Иван Шишкин, биография, история жизни, творчество

Иван Шишкин

Биография

Иван Шишкин «живет» почти в каждом российском доме или квартире. Особенно в советское время хозяева любили украшать стены репродукциями картин художника, вырванными из журналов. Мало того, с творчеством живописца россияне знакомятся с раннего детства – мишки в сосновом лесу украсили обертку шоколадных конфет. Еще при жизни талантливого мастера величали «лесным богатырем» и «царем леса» в знак уважения за умение воспевать красоты природы.

Детство и юность

Будущий живописец родился в семье купца Ивана Васильевича Шишкина 25 января 1832 года. Детство художника прошло в Елабуге (в царские времена входила в состав Вятской губернии, сегодня это Республика Татарстан). Отца любили и уважали в небольшом провинциальном городке, Иван Васильевич даже несколько лет занимал кресло главы населенного пункта. По инициативе купца и на его же деньги Елабуга обрела деревянный водопровод, который до сих пор частично работает. Шишкин же подарил современникам и первую книгу об истории родного края.

Иван Шишкин

Будучи человеком разносторонним и прагматичным, Иван Васильевич пытался заинтересовать сына Ваню естественными науками, механикой, археологией, а когда мальчик подрос, отправил его в Первую казанскую гимназию в надежде, что отпрыск получит блестящее образование. Однако юного Ивана Шишкина с детства больше привлекало искусство. Поэтому в учебном заведении быстро наскучило, и он бросил его, заявив, что превращаться в чиновника не желает.

Портрет Ивана Шишкина

Возвращение домой сына расстраивало родителей, тем более отпрыск, как только покинул стены гимназии, принялся самозабвенно рисовать. Мама Дарья Александровна возмущалась неспособностью Ивана к учебе, раздражало и то, что подросток совершенно не приспособлен к домашним делам, сидит и занимается никому не нужной «пачкотней бумаги». Отец поддерживал супругу, хотя в тайне радовался проснувшейся в сыне тяге к прекрасному. Чтобы не гневить родителей, художник упражнялся в рисовании по ночам – так обозначились первые его шаги в живопись.

Живопись

До поры до времени Иван «баловался» кистью. Но однажды в Елабугу нагрянули художники, которых выписали из столицы для росписи церковного иконостаса, и Шишкин впервые серьезно задумался о творческой профессии. Узнав у москвичей о существовании училища живописи и ваяния, юноша загорелся мечтой непременно стать студентом этого чудесного учебного заведения.

Картина Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу»

Отец с трудом, но все же согласился отпустить сына в дальние края – при условии, что отпрыск не бросит и там учебу, а желательно превратится во второго Карла Брюллова. Биография великого Шишкина показала – слово перед родителем сдержал безупречно.

В 1852 году Московское училище живописи и ваяния приняло в свои ряды Ивана Шишкина, который попал под опеку художника-портретиста Аполлона Мокрицкого. А начинающего живописца влекли пейзажи, в рисовании которых он самоотверженно и упражнялся. Вскоре о ярком таланте новой звездочки в изобразительном искусстве узнала вся школа: учителя и сокурсники отмечали уникальный дар рисовать обычное поле или реку очень реалистично.

Художник Иван Шишкин

Диплома училища Шишкину оказалось мало, и молодой человек в 1856 году поступил в Санкт-Петербургскую Императорскую академию художеств, в которой тоже покорил сердца преподавателей. Иван Иванович прилежно учился и удивлял выдающимися способностями в живописи.

В первый же год художник отправился на летнюю практику на остров Валаам, за виды которого в дальнейшем получил от академии большую золотую медаль. За время учебы копилка живописца пополнилась двумя малыми серебряными и малой золотой медалями за картины с питерскими пейзажами.

Картины Ивана Шишкина «На севере диком…» и «На опушке соснового леса»

После окончания академии Иван Иванович получил возможность усовершенствовать мастерство за границей. Талантливому выпускнику академия назначила специальную пенсию, и Шишкин, не обремененный заботами зарабатывать на кусок хлеба, отправился в Мюнхен, затем в Цюрих, Женеву и Дюссельдорф.

Здесь художник пробовал силы в гравировке «царской водкой», много писал пером, из-под которого вышла судьбоносная картина «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». Светлая, воздушная работа отправилась на родину – за нее Шишкин получил звание академика.

Картина Ивана Шишкина «Рожь»

Шесть лет знакомился с природой чужой страны, но тоска по родине взяла верх, Иван Шишкин вернулся на родину. В первые годы художник неустанно колесил по просторам России в поисках интересных мест, необычной натуры. Когда появлялся в Санкт-Петербурге, устраивал выставки, участвовал в делах артели художников. Живописец водил дружбу с Константином Савицким, Архипом Куинжди и Иваном Крамским.

В 70-х годах занятий прибавилось. Иван Иванович основал вместе с коллегами Товарищество передвижных художественных выставок, параллельно примкнув к объединению аквафортистов. Ждало мужчину и новое звание – за картину «Лесная глушь» Академия возвела его в ряд профессоров.

Картина Ивана Шишкина «Берёзовый лес»

Во второй половине 1870-х годов Иван Шишкин чуть не лишился места, которое удалось занять в художественных кругах. Переживая личную трагедию (смерть жены), мужчина запил и растерял друзей и близких. С трудом взял себя в руки, с головой погрузившись в работу. В то время из-под пера мастера вышли шедевры «Рожь», «Первый снег», «Сосновый бор». Собственное состояние Иван Иванович описывал так: «Что меня теперь больше всего интересует? Жизнь и ее проявления, теперь, как всегда».

Незадолго до смерти Ивана Шишкина пригласили преподавать в Высшем художественном училище при Академии художеств. Конец XIX века ознаменовался упадком старой школы художников, молодежь предпочитала придерживаться иных эстетических принципов, однако

Картина Ивана Шишкина «Деревенский двор»

Иван Иванович любил общаться с молодыми авторами и даже старался в свое творчество вносить новые мотивы. Во время преподавательства живописец считал выдающимся художником Валентина Серова.

Оценивая талант художника, биографы и поклонники Шишкина сравнивают его с биологом – в стремлении изобразить не романтизированную красоту природы Иван Иванович внимательно изучал растения. Прежде чем приступить к работе, ощупывал мох, мелкие листья, траву.

Постепенно формировался его особенный стиль, в котором проглядывались эксперименты с сочетаниями различных кистей, мазков, попытки передать неуловимые цвета и оттенки. Современники называли Ивана Шишкина поэтом природы, умеющим увидеть характер каждого уголка.

Читайте также:
Иван Константинович Айвазовский, биография, творчество

Иван Шишкин в последние годы

География творчества живописца широка: Иван Иванович вдохновлялся пейзажами Троице-Сергиевой Лавры, лесом на Лосином острове, просторами Сокольников и Сестрорецка. Художник рисовал в Беловежской пуще и, конечно, в родной Елабуге, куда приезжал в гости.

Любопытно, что Шишкин не всегда работал в одиночку. Например, писать картину «Утро в сосновом лесу» помогал анималист и товарищ Константин Савицкий – из-под пера этого художника на полотне ожили медвежата. Картина имеет две авторские подписи.

Личная жизнь

Личная жизнь гениального живописца сложилась трагично. Иван Шишкин впервые пошел под венец поздно – лишь в 36 лет. В 1868 году обвенчался по большой любви с сестрой художника Федора Васильева Евгенией. В этом браке Иван Иванович был очень счастлив, не переносил долгих разлук и всегда спешил раньше вернуться из командировок по России.

Евгения Александровна родила двух сыновей и дочь, и Шишкин упивался отцовством. Также в это время он слыл радушным хозяином, который с удовольствием принимал в доме гостей. Но в 1874 году супруга скончалась, а вскоре вслед за ней ушел и маленький сын.

Евгения Шишкина, первая жена Ивана Шишкина

С трудом оправившись от горя, Шишкин женился на собственной ученице, художнице Ольге Ладоге. Через год после свадьбы женщина умерла, оставив Ивана Ивановича с дочкой на руках.

Биографы отмечают одну особенность характера Ивана Шишкина. В годы учебы в училище он носил кличку Монах – так прозвали за угрюмость и замкнутость. Однако те, кто сумел стать для него другом, потом удивлялись, насколько мужчина говорлив и шутлив в кругу близких.

Смерть

Иван Иванович покинул этот мир, как и полагается мастерам, за работой над очередным шедевром. В солнечный весенний день 1898 года художник с утра засел за мольберт. В мастерской, помимо него, работал помощник, который и рассказал подробности смерти учителя.

Могила Ивана Шишкина

Шишкин изобразил нечто вроде зевка, затем его голова просто опустилась на грудь. Врач поставил диагноз – разрыв сердца. Незаконченной осталась картина «Лесное царство», а последней завершенной работой живописца является «Корабельная роща», сегодня радующая посетителей «Русского музея».

Ивана Шишкина сначала похоронили на Смоленском православном кладбище (Санкт-Петербург), а в середине 20 века прах художника перевезли в Александро-Невскую лавру.

Иван Шишкин – биография

Краткая информация

  • Ранние годы
  • Успехи в творческих начинаниях
  • Безудержная любовь к родному краю
  • Полуденный художник
  • Неповторимая точность исполнения
  • Последние годы жизни
  • Интересные факты:
  • Награды:

Ранние годы

Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в семье купца. С малых лет мальчик проявлял сильный интерес к природе и очень часто гулял в лесу, который находился недалеко от его дома. Уже тогда можно было заметить его любовь к искусству и рисованию, в частности. Отец мальчика надеялся на то, что его сын пойдет по его стопам и свяжет свою жизнь с торговлей. В 12 лет Ивана отдали в 1-ю казанскую гимназию. Учеба была пареньку настолько в тягость что он после 5 классов перевелся в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. После смены обстановки и входа в творческое окружение, юноша словно ожил. Он усердно работал как во время занятий в академии, так и во время пленэров. Для Шишкина не было лучшего времяпрепровождения чем прогулка в лес или в поле с мольбертом и красками.

Успехи в творческих начинаниях

До 1859 года его неоднократно награждали малой серебряной медалью за успешные заслуги, а в 1859 он удостоился большой золотой медали. После получения столь престижной награды у него выпала возможность отправится за рубеж для улучшения своих навыков. Городом, который он предпочел посетить стал Мюнхен. Здесь художник познакомился с работами многих известных художников анималистов и пейзажистов, которые уже добились мирового признания. Спустя некоторое время он посетил Женеву, а затем Дюссельдорф, где им было выполнено полотно «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». Это произведение принесло художнику немалую известность и было выставлено в Дюссельдорфском музее на равных с полотнами других более известных европейских мастеров. На родине Шишкина эту картину оценили настолько высоко что пожаловали ему титул академика.

И.И.Шишкин — Вид в окрестностях Дюссельдорфа

Безудержная любовь к родному краю

Несмотря на то что, рисовальщик находился за границей его сердце всегда искало частички родного в чужих краях. Многие его пейзажные работы были выполнены с тоской по дому и очень напоминали русские виды. Иногда бывало так, что художник мог часами искать подходящие места, которые хоть немного напоминали дикие леса России. Такое положение дел привело к тому, что в 1866 году Шишкин вернулся в Санкт-Петербург. Здесь он начал усердно трудится над созданием множества шедевров, которые были показаны на выставке, проходившей в академии. После того как было создано Товарищество передвижных выставок, он по большей части выставлял свои начерки пером. Здесь он познакомился с сообществом аквафортистов и вернулся к старому увлечению гравирования «царской водкой» которое не оставлял до конца своих дней. Его поместье находилось неподалеку от прекрасного дикого леса, в котором Шишкин проводил почти все свое время. Однажды он пропал на несколько дней и вернулся с полотном «Лесная глушь» за которое его удостоили профессорского звания.

Полуденный художник

Его страсть и любовь к миру флоры и фауны была настолько сильной, что он изучал каждое растение, которое могло расти в местности где он работал. Художнику была важна точность и качество передачи изображения достоверность фактов, которые смогут в полной мере воспроизвести палитру красок и эмоций, которые испытывал живописец. Шишкин не искал легких путей, поэтому выбрал для себя основным сюжетом полуденное время суток. Это усложняло передачу светотени, ведь солнце было на пике и это увеличивало яркость красок и сводило полу-теневые эффекты к минимуму. Но художник словно чувствовал природу с которой сотрудничал во время написания полотна. В эго коллекции работ не так много полотен которые были написаны утром или в сумерках. Но такие все-таки имеются, знаменитое творение «Утро в сосновом лесу» было написано во время рассвета. Художнику как нельзя лучше удалось передать влажность и прохладу еще не очнувшегося от холодной ночи леса. Примечательно то что, это полотно было создано не только Шишкиным, главные персонажи картины три медвежонка, и медведица являются творением анималиста Константина Савицкого. Однако заказчик не захотел, чтобы на картине было указано еще чье-то имя кроме мастера Шишкина и стер подпись Савицкого.

Читайте также:
Иса́ак Ильи́ч Левита́н - отзывы, мнение, рейтинг

И.И.Шишкин — Утро в сосновом лесу

Неповторимая точность исполнения

На одной из выставок которые проходили в 80-х годах Шишкина признали лучшим пейзажистом. Художником были созданы сотни зарисовок углем, которые он в будущем использовал для создания гравировок. Хоть Иван Иванович и считается рисовальщиком, любящим исключительно природные мотивы им, были написаны и портреты. Полотно «Дама с собачкой» покрыто занавесом тайны и лишь недавно коллекционеры смогли определить, что эта картина была написана великим художником Шишкиным. До конца разгадать личность изображенной на полотне дамы так и не удалось. Помимо лесных пейзажей художник не редко изображал степные или прибережные мотивы. Яркими примерами являются «Рожь», «Болото» и «Полдень». «Рожь» была написана после того как художник посетил свой родной город, который и вдохновил его своим спокойствием и умеренностью красок. Золотое поле и несколько одиноких сосен были изображены с невероятной детализацией и в целом картина выглядит словно фотография.

Рожь. 1878. Холст, масло

Последние годы жизни

Помимо солнечных летних пейзажей, Шишкин изобразил зимнюю холодную ночь. Полотно «На севере диком» показывает, как высоко было мастерство художника. Ему удавалось отлично передавать не только солнечную теплоту, но и мистическую прохладу луны. Одинокая сосна на краю обрыва несет в себе некую символичность и одиночество. Возможно такую символическую отсылку художник невольно изобразил из-за его постоянного одиночества. Несмотря на то что Шишкин был женат дважды, и у него было четверо детей его всю жизнь преследовало одиночество. Обе его жены скончались раньше него, а дети повзрослев не были заинтересованы в общении с отцом. Вот так в полном одиночестве великий мастер скончался 20 марта 1898 года у себя в мастерской работая над очередным гениальным творением.

Иван Иванович Шишкин

Фото Все

Видео Все

Иван Шишкин / Передвижники @Телеканал Культура

Иван Шишкин. Утро в сосновом лесу, Рожь / История одного шедевра

Люди РФ. Художник полудня Иван Шишкин

Иван Шишкин — биография

Иван Шишкин – выдающийся художник-пейзажист, рисовальщик, живописец, гравер-аквафортист. Представлял дюссельдорфскую художественную школу, автор многочисленных пейзажей.

На полотнах величайшего художника-пейзажиста Ивана Шишкина оживает первозданный лес, с его величественной красотой, расплескались бескрайние просторы полей, веет холодом сурового края. Всматриваясь в его полотна, понимаешь, настолько они реалистичны, так и хочется подставить лицо дуновению легкого ветерка или посмотреть, под лапами какого животного трещат сучья. Живопись была для Шишкина всем, самой жизнью, и даже свой смертный час художник встретил за мольбертом, с неизменной кистью, зажатой в руке. Шишкин оставил после себя наследие, которому суждено обрести бессмертие на века. Славу и известность он получил еще при жизни, о нем говорили – «певец русского леса», преклоняясь перед его мастерством и любви к родной природе.

Детство и юность

Родина величайшего из российских живописцев – небольшой городок Елабуга, входивший до революции в Вятскую губернию. В настоящее время это территория Республики Татарстан. Иван родился 13(25) января 1832 года. Его отец – купец-хлеботорговец Иван Шишкин, был очень известным и уважаемым человеком этого провинциального городка. На протяжении нескольких лет мужчина выполнял обязанности городского главы. Именно он инициировал и выделил собственные средства на обустройство в Елабуге деревянного водопровода, кстати, частично сохранившего свою функциональность до наших дней. Кроме этого Иван Шишкин выпустил первую книгу, которая знакомила современников с историей их края.

Отец будущего художника славился своей прагматичностью и разносторонними интересами, поэтому постепенно прививал сынишке знания об естественных науках, механике, археологии. Семилетний Ваня пошел в первый класс Первой казанской гимназии, где, по мнению отца, была возможность получить прекрасное образование. Впрочем, Иван не оценил стараний отца, потому что больше тяготел к миру искусства, чем к точным наукам. Ему быстро надоело учиться, и спустя четыре года Шишкин бросил гимназию, вернулся в родной город. Родителям заявил, что не желает становиться чиновником.

Портрет Ивана Шишкина в юности

Родители очень огорчились его поступком, тем более, что Иван буквально набросился на рисование. Мама – Дарья Шишкина, была расстроена, что сын неспособен к учебе и абсолютно не интересуется домашними делами. Ее раздражало стремление сына рисовать, женщина не видела в этом занятии совершенно ничего полезного, исключительно «пачкотню бумаги». Отец вслух поддерживал мнение матери, но на самом деле радовался, что у сына проснулась тяга к миру прекрасного. Чтобы избежать родительского гнева, подросток рисовал только ночью при свечах. Так начиналась творческая биография одного из величайших художников мира.

Живопись

Вначале занятия Шишкина рисованием носили чисто любительский характер. Так продолжалось до тех пор, пока в Елабуге не появились профессиональные художники, приглашенные из столицы, чтобы расписать церковный иконостас. Именно тогда Иван всерьез решил приобрести творческую профессию. Москвичи сказали юному дарованию, что в столице есть специальное училище, где учат живописи и ваянию, и у Шишкина появилась мечта, поступить в это прекрасное учебное заведение.

Ивану удалось уговорить отца, тот нехотя, но все же отпустил отпрыска на учебу. Только поставил одно условие, не бросать обучение, и со временем достичь популярности, как Карл Брюллов. Из биографии художника видно, что он выполнил свое обещание, и даже приобрел гораздо большую популярность, чем человек, на которого равнял его отец.

Читайте также:
Селиванов Александр Антонович - биография, личная жизнь, фото, видео

Мечта Ивана Шишкина сбылась, в 1852-м он стал студентом Московского училища живописи и ваяния. Его наставником стал художник-портретист Аполлон Мокрицкий. Только начинающий живописец больше стремился к написанию пейзажей, и все свое внимание он уделял именно своему увлечению. Прошло не так много времени, и в училище «прознали» об уникальном даре студента настолько реалистично изображать на бумаге самые обычные пейзажи, что казалось, они сейчас оживут.

После окончания училища Шишкин понял, что хочет совершенствовать свое мастерство, приобретать необходимые знания и навыки, и в 1856-м снова пошел учиться. На этот раз он стал студентом Санкт-Петербургской Императорской академии искусств. Не прошло и несколько месяцев, как Шишкину удалось покорить сердца всех, с кем учился, и кто его учил. Занимался Шишкин очень прилежно, проявлял выдающиеся способности к искусству живописи.

После первого года обучения Иван побывал на острове Валааме, куда его отправили на летнюю практику. Он написал несколько пейзажей этого живописного острова и был награжден за них большой золотой медалью от академии. За годы учебы талант живописца принес ему еще две малые серебряные и одну малую золотую медаль. На картинах Шишкина красовались питерские пейзажи.

Закончив обучение в академии, Иван Шишкин отправился за границу с целью совершенствования своего мастерства. Денег на эту поездку ему хватало, как один из самых талантливых выпускников, Шишкин получил специальную пенсию от академии. Теперь ему не нужно было заботиться о хлебе насущном, пришло время полностью посвятить себя искусству. Вначале живописец поехал в Мюнхен, потом оказался в Цюрихе, затем в Женеве и Дюссельдорфе.

Картина «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»

Там художник впервые попробовал делать гравюру с помощью «царской водки», писал пером, в том числе и свое судьбоносное полотно «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». Шишкин отправил это светлое, и какое-то воздушное полотно, домой, и за него ему присвоили звание «академик».

На протяжении шести лет Шишкин находился за границей, любовался непривычными пейзажами в чужой стране, и все это время не переставал тосковать по родным краям. Когда стало совсем невмоготу, пейзажист вернулся домой, в Россию. Сразу после возвращения Шишкин отправился колесить по стране, искал необычные места, первозданную природу, необычную натуру. Редко, но бывал в Санкт-Петербурге, устраивал экспозиции, где демонстрировал свои картины, принимал непосредственное участие в жизни артели художников. Среди его друзей были Архип Куинджи, Константин Савицкий, Иван Крамской.

В 70-е годы пейзажист нашел себе дополнительное занятие. Шишкин и его коллеги стали основателями Товарищества передвижных художественных выставок, объединившись с товариществом аквафортистов. В 1873 году художник написал полотно «Лесная глушь», и получил от Академии звание профессора.

Вторая половина 70-х внесла свои коррективы в биографию Шишкина. Художник едва не скатился по наклонной плоскости и не растерял авторитет, которым пользовался у своих коллег. Как раз в тот период умерла его жена, Иван сильно переживал смерть любимого человека, начал сильно пить. От него отвернулись близкие и друзья. Спасла работа, художник приложил максимум усилий, чтобы переломать ситуацию, писал день и ночь. В этот период копилка его работ пополнилась новыми шедеврами – полотнами «Первый снег», «Рожь», «Сосновый бор». Художник говорил о своем собственном состоянии, о том, что теперь он интересуется жизнью во всех ее проявлениях.

Буквально перед самой смертью живописца пригласили на должность преподавателя Высшего художественного училища при Академии художеств. В конце 19-го века старая школа художников начала приходить в упадок, у молодого поколения живописцев появились другие эстетические принципы. Несмотря на это, Шишкин часто проводил время в компании молодых авторов, старался писать свои полотна в соответствии с новыми мотивами. В те годы кумиром Шишкина стал художник Валентин Серов.

Давая оценку таланту художника, поклонники его творчества сравнивали Ивана с биологом. Романтизированная красота природы его не прельщала, Шишкин стремился к реалистичным изображениям. С этой целью перед написанием очередного полотна, Иван старался очень внимательно изучить все растения. Перед началом работы Шишкин рассматривал меленькие листочки, интересовался травой и мхами.

С годами выработался «фирменный» стиль Шишкина, он экспериментировал с использованием разных кистей, накладывал необычные мазки, стремился передать мельчайшие, едва уловимые оттенки. Современники художника видели в нем настоящего поэта природы, который в каждом ее уголке находил характер и своеобразие.

Шишкин никогда не сидел на одном месте. Он искал вдохновение в пейзажах Троице-Сергиевой Лавры, бродил по просторам Сестрорецка и Сокольников, любил выезжать в лес на Лосиный остров. Иван достаточно часто посещал Беловежскую пущу, где ему особенно хорошо работалось, и город своего детства – Елабугу, где часто гостил.

«Утро в сосновом лесу»

Точности ради стоит отметить, что свои шедевры Шишкин иногда создавал не сам. Всем известное полотно «Утро в сосновом лесу» родилось при помощи анималиста и друга Ивана – Константина Савицкого. Благодаря ему, на картине появились медвежата, резвые, живые, очень реалистичные. По этой причине полотно вначале было подписано двумя авторскими подписями.

Эту картину купил П.М.Третьяков, который и стер на ней подпись Савицкого. В конце 80-х Фердинанд Теодор фон Эйнем, владелец конфетной фабрики, решил украсить свою продукцию. Договорившись с Третьяковым, он снял копию с картины «Утро в сосновом лесу» и поместил изображение на первую партию конфет под названием «Мишка Косолапый, попавшей на прилавки в 90-е годы 19-го века. В 1896 году продукция удостоилась высшего знака отличия на Всероссийской промышленно-художественной выставке, которая состоялась в Нижнем Новгороде. В 1900-м конфеты отправили на Всемирную выставку в Париж, и там они завоевали Гран-при. Автором дизайна этих конфет стал художник Мануил Андреев, которому принадлежала идея разместить на обертке не только фрагмент известной картины, но и обрамить ее зелеными еловыми ветками и шестиконечными Вифлеемскими звездами. В те годы конфеты были очень дорогими, и считались отменным подарком к Рождеству.

Читайте также:
Иван Константинович Айвазовский (Ованнес Айвазян) - отзывы, мнение, рейтинг

Личная жизнь

К великому сожалению, в личной жизни Ивана Шишкина не все было так ровно и гладко, как в профессии. Художник женился достаточно поздно, ему исполнилось на тот момент 36 лет. Зато это была большая любовь, светлая и чистая. Его избранницей стала Евгения Васильева, родная сестра живописца Федора Васильева. Этот брак сделал его счастливым, Иван не любил надолго уезжать из дома, не мог надолго расставаться с любимой. Если появлялась необходимость в командировке по стране, он старался вернуться домой как можно быстрее.

Иван Шишкин и Евгения Васильева

Евгения подарила художнику трех детей – двух сыновей и дочку. Иван души не чаял в своих детях, он просто наслаждался отцовством. Двери их дома были всегда открыты для друзей, Шишкин был очень радушным хозяином, принимал гостей часто и хлебосольно. Но все изменилось в 1874 году, когда не стало его горячо любимой жены. Вскоре скончался и один из сыновей.

Иван долго не мог смириться с этой потерей, но время способно залечить любую рану. Теперь избранницей живописца стала его собственная ученица, художница Ольга Ладога. Однако и этот брак Ивана Ивановича закончился трагедией, спустя всего год после венчания, Ольга скончалась, и вдовец остался с малолетней дочерью на руках.

Историки и биографы Шишкина подметили одну особенность в характере художника. В то время, когда он учился в училище, его прозвали Монахом, уж слишком Иван был замкнутым и угрюмым. Но те, кто сумел с ним по-настоящему подружиться, отмечали, что в кругу близких ему людей Монах преображается, он много говорил и шутил на любые темы.

Смерть

Шишкин настолько любил свое дело, что не расставался с кистью и мольбертом до самой смерти. Он и умер, сидя перед холстом, 8 (20) марта 1898 года, в прекрасный весенний день. С самого утра Шишкин засел за работу вместе со своим помощником. Именно благодаря ему, стали известны подробности смерти величайшего пейзажиста.

Памятник Ивану Шишкину

Помощник услышал, что Иван Иванович зевнул, а потом увидел, что голова его лежит на груди. Перепуганный молодой человек немедленно вызвал врача, и тому ничего не оставалось делать, как констатировать смерть. Позже выяснилось, что Иван Шишкин умер от разрыва сердца. Он так и не успел окончить свое полотно «Лесное царство». Выходит, что последней до конца завершенной работой Шишкина стала картина «Корабельная роща», которая сейчас находится в экспозиции «Русского музея».

Вначале местом упокоения Ивана Шишкина стало Смоленское кладбище Санкт-Петербурга. И только в середине XX века прах живописца перезахоронен в Александро-Невской лавре.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Иван Шишкин: жизнь и творчество художника

Иван Иванович Шишкин (1832—1898) — русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист. Представитель Дюссельдорфской художественной школы.Академик (1865), профессор (1873), руководитель пейзажной мастерской (1894—1895) Академии художеств. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок.

Содержание

Биография Ивана Шишкина

Иван Иванович Шишкин – известный русский художник (пейзажист, живописец, гравер) и академик.

Родился Иван в городе Елабуга в 1832 году в купеческой семье. Первое образование художник получил в казанской гимназии. Проучившись там четыре года, Шишкин поступил в одно из московских училищ живописи.

После окончания этого училища в 1856 году, образование продолжил в Академии Художеств Петербурга. В стенах данного заведения Шишкин получал знания до 1865 года. Кроме академического рисунка художник также оттачивал свое мастерство за пределами Академии, в различных живописных местах пригорода Санкт-Петербурга. Сейчас картины Ивана Шишкина ценятся как никогда высоко.

В 1860 году Шишкин получил важную награду – золотую медаль Академии. Художник направляется в Мюнхен. Потом – в Цюрих. Всюду занимается в мастерских самых известных художников того времени. За картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» он вскоре получил звание академика.

В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург. Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках. Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник. Сосновый бор». Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок. Шишкин был членом кружка аквафортистов. В 1873 году художник получил звание профессора в Академии Художеств, а после какое-то время был руководителем учебной мастерской.

Творчество Ивана Ивановича Шишкина

Раннее творчество

Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства; «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм; придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа.

В таких картинах, как «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве).

Зрелость

В 1870-е гг. Иван Шишкин входил в пору безусловной творческой зрелости, о которой свидетельствуют картины «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Рожь» (1878; обе — Третьяковская галерея).

Обычно избегая зыбких, переходных состояний природы, художник Иван Шишкин фиксирует ее высший летний расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно за счет яркого, полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую шкалу. Монументально-романтический образ Природы с большой буквы неизменно присутствует в картинах. Новые же, реалистические веяния, проступают в том проникновенном внимании, с которым выписываются приметы конкретного куска земли, уголка леса или поля, конкретного дерева.

Читайте также:
Джексон Поллок, биография, творчество, история жизни

Иван Шишкин — замечательный поэт не только почвы, но и дерева, тонко чувствующий характер каждой породы [в наиболее типических своих записях он обычно поминает не просто «лес», но лес из «осокорея, вязов и частью дубов» (дневник 1861 года) или «лес еловый, сосновый, осина, береза, липа» (из письма И. В. Волковскому, 1888)].

С особой охотой художник пишет породы самые мощные и крепкие типа дубов и сосен — в стадии зрелости, старости и, наконец, смерти в буреломе. Классические произведения Ивана Ивановича — такие, как «Рожь» или «Среди долины ровныя…» (картина названа по песне А. Ф. Мерзлякова; 1883, Киевский музей русского искусства), «Лесные дали» (1884, Третьяковская галерея) — воспринимаются как обобщенные, эпические образы России.

Художнику Ивану Шишкину одинаково удаются и далевые виды, и лесные «интерьеры» («Сосны, освещенные солнцем», 1886; «Утро в сосновом лесу» где медведи написаны К. А. Савицким, 1889; обе — там же). Самостоятельную ценность имеют его рисунки и этюды, представляющие собой детализованный дневник природной жизни.

Интересные факты из жизни Ивана Шишкина

Шишкин и медведи

А знаете ли вы, что Иван Шишкин вовсе не в одиночку написал свой шедевр, посвященный медведям в лесу.

Интересный факт состоит в том, что для изображения мишек Шишкин привлек известного анималиста Константина Савицкого, который с задачей справился превосходно. Шишкин достаточно справедливо оценил вклад компаньона, поэтому попросил его поставить свою подпись под картиной рядом со своей. В таком виде полотно «Утро в сосновом лесу» и привезли Павлу Третьякову, который успел купить картину у художника в процессе работы.

Увидев подписи, Третьяков возмутился: мол, картину он заказывал Шишкину, а не тандему художников. Ну и распорядился смыть вторую подпись. Так и выставляют картину с подписью одного Шишкина.

Под влиянием священника

Родом из Елабуги был еще один удивительный человек – Капитон Иванович Невостроев. Был он священником, служил в Симбирске. Заметив его тягу к науке, ректор Московской духовной академии предложил Невостроеву перебраться в Москву и заняться описанием славянских рукописей, хранившихся в синодальной библиотеке. Они начали вдвоем, а потом Капитон Иванович продолжил в одиночку и дал научное описание всех исторических документов.

Так вот, именно Капитон Иванович Невостроев оказал на Шишкина сильнейшее влияние (как елабужане, они поддерживали связь и в Москве). Он говорил: «Красота, нас окружающая, – это красота божественной мысли, разлитой в природе, и задача художника – как можно точнее передать эту мысль на своем полотне». Именно поэтому Шишкин так скрупулезен в своих пейзажах. Его ни с кем не спутаешь.

Скажи мне как художник художнику…

– Забудьте слово «фотографическая» и никогда не соотносите его с именем Шишкина! – возмутился Лев Михайлович на мой вопрос о потрясающей точности шишкинских пейзажей.

– Фотоаппарат – это механический прибор, который просто фиксирует лес или поле в данное время при данном освещении. Фотография бездушна. А в каждом мазке художника – чувство, которое он испытывает к окружающей природе.

Так в чем же секрет великого живописца? Ведь глядя на его «Ручей в березовом лесу», мы явственно слышим журчание и плеск воды, а любуясь «Рожью», в буквальном смысле кожей ощущаем дуновение ветра!

– Шишкин как никто другой знал природу, – делится писатель. – Он прекрасно знал жизнь растений, в какой-то степени был даже ученым-ботаником. Однажды Иван Иванович пришел в мастерскую к Репину и, рассматривая его новую картину, где изображался сплав плотов по реке, поинтересовался, из какого они дерева. «Какая разница?!» – удивился Репин. И тут Шишкин стал объяснять, что разница велика: если построить плот из одного дерева, бревна могут набухнуть, если из другого – пойдут ко дну, а вот из третьего – получится справное плавучее средство! Его знание природы было феноменальным!

Голодным быть не обязательно

«Художник должен быть голодным» – гласит известный афоризм.

– И вправду, убеждение, что художник должен быть далек от всего материального и заниматься исключительно творчеством, прочно закрепилось в нашем сознании, – рассуждает Лев Анисов. – Вот, например, Александр Иванов, написавший «Явление Христа народу», был так увлечен своей работой, что порой черпал воду из фонтана и довольствовался коркой хлеба! Но все же это условие далеко не обязательно, и на Шишкина оно уж точно не распространялось.

Творя свои шедевры, Иван Иванович, тем не менее, жил полной жизнью и не испытывал больших материальных затруднений. Он дважды был женат, любил и ценил уют. А его любили и ценили красивые женщины. И это притом, что на людей, плохо его знавших, художник производил впечатление чрезвычайно замкнутого и даже угрюмого субъекта (в училище его по этой причине даже прозвали «монахом»).

На самом же деле Шишкин был яркой, глубокой, разносторонней личностью. Но лишь в узкой компании близких людей проявлялась его истинная суть: художник становился самим собой и оказывался говорливым и шутливым.

Слава настигла очень рано

Российская – да, впрочем, не только российская! – история знает немало примеров, когда великие художники, писатели, композиторы получали признание широкой публики только после смерти. В случае с Шишкиным все было по-другому.

К моменту окончания Петербургской академии художеств Шишкин хорошо был известен за рубежом, а когда молодой художник учился в Германии, его работы уже хорошо продавались и покупались! Известен случай, когда владелец одной мюнхенской лавки ни за какие деньги не согласился расстаться с несколькими рисунками и офортами Шишкина, украшавшими его магазинчик. Слава и признание пришли к пейзажисту очень рано.

Читайте также:
Оска́р Кло́д Моне́ - отзывы, мнение, рейтинг

Художник полудня

Шишкин – художник полудня. Обычно художники любят закаты, восходы, бури, туманы – все эти явления писать действительно интересно. Но написать полдень, когда солнце стоит в зените, когда вы не видите теней и все сливается, – это высший пилотаж, вершина художественного творчества! Для этого надо так тонко чувствовать природу! Во всей России, пожалуй, было пять художников, которые могли передать всю красоту полуденного пейзажа, и среди них – Шишкин.

В любой избе – репродукция Шишкина

Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся!), что на своих полотнах он отразил именно их. Однако наш собеседник поспешил разочаровать. География работ Шишкина чрезвычайно широка. Учась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, он писал московские пейзажи – посещал Троице-Сергиеву Лавру, много работал в Лосиноостровском лесу, Сокольниках. Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк. Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще. Много работал Шишкин и за границей.

Впрочем, в последние годы жизни Иван Иванович нередко наезжал и в Елабугу и тоже писал местные мотивы. К слову, один из самых известных, хрестоматийных его пейзажей – «Рожь» – был написан как раз где-то неподалеку от его родных мест.

– Он видел природу глазами своего народа и был народом любим, – рассказывает Лев Михайлович. – В любом деревенском доме на видном месте можно было обнаружить вырванную из журнала репродукцию его работ «Среди долины ровныя…», «На севере диком…», «Утро в сосновом лесу».

Шишкин Иван Иванович (1832-1898) – биография, жизнь и творчество художника

Начало пути

Художник Шишкин родился в январе 1832 года в городе Елабуге на территории современного Татарстана в очень уважаемой семье. Здесь же прошло его детство. Отец будущего художника много лет подряд был городским главой и вносил серьёзные улучшения в жизнь города: именно он провёл в городе на собственные средства деревянный водопровод. Ему же принадлежит заслуга создания первой книги об истории родного города.

Родители Ивана Шишкина были увлечены идеей дать сыну самое лучшее образование. В 12 лет подросток был отправлен в Первую казанскую гимназию. Однако он обучение не завершил и вернулся домой с заявлением о нежелании становиться чиновником. Уже в том юном возрасте его больше интересовало изобразительное искусство. Мать подростка относилась к этому факту скептически, пристрастие к рисованию не одобряла, считала его совершенно бесполезным занятием. Отец же симпатизировал увлечению сына, однако считал его позицию чрезмерно отстранённой от реальности и не одобрял.

Чтобы не лишиться возможности заниматься любимым делом и в то же время не провоцировать конфликт с родными, Шишкин прятался от них и рисовал по ночам при свечах.

Серьёзным толчком к принятию решения о будущей профессии явился визит в Елабугу московских художников для росписи местного иконостаса. От них Иван узнал об Училище живописи и ваяния в Москве. Хотя и с трудом, но всё же удалось уговорить отца позволить ему отъезд в Москву для обучения.

Творчество и карьера

В Училище живописи и ваяния Шишкин поступил в возрасте 20 лет, покинув малую родину и перебравшись в Москву. Обучение протекало под руководством художника-портретиста Аполлона Мокрицкого.

Ярко выраженное пристрастие начинающего живописца к пейзажам взяло верх уже тогда. Начиная с самых первых, ещё довольно слабых, работ, его рисунки содержали интересные детали пейзажа и просто окрестные виды. По мнению сокурсников и учителей, даже самые обычные пейзажи на его полотнах выглядели как-то по-особенному выразительно. В конце обучения его талант был уже очевиден. И преподавали, и студенты видели: перед ними выдающийся пейзажист.

Следующим этапом обучения была Императорская Академия художеств в Санкт-Петербурге, где Иван Шишкин быстро стал известен как студент с выдающимися способностями.

Летом для работы на природе художник отправился на Валаам. Этот архипелаг очень вдохновил его живописностью природных пейзажей. Именно здесь, в частности, был написан этюд «Сосна на Валааме», принёсший автору серебряную медаль.

Кроме того, виды и пейзажи Валаамского архипелага, запечатлённые художником на полотнах, сыграли большую роль в оценке его творческой деятельности, что способствовало получению при окончании Академии большой золотой медали.

Закончив обучение, художник отправился в путешествие за границу. Постепенно становясь знаменитым, он посещал Мюнхен, Цюрих, Женеву. Везде живописца интересовали природные пейзажи. Наряду с классической живописной техникой, Шишкин пытался экспериментировать в стиле графики: много писал пером, карандашом, пытался гравировать царской водкой.

Работа «Виды в окрестностях Дюссельдорфа», к которой художник приступил, посетив этот город, была по достоинству оценена знатоками и способствовало получению Шишкиным почётного звания академика.

Из путешествия по разным странам художник вернулся только через 6 лет. Вернувшись в Петербург и возобновив общение с товарищами по академии, Шишкин узнал, что к моменту его возвращения была организована Петербургская артель художников, позже называвшееся «Товарищество передвижных художественных выставок». По свидетельствам родственников художника, сам Шишкин в артели не состоял, однако принимал живейшее участие во всех делах товарищей.

В 1868 году Шишкин женился на сестре одного из своих друзей. Это событие изменило образ жизни живописца. Будучи очень привязанным к супруге и детям, он опасался надолго уезжать из дома. Семейная жизнь превратила его гостеприимного хозяина, в доме которого всегда гостили друзья.

В семидесятые годы XIX века Иван Шишкин ещё больше сблизился с художниками-передвижниками и стал одним из учредителей их выставок, которые дали пейзажам более широкую известность. Товарищество сообща путешествовало по различным городам страны, демонстрируя произведения искусства и в постоянном поиске новой натуры. В частности, нарисовать картину «Бурелом» живописца вдохновили вологодские леса.

Современники, наблюдавшие за работой и успехами Шишкина, писали позднее, что Иван Шишкин со своей живописной техникой сам по себе является школой пейзажа («живой школой русского пейзажа» именовал художника Шишкина и его картины живописец Крамской — друг и соратник по передвижным выставкам).

Читайте также:
Карл Па́влович Брюлло́в - отзывы, мнение, рейтинг

Картину омрачила смерть жены художника в 1874 году, после чего характер художника стал гораздо более мрачным и замкнутым. Частые запои стали причинами конфликтов с товарищами. Однако полного разрыва с искусством и коллегами по передвижническому течению художник не допустил. Привычка к постоянному труду взяла верх. Шишкин создавал всё новые произведения, которые быстро становились популярными благодаря выставкам художников-передвижников.

Именно к этому периоду принадлежат полотна:

  • «Дорога в сосновом лесу»;
  • «Сосновый бор»;
  • «Первый снег»;
  • «Рожь».

В восьмидесятых годах XIX века художник вновь женился. Однако семейная жизнь не была долгой: супруга, которая была одной из его учениц, умерла через год, после чего художник снова головой окунулся в работу. Углубившись в созерцание пейзажей, Шишкин вновь стал экспериментировать, пытаясь передать красками на холсте игру света в ветвях деревьев, изменчивость состояний природы, ускользание света на границе времён суток.

Результаты кропотливых экспериментов сочетание различных живописных техник особенно заметны в работах конца восьмидесятых годов XIX века:

  • «Утро в сосновом лесу»;
  • «На берегу Финского залива»;
  • «Сосны, освещённые солнцем».

Всем, кому довелось наблюдать его работу и её результаты, отмечали потрясающую реалистичность, с которой живописцу удавалось передавать состояния природы.

Поздний период

В конце XIX века когда в среде Товарищества передвижных художников стало возникать всё больше разногласий между поколениями живописцев. Иван Иванович Шишкин встал на сторону молодых авторов, относясь к ним с большим вниманием и стараясь отражать что-то новое в своём творчестве. Им двигали рассуждения, согласно которым художник не может перестать развиваться и привносить в своё творчество что-то новое. Прекращение развития, по мнению живописца, будет означать упадок для автора.

В 1894 году Иван Иванович Шишкин стал преподавателем высшего художественного училища при Академии Художеств. Теперь он не только творил, но и обучал других — тех самых молодых художников, к творчеству которых относился с таким интересом. Среди учеников автор знаменитых русских пейзажей пользовался большим уважением.

Несмотря на то что его творчество стояла особняком относительно классических эстетических норм, а его художественная система было несколько иной, молодёжь вдохновлялась реалистичными образами его картин и мастерством, которым мастер передавал всё, что заметно глазу: стройные стволы в берёзовой роще, густая сосновая хвоя, кроны раскидистых дубов Старого Петергофа на фоне неба, голубой оттенок теней на снегу.

Не стало великого художника в 1898 году. Он умер? не отрываясь от любимой работы, создавая свой новый, ставший последним, живописный шедевр, прямо за мольбертом.

Автобиографии живописец не писал. Об особенностях его жизненного пути известно из рассказов родственников и товарищей.

Память о мастере

Шишкин Иван Иванович, произведения которого стали широко известны ещё при жизни автора, признаётся знатоками живописи наиболее сильным российским мастером в жанре пейзажа. Многие из работ живописца размещены в известных всему миру музеях. Наиболее широко творчество Ивана Ивановича представлено в Третьяковской Галерее. Здесь, в частности, можно увидеть следующие полотна:

  • «Рубка леса»;
  • «Рожь»;
  • «Пасека».

Изучая, систематизируя творчество художника и пытаясь создать краткий список его работ, составитель справочников Д. Равинский, насчитал около сотни офортов, исполненных Шишкиным, кроме того, были упомянуты цинкографические эксперименты мастера и оригинальные литографии.

Сегодня лес, осенние пейзажи и зима, запечатлённая живописцем, обрели поистине широчайшую популярность: они печатаются на постерах и в альбомах с репродукциями, с ними можно ознакомиться и на специальных сайтах, содержащих изображения картин Шишкина с названиями и описанием, изложенным кратко и обращающим внимание зрителя на особенности каждого полотна.

Увековечена память о великом живописце и в названиях улиц многих городов. С ним же ассоциируется и название одной из баз отдыха в Черниговской области.

«Царь леса»: великий русский художник И. И. Шишкин

Все мы помним и любим величайшего художника 19 столетия Ивана Ивановича Шишкина.

Вряд ли найдется такой человек, который бы не знал его картин.

Шишкин от природы обладал огромным талантом самородка. Никто до него с такой открытостью не поведал зрителю о своей любви к родному краю. Он передал миру о живой красоте русских лесных пейзажей. Да как поведал! С холстов великого художника на нас смотрит лес во всем своем великолепии.

Иван Шишкин родился 13 (25) января 1832 г. в Елабуге, в многочисленной и небогатой купеческой семье. Его отец был человеком разносторонних знаний и хотел, чтобы его сын получил хорошее образование, посылал его к разным учителям, а в 1844 г. отвез в Казанскую гимназию. Однако вернувшись на лето 1848 г. в Елабугу, будущий художник объявил родным, что в гимназию больше не вернется, и с жаром предался рисованию. Все, что казалось достойным сохранения в памяти, он переписывал в тетради; биографии художников, изречения, из которых становится ясным тогдашнее представление его о художнике и его задачах:

«Посвятить себя живописи — значит отказаться от всяких легкомысленных занятий жизни».

«Изящные искусства ведут ко всему прекрасному, искреннему, благородному — ко всему, что зовется надеждою, советом и утешением».

«Свойства художника: трезвость, умеренность во всем, любовь к искусству, скромность характера, добросовестность и честность».

«Борьба с технической частью искусства — тайна развития таланта».

«Отыщите одну истинную красоту в художественном произведении, и вы будете богаче того, который нашел в нем десять ошибок».

В августе 1852 г. Шишкин поступил в Московское училище живописи и ваяния. Молодой художник был впечатлен полотнами маститых живописцев, которые, наконец, увидел воочию, и осознал, что душа его лежит к пейзажу. Его костюм и сильная медведеобразная фигура заставили товарищей по училищу, часто увлекавшихся выпивкой, прозвать его семинаристом. Впоследствии Шишкин вспоминал: «Я первый в то время из пейзажистов начал рисовать с натуры, и первые мои 10 рисунков заслужили общую похвалу и ходили по рукам разных покровителей и ценителей, также и преподавателей. Они же уговаривали меня бросить пейзаж как низший род живописи и заняться исторической живописью и были недовольны за то, что многие из учеников тоже стали рисовать пейзажи, животных и пр., что, по их мнению, было потерей времени; в изучении античного гипса они видели ключ к искусству. Единственный из преподавателей, человек образованный, любивший природу и искусство, был А.Н. Мокрицкий — ему я и многие обязаны правильным развитием любви и понимания искусства».

Читайте также:
Сальвадор Дали, биография, история жизни, творчество

В 1856 г. Шишкин отправился в Петербург, чтобы поступить в Академию художеств. Уже спустя три месяца после поступления он привлек внимание профессоров своими натурными пейзажными рисунками и постоянно получал награды за свои работы. Приобретя вместе с третьей, то есть, Большой золотой медалью, право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он отправился в 1861 г. в Мюнхен, посещал там мастерские известных художников, а затем перебрался в Цюрих, где под руководством профессора Коллера, считавшегося тогда одним из лучших изобразителей животных, срисовывал и писал последних с натуры.

Вдали от Родины художник тосковал, и только усердная работа отвлекала его от хандры. Какое-то время Шишкин провел под Дюссельдорфом в Тевтобургском лесу, где сделал массу прекрасных рисунков карандашом и пером. Его мастерство даже было замечено местными жителями. Он позднее вспоминал о том периоде: «Где и куда ни пойдешь, везде показывают — пошел вот этот русский, даже в магазинах спрашивают, не вы ли тот русский Шишкин, который так великолепно рисует».

Он не только рисовал, но и много писал маслом. Присланные из-за границы работы были одобрены академическим начальством и появились на выставке 1865 года. Особо в академии отметили успехи Шишкина в рисунке и гравировании. Но ни европейская пейзажная живопись, ни европейская природа особого впечатления на Шишкина не произвели. Хотя, время было потрачено не зря, о чем свидетельствует явное совершенствование его мастерства. Кстати, написанная им тогда картина «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» принесла Шишкину звание академика, а в 1867 году была отправлена на Всемирную выставку в Париж.

Вернувшись из-за границы, Шишкин старается применить полученные навыки к изображению русской природы, много экспериментирует, пытаясь «нащупать» собственный путь в живописи. В это время он близко сходится с членами артели И.Н. Крамского, оказавшими на него заметное влияние. В его работах появляются элементы эпичности, взгляда на природу, как на мощную и целостную стихию, находящуюся рядом с человеком, но живущую своей жизнью.

С приездом на родину в Шишкина словно вселились новые силы. Он сближается с членами Артели, вокруг которой группировались представители прогрессивной творческой интеллигенции, участвует в собраниях о роли искусства, о правах художника. Иван Шишкин всегда был окружен вниманием товарищей. И.Е.Репин говорил о нем так: «Громче всех раздавался голос И.И. Шишкина: как зеленый могучий лес, он поражал всех своим здоровьем, хорошим аппетитом и правдивой русской речью. Публика, бывало, ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми мозолистыми от работы пальцами начинает корежить и затирать свой блестящий рисунок, а рисунок, точно чудом или волшебством, от такого грубого обращения автора выходит все изящней и блистательней.»

Работы Шишкина, созданные в конце 60-х гг., знаменуют новый этап в творчестве мастера.

Добиваясь предельного сходства с натурой, художник на первых порах тщательно выписывает каждую деталь, и это мешает целостности образа. Примером таких работ является картина «Рубка леса».

В 60-е Шишкин окончательно преодолевает свойственную академической школе отвлеченность пейзажа. Лучшая работа этих лет — «Полдень. В окрестностях Москвы».

В 1870 году Шишкин вступил в учредители крупнейшего объединения мастеров реалистического направления — Товарищества передвижных художественных выставок. До конца своей жизни Шишкин оставался одним из самых активных и верных членов Товарищества.

На вторую передвижную выставку Шишкин представил картину «Сосновый бор» (1872 г.), явившуюся новым шагом в творческом развитии мастера. Художник сумел создать образ могучего, величавого русского леса.

Творчество Ивана Ивановича Шишкина явилось ступенью на пути познания и отражения окружающего мира, по меткому выражению Крамского, было «живой школой» работы с натурой.

В 70-е годы большинство работ Шишкина посвящено хвойному лесу: «Лесная глушь», «Чернолесье», «Еловый лес». Шишкина привлекают обширные лесные массивы. Лучшие пейзажи того времени исполнены величавой торжественностью.

В 70-е гг. художник стремится к большей обобщенности форм, цельности колористических решений. В это же время он достаточно сильно сближается с Крамским. Дружба с этим человеком, идейным вождем товарищества, теоретиком и тонким критиком искусства, сыграли особую роль в творческом развитии Шишкина. Не было другого человека, который бы так зорко подмечал его ошибки и помогал их преодолевать. Нередко они вместе жили на даче, где плодотворно трудились.

Большое значение Иван Шишкин придавал этюдам. Для него создание этюда было подлинно творческим процессом, основанным на продолжительных наблюдениях и раздумьях. Большую роль он отводил рисунку и почти не расставался с карандашом. Восхищаясь острой наблюдательностью и уверенностью, с которой Шишкин писал этюды, Крамской рассказывал: «. Когда он перед натурой, то точно в своей стихии: тут он и смел и ловок, не задумывается.»

Главной формой выражения волновавших Шишкина замыслов всегда оставалась картина, с наибольшей полнотой он раскрывал в ней воодушевлявшие его идеи. Примером этого может служить работа «Рожь».

В это время Шишкин находится в зените славы, но впереди его ждали новые замечательные свершения. 80-90-е гг. — период повышенного расцвета таланта пейзажиста. Полотна «Дебри», «Сосновый лес», «Бурелом» по характеру близки к работам предшествующего десятилетия, однако трактованы с большей живописной свободой.

Читайте также:
Василий Суриков, биография, история жизни, творчество

В 80-е гг. Шишкин с увлечением продолжает работать над пейзажами, воспевавшими просторы родной земли. «Среди долины ровныя» — одна из лучших его картин — построена на противопоставлении безбрежной равнины и одинокого могучего дуба, словно парящего над ней.

Большой этюд «Сосны, освещенные солнцем» (1886 г.) — новая страница в творчестве Шишкина. Художником использованы цветные тени, рефлексы. Этюд словно пронизан солнечным светом. Это работа из серии пленэрных. Об успехах в этом направлении свидетельствуют и другие работы. В картине «Дубы» (1887 г.) то вспыхивают на солнце, то погружаются в полумрак узорчатые листья. Легкие прозрачные тени скользят по деревьям, ложатся на освященную поляну. Так же широко известно полотно «Утро в сосновом лесу» (1889 г.).

Шишкин был отличным пейзажистом, но редко брался за изображения зверей на своих работах.

Картина «Утро в сосновом бору» не стала исключением. Он создавал пейзаж, а вот четверых медвежат нарисовал другой художник, специалист по зверям, Константин Савицкий.

Говорят, что именно он подсказал саму идею для этой картины. Рисуя утро в сосновом бору, Шишкин взял Савицкого соавтором, и картина изначально была подписана ими двумя. Однако, после того как полотно было передано в галерею, Третьяков посчитал работу Шишкина более обширной и стер имя второго художника.

В последнее десятилетие жизни художник воспринимает природу более проникновенно,тонко, возрастает роль света в его картинах. В 90-е гг. организованы две выставки работ художника. Первая в 1891 г. носила ретроспективный характер: свыше пятисот этюдов раскрывали творческую лабораторию художника, его поиски. На другой выставке в 1893 г. демонстрировались произведения, выполненные в течении последнего лета. Они свидетельствовали о многообразии замыслов, об исключительной зоркости глаза и высоком мастерстве шестидесятилетнего пейзажиста.

В 1895 году у Шишкина выходит четвертый альбом офортов. Это было подленным событием в художественной жизни страны. Альбом включал 60 листов — все лучшие работы.

Блестящим итогом почти полувекового пути художника в отечественном искусстве стала картина «Корабельная роща» (1898 г.). Ее можно считать классической по завершенности, полноте художественного образа, монументальности звучания. В основу произведения легли этюды, сделанные в Елабуге. Роль Ивана Шишкина в русском искусстве оставалась столь же значительной и в те годы, когда в пейзажной живописи появилось множество великолепных произведений И. Левитана, В. Серова, К. Коровина.

Смерть к художнику пришла неожиданно. Иван Иванович скончался у мольберта 8 (20) марта 1898 года, работая над картиной «Лесное царство».

В роковой день утром он чувствовал еще себя здоровым. В десятом часу, по обыкновению, он уже был в своей мастерской за работою вместе со своим учеником-алтайцем Г. Гуркиным.

В одиннадцатом часу Иван Шишкин вместе со своим учеником углем чертил на новом полотне новый этюд. Делая какой-то штрих, он вдруг внезапно как будто зевнул, затем, после двух тяжелых вздохов, вылетевших из его груди, голова его беспомощно опустилась на грудь, а правая рука с углем упала на колени.

Г. Гуркин бросился на помощь к своему учителю, но увы. Это было напрасно: он не проронил ни слова и тихо отошел в вечность. Немедленно прибывший врач мог только констатировать смерть от разрыва сердца. Неумолимая смерть не оставила на лице его никакого следа: Иван Шишкин как будто спокойно заснул.

«Если дороги нам картины природы нашей дорогой и милой родины Руси, если мы хотим найти свои истинно народные пути к изображению ее ясного, тихого и задушевного облика, то пути эти лежат и через ваши смолистые, полные тихой поэзии леса. Корни ваши так глубоко и накрепко вросли в почву родного искусства, что их ничем и никогда оттуда не выкорчевать!» — писал в 1896 г. Шишкину его коллега В.М. Васнецов.

Иван
Иванович Шишкин

Биография и информация

Шишкин Иван Иванович (13 (25) января 1832 год, Елабуга, Вятская губерния – 8 (20) марта 1898 год, Санкт-Петербург) – знаменитый русский пейзажист, мастер реалистического изображения леса. Учился у Аполлона Мокрицкого в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, у Сократа Воробьева – в Императорской Академии художеств. Был одним из учредителей и активным участником Товарищества передвижных выставок, картины Шишкина Ивана Ивановича присутствовали на всех выставках передвижников до самой смерти художника.

Особенности творчества художника Ивана Шишкина: точность рисунка даже в мельчайших деталях, верность и правдивость изображенного (по картинам художника Шишкина можно изучать строение растений), эпический размах. Шишкин очень скрупулезно подходил к достоверности изображения, что ему иногда ставили в вину. Считается, что мастерство Шишкина-колориста уступает его таланту рисовальщика. Пейзажи Шишкина реалистичны, его отношение к природе – не романтический восторг увлеченного красотой, а спокойное вдумчивое исследование.

Когда Иван Шишкин будет терять любимых людей, забывать вдохновение и проваливаться в глубокую тоску, смысл жизни ему неоднократно вернёт Елабуга – родной город, расположенный в Вятской губернии. Отец его на протяжении многих лет был там городским головой, написал «Историю горда Елабуги» и, конечно, надеялся, что сын продолжит купеческое семейное дело и прославит родной город. Со вторым всё получилось: картины Шишкина Ивана Ивановича воспели и красу малой родины, и нескончаемые леса родины большой.

Не получившийся чиновник и нашедший свой путь живописец

К коммерческим делам молодой человек оказался не расположен и не способен категорически, как и к любым иным, кроме живописи. Чтобы ни у кого не оставалось в том сомнений, Иван Шишкин, проучившись в Казанской гимназии четыре года, самовольно ее оставил, объявив родным, что не желает «сделаться чиновником». Восторга это не вызвало, особенно у матери. Отец же, поняв, что мальчик тверд в своем решении и всерьез намерен заниматься только живописью, отправил его в Московское училище живописи и ваяния. Аполлон Мокрицкий стал первым учителем Ивана Шишкина. Именно он привил художнику Шишкину уважение к рисунку и строгому соответствию форм изображения на картине и в реальности. Направление своего дара Шишкин осознал практически в начале пути: пейзаж, пейзаж и еще немного пейзажа. Ничего выше возможности изображать природу для него не существовало: «Пейзажист – истинный художник, он чувствует глубже, чище (. ) Природа всегда нова и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров, что мы называем жизнь. Что может быть лучше природы!» . Картины художника Шишкина – достаточно веский аргумент, чтобы признать: мало что может быть лучше.

Читайте также:
Михаи́л Алекса́ндрович Вру́бель - отзывы, мнение, рейтинг

Шишкин на многие годы сохранил связь со своим преподавателем. Даже обучаясь у Сократа Воробьева в Академии художеств, которая стала логичным следующим шагом после МУЖВЗ, он часто обращался к первому наставнику. А Мокрицкий грустил от расставания с учеником, чью силу таланта хорошо ощущал, но предсказывал, что вскоре все узнают о картинах художника Шишкина, «если он с той же любовью будет заниматься в Академии» .

Петербург и Академия художеств в жизни Ивана Шишкина

Первое впечатление Шишкина от Петербурга было отнюдь не восторженным: «холодный чопорный город, здесь с грустью вспоминал я Елабугу» . Но дом его отныне будет в этом холодном городе. В Академии Шишкин учился, вероятно, всё с той же любовью, поразившей его первого преподавателя. По крайней мере, об этом свидетельствуют успехи Шишкина Ивана Ивановича во время обучения и медали, которыми награждались его картины.

Летом Иван Шишкин часто бывал на Валааме, где самозабвенно писал его суровую природу. На пленэрах Валаама созданы известные картины Шишкина, благодаря которым о нем во всеуслышание заговорили как о крупном самобытном русском таланте.
За картину Шишкина Ивана Ивановича «Вид на острове Валааме. Местность Кукко» Академия наградила его Большой золотой медалью и правом пенсионерской поездки в Европу. За границей он прожил с 1862 по 1865 год, в основном в Германии и Швейцарии, посещал также Бельгию, Чехию, Францию, Голландию. В Дюссельдорфе, прежде чем стали известными картины Шишкина, он прославился своими виртуозными рисунками, их выставка была организована в Дюссельдорфском музее. А работа «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» принесла ему звание академика. Истосковавшись по родине, Шишкин вернулся в Россию раньше, чем закончился срок его пенсионерства.

Шишкин и передвижники

Вернулся, с жадностью взялся писать родные просторы и окунулся в страсти, бурлившие в художественной среде. Нешуточные, кстати, страсти: знаменитый Бунт 14-ти под началом Ивана Крамского (подробнее – в его биографии), отказ молодых талантливых художников следовать омертвевшим законам академизма, требование наполнить живопись жизнью, Артель художников, с которой Шишкин сблизился, а после стал одним из учредителей Товарищества передвижных выставок. Идеям передвижников он был верен до конца жизни.

Крамской говорил, что Шишкин – «единственный у нас человек, который знает природу ученым образом» . И действительно, картины художника Шишкина подробно воспроизводят пейзаж, при этом показывают зрителю куда больше, чем смогла бы самая детальная фотография. За полотно «Лесная глушь» в 1873 году Шишкин получил звание профессора пейзажной живописи.

Личная жизнь и невосполнимые потери художника Шишкина

Радости в личной жизни Шишкину были отмерены скупо. Первой его женой в 1868 году стала Евгения, сестра художника Федора Васильева. Они жили душа в душу, просто и дружно, часто принимали гостей. Часто, но недолго. С 1872 года в жизни Шишкина началась черная полоса, изобилующая смертями близких людей. Умер его отец, которого Шишкин очень любил, потом – маленький сын Владимир. От неизлечимой тогда чахотки угас брат жены Федор, с которым Шишкин был дружен, опекал его. А на следующий год болезнь забрала и жену Женьку, как он ее называл. Еще через год не стало сына Константина. У Шишкина осталась только дочь Лидия – и бесконечная тоска. «Белый свет померк, всё, как в черно-белой гравюре, лишилось цвета. Вернула к жизни родная Елабуга» , – вспоминал Шишкин. Пейзажи земли, в которой он родился, заставили взяться за кисть. Только своими картинами Иван Иванович Шишкин спасался от отчаянья.

Ольга Ладога была одной из первых тридцати женщин, принятых в Академию художеств в качестве вольнослушательниц. Позже она занималась в мастерской Шишкина. Художник полюбил свою ученицу, и в 1880 году она стала его женой. Счастье и в этот раз оказалось недолгим. Через год Ольга родила дочь Ксению, а еще через год умерла от воспаления брюшины. Девочку забрала к себе и воспитала сестра Ольги.

Картины Шишкина Ивана Ивановича – самая долгая любовь в его жизни

В защиту художника

Нередко можно встретить как бы авангардистское и как будто современное отношение к Шишкину как к устаревшему пейзажисту, застрявшему в своих лесах и не соответствующему духу времени, и прочая, прочая. Мы с таким подходом не согласны, имеющие очи увидят, что, к примеру, для картин Шишкина Ивана Ивановича 1890-х годов характерен повышенный интерес к световоздушной среде и не просто интерес, а великолепная его реализация. Посмотрим хотя бы на известную картину Шишкина «Дождь в дубовом лесу». Изобразить не просто туман, не состояние перед дождем или после него, а написать сам дождь – при этом настолько убедительно. Затихающий ливень, прозрачное марево в воздухе, проблески солнечного отражения на ряби большой лужи. Нет, не заигрывания с импрессионистическим течением, достоверность и реалистичность по-прежнему превыше всего. Перед нами гораздо больше чем гениальное фото – это картина художника Шишкина. Вам всё еще кажется, что он недостаточно современен? Шишкин отлично умел меняться, при этом не изменяя своим принципам.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: