Карл Брюллов, биография, жизнь, творчество

Карл Брюллов

Биография

Карл Брюллов — именитый художник, имя которого стало синонимом направлений классицизма и позднего русского романтизма в живописи. Талант, взращиваемый в Брюллове с детства, подарил миру такие уникальные произведения, как «Всадница», «Голова Вакха», «Смерть Инессы де Кастро», «Вирсавия», «Гадающая Светлана». А его картина «Последний день Помпеи» до сих пор восхищает истинных ценителей искусства всего мира.

Детство и юность

Будущий художник родился 23 декабря 1799 года в Санкт-Петербурге. Семья Брюлловых была многодетной: Карл рос в окружении троих братьев и двух сестер. Отец семейства обладал безупречным художественным вкусом: занимался орнаментальной скульптурой, вырезал по дереву, мастерски писал миниатюры и преподавал в академии художеств. Неудивительно, что дети переняли от него тягу к творчеству и чувство прекрасного.

Карл Брюллов в детстве

Карл рос болезненным мальчиком и много времени вынужденно проводил в постели. Однако, несмотря на это, с усердием вникал в тонкости мастерства живописи, усиленно занимаясь с отцом. Тот также не допускал никаких снисхождений и даже иногда лишал сына завтрака за недостаточное усердие.

Столь жесткая дисциплина, помноженная на врожденный дар, не могла не дать результатов, и уже в 10 лет Карл Брюллов с легкостью поступил в Петербургскую академию художеств, восхитив преподавателей основательной подготовкой и безусловным талантом.

Карл Брюллов в молодости

Первой серьезной работой художника стала картина «Нарцисс, смотрящийся в воду». В этом произведении Карл Брюллов обыграл миф о юноше по имени Нарцисс, который постоянно любовался собственной красотой. В 1819 году картина принесла художнику первую награду — малую золотую медаль академии художеств. Этот момент принято считать началом серьезной творческой биографии Карла Брюллова.

Живопись

В 1821-м Карл Павлович окончил работу над еще одним шедевром — картиной «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского». На этот раз академия художеств оказалась более благосклонна к молодому художнику, отметив новое творение большой золотой медалью, а также правом на поездку в Италию для знакомства с европейской традицией живописи. Однако обстоятельства сложились так, что отправиться за границу молодой человек смог позднее — в 1822 году.

Картина Карла Брюллова «Итальянское утро»

В Италию Карл Брюллов приехал с братом Александром. Там молодые люди изучали творчество мастеров Эпохи Возрождения, а также более ранние работы европейских художников. Особенно по душе Карлу Брюллову пришлась жанровая живопись. Под впечатлением от этого направления молодой человек написал знаменитые картины «Итальянское утро» и «Итальянский полдень». Будничные сцены из жизни обычных людей получились невероятно трогательными и наполненными чувствами.

Картина Карла Брюллова «Итальянский полдень»

Также «итальянский период» в работах Брюллова отмечен большим количеством портретов: «Всадница», портрет Юлии Самойловой с арапчонком, портрет музыканта Матвея Виельгорского — все эти творения относятся именно к тому времени. Продолжается череда портретов и позднее, по возвращении Карла Павловича в родной Петербург.

Картина Карла Брюллова «Всадница»

Несколькими годами позднее Карл Брюллов вновь вернулся в полюбившуюся Италию, где детально изучил развалины античных городов — Геркуланума и Помпеи, которые были разрушены сильнейшим землетрясением. Величественность Помпеи, погибшей из-за стихии, впечатлила художника, и следующие несколько лет Карл Брюллов посвятил изучению истории Помпеи и археологических материалов. Результатом кропотливой работы стало полотно, получившее название «Последний день Помпеи» и ставшее, по мнению искусствоведов, вершиной творчества мастера.

Картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи»

В 1833 году, спустя десятки набросков и эскизов, а также 6 лет напряженной работы, Карл Брюллов представил «Последний день Помпеи» на суд любителей искусства. Весть об этой картине моментально облетела все светские салоны и школы искусств — художники и просто не чуждые искусству люди приезжали на выставки в Милан и Париж специально, чтобы познакомиться с работой Брюллова, и неизменно оставались в восторге.

Картина Карла Брюллова «Голова Вакха»

Сам же Карл Павлович удостоился золотой медали парижских искусствоведов, а также почетного членства многих европейских художественных академий. Столь масштабная работа, казалось, отняла все силы мастера. Окончив «Последний день Помпеи», Брюллов впал в творческий кризис, начинал и бросал полотна незаконченными, а вскоре и вовсе перестал брать в руки кисть.

Картина Карла Брюллова «Вирсавия»

Решив отвлечься, Карл Павлович отправился в экспедицию по Греции и Турции. Смена обстановки пошла художнику на пользу: сразу после поездки Брюллов написал целую серию акварелей и рисунков, самыми известными из которых стали «Раненый грек», «Бахчисарайский фонтан», «Турок, садящийся на коня», «Турчанка».

Картина Карла Брюллова «Смерть Инессы де Кастро»

В 1835-м Брюллов, повинуясь указу царя, вернулся в Российскую империю. Однако не сразу проследовал в Санкт-Петербург, а задержался в Одессе, а затем и в Москве. Златоглавая произвела на художника сильное впечатление, очаровав величественностью и одновременно простотой.

Картина Карла Брюллова «Гадающая Светлана»

По возвращении в Петербург Карл Брюллов, как и прежде его отец, стал преподавать в петербургской академии художеств. Позднее стиль учеников Карла Павловича назовут «брюлловской школой». Сам Брюллов продолжил работать над портретами, кроме того, участвовал в росписи церкви Петра и Павла, что на Невском проспекте.

Личная жизнь

Не один год личная жизнь Карла Брюллова была связана с графиней Юлией Самойловой, которая стала для художника и возлюбленной, и верным другом, поддержкой, а также музой и любимой натурщицей. Отношения Брюллова и Самойловой неоднократно прерывались, Юлия уезжала в Италию, где, по слухам, не отказывала себе в чувственных удовольствиях. Затем пара вновь сходилась.

Юлия Самойлова

В 1839-м Карл Брюллов женился на юной Эмилии Тим. Девушке на тот момент едва исполнилось 19 лет. Но уже спустя месяц супруги расстались. Жена Карла Павловича с родителями уехала в родную Ригу, а бракоразводное дело длилось еще два года, до 1841-го.

Эмилия Тим

Сама Эмилия в разрыве обвиняла мужа, и некоторые друзья художника даже отвернулись от него, встав на сторону девушки. По другой же информации, причиной развода стала измена Эмилии, встречающейся с другим мужчиной.

Читайте также:
Селиванов Александр Антонович - биография, личная жизнь, фото, видео

Брюллов тяжело переживал расставание с супругой, и поддержкой для него вновь стала Юлия Самойлова, которая как раз на время приехала в Санкт-Петербург. Детей у художника не было.

Смерть

В 1847-м здоровье художника вновь дало о себе знать: ревматизм и больное сердце Карла Павловича серьезно осложнились сильной простудой, и Брюллов надолго слег. Однако даже в таком состоянии мастер не мог не творить. В 1848 году Брюллов завершил автопортрет, который по сей день считается образцом жанра и, по мнению искусствоведов, передает характер художника гораздо лучше, чем это могло бы сделать фото.

Автопортрет Карла Брюллова 1848 года

Годом позднее Карл Павлович, по настоянию медиков, уехал на остров Мадейра. Морской климат должен был облегчить состояние художника, однако, к сожалению, было уже поздно. Здоровье Брюллова постоянно ухудшалось, и 23 июня 1852-го мастер ушел из жизни из-за болезни, подточившей организм. После смерти художника остались неоконченные наброски и эскизы, которые теперь хранятся в частных коллекциях и мировых музеях.

Карл Павлович Брюллов

Фото Все

Видео Все

Карл Брюллов: “Последний день Помпеи” [Как читать искусство]

Карл Брюллов. Всадница / История одного шедевра

Последняя тайна Карла Брюллова | Телеканал “История”

Карл Брюллов — биография

Карл Павлович Брюллов — русский художник живописец, яркий представитель классицизма и романтизма. Писал жанровые и исторические полотна.

Карлу Брюллову повезло стать единственным русским художником, который при жизни был награждён лавровым венком, и получил бриллиантовый перстень от императора. Современники Брюллова называли его Великим Карлом, полотно «Последний день Помпеи» принесло ему звание «первой кисти государства», его сравнивали с Рубенсом и Рембрандтом. За свою недолгую жизнь, художник написал около 200 портретов, он принимал участие в росписи купола Исаакиевского собора, площадь работы составила 800 квадратных метров.

Детство и юность

Карл Павлович уроженец города на Неве, Петербурга. Он родился в 1799 году, 23 декабря. Профессия художника была в семье традиционной: прадед, дед, отец — все принадлежали к художническому цеху. Прадед, Георг Брюлло, был орнаментным скульптором французского происхождения. Он приехал в Санкт-Петербург в 1773 году, со своими двумя сыновьями. Одного из них звали Иван, который в свою очередь имел сына Павла Ивановича Брюлло — отца будущего знаменитого художника Карла Павловича Брюллова.

Первым учителем и наставником Карла конечно стал его отец. С самых ранних лет мальчику приходилось много упражняться. Несмотря на слабое здоровье отец не делал ему никаких поблажек. Заданные им упражнения должны были быть выполнены, а иначе мог лишиться обеда. Ребёнок часами рисовал животных и людей. Все рисунки должны были быть аккуратные, за оплошности отец наказывал его строго. Много позже Карл Павлович вспоминал, что «рисовать опрятно» он научился в детстве, выполняя заданные отцом упражнения.

Карл Брюллов

В десятилетнем возрасте, не сдавая экзаменов, его зачисляют в Академию художеств. Обучение Карла родителем оказалось очень эффективным, ребёнок был лучшим учением, и намного превосходил умением своих сверстников. Молодой человек, часто правил работы своих однокурсников.

Когда товарищам по обучению преподаватели позволяли только копировать рисунки, Карлу уже делал самостоятельные работы. Первой такой работой был акварельный рисунок «Гений искусства». Позднее его стали использовать как образец для натуры, который копировали ученики художественной академии. На этом рисунке изображён юноша, который держит жезл и голова жреца Лаокоона. А в 1819 году Карл пишет первое живописное полотно «Нарцисс, смотрящийся в воду». За эту работу его удостоили Малой Золотой медалью.

«Нарцисс, смотрящийся в воду»

В 1821 году Карл Павлович заканчивает обучение, и его выпускная работа называется «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского». Полотно по достоинству оценили, его наградили Большой золотой медалью, а Общество, которое состояло из меценатов, и занималось поощрением молодых талантов, выделили ему средства для поездки в Италию.

Поездка в Италию

На следующий год, Карл вместе со своим братом Александром совершат путешествие в Рим. Дорога до столицы Италии заняла у молодых людей год. Во время путешествия они посещают различные города, изучают живопись в Европе.

Прибывают в Рим они весной 1823 года. И Брюллов начинает работать, он пишет парадные и камерные портреты. Он делает простой рисунок, пишет маслом и акварелью. Там же он начинает пробовать и жанровые картины.

«Итальянское утро»

В 1923 году он создаст «Итальянское утро», и отправит это полотно на родину. Его работа восхитит Общество меценатов, которые впоследствии подарят эту картину императрице Александре Федоровне, супруге Николая I. За эту работу Брюллов был вознаграждён бриллиантовым перстнем, который ему жаловал лично император. Вместе с наградой он получит требование написать парную картину. И Брюллов создаст ещё один свой шедевр «Итальянский полдень».

В Италии состоялось судьбоносное знакомство с Юлией Самойловой, которая была наследница рода Скавронских, Пален, Литто и Висконти — богатейших домов Российской империи и Италии. Это семейство оказывало помощь и давало своё покровительство молодым талантам. Получил поддержку и Брюллов. Продолжительное время он находился в романтических отношениях с Юлией. Она знакомит его с высшим обществом в Риме, и там Карл находит своих заказчиков. Он пишет в основном парадные портреты, и это бала самая дорогостоящая работа, тем самым он получил финансовую независимость. Полученных средств ему вполне хватало на жизнь.

«Всадница»

Самойлова заказывает ему картину, и Карл напишет одно из самых известных полотен «Всадница». Ему позировали приёмные дочери Юлии — Джованина и Амацилия Пачини.

«Последний день Помпеи»

В 1827 году Карл Павлович начинает работать над самым большим своим произведением. Им было задумано написать по истине монументальную работу «Последний день Помпеи». Для этого он посещает развалины Помпеи, который был разрушен вследствие извержения вулкана Везувий, он осматривает сделанные археологами раскопки, и делает множество набросков. Шесть лет жизни понадобилось художнику, чтобы создать этот шедевр.

«Последний день Помпеи»

Впервые его увидели в 1833 году, жители Рима, в Италии. Картину выставили в мастерской Брюллова. Эта работа привлекла большое внимание, каждый человек из высшего общества, которому было не чуждо искусство приходил чтобы посмотреть на эту картину. Приходили писатели и композиторы, одним из известных посетителей стал Вальтер Скотт.

Читайте также:
Васи́лий Ива́нович Су́риков - отзывы, мнение, рейтинг

Интересно отметить, что на картине он несколько раз нарисовал свою любимую женщину, Юлию Самойлову. Первый раз, это образ двух женщин с ребёнком на первом плане, а также девушку в розовом платье, а вот сразу за ней — себя.

Флорентийской Академией было присвоено звание Брюллову профессора первой степени. Далее картина отправилась во Францию, и была выставлена В Париже, в одном из салонов Лувра. И там «Последний день Помпеи» высоко оценили французские критики. А после этого её отправляют в Санкт-Петербург. Оценка работы Брюллова императором Николаем I было высока. Он желает лично вручить Карлу Павловичу лавровый венок, и желает его возвращения на родину. В России полотно выставили в Императорском Эрмитаже, позднее многие желающие смогли её увидеть в Академии художеств. Доступ к этому шедевру имели практически все, от купцов и знати, до ремесленников и мастеровых.

Живопись

Этот ошеломляющий успех вдохновляет художника на новую работу. Он выбирает историческую тему, картина получила название «Смерть Инессы де Кастро». Полотно имело большие размеры, два на три метра, и стало одним из самых масштабных работ художника. Как не парадоксально, но работу над ней Карл Павлович закончил за 17 дней. Однако изображённая фаворитка, португальского короля, Инесса де Кастро, была встречена достаточно холодно. Брюллов в свой адрес выслушал немало критики, ему сказали, что он мастер «исторического анекдота».

«Смерть Инессы де Кастро»

Италия приютила знаменитого художника на целых 12 лет. Это было очень плодотворное время для Брюллова. Он напишет более 120 портретов итальянской знати, творческой интеллигенции, приезжающих на отдых в Италию русскую знать. Там же он содпст и несколько автопортретов.

Карл Павлович не спешит выполнить волю Николая I вернуться в Россию. В 1835 году он совершает путешествие в Грецию и знакомится с Малой Азией, посещает Турцию. В эту экспедицию его приглашает меценат Владимир Орлов-Давыдов. Его рисунки в это время в основном акварель и сепия. Он пишет целую серию портретов повстанцев, а затем и их вдохновителя Теодора Колокотрони. «Раненый грек», «Бахчисарайский фонтан», «Турок, садящийся на коня», «Турчанка» — это немногие работы, написанные им в то время.

Но путешествие с Орловым-Давыдовым приходится прервать из-за болезни. И в 1835 году Брюллов возвращается в Россию. Первым делом он отправляется в Москву. Столица встречает его приёмами и вечерами, которые устраивались в его честь. Там он знакомится в Александром Пушкиным, который напишет своей жене, что мечтает, чтобы Брюллов посетил их в Петербурге, также он говорит, что Карл Павлович великий художник, и очень добрый малый, готовый на всё.

А в 1836 году Брюллов становится младшим профессором Академии художеств, его назначают руководить классом исторической живописи. Его учениками станут Павел Чистяков, Павел Федотов, Тарас Шевченко. Стиль, который приобретут его подопечные станет называться «брюлловской школой».

Конец 1830 и начало 1840 годов для Брюллова становится периодом работы над портретами русской интеллигенции. Иван Крылов, Алексей Толстой, Василий Жуковской, портреты этих великих людей напишет великий живописец. Портрет последнего будет создан в 1937 году, по просьбе самого Жуковского, который будет разыгран в придворной лотереи.

Вырученные деньги, 2500 рублей, будут уплачены для выкупа Тараса Григорьевича Шевченко из крепостничества. А позднее, когда Шевченко получит свободу, то станет любимым учеником самого Карла Павловича, поступив в Академию художеств.

Брюллов начнёт создавать образы и для лютеранской и православной церкви. В это же время в Петербург прибудет Юлия Самойлова, и художник напишет ещё одну работу которая добавит ему любовь и признание публики. Картина будет иметь название «Маскарад», на ней Карл Павлович изобразит саму графиню и её воспитанницу Амацилицею Пачини.

Император Николай I в 1840 году предложит ему создать картину «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году». Для этого ему будет выделена целая группа историков, целая экспедиция будет направлена к месту где разворачивались эти исторические события. Император часто справляется о ходе написания картины. Но ей не суждено будет увидеть свет. Брюллов под давлением и надсмотром не может работать, его подавляет опека. Он быстро потеряет к написанию картины интерес, и незаконченный холст отвернёт к стене и больше к нему не будет возвращаться.

«Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году»

Один из учеников Брюллова, художник Михаил Железняков напишет:

«Как жаль, что государь вытребовал Брюллова в Петербург! Заняв место в нашей Академии художеств, Брюллов попал в придворно-чиновнический круг, то есть именно в ту среду, в которой он по своему характеру, по своему воспитанию и привычке не умел и не мог жить… Он чувствовал себя несчастным, когда ему приходилось работать в присутствии царской фамилии».

Не оказываемые почести художнику, не похвала императора, не заставили Брюллова написать хотя бы один портрет монаршей семьи. Свои работы он только дарил великим князьям. Александре Николаевне он передавал рисунок Казанского собора, а картину «Бахчисарайский фонтан» подарил Марии Николаевне.

Исаакиевской собор

Брюллова в числе немногих художников привлекают для росписи только, что выстроенного Исаакиевского собора. Карл Павлович начинает роспись в 1843 году. Сферический плафон, который должен был расписать живописец составлял чуть более 800 квадратных метров.

Работая на лесах, Брюллов пошутил: «Мне тесно! Я бы теперь расписал небо!».

Работа осложнялась ещё не высохшей как следует штукатуркой. Положить как нужно грунт получалось не с первого раза, нанесённая краска зачастую отслаивалась, и приходилось всё начинать сначала. По недостроенному собору гуляли сквозняки, и так же было достаточно холодно и сыро. Вдобавок ко всему там же проводились работы с мрамором, и помещение было наполнено мелкой пылью. Карл Павлович простудился и серьёзно заболел.

Читайте также:
Иван Шишкин, биография, история жизни, творчество

«Процессия слепых в Барселоне»

По написанным им эскизам работу над росписью купола заканчивал Пётр Басин. Врачи порекомендовали ему отправится на лечение на остров Мадейру, куда Брюллов и уезжает в 1849 году. Затем он переезжает в Италию, где и проведёт свои последние годы жизни. Его покровителем стал революционер Анджело Титтони. Карл Павлович поживает у него дома, и под его влиянием он напишет свои первые реалистичные картины, на которых он изобразит современные сюжеты. Это полотна «Процессия слепых в Барселоне», серия сепий «Лаццарони на берегу моря».

Личная жизнь

Личная жизнь великого художника неотрывно связанна на протяжении долгого времени, с его покровительницей графиней Юлией Самойловой. Она стала его верным другом и возлюбленной, она была его муза и натурщица. Они часто расставались, и тогда Самойлова покидала Россию и уезжала в Италию, где не отказывала себе в удовольствии, но потом влюблённые мирились и всё начиналось сначала.

Портрет графини Юлии Самойловой

Но Карл Павлович влюбляется, в совсем юную девушку Эмили Тим, которая являлась дочерью рижского бургомистра. Эмили на момент знакомство было 18 лет. 27 января 1839 года состоялась их свадьба. Но счастье оказалось совсем недолгим. Спустя месяц пара расстанется навсегда. Молодая супруга уедет в Ригу, со своими родными, а Брюллов подаст на развод, процесс продлится два года, и только в 1841 году художник станет официально свободен. Эмили обвинила во всем Карла Павловича, и петербургское общество стало на её сторону. Клевета родственников его жены сделала из художника изгоя.

Портрет Эмилии Тимм

Но историки уверенны, что причиной развода стала связь Эмили с её близким родственником, которая кстати продлилась и после развода. Скорее всего Брюллову стали известны эти нелицеприятные факты об измене жены, исследователи предполагают, что он узнал об этом ещё до свадьбы, но под напором родителей будущей супруги он заключил этот брак. Спасть разбитое сердце художника приехала его давняя подруга Юлия Самойлова. У величайшего художника так и не родилось не одного ребёнка.

Смерть

Проживание на Мадейре, смогло продлить жизнь живописцу только на три года, морской воздух облегчил его состояние. Но восстановить здоровье ему уже не удалось. 23 июня 1852 года великий мастер, на 52-м году жизни скончался под Римом, в Манциане, где на тот момент он проходил лечение минеральными водами.

Памятник Карлу Брюллову

Он оставил после себя огромное наследие: картины и множество незаконченных эскизов и набросков, которые находятся в частных коллекциях и музеях по всему миру. Его похоронили по лютеранскому обряду, на протестантском кладбище Монте Тестаччо.

Картины

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Художник Карл Брюллов: биография, личная жизнь, творчество, самые известные работы

  • 22 Июля, 2019
  • Искусство
  • Александр Недашковский

Карл Брюллов – знаменитый живописец первой половины девятнадцатого века. Мировую славу ему принесла картина «Последний день Помпеи». Его жизнь и творчество достойны более пристального внимания.

Детские годы

Карл Павлович Брюллов родился в декабре 1799 года в Санкт-Петербурге. Его семья была многодетной. Карл рос вместе с двумя сестрами и тремя братьями. Его отец был достаточно известным живописцем. Наверное, это сыграло большую роль в жизни юного Карла. Его художественная судьба была предопределена. Стоит сказать, что все его братишки занимались в Академии художеств, в которой работал преподавателем их отец. Было бы странным, если бы ребенок в такой творческой семье выбрал иное направление.

В раннем детстве мальчик был очень болезненным. До семи лет он практически не вставал с кровати. Однако его отец был суров к нему. Он не давал ребенку поблажек, поэтому Карл должен был в день рисовать определенное количество фигурок. Норма его работ была такой же, как и у братьев. Если же мальчик не справлялся с задачей, его непременно наказывали. Наименьшим наказанием было лишение еды. Как можно знать из биографии Карла Брюллова, однажды за подобную провинность отец сильно ударил его, из-за чего он на всю жизнь остался глухим на одно ухо.

Не удивительно, что такая жуткая дисциплина и природный талант ребенка в конечном итоге дали свои плоды. С юных лет Карл вникал в мельчайшие тонкости мастерства.

Учеба

В десять лет он с легкостью поступил в Академию художеств в Петербурге. Мальчик был настолько хорошо подготовлен, что его мастерство поразило преподавателей.

Как известно из биографии Карла Брюллова, он очень хорошо учился в академии. Преподаватели иногда поражались его таланту и мастерству. Первой серьезной картиной юного художника стала работа «Нарцисс, смотрящий в воду». В основе этого произведения был положен миф о молодом человеке по имени Нарцисс, который без устали любовался своей внешностью. Эта картина принесла юному художнику Брюллову первую награду – золотую медаль академии художеств. Признание таланта Карла было безоговорочным.

По мнению знатоков, этот момент в биографии Карла Брюллова можно считать отправной точкой для дальнейшего творчества.

Путешествие в Италию

Академию молодой художник окончил в 1821 году, после чего попал в Общество поощрения художников. Благодаря этой организации ему представилась возможность поехать в Италию. Карл настоял на том, чтобы вместе с ним поехал его брат Александр, закончивший обучение в том же году.

1821 год ознаменовался еще одним событием. Молодой художник закончил работу над очередным шедевром – «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского».

В Италию Карл приехал вместе с Александром. Там они изучали произведения мастеров Эпохи Возрождения. Кроме того, их интересовали и более ранние творения местных художников. Карлу Павловичу Брюллову очень понравилась жанровая живопись. Именно под влиянием работ этого направления художник написал свои знаменитые картины «Итальянский полдень» и «Итальянское утро». На этих полотнах мастеру удалось очень трогательно изобразить будничные сцены жизни.

Читайте также:
Иса́ак Ильи́ч Левита́н - отзывы, мнение, рейтинг

Работы итальянского периода

Из биографии Карла Брюллова известно, что итальянский период его творчества ознаменовали многочисленные портреты. Среди них стоит отметить «Всадницу», портрет Матвея Виельгорского и Юлии Самойловой. Эти шедевры относятся именно к этому периоду. К портретной живописи Брюллов вернется снова уже по возвращению в Санкт-Петербург.

Стоит отметить, что в общей сложности художник провел в Европе более 12 лет. Но Италия его привлекала больше всего. Через несколько лет он вновь вернулся сюда. В творчестве Карла Брюллова Италия сыграла огромную роль. Во время второй поездки в страну он занялся тщательным изучением развалин древнейших городов – Помпеи и Геркуланума, которые были разрушены в ходе сильнейшего землетрясения. Художника невероятно впечатлили величественные Помпеи, погибшие от стихии. Поэтому последующие годы он изучал историю города и археологические находки. В результате кропотливой и длительной работы была написана одна из самых известных картин – «Последний день Помпеи». Многие искусствоведы сходятся во мнении, что эта работа стала вершиной творчества художника и его мастерства. Над полотном художник работал шесть лет.

В 1833 году после длительных работ Брюллов вынес на суд ценителей искусства «Последний день Помпеи». Весть о потрясающей картине гениального мастера быстро облетела все школы искусств и светские салоны. Полюбоваться творением приезжали не только знатоки, но и ценители прекрасного. Картина Брюллова выставлялась в Париже и Милане. После знакомства с ней все неизменно приходили в восторг.

Творческий кризис

Благодаря своей работе художник был удостоен золотой медали парижских искусствоведов. Одновременно он стал почетным членом самых известных европейских Академий художеств. Казалось, что самая известная работа Брюллова отобрала у него все силы. После написания картины у мастера наметился творческий кризис. Художник то начинал писать новые полотна, то бросал их. А вскоре совсем перестал браться за кисть.

Чтобы немного отвлечься, Карл принял решение отправиться в путешествие по Турции и Греции. Удивительно, но смена обстановки и новые впечатления оказали позитивное влияние на мастера. После возвращения художник принялся за серию рисунков и акварелей. В этот период он написал много работ, наиболее известными из которых стали «Турчанка», «Турок, садящийся на коня», «Бахчисарайский фонтан» и «Раненый грек».

Возвращение в Россию

По указу императора Николя І в 1835 году Карл вернулся в Россию. Но в Санкт-Петербург он попал не сразу. Вначале художник побывал в Одессе, а потом и в Москве. Последняя произвела на него неизгладимое впечатление. Его очаровала простота и величие города.

«Последний день Помпеи», по велению царя, выставили в Академии художеств. В России художник стал настоящим героем. Его везде встречали с цветами. В Петербурге Карл начал преподавать в академии, как его отец когда-то. Стиль учеников мастера позднее назовут «брюлловской школой». Сам же художник не ограничился лишь преподаванием, он также работал над росписью храма Петра и Павла, возведенного на Невском проспекте.

Личная жизнь художника

Читателей, конечно же интересует и личная жизнь Брюллова. Многие годы художник обожал графиню Самойлову. Юлия стала для него не только возлюбленной, но и другом, опорой, натурщицей и музой. Отношения Карла и графини несколько раз обрывались. Поговаривали, что Юлия уезжала в солнечную Италию, где предавалась удовольствиям. Но потом она возвращалась, и отношения начинались вновь.

В России Карл влюбился в виртуозную пианистку Эмилию Тимм. Перед свадьбой девушка призналась, что живет со своим отцом. Но брак все-таки состоялся. Правда, после свадьбы ситуация не изменилась. Через два месяца художнику пришлось подать на развод. Процесс длился целых два года. Эмилия обвиняла в расставании именно супруга.

После этого происшествия многие друзья отвернулись от художника. Его даже перестали принимать в некоторых домах. Брюллов сложно переживал ситуацию. В очередной раз поддержкой для него стала Юлия Самойлова.

Последняя работа

В 1847 году состояние здоровья Брюллова ухудшилось. Больше всего художника беспокоило сердце и ревматизм. После сильной простуды хронические болезни сильно обострились. Все это привело к тому, что художник слег. Но даже в это время он не переставал творить. В 1848 году ему удалось завершить автопортрет, который стал настоящим образцом жанра. Искусствоведы считают, что эта картина Брюллова передала характер и внешность художника лучше, чем любая фотография.

Смерть художника

В 1849 году Брюллов отправился на лечение за границу. На острове Мадейра чудотворный климат должен был облегчить состояние. Но, наверное, было уже слишком поздно. Состояние только ухудшалось. В 1852 году художник умер. После его ухода остались незаконченные работы и эскизы, хранящиеся ныне в мировых музеях и частных коллекциях.

На кладбище Тестаччо в Италии стоит памятник Брюллову.

Интересные факты

За годы жизни Брюллов написал множество картин. Но некоторые работы после смерти мастера доделывали его ученики. Это касается, например, портрета Ивана Крылова. Картина была написана всего за один сеанс. Брюллов сделал практически все, кроме левой руки поэта. Баснописец еще тогда разочарованно сетовал, что художник не окончит портрет и до самой его смерти. Именно так все и произошло. Стоит сказать, что для окончания работы Карлу пришлось заказать посмертный слепок с руки Крылова. Дорисовал портрет ученик художника – Фаддей Горецкий.

Иногда Брюллов дописывал чужие картины. Однажды художник был в гостях у популярного в то время акварелиста Петра Соколова, который только закончил работать на портрете над головой графа Апраксина. Прекрасная работа коллеги впечатлила Брюллова, но художник заметил, что туловище и линия шеи пририсованы неудачно. Всю ночь он не спал, а на утро приехал к Соколову и закончил работу в его отсутствие.

Первый эскиз будущей картины «Осада Пскова» был сделан художником в гостях у графа Толстого. Он сделал несколько клякс на холсте и пальцами обрисовал схему. Таким оригинальным способом была начата работа над очередным шедевром.

Император оказывал почести художнику и хвалил его. Но Брюллов никогда не писал портреты членов императорской семьи. Но в то же время одаривал великих князей и княгинь своими творениями. Например, Марине Николаевне он передал картину «Бахчисарайский фонтан».

Читайте также:
Клод Моне, биография, творчество, история жизни

Юлия Самойлова была любимой натурщицей художника. На полотне «Последний день Помпеи» свою возлюбленную он изобразил несколько раз – в образе нескольких матерей и девушки в тунике.

Лучшие работы

Брюллов был знаком с Пушкиным. При жизни поэта они достаточно часто встречались. А после гибели Александра Сергеевича художник изъявил желание принять участие в издании собрания сочинений поэта. В это же время Карл начал работать над «Бахчисарайским фонтаном». Художнику пришлось выполнить массу эскизов, чтобы отыскать правильную композицию картины. Он изучал одежду восточных красавиц. Перед художником стояла задача не показать драму Марии и Заремы, а продемонстрировать романтическую строну обитателей гарема. В итоге на картине мы видим безмятежных женщин, томное однообразие и сонную лень.

Итальянские мотивы

«Итальянский полдень» был написан по просьбе петербургского общества. Эта картина стала следующей работой после успешного «Итальянского утра».

Брюллову удалось с потрясающей точностью изобразить красоту обыкновенной итальянки. Кстати, изображение женщины на полотне возмутило председателя общества. Но художник настаивал на собственном праве изображать на картинах реалии, а не придуманные образы. Для получения подлинной игры света и теней художник создавал работу в настоящем винограднике.

«Турчанка» была написана Брюлловым в Петербурге после возвращения из путешествия по средиземноморью. В основе работы были воспоминания и фантазии. В походном альбоме художника было немало набросков с изображением восточных красавиц в необычных нарядах. Тема турчанки, загадочной и экзотической, волновала Брюллова. Для написания картины художник использовал образ натурщицы. Она же позировала мастеру и для картины «Одалиска». Фактически одна дама стала героиней двух работ.

Любимая натурщица и муза

Картина «Всадница» была написана в 1832 году. На ней изображены воспитанницы Самойловой – Джованина и Амация. Поскольку Брюллов любил графину, он не мог не полюбить ее девочек. Они были частью мира художника. По задумке Карла, «Всадница» должна была стать большим портретом, который должен был украсить парадный зал. Картину заказала сама графиня. Она часто говорила, что хочет украсить работами любимого все стены.

Графиня Самойлова сыграла важную роль в жизни Брюллова. Их даже можно было бы назвать идеальной парой. Художник был для нее идеалом для преклонения, а она для него – музой. Познакомились они в Италии. В то время они уже были состоявшимися людьми. Самойлова была аристократкой, а Брюллов – художником. До этой встречи графиня регулярно увлекалась мужчинами и нисколько не стеснялась этого. Но Брюллов стал для нее особенным человеком. Пара хоть и расставалась несколько раз, но потом вновь возобновляла отношения.

Карл Брюллов: жизнь и творчество художника

Карл Петрович Брюллов — выдающийся русский исторический живописец, портретист, пейзажист, автор монументальных росписей; обладатель почетных наград: больших золотых медалей за картины «Явление Аврааму трех Ангелов у дуба Мамврийского» (1821 г.) и «Последний день Помпеи» (1834 г.), oрдена Анны III степени; Член Миланской и Пармской академий, Академии Святого Луки в Риме, профессор Петербургской и Флорентийской академий художеств, почетный вольный сообщник Парижской академии искусств.

СОДЕРЖАНИЕ

Биография Карла Брюллова

В семье академика орнаментальной скульптуры П.И.Брюлло все семеро детей обладали художественными талантами. Пятеро сыновей: Федор, Александр, Карл, Павел и Иван стали художниками. Но слава, выпавшая на долю Карла, затмила успехи других братьев.

Между тем он рос слабым и тщедушным ребенком, семь лет практически не вставал с постели и был истощен золотухой настолько, что «стал предметом отвращения для своих родителей».

Мальчик очень любил рисовать, казалось, карандаш стал продолжением его руки. В 10 лет Карла приняли в Петербургскую академию художеств,в стенах которой он провел 12 лет.

Карл закончил академию с «целой пригоршней» золотых и серебряных медалей, но, продемонстрировав свою независимость, отказался остаться в ее стенах на пенсионерский срок для совершенствования мастерства. В1819 г. Карл поселяется в мастерской брата Александра, работающего на строительстве Исаакиевского собора помощником Монферрана. Его дни заполнены рисованием заказных портретов. Так совпало, что заказчикам П.Кикину и А.Дмитриеву-Мамонову понравились портреты, выполненные Брюлло, и что именно они, эти заказчики, потом вошли в совет Общества поощрения художников.
Создав по их просьбе картины «Эдип и Антигона»(Тюменский краеведческий музей) и «Раскаяние Полиника» (местонахождение неизвестно), Карл заслужил пенсионерскую поездку в Италию (подробнее) на четыре года, для себя и брата. Перед отъездом с Высочайшего повеления братья изменили фамилию предков, добавив букву «въ» — теперь они стали Брюлловы.

С легкой душой уезжал Карл из дома летом 1822 г., но он тогда не мог знать, что вернется в Россию только через 13 лет и не увидит больше ни родителей, ни младших братьев.

В музеях Италии юный художник изучает живопись прошлых веков и впитывает впечатления от увиденного. Покоренный грандиозной «Афинской школой» Рафаэля, Карл на протяжении четырех лет работает над ее копией, поразив в итоге всех своим мастерством.
Приступы жестокой лихорадки и нервное напряжение валили его с ног, но кипучая и неугомонная натура не знала меры ни в чем. Активная светская жизнь, многочисленные новые знакомства не помешали Брюллову за годы, проведенные в Италии, создать огромное количество разнообразных произведений.

Брюллов честно пытался «отработать» свое пенсионерство, начиная по заказам Общества поощрения художников картины на античные и библейские сюжеты. Но эти темы не были ему близки. На этих полотнах он «нарабатывал» колорит, создавал свои характерные приемы, изучал обнаженную модель и не завершил их. По-настоящему Брюллов работал только над созданием жанровых сцен из итальянской жизни. Для картины «Итальянский полдень» (1827 г.) Брюллов выбрал моделью невысокую, плотную, налитую соком, как виноградная гроздь, женщину, которая, покоряя обаянием и безудержной радостью бытия, символизирует расцвет человеческих сил.
И такую же статную, уверенную и независимую женщину встретил Карл в 1827 г. на одном из приемов.

Графиня Юлия Павловна Самойлова стала для него художественным идеалом, ближайшим другом и единственной любовью. Ее красота была равна идущей из сердца доброте. Брюллов с упоением писал ее портреты.

Вместе с Самойловой Карл отправляется осматривать развалины Помпеи и Геркуланума, даже не подозревая, что эта поездка приведет его к самой вершине творчества. Брюллов был потрясен увиденным — знание о трагедии не смогло затмить остроты восприятия.

Художник почувствовал, что нигде больше не найти такой поразительной картины внезапно прервавшейся жизни. Жители древней Помпеи своей гибелью заслужили бессмертие.

Брюллов еще не раз возвращался в разрушенный город, перед его мысленным взором вставала картина, на которой слепая стихия не просто отнимала человеческие жизни, но и обнажала души.

Читайте также:
Сальвадор Дали, биография, история жизни, творчество

Творчество Карла Павловича Брюллова

«Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть», — говорил Карл Павлович Брюллов.

Раннее творчество. Брюллов в Италии

Выходец из обрусевшей немецкой семьи, сын резчика по дереву, Брюллов учился в Академии художеств (1809 — 1821) у А. И. Иванова и А. Е. Егорова. Выехав в Италию как пенсионер Общества поощрения художеств, жил и работал там в 1823-35. Впечатления «полуденного края», его природы и искусства помогли молодому Брюллову претворить опыт академического классицизма, учебного копирования антиков в живые образы, полные чувственного обаяния. Уже для ранних картин художника характерны виртуозный рисунок и композиция, эмоциональный, теплый колорит. Он выступает и как мастер светского портрета, превращая натурный мотив в образец райски идиллической гармонии.

«Последний день Помпеи»

Обуреваемый жаждой большой исторической темы, в 1830, побывав на месте раскопок древнего города, Брюллов начинает работу над полотном «Последний день Помпеи». Результатом становится величественная «картина-катастрофа» (завершенная в 1833 и хранящаяся в Русском музее), которая иконографически примыкает к целому ряду родственных по духу произведений мастеров романтизма (Т. Жерико, У. Тернера и др.) — произведений, возникающих по мере того, как череда политических потрясений, вызванных начальным сейсмическим импульсом Великой французской революции, охватывает разные страны Европы. Трагический пафос картины усиливается бурной пластической экспрессией фигур и резкими светотеневыми контрастами. Брюллову удалось изобразить охваченную единым порывом толпу граждан в роковой момент ее исторического бытия, создав тем самым первый пример той многофигурной исторической картины-итога, которую вся русская живопись 19 века осознавала в качестве своей сверхзадачи.

«Последний день Помпеи» производит фурор — как на родине мастера, так и за рубежом.

В Италии и Франции картину приветствуют как первый триумф русской художественной школы. Н. В. Гоголь посвящает ей одноименную восторженную статью (1834), назвав ее «полным, всемирным созданием», где «все отразилось», — отразилось в образе «сильных кризисов, чувствуемых целой массой». Политический заряд «Помпеи» чутко ощутил и А. И. Герцен («Новая фаза русской литературы», 1864).

Восточные мотивы

Другие большие исторические замыслы Брюллова, с помощью которых он мечтал повторить успех «Помпеи», остаются неосуществленными или осуществленными лишь частично. В 1835, по пути из Италии на родину, он создает зарисовки Восточного Средиземноморья, сочетающие мечтательный лиризм с тонкой археологической и бытовой наблюдательностью. Позже восточные мотивы оживают в картине «Бахчисарайский фонтан» (на сюжет поэмы А. С. Пушкина, 1849, Музей А. С. Пушкина, г. Пушкин) и примыкающих к ней набросках на гаремную тему.

Брюллов в России

Торжественно встреченный на родине как первый художник России, он, побуждаемый императором Николаем I, обращается к русскому прошлому.

Но картина «Осада Пскова Стефаном Баторием» (1836-37, Третьяковская галерея) не стала новым шедевром, поскольку в ней не удалось достичь убедительного композиционного и идейного единства военной и церковной истории. Художник с увлечением берется за монументально-декоративные проекты; антично-мифологические мотивы обретают полнокровную жизненность в эскизах росписей Пулковской обсерватории, прежде всего, в композиции «Спящая Юнона и парка с младенцем Геркулесом» (Третьяковская галерея). Этюды и наброски ангелов и святых для Исаакиевского собора (1843-48) проникнуты внутренней силой и величием, однако и здесь, как в Пулкове, конечные результаты (исполненные при участии П. В. Басина и других) оказываются значительно холоднее исходного замысла. Гораздо задушевнее многие малые вещи Брюллова, например, акварели к произведениям Александра Дюма-отца и других авторов (в том числе к «Арапу Петра Великого» А. С. Пушкина, 1847-49, Третьяковская галерея), — их иронический лад предвосхищает стилистику «Мира искусства».

Портреты

Портрет остается той областью, где талант Брюллова царствует полновластно и блистательно.

Он по-прежнему пишет бравурные светские портреты, впечатляющие своими сильными красочными и композиционными эффектами («Графиня Ю. П. Самойлова, удаляющаяся с бала с приемной дочерью А. Паччини», около 1842, Русский музей). Иное, созерцательно-спокойное настроение доминирует в образах людей искусства, более сдержанных по колориту, который как бы мерцает изнутри формы, подчеркивая духовную значительность моделей («Поэт Н. В. Кукольник», 1836; «Скульптор И. П. Витали», около 1837, оба — в Третьяковской галерее; «В. А. Жуковский», 1837-38, Киевский музей Т. Г. Шевченко; «И. А. Крылов», 1839, «А. Н. Струговщиков», 1840, оба — в Третьяковской галерее). К данному циклу примыкает и «Автопортрет» (1848, Третьяковская галерея), написанный теплым тоном и легкой кистью, но проникнутый настроениями глубокой меланхолии, усталости и нездоровья.

С 1849 Брюллов, слабея от болезни, живет на о. Мадейра, а с 1850 — в Италии. И в последний период своей жизни мастер создает экспрессивные, полные тонкой духовной грации портреты («Археолог М. Ланчи», 1851, Третьяковская галерея; неоконченная картина «Дж. Титтони в образе Жанны д`Арк», 1852, частное собрание, Рим), согретые поэтичным юмором зарисовки народного быта.

Влияние

Будучи профессором Академии художеств в 1836-49, Брюллов оказал большое воздействие на русское изо-искусство и как педагог.

Однако непосредственные представители брюлловской школы (Я. Ф. Капков, П. Н. Орлов, А. В. Тыранов, Ф. А. Моллер и др.), сами по себе интересные мастера жанровой и религиозной картины, а также портрета, в целом лишь продолжали стилистику учителя, ничем существенным последнюю не обогатив. К романтической школе Брюллова примыкал как художник и Т. Г. Шевченко, который тоже был его учеником.

Читайте также:
Сальвадор Доме́нек Фелип Жасинт Дали и Доме́нек де Дали де Пу́боль - отзывы, мнение, рейтинг

Интересные факты

О «Последнем дне Помпеи»:

1. Изображение художника в левом углу картины является автопортретом автора.

2. На полотне трижды изображена графиня Юлия Павловна Самойлова, с которой молодого художника связывали романтические отношения. Именно вместе с нею они путешествовали по Италии и бродили среди руин Помпеи, где и зародился замысел прославившего мастера полотна. На картине графиня нарисована в трех образах: женщина с кувшином на голове, стоящая на возвышении в левой части полотна; разбившаяся насмерть женщина, распростёртая на мостовой и рядом с ней живой ребёнок (обоих, предположительно, выбросило из сломавшейся колесницы) — в центре полотна; и мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу картины.

3. В России того времени полотно Брюллова воспринималось как совершенно новаторское. Но оно принесло свою долю славу российской живописи. Е. А. Баратынский сочинил по этому случаю знаменитый афоризм: «Последний день Помпеи стал для русской кисти первым днём!».

4. Заказчиком и спонсором написания работы был знаменитый меценат Анатолий Демидов, который затем подарил картину Николаю I. Некоторое время она выставлялась как руководство для начинающих живописцев в Академии художеств.

5. Вместе с картиной Брюллова в русскую историческую живопись впервые вошел народ. Раньше простых горожан на картинах не изображали. И хотя этот народ был показан довольно идеализированно, без какой бы то ни было социальной характеристики, значение сделанного Брюлловым начинания нельзя не оценить.

6. В первоначальных набросках к картине встречалась фигура грабителя, снимающего драгоценности с упавшей женщины. Однако в окончательном варианте Брюллов убрал его. Первый план картины заняли несколько групп, каждая из которых стала олицетворением великодушия. Отрицательные персонажи не нарушили возвышенный трагический строй картины. Зло, причиняемое людям, воплотилось лишь в разбушевавшейся стихии.

7. Новизна брюлловского замысла заключалась в том, что он использовал два крайне контрастных источника света: горячие красные лучи в глубине и холодные, зеленовато-голубоватые на переднем плане. Он поставил перед собою трудно выполнимую задачу, однако с удивительной смелостью добивался ее решения. На лица, на тела и одежды людей Брюллов смело «бросал» отблески молнии, сталкивал в резких контрастах свет и тень. Оттого так поразила современников скульптурная объемность фигур, непривычная и волнующая иллюзия жизни.

«Мне казалось, что скульптура, которая была постигнута в таком пластическом совершенстве древними, что скульптура эта перешла наконец в живопись, и сверх того проникнулась какой-то тайной музыкой», — писал Н. Гоголь.

  • До 1822 года Карл и Александр Брюлловы носили фамилию своих предков Брюлло. И только с высочайшего разрешения императора Александра I они русифицировали свою фамилию, добавив к ней русское окончание «въ».
  • Художник был глух на левое ухо. Причиной этому стала полученная в детстве от своего отца, очень строгого человека, пощёчина за какой-то проступок.
  • Любимой привычкой Карла Брюллова, оставшейся ещё со студенческих времён, была работа над картиной под чтение вслух.
  • Брюллов лично ходатайствовал об освобождении из крепостничества Тараса Шевченко, будущего великого украинского поэта. С этой целью Брюллов по просьбе Жуковского написал его портрет для императорской фамилии, который тот и разыграл в придворной лотерее. После выкупа Шевченко стал одним из любимых учеников Брюллова[3].
  • Известно, что после первой встречи Брюллова с Шевченко художник сказал познакомившему их П. Сошенко: «Мне его лицо нравится. Не холопское оно». Это впечатление и сыграло свою роль в дальнейшем участии художника в судьбе великого украинского поэта.
  • Живя в Петербурге, Брюллов никогда не брался за групповые портреты приезжих московских чиновников или купцов с их столичными товарищами. Отказывая, он всегда говорил одну и ту же фразу: «У вас есть собственный превосходный художник», намекая на В. А. Тропинина. Этим живописец лишний раз выказывал своё уважение таланту московского портретиста.
  • Некоторые картины Брюллова по неизвестным причинам заканчивали его ученики. К числу таких работ относится портрет И.А. Крылова: его правая часть была дописана одним из учеников живописца Ф. Горецким.
  • «Портрет археолога Микеланджело Ланчи» — последняя работа Брюллова — стала одной из первых картин, купленных П.М. Третьяковым для своей коллекции.

Карл Брюллов, искусство бунтарского романтизма

В данной статье мы поговорим о жизни и творчестве живописца, художника и представителя классицизма и романтизма — Карле Павловиче Брюллове.

Карл Павлович Брюллов — русский художник, живописец, монументалист, акварелист, представитель классицизма и романтизма. Автор жанровых и исторических полотен.

Карл Павлович Брюллов родился 23 декабря 1799 года, в городе Санкт-Петербург, в семье академика и творческого человека Павла Ивановича Брюлло и его супруги Марии Ивановны Шрёдер.

До семи лет — Карл проводил свою жизнь практически прикованным к постели, из за проявления ранних признаков острого аневризма. Но по воле отца Карла, желавшего обучить сына живописи — его оторвали от кровати, и он начал осваивать навыки, необходимые для своей будущей профессии в роли художника и творца.

В 16 лет его без экзаменов и прочих тестов зачислили в петербургскую Академию художеств. Подготовка со стороны Отца очень сильно помогла Брюллову — он учился лучше своих сверстников. Молодой художник часто поправлял работы товарищей по курсу, преподаватели всегда принимали это во внимание и подшучивали над студентами: «Что, брат, кажется, в эту треть Брюллов хочет дать тебе медаль?».

Брюллов в юношеских упражнениях своих выказывал нечто большее, чем простое знание академического рисунка: он умел придавать формам человеческого тела не условную правильность, а жизнь и грацию, дотоле незнакомые ученикам Академии.

Преподаватели рано позволяли Карлу самостоятельно писать собственные полотна, когда его сверстники ещё «жалостно» копировали картины учителей.

Карл Брюллов с большим успехом прошел обучение в петербургской Академии художеств, получив все возможные награды со стороны преподавателей и высшего сословия академии. В качестве своей выпускной работы — он написал картину «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Маврийского», за которую получил большую золотую медаль и право на поездку за границу для совершенствования в искусстве.

Читайте также:
Оска́р Кло́д Моне́ - отзывы, мнение, рейтинг

Композиция богатая, краски живые, отделка приятная, даже в листочках дуба, кои освещены весьма естественно. Сверх того, юный художник умел дать всему действию особенное движение, жизнь.

Несколько театральная фигура Авраама исполнена величия, чему способствуют великолепные складки его широкого одеяния. Ангелы, прекрасные и грациозные, изображены как путники, отдыхающие после длинного странствия, на которое как бы намекает расстилающаяся на втором плане долина. Один из ангелов поправляет сбившуюся сандалию. Этот естественный, наблюденный в натуре жест сообщает сцене человеческую теплоту.

Первой значимой работой Брюллова стало полотно «Гений искусства», созданное в соответствии с академическими требованиями и признанное Академическим советом образцом для копирования.

На данной картине изображен прекрасный и величественный юноша, восседающий опершись на лиру. Навеянное античной скульптурой изображение гения на рисунке было дополнено жезлом, а также головой Лаокоона, которая лежит у ног прекрасного бога.

В данной работе все — от пропорций тела и лица, характера подсветки, устойчивости форм и до четкости контуров, было выполнено в полном соответствии с классическими канонами. Настолько цельного классического образца Карл Брюллов больше не создал никогда. В поздних его ученических работах уже заметно как явственно начинают прорываться живые наблюдения и реальная жизнь.

В те годы Брюллов также создал ещё одно неимоверно красивое полотно, картину «Нарцисс».

Картина наполнена грустным назиданием. «Пренебрег любовью нимфы гордый Нарцисс». Перед нами момент совершения наказания по приказу богов. Крылатый Эрот (купидон) только что выстрелил в героя, юноша беззаветно влюбился в свое собственное отражение в воде.

Карл изобразил юношу полным сил и с отлично сложенным характером. Вьющиеся волосы, правильные черты лица — непременные атрибуты живописи классицизма. Выразительные жесты, скромно проявляющиеся эмоции. Взгляд сосредоточен на отражении. Оторваться от него Нарцисс уже не сможет.

Улетающий купидон бросает печальный взгляд на героя, одновременно сочувствуя ему и осуждая его.

Как и писалось ранее, Брюллов после окончания Академии художеств получил возможность выезда за границу, но этой возможностью по началу он так и не смог воспользоваться, из-за конфликтов с президентом Академии.

Тогда же на него обратило внимание недавно созданное ОПХ (Общество поощрения художников), которое после написания двух картин Брюлловым и обязательством ежегодно отчитываться об успехах в творческом плане — отправило его таки за границу.

А написанными картинами являются «Эдип и Антигона» и «Раскаяние Полиника», первая находится по настоящее время в тюменском краеведческом музее, а местонахождение второй так и осталось неизвестным.

Полотно было продано коллекционеру, имя которого осталось неизвестным. На долгое время след картины потерялся. Но после окончания Великой Отечественной войны её нашли в Ленинграде, на чердаке одного почти развалившегося дома, свернутой красочным слоем внутрь и значительно загрязненной.

Картина отображает сюжет древнегреческой трагедии Софокла «Царь Эдип».

В 1822 году, Карл со своим братом Александром отправились в путешествие, и путь их держал через Германию и Австрию.

В Германии, а именно в Баварии — Карл написал несколько портретов, ему пришлось писать членов правительства и представителей местной знати, которые имели представление о русском портретисте, недавно приехавшим к ним в город. После Баварии — Брюллов наконец приехал в Рим, где на него с неба сразу же посыпались крупные заказы от итальянского общества. Именно в Италии он и написал одни из лучших своих работ.

Итальянское утро — первая удачная работа Карла по прибытию в Италию. После написания данного полотна, слава ему была обеспечена, похвала была даже со стороны правительства Российской империи.

Я освещал модель на солнце, предположив освещение сзади, так что лицо и грудь в тени и рефлектируются от фонтана, освещенного солнцем, что делает все тени гораздо приятнее в сравнении с простым освещением окна.

На картине изображена молодая женщина, умывающаяся под струями фонтана, освещена мягкими утренними лучами солнца.

После написания картины «Итальянское утро» — император Николай I поручил написать парную к ней работу, и ею стала работа «Итальянский полдень».

На картине изображена молодая женщина, снимающая виноград. Моделью стала простая итальянка. Брюллов писал свою картину в саду под настоящим виноградником, в солнечном полуденном освещении.

Картина по итогу не оправдала ожиданий. Она не понравилась ни императору, ни ОПХ из за неподобающего, по общему мнению, сюжета, который не соответствует общим правилам этикета красоты в искусстве. В ответ на критику Брюллов разорвал отношения с ОПХ и можно сказать начал выступать в роли «свободного художника».

Вот что говорит критика и как на неё реагирует Брюллов.

Ваша модель была более приятных, нежели изящных соразмерностей, и хотя по предмету картины не требовалось слишком строгого выбора, но он не был бы излишним, поелику целью художества вообще должна быть избранная натура в изящнейшем виде, а изящные соразмерности не суть удел людей известного класса.

Причиной моей погрешности было желание отличить сию картину и самим отличием форм от первой картины, представляющей подобный же предмет; найдя же, что правильные формы все между собою сходствуют, как-то особенно заметно в статуях, где сия чистота форм необходима, и что в картине посредством красок, освещения и перспективы художник приближается более к натуре и имеет некоторое право отступить от условной красоты форм, я решился искать того предположенного разнообразия в тех формах простой натуры, которые нам чаще встречаются и нередко даже более нравятся, нежели строгая красота статуй.

Портреты Брюллова итальянского периода отличались сочетаниями элементов жанров классицизма, реализма и барокко. Стремление Брюллова передать внутреннюю жизнь героев было очень сильным, — иногда через обилие «бытовухи» на картинах, для того чтобы раскрыть мир в котором они живут. Иногда его работы носили несколько декоративный характер благодаря подчёркнутой изысканности обстановки и изображённых моделей.

Читайте также:
Сальвадор Дали, биография, история жизни, творчество

В 1830 году Карл получил заказ от Анатолия Демидова, русского и французского мецената, на большую и самую известную его картину с историческим сюжетом — «Последний день Помпеи». Замысел сюжета картины был связан с тогдашней модой на археологию, а событие — извержение вулкана Везувий (Действующий вулкан на юге Италии).

Для более точного понимания сюжета картины — Брюллов плотно уселся за изучением разных литературных источников о древней катастрофе, посещал раскопки в Помпеях (Древнеримский город недалеко от Неаполя, погребённый под слоем вулканического пепла в результате трагического извержения Везувия в 79 году н. э.) и Геркулануме, сделав ряд эскизов руин и тогдашних архитектурных решений.

Перед тем как детально рассматривать полотно — прочтите сюжет в вырезке ниже!

Картина примечательна своим расположением между неоклассицизмом, преобладающим в России, и романтизм который все чаще практикуется во Франции.

Картина получила почти всеобщее признание и сделала Брюллова первым русским художником, получившим международную репутацию. В России это рассматривалось как доказательство того, что русское искусство ничуть не хуже искусства остальной Европы.

Подробный сюжет:
Люди пытаются спастись от разбушевавшейся стихии, вокруг слышны их крики, стоны и мольбы. Трагедия обнажает их чувства, показывает суть человеческих душ. Многие действующие лица являются олицетворением великодушия: перед лицом опасности они проявляют возвышенные чувства самоотверженности, мужества и любви. Среди них — сыновья, несущие на плечах немощного отца, а также юноша, уговаривающий свою мать спастись вместе с ним. Мать с дочерьми неподвижны: их вера в бога столь велика, что они вкладывают все силы в молитву. Рядом с ними — христианский священник, без страха взирающий на происходящее. Смятение и страх испытывает спасающаяся бегством семья. Юный жених, забыв об опасности, вглядывается в помертвевшее лицо невесты. Центральная фигура холста — упавшая с колесницы и разбившаяся насмерть женщина, рядом с которой находится её ребёнок. Многочисленна группа людей на ступенях гробницы Скавра, среди которых находится и художник, в образе которого Брюллов изобразил самого себя. Есть и отрицательные персонажи — языческий жрец, в страхе убегающий от стихии, и вор, крадущий упавшие на землю драгоценности

Карл Брюллов: биография и основные этапы творческого пути художника

Среди русских живописцев XIX века особое место занимает К. П. Брюллов, биография которого полна событиями, а творческий путь прославил его на весь мир. Часть жизни прожил за границей, но и на родине его любили и восхваляли, в том числе члены императорской семьи. Брюллов — главный представитель русского романтизма.

  1. Детство и начало творчества
  2. Влияние на творчество
  3. Дальнейшая карьера
  4. Творческий стиль
  5. Личная жизнь

Детство и начало творчества

Карл Павлович Брюллов родился 23 декабря 1799 года в Петербурге. Отец имел итальянские корни, мать — немецкие. До 1822 года Карла записывали с фамилией «Брюлло», без буквы «В» в конце. Ещё ребёнком Карл вместе с отцом занимался резьбой по дереву. Когда мальчику было 10 лет его взяли на учёбу в Петербургскую академию искусств, причём на бесплатное обучение.

Был одним из самых талантливых учеников своих курсов, чем непременно пользовался: от администрации Академии получал многочисленные награды (например, золотую медаль по исторической живописи), а от одногруппников — деньги за то, что помогал рисовать. В 17 лет создал свою первую известную картину «Гений искусства».

В 1821 году Брюллов окончил Академию. Ему предложили должность куратора отстающих учеников. Позже в Академии объявили, что будет проведён конкурс среди молодых художников на предоставление средств на поездку в Европу «для оттачивания своего мастерства». Сделав несколько важных докладов, описав кратко цели поездки и нарисовав пару картин, Брюллов в 1823 стал одним из победителей, и перед ним открывалось длительное и влиятельное путешествие.

Путь по городам Европы был краткий, практически десять лет он прожил в Италии. Красота этой страны, а также её прошлое повлияли на работы Брюллова. Именно здесь он нарисовал свои знаменитые на весь мир работы:

  • Итальянское утро;
  • Девушка, собирающая виноград;
  • Всадница;
  • Последний день Помпей.

Картину про легендарное извержение вулкана Везувий, он рисовал два раза, в общей сложности пять лет.

Первый вариант картины был готов в 1828. Позже художник четыре года её перерисовывал и в 1833 представил миру окончательный вариант, вошедший во все учебники по истории живописи. По всей Европе пошло сообщение о молодом русском мастере из России. С этой картиной Брюллов вошёл в список классиков эпохи романтизма.

Влияние на творчество

Интерес к искусству привил ему ещё отец, академик, знаток орнаментной скульптуры Павел (Павло, Поль) Брюлло. Находясь в Италии, он впервые проникся духом романтизма. Ещё в Петербуржской академии его главным учителем был художник Андрей Иванов. Историки живописи отмечают, что больше всех на стиль Карла повлияли:

  • Фердинанд Делакруа;
  • Жан Жерико;
  • Каспар Давид Фридрих.

Сам Брюллов в числе учителей также называл отечественного художника Ореста Кипренского.

Дальнейшая карьера

В 1836 году Карл вернулся в Российскую империю: через одесский порт в Москву. Перед этим правда посетил древний город императора Константина, турецкую столицу Стамбул. По возвращении в Москву он быстро познакомился с интеллектуальной элитой России: Пушкиным, Гоголем и Жуковским. Именно последний рассказал Карлу о том, что среди крепостных есть талантливый художник — Тарас Шевченко. В 1837 Брюллов нарисовал портрет Жуковского, продали его семье Романовых. Жуковский был учителем царевича Александра. На вырученные деньги (2500 рублей) выкупили Тараса Шевченко.

1830-е годы — период большого количества портретов в исполнении Брюллова: от баснописца Крылова до князя Александра Голицына. Параллельно работал преподавателем в Петербуржской академии искусств. Стоит заметить, что не всем в окружении живописца нравились его работы. Тургенев в автобиографии оставил заметки относительно знакомства с Брюлловым и добавил: «картины с эффектами, но без содержания…».

В 1840-е годы Брюллов открывает для себя новое направление работ: он чувствует в росписи храмов. Сначала была лютеранская кирха, потом Исаакиевский собор. Всё это в городе Петра. В 1849 отправился лечиться на остров Модейра (Португалия). Там провёл почти два года, изучал творчество испанских и португальских художников. Сегодня на Модейре, в городе Фуншал стоит памятник русскому живописцу.

Читайте также:
Василий Суриков, биография, история жизни, творчество

В 1850 году переехал в Италию, жил в предместье Рима. Википедия указывает, что миланская Академия искусств сделала его почётным членом, признавая вклад Брюллова в мировую живопись.

В июне 1852 года художник умер. Похоронен в Риме, на местном протестантском кладбище. Во многих научных рефератах указано, что Карл был протестантом.

Творческий стиль

В ранних работах отчётливо видно влияние классицизма. После окончания учёбы и поездки в Италию художник творил в стиле романтизм. Для него первостепенными были не герои своих эпох, а обычные люди. Ярче всего это отразилось в полотне «Последний день Помпей».

Личная жизнь

Сложнее всего в биографии Карла Брюллова звучит тема любви. Вернее, он боготворил Юлию Самойлову, но они так и не поженились, хотя познакомились ещё в Италии, когда художнику было 27 лет.

В 1838 Брюллов поженился на Эмилии Тимм, но спустя три месяца супруги перестали жить вместе. Виной всему измена молодой жены. Развод длился долгих три года. С 1841 по 1848 год Брюллов вновь жил с Юлией Самойловой, пока она не вышла замуж за итальянца Пери.

Карл Павлович Брюллов — великий русский портретист XIX века

Карл Павлович Брюллов (Karl Pavlovich Bryullov; родился 23 декабря 1799 — умер 23 июня 1852 гг.) — выдающийся художник первой половины XIX века и самый яркий представитель романтизма в русской живописи. Брюллов отступил от свойственных академизму сюжетов, чтобы изображать бытовые сцены и жизнь простых людей, а не героев. Мастер прославился картинами, написанными в солнечной Италии, и полными психологизма поздними портретами русских интеллигентов и аристократов. Карл Павлович Брюллов появился на свет 23 декабря 1799 года, и сейчас отмечается его 220-летний юбилей.

Молодость Брюллова и поездка в Италию

Художник родился в семье скульптора Павла Брюлло французского происхождения. Отец с ранних лет обучал сыновей рисованию, так что Карл и его старший брат Александр (известный русский архитектор) без труда поступили в Императорскую академию художеств. Уже во время обучения Карл проявлял талант, а за выпускную работу получил большую золотую медаль. Правда, без сложностей не обошлось.

Президент академии не захотел отправлять младшего Брюллова в положенную медалистам заграничную поездку, а настоял на дополнительных трех годах обучения. Молодой художник не возражал, вот только в наставники ему назначили посредственного и не пользующегося любовью у студентов учителя. Заниматься у кого-то другого было нельзя, и Карл решил отказаться от миссионерской поездки. К счастью, путешествие все же состоялось и стало очень плодотворным. Его организовало Общество поощрения художников. Когда вышел указ об отъезде братьев Брюлло, их фамилия была русифицирована.

В Италии Карл Брюллов быстро прославился портретами местной и гостившей за границей русской знати. Итальянский период в его творчестве длился 12 лет и закончился вскоре после завершения «Последнего дня Помпеи». Монументальное полотно произвело фурор, и император Николай I позвал автора на родину.

Зрелый период творчества Брюллова

В 1836 году Брюллов поселился в Санкт-Петербурге и стал преподавать в Академии художеств. В этот период живописец создает обширную портретную галерею художников, писателей, актеров и политических деятелей. Интересная история связана с портретом Василия Жуковского. Работа была написана специально для розыгрыша в придворной лотерее. На вырученные 2 500 рублей Жуковский выкупил крепостного Тараса Шевченко.

В 1848 году Брюллов занимался росписью купола Исаакиевского собора. Тяжелая работа в сыром и холодном помещении подорвала и без того слабое здоровье мастера. По рекомендации врачей, он едет на остров Мадейра, а заодно посещает Испанию и Италию. Последние годы живописец проводит в доме итальянского семейства Титтони. Сейчас в их частной коллекции хранится много поздних акварелей и живописных портретов кисти Брюллова. Умер он в 1852 году недалеко от Рима. У художника не было своей семьи и детей. Известна его многолетняя связь с графиней Юлией Самойловой, которую он неоднократно рисовал.

Лучшие картины Карла Брюллова

Одной из первых заметных картин Брюллова стала жанровая сцена «Итальянское утро», где изображена освещенная лучами утреннего солнца молодая итальянка. Полотно удостоилось похвалы критиков и Николая I. Но следующая работа в подобном стиле, «Итальянский полдень», была раскритикована за повседневность образа, нехарактерную для академической живописи. Обе картины впоследствии украшали личные покои императрицы Александры Фёдоровны в Зимнем дворце.

Важнейшей вехой в творчестве Брюллова стал «Последний день Помпеи». Это полотно называют вершиной русского романтизма. Оно прославилось не только в России, но и в Европе, и даже получило первую премию на парижском Салоне 1834 года. Чтобы передать трагедию как можно точнее, художник побывал на раскопках в Помпеях и сделал множество эскизов.

Карл Брюллов знакомится примерно в тот же период со своей музой, аристократкой Юлией Самойловой, и ее воспитанницами. Молодые Джованнина и Амацилия изображены на картине «Всадница». За это полотно итальянцы сравнивали художника с Рубенсом (Pieter Paul Rubens) и Антонисом ван Дейком (Antoon van Dyck).

Среди портретов кисти Брюллова, созданных в 1830-е и 40-е, сложно выбрать лучшие. Все они отличаются тонкой передачей индивидуальных черт и внутреннего мира героев. В последующие десятилетия этот стиль развивали многие другие мастера-портретисты: Илья Репин, Василий Перов, Валентин Серов и Николай Ге.

Романтичные портреты прошлых столетий — это изысканное украшение интерьера и ценное пополнение коллекции живописи. Приобрести такую картину можно на торгах, которые регулярно проводятся на аукционном сайте VIL (Very Important Lot).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: