Иога́нн Во́льфганг Гёте – отзывы, мнение, рейтинг

Отзывы на книги автора Иоганн Гёте

“Пергаменты не утоляют жажды. / Ключ мудрости не на страницах книг. / Кто к тайнам жизни рвется мыслью каждой, / В своей душе находит их родник”.
Ну тут я с автором не согласна. На страницах этой книги можно найти ключ если не ко всей мировой мудрости, то, во всяком случае к какой-нибудь маленькой дверце. О том, как хорош «Фауст» говорили и писали многие, повторяться не буду. И по-хорошему завидую тем, кто еще не читал. Впереди у них большое литературное открытие.

в приветственной позе “Фауст” Иоганна Гёте открывает нам двери своего кабинета.

трагедия состоит из двух частей, последняя из которых встречается довольно необычно,
да, автор писал произведение на протяжении шестидесяти лет, отсюда и разница, и она велика,
после захватывающей истории Фауста, Мефистофеля и Маргариты, подобного продолжения не ожидаешь, сей символизм и легенды оставим в стороне, это чудесно, но
у нас есть первая часть, и я уделю небольшое внимание в большей степени ей, ведь она прекрасна во всех чертах и отношениях.

а перед нами открывается любовь Фауста и Маргариты, печальная и занятная история, впечатляющая и увлекающая читателя быстрыми порывами. главный герой представляет собой человека, стремившегося познать истину, сомнения и искания которого заинтересовали Бога и Мефистофеля. они, в свою очередь, устраивают спор, результатом которого мы видим исполнение всевозможных желаний доктора, приводящих к смерти и разочарованиям.
я встречал два перевода, Николая Холодковского и Бориса Пастернака, думаю, у них были немного отличные цели, один стремился перевести более дословно и в большей мере приближенно к оригиналу, а второй же стремился к приукрашенной форме, более изысканной. но в любом случае мы заметим безумную красоту слога,
чтение представляет из себя неимоверное удовольствие, получаемое от красоты написанного. характеристику Маргариты, думаю, можно привести парой строк из произведения, и не потому, что о ней нечего сказать, но ведь
они же такие изумительные: “прекрасной барышне привет! я провожу вас. если смею.”
“прекрасной барышни здесь нет! домой одна дойти сумею. “

на фоне любовной линии и на протяжении всей книги протекает договор, заключённый между Фаустом и Мефистофелем, предметом которого была Маргарита.
доктора не интересует загробная жизнь, в связи с чем он быстро соглашается на сделку, а коварный дьявол сего и желал. после данного этапа начнутся различные хождения по людскому и загробному миру, знакомства с ведьмами и пьяницами,
а также изобилие фантастических существ и богов во второй части. но здесь мы и знакомимся с трагедией произведения, нам не дано постигнуть всего, как бы мы того не желали,
у нас присутствуют пределы изучения и освоения мира, душевных сил и переживаний.
и мы достигаем конца в тот момент, когда после стольких различных искушений Мефистофеля
Фауст слепнет внешне, дабы прозреть внутри, духовно. учёный попадает по итогу в рай,
Бог считает, что Мефистофель проиграл спор, ведь не сумел доказать свою правоту, а именно
ничтожность и мелочность человека.

Остановись мгновенье.

Произведение давно разобрано на цитаты. Многие знают, кто такой Мефистофель, что в конечном счете произошло с доктором Фаустом, мельком слышали о какой-то таинственной сделке с дьяволом;ну, на этом все и заканчивается. А почему бы не углубиться в трагедию,ведь она таит в себе столько всего интересного: герои,их поступки,их желания,мечты, сюжетные повороты,проблемы,затрагиваемые автором. Если кратко,то о приобретении книги и ее прочтении вы не пожалеете.
Вам когда-нибудь хотелось постичь все тайны бытия,познать то,что недоступно обычному обывателю? Или. возможно,быть таким человеком,который знает все и еще немного больше,чем все остальные? Задавались ли вы вопросом, с чего все начиналось в этом мире? Именно такой доктор Фауст.За этими размышлениями читатель застает его, когда знакомится с главным героем трагедии Гёте. Фауст выделяется на фоне бренного мира, это не остается не замеченным и со стороны высших сил (Бог,Дьявол,ангелы). Фауст ищет истину,даже не так,он жаждет знать истину. В этом ему охотно старается помочь Мефистофель, ну конечно же ,как и свойственно дьяволу,не без личной выгоды. Главного героя ожидают различные испытания, “приключения”.Он познает любовь,понимает,что такое семья, начинает осознавать,чем может обернуться разгульная жизнь,знакомится с участью правителя и многое другое.
Да, коварный Мефистофель пытался любыми способами искусить Фауста, стремился заставить произнести те заветные слова, которые определили бы исход сделки между доктором и дьяволом.Не буду раскрывать всех карт, как это произошло на самом деле,что случилось с душой Фауста, иначе где интрига,спросите вы.
Произведение заслуживает внимания каждого из вас.Мастерство И.В. Гёте бесспорно. Читайте классику,друзья!
Что касается данной книги из серии pocketbook, могу сказать, что можно долго соприть твердая обложка или мягкая, газетная бумага страничек или беленькая плотная,а может вообще глянец,тут,как говорится ,на любителя, на вкус и цвет. У меня вообще все книги из этой серии стоят целыми и невредимыми (“Фауст” не стал исключением,причем я читала его уже дважды). У книги приятная цена, удобно брать с собой,так как не занимает много места и легкая, поэтому я всем довольна.
Остается пожелать всем приятно прочтения!

НЕ ДЕЛАЙТЕ ТАК

НЕ ДЕЛАЙТЕ ТАК
Не продавайте душу дьяволу, как это сделал доктор Фауст. Искушенный новой жизнью, чем-то невероятным, учёный решается на смелый шаг. Казалось бы умный, опытный человек, а совершает такой нечеловеческий поступок. Ему предстоит решить немало трудностей, ответить для себя на все интересующие вопросы. Да, что там для себя, читатели сами будут их решать и задумываться… Эта история, в которой достаточно смысла, чтобы поразмышлять. Судьба Фауста, Маргариты, Мефистофеля и других действующих героев произведения, это по-настоящему урок для поколений. Стоит отдельное слово сказать о прекрасном сопровождении хора. Они словно приостанавливают драму и дают время на обдумывание. Чтобы не оказаться на месте Фауста, нужно жить! Жить во все тяжкие и лёгкие! Да прибудет с вами сила!
Если предложат идеальную жизнь, взамен на настоящую, уже имеющуюся, что сделаете вы? Понятия не имею, но Фауст сделал вот так. А мы возьмём на вооружение, и не станем так делать.

Читайте также:
Михаил Афанасьевич Булгаков - отзывы, мнение, рейтинг

Может быть, я что-то не поняла

Единственное впечатление после прочтения, которое у меня осталось – “Что это было?” Я конечно понимаю, что это классика, что произведение философское, но для меня оно оказалось не привлекательным. Основной сюжет периодически перемежается вставками из ниоткуда, которые ни чем не продолжаются. Да и сами по себе эти вставки сильно напоминают бред сумасшедшего. Дочитала лишь потому, что обязали. Пожалуй, единственный плюс – это красивое издание (кстати как и вся серия).

Фауст

Перейти к аудиокниге

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

  • Объем: 270 стр.
  • Жанр:м истика
  • Теги:9 класс, д оговор с нечистой силой, н емецкая классика, с оциальная проза, ф илософская прозаРедактировать

Эта и ещё 2 книги за 299 ₽

Отзывы 19

Слава тебе, господи, что закончилась наконец-то эта показавшаяся бесконечной книга. Последний раз с такой же проблемой столкнулся, когда читал «Божественную комедию». Безусловно, книга – классика мировой литературы. Читаешь и восторгаешься мастерством Гёте – широкая палитра стихотворных размеров и форм, богатый язык, целый сонм героев античной мифологии. Следует, конечно же, учитывать, что полноценно перевести данное творение не под силу никому, даже многоуважаемому Пастернаку, в переводе которого читал. Это так же трудно, как «Евгения Онегина» на немецкий перевести, например.

Но боже мой! Как же всё сложно и нагромождено! Голова начинает пухнуть, от этого блюда аллегорий и иносказаний появляется несварение. Чтобы понять «Фауста», возможно, надо читать его столько лет, сколько его создавали.

Начинается текст довольно бодро. И вообще первая часть – великолепна! Прочитал её довольно быстро, получив неподдельное удовольствие. Помню, с каким воодушевлением я брался за вторую часть. Но… Согласен с встретившимся мне мнением, что если бы Гёте поставил бы точку по окончании первой части, то он был бы не Гёте, а Шекспиром. Но Гёте – это Гёте, не знаю, хорошо это или нет. И он начинает вводить в следующей части огромное количество персонажей, часть из которых говорит лишь одну фразу и исчезает навсегда. В свой литературный блендер Гёте помещает и ведьм, и парок, гомункулуса, Елену Троянскую и чёрт-те знает что. Слава богу, окончание трагедии выглядит гораздо лучше, смысл и идея произведения становятся понятным (насколько, я их понял), и, в принципе, я их [смысл] принимаю и приветствую. Но чёрт возьми, вторую часть читать невероятно тяжело, пусть Гёте и считал её квинтэссенцией своего труда.

1. Читать такие книги, несомненно, нужно для культурного развития. Сюжет и идея «Фауста» оказали огромнейшее влияние на литературу и философию современного и следующих поколений. Пройти мимо трагедии нельзя.

2. Вся эта история с Маргаритой, все эти душевные метания Фауста не приводят его в ад. Это наводит на мысль, что Всевышний любит больше тех, кто ошибается, но пытается исправить свои ошибки, нежели «безгрешных» и «безошибочных». Плюс идея труда на общее благо не может не радовать.

3. Окончательный вердикт – гениально… Но не каждая нервная система способна выстоять. Книга воспитывает усидчивость, это точно.

Слава тебе, господи, что закончилась наконец-то эта показавшаяся бесконечной книга. Последний раз с такой же проблемой столкнулся, когда читал «Божественную комедию». Безусловно, книга – классика мировой литературы. Читаешь и восторгаешься мастерством Гёте – широкая палитра стихотворных размеров и форм, богатый язык, целый сонм героев античной мифологии. Следует, конечно же, учитывать, что полноценно перевести данное творение не под силу никому, даже многоуважаемому Пастернаку, в переводе которого читал. Это так же трудно, как «Евгения Онегина» на немецкий перевести, например.

Но боже мой! Как же всё сложно и нагромождено! Голова начинает пухнуть, от этого блюда аллегорий и иносказаний появляется несварение. Чтобы понять «Фауста», возможно, надо читать его столько лет, сколько его создавали.

Начинается текст довольно бодро. И вообще первая часть – великолепна! Прочитал её довольно быстро, получив неподдельное удовольствие. Помню, с каким воодушевлением я брался за вторую часть. Но… Согласен с встретившимся мне мнением, что если бы Гёте поставил бы точку по окончании первой части, то он был бы не Гёте, а Шекспиром. Но Гёте – это Гёте, не знаю, хорошо это или нет. И он начинает вводить в следующей части огромное количество персонажей, часть из которых говорит лишь одну фразу и исчезает навсегда. В свой литературный блендер Гёте помещает и ведьм, и парок, гомункулуса, Елену Троянскую и чёрт-те знает что. Слава богу, окончание трагедии выглядит гораздо лучше, смысл и идея произведения становятся понятным (насколько, я их понял), и, в принципе, я их [смысл] принимаю и приветствую. Но чёрт возьми, вторую часть читать невероятно тяжело, пусть Гёте и считал её квинтэссенцией своего труда.

1. Читать такие книги, несомненно, нужно для культурного развития. Сюжет и идея «Фауста» оказали огромнейшее влияние на литературу и философию современного и следующих поколений. Пройти мимо трагедии нельзя.

2. Вся эта история с Маргаритой, все эти душевные метания Фауста не приводят его в ад. Это наводит на мысль, что Всевышний любит больше тех, кто ошибается, но пытается исправить свои ошибки, нежели «безгрешных» и «безошибочных». Плюс идея труда на общее благо не может не радовать.

Читайте также:
Франсуа Гизо, биография, история жизни, факты.

3. Окончательный вердикт – гениально… Но не каждая нервная система способна выстоять. Книга воспитывает усидчивость, это точно.

Алексей Червов, у вас чудесные отзывы! С удовольствием читаю!

Алексей Червов, у вас чудесные отзывы! С удовольствием читаю!

Это нужно прочитать!

Это произведение уже давно было мной запримечено и вот только недавно я сумел найти бумажный вариант и ознакомиться с ним от начала и до конца. В списке тех книг которые стоит прочесть хотя бы раз в жизни я отдал сему произведению одно из первых мест, а это значит что долгое время эта книга будет для меня приоритетной. Не так давно познакомился с произведением «Божественная комедия» Данте Алигьери, в котором примечательным помимо названия было ещё и то что красочно и натурально был описан путь схождения главного героя и Вергилия в Ад и что ад представляется своеобразной воронкой в которой по степени тяжести находятся все грехи человеческие. На волне увлечения религиозной мистикой я искал помимо всего остального ещё и «Дилогию о Рае» Джона Мильтона («Потерянный и возвращенный Рай») и конечно же «Гёте» Фауста. Мне повезло найти в книжном хорошее издание в котором помимо Фауста находились ещё и «Страдания юного Вертера» и пришлось на время от цели отклониться, ибо оно тоже оказалось весьма интересным. И вот я вновь вернулся к Фаусту, чтобы прочесть и поделиться своими впечатлениями и выкладками.

Идея произведения заключается в том что Гёте показывает во всех тонах и разноцветных красках человеческое грехопадение. Проходя это путь этапом за этапом Гёте разбавляет повествование картинами из жизни, небольшой любовной линией в первой части, кажущейся читателю более понятной чем остальные, но в остальных нас ждёт тоже сильные символические образы, возможно потому что один из переводчиков (Пастернак) тоже в своё время прикасался к этому литературному направлению. Сильнее всего запомнились именно вступления в которых мало-помалу подаётся соль, уже в них можно наблюдать сильные и образные афоризмы. В качестве примера не могу не привести высказывание Мефистофеля: «Я часть той силы что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Также никак не могу обойти стороной тот факт что образ Воланда из Булгаковского произведения «Мастер и Маргарита» был отчасти списан с «Мефистофеля» Гёте, по крайней мере оба героя « не выглядят абсолютным злом».

На данный момент исследователям известно три перевода «Фауста»: Холодковского, Пастернака и Фета. Я ознакомился с двумя из трёх представленных вариантов – Холодковского и Пастернака. На мой взгляд первому удалось передать дух и атмосферу описываемого времени и практически есть попадание в метрику оригинала. Пастернак же даёт себе в этом плане несколько вольностей и порой герои используют в своём лексиконе слова, несвойственные эпохе, что рушит некую аутентичность повествования, но при это читается легко, как говорят исследователи, Пастернак слишком упростил повествование и мало общего с оригиналом, перевод Холодковского же исследователи называют «излишне педантичным».

Книга мне очень понравилась ещё до знакомства с ней, но после ознакомления я был просто покорён, книга заставит вас над многим задуматься, даст пищу для ума и возможно отойдя после первого прочтения через некоторое время вернётесь чтобы вновь прикоснутся к шедевру мировой литературы, ведь такие книги – на века, их забывать не следует.

Иоганн Гёте крутил по два романа одновременно

Иоганн Вольфганг фон Гете (1749 – 1832) – поэт, писатель, драматург, основоположник немецкой литературы нового времени, один из самых ярких представителей романтического направления «Буря и натиск». 28 августа читающий мир отметит 270 лет со дня рождения великого литератора, и мы, перелистывая созданные им произведения, в очередной раз подивимся мощи его таланта. Между тем автор «Фауста» сам был подвержен страстям, что в очередной раз доказывает: даже гениям не чуждо ничто человеческое.

Многостаночник

В историю литературы Иоганн Вольфганг Гете вошел прежде всего как автор 1,6 тыс. стихотворений, а также мемуарист, романист, переводчик, журналист, критик. Еще он был неплохим художником и создал «Учение о красках», где расписал влияние цвета на эмоции. Гете изобрел водяной барометр, открыл межчелюстную кость в человеческом черепе, писал трактаты по физике, акустике, астрономии и др. Он же основал науку морфологию, а его труды по ботанике и зоологии считаются предвестниками теории Дарвина. Иоганн Вольфганг интересовался минералами – в его честь назван гетит. В 1806-м он был избран почетным членом Московского общества испытателей природы.

Памятник Гете и Шиллеру перед зданием Немецкого национального театра в Веймаре. Фото: globallookpress.com

Полиглот

Родился в 1749 г. во Франкфурте-на-Майне в семье зажиточного бюргера. Был одним из восьми детей, но в живых остались только он и сестра Корнелия. Мать, Катарина Элизабет Текстор, – дочь бургомистра. Отец, Иоганн Каспар, – адвокат. Он в основном и занимался воспитанием детей. Гете-младший владел шестью языками – французским, латынью, греческим, идишем, ивритом, английским – и уже в раннем возрасте сочинял пьесы для кукольного театра. В 1765-м поступил на юридический факультет Лейпцигского университета. Но вскоре переключился на изучение литературы.

Оккультист

Всю жизнь боролся с туберкулезом. В студенчестве дважды чуть не покончил с собой. Оставив университет из-за болезни, вернулся домой. Увлекся оккультной философией, читал труды античного астролога Манимия, составлял гороскопы. Уверился наконец, что появился на свет под счастливой звездой. С поэтом Фридрихом Шиллером разработал астрологическую схему «Роза темпераментов».

Похоронены поэты тоже вместе – в княжеской усыпальнице на старом городском кладбище. Фото: globallookpress.com

Бунтарь

В диссертационной работе задался вопросом взаимодействия государства и церкви. Богословы Страсбурга назвали Гете «безумным противником религии». Во время защиты в университете Иоганн Вольфганг размышлял о допустимости смертной казни для детоубийц. Свои положения развил в драме «Трагедия Гретхен», написанной по следам истории девушки, казненной за умерщвление младенца.

Читайте также:
Грэм Грин, биография, история жизни, факты.

Фаворит

В 1775-м по приглашению друга, 18-летнего великого герцога Карла-Августа, поселился в Веймаре, где занимался горным ведомством, театром и школами, а заодно принимал участие в кутежах юного государя. По ходатайству герцога был возведен в дворянство.

Дом Фауста в Праге на Карловой площади. По легенде здесь жил немецкий ученый и чернокнижник и отсюда улетел в ад. Пробитую им дыру в крыше постоянно заделывают, но она якобы появляется снова. Фото: blesk.cz

Масон

Посвящен в масоны в веймарской ложе «Амалия». В письме одной из возлюбленных сообщал о паре белых перчаток, полученных во время инициации. Сочинял для ложи гимны и речи.

Философ

Незадолго до смерти, 22 июля 1831 г. закончил «Фауста», начатого в 1771-м, взяв за основу сюжет средневековой легенды о докторе, заключившем договор с дьяволом, чтобы получить знание, благодаря которому неблагородные металлы превращались бы в золото. Автор наполнил историю философским смыслом. Однажды он сказал, что поэт, живописец, композитор умирает, когда задача его жизни на Земле выполнена. 16 марта 1832 г. Гете простудился на прогулке, а 22-го литератора не стало. Его последние слова были: «Больше света. ». 26 марта гроб с телом покойного поместили в герцогской усыпальнице в Веймаре рядом с прахом Шиллера.

КСТАТИ

  • Потомков у Иоганна Вольфганга не осталось – его род по прямой линии прервался в 1885 г. Сестра Корнелия родила двоих детей – племянниц Гете, их потомки здравствуют и сегодня.

Сокровище в постели

Сохранилось множество живописных изображений Иоганна Вольфганга Гете. С них взирает мужчина благородной наружности, в молодости – и вовсе красавчик. Неудивительно, что поэт был неизменно окружен вниманием фройляйн и фрау – чем, свидетельствуют биографы, активно пользовался.

Гретхен. С девушкой, которая была старше на год, 16-летний Вольфганг познакомился на дружеской пирушке. Деньги на вечеринки, кстати, приятели Гете добывали, подделывая векселя и подкидывая юному дарованию заказы на стихи. Гретхен ответила на ухаживания. Но когда полиция приструнила пьяную компанию, она заявила, что молодого человека едва знает, чем задела чувства нового друга.

Анна-Катерина Шенкопф. Анхен, она же Кетхен, – 19-летняя дочь трактирщика из Лейпцига, разносчица пива. Поэт отчаянно ее ревновал и в отместку за мнимые измены укатил домой во Франкфурт. А узнав, что официантка выходит замуж, перенес легочное кровотечение.

Люцинда и Эмилия – дочки учителя танцев в Страсбурге. Вольфанг запал на младшую, Эмилию, к несчастью влюбившейся в него старшей, Люцинды. Эмилия, жалея сестрицу, предложила прекратить занятия и призналась, что сохнет по другому юноше.

Фридерика Брион – дочь пастора, 16 лет. Покорила Вольфганга коротенькой юбкой с черным фартуком. Уже через два дня после знакомства поэт сделал предложение. Но вскоре сбежал – оставив невесту-провинциалку с внебрачным ребенком.

Фридерика Брион

Шарлотта Буфф. Дочь управляющего имениями Немецкого рыцарского ордена – прообраз Лоты, героини романа Гете «Страдания юного Вертера». Увы, барышня была помолвлена с другом поэта.

Шарлотта фон Штейн – жена одного из чиновников, в которую Вольфганг влюбился в Веймаре. Мать восьмерых детей была старше на семь лет.

Анна Элизабет Шенеман. Увидев 16-летнюю Лилли за роялем, Гете, по его словам, почувствовал «притягательную силу самого приятного свойства». В дневнике записал: «Эпизод с Лилли. Прелюдия. Соблазнение». Однако родня поэта считала девушку легкомысленной и старалась расстроить брак. Лилли тоже внушали, что Вольфганг ее не любит. В результате та вышла замуж за страсбургского банкира.

Христиана Вульпиус. С 23-летней цветочницей 39-летний Гете встретился в дворцовом парке в Веймаре. В тот же день в беседке они стали любовниками. Девушку, не умеющую ни писать, ни читать, поэт называл «мой маленький эротикон» и «сокровище в постели». 18 лет Христиана сожительствовала с Гете – тот не женился на ней даже после рождения сына Августа. Крестным ребенка стал Карл Август, но мать-простушку на торжество не позвали. Она родила еще четверых детей, но все умерли. Зарегистрировав-таки брак, Вольфганг вскоре потерял к жене интерес. Христина страдала эпилепсией и уремией, отчего все ее тело отекало, сильно пила. Умерла в одиночестве – после ее смерти Гете записал в дневнике: «Не могу поверить, что прожил с этой женщиной более 20 лет».

Кристиана Вульпиус

Беттина – пассия, которую Вольфганг завел втихаря от Христианы (крутить романы с двумя женщинами одновременно – вполне в духе гения). Первое же свидание прошло в постели. Но скоро все кончилось: Гете не мог долго терпеть претензии, которыми его изводила Беттина.

Марианна Виллемер. С женой банкира Вольфганг познакомился в 65, но плотским утехам предавался с юношеской прытью. Расставшись, влюбленные вели переписку 17 лет.

Марианна фон Виллемер

Ульрика фон Леветцоу – последняя страсть 75-летнего Гете. Он сделал 20-летней девушке предложение, но та отказала.

Ульрика фон Леветцоу

Кстати

  • Биограф-фрейдист Курт Эйслер предположил, что до зрелого возраста Гете страдал от преждевременного семяизвержения и не имел нормальных сексуальных отношений с женщинами. Он объяснял это впечатлительностью натуры гения, который приходил в возбуждение даже от поцелуя.

ЦИТАТА

Иоганн Вольфганг фон Гете:

Обращайтесь с женщиной осторожно! Она сделана из кривого ребра. Бог не сумел создать ее прямее; если захочешь выпрямить ее, она поломается; оставишь ее в покое, она станет еще кривее.

СОЗИДАТЕЛЬ ИЛИ РАЗРУШИТЕЛЬ? Рецензия на трагедию Иоганна Вольфганга Гете «Фауст»

Если хотите узнать человека западной цивилизации в его самых тяжелых комплексах и сокровенных желаниях, прочитайте трагедию «Фауст». Гете, создававший свое главное произведение около 60 лет, сумел показать героизм и пустоту личности, по

Если хотите узнать человека западной цивилизации в его самых тяжелых комплексах и сокровенных желаниях, прочитайте трагедию «Фауст». Гете, создававший свое главное произведение около 60 лет, сумел показать героизм и пустоту личности, помешанной на бесконечном движении. Целью оказывается процесс, а не какой-то достижимый, четко обозначенный пункт. От Фауста пахнет созиданием и смертью. Сочетание этих тяжелых ароматов и есть существенное условие развития рода человеческого. Так считает Гете.

У вас бывали кризисы, когда все потолки достигнуты, а все смыслы утрачены? Допустим вы – мощный профессионал, время от времени задающий вопрос: к чему эта суета маленьких житейских побед? Или всю жизнь занимались бизнесом, вдруг прозрев, что стоило быть учителем в средней школе, гладить по голове ребенка, а не уничтожать конкурента? Присутствует тяжелое недовольство собой?

Читайте также:
Бернард Шоу, биография, история жизни, творчество

Тогда вы оцените предсмертную тоску мудреца из «тесной готической комнаты». Фауст – богослов, философ, юрист, врач, переживающий тяжелейшую интоксикацию сознания и пустеющим взглядом смотрящий на ряды пыльных книг: «Пергаменты не утоляют жажды. / Ключ мудрости не на страницах книг» (Пер. Б. Пастернака). Деньги – нет проблем. Ученики – со всех сторон. Всеобщее уважение – как дым от костра. Но Фауст – этот успешный человек – нащупывает склянку с ядом и собирается улететь в вечные миры, в которые не верит ни секунды. Да, его остановил от самоубийства пасхальный колокольный звон. Гете и его герой – христиане? Как бы не так! На протяжении огромного текста христианство будет обсуждаться, использоваться и превращаться в удобный для автора символ персонального значения. Гете сам себе священник.

Кстати, вот появился бес Мефистофель, которому суждено вывести Фауста из депрессии. «Едва я миг отдельный возвеличу, / Вскричав: «Мгновение, повремени» – / Все кончено, и я твоя добыча, / И мне спасенья нет из западни», – соглашается богослов-юрист на условия черта. За эти права, время для которых неминуемо настанет, Мефистофель обязуется исполнять все желания Фауста, способствовать во всех авантюрах, стать спутником-чудотворцем. Он, конечно, надоест своим цинизмом и мизантропией, но спутника своего в одиночестве не оставит, окажется участником во всех делах сверхчеловека. Да, не забудем: благодаря опытным ведьмам Фауст снова станет молодым.

Откуда взялся Мефистофель – «часть той силы, что без числа / Творит добро, всему желая зла»? В разнообразии стартовых глав трагедии есть «Пролог на небесах». Кто читал библейскую «Книгу Иова», сразу поймет, откуда Гете взял идею спора о человеке между Богом и сатаной. Мефистофель, крутящийся перед престолом, невысоко оценивает творение и расплодившегося человека. Он для Мефистофеля – скот с искрой разума, весьма ограниченного. Господь, представленный автором в «Прологе на небесах», иного мнения: человек выбьется из мрака. Иди, Мефистофель, и тормоши Фауста, стань, бес, двигателем ищущего человека! Скажем иначе: Мефистофель – знание низости человека, его пыльной телесности и гнусной страстности; Господь – вера в трудное движение человека через все искушения животной природы, в его богоподобный разум. В этом суть спора о Фаусте. Этот спор и есть главный узел трагедии.

Описать все приключения, соединившие героя с Мефистофелем, нет никакой возможности. «Фауст» – один из самых трудных текстов в мировой литературе. Дикие хороводы проносятся перед изумленным читателем. То мы на шабаше ведьм, то в императорском дворце, то в античной Спарте… Демоны, великаны, гномы, нимфы, сатиры, фавны, сирены, гомункулы, сфинксы, грифы, муравьи, пигмеи, мальчики-с-пальчики… Иногда спрашиваешь: а где же Фауст? А в это время мимо тебя проносятся толпы духов и людей, и большинство из них, увы, солидарны с Мефистофелем: человек мерзок!

Поэтому путь Фауста я хочу прочертить без путаницы, рассказав о четырех важнейших эпизодах, которые стоит назвать просто: «Кабак», «Гретхен», «Елена», «Филимон и Бавкида».

В лейпцигском погребе Ауэрбаха особых проблем не возникает. Презрительным взглядом смотрит Фауст на веселящихся гуляк, радостно соглашающихся попробовать «вина от Мефистофеля». Конечно, немецкий супергерой полетит дальше, но мы отметим про себя: кабак – итоговая точка миллионов: льющийся алкоголь уносит разум без следа, и сколько российских женщин мечтает, чтобы в исчезающем супруге обнаружилась хотя бы частичка Фауста, помогающая… да не взлететь, хотя бы на ноги подняться, держась за стену.

«Гретхен» – величественная кульминация гетевской трагедии: роковая любовь спутника черта к простой христианской душе. Она – Маргарита-Гретхен – не находит сил для обороны. Он – Фауст – даже думать не хочет о возможности отступления. Она ясно и просто верит в Бога. В его философской болтовне от Христа не остается и следа. Для Гретхен любовь к мужчине может быть только одной, только навсегда. Для него, идущего к неизвестной цели, близость – лишь этап, конечно, нежный этап. Он – в горделивом счастье вернувшейся молодости. Она только что потеряла отца и маленькую сестру. Фауст и Гретхен не просто стали любовниками. Мефистофель сильно старался: мать девушки умерщвлена снотворным, брат Валентин заколот шпагой, погибла незаконнорожденная дочь, совсем скоро Гретхен будет обезглавлена. «Осуждена», – орет бес. «Спасена», – раздается голос свыше.

«Эх, жаль, ты тогда, еще в самом начале не выдул свою склянку с ядом…», – так думает в этот момент не одна читательница. Частично с этим согласен и сам Фауст: «Скиталец, выродок унылый, / Я сею горе и разлад, / Как с разрушительной силой / Летящий в пропасть водопад». Гете спокоен: идущий титаническим шагом обречен переступать через светлые души. Останься Фауст с прекрасной Гретхен, Мефистофель выиграл бы быстро. Фауст-семьянин – это еще смешнее, чем воцерковленный бес.

Читайте также:
Сомерсет Моэм, биография, история жизни, факты.

Третий этап – снова любовь, но другая. Была Гретхен, теперь античная Елена. Никакой сельской простоты и доброй веры не осталось и в помине. Елена, став причиной Троянской войны, приблизила к Аиду тысячи воинов. Может, и Фауста туда отправит? Нет, Фауст, оказавшийся в глубине греко-римской культуры, обрел Елену и даже родил с ней сына Эвфориона. Но никому не дано оказаться в продолжительном счастье там, где действует Фауст. Эвфорион не просто беззаботно прыгает по горам, символизируя свободу и поэтический риск настоящего художника, он категорически не согласен оставаться возле отца и матери: «Я не зритель посторонний, а участник битв земных». Сына жестокой, но оправданной активности (Фауста) и великолепной, но губительной красоты (Елены) ждет ранняя смерть. Вслед за трагически сгоревшим Эвфорионом к царице мертвых Персефоне отправляется и прекрасная Елена. На руки Фауста падают лишь ее одежды. Что ж, тот, кто хочет по-настоящему идти вперед, должен научиться терять и хоронить.

«Мои желанья – / Власть, собственность, преобладанье. / Мое стремленье – дело, труд», – сообщает состарившийся Фауст, начиная последнее дело жизни. Он хочет послужить людям победой над морской стихией, строительством надежной плотины. Да вот беда! Два патриархальных старичка – Филимон и Бавкида – стоят на пути: живут себе на берегу, и как старухи из «Прощания с Матерой», съезжать не желают. «Проклятый колокольный звон» мешает Фаусту сосредоточиться, но разве остановишь супергероя в его главном деле – активной помощи человечеству! Старики мертвы, неумолимая Забота ослепила Фауста. Он торопит строителей, не зная, что слышит звуки лопат, которыми мефистолевские лемуры роют герою просторную могилу.

Приходит время для последнего монолога: «Лишь тот, кем бой за жизнь изведан, / Жизнь и свободу заслужил…». Фауст останавливает мгновение вечного движения, пафосной борьбы за человечность, мгновение колонизаций бесчисленных пространств и времен. Формально победил Мефистофель. Но, как и в случае с Гретхен, воля автора призывает на помощь ангельские силы, которые объявляют, что Фауст спасен: «чья жизнь в стремлениях прошла…». Да, мы знаем: тот, кто решает немыслимые задачи, может оказаться преступником, недоступным для обыденного суда. И все-таки в великой поэме Гете много лукавства. Уж слишком сильно пахнет мелким демоном.

Что создал Фауст? Наверное, стиль соединения созидания и разрушения при полном согласии с отсутствием чистоты. В таком стиле могут появляться театральные бесы и картонные небеса. Именно здесь кукольный бог «спасает» любое существо, склонное к движению. Но под всеми героями Гете зияет пустота, четкая уверенность в том, что нет ничего, кроме человека, обреченного создавать и рушить, чтобы снова постараться построить в более совершенном виде.

Что касается западного – фаустианского – человека с его вечной агрессией по отношению к русским людям, то пусть он идет к черту. Кстати, Гете не против. Ведь именно в этом направлении, совершенно сознательно немецкий гений посылает великого героя.

Кстати

Демоны, великаны, гномы, нимфы, сатиры, фавны, сирены, гомункулы, сфинксы, грифы, муравьи, пигмеи, мальчики-с-пальчики… Иногда спрашиваешь: а где же Фауст? А в это время мимо тебя проносятся толпы духов и людей, и большинство из них, увы, солидарны с Мефистофелем: человек мерзок!

Что касается западного – фаустианского – человека с его вечной агрессией по отношению к русским людям, то пусть он идет к черту. Кстати, Гете не против. Ведь именно в этом направлении, совершенно сознательно немецкий гений посылает великого героя.

Цитаты

– Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.

– Остановись, мгновенье, ты прекрасно!

– С волками жить – по-волчьи выть!

– Что нужно нам – того не знаем мы,
Что ж знаем мы – того для нас не надо.

– Связаться с дураком и Сатане накладно.

– Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день за них идет на бой!

– Быть только чертом без чертовок

Не стоило бы ни черта.

– Бояться горя – счастия не знать.

– Средь малых действуя, мельчаешь,
А средь больших и сам растешь.

Интересные факты

– Иоганн Вольфганг Гете не только создавал литературные шедевры, но и руководил театром, а его научные труды по растениям опередили открытия Дарвина.

– Гете увлекался анатомией и даже открыл доселе неизвестную кость на лице человека, которую позже назвали «межчелюстной».

– Целые тома Иоганн посвятил описанию своих романтических чувств. Он часто попадал в странные любовные треугольники с женщинами-антиподами: одна – милая и кроткая, вторая – зрелая и опытная. Его романы крайне редко протекали гладко, нередко он влюблялся в жен своих друзей.

– В октябре 1806 года Гете узаконил отношения с Кристианой Вульпиус, которая к тому времени родила ему пятерых детей. Впрочем, из всех выжил только старший сын Август. Его дети в брак не вступали, поэтому у писателя нет прямых потомков.

– Когда Гете было 74 года, он сделал предложение Ульрике фон Левенцов, которой не было еще 20 лет и которую он сам называл «доченькой». Ульрика ответила ему отказом.

– Поэт работал над «Фаустом» почти всю жизнь. Замысел возник у него, когда ему было чуть больше 20 лет. Закончил трагедию за несколько месяцев до кончины и завещал опубликовать ее после своей смерти.

– В конце жизни Гете послал А.С. Пушкину свое перо. Золотой век немецкой литературы как бы символически передавал эстафету веку русской литературы.

Немецкий поэт любил фиалки и, выходя на прогулку, брал с собой пакетик с семенами и высевал их. В итоге еще при жизни поэта пригороды Веймара покрылись цветущими лужайками фиалок, которые немцы до сих пор называют «цветами Гете», а садовники вывели несколько сортов душистой фиалки и назвали их в честь героев произведений Гете.

Читайте также:
Лев Толстой , биография, история жизни, книги

– Несмотря на свой ранний инфаркт, заболевание легких, меланхолию и ревматизм Иоганн прожил 82 года. Его последние слова были: «Mehr Licht. » («Больше света. »).

До сих пор «эффектом Вертера» называют массивную волну подражающих самоубийств, которые совершаются после самоубийства, широко освещенного в СМИ — по имени героя произведения Гете «Страдания юного Вертера».

Экранизации

Существует много фильмов на тему легенды о Фаусте, но все они достаточно далеко отступают от сюжетной канвы трагедии Гете либо используют только мотивы первой части трагедии (любовная линия Фауста и Маргариты). К этой истории обращались такие режиссеры, как Ф. В. Мурнау («Фауст», 1926), Рене Клер («Красота дьявола», 1950) и Александр Сокуров («Фауст», 2011).

Иоганн Вольфганг Гёте: любопытные факты из жизни

Иоганн Вольфганг Гёте

210 лет исполнилось в этом году со дня публикации трагедии «Фауст» (Faust. Eine Tragödie) Иоганна Вольфганга Гёте (Johann Wolfgang von Goethe). Именно это произведение увековечило имя величайшего немецкого поэта, философа и учёного.

Великая трагедия создавалась на протяжении 60 лет. Идея книги возникла у Гёте в ранней юности, а вторая её часть была закончена уже незадолго до смерти. Темы любви и нравственности, поднятые в «Фаусте», остаются актуальными и в наше время.

Иоганн Вольфганг Гёте, как человек исключительных, разносторонних дарований, по праву находится в одном ряду с титанами эпохи Возрождения. Вот несколько интересных фактов из его жизни, о которых вы могли не знать.

1. В здоровом теле – здоровый дух

Иоганн Гёте с рождения не отличался крепким здоровьем, поэтому в течение всей своей жизни он уделял ему особое внимание. В наше время писателя называли бы «зожником»: он занимался спортом, строго придерживался правильного питания и категорически отказывался от употребления алкогольных напитков и курения табака.

2. Человек, состоящий из фобий

При всей своей тяге к здоровому образу жизни, очень многие вещи в своём окружении Гёте воспринимал как помехи и препятствия.

Например, великий немецкий прозаик не переносил:

  • запаха чеснока,
  • табачного дыма,
  • людей в очках,
  • лая собак
  • и вообще всякого шума.

А ещё он предпочитал работать исключительно в закрытых помещениях без доступа свежего воздуха. Возможно, поэтому у него часто кружилась голова. А ещё классик невероятными усилиями воли преодолевал проблемы со сном и патологический страх высоты.

3. Превратил родной город в фиалковый сад

А вот к чему Гёте действительно питал страсть, так это к аромату фиалок. Писатель настолько обожал эти душистые цветы, что из каждой своей поездки всегда привозил новые сорта и оттенки. Он выращивал их не только у себя дома, но рассеивал их всюду по ходу своих прогулок в окрестностях родного Веймара.

В итоге город приобрёл статус «города цветов», как в своё время называли Афины. Интересно, что традиция высаживать фиалки в Веймаре сохранилась до сих пор. И сегодня в Германии фиалки называют «цветами Гёте», а каждую весну восхитительный фиалковый ковер радует жителей и гостей города.

4. Собрал огромную коллекцию минералов

С юности Гёте основательно увлекался минералогией. Его «сокровищница» насчитывает 18 тысяч образцов – писатель собирал её более полувека. Он даже был почётным членом Минералогического общества. Именем литератора ещё при его жизни была названа разновидность железной руды – гётит.

5. Отличался любвеобильностью

Не хватит листа бумаги, чтобы перечислить только имена сердечных привязанностей Гёте. В страстной любви к женщинам писатель черпал вдохновение для создания своих шедевров. Объектами его обожания становились как дамы преклонного возраста, так и совсем юные невинные девушки.

Будучи уже почтенным старцем, в возрасте 73 лет Гёте влюбляется в 18-летнюю Ульрику фон Леветцов (Ulrike Sophie von Levetzow). Писатель делает ей предложение руки и сердца. Однако «доченька», как часто называл её Гёте, вынуждена была отказать под напором общественного мнения.

6. Активный участник масонской ложи

Знаменитый поэт, писатель, выдающийся философ и учёный являлся горячим сторонником «вольных каменщиков». Он был посвящен в масонство в 1780 году в ложе «Амалия», и до последних дней жизни его муза трудилась на благо братства. Роман «Годы учения Вильгельма Мейстера» (Wilhelm Meisters Lehrjahre) считается шедевром масонской литературы того времени.

7. Несостоявшийся художник

Иоганн Гёте приобщился к рисованию ещё в детстве. Повзрослев, он с увлечением изображал всё, что его окружало: природу, людей. В Италии писатель всерьёз заинтересовался живописью, и даже одно время хотел стать только художником, отказавшись от своих прошлых занятий.

8. Режиссёр-новатор

Более четверти века (1791 – 1817) Иоганн Гёте возглавлял Веймарский театр. За это время на его сцене был поставлен 601 спектакль. Новаторские идеи Гёте в выборе репертуара, в работе с актерским коллективом оставили значительный след в истории европейского театра.

9. «Пожалуйста, закройте окно»

Такими были последние слова создателя «Фауста». Весной 1832 года 82-летний Гете простудился, что привело к резкому ухудшению его здоровья. Даже в этот момент он просил оградить его от доступа свежего воздуха. 22 марта, ровно в полдень (время его рождения), сердце писателя остановилось.

10.«Человек и астероид»

В память о выдающемся немецком прозаике названы:

  • астероид 3047 – Гёте (1960 год)
  • гигантский кратер на Меркурии – Гёте ( 1979 год)
  • минерал – Гётит (1806 год)
  • всемирный центр Антропософского движения – Гётеанум (1919 год)
  • германская неправительственная организация , задачей которой является популяризация немецкого языка за рубежом – Гёте-институт (1951 год).

Прочитайте онлайн Мастера афоризма. Мудрость и остроумие от Возрождения до наших дней | Иоганн Вольфганг ГЁТЕ(1749–1832), немецкий поэт

Иоганн Вольфганг ГЁТЕ

Читайте также:
Виктор Гюго, биография, история жизни, творчество

(1749–1832), немецкий поэт

Без авторитета человек не может существовать, и все же авторитет несет с собою столько же заблуждений, сколько истины.

Без спешки, но и без отдыха.

Все законы созданы стариками и мужчинами. Молодые и женщины хотят исключений, старики – правил.

Всегда лучше высказываться прямо, что думаешь, и не заботиться о множестве доказательств: сколько мы их ни приведем, они будут лишь вариациями наших мнений, а противники не слушают ни мнений, ни доказательств.

Гипотезы – это колыбельные, которыми учитель убаюкивает учеников.

Гипотезы – это леса, которые возводят перед зданием и сносят, когда здание готово.

Говорят, истина лежит между двумя противоположными мнениями. Неверно! Между ними лежит проблема.

Говорят, что числа правят миром. Нет, они только показывают, как правят миром.

Гораздо легче найти ошибку, чем истину.

Дилетанты, сделав все, что в их силах, обыкновенно говорят себе в оправдание, что работа еще не готова.

Если бы дети росли в соответствии с нашими ожиданиями, у нас вырастали бы только гении.

Если бы можно было отменить смерть, мы бы не имели ничего против; а вот отменить смертную казнь будет трудно. Если это случится, нам придется от случая к случаю ее восстанавливать.

Есть книги, из которых можно узнать обо всем, и ничего не понять.

Есть люди, которые никогда не ошибаются, потому что не хотят делать.

Знаешь, собственно, только тогда, когда знаешь мало; с знанием растет сомнение.

К назойливости юных дилетантов следует относиться снисходительно, в зрелом возрасте они станут подлинными почитателями искусства и его мастеров.

Каждый слышит лишь то, что понимает.

Каждый человек от скудости ума старается воспитать другого по собственному подобию.

Каким образом человек может познать самого себя? Для этого он должен не созерцать, а действовать. Попробуй исполнить свой долг, и ты увидишь сразу, чего ты стоишь.

Кто достиг высот образования, должен заранее предположить, что большинство будет против него.

Кто не знает чужих языков, не знает ничего о своем.

Кто неправильно застегнул первую пуговицу, уже не застегнется как следует.

Кто чувствует собственную привлекательность, тот и становится привлекательным.

Лирика должна быть в частностях немного простовата.

Любое решение проблемы порождает новую проблему.

Математики как французы: все, что вы им говорите, они переводят на свой язык, и это тотчас же становится чем-то совершенно иным.

Молодость – болезнь, которая быстро проходит.

Мы, в сущности, учимся у тех книг, о которых не в состоянии судить. Автору книги, о которой мы можем судить, следовало бы учиться у нас.

Нас манит высота, но не ступени к ней; обратя взор на вершину, мы предпочитаем идти равниной.

Наши противники опровергают нас по-своему: повторяют свое мнение и не обращают внимания на наше.

Не может быть ни патриотического искусства, ни патриотической науки.

Некоторые книги, по-видимому, написаны не для того, чтобы из них чему-нибудь научались, а чтобы пустить по свету молву, что и автор кое-чему научился.

Некоторые поэты похожи на медведей, которые всегда сосут собственную лапу.

Ненависть пристрастна, но любовь еще пристрастнее.

Нет ничего отвратительнее большинства.

Нет ничего страшнее, чем деятельное невежество.

Никогда не следует поверять женщине восторг, внушенный другой женщиной: они слишком хорошо знают друг друга, чтобы считать хоть одну достойной такого исключительного поклонения.

Никто, кроме художника, не может споспешествовать искусству. Меценаты поощряют художника, это справедливо и хорошо; но этим не всегда поощряется искусство.

Переводчик напоминает сводню, которая, расхваливая достоинства прикрытой вуалью красавицы, вызывает непреоборимое желание познакомиться с оригиналом.

Править легко, управлять трудно.

Публика любит, чтобы с нею обходились, как с женщинами, которым говоришь лишь то, что им приятно слышать.

Стать старым – значит уже пуститься в новое предприятие; все обстоятельства изменяются, и необходимо или совершенно прекратить свою деятельность, или осознанно и намеренно взять на себя новую роль.

Суеверия – это поэзия жизни.

Сумма долга супругов друг перед другом не поддается расчету. Этот долг бесконечно велик и может быть выплачен только в вечности.

Счастливый не верит в чудеса.

Теперь ничему нельзя научиться на всю жизнь. Приходится переучиваться каждые пять лет, если мы не хотим вовсе отстать от моды. (Сказано в 1809 г.)

Тот, кто, осознав, объявляет себя ограниченным, ближе всего к совершенству.

У слабых людей часто бывают революционные убеждения; они думают, что им было бы хорошо, если бы ими не управляли, и не сознают, что они не в силах управлять ни другими, ни собой.

У того, кто решит изучить все законы, не останется времени их нарушать.

Человек должен непоколебимо верить, что непостижимое постижимо, иначе он ничего не сможет исследовать.

Что установлено людьми, то годится не всегда, так как может быть и правым и неправым; а что устанавливают боги, то всегда уместно, и правое и неправое.

Юмор – один из первоэлементов гения, но как только он начинает первенствовать – лишь суррогат последнего; он сопутствует упадочному искусству, разрушает и в конце концов уничтожает его.

Я могу обещать быть искренним, но не могу обещать быть беспристрастным.

Ясность – это правильное распределение света и теней.

  • Лучшее в рейтинге
  • 53 Камасутра. Энциклопедия любви
  • 52 Путеводитель по журналу “Радио” 1981-2009 гг
  • 51 Промальп в ответах на вопросы
  • 50 “Шпионские штучки 2” или как сберечь свои секреты
  • 49 Современный сонник. Самые точные толкования от А до Я
  • 48 Штрафы и пени. ГИБДД, кредиты, ЖКХ, налоги
  • 47 Энциклопедия собаки. Охотничьи собаки
  • 46 Ребенок и уход за ним
  • 45 Советы по строительству бани
  • 44 Ездовое собаководство Якутии
Читайте также:
Уильям Сомерсет Моэм (William Somerset Maugham) - отзывы, мнение, рейтинг

Внимание! Текст предназначен только для предварительного ознакомительного чтения.

Эта книга способствует профессиональному росту читателей и является рекламой бумажных изданий.

Все права на исходные материалы принадлежат соответствующим организациям и частным лицам.

АФОРИЗМЫ ПО АВТОРАМ

Гете Иоганн Вольфганг фон

1749-1832 г. Немецкий поэт, мыслитель, естествоиспытатель.

«Разделяй и властвуй» — мудрое правило; но «объединяй и направляй» — еще лучше.

Иоганн Вольфганг фон Гёте

Авторитет приносит с собой ошибок столько же, сколько и истин.

Иоганн Вольфганг фон Гёте

Архитектура – онемевшая музыка.

Иоганн Вольфганг фон Гёте

Большая ошибка мечтать о себе больше, чем следует, и ценить себя ниже, чем стоишь.

Иоганн Вольфганг фон Гёте

Бояться горя – счастия не знать.

Иоганн Вольфганг фон Гёте

В глубине человека заложена творческая сила, которая способна создать то, что должно быть, которая не даст нам покоя и отдыха, пока мы не выразим это вне нас тем или иным способом.

Иоганн Вольфганг фон Гёте

В искусстве отражается невыразимое.

Иоганн Вольфганг фон Гёте

В нас расцветает то, что мы питаем. Таков вечный закон природы.

Иоганн Вольфганг фон Гёте

В ритме есть нечто волшебное; он заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам.

Иоганн Вольфганг фон Гёте

Вдохновение – это не селедка, которую можно засолить на многие годы.

Иоганн Вольфганг фон Гёте

Величие искусства яснее всего проявляется в музыке.

Иоганн Вольфганг фон Гёте

Величия достичь злодей не может.

Иоганн Вольфганг фон Гёте

Вера – это мост между небом и землёй.

Иоганн Вольфганг фон Гёте

Все отцы хотят, чтобы их дети осуществили то, что не удалось им самим.

Иоганн Вольфганг фон Гёте

Высокое с низким в человеке природа связывает с помощью тщеславия.

Иоганн Вольфганг фон Гёте

Говорят, что числа правят миром. Нет, они только показывают, как правят миром.

Иоганн Вольфганг фон Гёте

Государь, который не собирает вокруг себя всех даровитых и достойных людей, есть полководец без армии.

Иоганн Вольфганг фон Гёте

Дайте человеку цель, ради которой стоит жить, и он сможет выжить в любой ситуации.

Иоганн Вольфганг фон Гёте

Дурное настроение есть одна из разновидностей лени.

Иоганн Вольфганг фон Гёте

Если кто-нибудь захочет изучить все законы, то у него не останется времени нарушать их.

Иоганн Вольфганг фон Гёте

Есть книги, из которых можно узнать обо всем и ничего не понять.

Иоганн Вольфганг фон Гёте

Жизнь – прекраснейшая из выдумок природы.

Иоганн Вольфганг фон Гёте

Законам природы люди повинуются, даже когда борются против них.

Иоганн Вольфганг фон Гёте

Из двух ссорящихся более виноват тот, кто умнее.

Иоганн Вольфганг фон Гёте

Избегать пошлости – это искусство.

Иоганн Вольфганг фон Гёте

Искусство есть посредник того, что нельзя высказать.

Иоганн Вольфганг фон Гёте

Истина богоподобна: она не является нам воочию, мы должны угадывать её по её проявлениям.

Иоганн Вольфганг фон Гёте

Каждый писатель до известной степени изображает в своих сочинениях самого себя, часто даже вопреки своей воле.

Иоганн Вольфганг фон Гёте

Каждый слышит только то, что он понимает.

Иоганн Вольфганг фон Гёте

Красота никогда не уяснит себе своей сути.

Иоганн Вольфганг фон Гёте

Авторитет приносит с собой ошибок столько же, сколько и истин.

Бессодержательную речь всегда легко в слова облечь.

Благочестие – не цель, а только средство достичь безмятежного душевного покоя.

Бог создал женщину из кривого ребра; если захочешь выпрямить её – она сломается, оставишь в покое, она станет ещё кривее.

Бояться горя — счастия не знать.

Бывают произведения, которые нельзя назвать плохими и которые вместе с тем ничего не стоят.

Величие искусства яснее всего проявляется в музыке.

Величия достичь злодей не может.

В искусстве отражается невыразимое.

В любом ходе деятельности, если она ничем не ограничена, мы в конце концов терпим крах.

В этом мире, где всюду царят равнодушие и неприязнь, следует высоко ценить каждую подлинную привязанность.

Вера – это мост между небом и землёй.

Вкус развивается на самых совершенных образцах.

Время – бесконечно, и каждый день – это сосуд, очень много в себя вмещающий, если ты хочешь действительно его наполнить.

Все законы созданы стариками и мужчинами. Молодёжь и женщины ищут исключений, старики – правил.

Все люди, достигнув свободы, обнаруживают свои недостатки: сильные – чрезмерное усердие, слабые – бездеятельность.

Всё было сказано, но обо всём можно ещё кое-что сказать.

Всё одинаково и неодинаково, всё полезно и вредно, красноречиво и безмолвно, разумно и неразумно. И наши мнения о каждой вещи нередко противоречат одно другому.

Все отцы хотят, чтобы их дети осуществили то, что не удалось им самим.

Все подлинно мудрые мысли приходили в голову разным людям уже тысячи раз; но чтобы сделать их по-настоящему своими, мы должны снова обдумать их честно и искренне, чтобы они укоренились в нашем индивидуальном сознании.

Всякая великая идея, едва появившись взорам, действует тиранически, поэтому все выгоды, которые она несёт с собой, скоро превращаются в потери.

Всякая внешняя благопристойность имеет свои внутренние основания.

Всякий повидавший жизнь человек знает, что в ряде случаев законы безмолвствуют и не приходят на помощь отдельному человеку, предоставляя ему на свой страх и риск выпутываться из беды.

Всякое высказывание вызывает противоположную мысль.

Всякое зло хотят пресечь в том самом месте, где оно себя обнаружило, и не думают о том, откуда оно, собственно, взялось, откуда распространяется.

Высказать мнение – значит как-то подвинуть пешку в шахматной игре: пешка может погибнуть, но партия начинается и может быть выиграна.

Читайте также:
Бахтияр Сакупов  - отзывы, мнение, рейтинг

Высокое с низким в человеке природа связывает с помощью тщеславия.

Где глупость образец, там разум безумие.

Гипотезы – это леса, которые возводят перед зданием и сносят, когда здание готово.

Глуп тот, кто в угоду другим, а не по собственному призванию и тяготению трудится ради денег, почестей или чего-нибудь ещё.

Глупость есть глупость. Глупость из уст мудреца – то же, что и глупость глупца.

Государь, который не собирает вокруг себя всех даровитых и достойных людей, есть полководец без армии.

Девушку мы любим за то, что она такая, как есть, юношу за то, что он обещает в будущем.

Действительная жизнь иногда до такой степени утрачивает всякий блеск, что мы не можем противостоять желанию освежить её лаком выдумки.

Для гнева суть не так важна, он ищет лишь причину.

Древние писатели вызывают восхищение у людей со вкусом и отчаяние у тех, кто хочет подражать им.

Дурное настроение есть одна из разновидностей лени.

Душа может таить горе, но тайного счастья она не переносит.

Единственный способ омолодиться – это волочиться за молодыми женщинами.

Если ты хочешь поверить чужому описанию, то не забудь, что тут приходится иметь дело с тремя: с самим предметом и двумя субъектами.

Если умный человек делает глупость, так уж, во всяком случае, немалую.

Есть вещи, на которых судьба настаивает упорно.

Есть случаи, когда всякое утешение – низость, а отчаяние – наш долг.

Жизнь — прекраснейшая из выдумок природы.

Женщины замужние, даже если они друг друга не любят, всё же состоят между собой в молчаливом союзе, особенно против молодых девушек.

Жизнь человечества определяется потребностями. Если они не удовлетворены, человечество высказывает нетерпение, если удовлетворены, оно делается равнодушным.

Закон могуч, но власть нужды сильнее.

Законам природы люди повинуются, даже когда борются против них.

И великий человек – всего лишь человек.

И глупцы, и умные безвредны: вредны только полуглупые и полоумные.

И между людьми, как и между книгами, бывают экземпляры ниже критики, не дающие даже повода к укору.

И ошибка бывает полезна, пока мы молоды, лишь бы не таскать её до старости.

Из двоих ссорящихся виноват тот, кто умнее.

Избегать пошлости – это искусство.

Искусство само по себе благородно, поэтому художник не страшится низменного. Принимая его под свой покров, он уже его облагораживает.

Истина богоподобна: она не является нам воочию, мы должны угадывать её по её проявлениям.

Истина не всегда должна иметь определённую форму; достаточно, если она витает над нами в виде неосязаемого духа и производит гармонию, если в воздухе она звучит торжественно и мягко, как колокол.

Истину нужно постоянно повторять, ибо и заблуждение проповедуется вокруг нас постоянно.

Историк всегда пишет так, как если бы он сам присутствовал при том, о чём он рассказывает. Даже простой летописец и тот пристрастен.

История науки есть огромная фуга, в которой голоса народов один за другим звучат слышнее остальных.

Исход деяниям названия даёт.

Каждый писатель до известной степени изображает в своих сочинениях самого себя, часто даже вопреки своей воле.

Когда встречаются идеи с характером, то возникают явления, которые изумляют мир в течение тысячелетий.

Когда свирепствует страсть, разум не имеет значения.

Кто долго раздумывает, не всегда находит лучшее решение.

Кто не знает чужих языков, не имеет понятия и о своём.

Кто хочет избавиться от горя, тот всегда знает, что ему делать. Кто хочет счастья – тот не знает, за что хвататься.

Легче обнаружить заблуждение, чем найти истину, истина в глубине, а заблуждение лежит на поверхности.

Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день за них идет на бой.

Любовь – вещь идеальная, супружество – реальное; смешение реального с идеальным никогда не проходило безнаказанно.

Любовь настолько пряная приправа, что самое пресное и тошнотворное варево от неё становится вкусным.

Людские мнения слишком многообразны и даже разумнейшими доводами нельзя их привести к единству.

Людям свойственно хулить всё то, к чему они чувствуют себя неспособными.

Манеры человека – это зеркало, в котором отражается портрет его.

Мы обычно проходим мимо того, что может поколебать лестное мнение, составленное нами о себе.

Мы слишком поздно замечаем, что, стремясь развить добродетели свои, одновременно выращиваем и пороки.

Мы, в сущности, учимся только из тех книг, о которых не в состоянии судить.

Мышление и действие подобны Рахели и Лии: одна более приятна, другая более продуктивна.

Наша воля – предвозвещение того, что мы совершим при любых обстоятельствах.

Наши желания – предчувствие способностей в нас заложенных, предвестники того, что мы сумеем совершить.

Наши страсти подобны Фениксу. Когда сгорает одна страсть, из пепла рождается другая.

Научиться можно только тому, что любишь.

Не суждено людям быть счастливыми и мудрыми, многочисленными и согласными.

Небесное, вечное, облекшись в плоть земных устремлений, заодно с ними приближается к судьбе всего бренного и преходящего.

Неблагодарность – род слабости.

Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком.

Несправедливость лучше беспорядка.

Нет большего утешения для посредственного человека, чем-то, что и гений не бессмертен.

Нет ничего страшнее деятельного невежества.

Нет такой глупости, которую бы нельзя было исправить при помощи ума, и нет такой мудрости, которую бы нельзя было испортить при помощи глупости.

Ни в чём не проявляется так характер людей, как в том, что они находят смешным.

Ни в чём середина не является столь желательной, как в признаниях и умолчаниях при беседах с близкими нам людьми.

Читайте также:
Уильям Шекспир - отзывы, мнение, рейтинг

Никто не может судить о других, пока не научится судить о себе самом.

Никто не знает, каковы его силы, пока их не использует.

О тайне мира – пусть хотя бы лепет.

О чём не переговоришь, того не продумаешь как следует.

Обращаясь с ближними так, как они того заслуживают, мы делаем их только хуже.

Обычная ошибка дилетантов – начинать с трудного и стремиться к невозможному.

Поведение – зеркало, в котором каждый отражает себя.

Прежде всего поучай себя сам; тогда ты научишься чему-либо и от других.

Прекрасное – манифестация сокровенных законов природы; без его возникновения они навсегда остались бы сокрытыми.

Прекрасное в природе часто разровнено, и дело человеческого духа – открыть связи и благодаря им создать произведение искусства.

При беспечном нраве всё легко.

Принято думать, что между крайними точками зрения лежит истина. Никоем образом: между ними лежит проблема.

Природа – творец всех творцов.

Природа окружает человека мраком и понуждает его вечно стремиться к свету.

«Разделяй и властвуй» — мудрое правило; но «объединяй и направляй» — еще лучше.

Разум и совесть не могут быть лишены своих прав. Им можно налгать, но их нельзя обмануть.

Решение любой проблемы – это другая проблема.

С публикой нужно вести себя, как с женщинами: им можно говорить только то, что им самим хочется услышать.

Самая значительная эпоха в жизни личности – её развитие. Потом начинается борьба с миром, представляющая интерес постольку, поскольку что-нибудь создаётся при этом.

Самодовольный счастливец требует от других беспредельного терпения, беспредельного же страдания он не признаёт.

Самое смешное желание – это желание нравиться всем.

Самообладание приучает к притворству.

Сколько бы человек ни бросался то в одну, то в другую сторону, что бы ни предпринимал, всё равно он вернётся на путь, предначертанный ему природой.

Смелые мысли играют роль передовых шашек в игре. Они гибнут, но обеспечивают победу.

Создания искусства разрушаются, как только исчезает чутьё к искусству.

Сознание своего несовершенства приближает к совершенству.

Сознание человека вмещает лишь известную меру горя; то, что выходит за её пределы, либо убивает его, либо оставляет равнодушным.

Способность человека к забвению дурного и хорошего – единственная возможность продолжать жизнь.

Старайся только обойти людей; им угодить – невыполнимая задача.

Суеверие – поэзия жизни.

Суеверие, как и многие другие предрассудки, быстро теряет свою силу, если вместо того, чтобы льстить нашему тщеславию, становится ему поперёк дороги.

Существует положение, при котором страх и надежда сливаются воедино, друг друга взаимно уничтожают и растворяются в некой смутной бесчувственности.

Так же дико говорить, что трус тот, кто лишает себя жизни, как и называть трусом человека, умирающего от злокачественной лихорадки.

Талант зреет в тиши, характер закрепляется в бурях жизни.

Теория нужна постольку, поскольку заставляет нас верить в связь явлений.

Тот, кто, уже достигнув известного возраста, хочет осуществить желания и надежды молодости, всегда обманывает себя, ибо у каждого десятилетия в жизни человека – своё счастье, свои надежды и планы.

Туманность известных максим – относительна; не всё, что понятно говорящему, может быть разъяснено слушателю.

У ложного то преимущество, что о нём можно болтать без конца; истинное необходимо сразу же использовать, иначе оно вообще не существует.

Удел разума – то, что находится в становлении, удел рассудка – то, что уже возникло. Разуму нет дела до того, зачем; рассудок не спрашивает, откуда. Разум находит радость в самом развитии; рассудок желает всё остановить, чтобы использовать.

Ужасен тот, кому уже нечего терять.

Ум делает человека шире, но парализует, деятельность животворит, но и ограничивает.

Умник почти всё находит смешным, умный почти ничего.

Цель всякого воспитания – развитие способностей.

Человек живёт среди следствий, а поэтому не может удержаться и не спрашивать о причинах; однако, будучи существом ленивым, он хватается за первую попавшуюся причину и на этом успокаивается; в особенности такова привычка здравого смысла.

Человек не может подолгу оставаться в сознательности; он должен иногда убегать в бессознательное, ибо там живы его корни.

Человек познаёт сам себя только в той мере, в какой он познаёт мир.

Человек, желающий утвердить то или иное положение, в этот миг волей-неволей односторонен; нельзя что-либо утверждать, не расчленив и не разрознив.

Человеку свойственно думать скорее об ожидающей его награде, чем о том, как её заслужить.

Что носится в воздухе и чего требует время, то может возникнуть одновременно в ста головах без всякого заимствования.

Что пожелаешь в молодости, то получишь вдоволь в старости.

Чтоб познать других – два средства есть: Одна насмешка, а другая лесть.

Чтобы уклониться от света, нет более надёжного средства, чем искусство, и нет более надёжной связи с ним, чем искусство.

Чувства не обманывают, обманывает составленное по ним суждение.

Эпоха идёт вперёд, а каждый отдельный человек начинает её сызнова.

Юношеские пороки не следует сохранять до старости, потому что старость приносит свои недостатки.

Человек, обладающий врожденным талантом, испытывает величайшее счастье тогда, когда использует этот талант.

Человек с верою и присутствием духа побеждает даже в самых трудных предприятиях, но стоит ему поддаться самому ничтожному сомнению, и он погибнет.

Что присуще человеку, то, – сколько не старайся избавиться, – при нём и останется.

Иоганн Вольфганг фон Гёте

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: