Лев Никола́евич Толсто́й – отзывы, мнение, рейтинг

Критика о творчестве Льва Толстого, отзывы современников, критиков XIX и XX вв.

Лев Толстой.
Художник И. Репин

Л. Н. Толстой является выдающимся русским писателем и автором множества произведений, знаменитых по всему миру.

В этой статье представлена критика о творчестве Льва Толстого: отзывы современников и известных критиков XIX и XX вв.

Смотрите: Все материалы по творчеству Льва Толстого

Критика о творчестве Л. Н. Толстого, отзывы современников

Н. Г. Чернышевский:

“Мы не ошибемся, сказав, что самонаблюдение должно было чрезвычайно изострить вообще его наблюдательность, приучить его смотреть на людей проницательным взглядом. Драгоценно в таланте это качество, едва ли не самое прочное из всех прав на славу истинно замечательного писателя.

Граф Толстой обладает истинным талантом. Нужно иметь много вкуса, чтобы оценить красоту произведений графа Толстого; но зато человек, умеющий понимать истинную красоту, истинную поэзию, видит в графе Толстом настоящего художника, то есть поэта с замечательным талантом.

Этот талант принадлежит человеку молодому, с свежими жизненными силами, имеющему перед собою еще долгий путь. Мы предсказываем, что все, данное доныне графом Толстым нашей литературе, только залоги того, что совершит он впоследствии; но как богаты и прекрасны эти залоги!”
(Н. Г. Чернышевский, статья “Детство и отрочество. Военные рассказы графа Л. Н. Толстого”, журнал “Современник”, 1856, №12)

Д. И. Писарев:

“. Толстой — глубокий психолог. . У Толстого есть своя личная, характеристическая особенность. Никто далее его не простирает анализа, никто так глубоко не заглядывает в душу человека, никто с таким упорным вниманием, с такой неумолимой последовательностью не разбирает самых сокровенных побуждений, самых мимолетных и, повидимому, случайных движений души. Как развивается и постепенно формируется в уме человека мысль, через какие видоизменения она проходит, как накипает в груди чувство, как играет воображение, увлекающее человека из мира действительности в мир фантазии, как, в самом разгаре мечтаний, грубо и материально напоминает о себе действительность и какое первое впечатление производит на человека это грубое столкновение между двумя разнородными мирами, — вот мотивы, которые с особенной любовью и с блестящим успехом разрабатывает Толстой.

. Какую бы сцену мы ни припомнили, везде мы встретим или тонкий анализ взаимных отношений между действующими лицами, или отвлеченный психологический трактат, сохраняющий в своей отвлеченности свежую, полную жизненность, или, наконец, прослеживание самых таинственных, неясных движений души, не достигших сознания, не вполне понятных даже для того человека, который сам их испытывает, и, между тем, получающих свое выражение в слове и не лишающихся при этом своей таинственности.”
(Д. И. Писарев, статья “«Три смерти». Рассказ графа Л. Н. Толстого”, “Библиотека для чтения”, 1859 г.)

А. И. Герцен:

“Из новых произведений меня поразила своей пластической искренностью повесть графа Толстого «Мое детство». ”
(А. И. Герцен – неизвестному адресату, письмо от 10 апреля 1856 г.)

“Есть новый, очень талантливый автор – граф Толстой. ”
(А. И. Герцен – М. К. Рейхель, письмо от 17 апреля 1856 г.)

“Что Толстой любит природу и изображает ее с таким мастерством, до которого, кажется, никто и никогда еще не возвышался, это знает всякий, читавший его сочинения. Природа не описывается, а живет у нашего великого художника. Иногда она является даже как бы одним из действующих лиц повествования. Красота природы находит в Толстом самого отзывчивого ценителя. ”
(Г. В. Плеханов, статья “Толстой и природа” из сборника “Л. Н. Толстой в русской критике”, 1952 г.)

Н. К. Гудзий:

“Великий дар наблюдательности по отношению к внутреннему миру людей развился у Толстого в результате непрестанного самонаблюдения и усиленного контроля своего душевного мира.

Самонаблюдение стало для Толстого основным источником его в высшей степени самокритического отношения как к самому себе, так и к своей работе. Стремясь к правдивой, искренней, часто беспощадной оценке своих поступков, Толстой стремился и к полной правдивости в изображении людей и обстановки, в которой они живут.

Дар чрезвычайной наблюдательности. сказывается не только в описании психических состояний человека, но и в описании привычных движений, жестов и вообще физических действий персонажей, а также отдельных черт их внешнего облика, за которыми угадываются особенности их внутреннего существа. Обычно Толстой в своих портретных характеристиках не дает последовательного перечисления внешних примет того или иного персонажа, как это делает, например, Тургенев, а выделяет в его наружности, в позах, в походке, в выражении лица отдельные устойчивые индивидуальные их черты, уясняющие одновременно и внешний и внутренний их облик. Например, Толстой настойчиво обращает внимание на короткую, подвижную губку княгини Болконской. на лучистые глаза княжны Марьи Болконской, ее краснеющее пятнами лицо и тяжелую походку. на светлый и наглый взгляд Долохова, легкую, твердую походку Анны Карениной.

Такую же наблюдательность, какую проявляет Толстой по отношению к внутреннему миру человека, проявляет он и к окружающей человека обстановке, ко всем деталям его быта. Он стремится к тому, чтобы как можно нагляднее показать своих персонажей в окружении реальной, конкретной действительности, в которой они живут и действуют. То же мы видим и в изображении Толстым природы, картины которой рисуются им без. романтической приподнятости. и с. поразительной зоркостью. ”
(Н. К. Гудзий, “Лев Толстой”, 1960 г.)

Читайте также:
Абрахам «Брем» Стокер - отзывы, мнение, рейтинг

Томас Манн (немецкий писатель):

“Мощь его повествовательного искусства ни с чем не сравнима; каждое соприкосновение с ним. вливает в талант, обладающий восприимчивостью, потоки силы, бодрости, первозданной свежести. . Для нас его могуче-безыскусственное творчество — это сама земля, сама природа, появляющаяся в новом обличье; перечитывать его. значит спасаться от соблазнов манерности и болезненной игры, возвращаться к потокам естественности и здоровья, находить их в самом себе.”
(статья о Толстом, 1928 г.)

Гюстав Флобер (французский писатель):

“Благодарю, что вы дали мне возможность прочесть роман Толстого*. Это перворазрядная вещь! Какой художник и какой психолог! Два первых тома изумите л ь н ы. Мне случалось вскрикивать от восторга во время чтения, а оно продолжительно. Да, это сильно! Очень сильно!”
(письмо Г. Флобера к И. С. Тургеневу, цитируется по письму И. С. Тургенева к Л. Н. Толстому, 12/24 января 1880 г.)
*- имеется в виду роман “Война и мир”

Эмиль Золя (французский писатель):

“Отношусь к Толстому-романисту с величайшим восхищением. Помимо его писательского гения, отмечу его доброту и его ненависть к войне, которую я разделяю.”
(сборник «Hommage a Tolstoy», 1901 г.)

Теодор Драйзер (американский писатель):

“Я снова усиленно занялся чтением. Дороже всех мне был тогда Толстой, как автор повестей «Крейцерова соната» и «Смерть Ивана Ильича». Я был так восхищён и потрясён жизненностью картин, которые мне в них открылись, что меня внезапно озарила мысль, как бы совсем новая для меня: как чудесно было бы стать писателем. Если бы можно было писать, как Толстой, и заставить весь мир прислушаться. ”
(из книги «Заря», 1931 г.)

Отзывы на книги автора Лев Толстой

Любимая трилогия! Еще не столь нравоучительная, выхолощенная, с шероховатостями, простительными молодому автору, но все-равно прекрасная.

Глубокий, мудрый, серьёзный роман о взрослении, становлении личности, о первых ошибках и разочарованиях и первых же потрясениях. Считаю, что это произведение Льва Николаевича должны читать все юные ребята, много интересного и важного для себя узнают.

Я долгое время считал, что не имею право писать отзыв на эту книгу. Просто потому, что я так и не закончил её прочтения. Я начинал её три раза. В школе, институте и когда уже работал. Однако каждый раз откладывал её. Безусловно это величайшая история, хотя вернее было бы сказать летопись превращённая в художественный роман.
Любое произведение, любая книга, история, рассказ написанная писателем- это фанфары самому себе. Хотя ровно так же я могу сказать и о любой другой творческой профессии. Кондитера делают красивый торты, что бы похвастаться мастерством, художник рисует, что бы сразиться с другими в стиле и мастерстве. Так уж мы устроены.
Не каждому понравиться картины Ван Гога или Дали, так и мне произведения “Война и Мир”, не очень-то понравилось, и так как я не учитель литературы, я слава богу не обязан его читать. Я думая мы все со школьной скамьи помним описывания дуба на несколько страниц. Нет я конечно же понимаю, что можно любоваться абсолютно любым предметам и даже ему завидую, использовать столько эпитетов! Просто лично я люблю более динамичные и философски упрощённые труды. Жизнь и так сложна, что бы пытаться разгадать мысль автора, которую он сам скрыл даже от себя, будто стесняясь свих же дум.
Можно прочесть о метафизике Канта и нечего не выудить, а можно попросту прочесть Терри Пратчетта и открыть для себя целую вселенную. Потому позволю дать вам совет, главное, что я для себя понял из всех прочитанных мною книг, так это то что жизнь необычайно коротка делайте только то, вам хочется и не обращайте внимания на других людей они всё равно осудят, читайте только то что вы любите и не тратьте свое время зря на претенциозность потому, как сказал профессор Слизнорт из фильма,- “Живешь себе живешь и тут пуф и аквариум пустой”

Очень хорошая книга внешне,хоть и мягкая обложка. Дизайн отдельная тема,потрясающий. Размер книги чуть больше ладошки,можно м собой носить и ничего не будет))

Невероятный по своей пронзительности роман, в котором Толстой ловко прикрыл социальные проблемы и странную мораль общества душещипательной историей любви.

Плотная бумага и лаконичная обложка. Оформление понравилось, сам роман – старая любовь.

В этой книге прекрасно то, что она не даёт ответа. Автор не стоит над тобой и не говорит: “Иди туда-то, будет тебе счастье”. Скорее, счастья может и не быть, но ты волен выбирать и пробовать.

Это очень сложное многопластовое произведение. Перечитывать его придётся не один раз, вполне вероятно, всю жизнь.

Я в восторге от этой серии “Книги- легенды”. Потрясающая обложка и яркая , читаемый шрифт, твёрдый переплет.
Сам недавно решил начать читать русскую классику, и решил остановиться на книге этой серии, так для меня обложка играет немаловажную роль.
В дальнейшем буду покупать и другие книги из этой серии . А издательству ЭКСМО спасибо и надеюсь на дальнейшее издание друг авторов “Книг- легенд”.

Читайте также:
Генри Грэм Грин - отзывы, мнение, рейтинг

Лев Николаевич Толстой поражает своим тонким видением человеческих душ: как мужских, так и женских. Как точно он подмечает сложный и очень скрытый внутренний конфликт и переживание своих героев. И, несмотря на то, что центральная роль в романе отведена отношениям Анны Карениной и Алексея Вронского, параллельно развиваются совершенно отличные, по своему поучительные и не менее интересные отношения между Левиным и Кити Щербацкой, Долли и Степаном Аркадьевичем. Не менее важен в романе образ Алексея Александровича Каренина, его личности как мужа Анны. Следует особое внимание уделить тому, что большинство героев книг Л.Н. Толстого были списаны с его знакомых, родственников, друзей. То есть прототипы его персонажей были взяты из жизни.
Если непосредственно обратиться к роману «Анна Каренина» и освещению на страницах семейной темы, то Л.Н.Толстой прекрасно описал состояние человека до вступление в брак (его мысли, рассуждения, мечты, идеальные образы) и после, когда сталкиваешься с реальностью и ее несовершенством.
Поражает, что столько времени прошло с даты опубликования романа, а взаимоотношения между мужчиной и женщиной в современном мире не претерпевают изменений. Меняются люди и поколения, а любовь и проблемы остаются все теми же.
Таким образом, образ Анны Карениной достаточно сложен. И само восприятие этой героини у читателя меняется. Если вначале ярко представляется энергичная, жизнелюбивая, обаятельная женщина с легкой походкой и величественным станом, излучающая любовь и понимание к окружающему миру, то к концу книги ее образ невыносимо тяжел и нездоров. Переживание читателя меняется от мыслей, что такая женщина достойна настоящей любви, до непонимания и даже осуждения ее безумия и всех худших качеств, которые непостижимо буйствовали в ней. Осуждение светом и обществом ее измены, разлука с сыном, неясное положение жизни с Вронским, будучи неразведенной, отрешенность и нелюбовь к дочери, которая осталась при ней, вспышки гнева и ревности к любимому человеку,- все это необратимо изменило ее психику. Но разве для такой сильной личности единственным шагом к спасению могло быть самоубийство? И что было лучше для нее – остаться с мужем после тяжелых родов, который все простил ей и принял такую как есть или выбрать то, что она выбрала – жизнь с Вронским, которая привела ее к погибели? Анну жалко, и хочется, чтобы кто – либо помог ей, протянул руку помощи, подсказал, как ей выйти из этой ситуации. Но, несмотря на сгустившиеся в ней ревность, подозрительность, горечь обид и чувство недолюбленности Вронским, она светла и чиста уже тем, что не пожелала жить в обмане, честно призналась о своей любви и отреклась ради нее от всего. Ошибкой же стало то, что Вронский был влюблен в ту Анну, которая ему запомнилась сильной, неприступной, пьянящей своей красотой, но в силу своего замужества мечты о ней были лишь, как ему казалось, мечтами. Но когда лед был сломлен, и она осталась с Вронским, потеряв всякое чувство меры, требовала проявление его любви и жаждала ежесекундного его присутствия при себе – он стал остывать к ней. Было потеряно главное для него – чувство загадки, недосягаемости и естественного величия.
Был ли виноват Вронский в ее несчастии? Отчасти да, и лишь в том, что она его действительно полюбила. Он не скрывал себя и своей натуры. В любой паре происходит накал чувств вначале отношений и спад, обусловленный принятием друг друга и полным изучением. Так произошло и с ними, но…ей некуда было идти. Ни подруг, ни сочувствующего лица. Лишь пустота и холодность. Вронский всячески пытался разнообразить ее жизнь, потакал ее капризам, и даже брал на себя женские обязанности по обустройству дома, Казалось – этот мужчина делал все, для сохранения мира и лада в их паре. Но, делая это, Вронский понимал, что охладел к Анне.
Роман запоминается читателю еще и, потому, что пропитан интересными мыслями автора, естественно вплетающимися в строки повествования. Это своего рода различные суждения о правах женщин, гендерных различиях в семье, о любви. С самых первых страниц читателю открывается глубокая мысль: «все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», «сколько сердец, столько родов любви». Таким образом, эта книга прекрасно раскрывает человеческие чувства, ее необходимо читать и учится, брать из нее опыт и мудрость. Наше время немного перевернуло сознание людей, упростило понимание любви и семьи, но, тем не менее, настоящие люди и настоящими чувствами должны читать русскую классику и созидать в своей душе, то сложное, но приятное чувство, которое остается после прочтения.

О, времена, о, нравы

Наверное, я единственная, кто в высшей степени не любит этот роман.
И дело не в моральных принципах, которых лишена героиня, но ее легкомысленное поведение подвело под монастырь не только ее саму, но и всех, кто так или иначе был с ней сплетен, даже непредвзятого читателя в моем лице.
Довольно скандальный и откровенный роман о женщине, чей брак по расчету треснул по швам из-за молодого и столь же ветренного офицера. Так что, в каком-то смысле они друг друга стоили.
И все это время мне было жалко Каренина, который проявил благородство и великодушие в адрес ослепленной чувствами женушки, принебрегшей собственным сыном и дочерью.
В те времена многие пары втайне заводили любовниц/ков, но Каренина пошла дальше на поводу своих эгоистиных чувств и закончила судьбу трагическим образом.
Глупость творит с человеком страшные вещи, уничижая его самого перед ним же и в глазах общества. А свидетелями грехопадения этой женщины стал весь высший свет, и на что она надеялась?
Нет, мне не жаль ее, т.к. как я стала неприятельницей ее поведения “малолетней влюбленной девчонки”.
Вронского за его незрелость и аморфность я осуждаю больше, в данном случае Адам сыграл роль искусителя для Евы.
Не совсем поняла оборвавшуюся сюжетную линию Вареньки, уехавшей за границу. А все потому, что мужчина побоялся признаться ей в чуаствах. Дань покойной жене? А, может быть, трусость?
Что вообще творится с мужчинами в этой книге? Я не поняла раздрая в финале, но очевидно, что Каренина решительно сошла с ума.
Многие со мной не согласятся и увидят в Анне Карениной героиню, не посчитавшуюся ни с чем и не с кем, но возжелавшей свободы, недоступной для ее положения, статуса и женщины того времени.

Читайте также:
Ян Амос Коменский - отзывы, мнение, рейтинг

Красиво, но не качественно

Очень красивое издание, пухлая обложка, белые плотные листы. И я так была довольна покупкой. Но дочитав до 102 страницы переплёт треснул с лицевой стороны по сгибу. красиво, но не качественно

Девочки налево, мальчики направо

Мужчине нельзя писать рецензию на «Анну Каренину». Он будет либо необъективен, либо неискренен. Ну что он может сказать о женской измене?
Он, конечно, скажет, что скучная, алчная, эгоистичная дрянь обязана была объясниться с мужем вместо того, чтобы полкниги ныть о его чёрствости. Еще он скажет, что под конец книги, Анна ведёт себя подозрительно похоже на мать главного героя «Реквиема по мечте». Особо проницательный мужчина ввернёт, что бросить мужа единственно по причине его тошнотворно нудного характера – это очень нудно. Потому что большинство людей сами по себе скучны. Это только со стороны наблюдать интересно каждого. А значит, бежать почти не к кому.
Разговор выйдет только когда кто-то сойдёт с рельсов и заговорит, наконец, о самой книге: как внимательны были люди друг к другу! То, что в современной литературе называется искусством проницательности, Толстой подаёт как должное. Затем женщина удивится тому, что книга и не думает заканчиваться на забрызганных кровякой Анны страницах (как этого все ожидают), а на всех парах, без какого-либо анализа бесполезной смерти, мчится к Левину, будто он и есть главный герой.
С этим-то мужчина точно согласится. Ему же тоже показалось, что, что бы ни сделал, ни говорил Левин, — это разговор Толстого с самим собой. А вся книга – попытка доказать, что мужиком лучше быть. Конечно, лучше. Ему – мужику – уж точно не придется уходить от скучного мужа к молодому офицеру.
Недавно мне захотелось еще раз прочитать эту книгу, но из-за отсутствия времени была вынуждена слушать аудио.

Произведение на века

Великое произведение из школьной литературы требует обязательного прочтения уже в зрелом возрасте, потому как воспринимается совсем иначе, чем в школе.
Честно признаться для меня в школе читать этот роман было величайшим мучением. Осилить его тогда я так и не смогла и поэтому прочла краткое изложение и по нему выкрутилась.
Закончив школу и институт и начав работать я совсем забыла об этом романе. И только случайно увидев экранизацию по телевизору, мне захотелось перечитать роман. И скажу, что в зрелом возрасте все воспринимается совершенно иначе. Да, роман необычайно тяжелый для восприятия. И французский текст вперемешку с русским даже сейчас вызывает раздражение, поскольку приходится «вращать» глазами вверх и вниз, читая перевод и при этом суть предложения ускользает и начинают болеть глаза. И конечно батальные сцены для меня до сих пор остаются головоломкой, которую мне не разгадать. Но это все мелочи.
Героев в романе великое множество, но из главных персонажей для меня всегда остается близким Пьер, а вот остальные вызывают раздражение, особенно Наташа за свои глупые и легкомысленные поступки. Расписывать всех героев я не буду, поскольку при желании можно написать мини-роман. Но главное, что я хочу сказать, что это произведение обязательно к прочтению и конечно иметь необходимо его иметь в своей домашней библиотеке, тем более в таком прекрасном оформление от издательства Эксмо.

Читайте также:
Виктор Астафьев, биография, история жизни, произведения

До Льва Николаевича нужно дорасти. Никакому школьнику не понять, и уж точно не оценить его произведения!
“Анна Каренина” для меня один из лучших романов, он просто великолепен! Сюжет всем и давно известен, так что лучше поделюсь своими мыслями. Больше всего меня поразил талант автора. Нет, нет, я и до прочтения этого монументального труда не сомневалась в способностях Толстого, но ТАК понять женщину, ТАК описать ее чувства, эмоции и мотивации – это достойно восхищения! Какие разные и многогранные у него героини. легкомысленная глупенькая Китти, скучающая Анна, страдающая Дарья Оболонская. Поразил меня поступок Анны, как можно было предпочесть ребенку мужчину, пусть и любимого, но, думаю, этот момент не поразил только ленивого.
Женщинам нужно читать этот роман всем, в обязательном порядке. Здесь содержится уйма полезной информации о семье, мужской психологии и т.д. я почерпнула массу полезного лично для себя.
Книга на все времена.

Книга – классика, книга – шедевр!

Это произведение, как блюдо, приготовленное по сложному рецепту:
Взять достаточно большое количество героев, каждого приправить собственными характером, воспитанием, душою. Хорошо перемешать между собою. Добавить по вкусу балов, встреч, быта, интриг, сражений и реальных исторических фактов, математических и военных законов. Залить полной гаммой чувств (счастье, страдание, радость, злость, любовь, ненависть, зависть, равнодушие, дружба, сопереживание, апатия, тщеславие, честь и пр.). Все это довести до кипения. Пропитать атмосферой России XIX века. Блюдо подавать остывшим вместе с философскими рассуждениями и гениальностью автора. Распробовать самому и угостить всех желающих.

Ну, а если серьезно, это – та книга, которую действительно стоит прочитать. Роман начинается так просто, но время идет, герои взрослеют, стареют, мир меняется. И нет больше тех Наташи и Бориса, которые общались в диванной и строили планы на будущее. Каждый персонаж из этого романа проживает свою жизнь. Нам (читателям) остается лишь переживать, улыбаться, а местами и плакать, наблюдая за этими жизнями. Дочитывая четвертый том, хочется начать все с начала, открыть первый и еще раз прочувствовать все то, о чем писал Лев Николаевич.

Отдельно стоит отметить то, как автору удалось передать все разнообразие русских (да, и не только русских) характеров от простых мужиков до императора. Каждый (!) персонаж уникален, у каждого есть своя собственная душа.

В книге автор много рассуждает, иногда доказывает верность своих рассуждений с помощью высшей математики. Например: «. Только допустив бесконечно-малую единицу для наблюдения – дифференциал истории, то есть однородные влечения людей, и достигнув искусства интегрировать (брать суммы этих бесконечно-малых), мы можем надеяться на постигновение законов истории. » (Том 3, часть 3, глава 1). В этом романе математика, история, литература неразделимо связаны между собой. И от этого читать еще интереснее.

И в заключении, для тех кто боится большого объема этого произведения, хочется сказать, что ничего страшного в нем нет, читается легко, и не замечаешь, как страница за страницей, глава за главой дочитываешь очередной том.

10 лучших произведений Льва Толстого

*Обзор лучших по мнению редакции expertology.ru. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

Авторитетнейшая фигура не только для своих современников, но и для потомков – Лев Николаевич Толстой. «В России два царя – Николай Второй и Лев Толстой», – писал Суворин. О гениальности классика свидетельствуют две вещи: его произведения актуальны до сих пор и популярны во всём мире. Он не просто русский писатель – поднимаемые им темы и вопросы близки людям любой национальности. У гениальности Толстого мировое признание и популярность у читателей с отличным от русского менталитетом и другой парадигмой. Из всего наследия автора наши эксперты выбрали 10 лучших произведений.

Рейтинг лучших произведений Льва Толстого

Номинация место Произведение Рейтинг
Рейтинг лучших произведений Льва Толстого 1 Анна Каренина 5.0
2 Воскресение 4.9
3 Война и мир 4.8
4 Детство. Отрочество. Юность 4.7
5 Семейное счастие 4.7
6 Исповедь 4.6
7 После бала 4.5
8 Крейцерова соната 4.5
9 Кавказский пленник 4.5
10 Смерть Ивана Ильича 4.4

Анна Каренина

Действие романа происходит в России конца 19 века. Толстой одинаково мастерски рисует жизнь всех слоёв того общества: от великосветской петербургской знати до крестьян. Главная героиня, именем которой и названо произведение, будучи замужней дамой, влюбляется в молодого графа Алексея Вронского. Мужу Карениной становится известно о любовной связи жены, но он не соглашается на развод. Любовники сбегают в Италию, но их счастье длится недолго – чувства Вронского постепенно остывают. Анна заканчивает жизнь самоубийством, бросившись под поезд. Главная мысль произведения в том, что построение счастья на обломках семьи невозможно. Противовесом всепоглощающей страсти Анны Карениной выступает в романе идеализм молодого помещика Левина. Он уверен, что любовь, правда и верность – основа мира. Прототипом этого героя является сам Толстой.

Федор Достоевский высоко ценил роман «Анна Каренина», а Толстого, прочитав его произведение, назвал «богом искусства». У читателя создается впечатление, что автор до мельчайших деталей разбирает и понимает суть и последствия измены, страсти, ревности и обрушивает это понимание на него. Книга не оставляет равнодушной никого, о ней спорят и спустя 150 лет после написания. Произведение Толстого «Анна Каренина» издано на 120 языках мира, существует множество его экранизаций, мюзиклов, сериалов и ремейков во всем мире. Этот шедевр можно перечитывать всю жизнь, и в каждом возрастном периоде находить в нем все новые жемчужины.

Читайте также:
Бернард Шоу, биография, история жизни, творчество

Воскресение

Второе место наши эксперты отдают последнему роману Льва Николаевича – «Воскресение». Произведение названо так, потому что даже самые «пропащие» и циничные души способны воскреснуть для любви и духовной жизни. Главная героиня – Катюша Маслова, воспитанница-служанка двух престарелых помещиц. В 16 лет она влюбляется в племянника своих «благодетельниц» молодого студента Дмитрия Нехлюдова, который соблазняет ее перед отъездом в действующую армию. Встречаются оба героя вновь на суде, где Нехлюдов присяжный, а Катюша – подсудимая, гулящая девка из дома терпимости. Ее обвиняют в отравлении с целью ограбления одного из клиентов борделя. Мучимый совестью Дмитрий добивается смягчения приговора, Катя в ссылке находит свою любовь, а Нехлюдов приходит к вере в Бога.

Современные читатели отмечают, что произведение поднимает актуальные и на сегодняшний день проблемы: коррупцию, несправедливость судебной системы, социальное неравенство, бездуховность, нравственную черствость. Роман читается легко, сюжет держит в напряжении, а концовку невозможно предугадать. Оказывается, что один поступок в далекой молодости может впоследствии перевернуть всю жизнь.

Война и мир

На следующей строчке рейтинга расположился имеющий мировую популярность роман Толстого «Война и мир». В центре повествования – судьба главной героини Наташи Ростовой. В начале романа она юная девушка, подросток. В конце – почтенная мать семейства. В произведении множество сюжетных линий и судеб, каждая из которых волнует читателя, не оставляет его равнодушным. События происходят в начале 19 века на фоне войны с Наполеоном.

Этот роман бесчисленное число раз переиздавался и экранизировался. В 2016 году в Британии с триумфом прошла телевизионная 6-ти серийная версия экранизации «Войны и мира». Аудитория невиданная – семь миллионов зрителей, не отрываясь, следили за развитием сюжета в этой экзотической, непостижимой и огромной России. «Все кончилось?! Нет! Верните их! Пусть Пьер вновь отрастит свою ужасную бороду! Верните Элен – я хочу посмотреть, какой ужасной матерью она станет! Не могу смириться с тем, что все кончилось!», – вот один из отзывов английского зрителя.

Детство. Отрочество. Юность

Эта трилогия Толстого автобиографична и рождена из дневников писателя, которые он вел с самого детства. Писатель ищет ответ на вопрос: как чистое, светлое, наивное и непосредственное создание превращается в циничного и порочного человека? Произведение – дебют писателя в большой литературе, принесшее ему мгновенную славу. Гениальная книга дала толчок в изучении детской психологии педагогам того времени.

Критиками восторженно была принята первая часть трилогии – «Детство». Тургенев писал, что произведение в моде «пуще кринолина». К «Отрочеству» отношение было более прохладным, а «Юность» и вовсе подверглась беспощадной критике за излишний анализ малозначительных событий и слишком длинные, запутанные предложения. В любом случае, эта трилогия занимает почетное место в списке лучших классических произведений.

Семейное счастие

Следующее произведение является нетипичным для Толстого. «Семейное счастие» – довольно короткий роман, но не менее талантливый, чем объемные произведения автора. Поражает умение писателя-мужчины тонко понимать психологию и движения души молодой девушки, а после и женщины. В центре повествования семья – Сергей Михайлович и Машенька, и те изменения, которые происходят в их характерах после вступления в брак. Маша проходит путь от наивной простушки до мудрой жены и матери. Муж ее – от эгоистичного себялюбца до терпеливого и прощающего человека.

По мнению читателей, в романе приоткрыта тайна счастливой семейной жизни. Жить для другого – вот и весь секрет. Отношения супругов – ежедневный, ежечасный выбор в пользу любви, какие бы чувства не одолевали в данный, конкретный момент времени. Такие произведения не теряют своей актуальности со временем, ведь о семейном счастье тайно или явно мечтает каждый. Не все хотят трудиться для этого, но те, кто понимает принцип, раскрытый Толстым, – успешны в супружестве. «Все счастливые семьи похожи друг на друга…», – так считал сам Толстой.

Исповедь

Почетное шестое место рейтинга отдаем знаменитой немного скандальной «Исповеди». Первое произведение Льва Толстого, в котором он изложил зачатки морально-религиозного учения, названного впоследствии его именем – «толстовство». Русская цензура не пропустила «Исповедь» из-за резкой критики в ней православной Церкви. Книга была издана в Женеве и тайно распространялась в России среди почитателей таланта писателя.

В отзывах тех, кто прочитал это произведение, лейтмотивом звучит мнение о том, что книга не для всех. Только тот, кто ищет свою дорогу через веру в Бога, ищет смысл своей жизни, поймет и примет ее. Роман-размышление не читают «запоем»: после каждой главы хочется размышлять, анализировать, думать и молиться.

Читайте также:
Вадим Зеланд - видео

После бала

Рассказ Льва Николаевича «После бала» построен на противопоставлении событий на балу и после него. Отец возлюбленной главного героя – полковник Петр Владиславович во время бала выглядит как любящий отец, примерный семьянин и просто хороший человек. После – выступает как командующий жестокой расправой над провинившимся солдатом.

Красочным литературным приемом Толстой показал, что никакое насилие не может быть оправдано. Оно, по сути своей, противно Богу. Также неприемлемо разделение людей на достойных и презираемых. У героя рассказа Ивана Васильевича тут же проходит влюбленность в Вареньку, когда он понимает, какой лицемер воспитал ее. Очень поучительное произведение, которое заставляет задуматься.

Крейцерова соната

Восьмое место эксперты отдали пронзительному рассказу Толстого «Крейцерова соната». Автор в поезде слышит историю семейной жизни и трагедии героя произведения Позднышева. Срабатывает «эффект попутчика», и звучит чудовищная история о том, как из-за безобразной ревности герой убивает свою жену и мать своих детей. Суд оправдывает это убийство, но преступник наказывает себя сам. Наказывает муками совести и пониманием, как отсутствие жизненного стержня и гордость уничтожает в нем моральные устои.

В своих отзывах читатели рассказа единодушны в том, что произведение удивительно современно. В героях сюжета каждый узнает себя, своих родных и знакомых. За сотни лет не изменились человеческие пороки. Поменялся антураж, далеко шагнул вперед технический прогресс, но души людей остались прежними. «Если бы я не знал, что это рассказ Толстого, то подумал бы, что читаю рассуждения кого-то из известных блогеров», – пишет один из изумленных поклонников таланта Толстого.

Кавказский пленник

Короткий приключенческий рассказ Толстого о разном отношении и поведении людей в испытаниях. Жилин – оптимистичный, храбрый, умный, с четкими понятиями о чести и мужских поступках. Его товарищ Костылин – полная ему противоположность. Оба юноши попали в плен к чеченцам во время войны за присоединение к России Северного Кавказа в 1817-1864 гг. И тот, и другой освобождаются из плена, но один с честью, сохранив человеческий облик, а второй – разорив свою семью, собиравшую выкуп.

Рассказ множество раз был экранизирован. Самая известная версия – «Кавказский пленник» Сергея Бодрова-старшего, где его сын сыграл роль Ивана Жилина. Поднятая Толстым проблема не теряет актуальности. Да, жизненные драмы порой случайны, но выход из них зависит от внутреннего стержня, характера и выбора. Можно предать, сдаться, ныть, а можно, не теряя благородства, искать выход и бороться.

Смерть Ивана Ильича

На последней строке рейтинга расположилась пронзительная повесть о болезни и смерти судейского чиновника Головина Ивана Ильича. Толстой устами главного героя переосмысливает свою жизнь, отрицает, а после осознает неизбежность смерти. И это осознание в корне меняет понимание всего пройденного жизненного пути.

Произведение достаточно короткое, но получившее признание от известных критиков. Например, В. Набоков писал, что это произведение для него является совершенным и одновременно самым сложным у Льва Николаевича. А В. Стасов отметил, что «Ни у одного народа, нигде на свете нет такого гениального создания. Все мало, все мелко, все слабо и бледно в сравнении с этими 70-ю страницами». Оказала влияние повесть и на творчество гениального режиссера Акиры Куросавы – именно ею он вдохновлялся при написании сценария к фильму «Жить».

Лев Толстой отзывы читателей

Мне книга показалась скучной нудятиной, я осилила 115 страниц и поняла, что больше прочитать мне не дано. Возможно мне просто рано ее читать.

  • Опции
    • Пожаловаться
    • Открыть в новом окне
  • Поделиться
    • ВКонтакте
    • Твиттер
    • Фейсбук
    • Одноклассники
    • Мой Мир
    • Googe+

Я прочитала в 10 классе, когда по программе шло. Скорее понравилось, чем нет, хотя я долго читала, прерываясь на другие произведения. Но мне, в отличие, наверно, от большинства девочек, интересней было читать про войну, чем про мир =))

В школе я ее благополучно пропустила, серьезно заболев на 2 месяца, прочла уже в сознательном возрасте и с тех пор периодически перечитываю, хотя не люблю философию Толстого и его выводов, но уж больно написано хорошо. Вообще же переживать из-за того, что какая-то книга не нравится и кажется скучной не стоит, к счастью, мир литературы не ограничивается классикой и во взрослом состоянии нет смысла себя принуждать ради мифического одобрения других. Чтение должно приносить радость в первую очередь.

Считаю своим гражданским долгом уравновесить этой статьей многочисленные отзывы в интернете, которые возмущают меня и удивляют – до глубины души. Неужели так мало осталось в нашем, некогда очень одухотворенном обществе, настоящих ценителей искусства?
Или другое: почему люди ныне – такие злые?
Я так возмущена, что не боюсь быть грубой: они ведь не боятся! Им нужно дать отпор. Как мелкая саранча, своей многочисленностью – может повалить мощный и прекрасный вековой дуб, так многочисленное быдло может повалить большого художника, с гигантским потенциалом, тонкого и потому, всегда хрупкого.
Буквально, с каждой сценой, с каждой минутой, Шахназаров открывал и открывал для меня – словно выкладывал из тайного сундука, о котором никто до сих пор не знал, все новые и новые несметные драгоценности – совершенно неожиданные, потрясающие, до сих пор скрытые от всех, резервы многоликой и, оказывается, глубочайшей Лизы Боярской.
Только после финальной серии до меня все дошло сполна. И я АХНУЛА!
Особенно обидно читать бездумную критику сидящих на диване обывателей, которым ничего не стоит писать свои «умные» мысли. Это ведь так легко. А кто понимает – КАКОЙ ТРУД был вложен людьми? Ведь «Анна Каренина» – работа не из легких. СОВСЕМ НЕ ИЗ ЛЕГКИХ! Можно только догадываться, сколько внутренних сил, сколько энергии, сколько «крови» и души, и скольких лучших людей, вложено в эту работу! Работали, вероятнее всего – на износ. Эмоционально – на износ. Такая роль – выполаскивает, по другому никак не получилось бы такого шедевра.
Игра света и тени в жизни души Карениной исполнена Боярской с таким же трепетом и многоликим звоном, с каким играют свет и тени в густых аллеях Ясной Поляны.

Читайте также:
Герман Гессе (Hermann Hesse) - отзывы, мнение, рейтинг

Всем, кто этого не может оценить – пусть будет стыдно.

  • Опции
    • Пожаловаться
    • Открыть в новом окне
  • Поделиться
    • ВКонтакте
    • Твиттер
    • Фейсбук
    • Одноклассники
    • Мой Мир
    • Googe+

Что с вами, Илона – почему не по-английски?))

Труда, действительно, вложено много, и актеры старались, НО на вкус и цвет. у всех фломастеры разные :( И почему кому-то должно быть стыдно, если фильм не понравился? В “Викинг” тоже труда и стараний актеров много было вложено, а получился, на мой взгляд, полный пшик. “Анну Каренину” Шахназарова очень ждала, неожиданное прочтение, да-с, играют современненько, но дамочка сочувствия как-то не вызывает, декорации какие-то чересчур вымышленные, от романа немного осталось, так – мотивы. современная фантазия на тему. Чисто имхо, классика нашего незабвенного по-русски и так, как он писал, уже экранизировали, можно только ремейк сделать с современными актерами, а начни осовременивать и выдергивать отдельные истории и эпизоды – получится так, как мы увидели. И игра актеров не при чем – сценарий и режиссерский посыл изначально так были заложены. Да, и мне тоже совсем не стыдно, что творчество классика я не люблю, и фильм мне не понравился, хотя актеры играли в предлагаемых обстоятельствах неплохо. А Каренин так и вовсе с новой стороны показался, но опять же не по классику исполнен.

Лев Никола́евич Толсто́й – отзывы, мнение, рейтинг

Лев Толстой — это не только Война и Мир! У него есть очень жесткие книги, например вот эта.
В ней Лев Толстой покусился на святое — на Христианство. Причем он делал это не мерзко и похабненько, как гражданин АГН, а вполне по научному! Выучил греческий, стал читать и анализировать самостоятельно.

Я советую всем учить греческий (и другие языка, в том числе технический), читать и анализировать самостоятельно, а не пользоваться услугами блогеров.

А как вообще народ относился ко Льву Толстому?
Вот документальная киношка про его похороны:

99,999% у нас не будет таких похорон!

Вернёмся к книге.

В этой работе Толстой излагает историю своих религиозных изысканий и пытается познать истинную сущность христианского учения и веры. Для этого он изучал историю создания и церковных переводов Евангелий. Толстой сравнивал греческий текст и его вариации с каноническим переводом, обращался к мнениям известных богословов, философов, лингвистов, ученых. Лев Николаевич, отринувший некоторые богословские толкования, потерял доверие к точности перевода и интерпретации Евангелий церковью. Более того, он начал критиковать основы церковной догматики и отверг их, поскольку они, по его мнению, противоречат требованиям разума.

Писателю пришлось самому заново перевести сакральные тексты. С особым вниманием он подошел к тем местам, которые представлялись ему наиболее понятными, поучительными и соответствующими общему духу христианства.

Мне в целом читать было не очень интересно, поэтому оценка «средне».

Приведу интересные цитаты:

1) Если купишь раба еврея, пусть он работает (тебе) шесть лет, а в седьмой год пусть выйдет на волю даром.

Если вол забодает мужчину или женщину до смерти, то вола побить камнями, а мяса его не есть; а хозяин вола не виноват.

Но если вол бодлив был и вчера и третьего дня, и хозяин его, быв извещен о сем, не стерег его, а он убил мужчину или женщину, то вола побить камнями и хозяина его предать смерти

Сына ли забодает, дочь ли забодает, по сему же закону поступать с ним.
Если вол забодает раба или рабу, то господину их заплатить тридцать сиклей серебра, а вола побить камнями.

Если кто украдет вола или овцу и заколет или продаст, то пять волов заплатит за вола и четыре овцы за овцу.

Если кто застанет вора, подкапывающего, и ударит его так, что он умрет, то кровь не вменится ему

Если кто отдает ближнему на сохранение серебро или вещи, и они украдены будут из дома его, то, если найдется вор, пусть он заплатит вдвое

Ворожеи не оставляй в живых.

Всякий скотоложник да будет предан смерти.

2) Стоит не только прочесть, но пробежать Пятикнижие, в которых до малейших подробностей определены все действия человека в десятках тысяч самых разнообразных случаев, чтобы ясно видеть, что при таком подробном, мелочном определении всех поступков человека не может быть места какому-нибудь продолжению, дополнению учения закона, как уверяют церкви.

3)
В Евангелии: не только убить кого-нибудь, но запрещается сердце иметь на кого— нибудь; в Пятикнижии: убить, убить и убить жен, детей и скотов.

В Евангелии: богатство — зло; в Пятикнижии — высшее благо и награда.
В Евангелии: чистота телесная — имей одну жену; в Пятикнижии — бери жен, сколько хочешь.
В Евангелии: все люди братья; в Пятикнижии — все враги, одни иудеи братья.
В Евангелии: никакого внешнего Богопочитания; в Пятикнижии большая половина книг определяет подробности внешнего служения Богу.
И это-то учение евангельское, как уверяют, есть дополнение и продолжение Пятикнижия.

Лев Толстой как зеркало русской мизогинии или, Почему место женщин у плиты

День рождения Софьи Андреевны Толстой тоже приходится на сентябрь — только его, разумеется, на государственном уровне не отмечают.

Читайте также:
Владимир Даль, биография, история жизни, факты

“Гордый и знающий себе цену, он, кажется, во всей своей жизни сказал мне только раз «прости», но часто даже просто не пожалеет меня, когда почему-нибудь обидел меня или замучил какой-нибудь работой. Странно, что он даже не поощрял меня никогда ни в чем, не похвалил никогда ни за что. В молодости это вызывало во мне убеждение, что я такое ничтожество, неумелое, глупое создание, что я все делаю дурно». С. А. Толстая, мемуары

Влияет ли знание о личности автора на восприятие текста? Хорхе Луис Борхес как-то раз написал рассказ о том, что один и тот же роман «Дон Кихот» будет восприниматься по-разному, если читатель будет знать, что он написан не испанским воякой XVI века Сервантесом, а, скажем, ироничным профессором литературы в ХХ веке.

“Вчера вечером меня поразил разговор Л. Н. о женском вопросе. Он и вчера, и всегда против свободы и так называемой равноправности женщины; вчера же он вдруг высказал, что у женщины, каким бы делом она ни занималась: учительством, медициной, искусством, — у ней одна цель: половая любовь. Как она ее добьется, так все ее занятия летят пра­хом. Я возмутилась страшно таким мнением и стала упрекать Льву Нико­лае­вичу за его этот вечный циничный, столько заставивший меня стра­дать взгляд на женщин». Дневник С. А. Толстой, 1897 год

Полезно ли нам знать, что автор «Войны и мира», «Анны Карениной» и «Воскресения» презирал женщин? Что у него самого был токсичный брак, в котором он выступал эгоистом и домашним тираном?

По-моему, это знание добавляет романам Толстого важное дополнительное измерение. В школе романы Толстого проходят в 10-11 классах. В тот период, когда подростки ищут свое место в жизни. И тут – здравствуйте вам, господин граф Толстой со своей «плодовитой самкой» Наташей Ростовой как идеалом женщины! И злодейкой Элен, вся вина которой в том, что она посмела иметь собственный сексуальный аппетит и не желала рожать (судя по косвенным намекам, данным в романе, Толстой избавился от Элен с помощью подпольного аборта).

Если называть вещи своими именами: Лев Николаевич Толстой — мизогин. И романы его — мизогинные. Великий русский писатель не считал женщин полноценными людьми. Может быть, и к лучшему, что его длинные романы сегодня практически никто не читает.

». он испытывал то редкое наслаждение, которое дают женщины, слушая мужчину, – не умные женщины, которые, слушая, стараются или запомнить, что им говорят, для того чтобы обогатить свой ум и при случае пересказать то же или приладить рассказываемое к своему и сообщить поскорее свои умные речи, выработанные в своем маленьком умственном хозяйстве; а то наслажденье, которое дают настоящие женщины, одаренные способностью выбирания и всасыванья в себя всего лучшего, что только есть в проявлениях мужчины». Л.Н. Толстой, «Война и мир», том 4

Если у жены по определению «маленькое умственное хозяйство», стоит ли прислушиваться к тому, что она говорит? Баба же как корова — мычит и сама не знает почему.

В старости Софья Андреевна вспоминала, что в муже имела или страстного любовника, или сурового судью, но никогда — друга. Десятилетия она трудилась, но похвалы не заслужила. В семье был культ мужа, все лавры доставались ему.

“Сейчас 2 часа ночи, я все переписывала. Ужасно скучная и тяжелая работа, потому что, наверное, то, что написано мною сегодня, — завтра все перечеркнется и будет переписано Львом Николаевичем вновь. Какое у него терпение и трудолюбие — это поразительно!» Дневник С. А. Толстой, 1897 год

Удивительна сила инерции в обществе! В России до сих пор в ходу установка о том, что «хорошая жена» обязана жертвовать собой ради семьи. Читай — мужа и детей. Сама она со своими интересами в «семью» почему-то не включается. Так было заведено и у Толстых. Софья Андреевна страстно любила музыку. Но.

Читайте также:
Вадим Зеланд - биография, личная жизнь, фото, видео

“Я намекнула, было, что мне хотелось бы съездить на представления опер Вагнера в Петербург, но на меня Лев Николаевич за это излил такой злобный поток упреков, так язвительно говорил о моем сумасшествии касательно моей любви к музыке, о моей неспособности, глупости и т. д., что мне теперь и охоту отбило что-либо желать». Дневник С. А. Толстой, 1898 год

С годами взгляды Толстого на женщин не изменились. Дочерей он поощрял не выходить замуж и хранить «чистоту». Сыновьям давал другие советы.

“Сегодня Степа брат разговаривал с Львом Николаевичем и Сережей. Я вошла — они замолчали. Я спрашиваю: о чем говорили? Они замялись, потом Л. Н. говорит: «Мы говорили о том, что лучшие половые отношения с женщинами – это с простыми крестьянками, но, разумеется, без брака». Дневник С.А. Толстой, 1898 год

Это мнение — один в один то, что сегодня транслируют оголтелые женоненавистнические паблики «ВКонтакте», где женщин называют «спермоприемниками», годящимися лишь для сброса сексуального напряжения. Не исключено, что Лев Николаевич просто не был способен на любовь к женщине.

“Я никогда не был влюблен в женщин. Одно сильное чувство, похожее на любовь, я испытал только, когда мне было 13 или 14 лет; но мне [не] хочется верить, чтобы это была любовь; потому что предмет была толстая горничная <> В мужчин я очень часто влюблялся. » Дневник Льва Толстого, 1851 год

Нынешним женоненавистникам тоже часто хочется сказать: «Да расслабьтесь уже, забудьте о бабах, любите друг друга!»

В конце 1890-х годов Толстой пригласил к жене докторов. Один из врачей поставил ей диагноз: «Двойная конституция — паранойяльная и истерическая, с преобладанием первой». Второй врач нашел Софью Андреевну абсолютно душевно здоровой, хотя и очень несчастной. В семье обратили внимание только на первое мнение, и до конца жизни Софья Андреевна жила с ярлыком душевнобольной.

А ведь в юности Соня Берс (девичья фамилия Толстой) была жизнерадостной девочкой. Получила хорошее образование, сдала экзамен на звание учительницы, писала рассказы, надеялась на собственную карьеру.

Сгрыз ее Лев Николаевич.

Сгрыз — и не подавился.

Текст: Маша Норрис

Пророк нового человечества: что думали писатели о Льве Толстом

  • литература
  • писатели

Анатоль Франс

Нобелевская премия по литературе 1921 года за «блестящие литературные достижения, отмеченные изысканностью стиля, глубоко выстраданным гуманизмом и истинно галльским темпераментом»

Написал: «Восстание ангелов», «Преступление Сильвестра Боннара», «Остров пингвинов»

Мы, писатели нынешней эпохи, можем быть сравнены с ним, как микроскоп с телескопом. Л. Н. Толстой видел своими духовными очами невидимые еще нам горизонты. Я могу сравнить Толстого с Гомером. Его будут изучать через тысячелетия. Его якобы утопии уже частью находят себе подтверждение. Старый мир трещит, устои его колеблются. Толстой — пророк нового человечества. У меня не было непосредственных сношений с великим писателем, но через общих друзей я знал о его симпатии к моим произведениям. Память об этом я сохраню до конца моей жизни.

Л. Н. Толстой предвидел великую гармонию человечества: он желал приблизить жизнь к великим законам природы. Чем в свое время был Вольтер для Франции, тем был и Толстой для России.

Интервью газете «Русское слово», 21/8 ноября 1910 года.

Сельма Лагерлеф

Нобелевская премия по литературе 1909 года «как дань высокому идеализму, яркому воображению и духовному проникновению, которые отличают все еt произведения»

Написал: «Сага о Йёсте Берлинге», «Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции», «Морбакка»

Он потрясал совесть, боролся за страдающих, распространял любовь. Я рада и счастлива, что земные деяния его совершались в мое время.

Телеграмма в газету «Русское слово», 22/9 ноября 1910 года.

Томас Манн

Нобелевская премия по литературе 1929 года «прежде всего за великий роман «Будденброки», который стал классикой современной литературы и популярность которого неуклонно растет».

Написал: «Волшебная гора», «Смерть в Венеции», «Будденброки»

Мощь его повествовательного искусства ни с чем не сравнима; каждое соприкосновение с ним… вливает в талант, обладающий восприимчивостью, потоки силы, бодрости, первозданной свежести. …Для нас его могуче-безыскусственное творчество — это сама земля, сама природа, появляющаяся в новом обличье; перечитывать его… значит спасаться от соблазнов манерности и болезненной игры, возвращаться к потокам естественности и здоровья, находить их в самом себе.

Статья «Толстой. К столетию со дня рождения», 1928 год.

Герман Гессе

Нобелевская премия по литературе 1946 года «за вдохновенное творчество, в котором проявляются классические идеалы гуманизма, а также за блестящий стиль»,

Написал: «Игра в бисер», «Степной волк», «Сиддхартха»

Лев Толстой соединил в себе две характерные русские черты: в нем есть гений, наивная интуитивная русская суть — и русская суть осознанная, доктринерская, антиевропейская, причем то и другое представлены у него в высшей степени. Мы любим и почитаем в нем русскую душу, и мы критикуем, даже ненавидим в нем новоявленное русское доктринерство, чрезмерную односторонность, дикий фанатизм, суеверную страсть к догмам русского человека, лишившегося корней и ставшего сознательным. Каждому из нас довелось испытать чистый, глубокий трепет перед творениями Толстого, благоговение перед его гением, но каждый из нас с изумлением и смятением, а то и с неприязнью держал в руках также и догматические программные сочинения Толстого.

Читайте также:
Катерина Ленгольд - фото

Статья «Толстой и Россия», журнал Die Zeit, 19 сентября 1915 года.

Бернард Шоу

Лауреат нобелевской премии по литературе 1925 года «за творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой».

Написал: «Пигмалион», «Кандида», «Дом, где разбиваются сердца»

Толстой видит мир как человек, проникший за кулисы общественной и политической жизни, в то время как большинство из нас подвержено всем иллюзиям зрителя, сидящего в партере… Все, что он говорит в осуждение нашего современного общества, более чем справедливо.

Рецензия на перевод трактата «Что такое искусство», Daily Chronicle, 10 сентября 1898 года.

Морис Метерлинк

Лауреат Нобелевской премии по литературе 1911 годп «за многогранную литературную деятельность и особенно за драматические произведения, которые отмечаются богатством воображения и поэтической фантазией».

Написал: “Синяя птица”, «Жизнь пчел», «Разум цветов»

Толстой — величайший художник современной цивилизации. На мой взгляд, ничье нравственное влияние не было более действенным и глубоким. А под нравственным влиянием следует понимать не столько явное воздействие на нравы, чувства и мысли людей, сколько не совсем еще разгаданную силу, которая простирается гораздо далее, чем мысль, проникает непосредственно в таинственную сердцевину каждой жизни и вводит в сферу ума и чувств человека — области, где она еще не осознана, но уже чрезвычайно активна, — новое начало, не поддающееся никакому анализу, но мало-помалу изменяющее химическую формулу того воздуха, которым нашей мысли, или, вернее, мистической праматери всех наших мыслей, суждено дышать завтра. Некоторые художники обладают этим даром, тогда как у других, пусть в ином отношении и великих, этого дара нет и в помине, — пример тому Золя, никогда не имевший того влияния, о котором я говорю. Влияние же Толстого, поначалу довольно неопределенное, затем проникнутое милосердием и гуманностью, но ограниченное каким-то наивным и болезненным христианством, день ото дня как бы очищалось от всего наносного и в последних своих проявлениях чудесным образом сливается с самыми высокими идеалами, какие только могут зародиться в быстротечных мыслях людей нашего времени.

Статья Hommage à Tolstoï, журнал Plume, 1901 год.

Ромен Роллан

Лауреат Нобелевской премии по литературе 1915 года «за высокий идеализм литературных произведений, за сочувствие и любовь к истине».

Написал: “Кола Брюньон”, «Клерамбо», «Жан-Кристоф»

Никогда еще подобный голос не звучал в Европе… Нам было слишком мало восхищаться творчеством Толстого: мы жили им, оно было наше. Наше — своей жгучей жизненностью, своей юностью сердца… Наше — своим грозным обличением обманов цивилизации…

Статья «Жизнь Толстого», Revue de Paris, февраль-апрель 1911 года.

Кнут Гамсун

Лауреат Нобелевской премии по литературе 1920 года «за монументальное произведение «Соки земли» о жизни норвежских крестьян, сохранивших свою вековую привязанность к земле и верность патриархальным традициям».

Написал: «Голод», «Мистерии», «Соки земли»

Душа его так безгранично богата и так охотно раскрывается. Он не замыкает своих уст после первых десяти слов и не заставляет отгадывать скрытые за ними непостижимые глубины; он все говорит и говорит красноречивыми словами, предостерегая и назидая: истинно говорю вам! Он вовсе не заботится о том, чтобы не сказать свету лишнего, дабы свет мог только заглянуть в его душу; он говорит более чем охотно. И в голосе его нет аффектации. Его голос глубокий и сильный. Толстой — древний пророк, вот что он. И в наше время нет ему равного.

Из книги «В сказочной стране: Переживания и мечты во время путешествия по Кавказу», 1903 год.

Джон Голсуорси

Лауреат Нобелевской премии по литературе за 1932 год «за высокое искусство повествования, вершиной которого является «Сага о Форсайтах».

Написал: “Сага о Форсайтах», «От четырех ветров», «Современная комедия»

Бывают художники, которые вырабатывают новую, виртуозную технику, то и дело меняют эстетические концепции, но творчество их, как и они сами, насквозь эгоцентрично и представляет ряд неудавшихся экспериментов. Только если писатель целиком захвачен своей темой, все его сомнения относительно художественных средств разрешаются сами собой, и может возникнуть шедевр. Самая характерная черта Толстого-романиста — его абсолютная искренность, его решимость в раскрытии того, что ему в данное время представлялось истинным.

Предисловие к английскому изданию романа «Анна Каренина», 1928 год.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: