Готфрид Вильгельм Лейбниц – отзывы, мнение, рейтинг

Настоящее всегда несет в себе зародыш будущего

Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646 – 1716) – великий мыслитель, ученый, математик, философ, юрист, историк, дипломат.

Лейбниц – известный мыслитель, который не ограничивался только одной профессиональной сферой, а сполна применил свои таланты в различных областях, интересовавших его. Фридрих Энгельс писал о Лейбнице, что он в изобилии разбрасывал вокруг себя гениальные идеи. Именно эта разносторонность и многочисленные идеи позволяли Лейбницу смотреть на вопрос неординарно и придумывать новое, но с другой стороны именно это мешало ему доводить дела до конца. По духу он был генератором идей но, к несчастью своему без команды, которая могла бы поддержать и воплотить все его гениальные замыслы.

Ниже представлены некоторые из его научных достижений:

  • усовершенствовал арифметическую машину;
  • открыл дифференциальное исчисление;
  • в механике ввел понятие «живой силы» и сформулировал закон сохранения энергии;
  • в психологии ввел понятие «малых перцепций»;
  • заложил основы математической логики;
  • описал двоичную систему счисления с цифрами 0 и 1;
  • написал целый ряд трактатов и сочинений;
  • основал Академию наук в Берлине и был ее первым президентом.

Помимо науки и философии, Лейбниц также занимался политикой и дипломатией.

Готфрид Лейбниц родился в 1646 году под конец Тридцатилетней войны в семье довольно известного юриста, который преподавал философию в Лейпцигском университете, а мать его была дочерью профессора, преподававшего юридические науки. В то время Германия представляла собой не единое государство, а раздробленные мелкие княжества, которые после войны были опустошены, находились в руинах с разрушенной экономикой и в социальном упадке. Лейбниц одним из первых выступал и продвигал идеи германского единства, создания своего рода федераций, понимая что только объединение княжеств станет реальной защитой от французской гегемонии и Османской империи.

Поступив в 15 лет на юридический факультет Лейпцигского университета, за математическими знаниями он отправляется в Йену, где его учителем становится Эрхард Вайгель.

Окончив Лейпцигский университет, 20-летний Лейбниц планирует стать доктором права. И по традиции накануне докторского экзамена отправляется к декану.

Дверь открывает жена декана, которой Лейбниц сообщает, что хочет держать докторский экзамен. На что жена декана ответила: «Сначала не мешало бы отрастить себе бороду, а потом являться по таким делам».

Такие слова так задели молодого ученого, что он покинул Лейпциг и более туда не возвращался. Звание доктора права, защитив диссертацию на тему «О запутанных судебных случаях», Лейбниц получил в Альтдорфском университете недалеко от Нюрнберга в 1667 году.

В статье представлено несколько ситуаций, которые показывают многогранность и пытливый ум Готфрида Лейбница.

СПОР С НЬЮТОНОМ

Принцесса Каролина Бранденбург – Ансбахская, супруга Георга II, пыталась положить конец спору, разыгравшийся между Ньютоном и Лейбницем. Она писала последнему: «С настоящим прискорбием вижу, что люди такой научной величины, как Вы и Ньютон, не могут помириться. Мир бесконечно мог бы выиграть, если бы можно было вас сблизить, но великие люди подобны женщинам, которые ссорятся из-за любовников. Вот мое суждение о вашем споре, господа!»

После окончания университета Лейбниц поступил на службу к Майнцскому курфюрсту, где много разъезжал и большой период времени провел в Париже. Одной из причин поездки в Париж было представление Людовику XIV египетского плана, целью которого было завоевание Францией Египта, тем самым Лейбниц хотел отвлечь Францию от столкновений в Европе. Людовик XIV и министры благосколонно отнеслись к плану, но отказались от его воплощения в жизнь и объявили войну Голландии. Зато спустя столетие этот план был реализован Наполеоном.

В 1676 г. в последний год своего пребывания в Париже Лейбниц выработал основы математического анализа, открыв дифференциальное исчисление. Аналогичный метод был изобретен почти десятью годами ранее другим великим ученым – англичанином Исааком Ньютоном, который не опубликовал свое открытие. Такая оплошность привела к затяжному спору о приоритете открытия дифференциального исчисления. В то время еще не сформировалось правило об опубликовании своих открытий в научных журналах. При этом основы, из которых происходили оба ученых, были различны. Ньютон создал свой метод математического анализа, называемый «Метод флюксий».

Однако можно полагать, что к открытию дифференциального исчисления Лейбница подтолкнула всё-таки переписка с Исааком Ньютоном и их научные беседы. Впервые «Метод флюксий» был опубликован в 1687 г. в издании «Начала». А сам трактат «Метод флюксий», написанный еще в 1672 г., появился в печати только после смерти Исаака Ньютона.

В начале XVIII века, когда дифференциальное исчисление Лейбница уже широко использовалось в Европе, Исаак Ньютон подробно изложил суть своего метода в одном научном журнале. Ответом послужила анонимная рецензия, оскорбительного содержания, в которой указывалось, что автором нового исчисления является Лейбниц. Ньютон никак не отреагировал на такую рецензию, в отличие от его учеников и последователей, которые негодовали и возмущались. Спор перешел в активную стадию. Дело рассматривало Лондонское королевское общество. Метод Лейбница был признан аналогичным методу Ньютона, а значит победителем в приоритетном споре стал Исаак Ньютон.

Между тем, метод, предлагаемый Лейбницем, оказался более понятным и удобным. Большинство математиков того времени, использовали именно его и с помощью его решали трудные неразрешимые задачи. Также при помощи дифференциального исчисления Лейбниц установил понятие «живой силы» (историческое название кинетической энергии).

Лейбниц категорически не был согласен с решением Лондонского королевского общества и не признавал приоритет Ньютона. Более того, оскорбленный и расстроенный написал неприятные вещи о Ньютоне. В отличии от Лебница, Ньютон в своем труде “Принципы” воздал ему должное и оценил его по заслугам.

Этот спор наделал очень много шума, длился многие десятилетия, даже после смерти Лейбница не прекратился и обошелся науке очень дорого. Как подметил Эрик Белл: «Результатом всего этого было то, что упрямые британцы практически не продвинулись в математике в течение целого столетия после смерти Ньютона, в то время как более прогрессивные швейцарцы и французы, развивая идеи Лейбница и пользуясь его несравненно более удобным способом обозначений в анализе, усовершенствовали анализ и сделали его простым, легко применимым средством исследований, сделали то, что должны были сделать непосредственные последователи Ньютона»

ОТНОШЕНИЕ К РЕЛИГИИ И ПОПЫТКИ ОБЪЕДИНЕНИЯ ЦЕРКВЕЙ

Однажды Арно, который возглавлял движение янсенистов , пригласил Лейбница на ужин с другими членами движения. Разговор шел в основном о Боге. Лейбниц сказал, что может сочинить молитву, подходящую всем вероисповеданиям. Арно посчитал, что это невозможно. Лейбниц сочинил и прочел свою молитву. На что Арно сказал: «Эта молитва никуда не годится, потому что в ней нет ни малейшего упоминания о Господе нашем Иисусе Христе». Лейбниц парировал: «В таком случае ваше суждение относится и к молитве «Отче наш», и ко многим другим, в которых не упоминается о Христе». С тех пор Арно и Лейбниц стали хорошими приятелями.

Читайте также:
Томас Гоббс, биография, история жизни, факты.

По возвращению из Парижа Лейбниц начинает службу у герцога Эрнеста-Августа Браунвшейга-Люнебургского в Ганновере в статусе советника, библиотекаря и историографа, где он и останется до конца своих дней.

На службе у герцога Лейбниц выполнял разного рода задачи, начиная с составления генеалогического древа и различных писем до участия в дипломатических, политических вопросах. Например, герцог дал поручение Лейбницу повысить производительность рудников, которые часто затоплялись водой. Лейбниц придумал ветряный двигатель, который приводил в действие насосы, выкачивавшие воду. Однако, такое изобретение не прижилось у рудокопов, предпочитавших работать, как их деды. В Германии Лейбница можно считать первым выдающимся геологом.

Жена герцога, герцогиня София считала, что Лейбниц подходит на роль великого реформатора. Лейбниц был учителем у ее дочери Софии-Шарлотты, которая станет первой прусской королевой. Все трое будут поддерживать теплые и дружеские отношения на протяжении всей жизни. Лейбницу была поручена задача масштабного характера – изучить вопрос для подготовки церковной унии между протестантами и католиками.

Лейбниц горячо поддерживал идею объединения европейских государств в религиозном контексте. Он считал, что это может спасти европейские государства от турецкой агрессии. Лейбница направили в Рим, чтобы он представил и обсудил видение этого вопроса с папским двором. В Риме нашлись как сторонники этой идеи, так и противники. Сама поездка в Рим прошла успешно, его приняли с большими почестями. Лейбниц произвел такое прекрасное впечатление на папский двор, что ему предложили должность хранителя Ватиканской библиотеки. Так же как когда-то ему пришлось отказаться от предложения Людовика XIV остаться во Франции, Лейбниц и в этот раз не принял приглашение. Он не был готов сменить веру и стать католиком.

Пока Лейбниц работал над церковной унией, предпринималось несколько попыток его обратить его в католицизм. Свои взгляды по поводу объединения церквей Лейбниц изложил в «Способах воссоединения». Он признавал единство и вселенский характер церкви и считал, что принцип протестантизма не противоречит принципу католицизма. Уже здесь немецкий ученый проявлял религиозную терпимость. Он полагал, что церковь не должна применять меры осуждения и отлучения от церкви, считая их нецелесообразными.

Лейбниц не раз проявлял себя как борца за религиозную терпимость. Однажды к Лейбницу обратился ганноверский дом с просьбой дать рецензию на книгу французского литератора Поля Пелиссона. Её суть сводилась к тому, что католицизм это «правильная вера», а протестантизм это «отрицание веры». Написав свои комментарии, Лейбниц выступил, как защитник религиозной терпимости, защищая субъективное суждение, противопоставленное всеобщему авторитету.

Лейбниц считал, что и протестанты, и католики должны пойти на уступки друг другу. Он предлагал протестантам признать главенство папы римского и значение вселенских соборов, а католикам уступить в вопросах брака священников, причащения мирян и употребления в богослужении национального языка.

Так и не удалось Лейбницу реализовать проект церковной унии. Слишком много несогласных, не готовых идти на компромисс, да и общество, вероятно еще не было готово к слишком прогрессивной идее для того времени.

Свое мнение о Боге и природе вселенной Лейбниц описывает в трактате «Теодиция» («Богооправдание»), в котором он рассматривает причины и природу существования зла во вселенной и оправдывает Бога за существование зла.

Лейбниц указывает, что наличие зла является необходимым условием для существования блага. Суть в том, что всему созданному, как таковому, принадлежит несовершенство в каком-либо отношении. Тем самым он пытался доказать, что наш мир есть наилучший из возможных миров.

Лейбниц говорит следующее: «Если поэтому Бог делает выбор, то это происходит на основании лучшего, а когда человек делает выбор, то он склоняется на ту сторону, которая произвела на него сильнейшее впечатление».

ПОКРОВИТЕЛЬСТВО НАУКАМ. ЗНАКОМСТВО С ПЕТРОМ I.

«Покровительство наукам всегда было моей главной целью, – писал Лейбниц, – только недоставало великого монарха, который достаточно интересовался бы этим делом».

В начале XVIII Лейбниц находится в зените своего успеха. Известный ученый, философ и математик, он пишет трактаты, издает свои труды, участвует в урегулировании политических вопросов. Именно он помог прусской королеве Софии-Шарлотте во время войны за испанское наследие заключить соглашение между Пруссией и Брауншвейг-Люнебургом. Это помогло избежать нападения Францией и южными землями Германии на Пруссию.

Долгое время Лейбниц вынашивал план основать немецкую академию наук. Выбор пал на Берлин. После смерти герцога Эрнста Августа отношения с его преемником были натянутыми. Георг I не ценил Лейбница и относился к нему, как к обычному придворному мелкому чиновнику. Внучка Эрнста Августа София-Шарлота вышла замуж за бранденбургского курфюрста Фридрика III (будущего короля Пруссии). После смерти Эрнста Августа отношения между Ганновером и Бранденбургом стали улучшаться, чем и воспользовался Лейбниц.

Несмотря на то, что Фридриха III мало интересовали вопросы науки и просвещения, все-таки ему понравилась идея Лейбница, и в 1700 году была основана и открыта академия наук в Берлине. Первым президентом академии стал сам Готфрид Лейбниц.

Но Лейбниц решил не останавливать свой взор только на Германии.

Прорубив окно в Европу, Петр I вызывает интерес у западных стран. С этих пор Россию всё больше признают европейским государством, участвующим в делах западных государств. Лейбниц предвидел будущую роль России. По его словам: «Ей суждено сделаться посредствующим звеном между двумя мирами, западными и восточными». Он считал, что прогресс человеческого общества большего всего зависит от личной инициативы государей. Немецкий ученый верил, что с возрождением России настанет закат турецкого господства. Россия представляла для Лейбница интерес, он собирал различные факты и сведения о ней. Он лично хотел заняться преобразованием России в области просвещения и наук. А с другой стороны, как и многие на Западе, опасался России и ее возрастающего могущества, которое могло быть направлено против западного мира. Тем более, когда началась Северная война со Швецией, такие опасения имели под собой основание.

Читайте также:
Джордж Беркли (George Berkeley) - отзывы, мнение, рейтинг

Лейбниц долго искал встречи с Петром I. В конце 1690-х, когда русский царь приезжал в Германию, ему так и не удалось с ним свидеться. Лейбниц как предпринимал попытки сблизиться с великим реформатором, с членами его правительства, так и состоял в переписке с учеными, которые жили в России (Витзен, Спарвенфельд) или состояли на русской службе (Урбих, Гюйссен).

Первая встреча Лейбница и Петра I состоялась в 1711 году в Торгау на свадьбе царевича Алексея и Шарлотты Вольфенбюттельской. Подробности этой аудиенции неизвестны. Однако изначально план немецкого ученого по продвижению наук в России включал две цели: привлечь в Россию умных и разбирающихся иностранцев, а также обучать у себя в стране людей.

Следующая встреча состоялась в 1712 году в Карлсбаде. Здесь Лейбниц преследовал уже не только научные цели, но и политические. Ему была поручена роль дипломатического посредника в примирении двух императорских домов – Австрии и России. Хотя политическая миссия прошла без успеха, Петр I принимает Лейбница на русскую службу и поручает ему проект по судоустройству и законодательству.

Однако, несмотря на то, что встреча с русским императором прошла успешно, в течение нескольких лет Лейбниц не получал от русского государства ни жалованья, ни ответов на свои письма. А без сведений и информации он не мог приступить к выполнению поручения.

Последняя встреча Петра I и Лейбница состоялась в Пирмонте в 1716 году за несколько месяцев до смерти немецкого ученого. По словам историков именно эта встреча убедила русского императора открыть академию наук в Санкт-Петербурге. К несчастью, Лейбниц этого не застал. И все же, долгие попытки и стремления Лейбница к просвещению и развитию наук в России не остались безрезультатными.

Лейбниц – знаменитый европейский философ, ученый, мыслитель и математик. Его отличали исключительно широкий кругозор, широта исканий, диапазон деятельности и богатство идей. Он занял прочное место в истории науки и философии. Лейбниц считал, что судьба человека – в счастье, «в непрерывном движении вперед к новым усладам и новым совершенствам…»

Последние его годы жизни в Ганновере были сложными. Натянутые отношения с Георгом I перешли в официальное порицание, он был назван человеком, которому не следует верить. Он заболел неожиданной болезнью и скоропостижно скончался. Когда его хоронили, проезжавший мимо возмутился: «Его похоронили не как славу страны, а как разбойника». Спустя какое-то время его память почтила Парижская академия наук. В своей речи Бернар Ле Бовье де Фонтенель признал Лейбница одним из величайших ученых и философов всех времен.

Автор – Алла Иванова

Хотите сделать следующий шаг в карьере и жизни?

Руководите командой по юридическим, комплаенс вопросам или связям с государственными органами?

Обязательно присоединяйтесь к Legal Executive Assembly, четвертой неформальной встрече топ-менеджеров крупнейших компаний России.

Вас ждет новое полезное и зажигательное неформальное событие!

1-3 октября 2020 года. Radisson Resort, Завидово

Найдем ответы на вопросы:

✔ Как эффективно анализировать и совершенствовать операционные процессы вашего подразделения? Как создавать shares services center из кросс-функций и управлять им? Как повысить ценность функции для внутренних клиентов?

Как выстраивать эффективные отношения с собственниками и CEO компании? Что они ожидают от топ-менеджеров и как контролируют? Как разрешать конфликты? Как усилить влияние на их решения? Какие каналы коммуникации выбрать?

✔ Что помогает топ-менеджерам быть эффективными и оставаться в ресурсе? Как повысить осознанность и управлять эмоциями? Как балансировать профессиональными и личными интересами, разумом и сердцем?

✔ Как и какую карьерную траекторию выбрать? Как расширить зону ответственности, поменять индустрию и сферу деятельности? Как решиться на нестандартный переход? Какие инструменты использовать, чтобы решиться на перемены?

Детали программы, видео и фото предыдущих мероприятий на сайте Legal Executive Assembly 2020.

Гений во всём: 5 интересных фактов из биографии Готфрида Лейбница

Александра Шаповал

Каждый школьник, сталкивающийся в ходе изучения геометрии с Теоремой Лейбница о медианах, знает имя этого великого учёного. Однако его деятельность не ограничивалась математикой и физикой. Список его достижений и заслуг можно перечислять долго: он известен как философ, логик, механик, юрист, историк, дипломат, изобретатель и языковед, основатель и первый президент Берлинской Академии наук, иностранный член Парижской Академии наук.

Практические изобретения Лейбница и теоретические работы в области науки и философии (“О комбинаторном искусстве”, “Рассуждение о метафизике”, “Новые опыты о человеческом разуме”, “Монадология”, “Теодицея”) внесли огромный вклад в развитие человеческой мысли, и по сей день продолжают пользоваться вниманием учёных всего мира.

Родился Лейбниц 1 июля 1646 года в Лейпциге, в семье университетского профессора. Отец, скончавшийся, когда мальчику было всего восемь лет, оставил после себя огромную библиотеку, во многом сформировавшую интерес Готфрида Вильгельма к наукам и языкам. С детства Лейбниц значительно опережал своих сверстников в умственных достижениях. В домашних условиях он в совершенстве изучил латынь и греческий язык, в 15 лет стал студентом Лейпцигского университета, в 18 – магистром словесности и философии, а к 20 годам оставил за плечами не только Лейпцигский, но и Йенский университет. В 1666 году юноша успешно защитил диссертацию на соискание степени доктора права в Нюрнбергском университете.

В 1667 году молодой учёный, переехав в Майнц и произведя большое впечатление на курфюрста, получил предложение участвовать в реформировании законодательства. На протяжении последующих пяти лет Лейбниц занимал видное положение при дворе. В это время он написал множество важных политических и философских сочинений. С 1672 по 1676 годы Лейбниц был отправлен в составе дипломатической миссии в Париж, где продолжал своё развитие, главным образом как математика. В 1676 году 30-летний учёный разработал выдающийся математический метод, получивший название дифференциального исчисления.

В 1676 году Лейбниц вернулся в Германию и поселился в Ганновере, при дворе ганноверских герцогов, на службе у которых провёл долгие 40 лет до самых последних дней. Он был придворным советником, историографом и тайным советником юстиции, писал исторические справки и даже занимался алхимическими опытами. Эти 40 лет стали плодотворными для написания огромного количества работ в самых разных областях науки. В 1700 году учёный стал инициатором создания Берлинского научного сообщества и его первым президентом.

К сожалению, последние годы великого учёного были непростыми. Несмотря на огромное значение в мировой общественной и научной жизни, он сталкивался с нелюбовью герцога к себе, нападками со стороны местных духовных лиц и придворных интриганов. К нему был приставлен помощник, который повсюду ходил и следил за учёным, писал доклады о его ухудшающейся работоспособности. Кроме того, учёного мучили различные болезни, он был душевно одинок, не имея жены и детей. В 1716 году, приняв чересчур большую дозу лекарства, Готфрид Вильгельм Лейбниц скончался. Смерть светила мировой науки не вызвала большого резонанса, а в последний путь его провожал только личный секретарь.

Читайте также:
Иммануи́л Кант - отзывы, мнение, рейтинг

“Вечерняя Москва” предлагает вашему вниманию подборку интересных фактов из жизни учёного.

1. У истоков компьютера

Именно Лейбниц лежит у далёких истоков создания компьютеров. Конструкция, изобретённая Лейбницем в 1672 году и получившая название арифмометр, является своеобразным аналогом современного вычислительной техники – от калькулятора до более сложных машин. Арифмометр, вещь в те времена просто неслыханная, разработки которой начал ещё Паскаль, мог выполнять умножение, деление, возведение в степени и извлечение корней. Один из французских учёных заявил по этому поводу: “Посредством машины Лейбница любой мальчик может производить труднейшие вычисления”. Более того, учёный описал двоичную систему счисления с цифрами 0 и 1, на которой основана современная компьютерная техника.

Портрет Лейбница работы Иоганна Фридриха Вентцеля (около 1700) / Фото: wikipedia.org

2. Опережая Фрейда

Когда речь заходит о бессознательном, в голове сразу же всплывает имя Зигмунда Фрейда. Однако не всем известно, что первым, кто выдвинул понятие бессознательных “малых перцепций” и развил учение о бессознательной психической жизни, был именно Готфрид Лейбниц. В своей концепции он подробно описывал существование смутно осознаваемых и совсем не осознаваемых сознанием психических процессов. Теория бессознательных восприятий и влечений оказала огромное влияние на дальнейшее развитие философской мысли — от Шеллинга и Шопенгауэра до Фрейда.

3. Вражда с Ньютоном

Печально известный спор между Лейбницем и Ньютоном о первенстве открытия дифференциальной системы исчисления начался в 1708 году. После того, как немецкий учёный опубликовал своё математическое открытие, Ньютон обвинил его в краже идей, заявив, что к таким же результатам пришёл ещё 10 лет назад, но не обнародовал их. Лейбниц опровергал обвинения, парируя тем, что его результаты отличаются: его символика, в отличие от ньютоновской, была более удобна и проста в использовании. Спор о первенстве разросся и сопровождался громкими скандалами. В одном научном журнале появилась анонимная оскорбительная рецензия в адрес Ньютона, черновик которой, якобы написанный почерком Лейбница, был вскоре обнаружен. Со стороны представителей обоих лагерей постоянно звучали обвинения и выходили злобные пасквили. В итоге по требованиям Ньютона была созвана международная комиссия для прояснения научного приоритета, признавшая первенство за английским математиком. Такое решение крайне разозлило Лейбница и породило многолетнюю напряжённость между двумя математическими школами. Спор между Ньютоном и Лейбницем стал известен как “наиболее постыдная склока во всей истории математики”.

4. Дружба с Россией

Интересно, что на создание Академии наук в Петербурге (1724) косвенно повлиял Готфрид Лейбниц. Дело в том, что в 1697 году, в ходе путешествия Петра I по Европе, немецкий учёный и русский царь случайно встретились на герцогском приёме в замке в Ганновере, что стало началом тесного общения и сотрудничества двух выдающихся личностей. Одним из плодов этого общения стала концепция создания Академий наук в Европе и последующее развитие российской науки по западноевропейскому образцу. В 1711 – 1716 годах деятели также неоднократно встречались. Лейбниц выступил автором проектов реформирования российских систем образования и госуправления, активно участвовал в развитии наук в России. Пётр I высоко ценил деятельность немецкого учёного, даровал ему титул тайного советника юстиции и назначил пенсию в 2000 гульденов. Лейбниц высоко отзывался о русском самодержце: “Покровительство наукам всегда было моей главной целью, только недоставало великого монарха, который достаточно интересовался бы этим делом”.

5. Личная жизнь

Обычно о личной жизни Лейбница ничего не говорят. А если и говорят, то только то, что он был одинок, посвятив жизнь одной женщине – Науке. Однако по историческим сведениям известно о тёплых отношениях, существовавших между придворным учёным и королевой Пруссии Софией Шарлоттой Ганноверской. Их отношения были по большему счёту платоническими: София Шарлотта считала Лейбница своим Учителем, Наставником, однако неизменно относилась к нему с великой нежностью и заботой. Много времени они проводили в беседах о науке, культуре, литературе, устройстве жизни. Эти беседы согревали жизнь Лейбница, наполняли её особым светом, который не могла дать наука. Однако в 1705 году София Шарлотта скончалась от воспаления горла. Опечаленный Лейбниц тяжело переживал потерю возлюбленной и главного друга. После её смерти ни одна женщина не смогла так сильно тронуть сердце учёного.

Готфрид Лейбниц. Мистическая личность 4-го уровня истории.

Ни для кого не секрет, что многие философы и ученые прошлых веков были невероятно разносторонними и образованными людьми. Они не ограничивались одной специализацией, а познавали этот мир во множестве его проявлений. Но есть среди них особенно результативные и загадочные личности. С одним из таких загадочных ученых мы познакомились в рамках курса Олега Мальцева «Практическое применение европейской философии».

Готфрид Вильгельм Лейбниц (нем. Gottfried Wilhelm von Leibniz, 1646 — 1716) — немецкий философ, логик, математик, механик, физик, юрист, историк, дипломат, изобретатель и языковед.

Этот человек оказался настолько зашифрован, как личность, что вызвал особый интерес в рамках нашего курса прикладной философии. Во-первых, сложно говорить о философии Лейбница, потому что вся она заключается лишь в небольшом труде «Монадология», которую он даже не издал при жизни. Во-вторых, основные его научные достижения лежат не в философии, а в других областях. В-третьих, Лейбниц не столько продвигал свою философскую мысль, сколько пытался примирить все философии, античных, схоластических и картезианских идей на основе метода всеохватности и строгости рассуждений. Отдельно стоит подчеркнуть его стремление создать новый европейский язык, который бы объединил всех интеллектуалов.

Этот человек был значимой фигурой не только в научных, но и в политических кругах Европы. Готфрид Лейбниц был советником Императора Всероссийского Петра I, немецкого герцога Эрнеста-Августа Брауншвейг-Люнебургского, и других важных политических деятелей. Он стал основателем и первым президентом Берлинской академии наук, а также членом Французской Академии наук.

Читайте также:
Джон Локк - отзывы, мнение, рейтинг

Это является достаточно странным, невероятный уровень интеллекта, научных достижений, влиятельных статусов в научных и политических кругах, при этом, практически никакой критики и оппонентов.

Особенно из достижений Лейбница стоит отметить создание сложной науки комбинаторики. Вспомним, что есть академик Мельников, который разработал «Систему комбинаторного управления ситуациями» (СКУС). Научные сотрудники и соискатели институтов Олега Мальцева уже много лет изучают СКУС и отмечают, что система эта очень непростая. Альтернативным подходом СКУСу считается наука выполнения задач (НВЗ), которая более проста и востребована в современных реалиях.

Давайте перечислим основные достижения Готфрида Лейбница:

  • создал математическую логику;
  • описал двоичную систему кодировки «0-1», которую использовали в программировании во всем мире;
  • ввел понятие живой силы (кинетической энергии) и сформулировал закон сохранения энергии;
  • разработал концепцию бессознательной психической жизни;
  • сформулировал закон достаточных оснований;
  • ввел понятие «модель»;
  • сформулировал принцип наименьшего действия;
  • создал теорию исторического происхождения языков;
  • ввел огромное количество терминов науку.

Чем же этот человек занимался? Какова была главная цель его деятельности?

После получения степени доктора права, Лейбниц отклонил предложение остаться работать в Альтдорфском университете ради того, чтобы отправиться в Нюрнберг в Орден розенкрейцеров. Лейбниц без труда был принят в орден, где занимался алхимией и вел документы ордена, в качестве секретаря. Он был настоящим полиглотом — владел латынью, греческим, немецким, французским и британским. В детстве он перечитал огромную библиотеку своего отца, профессора философии морали, и уже в 12-летнем возрасте не только превосходил своих сверстников, но и восхищал ученых мужей. Язык был отдельным предметом его исследований. Лейбниц исследовал историю разных языков и создал теорию исторического происхождения языков. Его целью было создать новый язык, который объединит всех интеллектуалов Европы. Лейбниц считается творцом основного немецкого философского и научного лексикона. Работе он посвящал все свое время, ложился спать за полночь, часто засыпал в кресле над столом, а просыпался не позднее семи утра.

Альтдорфский университет, 1714 г.

Лейбниц жил в разных городах и странах. Он много путешествовал по дипломатическим делам, не оставляя научной деятельности. Его знакомство с Петром I, впоследствии, привело к созданию первой Академии наук в Петербурге и активному развитию науки в России.

В Германии в 1700 году Лейбниц основал Берлинскую Академию наук и стал ее первым президентом. Также был принят иностранным членом Французской Академии наук.

«Вероятно, биография Лейбница сильно откорректирована, особенно последние годы его жизни. Мы столкнулись не просто с философом, а с человеком 4-го уровня истории. Внешне такой человек ничем не отличается от других, но его способности и знания несравнимо выше», — к такому выводу пришел академик Олег Мальцев.

Такие люди появляются не случайно и просто так ничего не делают. Сама философия Лейбница — монадология — занимает лишь малую часть всей проделанной работы. Более того, сам Лейбниц при жизни не публиковал этот труд. Впервые он был опубликован на немецком языке в переводе Г. Келера: «Lehrsätze über die Monadologie…», Frankf.-Lpz., в 1720 году. Вся суть этой работы описана в 90 коротких абзацах и заключается в том, что существует самая простая субстанция, не имеющая частей — монада. При этом, Лейбниц рационально обосновывает монады с позиции пяти наук: математики, физики, метафизики, психологии и биологии.

Первый лист работы Лейбница «Монадология»

В большей степени, нежели в философии, Лейбниц проводит сложные научные разработки в нескольких областях науки, которые представляют собой огромную ценность для всех последующих поколений ученых. Все исследования он проводит по определенной программе и ее результатом становится внушительный список достижений. Особе внимание стоит обратить на его желание создать единый язык для интеллектуалов и введение множества новых терминов в науку. Дело в том, что введение новой терминологии меняет науку, и Лейбниц это прекрасно знал. Также он мечтал объединить Европу не только языком, но и территориально, в единое государство без границ. Сегодняшний Евросоюз, по сути своей, является воплощением замысла Лейбница. Многие научные и философские теории подвергались жарким обсуждениям и критике. В случае с Лейбницем, ему практически никто не оппонировал.

Для чего он это все сделал?

Можно дать человеку готовую машину, а можно дать инструкцию, как собрать машину. В науке можно сделать открытие или изобретение, а можно создать основания, чтобы что-то новое появилось. Когда изобретали атомную бомбу, все начиналось с исключения непонятного. Когда академик Олег Мальцев анализировал деятельность Лейбница, у него сложилось такое впечатление, что Лейбниц непонятное делает понятным, специально создавая условия для кого-то другого. Он разрабатывает свод систем, которые позволят кому-то сделать новые открытия.

Давайте попробуем предположить, для чего нужны эти исследования. Для производства не нужны, для промышленной революции не нужны, они предназначались для чего-то другого. При жизни Лейбница их час еще не настал, все произойдет в начале XX века.

В 1920-х годах в СССР появляются два ученых из Гейдельберга — академики Г. С. Попов и А. С. Яковлев, которые обеспечили колоссальный взлет науки и техники. Вот тут то и понадобились условия, заложенные Лейбницем еще двести лет назад. В первую очередь, это позволило академику Попову обосновать существование ЯРГ (Ядра рецензорной группы) и механизмов взаимодействия ЯРГ и других блоков памяти.

В результате проведенного анализа Олегом Мальцевым, мы можем увидеть какие исследования Лейбница позволили Попову обосновать свои научные открытия:

  1. Комбинаторика Лейбница стала условием, благодаря которому Попов смог доказать свою теорию, что каждый человек изначально рождается преступником. То есть, с бандитским ЯРГ.
  2. Математическая логика — на ней будет построена кибернетика, что впоследствии, станет основой в модели работы кибернетических систем, таких как автоматика памяти человека. Возникает понятие АСУ — автоматизированные системы управления, что позволяет обосновывать взаимодействие ЯРГ и памяти.
  3. Двоичная система исчисления «0-1» — позволила обосновать наличие и отсутствия импульса ЯРГ, а также движение от ядра и к ядру.
  4. «Живая сила» — на этой основе Попов смог обосновать, что ЯРГ генерирует силовой компонент. Обоснование этой силы требовало наличия термина, и он был введен Лейбницем.
  5. Концепция бессознательной психической деятельности — позволила описать автоматический режим взаимодействия ЯРГ и памяти, то есть, прямое беспрепятственное движение импульса от ядра в сознание.
  6. Закон достаточных оснований — позволил разработать теорию доказательств. По сути, позволил убрать всех с пути. Если нет достаточных оснований считать заявление достоверным, значит это просто теоретическая гипотеза.
  7. Введенный термин «модель», то есть, система, позволяющая исследовать другую систему – на основании этого Попов выводит модель устройства памяти человека и говорит о том, что кроме рабочей модели памяти мы не сможем ее никак иначе представить.
  8. Принцип наименьшего сопротивления — это принцип работы автоматики, который описывал Попов.
  9. Обоснование первичности языка всему остальному. Язык предтеча всего, и Бога тоже — иначе, откуда мы знаем, что есть Бог, если нет такого слова. Термины нужны для того, чтобы описывать научные выводы. Лейбниц создал терминологический фундамент, чтобы Попов смог академически обосновать свои выводы.
  10. Зачем Лейбницу понадобилось примирять все философии — это примирительная функция, без которой нельзя обосновывать теорию ключевого навыка эпохи . Почему ранние философы думали иначе — потому что тогда был другой ключевой навык. Человек мыслит на базе ключевого навыка, соответственно, философия должна быть адекватна ключевому навыку. Например, трактат XVI века Иеронимо Санчеса де Каранза «Философия оружия» прямо указывает на ключевой навык той эпохи. Когда меняются потребности, меняется философия. Примирить все философии можно именно на базе ключевого навыка. Философия Аристотеля не актуальна в эпоху буржуазных революций, потому уже другой ключевой навык. Но считать философию Аристотеля неверной и выбрасывать ее не стоит, потому что времена могут измениться и тот ключевой навык может снова вернуться.
Читайте также:
Аврелий Августин, биография, история жизни, факты.

Обратите внимание, Лейбниц считается уважаемым философом, но все же, не считается великим. Вероятно, он не ставил себе такой задачи, он создавал огромную математическо-психологическую базу и «двери» для будущих поколений. То есть, недостаточно одной философии, нужен научно-методологический аппарат, позволяющий доказывать и обосновывать. Чем ближе к нашему времени, тем меньше прикладных знаний оставалось в академической науке. Но благодаря Знающим людям, строителям «дверей», в академическую науку, в нужный момент времени, можно было вводить необходимую часть знаний из науки европейского мистицизма (подробнее в статье «Мир на пороге 4-го переворота в науке и философии» ). Кроме того, Лейбниц показал метод, как создавать условия для последующих научных открытий. Сегодня становится очевидно, что у Яковлева и Попова были все условия, чтобы обосновывать теорию памяти, создать на этой базе методы подготовки и обучения людей, что позволило им творить чудеса. Часть биографии и деятельности этих выдающихся академиков, мы скоро сможем узнать из книги «Рыцарский орден русских воров», выход которой запланирован в 2019 году.

Посмотреть видео-обзор лекций из курса «Практическое применение европейской философии» можно на странице проекта «Говорящий Город».

«Настоящее грандиозно вместе с будущим».
Готфрид Вильгельм Лейбниц

Связаться с экспертом

История германского Аристотеля. Как Готфрид Лейбниц помог российской науке

Гений. Просто гений

Все ученые мира для простых обывателей делятся на две категории — те, чьи имена они никогда не слышали, и те, чьи имена им известны, однако они понятия не имеют, почему.

Готфрид Вильгельм Лейбниц относится ко второй категории — имя его слышали почти все, но весьма смутно представляют, чем именно заслужил этот человек свою известность.

Великий французский писатель и драматург Дени Дидро как-то заметил, что для Германии Лейбниц был тем, чем для Древней Греции были Платон, Аристотель и Архимед, вместе взятые.

Норберт Винер, основоположник современной кибернетики, полагал, что если бы кибернетика нуждалась в своем святом покровителе, то не было бы для этого лучшей кандидатуры, чем Лейбниц.

Если говорить коротко, Готфрид Лейбниц был человеком, гениальность которого признали еще при жизни.

Самоучка из Лейпцига

Он родился 1 июля 1646 года в Лейпциге. Научная стезя была написана Готфриду на роду — отцом его был профессор философии Лейпцигского университет Фридрих Лейбниц, а матерью Катерина Шмукк, дочь знаменитого профессора юриспруденции.

Отец рано заметил способности сына к наукам, и всячески старался их развивать. Но Лейбница-старшего не стало, когда мальчику было всего 7 лет. От отца сыну досталась большая библиотека, которая и стала для Готфрида источником знаний. Сам он уже во взрослом возрасте именовал себя «самоучкой».

Педагогам было очень трудно с Готфридом — он с легкостью осваивал сложнейшие вопросы, которые зачастую ставили в тупик самих учителей, но мог запнуться на элементарных вещах. Преподаватели полагали, что проблемы идут от того, что юноша не следует их советам, и пытались заставить его учиться по установленным канонам, но получалось это плохо.

В 10 лет Готфрид изучил книги Цицерона, Плиния, Геродота, Ксенофана и Платона, к 12 годам поражал ученых мужей своими знаниями тонкостей латыни, в 13 лет сражал наповал маститых литераторов своими поэтическими опытами.

К 14 годам Лейбниц не просто увлекся логикой, а занялся пересмотром этой научной дисциплины на свой манер.

В неполные 15 лет Готфрид Лейбниц становится студентом Лейпцигского университета, и профессура находится в легком недоумении, не совсем понимая, чему учить молодого человека — по некоторым направлениям знаний он стоит вровень не только со студентами старших курсов, но и с частью преподавателей.

Универсальный ученый

Спустя два года Лейбниц опубликовал свой первый трактат «О принципе индивидуации», получив степень бакалавра, в 1664 году он уже стал магистром. В 1666 году, в возрасте 20 лет, Готфрид Лейбниц с блеском защитил диссертацию на соискание степени доктора права.

В возрасте 21 года Лейбниц начинает работу над проектом математизации логики. Эту сложнейшую научную задачу он таки не завершил, но тут нужно понимать, что ученый опередил время — научный мир придет к решению поставленных Лейбницем проблем только через 200 лет.

Для того, чтобы описать все значимые труды немецкого гения, не хватит и нескольких книжных томов.

Если говорить коротко и поверхностно, то, помимо заложения основ математической логики, Лейбниц, независимо от Ньютона, создал математический анализ. Кроме того, он разработал двоичную систему счисления с цифрами «0» и «1», лежащую в основе всей современной компьютерной техники.

В психологии выдвинул понятие бессознательно «малых перцепций» и развил учение о бессознательной психической жизни, в механике ввёл понятие «живой силы» и сформулировал закон сохранения энергии, в философии стал предтечей знаменитой классической школы немецких философов.

Читайте также:
Томас Гоббс - отзывы, мнение, рейтинг

Исследователи биографии Лейбница отмечают, что он занимался одновременно невероятным количеством научных направлений, начиная от юриспруденции и заканчивая лингвистикой. При этом считается, что Лейбниц лишь открывал целые научные направления, которые затем развивали другие.

Благодаря Лейбницу, в Берлине в 1700 году была учреждена Академия наук, первым президентом которой стал сам ученый.

В поисках «просвещенного монарха»

Помимо научной деятельности, Лейбниц состоял на службе у немецких князей в качестве дипломата. Свою политическую задачу ученый видел в укреплении национального единства немецких государств. Одновременно он пытался добиться у сильных мира сего поддержки научной мысли, и немало добился на этом поприще.

В 1697 году Готфрид Лейбниц был уже маститым ученым, чье имя гремело по всей Европе. Его не покидала идея о «просвещенном монархе», благодаря которому, по мысли философа, развитие общества и науки должно перейти на совершенно иной уровень.

В ганноверском замке Коппенбрюк случайно встретился с молодым русским «бомбардиром Петром Михайловым», входившим в «Великое посольство». Под таким псевдонимом по Европе путешествовал царь Петр I, впрочем, его истинное имя мало для кого было загадкой.

Судя по всему, на Лейбница молодой правитель впечатления не произвел. Куда более интересным ему казался шведский король Карл XII, с которым вскоре и столкнулись русские войска.

Полагая, что Карл и есть тот самый «просвещенный монарх», Лейбниц после победы шведов на Нарве сочинил в честь шведского короля стихотворение, в котором выразил надежду, что Карл XII победит Петра I и раздвинет шведскую границу «от Москвы до Амура».

Но Карл XII не оправдал надежд Лейбница. К наукам он был равнодушен, его занимали лишь военные походы. С расширением границ Швеции тоже не сложилось — после разгрома под Полтавой шведскому королю нужно было думать о сохранении власти, а не о новых завоеваниях.

«Крестный отец» русской науки

В 1711 году Петр I и Лейбниц встретились вновь. Отношение ученого к русскому владыке изменилось кардинально, и он постарался увлечь его своими идеями. Петр I, что называется, проникся, и в последующие годы их переписка и встречи стали носить систематический характер.

Лейбниц был в восторге: «Покровительство наукам всегда было моей главной целью, только недоставало великого монарха, который достаточно интересовался бы этим делом».

Россия интересовала Лейбница как ученого давно. Еще в конце 1690-х годов он одним из первых занялся проблемой происхождения правящей русской династии. Изучая историю Романовых, Лейбниц взялся и за изучение вопроса о появлении Древнерусского государства.

Лейбниц полагал, что легендарный Рюрик происходит из области Вагрия, считая его датчанином.

Впоследствии данные теории в России многие будут считать враждебными, хотя сам Лейбниц ничего подобного не имел в виду. Напротив, его работы на эту тему наводили на мысли о близости русских и немцев, их давних исторических связях.

Лейбниц, вдохновленный дружескими отношениями с Петром I, составил план масштабных научных исследований в России, который при его жизни осуществлен не был. Но ценивший немецкого ученого русский царь назначил ему пенсию и пожаловал титул тайного советника юстиции.

Лейбниц умер в 1716 году, в возрасте 70 лет, незадолго до смерти в последний раз встретившись с Петром.

Надо сказать, что русский царь все же не обманул надежд немецкого гения — в 1724 году по указу Петра I была основана Петербургская Академия наук, которая положила начало как систематической научной деятельности в России, так и созданию светского высшего образования в стране.

Нет никаких сомнений, что влияние Готфрида Лейбница на Петра I сыграло в создании русской Академии наук огромную роль. И если бы «германский Аристотель» мог видеть, как далеко шагнула впоследствии российская наука, он имел бы полное право гордиться собой — его усилия не пропали даром.

Готфрид Лейбниц

Биография

Наверняка многие еще со школьной скамьи помнят, что на страницах учебников по алгебре можно встретить фамилию Лейбница, а иногда и его портрет. Но не все знают, что этот человек не только придумал знак интеграла и математические формулы, но и сделал открытия в других научных областях. К сожалению, Лейбниц не получил должного уважения за свои заслуги при жизни, однако его имя стало бессмертным, а учения этого философа стали основополагающими для будущих поколений.

Детство и юность

Готфрид Вильгельм Лейбниц родился 21 июня (1 июля) 1646 года, в административном центре земли Нижняя Саксония – Ганновере. Готфрид вырос в семье профессора сербо-лужицкого происхождения, который не был далек от философского учения: в течение 12 лет главный кормилец в доме преподавал особую форму познания мира и позиционировал себя как публичный профессор морали.

Готфрид Лейбниц

Его третья супруга Катерина Шмукк, дочь высокопоставленного юриста, по национальности – чистокровная немка. Готфрид был ребенком, поцелованным Богом: с раннего детства мальчик проявлял свою гениальность, поэтому Лейбницы старались развивать любознательность маленького сына. Уже тогда не было сомнений, что их отпрыск станет великим ученым, который подарит этому миру полезные изобретения.

Отец одаренного мальчика прививал Готфриду любовь к литературе, поэтому Лейбниц проглатывал книги одну за другой, читая исторические рассказы о великих королях и храбрых рыцарях. К сожалению, Лейбниц-старший умер, когда мальчику не было и семи лет, но родитель оставил после себя большую библиотеку, ставшую любимым местом у юного Готфрида.

Статуя Готфрида Лейбница

Однажды будущий философ и ученый наткнулся на две рукописи, некогда оставленные студентом. Это были произведения древнеримского историка Ливия и хронологическая сокровищница Кальвизия. Последнего автора юный Лейбниц прочел без труда, однако понимание Ливия оказалось сложным для Готфрида, ибо старинная книга была написана с использованием возвышенной риторики и оснащена древними гравюрами.

Но Лейбниц, не привыкший сдаваться, перечитывал труды философа, пока не понял суть написанного без использования словаря. Также юноша изучал немецкий и латинский языки, опережая по умственному развитию своих сверстников. Преподаватель Лейбница заметил, что его подопечный не следует школьной программе, а забегает вперед, кладя в копилку своих знаний труды писателя, на которого следовало бы обратить внимание, будучи учеником старших классов.

Готфрид Лейбниц

Поэтому учитель, который считал, что Готфрид должен убрать книги Ливия куда подальше, доказывал воспитателям юноши, что тем нужно обратить внимание на самообразование Лейбница и привить мальчику любовь к гуманисту Коменскому и богослову Мартину Лютеру. Но, по счастливому стечению обстоятельств, дворянин, проезжающий мимо, услышал эту беседу и укорил преподавателя за то, что он мерит всех одной меркой.

Читайте также:
Дэвид Юм, биография, история жизни, факты.

Следовательно, никто не запрещал Лейбницу самостоятельно пополнять багаж знаний, потому что прохожий – дворянин, осведомившийся о гениальности Лейбница, потребовал у его родителей, чтобы те отдали ключ от библиотеки отца. Таким образом, сгоравший от нетерпения юноша прикоснулся к трудам древних ученых Цицерона, Платона, Сенеки, Плиния.

Статуя Готфрида Лейбница

Лейбниц учился в престижном учебном заведении – Лейпцигской школе Святого Фомы. Там молодой человек демонстрировал свои умственные способности преподавателям. Он быстро решал математические задачи и даже проявил литературный талант. В День Святой Троицы ученик, который должен был читать праздничную речь, заболел, поэтому эта обязанность была возложена на Лейбница.

Готфрид умудрился за ночь сочинить произведение на латинском языке. Причем он смог выстроить стихотворение из пяти дактилей, добившись нужного звучания слов. Преподаватели пророчили мальчику, которому тогда только исполнилось 13 лет, великое будущее.

Далее 14 (15)-летний Готфрид продолжил грызть гранит науки уже не в школе, а в Лейпцигском университете. Там он увлекался философией – трудами Кеплера и Галилея. Через два года Лейбниц перевелся в Йенский университет, где начал углубленно заниматься математикой.

Помимо прочего, молодой человек стал увлекаться юриспруденцией, потому что считал, что наука, которой благоволит богиня Фемида, пригодится в дальнейшей жизни. В 1663-ем Лейбниц получил степень бакалавра, а через год – степень магистра философии.

Учение

Первый трактат «О принципе индивидуации» Лейбниц написал в 1663 году. Мало кто знает, но после окончания университета Готфрид стал наемным алхимиком. Дело в том, что Лейбниц прослышал об алхимическом сообществе в Нюрнберге и решил действовать хитростью: он выписал самые непонятные формулы из книг знаменитых алхимиков и принес свое сочинение председателям Ордена розенкрейцеров.

Готфрид Лейбниц в обществе

Приверженцы мистического учения поразились знаниям Готфрида и провозгласили его адептом. Ученый признавался, что его не мучили угрызения совести, будущий математик пошел на такой шаг потому, что так велело его неутихающее любопытство.

В 1667 году молодой Лейбниц начал заниматься публицистической деятельностью и преуспел в философско-психологическом учении. Стоит сказать, что, когда заходит разговор о бессознательном, то многие вспоминают Зигмунда Фрейда, но именно Лейбниц выдвинул концепцию бессознательных малых перцепций, опережая немецкого психоаналитика на две сотни лет. В 1705 году были написаны «Новые опыты о человеческом разумении», а через пять лет вышло философское произведение под названием «Монадология» (1710).

Памятник Готфриду Лейбницу

Философ создал собственную синтетическую систему, считал, что весь многообразный мир состоит из неких субстанций – монад, которые существуют отдельно друг от друга, а они, в свою очередь, являются духовной единицей бытия. Причем, с его точки зрения, мир – это не нечто необъяснимое, потому что он вполне познаваем, а проблема истины требует рационального истолкования. По учению Лейбница высшая монада – это Творец, установивший определенный миропорядок, а критерием истины выступали логические доказательства.

Почерк Готфрида Лейбница

Готфрид рассматривал бытие как нечто гармоничное, но также он пытался преодолеть противоречия добра и зла. Философские труды Лейбница оказали влияние на Шеллинга и Шопенгауэра, однако Вольтер считал его учение о «Теодиции или оправдании Бога» (1710), где описываются три этапа зла, абсурдным.

Математика и науки

Из-за своей должности на службе у майнцского курфюрста Готфриду приходилось путешествовать по Европе. В ходе этих разъездов он познакомился с нидерландским изобретателем Христианом Гюйгенсом, который согласился обучать его математике.

Памятник Готфриду Лейбницу

В 1666 году Готфрид становится автором сочинения «Об искусстве комбинаторики», а также он задумал проект о математизации логики. Можно сказать, что Лейбниц вновь заглядывал вперед, потому что этот ученый стоял у истоков компьютера и информатики.

В 1673 году он придумал настольную вычислительную машину, ведущую автоматическую запись обрабатываемых чисел в десятичной системе исчисления. Приспособление это именуют арифмометром Лейбница (чертежи арифмометра встречаются в рукописях Леонардо да Винчи). Дело в том, что Лейбницу досаждало то, что его приятель Христиан проводит много времени за сложением чисел, тогда как сам Готфрид считал, что прибавлять, отнимать, делить и умножать – это удел рабов.

Вычислительная машина Готфрида Лейбница

Арифмометр Лейбница превзошел счетную машину Паскаля. Примечательно, что один экземпляр вычислительного устройства попал в руки Петру I, который, удивившись устройству, поспешил подарить этот чудо-аппарат китайскому императору.

Знакомство царя, который прорубил окно в Европу, и немецкого ученого произошло в1697 году, причем встреча эта была случайной. После продолжительных разговоров Лейбниц получил от Петра денежное вознаграждение и титул тайного советника юстиции. Но ранее, после поражения русского войска в битве на Нарве, Лейбниц сочинил хвалебную оду Карлу XII, где выражал надежду на то, что Швеция раздвинет свои границы от Москвы до Амура.

Готфрид Лейбниц и Петр I

Но затем он признавался, что имел счастье быть приятелем великого русского монарха, а благодаря Лейбницу Петр I одобрил создание Академии наук в Петербурге. Из биографии Готфрида известно, что в 1708 году у него возник спор с автором закона всемирного тяготения Исааком Ньютоном. Лейбниц опубликовал свое математическое открытие о дифференциальной системе исчисления, но Ньютон, познакомившийся с этим научным трудом, обвинил коллегу по цеху в краже идей и плагиате.

Исаак заявил, что он пришел к таким же результатам еще 10 лет назад, но не обнародовал свои труды. Лейбниц не отрицал, что некогда изучал рукописи Ньютона, но к тем же результатам он пришел самостоятельно. К тому же немец придумал более удобную символику, которой математики пользуются и по сей день.

Готфрид Лейбниц и Исаак Ньютон

Полемика между Ньютоном и Лейбницем продолжалась вплоть до 1713 года, этот спор стал зерном в начале общеевропейской «приоритетной войны», а в городах встречались анонимные брошюры, отстаивавшие приоритет одного из участников конфликта. Это противостояние стало известным как «наиболее постыдная склока во всей истории математики».

Из-за вражды двух ученых увяла английская математическая школа, а некоторые открытия Ньютона были проигнорированы и стали известны общественности лишь спустя много лет. Помимо математики, физики и психологии, Лейбниц изучал биологию, (ученый выдвинул идею об органических системах как о целостности), а также преуспел в языкознании и юриспруденции.

Читайте также:
Пьер Абеляр, биография, история жизни, факты.

Личная жизнь

Лейбница часто называют всеобъемлющим умом человечества, но Готфрид, полный идей, не всегда доводил начатое дело до конца. О характере ученого судить сложно, так как его современники по-разному описывали портрет ученого. Одни говорили, что он был скучным и неприятным человеком, другие же давали исключительно положительные характеристики.

Готфрид, придерживаясь собственной философии, был оптимистом и гуманистом, который даже во время конфликта с Исааком Ньютоном не сказал плохого слова в адрес оппонента. Но Лейбниц был вспыльчив и раним, однако он быстро приходил в себя и часто смеялся, даже если это были неискренние эмоции. Тем не менее, у ученого был и порок, который он сам же и признавал: иногда математик был скуп и корыстолюбив.

София Шарлотта Ганноверская

Лейбниц одевался опрятно и носил черный парик, ибо так диктовала мода того времени. В еде ученый был не привередлив, а вино выпивал редко, зачастую по праздникам. Но даже в этот горячительный напиток из винограда Готфрид подмешивал сахар, так как обожал сладкое.

Что касается амурных отношений, то о романах Готфрида информации мало, а некоторые биографы уверены, что в жизни ученого была одна женщина – наука. Но у него завелась теплая дружба с прусской королевой Софией Шарлоттой Ганноверской, впрочем, эти отношения не вышли за рамки платонических. В 1705 году София умерла, и Лейбниц до конца жизни не мог смириться со случившимся, после смерти возлюбленной он не нашел той барышни, которая тронула бы его сердце.

Смерть

Последние годы жизни Лейбница были напряженными, так как его отношения с действующим английским королем не заладились: на великого ученого смотрели как на придворного историографа, а правитель, уверенный, что тратит лишние деньги на оплату трудов Лейбница, все время выражал свое недовольство. Поэтому в окружении ученого были интриги придворных и нападки со стороны церкви.

Могила Готфрида Лейбница

Но, несмотря на тщетность бытия, Готфрид продолжал заниматься любимой наукой. Из-за сидячего образа жизни у ученого возникли подагра и ревматизм, но гений не доверял свое здоровье врачам, а пользовался только одним лекарством, подаренным приятелем. Кроме того, у Лейбница возникли проблемы со зрением, так как философ в преклонном возрасте не утратил любви к чтению.

14 ноября 1716 года Лейбниц не рассчитал дозу лечебного препарата и почувствовал недомогание. Прибывший лекарь, увидев состояние математика, сам отправился в аптеку, но не успел – Готфрид Лейбниц умер. За гробом мудреца, который подарил миру невиданные ранее открытия шел только один человек – его секретарь.

Непризнанный гений: Готфрид Вильгельм Лейбниц

Тема: Наука

Хотите получать интересные статьи на email каждое утро и расширять кругозор? Присоединяйтесь к Eggheado !

В историю науки немецкий ученый Готфрид Вильгельм Лейбниц вошел прежде всего как гениальный математик. Но вот он сам вовсе не считал свои достижения в данной науке чем-то значительным, воспринимая математику лишь как развлечение. Лейбниц полагал, что свои самые важные открытия он сделал в области истории, лингвистики, юриспруденции и философии.

Интересно, что иногда ученый не считает свои основные достижения чем-то особенным, а вот то, над чем он работает в свободное время, называет главным делом своей жизни. Так, например, великий химик Дмитрий Иванович Менделеев считал более ценными свои работы по метеорологии, которые мало кому известны, а вот достижения на ниве химии были для него пустяком. Точно так и Исаак Ньютон куда большее значение придавал своим трудам в области математики, нежели физики.

Кстати, вечный оппонент Ньютона Готфрид Вильгельм Лейбниц, с которым английский ученый долго спорил о приоритете в открытии дифференциального исчисления, тоже не считал математику главным делом своей жизни. Поэтому-то и в баталиях особенного участия не принимал. Хотя если разобраться, то и Ньютон тоже не очень усердствовал, более того, после публикации своей версии данной методики математического анализа он написал Лейбницу:

“Наш Валлис присоединил к своей “Алгебре”, только что появившейся, некоторые из писем, которые я писал к тебе в свое время. При этом он потребовал от меня, чтобы я изложил открыто тот метод, который я в то время скрыл от тебя переставлением букв; я сделал это коротко, насколько мог. Надеюсь, что я при этом не написал ничего, что было бы тебе неприятно, если же это случилось, то прошу сообщить, потому что друзья мне дороже математических открытий”.

Лейбниц же в ответ на такое послание написал в британское Королевское общество письмо, в котором он соглашался с тем, что Ньютон пришел к анализу самостоятельно, “на общих принципах, подобных нашим”. Когда же в 1713 году на заседании данного общества было принято решение, что первым был все-таки Ньютон, то Готфрид Вильгельм ничуть не огорчился, заметив:

“Я никогда не считал эту работу достойной издания. У меня было много таких пустяков, когда передо мной открылся океан”.

Все это говорит о том, что о праве первенства спорили в основном ученики блистательных математиков, а сами они считали подобные распри ерундой, не стоящей внимания.

Но самое любопытное заключается в том, что Лейбниц вообще не придавал особого значения своим математическим трудам. А ведь именно этот человек создал систему дифференциального и интегрального исчисления (да и известный всем значок интеграла ввел в употребление тоже он). Его же до сих пор вспоминают (иногда, увы, недобрым словом) школьники и студенты, когда слышат термины: “дифференциал”, “дифференциальное уравнение”, “функция”, “переменная”, “постоянная”, “координаты”, “абсцисса”, “алгебраические и трансцендентные кривые”, “алгоритм” — все они появились в математике благодаря Лейбницу.

Кстати, именно Готфрида Лейбница можно считать первым программистом и информационным теоретиком. Еще задолго до Чарльза Бэббиджа он обнаружил, что если записывать определенные группы двоичных чисел одно под другим, то нули и единицы в вертикальных столбцах будут регулярно повторяться. Это открытие навело его на мысль, что существуют совершенно новые законы математики, но главное состоит в том, что пытаясь их сформулировать Лейбниц понял, что двоичный код оптимален для системы механики, которая может работать на основе перемежающихся активных и пассивных простых циклов. Он даже попытался применить двоичный код в механике и сделал чертеж вычислительной машины, работавшей на его основе, но вскоре понял, что технологические возможности его времени не позволяют создать такой аппарат.

Читайте также:
Ансельм Кентерберийский, биография, история жизни

Впрочем, одну счетную машину ученому все-таки удалось построить. Это был знаменитый механический калькулятор (арифмометр). В отличие от ее предшественника, созданного французским ученым Паскалем, данная машина кроме сложения и вычитания могла еще умножать, делить, а также извлекать из произведения корни и возводить числа в степень. То есть, можно сказать, что этот прибор ничем не уступал современным электронным калькуляторам.

Я прошел бы 20 миль, чтобы выслушать моего злейшего врага, если бы мог что-либо полезного узнать у него.

Как видите, заслуг в области математики у Лейбница было столько, что хватило бы на целое поколение ученых в этой области. Тем не менее, сам Готфрид Вильгельм всю свою жизнь упорно их не признавал, считая математику чем-то вроде развлечения. Кстати, точно также он относился и к физике с биологией — парадоксально, но и в этих науках он тоже весьма преуспел. Именно Лейбниц впервые сформулировал Закон сохранения энергии. Ему также принадлежит ряд открытий в специальных разделах физики — в теории упругости и теории колебаний. Да и удобную формулу для расчета прочности балок, которую используют все архитекторы мира, впервые вывел именно Готфрид Вильгельм.

Что касается биологии, то именно Лейбниц впервые ввел в эту дисциплину идею целостности органических систем, а также принцип несводимости органического к механическому, то есть он доказал, что любой организм не является биологической запрограммированной машиной (как это предполагали последователи Декарта). Кстати, идею об органическом родстве всех живых существ и о их связи с неорганической природой впервые высказал и обосновал тоже Готфрид Вильгельм. Позже именно она вдохновила многих ученых, в частности академика Опарина, на поиск механизмов самозарождения жизни.

Музыка есть бессознательное упражнение души в арифметике.

Как видите, все эти открытия можно с полным правом назвать выдающимися. Так считали практически все друзья и ученики Лейбница, но, увы, не он сам. Дело в том, что Готфрид Вильгельм больше воспринимал себя как… гуманитария и философа. Он считал, что наиболее ценными его достижениями являются работы по философии, юриспруденции, истории и лингвистике. Однако, как показало время, именно в этих областях Лейбниц потерпел неудачу.

Его теория о происхождении языков не пользовалась особенной популярностью и вскоре после смерти ученого была окончательно забыта. Труды Готфрида Вильгельма по истории России (а он изучал эпоху Киевской Руси) крайне редко издавались в нашей стране, а почти все отечественные специалисты относились к ним скептически (немецкие, впрочем, тоже). Что касается его работ по юриспруденции, то хоть в Германии Лейбница часто привлекали для решения сложных правовых вопросов и он имел репутациею опытного законника, ему все же не удалось создать теорию, которая объясняла бы правовые принципы существования государства.

И дело здесь было в том, что Готфрид Вильгельм пытался “сочетать” никак не сочетаемое — принцип народовластия и то, что впоследствии назвали бы “полицейским” государством. Сам он был сторонником теории общественного договора и считал, что субъектом власти должно быть само государство, а не личность правителя, однако в то же время ученый видел идеал управления в жесткой централизации и бюрократизации власти. Как вы понимаете, создать юридическое обоснование такого коктейля было весьма непросто, потому не стоит удивляться, что у Лейбница в итоге ничего не получилось.

Что касается философии, то здесь Готфрид Вильгельм создал достаточно полную и стройную картину мира, у которой, однако, имелся один серьезный недостаток — она была весьма сложна для понимания. Злые языки утверждали, что даже сам Лейбниц не в состоянии был объяснить свою философскую систему посторонним. Возможно, именно поэтому его философские труды достаточно редко издавались при жизни автора, а после его смерти многие другие философские школы использовали лишь отдельные идеи Лейбница. Можно сказать, сама философская концепция этого незаурядного особенного развития в дальнейшем не получила.

Любить — это находить в счастье другого свое собственное счастье.

Итак, Лейбниц, как и многие другие ученые, считал самыми главными своими достижениями те, которые весьма низко оценивались его современниками и не оставили заметного следа в истории науки. А то, чем ему следовало гордиться, ученый не ценил, считая их “пустяковыми развлечениями”. Вот уж действительно, иногда самому исследователю не удается понять, что в его деятельности самое важное, а что — второстепенное.

«Мы живем в лучшем из миров»: учение Готфрида Вильгельма Лейбница о предустановленной гармонии

Рубрика: Философия

Дата публикации: 10.07.2019 2019-07-10

Статья просмотрена: 1426 раз

Библиографическое описание:

Болотная, Т. Е. «Мы живем в лучшем из миров»: учение Готфрида Вильгельма Лейбница о предустановленной гармонии / Т. Е. Болотная. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 28 (266). — С. 274-277. — URL: https://moluch.ru/archive/266/61511/ (дата обращения: 30.10.2021).

«Мы живем в лучшем из миров» — утверждение Готфрида Вильгельма Лейбница, которое спровоцировало многочисленные дискуссии и диаметрально противоположные мнения на это тему. Смелое высказывание, не правда ли? В голове сразу появляются два главных вопроса: «Что имел в виду господин Лейбниц, утверждая, что наш мир лучший?», «Действительно ли мы живем в самом лучшем мире?». Но обо всем по порядку.

Рис. 1. Портрет Готфрида Лейбница

Готфрид Вильгельм Лейбниц был разносторонним ученым и одним из самых глубоко мыслящих философов Запада. Он был историком, юристом, математиком, физиком, и это отразилось в его научных работах. В них, подобно Платону и Аристотелю, Лейбниц усматривал нечто истинное, стремился соединить различные христианские учения, внешне противоположные философские мировоззрения. Также стоит отметить, что он был рационалистом, Бог в его философии — это разум, и мир он сотворил в силу абсолютного знания о нем. И Лейбниц пришел к выводу, что мы живем в лучших из миров, при помощи логических построений: во-первых, если бы Бог не решил создать мир, никакого мира вовсе бы и не было. Во-вторых, объяснение тому, что Бог решил создать именно такой мир, следует искать в отличительных свойствах самого Бога, так как до создания мира ничего не существовало. В-третьих, Бог совершенен и всемогущ, поэтому он и должен был создать наилучший мир. Если подумать, в данных обстоятельствах это был единственно возможный вариант мира. Будучи сам всемогущим и нравственно совершенным, Бог не мог создать мир, который не был бы лучшим из возможных. В-четвертых, мир, в котором мы живем, является наилучшим, потому что мы получаем наименьшую кару за наши грехи, так как Бог милосерден [4].

Читайте также:
Конфуций, биография, история жизни, факты.

Философ был глубоко верующим человеком, поэтому для него высший приоритет имеет оценка Бога. Это можно заметить в его философских работах, где мы также можем найти ответ на вопрос: почему наш мир наилучший. В его работе «Монадология» говорится: многообразие мира и постоянное взаимодействие в нем нельзя объяснить без существования мельчайших единиц бытия — монад (с древнегреческого слово «монада» переводится как «сущность») [2]. Лейбниц считал, что возможность согласия между двух и более монад зависит от достигнутой гармонии между ними, и именно Бог хотел такой гармонии между монадами и их состоянием. Далее можно пойти от обратного: в несовершенном мире существует только хаос, а в нашем мире — гармония, поэтому наш мир совершенен.

И тут возникает вопрос: «В мире полно зла, боли, страданий. Что же на это скажет Готфрид Вильгельм?» Но и на эту тему у Лейбница есть аргументы и, самое интересное, что они объясняют необходимость существования зла, как главный компонент для мировой гармонии. Мы живем в мире, который состоит из противоположностей и, как нам всем известно, «без зла нет добра». Как утверждает автор в «Теодицее», зло неотделимо от понятия творения, и всему сотворенному принадлежит несовершенство в каком-либо отношении. Бог допустил зло, ведь только через него достижимы некоторые высшие блага [3]. Существование лучшего мира, как считает Лейбниц, следует не только по «божественным планам», но и «механически, по действующим причинам». Из этого следует одно из главных положений философской Теодицеи: между свободой и необходимостью, нравственным и естественным законом, существует такая же предустановленная гармония, как и между отдельными монадами.

Мысль о том, что наш мир лучший, позитивна и внушает оптимизм. Утверждение основано на религиозных рассуждениях, но если отбросить все доводы о том, что Бог создал мир, и мыслить приземленно, то получается не очень веселая картина. В мире полно боли, страданий, насилия, страха, и виновником этих всех проблем является вовсе не Бог, а сам человек. Лично для меня, наилучший мир — этот тот, где в большей степени царит согласие, равноправие, взаимоуважение, любовь. Да, без жизненных трудностей не обойтись, они есть всегда. Но хотелось, чтобы их было меньше. Трудности — это, своего рода, испытания. И грустно оттого, что в нашем мире царствуют такие категории как ложь, алчность, уважают и ценят скупых, жестоких, лицемерных людей, которые с легкостью приходят к лучшей для себя жизни и устраивают ад другим. Можно ли это назвать наилучшим миром? Можно ли назвать жестокое обращение с животными, расовую дискриминацию, геноцид, рабство, войну лучшим миром? Или мы пойдем по пути Лейбница и скажем, что это зло, без которого человек не сможет получить высшие блага. Я считаю, что без этих страшных вещей можно прожить и достичь наивысшей цели, не причиняя вреда остальным.

Думая над этим высказыванием, я мыслями постоянно обращалась к роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Это произведение — доказательство тому, что человеческие пороки преобладают над моральными ценностями. В произведении поднимается целая волна социальных вопросов, которые остаются актуальными до сих пор. Писатель разворачивает перед нами целую галерею персонажей, которые олицетворяют различные человеческие пороки. Внимание следует обратить на противостояние членов МАССОЛИТА и Мастера. Говоря о людях, которые работали в МАССОЛИТЕ, Булгаков описывает скопище человеческих грехов: здесь тебе и лицемеры, и жадины, и эгоисты. Все они не имеют отношения к искусству, а пишут так, как нужно властям, и забывают, что настоящее произведение искусства пропущено через душу и сердце. Роман Мастера про Понтия Пилата не прошел цензуру МАССОЛИТА, самодеятельность там не допускали. А ведь Мастер не щадил ни себя, ни свои силы, он всю душу вложил в этот роман. В итоге: роман раскритиковали, а жизнь Мастеру испортили. Рассуждаем дальше: члены МАССОЛИТА жили в наилучшем для себя мире, так? Так! Они пришли к счастливой жизни не через тяжелый путь, ими двигало властолюбие, скупость и лень. «Писатели» не пытались творить или что-то привносить в литературу. Они превратили искусство в источник удовлетворения своих финансовых потребностей. Таких людей было во много раз больше, чем тех, кто по-настоящему желал творить. Неужели после этого можно сказать, что Мастер жил в лучшем из миров? Неужели мир, в котором людьми двигали человеческие пороки, можно назвать лучшим? Естественно, нет. Роман Булгакова является отличным примером того, как люди сами портят мир своими же поступками и глупыми, страшными и безжалостными помыслами.

Таким образом, высказывание Лейбница нельзя воспринимать однозначно. Утверждение, что мы живем в лучшем мире верно только на пятьдесят процентов. Если рассматривать выражение с позиции философа, долго посидеть и подумать, то можно согласиться со многими его логическими заключениями. Например, я согласна с заявлением, что Бог совершенен, поэтому он и создал наилучший мир, а зло является важным добавлением к миру, так как без него невозможна гармония. Но с другой стороны, если спуститься с небес, оглянуться по сторонам, почитать новости, узнать, что на самом деле происходит, то можно заметить, что мир далеко несовершенен, человек сам строит свою жизнь, но иногда он её сам и разрушает. Каждый человек видит свой «лучший мир», и всю жизнь к нему стремится. Этот лучший мир каждого человека индивидуален, и не всегда он интересен и понятен окружающим. Каждый из нас находится совершенно в разных условиях, каждый из нас воспринимает вещи по-разному. Именно это разнообразие мнений и представлений позволяет утверждать, что мир не совершенен для всех сразу. Но у каждого в отдельности есть свой «лучший мир» — мир, где человек мечтает и стремится к совершенству.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: