Иса́ак Ильи́ч Левита́н – отзывы, мнение, рейтинг

Почему гений русского пейзажа Исаак Левитан дважды пытался свести счеты с жизнью

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

О происхождении Левитана ходят различные версии. По официальной – он родился в семье литовских евреев Эльяша и Баси Левитан, и датой рождения считается 18 августа 1860 года. Мальчик был вторым ребенком из четверых детей в семье.

По второй версии, которая стала известна совсем недавно, Исаак был рожден в семье младшего брата Эльяша – Хацкеля и его жены Добры 3 октября 1860 года. И предположительно Исаак Левитан (Ицик Лейб) был взят из обнищавшей семьи Хацкеля на воспитание Левитанами в качестве “бедного родственника”. Эта версия объясняет то, что всю жизнь Левитан “…никогда и ничего о родных и детстве не говорил. Выходило, как будто у него не было совсем ни отца, ни матери. Порой казалось даже, что ему хотелось забыть об их существовании…».

Но как бы там ни было, Эльяш (Илья) Левитан, желая улучшить материальное положение и дать своим детям достойное образование, в начале 1870-х перевез семью в Москву, где они по-прежнему оставались жить в крайней нищете. Однако, когда сыновья решили учиться живописи, отец не стал противиться. И Авель (Адольф) Левитан, а вслед за ним и 13-летний Исаак поступают в художественное училище. Их так и называли во множественном числе: «Левитаны». Да уж и очень похожи были братья между собой.

Бедственное положение семьи было таковым, что руководство училища временами выделяло братьям материальную помощь, а в 1876 году они были освобождены от платы за обучение «ввиду крайней бедности» и как «оказавших большие успехи в искусстве».

А после смерти отца наступили худшие времена. В конце 1870-х их еврейская семья, как и все евреи, проживающие в столице, были выдворены из Москвы согласно указу императора Александра II после покушения на его жизнь. Левитаны поселились на съемной подмосковной даче в Салтыковке. В те трудные времена Авель и написал портрет брата, где тот изображен совсем юным.

А Исаак в то время запоями работал над пейзажами, не имея возможности показать кому-нибудь свои работы. Так как даже к железнодорожной станции не было в чем выйти: от ботинок осталась одна подошва, которую привязывал к ногам веревочками. Пиджак и брюки были изношены до дыр.

В училище Левитан был одним из талантливейших учеников. Его учителя Саврасов и Поленов прочили ему великое будущее пейзажиста. Но из-за многих причин, в том числе и национального фактора, Левитан был выпущен из училища в 1884 году со званием “неклассного художника”, что давало право преподавать лишь чистописание.

“Талантливый еврейский мальчик , – писал К. Паустовский, – раздражал иных преподавателей. Еврей, по их мнению, не должен был касаться русского пейзажа. Это было дело коренных русских художников”.

А в 1891 году Исаак Ильич был принят в члены Товарищества передвижников. Его неповторимые пейзажи за неплохие деньги приобретались коллекционерами. А через семь лет Левитану присвоили звание академика пейзажной живописи. Он стал преподавателем того самого училища, в котором был так низко аттестован. Материальное положение художника стабилизировалось, и в последние годы жизни он посетил Францию, Италию, Швейцарию.

После 30 лет Левитан стал очень болезненным: нищенская студенческая жизнь впроголодь давала о себе знать. Многие из знакомых утверждали, что художник, будучи студентом, иногда жил на три копейки в день. А лишившись жилья и спасаясь от холода в зимние морозы, тайком ночевал в училище.

Дважды за свою жизнь художник переболел тифом. После второго раза получил обострение сердечной болезни, которая и стала причиной кончины художника, не дожившего и до сорока лет.

Читайте также:
Селиванов Александр Антонович - отзывы, мнение, рейтинг

Кроме того, Левитан страдал меланхолией, депрессией, суицидальным состоянием: он дважды пытался свести счеты с жизнью. И все из-за несбывшейся любви, неудовлетворенности собой и личной неустроенности. Исаак Ильич дважды стрелялся. Но, к счастью, попытки оказались неудачными. “Меланхолия дошла у меня до того, что я стрелялся. Остался жив, но вот уже месяц, как доктор ездит ко мне промывать рану и ставить тампоны. ” ,- писал он.

Однако невзирая на все жизненные неурядицы, он имел большой успех у женщин. Его внешность была настолько притягательна, что не удивительно то, что с него написано множество портретов художниками современниками, в том числе Василием Поленовым, Валентином Серовым, а еще сокурсниками Николаем Чеховым, Алексеем Степановым.

« Левитан вообще отличался редкой красотой , — пишет биограф живописца Иван Евдокимов. — Черты его смуглого лица были удивительной правильности и тонкости. Темные волосы юноши вились. Но главное обаяние Левитана заключалось в его огромных, глубоких, черных и грустных глазах.»

Женщины влюблялись в красавца художника и теряли головы, но не смотря это, личная жизнь бедного художника так и не сложилась. Хотя он был достаточно влюбчив, и иногда ради объекта своей страсти совершал безумные поступки.

(Этот графический портрет был написан Валентином Серовым через год после кончины великого пейзажиста.)

“Пейзажи Левитана ближе к музыке, чем к живописи”

А вот простой русский пейзаж для художника был выше всякой любви: «Почему я один? Почему женщины, бывшие в моей жизни, не принесли мне покоя и счастья? Быть может потому, что даже лучшие из них – собст­венники. Я так не могу. Весь я могу принадлежать только моей тихой, бесприютной музе, всё остальное – суета сует. »

Ученый-естествоиспытатель К.Тимирязев как-то сказал: «Левитан – это Пушкин русского пейзажа». И был прав. Легкость стихотворений Пушкина и виртуозной кисти Левитана – это гениальное мастерство, доведенное до уникального совершенства.

Мастер обладал уникальным даром «заставить говорить» сам пейзаж. Для этого ему совершенно не нужны были “ни люди, ни животные, ни даже птицы”. Его преподаватель А.Саврасов говорил: «Ты должен научиться писать так, чтобы жаворонка на холсте было не видно, а пение его — слышалось». Что Левитан и воплощал в своих “пейзажах настроения”

Полотно «Осенний день. Сокольники» – одна из самых знаковых работ в творчестве Исаака Левитана, благодаря которой он стал известен как живописец-пейзажист.
В 1879 году этот холст у студента Московского училища живописи и ваяния Левитана приобрел сам Павел Третьяков за 100 рублей. Для сравнения: десятью годами позже за картину «У омута» он выложил живописцу уже три тысячи.

Что примечательно, фигуру девушки в темной одежде написал Николай Чехов, художник и родной брат знаменитого писателя Антона Павловича, с которым Левитан дружил со студенческих лет.

По истечению двух лет после смерти художника брат Авель поставил на его могиле памятник. А весной 1941 года могила Левитана была перенесена на Новодевичье кладбище.

Была в жизни Левитана и скандальная любовная история , связанная с замужней дамой Софьей Кувшинниковой, которая чуть не закончилась трагедией.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Анализ творчества Левитана: критика о картинах, отзывы о произведениях

“После дождя. Плес”.
И. Левитан

Исаак Левитан – вылающийся русских художник-пейзажист, автор множества гениальных картин.

Анализ творчества Левитана, критика и отзывы о картинах

А. Бенуа о творчестве И. Левитана:

“В первый раз Левитан обратил на себя внимание на Передвижной выставке 1901 г. Появление “Тихой обители” произвело. удивительно яркое впечатление. Казалось, точно сняли ставни с окон, точно раскрыли их настежь, и струя свежего, душистого воздуха хлынула в спертое выставочное зало, где так гадко пахло от чрезмерного количества тулупов и смазных сапог.

Читайте также:
Ива́н Ива́нович Ши́шкин - отзывы, мнение, рейтинг

. ясно было, что здесь Левитан сказал новое слово, запел новую чудную песнь, и эта песнь о давно знакомых вещах так по-новому очаровала, что самые вещи казались невиднными, только что открытыми. Они прямо поражали своей нетронутой, свежей поэзией. И сразу стало ясно еще и то, что здесь не “случайно удавшийся этюдик”, но картина мастера и что отныне этот мастер должен быть одним из первых среди всех.

. высшее искусство не поддается определению словами. Оно остается тайной. . вся поэзия Левитана, в чем, в сущности, она заключается? Повседневные, почти убогие, жалкие темы; большая дорога, лесок, весна, талый снег – разве не писалось все это и до него, не будет ли писаться до бесконечности, до полного пресыщения?

Мало ли у нас было правдивых художников за последние 20 лет, мало ли непосредственных этюдов? Однако расстояние между Левитаном и другими огромное – цалая незаполнимая пропасть. Левитан – истина, то, что именно нужно, то, что именно любишь, то, что дороже всего на свете. Все другие только подделывались под истину или оставались в пределах дилетантизма, любительства. И другие так же любили русскую природу, как Левитан ее любил.

Картины Левитана не виды местностей, не справочные документы, но сама русская природа с ее неизъяснимо тонким очарованием, тихая, скромная, милая русская природа.

Левитан – художник русский, но не в том Левитан русский, что он. писал русские мотивы, а в том, что он понимал тайную прелесть русской природы, тайный ее смысл, понимал только это, зато так, как никто.

Левитан, гениальный, широкий, здоровый и сильный поэт, – родной брат Кольцову, Тургеневу, Тютчеву.

Он настоящий живописец. Один из немногих среди русских художников, Левитан умел наслаждаться кистью и краской, умел не только правильно, но и красиво писать.

. он не закруглял своих штрихов, не зализывал своей живописи, не выписывал листочков и травинок, камешков и сучочков. Он давал одно только общее, в котором вся эта мелкота тонула и терялась, но это общее так верно, так метко.

Он является самым ярким представителем простого, здорового реализма в противоположность направленской живописи передвижников.

На его чистых, скромных и благородных картинах очищался вкус русских художников.

В истории русской живописи, пожалуй, и не найти мастера более независимого, более самобытного и самодовлеющего, нежели Левитан.”

(А. Бенуа “История русской живописи в XIX веке”, переиздание книги 1902 г., изд-во “Республика”, 1995 г.)

Б. В. Йогансон о творчестве И. Левитана:

“Левитан по своей натуре был необыкновенно отзывчивым, очень чутким, даже ранимым человеком, удивительно восприимчивой, поэтической натурой, которая впитывала в себя все прекрасное, все, что достойно быть отмечено талантом.

Возьмем хотя бы такие шедевры, как «Ранняя весна» (1898, Русский музей) или «Весна — большая вода» (1897, Третьяковская галерея). Таких примеров можно привести десятки.

Основою основ творчества Левитана является колорит, то есть особая способность художника, обладающего изощренным глазом, видеть не только переходы теплых тонов в холодные и обратно, что совершается непрерывно, но и передавать на холсте эту художественную правду природы. Если художник колорист, то он в состоянии все разнообразие переливов красочных сочетаний привести в единство.

Глаз Левитана был настолько нежен, что малейшая фальшь или неточность в колорите были у него немыслимы. Эта высокая одаренность художника тончайшим «слухом живописи» позволяла ему в большей степени, чем его сверстникам, передавать тончайшие состояния природы. Его художественная скрипка пропела нам о незабываемых красотах скромной русской природы.

Читайте также:
Джексон Поллок, биография, творчество, история жизни

Левитан, Серов, К. Коровин — эти три художника, очень близкие по своей художественной вере, по своему подходу к натуре, по своему методу выполнения художественного произведения и очень различные в то же время по темпераменту, по художественной индивидуальности, по почерку. “

(статья Б. В. Йогансона из книги И. А. Куратова “И, И. Левитан”, 1970 г.)

Очерк о творчестве Левитана в журнале “Нива” (1908 г. №4):

“До 70-х годов. у художников наблюдалось какое-то безразличие к пейзажу. На когда появились полотна таких пейзажистов, как П. Соколов, К. Коровин и др. то пейзаж вошел в моду. В то время и Левитан начал глубоко заглядывал в душу русской природы. Было это потому, что Левитан вырос под серым русским небом, около тихих речек, около подернутых туманом полей.

Расстилался ли перед ним густой, полный таинственной мглы лес, вилась ли вдали от него дымящаяся речка, следил ли он за легкими облаками, бегущими по прозрачному небу, – все он воспринимал своим художественным оком. Пейзаж был слишком сроден поэтической и мечтательной натуре Левитана, чтобы он не старался с любовью передать его на полотне.

И вот могучий художник творит. свои прекрасные картины, отличающиеся какою-то таинственной задумчивостью и грустью.

В них он изображает мертвенно-сонные деревья, невидимо колеблющиеся в воздухе, мирные луга в тот момент, когда уже гаснет последний луч вечерней зари, когда на засыпающую землю спускается ночная тишина и все вокруг кажется как бы подернутым таинственной дымкой сумерек. Близко стоял Левитан к природе, он понимал и ценил ее красоты. Левитан – дитя русской природы.”

(очерк С. Шпицера, “Нива”, 1908 г. №4)

Анализ творчества И. Левитана в книге “История русской живописи в 12 томах”:

“Не очень долгая жизнь Исаака Левитана (1860— 1900) насыщена таким накалом таланта, которого хватило бы не на одного художника.

Его часто называют Чеховым в живописи. Действительно, есть много общего и в судьбах, и в складе характера этих выдающихся личностей (недаром их связывала многолетняя дружба), и в той потрясающей глубине и тонкости душевных переживаний, свойственных их творчеству.”

(Майорова Н., Скоков Г., “История русской живописи в 12 томах. 90-е годы XIX века”, том 8, 2006 г.)

Это был анализ творчества Левитана: критика и отзывы о картинах (произведениях).

Отзыв: Выставка “Исаак Левитан и авторский кинематограф” (Россия, Москва) – Редкие полотна прекрасного художника в полутьме среди шума.

Приветствую вас, дорогие друзья!

В Еврейском музее и центре толерантности проходит выставка “Исаак Левитан и авторский кинематограф”.

Стоимость входного билета 300 рублей. Желающие могут взять экскурсионное групповое сопровождение стоимостью 250рублей. Аудиогид предложен не был. На основную экспозицию по этому билету не пускают. Только выставка И. Левитана!

И так Левитан)
Левитан великолепен! Его пейзажи прекрасны. Но картин на данной выставке не очень много, порядка 30 штук. максимум сорок. Но зато эти картины предоставлены музеями со всех уголков России и не только. Есть несколько картин из Государственной Третьяковской галлереи (“Сумерки” 1899г., “Лунная ночь” 1897-1898г.), из Санкт-Петербурга и даже из Израильского музея Иерусалима (“Русская деревня” 1880г., “В окрестностях Саввино-сторожевского монастыря”). Так же привезены полотна из Омского областного музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля (“Избы после захода солнца” 1899г., “Костры” 1880г.), Самарского областного художественного музея (“Октябрь” 1896г.), Нижнетагильского музея изобразительных искусств (“Полотно железной дороги. Лунная ночь” 1898-1899г.), Рязанского художественного музея им. И. П. Пожалостина (“Река” 1898-1899г.) и из других уголков нашей необъятной страны. Также выставлены полотна частных собраний “Облачный день” 1890г., “Под вечер” 1889г., “Тихий день на Волге” 1895г., “Пейзаж с парусником” 1890х.

Читайте также:
Пол Дже́ксон По́ллок - отзывы, мнение, рейтинг

Картины все пейзажные.
Такова задумка организаторов выставки. На примере И. Левитана показано развитие пейзажа. Как художественные произведения менялись. Как менялась техника, подход, манера. Как оказывали влияние на пейзажистов иностранные мастера. Все это нам рассказал экскурсовод. Экскурсоводом у нас была молоденькая девушка, но не смотря на юный возраст очень вовлеченная в живопись. Она с восторгом и интересом рассказывала о творчестве И. Левитана и других всемирно известных художниках-пейзажистах. Но рассказывала она ооочень тихо. Увы. наша немногочисленная группа практически склонилась к ней, чтобы расслышать программу. Пожилая дама никак не могла ее услышать на расстоянии пару шагов. Дело не в возрасте, поверьте, а в том что гид действительно негромогласен, а зал к тому же ооочень шумный. Как повествует название выставки, она посвящена параллельно кинематографу. Поэтому полотна выставлены в небольшом камерном зале, практически неосвещенном. Свет в помещение падает от транслируемых на больших экранах роликов и недлительных скользящих подсветок, падающих на выборочные картины, которым на данный момент посвящён транслируемый ролик.

Это все очень современно, но совершенно некомфортно. В полутьме разглядывать картины неприятно. Лично у меня жутко устали глаза от перенапряжения. Само пространство из-за шума и полумрака-полутьмы многим не понравилось. Еще ролики не давали нормально слушать экскурсовода. Хотелось оторваться от группы, но девушка интересно и грамотно излагала. Она была вооружена планшетом, на котором показывала дополнительную информацию.
Названия картин Левитана тоже высвечивались. Высвечивались они на полу, их было то не видно, то они становились ярче и появлялась возможным прочесть название, год и постоянное местонахождение полотна.

Мне некоторые картины запомнились.
Например, “Вечер” 1877г. Как сказал экскурсовод, это ранний Левитан и еще не очень левитанистый)) но по мне, так очень ‘чудная, выразительная картина! Дорога. Деревня и бескрайнее небо. Розовый закат вдали у края земли.
Или еще безумно понравилась картина “Под вечер” 1889г.
Белоснежная церковь на горизонте. Дорога. Прозрачная дымка. Чувствуется запах деревни, поля.
Запомнилось радостное полотно ” Тихий день на Волге”. Очень яркое, солнечное. Вода потрясающая. Рябь как настоящая.
Конечно, это не все запомнившиеся. Их гораздо больше.

Не возможно не рекомендовать выставку к посещению. Т. к. можно увидеть редкие картины Исаака Левитана из разных отдаленных от столицы музеев. Но чтобы их увидеть – придется напрячь зрение :)) Рассказ экскурсовода интересный, длится примерно час, но чтобы его услышать – придется напрячь слух!)) хотя, возможно, у вас будет другой.

И. Левитан прекрасный талантливый художник! Ценители его творчества могут посетить выставку в Еврейском музее и центре толерантности до 20 января 2019г.

Спасибо всем за просмотр!
Всем прекрасного времяпрепровождения! Отличного настроения и позитива несмотря ни на что!:)

Исаак Ильич Левитан

«Великий русский художник Левитан родился
в бедной еврейской семье.»

Исаак Ильич Левитан родился в августе 1860 года в небольшом литовском городке Кибартай, в еврейской семье. Отец, Эльяшив-Лейб, был мелким служащим, но, желая дать своим двум сыновьям (у Исаака Ильича был еще старший брат) достойное образование, они переехали в Москву. В Москве они не имели полноценного права на жительство, будучи евреями, но решили пойти на риск. Позже, когда талант Левитана проявил себя, вопрос о правах уже не стоял остро.

К сожалению, о детстве художника почти нет сведений, потому что он никогда не вспоминал о своем прошлом, а незадолго до смерти уничтожил свой архив, письма родных и близких. Но воспоминания людей, близко знавших Левитана, дают возможность восстановить основные факты биографии художника.

Читайте также:
Питер Рубенс, биография, творчество, история жизни

Вероятнее всего, на выбор жизненного пути Исаака Левитана повлиял его старший брат – художник, часто бравший мальчика с собой на этюды и на художественные выставки. Когда Исааку исполнилось 13 лет, он был принят в число учеников Училища живописи, ваяния и зодчества. Учителями Левитана были такие знаменитые и талантливые художники, как Алексей Саврасов и Василий Поленов.
Одна из самых значительных страниц биографии Левитана — его дружба с А.П. Чеховым. Помимо того, что они ровесники, можно сказать, что судьбы их во многом похожи. Оба гения приехали в Москву из провинции.

Исаак Ильич Левитан и Антон Павлович Чехов дружили своеобразно: они могли бесконечно шутить друг над другом, но дошедшие до нашего времени письма говорят о том, что лишь Чехов был в курсе всех переживаний художника, а значит — самым близким и дорогим другом. Кому еще, как не Чехову, Левитан мог написать следующие строки: “Но что же делать, я не могу быть хоть немного счастлив, покоен, ну, словом, не понимаю себя вне живописи. ” В то же время, Чехов пишет одному из своих друзей: “Талант его (Левитана) растет не по дням, а по часам. “
Паустовский писал: “Картины Левитана требуют медленного рассматривания. Они не ошеломляют глаз. Они скромны и точны, подобно чеховским рассказам, но чем дольше вглядываешься в них, тем все милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и проселков”.

Одной из первых работ Левитана была картина “Осенний день. Сокольники”, написанная в 1879 году. Картина экспонировалась на московской выставке и была куплена П. М. Третьяковым для его галереи. В те годы Левитан учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Ему было только 19 лет. “. По дорожке Сокольнического парка, по ворохам опавшей листвы шла молодая женщина в черном. Она была одна среди осенней рощи, и это одиночество окружало ее ощущением грусти и задумчивости. Жизнь самого Левитана дышала с холста осторожной теплотой и щемила у зрителей сердце. “, — писал Константин Паустовский.

Произведения Левитана всегда теснейшим образом связаны с переживаниями, чувствами человека, поэтому неудивительно, что его работы не оставляют людей равнодушными. Для него понять природу — означало передать самые сокровенные мысли, раздумья о месте человека в мироздании, о его сложных и противоречивых отношениях с окружающим миром. Многие произведения Левитана проникнуты грустью, может быть и оттого, что величественная природа находится в такой дисгармонии с жизнью человека.

М. Гробман пишет в статье “Загадка Левитана”: “Левитан смотрит на природу, но видит не ее, вернее — видит через нее. Левитан стремился к “скрытому свету” (ha-ор ha-гануз, каббалистическое понятие) — то есть вступил на дорогу, которая ведет в бесконечность. Какой невероятный расклад судьбы — еврейская Волга Левитана и русский Кинерет Поленова. Если Левитан еврейский художник, то он ведет за собой в Святую Землю и Саврасова с Поленовым.”

Замысел пейзажа картины “Владимирка”, написанной в 1894 году, родился следующим образом. Один из знакомых художника вспоминает: “Однажды, возвращаясь с охоты, мы с Левитаном вышли на старое Владимирское шоссе. Картина была полна удивительной тихой прелестью. и вдруг Левитан вспомнил, что это за дорога: “Постойте. Да ведь это Владимирка, та самая Владимирка, по которой когда-то, звякая кандалами, прошло в Сибирь столько несчастного люда. “. И в тишине поэтической картины стала чудиться нам глубокая затаенная грусть”.

Последнее десятилетие в жизни Левитана было особенно плодотворным. В пейзажах “У омута”, “Вечерний звон”, “Над вечным покоем”, “Март”, “Золотая осень”, “Большая дорога”, “Сумерки. Стога”, “Летний вечер”, “Озеро, Русь” нашли отражение размышления художника о смысле жизни.

Читайте также:
Поль Сезанн, биография, история жизни, творчество

В последние годы жизни солнечные полотна у художника уступают место пейзажам, проникнутым трагическим ощущением одиночества, тоски. Левитан был тяжело болен, и его не покидала мысль о близкой смерти. Врачи советовали пожить в Италии. “Чувствую себя немного лучше, хотя все-таки неважно. В Италию не еду, а через неделю-две еду в Париж посмотреть выставки, — пишет он художнику А. М. Васнецову, — воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси, — реки разлились, оживает все. Нет лучше страны, чем Россия! Только в России может быть настоящий пейзажист”. Вернувшись на Родину, Левитан едет на Удомельское озеро. Заброшенный уголок Русской земли, суровая северная природа подсказали художнику тему его знаменитой картины “Над вечным покоем”.

Левитан писал в одном из писем: “Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут еще. Какой ужас, какой страх!”. Картина “Над вечным покоем” заставляет задуматься над смыслом жизни и над ее быстротечностью. “В ней я весь, со всей своей психикой, со всем моим содержанием”, — говорил об этой картине художник.

Часто бывал Левитан у Чеховых. Дружная и сердечная атмосфера Чеховской семьи успокаивала его. Личная жизнь художника не сложилась. У него не было семьи, детей. Может быть, единственное сильное чувство он испытал к Марии Павловне Чеховой.

У Чехова в Крыму Левитан встретил новый 1900 год, последний год своей жизни. Две недели провел Левитан с Чеховым, рассказывал писателю о новых замыслах, о еще не написанных картинах, о своих учениках. Летом он покинул его, желая сопровождать своих учеников, и Чехов, тонко чувствовавший состояние друга, забеспокоился о его здоровье. Тревога Чехова была не напрасной. 22 июля (4 августа) 1900 года Левитан умер.

И ещё: О жидах и живописи — английский художник Уильям Холман Хант, его картина «Нахождение Спасителя во Храме» и ошибка в ней.

Исаак Левитан. Портрет не может быть создан без любви

Когда вы приедете в Плес – красивый маленький городок на Волге, вам непременно расскажут о знаменитом художнике Исааке Левитане. Плес вдохновлял живописца – это местечко запечатлено на многих полотнах мастера. Но, пожалуй, если бы рядом с Исааком Ильичом тогда не находилась муза и помощница Софья Кувшинникова, кто знает, какими были бы его картины!

Экскурсоводы стараются политкорректно преподносить информацию о пребывании Левитана в этом городке. «Исаак Ильич снимал квартиру в Плесе вместе со своими друзьями Софьей Кувшинниковой и Степановым», – примерно так рассказали нашей туристической группе из Беларуси. Возможно, все и впрямь начиналось с дружеских отношений, но сегодня сохранилось немало свидетельств того, что Левитана и Кувшинникову связывали более сильные чувства, нежели приятельская симпатия…

Выдающаяся личность

В 1880-е годы многие в Москве знали дом рядом с Мясницким полицейским участком, где жили полицейский врач Дмитрий Павлович Кувшинников и его жена Софья Петровна. Софья Кувшинникова устроила в скромной квартирке настоящий артистический салон, где можно было встретить весь цвет московской богемы. В августе 1886-го братья Чеховы привели сюда Левитана.

Современники описывали Софью Петровну как женщину старше сорока, не красавицу, но с великолепной фигурой. Она была очень известна в Москве. Михаил Чехов вспоминал: «Это была интересная по своим дарованиям женщина. Она прекрасно одевалась, умея из кусочков сшить себе изящный туалет, и обладала счастливым даром придать красоту и уют даже самому унылому жилищу, похожему на сарай».

Исааку Ильичу, обожавшему музыку, особенно нравилось, когда Кувшинникова играла на фортепиано; иногда он писал картины при таком музыкальном сопровождении. А она, несмотря на разницу в возрасте и положении (Левитану в то время было двадцать восемь), открыто бросила вызов всему обществу, завязав отношения с художником. Деятельная и энергичная, она окружила его любовью и заботой. Чехов радовался за друга: «Знаешь, в твоих пейзажах появилась улыбка!»

Читайте также:
Селиванов Александр Антонович - биография, личная жизнь, фото, видео

Счастливое время

Софья Петровна потеряла голову от любви, а Исаак Ильич отдался урагану чувств, с удовольствием приняв заботу и нежность, – ведь ему так не хватало этого ни в детстве, ни в юности! Художник, несомненно, полюбил ее: ведь только любящий человек мог написать тот прекрасный портрет, где она юная, красивая, с тонкой талией, в белом платье. Потом Софья Петровна появлялась на его холстах не один раз…

…Впервые Кувшинникова и Левитан вместе с общим другом Степановым уехали на этюды в 1888 г. Отъезд этот был отчасти вызван неприятным обстоятельством – вот-вот должны были принять указ о принудительном выселении евреев из крупных городов за черту оседлости. В Петербурге и Москве подняли голову черносотенцы, и в этой ситуации Левитану лучше было уехать куда-нибудь подальше. Что он и сделал в компании Софьи и Степанова.

В то лето они путешествовали по Волге на пароходе. Левитан грустил, но только до тех пор, пока не оказался в Плесе. Троица поселилась на берегу Волги в доме купца Солодовникова, в комнатах на втором этаже. Днем все вместе занимались живописью, а вечерами говорили об искусстве. Это было замечательное время.

«Я никогда еще не любил так природу, – писал Левитан Чехову, – никогда еще так сильно не чувствовал это божественное нечто, разлитое во всем… оно не поддается разуму, анализу, а постигается любовью…» На следующее лето они снова уехали в Плес на этюды. Там было тихо, красиво и спокойно. И очень хорошо работалось. Левитан был счастлив – впервые о нем кто-то заботился, решал все бытовые вопросы… Он был совершенно свободен для творчества. В те годы, рядом с Кувшинниковой, Левитан написал свои самые знаменитые картины, в том числе и «Над вечным покоем».

Непристойное поведение?

А ведь Софья Петровна была замужней дамой. Когда второй год подряд она уехала на целое лето вслед за Левитаном, в богемной среде стали все громче поговаривать о том, о чем следовало бы молчать. Между тем каждый раз, возвращаясь из поездки домой, Софья Петровна бросалась к своему мужу, ласково хватала его обеими руками за голову и с восторгом восклицала:

– Димитрий! Кувшинников! Дай я пожму твою честную руку! Господа, посмотрите, какое у него благородное лицо!

Складывалось впечатление, что муж обо всем догадывался и переносил страдания молча. По-видимому, и Антон Павлович осуждал в душе Софью Петровну. В конце концов он не удержался и написал рассказ «Попрыгунья», в котором вывел всех перечисленных лиц.

Под Дымовым имелся в виду врач Дмитрий Павлович Кувшинников – действительно самоотверженный медик и подвижник. Тихим и «зашуганным» он, конечно, не был. И постоянные домашние «тусовки» его не раздражали – он в них активно участвовал. Смерть Дымова в этом произведении тоже не имеет отношения к реальности.

Появление этого рассказа в печати подняло большие толки среди знакомых. Одни стали осуждать Чехова за слишком прозрачные намеки, другие злорадно хихикали. Левитан был мрачен. Антон Павлович только отшучивался и отвечал такими фразами: «Моя попрыгунья хорошенькая, а ведь Софья Петровна не так уж красива и молода». Хотя писатель не старался что-то завуалировать: он использовал в речи своей героини любимые выражения Софьи Петровны, почти дословно привел выдержки из ее писем, адресованных ему.

Читайте также:
Карл Па́влович Брюлло́в - отзывы, мнение, рейтинг

Обиженный Левитан потребовал от писателя объяснений и даже хотел было вызвать того на дуэль, но его отговорили. Правда, он рассорился со своим другом на несколько лет. А еще говорят, что эта пара подсказала Чехову сюжет не одной только «Попрыгуньи»…

Сложные отношения

Любить Левитана было непросто. Софья Петровна терпела и сносила все – его раздражительность, полное отрешение от жизни во время работы, капризы… А еще женщин, которых он покорял, порой даже не замечая этого. Кувшинникова была измучена ревностью. Однажды, когда они снимали жилье все в том же Плесе, в доме купца Трошева, Левитан увлекся женой хозяина Анной. Да и Анна влюбилась в красавца художника. Часами рассказывала о своей унылой жизни с нелюбимым опостылевшим мужем-старообрядцем, которого, кроме истовых молитв и хлопот в лавке, ничто больше не интересовало. Левитан слушал, утирал ей слезы. И Анна решила бежать из семьи, надеясь, что будет жить в городе с Левитаном. А в Москве художник погрузился в работу… и даже не вспомнил о влюбленной в него беглянке!

Женщины находили Левитана неотразимым, и мимолетные симпатии, а то и романы, случались то и дело. Такие отношения завязались у него с Ликой Мизиновой, очаровательной преподавательницей русского языка, в которую был влюблен даже сам Чехов.

Софья Петровна все это видела, страшно страдала, ревновала к молодой красивой Лике. И все прощала. Понимала, что Левитан – большой художник, и как могла помогала ему творить. К слову, увлечение Ликой оказалось недолгим.

Но Софья Петровна чувствовала приближение грустного финала. Их окончательный разрыв наступил в июле 1894 г. в имении Ушаковых в Тверской губернии. В соседнее имение приехала из Петербурга Анна Николаевна Турчанинова с дочерьми. Турчанинова искренне полюбила Левитана и оставалась с ним до конца его дней, преданно ухаживала за любимым, уже тяжело больным – у него всегда было слабое сердце.

Кувшинникова после расставания больше никогда не виделась с Левитаном. Все знакомые говорили, что она резко постарела. Софья Петровна ненамного пережила художника, когда тот ушел в 1900 г. Говорят, не приняла вовремя нужное лекарство.

Елена НЕЧАЕНКО

Иса́ак Ильи́ч Левита́н – отзывы, мнение, рейтинг

Вы находитесь в блоге Карена Авакяна “Коктейль”. Это блог-отдых, смех, отдушина, оазис. Это как бы брызги, но не шампанского, а не менее приятного напитка – коктейля. Окунитесь в блог и Вам сразу припомнится его вкус, аромат и легкий хмель. Вы окажетесь в мире безудержного смеха, веселья по пустякам и радости. Очень надеюсь, что “Коктейль” станет местом Вашего отдыха и хотя бы временно поможет забыть о заботах и проблемах.
Всех Вам благ, любви и мира!

  • Главная
  • Мои видео
  • Музыка
  • Моя галерея
    • Веселые картинки
    • Фотографии
  • Портреты
    зодиака
    • Овен
    • Телец
    • Близнецы
    • Рак
    • Лев
    • Дева
    • Весы
    • Скорпион
    • Стрелец
    • Козерог
    • Водолей
    • Рыбы
  • Знаменитые
    • Кинодеятели
    • Музыканты
    • Злодеи
    • Правители
    • Композиторы
    • Военные
    • Художники
    • Писатели
    • Любовницы
    • Вокалисты
    • Артисты
    • Ученые
    • Спортсмены
    • Философы
    • Армяне
  • Рубрики
    • Смехопанорама
    • Уголек поэзии
    • Забавный меридиан
    • Крутые мысли
    • Интересные факты
    • Развлекалки
    • Правила жизни
    • Домашний кинозал
    • Целебник
    • Иcтории любви
    • Понемногу обо всем
    • Видеохронограф
      • Январь
      • Февраль
      • Март
      • Апрель
      • Май
      • Июнь
      • Июль
      • Август
      • Сентябрь
      • Октябрь
      • Ноябрь
      • Декабрь

В А.П. Чехова была влюблена красавица Лика, Лидия Мизинова. Как-то она познакомилась с Левитаном, и он ей очень понравился.
– Знаете, – сказала она Чехову с мечтательным видом, – если бы Левитан был хоть немного похожим на вас, я бы пригласила его поужинать.
В дальнейшем все трое сошлись близко и попеременно ревновали друг к другу. Левитан, например, писал Чехову:
– Ах, Антоша, знаешь, какой я великодушный – читаю Лике твои рассказы и восторгаюсь тобой! Вот где настоящая добродетель!

Читайте также:
Сальвадор Доме́нек Фелип Жасинт Дали и Доме́нек де Дали де Пу́боль - отзывы, мнение, рейтинг

В Москве Левитан жил в меблированной комнате “Англии” на Тверской. И платил не деньгами, а этюдами. Хозяйка меблированных комнат всегда выбирала очень придирчиво:
– Ах, мосье Левитан, почему вы не нарисуете на этом лугу породистую коровенку, а здесь под липой не посадите парочку влюбленных? Это было бы приятно для глаз.
– Вот интересно, – заметил художник угрюмо, – до чего ваше мнение совпадает с мнением критиков! Им тоже кажется, что мне не хватает именно таких коровенок, гусей, свиней или кур. Неужели Россия – это большой скотный двор?

Выехав писать под Звенигород, Левитан тут же влюбился. На этот раз в местную, звенигородскую франтиху. Она явилась в дом крестьянки, где остановился Левитан с друзьями, и всех очаровала. А на следующий день пожаловала уже с неким скучным серым субъектом – ухажером, “вздохарем”, как его назвала хозяйка. “Вздохарь” был очень богат, Левитана это злило.
– Как от вас пахнет помадой! – заявил он ему, едва все сели за стол. – Какая гадость!
– Ну, да, – смутился звенигородский магнат. – Но это не помада. это мне доктор дал мазь – для ращения волос.
Левитан схватил сырое яйцо со стола и раздавил его над лысиной опешившего “вздохаря”.
– Вот от чего у вас волосы вырастут! – весело заявил художник. – Растирайте!
– Может, это и помогает, – несмело отвечал тот, – но так нельзя, прямо на голову.
Но все же растер со смиренным видом. А вечером дверь в комнату Левитана вдруг приоткрылась. Это был все тот же магнат.
– Вы спите? А я хотел спросить: это что же, каждый день нужно яичком голову смазывать?

В Москве Левитан много работал в роскошной мастерской богатого купца и любителя-художника С. Морозова. Он так усердно работал, что Морозов передал ему мастерскую в полное распоряжение вместе со слугой Иваном Тимофеевичем. Он очень заботился о художнике и в его отсутствие никого в мастерскую не пускал. Но гораздо больше гордился охотничьими подвигами Левитана, чем картинами.
– Занятный он, – говорил этот слуга, – пуля в пулю попадает и на большом расстоянии!

Михаила Павловича Чехова, брата А.П. Чехова, Левитан не очень любил. Михаил учился на юридическом факультете. Однажды Левитан подарил ему этюд к картине “Владимирка” (Владимирский тракт, по которому гнали заключенных в Сибирь). На картине он многозначительно приписал: “Будущему прокурору Михаилу Павловичу Чехову”.

Со своими учениками Исаак Ильич летом выезжал в Химки – на этюды. Однажды он приболел и написал своим, чтобы не ждали. Ученики решили его подбодрить и, зная о любви художника к своему учителю, Саврасову, написали:
“Грачи соскучились, не дают нам покоя и все время кричат: “Где Левитан, где Исаак Ильич?”
Художник и вправду развеселился. “Передайте грачам, – писал он в ответ, – что как только встану – приеду. А если будут очень надоедать, попугайте: не только приедет, но и ружье привезет!”

Незадолго до смерти Левитан впал в меланхолию.
– Ах, господа! – грустно сказал он ученикам. – Как я завидую вашей молодости! Вот если бы соединить мою житейскую опытность и вашу молодость! Я старая галоша, никуда не годная!
Ему возразили:
– Но она так ярко горит во время иллюминаций! (Тогда детвора на фейерверки обожала жечь старые галоши.)
– Да, да, – согласился художник, вполне понявший комплимент, – прекрасно горит и страшно воняет.

Читайте также:
Питер Пауль Ру́бенс - отзывы, мнение, рейтинг

Исаак Ильич Левитан

Родился Исаак Ильич в 1860 году. С самого детства и большую часть оставшейся жизни Исаак Ильич нишебродстовал. Его папа служил на железной дороге и постоянно менял место работы, причем так удачно, что каждый раз в финансовом плане становилось все хуже и хуже. Баблос появился у Левитана только под конец жизни, но к тому времени у него уже был сильно больной мотор, и много радости деньги не принесли.

Интересно что одним из его главных учителей художника был Перов (о котором я писал в прошлый раз), в натурный класс которого попал Исаак, когда поступил в МУЖВИЗ.


Автопортрет, 1880 (20 лет)

Исаак рисовал пейзажи, которые сами по себе не особо интересны, потому что не меняются столетиями.

Когда смотришь на его картины, особенно на ранние, кажется, что рисовать он нихуя не умел. Понамазано чё-то.


Дубовая роща. Осень, 1880 (20 лет)

Но это не так. Умел. Нужно просто отойти подальше и картинка проясняется, как в книжках с трехмерными рисунками, для просмотра которых нужно смотреть в даль.


Солнечный день. Весна, 1877 (17 лет) Отъехать от монитора надо метра на два.

Или наоборот в юзерпиковском формате нужно смотреть.


Мостик. Саввинская слобода, 1884 (24 года)

В районе 1885 года Левитан поднялся и стал бывать в домах всяких крутых чуваков. В отличие от нашего быдла они любили приглашать к себе домой литераторов, художников, музыкантов. Одним из таких крутых чуваков был Кувшинников.

Забавно, но жена этого Кувшинникова, Софья Петровна Кувшинникова, хотя такого понятия тогда не было состояла с мужем, эм, в открытом браке.

Короче Исаак и Софья, которая была значительно старше художника, свалили в путешествие по Волге.

Картины этого периода доставляют больше всего.


Вечер. Золотой Плёс, 1889 (29 лет)


После дождя. Плёс, 1889 (29 лет)

Еще крутая картина — Владимирка.


Владимирка, 1892 (32 года)

На ней изображена Владимирская дорога, по которой в Сибирь отправляли каторжников.

В том же году, когда была написана «Владимирка» вышел рассказ Чехова (надо сказать Исаак с Чеховым очень дружил) «Попрыгунья», прототипом героини которого стала та самая Софья Кувшинникова. Под влиянием Софьи Левитан успешно пересрался с Чеховым.

Потом он правда помирился с ним, а Софью послал нахуй и замутил с другой теткой и вроде даже и с её дочерью. И стал он веселый и радостный. И бабло и любовь — всё совпало.


Март, 1895 (35 лет)

Но длилось это не долго, так как с сердцем у Исаака было все хуже и хуже. Под конец он чувствовал, что уже скоро и картины у него получались грустные.


Сумерки, 1899 (39 лет)

Исаак Ильич умер в 1900 году .

P. S.
А, да, забавная история еще с МУЖВИЗом. Под конец обучения Исаака (1884), умер Перов и в училище начались интриги, да такие, что Исааку не дали диплом из-за прогулов (дали диплом «неклассного» художника), хотя он и сдал все экзамены.

А через 14 лет, в 1898 году, Исааку, который уже стал известным, присудили звание академика и пригласили преподавать в том же МУЖВИЗе. И преподавал он классно, понавез в мастерскую кучу деревьев в кадках из Подмосковья, кустарников, веток, мха и травы и учил студентов видеть прекрасное в повседневных вещах.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: