Галилео Галилей – отзывы, мнение, рейтинг

«Ведущий — не в кассу». Зрители высказались о новом «Галилео» без Пушного

25 мая на канал СТС вернулась известная научно-популярная программа «Галилео», которую 16 раз номинировали на премию ТЭФИ. Только теперь вместо Александра Пушного, который был первым ведущим проекта, в кадре появился Владимир Маркони. Работать шоумен будет не один, а с блогером Даней Крастером. Что зрители думают по поводу этих кадровых перестановок и как они оценили первый выпуск обновленной программы? АиФ.ru собрал отзывы.

Александр П.

Многое не понравилось, особенно закадровый голос и харизма ведущего. Её просто нет. Из явных плюсов — эксперименты (с Крастером, а именно с творчеством, не знаком). Было весьма интересно и голос приятный. Надеюсь, будете исправлять недостатки.

Peace BassBoost

В целом темы, которые затронуты телепередачей, очень интересны. Это было познавательно, как и всегда, но закадровый голос очень уж назойливый. Также, как мне показалось, был достаточно рваный сюжет, можно было бы и намного более подробно обо всем этом рассказать вместо неинтересных вставок посередине передачи. Студия как-то не очень, да и сам ведущий, откровенно говоря, так себе. Если все исправить, былое величие передачи вернется.

Galina Varlygina

Увы, пусть и не Пушной, но и не Маркони! Это вообще не его. Ему интересен только он сам. Да и передача унылая и скучная, несмотря на то, что я фанатка научной документалки. Вам опыт Комолова в похожей передаче ничего не дал?

ayorka 54

Плюсы: есть интересные сюжеты, есть рубрика «эксперименты», которые интересные, видно, что была проделана огромная работа над всем этим, и всё. Маркони пока что в этом шоу не делает ничего, просто рекламирует это шоу — и всё. Почти никак не подводит к сюжету, который нам будут показывать, это сценарная недоработка. И да, поменяйте диктора, прошу, ну просто невозможно воспринимать информацию нормально.

George Firsanov

Это интересно. Однако это уже совсем другая передача, вам бы не просто текст читать, а рассказывать, т. е. со своим личным интересом к информации.

Геннадий Багаев

Дизлайки вам и будут ставить. Посмотрел, как Маркони выступает, видно, что человеку хайпа хочется. Но не вышло, он закрытый и зажатый, шутки у него, конечно, — это провал.

Данила Беляков

Я человек, выросший на прежнем «Галилео», на данный момент мне 19. Ну нормально вышло вернуть передачу. Просто зная, какой она была раньше, сложно принять ее новую, Даня послужил поводом к ее просмотру.

Carl Mason

Ну такое. Маркони не Пушной, и закадровый голос не так заинтересовывает, как старый, во время репортажа. Один Крастер хорошо рассказывает про силу огня. И подача информации на сомнительном уровне. Все почему? А потому, что в старом «Галилео» все было по полочкам и было понятно, о чём идёт речь. А тут на тебя льют тонны инфы, резко перепрыгивая с темы на тему. Верните Пушного и Репетура.

Влад Логачев

Что с повествованием? Раньше в одном выпуске Галилео была одна тема. Тут же их пять! Тем более они никому не интересны, кажется, что их просто взяли с Discovery и вставили в выпуск. Раньше всё рассказывали работники «Галилео» . Маркони — второй минус. Ну о-о-очень интересно слушать человека, который читает как робот: ни шуток, ни импровизации, ни даже размеренной речи с паузами. К Крастеру такая же претензия.

prosta ya

Собственно, вопрос. А зачем?? Зачем нужно было оставлять название, если это совершенно другая программа? Зачем заменили Пушного (по его словам, ему не поступало предложений)? И почему бы просто не сделать это чем-то новым? В принципе всё неплохо, но это не «Галилео» (и, судя по комментариям, это не только моё мнение. ).

Fedor Sumkin

Пожалуйста, продолжайте это шоу, это очень круто! Просто русский характер не способен быстро адаптироваться к чему-то новому.

Иван Терехов

Полное разочарование. Посмотрел 5 минут и выключил. От «Галилео», которое я часто любил смотреть в детстве, не осталось и следа. Пушной мне в детстве напоминал сумасшедшего учёного в хорошем смысле слова. При том что он ещё физик по образованию, это смотрелось ещё интереснее. А это что за пародия? В ведущие надо приглашать тех, кто реально шарит в этой теме, а не блогеров с Youtube.

Aleksey Savenkov

Скажу честно, Маркони в кадре норм с его шуточками, но голос, который озвучивает за кадром. Не сказать что противный, но он сомнительно вписывается в тематику программы, появляются сомнения при просмотре.

Михаил Рубаев

Маркони пошлый и вульгарный. Его дешевые понты бесят. Пушной был лучше. Крастер лучше всех. Лучше бы ему дали вести передачу!

Иван Назарец

Конечно, я очень рад, что «Галилео» вернулось. Но всем очень не понравилось, что поменялись все ведущие и дикторы. Поэтому, я думаю, оно не взлетит, как это было раньше.

The are

Блин, вполне неплохо, проекту еще в 2014 году нужна была перезагрузка, Маркони перезагрузил как надо. При Пушном, естественно, было лучше, но лишь потому, что мы привязались к старой версии, но надо идти вперед. Это круто, очень круто.

Галилео Галилей: 14 интересных фактов

К 450-летию со дня рождения ученого

Приблизительное время чтения: 13 мин.

15 февраля исполняется 450 лет со дня рождения великого итальянского физика, математика, инженера и философа Галилео Галилея (1564 – 1642), одного из основоположников науки Нового времени. Мы подготовили рассказ о 14 интересных фактах о жизни и научной деятельности основателя экспериментальной физики, с которого в 17 веке началась современная физика.

1. Инквизиция судила Галилея за книгу о Солнце и Земле

Доменико Тинторетто. Галилео Галилей. 1605-1607

Поводом к инквизиционному процессу 1633 года послужила только что вышедшая книга Галилея «Диалог о двух величайших системах мира Птолемеевой и Коперниковой», где он доказывал истинность гелиоцентризма и спорил с перипатетической (т.е., аристотелевской физикой), а также с Птолемеевой системой, согласно которой в центре мира находится неподвижная Земля. Такого представления о строении мира придерживалась тогда католическая церковь.
Главной претензией инквизиции к Галилею была его уверенность в объективной истинности гелиоцентрической системы мира. Причем католическая церковь долгое время ничего не имела против коперниканства при условии, что его будут трактовать просто как гипотезу или математическое предположение, которая позволяет просто лучше описывать окружающий мир («спасать явления»), не претендуя при этом на объективную истинность и достоверность. Только в 1616 году, более чем через 70 лет после своего выхода в свет книга Коперника «De revolutionibus» («Об обращениях») была занесена в «Индекс запрещенных книг».

Читайте также:
Иван Павлович Неумывакин - отзывы, мнение, рейтинг

2. Галилея обвиняли в уменьшении авторитета Библии

Джузеппе Бертини. Галилей показывает телескоп венецианскому дожу. 1858

В вину Галилею инквизиция ставила превышение полномочий разума и умаление авторитета Священного Писания. Галилей был рационалист, верящий в могущество разума в деле познания природы: разум по Галилею познает истину «с той достоверностью, какую имеет сама природа». Католическая церковь же считала, что любая научная теория носит лишь гипотетический характер и не может достигнуть совершенного познания тайн мироздания. Галилей был уверен в обратном: «… человеческий разум познает некоторые истины столь совершенно и с такой же абсолютной достоверностью, какую имеет сама природа: таковы чистые математические науки, геометрия и арифметика; хотя Божественный разум знает в них бесконечно больше истин… но в тех немногих, которые постиг человеческий разум, я думаю, его познание по объективной достоверности равно Божественному, ибо оно приходит к пониманию их необходимости, а высшей степени достоверности не существует».
По Галилею в случае конфликта в деле познания природы с любым другим авторитетом, в том числе даже со Священным Писанием, разум не должен уступать: «Мне кажется, что при обсуждении естественных проблем мы должны отправляться не от авторитета текстов Священного Писания, а от чувственных опытов и необходимых доказательств… Я полагаю, что всё касающееся действий природы, что доступно нашим глазам или может быть уяснено путём логических доказательств, не должно возбуждать сомнений, ни тем более подвергаться осуждению на основании текстов Священного Писания, может быть, даже превратно понятых. Бог не менее открывается нам в явлениях природы, нежели в речениях Священного Писания… Было бы опасно приписывать Священному Писанию какое-либо суждение, хотя бы один раз оспоренное опытом».

3. Галилей считал себя добрым католиком

Джованни Лоренцо Бертини. Папа Римский Урбан VIII. Ок. 1625

Сам Галилей считал себя верным сыном католической церкви и не намеревался вступать с ней в конфликт. Первоначально папа Урбан VIII долго покровительствовал Галилею и его научным изысканиям. Они были в хороших отношениях, еще когда папа был кардиналом Матфео Барберини. Но ко времени инквизиционного процесса над великим физиком Урбан VIII потерпел ряд серьезных неудач, его обвиняли в политическом союзе с протестантским королем Швеции Густавом-Адольфом против католической Испании и Австрии. Также авторитет католической церкви был серьезно подорван шедшей тогда Реформацией. На этом фоне, когда Урбану VIII доложили о «Диалоге» Галилея, раздосадованный папа поверил даже тому, что один из участников диалога, аристотелик Симпличио, чьи аргументы в пух и прах разбиваются в ходе беседы – это карикатура на него самого. Гнев папы соединился с расчетом: инквизиционный процесс должен был продемонстрировать несломленный дух католической церкви и контрреформации.

4. Галилея не пытали, но ему грозили пыткой

Жозеф-Николя Робер-Флери. Галилей перед судом инквизиции. 1847

Галилею угрожали пыткой во время процесса 1633 года в случае, если он не отречется от своего «еретического» мнения, что Земля движется вокруг Солнца. Некоторые историки все же думают, что к Галилею могла быть применена пытка в «умеренных масштабах», но большинство склоняется к тому, что ее не было. Ему пригрозили пыткой на словах (territio verbalis), без устрашения посредством реальной демонстрации пыточных орудий (territio realis). Однако Галилей решительно отрекся от учения Коперника, и пытать его было уже незачем. Заключительная формула приговора оставляла Галилея «под сильным подозрением в ереси» и приказывала ему очиститься отречением. Его «Диалог о двух величайших системах мира» католической церковью был внесен в «Индекс запрещенных книг», а сам Галилей был также присужден к заключению на тюремный срок, который установит Папа.
Вообще в истории с Галилеем католическая церковь в определенном смысле вела себя достаточно умеренно. Во время процесса в Риме Галилей жил у флорентийского посла на вилле Медичи. Условия жизни там были далеко не тюремные. После своего отречения Галилей сразу вернулся (папа не стал держать Галилея в тюрьме) на виллу тосканского герцога в Риме, а потом через переехал к своему другу, архиепископу Сиены, своего друга Асканио Пикколомини и поселился в его дворце.

5. Инквизиция сожгла не Галилея, а Джордано Бруно

В связи с этим уточним, как и в случае с Коперником, что инквизиция сожгла на костре не Галилея, а Джордано Бруно.
Этого итальянского монаха-доминиканца, философа и поэта, сожгли в 1600 году в Риме не просто за убеждение в истинности коперниканской системы мира. Бруно был сознательным и упорным еретиком (что, может быть, и не оправдывает, но зато хоть как-то объясняет действия инквизиции). Вот текст доноса, который на Бруно в инквизицию отправил его ученик, молодой венецианский аристократ Джованни Мочениго: «Я, Джованни Мочениго, доношу по долгу совести и по приказанию духовника, что много раз слышал от Джордано Бруно, когда беседовал с ним в своем доме, что мир вечен и существуют бесконечные миры… что Христос совершал мнимые чудеса и был магом, что Христос умирал не по доброй воле и, насколько мог, старался избежать смерти; что возмездия за грехи не существует; что души, сотворенные природой, переходят из одного живого существа в другое. Он рассказывал о своём намерении стать основателем новой секты под названием “новая философия”. Он говорил, что Дева Мария не могла родить; монахи позорят мир; что все они – ослы; что у нас нет доказательств, имеет ли наша вера заслуги перед Богом».
Шесть лет Джордано Бруно был в заключении в Риме, отказываясь признать свои убеждения ошибкой. Когда Бруно вынесли приговор подвергнуть его «самому милосердному наказанию и без пролития крови» (сожжение живым), в ответ философ и еретик заявил судьям: «Сжечь – не значит опровергнуть!».

6. Галилей не произносил знаменитой фразы «А все-таки она вертится!»

То, что Галилей якобы сказал знаменитую фразу «А все-таки она вертится!» (Eppur si muove!) сразу после своего отречения – всего лишь красивая легенда, созданная итальянским поэтом, публицистом и литературным критиком Джузеппе Баретти в середине 18 века. Она не подтвержденная никакими документальными данными.
На самом деле Галилей закончил свое отречение в римской церкви Sancta Maria sopra Minerva («Святая Мария торжествует над Афиной Минервой») 22 июня 1633 года следующими словами: «Я же сочинил и напечатал книгу, в которой трактую об этом осужденном учении и привожу в его пользу сильные доводы, не приводя их заключительного опровержения, вследствие сего я признан сим святым судилищем весьма подозреваемым в ереси, будто придерживаюсь и верю, что Солнце есть центр мира и неподвижно, Земля же не есть центр и движется. А посему желая изгнать из мыслей ваших высокопреосвященств, равно как из ума всякого преданного христианина это сильное подозрение, законно против меня возбужденное, – от чистого сердца и с непритворной верою отрекаюсь, проклинаю, объявляю ненавистными вышеназванные заблуждения и ереси, и вообще все и всякие противные вышеназванной святой церкви заблуждения, ереси и сектантские учения».

Читайте также:
Ричард Докинз, биография, история жизни, факты.

7. Галилей изобрел телескоп

Галилей первым применил телескоп (зрительную трубу) для наблюдений за небом. Совершенные им в 1609–1610 году открытия составили настоящую веху в астрономии. При помощи телескопа Галилей первый обнаруживает, что Млечный путь представляет собой гигантское скопление звезд и что у Юпитера есть спутники. Это были четыре самых крупных спутника Юпитера – Европа, Ганимед, Ио и Каллисто, прозванные в честь их открывателя галилеевыми (сегодня астрономы насчитывают у самой большой планеты Солнечной системы 67 спутников).
Галилей увидел в телескоп неровную, холмистую поверхность Луны, горы и кратеры на ее поверхности. Также он наблюдает солнечные пятна, фазы Венеры и видит Сатурн трехликим (то, что он сначала тоже принял за спутники Сатурна, оказались краями его знаменитых колец).

8. Галилей доказал неправоту Аристотеля во взглядах на Землю и Луну и изменил представления человека о Земле и космосе

В истории науки было очень немного событий, аналогичных этой серии открытий по вызванному ей общественному резонансу и воздействию на мышление людей. До Галилея господствующие позиции в европейской науке и культуре занимал аристотелизм. Согласно аристотелевской физике существовало радикальное различие между миром надлунным и подлунным. Если «под Луной», в земном мире все тленно и подвержено изменениям и гибели, то в надлунном мире, на небе согласно Аристотелю царствуют идеальные закономерности, и все небесные тела вечны и совершенны, являются идеально гладкими. Открытия же Галилея, в частности, созерцание неровной, холмистой поверхности Луны было одним из решающих шагов к пониманию того, что весь космос или мир в целом устроен одинаково, что везде в нем действуют одни и те же закономерности.

9. Галилей утверждал, что Луна похожа на Землю

Кстати, интересно отметить существенную разницу между впечатлением, которое производило созерцание Луны на современников Галилея и которое оно производит на нас сегодня. Нашего современника, взглянувшего в телескоп на Луну, поражает, насколько Луна не похожа на Землю: он, прежде всего, обращает внимание на несколько унылую, серую и безводную поверхность. Во времена же Галилея, напротив, люди удивлялись тому, насколько Луна, оказывается, похожа на Землю. Для нас идея физического родства Земли и Луны стала уже тривиальной. Для Галилея же хребты и кратеры на Луне были наглядным опровержением аристотелевского противопоставления небесных тел и Земли.

10. Галилей изменил наши представления о пространстве и движении тел

Главной идеей научного творчества Галилея было представление о мире как упорядоченной системе тел, которые движутся одно относительно другого в однородном пространстве, лишенном привилегированных направлений или точек. Например, что считать верхом или низом, по Галилею зависит от выбранной системы отсчета. В аристотелевской же физике мир представлял собой ограниченное, пространство, где верх или низ четко различались. Все тела либо покоились в своих «естественных местах», либо двигались по направлению к ним. Однородность пространства, относительность движения – таковы были принципы новой научной картины мира, заложенные Галилеем. Кроме того, у Аристотеля покой был важнее и лучше движения: у него тело, на которое не действовали силы, всегда находится в покое. Галилей же ввел принцип инерции (если на тело не действуют силы, оно покоится либо равномерно движется), который уравнял покой и движение. Теперь движение с постоянной скоростью не требует причины. Это был величайший переворот в учении о движении, положивший начало новой науке. Вопрос о конечности или бесконечности мира Галилей считал неразрешимым.

11. Галилей впервые соединил физику с математикой

Важнейшей новацией Галилея в науке было его стремление математизировать физику, описывать окружающий мир не на языке качеств, как в аристотелевской физике, а на языке математики. Галилей писал: «Никогда я не стану от внешних тел требовать чего-нибудь иного, чем величина, фигура, количество и более или менее быстрые движения для того, чтобы объяснить возникновение ощущений вкуса, запаха и звука. Я думаю, что если бы мы устранили уши, языки, носы, то остались бы только фигуры, числа, движения, но не запахи, вкусы и звуки, которые, по моему мнению вне живого существа являются не чем иным, как только пустым мнением». И когда знаменитый физик, лауреат Нобелевской премии по физике 1979 года Стивен Вайнберг говорит, что суть современной физики – количественное понимание явлений, важно знать, что основу этого заложил Галилео Галилей в своих экспериментах по измерению движения падающих с вершины башни камней, качения шаров по наклонной плоскости и т.д.

12. Физика Галилея основана на идеях, которые нельзя проверить

Галилей считается основателем экспериментального естествознания, когда наука от чисто логического, умозрительного теоретизирования обращается к непосредственному наблюдению природы и экспериментированию с ней. Между тем читателя сочинений Галилея поражает, насколько часто он прибегает к мысленным экспериментам. Они обладают способностью доказывать свою истинность еще до своего реального осуществления. Галилей словно еще до всякого опыта убежден в их истинности.
Это говорит о том, что классическая физика, основания которой заложил Галилей, не является беспредпосылочным и потому единственно верным наблюдением природы «как она есть». Она сама покоится на определенных фундаментальных умозрительных допущениях. Ведь основания физики Галилея строятся из принципиально ненаблюдаемых элементов: бесконечное инерциальное движение, движение материальной точки в пустоте, движение Земли и т.д. Как раз аристотелевская физика была ближе к непосредственной очевидности: различие верха и низа в пространстве, движение Солнца вокруг Земли, покой тела, если на него не действуют внешние силы и т.д.

13. Процесс Галилея доказал, что предметы веры и науки смешивать нельзя

Дело Галилея нанесло большой урон авторитету католической церкви. Ее ошибка состояла в том, что практически на уровень догмата было возведено представление из научных теорий, созданных, кстати, язычниками.

Ведь физика Аристотеля, как и система Птолемея – это наследие античности. Но учение о движении Земли не может быть богословским вопросом. Догматы должны касаться области веры, куда нет доступа науке. Например, в «Символе веры» нет ни одного определения, которое можно было бы подтвердить или опровергнуть научно.

Читайте также:
Рене Декарт - отзывы, мнение, рейтинг

14. Церковь признала свои ошибки в деле Галилея

В 1758 году Папа Бенедикт XIV велел вычеркнуть работы, защищавшие гелиоцентризм, из «Индекса запрещённых книг». Эта работа проводилась неспешно и завершилась только в 1835 году.
Голоса о необходимости реабилитировать Галилея звучали на Втором Ватиканском соборе (1962-1965). Позже реабилитацией Галилея занялся Папа Римский Иоанн Павел II. В 1989 году кардинал Пупар заявил по поводу осуждения Галилея: «Осудив Галилея, Священная канцелярия действовала искренне, опасаясь, что признание революции Коперника сулит угрозу католической традиции. Но, то была ошибка, и необходимо ее честно признать. Сегодня мы знаем, что Галилей был прав, отстаивая теорию Коперника, хотя дискуссия по поводу приведенных им аргументов продолжается и в наши дни».

Биография Галилея

Галилей родился 15 февраля 1564 г. в Пизе (город недалеко от Флоренции) в семье родовитого, но обедневшего дворянина Винченцо Галиля, теоретика музыки и лютниста. Род Галилея был из Флоренции, принадлежал к ее богатейшим буржуазным семействам, которые управляли городом. Один из прапрадедов Галилея был даже «знаменосцем правосудия» (gofaloniere di giustizia), главой Флорентийской республики, а также известным врачом и ученым.
В Пизе Галилео Галилей окончил университет, здесь протекали его первые научные исследования, и здесь же он в возрасте 25 лет занял кафедру математики.
Когда Галилей жил в Падуе (1592–1610), он заключил невенчанный брак с венецианкой Мариной Гамба и стал отцом сына и двух дочерей. Позже, в 1619 году, Галилей официально узаконил сына. Обе дочери закончили жизнь в монастыре, куда они ушли, поскольку из-за своей незаконнорожденности не могли рассчитывать на удачный брак и хорошее приданое.
В 1610 году он переезжает во Флоренцию к тосканскому герцогу Козимо Медичи II, который кладет ему хорошее жалованье как своему советнику при дворе. Это помогает Галилею выплатить огромные долги, накопившиеся у него из-за выдачи замуж двух его родных сестер.

Последние девять лет жизни Галилей провел под надзором инквизиции, которая ограничивала его в научных контактах и передвижениях.

Он поселился в Арчетри рядом с монастырем, в котором находились его дочери, и ему было запрещено посещать другие города. Тем не менее, Галилей все равно занимался научными исследованиями. Когда он умер 8 января 1642 года на руках своих учеников Вивиани и Торричелли, папа Урбан VIII запретил торжественные похороны, а кардинал Франческо Барберини (племянник папы) отправил папскому нунцию во Флоренцию следующее послание: «Его святейшество в согласии с указанными мною высокопреосвященствами решил, что Вы, с Вашим обычным искусством, сумеете донести до сведения герцога, что нехорошо строить мавзолей для трупа того, кто был наказан трибуналом святой инквизиции и умер, отбывая это наказание, ибо это могло бы смутить добрых людей и нанести ущерб их уверенности в благочестии его высочества. Но, если все же не удастся отвратить великого герцога от такого замысла, Вам надо будет предупредить, что в эпитафии или надписи, которая будет на памятнике, не должно быть таких выражений, которые могли бы затронуть репутацию этого трибунала. И такое же предупреждение надо будет Вам сделать тому, кто будет читать надгробную речь…»
Много лет спустя, в 1737 году Галилея все-таки похоронили в гробнице Санта Кроче рядом с Микеланджело, как это и намеревались сделать сначала.

На заставке H. J. Detouche. Galileo Galilei displaying his telescope to Leonardo Donato

Галилео Галилей

Фото Все

Видео Все

Галилео Галилей борьба за небо

Жизнь Галилея. Часть 1

Галилео Галилей — биография

Галилео Галилей – великий итальянский астроном и учёный, который внёс огромной вклад в развитие науки своими выдающимися открытиями. Являлся активным приверженцем гелиоцентрической идеи мира, согласно которой Земля и остальные планеты совершают движения вокруг Солнца, что привело его к конфликту с католической церковью.

Детские и юношеские годы

Галилео Галилей родился 15 февраля 1564 года в городе Пиза (Италия). Его отец, Винченцо Галилей, имел происхождение от бедного аристократического рода, занимался игрой на лютне и писал труды по теории музыки. Винченцо Галилей состоял в сообществе Флорентийской камераты, участники которого хотели возродить древнегреческую трагедию. Итогом деятельности музыкантов, певцов и поэтов послужило к созданию на рубеже XVI-XVII столетий абсолютно нового стиля в опере. Его мать, Джулия Амманнати, занималась домашним хозяйством и воспитанием четырёх детей: Галилео, Вирджинии, Ливии и Микеланджело.

Когда мальчику исполнилось 8 лет, семья переехала во Флоренцию, где на тот момент времени процветала династия Медичи, которая была знаменита своим покровительством по отношению к музыкантам, поэтам, ученым и художникам.

В раннем возрасте Галилея отправили учиться в школу, функционирующую при монастыре бенедиктинцев Валломброза. С детства мальчик проявлял способность к изучению языков, рисованию и стремился к точным наукам. От собственного отца Галилео получил способность и талант к композиции, а также хороший музыкальный слух, однако по-настоящему его влекла к себе только научная деятельность.

Учёба

В возрасте 17 лет Галилео отправился в Пизу для того чтобы изучать медицину в университете. Кроме ключевых предметов и врачебной практики, юноша стал посещать всевозможные математические занятия. Галилео открыл для себя мир алгебры и геометрии, что существенным образом повлияло на его мировоззрение. За три года обучения в университете он детально изучил все работы древнегреческих учёных и мыслителей, а также познакомился с гелиоцентрической теорией, выдвинутой Коперником.

Портрет Галилея в юности

По окончанию трёхлетнего срока обучения в университете Галилео был вынужден вернуться во Флоренцию, так как средств на дальнейшее обучение у семьи просто не было. Руководство же университета не пошло на встречу талантливому и способному юноше, поэтому не позволило ему завершить курс и получить степень учёного. Однако к этому времени Галилео уже успел обзавестись влиятельным покровителем в лице маркиза Гвидобальдо дель Монте, который по-настоящему восхищался талантами и способностями молодого человека в изобретательной сфере. Аристократ же в свою очередь «замолвил слово» за подопечного перед герцогом Таскании Фердинандом I Медичи и обеспечил тем самым ему жалование при дворе правителя.

Работа

Маркиз дель Монте поспособствовал молодому талантливому ученому в получении преподавательского места в Болонском университете. Кроме лекций, Галилео вёл достаточно плодотворную научную деятельность, занимаясь решением задач по механике и математике. В 1589 году он возвратился в Пизанский университет только уже в роли преподавателя математики. В 1592 Галилео переезжает в город Падую.

Галилео Галилей «О движении»

Совмещая работу преподавателя в местном университете и проведение научных экспериментов, Галилео издает собственные книги «О движении» и «Механика», в которых он оспаривает аристотелевские идеи. В это же самое время случается одно из важнейших событий в жизни учёного – он изобретает телескоп, который предоставил возможность для наблюдения за жизнью небесных тел. Открытия, совершённые им с использованием нового прибора, были изложены в «Звёздном вестнике».

Читайте также:
Паулу Фрейре, биография, история жизни, факты.

По приезде во Флоренцию в 1610 году, Галилео опубликовывает «Письма о солнечных пятнах», которое негативным образом было воспринято католической церковью: труды учёного католики назвали провокационными.

В 1611 году Галилео уезжает в Рим для того чтобы наглядным образом продемонстрировать Папе Павлу V изобретённый телескоп. Показ прибора Галилео провёл очень корректно и даже получил одобрение со стороны столичных астрономов, однако его просьба о вынесении окончательного решения по поводу гелиоцентрической системы мира определила его участь: паписты назвали его еретиком, а сам процесс обвинения был начат в 1615 году. В 1616 году понятие «гелиоцентризм» было признано Римской комиссией как ложное.

Философия

Ключевой постулат мировоззрения Галилео Галилея состоит в том, что мир признаётся объективным вне зависимости от его субъективного восприятия людьми: вселенная бесконечна и вечна и была инициирована божественным первотолчком, в космосе ничто не исчезает бесследным образом, изменяется только форма материи. В основе мира материального находится механическое движение частиц, при изучении которого можно познать законы вселенной. Согласно Галилею, природа является истинным предметом философии, изучая которую можно стать ближе к истине и первооснове всего сущего.

Галилео являлся приверженцем двух способов естествознания: экспериментального и дедуктивного. Используя первый метод, он мог доказывать гипотезы, а при помощи второго мог достигать полноты полученных знаний. В своих работах учёны в первую очередь опирался на учения Архимеда.

Астрономия

Созданный в 1609 году телескоп позволил Галилею начать наблюдать за небесными светилами. Со временем учёному перестало хватать трёхкратного увеличения прибора для проведения полноценных опытов, поэтому в скором времени он изобретает телескоп, который обладал способностью 32-кратного увеличения предметов.

Первым светилом, которое Галилео изучил при помощи нового изобретения, стала Луна. В результате своих наблюдений учёный обнаружил множество кратеров и гор, находящихся на её поверхности. Первое открытие подтверждало тот факт, что Земля по своим физическим свойствам ничем не отличается от иных небесных тел – в этом и заключалось первое опровержение утверждения Аристотеля о том, что между земной и небесной природой есть разница.

Второе ключевое открытие в астрономии заключалось в выявлении четырёх спутников Юпитера, что в последующем было доказано многочисленными космическими снимками. Этим заключением учёный оспорил умозаключения противников Коперника, которые придерживались мнения о том, что если Луна вращается вокруг Земли, то Земля в свою очередь не может совершать вращения вокруг Солнца.

Ко всему прочему, Галилео обнаружил солнечные пятна, за которыми он наблюдал в течение долгого времени. Подробно исследовав светило, он пришёл к выводу о том, что Солнце совершает вращения вокруг своей оси.

Наблюдая за Меркурием и Венерой, Галилео определил, что орбиты данных планет находятся к Солнцу ближе, чем орбита Земли. Кроме этого, он обнаружил у Сатурна кольца и даже описал планету Нептун. Ведя наблюдения в телескоп за звёздами Млечного пути, астроном убедился в их бесконечном и необъятном количестве. К сожалению, из-за несовершенства техники, он не смог довести до конца все свои открытия.

Опытным и эмпирическим путём учёный доказал, что Земля совершает вращения не только вокруг Солнца, но и вокруг собственной оси, что ещё больше укрепило его в правильности выдвинутой Коперником гипотезы.

Механика

По мнению Галилео Галилея, основой для физического процесса в природе выступает механическое движение. Вселенную он рассматривал с точки зрения сложного механизма, который состоит из простейших причин, поэтому механика стала для него в его научной деятельности краеугольным камнем. Галилео сделал большое количество открытий в механике, а также определил направления для последующих открытий в физике.

Галилей первым установил и доказал закон падения, подтвердив его при помощи эмпирического метода. Он также вывел физическую формулу для полёта тела, которое движется под углом к горизонтальной поверхности.

Галилео сформулировал закон инерции, ставший основополагающей аксиомой в механике. К ещё одному открытию учёного относится объяснение принципа относительности в классической механике, а также открытие и выведение формулы колебания маятников. Последнее исследования было положено в основу изобретения первых маятниковых часов.

Математика

В своих математических суждениях учёный был близок к идеям теории вероятности. Собственные проведённые исследования по этому поводу он изложил в своём сочинении «Рассуждения об игре в кости», опубликованном только спустя 76 лет после его смерти.

Галилео Галилей «Рассуждения об игре в кости»

Галилей стал автором известного парадокса в математике о натуральных числах и их квадратах, расчёты о которых он изложил в сочинении «Беседы о двух новых науках».

Разногласия с католической церковью

После 1616 года, который стал переломным периодом в научной биографии Галилея, учёный вынужден был уйти в тень. Он боялся открыто выражать свои идеи, поэтому единственной книгой, которая была выпущена им после объявления Коперника еретиком, послужило сочинение 1623 года, которое носило название «Пробирщик».

На картине Галилео Галилей перед инквизицией

После того, как в Ватикане произошла смена власти, Галилео воспрянул духом, считая, что новый Папа Урбан VIII положительным образом отнесётся к идеям Коперника в отличие от его предшественника. Однако в 1632 году, после появления в печати «Диалога о двух главнейших системах мира», инквизиция снова начала по отношению к учёному обвинительный процесс. История с выдвижением против него обвинений повторилась снова, только на этот раз для учёного всё закончилось намного плачевнее.

Личная жизнь

Находясь в Падуе, молодой учёный познакомился с подданной Венецианской республики Мариной Гамба, которая и стала его гражданской женой. У пары родилось трое детей – сын Винченцо и две дочери (Ливия и Вирджиния). По причине того, что дети были рождены не в венчанном браке, девушкам в дальнейшем пришлось пойти в монахини. В возрасте 55 лет Галилео смог узаконить лишь своего сына, поэтому тот сумел жениться и подарить отцу внука, который потом тоже стал монахом.

Галилео Галилей с семьей

После объявления инквизицией Галилея вне закона, он переехал на виллу в городе Арчетри, располагавшуюся недалеко от монастыря дочерей, поэтому достаточно часто он мог видеть свою любимую старшую дочь Вирджинию. Младшая же дочь, Ливия, не навещала своего отца, так как была больна.

Смерть

Из-за недолгого заточения в 1633 году Галилео Галилей совершил отречение от гелиоцентрической идеи и попал под бессрочный арест: его поместили под домашний арест в Арчетри, ограничив общение. Находился он там безвыездно вплоть до конца своей жизни: 8 января 1642 года Галилео Галилей скончался.

Читайте также:
Рене Декарт, биография, история жизни, факты из жизни

За 30-е годы в протестантской Голландии получилось издать последние труды учёного – «Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки» и «Диалоги».

После смерти Галилея католики не разрешили захоронить его прах в склепе базилики Санта Кроче, о чём просил и чего желал сам учёный. Справедливость победила только в 1737 году и теперь могила Галилея располагается рядом с могилой Микеланджело. Ещё по прошествии 20 лет католическая церковь реабилитировала гелиоцентрическую идею, ошибка инквизиции же была признана лишь в 1992 году.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Галилео Галилей – отзывы, мнение, рейтинг

1. Галилео Галилей (1564 – 1642) – великий итальянский физик, математик, инженер и философ, один из основоположников науки Нового времени.

2. Галилей родился 15 февраля 1564 года в Пизе (город недалеко от Флоренции) в семье родовитого, но обедневшего дворянина Винченцо Галиля, теоретика музыки и лютниста.

3.Род Галилея был из Флоренции, принадлежал к ее богатейшим буржуазным семействам, которые управляли городом. Один из прапрадедов Галилея был даже «знаменосцем правосудия» (gofaloniere di giustizia), главой Флорентийской республики, а также известным врачом и ученым.

4. Семья его, несмотря на своё происхождение, по уровню финансового достатка соответствовала крестьянам.

5. У учёного было пять братьев и сестер.

6. Отучившись в школе, Галилео Галилей намеревался посвятить свою жизнь церкви. Отец запретил ему становиться священнослужителем. Видя острый ум сына, он желал, чтобы тот занялся наукой.

7. Галилей обучался в Пизанском университете, где он изучал медицину и математику.

8. В Пизе Галилео Галилей окончил университет, здесь протекали его первые научные исследования, и здесь же он в возрасте 25 лет занял кафедру математики.

9.Когда Галилей жил в Падуе (1592-1610), он заключил невенчанный брак с венецианкой Мариной Гамба и стал отцом сына и двух дочерей. Позже, в 1619 году, Галилей официально узаконил сына.

10. Обе дочери закончили жизнь в монастыре, куда они ушли, поскольку из-за своей незаконнорожденности не могли рассчитывать на удачный брак и хорошее приданое

11. В 1610 году Галилей переезжает во Флоренцию к тосканскому герцогу Козимо Медичи II, который кладет ему хорошее жалованье как своему советнику при дворе. Это помогает Галилею выплатить огромные долги, накопившиеся у него из-за выдачи замуж двух его родных сестер.

12. Галилео Галилей — автор едва ли не самых важных научных открытий своего времени.

13.Галилео Галилей — основатель экспериментальной физики, с которого в 17 веке началась современная физика.

14. Сейчас то, к чему он пришёл с таким трудом, кажется нам очевидным, но в те далёкие времена требовался не только недюжинный ум, но и отвага, чтобы всколыхнуть застойное общество, и открыто заявить о кардинально новых идеях. У Галилея всё это было, поэтому он навеки вписал себя в историю величайших умов человечества.

15. Подобно всем выдающимся деятелям эпохи Возрождения, Галилей был человеком очень разносторонним.

16.В круг его интересов входили математика, астрономия, физика, сопротивление материалов и философия.

17. Помимо научной деятельности, Галилей увлекался поэзией. Правда, прославился он всё-таки в качестве учёного, а не поэта, но стихов он написал немало.

18. Галилей первым из ученых изложил теорию механики, систематизировал астрономические наблюдения, выдвинул идею использования маятников, придумал гидростатические весы.

19. Два величайших открытия Галилея, перевернувшие тогдашнюю механику — инерция и ускорение свободного падения.

20. Именно Галилео Галилей изобрёл телескоп, а также первым применил его для наблюдения за ночным небом. Этого учёного можно считать отцом современной астрономии.

21. Галилей в свой телескоп разглядел кратеры и горы на поверхности Луны. До этого все полагали, следуя утверждению Аристотеля, что все небесные тела обладают совершенно гладкой поверхностью.

22.Долгое время физическим и астрономическим открытиям Галилея никто не верил, так как они сильно противоречили устоявшейся в умах людей картине мира.

23. Во время преследования Николая Коперника инквизицией Галилей, к которому церковные сановники тогда относились лояльно, лично пытался заступиться за коллегу-учёного, но не достиг успеха.

24. Уже в университете Галилей проявил себя отчаянным спорщиком. Для него не существовало авторитетов, а завязать дискуссию он мог даже по тем вопросам, в которых разбирался не очень хорошо.

25.В течение 18 лет Галилей работал профессором в Падуанском университете. Его лекции были очень популярны, а после первых открытий учёный стал известен по всей Европе.

26. Будучи обладателем живого и острого ума, всю свою жизнь Галилей посвятил науке, что повлекло за собой его преследование римской церковью и даже громкий судебный процесс по обвинению в ереси.

27. Сам Галилей считал себя добрым католиком, верным сыном католической церкви и не намеревался вступать с ней в конфликт. Первоначально папа Урбан VIII долго покровительствовал Галилею и его научным изысканиям. Они были в хороших отношениях, еще когда папа был кардиналом Матфео Барберини. Но ко времени инквизиционного процесса над великим физиком Урбан VIII потерпел ряд серьезных неудач, его обвиняли в политическом союзе с протестантским королем Швеции Густавом-Адольфом против католической Испании и Австрии. Также авторитет католической церкви был серьезно подорван шедшей тогда Реформацией.

28. Инквизиция судила Галилея за книгу о Солнце и Земле. Поводом к инквизиционному процессу 1633 года послужила только что вышедшая книга Галилея «Диалог о двух величайших системах мира Птолемеевой и Коперниковой», где он доказывал истинность гелиоцентризма и спорил с перипатетической (аристотелевской физикой), а также с Птолемеевой системой, согласно которой в центре мира находится неподвижная Земля. Такого представления о строении мира придерживалась тогда католическая церковь.

29. Галилея обвиняли в уменьшении авторитета Библии. В вину Галилею инквизиция ставила превышение полномочий разума и умаление авторитета Священного Писания. Галилей был рационалист, верящий в могущество разума в деле познания природы: разум по Галилею познает истину «с той достоверностью, какую имеет сама природа». Католическая церковь же считала, что любая научная теория носит лишь гипотетический характер и не может достигнуть совершенного познания тайн мироздания.

30. Отношения Галилея с католической церковью испортились окончательно после его заявления о том, что священники должны заниматься спасением душ, а не лезть в науку. Вскоре после этого учение о гелиоцентрической системе мироздания, которое он продвигал, было объявлено вредным и запрещённым.

Читайте также:
Исаак Ньютон, биография, история жизни, изобретения

31. Галилею угрожали пыткой во время процесса 1633 года в случае, если он не отречется от своего «еретического» мнения, что Земля движется вокруг Солнца. Некоторые историки все же думают, что к Галилею могла быть применена пытка в «умеренных масштабах», но большинство склоняется к тому, что ее не было. Ему пригрозили пыткой на словах (territio verbalis), без устрашения посредством реальной демонстрации пыточных орудий (territio realis). Однако Галилей решительно отрекся от учения Коперника, и пытать его было уже незачем.

32. Заключительная формула приговора оставляла Галилея «под сильным подозрением в ереси» и приказывала ему очиститься отречением. Его «Диалог о двух величайших системах мира» католической церковью был внесен в «Индекс запрещенных книг», а сам Галилей был также присужден к заключению на тюремный срок, который установит Папа.

33.Вообще в истории с Галилеем католическая церковь в определенном смысле вела себя достаточно умеренно. Во время процесса в Риме Галилей жил у флорентийского посла на вилле Медичи. Условия жизни там были далеко не тюремные. После своего отречения Галилей сразу вернулся (папа не стал держать Галилея в тюрьме) на виллу тосканского герцога в Риме, а потом переехал к своему другу, архиепископу Сиены и поселился в его дворце.

34. Инквизиция сожгла не Галилея, а Джордано Бруно.

35. То, что Галилей якобы сказал знаменитую фразу «А все-таки она вертится!» (Eppur si muove!) сразу после своего отречения — всего лишь красивая легенда, созданная итальянским поэтом, публицистом и литературным критиком Джузеппе Баретти в середине 18 века. Она не подтверждена никакими документальными данными.

36. При помощи своего телескопа Галилей первый обнаруживает, что Млечный путь представляет собой гигантское скопление звезд и что у Юпитера есть спутники. Это были четыре самых крупных спутника Юпитера — Европа, Ганимед, Ио и Каллисто, прозванные в честь их открывателя галилеевыми (сегодня астрономы насчитывают у самой большой планеты Солнечной системы 67 спутников).

37.Также он наблюдает солнечные пятна, фазы Венеры и видит Сатурн трехликим (то, что он сначала тоже принял за спутники Сатурна, оказались краями его знаменитых колец).

38.Галилей доказал неправоту Аристотеля во взглядах на Землю и Луну и изменил представления человека о Земле и космосе.

39.Галилей утверждал, что Луна похожа на Землю. Нашего современника, взглянувшего в телескоп на Луну, поражает, насколько Луна не похожа на Землю: мы, прежде всего, обращаем внимание на несколько унылую, серую и безводную поверхность. Во времена же Галилея, напротив, люди удивлялись тому, насколько Луна, оказывается, похожа на Землю.

40. Можно лишь поразиться силе духа этого человека, который один противостоял многочисленным предрассудкам и общественному осуждению, отстаивая свою точку зрения.

41. Галилей изменил наши представления о пространстве и движении тел. Главной идеей научного творчества Галилея было представление о мире как упорядоченной системе тел, которые движутся одно относительно другого в однородном пространстве, лишенном привилегированных направлений или точек. Это был величайший переворот в учении о движении, положивший начало новой науке. Вопрос о конечности или бесконечности мира Галилей считал неразрешимым.

42. Физика Галилея основана на идеях, которые нельзя проверить. Галилей считается основателем экспериментального естествознания, когда наука от чисто логического, умозрительного теоретизирования обращается к непосредственному наблюдению природы и экспериментированию с ней.

43.Между тем читателя сочинений Галилея поражает, насколько часто он прибегает к мысленным экспериментам. Они обладают способностью доказывать свою истинность еще до своего реального осуществления. Галилей словно еще до всякого опыта убежден в их истинности.

44. Галилей впервые соединил физику с математикой. Важнейшей новацией Галилея в науке было его стремление математизировать физику, описывать окружающий мир не на языке качеств, как в аристотелевской физике, а на языке математики. Галилей писал: «Никогда я не стану от внешних тел требовать чего-нибудь иного, чем величина, фигура, количество и более или менее быстрые движения для того, чтобы объяснить возникновение ощущений вкуса, запаха и звука.

45.И когда знаменитый физик, лауреат Нобелевской премии по физике 1979 года Стивен Вайнберг говорит, что суть современной физики — количественное понимание явлений, важно знать, что основу этого заложил Галилео Галилей в своих экспериментах по измерению движения падающих с вершины башни камней, качения шаров по наклонной плоскости и так далее.

46. Последние девять лет жизни Галилей провел под надзором инквизиции, которая ограничивала его в научных контактах и передвижениях.

47.Он поселился в Арчетри рядом с монастырем, в котором находились его дочери, и ему было запрещено посещать другие города. Тем не менее, Галилей все равно занимался научными исследованиями.

48. Из-за тяжёлых условий содержания под домашним арестом Галилей ослеп и последние 4 года своей жизни мог только диктовать свои работы.

49.Похороны Галилея прошли незаметно, без церемониальных обрядов. Над его могилой даже не был установлен памятник. Много лет спустя, в 1737 году прах Галилея был перезахоронен во флорентийской базилике в гробнице Санта Кроче рядом с Микеланджело, как это и намеревались сделать сначала.

50.Через 350 лет после суда над Галилеем Папа Римский Иоанн Павел II признал ошибочность действий инквизиции в отношении великого учёного. Официально Ватикан признал преследование Галилея за его идеи ошибкой лишь в 1992 году.

Личности в истории. Галилео Галилей

Не медик, а математик

Галилей родился в Пизе 15 февраля 1564 года. Он был первым из шести детей Винченцо Галилея, флорентийского купца и музыканта (по совместительству). В возрасте одиннадцати лет его отправили в Камальдолезскую школу в Валломброзе. И, если бы не сопротивление отца, он стал бы монахом. В 1581 году Галилео поступил в Пизанский университет, чтобы получить медицинскую степень, но вскоре в нем проснулся гораздо больший интерес к математике.

Отец очень неохотного согласился на то, чтобы сын оставил медицину. Бросив университет и оставшись без ученой степени, Галилео вел нищенское существование с 1585 по 1589 годы. В этот период он опубликовал свою первую книгу «Маленький баланс», на что его вдохновили исследования математика Архимеда. В ней описывалось гидростатическое равновесие, которое он изобрел для измерения удельного веса предметов.

В 1589 году по рекомендации немецкого математика-иезуита Кристофера Клавиуса и благодаря известности, которую он снискал своими лекциям во Флорентийской академии, Галилей получил назначение в Пизанский университет. Там он в течение следующих трех лет преподавал математику, основанную на аристотелевских и птолемеевских теориях.

В 1592 году Галилей получает более престижное место в университете Падуи в Венецианской республике. Эти восемнадцать лет в Падуе, где он преподавал геометрию Евклида и астрономию Птолемея, были самыми счастливыми в его жизни.

Читайте также:
Иван Мичурин, биография, история жизни, причины известности

Коперник как крамола

Галилей начал исследовать теорию Коперника о движении Земли в начале 1590-х годов. В письме к Иоганнесу Кеплеру в 1597 году он признавался, что много лет был сторонником копернизма, но боязнь насмешек мешала ему открыто выражать свои взгляды. Однако в 1604 году Галилей начал читать лекции с разоблачением противоречий астрономии Аристотеля. Примерно в то же время он возобновил свои более раннее исследования движения. И пришел к гениальному выводу о том, что объекты падают с одинаковой скоростью, независимо от веса.

В 1609 году Галилей собственноручно усовершенствовал телескоп (был изобретен как зрительная труба голландским оптиком) и использовал его, чтобы указать на ошибочность гелиоцентрической теории. В своих работах по астрономии он описывал лунные горы и спутники Юпитера. Чтобы польстить Козимо II, великому герцогу Тосканы, Галилей посвятил ему книгу в надежде, что за этим последует важное назначение во Флоренцию. Он не был разочарован: Козимо назвал его «главным математиком и философом».

Вскоре после публикации в 1612ꟷ1613 годах своих рассуждений о падающих телах и солнечных пятнах Галилей вступил в публичную дискуссию о связи между тезисом Коперника о движении Земли и священными писаниями, которые поддерживали птолемеевскую геоцентрическую теорию (Земля неподвижна).

Запрет на разговоры о движении Земли

В 1616 году святая инквизиция недвусмысленно осудила теорию Коперника. Кардиналу Роберту Беллармину (иезуитскому теологу и советнику папы) было поручено лично проинформировать Галилея о том, что ему запрещено преподавать или защищать учение Коперника устно или письменно. Но тот, по-видимому, понял этот запрет по-своему. Галилей решил, что можно продолжать обсуждать коперниковские идеи, как математические конструкции, а не как философскую истину (что было запрещено). Поэтому он и вел обширную переписку на эту тему со своими сторонниками по всей Европе.

В 1623 году кардинал Маффео Барберини (старый друг Галилея и известный покровитель искусств) был избран папой, приняв имя Урбан VIII. Барберини, как Папа Римский, был гораздо менее враждебен к Копернику, чем кардинал. Во время аудиенции у Галилея Урбан ясно заявил, что

Между 1624 и 1630 годами Галилей написал книгу «Диалог о двух главных системах мира: Птолемеевской и Коперниковской». Этот труд осудили религиозные власти.

Диалог был опубликован во Флоренции в 1632 году. Книга Галилея – ученого эпохи Возрождения – представляет его смелые идеи астронома, физика и гуманиста.

Она написана в форме спора между тремя философами, один из которых умело защищал идеи Коперника о движении Земли вокруг Солнца, другой выступал в качестве посредника, а третий неумело поддерживал тезис Птолемея о неподвижности Земли, которая находится в центре мира. Написанная на итальянском языке в популярном стиле, книга быстро привлекла широкую читательскую аудиторию.

Пламя инквизиции

Руководство католичества приказало Галилею явиться в Рим по «подозрению в ереси» (распространение книги о движении Земли). Суд над ним, начавшийся в апреле 1633 года, закончился спустя несколько месяцев, когда инквизиция признала его не еретиком, а «сильно заподозренным в ереси». Это осуждение было основано главным образом на том, что он не выполнил предписание инквизиции от 1616 года (запрет на высказывания о движении Земли). По причинам, которые до сих пор остаются неясными, Галилей подписал отречение. Он был приговорен к тюремному заключению и к чтению покаянных псалмов один раз в неделю в течение трех лет. Впоследствии приговор был заменен домашним арестом в Арчетри.

Галилей провел остаток своей жизни в относительном уединении, страдая слабым здоровьем и слепотой. Тем не менее ему удалось опубликовать в Голландии в 1638 году свои рассуждения и математические доказательства, касающиеся двух новых наук, в которых он развил свои идеи об ускорении тел в свободном падении. Он умер 8 января 1642 года и был похоронен в церкви Санта-Кроче.

Мельница мифов: за что пострадал Галилей

Судьба физика, астронома Галилео Галилея, его спор с церковными мракобесами и торжество этого светоча науки над “обскурантизмом попов” долгое время тешили либеральную западную публику и их последователей из числа советской интеллигенции. На поверку “дело Галилея” оказалось не таким, каким его представляли прогрессивно или креативно мыслящие деятели.

В канун Второй мировой войны Бертольд Брехт (Bert Brecht) написал пьесу “Жизнь Галилея” (Leben des Galilei), которая с успехом шла на многих театральных подмостках. В Советском Союзе новую жизнь в нее вдохнул большой поклонник творчества немецкого драматурга режиссер Театра на Таганке Юрий Любимов, в роли ученого блистал сам Владимир Высоцкий. Всем памятна блистательная фраза: Eppur si muove – “А все-таки она вертится!” — якобы сказанная несломленным инквизиционным судилищем Галилео.

Однако к брехтовскому Галилею нужно относиться примерно также, как к пушкинскому Сальери. Созданные гениями образы не совсем портреты их реальных прототипов. Точнее сказать, литературные образы просто позаимствовали у исторических лиц их имена и фамилии.

Испанский философ Ортега-и-Гассет давно подметил, что причины процесса над Галилеем коренятся “скорее в мелких интригах отдельных группировок, нежели в каких-либо догматических установлениях церкви”.

Об одном из самых драматичных эпизодов истории европейской науки Нового времени — инквизиционного процесса над Галилео Галилеем 1633 года и о личности уроженца Пизы Галилео Галилея (Galileo Galilei), носившего официальный титул Filosofo e Matematico Primario del Granduca di Toscana, т. е. “философ и главный математик эрцгерцога Тосканы”, написано немало книг. Однако среди познавательных, интересных и блестящих работ крайне мало аналитических исследований.

Перелопатив целую гору первоисточников и трудов своих зарубежных коллег, историк науки Игорь Сергеевич Дмитриев в своей книге “Упрямый Галилей” предлагает новую трактовку конфронтации Галилея с католической церковью.

Зарубежные историки, которых цитирует доктор химических наук, профессор кафедры философии науки и техники философского факультета, директор Музея-архива Д. И. Менделеева Санкт-Петербургского государственного университета Игорь Дмитриев, дают следующие оценки Галилею: “Расхожее представление о Галилее как мученике свободомыслия является чрезмерным упрощением. То, что его взгляды отличались от взглядов большинства представителей академического истеблишмента, еще не делает его либералом.

Галилей лелеял надежду (cherished the hope), что церковь поддержит его идеи, и полагал, как и многие его современники, что просвещенное папство станет эффективным инструментом научного прогресса. Но он, по-видимому, так и не понял, что католическая церковь, атакуемая протестантами за пренебрежительное отношение к Библии, будет вынуждена в качестве самозащиты ужесточить свою позицию. И все, что представлялось противоречащим Священному Писанию, должно было истолковываться с величайшей осторожностью”. (Shea W. R., Artigas M. Galileo in Rome)

Читайте также:
Джеймс Уатт - отзывы, мнение, рейтинг

И дополняющая вышеприведенное высказывание характеристика, данная в работе канадского историка науки Уэйда Рауланда “Ошибка Галилея” (Wade Rowland. Galileo’s Mistake): Ошибка [Галилея] состояла в его убежденности, будто природа является сама себе интерпретатором. Это не так. Неправильно утверждать, как утверждал Галилей, что существует одно-единственное объяснение природных явлений, которое может быть получено с помощью наблюдений и рассуждений и которое все другие объяснения делает ложными. Ученые не открывают законы природы, они их изобретают (scientists do not discover laws of nature, they invent them)”.

Сначала о пресловутом мракобесии священнослужителей. Малоизвестный факт. Между кардиналом Маффео Барберини — будущим римским папой Урбаном VIII — и Галилеем, не позднее 1623 года (точную дату история не сохранила) состоялся разговор, записанный близким другом и биографом понтифика Агостино Ореджи: “[Барберини] высказал все, о чем размышлял в одиночестве, а в конце беседы спросил: способен ли Бог расположить орбиты планет, звезд и всех видимых небесных тел иным образом, изменив при этом все расстояния, координаты и направления движений светил?

Если Бог способен это сделать (в чем Барберини, конечно, не сомневался, его вопросы были сугубо риторическими — комментирует Игорь Дмитриев), то можно ли тогда полагать пределы божественной силе и мудрости? Услышав такие слова, сей ученейший муж [Галилей] погрузился в глубокое молчание (Quibus auditis, quievit vir ille doctissimus)”.

“По мнению Барберини, — пишет Дмитриев, — нельзя настаивать на истинности какой-либо теории, если не доказано, что все прочие мыслимые теории противоречивы, поскольку божественное всемогущество ограничено только требованием непротиворечивости (non repugnantia terminorum).

Однако данное условие истинности теории является необходимым, но не достаточным: даже если такая единственно непротиворечивая теория и будет создана, всегда возможно в ее опровержение сослаться на potentia Dei absoluta, то есть на то, что Бог в своем бесконечном могуществе и бесконечной мудрости может продуцировать данное обстояние дел (скажем, согласующуюся с текстом Ветхого Завета геоцентрическую космологию) многими способами, включая и те, о которых натурфилософы и математики не имеют никакого представления и даже которые не в состоянии вообразить. Иными словами, Урбан, стоя на позициях “теологического скептицизма”, требовал от Галилея признания:

— необходимости учета наряду с естественной причинностью также “причинности” иного рода, а именно учета действия некой сверхъестественной (божественной) “каузальности”, причем речь фактически шла не просто о нарушении Богом “обычного хода природы”, но о детерминации естественного хода вещей сверхъестественными факторами;

— не просто ограниченности человеческого понимания природной реальности, но и принципиальной непознаваемости истинных причин природных явлений”.

Ученый-кардинал и будущий римский папа полагал, если натурфилософское утверждение противоречит библейскому тексту и это противоречие оказывается неразрешимым для человеческого разума, то в этом случае “предпочтительней признать теорию, наилучшим образом согласующуюся с текстом Священного Писания и с теологической традицией, ибо Библия является единственным источником достоверного знания”.

“Галилей исходил из иной познавательной предпосылки, — утверждает Дмитриев, — способы “спасения явлений”, недоступные человеческому разуму, следует, по его мнению, элиминировать из натуральной философии, то есть они не должны приниматься во внимание в натурфилософских рассуждениях, потому что Бог наделил человека способностью познавать тварный мир (пусть даже в ограниченных пределах). В этом смысле галилеева наука не может претендовать на познание истинных божественных замыслов и путей их реализации, ее цель скромнее — дать, как бы мы сегодня сказали, модель явления, наделенную “внешним оправданием” и “внутренним совершенством” (если воспользоваться терминологией Эйнштейна)”.

И далее автор сообщает: “Иными словами, Галилей предлагал выбирать из наличного экзегетического многообразия те толкования Священного Писания, которые наилучшим образом отвечают данной теории (или просто толкуя библейский текст в рамках здравого смысла), а не приспосабливать выбор теории к тридентским (или к каким-либо иным) экзегетическим предпочтениям”.

А теперь что касается непосредственно решения суда, по которому Галилею запрещалось упоминать публично о теории Коперника даже как о предмете критики. На это решение повлияла, как пишет Дмитриев, “сложная полифония различных факторов и контекстов (логических, физических, натурфилософских, патронатных, теологических, политических и личностно-психологических) определила в конечном итоге причины, характер и особенности процесса над Галилеем”.

И вот вывод, к которому приходит современный исследователь науки, после внимательного штудирования текстов, а не публицистической пропаганды: “В литературе, особенно отечественной, процесс над Галилеем принято трактовать в терминах столкновения науки и религии. При этом Галилей выступает в роли последовательного борца с религиозными предрассудками за свободу мысли. Такая картина совершенно не соответствует действительности.

Во-первых, многие священнослужители поддерживали коперниканские взгляды тосканца или по крайней мере относились к ним сочувственно (среди них Пьеро Дини, Паоло Фоскарини, Фульдженцио Миканцио, Асканио Пикколомини и даже Винченцо. Макулано). Иезуиты Кристоф Шайнер и Орацио Грасси вели острую полемику с Галилеем, но то был натурфилософский спор, а не защита христианской догматики от научных инноваций. В то же время, как было показано выше, далеко не все натурфилософы и математики были на стороне Галилея.

Во-вторых, Галилей был глубоко верующим человеком и вполне добропорядочным католиком, что не мешало ему отстаивать свои научные убеждения. Вопрос о свободе мышления, за которую тосканскому ученому действительно приходилось бороться, на мой взгляд, следует трактовать в рамках христианского понимания свободы. Христос дает свободу от рабства греха и смерти — греха как первородного, так и личного, от которого не свободен никто.

Свобода в христианском понимании — это свобода не зависеть ни от кого и ни от чего, кроме Бога. Человек свободен от страха небытия после смерти, свободен от многих зависимостей (например, от общественного мнения, принятых стереотипов, требований и приоритетов), потому что Христос есть Истина и Любовь. В христианском понимании свобода — в зависимости, но зависимости от Христа, и только от Него. Как только в мире появляется что-то более важное, отгораживающее человека от взгляда на Бога, свобода заканчивается, начинается зависимость”.

Читайте также:

Добавьте “Правду.Ру” в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Галилео Галилей – основатель точного естествознания

Имя выдающегося итальянского учёного Галилео Галилея (Galileo Galilei) хорошо известно даже людям, далёким от физики, математики и астрономии. Его фундаментальные труды и изобретения оказали значительное влияние на развитие научной мысли XVI – XVII веков и последующих эпох.

Биография

Галилео Галилей был убеждённым рационалистом, считавшим, что все явления и законы природы имеют свои объяснения и подвластны человеческому разуму. Он прошёл яркий, интересный и во многом непростой жизненный путь, оставив глубокий след не только в итальянской, но и мировой истории.

Семья и происхождение

Родным городом Галилео Галилея была Пиза (Pisa). Будущий учёный появился на свет в 1564 году, в семье обедневшего дворянина, музыканта и композитора Винченцо Галилея (Vincenzo Galilei), в высшей степени просвещённого и образованного человека, вынужденного из-за плачевного материального состояния заниматься мелкой торговлей.

Читайте также:
Клинтон Ричард Докинз (Clinton Richard Dawkins) - отзывы, мнение, рейтинг

Мать Галилео, Джулиа Амманнати (Giulia Ammannati), также принадлежала к знатному роду, отличалась тяжёлым, своенравным характером, посвятила свою жизнь воспитанию детей и ведению домашнего хозяйства. Известно, что среди потомков аристократического рода (по линии отца) были учёные и врачи, а упоминания о некоторых из них, занимавших важные государственные должности во Флорентийской республике (Repubblica fiorentina), встречаются в документах, относящихся ещё к XIV веку.

Галилео был старшим из шести детей (двое умерли в младенческом возрасте). Когда ему исполнилось примерно 11 лет в поисках лучшей жизни семейство переехало во Флоренцию (Firenze), являвшуюся в тот период центром культуры, науки и искусства всей Европы.

  • Советую почитать: как добраться из Пизы во Флоренцию

Начальное образование

Юный Галилео рос всесторонне одарёнными ребёнком, проявлявшим талант к музыке и изобразительному искусству. Любовь к творчеству он сумел пронести на протяжении всей своей жизни, достигнув немалых успехов в этой области.

Начальное образование было получено в школе аббатства Валломброза (Abbazia di Vallombrosa), расположенной в небольшой коммуне Реджелло (Reggello), в провинции Флоренции. Галилео был прилежным учеником: в стенах монастыря он с одинаковым рвением и усердием штудировал богословие, древние языки, поэзию и риторику, сочинял стихи, отличавшиеся особым талантом и выразительностью. Жизнь в обители пришлась по душе юноше, он стал послушником, и грезил о принятии священнического сана.

Студенческие годы

Идея Галилео посвятить себя служению Богу была категорически отвергнута отцом, и в 1581 году по настоянию родителя, мечтавшего о более доходном занятии для своего отпрыска, он поступил в Пизанский университет (Universita di Pisa), на медицинский факультет.

Параллельно с основным курсом юный студент увлечённо изучал математику, геометрию, физику и астрономию. Молодой человек с головой погружался в теорию и непрестанно ставил научные эксперименты. Очень быстро он определился с делом всей своей жизни, и перешёл с медицинского факультета на математический. Ещё в студенческие годы Галилео открыл для себя гелиоцентрическую теорию Коперника, став её рьяным приверженцем.

В университете он снискал славу не только стремящегося к знаниям молодого человека, но и заядлого спорщика, не знавшего искусства дипломатии, а также имевшего всегда своё мнение, и не считавшего необходимым его скрывать. Из-за финансовых трудностей семьи обучение не удалось завершить в полном объёме, окончив лишь три курса. Несдержанность и своенравный характер юноши (унаследованный, скорее всего, от матери) сыграли с ним злую шутку. Несмотря на одарённость студента, преподавательский состав отказал в возможности продолжать учёбу бесплатно. Не получив степени профессора, Галилей вернулся во Флоренцию.

Покровительство Гвидобальдо дель Монте

К счастью, талант юноши к техническим наукам и незаурядные изобретательские способности были замечены Гвидобальдо дель Монте (Guidobaldo del Monte) – известным математиком, теоретиком механики, астрономом и философом, пользовавшимся уважением и почётом современников.

Роль этого человека, имевшего большие деньги и положение в обществе, оказалась чрезвычайно значимой в судьбе Галилео. Гвидобальдо дель Монте стал покровителем молодого учёного, он приложил все усилия, чтобы представить юное дарование великому герцогу Тосканскому, Фердинандо I Медичи (Ferdinando de’ Medici), и выхлопотал для него оплачиваемую должность профессора математики.

Так, уже в 1589 году, в 25-летнем возрасте, Галилео вернулся в стены альма-матер, и занялся преподавательской деятельностью. В Пизанском университете он читал лекции по механике и математике, ставил эксперименты, вёл непрестанную исследовательскую работу, писал трактаты. К сожалению, увлечённость техническими науками не приносила Галилео больших денег, ведь получаемое им скромное жалование в десятки раз отличалось от доходов профессора медицины.

Примечательно, что материальные трудности преследовали учёного на протяжении всей его жизни. В 1591 году умер глава семьи, и обязанности по содержанию матери и двоих сестёр легли на плечи Галилео.

Работа в Падуанском университете

В 1592 году Галилео, уже заработавший определённый авторитет в научных кругах, и имевший среди современников славу выдающегося теоретика и изобретателя, переехал в Падую (Padova), крупный город Венецианской республики (Serenissima Repubblica di Venezia). Там в течение 8 лет он преподавал математику, механику и астрономию. Галилео возглавлял кафедру в Падуанском университете (Universita degli Studi di Padova), считавшимся старейшим и лучшим образовательным центром Европы, и это был самый плодотворный период его научной деятельности.

Личная жизнь учёного

Главной и единственной настоящей страстью учёного была наука, хотя биографам доподлинно известно об истории любви Галилео к женщине, подарившей ему двух дочерей и сына. Уроженка Венеции, Марина Гамба (Marina di Andrea Gamba), принадлежала к небогатому роду, и имела более низкий социальный статус. Официальный церковный брак с ней так и не был заключён, даже несмотря на наличие троих общих детей. Известно также что пара жила вместе в период, когда Галилео работал в Падуе.

Уезжая из города, профессор забрал дочерей, а спустя ещё некоторое время и своего младшего отпрыска. Официально учёный признал лишь сына (отцовство было подтверждено им в 1619 году), дочери числились незаконнорождёнными, и провели жизнь в монастыре при церкви святого Матфея в Арчетри (Chiesa di San Matteo in Arcetri), небольшом посёлке недалеко от Флоренции. Появившись на свет вне брака, они не имели в те времена ни малейших шансов на счастливое замужество. Связь с детьми Галилео сохранил на протяжении всей жизни.

Жизнь и работа во Флоренции, отношения с католической церковью

Слава не избавила Галилео от непрестанной нужды в деньгах. В 1610 году, в надежде поправить своё материальное состояние, учёный с радостью принял приглашение переехать во Флоренцию, там он прожил до 1632 года. Высокооплачиваемая работа в качестве советника и учителя при дворе герцога Тосканского Козимо II Медичи (Cosimo II de’ Medici) сулила избавление от накопившихся долгов. При этом за ним формально осталась должность профессора Пизанского университета, не требующая обременительных обязанностей чтения лекций.

Будучи «первым математиком и философом» при дворе герцога, Галилео активно продолжал свои астрономические изыскания. Он широко пропагандировал гелиоцентрическую систему мира, собирал научные доказательства, вызывая тем самым раздражение и недовольство среди многих представителей церкви и последователей учений, выдвинутых Аристотелем и Птолемеем. К этому периоду Галилео, жаждавшему постигнуть тайны небесных тел, уже удалось сделать ряд революционных открытий, в число которых входили:

  1. Наличие пятен на Солнце;
  2. Вращение Солнца вокруг собственной оси;
  3. Вращение Земли не только вокруг собственной оси, но и вокруг Солнца;
  4. Наличие неровностей (гор и кратеров) на поверхности Луны;
  5. Обнаружение спутников Юпитера;
  6. Открытие колец Сатурна;
  7. Наблюдение фаз Венеры;
  8. Объяснение природы Млечного пути, состоящего и бесчисленного количества звёзд.
Читайте также:
Жак Фреско, биография, история жизни, факты.

В 1611 году учёный приехал в Рим, на приём к Папе Павлу V, с тем чтобы доказать главе католической церкви необходимость следовать в ногу с научной мыслю. Он демонстрировал изготовленный им телескоп, объяснял суть своих открытий и был в целом встречен с теплотой и благосклонностью. Примечательно, что несмотря на последующие конфликты с церковью, Галилео всегда считал себя «добрым католиком».

Обвинения в ереси

С 1611 года произошёл ряд событий, существенно повлиявших на дальнейшую судьбу Галилео. Сначала, воодушевлённый добрым к себе расположением высшего духовенства, он написал (а позже опрометчиво опубликовал) письмо своему ученику и другу Бенедетто Кастелли (Benedetto Castelli), в котором открыто заявил о том, что Священное Писание хорошо лишь для веры и покаяния, и не может служить науке авторитетным источником знаний об объектах и явлениях природы.

Потом, в 1613 году вышла в свет книга Галилео «О солнечных пятнах», суть которой заключалась в признании правоты теорий Коперника. В результате по прошествии двух лет инквизиторами было открыто первое дело против учёного. Суд над Галилео состоялся в Риме, 1616 году, в этот же период церковь официально признала гелиоцентризм опасной ересью, и хотя учёный был оправдан, при вынесении вердикта его обязали отказаться от открытой поддержки модели мира Коперника и попирания архаичных авторитетов.

В 1633 году состоялся второй судебный процесс над учёным. Поводом к повторным преследованиям инквизиции послужила публикация очередного трактата Галилео «Диалог о двух системах мира», написанного на итальянском языке для доступности широкому кругу читателей.

После первого же допроса Галилео заключили под стражу, он провёл в заточении 18 дней. Многие биографы склонны предполагать, что учёного даже подвергали жестоким пыткам. Он был признан виновным в ереси, и приговорён к пожизненному заключению (изменённому позже на домашний арест), инквизиторы также потребовали от Галилео отречься от всех своих убеждений (что он и сделал) и запретили публиковать любые теоретические и исследовательские работы.

Легендарная фраза, «Eppur si muove» («И всё-таки она вертится»), приписываемая учёному, на самом деле никогда ему не принадлежала, и является не более чем художественным вымыслом.

Последние годы жизни, кончина и посмертная реабилитация

Учёный тяжело болел в старости, а в 1637 году Галилео и вовсе лишился зрения. Он не мог публиковать свои труды, но не переставал заниматься наукой даже несмотря на ухудшившееся состояние здоровья. Инквизиторы постоянно следили за пленником до конца его дней, затрудняя общение с друзьями и учениками.

Остаток жизненного пути он провёл в небольшой вилле, расположенной в Арчетри (Arcetri), пригороде Флоренции, недалеко от монастыря, где служили его дочери. Здание сохранилось и до наших дней и является сейчас домом-музеем Галилея (Villa Il Gioiello), находящимся с 1942 года в собственности факультета астрономии Флорентийского университета (Universita degli Studi di Firenze, UNIFI).

В 1642 году великий учёный скончался в возрасте 78 лет, в окружении своих последователей и сына. Церковь запретила погребение еретика в фамильном склепе и возведение ему памятников. Последний представитель знаменитого рода, внук Галилео, принял монашеский постриг, и сжёг ценные рукописи своего деда. В 1737 году останки учёного были перезахоронены в базилике Санта-Кроче (Basilica di Santa Croce) во Флоренции.

Гробница украшена мраморной фигурой Галилео и аллегорическими статуями в стиле позднего барокко, олицетворяющими Геометрию и Астрономию. Работу над декорированием саркофага выполнил итальянский скульптор Джованни Баттиста Фоджини (Giovanni Battista Foggini).

Лишь во второй половине XX века католическая церковь оправдала Галилео, сняв с него все обвинения, в 1992 году по результатам работы специальной комиссии Римский Папа Иоанн Павел II официально признал ошибку инквизиции.

Открытия учёного

Галилео по праву считают основоположником точного естествознания. Его пытливый ум позволил открыть и сформулировать законы природы, на которых базируется физика как науку в целом и механика в частности, в сегодняшнем их понимании. Галилео ввёл новые методы исследования, основанные не на эфемерных рассуждениях и ссылках на авторитетные догмы, а на наблюдениях, опытах, и математическом анализе. В число открытий, кардинально изменивших научное мировоззрение, входят:

  1. Закон изохронности (периода колебаний маятника);
  2. Закон свободного падения тел;
  3. Принцип движения тел по наклонной плоскости;
  4. Закон сложения движений;
  5. Принцип относительности;
  6. Закон инерции.

Учёный внёс также существенный вклад в развитие математической теории вероятности и множеств. Он проводил исследования природы света, измерял плотность воздуха, занимался вопросами физической оптики. К главным изобретения Галилео, повлиявшим на многие сферы жизни человечества, относятся:

  • гидростатические весы для определения плотности тел;
  • термоскоп – аналог современного термометра;
  • телескоп и обратная версия устройства – микроскоп;
  • пропорциональный циркуль для изменения масштаба.

Галилео занимался изобретательством с ранних лет и до глубокой старости, он постоянно придумывал новые приборы и приспособления.

Создание телескопа

Создание телескопа считается одним из главных и значимых изобретений Галилео, ведь устройство дало мощный толчок к познанию солнечной системы.

Первый экземпляр был представлен широкой общественности в 1609 году. За основу изобретения учёный, занимавшийся ранее совершенствованием технологии шлифовки оптических линз, взял «зрительную трубу», придуманную Иоганном (Хансом) Липперсгейем, очковым мастером из Мидделбурга (Нидерланды).

Галилей усовершенствовал голландское оптическое устройство и подарил ему нынешнее название, переводящееся дословно с древнегреческого языка «далеко смотрю». Итальянскому профессору удалось, в отличие от его предшественника, добиться тридцати кратного увеличения изображения.

С помощью своего прибора он создал подробные зарисовки лунной поверхности, обнаружил пятна на Солнце, изучил природу Млечного пути, сделал предположение о существовании иных галактик и совершил ряд других революционных открытий, описанных в трактате «Звёздный вестник», изданном в 1610 году. Книга стала настоящей сенсацией в Европе, слава о ней дошла даже до Китая. Примечательно, что Галилей создал за свою жизнь около сотни телескопов, он дарил экземпляры изобретения представителям высшего духовенства и монаршим особам, пытался даже наладить промышленное производство, но не желал делиться секретом линз с коллегами астрономами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: