Карл Перссон, биография, история жизни, состояние

Карл Перссон – биография

Краткая информация

  • Семья
  • Начало деятельности в H&M
  • Перссон и его тактика
  • Перссон сегодня
  • Личная жизнь и состояние

Семья

Карл Перссон – единственный сын и наследник своего отца Эрлинга Перссона, подарившего модникам всего мира хорошо известный бренд H&M. Что правда, изначально компания называлась Hennes и была скорее альтернативным вариантом, нежели чем-то супер-модным, однако все с чего-то начинали. Компания Hennes «родилась» в один год с Карлом – именно в 1947 году, по возвращению из Штатов, Перссон-старший зарегистрировал торговую марку, сменив работу разносчика сыров на более солидную – предпринимательскую. Вдохновившись американскими бизнесменами, которые активно создавали доступную одежду, он решил и сам создать что-то подобное. Для этого он взял ссуду в банке и без промедления начал пошив первой партии женской одежды.

Примечательно, что в то время среди модниц особой популярностью пользовались фешенебельные универмаги, а Перссон-старший продавал плоды своих трудов практически со склада. Многие отнеслись скептично к такой затее, однако, доступная цена его одежды сделала свое дело – представительницы среднего класса все чаще отдавали предпочтение именно Hennes, что, к слову, со шведского переводится «Для нее». Компания развивалась довольно активно – сеть магазинов постоянно расширялась, а в 1968 совладельцем бренда стал Мауриц Видфорс. С его появлением изменилось не только название бренда – теперь оно звучало как Hennes & Mauritz — но и ассортимент выпускаемой продукции, который пополнился и мужскими одеждами.

Начало деятельности в H&M

Приход Стефана Перссона в компанию ознаменовался выходом бренда на международную арену. Молодой человек, имевший за плечами два высших образования, понимал, что такой ход является единственно правильным для развития бизнеса. Первой страной была выбрана Англия – именно англичане одними из первых смогли увидеть товары шведской марки Hennes & Mauritz.

Перссон всегда отличался креативным мышлением и умением даже к самой простой задаче подойти творчески. Так, во время открытия первого магазина на Оксфорд-Серкус, он использовал простой, но очень действенный маркетинговый ход – в подарок каждому покупателю прилогался небольшой презент, а именно пластинка мега-популярной в то время группы АВВА. Очереди у магазина не только не уменьшались с каждым днем, но и постоянно росли, чему предприимчивый швед просто не мог нарадоваться.

После такого ошеломляющего успеха, в Стефана как предпринимателя поверили все, в частности отец, доверивший ему спустя несколько лет управление компанией. И Перссон-младший воспользовался оказанным ему доверием по полной – он начал еще активней продвигать бренд за пределами родной Швеции. В начале нового тысячелетия Перссон сделал еще один огромный шаг на пути к своей цели – магазины сети H&M стали появляться на других континентах. Сегодня магазины с качественной одеждой по доступным ценам от шведского бренда можно встретить везде – от США и Австралии до Китая и России.

Перссон и его тактика

Стефан Перссон, поддерживающий лидирующие позиции компании уже не один десяток лет, не изменяет своим основным принципам. Он по-прежнему «подкупает» потребителя звездными презентами. Только если раньше это были просто пластинки, то сегодня он непосредственно привлекает звезд мирового шоу-бизнеса к созданию тех или иных товаров бренда. Ну кто не хочет поносить вещички, к пошиву которых приложила руку сама Мадонна или Стелла МакКартни? Вот и Перссон понимает всю заманчивость такого сотрудничества. Самыми известными звездными сотрудниками бренда были Карл Лагерфельд, Кайли Миноуг, Соня Рикель, Лана дель Рей и упомянутые выше Стелла МакКартни и поп-дива Мадонна. Коллекция последней, к слову, не пользовалась огромным спросом, на который рассчитывал Перссон.

Не спас ситуацию и огромный рекламный бюджет кампании по продвижению. Однако Перссона не зря называют «главным портным Европы» — он не только смог восстановить пошатнувшийся бюджет компании, но и привлечь новых покупателей. Решением стала коллаборация H&M со знаменитым итальянским кутюрье Роберто Кавалли. Согласится ли последний на такое сотрудничество до последнего не знал никто. Но Кавалли, презентовавший совместно со шведскими дизайнерами свою коллекцию в 2007 году, в одном интервью довольно откровенно заявил, что любит бросать вызовы, преодолевать барьеры и экспериментировать, чем разом ответил на все вопросы досаждавших журналистов.

Перссон сегодня

Стефан Перссон отличается от других предпринимателей тем, что не стремиться взять от жизни все и сразу – он вышел из совета директоров IKEA и Electrolux, покинул еще в 1998 году пост президента H&M и сосредоточился на совершении сделок в сфере инвестиций. Здесь, стоит отметить, он преуспел ничуть ни меньше чем в развитии отцовской компании – среди самых крупных дел покупка деревни Линкенхолт в графстве Хэмпшир и квартала в Париже, сдавая в аренду которые, он получает неплохую «прибавку» к основному заработку от H&M.

Кроме бизнеса, как и множество сильных мира сего, Перссон уделяет много времени благотворительности. Создав собственный фонд «Mentor Foundation», он определил его направление самостоятельно – средства организации идут на помощь и поддержку молодежи, столкнувшейся с проблемами наркозависимости. «Mentor Foundation» так же спонсирует медицинские исследования и активно вкладывает средства в сферу здравоохранения в общем.

Личная жизнь и состояние

Личная жизнь Стефана Перссона находится под семью печатями и узнать что-то скандальное и эпатажное из будней богатейшего семейства Швеции не удается даже самым пронырливым журналистам. Известно, что женой одного из самых богатых людей Швеции (и мира) является Каролин Дениз Перссон, у супругов есть взрослый сын Карл-Юхан Перссон, который сегодня занимает должность главного исполнительного директора H&M. Живет Перссон довольно скромно, из атрибутов жизни богача в его списке можно отметить, пожалуй, только виллу на Лазурном Берегу (купленную всего пару лет назад) и футбольный клуб «Дьюргорден» (совсем небольшой и провинциальный – куда ему до «Челси» Абрамовича).

Интересно, что скромность Перссона – это не «показушность», а принцип жизни, которым он руководствовался и при управлении компанией. В свое время он сократил все издержки фирмы, включая полеты бизнес-классом, служебные авто и даже служебные телефоны – все это возможно, но только в чрезвычайных ситуациях и для определенного круга управленцев. Однажды знаменитый аналитик Credit Suisse First Boston Натан Кокрелл довольно открыто высказался на счет Перссона, заявив, что тот «удавится из-за копейки». Кто знает, возможно, только так и покоряются вершины, ведь никто не отменял того, что «копейка рубль бережет».

Читайте также:
Артем Давидович Аветисян - отзывы, мнение, рейтинг

Майнкрафту – 10 лет. Создатель игры не окончил школу, пережил самоубийство отца и стал миллиардером

Порой мы удивляемся тому, как простые на первый взгляд игры могут увлечь. К юбилею Minecraft – 17 мая ей исполнилось 10 лет, – Cyber.sports.ru рассказывает о том, как игра про кубики и монстров из кубиков стала мировым феноменом.

Вы наверняка слышали о Minecraft раньше – либо от детей на улице, либо случайно увидев видео про нее в трендах Youtube, либо наткнувшись в социальных сетях на фотографии знаменитых сооружений, сделанных в игре:

Minecraft создает мир, полностью состоящий из кубов — своеобразный конструктор Lego, поместившийся в телефон или компьютер. Игра не ставит каких-либо конкретных целей, но предлагает игроку свободу действий (позднее подобный жанр игр назовут «песочницей»). За это ее и полюбили миллионы людей по всему миру: вы можете исследовать мир, добывать полезные ископаемые для строительства собственного замка или фермы, сражаться с противниками, торговать с другими игроками, воевать с ними же и многое другое.

История Minecraft началась в небольшом шведском городке Эдсбюне. Там живет не больше 5 тысяч людей, а единственным развлечением в городе считается хоккей с мячом. Местная команда 10 раз выигрывала чемпионат Швеции.

Наверное, юный Маркус Перссон был единственным на весь Эдсбюн ребенком, который предпочитал не играть на улице в бенди, а часами напролет сидеть дома и собирать Lego.

К семи годам Маркуса отец подарил ему первый компьютер – Commodore 128, а спустя год Перссон уже написал свою первую программу. Тогда же семья переехала в Стокгольм, и если в Эдсбюне у будущего создателя Minecraft была хотя бы пара друзей, то в столице Швеции он стал еще более замкнутым. В интервью мама Маркуса вспоминала, как сын притворялся, что у него болит живот, лишь бы не идти в школу и провести целый день за компьютером.

Когда Маркусу исполнилось 12, его родители развелись – отец выпивал, а потом пристрастился к амфетаминам. Перссон не смог окончить школу.

Тогда мама заставила его записаться на онлайн-курсы программирования. Детское увлечение, которое помогало забыть о проблемах в семье, переросло в профессиональный интерес к разработке игр. В 2004 году Перссон устроился в компанию Midasplayer, позднее ставшую известной как King.com – разработчик мобильной игры Candy Crush.

На работе Перссон познакомился с Якобом Порсером, таким же застенчивым молодым программистом. Друзья в свободное от работы время придумывали игры, и какие-то из них даже становились популярными на сайтах независимых разработчиков.

Но руководству это не понравилось. «На наш взгляд, неправильно, когда сотрудники одновременно с работой у нас занимаются развитием собственной компании по производству игр», – говорил сооснователь Midasplayer Ларс Маркгрен, принимавший Перссона на работу.

Якоб Порсер вместе с Маркусом Перссоном

В 2009-м Перссон устроился программистом в фотохостинг Jalbum. Там на его хобби никто не обращал внимания.

В то же время Маркус увлекался игрой Infiniminer – в ней игроки соревновались в добыче ресурсов за ограниченное время. Спустя месяц после релиза создатели Infiniminer прекратили поддержку проекта и опубликовали исходный код, чтобы все желающие могли создавать пользовательские модификации на основе их игры. Так Маркус Перссон сотворил Cave Game.

Изначально в игре было всего два типа кубов: трава и булыжник. Их расположение не подчинялось законам физики, а менять ландшафт вручную было невозможно. «Это очень ранний тест клона Infiniminer, над которым я сейчас работаю. В нем будет больше менеджмента материалов и ресурсов – если, конечно, я когда-нибудь доберусь до завершения проекта», – так Маркус описал первый геймплейный ролик игры.

Проект быстро разрастался. В Cave Game появились вода и лава, а на смену случайно раскиданным блокам травы и булыжников пришли аккуратные островки с деревьями, лугами и пляжами. Затем Маркус добавил в игру руды, древесину, физику воды, облака и NPC. В это же время проект получил окончательное название — Minecraft.

Разработка активно транслировалось в личный блог Маркуса и на сайт для независимых геймеров TIG Source. Тогда и появился Нотч – персонаж, от имени которого Перссон писал все новости о Minecraft.

В 2010 году геймеры покупали по 400 копий альфа-версии Minecraft в день (6 долларов за загрузку). В свою команду Маркус пригласил друга Порсера, а также своего бывшего начальника – генерального директора Jalbum Карла Маннеха, который занялся организацией бизнеса. Новую компанию назвали Mojang – «гаджет» в переводе со шведского.

Тогда же в Minecraft заложили все те основы и механики, вокруг которых потом строилась игра. Разработчики создали биомы — разные типы местности с уникальными особенностями: пустыни, горы, равнины и болота.

Появился красный камень, с помощью которого можно было составлять различные электрические схемы. Некоторым игрокам даже удавалось создавать из них внутриигровые копии Minecraft в 2D.

Популярность игры резко скакнула после выхода многопользовательского режима «Выживание». В мультиплеере игра здорово преображалась – геймеры отжимали друг у друга территории, вместе защищались от монстров или прокладывали железнодорожные пути. На первых серверах развивались товарно-денежные отношения — вместо денег игроки использовали золотые слитки.

Крипера – самого известного врага в Minecraft – Перссон сделал случайно: «У меня не было никаких трехмерных редакторов для создания моделей, я просто описывал их в виде кода. И случайно сделал модель выше, а не длиннее. В итоге получилось нечто высокое на четырех маленьких ножках. Так и появился крипер. Вместо свиньи».

Читайте также:
Антон Пугач - биография, личная жизнь, фото, видео

Не в последнюю очередь популярность росла благодаря YouTube. Авторы каналов подхватили игру и начали публиковать первые летсплеи. В это же время развивалась мифология игры.

Первым мифом считается Хиробрин — на официальном форуме Minecraft пользователь написал историю об игроке, который появлялся на границе дальности прорисовки. На его скине отсутствовали зрачки, а при попытке подойти ближе он исчезал из поля зрения.

По слухам, аккаунт таинственного игрока якобы принадлежал мертвому брату Маркуса Перссона, которого тот решил увековечить в игре. Но Нотч развеял миф – Хиробрин был лишь плодом фантазии игроков.

Другим выдуманным персонажем был Entity 303. Один из уволенных сотрудников Mojang якобы решил отомстить Нотчу и создал бота, который переходил с одного сервера на другой и уничтожал все строения.

Говорили, что Entity 303 одет в белый балахон, а его глаза светятся ярко-красным светом; что он может зайти даже в вашу одиночную игру и уничтожить абсолютно все. Многие игроки так боялись за свои замки, что удаляли любые файлы игры с цифрами 303 в названии – согласно легенде, именно в них обитал «вирус Entity».

Продажи Minecraft росли с невероятной скоростью: в июле 2010 года Mojang реализовала двадцать тысяч копий, а в апреле 2011-го – уже миллион. Неизвестный инди-проект меньше чем за год превратился в феномен игровой индустрии.

«Это одна из сильнейших инноваций, которые я видел в играх за последние десять лет. Minecraft ломает все игровые правила: в ней сложное обучение, нет системы уровней персонажа и опыта, нет структуры миссий, нет измеримого прогресса, и все же она крайне успешна», – так описывал игру Питер Молинье, создатель серии Fable.

Еще больше историй про игры, игроков и геймдизайнеров (и мемов много)

Еще на этапе бета-версии пользователи активно создавали собственные серверы с необычными режимами. В Minecraft реализовали Deathrun из Counter-Strike и карты с полноценными сюжетными квестами. Особой популярность пользовался режим Last man standing – прообраз современных королевских битв.

Релиз игры был запланирован на 2011 год, но Mojang заранее придумала ежегодные мероприятия, посвященные Minecraft – MineCon. Впервые ивент прошел в 2010-м в городе Белвью – тогда на него пришли около пятидесяти человек по приглашению, которое Нотч опубликовал в своем блоге. Фанаты встретились в парке, поели хот-догов и пообщались с Маркусом и другими разработчиками.

На следующий год масштаб мероприятия вырос в разы — все пять тысяч билетов выкупили за месяц до мероприятия. В огромном зале одной из лучших гостиниц Лас-Вегаса – Мандалай-Бэй. 11 ноября 2011 года Mojang официально выпустила свой проект. Нотч дернул квадратный рубильник, и свет увидела версия Minecraft 1.0.0.

В игру добавили новое измерение — The End («Край»), в котором обитал Дракон Края, первый и единственный босс в игре. Уничтожив его, игрок видел титры, знаменующие конец игры.

Перссон — большой фанат серии The Elder Scrolls, и дракон в Minecraft был отсылкой к анонсу Skyrim. В ответ на пасхалку Bethesda разместила на самой высокой горе Скайрима предмет с названием Notched Pickaxe — «Зазубренная Кирка».

К релизу игры Маркусу Перссону было тридцать два года — на тот момент он уже стал миллионером. «Я не помню конкретную дату, но когда на моей карте появился первый миллион шведских крон, это стало для меня эпохальным событием. Я распечатал свой счет, показал жене и шутя сказал: «Ну, говорят, первый миллион — самый сложный», как будто я не ожидал, что смогу заработать еще один. Но я смог», – смеясь рассказывал Нотч в интервью.

Популярность Minecraft росла за счет вирусного распространения. А после того, как Mojang выпустила версии для Android и iOS, рост аудитории было не остановить. В мае 2012-го вышла версия игры для Xbox 360 – она пробила 1 млн проданных копий за первую неделю. Одежда и мерч с символикой Minecraft раскупала молодежь – можете вспомнить сами, как много в то время вы видели детей с квадратными шлемами или мечами.

Мания Minecraft поглотила мир: издательство Egmont Publishing International, выпустившее несколько руководств по игре, продало 7,5 млн экземпляров в более чем 60 странах. А кинокомпания Warner Bros. даже выкупила у Mojang права на экранизацию.

Игры, по которым мы скучаем. Need for Speed: Underground

В 2012 году компания из всего 30 человек получила 230 млн долларов прибыли. Говорят, Mojang заказала портреты сотрудников, написанные маслом в стиле итальянского Возрождения, а на вечеринку в честь 10-миллионного скачивания игры весь штат вывезли в Монако.

Примерно в то же время Маркус Перссон сложил с себя полномочия главы разработки – по его собственному признанию, он был в глубокой депрессии.

За несколько лет до этого младшая сестра Нотча умерла от передозировки наркотиков. Отец Перссона, безуспешно боровшийся с наркозависимостью и депрессией, перед Рождеством покончил жизнь самоубийством.

С женой Элин он развелся ровно через год после свадьбы, буднично объявив об этом в твиттере:

«С сегодняшнего дня я не женат #смешанныеэмоции».

Но Перссон продолжал быть лицом Minecraft. Именно Нотчу игроки обращали все свои просьбы об устранении ошибок, именно он был целью оскорблений и язвительных шуток: «Я не могу понять, почему люди в интернете такие злые. Когда видишь такие комментарии, кажется, что они даже написаны более крупным шрифтом». Перссон начал задумываться о том, чтобы выйти из игры.

Как он сам рассказывает, все началось с самого обычного твита. 16 июня 2014 года он проснулся с насморком и решил не идти в Mojang на планерку. На той же неделе компания массово банила игроков, которые продавали предметы в Minecraft в обмен на реальные деньги.

Читайте также:
Джеффри Безос, биография, история жизни, состояние

Обозленные геймеры отправляли тысячи гневных сообщений Нотчу, которого лихорадило от температуры. Маркус не выдержал и в сердцах написал в твиттере пост, изменивший все:

Anyone want to buy my share of Mojang so I can move on with my life? Getting hate for trying to do the right thing is not my gig.

«Никто не хочет купить мою долю в Mojang, чтобы я мог жить спокойно? Надоело выслушивать оскорбления за то, что пытаюсь делать все правильно».

Человек, когда-то обещавший, что не продастся «корпорациям зла», сдался. В течение следующей недели ему беспрестанно названивали Microsoft, Electronic Arts, Activision Blizzard и другие.

Условия Activision Нотча не устроли, EA сразу получила отказ из-за их «подхода к играм». Договориться с Маркусом удалось лишь Microsoft.

Генеральный директор Mojang Карл Маннех навязал компании свои условия сделки: все три основателя (Перссон, Маннех и Порсер) могут выйти из компании без всяких перед ней обязательств. Кроме того, памятуя о сокращениях штата после покупки Nokia, он потребовал не увольнять никого из сотрудников Mojang.

15 сентября Microsoft объявил, что покупает Mojang за 2,5 млрд долларов. В течение пары часов после объявления Нотч написал последний пост в статусе владельца Mojang: «Дело не в деньгах. Я просто хочу сохранить свой рассудок».

Перссон признавался, что ожидал от фанатов Minecraft худшей реакции. «В день, когда мы объявили о сделке, я собирался удалить свой аккаунт в твиттере, потому что боялся, что не смогу справиться со всем негативом. Но они восприняли это довольно спокойно. Прочитали мои объяснения и написали: «Ну что ж, надеемся, что ты решишь свои проблемы».

Сотрудники Mojang намного более остро восприняли драматическую смену ветра в парусах. Хотя все они получили бонусы от сделки (Порсер – более 300 млн долларов, Маннех – более 100 млн), многие из них были разочарованы решением Нотча.

«Мы их избаловали, их реакция меня очень огорчила. Когда мы продали компанию, самое большое наше усилие заключалось в том, чтобы сотрудники не пострадали. И они все сейчас меня ненавидят», – рассказывал Перссон.

На полученные деньги Маркус купил особняк в Беверли-Хиллз, где еженедельно закатывал огромные вечеринки. В ответ на оскорбления в твиттере он любит посылать кадр из фильма «Zомбиленд» с Вуди Харрельсоном, вытирающим слезы пачкой денег.

«Люди начали воспринимать Нотча как какой-то идеал. Иногда вспоминаю, как впервые встречался с кумирами и думал: «Черт, ведь это же обычный человек». Так и здесь. Мои отношения с фанатами оказались совсем не такими, как я думал», – объясняет Перссон.

И добавляет: «Я не предприниматель, не генеральный директор. Я программист-ботаник, который любит писать в твиттер».

В торгах за этот особняк участвовали Бейонсе и Jay-Z, но купил его Перссон.

Сейчас Перссон живет в свое удовольствие: сочиняет электронную музыку под псевдонимом Markus Alexei, разрабатывает инди-игры, выступает против феминисток и трансгендеров в твиттере и там же жалуется на одиночество.

С последним обновлением из Minecraft исчезли все упоминания о Нотче. Они встречались в виде желтых надписей поверх логотипа игры. Среди них были фразы «Made by Notch!», «The Work of Notch!» и «110813» (дата свадьбы Нотча).

После продажи компании казалось, что под руководством Microsoft игра потеряет в качестве, но опасения не оправдались. Mojang продолжала выпускать обновления с новыми биомами и механиками, которые привлекали геймеров.

В конце 2017 года версии для iOS, Android, Windows Mobile и 10, а также Xbox One, объединились в одну — Minecraft Bedrock Edition. Теперь пользователи различных платформ могли играть друг с другом на одном сервере.

В 2009-м никто из разработчиков и представить не мог, во что превратится обычный мод для малоизвестной инди-игры. За почти девять лет существования Minecraft собрал вокруг себя огромную аудиторию, оказал сильнейшее влияние на всю игровую индустрию и стал культурным феноменом.

Minecraft вышла за рамки индустрии развлечений: с ее помощью учат в школах, ее фанаты участвуют в благотворительных марафонах. И это все на основе простой задумки, ставшей основой игрового процесса — использовать кубические блоки для строительства.

К началу 2019 года было продано более 154 миллионов копий Minecraft на всех платформах. Сейчас игра на втором месте в списке самых продаваемых в истории: до «Тетриса» осталось всего каких-то 16 миллионов.

История успеха Стефана Перссона

Бренд H&M является одной из самых успешных марок одежды и известен по всему миру. Одежда от этого бренда отличается высоким качеством, а её цена доступна практически каждому. Носить этот бренд – престижно среди модниц и модников многих стран. Создатель H&M – миллиардер Стефан Перссон. На начало 2015 года его состояние оценивается изданием Forbes в 24,2 миллиарда долларов, что дает ему возможность входить в 30-ку самых богатых людей планеты.

В родной стране Перссона, в Швеции, существует довольно жесткая система налогообложения. По шведскому законодательству, каждый гражданин, имеющий заработную плату выше среднего, должен выплачивать в государственную казну до 60% от своего дохода. Этот факт заставляет многих обеспеченных предпринимателей уезжать из родной страны и продолжать вести бизнес за рубежом. Одним из немногих, кто этого не сделал, является Стефан Перссон. При своих огромных доходах он продолжает жить в Швеции и платить не менее огромные налоги. Возможно, он это делает потому, что испытывает глубокое уважение к своей родине. Швеция бедна на запасы энергетических ресурсов, и создать по-настоящему великий бизнес здесь можно только заставив весь мир следовать за твоей идеей. У Перссона это получилось.

Рождение компании Hennes & Mauritz

В год рождения Стефана Перссона (1947) его отец Эрлинг положил начало своей предпринимательской карьере, открыв компанию под названием “Hennes” в городе Вестерос. Занималась она производством и продажей женской одежды средней ценовой категории. Такую бизнес идею Эрлинг Перссон «подсмотрел» в Нью-Йорке – его поразил успех местных торговцев, которые продавали качественную, но очень недорогую одежду в маленьких магазинчиках. В Швеции тогда правили дорогие бутики, и идея продавать дешевую одежду в самых простых магазинах, казалось бы, была обречена на провал. Но существенное отличие в ценах всё же сыграло на руку предпринимателю, и его товар стал пользоваться бешеной популярностью у женщин, которые хотели красиво одеваться, и при этом не опустошать кошелек до копейки.

Читайте также:
Титовский Александр Валерьевич - биография, личная жизнь, фото, видео

Эрлинг понял, что бизнес нужно развивать и дальше. Так были открыты магазины “Hennes” уже по всей Швеции. В конце 1960-х партнером Эрлинга по бизнесу стал Мауриц Видфорс, бывший продавец охотничьей одежды. Компанию переименовали в Hennes & Mauritz, а в ассортимент товара добавили также и мужскую одежду, сумки, аксессуары.

Выход на новые рынки

Тем временем, сын Перссона-старшего Стефан стал выпускником двух вузов – стокгольмского и лундского. Он хотел, чтобы бизнес отца развивался не только в Швеции, но и по всему миру. Эрлинг поддерживал такие желания сына, однако, временами его посещали мысли, что это та вершина, на которую ему никогда не взобраться. В итоге Стефан всё же оказался настойчивее, и убедил отца, что нужно начинать завоевывать новые рынки. И первой в списке значилась Англия.

В 1976 году был открыт первый магазин H&M в Лондоне. Стефан самостоятельно взялся за привлечение посетителей в новый магазин, и делал это довольно оригинально. Сейчас он с небольшим смущением вспоминает о том, как стоял у входа в магазин и раздавал всем посетителям музыкальные пластинки с записями группы Abba (известный шведский коллектив). Такой бесплатный бонус пришелся по вкусу покупателям. Стефан приговаривал: «Заходите еще! У меня таких пластинок еще очень много». С каждым днем очередь в магазин становилась всё больше и больше.

Перссон-младший, не имея тогда никакого предпринимательского опыта, практически самостоятельно развил филиалы H&M в Лондоне до высочайшего уровня. Эрлинг, глядя на такие потрясающие способности сына, уже через несколько лет отдал в его руки управление всей компанией. Магазины сети H&M начали появляться в разных городах Европы с огромной скоростью. А через время и на других материках. Начиная с 2000 года магазины H&M находятся в Соединенных Штатах Америки, Европе, Канаде, Австралии, Китае.

Завоевывать американский рынок Перссону было сложнее всего. Первый нью-йоркский магазин H&M появился в 2000 году. На его открытие было затрачено немало денежных ресурсов и из-за внешних экономических факторов американская экспансия бизнеса происходила не так активно, как хотелось бы предпринимателю. И тем не менее, многие эксперты замечают, что еще ни одному европейскому бизнесмену не удавалось завоевать рынок Америки так быстро, как это получилось у Перссона. В своей ценовой категории бренд H&M обошел практически всех конкурентов.

Успешное сотрудничество со «звездами»

Уже много лет находясь в этом бизнесе, Перссон до сих пор склонен использовать в своих рекламных кампаниях звездных личностей, как это было с группой Abba. Например, в 2004 году H&M совместно с именитыми дизайнерами создала коллекцию одежды, которая имела очень большую популярность. В рекламной кампании нижнего белья от H&M участвовала модель и секс-символ 1990-х Анна Николь Смит, в рекламе купальных костюмов – известная певица Кайли Миноуг. Для H&M создавали одежду такие дизайнеры, как Стелла Маккартни, Карл Лагерфельд, и даже поп-дива Мадонна. И одежду, созданную известными на весь мир личностями, могут себе позволить люди со средним доходом, в то время, как другая брендовая одежда по карману только богачам. Эксклюзивности одежде H&M добавляет еще и то, что все коллекции выпускаются ограниченными партиями.

Конечно, даже такие гении, как Перссон, могут ошибаться. Так случилось с коллекцией, которая была создана для H&M Мадонной. Было затрачено много средств и ресурсов как на само производство, так и на проведение рекламной кампании, однако, проект не принес такого результата, как планировал Перссон. После первого серьезного провала, Перссон решает не сдаваться и привлечь к сотрудничеству человека, который многое значит в мире моды – дизайнера Роберто Кавалли. Казалось бы, какую выгоду может получить элитный итальянский модельер от сделки с компанией, продающей недорогую одежду «для всех»? Перссон пустил в ход свои колоссальные способности вести переговоры, и Кавалли согласился на совместный выпуск линии одежды по доступной большинству населения цене. «Почему я принял предложение от H&M? Просто я люблю делать эксперименты в своей сфере деятельности и выходить за рамки привычного», — поделился с журналистами Роберто Кавалли.

В 2007 году деятельность H&M расширилась и на компьютерные игры. Совместно с разработчиком игр, H&M представила миру приложение к игре «The Sims 2», в которое вошли более шестидесяти моделей одежды H&M для персонажей игры.

Также было успешное сотрудничество с футболистом Дэвидом Бэкхемом (коллекция мужского нижнего белья), с французским кутюрье Соней Рикель, с брендом Versace, с модельером Меттью Уильямсом и многими другими.

Стефан Перссон никогда не стремился как можно больше продлевать свое влияние в мире бизнеса. Когда он понял, что сделал практически всё, что было в его силах для своей компании, он передал её управление Фабиану Манссону, при этом оставаясь на посту председателя совета директоров. Через время руководство перешло к Рольфу Эриксону, который так же, как и его предшественник, не задержался на этой должности длительное время. И теперь управление компанией H&M полностью в руках сына Стефана Перссона – Карла Йохана Перссона.

У H&M нет ни собственных заводов, ни собственных торговых площадей. Изготовление одежды компания заказывает у других производителей, а территорию под магазины арендует. Сейчас сеть имеет более 1400 магазинов в 28 странах мира.

Лейф Г. В. Перссон — о писателе

Информация

Биография

Лейф Г. В. Перссон (Leif Gustav Willy Persson) – шведский писатель и криминалист.

Читайте также:
Олег Бойко - отзывы, мнение, рейтинг

Выдающиеся юристы не часто становятся писателями, хотя такие случаи и известны. Но чтобы профессор юриспруденции писал почти фантастические романы, хотя зачастую и основанные на реальных событиях, – это уже нечто из ряда вон выходящее. В хорошем смысле, разумеется.
Самый известный криминалист Скандинавии, эксперт по вопросам, преступности, советник шведского министерства юстиции, профессор Национального Шведского совета полиции, – регалий у Лейфа Персона очень много. Но любители литературы знают его именно по его творчеству. Лейф Перссон (Leif G.W. Persson) написал 9 романов, которые переведены на многие…

Лейф Г. В. Перссон (Leif Gustav Willy Persson) – шведский писатель и криминалист.

Выдающиеся юристы не часто становятся писателями, хотя такие случаи и известны. Но чтобы профессор юриспруденции писал почти фантастические романы, хотя зачастую и основанные на реальных событиях, – это уже нечто из ряда вон выходящее. В хорошем смысле, разумеется.
Самый известный криминалист Скандинавии, эксперт по вопросам, преступности, советник шведского министерства юстиции, профессор Национального Шведского совета полиции, – регалий у Лейфа Персона очень много. Но любители литературы знают его именно по его творчеству. Лейф Перссон (Leif G.W. Persson) написал 9 романов, которые переведены на многие языки, а в самой Швеции расходятся миллионными тиражами.
Одни литературные критики сравнивают Перссона с Бальзаком и Диккенсом, отмечая социальный реализм его романов, другим импонирует несколько мрачноватый юмор и сатира на современное общество в произведениях писателя, третьи восхищены его знанием психологии криминального мира (что совершенно неудивительно), но равнодушным к творчеству писателя не остается никто.

Впервые слава пришла к нему со скандалом и едва не обернулась непоправимой трагедией. В 1977 году, когда Перссон служил в Национальном управлении полиции Швеции, журналист Питер Брэтт сослался на него в своей статье о “деле Гейджера”. В публикации Лейф Перссон подтвердил, что главой управления, комиссаром Карлом Перссоном была направлена записка премьер-министру Швеции Улофу Пальме о предполагаемой связи министра юстиции Леннарта Гейджера с проституцией в Стокгольме. Лейф Перссон был уволен из органов и едва не покончил с собой.
Но в результате череда трагических событий привела к положительному результату. Вдохновленный “делом Гейджера” и расследованиями преступлений, связанных с секс-бизнесом, он написал свой первый роман “Grisfesten”, изданный в 1978 году. После этого Перссон выдал на-гора еще три книги, по одной в год. Романы “Grisfesten” и “Samhällsbärarna” в 1982 году были изданы в СССР под заголовками, соответственно, “Праздник” на Майорке” и “Столпы общества”, как разоблачающие коррупцию и противозаконные действия стокгольмской полиции и “господствующего класса в Швеции”. Перссон начал работать на телевидение в качестве сценариста. Был приглашен профессором криминологии в Стокгольмский университет.
В 1992 году Лейф Перссон вернулся в Национальное управление полиции Швеции. Он регулярно выступает в прессе, в том числе является постоянным участником телешоу Veckans Brott, посвященного нераскрытым преступлениям. Ведет блог.
В 2002 году Перссон вновь взялся за перо, в том числе сочинил цикл романов о детективе Эверте Бэкстреме.
По произведениям Лейфа Перссона снято несколько фильмов.

Его дочь Малин Перссон Джиолито – так же писательница, восходящая звезда на небосклоне шведской детективной литературы.

Изображения автора

Библиография

Series Evert Bäckström / Серия Эверт Бекстрём:
1. 2005 – Linda — som i Lindamordet / Таинственное убийство Линды Валлин (также входит в цикл Jarnebring & Johansson #7)
2. 2007 – Den som dödar draken / Тот, кто убивает дракона
3. 2013 – Den sanna historien om Pinocchios näsa / Подлинная история носа Пиноккио
4. 2016 – Kan man dö två gånger? / Можно ли умереть дважды?

Series Jarnebring & Johansson / Ярнебринг и Йоханссон:
1 – 1978. Grisfesten: En rövarroman – “Праздник” на Майорке
2 – 1979. Profitörerna
3 – 1980. Samhällsbärarna – Столпы общества (история о преступлении)
= Подцикл: Välfärdsstatens fall / Государство всеобщего благосостояния
4 – 2002. (1) Mellan sommarens längtan och…

Series Evert Bäckström / Серия Эверт Бекстрём:
1. 2005 – Linda — som i Lindamordet / Таинственное убийство Линды Валлин (также входит в цикл Jarnebring & Johansson #7)
2. 2007 – Den som dödar draken / Тот, кто убивает дракона
3. 2013 – Den sanna historien om Pinocchios näsa / Подлинная история носа Пиноккио
4. 2016 – Kan man dö två gånger? / Можно ли умереть дважды?

Series Jarnebring & Johansson / Ярнебринг и Йоханссон:
1 – 1978. Grisfesten: En rövarroman – “Праздник” на Майорке
2 – 1979. Profitörerna
3 – 1980. Samhällsbärarna – Столпы общества (история о преступлении)
= Подцикл: Välfärdsstatens fall / Государство всеобщего благосостояния
4 – 2002. (1) Mellan sommarens längtan och vinterns köld
5 – 2003. (2) En annan tid, ett annat liv – Другие времена, другая жизнь
6 – 2007. (3) Faller fritt som i en dröm
7 – 2005. Linda — som i Lindamordet – Таинственное убийство Линды Валлин (входит в цикл Evert Bäckström #1)
8 – 2010. Den döende detektiven / The Dying Detective / Застенчивый убийца

Богатенький Нотчи Статьи редакции

Forbes рассказал о том, как интроверт из Швеции и создатель Minecraft Маркус Перссон стал миллиардером

3 марта журнал Forbes опубликовал масштабный материал Райана Мака (Ryan Mac) об истории Маркуса «Нотча» Перссона, одного из самых известных разработчиков современности, и о том, как Перссон основал компанию Mojang, а спустя пять лет он продал её за два с половиной миллиарда долларов. Маку удалось первому поговорить с Перссоном после его знаменитой сделки с Microsoft.

TJ публикует выдержку лучших моментов из этого материала.

Большую часть последних пяти лет тридцатипятилетний швед Маркус Перссон постоянно заботился о своем детище, Minecraft. Самая продаваемая игра всех времен и народов даже не помещается в рамки понятия «игра».

Minecraft, скачанный уже более 100 миллионов раз, стал холстом для творческого самовыражения. Игра начинается в пустом виртуальном пространстве, в котором игрокам доступны «легоподобные» блоки (каждый из которых приходится добывать по отдельности). Из этих блоков игроки могут строить всё, что только может прийти им в голову. И да, они могут делать это не только в одиночку. Большинство игроков — маленькие дети, которые строят самые простые дома и деревни, в которых они устраивают виртуальные вечеринки или же отбиваются от нашествия зомби.

Другие хиты из мира видеоигр не идут даже в малейшее сравнение с показателями Minecraft. Для того чтобы найти хоть что-то достойное сравнения, нужно выйти за рамки понятия «видеоигра». Minecraft в каком-то смысле стал LEGO, а может даже и микрокомпьютером этого поколения.

Ян Богост, профессор Технологического института Джорджии

Читайте также:
Олег Бояринов - отзывы, мнение, рейтинг

В этом виртуальном мире Перссон (а точнее созданый им персонаж — Нотч, громкоголосый чудак в фетровой шляпе) стал богоподобной фигурой для миллионов геймеров. Но после того, как он столкнулся с полчищами фанатов, требовавших от него развития его монструозного хита, его застенчивая система дала сбой, он продал компанию Microsoft и занялся своими делами.

Недавний разговор с Forbes стал единственным интервью Перссона о продаже Minecraft и его жизни после этой сделки. Объясняя свои последние решения, он цитирует Леонардо да Винчи: «Работа над произведением искусства никогда не может быть закончена, а может быть только заброшена».

Начало

В то время как другие дети летом играли в футбол, а зимой в хоккей с мячом, интроверт Перссон часами возился с LEGO. Когда ему исполнилось семь лет, его отец, железнодорожный рабочий, принес домой Commodore 128. Годом позже Перссон уже написал свою первую программу.

Персональный компьютер стал настоящим спасением для молодого Перссона. Его родители развелись, когда ему было 12 лет. Сам же Маркус не смог даже закончить среднюю школу. Он по-прежнему жил с матерью, работавшей в местной больнице медсестрой в ночную смену. Она заставила его записаться на онлайн-курсы по программированию. Знала бы она, насколько мудрым было это решение. Перссон начал штамповать игры, а в 2004 году в возрасте двадцати четырёх лет он устроился на работу в Midasplayer, позже прославившуюся как King.com — ту самую компанию, которая разработала Candy Crush.

В 2009 году Перссон покинул Midasplayer и устроился в Jalbum, сервис онлайн-обмена фотографиями. Руководство этой компании было не против того, что их сотрудник подрабатывает где-то на стороне. Благодаря этому Маркус смог быстро посвятить всё свое свободное время одной очень странной игре, в которой игрокам нужно было собирать ресурсы (например, дерево и камень) и использовать их для создания широчайшего спектра вещей: от небольших инструментов вроде топоров и лопат до полноценных домов и даже целых городов. Перссон назвал свое детище «Minecraft» и в мае 2009 года выложил на правах альфа-версии на инди-портал TIGSource.

Успех продаж

К июню 2010 ПК-версия Minecraft начала расходиться по 400 копий в день, примерно по шесть долларов за штуку. Благодаря этому, Перссон и Порсер смогли избавиться от обычной наемной работы. Перссон даже смог переманить своего бывшего босса, генерального директора Jalbum Карла Манне, который стал ответственным за непосредственное ведение бизнеса. Небольшая компания, все еще находившаяся в стадии зародыша, была названа Mojang (в переводе со шведского — «гаджет»).

Секретным оружием Minecraft стал Нотч. Это было больше чем просто прозвище: Нотч позволил Перссону избавиться от застенчивости, которой тот отличался в реальном мире. Благодаря этому альтер эго, поносящему «циничных ублюдков» из Electronic Arts, соизволивших выпустить бандл инди-игр, или производителя очков виртуальной реальности Oculus VR, продавшегося «противному» Facebook, Перссон смог аккумулировать более двух миллионов подписчиков в твиттере.

Перссон не потратил ни кроны на рекламу: Minecraft очень быстро «вирусился». Этот процесс только усилился после того, как Mojang создали версии игры для Android и iOS, которые и по сей день входят в тройку самых популярных платных приложений в США.

Имея в штате не более тридцати сотрудников, Mojang получала прибыль, которая казалась просто бесконечной. Компания закончила 2012 год с доходом в 230 миллионов долларов и с валовой прибылью в более 150 миллионов долларов. Сам Перссон выплатил себе более ста миллионов долларов в обмен на лицензии на интеллектуальную собственность Minecraft. Вскоре он приобрёл самую дорогую квартиру в Стокгольме.

Кружение инвесторов напоминало какую-то лихорадку. По словам Манне, с ним пытались связаться более сотни венчурных фирм, в том числе из голубых фишек Силиконовой долины — Sequoia Capital и Accel Partners — но он никогда не брал у них деньги. Mojang просто не нуждалась в них. Их даже посетил миллиардер Шон Паркер, который на частном самолете увёз Перссона, Порсера и Манне на вечеринку в Лондон. Но они всё равно отказались от его денег.

Это был первый раз, когда мы летели на частном самолете.

Карл Манне

Но даже тогда, когда мир уже был у его ног, Перссон продолжал считать, что он на самом деле давит ему на плечи.

Злые люди в интернете

Хотя Перссон ушёл с поста главного разработчика в конце 2011 года и занялся исследованием идей для новых игр и жизнью со своей девушкой, которая тем же летом стала его женой, блаженство продлилось недолго. Накануне Рождества того года умер отец Перссона, а с женой программист развёлся всего после года брака.

Когда Маркус вернулся к работе после короткого отпуска, он оказался подавлен стоящей перед ним задачей: воссоздать магию его первого хита.

В то же время Перссон оставался лицом и голосом Minecraft. Именно ему в первую очередь писали пользователи Твиттера, когда с игрой что-то было не так. Если внимательно прочитать реплаи в твиттере Перссона, можно найти комментарии наподобие «Нотч — жирный неудачник».

Я не мог понять, почему люди в интернете такие жестокие. Вы видите эти злобные комментарии, и вам почти начинает казаться, что они будто бы написаны большим шрифтом.

Маркус Перссон

Читайте также:
Немкин Антон Игоревич - отзывы, мнение, рейтинг

Человек, создавший популярную онлайн-персону, ощутил на себе весь тот негатив, который выливали на неё поклонники. И тогда Перссон решил уйти.

Продажа и уход

16 июня 2014 года пользователи Minecraft подняли бунт из-за решения компании начать применение Пользовательского соглашения: оно запрещало одним игрокам продавать другим игрокам какие-либо внутриигровые элементы (например, усиленные мечи). Гневные твиты возникали по несколько сотен в час.

Терпение Маркуса лопнуло, и он, будучи в полулихорадочном состоянии, написал то самое стодвадцатидевятисимвольное сообщение, которое изменило его жизнь навсегда.

Anyone want to buy my share of Mojang so I can move on with my life? Getting hate for trying to do the right thing is not my gig.

Генеральный директор Mojang Карл Манне сидел дома со своей семьей, когда он впервые увидел этот твит. Всего лишь через полминуты у него зазвонил телефон: один из руководивших взаимодействием с Mojang менеджеров Microsoft хотел узнать был ли Перссон серьёзен. «Я не уверен, мне нужно поговорить с ним», — ответил Манне.

В то время как сообщение Перссона изначально было наполовину шуточным, его настигло осознание того, что он наконец-то сможет освободиться от Mojang. Человек, который когда-то публично пообещал, что не продаст свое творение ни одной Корпорации зла, теперь кардинально изменил свое мнение.

Манне поставил строгое условие для продажи компании: все три её основателя хотели полностью порвать свою с связь с Mojang и более не иметь к ней никакого отношения. Кроме того, по причине массового уплотнения персонала Microsoft после покупки Nokia, было поставлено еще одно условие: никаких увольнений.

Во время переговоров глава Microsoft Сатья Наделла и сам Перссон на публике хранили молчание. Последний всего лишь занимался разработкой небольших идей для новых игр и учил новые языки программирования. 11 сентября он опубликовал подробное описание работы с языком под названием Dart. Он также описал использование этого языка в восстановлении ранних версий классического шутера Doom. В этом тексте он закодировал несколько подсказок, относящихся к предстоящей сделке, используя Doom в качестве метафоры для Mojang.

Я уверен, что если я когда-нибудь перейду на что-нибудь новое, то обязательно найдется кто-нибудь, обладающий большим терпением, кто мог бы взять все под свой контроль. Я не могу тратить всё свое время всего лишь на один проект.

Маркус Перссон

15 сентября Microsoft объявила о своем намерении заплатить за Mojang два с половиной миллиарда. Оглядываясь назад, Перссон говорит, что ожидал гораздо более сильной реакции от поклонников Minecraft на новость о продаже компании.

В тот день, когда мы объявили о сделке, я собирался удалить свой твиттер-аккаунт, потому что думал, что не смогу с ним справиться. Но люди оказались гораздо спокойнее. Они читали мои разъяснения и говорили: «Хорошо, хорошо, я надеюсь, что вы заботитесь о себе».

Маркус Перссон

На вопрос о его ранних заявлениях о том, что он не собирается продаваться никому из мира больших технологий, он лишь пожал плечами и ответил, что вполне способен справиться с противоречием размером в два с половиной миллиарда долларов.

Конечно, вы должны нести ответственность за то, что говорите, но я не особенно-то стыжусь того, что сказал. Особенно учитывая, что моё мнение уже успело поменяться.

Маркус Перссон

Король вечеринок

Несмотря ни на что, ему удалось начать двигаться вперёд. В ноябре, когда сделка была окончательно закрыта, сооснователи Mojang улетели сначала в Майами, а затем в Санкт-Бартс. Эту небольшую праздничную вылазку Маркус обозвал «распродажной поездкой».

В эти дни Перссон стал уделять гораздо меньше внимания тем, кто поносил его в твиттере, и переключился на групповой чат его друзей в WhatsApp, который они грубо обозвали «Пердёж». Освободившийся от сковывавших его пут, Перссон как бы вернулся во времена своей молодости.

Перссон игнорировал любую критику так же, как и интернет-троллей. Он говорит, что нежно полюбил кнопку, с помощью которой он может заглушить любого недовольного. По сути, ему просто нравилось блокировать пользователей так, что они даже и не сразу об этом узнавали. Иногда его любопытство пересиливало, и он всё же кому-то отвечал. В последнее время он стал использовать в качестве ответа гифку из фильма «Добро пожаловать в Zомбиленд»: на ней изображен Вуди Харрельсон, утирающий слезы кучкой денег.

«Я знаю, твитить такое изображение — немного ********** [некрасиво]», — говорит он и пожимает плечами. Впрочем, он в равной степени бестактен и с теми людьми, которые ему нравятся. Он почти что транслирует свои каникулы: с борта частного самолёта прямо в Snapchat. Что касается девушек, он пытался использовать Tinder, но «в Швеции им решительно невозможно пользоваться — там можно найти от силы четырёх человек». Отсюда и счета в ночных клубах на 180 тысяч долларов.

Я пытаюсь наверстать всё то, что я упустил в свои двадцать лет, когда не занимался ничем, кроме программирования. Конечно, вечеринки — это не самый разумный способ потратить деньги, но точно самый весёлый. Когда мы были молоды, у нас было не так уж много денег. Именно поэтому я пообещал себе, что если когда-нибудь стану богачом, то точно не буду из тех скучных богачей, которые никогда не потратят лишнего доллара

Маркус Перссон

Возможно, это пройдёт. Но ведь есть и множество других молодых Маркусов Перссонов, которые гораздо более голодны и более приспособлены к тому, что хочет следующее поколение детей. В ответ на это создатель Minecraft говорит, что он не видит ничего постыдного в том, чтобы быть разработчиком одного хита. Безумное богатство — отличный козырь в борьбе со стрессом, вызванным ответственностью за поочередно боготворящую и ненавидящую его виртуальную нацию.

Люди начинали считать, что Нотч идеален. Но затем я встретил своих собственных идолов и понял: «Твою мать, это реальные люди». После этого произошёл какой-то разрыв. Я понял, что между мной и моими фанатами нет тех самых отношений, которые я себе представлял.

Маркус Перссон

Читайте также:
Ольга Гоголадзе - отзывы, мнение, рейтинг

В тот момент, когда Перссон уже готовится уйти из офиса, его помощник протягивает ему рукописную записку от одного из американских фанатов. В этой записке, написанной идеальным курсивом (который, кстати, выдает в написавшем ее ученика четвёртого-пятого класса), автор просит добавить в Minecraft несколько новых возможностей. К записке прикреплен доллар.

«Так-с, что это у нас, взятка», — шутит Перссон, но затем внимательно осматривает записку и морщит лоб. Затем он показывает на доллар и говорит: «Наверно, нам следует отправить его обратно, да?».

Данный материал является частичным переводом статьи «Inside The Post-Minecraft Life Of Billionaire Gamer God Markus Persson» Райана Мака на Forbes.

Роджерс Карл Рэнсом

Роджерс Карл Рэнсом

Американский психолог, один из создателей и лидеров гуманистической психологии. Фундаментальным компонентом структуры личности Роджерс считал «я-концепцию», формирующуюся в процессе взаимодействия субъекта с окружающей социальной средой и являющуюся интегральным механизмом саморегуляции его (субъекта) поведения. Роджерс внёс большой вклад в создание недирективной психотерапии, которую он называл «личностно-ориентированной психотерапией». Президент Американской психологической ассоциации в 1947 году.

Всего Карл Роджерс написал 16 книг и свыше 200 статей, его работы переведены на 60 иностранных языков.

Биография Карла Роджерса

Карл Роджерс, четвёртый из шестерых детей, родился 8 января 1902 года в Оук парк, штат Иллинойс, в преуспевающей семье строгого протестанта.

Роджерс прекрасно учился, много и с удовольствием читал, любил заниматься самоанализом. Он не увлекался ни спортом, ни шумными играми и практически не имел друзей. Карл рос застенчивым и чувствительным ребенком, тяжело переживавшим постоянные насмешки старших братьев и сестры.

Едва достигнув семилетнего возраста, Карл поступил в школу. Здесь он познакомился со своей сверстницей Хелен Эллиот, которая через пятнадцать лет стала его женой. (Роджерс иронично вспоминает: «Она была первой, кого я решился пригласить на свидание. Наверное, потому, что мы были уже давно знакомы. А я был так застенчив, что знакомиться ни с кем не осмеливался».)

В автобиографических заметках Роджерс вспоминает, что первыми книгами, оказавшими влияние на становление его научного мировоззрения, были, как это ни покажется странным, труды по сельскому хозяйству.

Эти занятия определили выбор профессии. В колледж Роджерс поступил с намерением изучать сельскохозяйственные науки. По прошествии двух лет он довольно неожиданно изменил свой выбор. Этот шаг был продиктован тем, что в студенческом городке он поселился в общежитии Молодежной христианской ассоциации. Насыщенное эмоциональное общение с товарищами побудило его избрать духовную стезю.

В 1922 г. в составе немногочисленной делегации американских студентов он отправился в Китай на Международную христианскую конференцию, события которой явились важной вехой в становлении его личности. Свое образование Роджерс продолжил в теологической семинарии.

Все больше его внимание привлекала психология. Он начал понимать, что его главная жизненная цель – помогать людям, нуждающимся в духовной поддержке, – может быть достигнута и вне церкви. Он также убедился, что работа психолога – вполне достойное занятие, способное к тому же обеспечить достаточные средства к существованию.

Роджерс пожелал заочно пройти курс психологии в Висконсинском университете. Этот курс основывался главным образом на работах Уильяма Джемса, которые Роджерс, по собственному признанию, нашел скучноватыми. Это, однако, не ослабило его интереса к психологии, и он закончил свое образование в Педагогическом колледже Колумбийского университета.

По окончании университета Роджерс поступил на работу в качестве клинического психолога в Центр помощи детям в г. Рочестере (штат Нью-Йорк). Здесь он проработал 12 лет. Его практическая деятельность в известном смысле носила импровизационный характер. Роджерс не примыкал ни к какой психологической школе. Собственная теория и метод сложились постепенно в годы его работы в Рочестере. От формального, директивного подхода, принятого в традиционной психотерапии, он перешел к иному, который позже назвал терапией, центрированной на клиенте.

Роджерс намеренно ввел в научный обиход понятие «клиент». В представлении о клиенте содержалась идея равноправия, отсутствующая в отношениях врача и пациента.

Задача терапии – помочь человеку разрешить свою проблему с минимумом инструкций со стороны терапевта. Согласно Роджерсу, «индивидуум имеет в себе способность, по крайней мере латентную, понять факторы своей жизни, которые приносят ему несчастья и боль, и реорганизовать себя таким образом, чтобы преодолеть эти факторы».

Работая в Рочестере, Роджерс написал книгу «Клиническая работа с трудным ребенком» (1939). Книга была встречена одобрительно, и автор получил приглашение занять должность профессора в Университете штата Огайо. Опыт преподавательской работы, а главное, живой отклик студентов на его идеи вдохновили его на более полное и детальное рассмотрение проблем психотерапии в книге «Консультирование и психотерапия» (1942).

В 1945 г. Чикагский университет предоставил Роджерсу возможность создать собственный консультативный центр. Новаторской тенденцией центра было предоставление клиентам возможности свободного выбора направления терапии. На посту директора центра Роджерс работал до 1957 г.

В 1951 г. он опубликовал книгу «Терапия, сфокусированная на клиенте», в которой его принципы нашли наиболее полное отражение. Книга была встречена массированной критикой со стороны терапевтов различных направлений, усмотревших в позиции Роджерса угрозу традиционным директивным методам. Основные выводы из этой позиции, далеко выходящие за рамки терапевтической тематики, Роджерс изложил в своей наиболее известной книге «Становление личности» (1961).

С чикагским периодом деятельности Роджерса связано и одно серьезное затруднение личного порядка. Работая с одной клиенткой, страдавшей тяжелым расстройством, он настолько проникся ее состоянием, что почти впал в аналогичную патологию. Лишь трехмесячный отпуск и курс психотерапии у одного из коллег позволили ему оправиться и понять необходимость соблюдения известных пределов сопереживания.

Читайте также:
Артем Давидович Аветисян - отзывы, мнение, рейтинг

В 1957 г. Роджерс сменил место работы. Он стал преподавать психологию и психиатрию в Висконсинском университете. В профессиональном плане это оказалось нелегким периодом. Возникли серьезные противоречия с руководством, весьма ограниченно понимавшим свободу студентов учиться, а преподавателей – учить.

С 1963 г. его деятельность была связана с Центром изучения личности (Ла Джолла, Калифорния). Здесь, без назойливой опеки администрации, он обрел покой и уверенность, много работал, писал.

Подлинный гуманист и демократ, Роджерс проявлял большой интерес к событиям, происходившим в России. Осенью 1986 г. он приехал в Москву, выступил перед многочисленной аудиторией психологов, провел терапевтические занятия. Этот уже очень пожилой человек был удивительно бодр и оптимистичен, преисполнен жизненной энергии. Те, кто встречался с ним в Москве, отказывались верить известию о его кончине, которое пришло из Америки год спустя – 4 февраля 1987.

Немногословная одиночка. История жизни Греты Гарбо

В это сложно поверить, но роли Греты Гарбо, приводящие в восторг миллионы зрителей во всём мире, часто для неё самой были утомительны и неприятны. Она ушла из кинематографа в 36 лет и готова была сделать это значительно раньше, если бы не потеряла всё своё состояние в годы Великой депрессии. Почему выбранная Гарбо профессия стала со временем тяготить её? АиФ.ru рассказывает о жизни одной из самых скрытных звёзд Голливуда.

Обожаемая нелюбимая дочь

Грета родилась в Стокгольме, в семье Карла и Анны Густафссон. Кроме неё, у пары подрастали ещё двое детей: дочь Альва и сын Свен. Отец будущей актрисы был молчаливым человеком и сильно пил, но с Гретой у него сложились очень тёплые отношения. Он читал ей книги, рассказывал сказки, им было комфортно вдвоём. Анна была равнодушна к дочери, её любимчиками были двое других детей. В 1918 году глава семейства умер от туберкулёза, Грета тяжело перенесла утрату самого близкого человека, каждый день ходила на могилу отца. Но горевать было некогда, Густафссоны жили в нищете. В 15 лет Грета, как и все другие члены её семьи, была вынуждена пойти работать, бросив школу. Она устроилась продавщицей в шляпный отдел одного из крупных универмагов Швеции. Вежливо улыбаясь клиенткам магазина, юная Грета мечтала стать актрисой, её искренне восхищал талант неподражаемой Сары Бернар. Однако у девушки не было возможности учиться актёрскому мастерству, обстоятельства открывали перед ней двери совсем другой, далёкой от кинематографа жизни.

Камера, мотор, начали!

Однажды в магазин, где работала девушка, зашёл оператор стокгольмской киностудии. Молодой человек предложил ей сняться в рекламном ролике. Когда Грета оказалась в кадре, стало ясно, что камера «любит её лицо». Привлекательная брюнетка очень быстро получила ещё одну подобную роль. В 1922 году Густафссон начала осваивать актёрскую профессию в Королевской академии при Драматическом театре в Стокгольме. В стенах учебного заведения она познакомилась с режиссёром Морицом Стиллером. Мужчина был поражён внешними данными своей новой знакомой. Именно он придумал для Греты Густафссон звучный псевдоним — Гарбо. Фамилия родилась благодаря случаю. В то время в Швеции шли гастроли актрисы оперетты Эрики Дарбо. Мориц изменил всего одну букву, в итоге на свет появилось имя, которое сегодня знают миллионы людей по всему миру: Грета Гарбо.

Стиллер был не на шутку увлечён актрисой, но не как женщиной. Он преклонялся перед её талантом, а потому делал всё, чтобы Грета стала настоящей звездой, лично занимался её обучением и, как сегодня принято говорить, продвижением. Однажды режиссёр решил снять фильм «Девушка из Севастополя». По сценарию, героиня Нина бежала из России и живёт в Турции, где у неё завязываются отношения с мужчиной. Съёмочная группа в количестве 19 человек отправилась в Турцию. Во время поездки Грета и Мориц встретили на улице цыганок. Режиссёру одна из них нагадала незавидную судьбу: невероятную популярность, затмение и смерть в одиночестве. Актрисе женщина сказала, что она не похожа на других людей и её ждёт особенный путь. Стиллер был суеверным человеком, предсказания огорчили его, поэтому он решил прервать съёмки и отправился в Берлин. В столице Германии пара стала жить вместе, это несомненно была любовь, но любовь не физическая, а платоническая.

Прощай, Европа, здравствуй, Голливуд

В Берлине в жизни Греты произошла ещё одна судьбоносная встреча, которая открыла ей двери в Голливуд, — на этот раз с Луисом Майером, стоявшим у истоков Metro-Goldwyn-Mayer. Он предложил творческому тандему работать на его киностудии. В 1925 году актриса и режиссёр приехали в Америку. Однако за океаном их успех был разным. Всё, что делал Стиллер, не нравилось владельцам Metro-Goldwyn-Mayer, поскольку требовало больших затрат. В итоге Морицу всё же удалось начать съёмки фильма «Соблазнительница», и они даже были близки к финалу, как вдруг вышестоящее руководство решило остановить процесс. Перерасход средств на картину составлял почти полмиллиона долларов. Эта сумма стала веским аргументом, чтобы поставить точку в голливудской карьере Стиллера. Тогда Гарбо решилась поговорить с руководством студии, но её попытка не принесла плодов. Актриса по-человечески была сильно привязана к режиссёру и в то же самое время отчётливо понимала, что Стиллер не нужен Голливуду, а она — нужна. В 1927 году Мориц покинул США, оставив на другом континенте самого близкого для него человека. Общество думало, что известный режиссёр и актриса — любовники, Грета не опровергала и не подтверждала эти слухи, как, впрочем, никогда не комментировала вопрос о нетрадиционной ориентации Стиллера. Она умела хранить чужие тайны.

Возвращение домой

Мориц Стиллер умер уже через год после своего возвращения из Америки, в возрасте 45 лет. У него очень поздно диагностировали рак. Гарбо не могла приехать на похороны, однако, когда она закончила съёмки очередной картины, тут же отправилась в Европу. На дворе стоял декабрь 1928 года. Это был её первый визит в Старый Свет после отъезда в США.

Читайте также:
Ольга Гоголадзе - отзывы, мнение, рейтинг

Когда Гарбо добралась до родного Стокгольма, то поехала не к родным, а на кладбище, сначала зашла на могилу к Стиллеру, а затем к своему отцу. На родной земле актрисы покоились её двое любимых мужчин. К моменту возвращения Греты семья кинодивы состояла из матери, брата Свена и его дочки. Сестра Альба умерла в возрасте 24 лет от рака лимфатических сосудов. Гарбо содержала всех своих близких родственников. Позже наследницей огромного состояния актрисы станет её племянница. После смерти своей знаменитой тёти она продаст на аукционе не только все картины из её квартиры, но и личные вещи голливудской звезды.

Первое фиаско

Снимаясь в немом кино, Гарбо была невероятно популярной. Когда в кинематографе начался новый этап и появился звук, она одна из немногих актрис сумела гармонично влиться в новые условия работы. Конечно, дебют в озвученной картине принёс ей немало переживаний. Однако тревога была напрасной. Картина «Анна Кристи» по пьесе Юджина О’Нила имела успех у публики. «Говорящая» Гарбо нравилась зрителям не меньше прежней. Лента стала самой кассово успешной в 1930 году.

В 1931 году актриса снялась вместе с Кларком Гейблом в картине «Сьюзан Ленокс: падение и взлёт». Это была их первая и последняя совместная работа, поскольку две творческие личности не нашли общий язык. Они испытывали друг к другу неприязнь, которую даже не считали нужным скрывать от общественности.

В 1933 Гарбо предстала в фильме «Королева Кристина», где не без удовольствия появилась в кадре в мужском костюме. Ей была свойственна бисексуальность. Кумиру миллионов приписывали романы с женщинами, среди которых была писательница Мерседес де Акоста. Хотя однажды Грета чуть не дошла до алтаря вместе с коллегой по цеху Джоном Гилбертом, в последний момент она отменила свадьбу, поскольку понимала, что жениху нужно только её имя.

Комедия Эрнста Любича «Ниночка», вышедшая на экраны в 1939 году, помогла Гарбо показать зрителям, что она способна играть не только роковых женщин. Сама актриса восприняла фильм как отдушину, поскольку к этому времени изрядно устала от своего собственного кинообраза сексуальной соблазнительницы.

Все фильмы Греты имели феноменальный успех, критики любили её. На протяжении всей своей карьеры Гарбо не знала, что такое провал. Но после выхода в свет картины «Женщина с двумя лицами» критика обрушилась и на легендарную голливудскую звезду. В 1941 году кинодива приняла решение окончить карьеру. К этому моменту она была абсолютно истощенна. Закрытая от природы Грета тяготилась постоянным вниманием, откровенно недоумевала, почему миллионы людей пишут ей письма и просят выслать фото с автографом. Ей хотелось тишины и покоя. Больше всего она любила просто лежать в своей кровати и смотреть телевизор, однако некогда выбранная профессия требовала совсем иного поведения и образа жизни. К 36 годам она устала играть роль кинодивы Греты Гарбо и попробовала стать обычной женщиной и наслаждаться жизнью. Вероятно, она сделала бы это гораздо раньше, если бы банк, в котором хранились все её сбережения, не лопнул в годы Великой депрессии.

В 1954 году Гарбо получила почётную премию «Оскар» за выдающийся вклад в развитие киноискусства. Она вышла на сцену в огромных тёмных очках, которые после окончания карьеры стали постоянной деталью её образа, а затем буквально на мгновение сняла их. На следующий день её снимки украшали все газеты.

Последняя любовь

В 1953 году Гарбо купила апартаменты на Манхэттене на 52-й Стрит. Это место актриса выбрала не случайно: дело в том, что её кутюрье Валентина Санина, которая создавала наряды для всей богемы Нью-Йорка, знаменитых актрис, балетных и оперных див, жила на этой же улице. Санина была не просто владелицей одного из самых успешных Домов моды того времени, она была замужем за миллионером Джорджем Шлее. Несмотря на дружбу, которая соединяла двух женщин, Гарбо предала подругу, закрутив роман с её супругом. Эти отношения длились около 20 лет. Шлее не спешил разводиться с законной женой и в итоге неожиданно умер на руках своей любовницы в одном из роскошнейших отелей Парижа в 1964 году. Актриса не поехала на похороны своего возлюбленного, все эти годы она старалась избегать встречи с Саниной, чувствуя свою вину перед ней, хотя всё это время они продолжали жить на одной улице, в одном подъезде.

После смерти Шлее Гарбо стала вести ещё более затворнический образ жизни. Но папарацци постоянно следили за ней в надежде получить сенсационный снимок постаревшей иконы Голливуда, ведь от прежней Гарбо осталось немного: как известно, время не щадит никого.

Известная актриса умерла в частной клинике неподалёку от своего дома. Это произошло 15 апреля 1990 года. Она была очень богата, хотя никто не берётся точно оценить размеры её состояния, которое полностью досталось племяннице. Актрису долго не могли похоронить, поскольку США хотели, чтобы тело голливудской звезды покоилось в Америке, а шведы были абсолютно уверены, что прах Гарбо должен остаться на родине. Этот спор длился около 7 лет, но в итоге великую Грету Гарбо похоронили в Швеции. За всю свою жизнь эта женщина так и не связала себя узами брака, у неё не было детей, к друзьям она относилась очень избирательно, поэтому их было немного. Однажды актриса сказала своим директорам и продюсерам: «Я хочу побыть одна». Эта короткая фраза стала девизом всей её жизни.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: