Герман Гессе (Hermann Hesse) – отзывы, мнение, рейтинг

Герман Гессе рецензии на книги

Нарцисс и Гольдмунд (он же Златоуст), мыслитель и творец, праведник и распутник, такие разные герои, которые друг в друге нашли ту силу, которая направит их по своему собственному жизненному пути.

Учитывая таких полярных персонажей сложно представить их идущих всю книгу рука об руку, так и получилось. Нарцисс, встретивший своего друга в монастыре, в нем же и остался, а Гольдмунд осознал, что его путь должен быть другим, отправился странствовать. И тем ярче беспорядочные связи путника и череда женщин отличали способ найти себя по сравнению с выбором праведника Нарцисса. Но несмотря на это противопоставление, поступки Гольдмунда не выглядят грязными и порочными, он настолько чист в своем желании любить и постигать, что об осуждении даже и мысли не было. А тема поиска матери вполне себе вписалась в эту картину и не выглядит странной.

Сюжет достаточно прост и незамысловат, финал логичен и не производит «вау!» эффекта, и в целом складывается впечатление, что книга не дожата, особенно на фоне более удачных творений Гессе. К сожалению, не зацепило и, боюсь, не запомнилось, но читалось легко и приятно.
#буклайв_египет_гора_синай

  • Опции
    • Пожаловаться
    • Открыть в новом окне
  • Поделиться
    • ВКонтакте
    • Твиттер
    • Фейсбук
    • Одноклассники
    • Мой Мир
    • Googe+

В 1903 году Герман Гессе написал небольшой рассказ «Волк» про ледяную зиму во французских горах, про умирающих от голода волков и про то, как один из них был убит крестьянами. Рассказ невозможно читать без слёз. Спустя двадцать пять лет Гессе закончит роман про одинокого, непонятого никем и гонимого всеми человека, который сам назовёт себя степным волком, забредшим к людям и не получающим от них тепла.

Первым порывом во время чтения было желание обнять и пожалеть этого пятидесятилетнего неприкаянного мужчину. Позднее пришло чувство сопричастности, захотелось кричать: «Мы с тобой одной крови! Я тоже, тоже люблю вещи, которые мало кто понимает! Я тоже степной волк!» Потом возникает мысль, что не так уж мы и похожи, что несчастье Гарри Галлера (так зовут нашего волка) состоит не только в неприятии его людьми. Всё гораздо сложней. Но обо всём по порядку.

Он явился в дом, принюхиваясь как дикий зверь. Ему понравился запах чистоты, уюта и того стабильного спокойного мещанства, которое порой принято ругать. Галлера притягивает спокойная размеренная жизнь, но, к сожалению, его натура такова, что он не может жить так всегда. Галлер снимает у хозяйки две комнаты и заполняет их книгами. Нелюдимый, мрачный он тем не менее очаровывает хозяйку и вызывает настороженность у её племянника. Через некоторое время Галлер съезжает, оставив после себя рукопись со своими заметками. Часть из них совершенно нереальна, но это не значит, что описанное всего лишь фантазии больного человека. Просто реальные события, причудливо искажаясь в сознании Галлера предстают перед нами в виде мистического опыта и глубокого самоанализа.

Гессе писал свой роман в зыбкий период между двумя мировыми войнами, в тот момент, когда сам переживал духовный кризис. Роман — попытка понять свою жизнь, объяснить её, найти душевное равновесие и продолжать жить дальше. В образе Галлера воплотился не только характер самого писателя, но и всего поколения, застывшего на перепутье. Галлер, интеллектуально одарённый человек, разрывается между неприятием законов стада обывательского общества и тягой к его разрушительным идеалам. Только взглянув внутрь себя, разобравшись с собой, он попытается прийти к гармонии.

Если говорить о моём личном восприятии героя, то оно немного другое. Если бы я могла сказать ему пару слов, то это было бы: «Не заморачивайся». Да, вот так, по-простому. «Не забивай голову тем, что выеденного яйца не стоит. В самом деле можно сегодня слушать Моцарта и воспарять с ним в небеса, а завтра танцевать под современную музыку. Подобная двойственность не сделает из тебя плохого человека. Зачем презирать новое, любимое всеми (что за удивительное слово «все». Ты всех опрашивал об их интересах, чтобы понять, что они любят?) Понимаю, что тебе порой глубоко противна массовая культура, но всегда можно найти то, что нравится конкретно тебе. А тот профессор, к которому ты ходил в гости? Вы бы могли подружиться. Знаю-знаю, тебе ненавистны его верноподданические мысли и портрет Гёте тебя не устроил. Слишком румяный и жизнерадостный. Не стану говорить про Гёте, с портретом полная глупость, можно и не обращать внимания. Но ведь есть люди подобные тебе, пусть даже с другим взглядом на жизнь. А считать себя одного чем-то особенным — слишком эгоистично. Современная жизнь кажется тебе лживой и пошлой? На самом деле она многогранна, а страдать из-за того, что ты сам изменить не в силах — пустое дело да и мучительное к тому же».

Читайте также:
Джеймс Гровер Тёрбер - отзывы, мнение, рейтинг

Он, впрочем, и сам разберётся, забредёт в магический театр, где проникнет в глубины своей души, подвергнет себя глубокому психоанализу и быть может, примирится с собой.

Герман гессе, рецензии на книги

Герман Гессе (Hermann Hesse)

Немецкий романист, поэт, критик, публицист, художник. Лауреат Нобелевской премии по литературе. Считается одним из крупнейших писателей XX в. Творчество Гессе стало своеобразным «мостом между романтизмом и экзистенциализмом».

Человек человеку – волк!

«Степной волк» Герман Гессе

Ну, это первое знакомство с Германом Гессе, и по всей видимости это совсем не мой писатель. Слог у него неплохой, но вот сюжет. Если честно читать про метания Гарри, который в душе волк, ищет какую-то свою особую философию, а по мне так он просто. Читать далее

  • 2
Игры, в которые играют люди

«Игра в бисер» Герман Гессе

Удел наш – музыке людских творений И музыке миров внимать любовно, Сзывать умы далеких поколений Для братской трапезы духовной. Подобий внятных череда святая, Сплетения созвучий, знаков, числ! В них бытие яснеет, затихая, И полновластный. Читать далее

  • 24
  • 13
Return to Innocence*

*Возвращение в невинность. Когда не знаешь, что читать – перечитывай. После некоторых не самых удачных в плане восприятия книг, у меня в очередной раз начала пропадать тяга к чтению, которая, в принципе, устойчиво держится уже около десятка. Читать далее

  • 8
Братство психологических единомышленников

“Истина есть, дорогой мой! Но «учения», которого ты жаждешь, абсолютного, дарующего совершенную и единственную мудрость, – такого учения нет. Да и стремиться надо тебе, друг мой, вовсе не к какому-то совершенному учению, а к совершенствованию. Читать далее

  • 3
  • 4
Ничего не бывает случайно.

«Сиддхартха» Герман Гессе

Я сто раз умирал и рождался, Был отцом и глазами ребенка. Видел я, как меня оставляют, Помню, как я кричал звонко. Был старухой, вольной птицей, Был учёным, рабом и торговцем. Одинокой чёрной певицей. Отгонял и бежал вдогонку. Был водой. Читать далее

  • 5
Гарри, по прозвищу Степной Волк

«Степной волк» Герман Гессе

Среди депрессии и философии сложился роман Германа Гессе «Степной волк». Животные более настоящие, чем люди. Они не хотят тебе льстить, не хотят производить на тебя какое-то впечатление. Ничего показного. Какие они есть, такие и есть, как камни и. Читать далее

  • 7
  • 2

«Точка ставится перед союзами и, а, но, однако и т. п., если они не связывают в одно целое предложения, а начинают собой самостоятельное предложение, например: За неделю до рождества приехал доктор Благово. И опять мы спорили и по вечерам играли на бильярде. (Чехов)»

Сегодня ты один в пути на другую сторону

«Степной волк» Герман Гессе

Лечила тут душу, так сказать, классикой. Хотя, согласитесь, лечить душу книгами о душевнобольных странновато. Однако, раны, нанесённые современным искусством, Гёссе всё же превосходно излечивает. Горести этой книги из разряда тех, что чуть. Читать далее

  • 14
  • 13
Музыка совершенства

«Игра в бисер» Герман Гессе

Именно с музыкой можно сравнить прозу Германа Гёссе и в особенности такой шедевр как «Игра в бисер». Столько оттенков и созвучий вплетено в текст умелой рукой мастера, гения слова и мысли. Одухотворённый, проникнутый настоящим человеколюбием и. Читать далее

  • 63
  • 68
Путешествие к земле Востока

Эта рецензия – именно на повесть “Путешествие к земле Востока”. На “Сиддхартху” рецензию я уже писал, но не смог найти “Путешествие” отдельной книгой, чтобы поделиться мыслями и о нём. Вообще, даже в аннотации к. Читать далее

  • 1
Читайте также:
Герман Гессе, биография, история жизни, творчество
Кто ищет, тот никогда не найдёт?

«Сиддхартха» Герман Гессе

Сиддхартха. Это имя было дано при рождении Будде. “Сиддхартха” – философский роман Германа Гессе. Концентрат философии и мысли. Как сироп, который нужно разбавлять водой. Т.е. эту книгу нельзя читать взахлёб и без остановки. Она не. Читать далее

Герман Гессе: «Лёгкая жизнь — это не для меня»

«Степной волк», «Игра в бисер», «Сиддхартха» — книги немецкого писателя до сих пор читают во всём мире.

Несостоявшийся миссионер

Будущий немецкий писатель родился 2 июля 1877 года. Его родители были миссионерами, отец даже имел опыт работы на территории Индии. Помимо Германа, мистер и миссис Гессе воспитывали ещё трёх детей. Дедушкой автора «Игры в бисер» был теолог-миссионер Герман Гундерт, повлиявший на мировоззрение внука. В доме царили консервативные нравы, родители стремились дать детям традиционное воспитание.

В 1881 году немецкая семья переехала в Швейцарию, в город Базель. Четырёхлетний Герман сразу же поступил в школу местных миссионеров. После её окончания Гессе отправился получать образование в христианский пансионат. Учась прилежно, Герман не забывал и о личном развитии за пределами стен религиозных заведений: он играл на разных музыкальных инструментах, рисовал, а ближе к окончанию пансионата начал потихоньку писать тексты художественных произведений. Они были небольшими, в основном юный Гессе создавал сказки.

Через пять лет после переезда в Швейцарию родители решили вернуться в Германию. Год их сын Герман проучился в латинской школе, а позже смог поступить в семинарию. Находясь в учебном заведении Маульбронна, Гессе изучал тексты Священного Писания, читал в оригиналах лирику древнейших поэтов, например, Гомера и Вергилия. Также в этот период жизни семинарист познакомился с творчеством таких знаковых фигур немецкой литературы, как Иоганн Гёте и Фридрих Шиллер. Вдохновлённый их произведениями, Гессе с ещё большим энтузиазмом стал писать собственные тексты. Друзьям Герман предпочитал книги, с другими семинаристами он не общался.

В 1892 году психическое состояние Гессе ухудшилось. Он пропал из семинарии, пытался добраться до другого города, но по пути решил покончить с собой. К счастью, его вовремя спасли и отправили к родителям. Родные Германа решили на время отдать сына в клинику.

После окончания лечения Гессе пытался учиться в гимназии, однако через год покинул учебное заведение. Началась взрослая жизнь — юноша пошёл на работу. Два года Герман работал в кальвской типографии, издающей миссионерские листовки. Там вместе с будущим писателем работал его отец, помогавший сыну и следивший за его состоянием. Затем Гессе решил отправиться в самостоятельное плавание и пошёл работать в книжную лавку, где ему поручили сортировать произведения и вести счета. Параллельно с работой по выходным он много читал — глава лавки разрешал сотруднику на время брать книги себе. А сочинения Германа наконец-то начали выходить в свет в литературных газетах — это были стихи Гессе.

Герман Гессе. Источник: pinterest.com

В конце XIX века начинающий немецкий писатель опубликовал книгу собственных сочинений, получившую название «Романтические песни», а позже — сборник рассказов «Час после полуночи». Книги молодого Гессе не пользовались большим спросом, но самое главное состояло в том, что он обрёл уверенность в своем предназначении. В этот же период Герман уехал в Швейцарию. Там он устроился на работу в книжную лавку в Базеле.

В начале XX столетия Гессе посетил Италию. Страна произвела огромное впечатление на писателя, давно мечтавшего посетить родину многих деятелей эпохи Возрождения. Вдохновившись поездкой, Гессе начал активно писать стихи и рассказы.

И наконец-то к автору пришёл успех. Его тексты часто публиковали в литературных газетах, а сам Гессе познакомился с различными немецкими писателями того времени. Роман «Петер Каменцинд» обрёл огромную популярность и денежно обеспечил Германа, ушедшего из книжной лавки, чтобы полностью погрузиться в литературное творчество.

В 1904 году успешный молодой писатель женился на Марии Бернулли. Пара встретилась в Швейцарии, девушка занималась фотографией, и после совместного путешествия по Италии, которое стало вторым для Германа, они решили связать жизни брачными узами. Вернувшись, Гессе и Мария переехали в Германию. Там они жили аскетично, далеко от крупных городов. У них родился первый сын, получивший имя Бруно.

Читайте также:
Уильям Сомерсет Моэм (William Somerset Maugham) - отзывы, мнение, рейтинг

Также в этот период Гессе создал множество разных произведений, уединившись с природой. Романы Германа произвели сильное впечатление на книгоиздателей, и автору «Романтических песен» предложили подписать контракт на дальнейшее издание произведений.

В 1911 году Герман поехал в Азию. Он мечтал увидеть Индию, и его желание осуществилось. Вернувшись в Германию, Гессе опубликовал «Записки об индийском путешествии». После азиатской «Одиссеи» последовал переезд в Швейцарию.

Нобелевская премия — успех Гессе

На фронт начавшейся в 1914 году Первой мировой войны Германа не забрали, так как состояние здоровья писателя было плохим со времён побега из семинарии. В течение всего вооруженного конфликта Гессе не раз выступал в прессе с антимилитаристскими призывами, говорил об ужасах войны. На родине его часто критиковали за непатриотическое поведение, проявляющееся именно в пропаганде антивоенных взглядов. Также Гессе открыл библиотеку для нуждающихся семей военных и успел побыть чиновником Военного министерства в немецком посольстве в Швейцарии.

Гессе в библиотеке. Источник: pinterest.com

После Первой мировой Герман покинул Берн. Этому предшествовал развод с женой и постоянные посещения психолога, связанные с ухудшением внутреннего состояния Гессе. Писатель отправился в Лугано. Там он написал новый сборник рассказов. Затем последовал переезд в деревню Монтаньола. Здесь писатель познакомился с Рут Вегнер — девушкой, ставшей музой и женой немецкого автора. Однако брак не был долгим, и пара рассталась через три года.

Помимо литературы Гессе интересовал психоанализ. В 20-е годы XX столетия писатель даже посещал в Цюрихе лекции, связанные с изучением этой психологической теории. Примечательно, что их читал Карл Густав Юнг.

В 1926 Гессе приступил к написанию романа «Степной волк». Через год произведение было окончено и выпущено в свет. Эта работа стала одной из центральных в творчестве немецкого писателя. Ещё через несколько лет Герман опубликовал другое важное произведение — роман «Нарцисс и Златоуст».

В начале 30-х годов Гессе женился ещё раз — на этот раз его избранницей стала Нинон Ауслендер, по первому мужу Дольбин. После свадьбы писатель создает несколько успешных повестей и приступает к работе над романом «Игра в бисер».

Жизнь Гессе в Швейцарии 30-х годов была спокойной, в отличие от других немецких писателей, остававшихся на родине. После прихода к власти в Германии нацистов, лидером которых был Адольф Гитлер, в другие европейские государства хлынули потоки беженцев. В их числе был друг Гессе Томас Манн. Герман же, проживавший в Швейцарии, был в безопасности, однако его произведения были под запретом в Третьем рейхе и странах, попавших под влияние Гитлера.

Во время Второй мировой войны, а конкретно в 1942 году, Гессе дописал роман «Игра в бисер». Книгу опубликовали впервые через год в Швейцарии. Это было последнее крупное произведение, написанное Гессе.

В 1946 году талант немецкого писателя был по достоинству оценён миром — Гессе получил Нобелевскую премию по литературе. Награду автору «Степного волка» вручили со следующей формулировкой: «За вдохновенное творчество, в котором проявляются классические идеалы гуманизма, а также за блестящий стиль».

В последние годы своей жизни Гессе создавал стихотворения, небольшие рассказы. Его всё больше манили короткие по объёму произведения. Здоровье уже пожилого писателя ухудшалось с каждым годом, и 9 августа 1962 года мир потерял одного из самых талантливых немецких авторов XX столетия.

Лучшие книги Германа Гессе

Творчество немецкого писателя Германа Гессе является одной из самых ярких страниц в литературе ХХ века. Его книги, наполненные глубинным философским смыслом, получили заслуженное признание во всём мире и навсегда вошли во всемирный фонд классической литературы. Предлагаем вам поближе познакомиться с произведениями этого талантливого литератора.

Творчество Гессе

Среди характерных черт творчества Германа Гессе в первую очередь стоит отметить романтизм. В его ранних книгах довольно отчётливо прослеживается влияние таких классиков немецкой литературы как Фридрих Шиллер, Иоганн Гёте, Новалис и прочие. Сюжетные приёмы, образы, темы, присуще романтизму, характерны для всего творчества писателя. В частности, Гессе часто использовал в своих романах темы путешествия, поисков себя, противостояния личности социуму.

Ещё одной особенностью книг немецкого писателя является их биографичность:

  • все главнее события жизни Германа Гессе нашли отображение в его произведениях (в романе «Под колесом» описан период учёбы в монастырской школе, в «Росхальде» явно прослеживаются взаимоотношения с женой Марией и т. д.);
  • многие персонажи имели реальные прототипы, с которыми был знаком писатель (к примеру, магистр Томас — это Томас Манн);
  • Гессе часто присваивал героям собственные черты характера, а иногда даже делал отсылки к своему имени (например, Гарри Галлер имеет те же инициалы, что и писатель).
Читайте также:
Джордж Оруэлл, биография, история жизни, факты.

Значительное влияние на творчество Гессе оказал также его интерес к психоанализу. Так, в романе «Демиан» чётко проступает концепция самости, которая будет присутствовать и во всех дальнейших произведениях автора. Использовал в своих книгах он и принцип единства противоположностей.

Значительное внимание в своём творчестве немецкий писатель уделяет и взаимодействию Запада и Востока. Это в первую очередь было вызвано тем, что Герман Гессе воспитывался в глубоко верующей христианской семье, которая, однако, значительно приобщилась к индийской культуре.

Ещё одной значительной темой романов Гессе было искусство. Он часто рассуждает о творчестве как о высшем призвании человечества, при этом сокрушаясь по поводу всё большего упадка искусства в современном мире, когда оно упрощается, примитивизируется, в угоду мещанским вкусам масс.

«Сиддхартха»

Это аллегорическое произведение повествует об индийском брахмане Сиддхартхе, который посвящает всю свою жизнь поискам абсолюта, вечно незыблемой духовной сущности, частичка которой есть в каждом человеке — Атмана.

«Степной волк»

Роман представляет собой фундаментальное исследования психологии человека. Герой безнадёжно пытается отыскать собственное «Я», всё время балансируя на грани человеческого и животного начал. Кроме этого в книге вы найдёте и драматическую любовную историю, и социальный протест и даже политический манифест.

«Игра в бисер»

Эта книга напрямую повлияла на развития европейского постмодернизма во всех сферах искусства. В этом сюрреалистическом произведении, наполненном многозначным философским смыслом, рассказывается о будущем, в котором люди объединили все лучшие свои достижения — науку и искусство. Из этого синтеза родилась игра в бисер, которую до бесконечности продолжают лучшие умы планеты.

«Демиан»

В этом мистическом и мрачном романе нашли отражения страницы из жизни самого писателя. Читатель может проследить историю возмужания и становления юноши, который со временем всё больше осознаёт свою оторванность от лицемерного и ханжеского социума. При этом герой открывают тёмную сторону своего «Я», абсолютно свободную, неподвластную никому и ничему. В поисках юноше помогает таинственные Демиан, суть которого понять до конца невозможно (может это бог, может дьявол, а может порождение фантазии самого героя).

После прочтения книг одного из самых интеллектуальных писателей ХХ века Германа Гессе ваша жизнь уже никогда не будет прежней. Творчество этого великого человека поможет вам в познания глубин собственно души, а также в поисках своего пути в жизни.

К 140-летию Германа Гессе

Герман Гессе — швейцарский писатель и художник немецкого происхождения.

Герман Гессе – один из самых читаемых авторов XX века.

Родился 2 июля 1877 в городке Кальв в немецкой земле Баден-Вюртемберг.

Будучи сыном христианских миссионеров, он в 1891 начал изучать теологию в Маульбронне, но уже через год бросил это занятие, став сперва механиком, затем книготорговцем.

В 1912 Гессе эмигрировал в Швейцарию и в 1923 получил швейцарское гражданство. Литературную известность писатель приобрёл благодаря роману «Петер Каменцинд» (1904).

Успех этого произведения позволил Гессе полностью посвятить себя литературе. Начиная с романа «Демиан» Гессе оказывается под влиянием герметической традиции, и основной темой его творчества становится идея соединения противоположностей.

В «Демиане» он формулирует идею Бога по имени Абраксас, который объединяет в себе добро и зло, но при этом стоит по ту сторону противоположностей.

Возможно, уже тогда Гессе был знаком с «Семью наставлениями мертвым» Карла Юнга, тем более что достоверно известно, что Гессе проходил психоанализ у ученика К. Г. Юнга Йозефа Лэнга.

Результатом этого обучения стало написание двух эпохальных романов — «Сиддхартха» и «Степной волк». В первом из них действие происходит во времена Будды Гаутамы, где, проходя разные стадии жизни от крайнего аскетизма до гедонизма, Герой постигает единство всего и вся, приходя к своей Самости.

«Степной волк» — книга с открытым концом, во многом является исповедью и описывает происходящее в душе самого Гессе во время Анализа Лэнга как Магический театр.

Читайте также:
Уильям Шекспир - отзывы, мнение, рейтинг

Несложно проследить метания самого Гессе — между миром духа и миром материи, а также страха впасть в мещанство. Во время духовной революции шестидесятых книги Гессе получили огромную популярность у молодёжи.

Его произведения стали духовным импульсом к массовому «паломничеству в страны Востока» и обращению от суеты внешнего ко взгляду внутрь.

Писатель был трижды женат и воспитал троих сыновей.

Скончался в Монтаньоле 9 августа 1962 во сне от кровоизлияния в мозг.

Романы

1904 — Петер Каменцинд / Peter Camenzind 1906 — Под колесом / Unterm Rad

1910 — Гертруда / Gertrud

1912 — Росхальде / Rosshalde

1915 — Кнульп / Knulp

1919 — Демиан / Demian

1922 — Сиддхартха / Siddhartha

1927 — Степной волк / Der Steppenwolf

Титулы, награды и премии

1906 — Премия Эдуарда Бауэрнфельда 1928 — Премия Мартина Мейстрика

1936 — Премия Готфрида Келлера

1946 — Премия Иоганна Вольфганга Гёте

1946 — Нобелевская премия по литературе «за вдохновенное творчество, в котором проявляются классические идеалы гуманизма, а также за блестящий стиль»

1947 — Почётный доктор Бернского университета

1947 — Почётный гражданин г. Кальв

1950 — Премия Вильгельма Раабе

1954 — Pour le Mérite

1955 — Премия Мира немецких книготорговцев

1962 — Почётный гражданин коммуны Коллина-Д’Оро

Экранизации

1966 — El lobo estepario (Мексика; роман «Степной волк»)

1971 — Захария / Zachariah (США; роман «Сиддхартха»)

1972 — Сиддхартха / Siddhartha (США; роман «Сиддхартха»)

1974 — Степной волк / Steppenwolf (США, Франция, Великобритания, Италия, Швейцария; роман «Степной волк»)

1981 — Kinderseele (Германия; повесть «Душа ребёнка»)

2003 — Siddharta (Аргентина; роман «Сиддхартха»)

2003 — Poem — Ich setzte den Fuß in die Luft und sie trug (Германия, США; стихотворение)


28 Мая 2013 Граффити-портрет Германа Гессе нарисован на стене дома №27 по Саввинской набережной

Ст. Влияние психоанализа на творчество Германа Гес

Влияние психоанализа на творчество Германа Гессе

В статье рассматривается взаимосвязь учения Зигмунда Фрейда с образом жизни и литературными произведениями Германа Гессе. Новизна исследования заключается в том, что поэзия и проза писателя анализируются не с точки зрения психической патологии, а с учетом сознательного интегрирования психоанализа в творческий процесс, способ мышления и манеру письма. Методология исследования основывается на принципах системного, исторического и сравнительно-типологического анализа.
Ключевые слова: Гессе, психоанализ, сновидения, живопись

Одним из видов анализа художественного произведения является его психоаналитическое рассмотрение. При этом решаются две основные задачи. Во-первых, делаются попытки объяснить, как собственно возникает произведение и, во-вторых, сделать наглядной основную схему конфликта, отраженного в нем.

В первом случае за основу берется учение Фрейда и, в частности, его работа «Поэт и фантазирование» [11] . Согласно Фрейду, в каждом произведении непременно присутствуют скрытые мотивы и желания, которые в реальной жизни реализации не находят. Поэт, как ребенок, стремится создать свой собственный, далекий от реальности мир, где он может укрыться от жестокой действительности и реализовать свои фантазии. Источником конфликтов в этом выдуманном мире опять же служит глубоко завуалированная внутренняя дисгармония творческой личности и окружающего мира. Поэта и безумца разделяет всего лишь тонкая грань между реальным и нереальным, сознательным и бессознательным. Разница между ними одна – поэт еще в состоянии различить эту грань, а безумец дороги в реальный мир уже не видит.

Создавая художественное произведение, выплескивая свою боль и эмоции, поэт излечивается сам и показывает выход из сложившейся ситуации другим. Таков «Вертер» Гете, «Демиан» и «Степной волк» Гессе. Но если Гете использовал этот способ, скорее всего, неосознанно, Герман Гессе приступает к своим произведениям уже как непревзойденный знаток учения о психоанализе, зная его не только с теоретической стороны, но и испытав практически, пройдя курс лечения у ученика Юнга – доктора Ланга.

Связь и влияние психоанализа на творчество Германа Гессе рассматривали многие исследователи и биографы писателя, связывая психоанализ, прежде всего, с его прозаическими произведениями. Наиболее полный анализ отношения Гессе к психоанализу дает исследователь Иозеф Милек в работе «Герман Гессе. Поэт. Искатель. Приверженец. Биография» [14]. Милек подробно останавливается на таких вопросах, как знакомство Гессе с психоанализом, его отношение к Фрейду и Юнгу, влияние психоанализа на его прозу.

Читайте также:
Гюстав Флобер - отзывы, мнение, рейтинг

Другая исследовательница, Рената Лимберг («Терапевтические аспекты в живописи Г.Гессе») прослеживает взаимосвязь психоанализа с живописью писателя, отмечая ее терапевтическое воздействие на его душу и психическое состояние. Лимберг в частности подчеркивает, что с помощью красок Гессе создавал такой же нереальный, фантастический мир, что и с помощью слов. Этот мир был фантастичен своей необычайной яркостью красок, выраженной контурностью изображаемых предметов, детскостью всего рисунка.

Лимберг заостряет внимание на том, что для поздних живописных работ Гессе характерно преобладание прямоугольных и треугольных форм, как символов стабильности, надежности и устойчивости. Гессе как бы пытается противопоставить зыбкой, неустойчивой и ненадежной реальности, свой яркий и надежный живописный мир. Чтобы преодолеть кризис, выжить и выстоять, ему нужна помощь, которую он и получает, но не из внешнего мира, а от себя самого [13].

Краеугольным камнем фрейдистского понимания детских страхов и неудовлетворенности является теория Эдипова комплекса. Согласно Фрейду, ребенок, мальчик, в определенном возрасте испытывает чувство отнюдь не детской любви к собственной матери и, соответственно, ненависть к отцу, как субъекту, с которым приходится делить объект обожания. Михаель Лимберг в работе «Тень моего отца как преследователь. Герман Гессе и его отец», затрагивает проблему взаимоотношений отца и сына Гессе. Маленький Герман испытывал к отцу самые противоречивые чувства. С одной стороны, его подавляли воля и властность отца, с другой стороны, только отец мог дать его душе покой и примирение с собственной совестью. Порой именно страх перед отцом, перед последующим наказанием, побуждал мальчика к новым шалостям и проступкам. Желание освободиться от чувства вины заставляет порой детей сознательно вызывать на себя гнев родителей или учителей и испытывать наказание. Таким образом, отмечает Лимберг, внутренние конфликты преобразуются в конфликты с внешним миром и поэтому переносятся легче [12].

По словам Лимберга, детство и юность Гессе были постоянным метанием между стремлением соответствовать родительским нормам и заповедям и протестом против них, постоянным желанием любви и признания. И только психоанализ помог Гессе четко определить свое отношение к отцу, понять, что многие отцовские качества свойственны и ему самому [12].
Учение о психоанализе, многочисленные работы Фрейда и его учеников повлияли на многих литературных критиков, послужили основой для создания ряда психоаналитических школ и направлений. Творчество писателей и поэтов стали рассматривать с точки зрения присущих им психопатологий, вызванных тяжелым детством или нервными срывами. Сам Гессе всегда протестовал против подобной оценки творческой личности. Поэтому целью нашего исследования будет не изучение причин и последствий кризисных ситуаций писателя и их непосредственное отражение в его художественных произведениях. В первую очередь мы хотим проследить влияние самого учения о психоанализе, работ Фрейда и Юнга на образ жизни Германа Гессе и на его творчество в целом. Необходимо также показать, что увлечение психоанализом является у Гессе не просто отражением его основных идей и методов в литературных произведениях, а органичной интеграцией в творчество.
Для решения поставленных задач прежде всего необходимо обратиться к истокам – к знакомству Гессе с психоанализом. Предполагается, что оно состоялось во второй половине 1914 года. Как отмечает Иозеф Милек, «интеллектуальное любопытство сменилось личным интересом, когда брак Гессе начал распадаться, а нервные силы полностью истощились» [14, с.108]. Проблемы в семье, смерть отца, события первой мировой войны, все это привело к нервному срыву и, как следствие, потребовали безотлагательного лечения. В 1916 году Гессе стал посещать сеансы психоанализа у доктора Ланга, что вызвало большой интерес к работам его учителя – Юнга. И лишь впоследствии Гессе снова отдаст предпочтение Фрейду, сделав вывод о том, что Юнг является всего лишь одним из множества его талантливых последователей.

Психоанализ стал страстным увлечением Гессе и интересовал его вплоть до 1922 года. Это увлечение легко объяснимо, если обратиться к его романтическим склонностям – с самого начала мысли, эмоции, воображение и мечты, настроения и страстные желания занимали Гессе больше, чем реальный мир. Это учение повлияло на образ жизни писателя, на его творчество в целом. Благодаря психоанализу он увлекся живописью, делая сначала зарисовки своих снов, а потом яркие пейзажные наброски. Благодаря влиянию психоанализа прозаические произведения Гессе стали глубже, характеры приобрели необходимую глубину и законченность. Ярче всего это проявилось в романах «Демиан» (1917) и «Степной волк». Влияние психоанализа ощущается и в «Курортнике» (1923) и в «Нюрнбергском путешествии» (1925). Незримой нитью связаны с учением Фрейда дневниковые записи, многочисленные эссе, а также рецензии к издаваемым произведениям Фрейда и Юнга. В этот период как никогда ранее Гессе интересовали психические процессы , психологическая оценка его коллег-писателей и психология искусства в целом. Можно согласиться с И. Милеком, что психоанализ стал почти что «способом его мышления» [14, с.113].

Читайте также:
Джоан Роулинг - отзывы, мнение, рейтинг

В 1918 году Гессе пишет эссе «Художник и психоанализ», единственное сочинение, посвященное исключительно психоанализу и его связи с литературой. Это было его критической оценкой и горячим признанием этой новой науки. Гессе отмечает в этом эссе три положительных для художника момента и , в первую очередь, «глубокое подтверждение роли фантазии, вымысла», потому что «именно анализ настоятельно напоминает каждому художнику: то, что временами воспринимается только как вымысел, имеет высшую ценность; анализ громко напоминает ему о существовании главных требований души и об относительности всех авторитарных масштабов и оценок» [3, с.64-65].

Гессе отмечает также, что психоанализ может открыться во всей глубине лишь тому, кто «основательно и всерьез испробовал психоанализ на собственном опыте, для кого анализ – не сугубо интеллектуальное занятие, а душевное переживание» [4, с.65]. Благодаря такому практическому знакомству с этим учением, человек может выработать в себе особое отношение к «собственному бессознательному», сможет почувствовать «горячее, животворное, страстное взаимодействие между сознательным и бессознательным; многое из того, что обычно остается за порогом и разыгрывается только в мимолетных снах, он вытащит на свет» [4, с.65].

Гессе подчеркивает большое значение воздействия психоанализа на этику и совесть каждого человека. Он утверждает, что анализ «требует такой искренности человека по отношению к самому себе, к какой мы не привыкли», и что он «учит нас видеть, ценить, исследовать и принимать всерьез то, что мы успешно вытеснили из своего сознания, что должны были вытеснять целые поколения» [4 с.65].

Главным достижением психоанализа Гессе считал возможность познания человеком своего внутреннего мира. В предисловии к роману «Демиан» он писал, что «жизнь каждого человека есть путь к самому себе» [5, с.212]. Путь внутрь собственной души становится, по мысли Гессе, выходом для изломанных душ, а познание самого себя, поиски мира в своей собственной душе пропагандируется им как самая важная цель в жизни каждого человека. Психоанализ помог Гессе на его собственном пути внутрь, позволил осознать самого себя, свою приспособленность к жизни, помог ему указать путь из кризиса и другим нуждающимся. Этим путем Гессе идет вместе с героем «Степного волка» – Гарри Галлером. Вместе с ним Гессе пытается перебороть темную, животную сторону души. Он понимает, что для этого нужно заглянуть в глубь самого себя, встретиться лицом к лицу со своей темной стороной, пропустить ее через себя и выплеснуть наружу. Гессе сделал это в стихах, выразив в них свою боль и смятение, выплеснув их и очистившись от них:
«Однажды я был поэтом,
Сейчас я могу сочинять лишь стишки.
Люди, которые их читают,
Смеются над ними или ругают.
Когда-то я был мудрецом и многое знал,
Я был уже совсем близок к цели,
А сейчас снова стал глупцом
И вновь начинаю сначала…» [10, с.264].

В этом стихотворении и других стихотворениях из цикла «Кризис» (1925-26), как никогда ранее, чувствуется наличие психического и бессознательного начала. В них Гессе приходит к сознанию своего душевного кризиса, говоря о нем в игровой манере, скрываясь под маской, подчеркивая, что необходимо сломать прежнюю больную структуру и из ее кусочков собрать новую.

Картина взаимосвязи психоанализа и творчества Гессе была бы неполной без еще одной существенной стороны этого учения – интерпретации сновидений. Согласно Фрейду «в сновидении нет ничего случайного или безразличного» и разгадка кроется именно в объяснении «таких незначительных, немотивированных деталей» [6, с.74]. Фрейд отмечал большую терапевтическую роль сновидений, считая, что они «являются устранением нарушающих сон (психических) раздражений путем галлюцинаторного удовлетворения» [6, с.84]. Именно в сновидениях могут найти выражение все подавляемые чувства и инстинкты человека, все, что скрыто под внешними проявлениями человеческой натуры, скованными приличиями и этическими принципами. Лишь в сновидениях фантазия творческой личности обретает полную свободу и помогает создавать невозможные в реальной жизни шедевры. Гессе четко осознавал это и учился записывать свои сны, ловить эти ускользающие при дневном свете чудесные видения, пытаясь дать им логическое обоснование и завершенность. Эти попытки мы находим в его сборнике эссе «По следам сна». В эссе «Зарисовка» Гессе подтверждает высказанное Фрейдом утверждение о галлюцинаторном удовлетворении, которое приносят сновидения. Герой эссе просыпается среди ночи «осчастливленный и потрясенный таинственной силой приснившегося ему сна, проснулся и почувствовал, что пережил нечто значительное и замечательное» [3, с.13]. Сон был прекрасным и восхитительным и герой пережил «нечто возвышенное, важное, незабываемое, неотъемлемое от его жизни» и спасти то немногое, что еще оставалось в памяти после пробуждения можно было лишь записав все, что осталось после сна и расшифровав эти зыбкие обрывки.. Приснившаяся ему девочка, неведомая ранее возлюбленная родилась для него «из глубочайших, лучших источников его души, явилась «как символ будущего, как предвкушение грядущей судьбы, как его сокровеннейшая мечта о счастье» [3, с.17]. Герой счастлив, но все же отказывается от попытки записать сон в виде необычайного по своей совершенности литературного произведения, решая остаться простым ремесленником от литературы.

Читайте также:
Януш Корчак (наст. имя Эрш Хенрик Гольдшмидт) - отзывы, мнение, рейтинг

В эссе «Подарок во сне» Гессе еще раз возвращается к «литераторам от сновидений», подчеркивая, что они тратят большую часть своей жизни на попытки возродить приснившиеся чудесные видения, сделав эту задачу самой основной в своей жизни. Слегка подсмеиваясь над подобными творцами, Гессе отмечает и неправильность пренебрежения снами, считая, что «время от времени нам следует склоняться над этой прелестной бездной, чтобы подивиться ее тайнам, обнаружить в разорванной череде ее картин намеки на что-то целостное и подлинное и полюбоваться несказанными часто красотами ее фантомов» [3, с.220-221].

В этом же эссе Гессе упоминает о приснившемся ему пейзаже, картине, бывшей одновременно и действительностью и искусством. Краски этой картины были любимыми красками его палитры – теплыми желтыми и красноватым тонами. Сожаление вызывало лишь одно – после пробуждения картина казалась уже излишне красивой, слишком розовой и слишком гармоничной, чуть-чуть слащавой и даже чуть-чуть пошловатой. Но в этом, по мнению Гессе и заключалась тайна сновидения, его загадка [3, с.222-223].

Игра со сновидениями доставляла Гессе определенное удовольствие. В течение десятков лет он продолжал развивать выработанное им умение вспоминать и мысленно воспроизводить приснившиеся ему сны, записывать их и по изученным методам психоанализа доискиваться до их скрытого значения, прослеживать связь между сознательным и бессознательным. Со временем, по признанию Гессе, хотя «способность отзываться на сны, а порой следовать их мягкому наставлению» никогда полностью не покидала его, жизнь снов «никогда больше не приобретала той настоятельности, насущности, какую она когда-то бывало, имела» [3, с.317].

Как и романтизм, психоанализ был лишь одним из увлечений Гессе, но оставил неизгладимый след в его душе и творчестве, став символом и знаковым обозначением его второго периода творчества. Знакомясь с произведениями этого периода, читая биографические очерки о Гессе и его собственные свидетельства, мы видим, что учение Зигмунда Фрейда о психоанализе оказало большое влияние как на его образ жизни, так и на его творчество. Благодаря знакомству с психоанализом и терапевтическим сеансам у доктора Ланга Гессе удалось преодолеть ряд душевных кризисов, найти новые силы для дальнейшего творчества. Занятие живописью, начавшееся с зарисовок сновидений, превратилось в источник радости и отдохновения, а проза по стилю и по материалу стала в высшей степени оригинальной и современной. Психоанализ не привил Гессе новых взглядов на жизнь, но помог в более упорядоченном самопознании, помог выработать определенный способ мышления, отразившийся в его литературных произведениях.

Кое что о Германе Гессе

Биография

Немецкого публициста и прозаика Германа Гессе называют гениальным интровертом, а его роман о поисках человеком самого себя «Степной волк» – биографией души. Имя писателя числится среди наиболее значимых авторов 20 века, а книги постоянно занимают место на полках людей, увлекающихся самоанализом.

Читайте также:
Михаил Афанасьевич Булгаков - отзывы, мнение, рейтинг

Детство и юность

Герман принадлежал к роду протестантских священников. Предки отца Иоганнеса Гессе занимались миссионерством еще с 18 века, и он также посвятил жизнь христианскому просвещению. Мать Мария Гундерт, наполовину француженка, филолог по образованию, тоже родилась в верующей семье, несколько лет провела в Индии с миссионерской целью. На момент знакомства с Иоганнесом она уже была вдовой и воспитывала двух сыновей.

Герман родился в июле 1877-го в городе Кальве земли Баден-Вюртемберг. Всего в семье Гессе родилось шестеро детей, но выжили только четверо: у Германа были сестры Адель и Марулла и брат Ганс.

Родители видели в сыне неизменного продолжателя традиций, потому отправили ребенка в миссионерскую школу, а затем в христианский пансионат в Базеле, где глава семьи получил должность в миссионерской школе. Школьные предметы Герману давались легко, особенно нравилась латынь, и именно в школе, по словам писателя, он обучился искусству лжи и дипломатии. Но по воспоминаниям будущего Нобелевского лауреата по литературе, он говорил:
«С тринадцати лет мне было ясно одно – я стану либо поэтом, либо вообще никем».

Намерения Гессе не нашли понимания в семье и в посещаемых им учебных заведениях:
«В один миг вывел я тот урок, который только и можно было вывести из ситуации: поэт есть нечто, чем дозволено быть, но не дозволено становиться».
Германа отправили учиться в латинскую школу в Гёппингене, затем в теологическую семинарию, откуда он сбежал. Герман подрабатывал в типографии и подмастерьем в механической мастерской, помогал отцу в издательстве богословской литературы, трудился на фабрике башенных часов. Наконец, нашел дело по душе в книжной лавке. В свободное время занимался самообразованием, благо от деда осталась богатая библиотека.

По воспоминаниям Гессе, за четыре года он проявил завидное усердие в изучении языков, философии, мировой литературы, истории искусства. Помимо наук, извел кучу бумаги, занимаясь написанием первых произведений. Вскоре Гессе сдал необходимые экзамены за курс гимназии и поступил в Тюбингенский университет как вольный слушатель. Позднее, решив, что перешел от обычного книготорговца в букинистический магазин. Однако работал там, только чтобы прокормиться, и отказался от этого занятия, когда пришел писательский успех и возможность содержать семью на гонорары.

Литература

Первым литературным произведением в биографии Германа Гессе считается сказка «Два брата», написанная им в десятилетнем возрасте для младшей сестры.

В 1901-м вышел первый серьезный труд Гессе – «Посмертные сочинения и стихи Германа Лаушера» (варианты перевода названий – «Оставшиеся письма и стихи Германа Лаушера», «Сочинения и стихотворения Германа Лаушера, опубликованные посмертно Германом Гессе»).

Однако одобрение критиков и признание в читательских кругах, равно как и финансовую независимость принес роман «Петер Каменцинд». Роман получил литературную премию Эдуарда Бауэрнфельда, а писатель – предложение от крупного издательства S. Fischer Verlag на приоритетную публикацию последующих сочинений. Впоследствии издательство Самюэля Фишера в течение полувека будет единственным обладателем прав на публикацию произведений Гессе в Германии.

В 1906-м Герман написал повесть «Под колесом», отразив, как и в ранее вышедших произведениях, элементы автобиографии, в частности времен учебы в семинарии. Кроме этого, автор статей и повестей выступал как критик и рецензент. Через год Гессе в коллаборации с издателем Альбертом Лангеном и другом и писателем Людвигом Тома приступил к выпуску литературного журнала «März».

Роман «Гертруда» появился в 1910-м. Спустя год Гессе отправился в путешествие по Индии, посетил Сингапур, Индонезию, Шри-Ланку. По возвращении писатель опубликовал сборник стихов и рассказов «Из Индии». Интерес к восточным практикам найдет выход в появившемся через несколько лет аллегорическом романе-притче «Сиддхартха», герой которого уверен в том, что нельзя учением достичь познания истины, эта цель может быть достигнута только через собственный опыт.

На родине Гессе стал свидетелем событий Первой мировой войны, начал выступать со статьями и очерками антивоенной направленности, собирать средства на открытие библиотек для военнопленных. По заметкам историков, писатель сотрудничал с обеими враждующими сторонами, так что неудивительно, что против Гессе в итоге развернулась открытая пропагандистская кампания, в прессе его называли трусом и предателем.

Читайте также:
Михаил Афанасьевич Булгаков - отзывы, мнение, рейтинг

В знак протеста Герман переехал в швейцарский Берн и отказался от немецкого гражданства. Общность идей и взглядов сблизили Гессе с французским писателем, активным сторонником пацифизма Роменом Ролланом. Там же он закончил роман «Росхальде», очередное автобиографическое произведение, в котором на этот раз речь пошла о назревающем внутрисемейном кризисе.

Публикации воспитательного романа «Демиан», описывающего моменты социального и нравственного становления личности главного героя, предшествовали трагические события в жизни Гессе: умер старший сын, затем отец, жена попала в психиатрическую лечебницу. От последствий тяжелого нервного срыва Германа излечил известный психолог Йозеф Ланг.

Под влиянием юнгианского психоанализа Герман Гессе рассказал в романе не просто о молодом парне, вернувшемся с войны и ищущем место в жизни, а написал историю взросления мальчика, жившего стандартной жизнью бюргера и под давлением обстоятельств и благодаря двойственности собственной личности превратившегося в человека, который превосходил по уровню развития окружающих. Сам Карл Юнг отозвался о романе как «о свете фары в ночи».

Дуализм главного персонажа писатель раскрыл и в романе «Степной волк», считающемся важнейшим этапом в писательской карьере Гессе. Книга положила начало направлению интеллектуальных романов в немецкой литературе, а цитаты из текста используются и как призыв к действию, и как иллюстрация личной позиции.

Новая волна популярности накрыла Гессе после публикации повести «Нарцисс и Златоуст» («Нарцисс и Гольдмунд»). Действие сочинения разворачивается в средневековой Германии, жизнелюбие в нем противопоставляется аскетизму, духовное – материальному, рациональное – эмоциональному.

Своеобразной кульминацией творчества Гессе стала «Игра в бисер», утопический роман социально-интеллектуальной направленности, породивший острые дискуссии и множественные толкования. Над произведением писатель работал на протяжении десятилетия и публиковал частями. Полноценная книга увидела свет в Цюрихе в разгар Второй мировой – в 1943-м. На родине Гессе последний роман запрещенного ранее за антифашистскую позицию писателя вышел только в 1951-м.

Личная жизнь

Герман Гессе трижды был женат. С первой супругой Марией Бернулли писатель вступил в брак в 1904-м, после путешествия по Италии, в котором Мария сопровождала Германа в качестве фотографа. Мария, или Мия, как еще называли девушку, происходила из семьи известных швейцарских математиков.

О детях, рожденных в этом браке, информация расхожая. В одних источниках говорится о том, что старший сын Мартин умер от менингита, еще будучи подростком. В то же время в других ведется речь о Бруно и Хайнере, ставших художниками и проживших довольно долгую жизнь, а также о еще одном Мартине, который родился в 1911-м и занимался фотографией.

С Марией Гессе официально развелся в 1923-м, но еще за шесть лет до этого женщину, страдающую психическим расстройством, поместили в специализированную лечебницу.

В 1924-м Герман женился второй раз на Рут Венгер, дочери писательницы Лизы Венгер. Рут была на 20 лет моложе, увлекалась пением и рисованием. Этот брак просуществовал три года, на протяжении которых, по воспоминаниям современников, фрау Гессе отдавала предпочтение возне с домашними животными, чем семейным заботам. При этом в гости регулярно наведывались родители Венгер, и писатель вскоре почувствовал себя лишним в собственном доме.

Идеал жены, хозяйки и подруги Гессе обрел в третьей супруге Нинон Ауслендер. С женщиной писатель долго переписывался – Нинон оказалась большой поклонницей творчества Германа. Позднее она вышла замуж за инженера Фреда Дольбина, с Гессе познакомилась в 1922-м, когда предыдущие браки у обоих разрушились. В 1931-м искусствовед и писатель оформили отношения.

Смерть

После издания «Игры в бисер» Гессе ограничился выпуском рассказов, стихов, статей. Вместе с Нинон Герман жил в местечке Монтаньола, пригороде Лугано, в доме, построенном для них друзьями Эльзи и Гансом Бодмерами.

В 1962-м писателю диагностировали лейкемию, в августе того же года Герман Гессе умер от кровоизлияния в мозг. Похоронен на кладбище Collina d’Oro.

Сбор средств на развитие и поддержку нашего литературного портала

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: