Фридрих Ницше, биография, история жизни, творчество

Фридрих Ницше: биография и философия (кратко)

Творчество Фридриха Ницше, всемирно известного немецкого философа, до сих пор вызывает много споров. Некоторые считают его «отцом» и теоретиком расовой теории, а кто-то преклоняется перед его выдающимися исследованиями в области этической философии. Чтобы составить свое собственное представление о достижениях и умозаключениях этого незаурядного человека, следует внимательно изучить его биографию и становление мировоззрения, позволяющего делать собственные выводы.

Детские годы

В 1844 году в небольшом провинциальном городке Восточной Пруссии на свет появился будущий ученый – Фридрих Ницше. До настоящего времени точно не известны предки философа: одна точка зрения – его предки имели польские корни и фамилию Ницке, другая – немецкие и баварские корни, имена и происхождение. Некоторые исследователи считают, что свое польское происхождение Ницше просто нафантазировал, чтобы покрыть свое происхождение флером таинственности и возбудить интерес вокруг своего происхождения.

Но очень хорошо известно, что оба его дедушки (и по стороне матери, и отца) были лютеранскими священнослужителями, ровно, как и его отец. Но уже в пятилетнем возрасте мальчик остался на воспитании у матери из-за преждевременной смерти отца. Кроме того, на воспитание ребенка оказала огромное влияние его сестра, с которой Фридрих был очень близок. В семье царило взаимопонимание и горячая привязанность друг к другу, но уже в то время ребенок показывал незаурядный ум и желание отличаться от всех и быть особенным во всех отношениях. Может быть, именно эта его мечта и заставляла действовать не так, как того ожидают окружающие.

Классическое образование

В возрасте 14 лет юноша отправился на учебу в классическую гимназию города Пфорта, которая славилась преподаванием античных языков и истории, и кроме того классической литературы.

Изучая языки и литературу, будущий философ добился огромных успехов, но всегда имел проблемы с математикой. Он много читал, увлекался музыкой и сам пытался писать, пока его произведения еще незрелые, но он, увлекаясь германскими поэтами, пытается им подражать.

В 1862 году выпускник гимназии отправляется в центральный университет города Бонна и поступает на кафедру теологии и философии. С детства он чувствовал сильную тягу к изучению истории религии и мечтал пойти по следам своего отца и стать пастором – проповедником.

Неизвестно, к сожалению или к счастью, но во времена студенчества взгляды Ницше кардинально изменились, и он стал воинствующим атеистом. Кроме этого у него не сложились доверительные отношения ни с однокурсниками, ни с преподавательским составом Боннского университета и Фридрих перевелся на учебу в Лейпциг, где сразу же был оценен по заслугам и его пригласили преподавателем греческого языка. Под влиянием своего учителя Ричли, он дал согласие на эту службу ещё будучи студентом. Через весьма непродолжительное время Фридрих сдал экзамен и получил звание профессора филологии и место преподавателя в Базеле. Но его не удовлетворяла эта работа, поскольку он никогда не видел себя только преподавателем и профессором.

Формирование убеждений

Именно в юные годы человек жадно впитывает все, что возбуждает его интерес и с легкостью учится всему новому. Так, и будущий великий философ в молодости испытал несколько серьезных потрясений, которые повлияли на формирование его убеждений и становление философских взглядов. В 1868 году молодой человек познакомился со знаменитым немецким композитором Вагнером. Несомненно, еще до знакомства с ним Ницше знал и любил, даже просто был очарован музыкой Вагнера, но знакомство потрясло его до глубины души. В течение трех лет их знакомство переросло в горячую дружбу, поскольку было очень много связывающих этих незаурядных людей интересов. Но постепенно эта дружба стала сходить на нет, а после опубликования Фридрихом книги «Человеческое, слишком человеческое» была разорвана. В этой книге композитор увидел признаки душевного заболевания философа.

Другое сильнейшее потрясение Ницше испытал, прочитав книгу А.Шопенгаура «Мир как воля и представление». Вообще скрупулёзное изучение трудов Шопенгауэра может перевернуть незрелые еще взгляды на мир, недаром его называют «отцом вселенского пессимизма». Именно такое впечатление и произвела эта книга на Ницше.

Молодого человека поразило умение Шопенгауэра сказать людям правду в лицо, не оглядываясь на социальные законы и условности. Ницше с детства мечтал выделяться из толпы и рушить устои, поэтому книга философа произвела эффект разорвавшейся бомбы. Именно этот труд заставил Ницше стать философом и публиковать свои взгляды, смело бросая людям в лицо, настоящую правду, от которой они трусливо прячутся.

Во время франко-прусской войны (1870-1871 гг) Ницше работал санитаром и видел много грязи и крови, но это, как ни странно, не отвратило его от насилия, а наоборот, заставило думать, что любые войны необходимы как оздоравливающе общество процессы, и поскольку люди алчны и жестоки по своей природе, то во время войны утоляют жажду крови и само общество становится здоровее и спокойнее.

Состояние здоровья Ницше

С самого детства будущий философ не мог похвастаться хорошим здоровьем (кроме того, сказалось наследство психически больного отца), его плохое зрение и физическая слабость частенько подводили молодого человека и не давали возможности засиживаться подолгу за работой. Интенсивная учеба в университете привела к тому, что у юноши начались сильнейшие мигрени, бессонница, головокружения и тошнота. Все это в свою очередь привело к снижению жизненного тонуса и появлению затяжного депрессивного состояния.

В более зрелом возрасте он заразился от женщины легкого поведения нейросифилисом, который в то время еще не могли полностью излечивать. В тридцатилетнем возрасте здоровье еще более пошатнулось: стало резко падать зрение, изматывающие головные боли и хроническая усталость привели к крайнему истощению психики.

В 1879 году из-за проблем со здоровьем Ницше пришлось уволиться из университета и серьезно взяться за лечение. В это же самое время его учение полностью оформилось, и творческий труд стал более продуктивным.

Любовь на жизненном пути

Личную и интимную жизнь философа никак нельзя назвать счастливой. В ранней юности у него были сексуальные отношения с сестрой, с которой он даже хотел создать семью. Опять же в юности он пережил насилие со стороны женщины, много старше него самого, что надолго отвратило юношу от секса и любви.

Читайте также:
Иммануил Кант, биография, история жизни, творчество

Достаточно долгие отношения у него были с женщинами легкого поведения. Но поскольку философ ценил в женщине не сексуальность, а интеллект и образование, то и наладить длительные отношения, перерастающие в крепкие узы, ему было очень трудно.

Философ сам признавался, что только дважды в своей жизни он делал предложение женщинам, но в обоих случаях получил отказ. Довольно долгое время он был влюблен в жену Вагнера, затем сильно увлекся врачом – психотерапевтом Лу Саломе.

Какое-то время они жили гражданским браком, и именно под воздействием их связи Ницше написал первую часть нашумевшей книги «Так говорил Заратустра».

Апогей творчества

После своего раннего ухода на пенсию Ницше всерьез взялся за философию. Именно в последующие десять лет он пишет 11 своих самых значительных книг, полностью изменивших западную философию. За четыре последующих года он создал самую известную книгу «Так говорил Заратустра».

Этот труд нельзя назвать философским, в обычном и привычном смысле этого слова, в книге содержатся изречения, поэзия, отвлеченные яркие идеи, нетривиальные размышления о жизни в обществе. В течение двух лет после ее выхода в свет, Ницше стал самым известным человеком не только в своей стране, но и за рубежом.

Последняя книга философа «Воля к власти», работа над которой продолжалась более пяти лет, увидела свет уже после смерти философа с помощью его сестры Элизабет.

Философское учение Ницше

Взгляды Фридриха Ницше можно назвать все отрицающими и крайне радикальными. Став воинствующим атеистом, он критиков христианскую основу общества и христианскую мораль. Хорошо им изученную культуру Древней Греции, он считал идеалом человеческого существования, а дальнейшее развитие общества характеризовал как регресс.

Его философское видение мира, обрисованное в книге «Философия жизни», объясняет, что каждая человеческая жизнь уникальна и неповторима. Причем любой человеческий индивид ценен именно с точки зрения своего собственного, жизненного опыта, полученного эмпирическим путем. Главным человеческим качеством он считал волю, поскольку только воля может заставить человека выполнять любые приказания мозга (разума).

С самого начала человеческой цивилизации люди борются за выживание и в этой борьбе выживают только наиболее достойные, т.е. сильнейшие. Так и возникла идея о Сверхчеловеке, стоящем «По ту сторону добра и зла», над законом, над моралью. Эта идея является основополагающей в творчестве Ницше, именно из нее и почерпнули фашисты свою расовую теорию.

Смысл жизни в понимании Ницше

Главным философским вопросом является: в чем смысл жизни человека? Для чего человечество пришло в этот мир? Какова цель исторического процесса?

В своих трудах Ницше полностью отрицает существование смысла жизни, он отрицает христианскую мораль и доказывает, что церковь обманывает людей, навязывая им ложные концепции счастья и выдуманные цели в жизни.

Жизнь одна и она реальна на земле здесь и сейчас, нельзя обещать награду за хорошее поведение в мере ином, который не существует. ОН считал, что церковь заставляет людей делать то, что им вовсе не свойственно, а даже противно разрушительной человеческой природе. Если же понять, что Бога попросту нет, то человеку придется самому нести ответственность за любые свои поступки, не перекладывая их на пресловутую «Божью волю».

Именно в этот случае и проявится человек: как величайшее создание природы или человек – животное, агрессивное и жестокое. Кроме этого, каждый мужчина должен стремиться к власти и победе любой ценой, только из-за данного ему природой желания доминировать.

Объяснение концепции Сверхчеловека

В своей главной книге «Так говорил Заратустра» Ницше формулирует идею о Сверхчеловеке, который должен появиться в результате эволюционного процесса в борьбе за лидерство. Этот человек рушит все устои и законы, он не ведает иллюзий и милосердия, его главная цель – власть над всем миром.

В противовес Сверхчеловеку появляется – последний человек. Как тут не вспомнить Родиона Раскольникова и его: «Тварь я дрожащая или право имею?» Этот последний человек не борется и не стремится к лидерству, он выбрал для себя удобное, животное существование: ест, спит и размножается, множа себе подобных последних людей, способных лишь подчиняться приказам сверхчеловека.

Именно потому, что мир заполнен такими ненужными истории и прогрессу людьми, войны и есть благо, очищающее пространство для новых людей, новой расы.

Поэтому концепция Ницше и была положительно принята Гитлером и ему подобными и положена в основу расовой теории. По этим причинам труды философа были под запретом в СССР.

Влияние философии Ницше на мировую культуру

Сегодня труды Ницше уже не вызывают такого яростного неприятия, как в начале ХХ века. Порой с ним дискутируют, порой задумываются, но равнодушным к его идеям быть просто невозможно. Под влиянием этих философских взглядов Томас Манн написал роман «Доктор Фаустус», и развивалась философская мысль О.Шпеглера, и его труд «Закат цивилизации» явно продиктован трактовкой мировоззренческих взглядов Ницше.

Последние годы жизни

Упорный умственный труд пошатнул и без того слабое здоровье философа. Кроме того, наследственная склонность к психическому заболеванию могла проявить себя в любой момент.

В 1898 году, увиденная философом публичная сцена жестокого издевательства над лошадью, спровоцировала неожиданно начавшийся приступ душевного заболевания. Медики не могли предложить другого выхода и отправили его на лечение в психиатрическую лечебницу. Несколько месяцев философ находился в палате с мягкими стенами, чтобы не повредить себе конечности из-за вспышек агрессии.

Но в результате лечения он стал более спокойным и уравновешенным. Тогда врачи позволили забрать его домой, где за них самоотверженно присматривала престарелая мать.

Но спустя несколько месяцев она умерла, и заботы о тяжелобольном человеке легли на плечи сестры Элизабет. Перенеся два апоплексических удара, Фридрих Ницше умер 25 августа 1900 года в возрасте 55 лет.

Читайте также:
Аврелий Августин Иппонийский (Aurelius Augustinus Hipponensis) - отзывы, мнение, рейтинг

Похоронен он в родном городе Реккене в могильном склепе, принадлежавшем его семье.

Фридрих Ницше – биография

Краткая информация

  • Детство и юность
  • Братья мои, люди не равны
  • Вечное возвращение
  • Ницшеанство в России
  • Отголоски

Этот человек уловил запах разложения Европы и попытался найти выход из склепа. Его высказывания всегда парадоксальны и нелицеприятны. Он принадлежал к плеяде мыслителей, выразивших смятение цивилизации перед новым поворотом истории. Все они искали ответы в полумифическом прошлом, преломляя в своем творчестве искания и раздумья – композитор Рихард Вагнер, баварский король Людвиг Виттельсбах, создатель психоанализа Зигмунд Фрейд, философы Освальд Шпенглер и Артур Шопенгауэр. Они придумывали миры, куда приглашали разочарованную интеллигенцию, но мир Ницше был и остается самым ярким и динамичным. Нацисты сделали из Ницше культ, и это пятно не отмыто до сих пор. Ницше входит в десятку самых изучаемых философов. Быть ницшеанцем означает вызов обществу и самому себе.

Детство и юность

Во второй половине девятнадцатого века дети священнослужителей и воспитанники семинарий, как правило, шли в бунтари. Фридрих Ницше был сыном лютеранского пастора Карла Людвига и родился в 1844 году неподалеку от Лейпцига в городе Рёккене. В пять лет отец Фридриха умирает, а через полгода уходит из жизни его маленький брат Людвиг Йозеф. В общественном сознании прочно засела мысль, что Ницше – это философ, однако точнее будет сказать, что он был писателем, писавшим философские трактаты. Кроме того, он был музыкантом, и первые произведения он написал в знаменитой гимназии «Пфорта», куда был отправлен матерью в 1858 году. Здесь он полюбил античность, которая и подвела его к идее о сверхчеловеке.

Молодой Ницше плохо находит друзей, как в гимназии «Пфорта», так и в Боннском университете, где он изучал теологию и филологию. Разочарованный в студентах и предметах, он перебирается в Лейпцигский университет. В возрасте 24 лет Ницше был приглашен в Швейцарию, на должность профессора классической филологии Базельского университета. Но чистая литература ему не нравится, как и франко-прусская война, участия в которой он постарался избежать.

Нацисты, которые сделали из него божество, предпочли забыть, что их кумир не только отказался от боевых действий, но и плевать хотел на величие Пруссии. Он демонстративно принимает швейцарское гражданство и участвует в войне санитаром.

Томик «Заратустры» лежал в нагрудном кармане каждого немецкого солдата Второй мировой. Ницше действительно вдохновлял на смерть и разрушения. Не потому ли последняя война была такой тяжелой и кровопролитной?

Самого же Ницше сильно вдохновлял Вагнер, с которым он познакомился 8 ноября 1868 года. Их объединяла любовь к древнегреческому эпосу и предчувствие тектонических сдвигов. Их отношения стали ухудшаться, когда философ решительно порвал с христианством, а Вагнер предпочел остаться в лоне матери-церкви.

Совсем не из трусости Ницше отказался от прусского мундира. С детских лет имел слабое здоровье, подорванное смертью отца и брата, а потом дифтеритом и дизентерией, доставшейся ему на санитарной службе. Сильные головные боли посещают его с 18 лет, а к 30 годам философ стал слепнуть. Склонный к ярким аллегориям, в своих телесных страданиях он видел агонию старого мира перед наступлением эры сильного человека. В 1879 году по состоянию здоровья Ницше выходит на пенсию, чтобы до конца своей недолгой жизни бороться с болезнями.

Братья мои, люди не равны

То, что мы имеем, обычно не ценим и не замечаем, а то, чего не имеем, того жаждем, особенно если это сила и здоровье. Фридрих Ницше придумал себе недостижимый идеал. Его сверхчеловек физически крепок, нарушает запреты и не боится смерти. Ницше не первый, кто делит людей на низших и высших. В современном ему обществе было не принято говорить о господах и рабах, с тех пор как христианство сделало всех Божьими рабами.

Неравномерность человеческого материала предопределена судьбой. Ее философ ставит вместо Бога, смерть которого он провозглашает в «Заратустре» и других произведениях. Ницше не скрывает своего презрения к христианству, полагая, что оно безнадежно испортило смелых варваров и превратило их в безвольных рабов. Слабые и покорные овцы-христиане уже не способны совершить ничего великого. Этот мир нуждается в античном герое, который отвергнет моральные догмы и восстановит власть силы.

Таким образом, философ становится проповедником аморализма. Не он один пытался освободить человечество от оков нравственности, но Ницше делает это «в упор». В числе прочего, сверхчеловеку разрешено нарушать сексуальные запреты, что очень нравилось гомосексуалистам. Не потому ли и возникла гремучая смесь революционных партий, в которой оказалось множество представителей нетрадиционной сексуальной ориентации?

Ницше восхищались итальянские фашисты и германские нацисты. Мрачное величие красиво придуманных мифов влекло к себе тех, кто не вписался в буржуазную приземленность упадочного общества. Провалились социальные эксперименты Гитлера и Муссолини, но каждое новое поколение подростков продолжает открывать для себя ницшеанство, восхищаться Заратустрой и упиваться бесконечной свободой.

Вечное возвращение

Эту идею Ницше позаимствовал в языческих философских системах, в основе которых лежал годичный круговорот сельскохозяйственных работ и природных явлений. Все, что когда-нибудь началось, обязательно закончится, чтобы возродиться вновь. Христианство придумало свое время, летящее, как стрела, из точки начала в точку конца. Этой точкой концы является для них крушение материального мира, после которого наступит царство Божие.

Благополучные и осторожные христиане второй половины XIX века мало напоминали своих братьев по вере, которые ютились в римских катакомбах в ожидании Страшного Суда. Католическое и лютеранское духовенство хорошо устроилось в этом мире, и все тише звучат призывы помнить о грядущей битве с Антихристом. Колесо времени провернулось снова, возвратившись к земным удовольствиям языческой цивилизации. Ницше просто констатирует факт, который лицемерно не замечают христиане.

Вообще, весь пафос его литературно-философских произведений подпитывается отвращением к лицемерию. Именно этим он нравится молодежи всех стран и национальностей. Вместо борьбы Бога с дьяволом Ницше вводит диалектическое противостояние дионисийского и аполлонийского начал. Дионис был низшим божеством греческого пантеона и воплощал собой все дикое и необузданное в человеческой природе. Религиозный экстаз и жажда размножения – все это проявления дионисийства. Повелитель Солнца Аполлон символизирует холодную созерцательность разума и возвышенного вдохновения. По мнению Ницше, их взаимное преодоление творит искусство, науку и историю. Вечное возвращение и противоборство двух начал делает философию Ницше созвучной с восточными учениями, а также свидетельствует о кризисе христианской культуры.

Читайте также:
Артур Шопенгауэр, биография, история жизни, факты.

Ницшеанство в России

Первый отклик на идею о сверхчеловеке мы находим в «Преступлении и наказании» Достоевского. Писатель блестяще показал влияние гимнов Заратустры на мировоззрение главного героя романа Раскольникова. Именно Ницше разрешил ему взять топор и убить старушку-процентщицу. Но Достоевский показал также все ничтожество суперменов, когда они сталкиваются с неотвратимым наказанием. Парадоксальный, но вполне логичный вывод делает Федор Михайлович: ницшеанство очень часто притягивает людей слабых и закомплексованных, больных и мнительных.

Фридрихом Ницше зачитывалась революционная Россия, от Михаила Бакунина и Сергея Нечаева до большевистских вождей. Проповедником ницшеанства в нашем отечестве был первый пролетарский писатель Максим Горький, который даже внешностью старался походить на своего кумира – посмотрите ницшевские усы «Буревестника».

С Ницше полемизировал Владимир Соловьев, выражая сожаление, что его философия воздействует на умы русского юношества. Василий Розанов, написавший прекраснейшие строки о русском православии, пропитавшись ницшеанством, изрыгает из себя совершенно антихристианскую книгу «Люди лунного света», где он приписывает христианам всевозможные пороки.

Отголоски

Секрет его популярности – в живом стиле изложения, пронизанном блестящими афоризмами. Его читают по велению души, а не по профессиональной обязанности, как это происходит с Кантом или Шеллингом. Трудно себе представить солдата вермахта, который бы в перерыве между боями перелистывал томик Гегеля. Любовь к нему Гитлера и Муссолини добавила Ницше мрачного величия. Его тайком почитывают многие бизнесмены и политики, ища вдохновения для смелых решений. В современном мире произведения Фридриха Ницше помогают преодолеть страх перед смертью, мешающий наслаждаться жизнью в полной мере.

Фридрих Ницше

Биография

Фридрих Ницше – немецкий философ, мыслитель, поэт и даже композитор. Его неакадемическое учение получило широкое распространение не только в научно-философском сообществе, но и далеко за его пределами. Ницше поставил под сомнение ключевые принципы общепринятых в XIX-XX веках норм культуры и морали, общественных и политических отношений. Концепция философа и по сей день вызывает много споров и разногласий.

Детство и юность

Фридрих Вильгельм Ницше родился 15 октября 1844 года в деревне Рёккен, расположенной неподалеку от Лейпцига. Его отец, Карл Людвиг Ницше, равно как и оба его дедушки, был лютеранским священником. Через несколько лет у мальчика появилась сестра Элизабет, а еще через пару лет – брат Людвиг Йозеф. Младший брат Фридриха скончался в 1849 году, а его сестра прожила долгую жизнь и ушла в мир иной в 1935 году.

Мыслитель Фридрих Ницше

Вскоре после рождения младшего сына Карл Людвиг Ницше скончался. Заботы по воспитанию Фридриха полностью взяла на себя его мать. Так продолжалось до 1858 года, когда возмужавший юноша отправился получать образование в престижной гимназии «Пфорта». Время учебы в гимназии стало судьбоносным для Ницше: там он впервые начал писать, увлекся чтением античных текстов и даже пережил непреодолимое стремление посвятить себя музыке. Там же Фридрих познакомился с произведениями Байрона, Шиллера, Гёльдерлина, с работами Вагнера.

В 1862 году Ницше начал обучение в Боннском университете, выбрав филологию и теологию. Студенческая жизнь скоро наскучила молодому студенту; вдобавок к этому у него не складывались отношения с однокурсниками, которым он пытался привить прогрессивное мировоззрение. Поэтому скоро Фридрих перевелся в Лейпцигский университет. Как-то раз, прогуливаясь по городу, он случайно забрел в лавку старых книг и приобрел произведение «Мир как воля и представление» Артура Шопенгауэра. Книга очень впечатлила Ницше и оказала влияние на его становление как философа.

Артур Шопенгауэр

Учеба Фридриха на факультете филологии в Лейпцигском университете проходила блестяще: уже в 24-летнем возрасте парня пригласили преподавать классическую филологию в статусе профессора в Базельском университете. Это был первый случай в европейской системе высшего образования, когда столь юному ученому было позволено получить статус профессора. Тем не менее, сам Ницше не получал большого удовольствия от учебы, хотя и не отказался строить профессорскую карьеру.

Однако философ недолго проработал в должности преподавателя. Заступая на этот пост, он решил отказаться от гражданства Пруссии (Базельский университет расположен в Швейцарии). Потому во Франко-прусской войне, состоявшейся в 1870 году, Ницше участвовать не смог. Швейцария в этом противостоянии занимала нейтральную позицию и потому разрешила профессору лишь работу санитаром.

Фридрих Ницше в молодости

Фридрих Ницше с детства не отличался сильным здоровьем. Так, в восемнадцатилетнем возрасте он страдал от бессонницы и мигреней, в тридцать лет, вдобавок к этому, практически ослеп и начал испытывать проблемы с желудком. Работу в Базеле он завершил в 1879 году, после чего начал получать пенсию и вплотную занялся написанием книг, не переставая бороться с болезнью.

Философия

Первая книга Фридриха Ницше была опубликована в 1872 году и носила название «Рождение трагедии из духа музыки». До этого философ отправлял на публикацию ряд научных статей, но полноценных книг еще не издавал. Его первое серьезное произведение состоит из 25 глав.

Фридрих Ницше в молодости

В первых 15 Ницше пытается установить, что являет собой греческая трагедия, а в последних 10 – рассказывает и рассуждает о Вагнере, с которым он познакомился и дружил на протяжении некоторого времени (пока композитор не принял христианство).

«Так говорил Заратустра»

Ни одно другое произведение философа не может претендовать на уровень популярности книги «Так говорил Заратустра». Основные идеи для своего знаменитого труда Фридрих Ницше получил благодаря поездке в Рим в конце XIX века. Там он познакомился с писательницей, врачом-терапевтом и философом Лу Саломе. Ницше нашел в ней приятного слушателя и был очарован гибкостью ее ума. Он даже попытался сделать ей предложение, но Лу Саломе предпочла браку дружбу.

Читайте также:
Джордж Беркли, биография, история жизни, факты.

Лу Саломе, Пауль Реё и Фридрих Ницше

Вскоре Ницше и Саломе поссорились и больше не общались никогда. После этого Фридрих написал первую часть труда «Так говорил Заратустра», в которой современные исследователи безошибочно угадывают влияние душевной подруги философа и представлений об их «идеальной дружбе». Вторая и третья части работы увидели свет в 1884 году, а четвертая появилась в печатном варианте в 1885 году. Ее Ницше издал в количестве 40 штук на свои средства.

Книга Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра»

Стиль этого произведения меняется по мере повествования: он оказывается то поэтическим, то комическим, то вновь близким к поэзии. В книге Фридрих впервые ввел такой термин, как сверхчеловек, а также начал развивать теорию воли к власти. На тот момент эти идеи были проработаны слабо, и впоследствии он развил свою концепцию в работах «По ту сторону добра и зла» и «К генеалогии морали». Четвертая книга произведения посвящена истории о том, как Заратустра высмеивал ненавистных ему почитателей собственного учения.

Воля к власти

Практически через все сочинения философа проходит мораль о воли к власти как о базовой концепции его теории. По мнению Ницше, властвование представляет собой первопричинную природу, первооснову сущего, а также способ существования. В этом плане Фридрих противопоставлял волю к власти постановке целей. Он говорил о том, что выбор цели и движение к ней уже можно назвать полноценным актом властвования.

Смерть Бога

Фридрих Ницше активно интересовался вопросами религии и смерти. «Бог умер» – один из его известных постулатов. Это высказывание философ объяснял как возрастание нигилизма, ставшее следствием обесценивания сверхчувственных оснований жизненных направлений.

Философ Фридрих Ницше

Ученый также критиковал христианство за то, что жизни в реальном мире эта религия предпочитает бытие в мире загробном. Этой теме автор посвятил книгу «Антихрист. Проклятие христианству». Впервые свою нигилистическую позицию Фридрих Ницше выразил в книге «Человеческое слишком человеческое», увидевшей свет в 1876 году.

Личная жизнь

Фридрих Ницше неоднократно менял свои взгляды на женский пол, поэтому популярность его цитаты «Женщины – источник всей глупости и неразумия в мире» не отражает в полной мере его взгляды. Так, философ успел побывать и женоненавистником, и феминистом, и антифеминистом. При этом его единственной любовью, вероятно, была Лу Саломе. Об отношениях философа с другими женщинами сведений нет.

Фридрих Ницше и Лу Саломе

На протяжении многих лет биография философа была тесно связана с жизненным путем его сестры Элизабет, которая заботилась о брате и помогала ему. Однако постепенно в этих отношениях начался разлад. Мужем Элизабет Ницше стал Бернард Ферстер, один из идеологов антисемитского движения. Она даже уехала вместе с мужем в Парагвай, где сторонники этого движения намеревались создать немецкую колонию. Из-за денежных затруднений Ферстер в скором времени покончил с собой, и вдова вернулась в родную страну.

Фридрих Ницше с сестрой Элизабет Ницше

Ницше не разделял антисемитские взгляды сестры и критиковал ее за подобную позицию. Отношения между братом и сестрой наладились только к концу жизни последнего, когда ему, ослабленному болезнями, нужна была помощь и уход. В результате Элизабет получила возможность распоряжаться литературными произведениями брата. Она отправляла труды Ницше на публикацию только после внесения своих правок, в результате которых некоторые положения учения философа искажались.

Элизабет Ницше поддерживала идеи нацистов

В 1930 году Элизабет Ферстер-Ницше поддержала нацистскую власть и пригасила Гитлера стать почетным гостем музея-архива Ницше, который она создала. Вождь фашистского движения остался доволен визитами и назначил сестре философа пожизненную пенсию. Это отчасти стало причиной того, что Ницше нередко ассоциируется в умах обывателей с фашистской идеологией.

Смерть

Философ нередко оказывался непонятым как близкими людьми, так и широкой общественностью. Его идеология начала набирать популярность лишь в конце 1880-ых годов, а в начале XX века его труды были переведены на многие языки мира. В 1889 году творческая работа Фридриха Ницше прекратилась из-за помутнения рассудка.

Фридрих Ницше в психиатрической клинике

Существует мнение, что философа шокировала сцена избиения лошади. Этот припадок и стал причиной прогрессирующего психического недуга. Последние месяцы своей жизни писатель провел в базельской психической больнице. Через некоторое время престарелая мать забрала его в родительский дом, однако вскоре она скончалась, из-за чего философ получил апоплексический удар.

Фридрих Вильгельм Ницше

Фото Все

Видео Все

Гении и злодеи. Фридрих Ницше. 2000

Философия – Ницше [The School of Life]

Фридрих Вильгельм Ницше

Фридрих Ницше — биография

Фридрих Ницше – не просто философ, но великий человек, который изменил мораль своих современников, перевернул представление людей об окружающем мире. О вопросах ницшеанства можно спорить долго, но имя философа осталось в веках. Помимо философских трудов, Ницше известен поэтическими и даже музыкальными произведениями собственного авторства.

Детство

В октябре 1844 года в семье немецкого священника родился болезненный мальчик, которого назвали Фридрихом. Священником был не только отец будущего философа, эта профессия была «семейной» – в церкви работали и дедушки мальчика. Вскоре у Фридриха появилась сестра, а за ней и младший брат. Младший ребенок умер в детстве, а сестра отличалась хорошим здоровьем и прожила долгую жизнь. С сестрой Фридрих всегда был особенно дружен, именно она во многом определила его отношение к женщинам.

Отец семейства умер очень рано и матери пришлось взять на себя заботу о старшем сыне и дочери. В 1858 году возмужавший Фридрих отправится в известную гимназию, где обучались дети самых влиятельных людей того времени.

Фридрих Ницше в юности

В гимназии юноша увлекается литературой, он начинает писать, читает античных авторов. Но не только литература влекла юного гения – он решает всерьез заняться музыкой. В то время мальчик открыл для себя писателей-романтиков. В отрочестве он слушает композиции своего кумира – Вагнера. Юноша просто обожал музыку, даже создал несколько своих произведений.

Читайте также:
Дэвид Юм (David Hume) - отзывы, мнение, рейтинг

Интересно, но играть на рояле Фридрих начал еще в шестилетнем возрасте. Уже в 10 мальчуган пробует создавать собственные произведения. До наших дней дошло всего лишь несколько сочинений великого философа (лирика для вокала, а также несколько пьес для фортепиано). Писал он и песни, которые также достаточно известны.

Затем Фридрих начинает изучать теологию и филологию, поступив в Боннский университет.

Отношения с другими учащимися у Фридриха складывались тяжело, его тяготил образ жизни обычного студента. У будущего философа уже начали формироваться его спорные взгляды на этику и мораль.

Новые мировоззренческие ориентиры Ницше пытался объяснить однокурсникам, но остался непонятым. Вскоре юноша переводится в другой университет, который располагался в Лейпциге. Рядом находился отчий дом будущего философа.

Фридрих Ницше в молодости

Однажды на прогулке молодой человек зашел в лавку, где продавали старые книги. Среди старинных и пыльных фолиантов он отыскал одно из сочинений Артура Шопенгауэра. Книжка настолько восхитила Фридриха, что повлияла на его дальнейшие философские взгляды.

Во всем что касалось учебы философ делал блестящие успехи. Уже в 24 года его приглашают стать преподавателем в одном из швейцарских университетов. Впервые в истории преподавательское место попросили занять такого молодого ученого. Впрочем, учеба не привлекала Фридриха, хотя он и согласился на профессорскую карьеру.

Однако юный Фридрих не долго работал преподавателем. Когда он только начинал свою профессорскую карьеру, ему пришлось отказаться от прусского гражданства, поскольку его новое место работы находилось в Швейцарии. В 1870 году вспыхнула Франко-прусская война, в которой молодой ученый хотел принять участие. Швейцария, как обычно, осталась в стороне от конфликтов. Между тем молодой человек хотел попасть в гущу военных действий, но швейцарское правительство разрешило ему пойти лишь санитаром.

В течение всей жизни Фридрих имел плохое здоровье: он страдал головными болями, бессонницей. В тридцать лет мужчина практически ослеп, также у него был очень слабый желудок. Преподавательскую карьеру он закончил к 1879 году, после чего ему назначили пенсию. Молодой пенсионер смог сосредоточиться на создании философских произведений.

Философские труды

Свою философскую деятельность мастер начал с публикации небольших статей. Первая книга гениального автора вышла в 1872 году. Труд назывался «Рождение трагедии из духа музыки» и содержал 25 глав. В произведении исследователь пытается понять, что из себя представляет античная трагедия, а в последних главах рассуждает о творчестве Вагнера. Ницше был лично знаком с великим композитором. Два легендарных немецких деятеля даже дружили, пока Вагнер не решил стать христианином, чего Фридрих стерпеть не мог.

Путешествие Заратустры

Сказание о путешествии Заратустры, который все пытался отыскать сверхчеловека, сделало Фридриха известным. Интересно, что эта история родилась совершенно случайно. Ницше посетил Рим и познакомился с женщиной, которая станет его единственной любовью. Лу Саломе не только отличалась красотой, но и писала книги, имела успешную врачебную карьеру и занималась философией. В женщине Фридрих нашел великолепную слушательницу и был поражен ее умом. Он даже попытался предложить новой спутнице руку и сердце, но Саломе видела в философе только друга.

Такое прекрасное начало отношений вскоре было разрушено крупной ссорой, и философы перестают общаться. Это стало отправной точкой для создания первой части нового философского шедевра. Фридрих описал свое представление об идеальном варианте дружбы. Остальные части выходят спустя несколько лет. Первые 40 экземпляров истории молодой ученый напечатал на собственные деньги.

Исследователи отмечали изменение тона повествования: от поэзии сюжет «перескакивал» к комичному и обратно. Произведение вышло не только необычным с повествовательной точки зрения, но и было ценным для философии как науки. Здесь впервые был упомянут термин «сверхчеловек», начинают четко проявляться идеи ницшеанства.

Сверхчеловек

Красной нитью через многие произведения философа проходит понятие «сверхчеловек», особенно ярок этот образ в истории о приключениях Заратустры. Заратустра находится в вечном поиске этого неведомого персонажа, который вот-вот должен прийти в мир. Пройдут десятилетия, пока Заратустра не почувствует прибытие своего героя. И тогда искатель испугается.

Ницше представляет сверхчеловека как смысл земли, лучшего из представителей человеческого рода.

Воля к власти

По мнению Ницше, всему сущему в той или иной мере свойственно желание владеть и властвовать. Каждое живое создание стремится к силе.

При помощи этого постулата философ объяснял акт творчества, стоящий в основе мироздания. Желание иметь власть не становится у философа насилием, оно представляет собой элементарное побуждение.

Смерть Бога

Среди общества клерикальной Европы услышать утверждение «Бог умер» было просто немыслимо. Между тем именно с этим утверждением Ницше вошел в мировую философию.

Фридрих Ницше сочиняет музыку

В его представлении Бог олицетворяет «старый мир» с его постулатами о добре и зле, смерти и жизни. Смерть «старого» становится символом нигилизма, свержения прежних идеалов, обесценивания морали прошлых лет.

Но и без «Бога» людям нового времени не было счастья – они чувствуют себя бездомными, словно осиротели. Старая мораль уже не может даровать современному человеку спокойствия (она мертва и безжизненна).

Философ выступал с резкой критикой христианства. Он считал, что фокус внимания в этой реалии сосредоточен не на реальной жизни, а на бытии загробном. Эта тематика всегда волновала автора, он даже напишет о своем видении проблемы книгу. В вопросе религии Ницше выступает нигилистом, напрочь отвергая все многовековые религиозные постулаты.

Личная жизнь

«Женский вопрос» как никогда остро стоял в середине и в конце XIX века, когда и жил Ницше. В исконно «мужской» мир начинают входить суфражистки, начинается борьба за женские права и всеобщая феминизация. Ницше к данному вопросу относился двояко, его мнение постоянно менялось.

В одной из своих книг Фридрих назовет всех женщин источником глупости. Однако в течение короткого времени философ будет выступать за феминизм. Вскоре его мнение поменяется на противоположное и автор встанет на сторону женоненавистников. Его взгляды во многом обусловлены отношениями с двумя главными женщинам в его судьбе – с родной сестрой и с Лу Саломе. Умная и проницательная Саломе была единственной возлюбленной Фридриха, в ней он видел идеальную собеседницу. Сведений об отношениях философа с другими женщинами просто нет. Личная жизнь Фридриха была большей частью ограничена его работой и исследованиями.

Читайте также:
Фома Аквинский - отзывы, мнение, рейтинг

Фридрих Ницше с Лу Саломе и Паулем Рэ

Не менее важны для биографии Фридриха отношения с младшей сестрой. Интересно, что именно Элизабет стала причиной ссоры брата и его возлюбленной Лу Саломе. Элизабет отличалась хорошим здоровьем, была красива. В будущем она возьмет на себя заботу о болезненном брате. Между братом и сестрой вскоре происходит разлад и произойдет он на фоне расовых разногласий.

Девушка вышла замуж за идеолога антисемитской организации и в будущем будет поддерживать нацистские идеи. В старости Элизабет встретится с Гитлером и очень позитивно отнесется к политическому курсу молодого фюрера. По словам Фридриха, именно идеология его сестры стала главной причиной конфликта. Философ критиковал свою сестру, не разделял ее радикальных взглядов.

Отношения между родственниками сгладились только в последние годы жизни философа. Он был стар, постоянно болел и ему требовался качественный уход. Элизабет пришла на помощь брату, взамен она получила права на все его литературные работы. Сестра великого философа взяла на себя смелость самостоятельно переработать многие работы брата, корректировала их. В результате изначальный смысл произведений Ницше был сильно искажен.

Дом-музей Фридриха Ницше

После смерти брата Элизабет создает дом-музей, посвященный творчеству и жизни Фридриха. Музей трижды посетит молодой на тот момент Гитлер, который объявит дом философа центром идеологии нацистской Германии. Сестра Фридриха будет удостоена пожизненной пенсии за заслуги перед страной.

Смерть

Бросить писать философские произведения Ницше заставил душевный недуг. Его отец перед смертью страдал подобной болезнью. По одной из версий причиной припадка была неприятная сцена, свидетелем которой стал Фридрих. На его глазах стали жестко избивать лошадь. Среди других версий – лечение мигрени опасными веществами, плохая наследственность, опухоль в мозгу. Некоторые исследователи даже утверждали, что у философа был сифилис, который и стал причиной помутнения разума.

Фридрих Ницше в психиатрической клинике

Прожил философ короткую жизнь – всего лишь 55 лет. Да и последние его годы были безрадостными – перед самой смертью он становится пациентом психиатрической клиники. Вскоре мать забрала его домой, но потом и она умерла. Из-за трагедии с Фридрихом происходит еще один приступ. Мужчина оказался парализован – он не мог двигаться и говорить.

Памятник Фридриху Ницше

В 1900 году великий философ умирает. Перед самой смертью Фридриха его труды внезапно обретают всемирную славу.

Произведения

  • «Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм»
  • «Несвоевременные размышления»
  • «Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов»
  • «Утренняя заря, или мысли о моральных предрассудках»
  • «Весёлая наука»
  • «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого»
  • «По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего»
  • «К генеалогии морали. Полемическое сочинение»
  • «Казус Вагнер»
  • «Сумерки идолов, или как философствуют молотом»
  • «Антихрист. Проклятие христианству»
  • «Воля к власти»
Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Фридрих Ницше биография. Философ

Немецкий философ Фридрих Ницше известен своими трудами о добре и зле, конце религии в современном обществе и концепции «сверхчеловека».

Кто такой Фридрих Ницше?

За свою блестящую, но относительно короткую карьеру Фридрих Ницше опубликовал множество крупных философских трудов, в том числе «Сумерки идолов» и «Так говорил Заратустра». В последнее десятилетие своей жизни он страдал безумием и умер 25 августа 1900 года. Его труды об индивидуальности и морали в современной цивилизации оказали влияние на многих крупных мыслителей и писателей xx века.

Ранние годы и образование

Фридрих Вильгельм Ницше родился 15 октября 1844 года в Рёккен, маленькой деревушке в Пруссии (часть современной Германии). Его отец, Карл Людвиг Ницше, был лютеранским проповедником; он умер, когда Ницше было 4 года. Ницше и его младшую сестру Элизабет воспитывала мать Франциска.
Ницше посещал частную подготовительную школу в Наумбурге, а затем получил классическое образование в престижной школе Шульпфорта. После окончания университета в 1864 году он учился в Боннском университете в течение двух семестров. Он перевелся в Лейпцигский университет, где изучал филологию, сочетание литературы, лингвистики и истории. На него оказали сильное влияние труды философа Артура Шопенгауэра. Во время пребывания в Лейпциге он завязал дружбу с композитором Рихардом Вагнером, музыкой которого очень восхищался.

Преподавание и письмо

В 1869 году Ницше занял должность профессора классической филологии в Базельском университете в Швейцарии. Во время своего профессорства он опубликовал свои первые книги «Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм» (1872) и «Человеческое, слишком человеческое» (1878). Он также начал дистанцироваться от классической науки, а также от учения Шопенгауэра и проявлять больше интереса к ценностям, лежащим в основе современной цивилизации. К этому времени его дружба с Вагнером испортилась. Страдая от нервного расстройства, он оставил свой пост в Базеле в 1879 году.

Литературно-философское творчество 1880-х годов

Большую часть следующего десятилетия Ницше жил в уединении, переезжая из Швейцарии во Францию и Италию, когда он не жил в доме своей матери в Наумбурге. Однако это был и весьма продуктивный период для него как мыслителя и писателя. Одна из его самых значительных работ, «Так говорил Заратустра», была опубликована в четырех томах между 1883 и 1885 годами. Он также написал «По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего» (опубликовано в 1886 году), «К генеалогии морали. Полемическое сочинение» (1887) и «Сумерки идолов, или как философствуют молотом» (1888).
В этих работах 1880-х годов Ницше развивал основные положения своей философии. Одним из них было его знаменитое утверждение, что «Бог мертв», отказ от христианства как значимой силы в современной жизни. Другими были его одобрение самосовершенствования через творческий импульс и «волю к власти» и его концепция «сверхчеловека» (Übermensch), индивидуума, который стремится существовать вне обычных категорий добра и зла, господина и раба.

Читайте также:
Сокра́т - отзывы, мнение, рейтинг

Более поздние годы и детом

Ницше потерпел крах в 1889 году, когда жил в Турине, Италия. Последнее десятилетие своей жизни он провел в состоянии умственной отсталости. Причина его безумия до сих пор неизвестна, хотя историки приписывают его таким различным причинам, как сифилис, наследственное заболевание мозга, опухоль и чрезмерное употребление седативных препаратов. После пребывания в психиатрической лечебнице Ницше находился на попечении матери в Наумбурге и сестры в Веймаре, Германия. Он умер в Веймаре 25 августа 1900 года.

Наследие и влияние

Считается, что Ницше оказал большое влияние на философию, теологию и искусство xx века. Его идеи об индивидуальности, морали и смысле существования способствовали размышлениям философов Мартина Хайдеггера, Жака Деррида и Мишеля Фуко; Карла Юнга и Зигмунда Фрейда, двух основоположников психиатрии; и таких писателей, как Альбер Камю, Жан-Поль Сартр, Томас Манн и Герман Гессе.
Менее благотворно некоторые аспекты творчества Ницше были использованы Нацистской партией 1930 – х-40-х годов в качестве оправдания своей деятельности; это выборочное и вводящее в заблуждение использование его работ несколько омрачило его репутацию для более поздней аудитории.

Биография Фридриха Ницше

Жена – нет
Дети – нет

Фридрих Вильгельм Ницше (1844-1900) — известный немецкий философ, композитор и поэт, был ярким представителем иррационализма и волюнтаризма. Он появился на свет 15 октября 1844 г. в селении Реккен неподалёку от Лютцена. Мальчика назвали в честь прусского короля, поскольку у них совпала дата рождения. Фридрих оказал колоссальное влияние на философию XX века по всему миру. Его способности проявлялись с детства, достигнув пика в зрелом возрасте учёного. Главными достижениями Ницше являются учения про «сверхчеловека» и тезис о том, что Бог умер. Он стал основоположником нигилизма в западной культуре. Несмотря на многие разногласия в сочинениях философа, он остаётся наиболее цитируемым и уважаемым мыслителем даже сейчас.

Семья и учёба

Вильгельм родился в семье лютеранского пастора Карла Людвига и его жены Франциски Элер. Родители были верующими, поэтому прививали традиции и своим детям. В июле 1846 г. появилась на свет дочь Элизабет. Через три года родился второй сын Людвиг Иозеф, он умер в январе 1850 г.

Для маленького Фридриха стала ударом смерть брата. За полгода до смерти Людвига скончался от психического заболевания и отец. Мать, оставшаяся вдовой, переехала в Наумбург. Там жили её родственники, которые помогали воспитывать малыша Вильгельма. Несмотря на душевную травму, он был одарённым ребёнком. Уже в 10 лет будущий философ начал писать стихи, он даже сочинял музыку.

После переезда подросток поступил в городскую школу для мальчиков. Но там он пробыл не больше года, затем был переведён в подготовительное заведение при кафедральной гимназии «Пфорта». После его окончания в 1864 г. Ницше отправился в Бонн, а затем в Лейпциг. Он успешно освоил азы теологии и филологии, однако всё это не приносило удовлетворения любознательному парню. Фридрих переехал в Швейцарию сразу после окончания учёбы. Позже он признавался, что сделал это исключительно во избежание воинской повинности.

Тесная связь с музыкой

С детства Вильгельм мечтал стать музыкантом. Его первые сочинения посвящались этому виду искусства, а вдохновение философ черпал из бессмертных классических произведений. Особенный трепет он испытывал во время прослушивания композиций Вагнера. В 1868 г. ему выпала честь познакомиться с Рихардом, позднее они стали регулярно общаться.

Несколько лет длилась тесная дружба Вагнера и Ницше, они называли друг друга членами семьи. Но в 1872 г. композитор отправился в Байройт, где его взгляды на жизнь начали меняться. Он начал больше внимания уделять мнению публики и принял христианство. Это не понравилось философу, поэтому в 1888 г. он написал книгу «Казус Вагнер» о финале их дружбы.

Несмотря на разрыв дружеских отношений, Фридрих продолжал с уважением относиться к музыке Рихарда. Позже он неоднократно называл свои сочинения «музыкой, написанной не нотами, а словами».

Успехи в науке

В 1869 году Ницше пригласили стать профессором классической филологии в Базельском университете. На тот момент ему не было и 25 лет, этот случай стал беспрецедентным в Европе. До 1879 г. Вильгельм оставался на посту преподавателя, покинув его лишь на два года во время Франко-прусской войны. Тогда он добровольно отправился работать санитаром, серьёзно испортив своё здоровье.

С 1873 по 1876 год было выпущено четыре «Несвоевременных размышления». В них философ рассуждал не только о трагических реалиях жизни, а и о своих кумирах. Много строк было посвящено Шопенгауэру и Вагнеру. Самые популярные труды Ницше разных периодов:

  • «Рождение трагедии из духа музыки» — 1872, первое большое сочинение;
  • «Так говорил Заратустра» — 1887;
  • «Утренняя заря» — 1881;
  • «По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего» — 1886;
  • «Странник и его тень» — 1880.

Исследователи выделяют несколько этапов в творчестве Фридриха. Первый из них принято называть романтическим, на тот момент философ полностью находился под влиянием идей Шопенгауэра и Вагнера. После ссоры с композитором он обратил внимание на естественные науки, этот период считается позитивистским. И только в зрелом возрасте наступил ницшеанский этап, тогда и были написаны все самые известные сочинения.

Проблемы со здоровьем

Первые проблемы со здоровьем у философа начались ещё в годы преподавания в Базеле. Там он испытал первые приступы, из-за этого Ницше пришлось отправиться в Лугано на курорт. Одновременно с лечением он продолжал писать, много работал над книгой «Происхождение трагедии», посвящённой Вагнеру.

Читайте также:
Томас Гоббс - отзывы, мнение, рейтинг

В мае 1879 г. Фридрих ушёл из университета, поскольку болезнь не отступала. За свои заслуги он ежегодно получал пенсию в размере 3000 франков. В 36 лет он ощущал себя «одной ногой в могиле», ничего не видел на расстоянии трёх шагов. Для учёного были пыткой беспрерывные головные боли, тошнота и рвота со слизью. В тот момент его спасали только рассуждения о жизни, они позволяли отвлечься, превознести рассудок над телом.

В 1889 г. врач Ницше настоял на помещении пациента в психиатрическую лечебницу. Там он пробыл не больше года, после этого мать забрала сына в Наумбург под свою ответственность. Но вскоре она умерла, а Фридрих получил апоплептический удар вследствие шока. Он был полностью парализован, не мог ни говорить, ни двигаться. Двадцать пятого августа 1900 г. философ умер в лечебнице. Его тело погребено в семейном склепе старинной церкви Рёккена.

Личная жизнь

Первой любовью Ницше считается Козима Вагнер. Он даже подумать не мог о том, чтобы отбить женщину у обожаемого композитора, но восхищался ею на расстоянии. Незадолго до смерти Фридрих сообщил психиатру, что его привела в больницу «жена Козима». Других отношений с женщинами у него не было, если не считать нескольких проституток. Ходили слухи об инцесте между философом и его сестрой Элизабет, но они не были подтверждены.

В 1882 г. философ знакомится с Лу Саломе и влюбляется в неё. В этой женщине он нашёл внимательную и умную слушательницу, ценил её чуткость и обаяние. Ницше поспешно сделал предложение своей возлюбленной, но она предпочла остаться друзьями. Несколько лет длился их дружеский союз, но потом сестра Вильгельма Элизабет написала гневное письмо. Ей показалось, что Лу отрицательно влияет на брата. Вследствие этого произошла ссора, больше Ницше и Саломе никогда не общались.

Фридрих Ницше – биография, новости, личная жизнь

Фридрих Ницше

Фридрих Вильгельм Ницше (нем. Friedrich Wilhelm Nietzsche). Родился 15 октября 1844 года в Рёккене, Германский союз – умер 25 августа 1900 года в Веймаре, Германская империя. Немецкий мыслитель, классический филолог, композитор, поэт, создатель самобытного философского учения, которое носит подчёркнуто неакадемический характер и отчасти поэтому имеет широкое распространение, выходящее далеко за пределы научно-философского сообщества.

Фундаментальная концепция Ницше включает в себя особые критерии оценки действительности, поставившие под сомнение базисные принципы действующих форм морали, религии, культуры и общественно-политических отношений и, впоследствии, отразившиеся в философии жизни. Будучи изложенным в афористической манере, большинство сочинений Ницше не поддаётся однозначной интерпретации и вызывает много разногласий.

По данным Библиотеки Конгресса США Ницше входит в десятку наиболее изученных личностей в истории.

Ницше обычно причисляют к философам Германии. Современного единого национального государства, называемого Германией, на момент его рождения ещё не существовало, а был союз германских государств, и Ницше был гражданином одного из них, на то время Пруссии. Когда Ницше получил должность профессора в Базельском университете, он подал заявление на аннулирование его прусского гражданства. Официальный ответ, подтверждающий аннулирование гражданства, пришел в виде документа, датированного 17 апреля 1869 года. До конца своей жизни Ницше оставался официально лицом без гражданства.

В соответствии с распространенным мнением, предки Ницше были поляками. До конца своей жизни Ницше сам подтверждал это обстоятельство. В 1888 году он писал: «Мои предки были польскими дворянами (Ницкие)». В одном из высказываний Ницше ещё более утвердителен по отношению к своему польскому происхождению: «Я чистокровный польский дворянин, без единой капли грязной крови, конечно, без немецкой крови». В другом случае Ницше заявил: «Германия великая нация лишь потому, что в жилах её народа течёт столь много польской крови… Я горжусь своим польским происхождением». В одном из писем он свидетельствует: «Меня воспитывали относить происхождение моей крови и имени к польским вельможам, которые величались Ницкие, и которые оставили свой дом и титул около ста лет назад, уступив в результате невыносимому давлению – они были протестантами». Ницше считал, что его фамилия могла быть германизирована.

Большинство ученых оспаривают мнение Ницше о происхождении его семьи. Ганс фон Мюллер опровергал выдвинутую сестрой Ницше родословную в пользу благородного польского происхождения. Макс Олер, хранитель архива Ницше в Веймаре, утверждал, что все предки Ницше носили немецкие имена, даже семьи жен. Олер утверждает, что Ницше вышел из давнего рода немецких лютеранских священнослужителей по обе стороны его семьи, и современные ученые рассматривают утверждения Ницше о его польском происхождении «чистым вымыслом». Колли и Монтинари, редакторы сборника писем Ницше, характеризуют заявления Ницше как «безосновательное» и «ошибочное мнение». Сама по себе фамилия Nietzsche не является польской, но распространена по всей центральной Германии в этой и родственных ей формах, например, Nitsche и Nitzke. Фамилия происходит от имени Николай, сокращенно Ник, под влиянием славянского имени Ниц сначала приобрела форму Nitsche, а затем Nietzsche.

Неизвестно, почему Ницше хотел, чтобы его причисляли к знатному польскому роду. По словам биографа Р. Дж. Холлингдейла, утверждения Ницше о его польском происхождении, возможно, были частью его «кампании против Германии».

Фридрих Ницше родился в 1844 году в Рёккене (недалеко от Лейпцига, восточная Германия), в семье лютеранского пастора Карла Людвига Ницше (1813-1849). В 1846 году у него появилась сестра Элизабет, затем брат Людвиг Йозеф, умерший в 1849 году спустя полгода после смерти их отца. Воспитывался своей матерью, пока в 1858 году не уехал учиться в знаменитую гимназию «Пфорта». Там он увлекся изучением античных текстов, осуществил первые пробы писательства, пережил сильное желание стать музыкантом, живо интересовался философскими и этическими проблемами, с удовольствием читал Шиллера, Байрона и особенно Гёльдерлина, а также впервые познакомился с музыкой Вагнера.

Ницше учился музыке с 6 лет, когда мать подарила ему рояль, а в 10 лет уже пробовал сочинять. Он продолжал заниматься музыкой в школьные и студенческие годы. Основными влияниями на раннее музыкальное развитие Ницше были венская классика и романтизм (Бетховен, Шуман и др.).

Читайте также:
Николай Бердяев, биография, история жизни, факты.

Ницше много сочинял в 1862-1865 годах – фортепьянные пьесы, вокальную лирику. В это время он работал, в частности, над симфонической поэмой «Эрманарих» (1862), которая была завершена лишь частично, в виде фортепьянной фантазии. Среди песен, сочинённых Ницше в эти годы: «Заклинание» на слова одноимённого стихотворения А. С. Пушкина; четыре песни на стихи Ш. Петёфи; «Из времен юности» на стихи Ф. Рюккерта и «Течет ручей» на стихи К. Грота; «Буря», «Всё лучше и лучше» и «Дитя перед потухшей свечой» на стихи А. фон Шамиссо.

Среди более поздних сочинений Ницше – «Отзвуки новогодней ночи» (первоначально написано для скрипки и фортепиано, переработано для фортепианного дуэта, 1871) и «Манфред. Медитация» (фортепианный дуэт, 1872). Первое из этих сочинений раскритиковал Р. Вагнер, а второе – Ганс фон Бюлов. Подавленный авторитетом фон Бюлова, после этого Ницше практически перестал заниматься музыкой. Последним его сочинением стал «Гимн дружбе» (1874), который много позднее, в 1882 году, он переработал в песню для голоса и фортепиано, позаимствовав стихотворение своей новой знакомой Лу Андреас фон Саломе «Гимн жизни» (а несколько лет спустя Петер Гаст написал аранжировку для хора и оркестра).

В октябре 1862 года Ницше отправился в Боннский университет, где начал изучать теологию и филологию. Быстро разочаровался в студенческом быте и, попытавшись повлиять на своих товарищей, оказался ими непонятым и отвергнутым. Это стало одной из причин его скорого переезда в Лейпцигский университет вслед за своим наставником профессором Фридрихом Ричлем. Однако и на новом месте обучение филологии не принесло Ницше удовлетворения, даже несмотря на его блестящий успех в этом деле: уже в возрасте 24 лет, будучи ещё студентом, он был приглашен на должность профессора классической филологии в Базельский университет – беспрецедентный случай в истории университетов Европы.

Ницше не смог принять участия во Франко-прусской войне 1870 года: в начале профессорской карьеры он демонстративно отказался от прусского гражданства, а власти нейтральной Швейцарии запретили ему непосредственное участие в боях, разрешив лишь службу санитаром. Сопровождая вагон с ранеными, он заразился дизентерией и дифтеритом.

8 ноября 1868 года Ницше познакомился с Рихардом Вагнером. Он резко отличался от привычной и уже тяготившей Ницше филологической среды и произвёл на философа чрезвычайно сильное впечатление. Их объединяло духовное единство: от обоюдного увлечения искусством древних греков и любви к творчеству Шопенгауэра до чаяний переустройства мира и возрождения духа нации.

В мае 1869 года он посетил Вагнера в Трибшене, став для того практически членом семьи. Однако их дружба длилась недолго: всего около трёх лет до 1872 года, когда Вагнер переехал в Байройт, и их отношения стали охлаждаться. Ницше не смог принять возникших в нём перемен, выразившихся, по его мнению, в измене их общим идеалам, потаканию интересам публики, в конце концов, в принятии христианства. Окончательный разрыв был ознаменован публичным расцениванием со стороны Вагнера книги Ницше «Человеческое, слишком человеческое» как «печального свидетельства болезни» её автора.

Перемена отношения Ницше к Вагнеру была ознаменована книгой “Казус Вагнера” (Der Fall Wagner), 1888, где автор выражает свою симпатию к творчеству Бизе.

Ницше никогда не обладал крепким здоровьем. Уже с 18 лет он начал испытывать сильные головные боли, а к 30 годам испытал резкое ухудшение здоровья. Он почти ослеп, у него были невыносимые головные боли, которые он лечил опиатами, а также проблемы с желудком. 2 мая 1879 года он оставил преподавание в университете, получив пенсию с годовым содержанием 3000 франков. Его дальнейшая жизнь стала борьбой с болезнью, вопреки которой он писал свои произведения. «Утренняя заря» вышла в свет в июле 1881 года, с неё начался новый этап творчества Ницше – этап наиболее плодотворной работы и значительных идей.

В конце 1882 года Ницше совершил путешествие в Рим, где познакомился с Лу Саломе, оставившей значительный след в его жизни. Ницше с первых секунд был покорён её гибким умом и невероятным обаянием. Он нашёл в ней чуткого слушателя, она, в свою очередь, была потрясена пылкостью его мыслей. Он сделал ей предложение, но она отказала, предложив взамен свою дружбу. Спустя некоторое время вместе с их общим знакомым Паулем Реё они организуют своеобразный союз, проживая под одной крышей и обсуждая передовые идеи философов. Но через несколько лет ему суждено было распасться: Элизабет, сестра Ницше, была недовольна влиянием Лу на её брата и по-своему разрешила эту проблему, написав той грубое письмо. В результате последовавшей ссоры Ницше и Саломе навсегда разошлись.

Вскоре Ницше напишет первую часть своего ключевого произведения «Так говорил Заратустра», в котором угадывается влияние Лу и её «идеальной дружбы». В апреле 1884 года одновременно выходят в свет вторая и третья часть книги, а в 1885 году Ницше издаёт на собственные деньги четвёртую и последнюю в количестве всего 40 экземпляров и раздает часть из них в кругу близких друзей, среди которых Хелене фон Друсковиц.

Заключительный этап творчества Ницше – это одновременно этап написания произведений, проводящих черту под его философией, и непонимания, как со стороны широкой публики, так и близких друзей. Популярность пришла к нему лишь в конце 1880-х годов.

Будучи филологом по образованию, Ницше большое внимание уделял стилю ведения и изложения своей философии, снискав себе славу выдающегося стилиста. Философия Ницше не организована в систему, волю к которой он полагал недостатком честности. Наиболее значимой формой его философии являются афоризмы, выражающие запечатлённое движение состояния и мысли автора, находящихся в вечном становлении. Причины подобного стиля однозначно не выявляются. С одной стороны, такое изложение связано с желанием Ницше длительную часть времени проводить в прогулках, что лишало его возможности последовательного конспектирования мыслей. С другой стороны, свои ограничения накладывала и болезнь философа, не позволяющая долго смотреть на белые листы бумаги без рези в глазах. Тем не менее, афористичность письма следует отнести также (в духе философии самого Ницше с её пестуемым amor fati, иначе любовью к судьбе) к осознанному выбору философа, считая результатом развития его убеждений.

Читайте также:
Аврелий Августин, биография, история жизни, факты.

Афоризм как свой собственный комментарий разворачивается лишь при вовлечении читателя в постоянное переконструирование смысла, выходящего далеко за пределы контекста отдельного афоризма. Это движение смысла не может никогда закончиться, адекватнее воспроизводя опыт жизни. Жизнь, так открытая в мысли, оказывается доказанной по самому факту прочтения афоризма, внешне бездоказательного.

В своей философии Ницше развивал новое отношение к действительности, построенное на метафизике «бытия становления», а не данности и неизменности. В рамках подобного взгляда истина как соответствие идеи действительности более не может считаться онтологическим основанием мира, а становится лишь частной ценностью. Выходящие на первый план рассмотрения ценности вообще оцениваются по их соответствию задачам жизни: здоровые прославляют и укрепляют жизнь, тогда как упадочные представляют болезнь и разложение. Всякий знак уже есть признак бессилия и оскудения жизни, в своей полноте всегда являющейся событием. Раскрытие смысла, стоящего за симптомом, позволяет обнаружить источник упадка. С этой позиции Ницше предпринимает попытку переоценки ценностей, до сих пор некритично подразумеваемых в качестве самих собой разумеющихся.

Источник здоровой культуры Ницше усматривал в дихотомии двух начал: дионисийского и аполлонийского. Первое олицетворяет собой необузданную, роковую, пьянящую, идущую из самых недр природы страсть жизни, возвращающую человека к непосредственной мировой гармонии и единству всего со всем; второе, аполлонийское, окутывает жизнь «прекрасной кажимостью сновиденческих миров», позволяя мириться с нею. Взаимно преодолевая друг друга, дионисийское и аполлонийское развиваются в строгом соотношении. В рамках искусства столкновение этих начал приводит к рождению трагедии. Наблюдая за развитием культуры Древней Греции, Ницше заострил внимание на фигуре Сократа. Тот утверждал возможность постижения и даже исправления жизни посредством диктатуры разума. Таким образом, Дионис оказался изгнанным из культуры, а Аполлон выродился в логический схематизм. Совершённый насильный перекос и является источником кризиса современной Ницше культуры, оказавшейся обескровленной и лишённой, в частности, мифов.

Одним из наиболее ярких символов, запечатлённых и рассмотренных философией Ницше, стала так называемая смерть Бога. Она знаменует утрату доверия к сверхчувственным основаниям ценностных ориентиров, т.е. нигилизм, проявившийся в западноевропейской философии и культуре. Процесс этот, по мнению Ницше, исходит из самого духа христианского учения, отдающего предпочтение потустороннему миру, поэтому являющегося нездоровым.

Символ философии Ницше – сверхчеловек. По его словам, сверхчеловек – это то, чего нужно достичь, человек же – это мост между животным и сверхчеловеком. Сверхчеловек должен смотреть на человека так же, как и человек смотрит на животное, то есть с презрением.

Творческая деятельность Ницше оборвалась в начале 1889 года в связи с помутнением рассудка. Оно произошло после припадка, когда на глазах Ницше хозяин избил лошадь. Существует несколько версий, объясняющих причину болезни. Среди них – плохая наследственность (душевной болезнью в конце жизни страдал отец Ницше); возможное заболевание нейросифилисом, спровоцировавшим безумие. Вскоре философ был помещён в базельскую психиатрическую больницу своим другом, профессором теологии, Франсом Овербэком, где оставался до марта 1890 года, когда мать Ницше забрала его к себе домой, в Наумбург.

После смерти матери Фридрих не может ни двигаться, ни говорить: его поражает апоплексический удар. Так, болезнь не отступала от философа ни на шаг до самой смерти: до 25 августа 1900 года. Он был похоронен в старинной реккенской церкви, датируемой первой половиной XII века. Рядом с ним покоятся его родные.

Основные произведения Ницше:

«Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм» (Die Geburt der Tragödie, 1872)
«Несвоевременные размышления» (Unzeitgemässe Betrachtungen, 1872-1876)
«Давид Штраус в роли исповедника и писателя» (David Strauss: der Bekenner und der Schriftsteller, 1873)
«О пользе и вреде истории для жизни» (Vom Nutzen und Nachtheil der Historie für das Leben, 1874)
3.«Шопенгауэр как воспитатель» (Schopenhauer als Erzieher, 1874)
4.«Рихард Вагнер в Байрейте» (Richard Wagner in Bayreuth, 1876)
«Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов» (Menschliches, Allzumenschliches, 1878). С двумя дополнениями: «Смешанные мнения и изречения» (Vermischte Meinungen und Sprüche, 1879)
«Странник и его тень» (Der Wanderer und sein Schatten, 1880)
«Утренняя заря, или мысли о моральных предрассудках» (Morgenröte, 1881)
«Весёлая наука» (Die fröhliche Wissenschaft, 1882, 1887)
«Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого» (Also sprach Zarathustra, 1883-1887)
«По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего» (Jenseits von Gut und Böse, 1886)
«К генеалогии морали. Полемическое сочинение» (Zur Genealogie der Moral, 1887)
«Казус Вагнер» (Der Fall Wagner, 1888)
«Сумерки идолов, или как философствуют молотом» (Götzen-Dämmerung, 1888), книга также известна под названием «Падение кумиров, или О том, как можно философствовать с помощью молотка»
«Антихрист. Проклятие христианству» (Der Antichrist, 1888)
«Ecce Homo. Как становятся сами собою» (Ecce Homo, 1888)
«Воля к власти» (Der Wille zur Macht, 1886-1888, 1-е изд. 1901, 2-е изд. 1906), книга, собранная из заметок Ницше редакторами Э. Фёрстер-Ницше и П. Гастом. Как доказал М. Монтинари, хотя Ницше и планировал написать книгу «Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей» (Der Wille zur Macht – Versuch einer Umwertung aller Werte), о чём упоминается в конце произведения «К генеалогии морали», но оставил этот замысел, при этом черновики послужили материалом для книг «Сумерки идолов» и «Антихрист» (обе написаны в 1888).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: