Георг Вильгельм Фридрих Гегель – отзывы, мнение, рейтинг

Гегель и его фантазии

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) – немецкий объективный идеалист и создатель идеалистической диалектики был убеждён в нереальности единичного: по его мнению отдельные вещи существуют лишь постольку, поскольку они являются стороной целого. Под философией он совершенно произвольно, что называется “с потолка”, понимает проявление божественных истин в процессе развития самопознания Абсолютного духа, воплощённого в человеке, а под эпохой – ступень развития этого духа, который абсолютен в том смысле, что о нём абсолютно нечего сказать. Гегель говорит: «В своей истине разум есть дух… он есть рассудочный разум или разумный рассудок», из чего можно понять что «дух» выше разума и рассудка. Понять это можно только вспомнив, что Гегель – протестант, а в те времена это было немало.

Гегель афористично утверждает, что «философия есть эпоха, схваченная в мысли». «Исток и тайну» своей философии он изложил в своей ранней работе «Феноменология духа» (1807), в которой утверждал, что мышление тождественно бытию, что целое – это Абсолют, и он духовен. (Интересно, как ему удалось это установить?) «Абсолют есть чистое бытие», но без качеств он есть ничто, небытие. «Единство бытия и небытия есть становление». Так рождается триада: бытие (тезис) – ничто (антитезис) – становление (синтез). В синтезе становления дух «отчуждает», т.е. порождает «своё иное» – материю. Развиваясь, материя порождает мыслящего человека. Каждая предыдущая ступень «отрицается» последующей и содержит в себе все предшествующие стадии в «снятом» виде. Почему?

Напрасно искать этому доказательства. Когда Гегель говорит: «Все действительное разумно, а все разумное – действительно» он имеет в виду не разумные действия свободного человека, а именно развитие мирового духа, где каждая ступень истории закономерна, оправдана и в этом смысле разумна. Тем самым оправдываются все исторические события, все войны, страдания и катастрофы, гулаги и освенцимы. Поступь мирового духа перемалывает судьбы миллионов. «Целое есть движущее проникновение индивидуальности и всеобщего». Для Гегеля существует заданная «поступь истории», которая идущего ведёт, а сопротивляющегося тащит. И не случайно Гегеля очень убедительно критикуют как врага открытого общества. //См. Карл Поппер. Открытое общество и его враги. Том II. М., 1992. Гл.12. С. 36-95.// Критикуют как шарлатана //Шопенгауэр//, критикуют его “диалектику” как источник самой агрессивной идеологии, породившую много войн и крови // Бохеньский//.

Гегель – христианин-протестант. Он пишет: «Религия – та форма сознания, в которой истина доступна всем людям, какова бы ни была степень их образования». Верно, религия доступна всем. Но Гегель ошибочно утверждал, что философия тождественна религии, а религия якобы есть область абсолютной истины. При чем тут «истина»? У него получается, что философия есть постижение абсолютного, «познание немирского». Какой же простор открывает Гегель болтунам и жуликам! Это бездоказательное заявление человека, мнящего, что он обладает истиной. Почему же у него возникло о себе такое высокое мнение? А дело в том, что история философии по Гегелю есть путь к Истине, на котором ни одна философская система не исчезает бесследно, а сова Минервы (мудрость) вылетает вечером. Поэтому его, гегелевская философия, якобы накопила божественную мудрость предыдущих поколений философов и высится в конце пути как вершина мировой философии. Так гегелевская спекулятивная метафизика без лишней скромности приходит в самодовольный тупик.

Гегель высказал некоторые философские обобщения, которые позже были названы «законами диалектики»: закон единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания. Он говорил и о категориях. Центральное место занимала категория противоречия как раздвоение единого и единство этих противоположностей в понятии. Обратите внимание: в понятии, а не в реальном мире, поскольку для него мир есть саморазвитие духа. Разработав идеалистическую диалектику, Гегель, по сути, создал жесткую метафизическую систему. Энгельс вполне справедливо отмечает: «Все эти три закона были развиты Гегелем на его идеалистический манер. Законы эти он не выводит из природы и истории, а навязывает последним свыше. Отсюда и вытекает вся вымученная и часто ужасная конструкция; мир – хочет он того или нет – должен сообразоваться с логической схемой, которая сама является лишь продуктом определенной ступени развития человеческого мышления».

Читайте также:
Аврелий Августин Иппонийский (Aurelius Augustinus Hipponensis) - отзывы, мнение, рейтинг

Может в сфере естественнонаучного мышления гегелевская диалектическая «логика» способна заменить «бесплодную» формальную? В книге Гегеля «Философия природы» читаем: «Звук есть смена специфической внеположности материальных частей и её отрицания, – он есть только абстракция или, так сказать, только идеальная идеальность этой специфичности. » (§ 302). Вы что-нибудь поняли? Я тоже не понял. И далее: «электричество – это собственный гнев, собственное бушевание тела, его гневная самость, которая проявляется в каждом теле когда его раздражают»… Комментарии излишни. Физики рыдают от смеха. )))

В 1812 и 1816 годах Гегель издал два тома с названием «Наука логики». Но логика для него – это ступени становления абсолютного духа, её предметом он считал истину, как «согласие некоторого содержания с самим собой», а понятие как «единство бытия и сущности». Значение формальной логики он признаёт лишь на низшем, рассудочном уровне мыслительной деятельности.

Не признавая формальной логики и будучи незнакомым с современной ему тогда уже развивающейся математической логикой он демонстрирует полное её непонимание, как и непонимание достижений Аристотеля. Ведь формальная логика вовсе не противостоит диалектике, признающей связи и развитие. Но Гегель придумывает формулировки, а затем их же и критикует. Например, он полагает, что закон тождества будто бы гласит «всё тождественно с собою», сводя его к мнемонической условной записи А = А. То есть делает чучело, а потом с ним «успешно» борется, говоря о неисчерпаемости понятия. Это чучело получается потому, что он отождествляет бытие и мышление. Столь же несостоятельна и его критика закона противоречия, где он, не различая реальных взаимодействий и логических противоречий, обвиняет формальную логику в догматизме. Но формальная логика запрещает лишь противоречие самому себе в одном и том же рассуждении по одному вопросу и в одном и том же определённом отношении. Реальные же противоречия (лучше сказать разнонаправленные взаимодействия) можно и нужно описывать логически непротиворечиво. Законов формальной логики Гегель не понял, а потому и не принял, он пытается изгнать формальную логику из области разума, оставляя её лишь для «рассудка» в четырех стенах, а это приводит к тому, что он сам допускает логические ошибки, о которых Маркс писал: «здесь бессмысленная непоследовательность и начальственное разумение Гегеля становятся прямо-таки отвратительными». /Маркс К. Энгельс Ф. Соч., Т.1, С. 614./

В 1817 г. Гегель издал «Энциклопедию философских наук», в которой излагал краткую версию предыдущего двухтомника. За текстом двухтомника закрепилось название «Большая логика», за краткой версией – «Малая логика». Но к логике эти приключения Духа никакого отношения не имеют.

По Гегелю прогресс в истории есть восхождение Духа по ступеням осознания степени собственной универсальной свободы. А носителем и движущей силой исторического развития он полагает национальный дух, и в каждую эпоху лишь только одна нация выполняет миссию исторической и передовой. Славянские народы неполноценны. (Впрочем, его предшественник Фихте тоже утверждал, что «германский народ избран Провидением, дабы занять высшее место в истории Вселенной»). Вершиной развития государственности по Гегелю является прусская монархия. Немцы ведут мир к славным вершинам культуры: «Германский дух есть дух нового мира, цель которого заключается в осуществлении абсолютной истины как бесконечного осуществления свободы». Такая позиция помогла ему стать ректором Берлинского университета. Да и в гитлеровской Германии Гегеля очень уважали.

Гегель был сторонником тоталитарного государства и по сути «нового племенного духа», считал войны неизбежными и полезными, так как они «помогают понять суету вещей и благ».

В мире философии принято “толерантно” и учтиво относиться даже к очевидному вздору. Но как ни относиться к Гегелю, одно бесспорно: познакомившись с его философией и зная её кровавые последствия можно лучше понять роль философии в эволюции человечества.

Вы слышали несколько иную интерпретацию Гегеля? Это естественно. Но Ваше право иметь своё собственное мнение по любому вопросу несомненно. И основанием для его наличия может быть только знание, только понимание, добытое самостоятельно.

Читайте также:
Пьер Абеляр, биография, история жизни, факты.

Наука логики

Эта и ещё 2 книги за 299 ₽

С этой книгой читают

Отзывы 8

Книга раскрывает интересные понятия и даёт хорошие поводы для размышления, но так что очень сложна в подаче. Не стоить думать что это научно популярная литература, это серьёзный научный труд который сложно понять полностью и честно говоря и не всем нужно. Часто придётся перечитывать страницы для понимания. Так же стоит посмотреть лекции М. В. Попова для полного понимания

Книга раскрывает интересные понятия и даёт хорошие поводы для размышления, но так что очень сложна в подаче. Не стоить думать что это научно популярная литература, это серьёзный научный труд который сложно понять полностью и честно говоря и не всем нужно. Часто придётся перечитывать страницы для понимания. Так же стоит посмотреть лекции М. В. Попова для полного понимания

Истинное учение сложно в понимании :) советую наряду с этой книгой ознакомиться с лекциями профессора М.В. Попова, который доступно излагает суть логики Гегеля.

Истинное учение сложно в понимании :) советую наряду с этой книгой ознакомиться с лекциями профессора М.В. Попова, который доступно излагает суть логики Гегеля.

Книга далеко не для всех. Если нужно прочитать – читать обязательно конспектируя, с закладками и кроссссылками.

Категорически рекомендую всем аспирантам и студентам старших курсов.

Книга далеко не для всех. Если нужно прочитать – читать обязательно конспектируя, с закладками и кроссссылками.

Категорически рекомендую всем аспирантам и студентам старших курсов.

Это ужасный перевод. Читать невозможно. Есть технические ошибки. Сложилось впечатление, что переводил робот. Лучше за плату, с хорошим переводом

Это ужасный перевод. Читать невозможно. Есть технические ошибки. Сложилось впечатление, что переводил робот. Лучше за плату, с хорошим переводом

Книга сама по себе отличная, но это огромное количество опечаток просто раздражает. Есть местами ни к чему не прицепленные пары букв, которые стоят посреди предложения. Так же имеются неверные склонения и окончания соответственно

Книга сама по себе отличная, но это огромное количество опечаток просто раздражает. Есть местами ни к чему не прицепленные пары букв, которые стоят посреди предложения. Так же имеются неверные склонения и окончания соответственно

Я просто хочу добавить, что не знаю, как человек выше, перевёл фразу Гегеля, « Изучи себя ведь ты это можешь» по такому переводу, в принципе становится ясно почему такой отзыв, и что читатель очень долек от темы, как это возможно))

Я просто хочу добавить, что не знаю, как человек выше, перевёл фразу Гегеля, « Изучи себя ведь ты это можешь» по такому переводу, в принципе становится ясно почему такой отзыв, и что читатель очень долек от темы, как это возможно))

15% абсолютной истины

Система Гегеля хоть и огромна в своем объеме,но она не такая сложная,как Гегель пытается нам показать. Суть системы Гегеля достаточно проста и вообще озвучивалась до него(со времён Платона ). Но Гегель прибегнул к этой простоте и попытался сделать из неё какую-то сложность,запутывая нас изречениями типа :” осознание самого себя через себя и свою сущность,которая есть суть сущность рефлекторная ,осознавшая саму себя через своё бытие “. Но здесь ,если переводить на нормальную “структуру « ,сказано :» Изучи себя,ведь ты это можешь “

Наверное он хотел продемонстрировать своё превосходство перед другими философами

Рецензии на книгу «Феноменология духа» Георг Гегель

Учение в смыслоизоляции

Снизила оценку за этот феномен философской мысли только на один балл я совершенно осознанно.

Гегель подтверждает и развивает идею о том, что сознание проходит через ступени развития от всеобщего (единого) сознания к самосознанию, к выделению самости до крайности с отрицанием Бога, объекта, от которого индивидуум отделился как субъект и неизбежная необходимость возвращения обратно – к воссоединению. Впрочем Бога Гегель упомянул лишь однажды, не высказывая явно, ассоциирует ли он “всеобщее сознание” с Ним. Об этом можно только догадываться из его намеренно иносказательного утверждения. И на протяжении всего текста он предпочитает называть Духом то единое сознание, от которого отделились самознания всех сознающих живых существ.

Читайте также:
Готфрид Вильгельм Лейбниц - отзывы, мнение, рейтинг

В тексте есть такие идеи и утверждения, которые высказанные прямо без смыслоизоляции и премудросочинённости могли быть приняты в штыки и массами и властями. Философская литература всегда подразумевала касаться щекотливых вопросов вечности, под идеалы которой никогда не попадает действительность (даже если стадия данного развития в целом – неизбежна) и в целях безопасности автор стремился осознанно или бессознательно быть понятым только “посвящёнными”. Я понимаю это именно так. Здесь у Гегеля вовсе нет сложной философской терминологии. Есть именно сложное выражение своих мыслей. Иногда бросается в глаза, что из предложения как-будто намеренно опущены слова. В частности в одном из предложений, когда речь идёт о господах и рабах.

Ещё Артур Шопенгауэр не скупился на гневные выражения в адрес Гегеля, выдавая определения типа “пустое словоблудие” (“hohler Wortkram”), “бессмысленная галиматья” (“sinnloser Gallimathias”), а самого Гегеля назвал “шарлатаном”, который бессовестно строчит свои бездарные тексты. Об этом я вычитала из книги Вильгельма Вайшеделя «Über Philosophen» Wilhelm Weischedel , из эссе посвящённого Гегелю. Оказывается Гегель долго был предан забвению. И только благодаря Канту, его тексты вновь обрели значение для философии. О чём также поведал немецкий философ и историк философии Вильгельм Вайшедель.

Что ж. среди философов очевидно существует нормальная преемственность выступать чьим-то непримиримым оппонентом. Та самая разобщённость самосознаний. Сам Гегель резко и бессмысленно критиковал «Монадология» Готфрид Вильгельм Лейбниц , не соединив некоторые моменты собственного учения, в частности, о противоположности объективного и субъективного, которые впоследствии неизбежно должны слиться воедино, с противоположностями Лейбница, высказав критику в том числе по поводу противоположностей (о чём также сказано у Вайшеделя). ВСЕ противоположности или противопоставления должны будут слиться между собой, преодолев противоестественный разрыв. И теперь они должны будут это сделать осознанно, с помощью знания, разума (это последнее – согласно учению Гегеля). Учения разных философов вовсе не противоречат друг другу, а как пазлы друг друга дополняют. И этот разрыв также когда-то должен быть преодолён.

Изложенная высшая цель человеческого сознания совпадает с концепциями древних учений, таких, в частности, как буддизм и Каббала, но, полагаю, Гегель понятия об этом не имел. (Или имел?)

PS.: Чтобы не принимать слишком серьёзно критику Шопенгауэра против Гегеля, имеет смысл знать, что даже сам Шапенгауэр говорил о себе, что презирает людей, а учение его пронизано пессимизмом. Похожие определения, которые он использует против Гегеля и его учения, он даёт и Фихте. Мало того, Шопенгауэр и Гегель – современники, которые даже преподавали в одном и том же университете. И если лекции Гегеля пользовались большой популярностью, то лекции Шопенгауэра почти никто не посещал, и позже Шопенгауэр и вовсе вынужден был оставить преподавание. А значит налицо личные мотивы. (Данные также взяты из книги Вайшеделя, а именно из эссе о Шопенгауэре.)

PS.: Еще одна рецензия, которую я перенесла из прежнего, теперь уже удаленного, аккаунта.

Дайте мне сознание и я переверну мир

Гегель входит в первую тройку самых влиятельных философов за всю её историю, уступая только Платону и Канту. Вся философия после, так или иначе, задета Гегелем, поэтому чтобы войти в мир философии или читать модных континентальных философов более осмысленно, без Гегеля не обойтись.

Феноменология духа (ФД) – самое, пожалуй, известное произведение Гегеля (1807), в котором он показывает, как можно помыслить мир как мир абсолютного сознания. Ничего кроме Абсолютного духа (сознания) нет. Подобная теория похожа на восточные религиозные учения, в которых также утверждается формула «внешняя реальность ничто, дух – всё», но идёт к ней Гегель не мистически, а рассудочно – через огромную сеть понятий, логических ходов, образов, диалектических приемов. Благодаря этому ФД также позволяет прекрасно прочувствовать знаменитый диалектический метод Гегеля.

Читайте также:
Бенедикт Спиноза - отзывы, мнение, рейтинг

Место ФД в системе Гегеля: формально ФД является методологическим введением в систему наук Гегеля. В ней он проходит традиционный путь новоевропейской философии: от здравого смысла до обоснования возможности строгой науки. Однако также ФД можно рассматривать как первый вариант изложения системы абсолютного идеализма в целом, потому что в ней закладывается общая структура и логика всего знания, которое в «энциклопедии наук» только конкретизируются. Это двойственное положение ФД связано с изменением статуса логики, которая сначала понималась Гегелем как введение в философию духа, а потом сама стала метафизикой Абсолюта.

ФД переведена Густавом Шпетом, выдающимся русским философом, вероятно в 20х годах, впервые издана в 1956 г., а в 2000 г. была переиздана в замечательной серии «Памятники философской мысли». Издание 2000 года снабжено подробными комментариями чуть ли не ко всем историко-философским и теологическим намекам Гегеля в тексте, а также пояснительной довольной хорошей статьей Быковой М.В., благодаря которой понимаешь почему феноменология Гегеля является одновременно логикой и метафизикой.

В предисловии Шпет указывает, что ФД считается одним из труднейших, если не самым трудным для понимания философским произведением. Спорить не буду, не считая предисловия, это самый сложный текст, который мне встречался. Говорят, что Гегеля трудно было понять даже при обычном разговоре. Возможно, он сознательно не упрощал свой язык, т.к. хотел, в том числе, через стиль изложения ввести слушателя в особое состояние сознания – спекулятивное или диалектическое. В ФД нередко можно встретить предложения, в которых Гегель сначала что-то утверждает, потом сразу это отрицает, но потом снова это утверждает, и такая смена тезиса на противоположный и обратно повторяется несколько раз. Это производит впечатление абсурда даже у подготовленного читателя. Но это не абсурд, а демонстрация диалектического метода, в котором отрицание означает не уничтожение тезиса, а его сохранение в антитезисе, который потом тоже «снимается», так что любое утверждение приобретает устойчивость лишь благодаря постоянному самоотрицанию. Любой феномен, согласно этому методу, есть «развивающееся и свое развитие растворяющее и в этом движении просто сохраняющееся целое» (с.95), которое, конечно, сразу распадается и т.д. Не с первого, но с n-ого раза начинаешь короткими вспышками понимать, что хочет провернуть автор. И можно только догадываться какой восторг может ожидать того, кто каким-то чудесным образом прорвется в спекулятивный мир Гегеля, и поняв логику его диалектики, пойдет за ним шаг за шагом. За Гегелем пошли многие, не в последних рядах, как ни странно, материалисты и марксисты, хотя сам Гегель – идеалист абсолютного масштаба.

Предисловие ФД часто читают как самостоятельное произведение, чтобы получить первое представление о философии Гегеля. Действительно, в нём заложено множество ключевых идей, через которые легче понять остальной текст и гегелевскую философию в целом. Отмечу некоторые. Во-первых, Гегель пытается изменить наше представление о ложном или негативном как элементе, который должен быть отброшен на пути к истине. Гегель утверждает, что негативное (отрицание) – необходимая часть истины, и более того движущий импульс, позволяющий идти к ней. Во-вторых, он меняет наш образ истины как статичного результата, который можно, словно монету, положить в карман. На деле, истина – это процесс, который приводит к некоему результату, и без этого процесса истины нет, она будет пустой абстракцией. В-третьих, нет смысла спорить, что лежит в основе всего – субстанция или субъект, т.к. истинная, живая субстанция есть субъект, поскольку бытие – это становление самим собой, а не некое первоначальное неизменное единство. В-четвертых, Гегель хочет выйти за границы традиционного типа мышления, который построен на формальном предложении, состоящем из субъекта и предиката или вещи, которую определяют и определения. Он считает, что мы определяем вещи слишком субъективно: навешиваем на них качества от других вещей, тогда как нашему мышлению нужно перестать вмешиваться в имманентный ритм понятий, и тогда они сами из себя, благодаря своему естественному движению, откроют свои качества, которые мы сможем оформить в виде определения. Это движение понятий в инобытие и обратно способно показать только философское доказательство, которое неотделимо от диалектики.

Читайте также:
Томас Гоббс - отзывы, мнение, рейтинг

Ключевой термин новой методологии – понятие. Часто Гегеля критикуют за то, что он весь мир свел к понятиям. Даже если это так, под «понятиями» он имеет ввиду не абстракции, а живые предельно текучие субстанции, которые возникают в результате самораскрытия этих пустых абстракций («понятие = непокой абстракции»). А так как понятия раскрываются сами, то познание, фиксирующее это, может претендовать на объективность. А объективность, в свою очередь, дает право философии называться наукой. Наукой, на которой базируются все остальные науки, в том числе математика (с ней Гегель в предисловии тоже сводит счёты). По мнению Гегеля, преимущество его системы в том, что она доступна всем, а не только гениям, как утверждали романтики. Не нужно обладать никаким особым спекулятивным органом, чтобы понять философию, потому что она построена на рассудке – общем начале научного и обыденного мышления (хотя сам текст Гегеля может показаться опровержением данного тезиса, ибо для его понимания нужен если не дополнительный мозг, то, как минимум, пара лет жизни).

Основной текст ФД имеет смысл читать только тем, кто имеет глубокий интерес к Гегелю, диалектике или феноменологии. Полезные пояснительные статьи по ФД есть в «Новой философской энциклопедии», а краткий историко-философский экскурс, связанный с этой работой можно найти в предисловии другого издания за авторством Сергеева, Слинина (изд-во «Наука», 2006).

Рецензии на произведение «Лепесточки. Георг Вильгельм Фридрих Гегель»

Полагаю, что стихотворение полезно для популяризации философии! Только в третьей строфе по смыслу логики получается, что Дух Мировой “Идеализма объективного мудрец”, а не Гегель. С уважением!

Очень Вас благодарю за внимание, Юрий! И к третьей строфе в частности.
Мировой дух возглавил философию Гегеля, так что метонимия уместна)

Здравствуйте,Аля Алова!Мне понравилось это произведение – серия
лепесточков продолжается!Вы так хорошо показали Гегеля в его
многообразии,что я не выдержал и написал несколько строк по
этому поводу:
Вас сам бы Гегель похвалил,
Вы всем так хорошо поведали о нем:
О том,как мастер диалектику родил,
О том,как тяжело быть мудрецом!
С уважением и теплом,Владимир.

Спасибо, Владимир Ильич!
Надеюсь, в гробу не перевернется, я ведь ничего не исказила))
За похвалой не гонюсь,как и за дежурными рецензиями, от критики конструктивной не прячусь.рейтингоманией не страдаю, как и балломанией.
Ценю человеческое общение, за что и благодарю!

Уважаемая Аля!Вы ничего не исказили,наоборот
все написано очень достойно,по человечески с
уважением к этому гениальному философу.Дежурных
рецензий не пишу,рецензий не собираю,выражаю
свое искреннее мнение,потому что считаю,что это
нужно делать,если понравилась вещь.Многие мне
не отвечают,но это их дело.У меня свои соображения!
С искренним уважением,Владимир.

Глубоко копаете в корнях философии.
С интересом!

Спасибо, Ильгар!
Гегель – философ с харизмой, многих Мировым духом соблазнил. Да и серию своих Лепесточков продолжила))

Здравствуйте Аля! С интересом и удовольствием прочёл ваше поэтическое размышление!
Гегель пошел значительно дальше своих великих предшественников. Он первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в беспрерывном развитии.
Хотя и с позиции объективного идеализма, но он открыл и основал основные законы и категории диалектики. Он сознательно противопоставил диалектику, как метод познания, метафизике, так как, по его мнению, явление не менее объективно, чем сущность. Гегель очень глубок, как мыслитель, на мой взгляд то что мы именуем «свойством» он обозначает «синтезом» результирующего отрицания отрицания. С уважением.

Благодарю за лекцию, Андрей!

Наверно, он был прав для тех времён. а ,может, и для последующих. Время покажет.
Застой во всём ведёт к “болезням”.

. Этот мир жесток и страшен,
Чуждый человеку он,
Мы воздвигли много башен,
Но в умах всё “Вавилон”.

ХОРОШИЙ вопрос поставили,Аля, но ответа нет однозначного.

Каждое время зажигает свои философские звёзды, Гегель отблистал на горизонте 19 века..
Однако в обращении со счастьем мыслитель мудр, он изрек:”Счастлив тот, кто устроил свое существование так что оно соответствует особенностям его характера”.
Спасибо, Игрум, что прочли и откликнулись! И про Вавилон мне понравилось!

Читайте также:
Карл Маркс, биография, история жизни, причины известности

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

250 лет Гегелю: почему его философия актуальна до сих пор?

“Кто не обладает мужеством рискнуть жизнью для достижения своей свободы, тот заслуживает быть рабом”, – написал некогда ярчайший представитель немецкой классической философии.

Великий немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель ( Georg Wilhelm Friedrich Hegel) родился 27 августа 1770 года в Штутгарте в семье высокопоставленного чиновника. В школе он учился блестяще: был лучшим учеником в классе, обожал математику и латынь. Получать высшее образование он отправился в евангелическо-лютеранскую богословскую школу при Тюбингенском университете. Предполагалось, что Георг в будущем станет богословом , но ему такая перспектива не нравилась, зато хотелось заниматься научно-философской работой и вращаться в академической среде.

Дом, в котором родился философ, празднично украсили к юбилею. Внутри – музей

Во время учебы в Тюбингене его соседями по комнате были выдающи йся в последствии мыслите ль Шеллинг ( Friedrich Wilhelm Joseph Schelling ) и поэт Гёльдерлин ( Johann Christian Friedrich Hölderlin ) .

Учились все трое усердно, были в восторге от Французской революции, часам и спорили об устройстве бытия. Они поднимались в четыре утра, чтобы обсудить какую-нибудь новую теорию! Тот, кто проспал, делился с товарищами своим дневным рационом вина.

Карьера Гегеля

Карьера Гегеля началась с работы гувернером в Швейцарии. Однако потом наследство, полученное молодым человеком после смерти отца, позволило ему сосредоточиться на академической деятельности в различных немецких университетах.

Он профессорствовал в Йене, Гейдельберге, Берлине, студенты его поначалу не особенно любили, потому что был он человеком нелегкого нрава , да и риторическими талантами не обладал. Но его публикации и слава неординарного мыслителя привели к тому, что Гегель стал весьма популярным преподавателем, а быть его студентом считалось делом крайне престижным. Послушать его лекции съезжались молодые люди со всей Германии.

Гегель-философ

Диалектика, согласно Гегелю, – “движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость” . Наш мир не конечен: он постоянно развивается, стремится к самопознанию . Тезис и антитезис в своем синтезе порождают новы й этап развития. Противоречие является источником любого продвижения вперед. Кажд ый к онфликт порождает новый скачок в познании , и так происходит до бесконечности.

Скульптурный портрет Гегеля украшает ратушу в Штутгарте

Католики не особенно симпатизировали Гегелю из-за его отношения к богу. Однако и сам Гегель особенного пиетета по отношению к церкви, особенно католической, не питал. Философ считал, что бог не был некоей изначальной константой, данной нам свыше. Всемирный разум р азвивался с течением времени, объедин ив в себе некую сумму знаний различных эпох. За некоторые свои смелые тезисы в отношении церкви и религии Гегелю в свое время даже приходилось извиняться.

Философию этого выдающегося мыслителя невозможно пересказать двумя-тремя тезисами. Тем более что охватывает она буквально все возможные сферы познания. Надо читать! Конечно, с лог Гегеля сложен для современного читателя. Но его мысли о гражданском обществе, о свободе личности и прав ах человека весьма актуальны по сей день.

Читайте также:
Артур Шопенгауэр, биография, история жизни, факты.

Умер Георг Вильгельм Фридрих Гегель в 1831 году в Берлине во время эпидемии холеры. Однако биографы более вероятной причиной его смерти называют не холеру, а некое тяжелое хроническое заболевание желудочно-кишечного тракта .

10 цитат Иммануила Канта

Тот, кто становится пресмыкающимся червем, может ли потом жаловаться, что его раздавили?

Wer sich zum Wurm macht, kann nachher nicht klagen, wenn er mit Füßen getreten wird.

10 цитат Иммануила Канта

Просвещение – это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине.

Aufklärung ist der Ausgang des Menschen aus seiner selbstverschuldeten Unmündigkeit.

10 цитат Иммануила Канта

Дайте человеку все, чего он желает, и в ту же минуту он почувствует, что это все – не есть все.

Gib einem Menschen alles, was er sich wünscht, und im gleichen Moment wird alles nicht alles sein.

10 цитат Иммануила Канта

Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла бы стать основой всеобщего законодательства.

Handle nur nach derjenigen Maxime, durch die du zugleich wollen kannst, dass sie ein allgemeines Gesetz werde.

10 цитат Иммануила Канта

Sapere aude! -Имей мужество пользоваться собственным умом.

Sapere aude! – Habe Mut, dich deines eigenen Verstandes zu bedienen.

10 цитат Иммануила Канта

Смерти меньше всего боятся те люди, чья жизнь имеет наибольшую ценность.

Den Tod fürchten die am wenigsten, deren Leben den meisten Wert hat.

10 цитат Иммануила Канта

Свобода размахивать руками заканчивается у кончика носа другого человека.

Das Recht, meine Faust zu schwingen, endet dort, wo die Nase des Nächsten anfängt.

10 цитат Иммануила Канта

Ни одно государство не должно насильственно вмешиваться в политическое устройство и управление другого государства.

Kein Staat soll sich in die Verfassung und Regierung eines andern Staats gewalttätig einmischen.

10 цитат Иммануила Канта

Война дурна тем, что создает больше злых людей, чем их забирает.

Der Krieg ist darin schlimm, dass er mehr böse Menschen macht, als er deren wegnimmt.

10 цитат Иммануила Канта

Совесть есть сознание внутреннего судилища в человеке.

Gewissen ist das Bewusstsein eines inneren Gerichtshofes im Menschen.

Контекст

“Никто не имеет права подчиняться”, или Учиться думать с Ханной Арендт

Она относится к числу великих политических мыслителей XX века: нестандартная, провоцирующая и инспирирующая. Немецкий исторический музей в Берлине вышел из локдауна с выставкой, посвященной Ханне Арендт.

Юрген Хабермас: бунтарь против террора

18 июня известному философу исполнилось 85 лет. Хабермас завоевал репутацию открытого, толерантного человека. Компромиссов он не приемлет лишь в одном – в борьбе против насилия…

Виктор Ерофеев: Вечное возвращение Ницше в Россию

Сегодня – 175 лет со дня рождения немецкого мыслителя Фридриха Ницше. Он и в истории России сыграл выдающуюся и неоднозначную роль. Об этом – писатель Виктор Ерофеев.

Как выглядели дачи немецких поэтов и философов (фотогалерея)

Где любили проводить летние месяцы Иоганн Вольфганг фон Гете, Томас Манн, Бертольд Брехт? В фотогалерее DW – загородные дома, которые вдохновляли.

10 цитат Иоганна Готлиба Фихте

Иоганн Готлиб Фихте (Johann Gottlieb Fichte, 1762-1814) – представитель немецкой классической философии, один из теоретиков субъективного идеализма.

Георг Гегель: абсолютная идея и мировой разум

«Все действительное разумно, все разумное действительно.»
Г. Гегель

Георг Вильгельм Фридрих Гегель — один из основоположников немецкой классической философии и философии романтизма. Он считал, что все мироздание — это проявление мирового разума.

Весь мир — философия

Некоторые исследователи называли Гегеля «философом из философов», потому что он единственный представитель этой науки, для которого философия была всем: и причиной, и следствием, и объектом изучения, и инструментом. Другие мыслители использовали философию как средство познать реальность, Гегель же считал весь мир чистым мышлением, то есть философией.

Читайте также:
Платон, биография, история жизни, факты.

Основная мысль философии Гегеля заключается в том, что в мире все разумно. Вселенная, считал философ, устроена гармонично и в высшей степени целесообразно, в ней все находится на своем месте и выполняет свое предназначение. В связи с этим Гегель задается вопросом: могла ли неодушевленная и неразумная природа, то есть материя, сама создать такую совершенную систему? Его ответ: нет, не могла. Значит, можно и нужно предположить, что существует некий высший разум, который и создал всю гармоничную вселенную.

Весь физический мир, утверждал Гегель, это проявление иной реальности, духовной. Она является высшей и идеальной, и она создает материальное мироздание. Подобные идеалистические идеи существовали и до Гегеля: Платон называл высшую реальность «миром идей», индуистская философия — Брахманом. Гегель назвал духовный мир Абсолютной идеей и Мировым разумом и соотносил это понятие с Богом.

До самой смерти философ оставался верующим человеком. Когда он находился на смертном одре, один из друзей спросил его, что он думает о Боге. Гегель указал на Библию, лежавшую у изголовья, и сказал: «Мне незачем что-то придумывать, здесь вся мудрость Божия».

«Истина рождается ересью, а умирает предрассудком» (Г. Гегель)

Развитие абсолютной идеи

Развивая мысль о существовании Абсолютной идеи, Гегель пришел к выводу, что она находится во всем и в своем развитии проходит три этапа. Первый этап — это нахождение Абсолютной идеи самой в себе, в непроявленном состоянии, в идеальной сфере. Эту идеальную сферу философ назвал логикой. Он употребляет это слово не в общепринятом значении, логика у Гегеля — не наука, а первичная реальность.

С наступлением второго этапа Абсолютная идея выходит за пределы логики и воплощается в физическом мире, создавая его. Таким образом получается, что материальный мир — это не нечто самостоятельное, а всего лишь проявление Абсолютной идеи. Природу Гегель называл «застывшим духом». Что означает это определение? Чтобы лучше понять представление Гегеля о реальности, можно привести аналогию с художником. Когда перед ним находится чистый лист, он уже знает, что на нем должно быть изображено. То, что будет на листе бумаги, сначала находится в его сознании. Но он может при помощи карандашей и красок сделать содержимое своего сознания материальным. Так же действует Абсолютная идея. Она проявляет то, что в ней заложено, в материальной реальности, создавая весь этот мир.

На третьем этапе Абсолютная идея снова возвращается в область идеального — в человеческое сознание, где продолжает свое существование. Здесь она приобретает специфические формы, становится либо научным знанием, либо искусством. Таким образом, три стадии саморазвития Абсолютной идеи образуют триаду: тезис переходит в антитезис, а завершает все синтез.

«Ни один человек не может быть героем для своего лакея. Не потому, что герой — не герой, а потому, что лакей — только лакей» (Г. Гегель)

История мирового духа

«Половинчатая философия отделяет от Бога», — говорил Гегель, — истинная же философия приводит к Богу». Философия Абсолютной идеи была тесно связана с пониманием Божественного бытия. Гегель считал, что Бог находится не где-то за пределами мира и космоса, а внутри бытия, в каждой его частице. Абсолютная идея, которая рождает из себя весь мир и опять возвращается к себе, это и есть Бог. Бог — это мировой дух, который снова и снова раскрывается в разных формах и осознаёт себя через человеческий ум.

Философ называл себя «биографом мирового духа». Вся человеческая история — это история проявленного духа, изучением которой занимается философия. Но философия не может предвидеть, как дух проявит себя в будущем, она только фиксирует то, что уже случилось, будущее же от нее скрыто.

Гегель был не только ученым, но и преподавателем, причем, по рассказам очевидцев, его манера читать лекции была уникальной. Его уроки были своеобразной философской лабораторией, где прямо на глазах у слушателей происходило рождение истины. Он задавал студентам вопросы, которые в этот момент волновали его самого, и вместе с ними проходил путь от непонимания и сомнения к утверждению и уверенности. Воспринимать его лекции было сложно, но результаты были впечатляющими: все студенты Гегеля становились большими любителями философии.

«Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то он этим еще не добродетелен; он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера» (Г. Гегель)

Гегель

Биография

Великий философ и мыслитель, чьи идеи остаются основополагающими в теории идеализма. Биография Георга Гегеля насыщена научными идеями, принесшими ученому всемирную вечную славу. Труды Гегеля относятся к вершине философской мысли и изучаются в современных университетах как основа и фундамент науки.

Читайте также:
Джон Локк - отзывы, мнение, рейтинг

Детство и юность

В августе 1770 года в Штутгарте родился Георг Людвиг Гегель, которому суждено было войти в историю философской науки. Отец занимал пост высокопоставленного чиновника при дворе Вюртембергского герцога. Имея такое происхождение, мальчик получил первоклассное образование. Отец, считающий недостаточным школьное обучение, вкладывал силы и средства, дополнительно приглашая преподавателей на дом.

Философ Георг Гегель

Сам будущий философ обожал учебу, а страстью стало чтение. Даже карманные деньги тратились на новые книги. Мальчик стал завсегдатаем городской библиотеки. Предпочтение в литературе отдавалось научным и философским произведениям, а также авторам античности. А вот художественные произведения, прославленная немецкая классика, не входили в круг любимых книг. В гимназии мальчик получал награды за успеваемость и усердие.

После завершения гимназии в 1788 году Гегель проходит теологический и философский курсы в богословской семинарии при Тюбингемском университете. Там же молодой человек защищает диссертацию. Во время студенчества сближается с Шеллингом и поэтом Гельдерлином. Будучи молодым и пылким, как и передовые мыслители того времени, увлекается призывами французских революционеров, однако в их ряды не вступает.

Дом-музей Георга Гегеля

В университете продолжается увлечение чтением и книгами, что забавляет сокурсников, но нисколько не смущает юношу. Мирские утехи молодости также не далеки студенту. Как и приятели, будущий мыслитель употреблял вино, нюхал табак и периодически просиживал вечера за азартными играми.

Магистерская степень получена Гегелем по философии, но три последних года учебы посвящены теологии, хотя к церкви и богослужению студент относился критично. Возможно, поэтому, несмотря на отлично пройденные экзамены, священником юноша не стал.

Георг Гегель в молодости

Сразу после выпуска молодой человек зарабатывал тем, что проводил уроки для детей зажиточных немцев. Такая работа не слишком тяготила будущего философа, давала возможность работать над собственными трудами и вести научные поиски. Однако, когда после кончины отца в 1799 году молодому человеку досталось небольшое наследство, он прекращает частную работу учителя и с головой погружается в творчество и науку, а также приступает к академической преподавательской службе.

Философия и наука

Начало фундаментальных идей Гегеля лежит в работах Канта, который считается основоположником идеализма. Однако философия Гегеля в процессе развития отошла от Канта, сформировавшись в самостоятельное учение.

Метод философии немецкого мыслителя получил название диалектики. Суть абсолютной идеи разума заключается в том, что реальность познается рационально, поскольку рациональна сама Вселенная. А реальностью в абсолюте является как раз разум, который отражает себя в мире.

Портрет Георга Гегеля

Диалектика же заключается в бесконечной смене тезиса антитезисом. Философ, объясняя понятие, считал, что любой тезис в конечном счете приводит к антитезису, но на этом процесс не останавливается, и следующим этапом происходит синтез двух противоположностей.

Система бытия по Гегелю состоит из трех ступеней – бытие в себе, бытие для себя и бытие в себе и для себя. Аналогичная теория применима к понятию духа и разума. Являясь изначально духом в себе, распространяясь в пространстве, становится бытием для себя – природой. А природа получает развитие в сознании, которое в свою очередь также проходит три стадии.

Георг Гегель встречает Наполеона Бонапарта

Идентичный принцип деления на три ступени используется Гегелем и в системе философии. Логика – наука о духе в себе; философия природы – наука о духе для себя; и самостоятельная философия духа.

Читайте также:
Карл Маркс, биография, история жизни, причины известности

Значимыми для общества областями философии оказались этика, теория государства и философия истории. Согласно учению Гегеля, государство является наивысшим проявлением духа, божественной идеей, получившей воплощение на земле, то, что дух создал для себя. Правда, философ отмечает, что таким государством является только идеальное. Действительность полна как хорошими, так и дурными государствами.

Профессор Георг Гегель читает лекцию

История, в свою очередь, определена как наука разума, где события происходят согласно законам разума. Законы кажутся жестокими и несправедливыми, но их нельзя судить по стандартным меркам. Они преследуют цели мирового духа, которые не сразу доступны пониманию в рамках общества.

Конечно, подобные мысли с восторгом приняты обществом и властью. Постепенно учение становится официальной философией государства, хотя сам Гегель не разделял всецело политику правителей Пруссии. Книги Гегеля выпускаются обширными тиражами и изучаются в университетах и институтах.

Первой в списке замеченных и оцененных произведений стала «Феноменология духа», увидевшая свет в 1807 году, где сформулированы фундаментальные мысли, идеи абсолютизма и законы диалектики.

Следует отметить, что Гегель не всегда четко давал определения используемым понятиям. В связи с этим появляются направления, объединившие в себе последователей учения. Философы по-разному истолковывают мысли основоположника диалектики и формируют собственные законы развития абсолютного духа.

В разные времена учение Гегеля подвергалось и жесткой критике. Так, современник философа Артур Шопенгауэр обвинял коллегу в шарлатанстве, а учение в полной бессмыслице, преподнесенной заведомо запутанным и туманным путем.

Личная жизнь

Должность ректора в Нюрнбергской гимназии, полученная в 1808 году, не приносила большого жалования. Поначалу Гегель и его мысли не пользовались успехом у студентов. Однако по мере развития популярности учения, выхода книг, получивших признание в высших кругах, лекции философа собирают полные аудитории.

В 1811 году Гегель принимает решение обзавестись семьей и женится на дочери знатных родителей Марии фон Тухер. Девушка вдвое младше супруга, но боготворит великого мужа, восхищаясь умом и достижениями последнего.

Хозяйство Гегель вел самостоятельно, контролируя расходы и доходы семьи. Жена обходилась помощью только одной служанки. У супругов стали появляться дети. Первая дочь умерла после рождения, что часто случалось с молодыми матерями того времени. А потом последовало рождение двух сыновей – Карла и Иммануила.

Георг Гегель

Семейные и бытовые хлопоты не мешали философу посвящать себя науке и писать новые книги. В 1816 году ученый получает приглашение вести лекции в должности ординарного профессора в университете Гейдельберга. А уже через год по указу короля получает место в профессуре Берлинского университета. В тот период времени Берлин являлся центром интеллектуальной мысли, сливки просвещенного и передового общества жили в столице.

Ученый быстро освоился в новой среде, расширил круг знакомств. Среди новых друзей появились министры, деятели искусств, научные умы. Как рассказывали в воспоминаниях современники, Гегель любил светское общество, был в курсе городских слухов. Обожал компанию женщин, молодых дам. Философ прославился настоящим франтом. На наряды для него и супруги уходила значительная часть бюджета.

В 1830 году Гегель назначен ректором университета в Берлине, а в 1831 удостоен ордена Красного орла 3-й степени за службу государству.

Смерть

В 1830 году на Берлин нагрянула холера. Философ с семьей в спешке покинули город. Однако уже в октябре, посчитав, что опасность миновала, ректор вернулся на службу к началу семестра. 14 ноября того же года великий ученый скончался.

По мнению врачей, блестящий мыслитель ушел из жизни из-за забравшей тысячи жизней эпидемии, но вероятной причиной ухода из жизни остается и желудочно-кишечное заболевание. Торжественные похороны ученого состоялись 16 ноября.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: