Карл Па́влович Брюлло́в – отзывы, мнение, рейтинг

Отзыв: Выставка “Карл Брюллов. Портреты из частного собрания Санкт-Петербурга” в Третьяковской галерее (Россия, Москва) – “Я люблю женщин своей кистью”. Огюст Ренуар

Сегодня мы с вами отправляется в Третьяковскую галерею на выставку “Карл Брюллов. Портреты из частного собрания Санкт-Петербурга”.
Если честно, мне и хотелось съездить и цена останавливала, тем более я знала из отзыва, что выставка небольшая, а в Третьяковской галерее я была очень много раз.
Поехать предложила мама, после того, как я ее позвала в кинотеатр на фильм “Собибор”, но мама сказала, что фильм можно и в интернете посмотреть, а здесь культура))) Тем более деньги те же. Подумав, я решила, что мама, в принципе, права.

Если захотите поехать, предлагаю вам доехать до станции метро “Новокузнецкая”, а не
до “Третьяковской”, потому что таким образом вы еще сможете посмотреть красивый фонтан “Адам и Ева” на Пятницкой.

До галерее идти 7-10 минут, а на вашем пути еще один необычный и красивый фонтан в сквере Шмелева, который называется “Вдохновение”.
Мне очень нравятся эти рамы, ждущие вдохновения художника.

А мы подходим к галерее, которая находится по адресу: Лаврушинский переулок, 10, буквально на днях мы с вами были по соседству в Инженерном корпусе на другой выставке – Выставка “Сказание о граде Свияжске” .

Во дворе ведутся какие-то ремонтные работы.

Господин Третьяков гордо стоит за ограждением.

Входим в галерею, здесь можно посмотреть информацию о всех проходящих выставках здесь и в Новой Третьяковке.

При покупке билета, который, кстати, 500 рублей стоит для простых смертных, беру на рекламной стойке буклет со схемами залов в галерее.

На развороте можно посмотреть самые известные картины в музее и здесь же указан зал, где они находятся.

На внутреннем развороте схемы залов и фамилии художников.

Нам нужно подняться на второй этаж, в зале № 9 расположена экспозиция картин Карла Брюллова, которые находятся в собственности галереи, а в зале № 11 проходит выставка из частного собрания.

Я пытаюсь сразу договориться с мамой, что мы только ” к Брюллову и всё”, потому что иначе мы зависнем здесь очень надолго.

Буду честной и скажу, что знаю работ этого художника совсем немного, буквально по пальцам перечесть.
“Всадницу” отлично помню еще по репродукции в школьном учебнике, “Вирсавию”помню тоже со школьных времен, ее обнаженную фигуру рассматривали тайком в каком-то журнале, ну, и, конечно, “Последний день Помпее”, потому что она. большая))

Портрет Крылова тоже оказался знаком.

Карл Брюллов великолепный мастер портрета, будь то мужчина, женщина и даже дети.

Знаете, если задержаться около какой-то работы и долго смотреть, то картина буквально оживает и кажется, что княгиня А. А. Багратион сейчас что-то скажет вам с укоризной.

Есть у Карла Брюллова и яркая, свежая акварель “У Богородицкого дуба”, но здесь люди менее выразительны, все-таки явное призвание этого художника – портреты.

Я отметила стрелками для вас картину “Вирсавия” и автопортрет художника, но к нему мы еще вернемся.
Это лишь малая часть картин, которая находится в зале № 9.

А мы переходим в зал № 11, где можно посмотреть картины, которые находятся в частной коллекции.
Ее владелец – потомок старшего брата живописца, который был архитектором.
К нему по наследству перешла одна единственная картина, ставшая семейной реликвией и положившая начало этой коллекции.
Это картина “Портрет аббата”.
Это настоятель церкви святых Петра и Павла, по проекту старшего брата Александра ее построили, а младший брат Карл подарил для украшения алтаря картину “Распятие”.

Здесь же представлены часы каминные, начала 19 века из бронзы и малахита.

А это автопортрет Карла Брюллова, 1830-е годы.
Молодой, с глазами полными любви к жизни, с открытым прямым взглядом.

А это автопортрет почти через 20 лет.
Поразительные перемены, в глазах грусть и отрешенность (мое мнение), мама увидела в них озабоченность.
Да каждый из нас увидит что-то свое. Чуть нахмуренные брови, заострившийся нос, бледность лица – все говорит о болезненном состоянии художника, а ведь так и было.

Читайте также:
Иван Константинович Айвазовский (Ованнес Айвазян) - отзывы, мнение, рейтинг

Это портрет собственность Третьяковской галереи.

А это портрет из частной коллекции, написан через год после предыдущего автопортрета.
Это единственная картина в творчестве Карла Брюллова, которая является авторским повторением. Это вообще редкое явление.

Мы с мамой стали искать отличия, конечно, при детальном рассмотрении они есть, мне очень понравилось, как сказа мама: он стал на год старше.

Около всех выставленных картин есть вот такого плана таблички, уже боюсь их тут добавлять все, а то страшное слово “спойлер” прилетит ко мне ))

Очень понравилось, что информация о картине не ограничивается стандартными фразами, а есть еще небольшое отступление и описание, оно оказалось самым интересным)

Все картины в красивых дорогих, я уверена, рамах, все выполнены в одном стиле, хотя и с разными орнаментами, но стиль выдержан.

Этот портрет Елены Гагариной с сыновьями написан в предместье Рима в 1824 году. Именно эта картина одна из последних появилась в коллекции, но владелец, естественно, надеется, что разыщет и выкупит еще много настоящих шедевров и произведений искусств своего знаменитого предка.

Женские портреты особенно хороши!
Красиво, живо, естественно, выразительно и со вкусом выполнены эти работы. Как тонко передано душевное состояние и индивидуальные черты этих красавиц!

Карл Брюллов несомненно занимает заслуженное место среди известных русских художников.

Остается добавить, что Карл Брюллов скончался в возрасте 52-х лет в пригороде Рима, где был на лечении минеральными водами, умер от приступа удушья.
Похоронен в Италии.

С нами остаются его работы, Брюллов был неординарным и очень талантливым человеком, его личная жизнь бурлила и кипели страсти, но это только давало ему выплеск эмоций на холст, и как видите, любая его картина – это маленькая жизнь.

Теперь самое время сознаться в маленьком преступлении, когда мы пришли в зал, где проходила выставка, здесь было две экскурсионные группы, поэтому достаточно только было время от времени делать по несколько шагов, чтобы послушать полноценную экскурсию в подаче двух великолепных экскурсоводов))

Прекрасная выставка замечательного художника, что еще можно добавить. это надо видеть и не на экране.

Ну, это же Третьяковка, как можно пройти мимо работ любимого Игоря Грабаря. Не знаю, почему он мне так запал в душу со своей необычной техникой мазка, и мне его картины милее всех, да простят меня все великие живописцы. но для меня Грабарь – это нечто.
Пыталась создать отзыв о нем, но, увы.

“Февральская лазурь”, “Неприбранный стол” и “Хризантемы”.

А это для вас “Лунная ночь” Крамского.

Могу передать вам привет от Шишкина))

Виктор Васнецов.
Мимо невозможно пройти, ноги просто прирастают к полу))
Уж простите, что многие картины как бы под углом, просто очень много людей и чтобы не было на фото лишних чужих частей тела, приходилось изворачиваться:)))

“Юность преподобного Сергия” Михаила Нестерова.

А закончим мы с вами “Бурным морем” Айвазовского))

Я люблю Третьяковскую галерею, бываю здесь периодически и очень рада, что здесь проходят персональные выставки, это очень хорошая возможность лучше познакомиться с творчеством художника.
Мы с удовольствием провели в галерее 2,5 часа, хотя зашли только посмотреть выставку “Карл Брюллов. Портреты из частного собрания Санкт-Петербурга”, которую вам с удовольствием рекомендую.
Уверена, что вы не ограничитесь только ее посещением, да и как можно идти мимо великих полотен и делать вид, что их не замечаете.
Это место, которое надо посетить, хоть раз в жизни – Третьяковская галерея (Россия, Москва) – Небрежный и рассеянный художник Наносит беспорядочно мазки, Сентябрь торопливо красит листья, Закрашивая пятна от тоски.

Читайте также:
Оска́р Кло́д Моне́ - отзывы, мнение, рейтинг

Карл Брюллов, искусство бунтарского романтизма

В данной статье мы поговорим о жизни и творчестве живописца, художника и представителя классицизма и романтизма — Карле Павловиче Брюллове.

Карл Павлович Брюллов — русский художник, живописец, монументалист, акварелист, представитель классицизма и романтизма. Автор жанровых и исторических полотен.

Карл Павлович Брюллов родился 23 декабря 1799 года, в городе Санкт-Петербург, в семье академика и творческого человека Павла Ивановича Брюлло и его супруги Марии Ивановны Шрёдер.

До семи лет — Карл проводил свою жизнь практически прикованным к постели, из за проявления ранних признаков острого аневризма. Но по воле отца Карла, желавшего обучить сына живописи — его оторвали от кровати, и он начал осваивать навыки, необходимые для своей будущей профессии в роли художника и творца.

В 16 лет его без экзаменов и прочих тестов зачислили в петербургскую Академию художеств. Подготовка со стороны Отца очень сильно помогла Брюллову — он учился лучше своих сверстников. Молодой художник часто поправлял работы товарищей по курсу, преподаватели всегда принимали это во внимание и подшучивали над студентами: «Что, брат, кажется, в эту треть Брюллов хочет дать тебе медаль?».

Брюллов в юношеских упражнениях своих выказывал нечто большее, чем простое знание академического рисунка: он умел придавать формам человеческого тела не условную правильность, а жизнь и грацию, дотоле незнакомые ученикам Академии.

Преподаватели рано позволяли Карлу самостоятельно писать собственные полотна, когда его сверстники ещё «жалостно» копировали картины учителей.

Карл Брюллов с большим успехом прошел обучение в петербургской Академии художеств, получив все возможные награды со стороны преподавателей и высшего сословия академии. В качестве своей выпускной работы — он написал картину «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Маврийского», за которую получил большую золотую медаль и право на поездку за границу для совершенствования в искусстве.

Композиция богатая, краски живые, отделка приятная, даже в листочках дуба, кои освещены весьма естественно. Сверх того, юный художник умел дать всему действию особенное движение, жизнь.

Несколько театральная фигура Авраама исполнена величия, чему способствуют великолепные складки его широкого одеяния. Ангелы, прекрасные и грациозные, изображены как путники, отдыхающие после длинного странствия, на которое как бы намекает расстилающаяся на втором плане долина. Один из ангелов поправляет сбившуюся сандалию. Этот естественный, наблюденный в натуре жест сообщает сцене человеческую теплоту.

Первой значимой работой Брюллова стало полотно «Гений искусства», созданное в соответствии с академическими требованиями и признанное Академическим советом образцом для копирования.

На данной картине изображен прекрасный и величественный юноша, восседающий опершись на лиру. Навеянное античной скульптурой изображение гения на рисунке было дополнено жезлом, а также головой Лаокоона, которая лежит у ног прекрасного бога.

В данной работе все — от пропорций тела и лица, характера подсветки, устойчивости форм и до четкости контуров, было выполнено в полном соответствии с классическими канонами. Настолько цельного классического образца Карл Брюллов больше не создал никогда. В поздних его ученических работах уже заметно как явственно начинают прорываться живые наблюдения и реальная жизнь.

В те годы Брюллов также создал ещё одно неимоверно красивое полотно, картину «Нарцисс».

Картина наполнена грустным назиданием. «Пренебрег любовью нимфы гордый Нарцисс». Перед нами момент совершения наказания по приказу богов. Крылатый Эрот (купидон) только что выстрелил в героя, юноша беззаветно влюбился в свое собственное отражение в воде.

Карл изобразил юношу полным сил и с отлично сложенным характером. Вьющиеся волосы, правильные черты лица — непременные атрибуты живописи классицизма. Выразительные жесты, скромно проявляющиеся эмоции. Взгляд сосредоточен на отражении. Оторваться от него Нарцисс уже не сможет.

Улетающий купидон бросает печальный взгляд на героя, одновременно сочувствуя ему и осуждая его.

Как и писалось ранее, Брюллов после окончания Академии художеств получил возможность выезда за границу, но этой возможностью по началу он так и не смог воспользоваться, из-за конфликтов с президентом Академии.

Читайте также:
Питер Рубенс, биография, творчество, история жизни

Тогда же на него обратило внимание недавно созданное ОПХ (Общество поощрения художников), которое после написания двух картин Брюлловым и обязательством ежегодно отчитываться об успехах в творческом плане — отправило его таки за границу.

А написанными картинами являются «Эдип и Антигона» и «Раскаяние Полиника», первая находится по настоящее время в тюменском краеведческом музее, а местонахождение второй так и осталось неизвестным.

Полотно было продано коллекционеру, имя которого осталось неизвестным. На долгое время след картины потерялся. Но после окончания Великой Отечественной войны её нашли в Ленинграде, на чердаке одного почти развалившегося дома, свернутой красочным слоем внутрь и значительно загрязненной.

Картина отображает сюжет древнегреческой трагедии Софокла «Царь Эдип».

В 1822 году, Карл со своим братом Александром отправились в путешествие, и путь их держал через Германию и Австрию.

В Германии, а именно в Баварии — Карл написал несколько портретов, ему пришлось писать членов правительства и представителей местной знати, которые имели представление о русском портретисте, недавно приехавшим к ним в город. После Баварии — Брюллов наконец приехал в Рим, где на него с неба сразу же посыпались крупные заказы от итальянского общества. Именно в Италии он и написал одни из лучших своих работ.

Итальянское утро — первая удачная работа Карла по прибытию в Италию. После написания данного полотна, слава ему была обеспечена, похвала была даже со стороны правительства Российской империи.

Я освещал модель на солнце, предположив освещение сзади, так что лицо и грудь в тени и рефлектируются от фонтана, освещенного солнцем, что делает все тени гораздо приятнее в сравнении с простым освещением окна.

На картине изображена молодая женщина, умывающаяся под струями фонтана, освещена мягкими утренними лучами солнца.

После написания картины «Итальянское утро» — император Николай I поручил написать парную к ней работу, и ею стала работа «Итальянский полдень».

На картине изображена молодая женщина, снимающая виноград. Моделью стала простая итальянка. Брюллов писал свою картину в саду под настоящим виноградником, в солнечном полуденном освещении.

Картина по итогу не оправдала ожиданий. Она не понравилась ни императору, ни ОПХ из за неподобающего, по общему мнению, сюжета, который не соответствует общим правилам этикета красоты в искусстве. В ответ на критику Брюллов разорвал отношения с ОПХ и можно сказать начал выступать в роли «свободного художника».

Вот что говорит критика и как на неё реагирует Брюллов.

Ваша модель была более приятных, нежели изящных соразмерностей, и хотя по предмету картины не требовалось слишком строгого выбора, но он не был бы излишним, поелику целью художества вообще должна быть избранная натура в изящнейшем виде, а изящные соразмерности не суть удел людей известного класса.

Причиной моей погрешности было желание отличить сию картину и самим отличием форм от первой картины, представляющей подобный же предмет; найдя же, что правильные формы все между собою сходствуют, как-то особенно заметно в статуях, где сия чистота форм необходима, и что в картине посредством красок, освещения и перспективы художник приближается более к натуре и имеет некоторое право отступить от условной красоты форм, я решился искать того предположенного разнообразия в тех формах простой натуры, которые нам чаще встречаются и нередко даже более нравятся, нежели строгая красота статуй.

Портреты Брюллова итальянского периода отличались сочетаниями элементов жанров классицизма, реализма и барокко. Стремление Брюллова передать внутреннюю жизнь героев было очень сильным, — иногда через обилие «бытовухи» на картинах, для того чтобы раскрыть мир в котором они живут. Иногда его работы носили несколько декоративный характер благодаря подчёркнутой изысканности обстановки и изображённых моделей.

Читайте также:
Поль Сезанн, биография, история жизни, творчество

В 1830 году Карл получил заказ от Анатолия Демидова, русского и французского мецената, на большую и самую известную его картину с историческим сюжетом — «Последний день Помпеи». Замысел сюжета картины был связан с тогдашней модой на археологию, а событие — извержение вулкана Везувий (Действующий вулкан на юге Италии).

Для более точного понимания сюжета картины — Брюллов плотно уселся за изучением разных литературных источников о древней катастрофе, посещал раскопки в Помпеях (Древнеримский город недалеко от Неаполя, погребённый под слоем вулканического пепла в результате трагического извержения Везувия в 79 году н. э.) и Геркулануме, сделав ряд эскизов руин и тогдашних архитектурных решений.

Перед тем как детально рассматривать полотно — прочтите сюжет в вырезке ниже!

Картина примечательна своим расположением между неоклассицизмом, преобладающим в России, и романтизм который все чаще практикуется во Франции.

Картина получила почти всеобщее признание и сделала Брюллова первым русским художником, получившим международную репутацию. В России это рассматривалось как доказательство того, что русское искусство ничуть не хуже искусства остальной Европы.

Подробный сюжет:
Люди пытаются спастись от разбушевавшейся стихии, вокруг слышны их крики, стоны и мольбы. Трагедия обнажает их чувства, показывает суть человеческих душ. Многие действующие лица являются олицетворением великодушия: перед лицом опасности они проявляют возвышенные чувства самоотверженности, мужества и любви. Среди них — сыновья, несущие на плечах немощного отца, а также юноша, уговаривающий свою мать спастись вместе с ним. Мать с дочерьми неподвижны: их вера в бога столь велика, что они вкладывают все силы в молитву. Рядом с ними — христианский священник, без страха взирающий на происходящее. Смятение и страх испытывает спасающаяся бегством семья. Юный жених, забыв об опасности, вглядывается в помертвевшее лицо невесты. Центральная фигура холста — упавшая с колесницы и разбившаяся насмерть женщина, рядом с которой находится её ребёнок. Многочисленна группа людей на ступенях гробницы Скавра, среди которых находится и художник, в образе которого Брюллов изобразил самого себя. Есть и отрицательные персонажи — языческий жрец, в страхе убегающий от стихии, и вор, крадущий упавшие на землю драгоценности

Академизм и домашнее насилие.
Карл Брюллов

Скажу сразу: я не люблю Карла Брюллова (1799-1852) и считаю его вполне посредственным художником. Это только моё мнение. Я не хочу его никому навязывать, просто постараюсь объяснить, почему так считаю, чтобы не выглядеть голословным. Вы можете сказать, что моя позиция ничего не значит. Так и вижу уже остроумные комментарии про Моську и Слона. Не стоит, тут в другом дело. Просто искусство не существует без зрителя, без его реакции, без его эмоций. Если мы говорим о величии художника только потому, что так говорят все, то творчество умирает, превращается в подделку.

Хотите пример? Пожалуйста! Вспомните НАШЕ ВСЁ!. Двадцать лет назад в стране отмечали двухсотлетие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Я тогда был ещё ребёнком, но почувствовал стойкое отвращение к празднику. Со сцены пели дебильную песню, которая по-прежнему сидит у меня в голове. Слова были такие: «Пушкин, Пушкин, наш весёлый гений и мудрец! Александр Сергеевич — ай да молодец!» Даже тогда от пошлости этих слов изрядно воротило. Всё, что составляло сущность творчества поэта, было сведено до уровня глупых строчек.

Мне кажется, что именно поэтому многие люди сегодня и не читают произведения Пушкина. Они кажутся банальными, избитыми, понятными, неинтересными.

Скажи в обществе: «Пушкина люблю!» — кто спорить посмеет?! А любимым художником Леонардо да Винчи или Винсента ван Гога назови. Сразу к тонким натурам будешь причислен.

Я вспомнил здесь Александра Сергеевича, чтобы показать, как ужасно может повлиять на художника всенародная слава. У Карла Брюллова похожая ситуация. Проблема в том, что он стал популярен ещё при жизни. Пушкин не пытался польстить публике. Брюллов только этим и занимался, а для таланта нет ничего хуже. Давайте попробуем выйти из тени, которую отбрасывает величие имени художника, посмотрим на картины так, как будто мы видим их в первый раз.

Читайте также:
Михаил Врубель, биография, жизнь, творчество

У всего есть своя причина. Идеальная техника художника была порождена домашним насилием. Но обо всём по порядку.

Отец мастера, Павел Иванович Брюллов, был очень требовательным педагогом. Он преподавал орнаментальную скульптуру в Петербургской Академии художеств. Ему хотелось, чтобы его сын стал лучшим, а лучшим можно было стать, только если на твои работы обратил внимание император. Вот тут и заключается главная проблема. Художественного вкуса у Николая I не было вообще. Правителю нравилось, чтобы всё было гладко и монументально. В плане прилизанности изображений Карлу Брюллову не было равных. Вот только достиг этого мастерства художник через боль и страдание. За каждую ошибку педагог-отец бил маленького Брюллова по уху. После одного из ударов у ребёнка лопнула барабанная перепонка. Художник на всю жизнь остался глухим на одно ухо, зато узнал цену ошибок. Отныне он их не совершал. Все модели получались идеальные, но совершенно безжизненные. Такой своеобразный Инстаграм XIX века. Знаменитая «Всадница» — яркое тому подтверждение.

Всё мило, красиво. Девочка, собаки, девушка, лошадь. Вот только ничего больше про этот портрет сказать невозможно. Техника работы, конечно великолепная, только вот искусство не измеряется одной техникой. С точки зрения правдивости изображения тоже возникают вопросы. Ну не может девушка так сидеть на лошади, которая вот-вот встанет на дыбы. Больше похоже, что она сидит в гостиной, позирует художнику, а лошадь появилась уже потом.

Часто, смотря на картины Брюллова, я вспоминаю рассказ Николая Васильевича Гоголя «Портрет». В нём художник Чартков стал известным мастером, создавая портреты, которые полностью отвечали вкусам заказчиков. Только вот никакой художественной ценности эти работы не имели. Все герои картин были похожи друг на друга. Мужчины напоминали бога войны Марса, молодые девушки — богиню Диану, женщины постарше — Минерву или Венеру. Набив себе руку на создании художественных поделок для публики, герой произведения Гоголя в итоге растратил свой талант, не мог написать ни одной оригинальной картины. Портреты у Карла Брюллова тоже получались слишком похожими друг на друга. Иногда они создавались как под копирку. Между «Всадницей» и картиной «Керубино Корньенти. Портрет А. Н. Демидова на коне» разница в двадцать лет.

Первая работа была написана в 1832 году, вторая — в 1852. А теперь найдите десять существенных отличий. Фон изменён, как-никак охота. Детали отличаются, но концепция неизменна. Там была девушка, тут мужчина. Добавили штаны и саблю, так мужественнее. А лицо всё равно осталось женское, даже усы не меняют дела. Не знаю, делала ли работа «фотошопом XIX века» Брюллова счастливым. Скорее всего — нет.

Портреты — ладно, есть ведь другая великая картина «Последний день Помпеи»! Смотрю я на это полотно, а мне не страшно. Кроме картинного ужаса на лицах, тут нет ничего пугающего. Нет даже крови. Ведь кровь — не эстетична. Зато все тела идеальны, даже у стариков. Какой-то Голливуд, какая-то подделка. Искусство должно пугать так, чтоб бросало в дрожь.

На картине Брюллова есть все возможные штампы: дети, старики и животные. Это было «баяном» даже двести лет назад, но люди любят видеть одно и то же.

В центре картины младенец тянет к нам руку и смотрит на нас своими лучезарными глазами с немым призывом: «За что меня-то? Я только родился! Даже согрешить не успел!» Так и хочется ему ответить: «За то, что ты фальшивка, за то, что кроме наигранных эмоций и показухи в тебе ничего нет! Поэтому ты должен страдать и умереть в Помпеях!» Мы не покажем, как твоё тело горит, но, смотря в эти лучезарные глаза, великосветские дамы смахнут слезу и прославят художника. Ты умираешь за искусство, парень! Вызови побольше рыданий!

Читайте также:
Питер Пауль Ру́бенс - отзывы, мнение, рейтинг

На мой взгляд, у Карла Брюллова есть только одна великая картина, и, как ни странно, это его «Автопортрет» 1849 года. К тому моменту здоровье художника было подорвано, ему нужно было отправиться на лечение в Италию, где он и скончался три года спустя. Работая над своим собственным портретом, художник не должен был следовать вкусам публики, не должен был вспоминать наставления отца. Он впервые за долгое время писал по-настоящему. Здесь нет никакой чёткой прорисовки деталей одежды. Внимание зрителя обращено только на лицо и руки. А на них морщины. Никаких гладких линий. Перед нами очень уставший и печальный человек. Имея грандиозную славу, в личной жизни Брюллов сталкивался только с разочарованием. Без откровенности автора искусство утрачивает свою ценность. А на своём автопортрете художник впервые заговорил со зрителем честно.

Самые известные полотна Брюллова, за которые его прозвали «Карлом Великим»

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Карл Брюллов родился в 1799 году. В детстве он был очень болезненным мальчиком и несколько лет не вставал с постели. Но этот факт совершенно не останавливал его отца, Павла Брюлло, решившего обучать сына живописи. Каждый день ребенку давались задания: рисовать животных, людей или природные мотивы. И пока Карл не справлялся с заданием, он не получал завтрак.

В 10-летнем возрасте Карл Брюлло был зачислен в Петербургскую академию художеств, где он проучился 12 лет. Мальчик блестяще справлялся с любой поставленной перед ним задачей и за это в 1822 году он получил пенсионерскую стипендию на четыре года, которая предполагала обучение в Италии. Перед отъездом Карл получил разрешение у императора добавить к своей фамилии букву «в», чтобы всем было понятно, откуда художник родом.

Италия покорила молодого художника. В 1827 году художник написал картину «Итальянский полдень», моделью для которой стала симпатичная плотная итальянка. В России эту картину приняли очень холодно, т. к. она не соответствовала модным веяниям того времени. Критики назвали модель «несоразмерной», а Брюллов со скандалом вышел из Императорского общества поощрения художеств.

В 1827 году в Италии Карл Брюллов познакомился с графиней Юлией Павловной Самойловой. Художника покорила невероятная средиземноморская красота, ум и грация этой женщины. Графиня часто становилась моделью для полотен Брюллова. На картине «Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с воспитанницей Амалией Пачини» невероятные краски, пышность нарядов только подчеркнули красоту его музы.

В 1830 году Карл Брюллов вместе с графиней Самойловой отправился на развалины Помпеи и Геркуланума. За два года до этого произошло очередное извержение Везувия, поэтому интересоваться архитектурой тогда было модно.

Работу над картиной, сделавшей его всемирно знаменитым, Брюллов начал по заказу мецената Анатолия Демидова. Перед тем, как приступить к написанию полотна, художник изучил немало исторических документов о Помпеях и сделал немало эскизов с места события.

Людей на картине Карл Брюллов рисовал максимально эмоционально. Он запечатлел там себя в качестве художника, бегущего с рисовальными принадлежностями. Юлию Самойлову также можно отыскать на полотне. Она представлена там в трех образах: женщины с кувшином на голове, матери, пытающейся защитить своих дочерей и умирающей на мостовой.

В Риме «Последний день Помпеи» получил самую лестную критику, после чего картину отправили в парижский Лувр. В 1834 картина достигла Петербурга, где создала настоящий ажиотаж. Сам император Николай I пожелал увидеть полотно, после чего удостоил награды Карла Брюллова.

Не менее знаковой картиной живописца стала «Вирсавия». До Брюллова российские художники практически не обращались к обнаженной натуре. Брюллов же, вдохновленный успехом «Последнего дня Помпеи», решил написать картину в новом жанре. За основу он взял библейский сюжет о Вирсавии, которую купавшейся увидел царь Давид.

Читайте также:
Джексон Поллок, биография, творчество, история жизни

Несколько лет мастер трудился над картиной. Критики назвали ее «сладострастной и блестящей по краскам». Художник понял, что он не смог донести задуманное зрителям, и даже однажды швырнул в картину сапогом. Брюллов не стал заканчивать картину, остались непрописанными кисти красавицы. Именно в таком виде «Вирсавию» приобрел меценат и отправил ее в Третьяковскую галерею.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

«Маленький русский и маленькие картины»? Карл Брюллов до и после «Помпеи»

220 лет назад, 23 декабря 1799 г., в Санкт-Петербурге в семье француза и немки родился русский, которому суждено будет попасть на знаменитый памятник «Тысячелетие России». Его фигура на этом монументе расположена в нижнем ярусе, в секторе «Писатели и художники». Найти его довольно просто: несмотря на название сектора, он там единственный художник в компании писателей и композиторов. Имя его — Карл Брюллов.

Вообще-то, там есть ещё и Ломоносов. Но Михайло Васильевич, при всём к нему уважении, обозначен в этом ярусе так: «Поэт, учёный, художник». То есть человек, более близкий к писателям, чем к живописцам. И, значит, Брюллов на этом памятнике всё-таки в гордом одиночестве.

Говоря по совести, скульптор Михаил Микешин, автор памятника, несколько польстил своему собрату по искусству. Карл Павлович Брюллов у него — статный красавец с тонкими чертами лица. В реальности всё было скорее наоборот. Вот каким увидел Брюллова русский писатель Дмитрий Григорович, одно время обучавшийся в Академии художеств: «Наружность его не имела ничего внушительного. Он был маленького роста, толстый, с выдающимся животом, на коротеньких ножках. Серые глазки его, окруженные припухшими красными веками, смотрели насмешливо. Лоб его, совершенно прямой, отвесный, украшался белокурыми кудрями. Он постоянно носил серую коротенькую жакетку, придававшую его круглой маленькой фигуре довольно комический вид».

Это очень точное наблюдение. Григорович видел Брюллова в 1840 году. Можно ручаться, что десятью годами ранее сторонний наблюдатель не увидел бы во внешности художника никакого величия. Может быть, даже посмеялся бы над толстеньким комичным человечком.

Водораздел приходится на 1833 год. Именно тогда Карл Брюллов представил публике своё полотно «Последний день Помпеи». Это был триумф русского искусства и личный триумф художника. Начиная с этого момента если и отмечали его невысокий рост, то всегда с оговорками на манер Григоровича. Просто «маленьким» художника больше не называл никто и никогда.

А ведь сравнительно недавно, уже в процессе работы над монументальным полотном, Брюллова называли именно так. Видимо, позабыв, что начальству и дуракам половину работы не показывают, Брюллов имел неосторожность пригласить в свою мастерскую признанного лидера итальянской академической живописи, прославленного Винченцо Камуччини. И тот, посмотрев эскизы будущей картины, оставил любопытный отзыв. Отзыв, который прекрасно характеризовал не только личное отношение мэтра к Брюллову, но и отношение европейцев к русской живописи вообще: «Тема требует огромного полотна, но на огромном полотне пропадёт то хорошее, что есть в эскизах. Карл мыслит небольшими холстами… Маленькому русскому пристало писать маленькие картины… Колоссальное произведение по плечу кому-нибудь покрупнее!»

То, что было потом, разнесло эти то ли завистливые, а то ли попросту глупые рассуждения в клочья. Слухи о масштабном полотне, над которым «маленький русский» работает в Риме, всё-таки просачивались. Дошли они и до настоящей, неподдельной звезды того времени: романиста Вальтера Скотта. Его популярность в те годы можно было сравнить, наверное, только с популярностью группы The Beatles полтора века спустя.

«Он просидел неподвижно перед картиной целое утро. Весь смысл, всю подноготную понял!» – так потом вспоминал художник визит звезды. Поднявшись, Скотт подошёл к Брюллову, пожал ему обе руки и сказал: «Я ожидал увидеть исторический роман. Но увидел целую эпопею».

Читайте также:
Поль Сеза́нн - отзывы, мнение, рейтинг

Но были люди, с которыми Брюллов, уже сам тогда ставший звездой, добивался встречи. И наводил справки: можно ли ему, художнику, познакомиться с Пушкиным? Один из посредников пишет Александру Сергеевичу так: «Известен он сейчас всему Миру и Риму. Тебя он понимает и удивляется равнодушию русских относительно тебя. Очень желает с тобой познакомиться и попросил у меня к тебе рекомендательного письма. Каково тебе покажется, что он боялся к тебе быть, не упредив тебя?»

Оказалось, что можно. Что поэт сам давно хочет свести с Брюлловым знакомство.

Они встречаются в 1836 г. в Москве. О том, насколько поэт и художник подходили друг другу и что могло бы вырасти из их сотрудничества, говорит один забавный случай. «У них шёл оживлённый разговор, что писать из русской истории. Поэт говорил о многих сюжетах из истории Петра Великого. Карл Павлович слушал с почтительным вниманием. Когда Пушкин закончил, Брюллов сказал: „Я думаю, вот какой сюжет просится под кисть“, — и начал объяснять кратко, ярко, с увлечением поэта, так что Пушкин завертелся и ответил, что он ничего подобного лучше не слышал и что он видит картину, писанную перед собою». Каков это был сюжет и что обсуждали Брюллов с Пушкиным, так и осталось неизвестным.

Известно другое. 25 января 1837 г. Брюллов обещает Пушкину приступить к работе над его портретом буквально через пару дней. Но именно через пару дней состоялась последняя дуэль Пушкина. Шедевр остался ненаписанным.

Карл Павлович Брюллов.

Брюллов Карл Павлович (Briullov Karl) (1799—1852), русский художник.


“Автопортрет” 1848

Многофигурное трагическое полотно становится в ряд характерных для романтизма «картин-катастроф».

“Итальянский полдень” 1827, Русский музей

“Портрет архитектора и художника А.П. Брюллова” 1841

Александр Павлович Брюллов (1798–1877) брат художника Карла Павловича Брюллова
“Портрет Н.Н. Пушкиной” конец 1831 – начало 1832 года

“Всадница” 1832, Третьяковская галерея

“Последний день Помпеи” 1833, Русский музей

“Нарцисс, смотрящий в воду” 1819, Русский музей

“Гений искусства” 1817-1820

Картина “Последний день Помпеи” Брюллова (завершенная в 1833 и хранящаяся в Русском музее) производит сенсацию как в России (где о ней восторженно пишут А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, А.И.Герцен и другие писатели), так и за рубежом, где это произведение живописца приветствуют как первый большой международный успех русской живописной школы. На родину в 1835 художник возвращается уже как живой классик. Посетив по пути Грецию и Турцию, Брюллов создает целый ряд поэтических образов Восточного Средиземноморья. Обратившись по предложению императора Николая I к русской истории, Брюллов пишет “Осаду Пскова Стефаном Баторием” (1836–1843, Третьяковская галерея), не сумев, однако же, добиться (несмотря на ряд ярких живописных находок в эскизах) эпической цельности своего итальянского шедевра. По возвращении в Россию важную сферу творчества Брюллова стали составлять монументально-оформительские проекты, где ему удалось органически сочетать таланты декоратора и драматурга (эскизы росписей Пулковской обсерватории, 1839–1845; этюды и наброски ангелов и святых для Исаакиевского собора.


“Вечерня” 1825


“Вирсавия ” 1832


“Гибель Инессы де Кастро” 1834

“Итальянское утро” 1823

“Девушка, собирающая виноград” 1827

“Портрет Самойловой с воспитанницей Джованиной” 1832

“Портрет графини Юлии Самойловой с приемной дочерью Паччини, 1842

“Российская императрица Александра Федоровна” 1832

“По установлению Аллаха раз в год меняется рубаха. “

“Портрет сестёр Шишмарёвых” 1839

“Портрет графа Алексея Константиновича Толстого” 1836

Полным хозяином своих образов Брюллов выступает в портретах. Даже в заказных вещах (вроде портрета “Графини Юлии Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Паччини”, около 1842, Русский музей) феерическая пышность колорита и мизансцен выглядит в первую очередь как триумф искусства. Еще более непринужденны, психологически-задушевны по краскам и светотени образы людей искусства (поэта Н.В.Кукольника, 1836; скульптора И.П.Витали, 1837; баснописца И.А.Крылова, 1839; писателя и критика А.Н.Струговщикова, 1840; все работы в Третьяковской галерее), в том числе известный меланхолический автопортрет (1848, там же).

Читайте также:
Сальвадор Доме́нек Фелип Жасинт Дали и Доме́нек де Дали де Пу́боль - отзывы, мнение, рейтинг

«Портрет А.Н. Струговщикова» был написан Карлом Брюлловым в 1840 году, когда живописец уже вернулся в Россию со своей известной эпохальной картиной “Последний день Помпеи”. Сын обрусевшего немца, который сделавшего маленького Карла в раннем возрасте глухим на одно ухо, запирая в мастерской за ослушание не рисовать натюрморты, имел в далеком колене предками французов, тот самый Карл по настоящему Брюлло (Brulleau),вызывааший восторг петербургских профессоров во время обучения в Санкт-Петербургской Академии «Карл, ты кистью бога хвалишь!», (цит. учителя А. Егорова), прожил не долгую жизнь – всего 53 года. С возвращением на родину из Италии петербургский период творчества Карла Брюллова был посвящен преподаванию в Академии и работе над заказами царского двора, а также портретам русской интеллигенции. В период петербургской жизни баловень судьбы переживает конфликт в семье, получает нагоняй от императора Николая I за вероломство к супруге и угрозой отлучки двора, признание имени первого мастера парадного портрета, ревностность церкви за сочинением росписей Исаакиевского собора. И все же уе многосторонее развитие художника позволило ему завоевать русский олимп. Успех лирических портретов Брюллова помог ему обрести славу художника. В портрете Струговщикова Брюллову удалось передать неуловимое состояние души поэта-переводчика, которое посещает его видимо в момент духовного прозрения. Поэт смотрит в сторону с присущим времени романтиков скрытым выражением и как бы сообщает зрителю о размышлении внутри,

«Какое, господи, везенье!
Ценнейшее произведенье,
Красу и славу всей земли
Мы только что приобрели!».

Русский критик и острослов В.Г. Белинский “упивался” переводами поэта Струговщикова , сделанных из “Фауста” Гёте, из Шиллера, признавая в них свободу пера и дух первоисточника.

Поэт и переводчик А.Н. Струговщиков (1808 – 1878) обучался в Санкт-Петербургском университетском благородном пансионе, служил в военном министерстве, печатался в петербургских изданиях “Библиотеке для Чтения”, “Московском Наблюдателе”, “Отечественных Записках”, “Всемирный Труд”, журнале “Современник”, с помощью которого прославился как переводчик “Фауста” Гете, редактор журнала “Библиограф”, издалтель переводов “Римских элегий” и публикаций «Воспоминания о Глинке” в журнале “Русская Старина”.

“Портрет М.А. Бек” 1840

“Портрет И.А. Бека” oколо 1839

“Портрет М.А.Бек с дочерью М.И.Бек” 1840

“Портрет поэта В.А. Жуковского” 1837

“Портрет Терезы-Микеле Титтони с сыновьями”

“Портрет Н.А. Охотникова”

Все более слабея от болезни, с 1849 года Брюллов живет на острове Мадейра, а с 1850 – в Италии. Умер Карл Брюллов 23 июня 1852 года в местечке Мандзиана, близ Рима.


“Сон бабушки и внучки” 1829

“Сон молодой девушки перед рассветом” 1830-1833


” Итальянка, ожидающая ребёнка” 1831

“Прерванное свидание” 1820-е

“Исповедь итальянки” 1827-1830

“Итальянка, зажигающая лампаду перед образом”

“Ольга Ферзен на ослике”

“Насильное купание” 1851-1852

“Портрет Г.Н. и В.А.Олениных” 1827

“Портрет К.А. и М.Я.Нарышкиных” 1827

“Портрет Винченцо Титтони” 1850-1852

“Портрет капитана А.М. Костиница” 1835

“Портрет М.П. Кикиной в детстве” 1817-1820

“Портрет П.А. Чихачева” 1835

“Участники экспедиции на Везувий” 1824

“Скалы и луна ночью” 1824

“Сцена на пороге храма”

“Портрет графини Елезаветы Салтыковой”


“Вознесение барона Шилинга” 1824

“Женщина, посылающая поцелуй из окна” 1826

“Портрет А.Н. Демидова” 1831-1832

“Гилас и нимфы” 1827

“Греческое утро в Мираке”

“Портрет В.А. Корнилова на борту брига Фемистокл”

“Девушка в лесу” 1851-1852

“Портрет Елизаветы Дурновой”

“В полдень” 1851-1852

“Портрет художника Карла Павловича Брюллова” 1844

“”Монахини римского монастыря Святого Сердца, поющие у органа”

“Портрет автора и баронессы Е.Н. Меллер-Закомел”

“Баснописец И.А. Крылов”

“Диана, Эндимион и Сатир” 1849

“Портрет археолога Микельанджело Ланчи”

“Портрет архитектора И.А. Монигетти” 1840

“Портрет Джульетты Титтони в образе Жанны Д`Арк”

“Портрет княгини А.А. Багратион” 1849

“Портрет Анджело Титтони” 1850-1852

“Портрет кн. Е.П. Салтыковой”

Василий Андреевич Тропинин “Портрет Карла Брюллова” 1836

“Портрет А.А. Абаза”

“Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью”

Читайте также:
Ива́н Ива́нович Ши́шкин - отзывы, мнение, рейтинг

“Портрет великой княжны Марии Николаевны” 1837

“Портрет графа К.А. Поццо ди Борго” 1833-1835

http://www.liveinternet.ru/users/2870220/post125813175/

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Вышел роман-биография о художнике Карле Брюллове

Вера Чайковская. “Карл Брюллов. Споры с судьбой”. Роман-биография. – М.: Искусство-XXI век, 2015.

“Но не згораша” – такая надпись была на перстне-печатке Карла Брюллова. Для человека, вписавшего свой автопортрет в тесноту бегущей толпы, настигнутой огненным извержением Везувия, такая фраза была сродни девизу жизни. Особенно, если вспомнить, что сам художник писал, что его “жизнь можно уподобить свече, которую жгли с двух концов и посередине держали калеными клещами”. Даже Александр Бенуа, который, отказывая Брюллову в истинных страстях, не отказывал в темпераменте, определил его жизнь как “прожженную в каком-то вакхическом вихре”.

В новой книге о Карле Брюллове, написанной искусствоведом и писательницей Верой Чайковской, мотив заветного перстня-печатки “но не згораша” оказывается важным и для “романа-биографии”. Не только потому, что речь в нем о горячих страстях, любовной лихорадке, путешествиях, столь же страстной работе, возрождении к жизни… Скорее, причина в другом. Автор, повествуя о жизни своего героя, использует во многом ту же оптику, что художник, создававший “Последний день Помпеи”. Оптику, в которой академические штудии и внимательное изучение источников соединяется с пылким воображением, “романтическим”, застающим героя не просто в минуту злую для него, а в роковую. Будь то слухи о бросившейся в речку из-за любви к Брюллову француженке или его любовь к великосветской красавице и “беззаконной комете” Юлии Самойловой, чей образ узнается не только рядом с автопортретом художника в “Последнем дне Помпеи”, но и в “Вирсавии”, не говоря уж том, что ее можно увидеть на двух блистательных портретах с воспитанницами – 1832 и 1842 годов.

Но дело, конечно, не только в биографии художника, словно созданной для романа. С академическими штудиями биографии Карла Брюллова все более менее понятно: в основе книги – воспоминания, письма современников, работы исследователей его творчества… Другим ключом к “лирической биографии” художника становится романтическая поэзия. Причем параллели, возникающие с элегией Пушкина, со стихами Жуковского или прозой Лермонтова, каждый раз оказываются подкреплены либо фактической ссылкой, либо очень тонким сближением, анализом стихотворения и картины. Так происходит, например, при сопоставлении пушкинского “Странника” с “Последним днем Помпеи”. Сопоставление не самое очевидное, но позволяющее уловить близость интонации, мотива, пересечения поисков двух художников.

Можно сказать, что поэзия оказывается ключом к личности художника, исследование его картин – ключом к событиям жизни. Карл Павлович Брюллов в этом случае увиден через призму поэзии как “лирический герой”. Неудивительно, что “роман-биография” оказывается полемичной по отношению ко многим привычным взглядам на художника. Тем и интересна. Не зря один художник, прочитав эту книгу, признался: “После нее я полюбил Брюллова”.

Среди тех аргументов, которые располагают не только в пользу Карла Павловича, но и в пользу книги, – любовно подобранные иллюстрации. Среди них есть и редко тиражируемые листы из римского альбома 1824-1832 года, с зарисовками, например, художников-назарейцев или монаха, отдыхающего в таверне, и эскизы росписей для Пулковской обсерватории (заказ на эту работу Карл Брюллов в итоге не получил), акварельные портреты и рисунки, сделанные художником во время путешествия в Малую Азию… Среди последних можно обнаружить не только портрет будущего героя Севастопольской компании 1854 года, а тогда молодого капитана Владимира Корнилова, но и изумительно живой карандашный набросок сценки, в которой пять зевак наблюдают за полетом фламинго… Можно сказать, что “роман-биография” деликатно дополнен “альбомом художника”.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: