Грэм Грин, биография, история жизни, факты.

Грэм Грин

Биография

Выдающийся британский писатель Грэм Грин пришел в большую литературу из журналистики. Отсюда и яркий, реалистичный подход к творчеству. Проза Грина динамична, остросюжетна, актуальна. Недаром автор считается классиком английской литературы с тех самых пор, как написал свой первый знаменитый роман «Сила и слава». Безусловным признанием творчества литератора, наряду с выдвижением на получение Нобелевской премии, стали многочисленные экранизации его книг, в числе которых оскаровские номинанты и лауреаты, такие как «Третий человек», «Конец романа» и другие.

Детство и юность

Генри Грэм Грин родился 2 октября 1904 года в Беркхамстеде, графство Хардфордшир, Великобритания. Отец Чарльз Генри Грин – директор привилегированной школы. Мать Мэрион Рэймонд – домохозяйка, воспитала шестерых детей (Грин – четвертый).

Оба родителя Грина приходились друг другу кузенами. А Мэрион была еще и старшей кузиной известного писателя Роберта Льюиса Стивенсона. Таким образом, литературный ген оказался у мальчика в крови. В детстве он зачитывался произведениями своего дяди, а также другими приключенческими романами, в том числе написанными Генри Хаггардом и Джозефом Конрадом.

Отношения с родителями у Грэма складывались сложно, и, несмотря на обилие братьев и сестер, его не покидало чувство одиночества, он не раз писал в дневниках о «чувстве льда в сердце». Не сложились у подростка отношения и со сверстниками: Грин учился в школе, которой руководил его отец. Это стало причиной отчуждения от юноши одноклассников, более того, нашлись даже те, кто стал изводить школьника насмешками из-за его меланхоличной сущности и увлечения поэзией.

Все это надломило Грэма, и он не раз совершал попытки суицида. Тягостное ощущение внутренней тоски всю жизнь будет преследовать писателя, и в попытках убежать от нее он будет пускаться во всевозможные авантюры и приключения, объездит полмира, что позволит накопить блестящий материал для литературного творчества.

В 1922 году парень по протекции отца поступил в Бейллиол – колледж Оксфордского университета, где учился с яркими представителями британской литературы Ивлином Во и Энтони Пауэллом. Будучи студентом, активно занимается писательским творчеством и публикуется. В оксфордских изданиях выходят его рецензии, статьи, стихи и рассказы.

Журналистика и книги

В 1925 году будущий литератор окончил колледж, а в 1926-м переехал в Ноттингем, здесь работал помощником редактора в газете «Ноттинген джернал». В этот период Грин обращается в католичество. Этот поступок писатель объясняет так:

«Я должен был найти религию соразмерную с моими грехами».

Вскоре молодой человек переезжает в Лондон, устраивается внештатным корреспондентом газеты «Таймс», а потом и помощником редактора. На этой позиции трудится до 1930 года, вплоть до своего ухода из журналистики. Причиной тому послужил успех первого романа Грина «Человек внутри» (1929).

Embed from Getty Images Грэм Грин в своем лондонском доме

Герой произведения писателя – Френсис Эндрюс, молодой контрабандист, который борется с внутренними демонами (ненависть к отцу, чрезмерное самокопание). Они вынуждают юношу предать друзей, толкают на убийство любимой и в итоге – на самоубийство. Эндрюс, как пишут критики, прообраз многих персонажей автора.

В начале 30-х годов писатель публикует детективный роман «Стамбульский экспресс», с которого началась серия экранизаций книг Грина и вообще его близкое знакомство с миром кино. Много лет (1932-1940) он сотрудничал с журналом «Спектейтор» и написал более 500 рецензий на фильмы. До конца 30-х годов литератор много путешествует. Побывал в Либерии и Мексике, впечатления от которых отобразил в книгах «Путешествие без карты» (1936) и «Дороги беззакония» (1939).

Embed from Getty Images Режиссер Отто Премингер и писатель Грэм Грин

Также благодаря пребыванию в Мексике родился и увидел свет его новый роман «Сила и слава». Действие произведения происходит в этой латиноамериканской стране в 20-е годы XX века. Главный герой – католический священник, который в пору жестоких гонений на его веру продолжает упорное служение церкви, преодолевая страх, одиночество, отчаяние. Это произведение признано критиками классикой английской литературы.

Во время Второй мировой войны Грин служил в британской разведке (также завербованы были его братья и сестры), побывал с миссиями в Западной Африке и Португалии. В годы войны (1942) пишет книгу «Ведомство страха» – шпионский роман, снабженный всеми необходимыми спецэффектами – погонями, стрельбой и пр. В 1944 году он был экранизирован как «Министерство страха».

Embed from Getty Images Грэм Грин и продюсер Питер Гленвилл

В послевоенные годы Грэм Грин вернулся к репортерской профессии – работал корреспондентом журнала «Нью рипаблик» в Индокитае. И снова переживаемые в ходе миссии события стали темами его сочинений. Так, на основе событий в Южном Вьетнаме 1955-1956 годов создан роман «Тихий американец», в котором автор критикует политику США, проводимую во Вьетнаме. В центре сюжета – судьбы трех героев: молодого американца, британского журналиста и его вьетнамской подруги.

До конца 50-х годов писатель пишет еще 2 романа – «Выигрыш» и «Наш человек в Гаване». Последний продолжает линию шпионской тематики, но приобретает новую жанровую направленность – роман-пародия.

Embed from Getty Images Грэм Грин в последние годы

В 60-70-е годы Грин в качестве корреспондента объездил множество стран, не раз бывал в горячих точках. Биография романиста насыщена встречами и знакомством с видными людьми того времени – политиками, дипломатами, писателями, артистами. В эти годы рождаются его романы «Путешествие с тетушкой», «Комедианты», «Почетный консул» и «Человеческий фактор».

Библиография писателя пополняется вплоть до конца 80-х годов. Среди произведений этого периода выделяются «Монсеньер Кихот» (1982) и «Капитан и враг» (1988). Высокое признание творчества Грина при жизни подтверждено почетными британскими наградами: орден «Кавалера славы» (1966), «За заслуги» (1986). А вот Нобелевскую премию литератор не получил, причинами в том числе стали эксцентричное поведение писателя и некоторые аспекты его личной жизни.

Личная жизнь

В 1927 году Грэм Грин женился на Вивьен Дэйрелл-Браунинг – сотруднице издательства. Знакомство пары состоялось весьма необычно: девушка написала Грину, указав на его фактическую ошибку в одной из статей. Завязалась переписка, в ходе которой журналист так увлекся Вивьен, что даже угрожал самоубийством в случае отказа.

Embed from Getty Images Грэм Грин и Кэтрин Уолстон

Впрочем, женившись на женщине своих грез, литератор не стал примерным семьянином, да и отцом он был никудышным. В браке в Вивьен родились двое детей Грина – дочь Люси Каролин (1933) и сын Фрэнсис (1936).

Писатель всю жизнь изменял жене, его романы строились преимущественно с замужними иностранками. В 1938 году случился адюльтер с театральной костюмершей Дороти Гловер. В 1946-м писатель не на шутку увлекся Кэтрин Уолстон – женой одного из самых богатых людей Англии Генри Уолстона и матерью пятерых детей.

Читайте также:
Джоан Роулинг - отзывы, мнение, рейтинг

Этот роман послужил причиной фактического расставания с Вивьен (формально они так и не развелись). Отношения с Кэтрин продлились почти 10 лет, и частично с них списана романтическая линия книг «Два года спустя» и «Конец одного романа» (в 1999 году была экранизирована под названием «Конец романа»).

С 1955 года любовницей Грина была шведская актриса Анита Бьорк, чей муж, писатель Стиг Дэгермен, покончил с собой. Этот факт, как отмечают источники, стал одной из причин того, что Грина обошли при присвоении Нобелевской премии.

В конце жизни рядом с писателем была некая Ивон Клоэтта, их отношения развивались с 1966 года.

Смерть

В 1990 году классик перебрался в Швейцарию. В марте 1991-го мужчину госпитализировали в городе Веве из-за резко ухудшенного самочувствия. 3 апреля романист скончался. Причиной смерти стала разновидность лейкемии. Могила британского писателя находится в Веве на местном кладбище.

Грэм Грин Биография Henry Graham Greene

NB Полную версию биографии, фотографии, видеоинтервью с писателем – смотрите на сайте http://www.biodata.narod.ru

Henry Graham Greene
(1904-1991)

Английский романист, драматург, журналист, чьи произведения рассматривают непростые вопросы морали на фоне политических событий. Грин – один из наиболее читаемых романистов 20-го столетия, мастер повествования. Приключения и неожиданные события – неотъемлемые составляющие его произведений, по многим из которых были сняты успешные фильмы. Хотя Грин несколько раз побывал кандидатом на Нобелевскую премию, он так и не получил ее.

“Главные герои книги непременно должны иметь некоторое сходство с автором, они выходят из его тела как ребенок из лона; потом пуповину перерезают, и они растут самостоятельно. Чем лучше автор знает собственный характер, тем дальше он может отходить от придуманных им героев, и тем больше места им остается для роста.” (Грэм Грин, “Пути спасения”, 1980).

Грэм Грин родился в Беркхэмстеде, Хертфордшир; сын Чарльза Грина и Марион Рэймонд Грин, старшей кузины Роберта Льюиса Стивенсона. У Грина-старшего была плохая университетская успеваемость, но он возглавил Беркхэмстедскую школу, сменив доктора Томаса Фрая. Чарльз Грин обладал прекрасным интеллектом. Поначалу он собирался стать адвокатом, однако обнаружил склонность к преподавательской деятельности и решил остаться в Беркхэмстеде. Часто его уроки истории были в большей степени комментариями к краху либерализма, чем собственно уроками. Его брат Грэм закончил карьеру в качестве постоянного секретаря адмиралтейства.

Грэм учился в беркхэмстедской школе и колледже Баллиол в Оксфорде. У него был природный дар к писательству, и за три года в Баллиоле он опубликовал более 60 поэм, рассказов и очерков, большинство из которых вышли в студенческом журнале “Оксфорд Аутлук” и в “Вестминстерской еженедельной газете”. В 1926 году он обращается в католичество, объясняя это так: “Я должен был найти религию, соразмерную с моими грехами.” Когда критики принялись исследовать вопросы веры в его книгах, Грин выражал недовольство, говоря, что ненавидит выражение “католический писатель”.

В 1926 году Грин переезжает в Лондон. Он работает в лондонской “Таймс” (1926-1930) и “Спектейторе”, где был кинокритиком и литературным редактором до 1940 года. В 1927 году он женится на Вивьен Дэйрелл-Браунинг. Грин не был хорошим семьянином. Несмотря на то, что он написал четыре детских книги, однажды в письме он заявил: “Терпеть не могу детей”. После распада брака у него было несколько увлечений, среди которых в 1950 г. шведская актриса Анита Бьорк, чей муж, писатель Стиг Дэгермен, покончил с собой. Любовницы Грина зачастую были замужними иностранками. В 1938 Грин начал отношения с Дороти Гловер, театральной костюмершей, они были сильно увлечены друг другом до конца 40-х. Она начинала карьеру как книжный иллюстратор под именем Дороти Крейги и писала детские книги, среди которых “Никки, негр и пират” (1960).

Во время Второй мировой войны Грин занимался “простой бесполезной работой”, как он впоследствии говорил, ведя разведывательную деятельностью для лондонского Форин Офис (министерство иностранных дел) под непосредственным руководством Кима Филби, будущего перебежчика в СССР. Одна из миссий завела Грина в Западную Африку, но в своих письмах издалека он нимало не обнаруживал восторженности: “Это не официальная резиденция, здесь нет хранилища для провизии, здесь тьма-тьмущая мух, которые слетаются из помойки в африканском буше вокруг дома”, писал он в Лондон. Грин вернулся в Англию в 1942 году. После войны он много путешествовал в качестве внештатного журналиста, долгое время жил в Ницце, во французской Ривьере, отчасти по соображениям уплаты налогов. Благодаря свои антиамериканским комментариям Грин добился встреч с такими коммунистическими лидерами, как Фидель Кастро и Хо Ши Мин, но английская писательница Эвелина Во (Evelyn Waugh), которая хорошо знала Грина, в письме к своему другу уверяла, что автор — “секретный агент с нашей стороны, а все его расшаркивания с русскими — прикрытие”.

Шпионские романы Грина были частично основаны на его личном опыте в британском Форин Офис в сороковые годы и длившимися всю жизнь связями с британской разведкой СИС, “Сикрет интелиджент сервис”. Как агент и писатель, он продолжает старую традицию от Кристофера Марлоу, Бена Джонсона и Даниэля Дефо до современных писателей Джоне Ле Карре, Джона Диксона Кара, Сомерсета Моэма, Алека Во и Теда Олбери (John Le Carr;, John Dickson Carr, Somerset Maugham, Alec Waugh, Ted Allbeury). Дядя Грина, сэр Вильям Грэм Грин, помог основать департамент военно-морской разведки, а его старший брат, Герберт, занимался шпионажем в японском императорском флоте в тридцатые годы. Младшая сестра Грэма, Элизабет, сотрудничала с отделом разведки МИ-6 и завербовала брата на штатную должность в службе. Со своим старым другом Филби Грин снова встретился в конце 80-х в Москве.

Грин получил всемирную известность и опубликовал двухтомную автобиографию: “Часть жизни” (1971) и “Пути спасения” (1980), а также историю дружбы с панамским диктатором генералом Омаром Торрихосом. Умер Грин в Веве (Vevey), Швейцария, 3 апреля 1991 года. Во время службы священник объявил: “Моя вера говорит мне, что он сейчас с Богом или по дороге”. За два дня до смерти Грин написал записку, в которой позволил Норманну Шерри закончить авторизованную биографию. Первая часть книги вышла в 1989 году.

Грин был весьма плодовитым и разносторонним писателем. Он написал пять драм и сценарии для различных фильмов, основанных на его произведениях. “Третий” (The Third Man, 1949), появился из одного высказывания: “Я распрощался с Гарри неделю назад, когда его гроб опустился в холодную февральскую землю, и не верилось, что я видел, как он шел неузнанный среди толпы незнакомцев на Стрэнде”. Готовясь к фильму, Грин прибыл в Вену, где репортер рассказал ему о торговле водорастворимым пенициллином на черном рынке. За 9 тысяч фунтов, полученных им от Александра Корда, он купил яхту и виллу в Анакапри. Позднее он изобразил Корда в “Проигравший забирает всё” (1955) как Дрейцера, крупного дельца.

Читайте также:
Эрих Мария Ремарк, биография, история жизни, книги

В 30-е и в начале сороковых он написал более пятисот рецензий на фильмы, книги и пьесы, главным образом для “Спектэйтора”. Кинообзоры Грина читаются и сейчас, зачастую они лучше, чем фильмы, которые он превозносил или громил. “Неадекватное чувство реальности” Хичкока раздражало Грина, Грету Гарбо он сравнивал с прекрасным арабским скакуном и тепло принял новую звезду Ингрид Бергман. Когда у Хичкока были сложности со сценарием к “Я исповедуюсь” ( “I Confess”, 1953), Грин отказался помочь режиссеру, заявив, что заинтересован в экранизации только собственных книг. В этой истории священника ошибочно обвиняют в убийстве. Хотя Грин знал, что некоторые критики считают его книги развлекательными, его образцами для подражания были Генри Джеймс, Джозеф Конрад и Форд Мэдокс Форд. В его личной библиотеке было большое собрание работ Джеймса.

Первая опубликованная книга Грина “Журчащий апрель” (“Babbling April”, 1925) была поэтическим сборником. За ней последовали две новеллы в духе Джозефа Конрада. Название для “Человека внутри” (“The Man Within”, 1929) было взято у сэра Томаса Брауна (1605-1682): “Внутри меня есть человек, который на меня сердит”. Грин начал писать его, чтобы отвлечься от болезненного ухода из “Таймс”. Киноверсия этой книги с Майклом Редгрейвом и Ричардом Аттенборо в главных ролях вышла в 1947 году. Грин получил письмо из Стамбула, в котором фильм хвалили за вызывающую гомосексуальность.

После безуспешных попыток в качестве романиста Грин был близок к тому, чтобы забросить писательство. Его первой удачей был “Стамбульский экспресс” (“Stamboul Train”, 1932), триллер, приправленный местным колоритом и политическими интригами. Грин нарочно писал его в угоду читателям и для привлечения кинорежиссеров. Один из его героев, Квин Сейвори, был пародией на Дж.Б. Пристли — Грин едко изобразил писателя как развратника. Пристли тогда только что опубликовал роман, на который вышло несколько рецензий, где его сравнивали с Диккенсом. Сейвори в книге Грина был известным романистом в стиле Диккенса. В следующем году он критиковал другого популярного писателя, Беатрис Поттер, в статье, озаглавленной “Беатрикс Поттер: критическая оценка”. Досталось и Ширли Темпл, девятилетней американской актрисе, о которой Грин написал в журнале “Ночь и День”, что “ее поклонники — мужчины средних лет и священники — реагируют на ее двусмысленное кокетство, на достоинства ее стройного и соблазнительного тела, исполненного чрезмерной живостью”. В тот раз Грину пришлось заплатить за это замечание.

“Доверенное лицо” ( “The Confidential Agent”, 1939) — загадочное произведение о таинственном Форбсе/Фурштейне, богатом еврее, планирующем уничтожить традиционную английскую культуру изнутри. Тем не менее, в 1981 автор был приглашен в Израиль и награжден Иерусалимской премией. Впервые он посетил Израиль в 1967 году и некоторое время провел лежа на песчаных дюнах под огнем египтян и думая, что Шестидневная война “была несколько неправильным термином. Несомненно, война еще идет”. Религиозность Грина неочевидна в его прозе вплоть до “Брайтонского леденца” (“Brighton Rock”, 1938), который изображает гангстера-подростка Пинки как одержимого демоническими силами. Религиозные темы проявляются в романе “Сила и слава” (“The Power and the Glory”, 1940), “Суть дела” (“The Heart of the Matter”, 1948), которые Грин характеризовал как “успех в самом вульгарном смысле этого слова” и “Конец одного романа” (“The End of the Affair”, 1951), который принес Грину международную известность. История, частью основанная на личном опыте Грина, была о влюбленном, который боится любить и быть любимым. Эти романы сравнивались с произведениями таки французских писателей-католиков, как Жорж Бернанос и Франсуа Мориак. “Внезапно я обнаружил, что меня считают католическим писателем в Англии, Европе и Америке — это последний титул, которого я добивался бы”, — позже выражал недовольство Грин.

Грин то и дело возвращался к вопросу о прощении. В своей рецензии на “Суть дела” Джордж Оруэлл подверг критике концепцию Грина об “очистившемся грешнике”: “Он выступает как разделяющий идею, которая носится в воздухе со времен Бодлера, что в пороке есть некоторое изящество; ад — что-то вроде ночного клуба для высшего общества, вход в который зарезервирован только для католиков”. Роман принял окончательные черты в Сьерра-Леоне, где у автора был тяжелый период во время войны. Майор Скоби, герой повествования, умирает, произнося: “Господи, я люблю…”.

“Конец одного романа” частично основан на романе Грина с Кэтрин Уолстон, которую он повстречал в 1946 году. Она была замужем за одним из самых богатых людей Англии, Генри Уолстоном, видным сторонником лейбористской партии. Кэтрин была матерью пятерых детей. Отношения Грина и Уолстон продолжались более десяти лет, и послужили для другой книги, “Два года спустя” (“After Two Years”, 1949), которую напечатил в 25 экземплярах. Большинство из них позже было уничтожено. В “Конце одного романа” Кэтрин была Сарой Майлз, а сам писатель – популярным романистом Морисом Бендиксом, который рассказывает их историю и пытается понять, почему Сара покинула его. Морис узнает, что когда он был ранен при бомбежке во время войны, Сара обещала Богу, что покинет Мориса, если тот выживет. Сара умирает от воспаления легких. Ответ Мориса на вызов небес — “я ненавижу тебя, будто Ты существовал”.

Способность Грина вызывать шумиху, его розыгрыши часто выводили его в заголовки. Он выдвинул “Лолиту” Владимира Набокова на “Книгу года” в “Санди Таймс”, одобрял участников “Great Train Robbery”*. В письме в “Спектейтор” он предложил схему для банкротства британской почтовой системы. В 50-е внимание Грина перешло с религии на политику. Он жил в отеле “Маджестик” в Сайгоне, совершал поездки в Гонконг и Сингапур. В 1953 побывал в Кении, освещая восстание Мау-Мау**, в 1956 году провел несколько недель в Польше, пытаясь помочь музыканту перебраться на Запад.

Впечатления, полученные в Азии, вылились в роман “Тихий американец” (“The Quiet American”, 1955) об участии США в индокитайском конфликте. В центре повествования — убийство Олдена Пайла. Рассказчик, расчетливый журналист Томас Фаулер, пристрастившийся к курению опиума, устраивает так, что Пайла убивают местные повстанцы. Пайл отбивает у Фаулера его подругу Фуонг; он имеет отношение к террористическому акту, взрыву бомбы в местном кафе. “Тихий американец” считался в СССР проявлением симпатии к коммунизму, в Москве по нему была поставлена пьеса. “Наш человек в Гаване” (“Our Man In Havanna”, 1958) появился после путешествия на Кубу, но наброски сюжета были у Грина гораздо раньше. По роману в 1959 году был снят фильм режиссером Каролем Ридом. Во время съемок Грин встретил Эрнеста Хемингуэя и был приглашен к нему домой выпить. В “Комедиантах” (“The Comedians”, 1966) изображен репрессивный режим “Папы Дока” Дювалье на Гаити. “Путешествие с тетушкой” (“Travels With My Aunt”, 1969), экранизированная Джорджем Кьюкором, приглашает читателя в кругосветное путешествие с необычной парой: близорукий банковский работник на пенсии и его темпераментная тетушка Августа, чьи “два крупных передних зуба придавали ей здоровый неандертальский вид”. “Почётный консул” (“The Honorary Consul” 1973) — драматический сюжет о заложниках в Парагвае. “Человеческий фактор” (“The Human Factor”, 1978) держался в списке бестселлеров в “Нью-Йорк Таймс” шесть месяцев. В романе агент влюбляется в чернокожую женщину во время миссии в Южную Африку. Книга не удовлетворяла Грина и он собирался оставить ее в черновиках — она висела “как мертвый альбатрос” на его шее. Интересно, что его друг Ким Филби вспомнал, что ему прислали экземпляр в Москву, но отрицал, что послужил прототипом для двойного агента Мориса Касла.

Читайте также:
Айзек Азимов , биография, история жизни, книги

Примечания
* “Great Train Robbery”, одно из самых больших ограблений в истории Британии. В 1963 году при ограблении почтового поезда были похищены 2,6 миллиона фунтов.

** Жестоко подавленое сопротивление кенийских племен против английской колонизации

Грэм Грин — биография

1) В художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы.

«Гринландия»

С середины 1930-х годов Грэм Грин много путешествовал по Африке и Мексике, публикуя книги путевых заметок и собирая материал для романов, действие которых происходит в местах, досконально им изученных в качестве журналиста Журналистика — деятельность по сбору, обработке и распространению информации с помощью средств массовой информации (печать, радио, телевидение, кино и др.); научная дисциплина журналистика возникла с созданием печати. Во 2-й половине 19 — начале 20 веков появились фото- и киножурналистика, в 20-40-е годы 20 века — радио- и тележурналистика. . С появлением в 1940 году романа «Сила и слава», в котором изображена Мексика периода революции 1916, сопровождавшейся жестокими гонениями на Католическую Церковь и разгулом насилия, возникло понятие Гринландии как особой территории, где с наглядностью проступают доминирующие черты исторического опыта 20 века, времени социальных катастроф, грандиозных по своему масштабу и обнаживших истинную природу общественных отношений, как и характер ценностных ориентаций самого человека.

1) Человек как субъект отношений и сознательной деятельности.

Позиция вмешательства

Сострадание как способность понять и разделить чужое бедствие противостоит у Грэма Грина жалости, остающейся только снисхождением к жертве, — коллизия Коллизия (от лат. collisio — столкновение), в общем смысле — столкновение противоположных сил, стремлений, интересов, взглядов. , на которой построены несколько его романов, в особенности «Суть дела» (1948), книга, вобравшая в себя впечатления военных лет [en] , когда писатель был сотрудником дипломатической миссии в Сьерра-Леоне (как выяснилось впоследствии, он был тесно связан с английской разведкой, что нашло отражение в затронувшем те же самые этические конфликты «Человеческом факторе», 1978). Тот же нравственный императив соучастия, так как современный мир исключает позицию постороннего для людей с гуманистическим или религиозным сознанием, побуждал Грина много раз обращаться в своих книгах к изображению событий, происходящих в горячих точках планеты [en] , которые географически удалены от сравнительно благополучной Европы Европа — часть света площадью около 10 млн. км 2 , образующая вместе с Азией материк Евразия. Европа омывается Атлантическим и Северным Ледовитым океанами и их морями. Площадь островов около 730 тыс. км 2 .

Как пристрастный наблюдатель, для которого локальные политические распри становятся дополнительным свидетельством реальной общечеловеческой значительности интересующих Грина моральных постулатов, писатель описывал хронику освободительной борьбы Вьетнама Вьетнам — Социалистическая Республика Вьетнам (Cong Hoa Xa Hoi Chu Nghia Viet Nam), СРВ, государство в Юго-Восточной Азии, на п-ове Индокитай. Площадь 332 тыс км 2 . Численность населения 85,26 млн человек (2007). Столица Ханой. Крупные города: Хошимин, Ханой, Хайфон, Дананг. Глава государства — президент. Высший законодательный орган и орган государственной власти — однопалатное Национальное собрание. 57 провинций, 4 города центрального подчинения. против французских колонизаторов («Тихий американец», 1955), события в Бельгийском Конго («Ценой потери», 1961), в центрально-американской стране, где действуют ультралевые вооруженные группы, подчинившие свою революционную программу тактике террора Терроризм (террор) (от французского terreur — страх, ужас) — термин вошел в употребление в конце 18 века для обозначения репрессивной политики, проводившейся якобинцами в период Великой французской революции. Впоследствии терроризм приобрел универсальное значение и используется для обозначения мотивированного насилия с политическими целями. («Почетный консул», 1973). Хроника событий, сообщающая фабульное напряжение всем этим книгам, была важна Грину прежде всего как повод для осмысления центральных этических конфликтов его творчества. Они стимулировали размышления о приверженности добру, пусть обреченному перед лицом торжествующей бесчеловечности или холодной прагматики, о вере, чаще всего неспособной служить надежной опорой в условиях, когда достоинство Достоинство — совокупность высоких моральных качеств, а так же уважение этих качеств в самом себе. человека растоптано и унижено, но тем не менее остающейся предпочтительнее безверия и цинизма Цинизм (от греческого kynismos — учение киников) — нигилистическое отношение к человеческой культуре и общепринятым правилам нравственности. , о том, оправдано ли само согласие героев жить, когда реальность настолько уродлива, а их положение в мире практически безнадежно.

1) В первоначальном значении — свободомыслящий, вольнодумец; иногда человек, склонный к излишней снисходительности.

Чувства охватывают, таким образом, широкий спектр явлений, отличающихся по своей длительности и интенсивности, уровню, характеру и содержанию (от кратковременного аффекта до продолжительной страсти, от поверхностной эмоции до глубокого и устойчивого чувства и т. д.) и находящихся в сложных взаимоотношениях между собой. вины как за собственные человеческие слабости, так и за радикальное несовершенство Творения, испытывают себя соприкосновением с действительностью, в которой «царят несправедливость, жестокость и ложность», ценя опыт приобщения к ней, поскольку «тут можно любить [en] человека почти так, как его любит Бог, зная о нем самое худшее».

Читайте также:
Зигмунд Фрейд, биография, история жизни, причины известности

Эта идея определяет и проблематику, и построение действия в «Комедиантах» (1966), где описывается Гаити Гаити — остров в группе Б. Антильских о-вов в Вест-Индии.

Утверждая, что он подчинил свою писательскую деятельность противоборству диктатурам, Грэм Грин имел в виду и диктат наиболее распространенного в его эпоху скептичного умонастроения, которое он считал отказом от моральной озабоченности, а тем самым — отречением от высших обязанностей литературы. Динамичные, изобилующие острыми поворотами действия романы Грина уже с 1930-х годов привлекали внимание кинематографистов. Среди экранизаций Экранизация — интерпретация средствами кино произведений прозы, драматургии, поэзии, а также оперных и балетных либретто. его прозы выделяются ленты с участием Орсона Уэллса, Тейлор Элизабет, Ричарда Бертона и других звезд Голливуда Голливуд (Холливуд) (Hollywood) — район Лос-Анджелеса, где до 1950-х гг. была сосредоточена основная часть американской кинопромышленности. Впоследствии развитие телевидения, применение антитрестовского законодательства, перемещение части производства за границу привели к рассредоточению производства и превращению студий в финансово-прокатные организации. Однако название «Голливуд» остается синонимом кинематографа США. . Фильм режиссера и продюсера Кэрола Рида «Третий человек» (1949), сценарий Сценарий (от итальянского scenario):

1) Краткое изложение содержания пьесы, сюжетная схема, по которой создаются представления (спектакли) в театре импровизации, балетные спектакли, массовые зрелища и др.

1) Первоначально название аппарата для съемки на кинопленку движущихся объектов и для последующего воспроизведения получаемых снимков путем проецирования их на экран.

2) Зрелище (а также система его организации), основанное на использовании кинотехнической аппаратуры.

3) Устаревшее название кинотеатра.

Грину принадлежат несколько сборников рассказов, пьесы Пьеса:

1) Драматическое представление для театрального представления.

Творчество Грэма Грина

Романы

Год — Русское название / Оригинальное название:

  • 1929 — Человек внутри / The Man Within;
  • 1930 — The Name of Action;
  • 1932 — Rumour at Nightfall;
  • 1932 — Стамбульский экспресс / Stamboul Train (Orient Express);
  • 1934 — Это поле боя / It’s a Battlefield;
  • 1935 — Меня создала Англия / England Made Me;
  • 1936 — Наёмный убийца / A Gun for Sale (This Gun for Hire);
  • 1938 — Брайтонский леденец / Brighton Rock;
  • 1939 — Доверенное лицо / The Confidential Agent;
  • 1940 — Сила и слава / The Power and the Glory (The Labyrinthine Ways);
  • 1943 — Ведомство страха / The Ministry of Fear;
  • 1948 — Суть дела / The Heart of the Matter;
  • 1949 — Третий / The Third Man;
  • 1951 — Конец одного романа / The End of the Affair;
  • 1955 — Тихий американец / The Quiet American;
  • 1955 — Выигрыш / Loser Takes All;
  • 1958 — Наш человек в Гаване / Our Man in Havana;
  • 1960 — Ценой потери / A Burnt-Out Case;
  • 1966 — Комедианты / The Comedians;
  • 1969 — Путешествие с тётушкой / Travels with My Aunt;
  • 1973 — Почётный консул / The Honorary Consul;
  • 1978 — Человеческий фактор / The Human Factor;
  • 1980 — Доктор Фишер из Женевы, или Ужин с бомбой / Doctor Fischer of Geneva or The Bomb Party;
  • 1982 — Монсеньор Кихот / Monsignor Quixote;
  • 1985 — Десятый / The Tenth Man;
  • 1988 — Капитан и враг / The Captain and the Enemy.

Издания писателя на русском языке

  • Собрание сочинений в 6-ти томах. — М., Художественная литература, 1992-1996;
  • Тихий американец. — М.: Издательство иностранной литературы, 1956;
  • Комната для живых. — М.: Искусство, 1957. — 92 с. — 8 000 экз.;
  • Тихий американец. — Свердловск, 1958;
  • Наш человек в Гаване. Тихий американец. — М., Изд. иностранной литературы, 1959;
  • Суть дела. — М.: Издательство иностранной литературы, 1961. — 304 с.;
  • Путешествие без карты. — М.: Географгиз, 1961. — 232 с. — 115 000 экз.;
  • Последний шанс мистера Ливера. — М.: Правда, 1963;
  • Комедианты. — М.: Прогресс, 1967. — 316 с.;
  • Комедианты. — М.: Художественная литература, 1967. (Роман-газета);
  • Поездка за город. — М., Правда, 1967;
  • Избранные произведения в двух томах. — М.: Художественная литература, 1986. — 200 000 экз.;
  • Тихий американец. Наш человек в Гаване. Комедианты. — М.: Правда, 1986;
  • Тихий американец. — М., Прогресс, 1986;
  • Тихий американец. — Минск, Мастацка лит., 1987;
  • Монсеньор Кихот / Перевод с английского Т. Кудрявцевой. — М.: Молодая гвардия, 1989. — 238 с. — 200 000 экз. — ISBN 5-235-00308-X;
  • Человеческий фактор. — М.: Международные отношения, 1989. — 272 с. — ISBN 5-7133-0168-0;
  • Путешествия без карты. — М.: Прогресс, 1989;
  • Путешествия с тетушкой. Стамбульский экспресс. — Л., Лениздат, 1989;
  • Человеческий фактор. — М.: Международные отношения, 1989;
  • Избранное: Сборник / Составитель и предисловие Г. Анджапаридзе. — М.: Радуга, 1990. — 608 с., 100 000 экз. — (Мастера современной прозы) — ISBN 5-05-002395-5;
  • Наш человек в Гаване. Комедианты. — Харьков, Основа, 1990;
  • Путешествия с моей тетушкой. — М.: Юридическая литература, 1990;
  • Ведомство страха. — Красноярск, 1991;
  • Капитан и враг. — М.: Радуга, 1991;
  • Сила и слава. — М.: Путь, 1995. — 238 с. (перевод Александра Владимировича Меня);
  • Особые обязанности. — М.: Б.С.Г.-Пресс, 2004. — ISBN 5-93381-146-7;
  • Распутник: Обезьянка лорда Рочестера, или Жизнь Джона Уилмота, второго графа Рочестера / Перевод с англ. В. Топорова. — СПб.: Амфора, 2007. — 286 с. — ISBN 978-5-367-00483-0.

Экранизации

Год — Русское название / Оригинальное название:

  • 1934 — Orient Express;
  • 1937 — The Future’s in the Air;
  • 1937 — The Green Cockatoo;
  • 1940 — 21 день / 21 Days;
  • 1940 — The New Britain;
  • 1942 — Оружие для найма / This Gun for Hire;
  • 1942 — Went the Day Well?;
  • 1944 — Министерство страха / Ministry of Fear;
  • 1945 — Секретный агент / Confidential Agent;
  • 1947 — The Man Within;
  • 1947 — Беглец / The Fugitive;
  • 1947 — Брайтонская скала / Brighton Rock;
  • 1948 — Поверженный идол / The Fallen Idol;
  • 1949 — Третий человек / The Third Man;
  • 1953 — Суть дела / The Heart of the Matter;
  • 1954 — The Stranger’s Hand;
  • 1955 — Конец романа / The End of the Affair;
  • 1956 — Loser Takes All;
  • 1957 — Святая Иоанна / Saint Joan;
  • 1957 — Across the Bridge;
  • 1957 — Short Cut to Hell;
  • 1958 — Тихий американец / The Quiet American;
  • 1959 — Наш человек в Гаване / Our Man in Havana;
  • 1961 — The Power and the Glory;
  • 1961 — Günes dogmasin;
  • 1967 — Комедианты / The Comedians;
  • 1972 — Путешествия с моей тётей / Travels with My Aunt;
  • 1972 — Yarali kurt;
  • 1973 — Меня создала Англия / England Made Me;
  • 1979 — Человеческий фактор / The Human Factor;
  • 1982 — Шокирующая случайность / A Shocking Accident;
  • 1983 — Почётный консул / The Honorary Consul;
  • 1983 — The Heart of the Matter;
  • 1985 — Dr. Fischer of Geneva;
  • 1986 — May We Borrow Your Husband;
  • 1988 — Десятый человек / The Tenth Man;
  • 1990 — Рулетка счастья / Strike It Rich;
  • 1991 — Ловушка для убийцы / This Gun for Hire;
  • 1999 — Конец романа / The End of the Affair;
  • 2001 — Двойные неприятности / Double Take;
  • 2002 — Тихий американец / The Quiet American;
  • 2006 — The End of the Party;
  • 2010 — Брайтонский леденец / Brighton Rock.
Читайте также:
Эрнест Миллер Хемингуэй - отзывы, мнение, рейтинг

Грэм Грин скончался 3 апреля 1991 года в Веве, в Швейцарии. Похороненные в кантоне Во.

Подробнее о Грэме Грине читайте [en] в его автобиографиях:

Год — Русское название / Оригинальное название:

Астрология возникла в древности (вавилонская храмовая астрология и другие), была тесно связана с астральными культами и астральной мифологией. Получила широкое распространение в Римской империи (первые гороскопы — на рубеже 2-1 веков до нашей эры). С критикой астрологии как разновидности языческого фатализма выступило христианство. Арабская астрология, достигшая значительного развития в 9-10 веков, с 12 века проникла в Европу, где астрология пользуется влиянием до середины 17 века и затем вытесняется с распространением естественнонаучной картины мира.

Биография Грэма Грина

Грэм Грин (урождённый Генри Грэм Грин) – английский писатель, сотрудник британской разведки – родился 2 октября 1904 года в Беркхэмстеде, графство Хартфордшир в семье директора привилегированной школы Чарльза Генри Грина и Мэрион Грин (урождённая Рэймонд).

В семье был четвёртым из шести детей. В детстве больше всего любил читать приключенческую литературу Хаггарда и Конрада (много лет спустя Грин признáется, что в начале писательской карьеры ему было очень трудно изжить влияние этих писателей). В школьные годы постоянные насмешки одноклассников привели Грина к нескольким попыткам самоубийства и в итоге вынудили бросить школу. Дальнейшее образование он получил в Баллиол-колледже Оксфордского университета.

Первоначально работал журналистом в «Ноттингэм Джорнэл», затем внештатным корреспондентом «Таймс». В 1926 принял католицизм (в противовес господствующей в Великобритании англиканской церкви). После выхода своего первого романа «Человек внутри» (The Man Within, 1929) оставил журналистику. В 1932 опубликовал остросюжетный политический детектив «Стамбульский экспресс» (Stamboul Train). Эту и последующие книги с элементами детективного жанра — «Наемный убийца» (A Gun for Sale, 1936), «Доверенное лицо» (The Confidential Agent, 1939), «Ведомство страха» (Ministry of Fear, 1943) — он назвал «развлекательными». Более серьёзным произведением была изданная в 1935 «Меня создала Англия» (England Made Me) — книга, отразившая процессы изменения общества под влиянием прогресса.

В 1930-х годах Грин побывал в Либерии (1934-1935) и Мексике (1938), результатом чего стали две книги путевых заметок: «Путешествие без карты» (1936) и «Дороги беззакония» (1939). На основе наблюдений ситуации в Мексике в 1940 он создал один из своих лучших романов «Сила и слава». Книга поначалу вызвала резкую критику со стороны католической церкви.

С 1941 по 1944 Грин работал в британской разведке в Сьерра-Леоне и в Португалии, где он числился представителем министерства иностранных дел Великобритании. Одним из его коллег в те годы был Ким Филби. После Второй мировой войны был корреспондентом журнала «Нью рипаблик» в Индокитае. На основе событий в Южном Вьетнаме 1955-1956 годов создал роман «Тихий американец».

В 1956 отказался от ордена Британской империи; принял орден Кавалеров Почёта в 1966 и орден «Орден Заслуг» в 1986. Лауреат Иерусалимской премии (1981).

В 1960-1970-е в качестве репортёра объездил множество стран, неоднократно бывал в «горячих точках». Был знаком со многими влиятельными политиками, в частности, с президентом Панамы генералом Омаром Торрихосом. Это знакомство частично отражено в книге Джона Перкинса «Исповедь экономического убийцы».

После того, как Грин выступил в защиту обвиняемых по делу Синявского и Даниэля, его на время перестали печатать в СССР (ни одного издания в период с 1968 по 1980, начиная с 1981 издания возобновились).

Последние годы жизни провёл в Швейцарии. Грэм Грин умер 3 апреля 1991 года в Веве, Швейцария.

Многократно выдвигался на Нобелевскую премию по литературе, но так и не получил её из-за многочисленных претензий критиков.

Многие критики сходятся во мнении: Грэм Грин — именно тот писатель, «кто одинаково нравится как обыкновенным читателям, так и интеллектуалам». Известно, что сам он делил свои произведения на «серьёзные» и «развлекательные», но различия между ними вряд ли существенны. Ведь в большинстве романов Грина есть динамичный сюжет, запутанная интрига в сочетании с политическими концепциями, вырастающими из размышлений о жизни.

За свою долгую жизнь Грин не раз менял общественно-политические пристрастия, то выступая с резкой критикой западной цивилизации, то выдвигая идею «третьего мира», укрепить который может лишь некий синтез коммунизма и католицизма. Но непримиримость художника ко всем видам насилия и произвола — будь то диктаторские, колониальные режимы, проявления фашизма, расизма или религиозной нетерпимости — оставалась непреходящей. Писателя воспринимали как своего рода политический сейсмограф, реагирующий на толчки и взрывы истории, чутко ощущающий «болевые места» планеты.

Произведения:
1925 — стихотворный сборник Babbling April

Романы:
1929 — Человек внутри / The Man Within
1930 — The Name of Action
1932 — Rumour at Nightfall
1932 — Стамбульский экспресс / Stamboul Train (Orient Express)
1934 — Это поле боя / It’s a Battlefield
1935 — Меня создала Англия / England Made Me
1936 — Наёмный убийца / A Gun for Sale (This Gun for Hire)
1938 — Брайтонский леденец / Brighton Rock
1939 — Доверенное лицо / The Confidential Agent
1940 — Сила и слава / The Power and the Glory (The Labyrinthine Ways)
1943 — Ведомство страха / The Ministry of Fear
1948 — Суть дела / The Heart of the Matter
1949 — Третий / The Third Man
1951 — Конец одного романа / The End of the Affair
1955 — Тихий американец / The Quiet American
1955 — Выигрыш / Loser Takes All
1958 — Наш человек в Гаване / Our Man in Havana
1960 — Ценой потери / A Burnt-Out Case
1966 — Комедианты / The Comedians
1969 — Путешествие с тётушкой / Travels with My Aunt
1973 — Почётный консул / The Honorary Consul
1978 — Человеческий фактор / The Human Factor
1980 — Доктор Фишер из Женевы, или Ужин с бомбой / Doctor Fischer of Geneva or The Bomb Party
1982 — Монсеньор Кихот / Monsignor Quixote
1985 — Десятый / The Tenth Man
1988 — Капитан и враг / The Captain and the Enemy

Читайте также:
Бахтияр Сакупов  - биография, личная жизнь, фото, видео

Автобиографии:
1971 — Часть жизни / A Sort of Life
1980 — Пути спасения / Ways of Escape
1984 — Знакомство с генералом / Getting to Know the General: the story of an involvement
1992 — A World of My Own: A Dream Diary

Книги о путешествиях:
1936 — Путешествия без карты / Journey Without Maps
1939 — Дороги беззакония / The Lawless Roads (Another Mexico)
1961 — В поисках героя. Два африканских дневника / In Search of a Character: Two African Journals

Пьесы:
1953 — Комната для живых / The Living Room
1957 — Теплица / The Potting Shed
1959 — Покладистый любовник / The Complaisant Lover
1964 — Carving a Statue
1975 — The Return of A.J.Raffles
1981 — The Great Jowett
1983 — Yes and No
1983 — По ком звонит звонок / For Whom the Bell Chimes

Сборники рассказов:
1954 — Двадцать один рассказ / Twenty-One Stories
1963 — Чувство реальности / A Sense of Reality
1967 — Можете вы одолжить нам своего мужа? / May We Borrow Your Husband?
1990 — Последнее слово и другие рассказы / The Last Word and Other Stories

Детские книги:
1946 — The Little Train
1950 — The Little Fire Engine
1952 — The Little Horse Bus
1955 — The Little Steamroller

Другое:
1942 — British Dramatists
1952 — Потерянное детство / The Lost Childhood: and Other Essays
1969 — Collected Essays
1974 — Обезьянка лорда Рочестера / Lord Rochester’s monkey: Being the life of John Wilmot, Second Earl of Rochester
1980 — The Pleasure-Dome: The Collected Film Criticism, 1935-40
1989 — Yours, etc.: Letters to the Press
1989 — Why the Epigraph?
1991 — Reflections
1994 — I spy

Грэм Грин (Henry Graham Greene)

Годы жизни: с 02.10.1904 по 03.04.1991

Английский романист, драматург, журналист, чьи произведения рассматривают непростые вопросы морали на фоне политических событий. Грин – один из наиболее читаемых романистов 20-го столетия, мастер повествования. Приключения и неожиданные события – неотъемлемые составляющие его произведений, по многим из которых были сняты успешные фильмы. Хотя Грин несколько раз побывал кандидатом на Нобелевскую премию, он так и не получил ее.

Грэм Грин родился 2 октября 1904 в семье директора привилегированной школы Чарльза Генри Грина и Мэрион Грин (урожденная Рэймонд – старшая кузина Роберта Льюиса Стивенсона). В семье был четвертым из шести детей. В детстве больше всего любил читать приключенческую литературу Хаггарда и Конрада (много лет спустя Грин признается, что в начале писательской карьеры ему было очень трудно изжить влияние этих писателей). В школьные годы постоянные насмешки одноклассников привели Грина к нескольким попыткам самоубийства и в итоге вынудили бросить школу. Дальнейшее образование он получил в Бэллиол-колледже Оксфордского университета.

У Грина был природный дар к писательству, и за три года в Бэллиоле он опубликовал более 60 поэм, рассказов и очерков, большинство из которых вышли в студенческом журнале «Оксфорд Аутлук» и в «Вестминстерской еженедельной газете».

В 1926 году Грин переезжает в Лондон. Сначала он работает журналистом в «Ноттингэм Джорнэл», затем внештатным корреспондентом «Таймс» (1926-1930) и «Спектейторе», где был кинокритиком и литературным редактором до 1940 года. В 1926 принимает католицизм (в противовес господствующей в Великобритании англиканской церкви), объясняя это так: «Я должен был найти религию, соразмерную с моими грехами». Когда критики принялись исследовать вопросы веры в его книгах, Грин выражал недовольство, говоря, что ненавидит выражение «католический писатель».

В 1927 году Грин женится на Вивьен Дэйрелл-Браунинг. Грин не был хорошим семьянином. Несмотря на то, что он написал четыре детских книги, однажды в письме он заявил: «Терпеть не могу детей». После распада брака у него было несколько увлечений, любовницы Грина зачастую были замужними иностранками.

После выхода своего первого романа «Человек внутри» (1929) Грин оставил журналистику. В 1932 он опубликовал остросюжетный политический детектив «Стамбульский экспресс». Эту и последующие книги с элементами детективного жанра — «Наемный убийца» (1936), «Доверенное лицо» (1939), «Ведомство страха» (1943) — он назвал «развлекательными». Более серьёзным произведением была изданная в 1935 «Меня создала Англия» — книга, отразившая процессы изменения общества под влиянием прогресса.

В 1930-х годах Грин побывал в Либерии и Мексике, результатом чего стали две книги путевых заметок: «Путешествие без карты» (1936) и «Дороги беззакония» (1939). На основе наблюдений ситуации в Мексике в 1940 он создал один из своих лучших романов «Сила и слава». Книга вызвала резкую критику со стороны католической церкви.

В 30-е и в начале сороковых Грин написал более пятисот рецензий на фильмы, книги и пьесы, главным образом для «Спектэйтора». Кинообзоры Грина читаются и сейчас, зачастую они лучше, чем фильмы, которые он превозносил или громил. «Неадекватное чувство реальности» Хичкока раздражало Грина, Грету Гарбо он сравнивал с прекрасным арабским скакуном и тепло принял новую звезду Ингрид Бергман. Когда у Хичкока были сложности со сценарием к «Я исповедуюсь» ( «I Confess», 1953), Грин отказался помочь режиссеру, заявив, что заинтересован в экранизации только собственных книг.

С 1941 по 1944 Грин работал в британской разведке в Сьерра-Леоне и в Португалии, где он числился представителем МИД Великобритании. Одним из его коллег в те годы был Ким Филби, будущий перебежчик в СССР. Впоследствии Грин говорил, что занимался в эти годы «простой бесполезной работой».

После войны он много путешествовал в качестве внештатного журналиста, долгое время жил в Ницце, во французской Ривьере, отчасти по соображениям уплаты налогов. Благодаря своим антиамериканским комментариям Грин добился встреч с такими коммунистическими лидерами, как Фидель Кастро и Хо Ши Мин.
В 50-е был корреспондентом журнала «Нью Рипаблик» в Индокитае. На основе событий в Южном Вьетнаме 1955-1956 создал роман «Тихий американец».

В 1960-1970 в качестве репортера объездил множество стран, неоднократно бывал в «горячих точках». Был знаком с президентом Панамы генералом Омаром Торрихосом, историю дружбы с которым опубликовал в конце жизни.
После того как Грин выступил в защиту обвиняемых по делу Синявского и Даниэля, его на время перестали печатать в СССР (вплоть до 1981).

Грин получил всемирную известность и опубликовал двухтомную автобиографию: «Часть жизни» (1971) и «Пути спасения» (1980). Умер Грин в Веве (Vevey), Швейцария, 3 апреля 1991 года. Во время службы священник объявил: «Моя вера говорит мне, что он сейчас с Богом или по дороге». За два дня до смерти Грин написал записку, в которой позволил Норманну Шерри закончить авторизованную биографию (первая часть книги вышла в 1989 году).

Читайте также:
Катерина Ленгольд - фото

В своей автобиографической книге «Пути спасения» Грэм Грин писал: «Некоторые критики считают, что в какой-то части моего сознания расположена странная вулканическая и плодородная страна, которую они окрестили Гринландией, и я задаю себе вопрос, не ездят ли они по свету с шорами на глазах? «Это Индокитай, – хочется мне сказать им, – это Мексика, это Сьерра-Леоне, описанные скрупулезно и точно. Я ведь был не только писателем, но и журналистом. Уверяю вас, что мертвый ребенок лежал во рву именно в той позе и из канала в Фатдьеме действительно торчали трупы». Но я знаю, что спорить с ними бесполезно, они не поверят в мир, которого не замечают вокруг».

Как пишет К. Атарова, каждый отдельный штрих, образ, кусочек мозаики, из которой сложен узор романов Грина, не придуман, выхвачен из жизни метким взглядом писателя и журналиста. Однако сложенный из этих кусочков узор (разнообразный и по географии, и по тематике) имеет в чём-то схожую структуру и тип конфликта, отражающие гриновскую концепцию бытия.

Этот-то характерный узор и создает Гринландию: категории греха и искупления, приобретающие для Грина особую важность ещё в «Брайтонском леденце» (1938), где впервые ощущается католическая ориентация автора или вызывающие у Грина устойчивый интерес понятия жалости или сострадания ближнему как два типа этической позиции личности, которая и на себе ощущает бремя одиночества доминируют в этом сложном узоре.

Интересные факты из жизни

Способность Грина вызывать шумиху, его розыгрыши часто выводили его в заголовки. Он выдвинул «Лолиту» Владимира Набокова на «Книгу года» в «Санди Таймс», одобрял участников «Great Train Robbery» (одного из самых крупных ограблений, случившихся в Британии). В письме в «Спектейтор» он предложил схему для банкротства британской почтовой системы. В 1953 побывал в Кении, освещая восстание Мау-Мау (жестоко подавленное сопротивление кенийских племен против английской колонизации).

Награды писателя

Орден Кавалеров Почёта (1966)
Иерусалимская премия (1981)
Орден Заслуг (1986)

Библиография

Стихотворный сборник

• [ Babbling April] (1925)

• Человек внутри [The Man Within] (1929)
• [The Name of Action] (1930)
• [Rumour at Nightfall] (1932)
• Стамбульский экспресс [Stamboul Train (Orient Express)] (1932)
• Это поле боя [It’s a Battlefield] (1934)
• Меня создала Англия [England Made Me] (1935)
• Наёмный убийца [A Gun for Sale (This Gun for Hire)] (1936)
• Брайтонский леденец [Brighton Rock] (1938)
• Доверенное лицо [The Confidential Agent] (1939)
• Сила и слава [The Power and the Glory (The Labyrinthine Ways)] (1940)
• Ведомство страха [The Ministry of Fear] (1943)
• Суть дела [The Heart of the Matter] (1948)
• Третий [The Third Man] (1949)
• Конец одного романа [The End of the Affair] (1951)
• Тихий американец [The Quiet American] (1955)
• Выигрыш [Loser Takes All] (1955)
• Наш человек в Гаване [Our Man in Havana] (1958)
• Ценой потери [A Burnt-Out Case] (1960)
• Комедианты [The Comedians] (1966)
• Путешествие с тётушкой [Travels with My Aunt] (1969)
• Почётный консул [The Honorary Consul] (1973)
• Человеческий фактор [The Human Factor] (1978)
• Доктор Фишер из Женевы, или Ужин с бомбой [Doctor Fischer of Geneva or The Bomb Party] (1980)
• Монсеньор Кихот [Monsignor Quixote] (1982)
• Десятый [The Tenth Man] (1985)
• Капитан и враг [The Captain and the Enemy] (1988)

Автобиографии

• [A World of My Own: A Dream Diary] (1922)
• Часть жизни [A Sort of Life] (1971)
• Пути спасения [Ways of Escape] (1980)
• Знакомство с генералом [Getting to Know the General: the story of an involvement] (1984)

Книги о путешествиях

• Путешествия без карты [Journey Without Maps] (1936)
• Дороги беззакония [The Lawless Roads (Another Mexico)] (1939)
• В поисках героя. Два африканских дневника [In Search of a Character: Two African Journals] (1961)

• Комната для живых [The Living Room] (1953)
• Теплица [The Potting Shed] (1957)
• Покладистый любовник [The Complaisant Lover] (1959)
• [Carving a Statue] (1964)
• [The Return of A.J.Raffles] (1975)
• [The Great Jowett] (1981)
• [Yes and No] (1983)
• [For Whom the Bell Chimes] (1983)

Сборники рассказов

• Двадцать один рассказ [Twenty-One Stories] (1954)
• Чувство реальности [A Sense of Reality] (1963)
• Можете вы одолжить нам своего мужа? [May We Borrow Your Husband?] (1967)
• Последнее слово и другие рассказы [The Last Word and Other Stories] (1990)

Детские книги

• [The Little Train] (1946)
• [The Little Fire Engine] (1950)
• [The Little Horse Bus] (1952)
• [The Little Steamroller] (1955)

• [British Dramatists] (1942)
• Потерянное детство [The Lost Childhood: and Other Essays] (1952)
• [Collected Essays] (1969)
• Обезьянка лорда Рочестера [Lord Rochester’s monkey: Being the life of John Wilmot, Second Earl of Rochester] (1974)
• [The Pleasure-Dome: The Collected Film Criticism, 1935-40] (1980)
• [Yours, etc.: Letters to the Press] (1989)
• [Why the Epigraph?] (1989)
• [Reflections] (1991)
• [I spy] (1994)

Честный человек под прикрытием

Как один автор изменил историю целого жанра

30 лет назад умер Грэм Грин — один из самых успешных прозаиков ХХ века. Он прожил долгую авантюрную жизнь, написал множество романов, условно проходящих по разряду «шпионских», и создал героя, который ненавидит шпионаж и авантюры, но неизменно оказывается замешан и в том и в другом. Герой Грина жил в мире открытого политического противостояния и глубоко презирал так называемые государственные интересы, считая их смесью спекуляции и вранья примерно в равных долях. Сейчас, в мире постполитики и разнообразной гибридности, его позиция выглядит, пожалуй, еще более уместной

Фото: Pictorial Press Ltd / Alamy Stock Photo / ТАСС

«Почетный консул». Режиссер Джон Маккензи, 1983

«Секретный агент». Режиссер Герман Шумлин, 1945

Фото: AF archive / Alamy Stock Photo / ТАСС

Фото: Pictorial Press Ltd / Alamy Stock Photo / ТАСС

«Почетный консул». Режиссер Джон Маккензи, 1983

«Секретный агент». Режиссер Герман Шумлин, 1945

Читайте также:
Уильям Шекспир, биография, творчество, история жизни

Фото: AF archive / Alamy Stock Photo / ТАСС

Текст: Ольга Федянина

Грэм Грин принадлежит к числу воспитанников самого успешного литературного института ХХ века. Институт этот, сменивший несколько названий, известен как Секретная служба Великобритании, Secret Intelligence Service, она же — MI6. Суммарными тиражами романов, написанных бывшими и действующими сотрудниками этой спецслужбы, вероятно, можно обернуть Землю несколько раз. Конечно, английская разведка издавна способствовала развитию изящной словесности: необязательно углубляться в древнюю историю и вызывать тень Кристофера Марло, поэта и спецагента из XVI века, можно вспомнить и прямого предшественника Грэма Грина, литератора и разведчика Сомерсета Моэма, которого еще в начале ХХ века отправляли с деликатной миссией в революционную Россию. Но репутацию кузницы литературных кадров MI6 окончательно получит лишь во второй половине ХХ века, когда появятся кадровые агенты-литераторы Джон Ле Карре и Фредерик Форсайт.

Даже на их фоне Грэм Грин, прослуживший в MI6 всего лишь около трех лет в годы Второй мировой войны и пришедший туда уже автором бестселлеров, выглядит впечатляюще со своими миллионными тиражами и десятками голливудских экранизаций — а Грин один из самых часто экранизируемых авторов ХХ века. И к тому же автор с наибольшим числом номинаций на Нобелевскую премию по литературе за всю ее, премии, историю. Правда, лауреатом Грин так и не стал, для Нобелевского комитета его книги были слишком detective stories. Тем не менее, оставаясь автором жанровым, он, бесспорно, принадлежит к миру «большой» литературы, в который ни Форсайт, ни Ле Карре, положа руку на сердце, не попадают даже через служебный вход. Более того, именно романы Грина создали новый канон жанра и нового, вернее, изменившегося почти до неузнаваемости героя, из главных черт и свойств которого и Ле Карре, и Форсайт позже успешно выстроили основы своих собственных триумфов. В этом смысле — а не только по возрасту — оба они последователи и популяризаторы Грэма Грина, превратившие в массовый жанр его литературные находки. Правда, этот успех «наследников» задним числом заставляет нас принимать книги Грина за то, чем они не являются. Или являются не в полной мере.

Его романы действительно выглядят политическими, остросюжетными и детективными, однако сам их жанр — это часть сюжета, а не внешняя его рамка. И образцы этого жанра Грин демонстрирует лишь для того, чтобы последовательно их демонтировать на наших глазах. Мир тайной политики и бесследных исчезновений, мир повстанческих лагерей и полицейских участков, зашифрованных писем, конспиративных квартир и тайников с оружием — весь он целиком лишен у Грина какой бы то ни было загадочности и привлекательности. Это всегда в лучшем случае неприятное, а чаще отвратительное и, главное, абсолютно бессмысленное место.

Кем бы ни были герои его романов и в какие бы серьезные передряги ни попадали, они никогда не бывают именно что героями, сверхлюдьми со сверхспособностями и призванием. Все они в каком-то смысле анти-Бонд, и если undercover — их вынужденное положение, то understatement — их естественное состояние. Агент секретной службы, по Грину,— это незаметный чиновник Кэсл из «Человеческого фактора»: человек, давно похоронивший романтические иллюзии и хорошо знающий, что за любым большим политическим заявлением стоит очень мелкая и очень корыстная цель, а чаще всего множество разных корыстных целей, друг другу безнадежно противоречащих.

Этот, вполне автобиографический, сквозной сюжет недаром возникает у английского автора, родившегося через три года после смерти королевы Виктории и умершего через полтора года после падения Берлинской стены. Герои и вечные двойники Грэма Грина — обедневшие и изрядно поизносившиеся потомки роскошных и самоуверенных имперских колонизаторов, в новом времени часто вынужденные зарабатывать на жизнь в бывших колониях наравне с их местными обитателями, уворачиваясь при этом от неприятных приключений, которые поджидают справа и слева. Это новые трикстеры, которые успешно и самозабвенно скрывают свои вполне традиционные добродетели, добродетели воина и джентльмена, не только от окружающих, но и от самих себя. Однако в решающий момент трикстер все же оказывается героем, как правило, против собственной воли — и для его выживания лучше, чтобы его героизма не заметил никто, кроме читателя. Правда, даже в самые отчаянные минуты герой Грина не пытается спасти мир: во-первых, это выглядит нелепо, а во-вторых, он точно знает, что спасать этот мир незачем и поздно. Но, как говорил другой литератор и состоявшийся Нобелевский лауреат, отдельного человека спасти всегда можно.

Профессия

«Наш человек в Гаване». Режиссер Кэрол Рид, 1959

Фото: Moviestore Collection Ltd / Alamy Stock Photo / ТАСС

Михальская Н.П., Аникин Г.В.: История английской литературы
Грэм Грин (Graham Greene, 1904-1991)

Грэм Грин (Graham Greene, 1904-1991)

Творческий путь выдающегося английского писателя Грэма Грина начался еще в конце 20-х годов, когда он опубликовал свой первый роман «Человек внутри» (The Man Within, 1929). Становление Грина-романиста происходит в 30-е годы. Бурный темп жизни, крутые повороты человеческих судеб определили драматическую остроту коллизий в его произведениях.

Грэм Грин создает остросюжетные книги, считая, что роман по своей природе драматичен. Писатель видит две жанровые разновидности в своем творчестве: «занимательный» роман и «серьезный» роман. Для «занимательного» романа («Продается ружье» – A Gun for Sale, 1936; «Доверенное лицо» – The Confidential Agent, 1939) характерны детективный сюжет, приключенческая фабула, убийства «на сцене» и более или менее благополучная, хотя и довольно печальная, концовка. Для «серьезного» романа («Это поле боя» – It’s a Battlefield, 1934; «Меня создала Англия» – England Made Me, 1935) также характерны элементы детектива, но в меньшей степени; здесь присутствует, скорее, тема криминального действия, включающая социальный момент; убийства происходят «за сценой» и развязка катастрофическая. Несмотря на указанные различия, в сущности между этими жанровыми разновидностями много общего.

Коренное отличие романов Грина от обычной детективной литературы в том, как изображены сами факты преступлений, убийств, жестокости. В обычном детективе эти факты – лишь цепь интересных, захватывающих событий, которые могут ужаснуть, но которые не вызывают глубокого сострадания и сочувствия. В романах Грина эти факты освещаются с психологической глубиной и в трагическом свете; они связаны с постановкой социальных и нравственных проблем. В криминальном романе Грина используются приемы трагедийного стиля, такие, как трагическая ирония, мотив заблуждения, «узнавания», мотив неизбежности гибели героя и т. п. Именно трагический аспект по-иному освещает природу страшных фактов, имеющих в детективе главным образом значение необходимых атрибутов жанра и обязательной бутафории, без которой нельзя обойтись.

Читайте также:
Чак Паланик, биография, история жизни, творчество

в острой постановке моральных общечеловеческих проблем в связи со злободневными политическими событиями; в своеобразном сочетании героизма и иронии, трагедии и мелодрамы.

Драматические характеры и сцены в романах Грина достигают часто трагической силы благодаря остроте психологических конфликтов и этическому пафосу. Грина волнуют проблемы счастья, долга, совести, доверия, доброты, достоинства и ответственности. И он поднимает их с трагической серьезностью, стремясь отыскать и утвердить нравственные основы личности, живущей в страшном мире, полном жестокости, предательства, ненависти. Грин-католик хочет опереться на христианскую мораль, на учение церкви, но как реалист видит догматизм христианства, противоречие его с лучшими побуждениями людей. В тех романах, в которых главные персонажи -католики, автора интересуют не столько религиозные идеи, сколько человеческие конфликты, переживания, страдания. Религиозная тема обычно фигурирует лишь в самых общих, обиходных понятиях – греха и добродетели, проклятия и искупления. Католики у него представлены отнюдь не святошами, не житийными героями-великомучениками, а обыкновенными людьми со всеми их реальными качествами («Брайтонский леденец» – Brighton Rock, 1938; «Власть и слава» – The Power and the Glory, 1940; «Суть дела» – The Heart of the Matter, 1948; «Конец любовной связи» – The End of the Affair, 1951).

Одна из характерных особенностей стиля Грина – парадоксальность в решении трагической темы («Брайтонский леденец»). Грин говорил о том, что идеи часто воспринимаются благодаря парадоксальной форме и отбрасываются, как только они перестают поражать воображение.

Во всем творчестве Грина больше всего отвечает жанровым признакам романа-трагедии книга «Суть дела». В этом произведении доминирует драматическое начало. Грин как художник не приемлет больших эпических произведений о современном обществе, неодобрительно отзывается о «семейных сагах». Длинные романы, охватывающие большой период жизни нескольких поколений, представляющие многих персонажей, включающие бытовые подробности и отступления, кажутся ему скучными. Грин предпочитает романы, основанные на драматических ситуациях и ситуациях иронических, включающих диалог и драматические сцены. Почти весь текст романа «Суть дела» состоит из диалогов, перемежающихся ремарками и небольшими описаниями. Основной смысл и содержание любой главы раскрываются именно в диалоге. Необыкновенно живой, острый диалог передает столкновения разных убеждений, взглядов на жизнь, разных психологии. Реплики в диалоге отточенные, меткие, афористические. В диалогической форме раскрываются характеры героев, особенности их мышления. В диалоге ощущается движение чувств персонажей, иронический подтекст. Даже когда главный герой Скоби один, он слышит другой голос и спорит с ним. Внутренняя, душевная борьба героя драматизируется и тоже передается в диалогической форме (в последних главах). Часто диалог в этом романе похож на интервью, на допрос или на ритуал исповеди. В романах Грина мы видим быструю смену коротких впечатляющих эпизодов.

Расположение эпизодов разного содержания, чередование их осуществляется по принципу монтажа. Сцены скомпонованы таким образом, что естественно возникает мысль о сопоставлении их. Вместо разъясняющих комментариев Грин целенаправленно меняет угол зрения и фокус, переносит внимание с одного явления на другое, обнаруживая внутреннюю связь между ними.

противоречий, а в сфере конфликтов политического характера.

Социально-политические конфликты времени стали определять драматические коллизии и темы его произведений. Грэм Грин становится одним из видных писателей, автором антиколониалистских романов.

Характерные черты английского антиколониалистского романа 50-х годов определяются эпохой острой антиимпериалистической борьбы. Действие в романах Д. Олдриджа, Г. Грина, Д. Стюарта, Б. Дэвидсона, Н. Льюиса происходит в колониальных и зависимых странах. Даны либо реальные, либо вымышленные географические названия; наряду с Вьетнамом и Гватемалой фигурируют вымышленные Бахраз, Мидия, Дельмина. И за вымышленными географическими названиями угадываются страны Африки и Арабского Востока. Серия книг рисует выразительную картину антиколониального движения в арабских странах и в Индокитае, в Африке и в Латинской Америке.

Конфликт в антиколониалистском романе остродраматический, события часто носят трагический характер. Изображаются нарастание протеста народа колониальных и зависимых стран и переход к борьбе. Основные ситуации определяются атмосферой народного гнева и возмущения.

Во всех антиколониалистских романах фигурируют образы представителей империалистических кругов. «Тихому американцу» Пайлу («Тихий американец») Г. Грина близок образ американца Уинтропа Элиста («Вулканы над нами») Нормана Льюиса. В этот ряд входит и сатирический образ генерала Мартина («Герои пустынных горизонтов») Джеймса Олдриджа, и образ дипломата Флоддена («Неподходящий англичанин») Десмонда Стюарта.

борьбы. Герой поставлен перед необходимостью выбора пути. Этот герой всегда индивидуален. Различен характер нравственных исканий и противоречий, различна судьба этих людей. Одни оказываются на пороге новых выводов (Фаулер в «Тихом американце», Уильяме в «Вулканах над нами», Джейсон в «Неподходящем англичанине»); другие зашли в тупик (Гордон в «Героях пустынных горизонтов»); третьи делают решительный шаг к действию (Стэнтон в «Речных порогах» Б. Дэвидсона). При всех различиях у этих героев есть общее. Все они «герои перепутья», пытающиеся разобраться в сложнейших проблемах современности, определить свое отношение к политическим событиям.

Для реализма всех этих книг характерно сочетание сатиры и трагизма, событийности и психологизма. В сюжетном развитии выделяются драматические ситуации: бунт индейцев («Вулканы над нами»), восстание негров во главе с Сабалу («Речные пороги»).

Роман Грэма Грина «Тихий американец» (The Quiet American, 1955) – одно из наиболее значительных произведений антиколониалистской литературы – открывает новый период в творчестве Грина. Реализм «Тихого американца» основывается на художественном освоении важнейших социально-политических процессов времени; реалистическая позиция автора – в осуждении колониальных войн, в обличении американского империализма. Трагическое в романе «Тихий американец» отличается новым качеством. Трагизм обстоятельств и ситуаций обретает политическую остроту. Обращение к социально-политической теме позволило писателю показать трагедию вьетнамского народа, страдающего от французских и американских колонизаторов. Грин обнаружил такую проницательность в изображении политической борьбы во Вьетнаме, что с сочувствием показал коммунистов (образ Хена) и с неприязнью -американских дипломатов, которые начинали тогда свои провокационные действия во Вьетнаме (образ Пайла).

Сюжетная инверсия в романе «Тихий американец» отражает поиски ответа на вопрос: в чем же трагедия, кто виноват в этой трагедии и какое отношение к этому должно быть у честного человека? Композиция романа воспроизводит работу мысли, раздумья английского журналиста Фаулера, который вспоминает все факты и события, старается разобраться в их сущности и определить свое отношение к ним. В романе «Ценой потери» (A Burnt Out Case, 1961) показаны протест против европейской буржуазной цивилизации, разрыв героя архитектора Керри с нею и его бегство в отдаленные места земного шара. Роман Грина, однако, совершенно лишен экзотики, романтической идеализации, эскейпизма и руссоизма, то есть тех черт, которые свойственны многим произведениям с такого рода конфликтом.

Читайте также:
Иван Пущин, биография, творчество, история жизни

Действие романа «Комедианты» (The Comedians, 1966) происходит на Гаити, где царит кровавая диктатура Дювалье. Гаити предстает страной, для которой характерны бесчинства тайной полиции (тонтон-макуты) и нищета. Произвол и антинародность властей создают атмосферу всеобщего страха. Грина интересует то, как в условиях бесчинства и террора поступают люди, сохранившие в себе человеческое достоинство, какова роль «комедиантов» в этом «трагическом фарсе». Грин хочет сказать: может быть, современный человек и предстает как комедиант (образы Смита, Джонса и Брауна), но в нем, несмотря на скепсис и иронию, есть трагическое достоинство. Прибывшие на Гаити «комедианты» оказываются вовлеченными в реальную жизненную драму, и в их поступках появляется нечто новое -сопротивление произволу и жестокости. При всей комедийности буржуазного мира Грин видит трагедию человека, живущего в этом мире и вынужденного надевать маску. Этот карнавал масок ничего общего не имеет с жизнерадостным смехом и непосредственным весельем. Это именно трагический фарс, который вскрывает гнилость этого мира, представляющего, однако, опасность для человека.

фарса обусловлено именно тем, что новое героическое начало неизбежно пробивается вопреки угрозам старого мира, обнаруживая его внутреннюю несостоятельность.

Героическое неодолимо нарастает, утверждая и во временном поражении свою нравственную силу, привлекая к себе своим трагическим величием. Героическая тема находит наиболее полное воплощение в образе коммуниста Мажио. В этом романе Грин показал коммуниста прекрасным человеком, величественным и благородным. Мажио верит в будущее коммунистическое общество. Вместе с тем Грин говорит о сочувственном отношении Мажио к католичеству, что связано с высказанной в это время писателем мыслью о возможности «сотрудничества между католицизмом и коммунизмом». Это имеет определенные основания в самой гаитянской действительности: католичество выступает против диктаторского режима Дювалье, который был отлучен от католической церкви. Мажио убивают в тот момент, когда Дювалье установил отношения с США. В романе подчеркивается прямая связь между влиянием государственного департамента США и террором против коммунистов.

В конце 60-х годов в мировоззрении Грина произошли изменения. В обстановке обострившейся в мире идеологической борьбы проявилось его прежнее недоверие к эффективности политической борьбы за осуществление социальных перемен, хотя писатель сохранил уважение к коммунистам как ярким личностям. От позиции социальной ответственности Грин переходит к неверию в любые формы организации общества, считая, что любая идеология, политика любой страны безнравственны. Пессимизм, релятивизм, неверие в объективные ценности современной эпохи сказались на его работе романиста.

Романы Грина по-прежнему строятся на основе трагического фарса, к которому, однако, примешиваются теперь сильные настроения скепсиса и пессимизма. Суть трагического фарса в его новой интерпретации особенно ярко выразилась в эпизоде из романа «Путешествие с тетушкой» (Travels with My Aunt, 1969), где фигурирует урна с прахом, куда прячут контрабандную марихуану, и в гротескной сцене пиршества из романа «Доктор Фишер из Женевы, или Смертоносный банкет» (Doctor Fisher of Geneva, or the Bomb Party, 1980), где миллионер Фишер ищет садистского удовольствия от аттракциона с хлопушками: гости могут вытащить хлопушку с чеком на миллион марок либо хлопушку с бомбой.

Грин показал, что буржуазный мир непригоден для человеческого существования, потому в нем возникают разные формы протеста – активного и пассивного, истинного и ложного. Однако постановка этой проблемы в творчестве Грина конца 60-х годов неотделима от морального релятивизма, например в романе «Путешествие с тетушкой». В современном буржуазном мире человек вообще не чувствует себя свободным, поэтому, по мнению Грина, в мире несвободы возможно появление «анархической свободы», включающей и «свободу» преступных действий. Тайная преступная жизнь -это подполье, куда уходят предприимчивые люди, которые в своем бытии начинают походить на крыс. Они боятся выходить на поверхность, чувствуя себя «свободными» лишь в темном подполье. Эта книга лишена подлинного драматизма, ибо писатель отходит от постановки острых нравственных и социальных проблем.

«Почетный консул» (The Honorary Consul, 1973) повествует о диктаторском режиме в Парагвае. Изображена трагическая ситуация, определяемая социально-политическими явлениями современности – деспотическим режимом генерала Стресснера в Парагвае, а также направленными против этого режима экстремистскими действиями молодых борцов за свободу. Сцена похищения и пленения британского консула – центральная и драматическая ситуация, с которой связана опасность для жизни почти всех главных героев романа. Осуждая бездушие властей, Грин не приемлет экстремистскую тактику борцов сопротивления. По мнению Грина, экстремизм действий левацкой молодежи лишь усугубляет трагическое положение вещей. Погибает врач Эдуарде Пларр, помогавший из гуманных целей молодым борцам. Грин выдвигает в этом романе идею о том, что в современном мире политика проникает в жизнь даже самых далеких от нее людей, она захватывает их в свою орбиту, обращает добро в зло. Грин осуждает прежде всего политику буржуазии, но он имеет в виду и политику борцов против капитализма. У людей остается только надежда на что-то лучшее, но, согласно метафорическому выражению Грина, «надежда скрипела в горле, как часть заржавевшей машины».

Мысль о том, что в современном мире человек, даже помимо своей воли, втягивается в политическую борьбу, получает развитие в романе «Фактор человеческий» (The Human Factor, 1978). Речь в нем идет о разведке и шпионаже, но он отнюдь не относится к детективному жанру. Это роман о современном человеке, который должен жить в условиях одиночества, молчания, постоянного риска и смертельной опасности. Грин анализирует психологию человека, вынужденного стать тайным агентом. Главный герой Морис Касл мучительно переживает то, что ему приходится выполнять задания разведки. В романе выражено скептическое отношение писателя к эффективности дела Касла. Для Грина бессмысленность миссии Касла очевидна вне зависимости от того, каким политическим силам современности заставляют его служить обстоятельства.

В 1971 г. Грин опубликовал автобиографию «Такая жизнь» (A Sort of Life), в которой рассказано о раннем периоде жизни писателя. Однако значение этой книги шире: характеристика мироощущения, внутренних мотивов творчества помогает понять многое в сложном и противоречивом наследии одного из самых крупных английских писателей XX в.

большого идейно-художественного значения его лучших романов, в которых объективно показано, что буржуазная цивилизация Запада скатилась к варварству и бесчеловечности. Оригинальность романов Грина – в сочетании трагического и сатирического начал, в подчеркивании порывов к героическому в обстановке трагического фарса современной буржуазной действительности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: