая встреча может быть только личной. Может быть настоящей встреча в Интернете или, скажем, по телефону? Нет. Встреча — это когда лица встречаются физически, лично. С Господом Богом все так же. Общение с Ним должно быть механическим, массовым. Это явление хорошо только с той точки зрения, что мы можем посмотреть Литургию, которую правят, скажем, в Риме. Всегда хорошо услышать проповедь, хорошую музыку, но если ты видишь только на мониторе, оно не греет твоего сердца. … Сравните пьесу, пересмотренную на телевидении, с той, которую вы увидели в театре — разница колоссальная.
  • Я чувствую слабость интеллигенции в Украине сегодня. Наша интеллигенция в сумме не исполняет свое призвание. Смотрите: мир политики, мир предпринимательства — интеллигенции там не видно, есть единичные люди.

К слову, 1 декабря 2013 года Любомир Гузар призвал участников акции гражданского протеста на Майдане Независимости в центре Киева “не иметь страха и творить добро”.

Также Гузар вошел в рейтинг лучших ораторов Украины со времен независимости страны от Факты ICTV.

“Морально осиротела Украина”. Почему смерть епископа Украинской греко-католической церкви Любомира Гузара – потеря для всей страны

“Морально осиротела Украина”. Почему смерть епископа Украинской греко-католической церкви Любомира Гузара – потеря для всей страны
  • Поделиться в Facebook
  • Поделиться в Twitter

No media source currently available

В среду на 85 году жизни скончался епископ Украинской греко-католической церкви Любомир Гузар. Причиной смерти религиозного деятеля, как сообщает пресс-служба УГКЦ, стала тяжелая болезнь.

Кардинал Любомир Гузар родился во Львове в 1933 году, когда Галиция еще входила в состав Польши. В 1944 семья будущего предстоятеля решила уехать: сначала в Австрию, потом – в США. Следующие 20 лет он учился в американских духовных школах католической церкви, стал священником, преподавал семинаристам, окормлял приходы украинской диаспоры.

Читайте также:
Андре́й Ви́кторович Кузьме́нко - отзывы, мнение, рейтинг

В 1969 отец Любомир переехал в Рим, где к этому времени сформировался административный центр притесняемой в Украине ГКЦ. В Риме Гузар принял монашество, был близким соратником главы УГКЦ кардинала Иосифа Слипого. В 1977 году, опасаясь того, что в результате репрессий в СССР церковь лишится иерархов, кардинал Слипый тайно и, что важно, без необходимого канонического согласия папы римского рукоположил отца Любомира в епископы. Ватикан не признавал это назначение 20 лет. 20 лет Гузар был, можно сказать, тайным епископом.

На родину Любомир Гузар вернулся в 1993 году, спустя почти полвека после бегства семьи от советской власти. В 2001 епископ Любомир был избран предстоятелем УГКЦ. Вскоре папа Иоанн Павел II возвел его в достоинство кардинала, а через несколько месяцев понтифик приехал с визитом в Украину.

Кардинал Гузар восстановил структуры церкви, перенес свою кафедру из Львова в Киев. Будучи главой УГКЦ, Гузар принимал участие в конклаве 2005 года, который избрал папу Бенедикта. В 2011 году кардинал ушел на покой. Последние шесть лет он жил в скромном монастыре под Киевом, охотно встречался с прихожанами, священниками, журналистами, много писал, проповедовал и очень ждал, когда в его родной стране наступит мир.

О том, каким человеком был Любомир Гузар, Тимуру Олевскому рассказал обозреватель Настоящего Времени Сакен Аймурзаев, лично знавший епископа.

— Мне повезло, я несколько раз [с ним] встречался, последний раз – год назад это было.

— Повезло. Я много раз спрашивал у разных людей, когда происходит что-то яркое в жизни страны, и хочется обратиться к моральному авторитету нации, единому человеку, который за всех бы мог ответить или всем сказать. Часто говорили: “Знаете, в Украине вообще не принято, чтобы были такие моральные авторитеты, хотя нет, вот есть один человек – Любомир Гузар”.

— Это правда. Таких людей несколько, но он входил в эту тройку. Надо сказать, такие люди объединены были в одно объединение, оно называлось “Инициатива 1 декабря”, правозащитная команда таких старцев, как он. Это были философы и религиозные деятели, но Любомир Гузар в силу своей удивительной биографии и, знаешь, того, что он сохранил в себе Украину, которая была до советской власти, и говорил даже на этом языке с особыми интонациями, употребляя какие-то слова, он был как живой камертон. Действительно, вчера, когда он скончался вечером, много писали о том, что морально осиротела Украина, и уникальность его была в том, что, будучи греко-католическим, католическим иерархом, он не вызывал ни агрессии, ни антипатии у людей, которые не разделяли с ним его веру.

— Какая удивительная церковь и какой удивительный человек, всю жизнь положивший на то, чтобы ее сохранить.

— И 50 лет не живший в своей стране. То есть уехавший еще совсем мальчиком и настолько чувствующий ее и хранящий память о ней, живя в США, в Риме, это основные были места его жизни, что, вернувшись, он мгновенно подключился к своей стране. Знаешь, когда флешка, которой ты не пользовался 50 лет, вдруг заработала, мгновенно.

— Нам надо объяснять нашим зрителям, чем греко-католическая церковь была для советской власти особенно опасной, даже, наверное, опаснее католической?

— Намного опаснее, и эта церковь была практически полностью либо уничтожена, либо была в подполье.

— Потому что это церковь национального языка?

— Национального языка, национальной культуры, европейской культуры и прямая связь с Римом, то есть с центром империализма, то, что тогда считалось не просто грехом – люди, которые имели иерархический статус в греко-католической церкви, почти все были либо убиты, либо сидели в тюрьмах. Православная церковь тоже подвергалась преследованиям, но греко-католики были идейные враги, это те самые бандеровцы и хунта, которых мы наблюдаем сейчас. То есть для советской власти УГКЦ были те же люди, которых сейчас российская пропаганда называет хунтой и бандеровцами. Квинтэссенцией независимости Украины.

Читайте также:
Наталья Холоденко - фото

Сейчас приходы греко-католической церкви есть и в Донецке, кстати, и в Луганске, несмотря на то, что сложно себе представить эту жизнь там, но они действуют.

— А слово пастыря в чем, как вот принято говорить?

— Знаешь, чем он был удивительным? Все его проповеди и разговоры с ним, все его воспоминания, они были какие-то удивительно простые, в них не было назидания.

И такая внешность у него действительно патриарха, такой Толстой в чем-то даже. И вот такие простые истины, которые были подкреплены всей его очень долгой жизнью. Я близко знал людей, которые кардинала знали еще до возвращения в Украину, и потом, после возвращения первые годы, когда он жил во Львове, он и не думал о том, что станет каким-то большим церковным начальником, и жил простым монахом. И вот что его отличало от многих: он всю жизнь учился – учил языки, учил историю своей страны, историю России, очень она его интересовала, хотя по-русски не мог говорить по понятным причинам, никогда не жил ни в Советском Союзе, ни в России.

— Для него украинский язык – это был единственный славянский язык, который он знал?

— Он знал польский очень хорошо, но родной язык, конечно, украинский. Вообще много рассуждал об Украине как о цивилизации. И я пытался подобрать несколько его таких важных высказываний последних лет, когда уже он не исполнял административных функций, у него было время подумать, поразмышлять, к тому же, надо сказать, последние пять лет он был абсолютно слеп и ничего не видел. Поэтому у такого человека каким-то особенным образом, наверное, мысли рождались.

— Ты в рассказе о его жизни упомянул эпизод его рукоположильной тайне. Греко-католическая церковь непростые отношения сохраняла в XX веке и с Римом?

— Да, это было непросто, особенно непростые отношения были у кардинала и у Иосифа Слипого. Кстати, это фантастическая история, я зрителей наших призываю изучить его биографию, по ней снят замечательный американский фильм. Поскольку Иосиф Слипой был в советском лагере, и в его освобождении принимал участие президент США и папа римский Иоанн XXIII, это одна из неизвестных, кстати, историй, как была с Корваланом, обмен Буковского, вот ровно так же обменяли Иосифа Слипого, который из лагеря в течение суток перелетел в Рим и стал кардиналом.

— Мне трудно это себе представить.

— То есть с нар во дворец папы римского. И этот человек был настолько обижен на то, что сделали с его церковью, что иногда вступал в серьезные споры с папой римским, рядом с которым жил. Собственно, история с Гузаром – это был очень конфликтный момент, и папа Павел VI, который не дал разрешение на рукоположение, очень сильно обиделся, и следующие понтифики 20 лет не признавали его епископом, и он, будучи пастырем такого ранга, жил жизнью простого священника.

— Любомир Гузар: как ты считаешь, в ближайшей или отдаленной перспективе это человек, который займет какое-то место в пантеоне церкви?

— Может быть. Это не решается так просто. Пока то, что делает церковь и даже, знаешь, очень интересно, когда мы с ним встречались в последний раз, после встречи монахиня, которая помогала ему в быту, ко мне подошла и говорит: “Сакен, вы можете записать ваши впечатления, потому что мы собираем архив блаженнейшего?”. Впечатления людей, которые с ним говорили, его слова. То есть сейчас происходит, и сегодня об этом сказал глава УГКЦ Святослав, сейчас будет собираться его наследие, компендиум, то, что он написал, то, что он сказал. Это невероятно важно для Украины – вчитаться в этот удивительно гуманный посыл, который человек нес, а потом, может быть, действительно, если будет чудо… для того, чтобы был святым человек, он должен совершить чудо. Гузар творил много чудес, когда жил.

Любомир Гузар, биография, история жизни, причины известности

  • «Незгасима свічка» пам’яті жертв Голодомору в Угорщині
  • Глава УГКЦ Любомир Гузар зустрівся з українською громадою
  • Біографія Любомира Гузара
  • Лист Голові Центрального Органу Самоврядування Українців в Угорщині
  • Тихань: єднання через віки
  • Конференція у Секешфегерварі
  • Українському театру в Угорщині – 5 років
  • У Будапешті відзначено День незалежності України
  • Українці на Фестивалі VIII району Будапешту
  • Свято Ференцвароша
  • «Веселку» щиро вітали у Кіштарчі
  • ІІІ Форум української діаспори у Греції
  • «Веселці» аплодували у Хорватії
  • ХIV засідання Змішаної Українсько-Угорської комісії з питань забезпечення прав національних меншин
  • У Будапешті члени НАТО підтримали намагання України та Грузії вступити до Альянсу
  • Листопад
  • Грудень
  • Головні церковні свята
  • Краса і сила рідної мови
  • Будьте здорові
  • На дозвіллі
Читайте также:
Лина Костенко, биография, история жизни, причины известности, творчество

Біографія Любомира Гузара

Єпископ Любомир Гузар народився 26 лютого 1933 року в м.Львові. Тут закінчив народну школу та перший клас гімназії.
У 1944 році сім’я змушена була покинути Україну. Спочатку зупинилися в Австрії. У м.Зальцбурзі юнак продовжив навчання в українській гімназії.
У 1949 році родина Гузарів переїхала до США. Середню освіту Любомир здобув у Малій духовній семинарії у Стемфорді (штат Коннектикут). Потім студіював філософію в Колегії Св.Василя, де в 1954 році одержав ступінь бакалавра.
Богословські студії відбув у Вашингтонському Католицькому університеті.
1958 року як вихованець Великої духовної семинарії Св.Йосафата Любомир Гузар одержав диплом богослова.
30 березня того ж року владика Амврозій Сенишин висвятив Любомира Гузара на священика для праці в Стемфордській єпархії.
У 1958-59 роках працює вчителем і префектом в Стемфордській Духовній семинарії Св.Василя а також служить у Кергонксоні (штат Нью-Йорк) як душпастир оселі «Союзівка» Українського Народного Союзу та виховної оселі Спілки української молоді Америки в Елленвілі (штат Нью-Йорк).
З 1965 року є настоятелем парохії пресвятої Трійці в Кергонксоні.
У Фордгамському університеті Нью-Йорка продовжував студії, вивчаючи філософію. У 1967 році здобув ступінь магістра.
1969 року переїхав до Риму для продовження богословських студій, які завершив доктором богословія в 1972 році. Відтак отець Гузар вступає до монастиря Св. Теодора монахів студійського уставу в Гроттаферраті (Італія).
У1973-84 роках о.Любомир викладає в Папському Місійному університеті «Урбаніана» в Римі, виконує різні доручення Патріарха Йосипа (Сліпого).
2 квітня 1977 року в монастир студійського чину в Кастель-Гандольфо поблизу Рима був висвячений Йосипом Сліпим на єпископа.
У 1978 році Патріарх Йосип призначає владику Гузара архимандритом монастиря Св.Теодора а також відповідальним за монастир студійського уставу за межами України.
З 1984 до 1991 року є протосинкелом Львівської Архиєпархії в Римі.
1993 року разом зі всією спільнотою з Гроттаферрати повернувся на рідну землю.
1993-94 рр. служив духівником у Львівській духовній семинарії святого Духа.
У 1995 році громада осіла в своєму монастирі Св. Теодора Студита в с. Колодіївка на Тернопільщині.
У листопаді 1996 року владика Любомир призначений єпископом-помічником Глави УГКЦ.
26 січня 2001 року на надзвичайному синоді єпископів обраний Верховним Архиєпископом УГКЦ.
21 серпня 2005 року проголошено перенесення осідку Глави УГКЦ зі Львова до Києва.

Неприглядный некролог его фашистейшества Любомира Гузара

Практически сразу же за Збигневым Бжезинским, разработчиком «великой шахматной доски», этот бренный мир покинул и феерический русофоб Любомир Гузар, именуемый верховным архиепископом Киево-Галицким и кардинал-священником Римской католической церкви. Оба покойных внесли более чем ощутимый вклад в фашизацию и последующий распад Украины, являясь ее сферическими патриотами, проживающими далеко за пределами неньки. По принципу: чем дальше, тем роднее… Правда, последний с начала 90-х годов находился на территории незалежной, непосредственно участвуя во всех политических процессах оной, несмотря на то, что по закону церковь отделена от государства…

Об обстоятельствах его смерти пока мало что известно. Украинские СМИ сообщают, якобы он был болен сахарным диабетом, и умер то ли в киевской больнице «Феофания», то ли непосредственно в своей резиденции в Княжичах под Киевом, где провел несколько последних лет своей жизни.

«О мёртвых либо хорошо, либо ничего, кроме правды», – гласит древнегреческая мудрость. Последуем этому принципу. С Украиной Любомира Гузара связывает первые и последние годы его жизни: в 1933 году он родился во Львове, а спустя 85 лет умер под Киевом. Когда Гузару было 11 лет, его семья эмигрировала на Запад: сначала в Австрию, а потом, в 1949 году, в США. Высшее образование он получил в Католическом университете Америки в Вашингтоне и Фордемском университете в Нью-Йорке.

Читайте также:
Мирослав Владимирович Попович - отзывы, мнение, рейтинг

С 1958 года он занимался пастырской деятельностью в грекокатолических приходах американской украинской диаспоры, потом учился в Папском Урбанианском университете, а в 1972 вступил в монастырь Студийского Устава в Италии. В апреле 1977 года верховный архиепископ Иосиф Слипый, родившийся в Австро-Венгрии и умерший в Италии, но при этом считающийся украинским кардиналом,тайно рукоположил архимандрита Любомира Гузара в епископы с целью возможной тайной отправки на Украину. Но что-то не срослось: папа Павел VI не признал хиротонию, после чего до 1992 года Любомир Гузар работал в канцелярии кардинала Иосифа Слипого исполнителем его поручений.

«Карьерный рост» Гузара начался с 1996 года, когда папа римский Иоанн Павел II признал его архиерейскую хиротонию. В этот период времени Гузар уже проживал на Тернопольщине. В январе 2001 года он становится предстоятелем УГКЦ, и уже в октябре 2002 года освящает краеугольный камень своего Патриаршего собора – Собора Воскресения Христова, расположенного на левобережной стороне украинской столицы. Перенесение резиденции грекокатоликов со Львова в Киев вызвали протесты со стороны Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата), тем не менее, процесс перенесения состоялся. В феврале 2013 года, по достижению 80-летнего возраста, Любомир Гузар потерял право на участие в конклавах (собраниях кардиналов для избрания нового папы). По одним данным, Любомир Гузар имел тройное гражданство: США, Ватикана и Украины. По другим – лишь США и Ватикана.

Чем примечательна его кардинальская деятельность для Украины?

«…Любомир Гузар насилием возглавляет УГКЦ, навязывая либеральные ценности. Затягивает элиту Галичины в масонские ложи. Основывает политическую группу «1 декабря», которая идейно возглавляет Майдан. Был – пропагандистом войны и автором ещё одной пропагандистской концепции, согласно которой русские нападали на Киев со времен Андрея Боголюбского… С его подачи начали проводить в жизнь концепцию, что «память о голодоморе – это «нациетворческий элемент», прививающий синдром жертвы, с помощью которого и удалось привить ценности бандеровщины. Любомир Гузар последовательно заявлял, что Россия зазомбировала Европу так же, как и людей на Востоке Украины, и что Россия этот конфликт последовательно готовила все 10 лет – т.е., еще при Ющенко и при Януковиче. Именно при нем развивались радикалы «Тризуба им. Степана Бандеры», которые много лет подряд несли охранные функции при УГКЦ и которые, трансформировавшись в «Правый сектор», захватывают храмы», – так характеризует Гузара известный украинский публицист Мирослава Бердник.

«Именно этот человек, как глава УГКЦ, сформировал свою церковь как ненавидящую Православие. Всю жизнь он проводил экспансию на православные территории, а помогали ему в этом террористы «Правого сектора», которые зародились при УГКЦ, много лет подряд собиравшиеся для встреч на территории церковных комплексов типа Зарваница, принадлежащих УГКЦ. Он, кстати, поддерживал не только Майдан 2013 года: еще во время «оранжевого Майдана» он принимал самое горячее участие – писал письма диаспоре, отдавал распоряжения поддержки со стороны семинаристов и т.д., а его личный секретарь и будущий глава УГКЦ Святослав Шевчук тогда был отправлен в Киев проводить на Майдане богослужения перед военнослужащими, чтобы психологически их подавить т.к., была угроза разгона… У этого «человека», как и у других руководящих униатов, не то, что по локоть – по горло всё в крови людей! Если бы не их организация Майдана и радикализация страны, то тысячи людей сейчас были бы живыми, а миллионы не знали бы ужасов вооруженных действий. в моих глазах это бесы в человеческих обличиях, и поэтому дорога им только одна – на пир к им подобным бесам в аду! На этом бесе в рясе, как и на многих других униатах, ответственность за разруху в стране, за страдания многих миллионов, за смерти тысяч молодых пацанов!», – пишет блогер Александр Бориславский.

Вашему вниманию – «мудрые цитаты» Любомира Гузара:

«Поступки «Героев Небесной Сотни» напоминают поступок Иисуса Христа, который также был распят, хотя был без греха. Он пожертвовал своей жизнью. Я думаю, что и те, кто в прошлом веке умирали в тюрьмах и лагерях, и «Небесная Сотня» . их жертва каким-то образом влияет на общество. Может, это и не очень явно, но, я думаю, что эта невинно пролитая кровь нас каким-то образом очищает»;

Читайте также:
Лина Костенко, биография, история жизни, причины известности, творчество

«Сегодня война в Украине справедливая, потому что она оборонительная, и мы, как христиане, имеем право обороняться. Не мы являемся агрессорами, мы обороняемся. И это наша сила в данный момент… Мы сегодня в очень деликатной ситуации. Мы еще не совсем внутренне сплоченные, чтобы могли сказать: «Ага, с нами ничего не случится». Тем более, долгие годы нас разъединяли. И сегодня мы понимаем, что Россия делает очень эффективные меры, чтобы нас раскалывать, ссорить, чтобы мы не доверяли друг другу, чтобы те, кто во Львове, говорили: «Что нам Донбасс?» И, наоборот, чтобы в Донбассе говорили: «Зачем нам Львов?» Этот процесс – деликатный…»;

К слову, общался он на жутком диалекте галицко-американской диаспоры. «Ко мне уже никто не обращается русском – только один раз ко мне обратился человек на русском языке и извинялся, что не знает украинского», – как-то подчеркнул «кардинал-патриот».

Соболезнования в связи кончиной Любомира Гузара выразил президент Порошенко. В частности, он отметил, что «…этот светлый человек, настоящий подвижник, смело нес слово Господне украинцам в двух веках на рубеже двух тысячелетий» и «…выполняя его приказ по зову сердца, мы должны продолжать бороться за Украину, за мир, за любовь».

Депутаты Киеврады восприняли слова Порошенко буквально, срочно

переименовав проспект Ватутина, расположенный в Деснянском и Днепровском районах столицы, на проспект имени Романа Шухевича – гауптмана Абвера и одного из командиров карательного «Schutzmannschaft Bataillon 201». За мир, за любовь, за Украину…

«Интересно, все-таки, почему родители Гузара удрали в немецком обозе в 1944-м году, когда советские войска освобождали Львов?», – задается вопросом публицист Мирослава Бердник.

«Потому, что украинская нация, сокровищем которой является Гузар, – это не вся Украина, а именно униатско-нацистая часть, которая сейчас захватила власть. Им нужен идол их идеологии, поэтому его будут героизировать, как «отца нации». И это при том, что до конца жизни он гнушался украинским гражданством и держался за американское», – отвечает блогер Александр Бориславский.

… Похоронят Любомира Гузара на территории Патриаршего собора Воскресения Христова, расположенного на левом берегу Днепра – то есть, на Левобережной Украине. Вполне ожидаемо, что по инициативе нацистов-богохульников в православном Киеве скоро появится улица или проспект в его честь.

Гузар Любомир

Содержание

Образование

В 1944 его семья эмигрировала в США, где Любомир Гузар окончил St. Basil College Seminary. Высшее образование получил в Католическом университете Америки (Вашингтон) и Университете Фордэма (Нью-Йорк). 30 марта 1958 рукоположен в священники и занимаетcя душепастырской деятельностью в греко-католических приходах американской украинской диаспоры. В 1958—1969 преподаёт в коллегиальной семинарии св. Василия, а в 1969—1972 учится в Папском Урбанианском университете, защищая в итоге докторскую диссертацию по теологии. В 1972 вступил в монастырь Студийского Устава в Гроттаферрата (Италия), а в 1973 монашеской братией избран архимандритом монастырей Студийского Устава УГКЦ в диаспоре.

Епископ

2 апреля 1977 верховный архиепископ Иосиф Слипый тайно рукоположил в епископы архимандрита Любомира Гузара, которого видел своим преемником, и ещё двух священников, с целью возможной тайной отправки на Украину. Однако папа Павел VI вначале не признал этой хиротонии, так как она основывалась только на правах УГКЦ, гарантированных в Брестской унии, без соответствующих согласований с ватиканскими властями. Новый папа назначает коадъютором (преемником) верховного архиепископа Иосифа Мирослава Иоанна Любачивского, а епископ Любомир Гузар остаётся работать в канцелярии кардинала Иосифа Слипого, выполняя разные его поручения.

В 1992 архимандрит Любомир возвращается со своей монашеской общиной Студийского Устава на Украину, община поселяется в с. Колодиевка на Тернопольщине.

В 1996 благодаря ходатайству верховного архиепископа Мирослава Иоанна Любачивского папа римский Иоанн Павел II признал архиерейскую хиротонию епископа Любомира Гузара; а Синод епископов УГКЦ 17 октября 1996 ввиду тяжелого состояния здоровья верховного архиепископа Мирослава Иоанна назначил епископа Любомира Гузара помощником верховного архиепископа. С этого ремени Любомир Гузар активно занимается руководством УГКЦ, а верховный архиепископ Мирослав Иоанн Любачивский, оставаясь верховным архиепископом УГКЦ, отходит на покой.

Предстоятель Украинской Греко-Католической Церкви

После кончины 14 декабря 2000 верховного архиепископа Мирослава Иоанна Любачивского Священный Синод Украинской греко-католической церкви избрал 25 января 2001 епископа Любомира Гузара новым предстоятелем Церкви. На следующий день, 26 января 2001, в Соборе св. Юрия во Львове состоялась интронизация нового верховного архиепископа, сразу же после которой папский нунций информировал, что Иоанн Павел II, как он сообщил телеграммой, не только потверждает такой выбор синода, но и предоставляет новоинтронизированному верховному архиепископу титул кардинала.

Читайте также:
Олег Владимирович Гороховский - отзывы, мнение, рейтинг

В июне того же 2001 состоялся визит папы римского Иоанна Павла II на Украину.

С 2002 верховный архиепископ Любомир Гузар неоднократно заявляет о намерении перенести свою кафедру из Львова в Киев, где начинаются строительные работы по сооружению Святовоскресенского Патриаршего Собора и Патриаршей резиденции.

27 октября 2002 верховный архиепископ Любомир освятил краеугольный камень своего Патриаршего собора.

Как считают многие исследователи [кто?] , деятельность кардинала Гузара, связанная с распространением униатства, подрывает и без того натянутые отношения Ватикана и Русской Православной Церкви.

Изменение титула кардинала Гузара и перенесение резиденции греко-католиков из Львова в Киев вызвали протесты со стороны Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата) и ввиду этого, серьёзно осложняет межконфессиональные отношения на Украине.

Факты из биографии Любомира Гузара – ”Как стать кардиналом”: статья Надежды Пастернак в газете ”Експрес”

Один из классиков метко сказал: все мы родом из детства. Поэтому всегда интересно узнать, а каким бы л известный деятель (политики, культуры, Церкви) в юные годы. Как учился, чем увлекался, с кем дружил. 26 Февраля Главе УГКЦ исполняется 72 года. Поэтому “Експрес” решил разыскать одноклассников кардинала. Нам удалось – чуть ли не впервые – выяснить очень интересные факты из биографии Любомира Гузара.

В Первой академической гимназии

. Шестьдесят один год тому назад семья Гузаров покинула земли Украины. Выезжали со Львова в Австрию, чтобы не оказаться под большевистской оккупацией. Надеялись, что едут ненадолго, но Ярославу Гузару и Ростиславе Демчук, родителям кардинала, так и не было суждено вернуться на родную землю. Они похоронены в американском городе Детройт. Там же нашла место вечного покоя и сестра Марта. И только единственному представителю этой семьи, нынешнему Главе УГКЦ удалось вернуться в Украину. Это произошло в 1993 году.

Не было никакой надежды найти хотя бы кого-то из его одноклассников или друзей детства, ведь вихрь войны, эмиграции рассыпал это поколение по сталинским тюрьмам и лагерям, да и просто в неумолимом течении времени. Но. – Я учился с Любомиром Гузаром в одном классе в 1943 – 1944 годах, в Первой академической гимназии, – рассказывает врач Борис Билинский, долголетний заведующий онкологического диспансера. – К тому времени во Львове было две украинские гимназии, да и те часто изменяли свои помещения. Припоминаю, что мы учились в стрелецких казармах возле Стрыйского рынка, в доме возле теперешнего польского консульства, а еще – на площади Рынок, 10.

Любомир был обычным парнем, но не по годам серьезным. Хоть нам тогда было по десять – одиннадцать лет, и военное время сделало нас заблаговременно зрелыми. Мы были очень политизированным поколением, ведь на наших глазах создавалась дивизия “Галичина”, мы видели, как немцы расстреливают бандеровцев, мы знали о спорах между бандеровцами и мельниковцами и другие тонкости политики. По-видимому, дало о себе знать то, что основные предметы нам преподавали университетские преподаватели, а они относились к нам как к взрослым.

Университет к тому времени не функционировал, поэтому нашими учителями были известные тогдашние профессора: математик Коструба, историк Кордуба, филолог Пачевский. Класс был большой: около сорока ребят и десяти девушек. Учились все хорошо, ибо это были дети интеллигенции, которая всегда ценила науку. Впоследствии все мои одноклассники стали достойными людьми.

Проявлял ли Любомир себя тогда как будущий пастырь? Я бы никогда и не подумал о нем чего-то такого. Он был обычным парнем, игрался в снежки, в “козаков”. Что это такое? Это когда мы на спину друг другу выскакивали – один был конем, а тот, что сверху – козаком. Любомир любил такие забавы, как и разные спортивные соревнования. Но мне бы в голову никогда не пришло, что он когда-то станет священником, а тем более – Главой Церкви.

Читайте также:
Наталья Холоденко - фото

– Был у нас такой предмет, как религия, – вспоминает дальше Борис Билинский. – Мне запомнилось то, что мы очень завидовали ученикам Второй гимназии, ибо им религию преподавал священник Гавриил Костельник (доктор богословия, преподаватель Богословской академии, впоследствии инициатор перехода на православие. – Авт .), а он очень интересно рассказывал о духах, спиритизме, стигматиках. Поэтому когда наш катехит заболел, мы все очень обрадовались (а особенно Любомир), ибо его замещал священник Костельник. Говорил так: “Когда научитесь молитвы «Помилуй мя, Боже», то расскажу о духах”. И мы учили.

А весной сорок четвертого наши семьи выехали в Австрию, и там наши дороги разошлись. Любомир попал в американскую зону, а я – в советскую, и нас силой вернули домой.

Встреча через шестьдесят лет

Представляете ли себе встречу с одноклассниками через шестьдесят лет? Тяжело, правда? Да и кто бы то этим, то есть ее организацией, занимался? А вот Глава УГКЦ Блаженнейший Любомир Гузар такую встречу организовал. Это ничего, что тех одноклассников всего восемь собралось – столько нашлось.

Он всех нас пригласил в митрополичьи палаты, мы пили кофе, вино, угощались и вспоминали, вспоминали. Каждый рассказывал, что с ним было за те шестьдесят лет. А мы были арестованы, вывезены, засланы в Сибирь. Кого обошла эта судьба, тот был вынужден жить в эмиграции, вдали от родного дома, – рассказывает Лидия Кришталская, доцент медицинского университета, одноклассница Любомира Гузара. – Каким он был в школьные годы, мне очень трудно вспомнить, ибо мы, девушки, держались немного в стороне ребят.

Вначале мы учились с Любчиком Гузаром в параллельных классах, а затем нас свели в один, – рассказывает еще одна его одноклассница, киевлянка Мирослава Прокопович. – Мне больше запомнились сугубо военные эпизоды – как мы прятались по подвалам во время налетов авиации. Мы, дети войны, были очень тихими, спокойными, беспроблемными. Именно таким мне запомнился и Любомир. А он меня также помнит. Когда приезжает в Киев, то мы с радостью встречаемся”.

Одноклассником Любомира Гузара был и Юрий Шухевич, сын легендарного генерала Чупринки. Он-то имел, что рассказывать на этой встрече через шестьдесят лет, ведь тридцать один год провел в тюрьме, девять – на ссылке. “Помню, что Любомир был большим любителем спорта, и что мы ходили играть в футбол на Кайзервальд. Он умел забивать голы, без него было тяжело выиграть матч. Вот и столько, – говорит Юрий Шухевич. – Учились мы вместе лишь один год. Тот год был очень напряженным, бурным, тревожным”.

А мне почему-то больше всего запомнился последний день нашей учебы. Мы с девушками бегали за каким-то подарком учительнице. Ребята были в классе, и, когда мы вернулись, они стояли у стеклянных дверей и подсматривали в соседний класс. Я с разгона так их толкнула, что то стекло разбилось и ребята попадали, – рассказывает Богдана Клюз, руководитель хора политзаключенных “Непокоренные”. – Был ли среди них Любомир? Да, это я хорошо помню. Он сразу опознал меня на той встрече через шестьдесят лет: “То ты, Дано?” Знаете, я была немного хулиганской девочкой, то тем и запомнилась, чего не могу сказать о Любомире. Он был тихим, спокойным. На этой встрече мы, одноклассники, решили еще вместе поехать в Карпаты”.

Об этой идее мне говорили все пять одноклассников Любомира Гузара, с кем удалось побеседовать. Похоже, этих гимназистов не остановит даже их уважаемый возраст.

“Я и сейчас пластун”

Любомир Гузар в сильно раннем возрасте определился со своим будущим. Священником был его дед по матери. Дедушки по отцовой линии – известного адвоката Льва Гузара – не помнит. Посещает разве что его могилу на кладбище в Галиче. Отец, бывший сечевой стрелок, работал в украинском земельном банке во Львове. Поэтому, когда Любомир окончил начальную народную школу и встал вопрос, в какую гимназию поступать, он решил учиться при монастыре монахов-редемптористов.

Моя бабушка привела меня туда, на улицу Ивана Франка, – рассказывает кардинал Любомир, – а настоятель говорит: “Знаеш, дитя, трудные теперь времена. Иди сейчас в обычную школу, а потом, как война окончится, будет видно”. То был сорок третий год, он понимал, что незачем уже начинать обучение в монастырской школе. Поэтому я поступил в Первую академическую гимназию”.

Читайте также:
Елена Юрьевна Кравец - видео

А дальше был лагерь для беженцев в Австрии, куда они попали всей семьей, побег, помощь давних отцовых друзей и родственников. Благодаря им семья Гузаров избежала возвращения в советскую зону. В Австрии они пробыли до 1949 года. Любомир там возобновил обучение и вступил в молодежную скаутскую организацию «Пласт».

Когда мне было тринадцать лет, я впервые был в палаточном лагере. Это было в Австрии, в Фушли, – вспоминает Глава УГКЦ. – Я был в отряде «Красная калина», который пропагандирует спорт, в частности, его игровые виды. «Пласт» сыграл очень важную роль в моей жизни. Он основан на самовоспитании, на труде над собой. Видите, мы от природы немного ленивы, а здесь нужно было стараться. Эта организация имеет очень здоровую базу, воспитательную философию, а курень «Красная калина» –наилучший курень в мире. Я доныне поддерживаю связи с теми, с кем был в «Пласте». Мои пластовые друзья преимущественно в Америке, но мы с радостью встречаемся, когда я туда приезжаю. Кое-кто из них и в Украине работает. Вот Влодко Стойко приедет во Львов в мае, будет в университете читать лекции, то мы обязательно встретимся”.

Я поставила владыке Любомиру неосторожный вопрос: “А до какого возраста вы были пластуном?” Он, так удивленно глянув на меня, словно я с луны свалилась, и гордо молвил: “Я и сейчас пластун!” Я же не знала, что из «Пласта», как из комсомола, по возрасту не выбывают.

В спальню – через окно

В 1949 году у семьи Гузарив появилась возможность выехать в США. “Мои родители сразу пошли на работу: отец работал в гостинице, иметь – на фабрике, где изготовляли разные электрические приборы. Туда же пошла и сестра, а я поступил в семинарию, ибо еще с детства хотел быть священником”.

Один из его семинарийных друзей, священник Иван Татарин, вспоминает: “Любомир был очень хорошим семинаристом, хорошо учился, интересовался науками, поэтому из-за этого мы с ним имели небольшие проблемы. Иногда по вечерам посещали лекции в университете, а они затягивались допоздна. В семинарию после девяти вечера нельзя было заходить, двери закрывали. Возле них изнутри караулил ректор. То когда мы не успевали вернуться к определенному времени, то крадясь, лезли в свою комнату через окно”.

– В Нью-Йорке украинцы жили своеобразной украинской жизнью. Суббота и воскресенье были полностью посвящены делам украинства. Мы ходили в украинскую школу, посещали разные молодежные организации, – делится воспоминаниями приятельница юношеских лет кардинала Гузара Ирена Степура. – В воскресенье ходили в церковь, а затем шли в парку и играли в отбивалки, ездили в разные лагеря. Любомир был все время среди нас. Помню его чрезвычайно милым, товарищеским, мы все знали, что он будет священником, но он нас ни в чем не ограничивал. В нем было что-то очень особенное. Мы так и говорили между собой: “Наш священник”.

– Моя мать очень следила, чтобы дома мы никогда не говорили иначе, только на украинском языке, – это уже рассказывает Блаженнейший кардинал Любомир. – Мы читали украинскую литературу, наши журналы, жили в украинской общине. А когда приходили пасхальные или рождественские праздники, то всегда украинские семьи желали друг другу: “Дай Боже, чтоб в следующем году мы уже могли в Украине праздновать”. Но чем дальше, то возможность такого возвращения становилась все менее правдоподобной. Но мы все равно жилы мыслью об Украине”.

И судьба оказалась благосклонной к нему, он таки вернулся.

Надежда Пастернак
«Експрес», № 23 (2279), 24 февраля – 3 марта 2005

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: