Гюстав Флобер, биография, история жизни, творчество

Биография Гюстава Флобера

Гюстав Флобер – французский прозаик-реалист, считающийся одним из крупнейших европейских писателей XIX века – родился 12 декабря 1821 года в Руане в мелкой буржуазной семье.

Его отец был хирургом в больнице Руана, а мать – дочерью врача. Он был младшим ребёнком в семье. Кроме Гюстава в семье было двое детей: старшие сестра и брат. Двое других детей не выжили. Детство писатель провёл безрадостно в темной квартире врача.

С 1832 учился в Королевском коллеже и лицее в Руане, где с приятелем (Эрнест Шевалье) организовал рукописный журнал «Искусство и прогресс» в 1834. В этом журнале появился его первый публичный текст.

В 1836 он встретил Элизу Шлезингер, которая оказала глубокое влияние на писателя. Свою молчаливую, безответную страсть он пронес через всю жизнь и отобразил её в романе «Воспитание чувств».

Юность писателя связана с провинциальными городами Франции, которые он неоднократно описывал в своем творчестве. В 1840 Флобер поступил на факультет права в Париже. Там он вел богемную жизнь, встречался со многими известными людьми, много писал. Бросил учёбу в 1843 после первого эпилептического припадка. В 1844 писатель поселился на берегу Сены, недалеко от Руана. Образ жизни Флобера характеризовался замкнутостью, стремлением к самоизоляции. Время и силы он старался посвящать литературному творчеству.

В 1846 умер его отец, а через некоторое время и сестра. Отец оставил Флоберу солидное наследство, на которое он мог безбедно жить.

Флобер вернулся в Париж в 1848 для участия в Революции. С 1848 по 1852 осуществил путешествие на Восток. Посетил Египет и Иерусалим, через Константинополь и Италию. Свои впечатления записывал и использовал в произведениях.

В 1849 Флобер завершил первую редакцию «Искушения святого Антония» — философской драмы, над которой впоследствии работал всю жизнь. В мировоззренческом отношении она проникнута идеями разочарования в возможностях познания, что проиллюстрировано столкновением разных религиозных направлений и соответствующих доктрин.

С 1855 в Париже Флобер посещает многих писателей, в том числе братьев Гонкур, Бодлера, а также встречается с Тургеневым.

Известность Флоберу принесла публикация в журнале романа «Госпожа Бовари» (1856), работа над которым началась осенью 1851. Свой роман писатель попытался сделать реалистическим и психологичным. Вскоре после неё Флобер и редактор журнала «Ревю де Пари» были привлечены к судебной ответственности за «оскорбление морали». Роман оказался одним из важнейших предвестников литературного натурализма, однако в нём отчётливо выражен скепсис автора по отношению не только к современному обществу, но и к человеку вообще.

Оправдательный приговор позволил выпустить роман отдельным изданием (1857). Подготовительный период работы над романом «Саламбо» потребовал поездки на Восток и в Северную Африку. Так роман появился в 1862. Это исторический роман, в котором повествуется о восстании в Карфагене в третьем веке до н. э.

Через два года в сентябре 1864 Флобер завершил работу над окончательным вариантом романа «Воспитание чувств». Третий роман «Воспитание чувств» (1869) был насыщен социальными проблемами. В частности, в романе описываются европейские события 1848 года. Также в роман вошли собственные события жизни автора, как например, первая влюбленность. Роман встретили холодно, и было напечатано только несколько сотен экземпляров.

В июле 1869 его сильно потрясла смерть друга Луи Буйе. Есть сведения, что у Флобера были любовные связи с матерью Ги де Мопассана, именно поэтому у них были дружеские отношения.

Во время оккупации Франции Пруссией Флобер вместе с матерью и племянницей скрывался в Руане. Его мать умерла в 1872, и в это время у писателя уже начались проблемы с деньгами. Начинаются проблемы и со здоровьем. Он продает своё имущество, покидает квартиру в Париже. Публикует одно за другим свои произведения.

В 1877 публикует в журналах повести «Простое сердце», «Иродиада» и «Легенда о святом Юлиане Милостивом», написанные в перерывах между работой над последним романом «Бувар и Пекюше», оставшимся неоконченным, хотя о его финале мы можем судить по сохранившимся авторским наброскам, достаточно подробным.

С 1877 по 1880 занимался редакцией романа «Бувар и Пекюше». Это сатирическое произведение, которое опубликовали после смерти писателя в 1881.

Последние годы жизни писателя были омрачены финансовыми проблемами, проблемами со здоровьем и предательством друзей.

Гюстав Флобер умер 8 мая 1880 года в Круассе в результате инсульта. На похоронах присутствовало много писателей, среди которых Эмиль Золя, Альфонс Доде, Эдмон Гонкур и др.

Произведения:
«Мемуары безумца» / Mémoires d’un fou, 1838
«Ноябрь» / Novembre, 1842
«Госпожа Бовари. Провинциальные нравы» / Madame Bovary, 1857
«Саламбо» / Salammbô, 1862
«Воспитание чувств» / L’Éducation sentimentale, 1869
«Искушения святого Антония» / La Tentation de saint Antoine, 1874
«Три повести» / Trois contes, 1877
«Бувар и Пекюше», 1881

Гюстав Флобер

Биография

В середине XIX века романы Гюстава Флобера считали пошлыми и аморальными, а сегодня французский писатель считается ведущим национальным мастером пера наравне с Ги де Мопассаном и Оноре де Бальзаком. Популярность Флоберу принесли книги «Госпожа Бовари» и «Воспитание чувств», написанные в жанре реализма с нотками психологизма и натурализма.

Детство и юность

Гюстав Флобер родился 12 декабря 1821 года в исторической столице Нормандии — Руане. Хирург Ахилл Клеофас Флобер и Анна Жюстин Кэролайн Флерио, дочь врача, с трепетом ждали этого малыша — до Гюстава в семье умерли трое детей: девочка и два мальчика.

Будущий романист воспитывался со старшим братом Ахиллом, который унаследовал от отца не только имя, но и род занятий, став хирургом, и сестрой Кэролайн, которая родилась на 3 года позже Гюстава. Детство их прошло в безрадостной атмосфере больницы Руана, в которой работал глава семейства.

Говорят, Флобер увлекся писательством еще в 8 лет, во время учебы в Королевском колледже. В 1832 году юноша поступил в лицей Пьера Корнеля, где познакомился с Эрнестом Шевалье, будущим французским политиком. Спустя 2 года друзья организовали рукописный журнал «Искусство и прогресс», в котором был опубликован первый публичный текст Флобера.

В 1840 году будущий романист отправился в Париж, чтобы изучать право. Столица Франции показалась Флоберу отвратительной, а избранная профессия — скучной, поэтому в конце того же года студент пустился в путешествие по Пиренеям и Корсике. Этот период биографии писателя нашел отражение в «Мемуарах безумца» (1901).

Читайте также:
Терри Пратчетт, биография, история жизни, факты.

В начале 1846 года отец Флобера умер, оставив сыну 500 тыс. франков. Тогда молодой человек понял, что юриспруденция не его сфера, и бросил университет. Свалившееся наследство гарантировало юному Гюставу безбедную жизнь даже в случае безработицы, поэтому тот решил всецело посвятить себя писательству.

Книги

19 сентября 1851 года Флобер, вдохновленный друзьями Луи Буйе и Максимом Дюканом, взялся за сочинение романа «Госпожа Бовари» (в иных переводах — «Мадам Бовари»). Спустя 56 месяцев, в мае 1856-го, книга была завершена. Она выходила с 1 октября по 15 декабря того же года в журнале «Парижское обозрение».

Embed from Getty Images Иллюстрация к роману Гюстава Флобера «Госпожа Бовари»

В феврале 1857 года директора «Парижского обозрения» и Гюстава Флобера обвинили в «неуважении к общественной морали и религии». Писатель даже предстал перед судом за «вульгарное и шокирующее изображение персонажей», но наказания избежал. Снятие обвинений не только способствовало изданию «Госпожи Бовари» отдельной книгой, но и обеспечило всплеск популярности.

В центре сюжета — Эмма Бовари, несчастливая в браке женщина. Мадам не стыдится изменять супругу, который крепко ее любит. На подарки для молодых избранников женщина тратит семейное состояние, со временем начинает закладывать драгоценности и недвижимость. Летальный исход от неудовлетворенности жизнью, окружающего позора и собственной никчемности – вот, что в конечном итоге ожидает госпожу Бовари, а ее верного супруга, который продолжает общаться с любовниками жены – клеймо ничтожества.

Смелая, натуралистичная история Гюстава Флобера задела за живое не только современное ему французское общество, но и режиссеров XX и XXI веков. Первый фильм по роману «Госпожа Бовари» был снят в 1933 году соотечественником писателя, затем последовали немецкая, аргентинская, американская, итальянская, русская и британская экранизации.

Следующее сочинение Флобера значительно отличалось от «Госпожи Бовари» — исторический роман «Саламбо» о Ливийской войне в Карфагене, которая разворачивалась в 240-238 годах до н. э. Изменение стиля повествования и необычный выбор тематики обусловлены тем, что писатель считал себя «последним романтиком», в то время как книга о распутной супруге навесила на него клеймо натуралиста.

К «Саламбо» Флобер подошел со всей ответственностью – изучил порядка 100 томов о Карфагене и событиях тех времен, посетил Тунис. Спустя 5 лет кропотливого труда, в 1862-м, роман появился на свет. Французское общество охотно восприняло восточные вымыслы, устав от реалистических произведений. По достоинству оценили сочинение и в России – переведенная версия появилась в том же 1862 году в журнале «Отечественные записки».

Вероятно, сложнее всего Флоберу было писать роман «Воспитание чувств» (или «Сентиментальное воспитание»). Впервые он приступил к автобиографической истории в феврале 1843 года. Поводом для сочинительства стала встреча писателя с Элизой Шлезингер – женщиной в возрасте, в которую Флобер до безумия влюбился.

То, что вышло из-под пера еще неопытного писателя, в кругу литераторов принято называть «Первым “Воспитанием чувств”». Дебютная версия была завершена к 1845 году, а опубликована уже после смерти Флобера – в 1910-м. Интересный факт: этот роман не имеет ничего общего с произведением, напечатанным под тем же названием в 1869 году.

Во «взрослой», доработанной версии «Воспитания чувств» 1869 года главный герой Фредерик Моро без памяти влюбляется в Марию Арну, замужнюю даму бальзаковского возраста. Из-за мыслей об избраннице Моро не может наладить отношения с другими женщинами, ведет праздный образ жизни и катится ко дну. Спустя 27 лет Моро и Арну случайно сталкиваются и понимают, что все это время любили друг друга и, хотя не могли насладиться взаимным чувством, были счастливы. Они расстаются, удовлетворенные признаниями.

«Воспитание чувств» вызвало в основном негативные отзывы у критиков и коллег Флобера по перу, но каждый отметил автобиографичный мотив произведения. Ги де Мопассан говорил, что «много лично пережитого и удручающе грустного заключено в этом романе», Эмиль Золя назвал произведение «самой личной книгой» Флобера. Сомерсет Моэм утверждал, что «Фредерик Моро – это частью портрет самого Флобера, каким писатель видел себя».

Жизненный путь Флобера и основные этапы его творчества

Семья и детство

Гюстав Флобер родился в семье мелкого буржуа. Его отец работал в клинике Руана хирургом, а мать была дочерью врача. У Флобера также были старший брат и младшая сестра. Но, несмотря на это, Гюстав рос в одиночестве, чаще всего проводя время в запертой квартире, либо в больнице возле отца.

Поскольку отец кроме профессии врача была также и богатым землевладельцем, то одиннадцатилетнего Гюстава послали учиться сперва в Королевский колледж, а затем и в лицей Руана. В лицее он познакомился с Эрнестом Шевалье, вместе в которым они решили создать в стенах учебного заведения собственный журнал «Искусство и прогресс». Так 13-летный Гюстав стал одним из редакторов рукописного издания, а через некоторое время начал писать туда свои тексты.

Личная жизнь

Весной 1846 года начался многолетний роман Флобера с французской поэтессой Луизой Коле. В письмах к возлюбленной, которые дошли до наших дней и были изданы в книге «Вербена и мускус», писатель рассуждал о роли творчества, тонкостях французского языка, отношениях между мужчиной и женщиной. Последнее письмо датировано 6 марта 1855 года.

Embed from Getty Images Портрет Гюстава Флобера

У Флобера были любовницы в Брюсселе, Париже, Мюнхене, он не чурался общением с женщинами и мужчинами легкого поведения, но, несмотря на активную личную жизнь, женой и детьми так и не обзавелся. Эта позиция объясняется цитатой из письма Коле от 11 декабря 1852 года:

«Идея привести кого-то в мир наполняет меня ужасом. Я бы проклял себя, если бы стал отцом. Лучше пусть погибнет моя плоть, чем я обреку кого-то на позор существования».

Учёба и болезнь

В 15 лет он познакомился с Элизой Шезлингер, привязанность к которой он со временем перенёс на страницы романа «Воспитание чувств», о своей первой любви он помнил до последних дней жизни.

Читайте также:
Эптон Билл Синклер-младший (Upton Beall Sinclair, Jr) - отзывы, мнение, рейтинг

И хотя писать Гюставу нравилось, он всё же решил связать свою жизнь с юриспруденцией, поэтому в 1840 году поступает на юридический факультет в университете Парижа. Но окончить курс не сумел — в 1843 году у него случился припадок эпилепсии. На то время болезнь считалась опасной, врачи приписали ему горячие ванны, которые, разумеется, невозможно было принимать часто, связав свою судьбу с правом. Поэтому Флобер отказался от учёбы.

Жизнь в богемном Париже ему немного наскучила, и он переехал в городок вблизи Руана, где и поселился в домике на берегу Сены. Практически ни с кем не общаясь, он много времени проводит в раздумьях, пишет «Воспитание чувств», хотя сам роман опубликуют и нескоро — лишь спустя 25 лет.

Через год он отправляется в путешествие, по советам врачей и по собственному желанию сменить обстановку. Так, в 1845 году ездит городками Италии, через год возвращается в Руан из-за смерти отца. Еще через год умирает его сестра. Поскольку отец оставил ему довольно приличное наследство, Гюстав взял на себя заботы о дочери сестры и, как это ни странно, о муже умершей.

Книги Гюстава Флобера на сайте Топ книг

Романы Гюстава Флобера читать популярно по сей час. Это позволило им попасть в наш список лучших исторических любовных романов, а также в рейтинг лучших книг зарубежной классики. И учитывая стабильно высокий интерес к романам Флобера, мы еще не раз увидим их среди лучших книг.

Путешествия и первый роман

В 1848 Флобер вернулся в Париж только для того, чтобы принять участие в Революции. Следующие четыре года он провёл в путешествиях: посетил Египет и Италию, Иерусалим и Османскую империю. Впечатление об увиденном стали частью его будущих романов.

Начиная с 1851 и следующие пять лет он работает над книгой «Госпожа Бовари». Нищета Египта и несколько несчастливых любовных историй, пережитых во время путешествия, помогли ему написать роман, о котором он сам говорил: «Господа Бовари — это я». Как и автор, его главная героиня больше мечтает, чем живёт реальной жизнью.

Роман стал прорывом. Критики заговорили о новом авторе, который приговорил романтизм как стиль в литературе. На Флобера и редактора журнала, где впервые опубликовали роман, подали в суд за «оскорбление общественной морали» — ведь в книге речь идёт об измене и самоубийстве, кроме того, роман признали первым вестником натурализма в литературе. К счастью, Флобера оправдали.

Но судебное дело негативно сказалось на его физическом и психическом здоровье. Гюстав запирается в своём доме и не хочет никого видеть. Единственным человеком, который в то время был с ним — его мать, она поселилась с сыном после смерти мужа. Она же и ухаживала за ним во время эпилептических припадков.

Несмотря на то, что Флобер очень нравился женщинам, он не решился жениться и заводить детей из-за своей болезни. Хотя многие биографы утверждают, что именно благодаря припадкам эпилепсии Флобер написал столько замечательных и важных книг. Он понимал, что припадок может случиться в любой момент и никто не знает, какой из них станет последним, поэтому работал не жалея сил.

Вскоре он совершает путешествие в Тунис, после возвращение из которого садиться за написание нового романа — «Саламбо». В 1962 году книгу публикуют.

Цитаты

«Быть дураком, эгоистом и обладать хорошим здоровьем – вот три условия, необходимые для того, чтобы быть счастливым. Но если первого из них не хватает, то остальные бесполезны».

«Ложь стала для нее потребностью, манией, наслаждением, и если она говорила, что вчера гуляла по правой стороне улицы, то надо было полагать, что на самом деле она шла по левой».

«Нельзя прикасаться к идолам: позолота остается у нас на пальцах».

Признание и скандалы

В 1864 Ватикан официально запрещает «Госпожу Бовари», как произведение, которое развращает сердце, через несколько лет такая же судьба ждёт и «Саламбо». Хотя во Франции обе книги от этого не становятся менее популярными.

Роман и критики, и читатели приняли благосклонно, но затворнический образ жизни Флобера это не изменило. Следующая книга — написанный давным-давно роман «Воспитание чувств» — выходит в 1869 году. Хотя книгу и признавали сильной, но некоторые критики довольно резко высказались о ней. Одни говорили, что Флобер попытался совместить хладный ум и пылающее сердце, и лучше было бы написать просто две отдельные книги, другие же не понимали, почему сентиментальный от природы писатель, порицает саму сентиментальность в своей книге.

В том же году умирает близкий друг писателя — Луи Булле, ещё через три года — его мать.

Между этими двумя личными трагедиями он успел отслужить в армии в период франко-прусской войны, за что его наградили орденом Почётного легиона.

Последние годы жизни

В 1972 Флобера признают банкротом. Огромную часть своего состояния он истратил, пытаясь оплатить долги мужа умершей сестры, но с годами они не уменьшались. Чтобы хоть как-то выкрутиться, Флобер продаёт имущество в Париже и Руане. Проблемы с деньгами сразу же отозвались обострением эпилепсии.

В 1877 году выходит его повесть «Простая душа» и ещё несколько сочинений.

В том же году появляются первые переводы рассказов Флобера на русский язык — этим занимался его друг писатель Иван Тургенев. Именно Тургенева он всегда был рад увидеть в своём доме в Круассе, Российский писатель же в знак дружбы посвятил Флоберу один из своих рассказов «Песнь торжествующей любви».

Следующие три года Гюстав тратит на редакцию своего последнего романа — «Бувар и Пекюше”. Но до его издания писатель не дожил.

В 1880 году в возрасте 58 лет он умер от инсульта. «Бувар и Пекюше» издали лишь через год после смерти автора.

Читайте также:
Джеймс Тёрбер, биография, история жизни, творчество

Книги

19 сентября 1851 года Флобер, вдохновленный друзьями Луи Буйе и Максимом Дюканом, взялся за сочинение романа «Госпожа Бовари» (в иных переводах — «Мадам Бовари»). Спустя 56 месяцев, в мае 1856-го, книга была завершена. Она выходила с 1 октября по 15 декабря того же года в журнале «Парижское обозрение».

Embed from Getty Images Иллюстрация к роману Гюстава Флобера «Госпожа Бовари»

В феврале 1857 года директора «Парижского обозрения» и Гюстава Флобера обвинили в «неуважении к общественной морали и религии». Писатель даже предстал перед судом за «вульгарное и шокирующее изображение персонажей», но наказания избежал. Снятие обвинений не только способствовало изданию «Госпожи Бовари» отдельной книгой, но и обеспечило всплеск популярности.

В центре сюжета — Эмма Бовари, несчастливая в браке женщина. Мадам не стыдится изменять супругу, который крепко ее любит. На подарки для молодых избранников женщина тратит семейное состояние, со временем начинает закладывать драгоценности и недвижимость. Летальный исход от неудовлетворенности жизнью, окружающего позора и собственной никчемности – вот, что в конечном итоге ожидает госпожу Бовари, а ее верного супруга, который продолжает общаться с любовниками жены – клеймо ничтожества.

Смелая, натуралистичная история Гюстава Флобера задела за живое не только современное ему французское общество, но и режиссеров XX и XXI веков. Первый фильм по роману «Госпожа Бовари» был снят в 1933 году соотечественником писателя, затем последовали немецкая, аргентинская, американская, итальянская, русская и британская экранизации.

Embed from Getty Images Памятник Гюставу Флоберу

Следующее сочинение Флобера значительно отличалось от «Госпожи Бовари» — исторический роман «Саламбо» о Ливийской войне в Карфагене, которая разворачивалась в 240-238 годах до н. э. Изменение стиля повествования и необычный выбор тематики обусловлены тем, что писатель считал себя «последним романтиком», в то время как книга о распутной супруге навесила на него клеймо натуралиста.

К «Саламбо» Флобер подошел со всей ответственностью – изучил порядка 100 томов о Карфагене и событиях тех времен, посетил Тунис. Спустя 5 лет кропотливого труда, в 1862-м, роман появился на свет. Французское общество охотно восприняло восточные вымыслы, устав от реалистических произведений. По достоинству оценили сочинение и в России – переведенная версия появилась в том же 1862 году в журнале «Отечественные записки».

Вероятно, сложнее всего Флоберу было писать роман «Воспитание чувств» (или «Сентиментальное воспитание»). Впервые он приступил к автобиографической истории в феврале 1843 года. Поводом для сочинительства стала встреча писателя с Элизой Шлезингер – женщиной в возрасте, в которую Флобер до безумия влюбился.

Embed from Getty Images Кабинет Гюстава Флобера

То, что вышло из-под пера еще неопытного писателя, в кругу литераторов принято называть «Первым “Воспитанием чувств”». Дебютная версия была завершена к 1845 году, а опубликована уже после смерти Флобера – в 1910-м. Интересный факт: этот роман не имеет ничего общего с произведением, напечатанным под тем же названием в 1869 году.

Во «взрослой», доработанной версии «Воспитания чувств» 1869 года главный герой Фредерик Моро без памяти влюбляется в Марию Арну, замужнюю даму бальзаковского возраста. Из-за мыслей об избраннице Моро не может наладить отношения с другими женщинами, ведет праздный образ жизни и катится ко дну. Спустя 27 лет Моро и Арну случайно сталкиваются и понимают, что все это время любили друг друга и, хотя не могли насладиться взаимным чувством, были счастливы. Они расстаются, удовлетворенные признаниями.

«Воспитание чувств» вызвало в основном негативные отзывы у критиков и коллег Флобера по перу, но каждый отметил автобиографичный мотив произведения. Ги де Мопассан говорил, что «много лично пережитого и удручающе грустного заключено в этом романе», Эмиль Золя назвал произведение «самой личной книгой» Флобера. Сомерсет Моэм утверждал, что «Фредерик Моро – это частью портрет самого Флобера, каким писатель видел себя».

A post shared by 文学インスタグラム (@bungakuglam) on May 8, 2021 at 4:07am PDT

Гюстав Флобер
Несмотря на резко ухудшившееся здоровье и частые приступы эпилепсии, в апреле 1874 года Гюстав Флобер опубликовал окончательную версию стихотворения в прозе «Искушение святого Антония». Идея произведения родилась еще в 1845-м, когда писатель увидел одноименную картину Питера Брейгеля – младшего. Герой стихотворения Антоний, подобно Фаусту, созданному Иоганном Вольфгангом фон Гёте, вынужден пройти через демонические искушения навстречу счастливой жизни.

В марте того же года вышел сборник «Три повести», включающий в себя «Простую душу», «Легенду о святом Юлиане Милостивом» и «Иродиаду». Эти произведения Флобер считал отдыхом между созданием финального труда – романа «Бувар и Пекюше». Из-за дотошности автора создание каждой из повестей занимало по полгода.

Embed from Getty Images Иллюстрация к роману Гюстава Флобера «Бувар и Пекюше»

Сатирической книге «Бувар и Пекюше», к написанию которой Флобер приступил в 1872 году, не суждено было получить конец – ослабленное здоровье писателя дало сбой. Роман опубликовали недописанным в 1881 году.

В центре сюжета – мужчины по фамилиям Бувар и Пекюше, которые случайно знакомятся на улице. Оба они переписчики, но тайно мечтают переехать в деревню и заниматься сельским хозяйством. Друзья решают, наконец, воплотить грезы в реальность и покупают дом. Первое время мужчины увлекаются рыбалкой, лесозаготовками, искусством, но со временем понимают, что настоящее их счастье заключается в переписывании. Завершиться роман должен был сценой, в которой Бувар и Пекюше заполняют листы бумаги под диктовку друг друга.

Интересные факты

  • Именно Флоберу принадлежит знаменитое выражение «башня из слоновой кости», ставшее своеобразным символом одинокой жизни художника. Жизни целиком посвященной творчеству без надежды на понимание со стороны публики и критики.
  • Флобер вывел в свет другого известного французского прозаика — Ги де Мопассана.
  • Несмотря на «аморальные» взгляды и полное неприятие буржуазного строя в своей стране Флобер исполняет свой гражданский долг во время франко-прусской войны в 1848 году и вступает в ряды национальной гвардии в чине лейтенанта.
  • Некоторые известные писатели прямо подражали Флоберу. О. Уайльд, например, списывал у Флобера фрагменты «Искушения святого Антония».
Читайте также:
Борис Пастернак, биография, история жизни, творчество

Титулы и награды

  • Орден Почётного легиона

Смерть

В последние годы Гюстава Флобера все чаще беспокоила эпилепсия. Забытый друзьями и обнищавший, свет французской литературы умер 8 мая 1880 года в деревне Круассет. Причина смерти – кровоизлияние в мозг во время очередного приступа.

Похороны состоялись 11 мая в присутствии именитых писателей – Эмиля Золя, Ги де Мопассана, Эдмонда де Гонкура, Альфонса Доде. Тело покоится на монументальном кладбище Руана.

Embed from Getty Images Могила Гюстава Флобера

В память о Флобере остались десятки произведений, сотни фильмов, университеты и улицы, названные его именем. В Руане в 2008 году даже построили мост Гюстава Флобера – самый высокий подъемный мост в Европе, чья общая высота составляет 91 м, а горизонтальный подъем полотна дороги – 55 м.

Но самое главное — творчество Флобера повлияло на более современных писателей: если бы не «Госпожа Бовари», мир бы не прочел произведений Франца Кафки или Жан-Поля Сартра. Французские литераторы до сих пор ставят Флобера на одну ступень с такими законодателями национального творчества, как Артюр Рембо и Шарль Бодлер, а его романы заходят на новый виток популярности.

Гюстав Флобер, биография, история жизни, творчество

Французский писатель, которого часто называют творцом современного романа. Родился 12 декабря 1821 года в Руане, где его отец был главным врачом одной из местных больниц. С 1823 по 1840 год Флобер учился в Королевском коллеже Руана, где не добился особых успехов, но проявил интерес к истории и большую любовь к литературе. Он читал не только модных в ту пору романтиков, но также Сервантеса и Шекспира. В школе он познакомился с будущим…

Французский писатель, которого часто называют творцом современного романа. Родился 12 декабря 1821 года в Руане, где его отец был главным врачом одной из местных больниц. С 1823 по 1840 год Флобер учился в Королевском коллеже Руана, где не добился особых успехов, но проявил интерес к истории и большую любовь к литературе. Он читал не только модных в ту пору романтиков, но также Сервантеса и Шекспира. В школе он познакомился с будущим поэтом Л. Буйе (1822-1869), который на всю жизнь стал его верным другом.

В 1840 году Флобера отправили в Париж изучать право. Прозанимавшись три года, он не сумел сдать экзамены, зато свел дружбу с писателем и журналистом М. Дю Каном (1822-1894), который стал его спутником в путешествиях. В 1843 году у Флобера обнаружили сходное с эпилепсией нервное заболевание, и ему был предписан малоподвижный образ жизни. После смерти отца в 1846 году он вернулся в имение Круассе под Руаном, заботился о матери и занимался по преимуществу литературой. К счастью, он обладал состоянием, которое избавило его от необходимости зарабатывать на жизнь пером либо иными способами. Равным образом он смог осуществить свою мечту о путешествиях и посвятить многие годы написанию одного-единственного романа. Он совершенствовал свой стиль с предельным вниманием, отвлекаясь лишь на профессиональные беседы с братьями Гонкурами, И. Тэном, Э. Золя, Г. Мопассаном и И. С. Тургеневым. Даже его прославленный любовный роман связан с поэтессой Луизой Коле, и в их обширной переписке главной темой были литературные проблемы.

Флобер был воспитан на творениях Ф. Шатобриана и В. Гюго и тяготел к романтическому способу изображения. Всю свою жизнь он стремился подавить в себе лирико-романтическое начало ради максимально объективного изображения повседневной реальности. Рано начав писать, он вскоре осознал в себе конфликт между поставленной целью и склонностями своей натуры. Первый из его опубликованных романов – “Госпожа Бовари” (1857).

Великое творение литературы, “Госпожа Бовари” обозначила поворотный пункт в развитии современного романа. Флобер работал над каждым предложением в поисках знаменитого “правильного слова”. Его интерес к форме романа, успешно реализованный в уникальной структуре “Госпожи Бовари”, оказал сильнейшее влияние на последующих писателей, поставивших своей целью создание новых форм и технических приемов – Г. Джеймса, Дж. Конрада, Дж. Джойса, М. Пруста и многих других.

В 1862 году появился исторический роман Флобера “Саламбо”, в 1869 году – роман нравов “Воспитание чувств”, в 1874 году – “Искушение Святого Антония”, в 1877 – “Три повести”; затем Флобер стал усиленно работать над давно задуманным любимым своим произведением, романом “Бувар и Пекуше”, но не успел закончить его; из предполагаемых двух томов Флобер написал только один, и тот не имеет завершенности других произведений Флобера. Конец жизни Флобера был печальный: он страдал тяжелым нервным недугом, был мрачен и раздражителен, порвал отношения с лучшим своим другом, Максимом Дюканом; мать его умерла, материальное положение его ухудшилось, так как значительную часть своего состояния он уступил бедным родственникам. Полного одиночества Флобер не испытал в старости, благодаря нежным заботам своей племянницы, м-м Комманвиль, а также дружбе с Жорж Санд; большое утешение доставлял ему также Ги де Мопассан, сын одной из его подруг детства; Флобер заботился о развитии его молодого таланта и был для него строгим и внимательным учителем. Болезнь и тяжелый литературный труд рано истощили силы Флобера; он умер от апоплексического удара. В 1890 году ему поставлен в Руане памятник, работы известного скульптора Шапю.

Романы:
1856 – Госпожа Бовари (Мадам Бовари)
1859 – Воспитание чувств
1862 – Саламбо
1881 – Бувар и Пекюше (неоконченный)
Пьеса:
1874 – Искушение Святого Антония (философская драма)
Повести:
1877 – Простая душа
1877 – Легенда о Святом Юлиане Странноприимце
1877 – Иродиада
1877 – Лексикон прописных истин
1887 – 1893 – Письма

“Отшельник из Круассе” – так называли его друзья, под этим именем он вошел в историю литературы. “Я – человек-перо, я существую из-за него, ради него” – так говорил сам о себе Флобер.
Работал он по 10-15 часов в сутки (случалось и больше, почти никогда – меньше). “Он ложился в четыре утра, а с десяти, сам этому удивляясь, уже опять сидел за письменным столом”, “. однажды он просидел. 38 часов подряд и дошел до такого изнеможения, что когда попытался за обедом налить себе стакан вина, то оказался даже не в силах поднять графин” (Э. и Ж. Гонкуры).
Моряки, плавающие по Сене, пользовались его окном, как маяком – там всегда горел свет.
Добросовестность Флобера стала притчей во языцех еще при жизни писателя. Он терпеть не мог приблизительности ни в слове, ни в факте. Прочитать 10 томов, чтобы написать 10 страниц – это было в порядке вещей. Описание смерти Эммы Бовари потребовало едва ли не целой медицинской библиотеки. А после работы над историческим романом “Саламбо” он был способен разговаривать на равных, и разговаривал, и спорил, с крупнейшими историками века. Собирая материалы для “Воспитания чувств”, он не удовлетворился печатными источниками – даром, что целую зиму просидел в парижских читальнях, а буквально атакует Жорж Санд просьбами прислать подробные воспоминания о событиях 1848 года.
Если надо было описать какую-нибудь местность, он сам отправлялся туда. (Хорошо, когда то было во Франции, случалось, что и в Африке).
А сколько времени, мук, сил уходило на поиски нужного, единственного слова!
Работал он чрезвычайно медленно. “На прошлой неделе я пять дней просидел над одной страницей!”; “Я уже два дня бьюсь над одним абзацем”; “Вчера 10 часов подряд просидел над тремя строчками и не сделал их”. Такими признаниями полны письма Флобера.
Он начал писать в девять лет. Его первый роман, “Госпожа Бовари”, появился, когда ему было тридцать пять.
Книга вышла в свет, и автор оказался на скамье подсудимых: “за оскорбление общественной морали, религии и добрых нравов”.
Он не увлекался ни коллекционированием, ни охотой, ни рыбной ловлей, но одно “хобби”, одна “коллекция” у него все-таки была – коллекция человеческой глупости. Он собирал вырезки из газет, деловые бумаги, различные документы – свидетельства глупости и пошлости. Любой новый “экспонат” веселил его безмерно, он мог говорить о нем неделями, сообщал о находке всем, с кем общался и переписывался.

Читайте также:
Дейл Карнеги, биография, история жизни, факты.

1910 Иродиада
1911 Искушение Святого Антония (короткометражный фильм)
1911 Саламбо (короткометражный фильм)
1925 Саламбо
1932 Порочная любовь
1934 Мадам Бовари
1937 Мадам Бовари
1947 Мадам Бовари
1949 Мадам Бовари
1953 Madame Bovary (ТВ)
1960 Саламбо
1962 Воспитание чувств
1969 Мадам Бовари
1971 Бувар и Пекюше (ТВ)
1973 Воспитание чувств (мини-сериал)
1974 Мадам Бовари (ТВ)
1975 Мадам Бовари (мини-сериал)
1977 С легким сердцем
1985 Иродиада (ТВ)
1989 Спаси и сохрани
1989 Бювар и Пекюше (ТВ)
1991 Мадам Бовари
1993 Госпожа Майя
1998 Par coeur
2000 Госпожа Бовари (ТВ)
2000 Ночь за ночью
2008 Простая душа
2009 Время любить (короткометражный фильм)
2011 По сердечным причинам
2014 Госпожа Бовари

Биография Гюстава Флобера

«Госпожа Бовари», которую во всем мире считают совершенным созданием искусства, привела ее создателя на скамью подсудимых. В 1856 году, после публикации романа в журнале «Ревю де Пари», Гюстав Флобер был обвинен в оскорблении общественной морали и религии и привлечен к судебной ответственности.

«Мой дорогой друг, сообщаю вам, что завтра, 24 января, я буду иметь честь сесть на скамью для мошенников в шестой палате суда исправительной полиции, – писал Флобер доктору Жюлю Клоке. -...Я не рассчитываю на правосудие. Я буду осужден, и наказание, возможно, изберут самое строгое, – славная награда за мои труды. »

А труды, затраченные на «Госпожу Бовари», были титанические. Всю жизнь Флобер стремился в своих произведениях к нечеловеческому совершенству. Во имя литературы он обрек себя на аскетизм и одиночество. Он не искал муз, приносящих вдохновение. Он считал его уловкой для шарлатанов.

«Все вдохновение, – утверждал Флобер, – состоит в том, чтобы ежедневно в один и тот же час садиться за работу». Мать в ужасе писала ему «Горячка фраз иссушила тебе сердце».

Молодой Мопассан подсмотрел однажды, как работает его учитель окутанный клубами дыма, Флобер сидел, устремив напряженный взгляд на рукопись, будто перебирал слова и фразы с настороженностью охотника; затем рука бралась за перо, которое медленно двигалось по бумаге, останавливалось, зачеркивало, вписывало, снова зачеркивало и снова вписывало; лицо багровело, на висках вздувались вены, тело напрягалось, будто старый лев вел отчаянную борьбу с мыслью и словом. Флобер стремился к неземному совершенству. В «Госпоже Бовари» он его достиг.

Гюстав Флобер родился 12 декабря 1821 года в Руане. Отец его был хирургом. Сын после лицея поступил на юридический факультет Парижского университета, но не смог завершить образования. Красивый «голубоглазый галл», как называли Флобера, был настигнут страшным недугом – эпилепсией. С 1844 года, то есть с двадцати трех лет, он поселился в своем имении Круассе близ Руана, чтобы прожить там затворником почти всю жизнь.

Писать Флобер начал очень рано и писал много, чему способствовала его склонность к уединению, но долгое время не решался публиковать свои литературные опыты. Это были рассказы в духе «неистовых романтиков» – с ужасами и кошмарами, повести о «жизни сердца», отмеченные смутными юношескими томлениями, и произведения, исполненные презрения к буржуа-толстосумам. Еще в юности Флобер задумал создать «Лексикон прописных истин», над которым работал всю жизнь, – сборник расхожих клише, развенчивающих образ ненавистного ему буржуазного пошляка («Лексикон» будет опубликован лишь в 1910 году). Даже собратья по перу, которые умудрялись зарабатывать большие деньги, как, например, Золя и Доде, вызывали у него подозрение. Он считал, что художник не имеет права преуспевать.

Гастон Бюсьер. Саламбо. 1907

В шестнадцатилетнем возрасте Флобер писал «О, насколько больше мне нравится чистая поэзия, вопли души, внезапные порывы, а потом глубокие вздохи, душевные голоса, сердечные мысли! Иной раз я готов отдать всю науку болтунов настоящего, прошедшего и будущего. за два стиха Ламартина или Виктора Гюго».

Читайте также:
Джоан Роулинг - отзывы, мнение, рейтинг

В этом письме заявляет о себе уже тот Флобер, который вскоре объявит искусство высшей формой познания действительности и вместе с тем – убежищем от пошлости жизни и, как сторонник теории «искусства для искусства», призовет художников подняться на самый верх «башни из слоновой кости» и замкнуться в ней. В нем неуживчиво существовали два человека – романтик и реалист. В первом большом произведении – «Воспитание чувств» (1843- 1845) – он надеялся заключить между ними перемирие. Ничего путного из этого не вышло. «Я сплоховал», – констатировал автор. «Флобер мечтал примирить оба полушария своего мозга, – пишет Андре Моруа об этом романе. -. легче было бы написать две книги. » Роман не был опубликован. (Не следует его путать с более поздним произведением Флобера, которое в подлиннике имеет название «Сентиментальное воспитание», а у нас почему-то переведено как «Воспитание чувств».)

Дебютом Флобера в печати стал роман «Госпожа Бовари». Он же сразу стал и самым прославленным французским романом. Флобер работал над ним с 1851 по 1856 год. Для того чтобы произнести свою знаменитую фразу «Госпожа Бовари – это я», Флоберу понадобилось совершить путешествие в манящий его Египет и пережить там разочарование при виде унылых глинобитных хижин, нищеты, ужаснуться душной, меланхолической ночи у восточной куртизанки Рушук-Ха-нем, расстаться со своей страстью к графоманке Луизе Коле, которую он пытался научить писать, но это оказалось трудней, чем обучить курицу летать. Ему пришлось избавиться от иллюзий.

В главной героине романа Эмме Бовари Флобер воплотил свой личный недуг – склонность к грезам о какой-то иной жизни, неистовых страстях, любовных опьянениях. В детстве Эмма прочла сентиментальную книгу «Поль и Виргиния» Вернардена де Сен-Пьера и долго мечтала о бамбуковой хижине, после романов Вальтера Скотта бредила замками с зубчатыми башнями, как сам Флобер мечтал когда-то об очаровательных баядерках и красотах Востока. Эмма жаждала экзотики, а стала жертвой банального сюжета с роковым концом. Она вышла замуж за нормального, доброго, мягкого человека, но он казался ей слишком посредственным, и она стала искать более возвышенных чувств в других объятиях, но «возвышенное» потребовало денег, и снова денег – тайком от мужа взятые кредиты, долговые векселя, страх перед разоблачением, мышьяк, мучительная смерть и вечный грех самоубийцы.

Критики увидели в романе приговор романтизму – и как стилю жизни, и как литературному направлению, хотя сам Флобер, похоже, менее всего думал о каком-то идеологическом наполнении романа.

«Наверное, моя бедная Бовари в это самое мгновение страдает и плачет в двадцати французских селениях одновременно», – заметил автор, подчеркивая типичность этого явления. Пока человек мечтает, – он поэт, когда он начинает презирать реальность и пытается подчинить свою жизнь иллюзиям, он, как Эмма Бовари, попадает в руки какого-нибудь прохвоста Лере. Это и есть, кажется, основная мысль и предостережение, которые Флобер высказал в своем романе.

История жизни Гюстава Флобера

Во время суда над Флобером прокурор произнес обвинительную речь, которую можно отнести и к комическому жанру, и к прекрасному критическому анализу художественной выразительности романа «О, я хорошо знаю, что портрет госпожи Бовари после супружеской измены относится к числу блистательных портретов; однако портрет этот прежде всего дышит сладострастием, позы, которые она принимает, будят желание, а красота ее – красота вызывающая. » Защитник вспомнил об уважаемом хирурге Флобере, авторитет которого помог придать солидность его сыну «Высокое имя и возвышенные воспоминания обязывают. Господин Гюстав Флобер – человек серьезного нрава, предрасположенный по природе своей к занятиям важным, к предметам скорее печальным. Он совсем не тот человек, каким хотел его представить товарищ прокурора, надергавший в разных местах книги пятнадцать или двадцать строк, будто бы свидетельствующих о том, что автор тяготеет к сладострастным картинам..» Флобер был оправдан.

С этого времени начинается затворничество Флобера, будто он изжил в «Госпоже Бовари» все живые чувства. Он пишет прощальное письмо своей любовнице Луизе Коле «О, лучше люби искусство, чем меня! Обожай идею. » – и запирается в своем кабинете в Круассе. Вот как описал его охоту на слова и созвучия Франсуа Мориак «В каждом слове смысл целого письма, каждая фраза – провал или триумф. Он не скрывает чисто мистический характер своей концепции искусства «Жизнь я веду суровую, лишенную всякой внешней радости, и единственной поддержкой мне служит постоянное внутреннее бушевание, которое никогда не прекращается, но временами стенает от бессилия. Я люблю свою работу неистовой и извращенной любовью, как аскет власяницу, царапающую ему тело. По временам, когда я чувствую себя опустошенным, когда выражение не дается мне, когда, исписав длинный ряд страниц, убеждаюсь, что не создал ни единой фразы, я бросаюсь на диван и лежу отупелый, увязая в душевной тоске».

Саламбо. Альфонс Муха (1896)

Следующий роман Флобера «Саламбо» увидел свет в 1862 году. В нем он обратился к эпохе борьбы Древнего Рима с Карфагеном, к историческому эпизоду из времен 1-й Пунической войны (III век до н.э.) – восстанию наемных войск в Карфагене. Главные герои Гамилькар (отец великого полководца древности Ганнибала) и его дочь Саламбо.

Перед тем как приступить к работе над романом, основательный Флобер совершил путешествие в Тунис, где в древности располагался Карфаген, перечитал множество исторических изданий – «Всеобщую историю» Полибия, «Жизнь Гамилькара» Корнелия Непота и др. Несмотря на отдаленность событий, роман написан в вызывающей реалистической манере – страшные сцены войны, первобытная жестокость, бесстыдство нравов. На такой реализм не решился бы даже Бальзак. Живописный сюжет «Саламбо» вдохновил Модеста Мусоргского на создание оперы.

Третий роман «Воспитание чувств» (в подлиннике, как было сказано выше – «Сентиментальное воспитание») вышел в 1869 году и явился художественной иллюстрацией к идее Флобера, по которой романист, описывая те или иные события, должен оставаться бесстрастным, что значило по Флоберу – объективным. Вслед за ним и читатель, увы, воспринимает «бесстрастно» историю многолетней платонической любви Фредерика Моро к замужней даме. Флобер всю жизнь боролся со своими романтическими склонностями и в этом романе, похоже, переусердствовал. Ведь он сам писал когда-то Жорж Санд «Надо смеяться и плакать, любить, работать, наслаждаться, страдать – словом, всем существом отзываться, елико возможно, на все».

Осуждая сентиментальность, Флобер сам был сентиментален более чем кто-либо другой, о чем свидетельствует одно его удивительное письмо, написанное в преклонном возрасте «Потребность в нежности я удовлетворяю тем, что после обеда зову Жюли (свою старую служанку) и смотрю на ее платье в черную клетку, какое носила мама. И я вспоминаю эту прекрасную женщину, пока слезы не подступят мне к горлу. Вот таковы мои радости. »

В философской драме «Искушение святого Антония» (1874) Флобер противопоставляет научное познание религиозному чувству, предвосхищая лозунги нового поколения, которое придет в литературу на переломе столетий с убеждением, что «Все боги умерли». «Разумеется, для отказа от Бога у Флобера существовали внешние причины, – оправдывает его Франсуа Мориак, – прежде всего эпоха. атмосфера конца века, когда самые выдающиеся люди уже не довольствовались только отрицанием христианства, а устраивали ему похороны и подводили итог его наследию. Ренан сделал опись наследства для передачи его божеству по имени Наука, убившему христианского Бога, чтобы встать на его место».

Читайте также:
Джордж Оруэлл, биография, история жизни, факты.

Три главных направления в творчестве Флобера отразились в его книге «Три повести» (1877) «Простое сердце» продолжает линию современного романа; «Легенда о святом Юлиане Странноприимце» построена на основе средневекового житийного жанра; «Иродиада» возникла из евангельского сюжета об умерщвлении Иоанна Крестителя.

Последний роман Флобера «Бувар и Пекюше» – о том, как сумбурное изучение всевозможных наук сводит усилия многих веков к карикатурным проявлениям – остался недописанным. В России Флобера узнали благодаря Ивану Тургеневу, с которым его связывала дружба. Русский писатель выделял автора «Госпожи Бовари» из всех французских романистов. Тургенев первый перевел и опубликовал у нас его произведения – «Иродиаду» и «Легенду о святом Юлиане» (1877).

И все же самым знаменитым романом Флобера был и остался «Госпожа Бовари». Жюль де Готье произвел даже термин боваризм для определения тех, кто тщится «вообразить себя иным, нежели он есть в действительности».

Гений, отшельник, страж французской литературы: что надо знать о Гюставе Флобере

«В людях, которые нас окружают, надо видеть только темы для книг»: о Гюставе Флобере, одном из главных стражников европейской литературы, рассказывает Инна Дулькина, преподаватель французского языка в Московском городском университете МГПУ.

Гений, отшельник, страж французской литературы: что надо знать о Гюставе Флобере

Когда в 24 года у Флобера случается приступ эпилепсии, отец — хирург, главный врач больницы города Руана — прибегает к кровопусканию. Чтобы усилить отток крови, он решает смочить руку сына в горячей воде, но забывает проверить температуру. Вода оказывается кипятком, и Густав получает глубокие ожоги. С тех пор молодого человека будут постоянно мучить боли. «Моя душа — как моя обожженная рука, — напишет он через несколько лет своей возлюбленной Луизе Коле, — она тоже прошла через пламя, сморщилась и потеряла чувствительность».

Обезображенная рука еще и напоминание о нарушении родительской воли: отец Флобера не желал, чтобы сын становился писателем. Ему была предназначена карьера врача или юриста. Флобер — обойдя все запреты — писателем все-таки станет. Но боль в руке будет напоминать о цене сделанного выбора. И о том, что писательский труд неотделим от страдания. По крайней мере, для Флобера. Он вымарывает до 40 процентов написанного текста, днями ищет нужное слово, неделями пишет одну главу. «Бовари продвигается черепашьим шагом, — жалуется Флобер Луизе Коле. — Уже месяц раздумываю над четырьмя предложениями. Как же мучает меня эта книга! Мне от нее физически больно! Теперь я точно знаю, что такое муки творчества».

В поисках верного слова

Писательство требует от Флобера колоссального напряжения. Он мог бы работать «легко» — его первый роман «Искушение святого Антония» был написан быстро и без усилий, — но автор намеренно усложняет себе задачу. Во-первых, он отказывается писать о себе. «Искусство не сливной желоб для страстей, не ночной горшок», — заявляет он. А писать о других гораздо тяжелее, особенно если речь идет о самых заурядных личностях, аптекарях и нотариусах, которыми Флобер населяет «Госпожу Бовари». «Как же трудно ясно и просто выражать пошлости! — жалуется писатель, изнывая от работы над романом. — И зачем только я решился писать о провинциальных нравах?»

И все же вжиться в этих скучных персонажей необходимо — и голос их должен звучать узнаваемо. Ведь главная задача Флобера — и это вторая причина, объясняющая, почему писательство доставляет ему столько мук, — написать роман, который был бы так же объемен и бесконечен, как сама жизнь. Хорошо написанная книга, в понимании Флобера, это планета, висящая во вселенной без внешних опор. Это не застывший слепок реальности, не личный дневник автора, не басня на 500 страниц с обязательной моралью в конце. Литература — не школа и не суд. Она не учит и не выносит приговоров. Это нечто живое, то, что с последней точкой выходит из-под власти творца и развивается по своим законам.

Чтобы создать нечто подобное, важно найти «верное» слово. То, которое самым точным образом выразит мысль, превратит ее из химеры в реальность. И поиск того самого слова и занимает писателя ночи напролет, когда он, запершись в кабинете, громко читает вслух историю злоключений Эммы — чтобы проверить, угадал ли с ритмом, нашел ли точное выражение.

«Как же трудно ясно и просто выражать пошлости! — жалуется писатель, изнывая от работы над романом. — И зачем только я решился писать о провинциальных нравах?»

Читайте также:
Джордж Оруэлл (George Orwell), настоящее имя Эрик Артур Блэр (Eric Arthur Blair) - отзывы, мнение, рейтинг
Читайте также

Флобер-отшельник

Флобер часто пишет по ночам, закутавшись в коричневый халат, напоминающий монашескую мантию, открыв нараспашку окна, под которыми течет Сена. В Нормандии, в местечке Круассе, где находилось его поместье, нередко останавливались корабли, и пассажиры специально выходили на берег, чтобы своими глазами увидеть местную достопримечательность, месье Густава, «огромного галла с густыми свисающими усами, в легкой накидке, держащего руки в карманах широких штанов, стянутых на поясе веревкой. Он, со своей стороны, с лукавой улыбкой наблюдал из окна за проезжающими», — писал журналист Шарль Лапьер, друг Флобера.

Писатель терпеть не мог прогулки, редко выходил в сад. Любая деятельность — кроме творческой — ему была ненавистна. Флобер предпочитал не участвовать в жизни, а наблюдать за ней — тем более из окон его дома открывался прекрасный вид. Справа — заводские трубы, слева — руанские колокольни. Прямо — зеленые пастбища, лес и широкая река со множеством островов. Вдалеке — шпиль руанского собора, куда Эмма Бовари ходила на тайное свидание с любовником.

Все романы Флобер написал в Круассе, а о Сене, белом доме со ставнями и тополях с облетевшей листвой, трепещущих в холодном тумане, вспоминал во время путешествия по Нилу в 1851 году. Флобер не выполнит просьбу Луизы Коле и не переедет к ней в Париж. Он проживет всю жизнь в Круассе вместе с матерью: каждый вечер будет целовать ее на ночь, а, путешествуя по Средиземноморью, напишет ей из Константинополя: «Никогда не полюблю никого, кроме тебя. У тебя не будет соперниц, тебе нечего опасаться». Когда Луиза будет настаивать на встречах, Флобер будет отвечать, что не может оставить мать ни на минуту — так сильно она в нем нуждается. А переписки — ежедневной, продлившейся почти десять лет — с возлюбленной ему вполне достаточно. К тому же от одного из редких свиданий ему остались на память ее домашние туфли. «Для меня любовь не должна стоять на первом плане, ее место в подсобке. В нашей душе живет нечто, что гораздо ближе к свету и солнцу, чем любовь. Любовь как основное блюдо земного существования — нет! Любовь как приправа — да!» — пишет Флобер Луизе.

«Для меня любовь не должна стоять на первом плане, ее место в подсобке. В нашей душе живет нечто, что гораздо ближе к свету и солнцу, чем любовь. Любовь как основное блюдо земного существования — нет! Любовь как приправа — да!»

Читайте также

Уже в 20 лет он скажет школьному другу, что «в людях, которые нас окружают, надо привыкнуть видеть только темы для книг». По мнению Флобера, чтобы верно изобразить вино, любовь, женщин и славу, художнику не следует быть ни пьяницей, ни любовником, ни мужем, ни солдатом. Чтобы писать жизнь, нужно находиться от нее чуть в отдалении. «Художник — чудовище, — признает Флобер. — В нем есть что-то противоестественное».

В письме к матери Флобер оговаривается, почему женитьба стала бы для него предательством. «Смерть Альфреда не стерла воспоминание о пережитом потрясении», — пишет он. Альфред ле Пуатвен — ближайший друг Флобера. В юности молодые люди испытывали друг к другу сильную привязанность, и свадьба Альфреда стала для Флобера настоящим шоком. Его преждевременная смерть в возрасте 31 года повергла писателя в отчаяние. Когда много лет спустя в его поместье в Круассе придет молодой человек, чей голос и внешность напомнят ему Альфреда, Флобер не сможет сдержать слез. Это будет Ги де Мопассан, племянник Пуатвена, родившийся уже после его кончины. Флобер станет для молодого писателя наставником и другом. «Он взял меня под опеку, — писал Мопассан о Флобере. — Все время пытался сделать для меня что-то доброе, полезное, поделиться своим опытом, знаниями, тридцатью пятью годами труда, учения и художественных восторгов».

«Госпожа Бовари»: пропаганда похоти

К моменту встречи Мопассану 23 года, Флоберу — 52. Он уже написал «Госпожу Бовари» и «Воспитание чувств». Первый роман вызвал скандал и судебный процесс, второй не имел большого успеха у публики. 31 января 1857 года Флоберу пришлось явиться в суд: его обвинили в написании книги, «оскорбляющей общественную мораль и религию». Писатель рискует штрафом, его роман, опубликованный к тому времени в журнале Revue de Paris, может быть запрещен к распространению. Прокурор возмущен: Эмма изменяет супругу и не испытывает никакого раскаяния. Автор не осуждает адюльтер. Вместо этого он описывает, как Эмма одним движением вырывает из корсета шнурок, который, как уж, со свистом скользит по ее бедрам. Затем одним жестом сбрасывает с себя одежду и приникает к груди любовника.

Роман не содержит иных описаний физической любви, однако его создателя подозревают в «пропаганде похоти». Обвинение подтверждает: Флоберу удалось добиться своей цели. Его роман — гораздо больше, чем повествование о провинциальных нравах. Это живая картина, каждая деталь которой отражает общее настроение, которое мгновенно передается читателю. Он, так же как и Эмма, ощущает скуку, томление, неудовлетворенность от супружеской жизни, хранит мечты о новом чувственном опыте. «Госпожа Бовари» — эротический текст, в котором нет ни одной сексуальной сцены. Эротика растворена во множестве мелких деталей и ничего не значащих словах.

Недавно стало известно, что в черновиках «Госпожи Бовари» свидания героев описывались гораздо более откровенно. Однако затем Флобер последовательно приглушал тона и размывал краски, добиваясь желаемого эффекта: чувственное присутствует в атмосфере романа, но очертить его контуры не удается даже прокурорам. Флобер был оправдан, а процесс сыграл роль рекламной кампании. «Госпожа Бовари» немедленно стала бестселлером, а никому не известный отшельник из Нормандии — знаменитым писателем.

«Госпожа Бовари» — эротический текст, в котором нет ни одной сексуальной сцены. Эротика растворена во множестве мелких деталей и ничего не значащих словах.

Читайте также

Романы «ни о чем» и молитвенный экстаз: «Саламбо», «Простая душа», «Воспитание чувств»

Благодаря приобретенной известности, Флобер в последующих произведениях мог позволить себе чуть больше, чем другие авторы. Так, в романе «Саламбо» он описывает, как девственница, чьи ноги скованы золотой цепью, мечтает о браке с божеством, а затем исполняет чувственный танец, «не предназначенный ни одному из мужчин». «Это было бесконечное желание, парящее над всеми. Это была сама страсть», — напишет Флобер. «Простая душа» — еще одна история о девственнице, склонной к мистическому восприятию реальности. Флобер утверждает, что ему самому знакомы состояния молитвенного экстаза и жажда абсолюта. «Я осознаю все, о чем пишут Тереза Авильская, Гофман и Эдгар По, — признавался Флобер. — Все это я видел и чувствовал. Я понимаю тех, у кого бывают видения». Испытывает их и «простая душа», служанка Фелисите, которая находит друга в лице говорящего попугая. Женщина, чья потребность в любви не получает удовлетворения, отдает сердце экзотической птице, которая вызывает у нее сильнейшие религиозные переживания.

Читайте также:
Фёдор Достоевский, биография, книги, история жизни

Неслучившаяся любовь может иметь гораздо большее значение, чем удовлетворенные страсти. Об этом роман Флобера «Воспитание чувств», еще один текст «ни о чем» (мечтаю написать книгу «ни о чем», говорил писатель, приступая к «Госпоже Бовари»), в котором нет ни явного послания, ни четко сформулированной идеи. Еще один текст, рассуждая о котором невозможно однозначно ответить, что хотел сказать автор. Здесь ничего не происходит, а встречи главных героев можно пересчитать по пальцам. «Воспитание чувств» — еще одна книга-картина, которую можно рассматривать часами, не уставая. И которая при каждом возвращении будет выглядеть иначе.

Этот роман — похвала иллюзиям, гимн безответным чувствам, признание ценности человеческих переживаний. Несчастная любовь тоже имеет смысл, ее проживание может сделать жизнь осмысленней, а душу — восприимчивей. «На протяжении многих лет „Воспитание чувств“ трогало меня так же сильно, как это едва ли удавалось двум или трем человеческим существам, — писал Франц Кафка Фелиции в 1912 году. — В каком бы месте я ни открывал эту книгу, я вздрагивал от волнения и ощущал себя духовным сыном автора. Скажи же мне, что ты читаешь по-французски, даже если это неправда. Тогда я смогу отправить тебе новое издание».

eponim2008

Жизнь замечательных имен

Короткие истории о вещах и о людях, давших им свое имя

Кто такой Гюстав Флобер?

19-й век в области культуры по праву считали веком романа. Роман был для образованных слоев общества тем же, чем сейчас являются сериалы. И развлечением, и учением. У горьковского призыва «Любите книгу – источник знания!» ноги растут как раз из той эпохи, когда романист не только публику развлекал сюжетом, но и впиндюривал ей заодно массу полезных сведений. Виктор Гюго всегда нам будет в этом примером.

Да что там Виктор Гюго! Не он один! 19-й век – век славы французского романа. Именно тогда литература во Франции стала источником приличного заработка для многих, самых разнообразных, писателей и журналистов. В разы вырос круг потребителей литературы, тех, кто мог читать и получал от этого удовольствие. За что следует сказать отдельное спасибо системе государственного образования и промышленной революции. «Производство» романов тоже стало своеобразной отраслью промышленности, производящей развлечение. Но не только. Литература и журналистика формировали национальное сознание и сам французский язык.

И если уж говорить о языке и о стиле, главных успехов в этой области добился Гюстав Флобер (Gustave Flaubert; 1821 — 1880). Его иногда называют творцом современного романа.

«Нормандский ус Флобера» помнят все, кто слушал и полюбил появившуюся в 1975 году пластинку Д.Тухманова «По волне моей памяти». Что правда, то правда, усы у Гюстава Флобера были роскошные. И да, был он уроженцем Нормандии.

Гюстав Флобер родился в «столице» Нормандии, Руане. Его отец был главным врачом местной больницы. Учеба в Королевском колледже Руана заставила мальчика полюбить историю и литературу. Причем, не только французскую. Гюстав читал и Сервантеса, и Шекспира. Здесь же, в колледже, он приобрел верного друга на всю жизнь, будущего поэта Л.Буйе.

Сейчас от Парижа до Руана – два часа на поезде. В начале 19-го века это было тоже не очень далеко, так что Гюстав Флобер отправился продолжать учебу в Париж. В Сорбонне он изучал право. После трех лет учебы он не выдержал экзаменов и распрощался с мыслью о карьере адвоката. Зато загорелся желанием стать литератором.

В 1846 году умер отец. После него семье осталось достаточное состояние, чтобы Гюстав смог возвратиться в имение Круассе неподалеку от Руана, которое принадлежало их семье. Здесь он жил, заботясь о своей матери и занимаясь литературой. Отсюда он, случалось, выезжал в Париж, где встречался со знаменитыми коллегами Э.Золя, Г.Мопассаном, братьями Гонкурами и с И.С.Тургеневым. Кстати, русский писатель оказал на всех перечисленных французских литераторов немалое влияние. А перевода для общения не требовалось. Тургенев прекрасно говорил по-французски.

Жизнь Флобера не особенно богата событиями. Хотя были в ней и путешествия. Например, в недавно ставший французской колонией Тунис и на Ближний Восток. Но все же он запер себя в провинции и полностью сосредоточился на литературе. Над ним не висела необходимость постоянно зарабатывать на жизнь писанием. Поэтому он мог в свое удовольствие оттачивать каждую фразу в поисках «правильного слова» («mot juste»). В уже упомянутой песне с диска «По волне моей памяти», написанной по стихотворению М.Волошина, братья Гонкуры названы «чеканщиками». Пожалуй, это прозвище больше подошло бы к великому перфекционисту Флоберу. Короче говоря, Г.Флобер прославился, как выдающийся стилист.

За всю свою творческую жизнь Флобер выпустил пять книг. Его первый роман «Госпожа Бовари» («Madame Bovary») был опубликован в 1857 году. Выход романа сопровождался скандалом, что привлекло к нему дополнительное внимание.

Главная тема этого произведения – конфликт между придуманной жизнью и жизнью реальной. Героиня романа – совсем не героическая личность. Более того, незабвенный М.С.Паниковский назвал бы госпожу Бовари личностью жалкой и ничтожной. Заурядная мещанка из небольшого городка неподалеку от Руана (так сказать провинция провинции) в поисках приключений и «высокой» (в ее понимании) любви растрачивает деньги своего мужа и в конце концов кончает жизнь самоубийством. При этом она травится мышьяком. Кто знает – не самый эстетичный способ свести счеты с жизнью. Долгое и мучительное умирание, черная блевотина. И это все старательно описал Г.Флобер. Да и вообще сочинение Флобера произвело фурор своим реализмом. До того ни один французский писатель не описывал во всех подробностях, как героиню его романа трахают в карете, кружащейся по городу. Ах, нравственность французской нации была этим ужасно травмирована! Автора и редакторов журнала, в котором роман был опубликован, привлекли к суду за оскорбление общественной морали

Читайте также:
Фридрих Гёльдерлин, биография, история жизни, факты.

Судебный процесс писателем и журналистами был выигран. В 1857 году роман «Мадам Бовари» вышел отдельной книгой. Полностью, без купюр. А критики приклеили к Г.Флоберу ярлычок: реалист. Впрочем, реализм французского писателя имеет мало отношения к критическому реализму, процветшему в дореволюционной России, а уж тем более, к реализму социалистическому, которым лет семьдесят пугали студентов-филологов в Советском Союзе.

Вторая книга Г.Флобера вышла через пять лет. Это был исторический роман «Саламбо» («Salammbô»). Действие происходило в Карфагене после первой Пунической войны. То есть, задолго до нашей эры. Экзотика, однако. Сказались впечатления писателя о поездке в Тунис. Карфаген находился именно в этих краях. Кстати, роман был и остается весьма увлекательным чтивом. В нем много эротики, которую по тем временам можно было считать и порнографией тоже.

Третий роман, «Воспитание чувств» («L’éducation sentimentale») вышел в 1859 году. Это – рассказ о молодом человеке, который живет в тяжелое время очередной французской революции. Юноша был воспитан в духе романтическом, но столкнулся с реальной жизнью. Честно говоря, это – явление, происходящее с каждым поколением молодых мужчин в любое, даже не очень революционное, время. Так что роман может показаться интересным многим мальчикам 1990-х годов. (Тоже бурное время было в современной истории России) И да, в этой истории тоже имеется сексуальная изюминка – любовь молодого человека и взрослой женщины, лет на пятнадцать его старше.

В 1874 году вышла книга, которую Флобер писал едва ли не двадцать лет, «Искушение святого Антония» («La Tentation de Saint-Antoine»). Флобер не столько описывает подвиг святого, сколько широко и щедро, по-брейгелевски, живописует все сущие и мыслимые ереси, религии, философии и грехи. Про грехи писать интересно, да и читать не скучно.

Читать все перечисленные романы до сих пор интересно. Флобер – не скучный писатель. Не Эмиль Золя, который раскочегарил топку своего творческого воображения на полнометражный книжный сериал «Ругон-Маккары» (21 «производственный» роман – не шутка!). По тематике он ближе к Мопассану, книги которого во времена моего отрочества школьникам в библиотеке не выдавали. Разница только в том, что Флобер делал один роман на тему, о которой Мопассан писал десяток небольших рассказов. Так что если кто-то Флобера не читал, можно посоветовать восполнить этот пробел. По крайней мере, затраченного на это времени жалко не будет. И переводы на русский язык хорошие, дающие почувствовать мастерство великого стилиста.

Трудно рассказывать о такой жизни, которой жил Г.Флобер в последние свои годы. Никаких приключений, никаких любовных связей. Правда, поговаривают, что была у него любовь с матушкой Ги де Мопассана. Смерть начала подбираться к друзьям и близким, в 1869 году умер его друг поэт Буйе. Во время франко-прусской войны поместье Круассе оккупировали немцы. Критика к его романам относилась с некоторым подозрением. Неприятие вызывали и сюжеты, и язык его романов. Так что коммерческого успеха издание романов Флоберу не принесло. Да и содержание поместья требовало все больше денег, а доходы не увеличивались.

Флобер умер в своем поместье Круассе 8 мая 1880 года. Его влияние на развитие французского романа к тому времени никто не отрицал. А поскольку французская литература в конце 19-го века была образцовой для всех литераторов просвещенного сообщества, можно без преувеличения сказать: творчество Гюстава Флобера оказало влияние на всю мировую литературу. В том числе и на русскую. Так или иначе, Лев Толстой писал с оглядкой на французов. А «Анна Каренина» — в некотором смысле русский вариант истории госпожи Бовари, дурной бабы которая погналась за так называемой «любовью».

Влияние же французской литературы на литературу советскую еще более сильно и совсем не благотворно. Дело в том, что Союз советских писателей создавали люди, для которых Флобер, Мопассан, Золя были звездами первой величины. И, начав руководить Союзом, они вольно или невольно впихивали бурлящую литературу советских 1920-х годов в уже устоявшуюся и потому скучноватую рамку реализма, сколоченную великими французскими романистами. При этом реализм они разумели совсем не так, как великие французы. Посему рамку эту существенно сузили, обернули кумачом и назвали социалистическим реализмом. А поскольку руководство Союза было единым, и кормежка шла из одних рук, практически никто из литераторов, объявивших себя советскими, сопротивляться давлению не смог. Более талантливые ваяли, как могли, эпопеи про современную жизнь, инкрустируя их в меру своего таланта и нонконформизма жемчужинками и алмазиками. Бесталанные тоже добивались определенных успехов в сочинении по прописям великих. Их издавали массовым тиражом, но читать это варево было сложно. Мазохисты могут почитать Бабаевского, а самоубийцы – М.Бубенова. Некоторые из совписов уже в 1970-е годы воплотили в жизнь то, о чем сплетничали про А.Дюма-отца за сто лет до этого. Огромные «опупеи» вроде «Вечного зова» строчили «литературные рабы». А уж как создавалась многонациональная советская литература – отдельный плач.

Впрочем, Гюстав Флобер в этих «перегибах на местах» нисколько не виноват.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: