Иван Константинович Айвазовский, биография, творчество

Иван Айвазовский: жизнь и творчество художника

Иван Константинович Айвазовский — всемирно известный российский художник-маринист, баталист, коллекционер, меценат. Наиболее выдающийся художник армянского происхождения XIX века. Брат армянского историка и архиепископа ААЦ Габриэла Айвазовского.

Содержание

Биография Ивана Айвазовского

Родился Иван 29 июля 1817 года в Феодосии. Первые годы биографии Айвазовского прошли в бедности в результате разорения отца. Но все, же ему удалось поступить в гимназию Симферополя. Увлечение живописью привело его в стены Академии художеств Петербурга, в которой он учился у признанных мастеров. После окончания Академии много путешествовал по Европе. В 1847 году в своей биографии Иван Айвазовский стал профессором художественной Академии Петербурга.

Наиболее успешен Айвазовский был в морских пейзажах. А с 1844 года он даже был художником морского штаба. Также в биографии Ивана Константиновича Айвазовского была открыта собственная школа искусств. Среди известнейших его картин – «Девятый вал», «Черное море». Однако Айвазовский писал полотна не только на морскую тематику. Среди других его серий картин: кавказские, украинские пейзажи, армянская история, Крымская война. За свою биографию Иван Айвазовский создал около шести тысяч работ.

Кроме того в биографии художника Айвазовского всегда находилось время для общественно полезных мероприятий. Так Иван Константинович активно помогал развитию родного города – Феодосии. Построил там музей древности, основал картинную галерею, способствовал прокладке железнодорожного пути в Джанкой.

Коллеги-художники об Айвазовском

Иван Крамской утверждал, что Айвазовский «есть звезда первой величины во всяком случае и не только у нас, а в истории искусства вообще». Великий английский пейзажист Уильям Тернер посвящает ему стихотворение и называет гением.

Творчество Айвазовского

Особой известностью пользовался Айвазовский не только в России, но и в Турции. Его знакомство с Османской империей началось в 1845 году. Средиземноморская географическая экспедиция под руководством Ф. П. Литке, в составе которой был Иван Константинович, отправилась к берегам Турции и Малой Азии. Тогда Стамбул покорил художника. После окончания экспедиции им было написано большое количество работ, в том числе и с видами столицы Османской империи.

После окончания войны в 1856 году по пути из Франции, где на международной выставке выставлялись его работы, Айвазовский второй раз посетил Стамбул. Был тепло встречен местной армянской диаспорой, а также, по протекции придворного архитектора Саркиса Баляна, был принят султаном Абдул-Меджидом I. К тому времени в коллекции султана уже была одна картина Айвазовского. В знак преклонения перед его творчеством султан наградил Ивана Константиновича орденом «Нишан Али» IV степени.

Картины И. К. Айвазовского, находившиеся в Турции, неоднократно выставлялись в различных выставках. В 1880 году в здании русского посольства проходила выставка картин художника. По её окончании султан Абдул-Хамид II вручил И. К. Айвазовскому алмазную медаль.

В 1881 году владелец художественного магазина Ульман Громбач проводил выставку работ известных мастеров: Ван Дейка, Рембрандта, Брейгля, Айвазовского, Жерома. В 1882 году здесь же состоялась художественная выставка И. К. Айвазовского и турецкого художника Оскана Эфенди. Выставки имели огромный успех.

В 1888 году в Стамбуле состоялась ещё одна выставка, организованная Левоном Мазировым (племянником И. К. Айвазовского), на которой были представлены 24 картины художника. Половина сборов от неё пошла на благотворительные цели. Как раз на эти годы приходится первый выпуск османской Академии художеств.

В работах выпускников Академии прослеживается манера письма Айвазовского: «Гибель корабля „Эртугрул“ в Токийском заливе» художника Османа Нури Паши, картина «Корабль» Али Джемаля, некоторые марины диярбакырца Тахсина.

В 1890 году была последняя поездка Ивана Константиновича в Стамбул. Он посетил армянскую патриархию и дворец Йылдыз, где оставил в дар свои картины. В этот приезд он был награждён султаном Абдул-Хамидом II орденом Меджидие I степени.

В настоящее время несколько известных картин Айвазовского находятся в Турции. В Военном музее в Стамбуле находится картина 1893 г. «Корабль на Черном море», картина 1889 г. «Корабль и лодка» хранится в одной из частных коллекций. В резиденции президента Турции находится картина «Тонущий во время шторма корабль» (1899).

Интересные факты об Иване Айвазовском

Иван Айвазовский начал рисовать с ранних лет. В роли полотна при этом выступали заборы, дома, альбомы и даже песок. Один раз рисунки в городе увидел местный губернатор, который был настолько поражён талантом мальчика, что потребовал у подчинённых разыскать его, чтоб познакомиться. Некоторое время спустя будущий всемирно известный художник поступил в Петербуржскую академию художеств именно при помощи этого человека.

Художник никогда в жизни не был вольным творцом. Занимая должность художника в Главном морском штабе, он постоянно направлялся в места сражений для оперативного изображения боевых действий, ведь запечатлеть их в те времена могли исключительно живописцы. При этом, множество картин были написаны из рассказов очевидцев.

Иван Константинович был очень работоспособным человеком, свидетельством чего являются более 6000 написанных картин.

Айвазовский считал, что умение писать по памяти отличает настоящего художника от ненастоящего:

«Живописец, только копирующий природу, становится ее рабом. Человек, не одаренный памятью, сохраняющей впечатления живой природы, может быть отличным копировальщиком, живым фотографическим аппаратом, но истинным художником — никогда. Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны — немыслимо с натуры».

Окна мастерской Айвазовского смотрели в сторону двора, поэтому моря с них не было видно. Он писал свои марины по памяти, исключительно точно передавая различные состояния моря.

Читайте также:
Пол Дже́ксон По́ллок - отзывы, мнение, рейтинг

Айвазовский часто приезжал к брату на остров св. Лазаря. Там он останавливался исключительно в комнате Джорджа Байрона.

Самой дорогой среди всех картин Айвазовского стал «Вид Константинополя и Босфора», купленный в 2012 году на британском аукционе Sotheby’s за 3 миллиона 230 тысяч фунтов стерлингов, что в переводе на рубли составляет более 153 миллионов.

Пребывая в Италии, живописец создал картину «Хаос. Сотворение мира», которая произвела такой фурор, что в последствие была приобретена Римским Понтификом, наградившим его золотой медалью.

Библиография и фильмография

Библиография

  • Aivazovsky. Leningrad, Aurora Art Publishers, 1989.
  • Иван Константинович Айвазовский. Издательство «Искусство», Москва, 1965.
  • Игорь Долгополов, Мастера и шедевры. Издательство «Изобразительное Искусство», Москва, 1987.
  • Популярная Художественная Энциклопедия. Издательство «Советская Энциклопедия», Москва, 1986.
  • Айвазовский. Документы и материалы. — Ереван, 1967.
  • Барсамов Н. С. И. К. Айвазовский. 1817—1900. — М., 1962.
  • Вагнер Л., Григорович Н. Айвазовский. — М., 1970.
  • Саргсян М. Жизнь великого мариниста. — Ереван, 1990 (на арм. яз.).
  • Чурак Г. И. Айвазовский. — М., 2000.
  • Хачатрян Ш. Айвазовский известный и неизвестный. — Самара, 2000.
  • Un peintre russe sur la Riviera : Aivazovsky par Guillaume ARAL et Alex BENVENUTO, Lou Sourgentin N°192, Nice, juin 2010 (фр.)

Цитата Конецкого В.В.

…С тех пор я знаю, что стать Айвазовским не просто, что художник Главного морского штаба имел в кармане мундира секрет, при помощи которого умел делать на полотне воду мокрой…

Иван Айвазовский — художник прозрачных волн и жестоких морских сражений

Иван Константинович Айвазовский (Ivan Konstantinovich Aivazovsky; родился 17 июля 1817 года — умер 19 апреля 1900 года) — великий русский художник XIX века, создатель флотских батальных сцен и морских пейзажей. Творчество Ивана Айвазовского заслужило высокую оценку современников. Его картины, посвящённые величественной стихии моря и подвигам российского флота, считаются непревзойдёнными шедеврами.

Иван Айвазовский носил чин тайного советника, был почётным членом знаменитых художественных Академий: в Санкт-Петербурге, Риме, Амстердаме и других городах Европы. Он прожил долгую жизнь, обладал исключительной работоспособностью и оставил после себя несколько тысяч живописных произведений. Некоторые из них входят в Золотой фонд мировой живописи.

Биография Ивана Айвазовского

Иван Айвазовский (настоящее имя — Ованнес Айвазян) появился на свет в городе Феодосия, 17 июля 1817 года, в многодетной семье торговца Константина Айвазяна — армянина, переехавшего в Крым. У будущего художника были брат и три сестры.

Творческий талант Вани Айвазовского проявился рано и привлёк внимание Якова Христиановича Коха, известного местного архитектора. Тот дал мальчику несколько уроков и рекомендовал его, как подающего большие надежды, губернатору города. Это способствовало дальнейшему обучению ребёнка, семья которого разорилась ещё до его рождения, после страшной чумной эпидемии 1812 года.

Дарование и рекомендации покровителей позволили 16-летнему подростку поступить за государственный счёт в Императорскую Академию северной столицы. Первым его учителем стал известный пейзажист Максим Воробьёв. Вскоре Иван Айвазовский получил награду за «Вид на взморье в окрестностях Петербурга». Тогда его определили в ученики к знаменитому французу, мастеру водных картин, Филиппу Таннеру (Philippe Tanneur). А уроки батальной живописи он брал у Александра Ивановича Зауервейда.

Благодаря таланту, работоспособности, умению полностью отдаваться своему занятию, Иван Айвазовский был выпущен из Академии за два года до окончания. Он вернулся в Крым, где самостоятельно оттачивал своё мастерство. Молодой живописец не только делал наброски, но и принимал посильное участие в очередной турецкой войне. Под впечатлением от событий, появился «Десант отряда Раевского в долине Субаши». Император Николай Первый высоко оценил работу, взяв молодого человека под своё покровительство.

Несколько последующих лет заняло заграничное путешествие. Иван Константинович посетил Венецию, Португалию, Францию. В 1844 году, по возвращении на родину, он получил должность живописца при Главном морском Штабе России.

Очень много художник сделал для развития малой родины — города Феодосии. Благодаря Айвазовскому в 1886 году был проложен водопровод от Субашского источника в центр города, где по проекту живописца устроили фонтан. Иван Айвазовский открыл картинную галерею, библиотеку, концертный зал, школу искусств, активно интересовался археологией, руководил множеством раскопок, инициировал строительство железнодорожной ветки из Феодосии до Джанкоя.

Иван Константинович Айвазовский активно трудился до самой смерти. Последняя его работа «Взрыв турецкого корабля», начатая в возрасте 82-х лет, осталась незавершённой. Гениальный маринист скончался 19 апреля 1900 года и прах его погребён на внутренней территории древней армянской церкви.

Самые известные картины Ивана Айвазовского

Картины Ивана Айвазовского посвящены не только морю и сражениям российского флота. Он писал пейзажи Малороссии, портреты, изображал библейские события. Наиболее известные из его работ:

  • «Берег моря ночью. У маяка» (1837) — хранится в Феодосийской картинной галерее, написана художником в возрасте 20 лет.
  • «Большой Петергофский дворец» (1844) — работа пропитана романтическим настроением, создавалась автором для прославления русского искусства в целом.
  • «Восточная сцена. Каик с турчанками» (1846) — произведение появилось после путешествия живописца в свите великого князя Константина Николаевича на военном корабле к берегам Турции.
  • «Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 года» (1848) — прославление исторического события: победы русского флота в Чесменском бою.
  • «Девятый вал» (1850) — одна из самых знаменитых в мире картин, созданная по рыбацким рассказам и собственным переживаниям во время бури в Бискайском заливе.
  • «Зимняя сцена в Малороссии» (1860-е) — один из десяти снежных пейзажей, созданных художником. Находится в частной коллекции.
  • «Всемирный потоп» (1864) — мастер изобразил в библейской сцене не традиционный ковчег Ноя, а погибающий от воды окружающий мир.
Читайте также:
Питер Рубенс, биография, творчество, история жизни

Иван Константинович Айвазовский прославился как самый известный в мире маринист-баталист. На сайте VeryImportantLot размещено множество статей, посвящённых развитию мирового изобразительного искусства. Посетив аукционы, на которых выставляются шедевры антиквариата, можно выбрать и недорого купить картины интересующего направления, а также познакомиться с работами лучших современных художников различных школ и жанров.

Иван Константинович Айвазовский: жизнь и творчество

Море Айвазовского

Чёрное море (1881)

Гнев морей (1886)

История жизни

Однажды в детстве Айвазовский сидел на берегу и писал море. Его случайно увидел главный архитектор города. Взглянув на рисунки, он восхитился и подарил ребенку набор красок. Кроме того, главный архитектор города дал будущему гению живописи воспитание и соответствующее образование, которые стали путевкой Айвазовского в жизни и большое искусство. Когда Айвазовскому исполнилось 13 лет, он поступил в гимназию города Симферополь, а уже через некоторое время отправился учиться в Петербург, где был зачислен в Академию художеств. Айвазовский изучал пейзажную живопись, его руководителем был профессор Воробьев. Айвазовскому нравились техника и манера живописи Карла Брюллова и Сильвестра Щедрина, также он брал уроки у знаменитого мариниста Ф. Таннера из Франции. В Петербург того пригласили для выполнения заказов самого Императорского двора. Именно тогда Айвазовский сделал окончательный выбор в профессии. Интересно, что тогда многие художники относились к нему холодно. Возможно, это связано с профессиональной ревностью. Айвазовский был очень талантлив.

Зимний обоз в пути (1857)

Французский маринист чуть не сломал карьеру Айвазовскому, отпустив неприятные замечания о нем перед императором Николаем I. Василий Жуковский и Михаил Крылов заступились за Айвазовского, и смогли решить этот неприятный инцидент.

Встреча с Пушкиным

Сумерки в бухте Золотой Рог

Айвазовский в Италии

Особое впечатление на художника произвела Италия. Айвазовский познакомился с Николаем Васильевичем Гоголем и побывал с ним во Флоренции. В это время художник не просто копировал увиденные морские пейзажи, он писал свои впечатления от моря, выплескивал на холст все, что накопилось в душе.

Айвазовский не представлял себя без живописи, за всю свою жизнь художник создал около 6000 картин. Некоторые из них находятся в Музеях культуры, в художественных галереях, какие-то остались лишь в частных коллекциях.

Одним из самых плодотворных периодов в творческой биографии Айвазовского считается итальянский период. Даже Ватикан купил для своей галереи большое Полотно Айвазовского «Хаос». В 1844 году Айвазовский вернулся в Россию, здесь ему присвоили звание академика, встретили с большой теплотой. Айвазовский имел возможность ходить в плавание на военных кораблях, получил доступ к документам Адмиралтейства. В 1845 году Иван Айвазовский побывал в очередной экспедиции у берегов Турции и Малой Азии. Новые впечатления позволили создать новые шедевры.

Хаос. Сотворение мира. 1841

Наследие Айвазовского

В 1845 году Иван Константинович Айвазовский вернулся в Феодосию, начал ездить по Родине. Темой его работ стали зарисовки из жизни маленьких приморских городков, поселений рыбаков. Эти полотна полны восхищением жизнью простых людей. Море относятся к ним тепло и спокойно, она умиротворенно принимает их, помогает им прокормиться и держит в своих объятиях маленький кораблик или крошечную рыбацкую лодку.

«Ночь в Гурзуфе» (1891)

И. К. Айвазовский. Девятый вал. 1850

Башни на скале у Босфора

Читайте также:

  • Художник Поленов: отобразить земной путь Спасителя
  • Василий Суриков – художник, который жил в двух временах

Иван Константинович Айвазовский

Фото Все

Видео Все

Иван Айвазовский (Краткая история)

«Айвазовский. На гребне волны».

Иван Айвазовский. Гении и злодеи.

Иван Айвазовский — биография

Иван Айвазовский – один из величайших художников-маринистов всех времен, коллекционер, меценат, академик. Его приняли в почетные члены Академий художеств в Санкт-Петербурге, Риме, Амстердаме, Париже, Штутгарте, Флоренции.

В жизнь Ивана Айвазовского море вошло с детства. Он любил его страстно, самоотверженно, и может быть, поэтому ему нет равных в поэтическом изображении стихии, в отточенном мастерстве его полотен. Ему, простому армянскому мальчишке, рисующему углем на стенах домов, удалось достичь вершин мастерства, стать мастером классического пейзажа, запечатлеть на полотне мощь и красоту морских пейзажей.

Детство

Иван Айвазовский (Ованес Айвазян) родился 29 июля 1817 года в Феодосии. Отца звали Геворк Айвазян, он потомок переселившихся в Галицию армян. В Феодосии он записался под фамилией Гайвазовский, переделав ее на польский манер. Мама – Рипсиме Айвазян, из семьи чистокровных армян.

Отец семейства отличался смекалкой и предприимчивостью, отлично владел венгерским, турецким, украинским, польским, русским и цыганским языками. После переезда в Феодосию он, теперь уже Константин Гайвазовский, вел успешную торговлю. Город в те годы стремительно разрастался, постепенно становясь международным портом, дела у предприимчивого купца шли достаточно успешно. Но тут в 1812 году вспыхнула эпидемия чумы, и все усилия пошли насмарку.

Читайте также:
Иса́ак Ильи́ч Левита́н - отзывы, мнение, рейтинг

Портрет Ивана Айвазовского в детстве

Всего в семье Гайвазовских родилось пятеро детей, старший сын Саргис принял монашеский сан и стал Габриэлом. Семейство терпело большую нужду, мать тоже вносила свою лепту в бюджет. Она была отличной вышивальщицей, старалась как можно выгоднее продать свои работы. С ранних лет у Ивана проявилась мечтательность и смышленость. Он просыпался рано поутру, бежал к морю, и часами заворожено смотрел на большие корабли и небольшие лодочки, восхищался красотой пейзажей. Особенно ему нравилось наблюдать шторм, разбушевавшаяся стихия приводила его в полный восторг.

У мальчика не было возможности купить кисти и краски, поэтому свои первые шедевры он писал на песке. К сожалению, они мгновенно растворялись под нахлынувшими морскими волнами. Спасением становился кусочек самоварного угля, которым он рисовал на покрытых побелкой стенах их домика. Отцу не очень нравилось занятие сына, особенно он расстраивался, глядя на испорченные стены, но ругать мальца не стал. Увиденное навело его на крепкие раздумья. В 10 лет Иван уже нашел себе работу в кофейне, вносил свой вклад в семейный бюджет.

Тяжелый труд не мешал мальчику развивать свои таланты. Иван сам осилил игру на скрипке, и каждую свободную минуту уделял рисованию. Именно в те годы случилась судьбоносная встреча будущего мариниста и местного архитектора Якова Коха, которая резко изменила биографию Айвазовского. Кох пришел в восторг от художественных способностей мальчишки, дарил Ивану краски, карандаши, бумагу, поддерживал юное дарование, как мог, в том числе и уроками рисования. Вскоре на Айвазовского обратил внимание и губернатор города Александр Казначеев, которому понравилась его игра на скрипке. Сам градоначальник очень любил музицировать.

Именно стараниями Казначеева Иван в 1830-м начал обучение в симферопольской гимназии. В Симферополе у талантливого мальчишки появился еще один покровитель – Наталья Нарышкина, супруга губернатора города. Ваня часто гостил у них в доме, он мог свободно пользоваться библиотекой, читать книги об искусстве и живописи. Айвазовский много работал, делал копии известных произведений, писал эскизы и этюды.

Портрет Ивана Айвазовского в юности

Нарышкина попросила художника-портретиста Сальватора Тончи, и через него нашла выход на президента Императорской академии художеств Петербурга Оленина.

Женщина написала письмо высокопоставленному чиновнику, в котором просила устроить Айвазовского в академию на полный пансион. Наталья расписала таланты мальчика, пожаловалась на тяжелые условия жизни юного дарования, и дополнила письмо рисунками. Оленину очень понравились работы Ивана, он показал его рисунки императору Николаю I, который и дал распоряжение зачислить его в Академию художеств.

В тринадцатилетнем возрасте Иван стал учиться у мастера пейзажа Воробьева, и был самым молодым из учеников Академии. Нужно отметить, что Воробьев был опытным педагогом, сумевшим по достоинству оценить всю силу таланта начинающего художника. Именно он дал Айвазовскому классическое образование, научил его теории и практике, сделал из него настоящего живописца-виртуоза.

Иван Айвазовский

Достаточно быстро Айвазовский превзошел Воробьева, и учитель представил своего талантливого ученика Филиппу Таннеру, прибывшему из Франции маринисту. Плодотворного сотрудничества у Ивана с Таннером не вышло. Французский живописец заставлял Айвазовского заниматься всей черновой работой, однако у Ивана находилось время и для создания собственных полотен.

Живопись

Свои первые работы молодой художник представил публике в 1836-м, на выставке картин его учителя Таннера. Одно полотно Айвазовского получило серебряную медаль, о нем написали в столичной газете. А вот картины французского художника нашли слишком манерными. Разгневанный Филипп обратился с жалобой на непокорного ученика к самому императору, он сказал, что Айвазовский не имел права выставлять свои картины без его на то разрешения.

По закону, Таннер был прав, император приказал Айвазовскому убрать его произведения, и выразил ему свое недовольство. Молодой художник оказался в немилости при дворе, хотя и нашел поддержку лучших умов того времени – Жуковского, Крылова, Оленина. Дело приняло совсем новый оборот, когда за Айвазовского замолвил слово Александр Зауервейд, учитель живописи детей императорской семьи.

Иван получил награду от Николая I, и вместе с сыном императора – Константином, отбыл на Балтийский флот. Цесаревичу предстояло заняться изучением морского дела и руководство им, а Иван прошел хорошую художественную практику. Он понимал, что ему просто необходимо ознакомиться с устройством кораблей, чтобы сцены баталий выглядели на полотне реально.

«Штиль»

Именно Зауервейд учил молодого художника батальной живописи, и Айвазовский быстро усвоил новые знания. Спустя некоторое время, в сентябре 1837-го, он был награжден золотой медалью за полотно под названием «Штиль». После этого руководители Академии художеств приняли решение о выпуске Айвазовского из этого учебного заведения, так как он больше ничему не мог научиться у них.

Так в 20 лет Иван покинул стены Академии, хотя по правилам, должен был учиться еще на протяжении трех лет. Он был самым молодым из всех выпускников, когда-либо окончивших это учебное заведение.

Сразу после выпуска Айвазовский отбыл в путешествие. Два года он пробыл в родном Крыму, потом на протяжении шести лет объездил всю Европу. Он побывал в родной Феодосии, много ездил по Крыму, стал участником высадки морского десанта в Черкессии. И продолжал усиленно писать многочисленные полотна с изображением не только мирных морских пейзажей, но и военных сцен.

Читайте также:
Сальвадор Доме́нек Фелип Жасинт Дали и Доме́нек де Дали де Пу́боль - отзывы, мнение, рейтинг

В 1840-м Айвазовский недолго пожил в Петербурге, потом побывал в Венеции, Риме и Флоренции. Это путешествие сопровождалось массой приятных встреч. Иван навестил старшего брата Габриэла, монаха с острова Святого Лазаря, встретил известного писателя Николая Гоголя. В Италии знакомился с произведениями прославленных мастеров, и сам много работал. В каждом городе он демонстрировал свои полотна, многие из которых покупались мгновенно.

Картина «Хаос» Ивана Айвазовского

Картина под названием «Хаос» очень понравилась Папе Римскому, он выразил намерение ее купить. Когда Айвазовский узнал об этом, он преподнес ее в дар понтифику. Григорий XVI не преминул наградить талантливого художника золотой медалью, и выразить ему свое восхищение. С того самого времени имя Айвазовского стало известно во всем мире. После этого Иван Константинович побывал в Голландии, Швейцарии, Португалии, Англии, Испании. Во время возвращения домой корабль, на борту которого был Айвазовский, попал в страшную бурю. Появились слухи, что он не выжил в этом шторме, но вскоре он вернулся в родной город, живой и невредимый.

Маринист был хорошо знаком и даже дружил с самыми известными людьми того времени. Среди его знакомых оказался Пушкин, Глинка, Кипренский, Николай Раевский, Жуковский, Брюллов. Жаловало его и императорское семейство. Однако не это было главным в его жизни, на первое место живописец всегда ставил семью, любимую работу, общение с простыми людьми.

После того, как к художнику пришли слава и богатство, он старался принести как можно больше пользы родному городу. В Феодосии появилась школа искусств и картинная галерея, художник инициировал создание музея древностей, на его деньги начали строить железную дорогу и водопровод. Причем водопровод был запитан к личному источнику Айвазовского. В зрелом возрасте художник не утратил своей активности, он продолжал идти вперед, побывал в Америке вместе с женой, помогал нуждающимся, благоустраивал родной город, занимался преподавательством и благотворительностью.

Личная жизнь

Биография Айвазовского насыщена множеством памятных событий, не менее активной была и его личная жизнь, в которой присутствовала любовь к трем женщинам. Первый раз художник серьезно влюбился в венецианскую танцовщицу Марию Тальони. Несмотря на то, что он был моложе своей любимой на тринадцать лет, он уехал вместе с ней в Венецию. Однако у этих отношений не было будущего, танцовщица предпочла пылкому юноше карьеру.

Иван Айвазовский с женой Юлией Гревс и детьми

В 1848-м художник женился. Его избранницей стала Юлия Гревс, дочь придворного медика императора Николая I. Пышная свадьба состоялась в родной Ивану Феодосии. Вскоре одну за другой супруга подарила Айвазовскому четырех дочек – Александру, Марию, Елену и Жанну.

Фото тех лет сохранило память о семье, где они выглядят очень счастливыми, хоть это счастье было коротким. После того, как родились дочки, Юлия совершенно изменилась. Она страдала нервным заболеванием, настаивала на переезде в столицу, поближе к балам, званым вечерам и светской жизни. Однако Айвазовский любил родную Феодосию, простое окружение, и не собирался ничего менять. В итоге супруги развелись, что было большой редкостью в те времена. Иван с большим трудом сохранил нормальные отношения с дочками и внуками, так как Юлия всеми силами настраивала детей против него.

Иван Айвазовский и Анна Саркизова

Последняя любовь пришла к живописцу в 65 лет. Он встретил 25-летнюю Анну Саркизову, на которой женился в 1882-м. Именно она скрашивала последние годы известного мариниста. Ее Айвазовский запечатлел на полотне под названием «Портрет жены художника».

Иван
Константинович Айвазовский

Биография и информация

Иван Константинович Айвазовский (арм. Ованнес Айвазян; 17 (29) июля 1817, Феодосия — 19 апреля (2 мая) 1900 год, Феодосия)– самый известный русский художник-маринист. Главные герои его картин – морские пейзажи. Айвазовский прошел путь от феодосийского мальчишки, рисующего на стенах домов, потому что ни карандашей, ни альбомов в доме не водилось, до одного из самых знаменитых и успешных мастеров своего времени. Признан он был как на территории Российской империи, так и за границей. В расцвете славы художник вернулся в Феодосию и приложил грандиозные усилия для того, чтобы изменить любимый город к лучшему.

Особенности творчества художника Ивана Айвазовского: главная тема и герой картин Айвазовского – море, основной жанр – марина. Айвазовский активно использовал технику лессировки, благодаря чему «волна Айвазовского» вошла в историю искусства (это полупрозрачная пенящаяся волна, часто встречающаяся на его картинах). Почти никогда принципиально не писал с натуры, считая, что стихию невозможно изобразить, поскольку она в следующее мгновение уже иная. Айвазовский писал легко, быстро и был очень плодотворен, его наследие – около шести тысяч живописных полотен.

Известные картины Ивана Айвазовского: «Девятый вал», «Чесменский бой», «Черное море», «Среди волн», «Лунная ночь на Босфоре». Также у художника есть большое количество и неизвестных для широкого круга работ, к которым относятся различные эскизы и зарисовки морских пейзажей.

Читайте также:
Клод Моне, биография, творчество, история жизни

Художник Иван Айвазовский первый в России начал организовывать собственные персональные выставки. На его веку их прошло 120 – мало кто и на сегодняшний день может похвастаться таким. Он любил общество и женщин, но больше всего любил море. Его жизнь – пример удачного попадания в свою судьбу. Такое впечатление, что на каждом жизненном перекрестке он делал верный выбор. А мог бы и другой…

О происхождении художника Айвазовского и его первых картинах

В Академии художеств

Айвазовский попал в класс к известному на тот момент пейзажисту, замечательному педагогу Максиму Воробьеву. У него Иван учился академическим премудростям, и от него же перенял любовь к романтическому направлению, тогда еще новаторскому. Айвазовский был частым гостем в доме учителя, да и сам делал успехи, его картины замечали и хвалили, и перед ним открывались удивительные перспективы. Более того, в 18 лет Иван Константинович получил серебряную медаль Академии. Эта медаль чуть не поставила крест на его будущем.

В России в то время был принят при дворе и чрезвычайно любим французский живописец-маринист Филипп Таннер. Его пригласили для написания важнейших российских портов. Айвазовского направили французу в помощники. Тот быстро оценил талант студента и поручал ему не только натягивать холсты, растирать краски, мыть кисти, но и зарисовывать виды. Работы было много, и Айвазовский совсем измучился в процессе подготовки Таннера к выставке. Однажды его встретил президент Академии Оленин. Встревоженный изможденным видом юноши, Оленин пригласил его к себе в имение. Там Айвазовский восстановил силы и… написал пару марин. Президент по собственной инициативе представил их на академической выставке 1836 года.

Для художника Айвазовского эта выставка памятна еще и тем, что его сразу же высоко оценил Карл Брюллов: «Я видел ваши картины на выставке и вдруг ощутил на губах соленый вкус моря. Видно, что вы одарены исключительной памятью, сохраняющей впечатления самой натуры. Это важно для истинного художника» . На этой же выставке Айвазовский познакомился с Пушкиным. В следующем году поэт был убит, но эта встреча глубоко запала в душу художнику, и он потом написал множество картин, посвященных Пушкину.

Рецензии положительные! Более того, была рецензия, в которой картину Айвазовского противопоставляли манерным полотнам Таннера. Такое сравнение чрезвычайно оскорбило Таннера, и он, пользуясь положением приближенного к императору мастера живописи, нажаловался, что Айвазовский «похитил его секреты» и через его голову выставил свои картины на выставке. Нарушений субординации Николай I не любил, потому повелел работы строптивого ученика убрать. Но возникла путаница, картины Айвазовского провисели до конца выставки и были отмечены серебряной медалью. Когда выяснилось, что это те самые работы, император слышать не желал более о наглеце.

И здесь проявилось удивительное везение Ивана Константиновича Айвазовского на людей, принимающих участие в его судьбе. Жуковский, Глинка, Оленин, Кукольник – кто только не ходатайствовал о нём. Всё тщетно! В качестве «тяжелой артиллерии» на защиту молодого дарования встал учитель рисования царских дочерей, профессор академии Александр Зауервейд. Ему удалось смягчить гнев Николая I. Айвазовского перевели в класс батальной живописи, в которой преподавал Зауервейд. Вскоре юноша, получив золотую медаль Академии, был направлен на стажировку в Крым, а потом и в Европу.

Картины Айвазовского покоряют Европу

В Европе художник Айвазовский впервые оказался в возрасте 23 лет. «Я, как пчела, собираю мед из цветника» , – сообщал он о своем путешествии по Италии, в котором жадно впитывал новые виды и писал. В то время остро актуальной считалась работа с натуры. Иван Константинович естно пытался следовать этим призывам. В Сорренто три недели писал он виды с натуры, обследуя все окрестные пляжи. А после Айвазовский изобразил в мастерской по памяти две картины. Каково же было изумление художника, когда на выставке зрители равнодушно проходили мимо его «натуры» и надолго замирали у «придуманных» рассвета и заката. С этого момента он перестал пытаться втиснуть себя в рамки, которые явно были для него тесны. Художник всегда носил с собой блокнот с карандашом, чтобы делать наброски, эскизы, но писал отныне только в мастерской.

И снова попадание в свою колею – Айвазовский нашел свой путь, свой способ писать картины, хоть он и шел вразрез с тем, чему тогда обучали живописцев. А его нашла слава. Проведенные за границей годы, кажется, представляют собой нескончаемую череду успехов. Великий Тёрнер, создавший ни с чем не сопоставимую песнь моря, солнца и воздуха, пришел в восторг от работ русского художника. Широко известно стихотворение, посвященное британским мэтром тогда еще молодому Айвазовскому: «Прости мне, великий художник, если я ошибся, приняв картину за действительность, но работа твоя очаровала меня, и восторг овладел мною. Искусство твое высоко и могущественно, потому что тебя вдохновляет Гений» .

На становление кисти Айвазовского повлияли, в первую очередь, Клод Лоррен (Тёрнер тоже считал его своим учителем), Сильвестр Щедрин (талант Ивана Константиновича рос, пожалуй, в противостоянии принципам Щедрина, большого поклонника пленэрной живописи) и Карл Брюллов – умением сочетать академическую строгость с романтической взволнованностью.

Читайте также:
Ива́н Ива́нович Ши́шкин - отзывы, мнение, рейтинг

Куда бы он ни приезжал, вскоре во всех художественных лавках появлялись сотни картин «под Айвазовского», а к нему самому выстраивалась очередь из желающих приобрести оригиналы. Ему больше не нужно было сопоставлять свои путешествия со скромным пансионом, выделяемым Академией. Швейцария, Голландия, Англия, Франция, Португалия и Испания – успех везде.

Череда правильных выборов

В 1844 году Ивану Айвазовскому исполнилось 27 лет. Некоторые в таком возрасте только находят свой путь, а некоторые – еще не находят. Он же успел покорить Европу, а по возвращении стал академиком и официальным художником морского флота. Ему поручено написать виды русских портов и приморских городов на Балтийском море, чем Иван Константинович Айвазовский с огромным удовольствием и занимается. Любовь к флоту и кораблям он пронес через всю жизнь, и пользовался заслуженной ответной любовью.

Айвазовскому неоднократно ставили в вину легкость, с которой из-под его кисти выходили морские волны. И, пожалуй, легкость, с которой ему давался успех. Он обласкан императором, он любим светом, дружен с знаменитыми писателями, композиторами, художниками. Ему пишется радостно и свободно. Знакомство с Виссарионом Белинским внесло диссонанс в эту гармонию. Суровых нравов критик не был любителем сантиментов. Он признал огромный талант Айвазовского как художника-мириниста и указал ему на поджидающую опасность. «Уезжайте отсюда, Иван Константинович. Погубит вас Санкт-Петербург. Не для таких, как вы, этот город. Вы погубите свой счастливый дар на царских заказах и на заказах его вельмож» . Он помнил о том, как его карьера чуть не разрушилась в юности. К тому же его действительно невыносимо тянуло к морю. Зиму он мог проводить в Петербурге, но чуть становилось теплее – рвался к волнам.

В самых модных гостиных Петербурга долго обсуждали новость о странном художнике Айвазовском, баловне удачи и любимце императора, который в расцвете славы взял да и уехал в провинциальную Феодосию. И ни разу об этом не пожалел: найти своё место не менее важно, чем отыскать своё дело. Иван Константинович очень любил свой город. Кажется, он поставил целью отблагодарить его за старт в жизни, который был ему дан. Не занимая никакой чин, он стал настоящим отцом города. Его двор всегда был открыт для горожан, он устроил в Феодосии театр, художественную школу, галерею. Кажется, половина феодосийской ребятни была крещена лично им. Он приложил множество усилий, чтобы в Феодосии был построен порт и проложена железная дорога, подарил городу водопровод.

Художник Айвазовский и его женщины

Первая любовь Айвазовского, о которой до нас дошли то ли сведения, то ли легенды, – ведущая солистка Парижской оперы, балерина Мария Тальони. Она была старше художника на 13 лет. Он мечтал всегда быть рядом, но Мария решила, что в ее жизни главная роль отведена балету и отказалась стать его женой.

Уже построив дом в Феодосии, Айвазовский часто проводил зиму в Петербурге, где считался очень завидным женихом. И дело не только в известности и богатстве – он был очень красив, обходителен, обаятелен и жизнелюбив. Сколько красавиц мечтали вскружить ему голову! В одном из обеспеченных петербургских семейств старшие девочки перессорились, пытаясь определить, в кого влюблен зачастивший к ним Айвазовский. А он сам предложил давать уроки рисования и старшим, и младшим, которых на занятия приводила гувернантка. Мать семейства грешным делом подумывала, а вдруг это она сама в душу юноше запала? Две недели спустя Петербург получил новый повод для сплетен. Известный художник, молодой красавец, обаятельный богач женится на… гувернантке! Вот ради кого он приходил!

В браке с Юлией Гревс родились четыре девочки. Иван Константинович Айвазовский был несказанно счастлив и говорил, что лучшие его картины написаны по вдохновению, связанному с женитьбой. Увы, такое счастье не было бесконечным. Юлия мечтала блистать в Петербурге, а жизнь в Феодосии ее совершенно не устраивала. Семейный рай сменился скандалами, и через 11 лет она уехала в Одессу, откуда отправляла царю жалобы на мужа и препятствовала его общению с детьми. В 1877 году их брак был официально расторгнут.

Ивана Константиновича Айвазовского в Феодосии хорошо знали и любили. Когда сваха передала предложение 65-летнего мастера 26-летней вдове Анне Саркизовой, та недолго сомневалась. Свадьбу праздновала вся Феодосия. В этом браке художник обрел поддержку и понимание.

«Счастье улыбнулось мне» , – сказал он как-то. Когда человек попадает в свою судьбу и проживает свою жизнь, то счастье ему действительно улыбается.

Сегодня картины Айвазовского выставляются по всему миру, они присутствуют и в каталогах различных авторитетных аукционов, например, таких, как “Сотбис” и имеют неимоверный успех. Самые богатые коллекционеры живописи желают купить работы Ивана Константиновича за огромные деньги. Но самые большие картины художника остаются в музеях и доступны публике: полотно “Среди волн” (282 х 425 см) выставляется в Галерее Айвазовского в Феодосии, “Девятый вал” (221 х 332 см) в Русском музее, “Черное море” (149 х 208 см) в Третьяковской галерее.

Айвазовский: жизнь и творчество русского мариниста Ивана Константиновича

Иван Айвазовский (Ivan Konstantinovich Aivazovsky) родился 29 июля 1817 в многодетной семье. До его появления на свет в семье уже было четверо детей. Во время церемонии крещения имя Айвазовского — Ованес, которое после было адаптировано под славянское. Жизнь и творчество художника Айвазовского наполнена интересными событиями и людьми. Знаменитый пейзажист XIX века был женат дважды, однако первая супруга сбежала от него в Одессу, заявив о многочисленных побоях со стороны мужа.

Читайте также:
Михаи́л Алекса́ндрович Вру́бель - отзывы, мнение, рейтинг

Портрет художника

Дата рождения: 17 (29) июля 1817
Место рождения: Феодосия, Таврическая губерния, Российская империя
Дата смерти: 19 апреля (2 мая) 1900
Место смерти: Феодосия, Таврическая губерния, Российская империя
Семья: жены —Юлия Яковлевна Гревс,
Анна Никитична Саркисова-Бурназян
дети — Елена, Мария, Александра, Жанна
Стиль: романтизм
Жанр: марина, батальный жанр
Известные работы: Девятый вал, Чесменский бой, Радуга,
Пушкин на берегу моря

Айвазовский — первый русский художник, работы которого можно лицезреть в Лувре

Детство и первые уроки живописи

По национальности Иван Айвазовский — армянин, а его настоящая фамилия — Айвазян. Его отец был купцом, а мама занималась домом и семьей. Известно, что его предки были армянами, которые в 17 веке переселились из Армении в Галицию. Дедушка имел в своем владении огромные площади земли.

Известно только, что отец живописца, Геворк Айваз, в дальнейшем Константин Айвазовский, не общался со своими братьями. Именно по этой причине он и переехал из Галиции в Молдавию, а оттуда уже в Феодосию, где изменил фамилию на польский манер — Гайвазовский. Также в источниках можно найти информацию о том, что предки мариниста по материнской линии имели турецкий корни.

Денег в семье не хватало, поэтому уже в десять лет будущий пейзажист начинает подрабатывать в кофейне. С самого детства Айвазовский проявлял творческие способности. Он замечательно играл на скрипке и научился играть на этом инструменте самостоятельно. Также у него с детства была предрасположенность к живописи.

В будущем, одному рисунку суждено изменить ход его дальнейшей жизни. Еще ребенком, Иван Айвазовский в полный рост нарисовал у калитки своего дома солдата, стоящего в карауле. Этот рисунок заметил феодосийский градоначальник Казначеев. Именно он подарил Ованесу ящик с красками и бумагу для рисования, а также посоветовал ему учиться в городского архитектора Якова Христиановича.

Когда пейзажист закончил уездное училище, его зачислили в гимназию в Симферополе и в этом снова помог градоначальник. Затем шла Императорская Академия художества в Петербурге.

По приезду в Петербург мастер начал перенимать знания у Филиппа Таннера. Тот запрещал своему протеже работать самостоятельно и показывать свои работы на выставках. Но Иван Константинович ослушался Таннера и на одной из выставок Петербурга он представил зрителям пять работ. Критики положительно отзывались о работах начинающего пейзажиста. Это не понравилось Таннеру, поэтому он решил пожаловаться на непослушание помощника самому Императору. Вскоре Айвазовского были приказано забрать все работы с выставки.

Рекомендуем к прочтению:

Книга о творчестве знаменитого русского мариниста Екатерины Скоробогачевой

Биография выдающегося живописца — Валентина Скляренко, Ирина Рудычева

Как читать и понимать живопись. Интенсивный курс. Н. Кортунова

Рисовать как Айвазовский может не каждый, а удовольствие от росписи картины по номерам доступно всем!

Поездка в Крым и Европу

В 1838, весной, Иван Константинович возвращается в Крым. Его сердце уже давно тосковало по дому и художник готовился ко встрече со своими близкими. Феодосия встретила пейзажиста с особой теплотой и любовью, ее пейзажи пьянили и вдохновляли на новые шедевры. Дома русский художник пробудет два лета, проводя много времени в своей мастерской.

Однажды, его посетил начальник Черноморской береговой линии — генерал Раевский. Картины Айвазовского привели генерала в восторг и он пригласил его на Кавказ понаблюдать боевые действия флота и вдохновиться красотой здешних мест. Кроме того, что художник рисовал пейзажи, он уделял внимание батальной живописи. Наблюдая за высадкой десантных войск на реке Шахе, пейзажист выполнил наброски к творению «Десант отряда в долине Субаши». Приобрел полотно сам император Николай Первый, который благосклонно относился к Ивану Айвазовскому.

Десант отряда в долине Субаши, 1839

В конце августа 1839 пейзажист возвращается в Санкт-Петербург. Там он получает аттестат, свидетельствующий об окончании Академии, а также личное дворянство и первый чин. В этот период Айвазовский сближается с Карлом Брюлловым и Михаилом Глинкой. В середине лета 1840 года мастер с товарищами-пейзажистами отправляется в Рим. По дороге он покоряет своими произведениями Венецию и Флоренцию.

В Венеции, почётный член Императорской Академии художеств, встречается с Н. В. Гоголем. Также пейзажисту удалось побывать на острове св. Лазаря и встретиться с братом, который жил в монастыре. Иван Константинович дарит монастырю свое произведение на Библейскую тему под названием «Хаос. Сотворение мира».

В течение долгого времени мастер работал в Италии. Там он вырабатывал особую манеру написания. Она заключалась в том, что художник писал на улице только часть пейзажа, а остальное дописывал уже в помещении. Такая манера оставляла пространство для импровизации. Итальянские критики также положительно отзывались о творчестве Айвазовского.

После Италии была Швейцария, а затем Голландия, Португалия, Франция, Англия и Испания. В 27 лет пейзажист возвращается в Россию.

Читайте также:
Оска́р Кло́д Моне́ - отзывы, мнение, рейтинг

Творчество И. Айвазовского

Иван Константинович в первую очередь был певцом моря. Хоть он и изображал исторические личности или архитектурные строения, но их роль в была ничтожна мала. Акцент автора был на волнах. В 1845 он отправился в морскую географическую экспедицию к берегам Малой Азии. Во время экспедиции пейзажист был покорен Константинополем. После поездки Иван Константинович Айвазовский написал много работ с видами на этот город.

В конце сороковых-начале пятидесятых годов 19 столетия в жизнь художника наполнена событиями, которые оказали огромное влияние на его дальнейшую судьбу. В 1848 пейзажист женился и в этом же году построил художественную мастерскую в Феодосии (сейчас это школа живописи в Крыму).

В 1853 Иван Константинович участвовал в археологических раскопках. А в 1850 году пейзажист написал свою знаменитую картину «Девятый вал», которая сейчас находится Государственном Русском музее.

В 1874 Айвазовский в третий раз посетил Константинополь. Одна из картин художника была подарена султану Абдул-Азизу. Он был впечатлен творчеством пейзажиста и поэтому заказал у него еще 10 работ. Иван Константинович во время написания работ часто гостил у султана, подружился с ним и в итоге написал не 10, а целых 30 работ.

Иван Константинович Айвазовский был первым среди российских художников, кто стал устраивать выставки не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в европейских столицах. Также Иван Константинович организовывал выставки и в провинциальных городах Российской Империи.

Ценители хорошо отозвались о трудах мариниста. Маринист на своих полотнах изображал исторические события, в том числе и связанные с Арменией, а также произведения на Библейские темы.

Возвращение в Феодосию

В 1845 пейзажист с мировой известностью занимается строительством своего дома в Феодосии. Однако, перед тем как художник смог вернуться в родной город ему пришлось отправиться в плаванье вместе с князем Константином. Во время длительного путешествия Айвазовский смог найти множество идей для своих будущих полотен, но ему не терпелось вернуться в Феодосию. Кроме дома в этом городе, у пейзажиста было имение в близлежащей деревушке, а также дом в Судаке, где пейзажист любил играть на скрипке.

Маринист активно занимался развитием своего родного города, способствовал его процветанию. Мастер открыл картинную галерею и школу искусств, тем самым сделав свой город художественным центром южной России. Благодаря маринисту началось строительство городского концертного зала. Иван Константинович Айвазовский заботился о развитии библиотек города Феодосии.

В 90-х годах 19 столетия художник спроектировал и возвел на собственные средства фонтан памяти А.И. Казначееву, градоначальнику города Феодосии. К сожалению, фонтан был разрушен в 1940-х годах.

Кроме этого, Иван Константинович Айвазовский инициировал строительство железной дороги до Джанкоя. Иван Константинович долго добивался расширения порта, писал открытые письма, в которых указывал преимущества такого расширения.

В 1894 закончилась стройка самого большого в Крыму торгового порта. Айвазовскому была интересна археология, под его руководством провели раскопки более 90 курганов. Некоторые находки сейчас хранятся в Эрмитаже. Художник стал действительным членом Одесского общества истории и древностей благодаря его заслугам перед археологией. В 1886 году город ощущал недостаток воды. Справиться с этой проблемой горожанам также помог маринист. Благодаря усилиям Айвазовского в 1887 году началась прокладка водопровода в Феодосию. Пейзажист открыл в собственном доме картинную галерею (случилось это в 1880 году). В основном там выставлялись работы, которые были недавно завершены. Мастер завещал созданную галерею своему городу.

В одном из писем другу, маринист писал:

«…я женился как истинный артист, то есть влюбился, как никогда. В две недели все было кончено.»

Семья Айвазовского: жены и дети

Иван Константинович Айвазовский был не только одаренным маринистом, но и довольно привлекательным мужчиной, благодаря чему пользовался успехом у женщин. В 1846 году он привез свои работы в Петербург, чтобы показать их зрителям на выставке. Все разом отметили, что работы художника стали еще более изумительными после его возвращения на родину. Айвазовский решил перезимовать в Петербурге: днем он работал в мастерской, а вечера проводил в театре или посещал знакомые дома.

В одном из таких домой он встретил молодую девушку, которая в будущем станет его супругой. Первая супруга была дочерью врача и обычной гувернанткой в доме обеспеченной вдовы. Встреча произошла, когда художнику был уже 31 год, а его супруге — 19 лет. У Айвазовского сразу же вспыхнули чувства к строго одетой девушке. Уже спустя две недели девушка согласилась стать женой пейзажиста. А спустя девять месяцев у пары появилась дочь Елена.

Супруги прожили вместе 12 лет. Но нельзя сказать, что эти годы были счастливыми для них. В 1870 Юлия пишет письмо императору Александру II. В нем она сообщает, что вышла замуж по молодости и сразу не признала в муже ревнивого и властолюбивого тирана. Жена художника сообщила, что он не раз поднимал на нее руку и не мог обуздать свою натуру даже в присутствии детей.

В письме, Юлия описывает, как муж издевался над ней. В припадке бешенства он пытался задушить супругу, наносил ей побои и даже чуть не зарезал бритвой.

Читайте также:
Поль Сеза́нн - отзывы, мнение, рейтинг

Документы попали к нужным людям, а слова Гревс подтвердил ее доктор. После продолжительных бесед с представителями властей, художник все же отпустил жену в Одессу и через 7 лет их брак официально расторгли.

Второй раз маринист женился в 65 лет. Со своей будущей супругой, дочерью армянского купца Анной Бурназян, он познакомился на похоронах ее мужа. Этот брак был спокойнее предыдущего. Не новость, что 25-летнюю жену он держал в ежовых рукавицах. Молодая супруга стала его музой и встречалась на нескольких полотнах художника. Анна не родила ему детей и пережила мужа на 44 года.

Последние годы

В последние годы своей жизни Айвазовский отличался таким же крепким телосложением и имел хороший вид. Единственное, что выдавало возраст, — это морщины и залысины. Говорил маринист медленно, как будто намеренно растягивал слова. Но это больше не от старости, такая манера общения художника была всегда. Он всегда больше беспокоился о тот, что сказать, а не как сказать. Великий маринист не расставался с кистью до самой смерти. За 2 года до кончины, он написал картину невероятного размера — 282×425 см, которую назвал “Среди волн”. На полотне он изобразил бушующую стихию, море во всех его красках и величии. Работа над шедевром заняла 10 дней.

Последнюю картину маринист назвал «Взрыв корабля». Маринист начал писать ее с самого утра и к вечеру произведение было почти окончено. Завершить картину до конца Айвазовскому не удалось, в эту ночь у него остановилось сердце.

Мастер прожил спокойную и долгую жизнь и скончался 2 мая 1900, в возрасте 82 лет. Иван Константинович завещал, чтобы после смерти его предали земле во дворе армянской церкви в Феодосии. За весьма продолжительную жизнь он создал около 6000 картин. Вдова знаменитого мастера в 1903 году велела установить на его могиле надгробие, выполненное из белого мрамора, по форме напоминающее саркофаг. На одной из его сторон была надпись: «Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память».

Интересные факты

  • За время своего творчества пейзажист организовал 125 выставок. Большую средств, полученных с выставок он жертвовал на благотворительность.
  • В Москве и Санкт-Петербурге к знаменательной дате — двухсотлетию со дня рождения пейзажиста, были организованы выставки, которые стали самыми посещаемыми за всю историю галерей. В Москве выставку посетили 555 тысяч человек, а в Санкт-Петербурге — 300 тысяч.
  • В 2014 из Киргизского национального музея была похищена картина «Морской пейзаж в Крыму».
  • Произведения всемирно известного русского пейзажиста часто становятся объектом кражи. Часть из картин до сих пор остаются ненайденными. Большинство произведений обнаружили лишь благодаря тому, что похитители пытались их перепродать, выставив на торги за рубежом.
  • В родном городе в честь мастера назван единственный проспект и улица у горы Митридат. Именно на этой улице расположен дом, в котором родился легендарный пейзажист. Железнодорожная станция в городе также названа в честь пейзажиста в благодарность за его труды, которые были направлены на строительство железной дороги.
  • В честь мастера была переименована деревня Шейх-Мамай, в которой находилось его имение, теперь она называется Айвазовской. Также в честь пейзажиста переименовали международный аэропорт в Симферополе.
  • В июле 2017 банк России выпустил памятную серебряную монету, номинал которой равняется 2 рублям. На монете рельефно изображен Иван Константинович Айвазовский на фоне «Девятого вала».

Документальный фильм об Айвазовском

Биография и картины Ивана Айвазовского

Айвазовский Иван Константинович (1817 – 1900)

Иван Айвазовский – знаменитый российский художник-маринист и баталист, мастер русского классического пейзажа, передающий на полотне красоту и мощь морской стихии. Окончил Императорскую Академию художеств в 1839 году, где учился у мастера пейзажа Максима Никифоровича Воробьева

Живописец Главного Морского штаба, академик и почётный член Императорской Академии художеств, почётный член Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции и Штутгарте.

Автор таких творений, как «Девятый вал» (1850), «Лунная ночь на Босфоре» (1884), «Штиль» (1885), «Смотр Черноморского флота в 1849 году» (1886), «Пушкин на берегу Чёрного моря» (1887).

Иван Константинович Айвазовский (при рождении Ованес Айвазян) родился 29 июля 1817 года в Феодосии в семье армянского купца Геворка и вышивальщицы Рипсиме Айвазян. Семья Айвазовского жила небогато, поскольку торговля у Геворку шла весьма успешно, однако во время эпидемии чумы 1812 года он разорился.

Ива Айвазовский с детства был талантливым – он самостоятельно научился играть на скрипке, не менее очевидны были и его художественные способности. Феодосийский градоначальник Александр Казначеев, который заметил, как Иван рисует, стал его первым покровителем: он подарил ему краски и бумагу, а также предложил учиться рисованию вместе со своими детьми у городского архитектора Якова Христиановича Коха.

В 1831 году Айвазовский при содействии Казначеева, который к тому моменту уже стал поклонником таланта будущего художника, был принят в Таврическую гимназию. В конце августа 1833 года за казначейский счет Айвазовский отправляется в Санкт-Петербург, где поступает в престижнейшую на то время Императорскую Академию художеств, где его куратором становится профессор Максим Воробьев, который привил художнику тонкое понимание природы.

Читайте также:
Поль Сезанн, биография, история жизни, творчество

В 1837 году Айвазовский получает Большую золотую медаль Академии. Ввиду невероятных успехов Ивана, было принято решение выпустить его на два года раньше и отправить в Крым с целью приобретения опыта, а затем в командировку в Европу.

В 1838 году художник отправился в Крым, где писал морские пейзажи и занимался батальной живописью. В Крыму Айвазовский успел отметиться в военных действиях — адмирал Михаил Лазарев пригласил его быть свидетелем побед русского оружия. Вместе с Николаем Раевским он принял участие в высадке на кавказском побережье, где сделал наброски для картины «Десант отряда в долине Субаши». Позже картину приобрёл русский император Николай I, впоследствии назначивший Айвазовского живописцем Главного Морского штаба.

В конце лета 1839 года вернулся в Петербург, где получил аттестат об окончании Академии, свой первый чин и личное дворянство. В это же время художник знакомится с кругом Карла Брюллова и Михаила Глинки. Неизгладимое впечатление на Айвазовского произвела встреча с Александром Сергеевичем Пушкиным в 1836 году на выставке в Петербургской Академии художеств. Айвазовский до конца жизни восхищался великим русским поэтом ии посвятил ряд картин созданию его образа.

В 1840 году Айвазовский отправился в Италию, где работал долгое время. Многие произведения, написанные в тот период, принесли ему большой успех. Одну из его картин, названную «Хаос» купил сам Папа римский Григорий XVI, наградивший живописца золотой медалью. После Италии Айвазовский посетил Францию, где он получил золотую медаль Парижской академии художеств, а также Швейцарию, Голландию, Португалию и Испанию.

Английский маринист Уильям Тёрнер, восхищённый картинами русского художника, посвятил Айвазовскому стихотворение:

«Великий художник! Прости меня за ошибку мою,

когда я принял за действительность картину твою,

но настолько очаровательна работа твоя,

что восторг овладел мною и до сих пор не покидает меня.

Искусство твоё высоко и монументально и не оставляет никаких сомнений,

что тебя вдохновляет гений.»

Вернулся на родину Айвазовский в 1844 году, где спустя год он начал строительство своего дома в Феодосии. Дом строился по собственному проекту мариниста в стиле итальянских ренессансных вилл, и был украшен слепками с античных скульптур. К жилым комнатам примыкала просторная мастерская, в которой впоследствии художник написал большую часть из шести тысяч своих произведений.

Накопивший к тому моменту приличное состояние и имевший много почестей, Айвазовский делал многое для процветания родного города. Так при его содействии была открыта школа искусств и картинная галерея, инициирована постройка городского концертного зала и обустроена библиотека. При его участии были построены порт, железная дорога, решена проблема со снабжением города питьевой водой. Иван Константинович стал первым, кому было присвоено звание почётного гражданина города Феодосии.

В 1845 году в составе Русского географического общества он отправился в путешествие к берегам Малой Азии и греческим островам. В конце 1860-х художник совершил длительное путешествие по Кавказу и Закавказью — побывал в Осетии, Дагестане, Грузии, Армении. К этому периоду относится цикл удивительных горных пейзажей. Был он и в Египте на открытии Суэцкого канала.

За всю свою жизнь великий маринист был женат дважды. В 1848 году он женился на гувернантке Юлии Грефс, которая родила ему четырех дочерей. На 13 годе совместной жизни супруга, забрав четырех дочек – Елену, Александру, Марию и Жанну, уезжает в Одессу. Развод Айвазовский получил спустя долгие двадцать лет супружества. В 1882 году 65-летний Айвазовский сочетался вторым браком с молодой вдовой феодосийского купца Анной Бурназян (Саркизовой), которая была младше его на 40 лет. С новобрачной он предпринял новое путешествие по странам Средиземного моря.

В 1880 году художник открывает в своём доме выставочный зал. Иван Константинович выставлял в нём свои картины, которые не должны были покинуть Феодосию, а также недавно завершённые работы. Этот год официально считается годом создания Феодосийской картинной галереи, которую художник завещал родному городу.

Иван Константинович Айвазовский умер 19 апреля (2 мая по новому стилю) 1900 года в своём родном городе Феодосия, в возрасте 82 лет. Его последняя картина «Взрыв корабля», посвященная взрыву Константином Канарисом турецкого корабля у острова Хиос в 1822 году, осталась на мольберте неоконченной.

В соответствии с его завещанием Айвазовский был похоронен во дворе феодосийской средневековой армянской церкви Сурб Саркис. На саркофаге выгравирована символическая эпитафия: «Родившись смертным – оставил по себе бессмертную память».

На сегодняшний день творческое наследие знаменитого мариниста привлекает интерес коллекционеров. Работы художника продаются на аукционах и оцениваются в сотни тысяч и даже миллионы долларов. Работы Ивана Константиновича находятся во многих музеях мира, некоторые произведения находятся в частных собраниях. Именем великого живописца названы улицы в различных городах России, а 4 декабря 2018 года в результате всенародного голосования имя Ивана Айвазовского присвоено международному аэропорту в Симферополе.

Ознакомиться со всеми работами художника, представленными в галерее «Веллум», вы можете по этой ссылке.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: