Ибн Сина, биография, история жизни, творчество

Ибн Сина (Авиценна)

Фото Все

Ибн Сина — биография

Ибн Сина – гениальный персидский ученый, врач и философ, создавший более четырех сотен научных трудов. Самый известный деятель науки средневекового периода.

Персидский ученый Ибн Сина, в западных странах известный, как Авиценна, оставил яркий след почти в тридцати областях науки. Гениальный врач, мудрый философ, талантливый поэт издал ряд трудов, которыми по сей день пользуются благодарные потомки.

Личность Ибн Сины поистине многогранна, а его биография вызывает интерес как у историков, так и у обычных людей.

Детство и юность

Абу Али Хусейн Ибн Абдаллах Ибн Сина родился в 980 году в селе Афшана, что в нескольких километрах от Бухары. По сохранившимся сведениям, его отец был весьма состоятельным человеком, состоявшим на государственной службе.

С раннего детства мальчик проявлял любознательность ко всему, что его окружает. Ибн Сина задавал такие вопросы, которые даже взрослых ставили в тупик. Переехав из провинции в столицу, родители определили сына в школу, где он наконец смог удовлетворить свои потребности в знаниях.

В то время Бухара была не только столицей, но и центром образования. Здесь находилась самая крупная библиотека, посетить которую съезжались ученые мужи со всего света. Маленький Авиценна поначалу обучался в обычной мусульманской школе, а параллельно брал уроки арабского языка, стилистики и грамматики. К десяти годам юный вундеркинд полностью выучил Коран, что вызывало огромное уважение среди окружающих мусульман.

Хусейн не переставал удивлять своими успехами. Решив, что стандартной школьной программы сыну недостаточно, отец забрал его домой на индивидуальное обучение. к подростку пригласили приезжего учителя, который усиленно занимался с ним физикой, географией, философией, астрономией и другими предметами.

Наряду с науками, родители старались дать детям и духовное воспитание. Отец и преподаватель были не поддерживали ортодоксальный ислам, и в доме часто звучали проповеди исмаилитов. Ибн Сина, как и его младший брат, с интересом вслушивались в содержание этих речей.

Достигнув уровня знаний своего педагога, талантливый ученик стал познавать науки самостоятельно. В четырнадцатилетнем возрасте парень углубился в изучение медицины: он перечитал всю имеющуюся в Бухаре литературу и даже лично навещал тяжелобольных людей, чтобы на практике изучить постулаты науки. В получении медицинских знаний юноше поспособствовал друг семьи, известный доктор и автор многочисленных трактатов Абу Сахл Масихи.

Однажды из дворца пришла тревожная весть – заболел правитель, и ни один из придворных лекарей не мог определить причину недомогания. Тогда к главе привели молодого Авиценну, который определил болезнь и дал правильные рекомендации. Эмир пошел на поправку, и молодого ученого назначили на должность личного врача повелителя.

Во дворце Ибн Сина получил доступ к уникальным книгам, перечитав которые он вскоре сам стал учителем. Достигнув 18-летнего возраста, молодой человек стал равноправным членом ученого сообщества Средней Азии и Востока.

К двадцати годам Авиценна уже издал ряд книг, среди которых была обширная энциклопедия, медицинский словарь и несколько трактатов по этике.

Вскоре в мирную жизнь процветающей столицы вторглись тюркские захватчики. В Бухаре бушевали пожары, повсеместно устраивались погромы. Пострадала и дворцовая библиотека. К тому времени отец ученого скончался, и он покинул родные края. Молодой философ отправился в Хорезм, присоединившись к торговому каравану.

Медицина

Быстро освоившись в Хорезме, талантливый доктор обзавелся множеством друзей. Кроме того, в город прибыли и первые учителя – Бируни и Масихи, которые теперь и сами могли многому у него научиться. Городской глава благоволил ученым и разрешал им проводить научные собрания у себя во дворце. Благодаря этому Авиценна и его единомышленники получили возможность спокойно работать и развивать различные науки.

В тот период вскрывать тела людей и исследовать их было запрещено на законодательном уровне. Такое каралось смертной казнью, но Ибн Сина и его сторонники продолжали изучать строение человека втайне. Вскоре ученого и его товарищей вызвали в Бухару на встречу с падишахом. В те времена каждый знал, что визит к султану скорее всего обернется смертью.

Авиценна и Масихи решились на побег. Преодолевая пустыню, соратники попали в жуткий ураган, потеряли направление, остались без воды и еды. На тот момент Масихи уже был сильно в годах, поэтому не выдержал испытаний и скончался. Ибн Сина чудом выжил и добрался до населенного пункта, где продолжил работать под вымышленными именами. Несколько лет он был вынужден скрываться от гнева падишаха.

В 1016-м судьба привела молодого врача в Хамадан – бывшую столицу Мидии. В те годы уровень образования в городе был крайне низким, малообразованными были даже градоначальники. Это сыграло Авиценне на руку: он быстро стал личным врачом местного главы и главным визирем.

В Хамадане ученый получил возможность завершить работу над первым томом самого известного его труда – «Канон врачебной науки». Всего же труд охватывает пять направлений: медицинская наука, лекарственные средства природного происхождения, сложные препараты собственного приготовления Ибн Сины и два тома о лечении различных органов.

Рукопись Ибн Сины

Мало кто знает, что Авиценна первым выявил, что инфекционные заболевания возникают из-за невидимых вирусов. Эту гипотезу признали лишь через восемь сотен лет, когда ее доказал французский ученый Пастер.

Много внимания в своих трудах врач уделил пульсу человека, описав все его виды в одной из книг. Авиценне удалось дать четкое определение чуме, желтухе и холере, эпидемии которых то и дело вспыхивали по всему миру.

Ученый открыл людям строение глаза, который до этого воспринимался в виде фонарика с особыми лучами. Еще при жизни Ибн Сины «Канон врачебной науки» стал энциклопедией для лекарей со всего света, в том числе и для древнерусских врачей.

Философия

К сожалению, далеко не все труды Авиценны дошли до наших дней в первозданном виде. Многие из них полностью или частично утрачены, некоторые пострадали от некачественного перевода. Но часть книг все же сохранилась, и сегодня можно воссоздать приблизительную картину его философского суждения.

Читайте также:
Стивен Уильям Хокинг (Stephen William Hawking) - отзывы, мнение, рейтинг

Философ Ибн Сина

По мнению Ибн Сины, науку можно разделить на три основных направления: низшая, средняя и высшая. Ученый не был противником теории о Божественном начале, которой придерживались его современники. Признавая вечность мира, философ подробно исследовал человеческую душу, которая появляется на Земле в разных телах, а затем возвращается к Создателю.

Точка зрения Авиценны часто оспаривалась еврейскими мыслителями и исламскими эзотериками, но его философская позиция нашла большое количество последователей.

Другие науки

Нередко для обсуждения важных научных тем Ибн Сина прибегал к поэзии. В стихах сохранились его работы «Хай ибн Якзан», «Трактат о любви», «Птица» и многие другие.

Большое внимание философ уделил психологии. Он стал автором учения о человеческом темпераменте, который условно разделил на несколько видов: влажный, сухой, холодный, горячий. До наших дней дошли труды Авиценны по механике и музыке.

Точное количество трудов великого ученого неизвестно. Некоторые исследователи говорят о более чем 450 книгах в разных областях науки.

Личная жизнь

Человек, полностью посвятивший себя науке, вряд ли мог похвастаться насыщенной личной жизнью. По крайней мере, ни в воспоминаниях его учеников, ни в других источниках информации о его семье нет. Выдающийся доктор и философ всю жизнь провел в путешествиях и не имел постоянного крова, поэтому о наличии у него жены и детей остается лишь догадываться. Тем не менее, в сохранившихся литературных работах автора можно часто встретить воспевание любви, женской красоты и гармоничных отношений.

Смерть

Жизнь Ибн Сины была невероятно насыщенной: ему довелось испытать и головокружительные взлеты, и периоды опалы. Гонимый властями, он скитался по всему свету, а вернуться в родные края так и не смог. Гениальный ученый умер в 1037 году на чужой земле, был похоронен в Хамаране, а спустя почти год перевезен в Исфахал. Философа перезахоронили в усыпальнице самого эмира.

Фигура Авиценны окутана множеством тайн и легенд. По одной из них, ему удалось создать эликсир вечной жизни. Этим секретом ученый поделился со своим лучшим учеником, который после смерти учителя попытался воскресить его из мертвых. Как гласит легенда, юноше это почти удалось: тело старца вдруг стало молодеть и оживать. От волнения молодой врач выронил колбу с волшебной жидкостью из рук, и ритуал сорвался. Тело великого Ибн Сины вновь стало дряхлым.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Ибн Сина

Биография

Ибн Сина (Абу Али Хусейн Ибн Абдаллах Ибн Сина) входит в число людей, наложивших яркий отпечаток в истории человечества. Его знают как врача, философа, математика, музыканта, поэта, великого ученого, труды которого оставлены в 29 сферах науки. На западе персидского гения называли Авиценной. Биография выдающейся личности способна рассказать потомкам о многом.

Ибн Сина родился в 980 году в небольшом селении Афшана (Средняя Азия) вблизи от Бухары – столицы государства Саманидов. Отец популярного ученого считался богатым человеком, имел статус чиновника.

Портрет Ибн Сины

Когда семья переехала в столицу, одаренному мальчику открылся доступ к широким знаниям, ведь на тот момент Бухара являлась образовательным центром, куда активно съезжались различные философы, врачи, поэты для посещения дворцовой библиотеки.

Авиценна еще в раннем детстве отличался невероятной любознательностью, удивляя взрослых постоянными вопросами. Маленького всезнайку отправили изначально учиться в обычную мусульманскую школу, которую он посещал на протяжении 10 лет.

Ибн Сина за работой

Параллельно школьной программе Хусейн обучался дополнительно грамматике, арабскому языку, стилистике. Когда мальчику исполнилось 10 лет, он уже знал наизусть весь Коран, что согласно убеждениям мусульман считалось наиболее почтенным знаком.

Окружающие Хусейна люди поражались успехам талантливого подростка. Отец решил забрать сына из школы для усиленной подготовки в индивидуальном порядке. К нему на дом приходил учитель (приезжий старец), преподавая физику, астрономию, философию, географию и др. предметы.

Семья Ибн Сины заботилась также о духовном просветлении своих детей (у философа был еще младший брат) и любопытный юноша живо интересовался содержанием проповедей исмаилитов – противников ортодоксального ислама, которым являлся его отец и первый учитель.

Философ Ибн Сина

Вскоре невероятно умный ученик встал на единый уровень знаний своего домашнего преподавателя, что стало причиной его самостоятельного познания различных наук. В четырнадцать лет не по годам развитый парень увлекся медициной, изучил все имеющиеся в городе трактаты и даже начал посещать самых трудных больных, чтобы глубже понять истины науки. К занятиям медициной привлек Ибн Сину известный врач и автор основного медицинского учебника того времени – Абу Сахл Масихи.

Однажды во дворце произошел необычный случай: заболел глава государства, но никто из придворных врачей не мог подобрать ему правильное лечение. Тогда к эмиру был приглашен молодой Авиценна, давший нужные рекомендации и успешно выявивший вид болезни. После семнадцатилетнего Хусейна назначили личным врачом правителя.

Книга Ибн Сины

Получая глубокие знания из новых книг дворцовой библиотеки, у Авиценны стали появляться собственные ученики, а в возрасте 18 лет грамотный юноша позволил себе дискуссировать с выдающимися учеными Востока и Средней Азии по переписке.

Когда Ибн Сине исполнилось 20 лет, он уже являлся автором нескольких книг:

  1. Обширной энциклопедии.
  2. Изданий по этике.
  3. Медицинского словаря.

Но спокойствие в городе сменили войны. Бухара была захвачена тюркскими племенами. Столица подверглась разрушениям, пожарам, включая район дворцовой библиотеки. Отец философа в этот период умер, и парень решил покинуть родину, отправившись в Хорезм с торговым караваном.

Читайте также:
Исаак Ньютон - отзывы, мнение, рейтинг

Медицина

В Хорезме молодой врач нашел себе много друзей, а вскоре сюда прибыли его бывшие наставники Масихи и Бируни. Местный правитель города способствовал развитию различных наук, разрешая собираться во дворце ученым для плодотворного общения.

Так, на протяжении нескольких лет Хусейн и его сторонники имели возможность спокойно заниматься научными исследованиями и работами.

Врач Ибн Сина

В те годы государство запрещало вскрывать человеческие тела для изучения их строения. Нарушители закона подвергались смертной казни, но Авиценна и Масихи продолжали делать это тайно. И вот спустя некоторое время ученых пригласили в столицу на собрание к султану. Было известно, что подобные приглашения грозят ученым и поэтам смертью.

Ибн Сина и врач решили бежать. Ученые попали под страшный ураган в пустыне, заблудились, лишились пищи, воды, в результате чего пожилой Масихи умер, а Авиценна чудом остался жить. Он долгие годы скитался, скрываясь от грозного султана, менял имена, но продолжал усердно работать, писать книги.

Ученый Ибн Сина

В 1016 году Ибн Сина остановился в Хамадане (бывшая столица Мидии). Тогда здесь правили малообразованные эмиры, что стало для Авиценны преимуществом. Он быстро получил должность главного врача местного правителя и даже был удостоен звания главного министра-визира.

Годы проживания в Хамадане позволили ученому закончить первый том его основного труда – книги «Канон врачебной науки». Данная работа состоит всего из пяти томов следующего содержания:

  • 1 том: медицинская наука – описание острых хронических заболеваний, их диагностика, лечение, хирургия.
  • 2 том: рассказы о простых лекарствах природного происхождения.
  • 3 и 4 тома: рекомендации лечения болезней человеческих органов, переломов тела.
  • 5 том: описание свойств сложных лекарств самостоятельного приготовления Авиценны, а также с указанием ссылок на древних врачей Европы и Азии.

Ибн Сина выявил, что вирусы являются невидимыми возбудителями инфекционных болезней, но данная гипотеза была подтверждена только через 800 лет Пастером (французский ученый).

Русское издание книги Ибн Сина «Канон врачебной науки»

Впечатляют познания философа о пульсе. Он описал в книге все его возможные виды и состояния. Авиценна стал первым врачом, давшим определение таким сложным заболеваниям, как чума, желтуха, холера и др.

До того как Хусейн подробно объяснил строение человеческого глаза, считалось, что глаз подобен фонарику с лучами особого происхождения. За короткий промежуток времени «Канон врачебной науки» превратился в энциклопедию мирового значения, используемую в различных странах, включая территории Древней Руси.

Философия

Многие работы, сочинения великого Авиценны утрачены, переписаны малограмотными переводчиками, что вызывает сложности построить точную картину его философских суждений. Но некоторые труды все же сохранились. Согласно убеждениям Хусейна наука делится на три категории:

  1. Высшая.
  2. Средняя.
  3. Низшая.

Авиценна не противился теории в отличие от большинства ученых, что началом всех начал, первопричиной всего существующего на планете является Бог. Установив вечность мира, он детально проанализировал сущность души человека, которая приходит в разных обличиях и телах (как животное или человек) на землю, а после снова возвращается к своему Творцу.

Философская позиция Ибн Сины подверглась жесткой критике со стороны еврейских мыслителей, суфий (эзотерики в исламе), однако ученый нашел и множество сторонников, последователей.

Литература и другие науки

Авиценна предпочитал рассуждать на серьезные темы стихами. В этой форме им написаны такие произведения, как «Трактат о любви», «Хай ибн Якзан», «Птица» и др.

Немалый вклад внес ученый в психологию, разработав собственное учение в вопросах темперамента человека (деление на горячий, холодный, влажный и сухой характеры). Отмечены его труды в механике (теория вложенной силы), в музыке (произведения по теории вокального искусства).

Рукопись Ибн Сины

Количество всех работ философа в различных источниках разнится. Некоторые историки утверждают, что им создано около 453 книг разного научного направления. В арабской литературе присутствует около десяти сочинений философа (астрономия, химия, алхимия и пр.) в сохраненном неполном рукописном виде. Сейчас они находятся в библиотеках разных стран мира.

Личная жизнь

К сожалению, из воспоминаний учеников великого Авиценны не удалось установить события из его личной жизни. Философом, врачом и поэтом написано множество поэм, в которых воспета женская красота, любовь, гармония, совершенство. Ибн Сина всю свою жизнь путешествовал, не имел постоянного места жительства, поэтому о его статусе семьянина можно только догадываться.

Смерть

Авиценна прожил интересную, полную взлетов и падений жизнь. Вернуться на родину после долгих скитаний мусульманский ученый так и не смог, умер на чужбине в 1037 году. Похоронен выдающийся научный деятель в Хамаране, а спустя 8 месяцев после церемонии его тело перевезено в Исфахал для погребения в мавзолее.

Памятник Ибн Сине

Существует легенда, что при жизни Хусейн создал снадобье, позволяющее жить вечно. Этот секрет он рассказал своему лучшему ученику. Когда же учитель умер, то молодой юноша пытался воскресить тело старца. Ему почти это удалось, но в последний момент, шокированный изменениями в теле ученого во время проведения ритуала, он выронил волшебный сосуд из рук и не смог завершить начатое. Помолодевшее вмиг тело снова перешло в состояние дряхлости.

Ибн Сина – биография

Краткая информация

  • Бухара
  • Крохотные демоны болезней
  • Годы скитаний
  • Сокровищница знаний
  • Мир после Авиценны

За его славу бьются несколько мусульманских стран. Иран считает его своим потому, что здесь расположена могила Ибн Сины. Арабы гордятся им, ведь он писал на их языке. Таджики не сомневаются, что он был из их племени, так как он родился на территории их древнего государства. Даже узбеки по праву гордятся им как подданным бухарского эмира, владение которого является частью современного Узбекистана. Для европейцев Авиценна – продукт эллинизма и провозвестник эпохи Возрождения. Коран и труды Аристотеля он читал с одинаковым упоением, а жизнь его полна удивительных событий. Он не был женат и не имел детей, но каждый человек на земле мог бы назвать его своим отцом и учителем, а сам он был сыном античной культуры.

Читайте также:
Ольга Ивановна Шишова - видео

Бухара

Абу Али Хусейн ибн Абдуллах ибн аль-Хасан ибн Алиибн Сина родился в селении Афшана, расположенном в 30 км на северо-восток от Бухары, 16 августа 980 года. С младых ногтей судьба была к нему благосклонна. Во-первых, ему достался замечательный отец, который заметил природные дарования мальчика и постарался их максимально развить. Хусейн был отдан в школу мусульманского правоведения, в 10 лет знал наизусть Коран, а в 12 – был известным в округе мудрецом, к которому приходили советоваться взрослые люди. Когда в Бухару приезжает знаменитый ученый Абу Абдаллах Натили, отец сделал все, чтобы тот остановился в его доме.

Постижение музыки, астрономии и геометрии дается ему без труда, а вот «Метафизика» Аристотеля вызывала непонимание до тех пор, пока Хусейн не взял в руки комментарии к «Метафизике» Аль-Фараби. Известно, что великий греческий философ не только рассуждал о категориях бытия, но и лечил людей, будучи сам сыном врача. Мусульманская культура переживала расцвет, благодарно впитывая все, что могла дать эллинистическая мудрость. В странах ислама весьма чтили Аристотеля, переводили и комментировали его. Именно через арабские переводы великий грек попал в средневековую Европу, чтобы стать учителем Запада.

Предание называет разный возраст Ибн Сины, когда того пригласили лечить эмира Бухары – от 16 до 18 лет. Юноша исцелил правителя, а в награду попросил пустить в его библиотеку. Здесь он поглощал знания по самым разным направлениям наук, причем медицина была для него одной из форм познания человека и мира. Недолго он наслаждался мудростью древних, так как библиотека была сожжена мусульманскими фанатиками как источник ереси. Сам Ибн Сина прослыл еретиком и всю жизнь испытывал неудобство от соприкосновения с религиозными невеждами.

Крохотные демоны болезней

Год 1002 – очень знаковый в жизни ученого. Захваченная тюркскими кочевниками, Бухара прекращает существование, и светоч высокой восточной культуры уже никогда не запылает здесь с такой яркостью. Эмир убит, библиотека сожжена, дома мирных жителей разграблены. Умирает отец Ибн Сины, а сам он подвергается нападкам за отступление от ислама. Вместе с братом Махмудом он пускается в бегство, а это означает верную смерть, поскольку между городами лежала безводная пустыня. Махмуд умирает от жажды, а самого Хусейна подбирает караван, который и доставляет его в город Ургенч, столицу правителей Хорезма. По легенде, одним из спасителей оказался его будущий ученик Джурджани, который сопровождал учителя до конца его дней.

В Ургенче Ибн Сине удается остановить свирепствовавшую чуму. Правителю он рекомендует запретить людям собираться на базаре и в мечети, а для подкрепления своей правоты, использует солнечное затмение. Деньги он советует передавать, опустив их в уксус, а в рацион питания включить чеснок. Ибн Сина выражает догадку, что причиной заболеваний могут быть крохотные демоны, прилипающие к телу, одежде и волосам. Тем самым он уже в 11 веке предвосхитил открытие бактерий. Он никогда не брал денег с пациентов, которые интересовали его с точки зрения практического опыта. Чтобы пополнить недостающие знания, он препарировал трупы.

Годы скитаний

В 1008 году султан Махмуд Газневи приглашает ученого к своему двору. Это был надменный и необразованный правитель, взлетевший к вершине власти из самых низов. Ибн Сина понимает, что его приглашают в придворные холуи, поэтому отказывается от милостивого предложения султана. С этого времени он обречен на годы странствий, спасаясь от гнева мстительного деспота.

В Хамадане он не только лечит эмира Шамс ад-Давла, но и пробует давать советы политического свойства. Благодарный правитель назначает его визирем. Ибн Сина пытается организовать управление государством согласно учению Аристотеля, по которому вся власть должна быть сосредоточена в руках благородных философов. Это не нравится придворным эмира. Они вынуждают его оставить высокий пост и покинуть пределы государства. Но вскоре эмир болезнь эмира дает о себе знать, и ученого просят вернуться, восстановив его в должности министра.

Ибн Сине пришлось побывать в заточении за попытку перейти на службу к правителю Исфахана. Спустя четыре месяца он все же попадает в Исфахан, где проводит самые плодотворные годы своей жизни. На службе у исфаханского правителя Ала ад-Давла он и оканчивает свои дни в возрасте 56 лет. Прах великого мыслителя Востока покоится в мавзолее эмира в Исфахане на территории современного Ирана.

Сокровищница знаний

Медицина была не единственным увлечением Ибн Сины, хотя ей он посвятил свой энциклопедический труд «Канон врачебной науки». Здесь он не только предрек открытие бактерий и вирусов, но и описал особенности и отличия таких болезней, как оспа, холера, чума и проказа. В «Каноне» ученый дает множество рецептов изготовления лекарственных снадобий, которые с успехом применялись в средневековой Европе.

Основываясь на практическом опыте, описывает лечение вывихов и переломов. Он был первым, кто провел трепанацию черепа. В третьем тома «Канона» ученый рассматривает вопросы патологии и терапии заболеваний, вызывающих лихорадку, опухоли и гнойные воспаления. Описание заболеваний сопровождают анатомические пояснения. С поразительной точностью и глубиной он объясняет устройство мышц человеческого глаза.

Не имея теоретической базы и инструментов, он догадался о бактерицидных свойствах чеснока и полыни. Ибн Сина знал о полезных свойствах пчелиного меда, который вошел в состав многих его рецептов. Он уделяет внимание правилам сбора лекарственных трав и дыхательным упражнениям. Именно Авиценна дал детальное описание симптомов и признаков сахарного диабета, а также проанализировал такие болезни как менингит и язва желудка.

Другой капитальный труд «Книга исцеления», как ни странно, посвящен скорее философской проблематике. Здесь автор делится своими рассуждениями о музыке, астрономии, логике, арифметике, геометрии, психологии, биологии и физике. От его пытливого ума не укрылись и фундаментальные вопросы бытия, которые он излагает в «Книге знаний».

Читайте также:
Нико́ла Те́сла - отзывы, мнение, рейтинг

Ибн Сина стал первооткрывателем перегонки эфирных масел, знал о процессе добычи азотной, серной и соляной кислоты, гидроксидов натрия и калия. Вслед за Аристотелем он утверждал, что Земля круглая. Авиценна был в курсе последних достижений в области астрономии и даже написал Компендиум Альмагеста на труд Птолемея. Он определял долготу города Гургана, пользуясь правилами сферической тригонометрии, и развивал теорию движения, предложенную Аристотелем.

Мир после Авиценны

Пятьдесят шесть лет прожил он на земле. Спасая многих от смерти, себя лечить он отказался, когда понял, что пришел его смертный час. Магом и чародеем считали его те, кто лишь слышал об этом человеке. Но труды Авиценны кочевали из библиотеки в библиотеку, переводились и давали пищу для размышлений. Мусульманские и христианские мыслители вдохновлялись его идеями и открытиями. Великий поэт Востока Омар Хайям зачитывался поэзией Ибн Сины, а Микеланджело восхищался его анатомическими познаниями.

Он был интеллектуальным чудом исламского мира. Это было то время, когда мусульманские страны были более образованными и более культурными, чем европейский запад. Теперь все поменялось. Но Авиценна в одинаковой мере облагодетельствовал как мусульман, так и христиан. Точнее сказать, и те и другие взяли от него столько, сколько смогли унести.

Ибн Сина впитал все лучшее из античной культуры и философии. Он помог вернуть античность в христианскую цивилизацию. В наше непростое время его жизненный путь может послужить еще одним аргументом к примирению двух религий, вышедших из одной книги – Библии.

Ибн Сина: биография и философия

Памятник Ибн Сине в Бухаре: Wikipedia

Ибн Сина, больше известный как Авиценна, — это средневековый ученый, врач и философ, который внес неизмеримый вклад в развитие мировой науки и философии. Сложно найти такую же интересную и разностороннюю личность, как Ибн Сина. В этой статье расскажем о его жизни и философии.

Абу Али ибн Сина: биография ученого

Авиценна, биография которого сохранилась до наших дней, прошел тернистый жизненный путь. В отличие от большинства средневековых ученых и философов, многие факты и события из биографий которых были безвозвратно утеряны, Абу Али Ибн Сина написал автобиографию, которую продолжил его ученик Ал-Джузджани.

Благодаря этому стали известны многие интересные факты о жизни и творчестве ученого, в том числе где родился Ибн Сина и о его детских годах:

  1. Авиценна — иранец по национальности.
  2. Он появился на свет в 980 году в Саманидском государстве, в поселении Афшана.
  3. Начальным образованием Авиценны занимался его отец — служащий саманидской администрации. Именно он пробудил в мальчике тягу к знаниям.
  4. С юных лет Авиценна проявлял незаурядные способности: в 10-летнем возрасте изучил грамматический строй персидского и арабского языков, учение о поэтическом искусстве и, что самое поразительное, знал наизусть Коран.
  5. В 11 лет будущего философа и медика отправили в Бухару изучать основы фикха — мусульманского законодательства.

Абу Абдаллах Натили — ученый, под руководством которого юный Авиценна изучил логику, философию, учение о небесных телах и науку о пространственных формах.

В скором времени юноша превзошел своего учителя и с 14 лет начал заниматься сам, тогда же он впервые прочитал «Метафизику» Аристотеля. Как позднее писал мудрец, понять сочинения Аристотеля ему помогла книга аль-Фараби с разъяснениями к «Метафизике».

Памятник Ибн Сине в Анкаре: Wikipedia

Медицина заинтересовала Ибн Сину в юном возрасте. 16-летнего врача пригласили лечить эмира, который правил Бухарой. Ибн Сина проводил осмотры и наблюдения за многими больными, получая опыт и совершенствуя свои знания на практике.

В 18 лет Авиценна уже был известен всей Бухаре как состоявшийся ученый и талантливый врач. Спустя четыре года он отправился в Гургандж — город, который был столицей Хорезма. Там он смог совершенствовать знания и получил ценные навыки.

В Гургандже тогда как раз была создана Академия Мамуна, или дом мудрости. В этом исламском учебном заведении работали известные арабские ученые. Академия оказалась плодотворной почвой для научного сотрудничества, именно здесь Авиценна создал многие свои труды.

Цитата Ибн Сины: NUR.KZ

В 28 лет Ибн Сину пригласили на службу к султану Махмуду Газневи, но он отказался. За этот дерзкий поступок ученый был навсегда изгнан из столицы и отправился скитаться по Табаристану и Хорасану. Совершая длительные переезды, он писал работы, находясь в седле.

С 1015-го по 1024-го Ибн Сина обосновался в Хамадане, где его привлекли к политической деятельности. Но нестабильная ситуация не расположила его к этой сфере, вскоре мыслитель вновь занялся естественными науками и философией.

В это время ученому удалось вылечить эмира Хамадана и стать придворным визирем. После смерти эмира Ибн Сина хотел служить у правителя Исфахана. За этот поступок его объявили предателем и приговорили к смертной казни, но позже приговор смягчили. Авиценна провел в крепости четыре месяца, после чего его освободили.

Последние годы жизни философ провел в Исфахане, продолжая научную деятельность. Умер он в 1037 году. Согласно завещанию, все его вещи были розданы беднякам, а рабы получили свободу и вознаграждение.

Ибн Сина: философия

Кто такой Ибн Сина, или Авиценна? Так звали великого человека, у которого был феноменальный интеллект и удивительное стремление к знаниям. В течение жизни он создал свыше 700 философских работ и трактатов по естественным наукам.

Цитата Ибн Сины: NUR.KZ

Большая часть жизни Ибн Сины была посвящена философии. Главным ориентиром для него был Аристотель, второй учитель в его жизни — средневековый философ аль-Фараби.

Читайте также:
Галилео Галилей, биография, история жизни, факты

Становление философской мысли Авиценны происходило под влиянием неоплатонизма. Это направление появилось в античной философии в III–VI вв., занималось учением о Боге, его отношением к людям и миру.

Ибн Сину и аль-Фараби считают основателями восточного перипатетизма, или аристотелизма. В центре этого учения была идея о Боге как об источнике всей жизни и земных благ. Авиценна вывел теорию трех категорий в науке. Согласно его учению, есть такие науки:

  • высшая (метафизика);
  • средняя (математика);
  • низшая (физика).

Следуя главным постулатам учения Аристотеля, Авиценна поделил все сущее на две группы: возможное и необходимое. Первое из них существует на основе второго, а необходимое сущее считается вечным, таким, что существует само по себе. Абсолютно необходимой первопричиной всего сущего философ называл Бога.

По мнению Авиценны, душа — это сила, исходящая от Бога. Поэтому она бессмертна и играет важную роль в воскрешении людей. Философ выделили три категории души:

  • третья жила в растениях;
  • вторая селилась в животных;
  • первая принадлежала человеку, была названа наивысшей и сочетала в себе черты двух других.

Ибн Сина писал о единстве души и тела. Тело, принимающее разумную душу, превращается в носителя философской мысли.

Портрет Ибн Сины на национальной валюте Таджикистана: Wikimedia

Философия Ибн Сины заключалась в следующем:

  1. По его утверждению, мир сотворен Богом и управляется им. В этом учение отличалось от аристотелевской концепции и позже легло в основу теистического миропонимания в исламе.
  2. Ибн Сина отрицал утверждение, что мир сотворен во времени. Сущее он рассматривал как вневременное продолжение Бога.
  3. Он создал упорядоченную терминологию арабской философии.
  4. Мыслитель обосновал отличия сущности и существования. Сущность постигается разумом, а о существовании человек узнает из опыта.
  5. Философ создал учение об импульсе и интуиции. Он считал, что человеку открывается абсолютная истина в интуитивном видении — вершине мыслительных процессов.

Самые известные книги Ибн Сины по философии и другим наукам:

  • «Книга исцеления»;
  • «Книга знаний»;
  • «Книга указаний и наставлений».

Цитата Ибн Сины: NUR.KZ

Цитаты из них широко известны и не теряют актуальности с течением времени. Великий ученый успел побывать в Персии и Туркестане, прочел много лекций, сделал вклад в биологию и медицину, излечил сотни больных. Авиценна написал работы по:

  • философии, словообразованию, истории, теории литературы;
  • врачебному делу, химии и геологии;
  • герменевтике Корана.

Следует отметить особый вклад в медицину ученого. Речь идет о труде «Канон врачебной науки». В сочинении впервые описаны микроскопические, недоступные глазу организмы, которые вызывают у людей болезни. Также в «Каноне» Авиценна дал описание многим болезням (в том числе первый перечислил признаки язвы желудка и диабета) и лекарственным средствам. Трактат известен как главное медицинское сочинение эпохи Средневековья.

Отметим, что Ибн Сина многие научные работы создавал в форме поэм. Лирическая поэзия также не была чужда ученому — он писал рубаи.

Кроме того, Авиценну интересовала музыка. Были ли у него изобретения? Ученый создал универсальные арифметические модели, с помощью которых можно выстроить музыкальное произведение.

Иными словами, Ибн Сина рассматривал музыку с математической точки зрения. Вместе с аль-Фараби мыслитель заложил основы раздела музыковедения, который изучает и описывает музыкальные инструменты.

Ибн Сина был действительно великим человеком: благодаря его трудам спасено много жизней, а наука шагнула далеко вперед. Его трактаты актуальны и по сей день, а новаторские идеи значительно опередили развитие науки эпохи Средневековья.

В честь талантливого ученого и философа называют улицы, площади и университеты, ему ставят памятники. Его имя присвоено астероиду, кратеру на Луне и роду растений. О нем пишут романы и снимают фильмы.

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Ибн Сина

Абу Али Хусейн ибн Абдуллах ибн аль-Хасан ибн Али ибн Сина, известный на Западе как Авиценна – средневековый персидский ученый, философ и врач, представитель восточного аристотелизма. Был придворным доктором саманидских эмиров и дайлемитских султанов, а также какое-то время являлся визирем в Хамадане.

Ибн Сина считается автором свыше 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274. Самый выдающийся философ-ученый средневекового исламского мира.

В биографии Ибн Сины есть множество интересных фактов, о которых вы наверняка не слышали.

Итак, перед вами краткая биография Ибн Сины.

Биография Ибн Сины

Ибн Сина появился на свет 16 августа 980 г. в небольшой деревне Афшана, расположенной на территории Саманидского государства.

Он рос и воспитывался в состоятельно семье. Принято считать, что его отец был богатым чиновником.

Детство и юность

С раннего возраста Ибн Сина проявлял большие способности к разным наукам. Когда ему едва исполнилось 10 лет, он выучил наизусть почти весь Коран – главную книгу мусульман.

Поскольку Ибн Сина обладал впечатляющими знаниями, отец отправил его в школу, где глубоко изучались мусульманские законы и принципы. Однако преподавателям пришлось признать, что мальчик гораздо лучше их разбирался в самых разных вопросах.

Интересен факт, что когда Ибн Сине было всего 12 лет, к нему за советами приходили как учителя, так и местные мудрецы.

В Бухаре Авиценна обучался философии, логике и астрономии у приехавшего в город ученого Абу Абдаллаха Натли. После этого он самостоятельно продолжил получать знания в этих и других областях.

Ибн Сина проявлял интерес к медицине, музыке и геометрии. Большое впечатление на парня произвела «Метафизика» Аристотеля.

В 14-летнем возрасте юноша исследовал все имеющиеся в городе труды, так или иначе связанные с медициной. Он даже пробовал лечить особо больных людей, чтобы применить свои знания на практике.

Случилось так, что эмир Бухары заболел, но никто из его лекарей не мог излечить правителя от недуга. В результате, к нему пригласили молодого Ибн Сину, который поставил правильный диагноз и прописал соответствующее лечение. После этого он стал личным врачом эмира.

Читайте также:
Джулиус Роберт Оппенгеймер (Julius Robert Oppenheimer) - отзывы, мнение, рейтинг

Хусейн продолжил получать знания из книг, когда у него появился доступ к библиотеке правителя.

В 18-летнем возрасте Ибн Сина обладал такими глубокими познаниями, что начал свободно дискуссировать с самыми известными учеными Востока и Средней Азии по переписке.

Когда Ибн Сине было только 20 лет, он издал несколько научных трудов, включая обширные энциклопедии, книги по этике и медицинский словарь.

В тот период биографии умер отец Ибн Сины, а Бухару оккупировали тюркские племена. По этой причине, мудрец решил уехать в Хорезм.

Медицина

Переехав в Хорезм, Ибн Сина смог продолжить медицинскую практику. Его успехи были настолько велики, что местные жители начали называть его «князем врачей».

В то время власти запрещали кому-либо вскрывать трупы с целью изучения. За это нарушителей ждала смертная казнь, однако Ибн Сина вместе с другим медиком по имени Масихи, продолжали заниматься вскрытием втайне от других.

Ибн Сина за работой

Со временем об этом стало известно султану, в результате чего Авиценна и Масихи решили спасаться бегством. Во время своего спешного побега, ученые попали под сильный ураган. Они сбились с пути, изнывая от голода и жажды.

Престарелый Масихи умер, не сумев перенести таких испытаний, тогда как Ибн Сина лишь чудом остался в живых.

Ученый долго скитался от преследований султана, но все равно продолжал заниматься писательской деятельностью. Интересен факт, что некоторые работы он писал прямо в седле, в ходе своих продолжительных переездов.

В 1016 г. Ибн Сина обосновался в Хамадане – бывшей столице Мидии. В этих землях правили малограмотные правители, что не могло не радовать мыслителя.

Авиценна быстро получил место главного врача эмира, а позже удостоился должности министра-визира.

В этот период биографии Ибн Сине удалось завершить написание первой части его главного труда – «Канона врачебной науки». Позже он будет дополнен еще 4 частями.

Канон врачебной науки

В книге уделялось внимание описанию хронических заболеваний, хирургии, переломам костей и приготовлению лекарств. Также автор рассказывал о медицинских практиках древних врачей Европы и Азии.

Любопытно, что Ибн Сина определил, что вирусы выступают в качестве невидимых возбудителей инфекционных заболеваний. Стоит заметить, что его гипотеза была доказана Пастером только спустя 8 веков.

В своих книгах Ибн Сина также описывал разновидности и состояния пульса. Он был первым врачом, который дал определения таким серьезным болезням, как холера, чума, желтуха и т.д.

Большой вклад Авиценна сделал и в развитие зрительной системы. Он во всех деталях объяснил устройство человеческого глаза.

До этого времени, современники Ибн Сины думали будто глаз представляет собой некий фонарик с лучами особенного происхождения. В кротчайшие сроки «Канон врачебной науки» превратился в энциклопедию мирового значения.

Философия

Немало трудов Ибн Сины были утрачены или переписаны необразованными переводчиками. Тем не менее, до наших дней сохранилось достаточно много работ ученого, помогающих понять его взгляды на те или иные вопросы.

По мнению Авиценны наука разделялась на 3 категории:

  1. Высшая.
  2. Средняя.
  3. Низшая.

Ибн Сина относился к тому числу философов и ученых, которые считали началом всех начал – Бога.

После определения вечности мира, мудрец глубоко рассмотрел сущность человеческой души, которая проявляла себя в различных обличиях и телах (как животное или человек) на земле, после чего снова возвращалась к Богу.

Философская концепция Ибн Сины критиковалась еврейскими мыслителями и суфиями (исламскими эзотериками). Тем не менее, идеи Авиценны были приняты многими людьми.

Литература и другие науки

Ибн Сина нередко рассуждал о серьезных вещах посредством стихосложений. В подобной манере им были написаны такие работы, как «Трактат о любви», «Хай ибн Якзан», «Птица» и многие другие.

Значительный вклад ученый внес в развитие психологии. К примеру, он разделил характер людей на 4 категории:

  • горячий;
  • холодный;
  • влажный;
  • сухой.

Ибн Сина добился немалых успехов в механике, музыке и астрономии. Также он смог показать себя и в качестве талантливого химика. К примеру, он научился добывать соляную, серную и азотную кислоты, гидроксиды калия и натрия.

Его труды до сих пор с интересом изучаются во всем мире. Современные специалисты удивляются тому, как ему удалось достичь таких высот, живя в ту эпоху.

Личная жизнь

На данный момент биографам Ибн Сины практически ничего не известно о его личной жизни.

Ученый часто менял места жительства, переезжая из одной местности в другую. Успел ли он завести семью сказать сложно, поэтому данная тема по-прежнему вызывает много вопросов у историков.

Смерть

Незадолго до смерти, у философа открылась серьезная желудочная болезнь, от которой он вылечить себя не смог. Ибн Сина умер 18 июня 1037 года в возрасте 56 лет.

Накануне своей кончины Авиценна распорядился отпустить на волю всех своих рабов, наградив их, а все свое состояние раздать нищим.

Ибн Сину похоронили в Хамадане рядом с городской стеной. Менее чем через год, его останки перевезли в Исфахан и перезахоронили в мавзолее.

Изображения Ибн Сины

Рукопись Ибн Сины Череп Ибн Сины найденный в 1950 г. при строительстве нового мавзолея

Ибн Сина (Авиценна): король медицины

Одним из величайших учёных в истории исламского мира признан врач, философ и поэт Абу Али Хусейн ибн Сина (Абугалисина), в западном мире более известный как Авиценна.

Его считают одним из наиболее авторитетных учёных своего времени не только на мусульманском Востоке, но и во всём мире.

Детство и юность

Ибн Сина родился в 980 году (по Хиджре) в селении Ашфана, расположенном в 30 км от Бухары. С юных лет он удивлял своим талантом и уникальными способностями. В возрасте 10 лет Авиценна уже стал хафизом Священного Корана. Кроме того, он активно изучал и светские науки, такие как философия, астрономия, литература. Но более всего Ибн Сина преуспел в медицине, которую осваивал самостоятельно. Когда Авиценне исполнилось 16 лет он стал личным лекарем эмира Бухары Нуха ибн Мансура. Тогда юноша получил доступ к местной библиотеке, в которой активно занялся изучением медицины.

Читайте также:
Иван Павлович Неумывакин - отзывы, мнение, рейтинг

Вклад Авиценны в медицину

Многие труды Ибн Сины о признаках различных заболеваний пережили многие столетия и остаются актуальными и в наши дни. В частности, он рассматривал симптом заболевания в комплексе с другими проявлениями болезней. Изучение всех имеющихся симптомов, как полагал учёный, способствует определению верного диагноза и назначению лечебных процедур. К тому же Авиценна разделил все кровеносные сосуды в теле человека на пульсирующие (то есть артерии) и находящиеся в покое (вены).

В своём труде «Канон врачебной науки» он описал более 700 лекарственных веществ, рассмотрев их общие и целебные свойства. Около 150 растений, описанных им, применяются и в современной медицине. Также в наиболее известном своём трактате описывает признаки и процедуру лечения рака. Кроме того, Ибн Сина приводит симптомы вывихов, ожогов и мелких ранений, а также способы вправления суставов, которые в западной медицине именуют «методом Авиценны». Именно он вывел различия между холерой и чумой, а также описал проказу.

Работа «Канон врачебной науки» снискала для Ибн Сины мировую известность. Она отличается простотой описания болезней, а также способов их лечения.

Большое внимание Авиценна уделял и профилактике болезней. Именно поэтому он призывал к соблюдению правил личной гигиены, которые прописаны в его труде «О гигиене». Для поддержания чистоты своего тела Ибн Сина настаивал на необходимости регулярно совершать омовение и остерегаться прикосновения к грязным предметам. В целях профилактики болезней он также рекомендовал постоянно заниматься физкультурой, называя её важнейшим условием здоровья тела. Ибн Сина описал физические упражнения для людей разных возрастов. Немаловажную роль для укрепления здоровья он отводил режиму питания и сна.

Психология Авиценны

Большую роль учёный сыграл и в развитии психологической науки. Основная идея его воззрений – утверждение о зависимости психологии человека от устройства его тела. Авиценна выделил 4 основных типа характера человека: горячий, холодный, сухой и влажный. Эти виды в современной психологии соответствуют темпераментам.

Изучению эмоций также отводится немаловажная роль в трудах Ибн Сины. Их он рассматривал как оживляющие душу механизмы, оказывающие влияние на тело человека. Эмоции, по его мнению, способны оказывать влияние на индивида, вызывая определённые изменения. Именно Авиценна первым описал метод психодиагностики, характеризующийся учащением пульса при воздействии внешних факторов. Он провёл и первые эксперименты по психологии эмоций. Суть опыта состояла в том, чтобы кормить двух баранов одинаковой пищей. Но один из них питался в обычных условиях, а возле другого привязывали волка. В результате эксперимента второй баран похудел и умер. Именно этот опыт стал подтверждением влияния эмоций на организм человека.

Ибн Сина и литература

Многие свои произведения, среди которых «Газели», «Касыды», «Бейты», «Поэма о медицине», Авиценна писал четверостишиями и рубаи. В «Газелях» он пишет:

Примечательно, что в конце этого произведения встречается фраза «уединись, как Бу Али», под которым автор подразумевает Али ибн Абу Талиба (р.а.) – зятя Пророка Мухаммада (с.г.в.) и четвёртого праведного халифа. Тем самым Авиценна призывает последовать примеру великого сподвижника Посланника Аллаха (с.г.в.).

Труды Ибн Сины оказали большое влияние на развитие арабской и персидской литературы. Известный поэт Омар Хайям даже называл Авиценну своим учителем.

Политическая философия

Избрание правителя в мусульманской общине после смерти Пророка Мухаммада (с.г.в.) раскололо умму на суннитов и шиитов. Довольно-таки долгое время этот вопрос был «ахиллесовой пятой» в Арабском халифате и часто приводил к конфликтам. И Ибн Сина не мог его обойти стороной.

По мнению величайшего мыслителя, избрание правителя в мусульманском мире должно стать результатом компромисса между авторитетными людьми. Как считал учёный, властитель должен обладать следующими качествами: храбрость, наличие организаторских способностей, знание религиозных канонов, справедливость. Если существующий правитель обладает всеми указанными качествами, то подданным следует ему беспрекословно подчиняться, а если же он им не соответствует или нарушает их, то данная обязанность снимается с людей.

Авиценна писал, что общество – это совокупность людей, имеющих свои уникальные особенности и умения. Любое общество нуждается в сотрудничестве, в противном случае оно может увязнуть в смутах и нестабильности. Для того чтобы социум развивался, он нуждается в надёжном владыке, который должен блюсти интересы всех слоёв населения и обладать должным авторитетом. Если же обществу удастся прийти к компромиссу и избрать правителя, соответствующего всем необходимым качествам, то тогда, как утверждал Авиценна, оно будет свободным от смут и мятежей.

Вклад Ибн Сины в мировую науку трудно переоценить, так как его труды, написанные 1000 лет назад, остаются актуальными и в наши дни. Знаменитый учёный стал неотъемлемой частью Золотого века исламской мысли, который подарил миру множество великих умов.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Абу Али Хусейн Ибн Сина – врач, философ, батынит, которая относится к секте карамитов, учение которого берет свои суждение от многобожников зороастрийцев маздакитов, состоящее в том, что Священные тексты имеют тайный смысл. Имамы делали ему такфир по той причине, что он был убежден в том, что вселенная вечна, о чем говорили безбожники-материалисты; отрицал телесное воскрешение; не верил в существование ангелов и джинов, тем самым отвергая аяты Корана, в которых они упоминаются; отрицал ад и рай, говоря что это пророки обольщали ими свой народ; обвинял некоторых пророков во лжи; ругал сподвижников и прочее, о чём он писал в своих трудах.

Читайте также:
Галилео Галилей - отзывы, мнение, рейтинг

Ислам, Не объясняй им)))эти фашисты всё хорошее пытаються причислить Исламу а всё плохое обелить))превращают всех в вассалов Арабов)Степной Ислам не канон))тот был мусульманином когда не был))но одно правда,то был Золотой Век,не века для ислама,тогда там ещё выдающиеся люди встречались.А потом всех религиозные мракобесы-тираны истребили и по итогу мусульманские страны это-дикари,недолюди,отставшие во всём и поставщики мигрантов.

Ибн Сина Авиценна: биография, вклад в науку

  • 17 Апреля, 2019
  • Наука и Техника
  • Ирина Даровко

Авиценна был выдающимся персидским врачом, философом и ученым. Жил он на рубеже двух тысячелетий. Из биографии Авиценны известно, что он родился в 980 году нашей эры, а умер в 1037 году. Он был одним из главных исламских философов, его труды оказали глубокое влияние на исламское учение, предание и средневековую схоластику. Кратко биографию Авиценны Ибн Сины пересказать трудно, одно только перечисление его достижений занимает половину страницы.

Будучи ребенком, он запомнил Коран в возрасте десяти лет, и как взрослый, он написал пять трактатов, комментируя суры из Корана. Именно так утверждает биография Авиценны в Википедии. Один из этих текстов включал доказательство пророчеств, в котором он комментирует несколько коранических стихов и высоко ценит Коран. Авиценна утверждал, что исламских пророков следует считать выше философов. Ибн Сина рассматривал теологию как единственный разумный способ отличить реальное пророчество от иллюзии.

В биографии Ибн Сина Абу Али сказано, что он объединил идеи и методологию Аристотеля, неоплатонизм и другую греческую философию с монотеистической традицией ислама. Ученый первым сделал различие между Богом и Творением, чтобы избежать склонности к пантеизму. Авиценна принял теорию эманации неоплатонизма и был одним из первых, кто применил философскую логику к исламскому богословию. Письмо врача вызвало сильную реакцию общественности того времени. Тем не менее его работы стали стандартными учебниками в медресе (школах исламского мира).

Судя по биографии философа, Авиценна прославился своим трудом «Канон врачебной науки», также известным как «Канун» (полное название: «Аль-Канун фит-Тиб»), который был переведен на латынь в двенадцатом веке и использовался в течение нескольких веков в Средневековье. Он был автором четырехсот пятидесяти книг самой разной тематики. Кроме того, ученый написал три энциклопедии философии, самая известная из которых – «Аш-Шифа» (The Cure).

Авиценна Ибн Сина. Биография

Абу Али Хусейн ибн Абдуллах ибн аль-Хасан ибн Али ибн Сина родился в Афшане. Судя по биографии, годы жизни Авиценны – 980-1037. Будущий ученый получил блестящее раннее образование в Бухаре, уже к десяти годам изучил Коран и стал хорошо разбираться в овладении различными науками. Он начал постигать азы философии, читая различные греческие, мусульманские и другие книги на эту тему, а также изучал логику и некоторые другие предметы у известного философа того времени Абу Абдаллы Натили.

Исцеляющий королей

Будучи еще молодым, он достиг такого уровня знаний в области медицины, что его известность распространилась повсюду. В биографии Авиценны-врача говорится, что в семнадцать лет ему повезло вылечить правителя Бухары Нуха Ибн Мансура от болезни, когда все известные врачи потеряли надежду. После того как выздоровел, король хотел наградить его, но молодой врач желал только разрешения использовать уникальную библиотеку правителя. Благодарный король разрешил молодому врачу читать любые труды и книги из своей коллекции. Юноша воспользовался случаем, есть упоминание в биографии Авиценны и о его учениках, которым он передавал знания.

После смерти отца Бу Али покинул Бухару и отправился в Джурджан, где его приветствовал хаваризм-шах. Там юноша познакомился со своим знаменитым современником Абу Райханом аль-Бируни. Позже Авиценна переехал в Рэй, а затем в Хамадан, где написал свою знаменитую книгу «Аль-Канун фи-аль-Тибб». Некоторое время спустя талантливый молодой врач лечил Шамса аль-Даула, здешнего короля, от тяжелой колики.

Страсть к путешествиям

Из Хамадана он переехал в Исфахан, где завершил многие свои монументальные труды. Несмотря на то что Авиценна был уже признан на многих территориях как выдающийся ученый, он продолжал путешествовать. Чрезмерное умственное напряжение, а также политическая суматоха значительно подкосили его здоровье. Побывав во многих городах и странах, Авиценна вернулся в Хамадан, где умер в 1037 году нашей эры.

Выдающаяся личность

Он был самым известным врачом, философом, энциклопедистом, математиком и астрономом своего времени. Основным и фундаментальным вкладом в медицинскую науку была его знаменитая книга «Аль-Канун», известная на Западе как «Канон».

Читая биографию Авиценны, вклад в медицину невозможно переоценить. Его труд «Канун фи аль-Тибб» – это огромная энциклопедия, насчитывающая более миллиона слов. Он изучил, структурировал, проверил и записал все знания древних врачей, доступные из древних и мусульманских источников. Благодаря системному подходу, труды выдающегося медика и ученого оставались главным пособием для начинающих и опытных лекарей в течение шести веков.

Научные труды

Помимо объединения имеющихся тогда знаний, книга богата оригинальным авторским откровением. Это своего рода биография Авиценны как ученого. Его важный оригинальный вклад включает в себя такие достижения, как признание заразительной природы туберкулеза, распространение болезней по воде и почве, а также взаимодействие между психологией и здоровьем. Помимо описания методов лечения и диагностики, книга описала почти восемь сотен видов лекарств и стала самой подлинной и первой фармакопеей эпохи. Ибн Сина также был первым, кто описал менингит и внес значительный вклад в анатомию, гинекологию и здоровье детей. Биография врача и философа Авиценны пестрит достижениями в разных областях науки.

Философия и религия

Энциклопедия, написанная Авиценной, называется «Китаб аш-Шифа». Книга стала монументальным трудом, охватывающим обширную область знаний от философии до науки. Он классифицировал всю область следующим образом: теоретические знания: физика, математика и метафизика; и практические знания: этика, экономика и политика. Его философия синтезирует аристотелевские традиции, неоплатонические влияния и мусульманское богословие.

Читайте также:
Джонас Солк, биография, история жизни, факты.

Как говорится в биографии, Абуали ибни Сино также интересовался математикой, физикой, музыкой, искусством и другими точными и гуманитарными науками. Он объяснил «изгнание девяток» и его применение для проверки квадратов и кубов. Авиценна сделал несколько астрономических наблюдений и разработал устройство, похожее на вернье, чтобы повысить точность инструментальных чтений.

Его вклад в физику невозможно переоценить. Авиценна посвятил несколько трудов проблемам изучения различных форм энергии, тепла, света и механики, а также таких понятий, как сила, вакуум и бесконечность. Он сделал важное наблюдение: если восприятие света происходит из-за излучения какого-либо вида частиц источником света, скорость света должна быть конечной. Ученый предположил, что существует взаимосвязь между временем и движением, а также провел исследования по удельному весу и использовал воздушный термометр.

В области химии он не верил в возможность химической трансмутации, потому что, по его мнению, металлы отличались в фундаментальном смысле. Эти взгляды были радикально противоположны тем, которые преобладали в то время. Как говорится в биографии Абуали ибни Сино, его трактат о минералах был одним из «главных» источников геологии христианских энциклопедистов тринадцатого века. Помимо «Шифа», известны его трактаты по философии – «Ан-Наджат» и «Ишарат».

Работы

Аль-Кифти утверждает, что Авиценна выполнил 21 основную и 24 второстепенные работы по философии, медицине, теологии, геометрии, астрономии и тому подобное. Другой историк, Брокельман, приписывает Авиценне 99 книг, в том числе 16 по медицине, почти 70 по теологии и метафизике, 11 по астрономии и четыре по стихам.

Двумя первыми работами Авиценны, написанными под влиянием аль-Фараби, являются «Компендиум по душе», короткий трактат об интеллекте и «Философия просодиста», его первая книга по аристотелевской философии.

Позже он написал три энциклопедии философии. Написанный по просьбе его учеников, аш-Шифа, завершенный в 1027 году, был создан по образцу произведений Аристотеля. Его латинский перевод был широко прочитан средневековыми европейскими учеными.

Две более поздние энциклопедии были написаны для покровителя Авиценны Абу Яфар Ала Ад Даула. Книга знаний для Ала аль-Давла, написанная на персидском языке, предназначена для введения в философию и стала основой целью ученых и мыслителей.

Другой трактат Авиценны, аль-Ишарат ва’л-Танбихат («Указатели и напоминания»), обсуждает логику и метафизику. В двух своих работах «Аль-Инсаф» («Суд») и «Восточные люди» («Аль-Машрикьюн») или «Восточная философия» («Аль-Хикма аль-Машрикия»), написанных в конце 1020-х годов, Авиценна высказывает радикальные философские идеи, но большинство оригинальных текстов об этом были потеряны.

Авиценна написал не менее 16 работ по медицине. Его 14-томный «Канон медицины» и части энциклопедий были переведены на латынь еще в 12-м веке Жераром Кремонским, Доминикусом Гундиссалином и Джоном Авендеатом. Труды были опубликованы в Венеции. Говорят, что полные тексты на арабском языке находятся в рукописи Бодлианской библиотеки.

Арабский текст «Канона» и «Наджи» был опубликован в Риме в 1593 году, а еврейская версия – в Неаполе в 1491 году. В латинской версии было около тридцати изданий, основанных на оригинальном переводе Жерара Кремонского. В 15-м веке к тексту канона был составлен комментарий. Другими медицинскими работами, переведенными на латынь, являются Medicamenta Cordialia, Canticum de Medicina и Tractatus de Syrupo Acetoso. Канон использовался в качестве стандартного медицинского текста в Западной Европе на протяжении нескольких столетий.

Философия

Авиценна – один из выдающихся исламских мыслителей. Врач стал одним из первых, кто попытался соотнести философию и религию. Он изложил неоплатоническую концепцию эманации, но отверг другие неоплатонические идеи, такие как предсуществование души, а также использовал аристотелевскую логику для развития своих аргументов.

Сущность и Существование

Авиценна отверг классическую исламскую теологическую доктрину сотворения, а вместо этого развил неоплатоническую идею эманации. Он утверждал, что космос не имеет временного начала, но является естественным логическим продуктом Божественного. По своей природе Божественный производит упорядоченный и хороший космос, который не наследует Его во времени, только в логическом порядке и в существовании.

Авиценна разработал хронологию доказательств и логических объяснений существования Бога: мы знаем из нашего феноменального опыта мира, что вещи существуют; ни одна сущность не может существовать без причины; цепь причинности не может быть бесконечной, но в конечном итоге должна прийти к Первой причине, которой является Бог.

Бытие было разделено на три класса: необходимое, возможное и невозможное. Первопричина по своей природе необходима, и характеристики первой причины наделяют все условные сущности своими собственными потребностями в нисходящей иерархии необходимости, которая достигает кульминации во всем подлунном мире.

Авиценна провел различие между сущностью и существованием. Чтобы сущность была реализована во времени, как бытие, существование должно быть необходимым самой сущности. Эта конкретная причинно-следственная связь является неотъемлемым свойством сущности, заключающейся в том, что оно не обусловлено.

Логика и Знание

Авиценна использовал логику в служении метафизике как средство понимания исламской религиозной доктрины и даже интерпретации Корана. Логика была стандартом для оценки понятий, приобретенных четырьмя навыками разума: чувство к восприятию, удержание, воображение и оценка. Среди них воображение было ключевым, поскольку оно могло сравнивать и связывать новые явления с существующими концепциями.

Логика также может быть использована для выводов и получения новых знаний, а также для оценки обоснованности аргументов. Получение знаний было необходимо для обучения и совершенствования интеллекта, для достижения спасения. Логика также была средством передачи знаний другим.

Эпистемология Авиценны основана на теории души, которая не зависит от тела. Его Трактат о душе начинается с так называемого аргумента «летающий человек»: если человек был создан в состоянии совершенства, но слеп и неспособен что-либо воспринимать своими чувствами и отстранен в воздухе, он знал бы, что он существовал? Он не мог сомневаться в своей бытности, потому что думал, но он не смог бы подтвердить существование своего физического тела. Этот аргумент используется для подтверждения существования души и ее способности осознавать себя независимой от тела.

Читайте также:
Исаак Ньютон, биография, история жизни, изобретения

Десять интеллектов и человеческий разум

В рассказе Авиценны о сотворении мира, происходящем из Аль-Фараби, сотворение мира основывается на Первопричине, или Первом Разуме. Начальный Интеллект, созерцая необходимость своего существования, порождает Второй Интеллект. Созерцая свое излучение от Бога, оно порождает Первый Дух, который оживляет Сферу Сфер, то, что мы считаем вселенной. Созерцая себя как обреченную сущность, то есть как нечто, что могло бы потенциально существовать, она порождает материю, которая наполняет вселенную и формирует Сферу Планет, которые Авиценна называет Первыми Небесами в аль-Фараби.

Это тройственное созерцание устанавливает первые стадии существования и продолжается, порождая последовательные интеллекты, которые создают между собой две небесные иерархии: Высшую Иерархию Херувимов и Нижнюю Иерархию, называемую Авиценной «Ангелами Великолепия». Эти ангелы оживляют небеса, они лишены всяких чувств и обладают воображением, которое помогает им желать интеллекта, из которого они пришли. Их тщетный поиск воссоединения с этим Высшим Разумом вызывает вечное движение на небесах. Они также вызывают у людей пророческие видения.

Ангелы, созданные каждым из следующих семи Разумов, связаны с другим телом в Сфере Планет. Это Сатурн, Юпитер, Марс, Солнце, Венера, Меркурий и Луна. Последний из них имеет особое значение, так как он связан с Архангелом Гавриилом.

Этот Девятый Разум появляется на шаге, настолько удаленном от Первого Разума, что возникающее из него излучение взрывается на фрагменты, создавая не новую небесную сущность, а человеческие души, обладающие сенсорными функциями, которых не хватает Ангелам Великолепия.

У Авиценны человеческие умы сами по себе не были сформированы для абстрактного мышления. У людей есть только потенциал для интеллекта, и только свет от «Ангела» дает им возможность реализовать этот потенциал. Этот человеческий интеллект является десятым в небесной иерархии. Степень, в которой ангелы освещают умы, варьируется. Пророки посвящены настолько, что обладают не только разумом, но и воображением и способностями, которые позволяют им передавать свою высшую мудрость другим. Некоторые получают меньше, но достаточно для написания, обучения, принятия законов и содействия распространению знаний. Другие получают достаточно для собственной реализации, а третьи получают еще меньше.

Согласно этой точке зрения, все человечество разделяет единый интеллект, коллективное сознание. Согласно учению Авиценны, последний этап человеческой жизни – воссоединение с эманацией Ангела. Таким образом, Ангел наделяет тех, кто пронизан своим интеллектом, уверенностью в жизни после смерти. Для Авиценны бессмертие души является следствием ее природы, а не целью ее выполнения.

Лекарственные средства

Самая важная из шестнадцати медицинских работ Авиценны – это четырнадцать томов «Кануна», или «Канона медицины». Книга содержит более миллиона слов и разделена на пять частей. Первая дает общие принципы медицины. Вторая часть – алфавитный список простых лекарств. Третья касается заболеваний отдельных органов и частей тела. Четвертая часть Кануна – перечень болезней, которые распространяются по всему телу с начальной точки, таких, как лихорадка. Последняя, пятая часть – рецепты составных лекарств.

В труде ученого классифицированы и описаны заболевания, он изложил их предполагаемые причины, основы гигиены и методы лечения. Несколько разделов книги посвящены простым и сложным лекарствам, а также функциям разных частей тела. Авиценна первым догадался, что туберкулез заразен, описал методы предохранения от заболевания. Также врач описал симптомы и осложнения сахарного диабета и разделил болезнь по степеням тяжести.

«Канон» был переведен на латынь в двенадцатом веке и оставался основным учебником для студентов-медиков в Европе в течение нескольких веков. В музее в Бухаре есть экспонаты, посвященные выдающемуся ученому: хирургические инструменты того периода и картины пациентов, проходящих лечение.

Авиценна интересовался влиянием разума на тело и много писал о психологии, вероятно, оказывая влияние на Ибн Туфайла и Ибн Баджу. Ученый, вместе с такими философами и учеными, как Разес, Ибн Нафис, Аль-Захра и Аль-Ибади, признан выдающимся деятелем, внесшим неоценимый вклад в становление ранней мусульманской медицины.

Поэзия

Произведения Авиценны очень многогранны. Стихи написаны на арабском и персидском языках. Самая знаменитая арабская поэма Авиценны описывает нисхождение Души в Тело из Высшей Сферы.

Выдержки из стихов Авиценны:

  • Вверх от центра Земли через седьмые ворота.
  • Я встал и на престоле Сатурна.
  • И многие узлы развалились у дороги.
  • Но не Мастер-узел человеческой судьбы.

Влияние

Основная работа Авиценны, аш-Шифа (The Cure), была переведена на латынь в Испании XII и XIII веков (Толедо и Бургос). Его идеи, особенно о природе души и разнице между существованием и сущностью, оказали важное влияние на средневековую схоластическую философию. Это вызвало серьезные споры в римско-католическом мире, и “авиценнизм” был запрещен в Париже в 1210 году. На работу Фомы Аквинского повлияла метафизика Авиценны.

В исламском мире, где он также вызвал обширные споры, Авиценна создал разумную философскую систему, основанную на исламском богословии. Спустя десятилетия после его смерти два исламских богослова аль-Газали и ал-Шахрастани возмутились его подходом и совершили ряд обоснованных нападок на философские представления Авиценны. Но, несмотря на противников, аль-Шифа (The Cure) и аль-Ишарат ва’л-Танбихат (“Указатели и напоминания”) стали стандартными философскими текстами в исламских школах.

Сухраварди Мактул, суфийский мистик, позже основавший философию просветителей, использовал большую часть работ Авиценны как фундамент своего собственного учения. В более поздней иранской традиции комментаторы добавили мистическую проницательность к его идеям, и он стал считаться мистическим мыслителем.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: