Иван Константинович Айвазовский (Ованнес Айвазян) – отзывы, мнение, рейтинг

Отзыв: Выставка “Иван Айвазовский. К 200-летию со дня рождения” в ГТГ на Крымском Валу (Россия, Москва) – “Счастье улыбнулось мне” – Иван Айвазовский

Наверное, для кого-то будет интересно узнать, что Иван Айвазовский – это Ованес Айвазян. Родился он в Феодосии, в семье армянского купца.

Предложением о бесплатном аудиогиде мы не воспользовались. Решили просто посмотреть шедевры живописи. А потом тихонечко примкнули к какой-то экскурсионной группе и слушали ” в полуха”.

Вот он гениальный художник-маринист Иван Константинович Айвазовский.
У него было не легкое начало его творческого пути. Но его слова “Я морем только и жил” стали для него пророческими, кстати, именно Иван Айвазовский утвердил в русском искусстве маринистический жанр наравне с другими видами пейзажа.
У него была феноменальная память, она хранила эффектные моменты морских стихий, а его талант художника позволял ему переносить на холст, созданные воображением картину природы.

Ну, что пошли на выставку.
“Утро на море” 1849 год.

“Морской берег. Прощание.” 1858 год.

На выставке было очень много людей, и чтобы умудриться сделать фотографию, куда бы не попали чужие руки-ноги-головы, надо было очень постараться, так что иногда не совсем прямой ракурс, уж извините.
“Лунная ночь”. Неаполь”, 1857 год.

“У берегов Кавказа”, 1885 год.

Эту картину привезли на выставку из Государственного музея-заповедника “Петергоф”.
“Морской вид”, 1841 год.

Картина из частного собрания. Даже представить трудно, какими сокровищами владеют люди.
“Восход солнца над Днепром. Вид на Андреевский собор в Киеве”, 1871 год.

“Девятый вал”, 1850 год. (Русский музей)

Увлекательные картины жизни моря разворачиваются почти на всех картинах Ивана Айвазовского.

Были картины, которые очень нас удивили. Зима и Айвазовский – ну кто сможет здесь узнать кисть знаменитого мариниста.
Было написано за всю его жизнь 12 картин, которые не имели отношения к морю. В этих полотнах Айвазовский узнается с трудом, если вообще узнается.
“Зимний пейзаж”.

“Чумаки в Малороссии”, 1850-1860 г. г.

“Штиль”. Мне очень нравится эта картина. Просто потрясающая, кажется, что сейчас корабль на своих парусах поднимется к облакам.

Вот еще одна картина, не имеющая отношения к марине.
“Аул Гуниб в Дагестане”, 1869 год. “Прописка” картины – Государственный Русский музей.

“Вид с Каранайских гор на Темир-Хан-Шуру и на Каспийское море”, 1869 год.
Картина “приехала” из Ярославского художественного музея.

“Башни на скале у Босфора”, 1849 год. (Русский музей)

“Вид на Лаго-Маджоре и Изола-Белла в лунную ночь”, 1849 год. Частная коллекция. Москва.

Удивительная для меня картина Ивана Айвазовского “Ниагарский водопад”

Иван Айвазовский познакомился с Александром Пушкиным, когда учился в Академии, В Петербурге. Это было в 1836 году, Пушкин с Натальей Николаевной был на выставке художника. Знакомы они были недолго, через три месяца Пушкин погиб.
Есть целый раздел “Пушкинистика” Айвазовского.
“Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца”, 1899 год. (Русский музей)

“Синопский бой”, 1853 год. (Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург)

“Маневры Черноморского флота в 1850 году”, 1886 год.(Центральный ВММ, Санкт-Петербург)

Картину “Всемирный потоп” я так и не смогла сфотографировать без “приложения”, эти двое, как прибитые к полу стояли около нее глядя, не отрываясь.

На балконе выставочного зала не менее интересные экспонаты. Модели кораблей, которые рисовал художник.

Глобус звездный напольный – экспонат Центрального ВММ.

Компас путевой магнитный 8-дюймовый, “сухого” типа, с курсографом в металлическом корпусе. В футляре. 1859 год. Англия.

Жалованная грамота Императора Александра II И. К. Айвазовскому. (Государственная Третьяковская галерея)

Еще одна модель корабля.

Чашки, сахарница и маленький чайник из чайного сервиза Николая I – ” с живописью морских видов с картин Айвазовского”. Сейчас это экспонаты Государственного музея-заповедника “Петергоф”.

Со своей первой женой Юлией Грефс, Айвазовский прожил вместе 30 лет, несмотря на то, что у них были дети (четыре дочери), брак его не был счастливым.
Вскоре Айвазовский, получив скандальный развод, вновь женился (ему было 65 лет). Его второй женой стала молодая вдова Анна Саркизова. Детей у них в браке не было.
Это портрет его второй жены.

Это портрет брата художника.

А вот знаменитый росчерк, который Айвазовский оставлял в нижнем правом углу всех своих картин.
Венцом его жизни стало открытие Феодосийской галереи, в галерее было 23 картины художника. На открытии ему объявили о присвоении ему звания Почетного гражданина города Феодосии, а улицу, на которой стоял его дом, переименовали в улицу Айвазовсого.

Много нераскрытых тайн осталось в жизни Ивана Айвазовского. В частности до сих пор достоверно не известно, легенда ли это, или все-таки была в его жизни еще одна большая любовь – итальянка Мария Тальони, балерина. Очень интересная история их знакомства, будто ее карета сбила его на дороге в Петербурге.

Умер Иван Айвазовский в Феодосии, в возрасте 82-х лет, причем внезапно, во сне. Проститься с ним вышел весь город, потому что его любили в этом городе, для которого он сделал очень много: на свои средства построил Феодосийскую школу искусств, новое здание Феодосийского музея древностей, а так же не без его участия в городе появились железная дорога, водопровод, морской порт.

Читайте также:
Иван Шишкин, биография, история жизни, творчество

Выставка нам очень понравилась. В одном месте собрана потрясающая коллекция картин гениального художника.

Когда-то Николай I, выйдя в море на пароходе, пригласил с собой Айвазовского, вот там он сказал ему крылатые слова: “Айвазовский! Я – царь земли, а ты – царь моря”.

Певец моря и русской славы. К 200-летию Ивана Константиновича Айвазовского

200 лет назад, 17 (29) июля, родился великий художник Иван Константинович Айвазовский. Как это бывает у всех выдающихся деятелей искусства, в его творчестве (а это – около 6 тысяч картин) отражены разнообразные темы. Но, прежде всего, Айвазовский известен как певец моря. Как маринист, а также – баталист.

Море – это не только невероятной красоты пейзажи, радующие глаз любого, кто смотрит в бесконечную манящую даль. Это – еще и один из важнейших источников воинской славы России, арена многочисленных сражений и великих побед русского флота.

На полотнах Ивана Константиновича – море во всех его проявлениях: то спокойное, то грозное, штормовое; то дневное, то загадочное ночное; то мирное, то охваченное пламенем ожесточенной битвы. Армянин по происхождению, Айвазовский, стал художником мирового значения, прославившим не только красоту российских берегов, но и доблесть русского народа; запечатлевшим героические страницы истории России.

Родился будущий живописец в Феодосии, в семье армянского купца Геворка (Константина) Айвазяна, который писал свою фамилию на польский манер: Гайвазовский. При рождении мальчик получил имя Ованес (однако стал известен всему миру именно под русским именем: Иван Константинович Айвазовский: художник считал себя неразрывно связанным именно с русской культурой).

Талант Айвазовского начал проявляться с малых лет. Мальчик был сильно впечатлен восстанием народа Греции (1821-1829 гг.): на глаза Ованесу попались изображения этого восстания, и он не только внимательно рассматривал их, но и перерисовывал. Кроме того, он увлекался игрой на скрипке.

Надо сказать, что отец Ованеса (Ивана), несмотря на то, что являлся купцом, был небогатым человеком. После эпидемии чумы 1812 он разорился, и семья испытывала большие материальные трудности. Талантливому мальчику часто не хватало даже бумаги, и тогда он рисовал углем на стенах домов. Однажды такой его рисунок увидел феодосийский градоначальник Александр Казначеев. Этот человек сыграл важную роль в судьбе Айвазовского: благодаря ему юный художник получил возможность учиться. В частности, у архитектора Якова Коха, который всячески помогал Ивану, дарил ему краски и бумагу. Когда же Казначеева назначили губернатором Таврии и перевели в Симферополь, он взял юношу с собой и помог поступить в симферопольскую гимназию.

В августе 1833 года Айвазовский прибыл в Санкт-Петербург, где поступил в Императорскую Академию художеств (благодаря тому же Казначееву его удалось зачислить на казенный счет). Учился сперва у художника-пейзажиста Максима Воробьева. После первых успехов юного живописца взял в ученики французский маринист Филипп Таннер. К сожалению, Таннер оказался не самым порядочным учителем: он хотел использовать Ивана лишь как своего помощника и запрещал ему работать самостоятельно. Несмотря на этот запрет, Айвазовский рискнул представить пять своих работ на выставке Академии художеств в 1836 году. Таннер, позавидовавший ученику, не нашел ничего лучшего, как нажаловаться на него царю, Николаю I. Тот распорядился снять картины Айвазовского с выставки. Художник попал в опалу. За него, однако, вступились многие влиятельные люди, в числе которых – поэт-баснописец Иван Крылов.

Благодаря заступничеству, художник получил возможность продолжать образование. Через через полгода после неприятной истории он был определен в класс батальной живописи, где учился у Александра Зауервейда. Когда молодому человеку оставалось учиться два года, его направили на это время на родину – в Крым – для совершенствования мастерства.

Айвазовский рисовал не только пейзажи. Ему довелось лично присутствовать на военных действиях в долине реки Шахе. Там он вдохновился на картину «Десант отряда в долине Субаши», которую купил лично Николай I. После этого император захотел, чтобы Иван Константинович воспевал подвиги русского флота, и оказал ему покровительство. В 1839 году, вернувшись в столицу, Айвазовский получил не только аттестат, но и личное дворянство. Затем начались многочисленные поездки за рубеж: в Италию, Швейцарию, Францию, Голландию, Англию, Испанию, Португалию. Где бы он ни побывал, его работы повсюду высоко ценились и отмечались наградами.

В 1844 года, вернувшись в Россию, 27-летний Айвазовский стал живописцем Главного морского штаба. В 1845 году решил обосноваться в родной Феодосии, построив дом на набережной этого города. Сейчас там располагается главный музей художника – знаменитая картинная галерея, которой, в основном, и славится этот город.

В 1846 году живописец направился в экспедицию под руководством Ф.Литке к берегам Малой Азии. Он был впечатлен Константинополем и посвятил этому городу несколько полотен.

Когда началась Крымская война, Айвазовский поехал в гущу событий – в осажденный Севастополь. Там он организовывал выставки своих работ, пытаясь поддержать боевой дух защитников. Впоследствии оборона этого героического города станет сюжетом его картин. Художник отказывался покидать Севастополь, несмотря на то, что там становилось все опаснее и опаснее. Он считал, что, как живописец Главного морского штаба, должен находиться именно там, где ведется судьбоносное сражение. Адмиралу Корнилову, который желал спасти талантливому человеку жизнь, даже пришлось издать специальный приказ, чтобы Айвазовский уехал оттуда. В результате тот направился в Харьков, где в тот момент находилась его супруга и дочери. По дороге он узнал трагическую весть о гибели Корнилова.

Читайте также:
Джексон Поллок, биография, творчество, история жизни

«Наваринский бой», «Чесменский бой», «Синопский бой» (на эту тему у Айвазовского две картины – днем и ночью), «Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими кораблями», «Выборгское морское сражение», «Корабль «Императрица Мария» во время шторма», «Осада Севастополя», «Взятие Севастополя», «Малахов курган»… Про каждое из этих полотен можно писать отдельную статью. А лучше – просто полюбоваться тем, как мастерски художник изображает не только величие море, не только мощь и красоту кораблей, но и героизм русских людей, ведущих сражение со стихией и с неприятелями.

Для родной Феодосии Айвазовский сделал немало – открыл там школу искусств, заботился о строительстве концертного зала, библиотеки, руководил археологическими раскопками. Позже, в связи с тем, что феодосийцы испытывали трудности с водой – художник-меценат на свои деньги построил в городе фонтан с питьевой водой. Он же поспособствовал строительству железной дороги Феодосия – Джанкой, а также здания для музея древностей на горе Митридат (к сожалению, во время Великой Отечественной войны фашисты разрушили музей).

Скончался Айвазовский на 83-м году жизни, весной 1900 года, до последнего работая над картиной «Взрыв корабля». Так, недописанная, она и находится в феодосийской галерее…

К сожалению, 200-летие со дня рождения Айвазовского не обошлось и без политической спекуляции. Небезызвестный недопрезидент Украины Петр Порошенко заявил, будто бы великий маринист и баталист был… украинским художником. Попытался приватизировать великое имя и использовать в собственных политических целях. Из этой «прихватизации», однако, ничего не выйдет. Айвазовский – это мировая величина, однако более всего он связан именно с Россией. Воспевал русский флот, который всякие там порошенки и иже с ними пытались выгнать из Севастополя (как-то об этом умалчивают те, кто обвиняет Россию в «аннексии Крыма»).

Как верно отреагировал на выходку Порошенко сенатор Алексей Пушков, «Единственное полотно Айвазовского, которое имеет отношение к Порошенко и его наследию, – это «Девятый вал». И он уже приближается».

А о том, патриотом какой страны чувствовал себя Айвазовский, лучше всего сказал он сам: «Каждая победа наших войск на суше или на море радует меня как русского в душе и дает мысль как художнику изобразить ее на полотне»

(Иллюстрация – картина И.К.Айвазовского «Малахов курган», посвященная памяти адмирала В.А.Корнилова)

Факты и мифы об Айвазовском

29 июля в Третьяковской галерее открывается выставка, приуроченная к 200-летию со дня рождения великого русского художника Ивана Айвазовского. В честь открытия экспозиции организаторы даже выпустили прекрасный видеоролик, посвященный творчеству мариниста.

Кажется, нет такого человека, который бы не слышал имя этого художника. Если спросить любого прохожего, как правило, вам ответят: «Да, что-то слышал. Он море рисовал». Действительно, именно морские пейзажи прославили Ивана Константиновича. За всю свою жизнь он написал более 6.000 картин и устроил более 125 персональных выставок. Но и этот факт далеко не все знают. МОСЛЕНТА в преддверии вернисажа решила собрать для вас самые интересные и любопытные факты из жизни Айвазовского. Признаёмся честно, некоторые вещи мы сами узнали впервые.

Русский псевдоним

Настоящее имя художника – Ованес Айвазян. Отец будущего мастера, Константин (Геворг), армянин по происхождению, после переезда в Феодосию писал фамилию на польский манер: «Гайвазовский». До 40-х годов на картинах мастера даже можно было увидеть подпись «Гай» — сокращение от фамилии. Но в 1841 году художник окончательно изменил фамилию и официально стал Иваном Константиновичем Айвазовским.

Айвазовский никогда не видел моря?

Это заблуждение ходит из уст в уста вот уже два столетия. Но никто не знает, откуда пошла эта легенда. Даже в нашей редакции нашлись несколько человек, которые слышали этот миф.

На самом деле, Айвазовский родился и вырос в Крыму и с детства любил смотреть на море, считая его своей родной стихией. Более того, когда он учился в гимназии в столице, то очень скучал по дому. Скорее всего, прекрасная легенда появилась после того, как художник сказал, что невозможно нарисовать с натуры всё величие моря, передать его красоту, всплески волн. Поэтому Иван Константинович часто рисовал свои творения по памяти. Окна мастерской, где он работал, выходили во двор, а не на берег.

Не только художник, но и музыкант

Рисование было не единственным талантом Ивана Айвазовского. Среди его увлечений была и музыка – художник с детства прекрасно играл на скрипке. Во время домашних приёмов в кругу близких друзей он часто радовал своей игрой гостей. Говорят, что как-то на один из таких семейных концертов попал и русский композитор Михаил Глинка. Ему так понравились татарские мотивы, которые наигрывал Айвазовский, что позже он включил в свою оперу «Руслан и Людмила» небольшой отрывок, сыгранный художником.

Алексей Даничев / РИА Новости

Сам себе дизайнер

Айвазовский не любил светских мероприятий, отдавая предпочтение тихим семейным вечерам. Но если он устраивал приёмы, то старался удивить своих гостей чем-то особенным. Вместе с поваром художник выбирал меню для банкета и, говорят, даже придумывал блюдам оригинальные названия. Гостям подавались угощения, названные в честь его картин: суп «Чёрное море», пирожки «Гавань», соус «Азовское море», зелень «Капри», пунш «Везувий», мороженое «Северное море», шампанское «От штиля к урагану». Особую слабость маэстро питал именно к шампанскому, этот напиток подавался каждый раз по-особенному. Художник заранее снимал заводские этикетки с бутылок и рисовал на их месте новые. Несложно догадаться, что чаще всего на них изображалась бурлящая морская стихия.

Читайте также:
Исаак Левитан, биография, история жизни, творчество

«Хаос в Ватикане»

Говорят, Айвазовский принёс хаос в Европу. Эту фразу современники художника говорили в шутку. Дело в том, что однажды Папа Римский увидел картину «Хаос. Сотворение мира», принадлежащую кисти мастера. Он так проникся творением, что пожелал купить произведение, но художник преподнёс понтифику свою работу в подарок. Этот щедрый жест оценили в Европе, и тогда имя Айвазовского впервые погремело на весь мир. Гоголь шутил по этому поводу: «Пришёл ты, маленький человек, с берегов Невы в Рим и сразу поднял Хаос в Ватикане». Сейчас полотно находится в музее на острове Святого Лазаря в Венеции.

Первый в Лувре

Именно Иван Айвазовский стал первым русским художником, чьи картины были представлены на выставке в Лувре. Чуть позже он был удостоен престижной награды – золотой медали французской Академии. Кстати, сейчас полотна мариниста ценятся во всём мире не меньше. 24 апреля 2012 года аукционный дом Sotheby’s продал картину Ивана Айвазовского «Вид Константинополя и Босфорского залива» за $5,2 млн. Это полотно стало самым дорогим произведением художника.

Усыновил своего же внука

Первая жена подарила художнику четырех дочерей. А те, в свою очередь осчастливили Айвазовского десятью внуками. Своих детей и внуков художник очень любил, занимался их воспитанием и образованием, однако не мог забыть, что официальных наследников у него нет.

Перед самой смертью он написал прошение императору Николаю II: «Не имею сыновей, но Бог наградил меня дочерьми и внуками. Желая сохранить свой род, носящий фамилию Айвазовский, я усыновил своего внука, сына старшей дочери – Александра Лантри. Осмелюсь просить усыновленному внуку Александру дать мою фамилию, вместе с гербом и достоинствами дворянского рода». Государь пошёл ему навстречу, однако сам Айвазовский этого ответа уже не дождался. Михаил Айвазовский — единственный внук мариниста, который носит фамилию знаменитого предка. Он, кстати, пошёл по стопам дедушки и стал художником.

Последний морской пейзаж

Утром 19 апреля 1900 года художник привычно устроился за мольбертом в своей мастерской в Феодосии. На подрамнике небольшого размера был натянут чистый холст. Айвазовский решил осуществить свое давнее желание — еще раз показать один из эпизодов освободительной борьбы греческих повстанцев с турками. За день он почти закончил. В центральной части картины он изобразил корабль, объятый пламенем и клубами дыма. Но довести замысел до конца он так и не успел. Глубокой ночью во сне внезапная смерть оборвала жизнь живописца морей. Незаконченная картина «Взрыв корабля» так и осталась на мольберте.

Личные секреты Ивана Айвазовского

* Поехавшая крышей супруга Айвазовского обвиняла его в многоженстве и запрещала видеться с дочками

* Художник овладел итальянской балериной прямо в гондоле

В Москве очередной культурный бум – в Третьяковку выстраиваются длиннющие очереди «на Айвазовского». Выставка приурочена к 200-летию со дня рождения мастера. Что примечательно, еще до открытия экспозиции было продано больше 45 тысяч билетов (взрослый – 400 рублей, льготные для пенсионеров и Героев Отечества – 150 рублей). Многим из вас наверняка будет интересно «полистать» яркие страницы долгой жизни всемирно известного художника. Будьте уверены: знакомые с детства полотна заиграют новыми красками!

Если бы он не занялся живописью, наверняка стал бы музыкантом. В детстве, работая «мальчиком» в феодосийской кофейне, пацан мигом подхватывал услышанные мелодии и тут же наигрывал их на скрипке. Один из посетителей, расчувствовавшись, подарил шустрому пареньку свой инструмент. С ним Ованес Айвазян, известный всему миру как Иван Айвазовский, не расставался всю жизнь.

…В тот вечер в зале тоже звучала музыка. Возможно, это был Шопен. Или Моцарт. Эти композиторы особенно нравились Ованесу за умение импровизировать – он сам, создавая свои знаменитые марины, часто использовал этот прием. Рисовать с натуры, часами просиживая за мольбертом на берегу моря, – не про него.

«Движения живых струй неуловимы для кисти: писать молнию, порывы ветра, всплеск волны – немыслимо с натуры. Для этого художник должен запоминать их», – говорил Айвазовский.

Современники отмечали его фотографическую память: художнику хватало одного взгляда и нескольких штрихов в блокноте, чтобы уже в мастерской облачить впечатления в краски.

Да и пробивался к славе он тоже легко, как по нотам. В первую очередь Айвазовскому везло на людей, которые всячески способствовали его успеху. Губернатор Феодосии отправил юного Ованеса-Ваню учиться в Симферополь. Вскоре его приняли в Академию художеств Санкт-Петербурга. Оттуда талантливого студента послали совершенствовать и развивать навыки в Венецию. Из Италии он вернулся мегапрофи.

«Девятый вал» (1850 г.) включён в список ста самых знаменитых полотен мира

Происки Юлии

…Да-да, несомненно, это были Шопен или Моцарт – на приеме у богатой вдовы в Санкт-Петербурге, где за вошедшего в моду художника наперебой сватали дочек озабоченные мамушки. Там Айвазовский увидел строгую девушку в черном платье и, как сказали бы сегодня, запал. Он не стал тянуть с предложением, и, на счастье, Джулия Грейвс – она служила гувернанткой в богатом доме – ответила «да».

Читайте также:
Иван Константинович Айвазовский, биография, творчество

«В две недели все было кончено», – докладывал художник знакомым, сообщая о женитьбе. Спустя девять месяцев на свет появилась их старшая дочь Елена. Всего в браке с Юлией Яковлевной, как на русский манер называли дочь британского медика, лечившего Александра I, у художника родилось четыре девочки.

Долгие годы супруга во всем поддерживала мужа. Путешествовала вместе с ним за границу, принимала многочисленных гостей и даже, как и Иван Константинович, увлеклась раскопками древних курганов близ Феодосии и Керчи. Составляла опись найденных артефактов и отправляла их в Петербург. Казалось, в жизни живописца стоял абсолютный штиль.

Но назревала буря. «Девятый вал», который рано или поздно накрывает каждого из нас, на художника обрушился после 20 лет супружества.

Вкусив удовольствий светской жизни, Юлия Яковлевна заскучала рядом с пропадающим за мольбертом мужем. Все чаще убегала из скромной Феодосии в Одессу и Санкт-Петербург. Начались раздоры. Женщина стала раздражительной, врачи определили у нее нервную болезнь и порекомендовали более мягкий климат. Она окончательно перебралась в Одессу. С собой забрала дочек, заставив их подтвердить, что они не желают оставаться с отцом.

Художник, его первая жена Юлия и дочки Александра, Мария, Елена и Жанна. Фото с сайта noev-kovcheg.ru

«Исчезло спокойствие в моем доме, – пишет художник прошение о разводе в Синод армянской церкви. – Почти двадцать лет жена клеветала на меня, запятнала мою честь и честь моих родных перед нашими детьми и чужими людьми. И это она делает с той целью, чтобы убить меня не физически, а морально, чтобы, незаконно отобрав у меня имение, имущество, оставить без хлеба насущного…»

Вымотавший обоих супругов развод тянулся несколько лет. Айвазовский оставил каждой из дочерей по имению в Крыму. В семейном разладе многие обвиняли Юлию. Называли ее вертихвосткой, мечтающей блистать в свете, упрекали в корысти. Но те, кто знал эту женщину ближе, уверяли: мечтая уехать из Феодосии, она прежде всего хотела дать дочерям лучшее образование и найти им достойную партию. И это ей удалось.

Впрочем, даже после развода, когда в жизни Айвазовского появилась другая женщина, Анна Саркизова, Юлия Яковлевна продолжала жаловаться в инстанции, называя бывшего мужа многоженцем.

В центре картины «Сбор фруктов в Крыму» (1875 г.).

Затворничество Анны

Ему – 65, ей – 25. Она вдова феодосийского купца: Айвазовский увидел красавицу армянку на похоронах ее мужа.

Поженились Иван Константинович и Анна в 1882-м.

Художник ревновал молодую супругу к каждому столбу и отчаянно писал ее портреты. Например, «Сбор винограда в Крыму» – в центре картины его Аннушка: молодая, статная, сама как наливная ягода.

В отличие от Грейвс, Саркизову не тяготила жизнь в Феодосии. Посетив вместе с мужем США в 1882 году, она считала дни, когда снова окажется дома.

«Жена ужасно тоскует, да и я тоже, пока был очень занят – не замечал, но теперь рад вернуться в Россию», – напишет он.

В 1900-м 82-летнего Ивана Константиновича не стало. Анна закрылась в себе. Из дома на берегу Черного моря она практически не выходила.

Потом Первая мировая, Гражданская, две революции… В Великую Отечественную вдова мариниста меняла на рынке чудом уцелевшие вещи на хлеб и крупу. Почти слепую старушку забрал в Симферополь художник Николай Самокиш. Умерла Анна Михайловна 25 июля 1944 года в возрасте 88 лет. Ее похоронили рядом с мужем в ограде армянской церкви Святого Саркиса, где супруги венчались.

. живописец изобразил вторую супругу Анну САРКИЗОВУ

Ландыши Марии

Две законные жены – и ни одной любовной истории вне брака? Непорядок! И вот исследователи уже изучают тайную связь художника с итальянской танцовщицей Марией Тальони. С примой-балериной, соблазнительной, грациозной, обеспеченной.

Мария была старше начинающего живописца на 13 лет – но разве это препятствие для настоящей любви, испепеляющей страсти!

Впервые они столкнулись в Петербурге, причем в буквальном смысле слова: карета, в которой ехала дива, сбила с ног 23-летнего студента. Желая сгладить неловкость, Мария пригласила незнакомца на свой спектакль, а после – в гримерку…

Путешествуя по Италии, художник останавливался в палаццо подруги. Честно звал замуж, но получил отказ. Каждый год в Вербное воскресенье – день, когда Иван и Мария встретились, она неизменно присылала воздыхателю букетик ландышей. После ее смерти, а умерла Тальони в 1889 году, дожив до 88, цветы в Россию отправляла ее дочь.

Помните, у Айвазовского есть картина «Вид Венеции со стороны Лидо» – лодка в умиротворяющем морском пейзаже, а в ней – мужчина и женщина. Биографы установили: это художник и его балерина.

Балерина ТАЛЬОНИ развлекалась с маринистом прямо в гондоле. Фото с сайта noev-kovcheg.ru

Читайте также:
Карл Па́влович Брюлло́в - отзывы, мнение, рейтинг

Морские пейзажи для военной разведки?

* В юности Айвазовский был замкнут, не любил компаний, с трудом заводил друзей. Многие отмечали его заносчивость и высокомерие. Этим объясняют конфликт с преподавателем Академии живописи Филиппом Таннером, к которому юношу определили в ученики. Таннер запретил 17-летнему Ивану писать самостоятельно, но тот все равно представил пять картин на выставке академии. Разгневанный мэтр пожаловался царю Николаю I, и полотна убрали. Ослушник был помилован спустя полгода, получив нежданный громкий пиар.

* Существуют конспирологические версии о связи художника с военной разведкой. После назначения Айвазовского живописцем Главного морского штаба, ему стали официально заказывать виды приморских городов и российских портов. Картины мастера получались не только высокохудожественными, но и топографически точными.

* В Италии Айвазовский приятельствовал с загадочной и темной личностью – Аугусто Векки, который служил адъютантом Джузеппе Гарибальди. В его компании Иван Константинович должен был ехать на выставку в Париж, но тот внезапно исчез. Зато художник случайно познакомился с австрийской полькой графиней Потоцкой. Опять же чисто случайно он ехал с ней в одном дилижансе. По дороге прелестница щебетала не только о раутах и шпильках, но и о политике. В Милане молодые люди прекрасно проводят время наедине. Но вскоре графиня исчезает, а некий господин Теслецкий хочет вызвать Айвазовского на дуэль, защищая поруганную честь барышни. Появившийся, как черт из табакерки, Векки улаживает конфликт. По мнению исследователей, заманив художника в «медовую ловушку», его безуспешно пытались склонить к работе филёра.

За эту красоту под названием «Вид Константинополя и Босфора» (1856 г.) кто-то выложил аж пять с небольшим миллиона баксов

Миниатюра на сладкое

На 50-летие гения был организован пышный банкет. Ближе к его завершению Айвазовский произнес: «Господа, я приношу вам свои извинения: повар забыл про десерт! Поэтому вам придется отведать блюдо моего приготовления». Гостям подали подносы, на каждом из которых лежал небольшой пейзаж от мастера.

Всем пример!

Во время недавней поездки в Крым премьер-министр Дмитрий Медведев, услышав, что Иван Айвазовский тратил заработанные им суммы на благотворительность и даже подарил землякам несколько источников с пресной водой, обратился к сопровождающим его чиновникам:

– Вы тут все действительные госсоветники 1 класса, что соответствует чину Айвазовского. Вот вы воду куда-нибудь провели, например?

При этих словах министр культуры Владимир Мединский нервно засмеялся.

– Ну, ничего, у вас еще есть время! – добавил премьер.

Родная кровь

Революция и последовавшие за ней события разметали потомков АЙВАЗОВСКОГО по странам и континентам. А трое из девяти его внуков стали профессиональными художниками.

*Михаил Латри – сын старшей дочери Елены – эмигрировал в 1920 году. Умер в Париже, похоронен на кладбище Сент-Женевьев де Буа.

* Его родной брат, Александр Латри, по желанию Айвазовского и с благословения императора Николая II, единственный из внуков получил разрешение носить фамилию великого живописца.

* Алексей Ганзен, сын второй дочери Марии, – художник-маринист, профессор, коллекционер. Умер 19 октября 1937-го в Дубровнике. Похоронен на местном православном кладбище.

* Константин Арцеулов, сын четвертой дочери Жанны, стал летчиком, потом был художником-оформителем журнала «Техника молодежи». Скончался в марте 1980-го в возрасте 88 лет.

Иван Константинович с зятьями и внуками

ТОЛЬКО ЦИФРА

Айвазовский написал за свою жизнь 6 тысяч полотен, организовав свыше 120 персональных выставок.

ТОЛЬКО ФАКТ

Половина картин, выдаваемых на рынке за работы известного русского мариниста, – подделки, пользующиеся неизменным спросом.

КСТАТИ

Увидев виртуозно выписанные морские сцены, посетители выставки Айвазовского в Берлине предположили, что художник – глухонемой: только при недостатке слуха и речи может так остро развиться зрение.

Прикинь!

Самое дорогое полотно Айвазовского – «Вид Константинополя и Босфорского залива». В 2012-м на аукционе «Sotheby’s» картина ушла с молотка за 3,2 миллиона фунтов стерлингов ($5,2 миллиона).

navigatorpirate

Вокруг Света на веслах

Сергей Морозов и группа поддержки проекта «Вокруг Света на веслах»

Расскажу пару слов о моем любимейшем, с детства, надо признать художнике – Иване Константиновиче Айвазовском.
Много интересного в его судьбе, как и в творчестве.

Предки Айвазовского были из галицийских армян, переселившихся в Галицию из турецкой Армении в XVIII в. Его отец Константин (Геворг) после переселения в Феодосию писал фамилию на польский манер: «Гайвазовский» (фамилия — полонизированная форма армянской фамилии Айвазян). Сам Айвазовский в своей автобиографии говорит об отце, что тот ввиду ссоры со своими братьями в юности переселился из Галиции в Дунайские княжества (Молдавию, Валахию) где занялся торговлей, оттуда в Феодосию, знал несколько языков.

Ованес (Иван Константинович) Айвазовский родился в семье разорившегося, как известно, купца Константина (Геворга) и Рипсиме Гайвазовских. 17 июля 1817 года. Священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина (Геворга) Гайвазовского и его жены Рипсиме родился «Ованес, сын Геворга Айвазяна».

Портрет И.К.Айвaзовского, работы Тыранова А.В. 1841 г. Маэстро моря всего 24 года.

Об Айвазовском много писали современники. Они пространно изображали счастливую жизнь, шумную славу художника, его огромное трудолюбие и исключительную плодотворность. Сам же художник показывался ведущим уединенный образ жизни, ушедшим целиком в созерцание морской стихии. Все так, но и он не избежал первого и второго браков. так же как и многих интересностей Судьбы.

Читайте также:
Питер Пауль Ру́бенс - отзывы, мнение, рейтинг

Детство Айвазовского проходило в обстановке, будившей его воображение. По морю в Феодосию из Греции и Турции приходили смоленые рыбацкие фелюги, а иногда бросали якоря на рейде огромные белокрылые красавцы – боевые корабли Черноморского флота. Среди них был, конечно, и бриг “Меркурий”, слава о недавнем, совершенно невероятном подвиге которого облетела весь мир и ярко запечатлелась в детской памяти Айвазовского. Они доносили сюда молву о суровой освободительной борьбе, которую вел в те годы греческий народ.
С детства мечтал Айвазовский о подвигах народных героев. На склоне лет он писал: “Первые картины, виденные мною, когда во мне разгоралась искра пламенной любви к живописи, были литографии, изображающие подвиги героев в исходе двадцатых годов, сражающихся с турками за освобождение Греции. Впоследствии я узнал, что сочувствие грекам, свергающим турецкое иго, высказывали тогда все поэты Европы: Байрон, Пушкин, Гюго, Ламартин… Мысль об этой великой стране часто посещала меня в виде битв на суше и на море”.

В 1848 году Иван Константинович женился. Первая жена Айвазовского, Юлия Яковлевна Гревс, англичанка, дочь штабс-доктора, находившегося на русской службе. У них было четыре дочери: Елена, Мария, Александра и Жанна. Из-за нежелания Айвазовского жить в столице Юлия Яковлевна ушла от мужа спустя 12 лет. Однако брак был расторгнут лишь в 1877 году.

Вторая жена — Анна Никитична Саркизова.
Айвазовский увидел Анну Никитичну на похоронах её мужа, известного феодосийского купца, в 1882 году. Красота молодой вдовы поразила Ивана Константиновича. Спустя год они поженились. В галерее хранится портрет Анны Никитичны, написанный Айвазовским.

Он вошел в историю мирового искусства как маринист-романтик, мастер русского классического пейзажа, передающий на полотне красоту и мощь морской стихии. Большего романтиа, надо признать, у нас больше не было! В сердцах же земляком он остался как человек, видящий и чувствующий проблемы простого народа, простого мужика.

Дом Айвазовских в Феодосии. 1902 г.

До сих пор в Феодосии живут легенды о мальчике, рисовавшем самоварным углем на белёных стенах домов армянской слободки.

Дом-музей И.Айвазовского в Феодосии сегодня.

При содействии губернатора Тавриды А. И. Казначеева (до 1830 года он был градоначальником Феодосии и всячески поощрял первые шаги рисования мальчика) талантливый подросток в 1831 году был принят в Таврическую гимназию, а в 1833 – зачислен в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга, которую окончил с большой золотой медалью и с правом поездки в Крым, а затем в Европу. Уже в академический период творчество молодого художника было замечено его великими современниками А. С. Пушкиным, В. А. Жуковским, И. А. Крыловым, М. И. Глинкой, К. П. Брюлловым, личное знакомство с которыми не могло не сказаться на развитии и характере его искусства.

Вид Одессы с моря. 1865 г.

В 1840 году Айвазовский в числе других пансионеров Академии художеств едет в Рим для продолжения образования и усовершенствования в пейзажной живописи. В Италию он отправился уже сложившимся мастером, впитавшим все лучшие традиции русского искусства. Проведенные годы за границей отмечены неустанной работой. Он знакомится с классическим искусством в музеях Рима, Венеции, Флоренции, Неаполя, посещает Германию, Швейцарию, Голландию, Францию, Англию, Испанию, Португалию.

Штиль на море. 1876 г.

В короткое время Айвазовский становится самым знаменитым художником в Европе. Его картины вызывают у зрителей небывалый интерес. Его приветствуют жившие в то время в Италии писатель Н. В. Гоголь, художник А. А. Иванов, профессор Петербургской Академии художеств Ф. И. Иордан, знаменитый английский маринист Дж. Тёрнер. К этому времени сложился и творческий метод живописца, которому он был верен на протяжении всей своей жизни. Он пишет по памяти и воображению, объясняя это следующим образом: “. движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны – немыслимо с натуры. “.

Известного английского мариниста Дж. Тернера, побывавшего в Риме в 1842 году, настолько потрясли картины И. Айвазовского («Штиль на море» и «Буря»), что он посвятил ему стихотворение:

Прости меня, великий художник, если я ошибся,
Приняв твою картину за действительность
Но работа твоя очаровала меня,
И восторг овладел мною.
Искусство твое высоко и монументально,
Потому что тебя вдохновляет гений.
(дословный перевод)

В 1844 году после четырех лет пребывания за границей Айвазовский вернулся на родину признанным мастером, академиком Римской, Парижской и Амстердамской академий художеств. По возвращении в Россию он был возведён в звание академика Петербургской Академии художеств и вслед за этим был причислен царским указом к Главному морскому штабу со званием живописца и правом ношения мундира морского министерства. В это время художнику едва исполнилось 27 лет, но за плечами уже была блестящая школа живописи, огромный творческий успех, мировая слава пейзажиста.

Итальянское побережье, весер. 1858 г.

В 1845 году Айвазовский начинает строительство своего дома в Феодосии. Его всегда влекло на родину, к Черному морю. Дом строится по собственному проекту мариниста в стиле итальянских ренессансных вилл, украшается слепками с античных скульптур. К жилым комнатам примыкает просторная мастерская, в которой он впоследствии создаст большую часть из шести тысяч написанных им картин. Среди них этапные произведения “Девятый вал”, “Черное море”, “Среди волн”. Из стен его мастерской выйдут талантливые художники А. Фесслер, Л. Лагорио, А. Ганзен, М. Латри, К. Богаевский.

Читайте также:
Михаил Врубель, биография, жизнь, творчество

Девытый вал. 1850 г.

Его дом и мастерскую посещают художники И. Е. Репин, И. И. Шишкин, Г. И. Семирадский, известный коллекционер. М. Третьяков, польский скрипач-виртуоз Генрих Венявский, писатель А.П. Чехов и другие.

Черное море. 1881 г.

В Феодосии Айвазовский прожил долгую, полную творческого огня и неукротимой энергии жизнь. У главного фасада дома художника установлен бронзовый памятник, на постаменте которого лаконичная надпись: “Феодосия – Айвазовскому”.

Фонтан И. К. Айвазовского – своеобразная визитная карточка Феодосии.
«Не будучи в силах далее оставаться свидетелем страшного бедствия, которое из года в год испытывает от безводья население родного города, я дарю ему в вечную собственность 50 тыс. ведер в сутки чистой воды из принадлежащего мне Субашского источника», — так писал в своем обращении к городской думе Иван Айвазовский в 1887 году.
Субашский источник находился в имении Шах-Мамай, неподалеку от Старого Крыма. В 1887 году были начаты работы по прокладке водопровода, благодаря которому вода пришла в Феодосию. В городе построили фонтан, воду из которого местные жители получали бесплатно.
В одном из писем Айвазовский сообщал: «Фонтан в восточном стиле так хорош, что ни в Константинополе, ни где-либо я не знаю такого удачного, в особенности, в пропорциях».Фонтан явился точной копией фонтана в Константинополе. У фонтана была серебряная кружка с надписью «За здоровье Айвазовского и его семьи».

Фонтан И.К. Айвазовского сегодня. Феодосия

Городская дума собиралась назвать фонтан именем Александра III, были подготовлены и отправлены по инстанциям соответствующие документы. Не дожидаясь принятия решения городские власти приготовили закладную плиту на которой были выбиты слова “Императора Александра”. Однако, учитывая заслуги И. К. Айвазовского, Высочайшим Указом, последовавшем в сентябре 1888 года, было велено дать фонтану имя великого художника. В связи с этим на закладной плите фонтана вместо слов “Императора Александра” выбили “И. К. Айвазовского”, денег на новую плиту, по видимому, уже не было, поэтому было принято решение вырезать ее центр с надписью и вставить блок с новым текстом. Если присмотреться к закладной плите, то перед первой буквой в имени И. К. Айвазовского четко видны детали буквы “И” большего размера, от слова “Императора”, а после окончания имени детали буквы “А” от слова “Александра”. За пользование феодосийско-субашским водопроводом взималась плата, но воду из фонтана пили бесплатно.

Айвазовский пережил два поколения художников, а его искусство охватывает огромный отрезок времени – шестьдесят лет творчества. Начав с произведений, насыщенных яркими романтическими образами, Айвазовский пришел к проникновенному, глубоко реалистическому и героическому образу морской стихии, создав картину “Среди волн”.

Среди волн. 1898 г.

До последнего дня он счастливо сохранил не только непритупленную зоркость глаза, но и глубокую веру в свое искусство. Он прошел свой путь без малейших колебаний и сомнений, сохранив до глубокой старости ясность чувств и мышления.

Спокойное море. 1863

Творчество Айвазовского было глубоко патриотично. Заслуги его в искусстве были отмечены во всем мире. Он был избран членом пяти Академий художеств, а его адмиралтейский мундир был усыпан почетными орденами многих стран

Айвазовский И.К. Портрет работы Лорис-Меликова. 1888 г.

Перед самой смертью Айвазовский написал картину, которая называется «Морской залив», а в последний день жизни начал писать картину «Взрыв турецкого корабля», которая осталась незаконченной.

Взрыв турецкого корабля. 1900. Последняя, неоконченная картина И.К.Айвазовского.

Так описан последний день на сайте Феодосийской картинной галереи им. И. К. Айвазовского.

Утром 19 апреля (2 мая) 1900 года художник привычно устроился за мольбертом в своей феодосийской мастерской. На подрамнике небольшого размера был натянут чистый холст. Айвазовский решил осуществить свое давнее желание — еще раз показать один из эпизодов освободительной борьбы греческих повстанцев с турками. Для сюжета живописец избрал реальный факт — героический подвиг бесстрашного грека Константина Канариса, взорвавшего турецкий адмиральский корабль у острова Хиос. В течение дня художник почти закончил работу.
Глубокой ночью, во время сна, внезапная смерть оборвала жизнь Айвазовского. Незаконченная картина «Взрыв корабля» так и осталась на мольберте в мастерской художника, дом которого в Феодосии превращен в музей.

Морской залив. 1900 г.

Умер Айвазовский 19 апреля (2 мая) 1900 года, восьмидесяти двух лет от роду.

Могила И.К.Айвазовского. Феодосия

Айвазовский похоронен в Феодосии, в ограде средневековой армянской церкви Сурб Саркис (Святого Сергия). В 1903 году вдова художника установила мраморное надгробие в форме саркофага из цельного блока белого мрамора, автором которого является итальянский скульптор Л. Биоджоли. На древнеармянском языке написаны слова армянского историка Мовсеса Хоренаци:

«Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память».

Вот это – живопись! Вот это – Жизнь певца моря! Вот это – пример для поколений! а не. современное искусство, извините!
Хотелось бы иметь хорошего художника на борту, когда поедем нашу кругосветку. как в старые, добрые времена. Интереснейшие истории из моей почти всегда морской Жизни вы сможете найти на моём YouTube Канале !

Читайте также:
Селиванов Александр Антонович - отзывы, мнение, рейтинг

Новое в блогах

Сообщество «Политика»

Иван (Ованес) Айвазовский, великий маринист

Увидеть картины знаменитого художника можно на выставке с 29 июля по 20 ноября. Данная выставка посвящена двухсотлетию великого художника – мариниста.

В Третьяковской галерее на Крымском Валу открылась выставка произведений Ивана Айвазовского. Из 6000 написанных им картин для экспозиции выбрали 120 самых ярких полотен. По ожиданиям организаторов, знаменитые картины художника увидят около 300 тысяч человек, сообщили в пресс-службе музея.

Архитектура выставки под стать морской тематике решена «галсами»: зритель может следовать зигзагообразными курсами от раздела к разделу, где представлены образцы творчества Айвазовского — мариниста, баталиста, графика. Экспозиция строится по темам и мотивам. Например, раздел «Морские симфонии» представляет основные состояния марин Айвазовского — от штиля к урагану: море спокойное, бушующее, при разном освещении, отметили в галерее.

Документальный раздел выставки включает портреты родных художника, фотографии, архивные материалы. А при входе зрителей встречает видеоинсталляция современных художников группы «Синий суп», которая создаёт эффект присутствия в водах Чёрного моря.

Также на выставке можно увидеть представленную после реставрации крупную картину «У берегов Кавказа» (1885 год),которая не экспонировалась до этого.

Как пояснили в пресс-службе, в Третьяковской галерее хранится сравнительно скромная коллекция Айвазовского, из которой на выставку поступили 33 картины и девять рисунков.

К этой дате уместно напомнить, что Иван Айвазовский, он же Ованнес Айвазян ( арм. Հովհաննես Այվազյան ) родом из армянской семьи крымских армян. Родиной семьи Айвазяна является Западная Армения. Постоянные грабежи, шантаж и унижение настоящих хозяев Западной Армении со старины турецких варваров и живодеров заставили в конце восемнадцатого века жителям этих краев покинуть родные места. Ованес (Иван) Геворгович (Константинович) Айвазян (Айвазовский) родился в семье купца Константина (Геворка) и Рипсиме Айвазян. 17 (29) июля 1817 года священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина (Геворка) Айвазяна (Айвазовского) и его жены Рипсиме родился « Ованес, сын Геворка Айвазяна » [6] . Предки Айвазовского были из галицийских армян , переселившихся в Галицию из Западной Армении в XVIII веке

Ованнес Айвазян ; 17 [29] июля 1817 год — 19 апреля [ 2 мая ] 1900 год ) — всемирно известный художник – маринист , баталист , коллекционер , меценат . Живописец Главного Морского штаба , академик и почетный член Императорской Академии художеств , почетный член Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции и Штутгарте.

Айвазовский не только маринист, но пейзажист и портретист. Об это свидетельствуют такие его работы, как «Великая Пирамида в Гизе », «Зимняя сцена в Малороссии», «Зимний пейзаж», «Вид из Ливадии», «Чумаки в Малороссии» и другие. Некоторые его работы посвящены исторической родине: « Сошествие Ноя с горы Арарат », « Крещение армянского народа », «Посещение Байроном мхитаристов на острове Св. Лазаря в Венеции », « Католикос Хримян Айрик в окрестностях Эчмиадзина», « Араратская долина » и т.д.

Всего за свою жизнь он написал около 6000 картин и устроил 125 персональных выставок.

Иван Айвазовский похоронен в Феодосии, во дворе средневековой армянской церкви Сурб Саркис (Святого Саркиса). В 1903 году вдова художника установила мраморное надгробие в форме саркофага из цельного блока белого мрамора, автором которого является итальянский скульптор Л. Биоджоли. На одной из сторон саркофага на древнеармянском языке написаны слова армянского историка Мовсеса Хоренаци : «Рождённый смертным, оставил по себе бессмертную память» и дальше на русском «Профессоръ Иванъ Константиновичъ АЙВАЗОВСКIЙ 1817—1900».

Картины Айвазовского находятся в лучших музеях мира. В то же время многие провинциальные музеи России, также обладают картинами художника, но как правило, менее выдающимися. Часть картин находится в частных собраниях. Крупнейшие коллекции работ художника находятся в:

Автопортрет художника хранится в галерее Уффици .

И. К. Айвазовский. Внезапный уход

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Иван Константинович Айвазовский (Ованес Айвазян (Гайвазян); 17 [29] июля 1817 года — 19 апреля [2 мая] 1900 года) — всемирно известный российский[1][2][3][4] художник-маринист, баталист, коллекционер, меценат.

Наиболее выдающийся художник армянского происхождения XIX века[5]. Брат армянского историка и архиепископа ААЦ Габриэла Айвазовского.

Происхождение рода Айвазовских

Ованес (Иван) Константинович Айвазовский родился в семье купца Константина (Геворка) и Рипсиме Айвазовских. 17 (29) июля 1817 год священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина (Геворка) Айвазовского и его жены Рипсиме родился «Ованес, сын Геворка Айвазяна»[6]. Предки Айвазовского были из галицийских армян, переселившихся в Галицию из Западной Армении[7][8] в XVIII веке[9][10]. Известно, что его родственники владели крупной земельной собственностью в районе Львова, однако никаких документов, более точно описывающих происхождение Айвазовского, не сохранилось. Его отец Константин (Геворк) и после переселения в Феодосию писал фамилию на польский манер: «Гайвазовский» (фамилия — полонизированная форма армянской фамилии Айвазян)[7][8][11][12][13][14]. Сам Айвазовский в своей автобиографии говорит об отце, что тот ввиду ссоры со своими братьями в юности переселился из Галиции в Дунайские княжества (Молдавию, Валахию), где занялся торговлей, оттуда в Феодосию; знал несколько языков[15].

Отец художника — Константин Григорьевич Айвазовский (1771—1841), после переселения в Феодосию, женился на местной армянке Рипсиме (1784—1860), и от этого брака родились три дочери и два сына — Ованес (Иван) и Саргис (впоследствии, в монашестве — Габриэл). Первоначально торговые дела Айвазовского шли успешно, но во время эпидемии чумы 1812 года он разорился.

Читайте также:
Пол Дже́ксон По́ллок - отзывы, мнение, рейтинг

Иван Айвазовский с детства обнаружил в себе художественные и музыкальные способности; в частности, он самостоятельно научился играть на скрипке. Феодосийский архитектор — Яков Христианович Кох, первым обративший внимание на художественные способности мальчика, дал ему и первые уроки мастерства. Яков Христианович также всячески помогал юному Айвазовскому, периодически даря ему карандаши, бумагу, краски. Он также рекомендовал обратить внимание на юное дарование феодосийскому градоначальнику. После окончания феодосийского уездного училища, он был зачислен в симферопольскую гимназию при помощи градоначальника, который в то время уже был поклонником таланта будущего художника. Затем Айвазовский был принят на казённый счёт в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга.

Известно также, что первым учителем рисования у юного Ивана Айвазовского был немецкий колонист художник Иоганн Людвиг Гросс, с чьей лёгкой руки молодой Иван Константинович получил рекомендации в Академию художеств. Айвазовский приехал в Петербург 28 августа 1833 года. В 1835 году за пейзажи «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем» получил серебряную медаль и был определён помощником к модному французскому пейзажисту Филиппу Таннеру.
Учась у Таннера, Айвазовский, несмотря на запрет последнего работать самостоятельно, продолжал писать пейзажи и выставил пять картин на осенней выставке Академии художеств 1836 года. Работы Айвазовского получили благожелательные отзывы критики. Таннер пожаловался на Айвазовского Николаю I, и по распоряжению царя все картины Айвазовского были сняты с выставки. Художник был прощён лишь через полгода и определён в класс батальной живописи к профессору Александру Ивановичу Зауэрвейду для занятий морской военной живописью. Проучившись в классе Зауэрвейда всего несколько месяцев, в сентябре 1837 года Айвазовский получил Большую золотую медаль за картину «Штиль». Это дало ему право на двухлетнюю поездку в Крым и в Европу.

Крым и Европа (1838—1844)

Весной 1838 года художник отправился в Крым, где провёл два лета. Он не только писал морские пейзажи, но и занимался батальной живописью и даже участвовал в военных действиях на побережье Черкессии, где, наблюдая с берега за высадкой десанта в долине реки Шахе, сделал наброски для картины «Десант отряда в долине Субаши» (так тогда черкесы называли это место), написанной позже по приглашению начальника кавказской прибрежной линии генерала Раевского. Картину приобрёл Николай I. В конце лета 1839 года вернулся в Петербург, где 23 сентября получил аттестат об окончании Академии, свой первый чин и личное дворянство.

«23 сентября 1839 г.
Санкт-Петербургская императорская Академия художеств в силу своего устава, властью, от монарха ей данною, воспитанника своего Ивана Гайвазовского, обучавшегося в одной с 1833 года в живописании морских видов, окончившего курс своего учения, за его хорошие успехи и особливо признанное в нём добронравие, честное и похвальное поведение, возводя в звание художника, уравняемого по всемилостивейшее данной Академии привилегии с 14-м классом и наградя его шпагою, удостаивает с потомками его в вечные роды пользоваться правами и преимуществами, той высочайшею привилегией таковым присвоенными. Дан сей аттестат в Санкт-Петербурге за подписанием Президента Академии и с приложением большой её печати».

В это же время сблизился с кругом Карла Брюллова и Михаила Глинки.

В июле 1840 года Айвазовский и его товарищ по пейзажному классу Академии Василий Штернберг отправились в Рим. По дороге они останавливались в Венеции и Флоренции. В Венеции Иван Константинович познакомился с Гоголем, а также побывал на острове св. Лазаря, где встречался со своим братом Габриэлом. Художник долгое время работал в южной Италии, в частности, в Сорренто, и выработал манеру работы, которая заключалась в том, что он работал на открытом воздухе лишь короткие промежутки времени, а в мастерской восстанавливал пейзаж, оставляя широкий простор для импровизации.

Картина «Хаос» была куплена папой Григорием XVI, который также наградил Айвазовского золотой медалью[16]. В целом, творчеству Айвазовского в Италии сопутствовал успех, как критики (в частности, о его работах высоко отозвался Уильям Тёрнер), так и коммерческий. За свои картины он получил золотую медаль Парижской академии художеств.

В начале 1842 года Айвазовский через Швейцарию и долину Рейна отправился в Голландию, оттуда отплыл в Англию, а позже посетил Париж, Португалию и Испанию. В Бискайском заливе корабль, на котором плыл художник, попал в бурю и едва не затонул, так что в парижских газетах появились сообщения о его гибели[16].
Путешествие в целом продолжалось четыре года. Осенью 1844 года он вернулся в Россию.

В 1844 году стал живописцем Главного морского штаба (без денежного пособия), а с 1847 — профессором Петербургской Академии художеств; состоял также в европейских академиях: Рима, Парижа, Флоренции, Амстердама и Штутгарта.

Иван Константинович Айвазовский писал в основном морские пейзажи; создал серии портретов крымских побережных городов. Его карьера была очень успешной. Он был награждён многими орденами и получил звание контр-адмирала. В общей сложности художник написал больше 6 тысяч работ.

Читайте также:
Селиванов Александр Антонович - биография, личная жизнь, фото, видео

С 1845 жил в Феодосии, где на заработанные деньги открыл школу искусств, ставшую впоследствии одним из художественных центров Новороссии, и галерею (1880), стал основоположником Киммерийской школы живописи, был инициатором строительства железной дороги «Феодосия — Джанкой», построенной в 1892 г. Активно занимался делами города, его благоустройством, способствовал процветанию. Интересовался археологией, занимался вопросами охраны памятников Крыма, принимал участие в исследовании более 90 курганов (часть найденных предметов хранится в кладовой Эрмитажа).

На свои средства построил новое здание для Феодосийского музея древностей с мемориалом П. С. Котляревского; за заслуги перед археологией избран действительным членом Одесского общества истории и древностей.

12 апреля 1895 года И. К. Айвазовский, возвращаясь из Нахичевани-на Дону, где встречался с Мкртичем (Хримьяном) (1820—1907) верховным патриархом и католикосом всех армян, заехал к своему старому знакомому Я. М. Серебрякову в Таганрог. Это был второй приезд Айвазовского в Таганрог — первый был в 1835 году, когда он посещал Дворец Александра I.

В Таганрог для паломнического приюта с часовней Императорского Православного Палестинского Общества, представителем которого в Таганроге был Ипполит Ильич Чайковский (брат композитора), Айвазовский подарил свою картину «Хождение по водам», которая была размещена в часовне. За этот дар художник был удостоен личной благодарности Председателя Общества великого князя Сергея Александровича.

Последние дни жизни

Художник умер 2 мая 1900 года в Феодосии, в возрасте восьмидесяти двух лет.

Перед самой смертью Айвазовский написал картину, которая называется «Морской залив», а в последний день жизни начал писать картину «Взрыв турецкого корабля», которая осталась незаконченной.

Так описан последний день на сайте Феодосийской картинной галереи им. И. К. Айвазовского[17]:

Утром 19 апреля (2 мая) 1900 года художник привычно устроился за мольбертом в своей феодосийской мастерской. На подрамнике небольшого размера был натянут чистый холст. Айвазовский решил осуществить свое давнее желание — ещё раз показать один из эпизодов освободительной борьбы греческих повстанцев с турками.
Для сюжета живописец избрал реальный факт — героический подвиг бесстрашного грека Константина Канариса, взорвавшего турецкий адмиральский корабль у острова Хиос. В течение дня художник почти закончил работу.

Глубокой ночью, во время сна, внезапная смерть оборвала жизнь Айвазовского. Незаконченная картина «Взрыв корабля» так и осталась на мольберте в мастерской художника, дом которого в Феодосии превращён в музей.

Высокую оценку творчеству художника давали многие его современники, а художник И.Н. Крамской писал: “. Айвазовский, кто бы и что ни говорил, есть звезда первой величины во всяком случае и не только у нас, а в истории искусства вообще. “

Айвазовский похоронен в Феодосии, в ограде средневековой армянской церкви Сурб Саркис (Святого Саркиса). В 1903 году вдова художника установила мраморное надгробие в форме саркофага из цельного блока белого мрамора, автором которого является итальянский скульптор Л. Биоджоли. На древнеармянском языке написаны слова армянского историка Мовсеса Хоренаци: «Рождённый смертным, оставил по себе бессмертную память»[18].

Задача данной статьи – выяснить причину ухода из жизни всемирно известного российского художника-мариниста и баталиста ИВАНА КОНСТАНТИНОВИЧА АЙВАЗОВСКОГО ( памятуя о том, что его имя при рождении ОВАНЕС АЙВАЗЯН ) по его коду ПОЛНОГО ИМЕНИ.

Смотреть предварительно “Логикология – о судьбе человека”. http://www.proza.ru/2012/03/16/1446

Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ. Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите в соответствие масштаб изображения.

Берём удвоенный код ПОЛНОГО ИМЕНИ:

1 11 14 15 24 56 70 85 88 89 103 109 127 128 138 141 142 151 183 197 212 215 216 230 236 254
А Й В А З Я Н О В А Н Е С + А Й В А З Я Н О В А Н Е С
254 253 243 240 239 230 198 184 169 166 165 151 145 127 126 116 113 112 103 71 57 42 39 38 24 18

15 18 19 33 39 57 58 68 71 72 81 113 127 142 145 146 160 166 184 185 195 198 199 208 240 254
О В А Н Е С А Й В А З Я Н + О В А Н Е С А Й В А З Я Н
254 239 236 235 221 215 197 196 186 183 182 173 141 127 112 109 108 94 88 70 69 59 56 55 46 14

АЙВАЗЯН ОВАНЕС = 127 = ОТ ИНФАРКТ а .

254 = 56-УМЕР + 198-ВНЕЗАПНАЯ СМЕРТЬ = 89-КОНЧИНА + 165-ИНФАРКТ МИОКАРД а .

Код ДАТЫ СМЕРТИ: 19.04.1900. Это = 19 + 04 + 19 = 42 = ОТЖ ил .

254 = 42 + 212- 142-КОНЧАЮЩИЙ + 70-ЖИЗНЬ .

Код ДНЯ СМЕРТИ = 149-ДЕВЯТНАДЦАТОЕ + 84-АПРЕЛЯ = 233 = ВНЕЗАПНЫЙ УХОД ИЗ ЖИЗНИ.

Код полной ДАТЫ СМЕРТИ = 233-ДЕВЯТНАДЦАТОЕ АПРЕЛЯ + 19- код ГОДА СМЕРТИ = 252.

252 = ИНФАРКТ ПРИВЁЛ К СМЕРТИ = УГАСАНИЕ ФУНКЦИЙ СЕРДЦ а .

Код числа полных ЛЕТ ЖИЗНИ = 164-ВОСЕМЬДЕСЯТ + 9-ДВА = 173 = ОСТАНОВЛЕНО СЕР дце = НАСТУПЛЕНИЕ СМЕ рти .

113 = СКОНЧАНИЕ
___________________________
173 = ВОСЕМЬДЕСЯТ ДВА

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: