История возникновения и становления компании PreventAge Lifestyle School. История бренда, основатели, причины известности.

Краткая история брендинга

Фактически брендинг зародился еще в 1500-х годах, но главный сдвиг в его развитии произошел только в 19 и 20 веках

Потребовались десятилетия экспериментов и развития рекламных технологий, чтобы бизнес смог научиться преодолевать беспорядок в привлечении внимания клиентов, превращая равнодушных потребителей в энтузиастов брендов. Изучение этой увлекательной предыстории — полезный шаг в развитии вашего собственного бренда.

В этой статье мы исследуем историю брендинга: откуда он появился, как развивался и какое место займет в будущем.

Мы живем в «Золотой век» брендинга. Еще никогда, как сейчас, у компаний не было такого огромного обилия возможностей для обозначения своего места на рынке и выхода на контакт со своими клиентами и почитателями. Однако история брендинга берет свое начало много веков назад. Эта дисциплина развивалась многие годы, чтобы стать неотъемлемой частью создания успешного бизнеса.

В древнескандинавском языке слово «brandr» означает «жечь». К 1500-м годам стало привычным клеймить скот с помощью выжигания, чтобы продемонстрировать право собственности.

С самого начала брендингом считалось все то, что было связано с созданием собственного клейма, как в прямом, так и в переносном смысле. Каждое клеймо было уникальным для каждого хозяйства, в котором разводили скот. Такие метки были простыми и легко узнаваемыми, их было просто отличить друг от друга. По сути, эти значки являлись первыми продуктовыми логотипами.

В 18-м и 19-м веках США и европейские страны преобразились в ходе перехода на новые процессы производства. В этот период истории возникло массовое производство товаров, в результате внедрения новых технологий на фабриках и повышения эффективности рабочих мест.

Больше товаров — больше выбора для потребителя. И поскольку конкуренция между компаниями теперь стала значительно сильнее, чем раньше, возникла необходимость выделяться на фоне других.

Появились товарные знаки. Товарный знак — это совокупность слов, фраз, символов, графических форм или цветов, которые официально зарегистрированы производителем или приняты путем непосредственного использования в качестве обозначения компании или товара.

Регистрация товарных знаков началась в 1870, а правительство США издало первый закон о товарных знаках в 1881 году. Таким образом бренд впервые стал интеллектуальной собственностью. С тех пор у любой компаний появилась возможность официально заявить о самой себе или своей продукции и разрешать спор с конкурентом или подражателем.

На рубеже 20-го века технологии начали плотнее проникать в повседневную жизнь, люди получили более ясные представления о том, что ожидает их в будущем. Полет братьев Райт в 1903 году стал образцом творчества, инноваций и воображения, которые определяли эту эпоху.

Двадцатый век начался с рождения нескольких знаковых компаний, которые в конечном итоге станут ведущими мировыми брендами. Компании Coca-Cola (основана в 1886), Colgate (1873), Ford Motor Company (1903), Chanel (1909) и Lego (1932) были пионерами брендинга и законодателями моды.

В момент появления эти компании опережали свое время. Компания Ford Motor предложила американские автомобили с бензиновым двигателем раньше всех, а Chanel костюмы для женщин в то время, когда их считали исключительно мужской одеждой. Эти бренды были первыми в своем роде и предлагали нечто инновационное, что мгновенно сделало их лидерами в собственной отрасли.

В это время реклама размещалась в основном на страницах газет и журналов. Печать предоставила пространство, где бренды могли использовать слова, логотипы и иллюстрации, чтобы выделиться среди прочей информации. Рекламные объявления часто были очень информативными и точно описывали, как работают продукты и что они могут делать.

Теперь, когда производство стало более эффективным и компании научились раскрывать основную ценность своих товаров и услуг, следующим логичным шагом было бы говорить о них в обстановке, в которой потенциальные покупатели будут слушать.

В начале 20-го века большинство радиостанций принадлежали производителями и продавцами радиооборудования, которые в основном использовали свои радиостанции для продвижения собственного же бизнеса.

К 1920-м годам радио стало намного популярнее, и владельцы станций стали рассматривать продажу радиоэфира под рекламу как способ сделать свой бизнес более устойчивым. Брэндинг пришел на радио в виде звонких джинглов, броских фраз и целевых сообщений.

Первый платный рекламный ролик в эфире радиостанции WEAF был услышан радиослушателями из в Нью-Йорка в 1922 году. Реклама продвигала новый жилой комплекс в этой местности.

К 1930 году почти 90% радиостанций в Соединенных Штатах транслировали рекламные ролики. К тому времени бизнес спонсировал не только рекламу, но и целые программы. Возможности по продвижению брендов поднялись на совершенно новый уровень. Теперь бренды можно было еще и слышать.

Следом за радио пришло телевидение. 1 июля 1941 года компания Bulova Watches запустила первый телевизионный рекламный ролик перед трансляцией бейсбольного матча в Нью-Йорке. Длительность ролика была всего 10 секунд, и его увидело только несколько тысяч зрителей.

Как и радио, телевидение быстро приобрело популярность, компании начала использовать новую среду, спонсируя телепрограммы и создавая рекламные ролики. С приходом телевидения бренды могут входить в дома людей с визуальными эффектами, актерами, звуками и музыкой, что делает их ближе к потребителю, чем когда-либо прежде.

Читайте также:
История возникновения и становления компании Multiplex. История бренда, основатели, причины известности.

Период после Второй мировой войны привнес много трансформаций как в производство товаров, так и в культуру их потребления. Распространение частного автомобильного транспорта, расширение среднего класса и распространение телевидения создали для компаний еще больше возможностей контактировать с новыми аудиториями.

Масштабные, громкие и хорошо заметные архитектурные формы магазинов и вывесок, графика придорожных рекламных щитов, смена подхода к упаковке товаров, появление цветного телевидения в 1953 году сильно усилили проникновение брендов в повседневность обывателя.

После появления большого количества компаний в одинаковых отраслях конкурирующие товары стали выглядеть одинаково, а их свойства мало чем отличались. В этот период участники бизнеса разработали новую дисциплину — «бренд-менеджмент» (которая по большей части определила маркетинг в том виде, в котором мы его знаем сегодня). Перед бренд-менеджером стояла задача создать уникальную идентичность товара, чтобы отделить его от конкурентов.

Поскольку конкуренты предлагали в основном один и тот же продукт, маркетологам приходилось дифференцировать себя другими способами. Изучив целевых потребителей, маркетинг получил более глубокое понимание своей аудитории, что позволило задействовать желания и потребности конечного потребителя рекламе.

Выбирая определенные сообщения и визуальные образы, маркетологи создали эмоциональную связь между предлагаемыми товарами и потребителями. Если бы потребители «чувствовали», что на рынке есть лучший продукт, они бы его купили. Брендинг прошел путь от информационного к эмоциональному.

Поскольку бренды развивались в течение десятилетий, им нужно было немного освежиться или даже скорректировать концепцию, чтобы оставаться актуальными, удовлетворять изменяющиеся вкусы и дифференцировать себя в условиях постоянного роста.

Эволюция логотипа Walmart ​

Посмотрите, как менялся логотип компании «Walmart» в разные годы. Каждый раз он адаптировался под текущее видение рынка. Эти изменения были естественными и крайне необходимыми для фирменного стиля.

Обновление слогана кампании также может сыграть роль в переосмыслении бренда и выводе его на новый уровень. Быстрые темпы современного брендинга диктуют брендам необходимость постоянно опережать своих конкурентов. Иногда все, что требуется, — это отличный слоган, даже если бренд уже хорошо известен.

Вспомните “Think Different” от Apple или слоган L’Oreal: «Ты этого достойна», или “I’m Lovin’ It” — McDonald’s. Каждый из этих слоганов перенес уже известный бренд в новое, более узнаваемое место на его пути.

Следуя предыдущим частям статьи, видно, что в брендинге бизнес продвинулся очень далеко. Однако где же мы сейчас и куда мы пойдем дальше?

Забегая вперед, важно отметить, что в настоящий момент для продвижения брендов используется огромное количество вариантов, кроме того конкуренция достигла момента, что кто-то всегда «дышит в затылок». Сейчас выделить новый бренд на рынке достаточно сложно и важно найти способы преодоления стороннего «шума».

С момента зарождения цифрового века в конце 1990-х и начале 2000-х годов методы брендинга, маркетинга и рекламы во многом отличаются от тех, что сложились ранее. Телевизионная реклама превосходит печатную рекламу, в то же время реклама в социальных сетях и других интернет-площадках превосходит печать и ТВ вместе взятых.

У рекламодателей появилось много новых инструментов (например, возможность опираться на демографические данные в рекламе на Facebook, Instagram, Google, «Яндекс») и способов взаимодействия с каждым представителем своей аудитории напрямую.

Кроме того, за счет доступности технологий, интернет-сервисов, мобильных приложений и прочих площадок, где можно разместить любую информацию, у брендов нет недостатка способов повысить свою узнаваемость.

В то же время и по тем же причинам компании также сталкиваются с серьезной конкуренцией, которой не было много лет назад. Сегодня репутация бренда — это не только сарафанное радио, но и рецензия. Отзывы клиентов на Google и Facebook имеют огромное влияние на восприятие бренда. Покупатели принимают решения на основе рейтингов товаров, и теперь репутация в интернете — это все.

Один из способов, которым бренды пытаются выделиться в текущих условиях, одновременно используя эмоциональную, «благодетельную» жизнь потребителей — это брендинг на основе миссий. Например, миссия Starbucks гласит: «Вдохновлять и питать дух каждого человека — с каждой чашкой кофе, каждый день, в любом месте».

Это очень амбициозная цель для компании, которая в конечном итоге является просто сетью быстрого питания, однако они пытаются следовать этому и привлекают тем самым преданных фанатов бренда, донося это сообщение через точки контакта с потребителем (мобильное приложение, соцсети, оформление кофейных и так далее).

В то время как инновации и технологии всегда будут определять будущее брендинга, многие из ранних принципов навсегда останутся неизменными.

  • В первую очередь рассматривайте простые базовые концепции уникальности, узнаваемости и быстроты восприятия.
  • Выстраивайте эмоциональное взаимодействие с потребителями и постоянно его развивайте.
  • Уделяйте пристальное внимание визуальному оформлению и идентичности фирменного стиля вашей компании, так как это напрямую влияет на узнаваемость.
  • Следите за вашей репутацией и старайтесь вовремя исправлять ошибки.
Читайте также:
USM: история создания. Что входит в холдинг USM Алишера Усманова

Независимо от вашей отрасли, эти проверенные временем методы хорошо подойдут любому бренду.

История развития науки об управлении торговой маркой

Считается, что история брендинга началась со времен изобретения клейма на изделиях, которое ставили на своих товарах древние ремесленники (в первую очередь гончары и каменщики). Клеймо являлось символом мастера, изготовившего товар и являлось символом качества товара. Первые вариации клейма встречаются на древнем китайском фарфоре, на глиняных кувшинах Древней Греции и Рима, на товарах из Индии. Таким образом, происхождение первых брендов — 13 век до н.э.

Следующим важным этапом в истории создания торговых марок является средневековье, когда почти каждый уважающий себя ремесленник указывал собственный торговый знак на товаре. По торговым маркам начали отслеживать нарушителей монопольных прав гильдий на производство отдельных видов товаров.

Затем в 1266 году в Англии появился закон об обязательном указании торговой марки производителя на булочных изделиях. Таким образом, в случае недовеса или производства низкокачественного товара, можно было установить лицо, виновное в этом. Уже в это время начали появляться первые случаи подделки клеймов известных мастеров обычными ремесленниками.

И наконец, самый важный этап в истории возникновения и развития бренда — времена переселения в Северную Америку. Все наработанные знания в области брендинга были перенесены на новый континент и использованы современными компаниями для продвижения товаров на рынок. Впервые появились яркие этикетки продуктов для привлечения внимания покупателей.

Пионерами американского брендинга стали изготовители лекарств и табачных изделий. Примеры: Panacea, Vermifuge, Vegetable Pain Killer.

Всю следующую историю создания брендов можно разделить на 4 периода, начиная с 1860 года.

Оглавление:

Торговые марки национальных производителей

Первый этап истории брендинга приходится на 1860-1914 годы. В этот период производство товаров массового спроса переживало «бум» после окончания гражданской войны. Ключевыми факторами, повлиявшими на рост спроса стали: развитие производства и совершенствование доставки товара, рост населения страны.

  • Развитие транспорта и средств связи обеспечили развитие каналов распределения товаров
  • Совершенствование производственных процессов позволило не только производить товары быстрее, но и улучшить потребительские качества товаров (в том числе и упаковку) без роста себестоимости продукции.
  • Улучшение законодательства в области защиты торговых марок снижало риски производства.

В 1870 году конгресс США принял специальный закон о торговых марках, который устанавливал правила их регистрации: необходимо было отправить в Патентное бюро изображение торговой марки с описанием типа товара и уплатить регистрационный взнос 25$.

В этот период истории брендинга происходит появление крупных торговых марок, которые постепенно вытесняют мелких производителей. Впервые появляются рассылки образцов товаров и брошюр, выставки для продавцов-посредников, рекомендации по выкладке товара на полке в магазине.

Доминирование массового спроса

Второй этап истории брендинга приходится на 1915-1929 годы. В этот период начинается доминирование торговых марок массового спроса.

К 1915 году торговые марки общенациональных производителей прочно закрепили свое положение на рынке. В период с 1915 года маркетинг торговых марок стал приоритетным направлением для специалистов по производству и по стимулированию сбыта.

Методы маркетинга стремительно улучшались и совершенствовались: к разработке упаковки начали привлекать дизайнеров; повысились требования к квалификации торгового персонала, отвечающего за работу с клиентами; реклама стала более привлекательной, емкой и креативной; высокое развитие получило направление маркетинговых исследований.

На данном этапе развития возникла проблема низкой координации действий в области маркетинга, так как построением бренда занималось слишком много людей.

Первый кризис торговых марок

Третий этап развития брендов: 1930-1945 годы. В этот период возникают первые проблемы в управлении торговыми марками, вызванные замедлением роста основных рынков.

В 1929 году началась Великая депрессия и торговые марки столкнулись с новыми проблемами:

  • Потребители стали более чувствительны к цене, что ограничивало возможность рост цен, а также снижало спрос на дорогие товары и товары не первой необходимости.
  • Потребитель стал более требователен к рекламе: появились первые обвинения в способности рекламы манипулировать сознанием потребителей, снижалось внимание к рекламе.

В 1938 году вышла поправка Уилера о запрещении вводящих в заблуждение действий, что предоставило Федеральной торговой комиссии возможность регулирования неправомерной рекламной деятельности.

В этот сложный период произошли важные изменения в управлении торговыми марками:

Во-первых, Компания Procter& Gamble впервые внедрила систему управления торговыми марками, в результате которой за положение бренда на рынке и финансовый результат продвижения бренда отвечали отдельные менеджеры в компании.

Во-вторых, в 1946 году был принят основополагающий закон в области защиты и законодательного регулирования торговыми марками — закон Лэнхэма. Закон Лэнхема впервые вводил и законодательно закреплял понятие торговой марки и товарного знака, содержал четкие формулировки требований и границ применения товарных знаков.

Закон строго запрещал регистрацию таких товарных знаков, которые «схожи и могут ввести в заблуждение». Закон Лэнхема также предусматривал средства правовой защиты в случае нарушения прав — судебные запреты и возмещение убытков.

Стандарты управления торговой маркой

Четвертый и заключительный этап развития теории о бренде, торговой марке и товарных знаков приходится на 1946-1985 годы.

После второй мировой войны спрос на высококачественные торговые марки начал восстанавливаться, что привело к росту объемов продаж. Дополнительно росту способствовали улучшение благосостояния населения и формирование среднего класса.

В этот период развития брендинга всеми кампаниями активно внедрялась система управления торговыми марками, разработанная Procter& Gamble. Она заключалась в следующем: каждой торговой маркой управлял отдельный бренд- менеджер, он отвечал за разработку и реализацию ежегодного маркетингового плана; участвовал в стратегическом планировании компании — выявлял возможности роста рынка.

Для эффективной работы бренд- менеджер мог привлекать как внутренние ресурсы компании ( персонал любых отделов компании) так и внешние ресурсы в виде рекламных и исследовательских агентств.

Видео-лекция

Топ-25: истории происхождения названий крупнейших брендов и компаний

Вы наверняка уже заметили, что некоторые компании любят придумывать оригинальные логотипы и названия. Но откуда вообще появились те или иные идеи? Если вы и сами планируете открыть успешный бизнес, эти 25 примеров могут оказаться для вас очень полезными.

25. 7-Eleven

7-Eleven – одна из крупнейших сетей небольших магазинов в 18 странах мира. До 1946 года она называлась U-Tote’m, но затем магазины стали работать по новому графику (с 7 утра до 11 вечера), и их название было решено сменить на 7-Eleven.

24. Nintendo

Эта знаменитая компания, занимающаяся разработкой видеоигр и приставок, получила свое название от японского имени «Нинтенду». Если переводить его буквально, мы получим слово из корней «нин» (доверенный) и «тенду» (небеса). Другими словами, доверьтесь небесам.

23. Pepsi

Основатели компании Pepsi были явно немного занудами. Название их детища, ставшего всемирно известным напитком, происходит от пищеварительного энзима пепсин.

22. Atari

Еще одна крупная компания по разработке и продаже компьютерных игр получила свое название из японского языка. В игре «Go» оно используется, когда противник попадает в большую опасность, что практически можно сравнить с шахматным объявлением «шаха».

21. Nabisco

Этот известный на Западе производитель крекеров и всевозможных перекусов получил свое название очень просто – сократив первоначальное название «National Biscuit Company».

20. Sony

Название легендарной корпорации происходит от латинского слова «sonus» (звук), и выбрали его за легкость произношения на большинстве языков мира.

19. Adidas

Нет ничего проще, чем назвать копанию в честь фамилии и прозвища ее основателя – Адольфа «Ади» Дасслера (Adolf «Adi» Dassler). Его брат, Рудольф «Руди» Дасслер (Rudolf «Rudi» Dassler), тоже основал собственную обувную компанию, но она в итоге превратилась в бренд Puma, а не как вы подумали в Рудидас.

18. Nokia

Эта международная корпорация телекоммуникационного оборудования начинала с производства древесной целлюлозы неподалеку от финского городка Нокия (Nokia). Теперь вы знаете, откуда появилось ее название.

17. Arby’s

Название знаменитой американской сети ресторанов быстрого питания происходит далеко не от зашифрованного словосочетания «roast beef» (жареная говядина), как многие почему-то считают. На самом деле оно состоит из инициалов основателей компании – братьев Раффель (Raffel Brothers).

16. Sega

Это сокращение от Service Games of Japan. Изначально компания Sega занималась импортом аркадных игр (пинбол-машин) для американских солдат с военных баз, расположенных на побережьях Тихого океана.

15. Sharp

Первым продуктом этой компании был «всегда острый (sharp) карандаш», и от него и пошло название этой знаменитой корпорации по производству электроники.

14. Starbucks

Немногие компании черпают свое вдохновение в художественной литературе, чтобы придумать себе самое эффектное название. Знаменитая сеть кофеен в поисках своего имени обратилась к персонажам из романа «Моби Дик» и не прогадала.

13. Adobe

Разрабатывающая программное обеспечение компания Adobe обратилась к географическим названиям и выбрала для своего бренда именно речушку Адоб-Крик (Adobe Creek), которая протекала по земле основателя компании, Джона Уарнока (John Warnock).

12. Reebok

В английском языке рибок (rhebok) – это, на самом деле, вид антилоп, живущих в африканских саваннах. В наши дни это животное вдохновило простого сапожника назвать целую компанию в его честь.

11. Coca Cola

Предположительно название этого легендарного напитка произошло от названия растения кока и орешков кола, которые использовались в рецепте первой версии всеми любимой газировки.

10. Amazon

Созвучное с южноамериканской рекой Амазонка, название этой компании по задумке ее основателя Джеффа Безоса (Jeff Bezos) означало, что в этом онлайн-магазине пользователи сети смогут найти все товары от а до я или точнее от a до z, если говорить об алфавите английского языка.

9. Virgin Records

В это трудно поверить, но знаменитый британский звукозаписывающий лейбл получил свое название по предложению друга Ричарда Брэнсона (Richard Branson), который отметил, что они были абсолютными девственниками в мире бизнеса (complete virgins at business).

8. Ebay

Когда-то этой платформой управляла компания Echo Bay Technology Group, и тогда же было предложено название Echobay. Однако это название в сети уже использовала компания по добыче руды, так что Echobay в итоге пришлось сократить до eBay.

7. CVS Pharmacy

Первоначально название этой медицинской компании звучало как Consumer Value Stores, но в 1996 году его сократили до CVS. Исполнительный директор Том Райан (Tom Ryan) и вовсе позже решил, что эта аббревиатура должна ассоциироваться со словами customer, value, service (клиент, ценность, услуга/сервис).

6. AMC Theatres

Название кабельного и спутникового телеканала AMC означает American Multi-Cinema (американский мультикинотеатр).

5. Volkswagen

Если вы знаете немецкий язык, то вы уже в курсе, что volks wagen переводится буквально как народный автомобиль.

4. Ikea

Основатель этой компании просто объединил свои инициалы И.К. (Ingvar Kamprad) и первые буквы названия его семейной фермы и родной деревни Е.А. (Elmtaryd Agunnaryd).

3. Wendy’s

Основатель этой сети ресторанов, Дэйв Томас (Dave Thomas), решил назвать свою компанию в честь дочери Мелинды (Melinda), точнее в честь ее прозвища Венди.

2. Kia

Название этого автомобилестроителя было выбрано крайне удачно, ведь «киа» с ханчи (китайские иероглифы, используемые для корейской письменности) переводится примерно как «выйти из Азии во весь мир», что в итоге и произошло с машинами этой марки.

1. Lego

Знаменитые игрушки лего получили свое название благодаря сокращению датской фразы «leg godt», означающей «играть хорошо».

Фото 18: pixabay
Все остальные фото: wikimedia commons

Крупнейшие бренды история создания. Это интересно !

Крупнейшие бренды сейчас известны всем, они постоянно на слуху, по ним море рекламы… Но всегда интересна история создания бренда, которую мы здесь и представим.

Victoria’s Secret

История началась с желания сделать приятное жене. Возникло оно у Роя Реймонда, который и отправился в соответствующий магазин. Он бродил в «женском раю», ему пытались помочь продавцы, ориентированные на женскую аудиторию, но… Рой растерялся и ушел без покупки. Но с интересной мыслью….

Первый свой магазин женского белья нового типа он открыл в 1977. «Victoria’s Secret» сочетал элегантность и дружелюбность, был комфортен даже для мужчин. Еще одной идеей стало распространение товара через каталоги, что было совершенно революционным подходом.

Но через 5 лет Реймонд продает готовый бизнес Лесли Векснеру, который кардинально меняет имидж Victoria’s Secret, делает ставку опять на женскую аудиторию. Белье от Victoria’s Secret позиционируется как доступная роскошь.
А основатель Реймонд терпит неудачи в новых бизнес-проектах и в 47 лет кончает жизнь самоубийством, прыгая с моста Золотые ворота в Сан-Франциско в 1993 году.

KFC

История создания бренда KFC связана с именем Гарлана Сандерса (1890—1980). Он имел образование всего в 6 классов, сменил множество профессий – был кочегаром, торговал шинами, работал разносчиком, помогал фермерам, был кондуктором и военным. К 40 годам он так и не смог остановится на одном чем-то, не задерживался нигде надолго. Жена в него верила, стойко сносила все неурядицы, хотя жила семья очень бедно.

В 1930 очередной идеей Сандерса стало открытие автомастерской. Позже Гарлан решает открыть для клиентов столовую, выделив для этого одну из комнат мастерской. Кстати, в других жила тут же его семья. В комнате был всего 1 тол и 6 стульев. Готовил Сандерс на домашней кухне. Скоро его мастерская гремела по всему Кентукки, благодаря «Кентуккийскому жареному цыпленку Гарлана Сандерса» и форменной приправе из 11 специй.

В 1937 он уже открыл Sanders Court & Cafe – мотель и ресторан быстрого обслуживания. К 50м годам его цыплята продаются другим ресторанам по все стране, а в 60х его клиенты – несколько сотен ресторанов в США. Сейчас это крупнейшая сеть ресторанов быстрого питания.

Woolworth

Woolworth – крупнейшая сеть магазинов. А начал ее основатель с решения небольшой проблемы. Он был застенчив, не умел нахваливать товар и торговаться. Но ему пришлось в 21 год работать помощником продавца в небольшом магазинчике. Тогда цены на товар не указывали, а называли их исходя из визуальной оценки платежеспособности покупателя. Обычной была долгая и упорная торговля за каждый цент. Так вот это совершенно не подходило Френку, он даже упал в обморок от волнения. Тогда хозяин оставил его одного на целый день в зале, пригрозив увольнением если выручка будет меньше обычной.

Фрэнк придумал гениальный ход. Он прикрепил ко всем товарам бумажки с ценой минимально возможной. Кроме того, он выгреб весь завалявшийся товар, вывалил его на стол у окна и разместил заметную табличку «все по 5 центов». Сам же замаскировался за стойкой.

Товар размели за несколько часов. Люди, получив вещи в руки и увидев цену, платили не торгуясь. В результате за день Фрэнк получил недельную выручку.
Так что Фрэнк ушел из магазина, занял деньги и открыл собственный магазинчик. К 1919 состояние Фрэнка достигло 65 млн долларов, а в империи Вулворт было больше 1000 магазинов.

Nintendo

История создания бренда Nintendo началась в 1889. В то время компания еще называлась Marufuku. Она изготавливала особые японские карты, раскрашенные вручную и покрытые лаком. С 1902 компания перешла на изготовления карт западного образца, которые были почти неизвестны в стране. Так они быстро вышли в лидеры индустрии азартных игр.

С 1970х Nintendo переквалифицируется на выпуск необычных игрушек – «Ultra Machine» (автомата для подачи бейсбольных мячей), «The Ultra Hand» (механической руки) и «Love Tester» (шутливого приспособления для тестирования уровня любви). В 1978 году Nintendo начинают производить аркадные игры.

Pampers

Ведущий химик-технолог компании Procter & Gamble Виктор Миллз не любил менять подгузники. Ему доводилось помогать своей дочери, присматривая за детьми, и эта операция никак не доставляла ему удовольствия. Процесс замены, стирки, сушки и глажки мокрых пеленок породил идею создания одноразовых пеленок. Это должна была стать складчатая прокладка с высокой поглощающей способностью, которую можно было бы поместить в трусы специальной формы.

Первые экспериментальные модели апробировались на внуках Миллза. Хотя вся его семья постоянно подвергалась экспериментам.
После нескольких проб разных материалов Миллз создал для P&G совершенно новый продукт , который выпустили под маркой Pampers. К пенсии Миллз увлекся путешествиями, даже за 80 он лазил по горам. А умер в 1997 году в возрасте 100 лет.

Sela

Борис Остроброд в начале 90-х годов уехал в Израиль из СССР. Поселился в в Тель-Авиве и начал торговать. Начал он с того, что возил в Россию из Израиля купальники. Ему вместе с братом удалось почти мгновенно распродать первую небольшую партию.

Дальше братья начали заказывать вещи в Китае. Тут тоже братьев преследовал успех. Но Борис решил, что нужно полностью контролировать производство, если они хотят добиться настоящего успеха. Именно так он и поступил по примеру ведущих мировых брендов.

Он создал бренд Sela, ориентированный на российский рынок, с производством в Китае и офисом в Тель-Авиве.

Nike

Френк Найт был посредственным бегуном на средние дистанции. Он не очень успешно бегал за Орегонский университет, зато хорошо разбирался в кроссовках. В 60е американские изделия были ужасны, а вот немецкие Adidas великолепны, но непомерно дороги. Для исправления ситуации Найт создал компанию Blue Ribbon Sports, которая должны была производить качественные и недорогие кроссовки.
Единственной возможностью реализации этой идее был выход на азиатское производство. Найти и его тренер Бауэрман вложили по 500 долларов и заказали у японской Оницука Тайгер (сейчас ASICS) 300 пар кроссовок. Ими торговал потом Фил из своего фургона.

Продажи поползли вверх и от перепродажи фирма перешла к производству собственных под брендом Nike.

Hilton

К июню 1919 года у Конрада Хилтона был на счету один лопнувший банк, не проживший и года и 5000 долларов. В свои 31 он прибыл в Сиско, Техас. Конрад размышлял об открытии на остатки средств нового банка, но пока что нужно было где-то переночевать. Он зашел и гостиницу Mobley и обнаружил толпу жаждущих клиентов и совершенно не заинтересованного хозяина. Хилтон перекупил отель на 60 комнат. Больше идеи о банках его не посещала, а через 6 лет открыл первый свой Dallas Hilton в Далласе.

Adidas и Puma

В начале 1920 после Первой мировой Дасслеры открыли семейное дело по пошиву обуви. Вначале продукция состояла из домашних тапочек и ортопедической обуви для тренировок спортсменов-инвалидов (которых было очень много после войны). Сырьем стало списанное армейское обмундирование, а на подошвы шли автопокрышки.

В 1924 появилась «Обувная фабрика братьев Дасслер». Ее руководили 2 брата Дасслера. Один был спокойным, уравновешенным производителем, второй типичным продавцом, коммуникативным и активным.
Они изобрели бутсы, модель привлекла внимание и вместе с гимнастическими тапочками стала основной продукцией. В 1928 несколько спортсменов одели обувь Дасслеров.
В 1948 после смерти отца братья поссорились и поделили бизнес – так и родились 2 фирмы – Puma и Adidas

Viagra

В 1992 году в городке Пфайзерс Сэндвич (Великобритания) фирма Pfizer проводила исследования нового лекарственного средства — цитрата силденафила, который был создан с целью лечения многих проблем с сердцем. Разработчики полагали, что цитрат силденафила послужит повышению кровотока к сердечной мышце и снижению артериального давления.

Но в ходе исследований было обнаружено, что цитрат силденафила не особенно влияет на кровообращение в миокарде или на артериальное давление. Также обнаружилось, что некоторые участники эксперимента мужского пола, не желают возвращать таблетки по окончании испытаний (а один даже ворвался в лабораторию, где делался сильденафил, чтобы запастись препаратом впрок). У всех причиной отказа являлось резкое улучшение эректильной функции.

Учёные фармакологической компании Pfizer не упустили из внимания такое неожиданное свойство цитрата силденафила и распознали в нем хорошее средство для борьбы с эректильной дисфункцией. Так появился препарат Виагра, название появилось из соединения слов «Vigor» (сила, власть) и Ниагара (Niagara Falls) — самый мощный водопад в Северной Америке.

Mars

В 1911 году 28-летний Фрэнк Марс на деньги, заработанные от торговли сладостями, которой он занимался с 19 лет, открывает совместно с женой собственный магазин. Кондитерская лавка располагалась прямо в доме Марса, а торговля велась через окно кухни. Ассортимент кондитерской лавки состоял из конфет с разными начинками, которые Фрэнк и Этель лепили вручную.

Как-то раз Марс со своим сыном прогуливался по городу, и сынишка попросил отца купить ему шоколад. В те годы шоколад продавался только на развес, впрочем, как и стиральные порошки компании Henkel. Для людей это создавало неудобство, особенно в жаркие летние дни – даже если аккуратно кушать быстро таявший на солнце шоколад, можно было им очень легко испачкаться. В этот миг Фрэнк задумался, а что если?… И это «если» воплотилось в небольших ломтиках шоколада, которые были завернуты в фольгу.

В итоге шоколадный батончик под названием Milky Way становится хитом продаж молодого предприятия за считанные дни. В 1925 году новый батончик был признан лидером на рынке шоколадок. Продажи неуклонно растут, и компания развивается далее, открывая новые рынки для продаж своей продукции.

1.2. История возникновения брендинга

1.2. История возникновения брендинга

Есть предположение, что брендинг своими корнями уходит в Древний Египет, когда ремесленники ставили свое клеймо на сделанные ими кирпичи. Существуют документы, доказывающие, что торговые марки товара были также у римлян и греков. Бренд был распространен в Индии еще в 1300 г. до н. э. В 1597 г. двух ювелиров, уличенных в подделке клейма на своих изделиях, пригвоздили за уши к позорному столбу. Примерно так же наказывали в то время всех виновных в фальсификации. Когда европейцы переселились в Северную Америку, они прихватили с собой традиции брендинга. Производители лекарств и табака считаются прадедами брендинга. Производители такого товара, как табак, экспортировали его уже с начала XVII в. А в середине XIX в. табаку стали придумывать своеобразные названия, к примеру Cantaloupe. С 1860 г. производители занялись прямой продажей своего изделия, табак продавался в красивой упаковке в виде пакета. Конечно же, более элегантные упаковки лучше воспринимались потребителем. С этого начались разработка упаковок и акцентирование на них внимания покупателей. Бренд был популярен и в средние века, когда ремесленники помечали свои товары особой маркой. В 1266 г. в Англии власти требовали, чтобы каждый булочник помечал свою булку особым знаком и указывал ее вес. Настоящий расцвет брендинга пришелся на вторую половину XX в. Это связано со многими причинами – появлением новой продукции, ростом объема рынка, выходом на международный рынок, производством ранее не существовавших товаров. Рождается философия брендинга. Необходимо различать товары. Часто продукты становятся взаимозаменяемыми, потребитель не имеет четких предпочтений тех или других продуктов, существует большое количество похожих товаров. На этой почве и появился такой инструмент маркетинга, как брендинг, поскольку именно он показал, как решить возникшие у компаний и потребителей проблемы. Брендинг развивался одновременно в ряде стран, однако особый вклад в его развитие сделали Великобритания и США. В Северной Америке брендинг впервые появился как система, управляющая товарами. Процесс становления брендинга делят на четыре временных отрезка. Первый период – 1870–1900 гг. Менеджеры фирм впервые создали товары массового потребления, многие из которых стали брендами и все еще продолжают свое существование. В этот период происходят глобальные изменения в качестве товара, а также в способах его распространения и рекламном деле. Второй период (1900–1920 гг.) характеризуется тем, что лидирующие производители закрепляются на рынке, развивая уже существующие бренды и создавая новые, в этот же период возникают менеджеры среднего звена.

Третий период пришелся на Великую Депрессию (1920– 30-е гг.) и Вторую мировую войну (1939–1945 гг.), тогда приобрели популярность уже существующие методы управления брендом. Появилось формальное понятие системы брендинга, а также брендинг-маркетинга. Известная компания Procter&Gamble как раз провозглашает методику брендинг-маркетинга основной, к ней присоединяются еще несколько фирм. Однако широкого распространения брендинг-маркетинг пока не получил.

Четвертый период начался с 1945 г. и продолжается в наши дни. В это время большинство фирм, занимающихся масштабным производством, вводят систему управления брендом.

Появление брендов пришлось на далекий 1870-й год. Они явились альтернативой большому количеству нового товара с еще не понятной репутацией и средним качеством и моментально заполонили рынки США. В то время по всему миру производители выпускали безызвестную продукцию типа мыла, круп.

Все это отправлялось на продажу, так и не приобретя какого-либо обозначения для узнаваемости. России подобная ситуация знакома, поскольку не так уж давно мы также не различали, например, молоко и масло, кроме как по вкусу и цвету. Это играло на руку оптовикам, но создавало проблемы для небольших компаний, конкуренция была невозможна, все на рынке диктовали только оптовики. Фабрики обязались выпускать кучу безликой продукции для удовлетворения запросов хозяев магазинов.

Тогда массовые покупатели положительно отнеслись к возникновению брендов, так как новый товар был застрахован от риска, присущего безбрендовому товару. В случае неудачи бренда у покупателя теперь была возможность избегать его в дальнейшем.

Вот основные моменты, с которыми пришлось столкнуться брендингу на пути развития:

1) неприятие бренда и сопротивление партнеров по продажам, для которых товары с брендом символизировали упадок доходов и закрепление влияния производителей;

2) следующие два этапа развития брендинга были отмечены борьбой внутри корпораций за стили управления. Столкнулись вновь возникший брендинг и старый, уже существовавший, но проверенный.

Если говорить о российском брендинге, то он возник в послекризисное время, когда были необходимы низкие цены на продукты и национальный продукт. В несладкие 1980–1990 гг. своих рыночных брендов еще не существовало. Товар, только появившийся на прилавках, уже попадал в число премиум-товаров. Перестройка разрушила и так слабые бренды, к примеру пива «Жигулевское». Эти торговые марки, ставшие брендами, возникли стихийно. Их раскруткой, как можно догадаться, никто не занимался, а о юридической защите и говорить нечего. Однако необходимо отметить, что в 1962 г. вышло Постановление СССР «О товарных знаках», которое в 1974 г. дополнилось Положением Госкомитета СССР. Бренд стал предметом промышленной собственности. На 1995–1997 гг. приходится расцвет возникновения брендов в России. Конечно же, неопытный потребитель сразу терялся среди такого разнообразия. В это время страну заполняют иностранные бренды, можно уже видеть спортивную одежду от «Adidas». Как всегда, наши компании, глядя на Запад, спешили перенять длительный опыт управления брендами и, не разобравшись до конца в сути, принялись использовать на практике методики брендинга «под копирку». Как уже стало ясно, никакой особой выгоды это не дало. Впоследствии российские специалисты стали более конкретно разбирать философию брендинга и разрабатывать свои методы его построения. Однако ни одна из разработок не получила широкого распространения. Параллельно этому процессу формируются такие крупные российские бренды, как «Балтика», «Альфа-Банк», и рекламный рынок. Можно сказать, что вся история развития брендинга в России уместилась в эти незначительные семь лет. Победители «Бренд года 2000», яркие представители своего времени, сегодня демонстрируют уход целой эпохи российского брендинга. В то время в ответ на ожидания потребителей самой выгодной стратегией был переход в нижний ценовой сегмент. Сегодня ситуация изменилась, появился лозунг «Все выше и выше»… Новый этап российского брендинга можно охарактеризовать рвением в верхний ценовой отсек рынка.

Те, кто смогли спрогнозировать это еще в 1999 г., перешли в новый этап управления брендами, т. е. из одной эпохи брендинга в другую. После августовского кризиса 1998 г. увеличилось число российских торговых марок, доступных по цене широким слоям населения.

В условиях современного рынка стало очевидным, что успешное существование обеспечат себе только те компании, которые смогут создать по-настоящему сильный бренд и сделать ему отличную рекламу. Этот процесс становится все сложнее и сложнее, так как новые компании также очень изобретательны, они выступают со своими удачными идеями и завоевывают сердца потребителей. И все же решить задачу создания успешного, процветающего бренда еще реально. В новом тысячелетии брендинг развился и стал реальной сильной системой, так называемым «оружием маркетинга». Практически все товары, начиная с соды и кончая бытовой техникой, брендингованы. Уже с начала XXI в. на рынке появляются российские бренды нового поколения, они глубже закрепляются в умах потребителей. Это банк и водка «Русский стандарт», пиво «Тинькофф», телевизоры «Ролсен». Но экспансия азиатских брендов не стихает: «Panasonic», «LG» и т. д. В настоящее время количество брендов приближается к критической отметке, былые «монстры» (такие, например, как «Балтика») начинают отступать: теряют свои позиции. Государство с каждым годом ведет себя на потребительском рынке все активнее, вводятся запреты на рекламу водки, табака, игорного бизнеса. Массированной рекламы уже недостаточно. В выигрыше оказываются компании, которые выстроили наиболее эффективную коммуникацию со своим потребителем: «Olympus», «Евросеть», «Canon». Вероятно, что дальнейшим развитием брендинга в России станет грамотная манипуляция существующими образами и спекуляция настоящими или давно забытыми брендами (работа более тонкая и интересная). Наиболее «продвинутые» российские бизнесмены уже сейчас зарабатывают на перепродаже брендов (выявить рынки, на которые придут иностранцы, и предсказать конкретного игрока не так сложно).

Брендинг как наука, формирующая долгосрочные потребительские предпочтения, в России все же только начинает свое развитие. Маркетологи в последнее время все больше внимания уделяют данной теме, глядя на Запад, где специалисты в полной мере используют концепции брендинга и обеспечивают преимущества своих брендов в сознании российских потребителей.

Современный потребительский рынок можно назвать борьбой брендов за место в сознании людей. Благодаря этому наши производители понимают актуальность данной проблемы. Экспансия Запада нам совсем не на руку.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

2.1. История возникновения и развития менеджмента за рубежом

2.1. История возникновения и развития менеджмента за рубежом История возникновения и развития менеджмента насчитывает около семи тысячелетий. За этот период прошло пять управленческих революций, коренным образом изменивших место и значение менеджмента в жизни общества.

Итоги 2-го международного исследования HR-брендинга

Итоги 2-го международного исследования HR-брендинга Это исследование примечательно тем, что в первый раз в нем приняли участие и российские работодатели. Такая уникальная возможность была предоставлена работодателям компанией HeadHunter. Во 2-м международном исследовании,

Стив и искусство брендинга

Стив и искусство брендинга Выбрать рекламное агентство для работы над созданием бренда Apple, известного всем, было нетрудно. Агентство Chiat/Day (на рынке рекламы с 1968 года) создавало самые креативные рекламные ролики, которые кто-либо когда-нибудь видел. Перу Кристи Маршалл

Непрерывность возникновения проблем

Непрерывность возникновения проблем Возможно, вам покажутся банальными слова о том, что все мы подвергаемся изменениям и что изменение — это феномен, который существует до тех пор, пока мы можем воспринимать окружающий нас мир.Изменения порождают события, которые могут

1. Предпосылки возникновения маркетинга

1. Предпосылки возникновения маркетинга Маркетинг как концепция управления действиями субъектов рынка в условиях конкуренции приобрел свою известность в мировом масштабе благодаря его эффективному применению как в коммерческой, так и некоммерческой сферах.

2. Причины и последствия возникновения кризисов

2. Причины и последствия возникновения кризисов Причины кризиса могут подразделяться на объективные, связанные с циклическими потребностями реструктуризации, модернизации, и субъективные, обусловленные ошибками в управлении, природные (климат, недра, водная среда и

10. Причины возникновения конфликтов на кризисном предприятии

10. Причины возникновения конфликтов на кризисном предприятии Конфликты являются неотъемлемой частью деятельности любого предприятия, не говоря уже о кризисном.Если раньше этому вопросу уделялось лишь поверхностное внимание, то сейчас эта проблема рассматривается

Условия возникновения проблемы

Условия возникновения проблемы Определите условия, в которых проявляется проблема.? Как, где, когда и при каких условиях проблема проявляется?Приведите несколько примеров. Даже если ваша проблема проявляется везде. Допустим, такая ситуация возникает каждый третий

12.1. Ошибки брендинга

12.1. Ошибки брендинга Рекламная кампания тоника «Schweppes» в Италии потерпела неудачу, поскольку название бренда «Schweppes Tonic Water» было переведено как «Туалетная вода Schweppes».Рекламируя жареных цыплят «Kentucky» в разных странах мира, компания Kentucky использовала один и тот же слоган

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИРМЕННОГО СТИЛЯ

Лекция Понятие фирменного стиля. Значение. Особенности создания

В условиях современной рыночной экономики и конкурентной среды, в ситуации, когда только в одной стране существует более 500 тысяч предприятий, для каждого из них вопрос о фирменном стиле становится наиболее острым, поскольку разработка фирменного стиля – длительный и сложный процесс. Сегодня разработка и использование собственного фирменного стиля становится все более популярным атрибутом стратегии развития возрастающего числа компаний.

Кто-то разрабатывает фирменный стиль по принципу «иметь фирменный стиль – модно и современно». Другие действуют по принципу «и я тоже». Кому-то фирменный стиль может понадобиться в предпродажной подготовке по требованию инвесторов. Но настоящая потребность в разработке фирменного стиля возникает лишь тогда, когда осознаются выгоды от его использования.

Фирменный стиль нужен для того, чтобы посредством индивидуальности и единства графических и др. констант, выделиться среди конкурентов, стать узнаваемым (идентификация) и хорошо запоминаемым. Из-за хорошей узнаваемости уменьшается количество средств, потраченных на рекламные кампании. Наличие фирменного стиля (хорошего) значительно повышает эффективность рекламы.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИРМЕННОГО СТИЛЯ

Понятие фирменного стиля зародилось относительно недавно, ему еще нет и сотни лет, но еще в древности отдельные элементы фирменного стиля были использовались довольно часто. Кочевые народы накладывали знак собственности на скот, наиболее искусные ремесленники помечали свою продукцию личным клеймом, а покупатели, осведомленные о высокой профессиональной репутации этих ремесленников стремились приобрести товары с такими знаками.

В средние века появились цеховые корпоративные торговые марки. По мере централизации производства и расширения географии рынков значение товарных знаков, других фирменных отличительных знаков постоянно росло.

В середине XIX века в США и странах Западной Европы складываются предпосылки для возникновения общенациональных торговых марок. Крупных производителей, накопивших к тому времени значительный капитал, уже не устраивал полный контроль над сбытом со стороны посредников. В условиях растущей конкуренции и формирования единого информационного пространства производители товаров могли выделить непосредственно потенциальных покупателей в качестве целевой аудитории своих коммерческих коммуникаций. При этом первоочередной задачей крупного товаропроизводителя стала самоидентификация, выделение себя из общей массы непосредственных конкурентов.

В постиндустриальную эпоху сфера услуг заняла позицию не менее прочную, чем производственная сфера. А для организаций, оказывающих услуги уже в начале своего существования наличие фирменного стиля является жизненно необходимым. Западные компании уже давно осознали эффективность фирменного стиля в борьбе за клиентов: достаточно вспомнить такие компании как Coca- Cola, McDonalds, Nike, Nivea, Sony, Samsung, как тут же возникает узнаваемый зрительный, а то и вкусовой образ.

Первым официальным дизайнером, который создал фирменный стиль, считают Петера Беренса, архитектора, который в начале ХХ столетия, занимая должность художественного директора компании в Германии, создал определенное художественное лицо фирмы, которое соответствовало основным законам стилеобразования. Практическая работа Беренса имела огромное значение для формирования нового вида дизайна – деятельности, которая привела к упорядочиванию и стилизации промышленной продукции.

Во второй половине ХХ столетия сложилось целое направление маркетинговых коммуникаций – формирование фирменного стиля.

Эволюция коммуникационных технологий прошла за последние полвека следующие этапы:

Идеология маркетинговых коммуникаций сводится к формированию образа марки. Фирменный стиль выступает формальным выражением этой идеологии. Компании активно демонстрируют и подчеркивают свою индивидуальность.

На смену образу марки приходит понятие имиджа. Во главу угла коммуникационных стратегия ставится корпоративная философия. Фирменный стиль занимает подобающее положение необходимого инструмента.

После осознания недостаточности формальных элементов свое развитие получили технологии брендинга, объединяющие инструменты маркетинга и менеджмента. Элементы и инструментарий фирменного стиля участвуют в формировании брендов. Без использования элементов фирменного стиля не может быть сформирован ни один бренд, однако не каждая торговая марка в итоге проводимой маркетинговой деятельности становится брендом.

Alex ExcelArt

  • Alex
  • Манифест
  • Art
  • Язык:
    • Русский
    • English

All rights are reserved. Blog.

История возникновения и развития фирменного стиля

От античных времён до наших дней

Фирменный стиль является одним из главных направлений деятельности в современном графическом дизайне. Как и другие сложные многосоставные явления культуры, он «прошёл» долгий путь развития.

Клейма на античной керамике

История возникновения фирменного стиля уходит своими корнями во времена античности. Именно в это время появляются первые системы обозначения принадлежности товаров (по сути прообразы современных логотипов) — клейма. Археологи находят клейма на античных амфорах и художественных изделиях, относящихся к VII-VI вв. до н.э. Клеймение уже в те времена становится постоянной практикой. Клейма можно увидеть на краснолаковой керамике Юго-Западного Крыма I-III вв. н.э., хранящейся в музеях Москвы и Санкт-Петербурга.

На античных амфорах, найденных в Херсонисе (натерритории современного Крыма), присутствуют клейма в виде оттисков. На большей части амфор оттиски были произведены вдавливанием знака, но встречаются и выпуклые рельефы, выполненные пресс-формой. Многие знаки снабжены надписями, часть из которых была расшифрована как имена владельцев мастерских. Данный факт наглядно свидетельствует о том, что уже в те далёкие времена «производители» ощущали чёткую потребность в идентификации своих товаров.

Средневековая геральдика и торговая символика

Дальнейшее развитие формальных признаков фирменного стиля происходило в Средневековье. Наиболее выраженным комплексным стилем стала атрибутика феодального двора. Знаки собственности ставились на все имущество феодала: на архитектурные элементы замка, на бытовые предметы и посуду, на оружие и конную сбрую, на щиты, флажки, знамена, на одежду герольда — официального представителя феодала. Личная символика входит в композицию печати и становится обязательным официальным атрибутом. В гербовой композиции большая роль уделяется цветовому решению, которое распространяется на одежду феодала, его слуг и охрану, на вымпелы и флажки и даже на цветовое решение интерьеров замков и дворцов.

Функция такого обозначения была несколько иная, чем в случае с античной керамикой, и заключалась не в идентификации товара, а в демонстрации того, что данная вещь является собственностью конкретного владельца. Однако здесь важно понимать, что таким образом стихийно складывалась практика сквозной идентификации, то есть идентификации всех предметов, принадлежащих одному собственнику. В античное время знаки наносились только на конкретную продукцию, ими не помечались, например, одежда или инструменты мастера, изготовившего её. Между тем, сквозная идентификация является основным отличительным признаком современного фирменного стиля. Сейчас фирменная символика наносится практически на все предметы, так или иначе связанные с деятельностью компании.

Наравне с «феодальной идентификацией» в средневековой Европе развивается и торговая. В XI в. Купеческие гильдии вырабатывают свои внутренние уставы и принимают собственную символику. Часто графические символы сопровождаются девизами, в которых историки рекламы склонны видеть зарождение рекламных слоганов. Появляется первая недобросовестная конкуренция: размещение на товарах одной гильдии эмблем, схожих со знаками другой гильдии, чьи товары являются более качественными и известными.

Таким образом, можно смело утверждать, что в средние века происходит дальнейшее развитие систем идентификации, появляются их новые формы и сферы применения.

Первый фирменный стиль

Однако фирменный стиль в современном понимании возникает намного позднее. В начале XX в. в немецкой компании AEG (всемирный электротехнический концерн) на должность художественного директора назначается знаменитый архитектор и художник Петер Беренс. Перед Беренесом ставится непростая задача: создание дизайн-программы, максимально способствующей выведению компании AEG в лидеры отрасли на международном рынке. Придя в дизайн от графики и станковой живописи, он первым ощутил те задачи, которые встали перед ним в индустриальном обществе. Внешнюю форму фирменного стиля Беренс выстроил на повторах нескольких элементов: кругов, овалов, шестигранников — и полного отказа от орнаментации и традиционных форм. Такая геометризация отражала техническую точность производственных процессов.

Беренс подходит к вопросу системно. Проектируется не только продукция, но и сферы производства и сбыта: производственные корпуса, выставочные павильоны, упаковка, транспорт, деловая документация, реклама и многое другое. В результате компания AEG достигает монопольного положения на рынке (в тот момент), а структура фирменного стиля, созданного Петером Беренсом становится образцовой и используется дизайнерами вплоть до настоящего времени.

Разносторонний стиль Olivetti

Спустя 30 лет на арену промышленного дизайна выходит еще один фирменный стиль итальянской компании Оливетти, специализирующейся на выпуске конторского оборудования и названной именем её основателя. Создателем стиля является дизайнер Марчелло Ниццоли, который отличался стремлением сделать любой вид продукции красивым и привлекательным: от печатных машинок до деловой корреспонденции, исходящей от фирмы. Помимо самого Ниццоли над фирменным стилем компании трудилась целая группа высокопрофессиональных дизайнеров. В середине прошлого века стиль Оливетти считался самым передовым в мировом дизайне.

Отличительной особенностью фирменного стиля Оливетти было то, что со стилистической точки зрения вся продукция компании выглядела по-разному и тем не менее за счёт всех остальных сторон проявления свой деятельности компания смогла сформировать у своих потребителей единый и целостный образ.

Маркетинговые исследования Braun

Вслед за фирменным стилем Оливетти возникает совершенно противоположный по зрительному восприятию стиль компании Браун, который получил название «экономный». Создатель стиля — ведущий дизайнер немецкой фирмы «Браун» Фриц Айхлер. В то время фирма выпускала оборудование, фотографические принадлежности и радиоаппаратуру, имевшие довольно заурядный внешний вид. Разработав предварительно обобщенный образ потребителя, Айхлер приступил к созданию фирменного стиля. За основу были взяты скромная цветовая гамма из оттенков серого и сочетания черного с белым, отсутствие декора, имитации материалов и цветовых ярких акцентов. Айхлер полностью меняет корпоративную систему дизайна. В результате чего к началу шестидесятых годов «Браун-стиль» становится образцом функциональной стилистики.

Историческая значимость фирменного стиля Браун заключается в том, что в его основу были положены настоящие маркетинговые исследования, специально проведённые разработчиками стиля. Айхлер и Брауны (сыновья основателя компании) проанализировали рынок, конкурентов, составили подробный портрет целевой аудитории и её образа жизни. По сути, они первыми перекинули мостик от дизайна к смежным отраслям коммерческой деятельности: маркетингу, рекламе, пиару и пр.

Современный этап развития фирменного стиля

К концу ХХ века происходит кардинальная перестройка промышленных предприятий, изменяется их базовая структура на основе новых технологий. Фирменный стиль распадается на отдельные фрагменты, которые обслуживают остаточные уголки прежней индустриальной эпохи. А внутри новых корпораций фирменный стиль эволюционирует в брендинг.

С насыщением рынка товарами производители столкнулись с проблемой сбыта, поскольку функциональная ценность товара уже не играла главную роль. Возникла необходимость реализации товаров с использованием рекламы, в которой центральное место принадлежит не самому товару, а его знаку и идеальным представлениям, которые этому знаку предписываются. В классическом фирменном стиле знак и вещь не имели независимого существования, поэтому отрыв знака от вещи стал шагом в сторону бренда.

Бренд несёт в себе идеальный набор характеристик товара: вербальный и графический образ продукта, максимально соответствующий ценностям целевой аудитории. Брендинг — это совершенно иной взгляд на продажи. Вот почему формирование бренда невозможно посредством создания «старого фирменного стиля». Здесь нужен другой подход, другая дизайн-программа.

Брендинг — новый виток развития фирменного стиля, история которого продолжается. А какие имена и названия оставят свой след на этом этапе, покажет время.

Источники

Данная статья не содержит прямых цитат и заимствований и отражает уникальную авторскую точку зрения. В качестве источников, послуживших материалом для вдохновения к этой статье, служит следующая литература.
1. По истории фирменного стиля основной материал — это кандидатская диссертация Счетчикова И.Е. «Эволюция фирменного стиля в проектной культуре ХХ в.» 2005 г. В ней можно найти ответы на большинство вопросов.
2. Определённое количество полезной информации из истории логотипов можно почерпнуть из кандидатской диссертации Мильчаковой Н.Е. «Система разработки дизайна логотипов в различных сферах деятельности человека» 2010 г.
3. История графического дизайна тесно связана с историей рекламы и историей промышленного дизайна. По истории рекламы – отличный учебник Учёнова, Старых «История рекламы» 2002 г.
4. По истории промышленного дизайна двухтомник Михайлова «История дизайна». Вехи графического дизайна в этих учебниках напрямую не описаны их надо самостоятельно прослеживать, в тексте. Задача непростая, особенно в случае с учебником Михайлова.
5. Весьма полезная книга Е. Черневич «Русский графический дизайн».

Обратите внимание, с момента публикации статьи (май 2015 года) прошло много лет. Автор считает материал устаревшим и не актуальным.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: