Ива́н Ива́нович Ши́шкин – отзывы, мнение, рейтинг

Отзыв: Выставка “Иван Иванович Шишкин” в корпусе Бенуа (Россия, Санкт-Петербург) – Художник всегда на высоте, музей подкачал

Иван Иванович Шишкин с детства один из моих любимых художников. Поэтому выставку его работ в корпусе Бенуа Русского музея я не могла пропустить.
Выставка продлится до 30 августа, стоимость взрослого билета на весь корпус Бенуа без льгот 300 рублей.

Выставка расположена в залах на первом этаже, слева от входа. Здесь же проходила раньше выставка Преображенная природа, которая оставила о себе самые чудесные воспоминания. На ней так же были представлены несколько работ Ивана Шишкина.

Встречает гостей портрет Ивана Шишкина кисти И. Н. Крамского, 1869г. На ней Шишкиин в самом расцвете лет – спокойный, серьёзный мужчина.

С краткой биографией художника можно ознакомиться на стенде. Кроме перечисления основных моментов, связанных с его творческой деятельностью, есть сведения о личной жизни художника. Удивительно, что человек, писавший такие светлые и жизнеутверждающие картины, пережил несколько трагедий в личной жизни – умерли обе его жены и два маленьких сына.

Скульптурный портрет Шишкина, автор И. Я. Гинцбург, 1892г

А это автопортрет Ивана Шишкина, в более раннем возрасте, 1849 год. Немного по другому видел себя художник)).

Если говорить о выставке в целом. Она занимает несколько залов, выдержанных в спокойной серой гамме.
К сожалению, в условиях аномальной жары в 30 с лишнем градусов, стоящей сейчас в Петербурге, выявились недостатки вентиляции и кондиционирования залов корпуса Бенуа. На выставке ОЧЕНЬ жарко! И ОЧЕНЬ душно! И это мешает получать то удовольствие от искусства, на которое рассчитываешь :((. Поэтому для посещения выставки советую дождаться более комфортной температуры.

Мне нравится идея оформлять стены цитатами – они дают дополнительную информацию и создают особый настрой.

На выставке можно увидеть классические пейзажи Шишкина маслом.
“Вид в окрестностях Петербурга”

Но также много графических работ. Я даже не знала, что Шишкин уделял такое внимание графике, делал гравюры.

Неудобно их, конечно, фотографировать, так как все они под стеклом и сильно отсвечивают. Но их надо рассматривать вблизи – тогда видна тонкая работа художника, прорисовка малейших деталей. Некоторые работы были совсем миниатюрные.
“Лиственный лес на скалистом берегу. Валаам”, 1859г.

Гравюры выпускались целыми альбомами. На этой обложке Шишкин замечательно обыграл свою фамилию.

Меня прямо радует, когда на картинах художника 19 века я вижу так хорошо узнаваемые пейзажи из окрестностей Петербурга. На этой работе пейзаж из парка Сестрорецка, где мы неоднократно гуляли).
“Дубки. Пейзаж”, 1867г.

Любопытна серия акварельных видов Нижнего Новгорода, выполненная Шишкиным по заказу местного дворянства, для создания альбома в подарок императору.

Мне эти работы показались менее душевными, больше напоминающие почтовые открытки.

А вот пейзажи Валаама художник явно писал с бОльшим воодушевлением. Конечно, такого любителя природы, как Шишкин, пейзажи Карелии не могли не восхищать.
За эти работы Шишкин получил золотую медаль от Академии Художеств и право на заграничную поездку. Чем он и воспользовался и посетил много европейских городов.
“Вид на острове Валааме. (Местность Кукко), 1859г.

Я на этой выставки рассталась с убеждением, усвоенным ещё в школе. Что Шишкин не любил рисовать людей и животных, поэтому, в частности, на знаменитой картине “Мишки на дереве” (“Утро в сосновом лесу”) медвежат нарисовал Савицкий.
Но, судя по этим многочисленным работам, Шишкин прекрасно писал и людей и животных. И почти на каждом пейзаже есть либо фигуры людей, либо зверюшки или птицы.
“Пейзаж с охотником”, 1867г.

А вот на этом пейзаже прекрасный пример передачи мастером игры солнечного света в листве деревьев. Очень красиво!
“Тевтобургский Лес”, 1865г.

Дубы и сосны – любимые “модели” Шишкина).
“Дубы”, 1865г.

А здесь снова хорошо узнаваемые места – печаные дюны современного Репино. Мое любимое сочетание – сосны, небо, песок.
“Молодые сосенки у песчаного обрыва. Мери-Хови по Финляндской железной дороге”, 1890г

Даже добавлю фотографию сосны, сделанную мною почти в том же месте в такую же солнечную погоду

И этот пейзаж тоже кажется очень знакомым. Прямо вылитый вход а Баболовский парк в Пушкине)).
“Дорожка в лесу”, 1880г

“Ивы, освещенные солнцем”.

Был ряд пейзажей, которым, на мой взгляд, художник не уделил столько внимания, как более известным работам. Например, эта:
“Городские крыши зимой”, 1860-е

И разительный контраст с небольшим пейзажем “Травки”, где прописана с любовью каждая травинка и каждый цветок.

На некоторых графических работах – эскизах можно увидеть масшабную сетку.
“Зима”, 1890г.

Читайте также:
Селиванов Александр Антонович - отзывы, мнение, рейтинг

Ещё эскиз знаменитой картины “На севере диком”, 1890г. Саму картину я прекрасно знаю – её репродукция много лет висела в квартире моей бабушки)).

А зачем нужны такие экспонаты я, честно говоря, не понимаю.
Слепок правой руки Шишкина.

Удивительно, как в даже обычном буреломе и болоте Шишкин находил красоту и сюжеты для картин))
“Смешанный лес”

Пейзажи Шишкина прекрасны и всегда радуют глаз и греют душу.
Возможно, мне не хватило немного звукового сопровождения, как на выставке “Преображенная природа” – звуков воды и пения птиц. Очень было здорово.
Конечно, посетить выставку Шишкина в корпусе Бенуа обязательно надо. Но! Учесть погодные условия в городе))

7 интересных фактов из жизни И.И. Шишкина

На сегодняшний день, наверное, трудно найти человека, который никогда бы не слышал о величайшем русском художнике-пейзажисте Иване Ивановиче Шишкине. Всем нам известны его шедевры, такие как “Утро в сосновом лесу”, “Рожь”, “Сосновый бор” и множество других. Однако, не все знакомы с его биографией. В этой публикации я решила поделиться некоторыми фактами из жизни великого художника, о которых мне самой было интересно узнать. Надеюсь, это будет также познавательно и для вас.

Но для начала расскажу немного о том, почему именно Шишкин. Как-то после одного из походов в Третьяковскую галерею, кто-то из знакомых спросил меня о том, какие картины мне понравились больше всего. Немного поразмыслив над этим вопросом, я поняла, что это картины Ивана Ивановича Шишкина. Безусловно, Третьяковка открывает для нас огромное множество шедевров великих художников, однако, ничто не прельщает лично меня так, как изображение российской природы. В частности, русских лесов. Виной тому, по-видимому, несколько детских лет, проведенных у бабушки в деревне, расположенной в 75-ти км от Москвы. Деревенька эта небольшая и довольно-таки глуховатая. Оттого наверное ярче воспринималась незабвенная красота просторных зеленых полей, лугов, лесных опушек и глубин. Поделюсь с вами кусочком деревенского леса.

Ну а теперь перейдем непосредственно к Ивану Ивановичу Шишкину.

Иван Иванович Шишкин (1832-1898 гг.) — русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик, гравёр-аквафортист. Представитель Дюссельдорфской художественной школы. Академик (1865 г.), профессор (1873 г.), руководитель пейзажной мастерской Академии художеств (1894-1895 гг.). Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок.

1. Образование и материальное положение

Родился Иван Иванович в городе Елабуга Вятской губернии в 1832 году. Первое образование получил в казанской гимназии, однако, проучившись там 4 года, так и не окончил ее, так как не желал становиться чиновником по профессии и по духу — был устроен по-другому. После этого поступил в московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852-1856 гг.), а затем продолжил свое образование в петербургской Императорской Академии Художеств (1857-1865 гг.).

Несмотря на то, что выражение “голодный художник” довольно-таки распространено и можно сказать даже прочно укрепилось в умах некоторого количества людей, на практике же такое положение вещей не всегда соответствует действительности. Что касается Ивана Ивановича, то он был родом из купеческой семьи и при жизни не испытывал материальных трудностей.

2. Ранняя слава
Довольно широко известны случаи, когда великие художники признавались таковыми лишь после своей смерти. Однако, в случае с Шишкиным все было иначе. Имя Ивана Ивановича было известно при жизни не только в России, но и за рубежом, а его картины хорошо продавались. Слава и признание пришли к художнику довольно-таки рано.

3. Мишек рисовал не Шишкин
Не всем известно, что свой шедевр “Утро в сосновом лесу” Шишкин написал не в одиночку. Оказывается, руке Ивана Ивановича принадлежит только прекрасный, кропотливо написанный, лесной пейзаж, а медведей же “дорисовал” другой известный художник и друг Шишкина Константин Савицкий. Однако же, когда картину купил Павел Третьяков, и она попала к нему в руки, он возмутился, увидев 2 подписи на картине, и распорядился стереть подпись Савицкого, объяснив это тем, что заказывал картину только у Шишкина.

4. Дружба со священником

Шишкин близко дружил со священником Капитоном Ивановичем Новостроевым, которые оказал сильное влияние как на жизнь, так и на творчество художника. К.И. Новостроев говорил: «Красота, нас окружающая — это красота божественной мысли, разлитой в природе, и задача художника — как можно точнее передать эту мысль на своем полотне».

5. Конфеты с мишками

В свое время кондитерская фабрика «Красный Октябрь» выпускала конфеты «Мишка косолапый», на этикетках которых красовалось изображение, в общих чертах очень напоминающее картину Шишкина «Утро в сосновом лесу». Наверное, благодаря этому, можно сказать, дети с ранних лет имели возможность узнать об известном художнике. :)

Читайте также:
Иван Константинович Айвазовский (Ованнес Айвазян) - отзывы, мнение, рейтинг

Несколько фото — от СССР до современности. Можно проследить, как менялась со временем обертка:)

6. Марки

В СССР и России можно встретить почтовые марки с портретом художника и его знаменитыми работами.

7. Улицы Шишкина

В Москве, Липецке и Минске можно встретить улицы, названные в честь знаменитого художника. В Елабуге установлен памятник Шишкину и существует Мемориальный Дом-музей. Также в честь Ивана Ивановича названа художественная школа в Санкт-Петербурге.

Мне, конечно же, очень хочется поделиться с вами известными картинами И.И. Шишкина, так как они прекрасны, однако, все же я постараюсь избежать этого искушения и поделюсь теми картинами, на которые обычно обращают меньше внимания, но от этого они, конечно же, не становятся менее прекрасными.

На даче (Около дачи). 1894

Лесная поляна (Полянка). 1897

Солнце в лесу (1895)

У монастыря (1870)

У калитки. Сиверская (1874-83)

Речка Лиговка в деревне Константиновка близ Петербурга (1869)

Неизвестный Иван Шишкин: какие личные драмы довели художника до отчаяния

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

В первую половину жизни единственной страстью Ивана Шишкина была живопись. Он родился и вырос в Елабуге, на берегу Камы, и живописные окрестности вдохновляли его с самого детства. В 20 лет он отправился в Москву поступать в Училище живописи и ваяния. К своим занятиям он относился со всей серьезностью: «Художник должен быть высшим существом, живущим в идеальном мире искусства и стремящимся только к совершенствованию. Свойства художника: трезвость, умеренность во всем, любовь к искусству, скромность характера, добросовестность и честность… Пейзажист – истинный художник, он чувствует глубже, чище».

В 1867 г. Шишкин начал обучать молодого художника Федора Васильева, а вскоре познакомился и с его сестрой – Евгенией, которая в 1868 г. стала его женой. На тот момент Шишкину было уже 36 лет, а его избраннице – 21 год. Племянница художника рассказывала: «Скитание по меблированным комнатам ему страшно надоело, и он всей душой предался семье и своему хозяйству. Для своих детей это был самый нежный, любящий отец, особенно пока дети были маленькие. Евгения Александровна была простая и хорошая женщина, и года ее жизни с Иваном Ивановичем прошли в тихой и мирной работе».

Они прожили вместе всего 6 лет. В 1872 г. у художника началась черная полоса в жизни: сначала умер его отец, потом – маленький сын Владимир. От чахотки скончался брат жены Федор, с которым Шишкин был очень дружен. А на следующий год болезнь забрала и любимую жену, спустя еще год умер сын Константин. У художника осталась только дочь Лидия. О том периоде он вспоминал с ужасом: «Белый свет померк, все, как в черно-белой гравюре, лишилось цвета. Вернула к жизни родная Елабуга».

На какое-то время он перестал писать и пристрастился к алкоголю. Но живопись спасла его от отчаяния. В этот период художник создает картины, которые позже назовут его программными произведениями, жизнеутверждающими и прославляющими красоту русской природы. Однако на самом деле эти пейзажи вряд ли можно назвать идиллическими. На одной из самых известных его картин – «Рожь» – одна деталь заставляет некоторых исследователей сделать предположение о том, что она не написана с натуры, а добавлена преднамеренно. Погибшее дерево на заднем плане выглядит диссонансом на фоне этого торжества и могущества жизни. Возможно, таким образом автор обозначил личную трагедию: после потери отца, жены и двоих детей он сам чувствовал себя высохшим деревом.

Возродиться к жизни ему помогла не только родная Елабуга, но и новое чувство, вспыхнувшее к художнице Ольге Лагоде. Она была одной из первых 30 женщин, принятых в качестве вольнослушательниц в Академию художеств. Ольга стала ученицей Шишкина, а в 1880 г. – его второй женой. У супругов родилась дочь Ксения, а через полтора месяца после ее рождения Ольга скончалась от воспаления брюшины. Ее смерть стала страшным ударом для художника, в письме другу он признавался: «Какую утрату я понес… Что это был за человек. Женщина, жена, мать, вместе с тем талантливая художница. Сердце замирает от боли».

Сестра Ольги Виктория заменила новорожденной мать. Она жила в семье Шишкина, заботясь и о племяннице, и о его дочери от первого брака, и о нем самом. Его смерть стала для всех полной неожиданностью. Шишкину было 66 лет, он не жаловался на здоровье и продолжал писать. В то утро он, как обычно, занимался с учеником и работал над новой картиной «Лесное царство». Неожиданно он вздрогнул, уронил голову на грудь, ученик бросился к нему, но было уже поздно – смерть наступила мгновенно. Прибывший врач констатировал разрыв сердца.

Читайте также:
Клод Моне, биография, творчество, история жизни

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Для поднятия настроения: любопытные факты из жизни великого русского художника И. И. Шишкина.

185 лет назад 25 января (13-го по старому стилю) в Елабуге (Татарстан) родился великий русский живописец Иван Шишкин. За приверженность к русской природе его называли «лесным царём».

На одной из встреч потомков великого художника, которые проходят в дни его рождения в Елабуге, побывал с сыном праправнук художника по линии дочери Лидии и её супруга Бориса Ридингера – Сергей Лебедев, доктор экономических наук, профессор Государственной морской академии Санкт-Петербурга.

И.Н. Крамской. Портрет художника И.И. Шишкина. 1873г.

Он преподнёс в дар музею Шишкина копию портрета внучки художника Александры, написанный в 1918-м самим Ильёй Репиным. Автору этих строк потомок Шишкина поведал: «Единственная реликвия нашей семьи – тот самый рисунок, копию которого я привёз в Елабугу. Разумеется, в доме были подлинники Шишкина, но во время блокады Ленинграда бабушка обменяла их на продукты. А когда город освободили, то издали указ, по которому можно было вернуть вынужденно проданные ценности. Бабушка твёрдо сказала тогда: «Об этом не может быть и речи! Если бы не картины Шишкина, неизвестно, выжили бы мы. В общем, на полотна знаменитого предка члены нашей семьи, как и все, любуемся исключительно в музейных залах…»

Русский богатырь

Шишкин был человеком богатырского сложения – высокий, стройный, с широкой бородой и буйной шевелюрой, с зорким взглядом, широкими плечами и большими ладонями, едва помещавшимися в карманах. Современники говорили о Шишкине: «Любая одежда ему тесна, дом ему тесен, и город тоже тесен. Только в лесу он свободен, там он хозяин».

Он прекрасно знал жизнь растений, удивлял своими познаниями коллег, в какой-то степени был даже ученым-ботаником. Однажды Шишкин написал в своём дневнике: «Более сорока лет пишу лес, лес… Для чего пишу? Чтобы порадовать чей-то глаз? Нет, не только для этого. Нет ничего прекраснее лесов. А лес – это жизнь. Люди должны об этом помнить». Он горячо любил русскую природу, а за границей – томился душой. Когда в 1893 году «Петербургская газета» предложила ему анкету, то на вопрос: «Каков ваш девиз?» он ответил: «Мой девиз? Быть русским. Да здравствует Россия!»

Мазилка-монах

В детстве Ваню Шишкина называли «мазилкой», он раскрашивал всё, вплоть до забора родного дома. В отличие от отца, поддержавшего стремление сына стать художником, его мать, строгая Дарья Романовна возмущалась: «Неужели мой сын станет маляром?» Незнакомым людям казалось, что он замкнут и угрюм, в училище у него было прозвище «монах». Но в близком кругу это был жизнерадостный, глубокий человек. И, говорят, с хорошим чувством юмора. Шишкин очень дорожил дружбой с Иваном Крамским. А еще он дружил с Дмитрием Менделеевым.

Трудоголик

Шишкин был трудоголиком: писал каждодневно, чётко соблюдая распорядок. Читаем в его записях: «В 10.00. делаю зарисовки на реке, в 14.00. – в поле, в 17.00 тружусь над дубом». Не могли помешать ни гроза, ни ветра, ни снегопад, ни зной. Лес, природа были его стихией, его настоящей студией. И даже когда стало сдавать здоровье, отказывали ноги, Шишкин продолжал выезжать на этюды и зимой. По воспоминаниям старожилов Елабуги, вместе с художником в лес отправлялся специальный человек: он раздувал угли и в особой грелке подставлял к ногам мастера, чтобы тот не озяб, не переохладился.

Цена таланта

К нему рано пришли успех и признание. Работы Шишкина хорошо продавались: рисунок углём средней величины стоил 500 рублей, живописная работа – полторы-две тысячи рублей. К моменту окончания Петербургской академии художеств Шишкина уже ценили и за границей. Описан случай, когда владелец лавки в Мюнхене наотрез отказался расстаться с рисунками и офортами Шишкина, не смотря ни на какие обещания огромного куша. Творчество Шишкина по-прежнему в цене. В июне 2016 года на Неделе русских торгов в Лондоне аукциона «Sotheby’s» пейзаж Шишкина продали за 1,4 млн. фунтов. Кстати, художник создал эту картину «На окраине соснового бора» по воспоминаниям от последней поездки с дочерью Лидией в родную Елабугу.

Читайте также:
Иван Константинович Айвазовский, биография, творчество

Неудачные браки

Шишкин был женат два раза, оба раза по любви, но счастья семейного не обрёл. В первый брак он вступил в 37 лет, его супруга Евгения (Васильева) была младше на 15 лет. Счастье продлилось недолго, через шесть лет жена умерла от чахотки. Евгения родила дочь Лидию и двоих сыновей, но мальчики не выжили. Лишь через три года в жизни Шишкина появилась молодая талантливая художница Ольга Лагода. Обвенчались они в 1880 году, появилась на свет вторая дочь Шишкина – Ксения. Спустя полтора месяца после родов Ольга умерла. Мать малютке заменила сестра жены – Виктория Ладога. Эта самоотверженная женщина прожила в семье Шишкина всю жизнь, заботилась и о двух дочках художника, и о нем самом. Больше наследников у Ивана Ивановича никогда не было.

Мечта о смерти

Он мечтал умереть моментально и безболезненно. В возрасте 66 лет 20 марта 1898 года Шишкин скончался за мольбертом, он только начал картину «Лесная сказка». Критик писал: «Он упал, как могучий дуб, сражённый молнией». Художника похоронили на Смоленском православном кладбище Санкт-Петербурга, а в 1950-ом его прах перенесли на Тихвинское кладбище в Александро-Невской Лавре.

Мишки и Шишкин

Все знают картину «Утро в сосновом бору». Но не все знают, что медвежат нарисовал не Иван Шишкин, а его товарищ, художник Константин Савицкий. Последний заглянул в мастерскую, посмотрел на новую работу и сказал – «Чего-то здесь явно не хватает». Так возникла троица косолапых.

Утверждение, что Шишкину плохо удавались животные, в корне неверно. По словам представителя Государственной Третьяковской галереи Галины Чурак, был период, когда Шишкин чрезвычайно увлёкся «животной темой»: коровы и овцы буквально переходили из одной картины в другую.

Винный натюрморт

Шишкин писал большие полотна маслом, создал тысячи графических рисунков, офортов. Но кто подозревал о Шишкине-акварелисте? В фондах Русского музея хранятся альбомы замечательных шишкинских акварелей. Обычно мы говорим о Шишкине, как о непревзойдённом пейзажисте. Однако художник проявил себя и в жанре натюрморта. Обычно Шишкин использовал в композиции кухонную утварь, овощи, фрукты и … винные бутылки (к горячительным напиткам Иван Иванович одно время сильно пристрастился после смерти первой супруги).

Жатва после разрухи

В России существует не менее десятка улиц Шишкина. В Санкт-Петербурге в честь него названа художественная школа. Но только в Елабуге установлен единственный в мире памятник великому живописцу в полный рост. Бронзовый монумент стоит на набережной реки Тойма, неподалёку от мемориального дома-музей Шишкина. Здесь же хранится первая из получивших известность картин «Жатва». Иван написал её в юности, ещё до поступления в училище живописи. Долгое время картина считалась утраченной. Но 40 лет назад родовое гнездо Шишкиных начали восстанавливать (в советское время дом полностью разграбили, здесь была коммуналка) и вскрыли полы, а между перекрытиями и обнаружили свёрток. Эксперты подтвердили подлинность. И «Жатва» осталась в том доме, где и была создана.

Кстати

В середине 1980-х молодые питерские биологи провели эксперимент с картинами известного живописца и выяснили, что рядом с картиной Шишкина «Корабельная роща» молоко остаётся свежим до трёх-четырёх суток. При повторном опыте выяснилось, что быстрее всего молоко (за считанные два-три часа) скисало перед картинами абстракционистов и сюрреалистов — Дали, Кандинского, Пикассо, быстрее же всего — перед знаменитым «Чёрным квадратом» Малевича. Средний результат показали картины Левитана, Айвазовского. Самый лучший результат показали, в частности, работы Шишкина «Ручей в лесу» и «Корабельная роща». Этюды для этих картин автор писал, кстати, в лесу, в родной Елабуге и — с натуры.

От Редакции: Я, главный редактор сайта, могу охотно подтвердить, по собственному, субъективному впечатлению, что самое светлое ощущение при посещении Третьяковской галереи оставляет зал именно с работами И. И. Шишкина.

10 фактов о «Корабельной роще» Ивана Шишкина

30 августа 2016 15:09

Продолжаем проект «История одной картины». В нем мы рассказываем о самых известных полотнах из петербургских музеев. Сегодня говорим о последней работе великого русского пейзажиста, в которой он изобразил знакомый с детства вид соснового бора близ Елабуги.

1. «Корабельная роща» – это в определенном смысле завещание художника, ведь она стала последней его картиной. Несмотря на кажущееся сходство с другими пейзажами, вышедшими из-под кисти Шишкина (например, с «Утром в сосновом бору»), эта работа будто обобщает весь его творческий опыт. Здесь в один узел сплетаются многочисленные мотивы, рассеянные по прежним работам мастера. И еще один нюанс: по размерам полотно превосходит все остальные, созданные живописцем.

Читайте также:
Иван Шишкин, биография, история жизни, творчество

2. Шишкин прославился в первую очередь как пейзажист. Его стихией была природа, причем не только среднерусская, но и природа Северной Европы. Художника интересовала спокойная, неяркая красота. Вопреки распространенному мнению, Иван Иванович не создавал исключительно русский пейзаж. После выпуска из Академии художеств он много путешествовал и работал, в том числе в Германии и Финляндии. Кстати, его старшая дочь от первого брака Лидия переехала в Суоми после замужества.

3. Что касается «Корабельной рощи», она появилась под впечатлением, знакомым Шишкину с детства. На полотне изображена природа родных мест художника, выходца из Вятской губернии. В основу пейзажа легли натурные этюды, выполненные Иваном Ивановичем в родных прикамских лесах. На рисунке к картине он сделал надпись: «Афанасофская Корабельная роща близ Елабуги».

4. Исследователям не составило труда выяснить, что на полотне изображен сосновый бор, прилегающий к Елабуге с северо-запада. Здесь, в Большом и Нижнем Афанасово, с XVIII века велась заготовка мачтовых сосен. Собственно отсюда и взялось название – «Корабельная роща». Столетние деревья высотой до сорока метров и около полуметра в диаметре с давних пор использовались для строительства судов. Высокий легкий ствол шел на мачты кораблей.

5. Работа над картиной продолжалась в течение трех лет. Первые наброски относятся к 1895 году. Сюжет достаточно простой. Художник, как всегда, придавал огромное значение деталям, он тщательно вырисовывал едва ли не каждый стебель и каждую травинку. Перед зрителем поляна, залитая солнцем. А далее постепенно полотно все больше поглощает сумрак.

6. Специалисты отмечают, что на этой картине шишкинский лес будто купается в солнечном свете и многообразии цветов и оттенков, нехарактерных для более раннего Шишкина. Несмотря на привычную тусклость, палитра полотна очень разнообразна. Многие даже находят здесь следы влияния импрессионистов.

7. Эту работу часто сравнивают и даже путают с «Сосновым бором», не замечая важного нюанса. «Сосновый бор» – это изображение деревьев, которые сливаются с небом, а композиция «Корабельной рощи» совершенно иная. Вместо кустов и деревьев в левом углу картины – стволы, расположенные в самом центре. Сосны будто растут ровнее, нет контраста близких и дальних объектов. Шишкин заменил детализацию на другой прием привлечения внимания – он противопоставил несколько групп, которые несут различную смысловую нагрузку.

8. Полотно впервые было показано на 26-й выставке передвижников, проходившей в Петербурге с 22 февраля по 29 марта 1898 года. Работа тут же удостоилась многочисленных восторженных отзывов как от обычных посетителей, так и от коллег по цеху. Например, художник Савицкий не мог сдержать эмоций и написал автору письмо со словами: «Картина заиграла, нота сильная, чудесная – поздравляю, не я один, все восхищены, браво… Сосной на выставке запахло! Солнца, свету прибыло. »

9. Выставка еще не успела закончиться, когда 8 марта (20 марта по новому стилю) 1898 года пейзажист скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояло новое, только что начатое полотно «Лесное царство». Д. Успенский писал по этому поводу в газете «Неделя»: «Передвижная выставка в трауре: вскоре после ее открытия скончался на 67-м году жизни Иван Иванович Шишкин. Это был прекрасный человек, с виду суровый, на самом деле добряк, по внешности – волостной старшина, на самом деле – тончайший художник».

10. Вплоть до нынешнего времени картина «Корабельная роща» считается одной из самых популярных в творчестве Шишкина и, между прочим, широко репродуцируемой. Ее можно встретить на почтовых открытках и марках, на футболках, коврах и даже (внимание!) фотообоях.

КОНКРЕТНО

Иван Иванович ШИШКИН (1832-1898).

Родился 25 января 1832 года в городе Елабуга в купеческой семье.

В 1852-м перебрался в Москву и поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. После окончания курса, спустя четыре года, талантливому студенту посоветовали продолжить образование в петербургской Академии художеств.

Шишкин начал увлекаться пейзажами еще в училище. А в первый год пребывания в академии ему была присуждена малая серебряная медаль за «Вид в окрестностях Петербурга». В 1858-м художник получил большую серебряную медаль за картину «Вид на острове Валааме».

Достигнутые успехи позволили художнику совершить заграничную поездку в качестве стипендиата академии. Он побывал в Мюнхене, Цюрихе, Праге и Дюссельдорфе.

В 1865 году Ивану Ивановичу присудили звание академика. В последующие годы были созданы известные шедевры: «Рубка леса» (1867), «Сосны, освещенные солнцем» (1886), «Утро в сосновом лесу» (1889 год, причем медведи написаны К. А. Савицким).

Читайте также:
Михаил Врубель, биография, жизнь, творчество

Умер 20 марта 1898 года в Петербурге.

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АДРЕС РЕДАКЦИИ: ЗАО “Комсомольская правда в Санкт-Петербурге”, улица Гатчинская, д. 35 А, Санкт-Петербург. ПОЧТОВЫЙ ИНДЕКС: 197136 КОНТАКТНЫЙ ТЕЛЕФОН: +7 (812) 458-90-68

Иван Шишкин: жизнь и творческий путь

Вехи биографии

Зарождение Мастерства

Иван Шишкин родился 25 января 1832 года в городе Елабуга в купеческой семье. Уже с детских лет юный Иван проявлял себя как творческий любознательный человек. Увлекался историей, археологией и естественными науками.

Отец, заметив интересы сына, после обучения мальчика в казанской гимназии отдаёт его учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852 — 1856). Наставником молодого человека становится А.Мокрицкий, российский художник, портретист, академик Императорской Академии художеств.

Окончив обучение в училище, Шишкин поступает в петербургскую Императорскую Академию художеств к М.Н. Воробьёву — значительному русскому живописцу и наставнику целого поколения отечественных пейзажистов. Кроме учёбы в Академии Шишкин начинает посещать и другие живописные места Петербурга.

В 1860 году художник получает престижную академическую награду — золотую медаль.

Заграница и новый вид искусства

Решив не останавливаться на достигнутом, Шишкин уезжает перенимать мастерство у зарубежных художников в Мюнхен, затем в Цюрих. Картина «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» приносит ему звание академика (1865).

За рубежом Иван Шишкин активно увлекается рисованием пером. Для иностранцев такие работы были удивительны и некоторые из рисунков даже оказались в Дюссельдорфском музее рядом с рисунками известных художников Европы. К слову, Академия была в восторге от творчества Шишкина, по его словам, работы «произвели страшный фурор, и Совет Академии торжественно объявил, что таких рисунков Академия еще не видела».

Рисунок. 1 год обучения. Учебное пособие для дополнительного предпрофессионального образования

Выставки, кружки и новое звание

Вернувшись в Петербург в 1866 году, Шишкин начинает выставлять свои картины на различных экспозициях и вернисажах. В конце XIX века (и до 1923 года) образовалось объединение российских художников, называющих себя Передвижниками, или Товариществом передвижных художественных выставок. Передвижники ставили во главу угла идеи народничества и противопоставляли себя художникам-академистам. После учреждения Товарищества Шишкин начинает выставлять свои работы, в частности рисунки пером.

В 1870 году Иван Шишкин интересуется петербургским кружком аквафортистов, становится членом кружка. Пробуя выполнять гравирование «царской водкой» (смесь концентрированных азотной и соляной кислот, способная растворять золото), Шишкин вошёл во вкус и уже не бросал этот вид творчества, уделяя равное внимание гравированию и живописи.

Неустанное совершенствование, мастерство и разносторонность усиливали за Иваном Шишкиным славу одного из лучших русских живописцев и талантливого аквафортиста.

В 1873 году Шишкин получает от Академии Художеств профессорское звание за картину «Лесная глушь». Через 19 лет художника приглашают руководить пейзажной мастерской (обособленные творческие группы в высших учебных заведениях, руководителями которых становились ведущие художники и педагоги).

Умер Шишкин 8 (20) марта 1898 за делом всей своей жизни — за работой над новой картиной.

Раннее творчество

Среди мастеров русского пейзажа Иван Иванович Шишкин занимает, пожалуй, признанное лидирующее место. Ему удавалось воплощать растительные формы с удивительной точностью, чувством — передавать не только внешнее сходство, но будто чувствовать «душу» любого деревца, кустика и травинки. Каждая ель в сосновом лесу, каждый дубок в чаще — всё передавало истинный вид природы. Если на картине была изображена непролазная чащоба, то любой зритель будто бы переносился прямо туда, в лес, настолько реалистичны были полотна художника. Переплетённые корни, спутавшиеся ветки, валежники, камни, песок, сухие листья и влажные после дождя стволы деревьев, молодая поросль и усохший бурьян — всё это принимало вид совершенной действительности.

Ранним работам Шишкина («Пейзаж с охотником. Остров Валаам», 1867 г.; «Летний пейзаж», 1867 г., «Рубка леса», 1867; «Лес вечером», 1866-1869 гг.) присуще романтическое «кулисное» построение картины. Несмотря на чётко оформленные планы, нет ещё полного, общего образа. Но уже в 1869 году, например, в картине «Полдень. В окрестностях Москвы», единство образа уже воплощается в действительности, в частности благодаря тонкой чувственности неба, облаков и удивительно натурально изображённой почве.

Творческая зрелость

Картины «Перелесок», «Скамейка в аллее» (1872); «Рожь» (1878); «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880 г.); «Пасека», «На окраине дубового леса» (1882 г.) ярко свидетельствуют о зрелости в творчестве художника, о становлении Мастера. Это не только образы природы, но образы в конкретный промежуток времени — будь то полуденные лучи солнца или озаряющий лес розоватый закатный свет («Лес вечером», 1869 г.). Потрясающее внимание к деталям проявляется не только в описании предметов, но и в подаче освещения их солнечными лучами, прописывании контуров тени.

Читайте также:
Сальвадор Доме́нек Фелип Жасинт Дали и Доме́нек де Дали де Пу́боль - отзывы, мнение, рейтинг

Чаще всего художники любят изображать яркие контрастные природные явления — рассветы, закаты, бури. А писать «пограничные состояния» может не каждый. Шишкина называют художником полудня, в честь его мастерских работ по изображению полуденного света: солнце в зените, природа как бы сливается, нет ярких очертаний и теней. Создавать такие чудесные образы, писать натурально и свежо — вот одно из призваний Шишкина, сравниться с мастерством которого оказалось практически невозможно.

Реализм всё сильнее проступает на полотнах художника. Каждый кусочек природы прописан с удивительной точностью и кропотливостью. Считается, что одним из людей, оказавшим сильное влияние на творчество Шишкина,был елабужанин Капитон Иванович Невостроев — священник, занимающийся описанием рукописей в московской синодальной библиотеке. Он говорил: «Красота, нас окружающая, — это красота божественной мысли, разлитой в природе, и задача художника — как можно точнее передать эту мысль на своем полотне». И действительно, Иван Шишкин скрупулезно передавал все детали природы, поэтому и все пейзажи, написанные рукой мастера, пронизаны духовностью и связью с Родиной.

Шишкин признан настоящим «певцом» земли и дерева. Для мастера не может быть просто «почва» или просто «лес», это всегда конкретный подробный предмет картины. Знание природы у Шишкина было потрясающее. Рассказывают, что однажды, во время визита в мастерскую Репина, Иван Иванович заметил на полотне художника изображённый сплав плотов по реке. Шишкин спросил у своего коллеги, из какого дерева изготовлены эти плоты, на что Репин недоумённо ответил, что разницы нет, ведь это рисунок, а не настоящий плот. На такое замечание Шишкин подробно отвечал, что разница в изображениях плотов из различных пород дерева велика. Ведь только из некоторых пород деревьев может получиться настоящий плот, тогда как из прочих выйдут либо набухшие брёвна, либо и вовсе плота не получится — вся конструкция пойдёт на дно.

Природа у Шишкина не сама по себе и не только лишь часть земной жизни. Русская природа — это часть России, образ Родины: «Рожь», «Среди долины ровныя. » (1883 г.); «Лес зимой» (1884 г.). Лесные «герои» прописаны с потрясающей точностью как с близкого расстояния — «Дубы. Вечер» (1887 г.), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888 г.), «Кора на сухом стволе» (1889 — 1890 гг.), так и на «общем» плане — «Сестрорецкий бор» (1886 г.); «Поляна в лесу», «Скалистый пейзаж» (1889 г.); «Дорога» (1890 г.).

Отдельную ценность представляют рисунки и офорты (гравюра на меди или цинке с рисунком, протравленным кислотой). Шишкин был неутомимым рисовальщиком, художник оставил после себя десятки тысяч рисунков. Природа, изображённая не так красочно, как в живописи, ничуть не потеряла своё очарование и детальность — «Вырубленный лес», «Сестрорецк», «Сосны», «Часть ствола сосны».

Неизвестный «известный Шишкин»

Утро и медведи

Главным и, пожалуй, любопытнейшим в истории написания известного полотна И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» является тот факт, что создание картины принадлежит не только Ивану Ивановичу. За «флору» на картине отвечал Шишкин, а вот за «фауну» — известный анималист Константин Савицкий.

Шишкин прекрасно изобразил на картине сосновый лес, написание же мишек «досталось» талантливому Савицкому. Когда картина была закончена, было решено поставить подписи обоих художников на полотне. Так, картина с двумя подписями и отправилась к известному российскому коллекционеру и меценату Павлу Третьякову, который выкупил её ещё на стадии написания.

Заметив две подписи на полотне, предприниматель воспротивился — ведь он купил картину одного Шишкина, а не нескольких художников. Таким образом, Ивану Ивановичу пришлось согласиться с Третьяковым и удалить подпись Савицкого. И по сей день «Утро в сосновом лесу» выставляется под именем одного художника — И.И. Шишкина.

Не такой, как все

И.И. Шишкин выходил за принятые рамки не только своим творчеством, но и стилем жизни. Многие художники умирали так и не став известными при жизни, а Шишкин прославился ещё в молодости. Он был известен не только на Родине, но и в других странах.

Читайте также:
Оска́р Кло́д Моне́ - отзывы, мнение, рейтинг

Большинство собратьев по творчеству Шишкина испытывали стеснение в средствах или имели неудачи на семейном поприще. Шишкин же был дважды женат и не испытывал материальных затруднений.

Современники, знавшие художника близко, описывали Шишкина как человека душевного, шутливого, хотя незнакомым людям он казался весьма замкнутым, за что и получил прозвища «монах» и «семинарист».

Живописная география

Рассматривая картины И.И. Шишкина, невольно вспоминаешь родные поля, лес, в котором гулял в детстве, дорожки. Кажется, что художник описал именно родные зрителю места. Непременно хочется узнать, где же именно был художник, когда писал ту или иную картину.

А «география» пейзажей Шишкина поистине обширна. Учась в Москве, Иван Иванович изображал московскую природу — для этого он отправлялся в Троице-Сергиеву Лавру, Лосиноостровский лес, Сокольники. Находясь в Петербурге, Шишкин писал пейзажи Валаама, Сестрорецка. Изображал белорусскую природу Беловежской пущи и, конечно же, писал родные мотивы Елабуги. Известная картина «Рожь» писалась как раз неподалёку от родного дома художника.

Иван Иванович Шишкин — потрясающий художник русской природы. В январе 2019 года будет знаменательная дата — 186 лет с даты рождения любимого народного пейзажиста.

Иван Иванович Шишкин

Фото Все

Видео Все

Иван Шишкин / Передвижники @Телеканал Культура

Иван Шишкин. Утро в сосновом лесу, Рожь / История одного шедевра

Люди РФ. Художник полудня Иван Шишкин

Иван Шишкин — биография

Иван Шишкин – выдающийся художник-пейзажист, рисовальщик, живописец, гравер-аквафортист. Представлял дюссельдорфскую художественную школу, автор многочисленных пейзажей.

На полотнах величайшего художника-пейзажиста Ивана Шишкина оживает первозданный лес, с его величественной красотой, расплескались бескрайние просторы полей, веет холодом сурового края. Всматриваясь в его полотна, понимаешь, настолько они реалистичны, так и хочется подставить лицо дуновению легкого ветерка или посмотреть, под лапами какого животного трещат сучья. Живопись была для Шишкина всем, самой жизнью, и даже свой смертный час художник встретил за мольбертом, с неизменной кистью, зажатой в руке. Шишкин оставил после себя наследие, которому суждено обрести бессмертие на века. Славу и известность он получил еще при жизни, о нем говорили – «певец русского леса», преклоняясь перед его мастерством и любви к родной природе.

Детство и юность

Родина величайшего из российских живописцев – небольшой городок Елабуга, входивший до революции в Вятскую губернию. В настоящее время это территория Республики Татарстан. Иван родился 13(25) января 1832 года. Его отец – купец-хлеботорговец Иван Шишкин, был очень известным и уважаемым человеком этого провинциального городка. На протяжении нескольких лет мужчина выполнял обязанности городского главы. Именно он инициировал и выделил собственные средства на обустройство в Елабуге деревянного водопровода, кстати, частично сохранившего свою функциональность до наших дней. Кроме этого Иван Шишкин выпустил первую книгу, которая знакомила современников с историей их края.

Отец будущего художника славился своей прагматичностью и разносторонними интересами, поэтому постепенно прививал сынишке знания об естественных науках, механике, археологии. Семилетний Ваня пошел в первый класс Первой казанской гимназии, где, по мнению отца, была возможность получить прекрасное образование. Впрочем, Иван не оценил стараний отца, потому что больше тяготел к миру искусства, чем к точным наукам. Ему быстро надоело учиться, и спустя четыре года Шишкин бросил гимназию, вернулся в родной город. Родителям заявил, что не желает становиться чиновником.

Портрет Ивана Шишкина в юности

Родители очень огорчились его поступком, тем более, что Иван буквально набросился на рисование. Мама – Дарья Шишкина, была расстроена, что сын неспособен к учебе и абсолютно не интересуется домашними делами. Ее раздражало стремление сына рисовать, женщина не видела в этом занятии совершенно ничего полезного, исключительно «пачкотню бумаги». Отец вслух поддерживал мнение матери, но на самом деле радовался, что у сына проснулась тяга к миру прекрасного. Чтобы избежать родительского гнева, подросток рисовал только ночью при свечах. Так начиналась творческая биография одного из величайших художников мира.

Живопись

Вначале занятия Шишкина рисованием носили чисто любительский характер. Так продолжалось до тех пор, пока в Елабуге не появились профессиональные художники, приглашенные из столицы, чтобы расписать церковный иконостас. Именно тогда Иван всерьез решил приобрести творческую профессию. Москвичи сказали юному дарованию, что в столице есть специальное училище, где учат живописи и ваянию, и у Шишкина появилась мечта, поступить в это прекрасное учебное заведение.

Ивану удалось уговорить отца, тот нехотя, но все же отпустил отпрыска на учебу. Только поставил одно условие, не бросать обучение, и со временем достичь популярности, как Карл Брюллов. Из биографии художника видно, что он выполнил свое обещание, и даже приобрел гораздо большую популярность, чем человек, на которого равнял его отец.

Читайте также:
Карл Па́влович Брюлло́в - отзывы, мнение, рейтинг

Мечта Ивана Шишкина сбылась, в 1852-м он стал студентом Московского училища живописи и ваяния. Его наставником стал художник-портретист Аполлон Мокрицкий. Только начинающий живописец больше стремился к написанию пейзажей, и все свое внимание он уделял именно своему увлечению. Прошло не так много времени, и в училище «прознали» об уникальном даре студента настолько реалистично изображать на бумаге самые обычные пейзажи, что казалось, они сейчас оживут.

После окончания училища Шишкин понял, что хочет совершенствовать свое мастерство, приобретать необходимые знания и навыки, и в 1856-м снова пошел учиться. На этот раз он стал студентом Санкт-Петербургской Императорской академии искусств. Не прошло и несколько месяцев, как Шишкину удалось покорить сердца всех, с кем учился, и кто его учил. Занимался Шишкин очень прилежно, проявлял выдающиеся способности к искусству живописи.

После первого года обучения Иван побывал на острове Валааме, куда его отправили на летнюю практику. Он написал несколько пейзажей этого живописного острова и был награжден за них большой золотой медалью от академии. За годы учебы талант живописца принес ему еще две малые серебряные и одну малую золотую медаль. На картинах Шишкина красовались питерские пейзажи.

Закончив обучение в академии, Иван Шишкин отправился за границу с целью совершенствования своего мастерства. Денег на эту поездку ему хватало, как один из самых талантливых выпускников, Шишкин получил специальную пенсию от академии. Теперь ему не нужно было заботиться о хлебе насущном, пришло время полностью посвятить себя искусству. Вначале живописец поехал в Мюнхен, потом оказался в Цюрихе, затем в Женеве и Дюссельдорфе.

Картина «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»

Там художник впервые попробовал делать гравюру с помощью «царской водки», писал пером, в том числе и свое судьбоносное полотно «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». Шишкин отправил это светлое, и какое-то воздушное полотно, домой, и за него ему присвоили звание «академик».

На протяжении шести лет Шишкин находился за границей, любовался непривычными пейзажами в чужой стране, и все это время не переставал тосковать по родным краям. Когда стало совсем невмоготу, пейзажист вернулся домой, в Россию. Сразу после возвращения Шишкин отправился колесить по стране, искал необычные места, первозданную природу, необычную натуру. Редко, но бывал в Санкт-Петербурге, устраивал экспозиции, где демонстрировал свои картины, принимал непосредственное участие в жизни артели художников. Среди его друзей были Архип Куинджи, Константин Савицкий, Иван Крамской.

В 70-е годы пейзажист нашел себе дополнительное занятие. Шишкин и его коллеги стали основателями Товарищества передвижных художественных выставок, объединившись с товариществом аквафортистов. В 1873 году художник написал полотно «Лесная глушь», и получил от Академии звание профессора.

Вторая половина 70-х внесла свои коррективы в биографию Шишкина. Художник едва не скатился по наклонной плоскости и не растерял авторитет, которым пользовался у своих коллег. Как раз в тот период умерла его жена, Иван сильно переживал смерть любимого человека, начал сильно пить. От него отвернулись близкие и друзья. Спасла работа, художник приложил максимум усилий, чтобы переломать ситуацию, писал день и ночь. В этот период копилка его работ пополнилась новыми шедеврами – полотнами «Первый снег», «Рожь», «Сосновый бор». Художник говорил о своем собственном состоянии, о том, что теперь он интересуется жизнью во всех ее проявлениях.

Буквально перед самой смертью живописца пригласили на должность преподавателя Высшего художественного училища при Академии художеств. В конце 19-го века старая школа художников начала приходить в упадок, у молодого поколения живописцев появились другие эстетические принципы. Несмотря на это, Шишкин часто проводил время в компании молодых авторов, старался писать свои полотна в соответствии с новыми мотивами. В те годы кумиром Шишкина стал художник Валентин Серов.

Давая оценку таланту художника, поклонники его творчества сравнивали Ивана с биологом. Романтизированная красота природы его не прельщала, Шишкин стремился к реалистичным изображениям. С этой целью перед написанием очередного полотна, Иван старался очень внимательно изучить все растения. Перед началом работы Шишкин рассматривал меленькие листочки, интересовался травой и мхами.

С годами выработался «фирменный» стиль Шишкина, он экспериментировал с использованием разных кистей, накладывал необычные мазки, стремился передать мельчайшие, едва уловимые оттенки. Современники художника видели в нем настоящего поэта природы, который в каждом ее уголке находил характер и своеобразие.

Шишкин никогда не сидел на одном месте. Он искал вдохновение в пейзажах Троице-Сергиевой Лавры, бродил по просторам Сестрорецка и Сокольников, любил выезжать в лес на Лосиный остров. Иван достаточно часто посещал Беловежскую пущу, где ему особенно хорошо работалось, и город своего детства – Елабугу, где часто гостил.

Читайте также:
Поль Сеза́нн - отзывы, мнение, рейтинг

«Утро в сосновом лесу»

Точности ради стоит отметить, что свои шедевры Шишкин иногда создавал не сам. Всем известное полотно «Утро в сосновом лесу» родилось при помощи анималиста и друга Ивана – Константина Савицкого. Благодаря ему, на картине появились медвежата, резвые, живые, очень реалистичные. По этой причине полотно вначале было подписано двумя авторскими подписями.

Эту картину купил П.М.Третьяков, который и стер на ней подпись Савицкого. В конце 80-х Фердинанд Теодор фон Эйнем, владелец конфетной фабрики, решил украсить свою продукцию. Договорившись с Третьяковым, он снял копию с картины «Утро в сосновом лесу» и поместил изображение на первую партию конфет под названием «Мишка Косолапый, попавшей на прилавки в 90-е годы 19-го века. В 1896 году продукция удостоилась высшего знака отличия на Всероссийской промышленно-художественной выставке, которая состоялась в Нижнем Новгороде. В 1900-м конфеты отправили на Всемирную выставку в Париж, и там они завоевали Гран-при. Автором дизайна этих конфет стал художник Мануил Андреев, которому принадлежала идея разместить на обертке не только фрагмент известной картины, но и обрамить ее зелеными еловыми ветками и шестиконечными Вифлеемскими звездами. В те годы конфеты были очень дорогими, и считались отменным подарком к Рождеству.

Личная жизнь

К великому сожалению, в личной жизни Ивана Шишкина не все было так ровно и гладко, как в профессии. Художник женился достаточно поздно, ему исполнилось на тот момент 36 лет. Зато это была большая любовь, светлая и чистая. Его избранницей стала Евгения Васильева, родная сестра живописца Федора Васильева. Этот брак сделал его счастливым, Иван не любил надолго уезжать из дома, не мог надолго расставаться с любимой. Если появлялась необходимость в командировке по стране, он старался вернуться домой как можно быстрее.

Иван Шишкин и Евгения Васильева

Евгения подарила художнику трех детей – двух сыновей и дочку. Иван души не чаял в своих детях, он просто наслаждался отцовством. Двери их дома были всегда открыты для друзей, Шишкин был очень радушным хозяином, принимал гостей часто и хлебосольно. Но все изменилось в 1874 году, когда не стало его горячо любимой жены. Вскоре скончался и один из сыновей.

Иван долго не мог смириться с этой потерей, но время способно залечить любую рану. Теперь избранницей живописца стала его собственная ученица, художница Ольга Ладога. Однако и этот брак Ивана Ивановича закончился трагедией, спустя всего год после венчания, Ольга скончалась, и вдовец остался с малолетней дочерью на руках.

Историки и биографы Шишкина подметили одну особенность в характере художника. В то время, когда он учился в училище, его прозвали Монахом, уж слишком Иван был замкнутым и угрюмым. Но те, кто сумел с ним по-настоящему подружиться, отмечали, что в кругу близких ему людей Монах преображается, он много говорил и шутил на любые темы.

Смерть

Шишкин настолько любил свое дело, что не расставался с кистью и мольбертом до самой смерти. Он и умер, сидя перед холстом, 8 (20) марта 1898 года, в прекрасный весенний день. С самого утра Шишкин засел за работу вместе со своим помощником. Именно благодаря ему, стали известны подробности смерти величайшего пейзажиста.

Памятник Ивану Шишкину

Помощник услышал, что Иван Иванович зевнул, а потом увидел, что голова его лежит на груди. Перепуганный молодой человек немедленно вызвал врача, и тому ничего не оставалось делать, как констатировать смерть. Позже выяснилось, что Иван Шишкин умер от разрыва сердца. Он так и не успел окончить свое полотно «Лесное царство». Выходит, что последней до конца завершенной работой Шишкина стала картина «Корабельная роща», которая сейчас находится в экспозиции «Русского музея».

Вначале местом упокоения Ивана Шишкина стало Смоленское кладбище Санкт-Петербурга. И только в середине XX века прах живописца перезахоронен в Александро-Невской лавре.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: