Ханс-Георг Гадамер (Hans-Georg Gadamer) – отзывы, мнение, рейтинг

Ханс-Георг Гадамер и его философия

Вы будете перенаправлены на Автор24

Немецкий философ

Ханс-Георг Гадамер По данной теме мы уже выполнили эссе Гадамер. Миф и разум подробнее родился $11$ февраля $1900$ года в Марбурге, умирает $13$ марта $2002$ года, в Гейдельберге. Он является немецким философом, одним из самых значительных мыслителей второй половины $XX$ века, становится известным благодаря основанию философского направления герменевтики. Главным трудом данного философа считается — «Истина и метод. Основы философской герменевтики», издаётся с $1960$ года.

Биография

Изучает философию, теорию литературы, историю, евангелическую теологию и историю искусств в крупных университетах городов Бреслау и Марбурга.

  • $1922$ год, защищает докторскую диссертацию, научным руководителем является Пауль Наторп.
  • $1923$ год, знакомится с философом и научным деятелем Мартином Хайдеггером По данной теме мы уже выполнили реферат Эстетика Хайдеггера подробнее , который преподавал в Марбургском университете. Дополняет научное образование изучениями классической филологии. 1929 год, защищает диссертацию по вопросам платоновской «Филебе».
  • $1939-1947$ годы, работает в качестве профессора Лейпцигского университета, один год с $1946$ по $1947$ занимает должность ректора. После двухлетнего преподавания в университете Франкфурта-на-Майне По данной теме мы уже выполнили реферат Франкфуртская школа подробнее занимает кафедру, где ранее руководящую должность занимал Карл Ясперс По данной теме мы уже выполнили доклад Карл Ясперс и концепция осевого времени подробнее , в Гейдельбергском университете.
  • $1953$ год, основывает журнал «Philosophische Rundschau». $1968$ год, выходит на пенсию, но до $1989$ года преподаёт профессором в университетах США.

Готовые работы на аналогичную тему

Философские идеи

Гадамер занимался исследованием задач исторической науки. По мнению Гадамера, историк, который обращается к некому историческому тексту или интертексту, всегда имеет некое определённое предварительное понимание данной сути.

Особая роль отдаётся заданной традиции, в которой он жив и способен мыслить. Мысль может корректироваться в процессах работы над интертекстом, но, в свою очередь, историк не сможет полностью дать свободу мысли от предпосылок и предрассудков своего мышления.

Беспредпосылочного мышления нет, потому что бытие — это то время, когда человеческий опыт имеет свою конечную цель. Для характеристик предварительных пониманий той или иной сущности Гадамер начинает использовать слово «предрассудок», которое, по мнению Гадамер, до эпохального века Просвещения не было привычным для человеческого отрицательного значения. Предрассудок подразумевает под собой нечто, что предшествует размышлениям и рассуждениям, некую дорефлексивную постановку сознания.

Согласно герменевтической философии, предрассудок занимает неотъемлемую характеристику сознания, потому что оно воспринимается исторически. Отрешиться от предрассудков полностью невозможно, но возможно, как подразумевает Гадамер, возвести его в состояние взвешенности, в чём, и заложена задача историков. Условие достижения данного состояния заключается в наличии временной дистанции между исследователями и тем предметом, который исследуется.

К тому же, нечто может пониматься только в том случае, когда исследователям удасться понять «вопрос, на который это нечто является ответом», что говорит Гадамер. Понимание данного вопроса означает «сплавление горизонтов» интерпретатора и интерпретируемого, которое, по мнению Гадамера, является действием языка. Естественный язык, согласно Гадамеру, представляет собой содержание того, что по Гуссерлю По данной теме мы уже выполнили реферат открытие Эпохэ Гуссерель подробнее называется «жизненным миром».

Значение и вклад

Гадамер является членом академии наук Лейпцига, Афин, Гейдельберга, Будапешта, Рима, Брюсселя, Лондона и Турина. Также считается почетным членом Немецкой академии Творчества Дармштадта и Американской академии Изящных Искусств Бостона. Получает звание почётного доктора Оттавского и Макмастерского университетов в Канаде, Католического университета в США, Бамбергского, Ляйпцигского, Марбургского, Тюбингенского университетов в ФРГ, Карлова университета в Чехии, Вроцлавского университета в Польше, также в Санкт-Петербургском Государственном Университете в России. Всегда считался почётным профессором Московского Государственного Университета.

Читайте также:
Пьер Абеляр (Pierre Abеlard/Abailard) - отзывы, мнение, рейтинг

Ханс-Георг Гадамер – биография

Краткая информация

  • Детство и юность
  • Герменевтика Гадамера
  • Другие достижения

Детство и юность

Ханс-Георг Гадамер родился в семье протестантов в небольшом городке Марбург, распложенном на реке Лан. Мальчик рано лишился матери, а его воспитанием с четырех лет занимался исключительно отец. С ним же он покинул родной город и переехал в польский город Бреслау (ныне Вроцлав), где родитель некоторое время работал преподавателем. Позже, получив предложение возглавить кафедру фармацевтики, он вернулся в Марбург.

Окончив одну из польских школ, Ханс-Георг поступил во Бреслауский университет, а после возвращения на малую родину (1919 г.) продолжил образование в местном университете. Основными направлениями изучения молодой человек определил философию, германистику и теорию литературы. По окончанию ВУЗа в 1922 году Гадамер без проблем защитил диссертацию, а его руководителем в этом проекте стал небезызвестный Пауль Наторп. В дальнейшем полученные знания Гадамер дополнил курсом лекций классической философии.

У Гадамера было слабое здоровье и хронический недуг – полиомиелит, ввиду чего, он не участвовал в войнах, которые на его судьбу выпали дважды (Первая и Вторая мировая).

В 1923 году Ханс-Георг завел знакомство с человеком, оказавшим на него огромное влияние. Им стал Мартин Хайдеггер, создавший «Учение о Бытие» и преподававший в то время в Марбургском университете. Под его руководством он защитил еще одну диссертацию, а после и сам стал преподавать в родном институте.

Герменевтика Гадамера

Герменевтика как отдельное течение в философской науке была выделена в конце ХХ столетия. Являясь наукой о понимании, она изучает процессы передачи информации в познании. Основой учения является выражение «недоверия» к существовавшим ранее теориям, концепциям и лозунгам прежних философских учений. Ханс-Георг Гадамер, в своем главном сочинении «Истина и метод. Основные черты фило­софской герменевтики» (1960) высказывался следующим образом: «Человечеством утрачена возможность наивного неведения, благодаря которому традиционные понятия поддерживали личностное мышление». Эта книга принесла ему мировую известность. В ней он представил свое виденье понимания как способа человеческого бытия, а не логического акта, как было принято считать ранее. При этом в бытие он вкладывает понятия опыта (опыт жизни, культуры, истории), а основные принципы становления опыта, по его мнению, заложены в языке.

Язык же в свою очередь, в какой-то мере предопределяет схемы ориентации индивидуума в мире. Гадамер, так же как и Хайдеггер, рассматривал язык как «медиум» раскрытия происходящего бытия, а не как инструмент или даже знак произвольно выбираемого содержания.

Согласно Гадамеру любая интерпретация текста определена предшествующими интерпретациями (традицией интерпретаций), но при этом каждая отдельная интерпретация является звеном, составляющим традицию, таким образом, создающим ее заново.

Гадамер культурную традицию рассматривал в разрезе связи будущего с настоящим и представлена она в соответствие с его учением, в виде своеобразного диалога, в котором есть и ответ, и вопрос. При этом важно не только реконструировать вопрос так, чтобы найти в нем же ответ, но и сопоставить его с самим собой. Таким образом, диалог является самостоятельным источником знаний.

Читайте также:
Джордж Беркли (George Berkeley) - отзывы, мнение, рейтинг

«Истина и метод» в корне изменила жизнь не только автора, но и общества в целом. В средине 70-х наблюдалось повышение интереса к основам и понятиям герменевтики не только среди профильных специалистов, но и у психоаналитиков, у постструктуралистов и т.д.

Философ регулярно проверял на практике свои суждения, часто истолковывая поэзии немецких поэтов и классиков (Гёте, Стефан Георге, Хайдеггер и Гегель и других). Особое удовольствие ему приносил анализ работы греческих мыслителей – Платона и Аристотеля.

Другие достижения

Кроме работы над философскими трудами, Гадамер вел активную преподавательскую деятельность. В его послужном списке работа в лучших учебных заведения мира: Лейпцигский университет, в котором он был и профессором (1939 по 1947), и ректором(1946—1947), университет Франкфурта-на-Майне, университет Гейдельберга и многие другие. Кроме того, Гадамер является основателем профильного журнала «Philosophische Rundschau», а в свое время он возглавлял Немецкое философское общество (1962 г.).

Даже после выхода на пенсию философ не прекращал преподавательской деятельности – он делился собственным опытом и познаниями со студентами во всех уголках США, а в 1968 году возглавил Академию наук в Гейдельберге.

Ханс-Георг Гадамер является членом международных академий наук – от Лейпцига до США, почетным доктором в университетах Канады, США, ФРГ, Польши, России и Чехии.

Вклад Гадамера в развитие философии был оценен многими ученными. Так Ричардом Рорти Гадамер был рекомендован для чтения как образец «научающей философии». Философская герменевтика в образе Гадамера приобрела абсолютно новое значение, в котором четко определяется связь с прошлым, но при этом учитывается своеобразие современности.

Гадамер, Ганс Георг

Ганс-Георг Га́дамер (нем. Hans-Georg Gadamer ; 11 февраля 1900, Марбург — 12 марта 2002, Гейдельберг) — немецкий философ, один из самых значительных мыслителей второй половины XX в., известен прежде всего как основатель «философской герменевтики».

Изучал философию, историю, теорию литературы, историю искусств и евангелическую теологию в университетах Бреслау и Марбурга. В 1922 году защитил докторскую диссертацию под руководством Пауля Наторпа. В 1923 году познакомился с Мартином Хайдеггером, преподававшим в Марбургском университете. Дополнил образование изучением классической филологии и в 1929 году защитил диссертацию о платоновском «Филебе». С 1939 по 1947 годы — профессор в Лейпцигском университете (в 1946—1947 — ректор). После двухлетнего преподавания во Франкфурте-на-Майне занял кафедру, которой ранее руководил Карл Ясперс, в университете Гейдельберга. Основал в 1953 году журнал «Philosophische Rundschau». После выхода на пенсию (1968) преподавал в качестве приглашённого профессора в университетах США (до 1989 года).

Содержание

Философские идеи

Гадамер исследует задачи исторической науки. По мысли Гадамера, у историка, обращающегося к какому-либо историческому тексту, всегда есть некоторое «предварительное понимание» (Vorverstandnis) этого текста, заданное ему традицией, в которой он живёт и мыслит; оно может корректироваться в процессе работы над текстом, но историк не может полностью освободиться от предпосылок своего мышления: беспредпосылочного мышления не существует, поскольку бытие — это время, а человеческий опыт конечен. Для характеристики предварительного понимания Гадамер использует слово «предрассудок» (Vorurteil), которое, говорит Гадамер, до эпохи Просвещения не имело привычного для нас отрицательного значения. Предрассудок означает нечто, предшествующее рассуждению и размышлению, некоторую дорефлексивную установку сознания. С точки зрения герменевтической философии, предрассудок — неотъемлемая характеристика сознания, поскольку оно понимается исторически. Отрешиться от предрассудка полностью невозможно, но можно, как говорит Гадамер, привести его во взвешенное состояние — в этом и состоит задача историка. Условием достижения такого состояния является наличие временно́й дистанции между исследователем и тем, что исследуется. При этом нечто понимается только в том случае, если исследователю удаётся понять „вопрос, на который это нечто является ответом“ (Гадамер). Понимание такого вопроса означает „сплавление горизонтов“ интепретатора и интерпретируемого, которое, согласно Гадамеру, есть действие языка. Язык (естественный), по Гадамеру, составляет содержание того, что у Гуссерля названо «жизненным миром». [1]

Читайте также:
Сокра́т - отзывы, мнение, рейтинг

Сочинения

  • Wahrheit und Methode (Истина и метод) (1960)
  • Kleine Schriften (Philosophical Hermeneutics) (1967)
  • Dialogue and Dialectic (1980)
  • Vernunft im Zeitalter der Wissenschaft. Разум в времени науки (1976)

Публикации на русском

  • Гадамер, Г. Г.Актуальность прекрасного. — М.: Искусство, 1991.
  • Гадамер, Г.-Г.Истина и метод / Пер. с нем.; общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. — М.: Прогресс, 1988. — 704 с ISBN 5-01-001035-6копия
  • Гадамер, Х.-Г.Хайдеггер и греки / Перевод и примечания М. Ф. Быковой // Логос. — 1991. — № 2. — С. 56—68.
  • Гадамер, Х.-Г.Что есть истина? / Перевод М. А. Кондратьевой при участии Н. С. Плотникова // Логос. — 1991. — № 1. — С. 30—37.
  • Гадамер, Г.-Г. Игра искусства / Пер. с нем. А. В. Явецкого // Вопросы философии. — 2006. — № 8. — С. 164—168. — Доклад 1973 года; опубликован в 1977 году.
  • Гадамер, Г.-Г. Интервью // Вопросы философии. — 1996. — № 7. — С. 127—132.
  • Гадамер, Г.-Г. Диалектическая этика Платона: феноменологическая интерпретация “Филеба” / пер. с нем. и предисл. О. А. Коваль. СПб.: С.-Петербургское философское о-во, 2000.- 255 с. ISBN 5-93597-006-6
  • Гадамер, Х.-Г. Пути Хайдеггера: исследования позднего творчества. / Пер. с нем.А.В. Лаврухина.- Минск, Пропилеи, 2007.-240 c. ISBN 985-6329-56-6ISBN 985-6723-54-X

Литература

  • Плотников Н. Человек-традиция. Памяти Гадамера // Отечественные записки. — 2003. — № 1.
  • Гадамер, Ханс-Георг. — Малахов, Владимир. Русские в Германии. Беседа // Логос. — 1992. — № 3. — С. 228—232.
  • Лопханова, Н. И. Проблема понимания и интерпретации в герменевтике Г. Г. Гадамера и культурно-исторической теории языка Л. С. Выготского: Автореф. дис. … канд. филос. наук : 09.00.01 / Лопханова, Нина Ивановна; Соврем. гуманит. ин-т. — М., 2003.
  • Волин, Р.Оправдание Сократа: Замечательная и ужасная жизнь Ганса-Георга Гадамера / Пер. Ю. Жиловеца // Лефт.ру/Левая Россия — 2003. — № 17. Ссылка проверена 18.03.2007. — Рецензия на Jean Grondin. Hans-Georg Gadamer: A Biography. Trans. Joel Weinsheimer. Yale University Press, 2003.
  • Малахов, В. С. Воспоминание о Х.-Г.Гадамере // Вопросы философии. — 2002. — № 9. — С. 172—177.
  • Шестакова, М. А.Функции здравого смысла в герменевтике Гадамера // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. — 1999. — № 4. — С. 90—100.

Примечания

  1. Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. – М. Республика, 1997. – 495 с. – (Философия на пороге нового тысячелетия). ISBN 5-250-02645-1 — С. 424 — 431.

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Замок Порчано
  • Ункяр-Искелесийский договор

Полезное

Смотреть что такое “Гадамер, Ганс Георг” в других словарях:

Гадамер Ганс Георг — Что такое герменевтический круг? У герменевтики как теории интерпретации длинная история. И в эпоху античности, и в средневековье толкователи «священных» текстов были далеко не единодушны между собой в вопросе о смыслах того или иного термина … Западная философия от истоков до наших дней

Читайте также:
Томас Гоббс, биография, история жизни, факты.

ГАДАМЕР ГАНС ГЕОРГ — (Cadamer, Hans Georg) (1900 ) немецкий социальный философ и главный сторонник феноменологической герменевтики. Его основная работа Истина и метод (1960). Основываясь на экзистенциализме (в частности, Хайдеггера) и на творчестве Дилътея, он… … Большой толковый социологический словарь

ГАДАМЕР ГАНС ГЕОРГ — (1900 2002) – немецкий философ, автор книги«Истина и метод. Основы философской герменевтики», вышедшей в 1960 г. (этот год считается официальной датой рождения современной философской герменевтики), где он определил основные проблемы герменевтики … Философия науки и техники: тематический словарь

Гадамер Ганс-Георг — … Википедия

Гадамер, Ганс-Георг — … Википедия

Гадамер Ганс Георг — … Википедия

ГАДАМЕР Ганс-Георг (р. в 1900) — немецкий философ, один из основоположников философской герменевтики. Профессор философии в Лейпциге (с 1939), ректор Лейпцигского университета (1946 1947), профессор философии в Гейдельберге (с 1949). Основные сочинения: Диалектическая этика… … История Философии: Энциклопедия

Ганс-Георг Гадамер — … Википедия

Ганс Георг Гадамер — … Википедия

Гадамер — Гадамер, Ганс Георг Ханс Георг Гадамер Дата рождения: 11 февраля 1900 Место рождения: Марбург Дата смерти: 12 марта 2002 Место смерти: Гейдельберг Школа/традиция: Континентальная философия, Герменевтика … Википедия

Ханс-Георг Гадамер (Hans-Georg Gadamer) – отзывы, мнение, рейтинг

ГАДАМЕР

  • Описание
  • Алфавитный указатель
  • Арабская философия
  • Индийская философия
  • Китайская философия
  • Русская философия
  • Этика
  • Авторы
  • Приложения

ГАДАМЕР (Gadamer) Ханс-Георг (род. 11 февраля 1900, Марбург) – немецкий философ, основоположник герменевтики философской. Изучал философию, историю литературы, историю искусств и евангельскую теологию сначала в Бреслау, затем в Марбурге. Кандидатскую диссертацию защитил под руководством П.Наторпа и Н.Гартмана (1922). Изучал также классическую филологию на кафедре П.Фридлендера; в 1929 защитил диссертацию «Диалектическая этика Платона (Феноменологическая интерпретация «Филеба»)». В 20-е гг. посещал лекции и семинарские занятия Хайдеггера, что определило его последующий философский поиск. С 1929 по 1938 преподавал в университетах Марбурга и Киля (профессорское звание получил в 1937), с 1939 по 1947– профессор Лейпцигского университета (в 1946–47– ректор). В 1947–48 – во Франкфурте; в 1949 возглавил кафедру философии Гейдельбергского университета, сменив К.Ясперса. После выхода на пенсию (1968) в течение двадцати лет активно работал в качестве приглашенного профессора за рубежом, прежде всего в США; оставил лекционную деятельность в конце 80-х гг. Известность Гадамеру принес его труд «Истина и метод» (1960). Союз «и» в названии работы обозначает не столько связь «истины» с «методом», сколько их известную несовместимость. Демонстрируя «неметодическую» суть человеческого познания, Гадамер стремится показать, что способ познания, связанный с понятием науки и с заложенным в ее основу понятием метода, далеко не является универсальным. Культурно-историческая традиция знает различные способы человеческого отношения к миру. Можно выделить три основные формы связи человека с миром, три основных вида опыта и, соответственно, три измерения, в которых разворачивается бытие человека: «эстетическое», «историческое» и «языковое» (им соответствуют три основных раздела книги). Все три термина несут на себе печать условности, т.к., во-первых, они не обозначают принципиально различных сфер, а, во-вторых, сложившийся за последние полтора столетия характер их использования привел к обеднению их значения. Записанное по ведомству «эстетики» искусствоведение недопустимо сузило опыт истины, обретаемый в искусстве и посредством искусства. Под влиянием Канта, усматривавшего основу прекрасного в априорной структуре субъективности, произошло забвение того обстоятельства, что искусство есть способ раскрытия истины. Историзм 19 в. изъял из исторической сферы «герменевтическое измерение»; историю стали изучать вместо того, чтобы ее понимать. К текстам прошлого стали подходить «лишь исторически», т.е. рассматривать их исключительно как продукт определенных социально-культурных обстоятельств, как если бы они не имели никакого касательства к нам. В стремлении преодолеть ограниченность позитивистски ориентированной исторической науки Дильтей предложил психологический подход к осмыслению феноменов прошлого: их нужно не просто объяснить, исходя из определенного представления о связи общего и частного, но и понять, воспроизведя как уникальное порождение индивидуальности. Однако герменевтическая проблема, т.е. проблема понимания, тем самым не раскрывается – для понимания недостаточно перемещения интерпретатора в «горизонт» автора, необходимо «переплавление» их горизонтов. Последнее же может произойти только благодаря чему-то третьему, тому общему, в чем смогут примириться позиции обоих. Таким «третьим» выступает язык, рассматриваемый с точки зрения его бытийного статуса, т.е. как особая реальность, внутри которой человек себя застает и которая не может быть схвачена средствами социологического или психологического исследования. В стихии языка осуществляется как понимание человеком мира и его самопонимание, так и понимание людьми друг друга. Философский проект Гадамера представлял собой т.о. попытку синтеза экзистенциально-феноменологической философии (и прежде всего «герменевтики фактичности» Хайдеггера) с традицией герменевтики как дисциплины. Вслед за Хайдеггером Гадамер рассматривает понимание не в теоретико-познавательном, а в онтологическом плане: понимание предстает не в качестве инструментально-логического акта, а в качестве способа человеческого бытия. Это влечет за собой радикальный пересмотр содержания и целей герменевтики. Если у Шлейермахера последняя служила «учением об искусстве понимания», а у Дильтея – специфическим методом гуманитарного познания, то у Гадамера герменевтика становится исследованием условий возможности понимания как модуса существования. Развивая хайдеггеровский тезис о «пред-истолкованности» мира в дорефлективных структурах его данности человеку, Гадамер ведет речь о «пред-понимании»; последнее конкретизируется им как «пред-рассудок» (букв. пред-суждение, Vorurteil). Наши «предрассудки» в гораздо большей мере определяют наше отношение к действительности вообще и к текстам традиции в частности, чем наш «рассудок». Равным образом онтологическую трактовку получает у Гадамера и «герменевтический круг»: он вызван изначальной взаимообусловленностью «предпонимания» и понимаемого произведения. К смыслу текста мы движемся благодаря пониманию его отдельных частей, но для того, чтобы понимать отдельные части, уже надо обладать пониманием (предпониманием) целого. Предвидя упрек в релятивизме, Гадамер ведет речь о диалогической структуре понимания. Понимание имеет вопросно-ответную структуру: понять текст – значит понять вопрос, который этим текстом ставится, а не навязывать тексту посторонний вопрос. Однако понять вопрос текста можно лишь при условии, если мы в состоянии сами им задаться. Поэтому вторым шагом будет отнести этот вопрос к себе, что ведет к критической проверке того «предпонимания», с которым мы приступали к чтению.

Читайте также:
Арту́р Шопенга́уэр - отзывы, мнение, рейтинг

Гадамер заостряет внимание на несводимости герменевтики к методологии интерпретации. В этой связи ключевые понятия его собственной концепции – «действенная история» и «действенно-историческое сознание»: всякий акт интерпретации того или иного произведения определен предшествующими интерпретациями последнего (традицией интерпретации), но всякий акт интерпретации, в свою очередь, включен в традицию, образует звено ее «события». Выдвигая на первый план «событие традиции» и «причастность» интерпретатора этому событию, Гадамер отмежевывается от приверженцев традиционной герменевтики (Э.Бетти, Е.Д.Хирш и др.). Если у последних речь идет об обеспечении объективного познания прошлого исследователем, укорененным в настоящем, то в континууме традиции, о котором говорит Гадамер, нет ни прошлого, ни настоящего: Шекспир может выступать современником Софокла.

Моделью герменевтического опыта выступает опыт искусства. Полемизируя с концепцией «эстетического суждения» Канта, Гадамер рассматривает искусство как автономный источник «опыта истины». Здесь Гадамер апеллирует не только к Хайдеггеру, но и к Гегелю: гегелевское понятие «объективного духа» лучше подходит для его герменевтики, чем такие восходящие к романтикам и Шлейермахеру понятия, как «субъективность» и «индивидуальность». Если у Шлейермахера и Дильтея задача интерпретатора состояла в воспроизведении опыта, заключенного в тексте, то Гадамер подчеркивает важность «произведения» опыта заново, тем самым смещая акцент с «репродуктивной» стороны истолкования на его «продуктивный» момент.

Однако союз философской герменевтики с гегелевской философией непрочен: исходный пункт Гегеля – самопознание абсолютного духа, т.е. бесконечная мощь рефлективного сознания, тогда как Гадамер отправляется от принципиальной конечности человека и, соответственно, ограниченности его рефлективных усилий. Движение традиции не может быть поэтому схвачено в категориях развития или прогресса. Гегелевской метафоре «снятия» Гадамер предпочитает хейзинговскую метафору «игры». В «диалоге», каковым является традиция, никому не дано сказать последнее слово.

Традиция развертывается прежде всего как языковая традиция. Мы «живем в традиции» постольку, поскольку «живем в языке». Язык для Гадамера, как и для Хайдеггера, – это не инструмент и не знак того или иного «мысленного содержания», а медиум раскрытия истины. В той мере, в какой герменевтика имеет дело с языком как универсальным медиумом раскрытия бытия, она имеет универсальный характер. В онтологизировании языка Гадамер заходит столь далеко, что утверждает: «бытие, которое может быть понято, есть язык».

Читайте также:
Эдмунд Гуссерль - отзывы, мнение, рейтинг

«Истина и метод» – единственное произведение Гадамера «систематического» характера. В остальных своих сочинениях он выступает как практикующий герменевт. Объектом его штудий выступают как классические тексты историко-философской традиции (Платон и Аристотель, Гегель и Кант, Гуссерль и Хайдеггер), так и классики мировой поэзии (Гёте, Рильке, П.Целан, Гёльдерлин).

1. Wahrheit und Methode. Tüb., 1975;

2. Piatos dialektische Ethik. Hamb., 1983;

3. Hegels Dialektik: fünf hermeneutische Studien. Tüb., 1971;

4. Vernunft im Zeitalter der Wissenschaft. Fr./M., 1976;

5. Heideggers Wege. Tüb., 1983;

6. Lob der Theorie. Fr./M., 1984;

7. Das Erbe Europas. Fr./M., 1989;

8. Über die Verborgenheit der Gesundheit. Fr./M., 1993;

9. Der Anfang der Philosophie. Stuttg., 1996;

10. Hans-Georg Gadamer im Gespräch, hrsg. von С Dutt. Heidelberg, 1993;

Доклад на тему «Ханс-Георг Гадамер»

Гадамер, Ханс-Георг (Gadamer, Hans-Georg) (1900–2002), немецкий философ, один из самых значительных мыслителей второй половины 20 в., известен прежде всего как основатель «философской герменевтики».

Родился 11 февраля 1900 в Марбурге. Изучал философию, историю, теорию литературы, историю искусств и евангелическую теологию в университетах Бреслау и Марбурга. В 1922 защитил докторскую диссертацию под руководством Пауля Наторпа. В 1923 познакомился с Хайдеггером, преподававшим в Марбургском университете. Дополнил образование изучением классической филологии и в 1929 защитил диссертацию о платоновском Филебе. С 1939 по 1947 – профессор в Лейпцигском университете (в 1946–1947 – ректор). После двухлетнего преподавания во Франкфурте-на-Майне занял кафедру, которой ранее руководил Карл Ясперс, в университете Гейдельберга. После выхода на пенсию (1968) преподавал в качестве приглашенного профессора в университетах США (до 1989).

Масштаб Гадамера как философа определен главным образом его трудом Истина и метод (Wahrheit und Methode, 1960). В этой работе он обращается к поставленной Дильтеем проблеме философского обоснования гуманитарных наук, однако рассматривает ее (под влиянием Хайдеггера и Гегеля) в ином аспекте. Если Дильтей видел в «понимании» специфику гуманитарного знания (в отличие от естественных наук, для которых основная процедура – «объяснение»), то для Хайдеггера «понимание» выступает в ином качестве – как опыт человеческого бытия в его истине.

Читайте также:
Дэвид Юм, биография, история жизни, факты.

Гадамер подхватывает хайдеггеровскую постановку вопроса, но помещает его в контекст проблематики Дильтея, вопрошая о «собственной» истине гуманитарного познания. Разрабатываемая им герменевтика не является ни учением об искусстве понимания, как у Шлейермахера и Дильтея, ни самораскрытием человеческого существования в его бытии, как у Хайдеггера, она представляет собой философское прояснение разума, с деятельностью которого мы имеем дело в гуманитарном познании, да и вообще в каждом конкретном акте понимания. Это философское прояснение разума, в свою очередь, Гадамер толкует как движение и осуществление самой исторической традиции, тем самым примыкая к гегелевской философии духа, развертывающегося в истории.

Чтобы точнее описать осуществление и опыт истины традиции, Гадамер прибегает к модели искусства. Как и в сфере искусства, в историческом познании истина раскрывается не только в научных суждениях, выносимых с воображаемой дистанции по отношению к предмету и обеспеченных определенными правилами метода, но и благодаря вовлеченности познающего в целостность исторического процесса, который самим познающим и «совершается». Эстетическая, равно как и историческая, истина есть истина, которую совершают, осуществляют. Это проявляется, по Гадамеру, в процессе т.н. действенной истории (Wirkungsgeschichte). Речь здесь идет прежде всего о развивающемся воздействии античных текстов: их понимание протекает благодаря «предрассудкам», дорефлективным представлениям нашего «предпонимания», которые, в конечном счете, уже заданы самими этими текстами и традицией их последующей интерпретации. Но вызов, бросаемый текстом, приводит, по мысли Гадамера, к возникновению специфической ситуации, когда представления нашего предпонимания могут быть поставлены под сомнение и подвергнуты проверке на «работоспособность». И там, где текст понимается в ходе продуктивного взаимодействия («игры») нашего предпонимания, с одной стороны, и ясного, отчетливого усвоения содержания текста – с другой, продолжается традиция. Основная идея Гадамера, таким образом, состоит в том, что традиция должна быть всякий раз заново прояснена, и только при этом условии она совершается, сбывается. Традиция и ее обновление неотделимы друг от друга, их взаимная принадлежность проявляется в актах понимания, каждый раз совершаемых заново.

От этой установки Гадамер не отказывался и в других своих сочинениях, хотя в более поздних работах трактовка традиции как завершенного в себе космоса отошла на задний план. Акцент был перенесен на разделы Истины и метода, непосредственно относящиеся к философии языка. Язык, по Гадамеру, представляет собой беспрерывную игру «вопрос – ответ», находящую выражение как в понимании и истолковании текстов, так и в диалоге между отдельными людьми.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Читайте также:
Парменид, биография, история жизни, факты

Свои систематические рассуждения Гадамер подвергал постоянной практической проверке. Он интенсивно занимался истолкованием поэзии (Гёльдерлин, Гёте, Стефан Георге, Пауль Целан) и философской классики (Хайдеггер и Гегель, но в первую очередь мыслители греческой античности – Платон, Аристотель).

Умер Гадамер в Гейдельберге 13 марта 2002.

Воздействие, оказанное Гадамером на современную философскую мысль, многообразно. Гадамер, прежде всего через посредничество Хабермаса, повлиял на социальную философию; его полемика с Жаком Деррида вошла в контекст деконструктивизма. Ричард Рорти, сводя критические счеты с аналитической философией, рекомендовал своим читателя Гадамера как образец «научающей философии». Философская герменевтика в ее трактовке Гадамером сделалась моделью философии, сознающей свою глубокую связь с классической традицией и в то же время не отрицающей своеобразия современной ситуации.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/

Нужна помощь в написании доклада?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Ханс-Георг Гадамер (Hans-Georg Gadamer) – отзывы, мнение, рейтинг

– Немецкий философ, ученик Хайдеггера, один из классических представителей философской герменевтики. Последнюю Г. трактует не как отрасль теоретического познания, а прежде всего как исследовательскую деятельность, направленную на постижение человеком понимания – этого универсального способа освоения им мира. Поэтому предметом философской герменевтики является не только методология, теория или практическая работа толкования текстов, не только все “понимающие” (гуманитарные) науки или даже вся совокупность знаний человека о мире и ее существование в нем, а в значительной степени и в первую очередь – все ее разнообразный жизненный мир. Такая постановка проблемы понимания переориентирует процесс философствования из плана гносеологического, познавательного в план онтологический. Мир человеческого бытия за подобного подхода не только и не столько познается с помощью чисто рационально-теоретических средств, как спивпереживаеться человеком через актуализацию, активизацию и напряженную, полнокровную реализацию всех ее возможностей постижения действительности. Поэтому Г. охотно ведет речь не о познании, а о испытания, исследования мира, о получении жизненного опыта как сложную и автентичнишу форму освоения реальности. В то же время опыт человеческого бытия Г. не ограничивает только жизненным опытом как формой непосредственного переживания мира человеком, а интерпретирует его как полиморфное образования, включает в себя и другие, разнообразные, косвенные (морально, эстетически, исторически, политически и т.п.) формы освоения – “опыт истории”, “опыт искусства” и другие. Выходные схемы жизнедеятельности, поведения и ориентации в мире человек черпает по Г., в процессе усвоения языка, то есть еще на стадии допонятийного интериоризации достижений культуры. Именно на этом дорефлексив ном уровне закладываются глубинные механизмы формирования человеческого опыта, предрешающие рефлексию, откладываются в языковых структурах вне сознания, фиксируясь и реализуясь на уровне “предпонимания” и формируя базисные основы всех уровней и форм познания как рациональной субъект-о ‘ объектной взаимодействия.

Среди таких разнообразных предыдущих, передумовних форм, как “преднамеренность”, “предусмотрительность”, “зумиснисть”, “предвзятость” и т.п., Г. особое значение придает такой форме, как “предрассудок”, считая ее основной. В связи с этим он акцентирует внимание на конструктивных возможностях этой заранее заданной формы “охват” мира, не соглашаясь с мыслителями Просвещения, видели в предрассудками только источник обманчивости и ставили целью освобождение от нее человеческого разума. И наоборот, стремление занять позицию внеисторического субъекта, вознесшийся над тем, уже Г. толкует как своеобразный непродуктивный предрассудок “идеализма сознания” (так он называет западноевропейскую философию от Декарта до Гуссерля), который он пытается преодолеть путем перевода философствования в онтологическую плоскость – с помощью понятия игры.

Читайте также:
Иммануи́л Кант - отзывы, мнение, рейтинг

Коренным образом Г. переосмысливает проблематику истины, которую, в отличие от сциентистов. рассматривает как характеристику не знания, а бытие и считает, что “ее можно достичь не с помощью рассудочной инструментального метода, а только через конгениальный, осознанную сопричастность к осмысливаемой событий, явлений, вещей и процессов жизненного мира человека. Правда, по Г., не привлекается, а происходит, и аутентичный сферой, где именно она происходит, есть искусство.

В таком ракурсе понимания предстает не как познавательно-розсудковий акт, а как онтологический, экзистенциально насыщенный процесс самоидентификации человека и общества, закрепляется и оказывается в такой специфической форме единства субъекта и объекта понимания, как культурная традиция. Последнее, подобно предрассудков, по мнению Г., не препятствует, а способствует пониманию, что выступает универсальной и аутентичный формой человеческого освоения жизненного общественного мира, служа не так эффективной передачи опыта поколений, как взаимодействия прошлого и настоящего в диалоговом режиме, направленном на все точнее и разностороннее совмещение их горизонтов сознания. Г. предпочитает диалектике философствования Платона как диалога сравнению с монологической диалектикой Гегеля, хотя, с другой стороны, полемизируя с субъективистскими интенциями трансцендентализма и неокан-тианства и феноменологии, апеллировал именно к Гегелю.

Словари

Га́дамер Ханс Георг (Gadamer) (р. 1900), немецкий философ. Один из главных представителей философии герменевтики середина XX в. («Истина и метод», 1960). Труды по истории философии, эстетике и философии истории.

ГАДАМЕР Ханс Георг – ГА́ДАМЕР (Gadamer) Ханс Георг (11 февраля 1900 – 14 марта 2002), немецкий философ, один из главных представителей философии герменевтики (см. ГЕРМЕНЕВТИКА) 20 в. («Истина и метод», 1960). Труды по истории философии, эстетике и философии истории.

ГАДАМЕР Ханс Георг (Gadamer, Hans-Georg)

(р. 1900), немецкий философ, один из самых значительных мыслителей второй половины 20 в., известен прежде всего как основатель “философской герменевтики”. Родился 11 февраля 1900 в Марбурге. Изучал философию, историю, теорию литературы, историю искусств и евангелическую теологию в университетах Бреслау и Марбурга. В 1922 защитил докторскую диссертацию под руководством Пауля Наторпа. В 1923 познакомился с Хайдеггером, преподававшим в Марбургском университете. Дополнил образование изучением классической филологии и в 1929 защитил диссертацию о платоновском Филебе. С 1939 по 1947 – профессор в Лейпцигском университете (в 1946-1947 – ректор). После двухлетнего преподавания во Франкфурте-на-Майне занял кафедру, которой ранее руководил Карл Ясперс, в университете Гейдельберга. После выхода на пенсию (1968) преподавал в качестве приглашенного профессора в университетах США (до 1989). Масштаб Гадамера как философа определен главным образом его трудом Истина и метод (Wahrheit und Methode, 1960). В этой работе он обращается к поставленной Дильтеем проблеме философского обоснования гуманитарных наук, однако рассматривает ее (под влиянием Хайдеггера и Гегеля) в ином аспекте. Если Дильтей видел в “понимании” специфику гуманитарного знания (в отличие от естественных наук, для которых основная процедура – “объяснение”), то для Хайдеггера “понимание” выступает в ином качестве – как опыт человеческого бытия в его истине. Гадамер подхватывает хайдеггеровскую постановку вопроса, но помещает его в контекст проблематики Дильтея, вопрошая о “собственной” истине гуманитарного познания. Разрабатываемая им герменевтика не является ни учением об искусстве понимания, как у Шлейермахера и Дильтея, ни самораскрытием человеческого существования в его бытии, как у Хайдеггера, она представляет собой философское прояснение разума, с деятельностью которого мы имеем дело в гуманитарном познании, да и вообще в каждом конкретном акте понимания. Это философское прояснение разума, в свою очередь, Гадамер толкует как движение и осуществление самой исторической традиции, тем самым примыкая к гегелевской философии духа, развертывающегося в истории. Чтобы точнее описать осуществление и опыт истины традиции, Гадамер прибегает к модели искусства. Как и в сфере искусства, в историческом познании истина раскрывается не только в научных суждениях, выносимых с воображаемой дистанции по отношению к предмету и обеспеченных определенными правилами метода, но и благодаря вовлеченности познающего в целостность исторического процесса, который самим познающим и “совершается”. Эстетическая, равно как и историческая, истина есть истина, которую совершают, осуществляют. Это проявляется, по Гадамеру, в процессе т.н. действенной истории (Wirkungsgeschichte). Речь здесь идет прежде всего о развивающемся воздействии античных текстов: их понимание протекает благодаря “предрассудкам”, дорефлективным представлениям нашего “предпонимания”, которые, в конечном счете, уже заданы самими этими текстами и традицией их последующей интерпретации. Но вызов, бросаемый текстом, приводит, по мысли Гадамера, к возникновению специфической ситуации, когда представления нашего предпонимания могут быть поставлены под сомнение и подвергнуты проверке на “работоспособность”. И там, где текст понимается в ходе продуктивного взаимодействия (“игры”) нашего предпонимания, с одной стороны, и ясного, отчетливого усвоения содержания текста – с другой, продолжается традиция. Основная идея Гадамера, таким образом, состоит в том, что традиция должна быть всякий раз заново прояснена, и только при этом условии она совершается, сбывается. Традиция и ее обновление неотделимы друг от друга, их взаимная принадлежность проявляется в актах понимания, каждый раз совершаемых заново. От этой установки Гадамер не отказывался и в других своих сочинениях, хотя в более поздних работах трактовка традиции как завершенного в себе космоса отходит на задний план. Теперь акцент переносится на разделы Истины и метода, непосредственно относящиеся к философии языка. Язык, по Гадамеру, представляет собой беспрерывную игру “вопрос – ответ”, находящую выражение как в понимании и истолковании текстов, так и в диалоге между отдельными людьми. Свои систематические рассуждения Гадамер подвергает постоянной практической проверке. Он интенсивно занимался истолкованием поэзии (Гельдерлин, Гете, Стефан Георге, Пауль Целан) и философской классики (Хайдеггер и Гегель, но в первую очередь мыслители греческой античности – Платон, Аристотель). Воздействие, оказанное Гадамером на современную философскую мысль, многообразно. Гадамер, прежде всего через посредничество Хабермаса, повлиял на социальную философию; его полемика с Жаком Деррида вошла в контекст деконструктивизма. Ричард Рорти, сводя критические счеты с аналитической философией, рекомендовал своим читателя Гадамера как образец “научающей философии”. Философская герменевтика в ее трактовке Гадамером сделалась моделью философии, сознающей свою глубокую связь с классической традицией и в то же время не отрицающей своеобразия современной ситуации.

Читайте также:
Ханс-Георг Гадамер, биография, история жизни, факты.

Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1988 Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: