Иммануи́л Кант – отзывы, мнение, рейтинг

Восемь мифов об Иммануиле Канте: человеческий фактор

Вместо предисловия

Я хотел бы уведомить читателя о том, что текст, приведённый ниже, написан мною в соавторстве с моим учителем — доктором философских наук, профессором Владимиром Никифоровичем Брюшинкиным, который в силу трагических обстоятельств в этом году скончался. Также многие исторические данные для этой статьи брались из «Кантовского сборника», а иллюстрации — это пример малой части работы сотрудников (выражаю благодарность Ксении Фомичёвой) Института Канта БФУ им. И. Канта, которые систематизировали доступные изображения Канта. Перевод стихов Канта выполнен мною.

Коротко о мифах вообще

Традиционно, под мифом понимают сказание, которое передаёт представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях. Мифологичность людского сознания развита была в первобытных культурах, однако и для современного человека миф стал источником информации, если учитывать медийное пространство.

Миф первый: тайна имени

Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 г. в городе Кенигсберге в семье шорника, т.е. ремесленника, который занимался изготовлением седел. При крещении он получил имя «Emanuel», которое можно было найти в «Старом прусском альманахе» на эту дату. Однако впоследствии он сам поменял его на «Immanuel». Всю свою жизнь Кант гордился данным ему именем, считая его наиболее подходящим для себя.

Миф второй: бесчувственный Кант

Семья Кантов имела девять детей, хотя некоторые прожили совсем недолго. Иммануил был четвертым ребенком в семье. Семья была скромной и религиозной. Мать, которая, несмотря на свою раннюю смерть в 1737 г., оказала наибольшее духовное влияние на Иммануила, принадлежала к тому направлению протестантизма, которое называется пиетизмом. Пиетизм подчеркивал личную набожность каждого отдельного человека. Из этого следовало, в частности, внутреннее приятие и строжайшее соблюдение нравственных правил.

Мать давала Канту первые уроки любовного отношения к окружающему миру. Впоследствии Кант говорил одному из своих биографов Р. Яхману: «Я никогда не забуду свою мать, поскольку она посадила и вскормила первые ростки добра во мне, она открыла мое сердце впечатлениям природы…» (Цит. по Vorländer K. Immanuel Kant. Der Mann und das Werk. Dritte Auflage. — Hamburg: Felix Meiner Verlag, 1992. S. 17).

Дом Канта. Неизвестный художник. Гравюра по дереву. Газетная печать. Музей города Кёнигсберга.

Миф третий: неудобоваримый язык текстов Канта

Считается, что «Критика чистого разума» — одно из самых сложных произведений великого кёнигсбержца. Более чем век (1923) после смерти Канта выходит книга Макса Эпштейна «Иммануил Кант. Критика чистого разума в немецких стансах» с переложением сложного языка «Критики чистого разума» на стихи, — уже само по себе заявление перевести произведение И. Канта «Критику чистого разума» в стихотворную форму заставляет читателя невольно обратить внимание на сей труд. «Критика чистого разума» множество раз была уже переиздана, переведена на языки мира и тем более оказала влияние на всю немецкую и мировую философию.

Сам Кант писал «Критику» не для широкого читателя и рекомендовал изучение своей философии начинать не с неё. Несмотря на эти предостережения кёнигсбергского мыслителя, Эпштейн избирает определённую стихотворную форму: стансы (франц. Stance — строфа, в поэзии XVIII-XIX веков небольшое элегическое стихотворение с несложным строфическим строением и медитативным содержанием) и пытается через неё передать мысли Канта. Приведу ниже отрывок характеризующий переход Канта от теоретической философии к практической:

Я верю в априорные законы,

Определяющие действие морали,

Считается: без счастья полного

Добра и зла земные основания,

Которым люди следуют,

Не нарушая права никакого,

Достичь возможно высшего познания;

Я верю: к доброму стремится человек,

Один блуждает он, пока живёт свой век.


Портрет Канта. Рисунок ручкой. М.Басьюл.

Миф четвёртый: Кант не выезжал за пределы Кёнигсберга

Первым местом его работы был дом реформистского священника Адерша в деревне Юдтшен (ныне пос. Веселовка Гусевского района). В Юдтшене Кант пробыл, по-видимому, до 1750 г., а затем становится домашним учителем в доме майора Бернхарда Фридриха фон Хюльзена в Гросс-Арнсдорфе между Ельбингом (Эльблонгом) и Остерроде (Оструде). В качестве третьего места пребывания Канта как домашнего учителя называют обычно имение графов Кайзерлингов Раутенбург в округе Тильзит-Нидерунг, однако некоторые исследователи, например, Карл Форлендер, подвергают это сомнению. Фактом остается то, что в августе 1754 г. Иммануил Кант возвращается в Кенигсберг.

Г.Вольф. Кант на прогулке. Литография, 1924. Репродукция. Музей г. Кёнисберга.

Миф пятый: Кант избегал общения с женщинами

Существует мнение, будто Кант любил, как он, впрочем, сам писал, только свою метафизику. Однако исторические свидетельства говорят о другом.

Личная жизнь Канта не сложилась в обычном её понимании. Он не был женат, хотя по свидетельствам биографов дважды имел такое намерение. Однако обозначение Канта «галантным магистром» выросло не на пустом месте. Так как философ любил бывать в элитных обществах Кёнигсберга, вполне возможна его взаимная симпатия к определённым представительницам противоположного пола. Известны лишь некоторые обстоятельства дружбы Канта с красавицей Марией Шарлоттой Якоби-Гёшен, женой коммерсанта Якоби. Кант вместе с директором монетного двора Гешеном входил в её свиту, посещая с ней театр, балы и маскарады. Сохранились два письма, адресованные Канту, причём с орфографическими ошибками. Приведём здесь первое из них:

«Дорогой друг Вас не удивляет, что я осмеливаюсь писать Вам великому философу? Я полагала найти вас вчера в моем саду, но поскольку моя подруга вместе со мной тихонько про­крались по всем аллеям и не нашли нашего друга под этим крушком небесным, то занимаю себя изготовкой ленты к шпа­ге, она предназначена вам. Я заявляю претензии на Ваше общиство завтра пополудни. Да, Да приду, слышу я ваши слова, ну Хорашо, мы ожидаем вас, тогда будут заведены и мои часы…» (См.: Конен Й. странная дружба Иммануила Канта: Мария Шарлота Якоби-Гёшен // Кантовский сборник. Вып. 19. Калининград, 1995. С., 144 158. С., 147).

Чуть позже Кант действительно получил в подарок ленту к шпаге с ножнами, от которой отказался, как считает Ф. Гаузе, с началом Французской революции. Фраза о «заведённых часах» многими биографами оценивается как намёк на интимные отношения, но вряд ли стоит так открыто говорить: общение с таким знаменитым и уважаемым человеком как Кант могло притягивать многих людей с тем, чтобы оказаться в его кругу и тем самым повысить собственный авторитет.

Читайте также:
Арту́р Шопенга́уэр - отзывы, мнение, рейтинг

В конце 60-х годов XVIII века Кант входит в круг общения графов фон Кайзерлинг, игравших важную роль в культуре тогдашнего Кенигсберга. Особенно теплые отношения у него установились с графиней фон Кайзерлинг, в которой он видел «идеал женщины». Отношения с графиней он поддерживал около 30 лет. После ее смерти в 1791 г. он назовет ее «украшением своего пола» и почти полностью ограничит общение с женщинами.

Кант. Рисунок графини Кайзерлинг

Миф шестой: Кант был чужд искусствам

В декабре 1758 г. в университете вновь освободилось место профессора логики и метафизики. Кант выставил свою кандидатуру. Из пяти кандидатов Академический совет выбрал двух – математика Ф.И. Бука и Канта. Будучи подданным Российской империи, Кант в соответствии с принятой процедурой должен был обратиться к императрице Елизавете Петровне с просьбой о профессуре. Однако окончательно вопрос о вакансии был решён не в пользу философа. Профессуру получил Бук, который был старше по возрасту и имел больший преподавательский стаж. Канту же только в 1764 году министерством юстиции был предложен пост профессора поэзии и красноречия, случилось это, как ни парадоксально, после смерти Бука. Кант вежливо отказался, и этот отказ был оценён.

Философ получил специальный рескрипт от короля о том, что при первой же возможности умелого доцента Канта готовы выдвинуть на освободившуюся должность. Эта возможность представилась Канту в 1765 году: помня обещание министерства, Кант приступил к должности помощника библиотекаря в Королевском замке. Эта работа не требовала больших усилий и предоставляла Канту дальше преподавать и заниматься исследовательской деятельностью. Но увлечение поэзией Кант не оставил. На протяжении своей университетской жизни Канту приходилось писать эпитафии умершим коллегам. Интересно то, что Кант выражал через каждое стихотворение собственные философские мысли:

В честь доктора Лестока, военного советника и профессора права в Кёнигсберге (1780)

Так ход вещей у каждого изображён в глазу,

Как отражение его рисует, природой, что дано ему.

Иному это кажется обманом ради смеха или плача,

Один живёт лишь наслажденьями, другой для видимой удачи.

Безумие с насмешкою глазеет друг на друга слéпо,

Один во тёмном сумраке мечтал, до гробовой доски прожив нелепо.

Да будет правило одно, у сердца не отнять которого:

Будь человечным, честным, верным и с чистой совестью!

(Так похвала звучит Лестóка!) Игра всё остальное,

Ведь мудрецом и человеком быть для смертных слишком много!

Памятник Канту с Альтштадской кирхой. Цветная гравюра по дереву. А. Клоц по рисунку Г. Шенлебера. Музей города Кёнигсберга. 1881.

Миф седьмой: Кант любил одиночество

В 46 лет Кант (в 1770 г.) получил постоянное место профессора логики и метафизики. Дважды, в 1786 и 1788 г. он был ректором Кенигсбергского университета. В 1783 г. Кант купил свой дом на Принцессин-штрассе возле Замка. Именно в этом доме жизнь его приняла окончательные очертания. В нем проходили знаменитые обеды, оттуда он выходил на свои не менее знаменитые прогулки, причём этому правилу он не изменял даже тогда, когда находился уже в преклонном возрасте. Обед у Канта ‑ это отдельная тема его жизни, причём сам обед носил человеческий характер, а не ограничивался лишь поглощением пищи. Кант никогда не любил обедать в одиночестве, но всегда за беседой. Такие обеды продолжались два, а то и три часа. Пока философ был беден, он предпочитал обедать в трактире, где всегда находились собеседники.

Приобретя дом, Кант приглашал к обеду своих друзей из числа кенигсбергской знати или купцов и слышал множество интересного, что происходило за пределами Кёнигсберга. Заботясь о том, чтобы компания за столом не распадалась, Кант сформулировал полезное для всех правило число гостей за столом не должно быть меньше числа граций, но ни в коем случае не больше числа муз. Наиболее распространенные варианты утверждают, что это три или четыре. Кант, без сомнения, имел в виду эти числа, отчего получалось, что вместе с хозяином за столом не должно быть меньше 4-5 человек, в противном случае, беседа не получит нужного разнообразия и может оказаться скучной. Основное правило собравшихся было таково: беседовать обо всё чём угодно, но только не о философии.

Сцена из жизни Кант и его гости за обедом.

Миф восьмой: «Gut» сказал Кант и покинул сей бренный мир

Летом 1796 г. Кант прочитал свои последние лекции в университете, однако свое место в штате университета Кант оставил только в 1801 г. С 1802 г. началось медленное угасание философа. По его собственному признанию, его силы постоянно слабели, хотя никакой определенной болезнью он не страдал, так он писал в письме к Рейнгольду. Философу пришлось значительно ограничить ставшие традицией обеды, так как ему сложно было долгое время находиться в стоячем положении. Сократились также и знаменитые прогулки в определённое время. Последние месяцы его жизни были только медленной смертью. Но даже в эти периоды, когда здоровье не позволяло Канту работать более трёх часов в день, поскольку его мучила сонливость безотносительно от того, как он спал прошлой ночью, ‑ великий кёнигсбержец вопреки всем недомоганиям пытался построить новое основание для своего учения как переход от естествознания к физике.

Уже в декабре 1803 г. он уже не мог отчетливо написать свое имя. Он более не находил вкуса в пище, голос уже почти нельзя было различить. 6 февраля наступило резкое ухудшение, с 7 февраля он оставался в кровати. Первый и последний раз Кант лежал все эти дни в постели, не вставая с неё. Васянский проводил последние дни философа вместе с ним. 11 февраля биограф сидел у постели Канта и спросил, узнаёт ли тот его? Кант медленно вытянул губы для поцелуя благодарности за многолетнюю дружбу и помощь. Ученик был потрясён: на его памяти не было случая, когда Кант кого-либо целовал. В час дня 12 февраля Кант сделал свой последний глоток воды и произнёс последнее слово в своей жизни: «Gut». Город воспринял смерть Канта как печальное событие в своей жизни.

Читайте также:
Конфуций, биография, история жизни, факты.

Е.Доцко. Похороны Канта. Эстамп. 1979

Вместо заключения

Канта как индивида уже не существует, но его слава и мысли живы до наших дней. Его попытки ответить на самые глубинные проблемы бытия пояснили и разрешили множество проблем в науке в целом. Последний парадокс Канта как мыслителя это то, что, будучи уже более 200 лет физически мёртвым, он для человечества остаётся живым.

Кант ‑ один их тех, кому это удалось, даже если при этом пришлось ограничить событиями свою собственную жизнь, оставив потомкам не скандальные подробности своего существования, а точную и обдуманную мысль, которая приносит плоды до сего дня.

За жизнью что идёт, закрыто покрывалом тьмы:

За то, что мы творим, в ответе только мы.

(И. Кант. Эпитафия д-ру Теодору Кристофу Лилиенталю)

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции Калининград.Ru

Рецензии на книгу «Критика чистого разума» Иммануил Кант

Наука это организованные знания, мудрость это организованная жизнь.

Сначала был огромный интерес к предмету и желание прочитать все основные труды по философии. Но на протяжении многих лет, однако, желание так и оставалось желанием, и дальше чтения некоторых отдельно взятых шедевров, как например Платона и Монтеня, дело не пошло.

Потом, после прочтения чудесной книги “50 философских идей”, желание приняло некоторую более систематизированную форму, в виде длинного списочка конкретных книг.

Бодренько продвигаясь по списочку, от Платона к Аристотелю, от древних римлян к Боэцию, через англичан и шотландцев к французам и немцам, дошла до Канта и им поперхнулась. Не по зубам поначалу оказался.

А параллельно, возник огромный интерес к 20-му веку – литературе, культуре, философии. Стало все чаще попадаться в различных источниках имя Хайдеггера. И стало понятно, что для понимания Хайдеггера все же желательно сначала прочитать Канта и Гегеля.

И я вернулась к Канту. Вернулась с огромным желанием, интересом, энергией и упорством. И получилось! Все его основные работы прочитаны, и (я искренне надеюсь!) поняты, а когда приходит понимание такого уровня творений человеческого разума, то удовлетворение от процесса трудно выразить словами.

Сейчас вся погружена в Гегеля, а на очереди долгожданный Хайдеггер.

“Ослу образование дали. Он стал умней? Едва ли.
Но раньше, как осел, он просто чушь порол.
Теперь же, ах, злодей, он с важностью педанта
При каждой глупости своей ссылается на Канта.”

Кант был совершенно прав – не все знание происходит из опыта. Часть еще и из самомнения. Полтора метра росту (карлик? хоббит? нет, по уровню высокомерия – смесь карлика и эльфа), большая непропорциональная голова, профэссор, два раза собирался жениться? ну да, мир полон извращенцев и девушек, желающих замуж хоть за черта лысого. А еще Кант всю жизнь просидел в своем городишке, что очень характерно для его идей, жалко только, что не в одном и том же погребе.

Нет ничего более глупого, чем термин “объективность”. Он настолько глуп, что соответствует глупой народной массе. Именно для нее он и должен объективно выглядеть. Честное лицо, флаг, за родину, за победу – ничего столетия не меняют. Хрестоматийный образ ботаника-задрота нашел свое воплощение в многотомниках, читать которые до сих пор модно, ибо ничто так явно не тешит собственное эго. Высшая категория уметь понтоваться – это быть скромным, но Кант и до этого не дошел со своей мнимой честностью. Что делать, если нет никакого личного опыта? А его и не может быть по причине врожденной ущербности. Следовательно остается критиковать опыт, пыжиться и вымещать свое недосчастье на учениках. Но Кант не был несчастным. Ну и что, что у него не было друзей. Кант был мудаком. А мудаки счастливы именно поэтому.

Никакого категорического императива нет, потому что по определению не может быть никакого всеобщего закона. Нет правил, что распространяются абсолютно на всех без насилия. Приверженцы структур тысячелетиями несут собой свой очевидный бред, вяло морализуют словами, если за спиной не стоит надсмотрщик. Мне, например, чувство долга не дает сейчас молчать, давайте теперь все скажем правду, все, что мы думает о кантовской слезливой наивности. Дайте мне кнопку для запуска ракетоносителей и я опять же поступлю честно – нажму ее. После этого вообще вся философия сойдет на нет, что докажет несостоятельность чистого разума. Так понимаю, что сейчас должно подкатить чувство вины и что-то пробурчать. Ау, ты где?

А цель, примитивная, прикладная, очень шкурная, у Канта была. Кроме вышеозначенной гордыни, она у него очень детская и очень идиотическая. Он хотел, чтобы его гладили по головке, как маленького мальчика. Гладили неявно, а длинным витиеватым способом, после чтения его многотомников. Если где-то в темноте и притаился идиот, которые прочитал всего Канта, то для него самого нет никакой разницы – прочитал он Канта или Гарри Поттера. А окружающим тем более плевать. Никто даже не допускал всю мелочность кантовской цели, поэтому все остальное удавалось выдавать за объективность. Людям практического склада ума сложно поверить в отсутствие этого самого ума у того, кто считается умным.

Врать по Канту нельзя, вот и я пишу исключительно по Канту. Какая там еще дипломатия. Вежливость – это же форма обмана. В итоге в мире все должно быть по образу и подобию самого Канта но, что самое главное, все это будет в теории, ибо Кант исключительно для кабинетов, для тех, кого согревает мысль о собственной избранности. Их вообще-то много, но им возможности пообщаться не предоставляют. Если только в качестве клоунов на каком-нибудь телевизионном шоу. Ну так, для шоу их еще нужно отмыть. Поскольку Кант всегда прав, то проверить его честность невозможно. Жизнь Канта часто выдают за безупречную, потому что в ней заложен чужой мелкий интерес. Женщинам выгоден непьющий мужчина (как там звучит народная мудрость “не пьет или больной, или подлюка”). Обществу – пунктуальный работник – своего рода ходячий маятник, импотент, правда, заложников капитала воспроизводить не сможет, но зато не отвлекается на женщин. Какой там Ленин со своим чердаком.

Читайте также:
Платон - отзывы, мнение, рейтинг

На самом деле – как чудненько можно использовать подобных кантов. И пусть они верят в свою объективность, на здоровье. В конечном итоге всем нам от них польза. Хотя бы посмеяться. Но если счастье человека исключительно в том, что он мудак, то и в этом нет ничего выдающегося. Был у нас один студент, который ходил и у всех выклянчивал дифференциальное уравнение посложнее. Чтобы решить. Я ему обычно предлагал пару билетов в театр, чтобы он девушку пригласил или пива. В итоге это чудак стал преподавателем. Студенты его не любят и периодически бьют ему морду. Канту вовремя набить не успели.

Я рыдала над этой книгой

Это очень длинный и почти нечитаемый из-за своей сухости и сложной терминологии философский труд.
Основная цель Канта – определить пределы чистого разума. То есть, что мы можем изначально знать без помощи чувств или каких-либо других психических функций. Он определяет два важных различия: между априорным и апостериорным знанием и между аналитическими(разложением) и синтетическими(слиянием) суждениями. Апостериорное знание – это то особое знание, которое мы получаем непосредственно из опыта( например что лимон кислый,игла острая и тд), а априорное знание – это необходимое и универсальное знание, которое мы имеем независимо от опыта, оно изначально (например что брать предметы надо руками, идеи о Боге, знания математики и др)

Тот факт, что мы способны синтезировать априорные знания, свидетельствует о том, что чистый разум способен знать важные истины. Однако Кант не следует рационалистической метафизике, утверждая, что чистый разум способен понять тайны вселенной. Вместо этого он предполагает, что многое из того, что мы считаем реальностью, формируется воспринимающим умом. Ум, согласно Канту, не пассивно воспринимает информацию, предоставляемую чувствами. Скорее, он активно формирует и осмысляет эту информацию. Если все события нашего опыта происходят во времени, то это потому, что наш ум усваивает ( на уровне ощущений) сенсорный опыт во временной прогрессии, а если мы воспринимаем, что некоторые события вызывают другие события, то это потому, что наш ум осмысливает события с точки зрения причинно-следственной связи.

Время и пространство, утверждает Кант, являются интуитивными на уровне восприятия(сенсорная и перцептивная системы) , а понятия причинности и инерции, являются чистыми интуициями нашей способности к пониманию(осмыслению).

Если совсем просто, то Кант пришел к выводу: человек не может осмыслить окружающую реальность ТЕОРЕТИЧЕСКИ(качественно), но с точки зрения ПРАКТИКИ(количественно) он неплохо в ней существует.

Если кто-то хочет вникнуть в эту теорию, но без фанатизма, то Кант попытался облегчить путаницу своих читателей, опубликовав «Пролегомены ко всякой будущей метафизике».Этот труд намного короче “Критики чистого разума” и гораздо более доступен по стилю, что делает его ценным отправным пунктом для метафизики и эпистемологии кантовской философии.

дурацкий вопрос: что хотел сказать иммануил кант. ничего не хотел. он взял и сказал. и сказал так, как никто никогда не сказал бы.

Бабочку сбили палкой.

Объемная большая книга. Что же она из себя представляет? Слишком большая, чтобы быть съеденной быстро. Слишком много в ней представлений на которые не опирается современный читатель. Очень вязкая почва, окруженная множество толков. Да, еще название такое высокое ” Критика чистого разума”. но действительно ли это тот самый великолепный дворец человеческий суждений? Действительно ли он настолько прекрасен и если да почему же в кратких изложениях выносят лишь основные термины и так мало внимания уделяют логике, способу, манере философского суждения. Ведь, если он был действительно разумен, несмотря на ошибочные суждения, вытекающие из недостатка фактов, так может быть открыть тот особенный чистый разум?
Первое впечатление очень привлекательное, так как ожидаешь чего-то абсурдного, а тебя наоборот встречает вполне приветливый тон в введении, но дальше. множество слитых в одно единое целое суждений с постоянной критикой других философ и других взглядов, что разумеется обосновано названием книги, но даны они в каком-то непригодном к пониманию хаосе.
Первый напрашивающийся вывод:
Согласно его же суждению цель его изучения в определении границ исследования, а границы его исследования ограничиваются начальными определениями, так как без опыта из вне одни и те же вещи можно лишь бесконечно описывать, определяя их различными понятиями. И все суждения постоянное переламывание основ, попытка их толкования.
Второй:
У него есть понятие синтетического суждения, основанного как раз на введение нового, но. они то ли не запомнились мне, то ли как то уж слишком завуалированы.
И только на третий заход “лизнув википедию”, обращаешь внимание на “гениальное разграничение образа и понятия”. Я не понимал этого всю книгу.
Он сильно толкнул вперед развитие взглядов?(У него было несколько других предсказаний впрочем не относящихся к этой книге) Тоже нет, толковый перевод книги появился в России, если верить редакции издания больше чем через 150 лет. “Вещь в себе” – так говорил Ленин, поэтому не меняли, заменена на “Вещь сама по себе”, что кажется лучше, потому что подчеркивает независимость предмета от нашего восприятия. Хотя сейчас везде пишут опять по-видимому первый вариант.
Как же к этому относиться просто мода на определенный взгляд?
Критический взгляд. все менее соглашающийся с основными представлениями, отталкивающий чужие суждения, иногда даже кажется схожий с современным цинизмом, но при этом взгляд верующий в логику и старающийся определить критику, как науку. (Мать всех наук родила еще критику.) Ставящий вопросы о боге, бессмертии и свободе. Свобода очень коварный принцип, более подчеркивающий индивидуализм.
Микрокосмос.
Если представлять все предметы, как производную нашего разума, чувств, то разумеется общее представление у каждого человека будет свое. У каждого свой разный мир, а значит его суждения верны в отношение его микрокосмоса, тогда как более распространенные понятия и представления несут общественный взгляд.
Сам Кант не одобрял слепого понимания взглядов и обращал внимание на творческий подход.
Он постоянно обвиняет соперников в софистике, что есть софистика. Иногда его выводы просто уходят в стороны. Очень много повторений, и очень мало пояснений про мотив и необходимость введения новых определений.
Философия, как критика для других наук? Без знаний она наверняка уже тогда несла много смысла (подожгла множество жоп), а если философ обладает необходимым знанием для понимания конкретно выполняемой практической задачи – зачем ему еще и философия. Ведь опять строить критику понятий из своих собственных суждений при уже развившихся достаточно взглядах несколько сомнительно, впрочем в отношении столкновении между философскими микромирами, как столкновения между блогерами, вполне нормально, но зачем лезть в критику других наук, для чего пытаться истолковывать их понятия ( может быть это вытекающий прообраз глобального общественного мнения, которое не терпит всех авторитетов и в большинстве своем всегда критическое). В этой же книге он очень забавно увиливает от вопроса: Чем лучше философская модель мышления по сравнению с обычным разумом в таком случае; превознося значение обычного разума, а не определяя сам смысл особенной критической науки.
(Может быть он просто идол мышления?)
В конечном итоге в отношении различных областей так или иначе появляются критики, так или иначе они действительно способствуют развитию тех или иных областей. Так что же наука это. наука о первоначальной способности мышления, критическому суждению или простое свойства человеческой души искать собственное понимание этого мира, растянутое до науки?
Единение.
Интересная идея, которая меня на секунду захватила. Ведь человек именно представляет окружающие нас объекты через собственные чувства или зеркальные нейроны. При этом они являются частью собственного сознания, отражением нашего разума. Но интересен в этом случае не неживой объект, а то что разум может предвидеть поведение живого существа. Почему человек скучает по кому-то? Часть другого отражается в нем. На сколько это другое влияет на него и как оно работает.
Интересно, Фрейд увлекался произведениями Канта.
У каждого человека действительно есть собственное представление, которое не верно по отношению к большинству, или верно, но опирается на первоначальные принципы, не развивая себя. ( по его версии ленивый разум). Угодить всем невозможно.
Есть ли смысл критиковать этот замечательный чистый разум?
Современные взгляды, как множественный красочный ветер обрамляют планету Земля, поднимают голову в будущее, лицезрея представление человека нового, стремящегося раскрыть в нем себя так ярко, как только возможно и так сильно, как только можно. Он бежит вперед, несется в потоке бурной жизни и сама философия взглядов, меняется, становится другой. Символы захватывающие и подчиняющие себе эпоху, рождают новых лидеров. Слово стало слишком медленно и заменено графикой, целыми мирами, в которых
люди существуют по своим правилам. Идеи, как флаги, развиваются над глобальными корпорациями, диктующими свои условиями. Критика взглядов, сама способность суждения превратила людей в то, что они есть. И это прекрасно!
И действительно человечество проделало огромный путь в собственных представлениях и суждениях. И современный человек, пожалуй, является возможно даже слишком логичным существом, ведь дело не в поверхностных представлениях, а скорее в боязни ошибиться, и в тех своих, родных “образах” с которыми человеку не хочется расставаться.
( П.С. Краткая суть: Наш рассудок предписывает законы природе, дробя мир на категории. Есть различие между чувственным восприятием и логическим. Без дробления и распределения полученного опыта синтетические суждение невозможны. Ну и хер с ними.)

Читайте также:
Платон, биография, история жизни, факты.

Кант Иммануил. Книги онлайн

(22 апреля 1724 — 12 февраля 1804)

Родился в небогатой семье ремесленника-седельщика. Мальчик был назван в честь святого Иммануила, в переводе это библейское имя означает «с нами Бог». Попечением доктора теологии Франца Альберта Шульца, заметившего в Иммануиле одарённость, Кант закончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум», а затем поступил в Кёнигсбергский университет. Из-за смерти отца завершить учёбу ему не удаётся и, чтобы прокормить семью, Кант на 10 лет становится домашним учителем. Именно в это время, в 1747—55, он разработал и опубликовал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности, не утратившую актуальности до сих пор.

Будучи слаб здоровьем, Кант подчинил свою жизнь жёсткому режиму, что позволило ему пережить всех своих друзей. Его точность следования распорядку стала притчей во языцех даже среди пунктуальных немцев и вызвала к жизни немало поговорок и анекдотов. Женат он не был, говоря, что когда он хотел иметь жену, он не мог её содержать, а когда уже мог — то не хотел…

Книги (18)

Иммануил Кант — ум, честь и совесть эпохи Просвещения, один из величайших философов всех времен. Мысль Канта необратимо изменила весь интеллектуальный ландшафт Европы. Ни разу за свою жизнь не переступивший предела своего родного Кенигсберга (ныне Калининград), Иммануил Кант объял мыслью все основные сферы человеческого существования. Не обошел вниманием он и темы политики, власти и истории.

В настоящем сборнике представлены тексты, которые можно обозначить как «философско-исторические и политические сочинения Канта». В них мыслитель рассматривает политику как через призму права, так и через призму истории. Именно в этих работах им формулируется всемирно-исторический идеал Вечного мира, или Мировой Республики.

Иммануил Кант (1724–1804) оказал огромное влияние на развитие классической философии. В своих трудах он затронул самые важные вопросы мироздания и человеческого общества, ввел многие основополагающие понятия, в том числе «категорический императив». По мнению Канта, категорический императив — это главные правила, которыми должны руководствоваться как отдельные личности, так и общество в целом, и никакие внешние воздействия, так называемые «объективные причины» не должны мешать выполнению этих правил.

Георг Гегель (1770–1831) один из создателей немецкой классической философии. Самое важное понятие в философской системе Гегеля — законы диалектики, согласно которым всё в мире и обществе постоянно переходит из одних форм в другие, и то что сегодня кажется вечным, завтра рассыпается в прах. В этом заключается «всеобщая мировая ирония», по определению Гегеля.

В книге собраны наиболее значительные произведения Канта и Гегеля, посвященные данной теме.

Вторая после “Критики чистого разума” работа Канта, в которой излагается его учение о нравственности – критическая этика или метафизика нравов.

В предисловии Кант объясняет, что его исследование должно доказать существование чистого практического разума и осуществить критику его практической способности, с допущением которой твердое основание приобретает трансцендентальная свобода в ее абсолютном значении.

Читайте также:
Карл Генрих Маркс - отзывы, мнение, рейтинг

“Критика способности суждения” – одно из основополагающих произведений в истории мировой эстетической мысли. Выдающийся немецкий философ дал здесь глубокую и оригинальную разработку наивысших теоретических проблем: своеобразие эстетической сферы, ее отличия от нравственности, от всех других видов человеческой деятельности; проблемы “гения” и творческого воображения и т. д.

“Критика способности суждения” постоянно находилась в центре внимания и русских мыслителей XIX – XX веков. И сегодня она дает богатую пищу для размышлений в области философии, красоты и искусства.

В критику чистого разума входит все, что составляет содержимое трансцендентальной философии: она есть полная идея трансцендентальной философии, но еще не сама эта наука, потому что в анализ она углубляется лишь на столько, насколько это необходимо для полной оценки априорного синтетического знания.

Перевод с немецкого Н. О. Лоссокого.

Иммануил Кант (1724 — 1804) оказал огромное влияние на развитие классической философии в мире. В своих трудах он затронул самые важные вопросы мироздания и человеческого общества, ввел многие основополагающие понятия, в том числе «категорический императив». По мнению Канта, категорический императив — это главные правила, которыми должны руководствоваться как отдельные личности, так и общество в целом, и никакие внешние воздействия, так называемые «объективные причины» не должны мешать выполнению этих правил.

В книге приводятся работы Канта о нравственности, истоках добра и зла в душе человека, а также об императивных законах, нарушение которых ведет к деградации личности.

Всякую философию, поскольку она опирается на основания опыта, можно назвать эмпирической, а ту, которая излагает свое учение исключительно из априорных принципов,- чистой философией. Последняя, если она только формальна, называется логикой; если же она занимается лишь определенными предметами рассудка, то она называется метафизикой..

Так возникает идея двоякой метафизики – метафизики природы и метафизики нравственности. Физика, следовательно, будет иметь свою эмпирическую, но также и рациональную часть; точно так же и этика, хотя здесь эмпирическая часть в отдельности могла бы называться практической антропологией, а рациональная – собственно моралью.

Есть ученые, для которых сама история философии (как древней, так и новой) есть их философия; наши пролегомены написаны не для них. Им следует подождать, пока те, кто старается черпать из источников самого разума, кончат свое дело, тогда будет их черед известить мир о совершившемся.

Собрание сочинений яркого представителя немецкой классической философии эпохи Просвещения Иммануила Канта.
В собрание сочинений вошли:
Собрание сочинений т. 1 -6
Вопрос о том, стареет ли Земля с физической точки зрения
Критика практического разума
Критика способности суждения
Критика чистого разума
Основы метафизики нравственности
Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука

Данное собрание сочинений приурочено к 200-летию избрания Канта членом Петербургской академии наук. Юбилейное издание отличается своей полнотой: в нём практически собрано всё существенное, что было издано на русском языке.

Первый том юбилейного Собрания сочинений Канта содержит работы так называемого «докритического» периода. Главная из них — «Всеобщая естественная история и теория неба», посвященная космогонической гипотезе. Работа «Физическая монадология» дана в переводе П. Флоренского, более точном, чем перевод, помещенный в предыдущем издании. Том содержит новую вступительную статью и новые примечания.

Второй том юбилейного издания продолжает публикацию «докритических» работ Канта. Сюда вошли «Наблюдения над чувством возвышенного и прекрасного», «Грезы духовидца», диссертация «о форме и принципах чувственного и интеллигибельного мира» и др.

Сверка перевода черновых записей в авторском экземпляре «Наблюдений. » с новейшей публикацией оригинала привела к коренному исправлению русского текста, который ныне дается не как самостоятельное произведение, а лишь как характерные для Канта повседневные заметки.

Третий том юбилейного издания целиком посвящен главному труду Канта — «Критике чистого разума». Восстановлен, насколько это возможно, классический перевод Н. Лосского.

Перевод скрупулезно сверен с оригиналом, в него внесены необходимые терминологические уточнения. Традиционно воспроизведен текст второго прижизненного издания труда Канта, в приложениях даны существенные выдержки из первого издания. В обоих случаях на полях дана пагинация первоизданий (по которой обычно даются ссылки в кантоведческой литературе). Примечания написаны заново и значительно расширены.

Четвертый том юбилейного издания содержит четыре книги Канта, вышедшие вслед за «Критикой чистого разума».

Это «Пролегомены», представляющие собой краткое изложение основных идей главного труда Канта; «Основоположения метафизики нравов» — первая крупная работа по этике; «Метафизические начала естествознания», труд показывающий живой интерес Канта к теоретическим проблемам природоведения; «Критика практического разума», развивающая идеи Канта в этической сфере. Переводы заново сверены с оригиналом, примечания к работе по философии естествознания написаны заново.

Пятый том юбилейного издания посвящен эстетике и теории культуры. Он содержит «Критику способности суждения» — основной труд Канта в этой области, которая служит связующим звеном между теорией познания и теорией нравственности. Дается новый перевод работы, в котором устранены грубые ошибки, препятствовавшие пониманию основополагающих идей философа.

В качестве приложения публикуется «Первое введение к «Критике способности суждения», которое было напечатано лишь посмертно. Эстетические работы Канта представляют самостоятельный интерес для всех работающих в этой области.

Шестой том юбилейного издания охватывает две работы Канта — «Религия в пределах только разума» и «Метафизика нравов». Первая анализирует только философские проблемы религии, но содержит важнейшую часть этической теории Канта.

«Метафизика нравов» — итоговая работа по философии права и нравственности; работа публикуется в традиционном виде, одновременно (в примечаниях) приводятся результаты новейших текстологических исследований, которые знакомят с тем, в каком виде рукопись вышла из-под пера Канта и какой трансформации подверглась в ходе первой публикации.

Седьмой том юбилейного издания знакомит читателя с позднейшими книжными публикациями Канта.

Наибольшим успехом пользовалась небольшая брошюра «К вечному миру» — образец философской публицистики, как бы обращенной в наши дни, когда вопрос о предотвращению войны стал предельно актуальным. «Спор факультетов» — тоже философская публицистика; в книге объединены три работы — по философии религии, по философии истории и по «системе здоровья», которой Кант неукоснительно придерживался, преодолевая все грозившие ему недуги.

Читайте также:
Аврелий Августин Иппонийский (Aurelius Augustinus Hipponensis) - отзывы, мнение, рейтинг

«Антропология» — итоговая работа по философии человека. В приложениях публикуется незаконченная рукопись об успехах метафизики, написанная для конкурса, в котором Кант хотел принять участие.

Восьмой том завершает юбилейное издание Канта. Сюда вошли статьи, написанные после 1781 года и появившиеся в периодической прессе.

Далее — два курса лекций: «Логика », «О педагогике», избранные письма и черновые наброски. Среди последних значительное место занимает рукопись «Об основанном на априорных принципах переходе от метафизических начал естествознания к физике», над которой Кант работал в последние годы.

Как и в предыдущем Собрании сочинений, дается значительный отрывок из этого произведения. Переводы ряда статей, вошедшие в том, публиковались ранее в «Кантонских сборниках» (Калининград).

Бессмертные цитаты Канта, влиятельного философа Европы, создателя грандиозной метафизической системы, основоположника немецкой классической философии, вошли в историю, а книги ученого лежат в основе философского учения во всем мире.

Комментарии читателей

Отважный Читатель / 16.03.2016 “Будучи слаб здоровьем, Кант подчинил свою жизнь жёсткому режиму, что позволило ему пережить всех своих друзей. Его точность следования распорядку стала притчей во языцех даже среди пунктуальных немцев и вызвала к жизни немало поговорок и анекдотов. Женат он не был, говоря, что когда он хотел иметь жену, он не мог её содержать, а когда уже мог — то не хотел…” koob.ru

Вот видите.На лицо психические отклонения.Труды не всех философов рассудительному и глубокомысленному человеку могут нравиться. Часто критическое мышление душеспасительно.

Новое в блогах

Сообщество «Д̅у̅х̅о̅в̅н̅о̅е̅ п̅р̅о̅б̅у̅ж̅д̅е̅н̅и̅е̅💖»

Два гениальных доказательства существования Бога, которые привел Иммануил Кант

Немецкий философ Иммануил Кант по сей день считается одним из величайших мыслителей за всю историю человечества. Его не стало более 200 лет назад, но его изречения актуальны и в наше время.

Посмотрим, о чем рассуждал великий Кант и как просто умел объяснять сложные жизненные процессы.

Цитаты Иммануила Канта, @Дзен.Счастливая Жизнь, фото www.sutori.com

1. Об ответственности за свою жизнь

Люди сами создают себе проблемы и условия, при которых вынуждены страдать, считал великий мыслитель, и с этим трудно спорить. Ведь если вы не опускаете рук, не позволяете другим пользоваться вами или унижать вас, то всегда будете на высоте. А уж если допустили такое, не жалуйтесь, а исправляйте ситуацию.

Цитаты Иммануила Канта, @Дзен.Счастливая Жизнь, фото www.yakaboo.ua

2. О чувстве неудовлетворенности

Как часто мы жалуемся на судьбу, имея даже больше, чем нам необходимо для счастья! Как часто бываем недовольны своими хорошими детьми и супругами, которые допустили ошибку?

Чувство неудовлетворенности жизнью и самим собой – самая распространенная проблема человека. Используя эту нашу особенность, крупнейшие производители товаров побуждают нас делать новые и новые покупки, дизайнеры создают новые коллекции одежды, чтобы вынудить нас следовать моде.

Вспомните хоть одного человека, который был бы доволен своей жизнью на 100 процентов!

С одной стороны это – вечное мучение и бесконечная гонка за морковкой, с другой – чувство неудовлетворенности – прекрасная мотивация для развития человечества.

Человек редко думает при свете о темноте, в счастье — о беде, в довольстве — о страданиях и, наоборот, всегда думает в темноте о свете, в беде — о счастье, в нищете — о достатке, – говорил Кант.

Цитаты Иммануила Канта, @Дзен.Счастливая Жизнь, фото ru.wikipedia.org

3. О фокусе внимания

Психологи не раз твердили о пользе позитивного мышления, о привычке замечать в первую очередь хорошее в окружающем мире. Красота – в глазах смотрящего, говорили классики. И если вы фокусируете свое внимание преимущественно на хорошем, то жизнь автоматически становится легче и интереснее. В наших глазах будто установлен калейдоскоп, который складывает узор из нашего опыта, наших чувств и настроения. Вот почему, глядя на одного и того же человека разные люди имеют о нем разное представление. Кому-то он кажется красивым, кому-то – уродливым.

Кстати говоря, у Канта есть еще одно интересное высказывание, которое можно применять в повседневной жизни: “Веселое выражение лица постепенно отражается и на внутреннем мире” Начните улыбаться по утрам и ваши дни станут приятнее и радостнее!

Цитаты Иммануила Канта, @Дзен.Счастливая Жизнь, фото www.artlit.club

4. О невозможности понять человеческую природу

Тысячи лет мыслители и ученые пытаются разгадать, как устроен человеческий мозг и мир в целом. Однако, чем больше мы узнаем о себе и о Вселенной, тем, кажется, уходим дальше от истины.

Существует множество теорий и гипотез о том: как все устроено, но жизнь периодически подкидывает нам неожиданные сюрпризы, которые напрочь их опровергают. Так где же истина и нужно ли ее искать?

Вот что об этом говорил Кант.

Цитаты Иммануила Канта, @Дзен.Счастливая Жизнь, фото www.cv.wikipedia.org

5. О страхах

Стихи перед болезнью и немощью, маниакальное желание заботиться о своем здоровье, переходящее границы нормальности, все это, по мнению Канта не продлевает, а наоборот укорачивает дни человека.

Ведь если мы завышаем важность какого-то события или факта, мы создаем энергетический избыточный потенциал, и силы внешнего мира пытаются этот дисбаланс погасить.

Не зря говорят, что у многих людей почему-то сбываются самые пугающие страхи, ведь они постоянно дератизируют их в уме!

Кант говорил об этом явлении просто и понятно: “Кто боязливо заботится о том, как бы не потерять свою жизнь, никогда не будет радоваться этой жизни”.

Цитаты Иммануила Канта, @Дзен.Счастливая Жизнь, фото www.yakaboo.ua

6. О доказательствах существования Бога

Кант был атеистом, но при этом не отрицал существование Бога. Он говорил, что в любом случае жить нужно так, будто он существует. Ведь именно вера пробуждает в человеке желание поступать по-совести и испытывать эмпатию к окружающему миру.

Кант говорил, что знание о божественной природе сущего заложены в каждом человеке, как базовая программа, мы уже рождаемся с этим знанием. А если Всевышний и существует, то признаки его существования мы чувствуем глубоко внутри, на интуитивном уровне.

“Звездное небо над головой и моральный закон внутри нас наполняют ум все новым и возрастающим восхищением и трепетом, тем больше, чем чаще и упорнее мы над этим размышляем”, – говорил Кант.

Что Иммануил Кант думал о русских

Иммануил Кант родился в Кёнигсберге 22 апреля 1724 года. «Афиша Нового Калининграда» побывала на конференции в Историко-художественном музее, организованной «Обществом друзей Канта и Кëнигсберга», и записала выступление доктора философских наук, профессора РГГУ Алексея Круглова. Учёный рассказал, какие дисциплины Кант преподавал русским офицерам, почему считал, что в России живут люди с обезьяньими хвостами, и почему был уверен, что русские крестьяне гораздо умнее своих «коллег» из других стран.

Читайте также:
Дэвид Юм (David Hume) - отзывы, мнение, рейтинг

Откуда Кант узнавал о русских?

— Известно, что Кант четыре с половиной года был подданным Российской империи, российской императрицы Елизаветы Петровны. В Кёнигсберге четыре с половиной года находились российские войска. Соответственно, было очень много контактов населения Кёнигсберга с россиянами, прежде всего с российскими офицерами. Существовали офицерские собрания, люди вместе играли в бильярд, карты. Кант преподавал российским офицерам такие специфические дисциплины, как военная архитектура, практическая математика, пиротехника, хотя сегодня в это трудно поверить. У Канта действительно были российские студенты. Немного, но они были, а значит, Кант мог иметь довольно большой опыт в общении с русскими. К сожалению, мы находим мало следов этого опыта в его суждениях о России и россиянах. Возникает вопрос: каковы же были иные источники его знаний? Откуда он их брал?

Высказывания Канта о россиянах можно найти в его «Лекциях о физической географии». В те времена география отличалась от сегодняшнего её понимания. В этих лекциях Кант довольно много рассуждает о национальных характерах, национальных кухнях, религии. Всё это тогда входило в понятие так называемой физической географии. Второй источник суждений Канта о России и россиянах — его лекции по антропологии. Кроме того, можно найти разрозненные мысли Канта о России в самых разных его печатных работах.

Итак, источники кантовских «Лекций о физической географии» достаточно хорошо исследованы. Кое-что до сих пор неясно, но известно, что Кант в то время был большим почитателем описаний путешествий. Какими источниками он пользовался? Это были дневники путешественников и заметки первоклассных исследователей. Лучшее, что можно было найти в то время — штудии Антона Фридриха Бюшинга, Иоганна Георга Гмелина, Иоганна Готлиба Георги, Петра Симона Палласа. Конечно, сегодня любой ребёнок может включить телевизор и, переключая каналы вроде National Geographic, узнать о той или иной стране гораздо больше, чем Кант за всю свою жизнь. Но Кант был философом, и всё, что он читал, он читал, что называется, философским глазом. Вместе с тем Кант порой высказывает о национальном характере очень странные мысли, и источники этих его высказываний до сих пор неизвестны. На мой взгляд, сила Канта была прежде всего в метафизике и этике. Что касается физической географии, уровень его знаний просто соответствовал уровню того времени. В лекциях по антропологии у него часто встречаются по-настоящему странные предубеждения. Ну, абсолютно человеческая черта, ничто человеческое ему не чуждо.

О географическом положении России

— Кант размышлял, полезна ли величина России. По мнению философа, это скорее плохо, чем хорошо. Огромный размер России объясняет, почему этой страной так трудно управлять. Особое внимание Кант уделял северному положению России. Он считал, что южные страны, где день и ночь примерно одинаковы, обладают большим порядком. Хотя сегодня можно проверить это утверждение, сравнив итальянский порядок и немецкий «орднунг». В любом случае так думал Кант, так думали некоторые в XVIII веке. Россияне бывали в Кёнигсберге, но Кант в России не был никогда. И он предполагал, что проблема России в том, что ночь там длится слишком долго. И не только в Сибири, но и в Санкт-Петербурге. О Москве он практически не высказывался.

Кант кое-что написал об отношениях России и Китая. Он считал, что, если бы реки России текли на юг, тогда между этими странами были бы гораздо более тесные и тёплые взаимоотношения, что приносило бы всей России исключительную пользу. Но российские реки текут к Северному Ледовитому океану, и с этим ничего не поделать. Границу между Азией и Европой Кант прочерчивает не по Уральским горам, а по Енисею, то есть практически по восточной Сибири. Если сейчас без комментариев перевести это описание карты на русский язык, то люди просто посмеются, но это не смешно — таков был уровень знаний XVIII века.

Ещё один пример из лекций Канта по физической географии. Речь там идёт о людях в Калмыкии, у которых есть обезьяний хвост. Некоторые попытаются высмеять Канта: представляете, тот, кто говорил о категорическом императиве, разуме, рассказывает нам о людях, снабжённых небольшим придатком в виде обезьяньего хвоста. К счастью, есть источник этих знаний Иммануила Канта. Философ цитирует исследование «Топография Оренбургской губернии» россиянина Петра Рычкова. Рычков был членом Российской академии наук. Книга эта была издана в Императорской академии наук в Санкт-Петербурге. Интересно, что Рычков говорит о том, что не так уж точно известно о существовании людей с обезьяньими хвостами: какой-то переводчик рассказывал, что он об этом слышал и утверждал, что даже видел такого ребенка. Но у Канта несколько иная модальность этой фразы.

О национальном характере

— Есть ли вообще национальный характер? Для Канта это не риторический вопрос. Он сам задаёт его и сам утвердительно на него отвечает. В качестве подтверждения национального характера Кант приводит русскую армию. Он утверждает, что тот, кто видел русскую армию, точно знает, что национальный характер — это не химера: все русские солдаты как будто из одной закваски, примерно одинаковые на лицо, такие бравые парни.

Вместе с тем, с одной стороны, Кант говорит, что определённые черты русского характера хорошо известны. С другой, он пишет, что русская нация пока что не очень известна миру, а потому сложно говорить о национальном характере. С третьей стороны, Кант считает, что русские находятся в процессе развития их национального характера, и для того, чтобы делать выводы о нём, нужно подождать. К тому времени, когда Кант писал, что русские ещё не очень известны, Кёнигсберг уже был русским городом, сам Кант четыре с половиной года числился подданным Российской империи, русские завоевали Берлин, Александр Суворов преодолел Альпы в ходе своего италийского похода. Тем не менее Кант верит Жан-Жаку Руссо, Готфриду Лейбницу и другим, кто за 50 лет до него создал миф о том, что русская нация неизвестна.

Читайте также:
Фома Аквинский - отзывы, мнение, рейтинг

Но что же, по Канту, относится к важным чертам русских? Основной лейтмотив — твёрдость. Позже он будет сравнивать русских с поляками, говорить о мягкотелых поляках и твёрдых, суровых русских. Этот нарратив мы часто находим у Канта. Откуда эта твёрдость? Кант утверждает, что русские женщины воспитывают своих детей очень жёстко. Это, конечно, большой вопрос, как они их воспитывают. Он говорит, что очень многие дети умирают, но те, кто выживает, посмотрите на русскую армию, — бравые парни. Закалка организма у русских жёсткая, но те, кто это пережил, становятся здоровыми, крепкими людьми, лучшими инструментами войны.

В то же время Кант часто противоречит сам себе в определении русских национальных черт. «Русские не глупы», — утверждает он. Буквально следующая цитата — «Русские глупы». И подобные тезисы вы постоянно находите у Канта в его лекциях об антропологии. «У русских нет природы» и наоборот «У русских такой природный характер, какого нет ни у одного другого народа». Эти противоречия — своего рода признак того, что в антропологии Кант был нерешительным и постоянно пытался найти новые источники, исследовал их, приходил к новым результатам. Подобные его суждения, в принципе, имеют некую фантазийную, спекулятивную природу. Кстати, почему русские глупы? Чтобы обосновать это суждение, он приводит в пример историю. К сожалению, неизвестно, из какого источника она получена. Может, какой-то иностранец был в России, увидел сценку в Санкт-Петербурге, потом пересказал её, Кант услышал или прочитал её и сделал вывод: русские глупы. История эта о том, что в Санкт-Петербурге был мост, который можно переходить только после пушечного выстрела. Человек шёл по мосту, услышал пушечный выстрел, развернулся и пошел обратно на берег. Почему человек вернулся? Может, он вдруг понял, что забыл кошелёк. Мы этого не знаем. Однако Канту хватило этого пересказа, чтобы прийти к своим суждениям. Кант часто писал о том, что неблагоразумно характеризовать нацию, исходя из мелочей, но, как видите, сам не всегда следовал этой логике.

О русских поговорках

— Я попытался пересчитать все слова на русском языке, которые нашёл в текстах Канта: «олени», «белуга», «стерлядь», периодически в текстах, которые служили источником для Канта, возникает слово «квас», иногда «щи». В принципе, это все русские слова, которые знал Иммануил Кант. Тем не менее это не мешало ему делать выводы о русском языке. Канту была известна поговорка о том, что если муж не бьет жену, то он ей не верен. Однако философ считал это выдумкой. Его любимая поговорка из русского языка (она встречается многократно): «Гостя встречают по одёжке, а провожают по уму».

О науке и культуре

— Кант был очень скептично настроен относительно российской культуры и науки. Он считал, что русским не хватает оригинальности: они могут хорошо воспроизводить, но не придумывать что-то своё. Кант отмечал, что ему не известен ни один великий русский художник, который бы не копировал, а создавал что-то самостоятельное. Здесь мы снова встречаемся с противоречием. В другой цитате Канта утверждается, что у русских есть дисциплина и культура. В третьей снова говорится о том, что культуры у русских нет. Кант отмечает, что русские охотно берут учителей из-за границы. С 1755 года, с основания Московского университета, это действительно было так, но на смену поколению иностранных профессоров пришли русские профессора и преподаватели. У Канта, честно говоря, вы этого не найдете. В чём же тогда состоит сила русских? Сильная сторона в математике. Кант считал, что математика — это наука, которой не нужна оригинальность, и потому она очень подходит русским. Среди математиков он находит уважаемых русских, но не называет ни одного конкретного имени.

— Что Кант вообще знал о православной церкви? Известно, что во время Семилетней войны была временная православная церковь располагалась недалеко от дома, где тогда проживал Кант. Но у нас нет доказательств, что Кант эту церковь посещал. Единственное, что я нашёл у него — это цитата по отношению к мощам и Троице-Сергиеву монастырю.

В «Лекциях о физической географии» есть много описаний религии сибирских народов. Много сказано там о шаманах и шаманках, которые обманывают людей. Это описания были взяты у Иоганна Георга Гмелина. Кант довольно дотошно передает его цитаты. Кстати, почему-то Кант считает, что марципан заимствован у русских монахов, что он придуман русскими. Источник этих его знаний неизвестен, но таково было мнение великого философа из Кёнигсберга.

— Видимо, это единственная «русская» тема, выводы о которой Кант делает, основываясь на личном опыте, а не на суждениях Лейбница, Руссо и философов Просвещения, живших за сто лет до него. Почти все высказывания Канта по отношению к русской армии очень комплиментарные за исключением одного. Кант утверждает, что в русской армии практически нет дезертиров, потому что россияне верны своей императрице, очень любят свою родину, и это знак того, что русские не являются просвещёнными, в отличие от немцев. Немцы не настолько связаны со своей землей, поэтому во всем мире можно найти немецких колонистов, они легко уезжают, и, таким образом, в глазах Канта являются более просвещённой нацией. Думаю, можно по-разному относится к этому выводу, но таково было мнение Иммануила Канта.

— Кант утверждает, что русские являются невероятно прилежными крестьянами. Они гораздо умнее крестьян Пруссии, Силезии, Саксонии, Швабских земель и так далее. Русский крестьянин — это самоучка, который владеет разными ремёслами и может всё сделать своими силами, будь то дом или телега. С одной стороны, утверждает Кант, это прекрасно, но как раз в этом заключена и большая проблема, потому что всё, что крестьянин может сделать, — очень плохого качества. Всё это может быть использовано только для каких-то бытовых целей, и потому это препятствие к процветанию ремёсел, развитию городов, развитию торговли между городом и деревней. С одной стороны, это умение — большая сильная сторона русского народа. С другой, именно в этом заключена его большая слабость.

Читайте также:
Джордж Беркли, биография, история жизни, факты.

Кант Иммануил, все книги автора

Кант Иммануил

Биографии писателя Кант Иммануил пока нет. Если Вы хорошо знакомы с жизнью и творчеством этого автора, Вы можете помочь проекту, добавив его биографию .

Ниже Вы найдете все книги автора, представленные в нашем каталоге книг. Используя вкладки, Вы можете посмотреть не только книги, но и рецензии участников проекта на книги автора, цитаты из его книг. Вы также можете задействовать сортировку, с помощью которой можно посмотреть самые популярные, читаемые или рецензируемые произведения автора Кант Иммануил.

Критика чистого разума

Есть мыслители, влияние которых не ограничивается их эпохой, а простирается на всю историю человечества, поскольку в своих построениях они выразили некоторые базовые принципы человеческого существования, раскрыли основополагающие формы отношения человека к окружающему миру. Критические труды.

Критика практического разума

Критика практического разума – вторая из трех критических работ Иммануила Канта, непосредственное продолжение его “Критики чистого разума”. Она посвящена понятию категорического императива – высшего принципа нравственности, вопросам этики, долга и морали, рассуждениям о счастье. Для.

Обоснование непостижимого

О серии:Серия «Великие идеи» представляет собой библиотеку выдающихся образцов человеческой мысли. Это подборка знаменитых произведений мыслителей всех времен и народов. Это главные произведения философов с древнейших времен: от Конфуция и Платона до Фрейда и Ницше. Мы особенно тщательно подбираем.

Иммануил Кант. Собрание сочинений в восьми томах

Издание 1994 года выпуска. Сохранность хорошая. Настоящее восьмитомное собрание сочинений Канта приурочено к 200-летию избрания его членом Петербургской академии наук. Юбилейное издание отличается от предыдущего своей полнотой: практически здесь собрано все существенное, что было издано на русском.

Иммануил Кант. Трактаты

В сборник всемирно известного немецкого философа Иммануила Канта вошли следующие трактаты: “Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука”, “Религия в пределах только разума”, “Логика. Пособие к лекциям”.
Вступительная статья К. А. Сергеева.

Иммануил Кант. Критика чистого разума. Критика практического разума. Критика способности суждения

Иммануил Кант не искал ответов на простые вопросы. Он всегда рассуждал о наиболее сложном и наиболее важном для человека. Как осуществляется процесс познания и как далеко может зайти человек по этому пути? Как соотносятся друг с другом познание и нравственное начало в человеке? Возможно ли.

Иммануил Кант. Сочинения на немецком и русском языках. В 4 томах. Том 2. Критика чистого разума. Часть 1

Том (тома 1, 3 и 4 опубликованы ранее) завершает двуязычное издание трудов великого немецкого философа. Часть 1 включает второе переработанное самим автором издание главного произведения Канта “Критика чистого разума”. Параллельно с текстом на немецком языке дается его перевод на русский.

И. Кант. Избранные сочинения. В двух томах

Издание избранных произведений великого немецкого философа Иммануила Канта подготовлено к 750-летнему юбилею Калининграда.В первый том вошли такие труды Канта, как “Грезы духовидца, поясненные грезами метафизики”, “Основы метафизики нравов”, “О поговорке “Может быть.

И. Кант. Избранные мысли и суждения (миниатюрное издание)

Вся жизнь великого немецкого мыслителя Иммануила Канта была связана с Кенигсбергом. Здесь в 1724 году он родился, здесь создавал свои бессмертные философские творения, а в 1804 году обрел вечный покой. Обращаясь к темам свободы и необходимости, веры и знания, долга и совести, Кант утверждал.

Иммануил Кант. Изречения

Книга-миниатюра. Формат 85×110 мм. В настоящее издание включены изречения И.Канта (1724-1804), собранные из различных произведений кенигсбергского философа, изданных на русском языке. Вступительная статья, послесловие и составление д-ра философских наук В.Н.Бирюшкина.

Наиболее популярные темы в книгах автора Кант Иммануил

Здесь представлены темы, наиболее часто упоминаемые в книгах этого автора и интересные пользователям проекта.

Самая популярная цитата из книг автора Кант Иммануил

Самая популярная цитата, наиболее часто добавляемая нашими пользователями из книг автора Кант Иммануил.

«Время есть априорное формальное условие всех явлений вообще. Пространство как чистая форма всякого внешнего созерцания ограничено как априорное условие лишь внешними явлениями. Другое дело время. Так как все представления, все равно, имеют ли они своим предметом внешние вещи или нет, принадлежат сами по себе как определения вашей души к внутреннему состоянию, которое подчинено формальному условию внутреннего созерцания, а именно времени, то время есть априорное условие всех явлений вообще: оно есть непосредственное условие внутренних явлений (нашей души) и тем самым косвенно также условие внешних явлений. Глава 2, параграф 6 п. 7.»

Об Иммануиле Канте и кривых ухмылках

О том, что будет, если каждый гражданин России станет циником, ненавидящим свою страну, — Сергей Худиев.

Читая социальные сети, я постоянно сталкиваюсь с тем, что люди, похоже, руководствуются максимой — «все подлежит презрению и осмеянию». Страна, народ, Церковь, долг, подвиг — на все не просто можно, но и должно реагировать кривой ухмылкой. И я подумал о немного другой максиме.

Великий немецкий мыслитель Иммануил Кант сформулировал так называемый «категорический императив»: «поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом». Конечно, этот принцип неабсолютен — он, по крайней мере, предполагает адресата, у которого уже есть в целом здравые представления о добре и зле, но он полезен. Хотел бы я, чтоб принципы, которыми я руководствуюсь, были всеобщими? Что было бы, если бы каждый думал и поступал, как я? Этот принцип напоминает, с одной стороны, Евангельское «и во всем, как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними», с другой — обычное увещевание, которое родители обращают к детям — «а что, если все…» (будут кидать бумажку мимо урны, делать пометки в библиотечных книгах и т. д.).

В этом принципе можно выделить два аспекта — хочу ли я, чтобы все люди поступали как я? И хочу ли я, чтобы они поступали согласно принципам, которые я провозглашаю? Есть разные уровни личного и общественного падения — когда человек согласен, что воровать в принципе плохо, и говорит об этом, но сам ворует. Это лицемерие. Но можно упасть еще ниже — провозглашать воровство в качестве общего принципа. Все воруют, я что, дурак? Только кура-дура от себя гребет! Весь мир таков, что и стесняться нечего.

Читайте также:
Конфу́ций - отзывы, мнение, рейтинг

Мы мало видим то, что люди делают — в интернете видно, главным образом, что они говорят. И очень многое из этого не выдерживает проверки Кантом — люди провозглашают определённые принципы, потом негодуют на то, что другие им следуют.

Например, я постоянно читаю, что патриотизм — прибежище негодяев. Не в том смысле, что и в негодяе может быть нечто хорошее, а в том, что патриотизм — проявление негодяйства. Люди, которые говорят о патриотизме, в лучшем случае воры, в худшем — убийцы. Как было сказано в длинной статье, которую недавно с возгласами одобрения перепощивали в фейсбуке, «страна своих солдат сливала всегда и со свистом».

Всякие разговоры о Родине ведутся либо с целью попилов и откатов, либо с еще худшей целью — употребить вас в виде пушечного мяса, опять же, для обогащения каких-то негодяев. Слова «Родину любить» можно произносить только с кривой ухмылкой. Недостаточная кривизна ухмылки сразу выдает в Вас прислужника режима. Человек, который служит Родине — идиот, вольный или невольный пособник негодяев, которого, конечно же, «сольют со свистом».

Да, негодяи могут взывать к патриотизму. Как негодяи могут (с тем же успехом и так же прочувствованно) взывать (и взывают) к правам человека, демократии, свободе, прогрессу, науке, чему угодно. Но давайте на минуту задумаемся о том, что будет, если люди близко к сердцу воспримут проповедь кривых ухмылок.

Вы хотите, чтобы полицейский самоотверженно защищал Вас от злодеев? Рисковал получить пулю в лоб и нож в живот? Не спал ночами, оберегая Вашу безопасность? Отвергал щедрые посулы и не страшился угроз — и все ради… ради чего? Из любви к Родине? Какая Родина, бу-га-га, слово «Родина», как мы уже выучили, употребляется исключительно негодяями с целью развода лохов. Из чувства долга? Но мы же уже поверили проповеди, что «долг» — это когда негодяи хотят употребить вас как расходный материал для своих негодяйств.

Полицейский же тоже читал фейсбук — и усвоил ваши принципы. Он поверил, что государство, которому он служит, не заслуживает ни малейшей преданности, а слова «долг перед обществом» научился произносить с такой же кривой ухмылкой, как и Вы. Чем же Вы недовольны, когда он совершенно не рвется защищать Вас от злодеев и отнюдь не отвергает дары приносящих? Само наличие хоть как-то функционирующей полиции и честных полицейских, исполняющих свой долг — проявление того, что Ваши взгляды на мир, к счастью, не всеми усвоены.

Как и само наличие хоть как-то функционирующего государства вообще. Почему государственный служащий должен исполнять свой — да, опять, долг — и заботиться о благе Родины и сограждан? Почему бы ему не использовать свои возможности на этом посту для того чтобы лично обогатиться, а потом уехать какую-нибудь в «приличную страну»?

Он же тоже не пень какой, тоже читал фейсбук и прогрессивные СМИ, и узнал, что государство Российское — это шайка бандитов, по отношению к которой ни один разумный человек не может испытывать никакой преданности; более того, всякая позитивная оценка этой шайки и всякое сотрудничество с ней есть грех, подлежащий немедленной анафеме у всех порядочных, думающих и совестливых людей. Он понимает, что у него не больше долга по отношению к госбюджету, чем у Али-Бабы по отношению к сокровищам сорока разбойников. А долг перед Родиной… Ну, про долг и про Родину он тоже читал, не неграмотный, чай.

Он также вполне разделяет Вашу веру в то, что в России «все всегда воровали и будут воровать», и не видит смысла ломать традицию, тем более что, как ему уже внушено, все кругом воры, а те, кто пытается выглядеть честным — особенно. Какие же к нему могут быть претензии? Верный прихожанин фейсбука и должен себя так вести. Он так научен.

А, может быть, полицейские должны отказываться от взяток, а чиновники не воровать по страху Божию? Потому что у них есть отношения с Всевышним, которые они ценят и которые страшатся омрачить грехом? Но если они читали фейсбук и прогрессивные СМИ, они уже наставлены в том, что самое большое зло, которое грозит нашей стране — это клерикализация, и если люди — а особенно государственные служащие — начнут оглядываться на Бога, это будет ужас-ужас-ужас, которого надо избегать любой ценой. К тому же им подробно объяснили, что Церковь существует исключительно для выкачивания денег из простаков, монахи все носятся на иномарках, как угорелые, а Патриарха каждый порядочный человек обязан называть исключительно по мирской фамилии, чтобы его как-нибудь не заподозрили в хотя бы минимальном уважении к Церкви.

Если все презирать — страну, народ, государство, Церковь, более того, возводить это презрение в обязательный принцип, вполне можно обнаружить, что другие тоже его придерживаются. Но тогда странно предъявлять им претензии по этому поводу.

Если Вы хотите, чтобы полиция и чиновники честно служили Родине, перестаньте произносить слова «Родину любить» с кривой ухмылкой. Признайте, что Родину надо любить, государству — честно служить, и что даже в уважении к священноначалию РПЦ нет ничего ужасного. Этот ваш личный выбор не переменит ситуацию в стране стразу же — нужно, чтобы его поддержали и многие другие. Но, по крайней мере, в борьбе болезни и иммунитета Вы будете на стороне иммунитета, а не болезни. Если Вас удручает нравственная порча — по крайней мере, перестаньте быть ее источником.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: