Фёдор Достоевский – отзывы, мнение, рейтинг

Федор Достоевский

Отзывы об авторе

По моему глубокому убеждению творчество Федора Михайловича Достоевского не нужно изучать в школе, дабы не портить впечатление. Потому что у него по-настоящему серьезные вещи, они не терпят такого анализа и разложения по полочкам. Сама я в школе не читала ничего из Достоевского, потом позже пришла к его величайшим произведениям сама, и продолжаю наслаждаться сложным языком и витиеватым слогом, в школе же просто не могла прочитать и абзаца.

Достоевского читать нужно, просто сделать над собой усилие, втянуться и потом не замечать сложности мыслей, а попытаться их понять. Подозреваю, иностранцы так любят его творечство, потому что на английском произведения звучат гораздо проще. Но ведь это великий писатель, мы должны понимать его мысли.

По моему глубокому убеждению творчество Федора Михайловича Достоевского не нужно изучать в школе, дабы не портить впечатление. Потому что у него по-настоящему серьезные вещи, они не терпят такого анализа и разложения по полочкам. Сама я в школе не читала ничего из Достоевского, потом позже пришла к его величайшим произведениям сама, и продолжаю наслаждаться сложным языком и витиеватым слогом, в школе же просто не могла прочитать и абзаца.

Достоевского читать нужно, просто сделать над собой усилие, втянуться и потом не замечать сложности мыслей, а попытаться их понять. Подозреваю, иностранцы так любят его творечство, потому что на английском произведения звучат гораздо проще. Но ведь это великий писатель, мы должны понимать его мысли.

О Федоре Михайловиче нашем

Писать рецензию на Ф.Достоевского, да еще и в двух словах – дело немыслимое, даже невозможное; однако, уже достаточно будет сказать, что сам Достоевский писал рецензию на мир, в котором мы живем до сих пор еще. Достоевский – классик литературы, мастер психологической прозы и великий правдоискатель. Последний же эпитет принадлежит перу Владимира Набокова. И действительно, в каждой книге своей, полной философских, но весьма жизненных отступлений, Достоевский, словно камнем о камень выбивает искру правды из действительности, описываемой им. У него учились Альбер Камю, Солженицын и проч., он является одним из «брендов» русской литературы за рубежом(на Родине – так вообще боготворим), жизненный опыт и наблюдательность Достоевского – ошеломительные, а книги – стоят прочтения, не взирая на непростой и местами неуклюжий язык письма.

Писать рецензию на Ф.Достоевского, да еще и в двух словах – дело немыслимое, даже невозможное; однако, уже достаточно будет сказать, что сам Достоевский писал рецензию на мир, в котором мы живем до сих пор еще. Достоевский – классик литературы, мастер психологической прозы и великий правдоискатель. Последний же эпитет принадлежит перу Владимира Набокова. И действительно, в каждой книге своей, полной философских, но весьма жизненных отступлений, Достоевский, словно камнем о камень выбивает искру правды из действительности, описываемой им. У него учились Альбер Камю, Солженицын и проч., он является одним из «брендов» русской литературы за рубежом(на Родине – так вообще боготворим), жизненный опыт и наблюдательность Достоевского – ошеломительные, а книги – стоят прочтения, не взирая на непростой и местами неуклюжий язык письма.

Отзыв о Достоевском Ф.М.

Я в школе успешно пропустил Достоевского мне показался скучно-нудятным. Недавно лежал с воспалением легких в больнице и проглотил «Подросток», «Преступление и наказание» , «Идиот». Есть в них что-то не постижимое я бы сказал от Кастенеды, слишком глубоко копает автор. Соглашусь с другими комментариями – Достоевского надо в сознательном возрасте учить. Хотя с другой стороны школа посеяла семена интереса к нему.

Я в школе успешно пропустил Достоевского мне показался скучно-нудятным. Недавно лежал с воспалением легких в больнице и проглотил «Подросток», «Преступление и наказание» , «Идиот». Есть в них что-то не постижимое я бы сказал от Кастенеды, слишком глубоко копает автор. Соглашусь с другими комментариями – Достоевского надо в сознательном возрасте учить. Хотя с другой стороны школа посеяла семена интереса к нему.

Это мой самый любимый автор во всем великом и огромном мире литературы. Я русская, и я реалистка. Я вижу, что и как творится. И я еще вижу, что наисанное Достоевским, актуально и сегодня. И завтра будет. А уж в те времена … И говорить нечего. Его творчество истинно русское, в том печальном смысле, которы только может нести в себе Россия. Я проникаюсь каждым его произведением, а потом хожу, пропитанная им еще долго-долго. Не один автор лично мне так не смог еще запсть в душу, как Достоевский. Это сильнейшая и тяжелейшая литература. Кто-то ее не поймет из-за скудоумия, кто-то из-за веселого нрава. Да, это литература для серьезных, несчастных, серых людей. Такие смогут ее истинно любить. Мне жаль, что я такая. По своему нраву я вообще люблю бльше литературу негативного склада, с несчастными героями, грустными историями, мертвыми концами. И больше Достоевского я никого не люблю.

12 лучших книг Фёдора Михайловича Достоевского

*Обзор лучших по мнению редакции expertology.ru. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

Читайте также:
Иоганн Вольфганг Гёте, биография, история жизни

Фёдора Михайловича Достоевского знают во всём мире – его произведения в России включены в список литературы, изучаемой в средней школе, в университетах, книги читают студенты-лингвисты и театралы в разных странах, по ним ставят спектакли, снимают фильны. Глубокая драматургия, классический язык и знакомство читателя с разными слоями населения XIX века, их бытом и традициями – за эти качества ценятся романы, пьесы и повести великого русского прозаика. Представляем рейтинг, в который вошли 12 лучших книг Фёдора Михайловича Достоевского – к их прочтению можно возвращаться сколько угодно раз и открывать для себя заново что-то новое.

Номинация место произведение рейтинг
Рейтинг лучших книг Достоевского 1 Братья Карамазовы (1879-1880 гг.) 4.9
2 Преступление и наказание (1866 г.) 4.9
3 Идиот (1867-1869 гг.) 4.8
4 Униженные и оскорбленные (1861 г.) 4.8
5 Бесы (1870-1872 гг.) 4.8
6 Записки из подполья (1864 г.) 4.7
7 Игрок (1866 г.) 4.7
8 Записки из Мёртвого дома (1860-1861 гг.) 4.7
9 Бедные люди (1844-1845 гг.) 4.6
10 Белые ночи (1948 г.) 4.6
11 Подросток (1875 г.) 4.5
12 Неточка Незванова (1849 г.) 4.5

Рейтинг лучших книг Достоевского

Братья Карамазовы (1879-1880 гг.)

Одно из последних произведений Фёдора Михайловича «Братья Карамазовы» освещает вопросы морали, свободы, отношения с Богом. Критики называют роман вершиной творчества Достоевского: он оказал существенное влияние на мировую и особенно российскую культуру, литературу и философию.

В произведении, над которым автор работал 2 года, есть ноты триллера, детектива, много психологических приёмов и анализа поведения героев, коих в романе множество. Основная идея – определить тайны человеческой души и суть существования каждого в этом мире. В центре сюжета истории семьи Карамазовых – они в процессе развития действия на собственном примере показывают, какими могут быть ответы на главные поставленные вопросы, актуальные и в нашем современном мире. Взаимоотношения персонажей непростые, но отчётливо прослеживается прочная духовная связь всех членов рода. Достоевскому удаётся показать читателю две стороны человеческой души – божественное и дьявольское начало.

«Братья Карамазовы» – это роман в четырёх частях. По прочтению произведения у каждого останется собственное послевкусие: кто-то не согласится с видением автора, кому-то оно импонирует. Вероятно, по этой причине книга по сей день востребована и активно обсуждается художественными деятелями, студентами и другими обществами в разных странах.

Преступление и наказание (1866 г.)

Кто не знает о Родионе Раскольникове? Роман «Преступление и наказание» входит в программу изучения школьниками старших классов не просто так: в произведении затрагивается проблема нравственности, автор составил настоящий психологический триллер, наглядно показывающий последствия необдуманных (или обдуманных?) поступков молодых людей. Раскольников оказывается в тисках судьбы после убийства старухи-процентщицы, автор направляет героя в исследование совести, погружает в веру, призывает к совести, пробуждает в Родионе ответственность и необходимость в искуплении греха. Подробности описания внутренних переживаний героя наталкивают на мысль, что сам Достоевский совершил преступление, иначе, откуда такая гамма чувств?

Произведение непростое для восприятия, тем не менее, школьники России знакомятся с ним, в других странах роман предлагают студентам старшего возраста с более окрепшим умом. Однако люди, читающие «Преступление и наказание» в разные годы, смотрят на сюжет по-своему, с точки зрения приобретенного опыта, и оценивают происходящее уже по-другому. Родион Раскольников во всём мире стал нарицательным персонажем.

Идиот (1867-1869 гг.)

На третьей строчке нашего рейтинга эксперты разместили всем известный роман «Идиот», главный герой которого князь Мышкин стал одним из любимых персонажей Фёдора Михайловича. Почему? Возможно, дело в тонкой душевной организации Мышкина, его честности и открытости, которую окружающие воспринимают как что-то ненормальное, от чего герой и получает не самое приятное прозвище, подобное психической болезни. Она, кстати, с ним действительно однажды случилась… Идея романа родилась, когда Фёдор Михайлович был за границей. Работа над произведением длилась 2 года.

Достоевский хотел показать главного персонажа как чистоту, даже детскую наивность, потерянную обществом, но постепенно смывающую налёт злости и алчности с действующих лиц. Чувствительность к окружающим, их горю, умение сострадать и сохранять собственный баланс – всё это умеет только действительно искренний человек, воплощённый в Мышкине. Однако другие персонажи тоже прописаны автором невероятно тонко, да так, что забыть их просто невозможно – образы прочно закрепляются в памяти и перепутать их в ходе прочтения четырёх книг, составляющих роман, невозможно.

Многие современные читатели в России и других странах после знакомства с романом оборачиваются на собственную жизнь и часто меняют те черты своего характера, которые нарочито выделились в сознании через отражение действующих героев.

Униженные и оскорбленные (1861 г.)

В середине XIX века наблюдался подъём общественной жизни русских людей, в это же время Фёдор Михайлович работает над созданием романа «Униженные и оскорблённые» – его публикация на тот момент была знаковой. В произведении выделена проблема расслоения общества на примере семьи князя Валковского, циничного философа и прототипа для сознания более поздних героев Достоевского (Раскольникова, Свидригайлова и других), и бедных людей, воплощённых семьёйпомещика Ихменёва. Так называемые высшие и низшие слои, несмотря на кажущуюся отдалённость, неизбежно взаимодействуют, а решение детей семейств связать свои судьбы без благословения родителей вообще кажется невозможным для того времени. Кроме социального расслоения Фёдор Михайлович показывает проблему эгоизма, слепого и гордого, которую демонстрирует Валковский.

Читайте также:
Уильям Шекспир - отзывы, мнение, рейтинг

Достоевский работал над романом сразу после возвращения из ссылки, продлившейся несколько лет. Возможно, это сказалось на качестве произведения – «Униженные и оскорблённые» написаны особенно интересно и разнопланово, как умеет это делать русский классик пера.

Бесы (1870-1872 гг.)

Один из самых сложных и тяжёлых роман «Бесы» создан на основе реальных событий: в 70-е годы XIX века революционеры одного из множества кружков решают покончить с бывшим единомышленником, решившим отойти от дел. Много политики, вплетение завуалированных известных деятелей и мыслителей того времени, предчувствие разложения интеллигентного общества на террористические и радикальные группировки характеризуют роман и самого Достоевского как провидца предстоящих через десятилетия событий. «Одно отрицание, без всякого великодушия и безо всякой силы» – эта фраза одного из героев Николая Ставрогина как нельзя лучше описывает суть романа «Бесы».

Толчком к написанию политического романа стало убийство студента, организованное революционно-террористической группой под предводительством Сергея Нечаева. Этот студент стал прототипом книжного революционера, поменявшего вектор и задумавшего «сдать» всю компанию. Событие было столь резонансным, абсурдным и жестоким для тех времён, что Достоевский счёл необходимым обратить на это внимание читателей.

По словам Фёдора Михайловича из письма, адресованного критику и философу Николаю Страхову, роман «Бесы» – это попытка донести несколько мыслей насчёт зарождающихся революционных течений, и от этого пострадала художественность изложения. И правда, читать его не так просто, в частности из-за усложнения сюжета из-за полемики героев-идеологов.

Записки из подполья (1864 г.)

Следующий в рейтинге роман «Записки из подполья» написан от первого лица коллежского ассессора (судьи, чиновника), излагающего на бумагу свою исповедь. Превосходя своё положение, проявляя мужество, он обращается к своей Душе и совести, ведь его политическая и социальная деятельность не вторит нормам нравственности даже того времени. Герой постоянно испытывает чувство вины за свою неспособность навести порядок во вверенной ему действительности.

«Подполье» – это аллегория, оно воплощает попытку героя психологически закрыться от окружающего мира в полном презрении людей. Здесь-то и происходит постановка вопросов о предназначении человека параллельно с отрицанием добра, научного прогресса и всего, что происходит позитивное в мире. Предшествует всему представление ранних лет чиновника, где прослеживаются зародыши будущих страхов и душевных метаний.

Фёдор Михайлович романом «Записки из подполья» положил начало экзистенциализму в мировой литературе – в этом направлении работали писатели до середины XX века. Однажды Ницше признался, что Достоевский стал единственным психологом, у которого немецкий мыслитель смог хоть чему-то научиться.

Игрок (1866 г.)

Очень интересна история создания романа «Игрок». Как известно, сам Достоевский был заядлым игроком. Однажды в Висбадене он проиграл все свои деньги, и, чтобы восполнить недостаток средств, заключил с одним издательством контракт на написание романа в нереально короткие сроки – 26 дней. Чтобы успеть в заданное время, Фёдору Михайловичу пришлось нанять стенографистку, которой он надиктовывал во многом автобиографичный роман. Стенографисткой оказалась Анна Сниткина, впоследствии ставшая женой и вдохновительницей гения.

Достоевский посвящает роман азартным играм и их влиянию на сознание и жизнь человека, который проигрывает всё своё состояние. Проблема – деньги становятся самоцелью.

Алексей Иванович в путешествии по Германии с семьёй отставного капитана служит преподавателем детей семейства. У него просыпаются тёплые чувства к неродной генеральской дочери Полине, но та не отвечает Алексею взаимностью, предмет её симпатий – французский маркиз. Семья генерала живёт в ожидании смерти бабушки, которая должна оставить огромное состояние в наследство. Однако старушке становится лучше, жизни более ничто не угрожает, и она приезжает в немецкий городок, где происходит действие, там же и проигрывает в рулетку немалую часть состояния. Узнав об этом, Алексей выигрывает для Полины крупную сумму, но она не принимает деньги из гордости.

Азарт затягивает, и теперь Алексей Иванович становится игроком, ставящим идею выигрыша денег на первое место. Через время главный герой узнаёт, что его любимая на самом деле испытывала к нему взаимные чувства…

Записки из Мёртвого дома (1860-1861 гг.)

Повесть «Записки из мёртвого дома» – это описание жизни героя в тюремной каторге от первого лица. Читатель знакомится со всеми тяготами ссыльных XIX века, переданными в виде отдельных зарисовок без соединения в единый сюжет. Достоевский передаёт и быт, и эмоции, и чувства заключённых – самого героя и его «товарищей по несчастью».

Произведение основано на реальном опыте Достоевского, бывавшего в ссылке, поэтому в достоверности событий не нужно сомневаться. «Мёртвый дом» – это тюрьма в Сибири, прототипом которой стал Омский острог, где автор отбывал 4 года по делу о петрашевцах.

Дворянин А. П. Горянчиков, главный герой повести, отбыв свой срок в тюрьме, рвёт все связи с родными и остаётся в Сибири, ведёт замкнутый образ жизни, а на жизнь зарабатывает частными уроками. Чтения и зарисовки о каторге становятся единственным развлечением бывшего узника. Он рассказывает, как тяжело ему было привыкнуть к крестьянскому окружению, как он знакомился с бытом в тюрьме, с нравами заключённых и их межличностными отношениями. Герой попал под второй разряд на службу в крепость в отдел отбытия преступников по особо тяжким делам (обвинён в убийстве жены на 10 лет), где арестанты несут службу под контролем военных.

Читайте также:
Александр Сергеевич Пушкин - биография, личная жизнь, фото, видео

Повесть «Записки из Мёртвого дома» носит документальный характер. Из неё можно узнать о жизни заключённых во второй половине XIX века, об их мечтах, развлечениях и т. д. В письмах Ф. М. Достоевский признаётся брату: «Сколько я вынес из каторги народных типов, характеров… На целые томы достанет».

Бедные люди (1844-1845 гг.)

История, написанная в эпистолярном жанре на заре творчества двадцатипятилетнего Фёдора Достоевского, «Бедные люди» – это описание жизни в письмах Макара Алексеевича Девушкина и сироты, юной девушки Варвары Алексеевны Доброселовой. Они ведают друг другу о течении жизни, из отдельных писем можно сложить сюжеты.

Под «бедными» следует понимать не материальное положение, а душевную пустоту персонажей, трагичность их судьбы и случившихся несчастий. Герои позаимствованы у европейских писателей, молодой Достоевский использовал и основу сюжета, преобразовав её и адаптировав под конкретную историю. Критики высоко оценили первое произведение Фёдора Михайловича за глубину и новаторский подход, определивший основу ранее не существующего жанра написания «натуральная школа». «Бедные люди», по мнению критика Плетнёва, близки по духу к произведениям Н. В. Гоголя.

Белые ночи (1948 г.)

Одна из первых лирических повестей молодого Достоевского «Белые ночи» переносит читателя в Санкт-Петербург, любимый город писателя. Мечтатель, главный герой, знакомится с красавицей Настенькой, между ними возникает крепкая дружба: встречи, прогулки, разговоры по душам, во время которых девушка делится с новым другом своими чувствами к постояльцу комнаты в квартире бабушки. Он обещал через год вернуться к юной особе, но она так и не дождалась его в положенный срок. Мечтатель, сам не заметив того, влюбляется в Настю и вызывается ей помочь разыскать того постояльца.

Произведение изначально было посвящено другу Достоевского Алексею Плещееву. Через 12 лет, в 1860 году, Фёдор Михайлович вернулся к редакции «Белых ночей» и значительно переработал произведение, добавив в него пушкинского романтизма и одновременно жёсткости главному герою, преобразовав его монологи.

Подросток (1875 г.)

Роман «Подросток» – ещё одна история человека в записках. Главный герой – молодой девятнадцатилетний человек Аркадий Долгорукий, возомнивший себя великим грешником. Им движет алчность, жадность, разврат – формирование личности происходит вне традиционных психологических и духовных рамок. Такое развитие происходит на фоне сложных отношений его родителей, особняком стоит проблема отцов и детей – именно из неё зачастую вытекают сложности формирования личности ребёнка. Аркадий мечется в собственных противоречиях. Достоевский одновременно с развитием показывает начало разрушения личности в столь юном возрасте, провоцируемое внешними обстоятельствами и неспособностью еще неокрепшей психики сопротивляться им.

Ещё один вопрос, поднимаемый автором, остаётся ли шанс на рост личности после 19 лет, тоже частично освещён в произведении.

Неточка Незванова (1849 г.)

Недописанный роман, превращённый Достоевским в повесть, «Неточка Незванова» завершает рейтинг популярных произведений русского классика пера. Внезапно оставшаяся в сиротках восьмилетняя девочка попадает на воспитание к чужим людям, проявившим сочувствие брошенной на улице девочке, в дом мечты с красными занавесками, который видела из окна родного дома. Жизнь протекает как по маслу – Александра Михайловна всеми силами старается заменить героине мать. Всё заканчивается, когда Неточка находит письмо, адресованное названой матушке, от давнего поклонника. Муж, узнав об этом, начинает тиранить жену, за что юная героиня возненавидит его и в порыве ссоры намеревается уйти из дома.

Самая пронзительная и душевная история Фёдора Михайловича полна психологической силы и глубины, которую приходится переживать Неточке, эмансипированному персонажу, не раз впоследствии используемому в произведениях автора под другими именами (Дуня Раскольникова, Наташа Ихменёва и т. д.). Писатель поднял горячие для XIX века проблемы – низкое положение женщины в обществе и семье, показал попытку девушки вырваться из лап домашней тирании в самостоятельную независимую жизнь.

Достоевский Ф.М. отзывы

Автор: Достоевский Ф.М.

Достоевский Федор Михайлович (30.10.1821 – 28.01.1881) – великий русский писатель.

Он рос в довольно суровой обстановке, над которой витал угрюмый дух отца – человека «нервного, раздражительно-самолюбивого», вечно занятого заботой о благосостоянии семьи. Отец был хирургом в госпитале для бедных; перед выходом в отставку он получил дворянский титул и уехал жить в деревню, в свое поместье. Натура развратная и очень жестокая, особенно в старости, он дошёл до того, что возмущённые крепостные крестьяне зверски убили его. Дети (их было 7; Федор – второй сын) воспитывались в страхе и повиновении, по традициям старины, проводя большую часть времени на глазах родителей.

Живость темперамента, самостоятельность характера, необыкновенная отзывчивость – все эти черты проявлялись у Достоевского уже в раннем детстве. Учиться Достоевский начал довольно рано; азбуке его научила мать.

16 лет Достоевский лишился матери и вскоре был определен в инженерное училище. Он не мог мириться с казарменным духом, царившим в школе, мало интересовался и предметами преподавания; с товарищами не сходился, жил уединенно, приобрел репутацию «нелюдимого чудака». Он весь уходит в литературу, много читает, еще больше думает.

Достоевский был принят в кружок Белинского, как один из равных, часто посещал его, и тогда, должно быть, окончательно укрепились в нем социально-гуманические идеалы, которые столь страстно проповедывал Белинский. Хорошие отношения Достоевского с кружком очень скоро испортились. Члены кружка не умели щадить его болезненного самолюбия и часто над ним посмеивались. С Белинским он еще продолжал встречаться, но его очень обижали плохие отзывы о последующих его произведениях, которые Белинский называл «нервической чепухой». Успех «Бедных людей» повлиял на Достоевского крайне возбуждающе. Он работает нервно и страстно, хватается за множество тем, мечтая «заткнуть за пояс» и самого себя, и всех других. До ареста в 1849 г.

Читайте также:
Фёдор Достоевский, биография, книги, история жизни

Годы заключения абсолютно перевернули его взгляд на мир. В период с 1860 по 1866 гг. работа с братом в собственном журнале, романы «Записки из мёртвого дома», «Униженные и оскорбленные», «Зимние заметки о летних впечатлениях» и «Записки из подполья» – можно сказать, что настоящий Достоевский рождается из этого произведения. Поездки за границу со своей возлюбленной Аполлинарией Сусловой (жестокий роман с которой длится 3 года), разорительная игра в рулетку, постоянные попытки добыть денег и в то же время – смерть жены и брата, долги которого он берет на себя. Это время открытия им для себя Запада и возникновения ненависти к нему.

В безвыходном материальном положении Достоевский пишет главы «Преступления и наказания», посылая их прямо в журнальный набор, и они печатаются из номера в номер. В это же время он обязан написать «Игрока», на что у него попросту не хватает физических сил. По совету друзей Достоевский берет молодую стенографистку, которая легко справляется с непосильной задачей, и «Игрок» готов через месяц. Роман «Преступление и наказание» закончен и оплачен очень хорошо, но чтоб этих денег у него не отобрали кредиторы, писатель уезжает за границу со своей помощницей Анной Григорьевной, ставшей его новой женой. Впервые в жизни Достоевскому действительно по-настоящему повезло. Эта женщина постепенно устроила ему нормальную жизнь, взяла на свои плечи все экономические заботы, и с 1871 г. он навсегда бросает рулетку. В 1867 г. написан роман «Идиот».

Последние годы жизни невероятно плодотворны: 1871 – «Бесы», 1873 – начало «Дневника писателя» (серия фельетонов, очерков, полемических заметок и страстных публицистических заметок на злобу дня), 1874 – «Подросток», 1876 – «Кроткая», 1879 – «Братья Карамазовы». В это же время два события стали значительными для Достоевского. В 1878 г. император Александр II пригласил к себе писателя, чтобы представить его своей семье, и в 1880 г., всего лишь за год до смерти, Достоевский произнес знаменитую речь на открытии памятника Пушкину в Москве. Это, наконец, настоящий триумф. Он уверен, что теперь является первым писателем в России и победил-таки графа Льва Толстого.

Мировая классика, известная каждому: рейтинг лучших книг Фёдора Михайловича Достоевского

*Обзор лучших по мнению редакции Zuzako.com. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

Фёдор Михайлович Достоевский – легендарный русский писатель и публицист, которому нет равных во всём мире. Именно его ранние произведения положили начало такому жанру, как психологическая проза. Только после смерти его признали, и он был назван классиком русской литературы и писателем мирового значения. Если вы заинтересовались творчеством этого великого писателя, то стоит прочитать его самые значимые и популярные произведения. Редакция Zuzako собрала их в рейтинг лучших книг Фёдора Михайловича Достоевского.

Обзор топа самых знаменитых произведений писателя Фёдора Достоевского

А что из этого предпочтете Вы?

Преступление и наказание

Самым популярным и всемирно признанным романом Достоевского является «Преступление и наказание». Именно это произведение способствовало перевороту общественного сознания нескольких поколений. Сам роман довольно непростой, и создание его тоже было нелёгким. Писатель начал придумывать сюжет ещё находясь на каторге. Здесь рассказывается сущность обычных людей, с которыми тоже могут происходить необыкновенные вещи.

«Преступление и наказание» читают по всему миру. В некоторых странах произведение входит в список обязательной школьной литературы.

  • Очень яркие образы
  • Высокая художественность произведения
  • Актуальная тема
  • Глубокий философский сюжет
  • Довольно богатый язык
  • Каждая возрастная группа поймёт произведение по-своему
  • Интересное описание Санкт-Петербурга
  • Некоторые читатели отмечают, что читать роман довольно тяжело

Идиот

Роман «Идиот» – одно из самых любимых произведений самого писателя. Именно здесь он высказал свою нравственно-философскую позицию. Первые мысли о романе у автора возникли во время его пребывания в Германии и Швейцарии.

Произведение состоит из четырёх частей. Очень интересно, что сохранилось три тетради с материалами, а вот черновые записи и беловые рукописи не сохранились.

  • Много полезных мыслей
  • Интересный сюжет
  • Актуальная тема романа
  • Книга заставляет задуматься
  • Настоящее мастерство создания образов
  • Большое количество философских рассуждений
  • Лёгкий, но богатый язык
  • Интересные образы
  • Интересно будет далеко не всем
  • Местами читать будет довольно нудно

«Бесы» является наиболее политизированным романом, который был написан под впечатлением после столкновения с террористическим движением русской интеллигенции.

Подтолкнуло автора и убийство студента Ивана Иванова, которое было совершено для укрепления власти Нечаевым. Изначально роман не был задуман таким, каким он вышел. Сюжет и образы героев усложнялись во время написания. По сюжету главный герой Николай Ставрогин вовлекается в революционное движение.

Читайте также:
Катерина Ленгольд - отзывы, мнение, рейтинг

  • Высказывается чёткое мнение автора
  • Есть много поводов для размышления
  • Отточенный авторский стиль и слог
  • Есть интересная любовная линия
  • Сюжет остаётся актуальным по сей день
  • Интересные диалоги и яркие образы персонажей
  • Много странностей в поведении персонажей
  • Иногда слишком нудно и скучно
  • Довольно тяжелые образы, не всем удастся их понять

Братья Карамазовы

«Братья Карамазовы» – последнее произведение, которое удалось написать автору перед смертью. По сюжету и по основному смыслу произведения сразу видно, что автор уже доживает свой век. Здесь затрагиваются такие глубокие темы, как Бог, свобода или мораль.

Европейские литературные критики называли целью романа – отражение свойств «русской души», которые совершенно незнакомы западному человеку.

В центре сюжета – три брата, которые стараются ответить на вопросы о бессмертии и о Боге.

  • Лёгкий и богатый язык
  • Есть философский подтекст
  • Яркие и живые герои
  • Жанровое своеобразие
  • Много пищи для ума
  • Остаётся актуальным по сей день
  • Подойдёт для глубокого самоанализа
  • Много странных и отрицательных героев
  • Довольно растянутые и скучные монологи
  • Не очень счастливый конец

Униженные и оскорблённые

После возвращения из ссылки Достоевский написал роман «Униженные и оскорбленные». Создавать его пришлось только лишь потому, что Фёдору необходимо было просто заполнить журнал брата.

Данный роман почти не получил никакой критики и был принят всеми критиками довольно сдержанно. В основе сюжетной линии – молодой писатель Иван, в котором можно увидеть самого автора. Ваня воспитывается в бедной семье и влюблен в соседскую девушку.

  • Глубина мысли
  • Невозможно остаться равнодушным к героям
  • Большой объём затрагиваемых личных и социальных проблем человека
  • Красивый слог и стиль
  • В сюжете есть интрига
  • Большое количество восторженных отзывов
  • Читается довольно легко и быстро
  • Иногда страдания главных героев не имеют никакого смысла
  • Сюжет рассчитан больше на женскую аудиторию
  • Узкий горизонт событий
  • Происходит мало событий, сюжет немного затянут и местами скучноват

Подросток

Роман «Подросток» не пользуется такой большой популярностью, как все вышеперечисленные произведения, но, несмотря на это, заслуживает отдельного внимания. Автор очень интересно описывает судьбы героев, совершает глубокий анализ мыслей обычного человека.

В центре внимания – Аркадий Долгорукий, и, несмотря на то, что ему 19 лет, автор называет его подростком. Аркадий хочет накопить много денег, но ладить с людьми у него получается не особо хорошо.

  • Интересное описание судеб героев
  • Глубокий анализ мыслей и человеческих поступков
  • Сложные психологические портреты героев
  • Уникальный стиль автора
  • Нарастающая интрига
  • Можно подчеркнуть большое количество мудрых мыслей и наблюдений
  • Поднимаются актуальные вопросы
  • Довольно сложно читать
  • Затянутость сюжета
  • Для нашего времени многие рассуждения автора уже становятся бессмысленными
  • Неинтересная концовка

Бедные люди

«Бедные люди» – печатное произведение, к доработке которого автор возвращался три раза. Замысел романа появился у Достоевского ещё во время обучения в Инженерном училище. В романе содержится 54 письма, которыми обменивались Макар и Варвара. Они рассказывают друг другу о своей жизни, посылают подарки. История любви заканчивается довольно плохо, и герои так и не остались вместе.

  • Реалистично показана жизнь героев
  • История и мораль актуальны и в наши дни
  • Интересный формат произведения
  • Простой стиль и язык
  • Описываются высокие отношения
  • Морально-положительные герои
  • Скучный и местами нудный сюжет
  • Мало положительных эмоций
  • Немного однообразно
  • Затянутый сюжет
  • Для многих читателей сюжет кажется нудным

Игрок

В романе «Игрок» автор раскрыл тематику азартных игр. Сам Достоевский проигрывал все свои деньги в азартные игры, и именно поэтому он заключил контракт с издательством и написал этот роман.

В центре внимания – история человека, для которого игра стала смыслом жизни.

  • Убедительное описание психологии игрока
  • Интересный сюжет
  • Есть мораль истории
  • Хорошо раскрыта проблема азартных игр
  • Удобный и лёгкий стиль автора
  • Яркие образы
  • Глубокое содержание при небольшом объёме
  • До произведения нужно дорасти
  • Много приходится отвлекаться на французские вставки
  • Первые 30 страниц тяжёлы для восприятия
  • Иногда повествование становится неровным
  • В книге почти нет положительных персонажей

Белые ночи

Повесть «Белые ночи» рассказывает о мечтательном молодом человеке, который одинок и довольно робкий. Он знакомится с девушкой Настей и влюбляется в неё. Девушка же совершенно не обращает внимания на молодого человека и называет его лучшим другом.

Настя влюблена в другого юношу, и вокруг всего этого и разворачивается весь сюжет.

  • Романтическая подача
  • Красивое описание Санкт-Петербурга
  • Есть большое количество философских мыслей
  • Интересный сюжет
  • Злободневность событий
  • Очень сильно начинаешь переживать за героев
  • Прослеживается «ранний» Достоевский
  • Главный герой нравится далеко не всем
  • Общая картина мрачная
  • Печальный финал
  • Довольно затянуто и скучно читать

Дневник писателя

«Дневник писателя» – это ежемесячный журнал, который выходил всего несколько раз. Стоит сразу отметить, что по своему типу журнал не имел и не имеет до сих пор аналогов во всём мире.

Сборник произведений можно назвать энциклопедией русской жизни. Все произведения написаны в публицистической форме на волновавшие писателя события. Если вы знакомы с основным творчеством автора, то это окажется отличным завершением его образа.

  • Рассказывается вечная тема
  • Хорошие и интересный рассказы
  • Признание многочисленных критиков
  • Легко и интересно читать
  • Автор передаёт свой опыт читателю
  • Красивый язык и лёгкий слог автора
  • Довольно сложное повествование
  • Порой читатель становится скучно
  • Малое количество отзывов
  • Сегодня тема окажется актуальной далеко не для всех
  • Для понимания произведений нужно познакомиться с другими произведениями автора
Читайте также:
Джордж Бе́рнард Шо́у - отзывы, мнение, рейтинг

Интересные факты из жизни Фёдора Достоевского: справка редакции Zuzako

Достоевский в течение всей своей жизни сталкивался с непониманием общественности. Его осуждали, а произведения отказывались публиковать многие издательства. Современники осуждали писателя не только за неудобные политические взгляды, но и за его образ жизни. Фёдор вёл беспорядочную личную жизнь, и его называли непостоянным.

Но, несмотря на это, Достоевский не был обычным легкомысленным простофилей, который прожигал жизнь. Он мог смотреть в глубь человеческой души, хорошо понимал настроение общественности, основную боль и проблемы народа. Именно поэтому его произведения остаются актуальными и горячо любимыми по сей день.

Брат Достоевского тоже был писателем и даже сумел основать свой литературный журнал. Но мало кто знает, что у брата было такое большое количество долгов, что после его смерти родители ещё долго их выплачивали.

Свои похождения Фёдор прекратил после того, как встретил девушку, на которой потом и женился. Она была младше него на 25 лет. Писатель был настолько ревнив, что даже составил свод правил для своей жены, которым она должна была обязательно следовать.

Сегодня в честь Достоевского открыто большое количество музеев, парков, улиц по всему миру. Автор навсегда останется в мировой литературе, в формировании которой сыграл важнейшую роль.

Поделитесь с друзьями в социальных сетях

Справочная статья, основанная на экспертном мнении автора.

Мировые знаменитости, которые восхищались Достоевским и ненавидели его

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Альберт Эйнштейн о Достоевском

Великий ученый отзывался о Достоевском едва ли не восторженнее, чем многие писатели. Казалось бы, знаменитый физик должен был в числе своих кумиров в первую очередь назвать предшествовавших ему ученых. Но Эйнштейн заявил: «Достоевский дал мне много, необычайно много, больше Гаусса». Работы Гаусса помогли Эйнштейну разработать математическую основу теории относительности. Возможно, философия Достоевского натолкнула физика на идеи, которые он использовал в своих работах.

Эйнштейн говорил, что ощущение высшего счастья ему дают произведения искусства. Для того, чтобы уловить это ощущение, понять величие произведения ему не нужно быть искусствоведом или литературоведом. Он признавался: «Ведь все равно все подобные исследования никогда не проникнут в ядро такого творения, как „Братья Карамазовы”». В переписке с физиком Паулем Эренфестом Эйнштейн называл «Братьев Карамазовых» «самой пронзительной книгой», которая попадала ему в руки.

Фридрих Ницше: философ, учившийся у Достоевского

Знаменитый философ говорил, что знакомство с творчеством Достоевского «принадлежит к самым счастливым открытиям» в его жизни. Он считал Достоевского гением, созвучным его мировоззрению, «единственным психологом», у которого ему было, чему научиться.
Особенно Ницше восхищался «Записками из подполья». Он писал, что при чтении этой книги в нем «сразу же заговорил инстинкт родства».

Однако, восхищаясь, Ницше свидетельствовал, что у Достоевского ему не близок «русский пессимизм» и даже называл писателя поборником «морали рабов», а многие выводы писателя – противоречащими его «потаенным инстинктам».

Франц Кафка – «кровный родственник» Достоевского

Еще один сумрачный автор, почувствовавший «родство» с Достоевским. Кафка писал любимой женщине Фелиции Бауэр, что русский писатель – один из четырех авторов в мире, с которым он чувствует «кровное родство». Правда, в письме он пытался убедить Фелицию, что не создан для семейной жизни. Ведь из четырех упомянутых им писателей (Достоевский, Клейст, Флобер, Грильпарцер) женился только Достоевский.

Отрывки из романа «Подросток» Кафка с восторгом читал другу Максу Броду. Тот в воспоминаниях отмечал, что именно пятая глава романа во многом предопределила своеобразный стиль Кафки.

Зигмунд Фрейд: спор с Достоевским

«Отец психоанализа» не ограничился упоминаниями Достоевского. Он написал о нем целую работу – «Достоевский и отцеубийство». Фрейда интересовали не столько художественные достоинства романов русского классика, сколько его идеи. Как писателя Фрейд ставил Достоевского в один ряд с Шекспиром, называя «Братьев Карамазовых» величайшим романом из написанных в мире. И шедевр в шедевре – «Легенда о Великом Инквизиторе» из этого же романа, «одно из высочайших достижений мировой литературы».

Но как моралист, Достоевский-мыслитель, по оценке Фрейда, сильно уступает Достоевскому-писателю. Фрейд подчеркивал, что Достоевский мог стать «Учителем и Освободителем» людей, но предпочел присоединиться «к их тюремщикам».

Акира Куросава: как князь Мышкин стал японцем

Выдающийся японский режиссер сделал Достоевского культовым среди японцев. Его фильм «Идиот» переносит действие романа в Японию – и демонстрирует, что поднятые Достоевским проблемы актуальны для всех народов и культур.

Куросава признавался, что Достоевского он любил с детства за то, что тот честно писал о жизни. Писатель привлекал режиссера особым состраданием к людям, участием, добротой. Куросава даже заявлял, что Достоевский превзошел «границы человеческого», и что есть в нем «черта божеская». Сам режиссер разделял взгляды писателя и из всех его героев особенно выделял Мышкина. Поэтому фильм «Идиот» он называл в числе своих самых любимых творений. Как говорил Куросава, делать этот фильм было нелегко – Достоевский как будто стоял у него за спиной.

Читайте также:
Виктор Гюго, биография, история жизни, творчество

Режиссер, отдавший своей задумке много сил, даже заболел вскоре после окончания работы. Но он ценил фильм как попытку передать «дух» Достоевского и донести его до японских зрителей. Куросаве это удалось – ни на одну работу он не получал столько откликов.

Во многом благодаря Куросаве японцы полюбили русского классика. В 1975 г. известный японский критик Кэнъити Мацумото написал, что Достоевским японцы одержимы. Сейчас в Японии – очередной «бум» Достоевского: так, в 2007 г. вышел новый перевод «Братьев Карамазовых» и немедленно стал бестселлером.

Эрнест Хемингуэй: как уважать Достоевского и не любить его книги

Перу этого писателя принадлежат едва ли не самые противоречивые оценки Достоевского. В романе «Праздник, который всегда с тобой» Хемингуэй посвятил разговору о Достоевском целый эпизод.

Хемингуэй, как и большинство известных зарубежных деятелей, читал романы в переводе. Так, Америке «вкус к Достоевскому» привила переводчица Констанс Гарнетт. Ходила даже шутка, что американцы любят не русскую классику, а Констанс.

Герой Хемингуэя, имеющий автобиографическую основу, признавался, что даже «облагороженный» перевод не спасает стиль романов: «как может человек писать так плохо, так невероятно плохо». Но при этом идея, дух остаются – тексты невероятно сильно воздействуют на читателя.

Но перечитывать Достоевского, несмотря на сильное воздействие, Хемингуэй отказался. Он описывал некое путешествие, в котором у него с собой была книга «Преступление и наказание». Но он предпочел заниматься немецким языком, читать газеты, только бы не браться за великий роман. Однако «Братья Карамазовы» все равно вошли в список самых важных для Хемингуэя книг.

В жизни самого писателя была его болезненная история любви – первый брак Федора Достоевского .

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Фёдор Достоевский: От любви до ненависти и обратно

Жизненный путь великого писателя был неровен и тернист. Ранняя слава молодого, подающего большие надежды литератора, очень быстро сменилась позором ареста, суда, приговора, несостоявшейся казни и четырёхлетней каторгой в Сибири.

Жажда жизни и творчества, переосмысление всего, что пришлось пережить, помогли писателю не сломаться, не сгинуть, не разочароваться в жизни, не опуститься на дно, а «воскреснуть из мёртвых», «смертию смерть поправ».

Фёдор Михайлович после всех испытаний уверовал в своё предназначение — быть писателем и никем более — ещё крепче.

К сожалению, как оказалось, в этом сильном человеке было уязвимое место. Это его непонимание особенностей и разновидностей женской натуры. Что, согласитесь, естественно для молодого мужчины, проведшего годы и годы в тюрьме, а потом — в ссылке, на поселении в глуши.

Юность в столице и возможность вращаться в литературных кругах Петербурга позволяли когда-то Фёдору Михайловичу бывать в обществе прелестных, образованных представительниц прекрасного пола. Судя по воспоминаниям современников, молодой писатель не был постоянным поклонником ни одной из них. Дела литературные и участие в политической жизни отнимали всё его время и энергию. То есть особого опыта в общении с женщинами Достоевский до каторги не приобрёл, и к женщинам относился, вероятнее всего, романтически. Это и привело его к первому неудачному браку, который был заключён с вдовой мелкого чиновника ещё в период поселения в Семипалатинске, после тюрьмы.

Психика первой жены Фёдора Михайловича, Марии Дмитриевны Исаевой, к тому времени, как они познакомились, была давно уже подорвана прогрессирующим туберкулёзом. Её первый муж умер от алкоголизма. Мария Дмитриевна годами терпела безденежье. Сама считала свою жизнь с алкоголиком позорной. Во второй брак она вступила после того, как замучила Фёдора Михайловича своими откровениями, что она любит двоих и не знает, кого выбрать. Какое-то время выбирала то одного, то другого. Всё-таки писатель ей показался перспективнее учителя. Выбрала, наконец, Достоевского.

Это была сформировавшаяся истеричка, склонная к аффективному поведению. Амбициозная женщина была уверена, что пришло время её реванша за несчастную жизнь в глуши, за унижения и нищету. Теперь она супруга известного литератора, и её новому статусу, само собой, соответствует жизнь в столице, модные наряды, балы и театры. И, главное — ей положен знаменитый, богатый муж, который должен обеспечить это всё ей и пасынку.

Она всегда была недовольна мужем, всегда в обиде. Жуткие сцены с рыданиями и проклятиями повторялись регулярно. Потом короткое перемирие и снова истерика. Фёдор Михайлович, и сам нервный человек, стоически переносил тяготы семейной жизни. Что-либо менять в своей судьбе он считал невозможным. Общих детей у них не было, но оставить смертельно больную женщину он не мог.

Фёдор Михайлович зажил в Петербурге, жена — в Москве. Он регулярно навещал её и пасынка, обеспечивал своим литературным заработком лечение и быт. Принял твёрдое решение не оставлять семьи.

Достоевскому было около сорока лет, когда его жизнь осветила нечаянно нагрянувшая любовь — случился страстный роман… Жилось нелегко, донимали кредиторы, болезни брата и жены. И вдруг однажды, после лекции, которую он читал студентам университета, ему на стол упало письмо. Письмо-признание. Писала ему молодая девушка по имени Апполинария. Она смело признавалась в любви к своему кумиру. Автор нашумевших «Записок из Мёртвого дома» был популярен у тогдашней молодёжи, и Аполлинария неизменно бывала там, где можно было встретить великого писателя. Письмо дышало такой искренностью и наивностью, что Фёдор Михайлович не смог устоять и встретился со своей почитательницей.

Читайте также:
Шерил Сэндберг, биография, история жизни, факты.

Апполинария Прокофьевна Суслова была, конечно, очень незаурядной личностью. Дочь предприимчивого крестьянина, она выросла в деревне. Но потом разбогатевший отец дал ей «вольную», то есть позволил девице жить, где она хочет и заниматься, чем хочет. Денег для этого не пожалел. Так молодая Апполинария оказалась в Петербурге в студенческой среде. Она слушала лекции, какие ей были интересны, с удовольствием участвовала в вечеринках, а также в студенческих демонстрациях и диспутах. То есть вела активный и независимый образ жизни. Она была красива, умна, богата.

В это время в мире и в России, в том числе, получили развитие идеи женской эмансипации. Апполинарию можно было смело назвать «эмансипе». Ей были свойственны полная моральная свобода и убеждённость, что «женская скромность» — только лишь пережиток. Ко всему прочему, она ещё и писала прозу. Её «писательство» и роль восторженной ученицы покорили сердце Фёдора Михайловича, так уставшего от постоянных претензий жены. Апполинария, что удивительно для «эмансипе», яростно требовала от своего возлюбленного развода, но, когда Мария Дмитриевна умерла, и свободный Достоевский предложил ей руку и сердце, Апполинария вдруг отказала. И таких совершенно непредсказуемых поступков она совершила очень много. Достоевский позже писал о ней:

«Аполлинария — больная эгоистка. Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны… Я люблю её ещё до сих пор, очень люблю, но я уже не хотел бы любить её. Она не стоит такой любви. Мне жаль её, потому что, предвижу, она вечно будет несчастна. Она никогда не найдёт себе друга и счастья. Кто требует от другого всего, а сам избавляет себя от всех обязанностей, тот никогда не найдёт счастья».

Измучила она его беспредельно. Он всё пытался понять какую-то логику в её поступках, но не смог. Она так и осталась загадкой. Они расстались, но Полина ещё долго донимала его истеричными письмами с угрозами покончить с собой. О том, какой она была в глазах своего возлюбленного, можно понять, перечитав романы «Игрок», «Идиот», «Братья Карамазовы». Но почему она такой была, мы так и не поймём. Почему она не могла жить в гармонии с миром и любимым человеком, мы не поймём.

Связь с Сусловой давала пищу для творческих открытий Достоевского-писателя, но в результате таких психопатических отношений очень пострадал Достоевский-человек. Он был морально сломлен и уже не верил ни в любовь, ни в семью, ни в то, что женщина может беречь и созидать, а не только разрушать и калечить. Но произошло чудо.

Он, утративший силы творить и дошедший до психологического краха, не мог вовремя сдать рукопись романа «Игрок» в обозначенные сроки. Это грозило профессиональной кабалой до конца жизни. Но в совершенно безвыходной, как ему казалось, ситуации судьба прислала ему помощницу. Это была девушка-курсистка. Она занималась стенографией. И руководитель курсов стенографии, друг Достоевского, посоветовал автору попробовать довериться её профессиональным навыкам. Девушку звали Анна Григорьевна Сниткина.

Она была очень старательна и внимательна. Вдвоём они за 26 дней, по сути, создали роман. Он говорил, она стенографировала, ночью восстанавливала текст, а утром приносила очередной отрывок романа. Они не только работали, но и разговаривали о жизни. Юная Анна Сниткина тоже оказалась почитательницей таланта знаменитого писателя, как и Апполинария. Но это была девушка абсолютно не похожая ни на кого. Через 26 дней от начала совместной работы Фёдор Михайлович Достоевский сделал ей предложение, и Анна Григорьевна его приняла.

Этот брак был очень счастливым. В любви рождались дети. Фёдор Михайлович погасил все долги, наладился быт. Жена очень удачно вела все литературные и издательские дела своего знаменитого мужа. Она понимала, что ей выпало счастье быть женой и другом такого необыкновенного человека. Смыслом своей жизни она видела счастье мужа. И он был с ней счастлив.

Из письма Фёдора Михайловича жене Анне Григорьевне:

«Ангел мой, ты не поверишь, как я обрадовался и с каким счастьем прочёл я, на почте, твои две крошечные писульки на двух листиках. Я их целовал и так рад, так рад был твоей любви. Она видна в каждой строчке, в каждом выражении твоём; и как (одно слово зачёркнуто) ты хорошо пишешь письма. Куда мне так написать и так выразить моё сердце, мои ощущения. Я и наяву-то, и когда мы вместе, несообщителен, угрюм и совершенно не имею дара выразить себя всего.

Прощай, Аня, прощай, радость моя, будь весела и счастлива. Люби меня. До завтра. Обнимаю тебя крепко, крепко. Люблю беспредельно, твой весь, до последней капли.

Завтра напишу непременно».

Спасибо за использование нашего раздела комментариев.

Просим вас оставлять стимулирующие и соответствующие теме комментарии. Пожалуйста, воздерживайтесь от инсинуаций, нецензурных слов, агрессивных формулировок и рекламных ссылок, мы не будем их публиковать.

Поскольку мы несём юридическую ответственность за все опубликованные комментарии, то проверяем их перед публикацией. Из-за этого могут возникнуть небольшие задержки.

Читайте также:
Иога́нн Во́льфганг Гёте - отзывы, мнение, рейтинг

Функция комментариев продолжает развиваться. Мы ценим ваши конструктивные отзывы, и если вам нужны дополнительные функции, напишите нам на [email protected]

С наилучшими пожеланиями, редакция Epoch Times

Критика о романе “Идиот” Достоевского, отзывы современников

Князь Мышкин.
Художник И. Глазунов

Роман “Идиот” является одним из самых известных произведений знаменитого писателя Ф. М. Достоевского.

В этой статье представлена критика о романе “Идиот”, отзывы современников о произведении.

Критика о романе “Идиот” Достоевского, отзывы современников

А. Н. Майков:

“Впечатление вот какое: ужасно много силы, гениальные молнии (например, когда Идиоту дали пощечину и что он сказал, и разные другие), но во всем действии более возможности и правдоподобия, нежели истины. Самое, если хотите, реальное лицо — Идиот (это Вам покажется странным?), прочие же все как бы живут в фантастическом мире, ка всех хоть и сильный, но фантастический, какой-то исключительный блеск. Читается запоем и в то же время — не верится.

Но сколько силы! сколько мест чудесных! Как хорош Идиот! Да и все лица очень ярки, пестры — только освещены-то электрическим огнем, при котором самое обыкновенное знакомое лицо, обыкновенные цвета получают сверхъестественный блеск и их хочется как бы заново рассмотреть. ” (А. Н. Майков – Ф. М. Достоевскому, письмо от 2 (14) марта 1868 г.)

Н. Н. Страхов:

“Какая прекрасная мысль! Мудрость, открытая младенческой душе и недоступная для мудрых и разумных, — так я понял Вашу задачу. Напрасно Вы боитесь вялости; мне кажется, с “Преступления и наказания” Ваша манера окончательно установилась, и в этом отношении я не нашел в первой части “Идиота” никакого недостатка.” (Н. Н. Страхов – Ф. М. Достоевскому, письмо от середины марта 1868 г.)

“Очевидно — по содержанию, по обилию и разнообразию идей Вы у нас первый человек и сам Толстой сравнительно с Вами однообразен. Этому не противоречит то, что на всем Вашем
лежит особенный и резкий колорит. Но очевидно же: Вы пишете большею частью для избранной публики, и Вы загромождаете Ваши произведения, слишком их усложняете. Если бы ткань Ваших рассказов была проще, они бы действовали сильнее. Например, “Игрок”, “Вечный муж” произвели самое ясное впечатление, а всё, что Вы вложили в “Идиота”, пропало даром. Этот
недостаток, разумеется, находится в связи с Вашими достоинствами.

И весь секрет, мне кажется, состоит в том, чтобы ослабить творчество, понизить тонкость анализа, вместо двадцати образов и сотни сцен остановиться на одном образе и десятке сцен. Простите. Чувствую, что касаюсь великой тайны, что предлагаю Вам нелепейший совет —перестать быть самим собою, перестать быть Достоевским. ” (Н. Н. Страхов – Ф. М. Достоевскому, письмо от 12 апреля 1871 г.)

С. Д. Яновский:

“. скажу Вам несколько слов о впечатлении, сделанном последним Вашим произведением: масса вся, безусловно вся в восторге! В клубе, в маленьких салонах, в вагонах на железной дороге (ведь я постоянно бываю в разъездах и вот на днях только возвратился из Тамбова) — везде и от всех только и удается слышать одно и то же: читали ль Вы последний роман Достоевского? ведь это прелесть, просто не оторвешься до последней страницы. ” (С. Д. Яновский – Ф. М. Достоевскому, письмо от 12 апреля 1868 г.)

Отзыв в газете “Голос”:

“. интереснее романа “Преступление и наказание”. хотя и страдает теми же недостатками — некоторою растянутостью и частыми повторениями какого-нибудь одного и того же душевного движения. ” (обзор “Библиография и журналистика” в газете “Голос”, 16 февраля 1868, № 47, без подписи)

Отзыв в газете “Биржевые ведомости”:

“. глубокий психологический анализ. доведен до высоты совершенства. Каждое слово, каждое движение героя этого романа, князя Мышкина, не только строго обдумано и глубоко прочувствовано автором, но и как бы пережито им самим. ” (анонимный автор, раздел “Хроника общественной жизни”, газета “Биржевые ведомости”, 1868, 18 февраля, № 46)

Отзыв в газете “Русский инвалид”:

“. с первых же строк вся симпатия читателя переносится на Мышкина. Трудно угадать, что сделает автор с этим оригинальным лицом, насколько рельефно удастся ему сопоставить искусственность нашей жизни с непосредственной натурой, но уже теперь можно сказать, что роман будет читаться с большим интересом. Интрига завязана необыкновенно искусно, изложение прекрасное, не страдающее даже длиннотами, столь обыкновенными в произведениях г-на Достоевского. ” (Отзыв в газете “Русский инвалид”, 1868, 24 февраля, № 52)

Отзыв в газете “Харьковские губернские ведомости”:

“С первых же строк читатель заинтересован рассказом, и чем далее он вчитывается, тем сильнее растет его интерес. Пред читателем проходит ряд людей действительно живых. людей симпатичных и таких, в которых трудно подметить хоть бы слабые остатки человеческого образа, наконец, несчастных людей, изображать которых автор особенно мастер. В круговороте жизни, в который автор бросает своего героя, на Идиота не обращают внимания; когда же при столкновении с ним личность героя выказывается во всей ее нравственной красоте, впечатление, наносимое ею, так сильно, что сдержанность и маска спадает с действующих лиц и нравственный их мир резко обозначается. Вокруг героя и при сильном с его стороны участии развивается ход событий, исполненный драматизма. . его роман, очевидно, задуман широко, по крайней мере этот тип младенчески непрактичного человека. в таких широких размерах впервые является в нашей литературе. ” (газета “Харьковские губернские ведомости”, 1868, 18 апреля, № 41)

Читайте также:
Иоганн Вольфганг Гёте, биография, история жизни

Д. И. Минаев:

“Это такая сказка, в которой чем больше неправдоподобностей, тем лучше. Люди сталкиваются, знакомятся, влюбляются, дают друг другу пощечины — и всё это по первому капризу автора, без всякой художественной правды. Миллионы наследства летают в романе, как мячики. ”
(фельетон “Nota bene (отрывки безыменных чувств и мнений)”, журнал “Искра”, 1868, 19 мая, № 18, стр. 221, подпись «Литературное домино»)

В. П. Буренин:

“. сразу бросает своего героя (и вместе с ним читателя) в круг сложной интриги и делает как этого героя, так и окружающих его лиц в некотором роде аномалиями среди обыкновенных людей», вследствие чего повествование «имеет характер некоторой фантасмагории. “(газета “Санкт-Петербургские ведомости”, 1868, 24 февраля, № 53)

“Роман можно было бы не только „Идиотом“ назвать, но даже „Идиотами“, ошибки не оказалось
бы в подобном названии. ” (газета “Санкт-Петербургские ведомости”, 1868 г., 6 апреля, № 92)

Статья в “Вечерней газете”
(Н. С. Лесков под псевдонимом “аноним”):

“Некоторые видят в романе “Идиот” проведение автором такой идеи: честная простота и бесхитростность, откровенная, непоколебимая правдивость, соединенная с глубокою гуманностию и пониманием человеческой души, а главное, правдивая простота во всех отношениях с людьми, честность и любовь к ним — есть всепобеждающее, гигантски
сильное средство к достижению каких бы то ни было общественных или частных целей. Не знаем, насколько такой взгляд ка роман г. Достоевского верен, потому что роман еще далеко не кончен; из того же, что напечатано, подобное заключение вывести довольно смело, хотя основания для этого есть.
Главное действующее лицо романа, князь Мышкин, — идиот, как его называют многие; человек крайне ненормально развитый духовно, человек с болезненно развитою рефлексиею, у которого две крайности, наивная непосредственность и глубокий психологический анализ, слиты вместе, не противореча друг другу; в этом и заключается причина того, что многие его считают за идиота, каким он, впрочем, и был в своем детстве. ” (“Вечерняя газета”, 1869 г., 1 января, № 1)

М. Е. Салтыков-Щедрин:

“. по глубине замысла, по ширине задач нравственного мира, разработываемых им, этот писатель стоит у нас совершенно особняком. не только признает законность тех интересов, которые волнуют современное общество, но даже идет далее, вступает в область предведений и предчувствий, которые составляют цель не непосредственных, а отдаленнейших
исканий человечества.

И что же? несмотря на лучезарность подобной задачи, поглощающей в себе все переходные формы прогресса, г-н Достоевский, нимало не стесняясь, тут же сам подрывает свое дело, выставляя в позорном виде людей, которых усилия всецело обращены в ту самую сторону, в которую, по-видимому, устремляется и заветнейшая мысль автора.

. всё это пестрит произведения г-на Достоевского пятнами, совершенно им не свойственными, и рядом с картинами, свидетельствующими о высокой художественной прозорливости, вызывает сцены, которые доказывают какое-то уже слишком непосредственное и поверхностное понимание жизни и ее явлений. С одной стороны. являются лица, полные жизни и правды, с другой — какие-то загадочные и словно во сне мечущиеся марионетки, сделанные руками, дрожащими от гнева. ” (журнал «Отечественных записок», номер за апрель 1871 г.)

“Это гениально задуманная вещь; в ней есть места поразительные, но еще больше плохо высказанного и бог знает как скомканного. (Л. Ф. Пантелеев передает слова Салтыкова-Щедрина, “Из воспоминаний прошлого” (книга вторая), 1908 г.)

О. Ф. Миллера:

“В “Идиоте” Достоевский еще не утвердился на этой новой дороге, в “Бесах” он окончательно укрепляется на ней. “Идиот” в художественном отношении слабее. но зато во многом тут еще вполне чувствуется прежний Достоевский, с его любовью к “униженным и оскорбленным”, братски протягивающим руку всем, разделяющим ту же участь. ” (“Публичные лекции” О. Ф. Миллера, 1874 г.)

В. В. Чуйко:

“. роман чрезвычайно драматичен и читается с лихорадочным интересом. события, мотивы
действий, драматические положения — до такой степени перепутаны, до такой степени выходят из границ логики и здравого смысла, что, чувствуя какую-то, может быть и страшную, драму, вы в то же время не знаете, — в чем она состоит. ” (раздел “Литературная хроника” в газете “Новости”, 1879, 18 мая, № 125)

Е. Л. Марков:

“Как безотрадно нужно глядеть на жизнь, чтобы лучшими представителями ее избрать идиота и камелию! Какая внутренняя художественная необходимость заставила его раскрывать нравственную красоту человека в такой невыносимо тяжкой, болезненной форме?” (статья “Романист-психиатр” в журнале “Русская речь”, май 1879 г.)
(*камелия — то есть “падшая женщина”, содержанка у богатого человека; имеется в виду Настасья Филипповна)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: