Фри́дрих Ви́льгельм Ни́цше – отзывы, мнение, рейтинг

Фри́дрих Ви́льгельм Ни́цше – отзывы, мнение, рейтинг

Мне интересно ваше мнение.

“Что творится с обществом, если этот сумасшедший, и опасный сумасшедший, считается учителем?” (Л.Н.Толстой)

Из какого произведения следует что он безумен?

Что именно Вам не понравилось в произведениях Ницше?

Как может быть мудрость злой.

один из любимых.

и в правду псих.
Нравится критичность, переходящая в релятивизм, афоризматичность (не знаю как этот стиль еще обозвать), парадоксальность и вдумчивость (в силу отсталости работы переварки прочитанного смысла от прочитанных слов).
Также, вероятно, все знают постановку понятия сверхчеловека, уподоблении власти, отрицании всех моралей (кроме тесно связанных с властью) и, безусловно, ЕО.
Читала, несвоевременные размышления, веселую науку, утреннюю зарю

Уважаемая инкелине, мне приятно услышать что труды Ницше находят таки своих почитателей.

На счёт “психа” – несогласен, на мой взгляд это опредиленние с таким же успехом можно отнести к кождому из нас, и понятие “нормальный”, “психически здоровый” носят размытый, неопределённый и относительный характер. с этим же успехом к категории психов можно пречислить А. Энштейна с его верой в параллельные миры. Согласен с вами по поводу критичности и вдумчивости которые определяют релятивизм и афоризматичность,и с тем что данные произведения не пригодны к перевариванию “желудками” испорченными духовной диетой и перебродившей моралью. К сожалению трактовка понятия “сверхчеловека” с лёгкого языка идейного вдохновителя и бесноватого третего рейха получила негативную и нацискую окраску. Пологаю, что для “здоровых людей” прочтение работ Ницше не вызовут тех же чуст и настроений,а придадут этому миру новые цвета и оттенки, которые имеют место быть по ту сторону добра и зла. С уважением Марко Антонио.

а вы что читали?может тоже присоединимся к кружководцам?поднимем тему ницше)

псих)я склоняюсь к этой формулировке по тому как отрицание моралей жизни, какими бы словами не сказанными, все же далеко от меня. Я за этику, к сожалению)
да, связь с нацисткой идеалогией явна. И да, поэтому многие не проникаютсся уважением к подобной литературе.
Энштейн)читала трактаты, в виде описаний работ и критики современников. Удивительно, интересно. Про параллельные миры и сейчас говорят как о фантазийности, но и о черных дырах так говорили (привет ОТО), так что энштейновская работа сознания вовсе не так “нездорова”)

Доброго вечера инкелине.

Читал “Как становятся собой”,”Об истине и лжи”,”Антихрист”,”Утренняя заря”,”Весёлая наука”,”К кгенеологии морали”,”По ту сторону добра и зла”. На ваше приглашение к кружкам, вынужден отказатся,спасибо за приглашение. По поводу “психа” и “морали”- не согласен с Вами, но признаю Ваше право на своё мнение. На мой взгляд, связь с нациской идеологией не явна и носит хорактер приломления через призму умственного плоскостопия. Любая литература достойна уважения и имеет право на существование, не зависимо от того в какую идеалогию она окрашенна. сюда же относится “Майн Кампф”. P.S. Книги не бывают идеалогическими и неидеалогическими, они просто книги.

Ну . увлекался по молодости,не скрою.

Зацепило “То,что говорил Заратустра”.Читал и “Антихристиянина”(“антихрист” не совсем верный перевод)Тоже не вижу связь с нацистской идеологией.Знаю,что Гитлер им восхищался.С другой стороны Ницше любил слушать Вагнера,и зачитывался Достоевским,даже считал Достоевского своим учителем.

Ницше действительно страдал безумием, проще говоря у него была шизофрения. Многие гении страдали шизофренией. Адольф Гитлер любил читать Ницше и свою теорию фашизма в какой -то степени извлек из его трудов

Что не так с идеей Ницше о сверхчеловеке

Первое, что приходит на ум, когда мы слышим имя Фридриха Ницше – цитата о бездне или о смерти бога. Второе – идея о сверхчеловеке. Эта концепция немецкого философа была весьма популярна в его время, и сегодня ее также поддерживают многие. Но в ней есть парочка загвоздок.

Сама теория о сверхчеловеке (сразу оговорюсь, что буду рассматривать ее не с биологической, но философской точки зрения) Ницше проходит через все творчество философа, а впервые возникает в произведении «Так говорил Заратустра». Говоря кратко, смысл идеи в том, что человек несовершенен, но надо создать нового сверхчеловека, способного победить низменную природу существ нашего вида. Он должен быть выносливым, волевым и свободным от кого и чего бы то ни было, включая Бога (его место как раз и займет сверхчеловек) и других людей. Это новый смысл существования, венец творения и эволюции.

Как же, по мнению Ницше, обычному человеку перейти в категорию сверхчеловека? Немец считал, что такими титанами могут стать лишь немногие – например те, кто сможет победить в себе мораль, отбросить ее нормы. Нужно помогать не другим людям, но себе. Таким образом, мы видим, что философия Ницше – это в некотором смысле философия анти-Просвещения, обратная его сторона. Тут смешались и богооставленность, и одиночество, и и попрание авторитетов и общепринятых норм. Отменяется понятие объективной истины, у каждого она теперь своя. Это индивидуализм и в то же время разобщенность общества, презрение к обычному, среднестатистическому человеку.

Читайте также:
Фома Аквинский, биография, история жизни, факты.

Может, я сейчас напишу дешевую психологическую истину, но, кажется, эта идея – отражение комплексов и затаенных желаний, болезненных амбиций самого Ницше. Некоторые профессора и философы считают Ницше человеком, «придумавшим» весь XX век (и это при том, что умер он в 1900 году). Он был очень образованным человеком, таланты его заметили еще в молодости, при этом с ранних лет он страдал от слабого здоровья – физического и психического. Головные боли и бессонница сопровождались (или же были следствием) периодическими помрачениями рассудка, во время которых Ницше вел себя, мягко говоря, неадекватно. Он вопил, танцевал, испражнялся где ни попадя, пил свою мочу. Бывали у него и приступы мании величия (некоторые утверждают, что именно в такой период он и придумал свою идею о сверхчеловеке). А в окончательное безумие, по словам биографов, он впал, когда увидел избиение лошади. Странно это: сверхчеловеку (или стремящемуся им стать) – и вдруг стало жалко лошадку?

А вот еще мрачный анекдот: Ницше страдал от сифилиса (от него, как вы понимаете, и большинство психических недугов). Человек, похоже, сам поверил в то, что не должен придерживаться норм морали, и пошел вразнос. Сам себе разрешил – сам и отказался.

Сама идея сверхчеловека, безусловно, не может не импонировать: самосовершенствование, независимость и свобода – это прекрасно. Но Ницше доводит ее до такой крайности, что становится жутковато. Сверхчеловек представляется не титаном Просвещения, но самым что ни на есть Гитлером (по крайней мере, каким диктатор был в представлении его обожателей).

Нельзя отрицать, что Ницше – великий философ и мыслитель. Он многое предугадал (разрушение норм и ценностей, кризис рациональности в науке и культуре), а его идеи имеют влияние на умы до сих пор. Но как можно безоговорочно верить человеку, который сам не мог справиться с собой, был от своих идей настолько далек, насколько это вообще возможно? Я восхищаюсь умом этого человека, мне нравятся многие его работы (например, «Рождение трагедии из духа музыки»), но сверхчеловек – нет, не могу принять эту идею, особенно из его уст.

По мнению Ницше, лишь сильнейшие мира сего имеют право на достойное существование. Видимо, сам философ все-таки оказался не из их числа, и проверять на себе идеи человека, который закончил столько печально, лично мне не хочется.

Фридрих Вильгельм Ницше, доказательство вреда его этической теории

Фридрих Вильгельм Ницше, доказательство вреда его этической теории

я этого и не утверждала.
если бы они были идентичны, Ницше можно было бы обвинить в плагиате.

К тому же основа у их теорий разная – Достоевский в основу клал осуждение, для него основополагающими были христианские принципы, к чему он впоследствии и привел Раскольникова.

  • Показать сообщение отдельно
  • Tartanella_renamed_5142_13102021

Нет, не философии. Образа жизни, болезней, медикаментов, но не философии. Хотя сдается мне он не был против такого положения дел относительно своей “психической нормальности”.

“Сверхчеловек” не есть новая библия и панацея от всех болезней. Это очередная оплеуха человечеству, гоняющемуся за своим хвостом, настойчивое предложения задуматься и измениться, если хотите.

Нормальных людей нет, как и нет конкретного определения нормальности.
Касаясь здравоохранения, на 100% здоровых людей нет вообще.
людей с психическими нарушениями/отклонениями более половины населения, причем в более развитых странах и крупных городах этот процент выше.
по данным на середину 90-х каждый третий студент мгу числился под наблюдением у психиатра, хотя там причина банальная.

Есть мнение, и не только мое, что человеческий мозг имеет довольно сильные ограничения в своей активности. А у некоторых “душевнобольных” с активностью отдельных частей мозга в 3-5 раз превышающей активность у обычного человека наблюдаются довольно интересные вещи.
Хотя такие люди даже не реагируют на “внешний мир” некоторые функции все же сохраняются.
Проблема лишь в том, что мозг физически не способен на такую работу.

что там Сальвадор Дали делал?

Ницше, безусловно, один из самых, но нельзя забывать, что хотя он и опередил свое время, это не на века. “Свехчеловеков” надо обновлять.

  • Показать сообщение отдельно
  • neirox

я этого и не утверждала.
если бы они были идентичны, Ницше можно было бы обвинить в плагиате.

К тому же основа у их теорий разная – Достоевский в основу клал осуждение, для него основополагающими были христианские принципы, к чему он впоследствии и привел Раскольникова.

  • Показать сообщение отдельно
  • Tartanella_renamed_5142_13102021

Жаль в тридцатых не додавили православнутых.
Нэш показателен, но стаканов, действительно не бил :(

Ненормальность в данном случае это огромный плюс, так как первыми ломаются стереотипы мышления и сильно расширяется путь для творчества.

  • Показать сообщение отдельно
  • neirox

Не согласен.
Сейчас ни один человек на земле не может представить себе бесконечность или 4-х мерное пространство.
Когда-то у людей не было мышления, творчества, не было сознания.

Большой проблемой также является солирование гениев. По сути они варятся в собственном соку, при отсутствии возможности даже подискутировать о своих теориях, не говоря о продуктивном развитии и отсутствии равновесной критики.

Опять же кто сказал, что его точка зрения единственно правильная или хотябы наиболее объективная? Это одна из граней, не более того. Какой вес ей придадут? Это зависит даже не от истинности теории :)

Вообще я ненавижу философию.
несмотря на то, что лично я, увлекшись сей гадостью лет 5 назад нашел некоторые ответы (про смысл жизни, сознание и т.д.) тем неменее считаю ее довольно бесполезным занятием.
Все любят потрындеть о жизни, месте человека, научиться раскладывать личности по полочкам, попытаться найти ответы на извечные вопросы, даже не утруждая себя задуматься, а там ли они ищут. Ну а по кпд это вообще облом.
Вот толку то от этого? всю жизнь положишь, и всего, чего добьешься это умение в некоторых пределах по определенным законам с некоей вероятностью понять кто есть кто и что вообще происходит? а спрашивается нафига?
Для эволюции простой лаборант сделает в тыщу раз больше, шахтер принесет пользу человечеству на тонну угля много больше любогого профессора философии.
Практической пользы от нее почти ноль.

Примеряем философию Ницше на современного несверхчеловека

В чем смысл жизни?

Да, именно этим вопросом мы огорошим тебя в этот обычный четверг обычной трудовой недели. С незапамятных времен философы и великие умы пытались найти ответ на этот вопрос, надеясь обнаружить одну единственную истину, необходимую модель поведения или набор принципов, следуя которым мы проживем долгую и преимущественно счастливую жизнь. Но что делать, если ответа нет? Истина так и не была найдена и вряд ли будет. Единство мнений отсутствует. Фридрих Вильгельм Ницше не видел проблему в подобных неразрешимых вопросах. Как ты знаешь, это известный философ с усами, о котором мы уже писали. Смешивая метафоры и аллегории с огромной порцией сарказма и насмешками в адрес коллег-мыслителей, он писал труды, которые определенно не являются легким чтивом для нищих духом.

Ницше родился в 1844 году в восточной Германии, и в свои 24, еще будучи студентом, он получил должность профессора классической филологии в Базельском университете. Но обучение не приносило ему покой и удовлетворения, поэтому всю свою жизнь он посвятил созданию радикально нового мировоззрения. Несмотря на то, что он умер намного раньше, чем обрел мировую славу, Ницше, несомненно, стал одним из величайших философов в истории, расширяя свое влияние, начиная сферой современной психологии, заканчивая фильмами-нуар.

Где зарыта собака?

1. Смерть Бога

«Бог мертв: но такова природа людей, что ещё тысячелетиями, возможно, будут существовать пещеры, в которых показывают его тень. – И мы – мы должны победить еще и его тень!» – Ницше, «Веселая Наука».

Несмотря на то, что Фридрих воспитывался в семье Лютеранского священника, он добавил изрядную ложку атеизма в свое воспитание. «Бог мертв!» – одно из самых известных и непонятных его высказываний. Само собой, эти два слова не следует воспринимать буквально. Жил бог – умер бог. Эта фраза имеет множество трактовок, имеющих общий стержень: наука и технологический прогресс не оставили места для божественной сущности. Больше нет грозного Судьи, который карает грешников. Теперь каждый сам за себя. Нравственный кризис поспособствовал утрате веры и моральных законов, которые организуют космический порядок. Ницше не видел ничего плохого в том, чтобы человеческая мысль, вооруженная опытом и научными знаниями, поспособствовала разрушению всех основных постулатов, которые доминировали над Западной мыслью в течение многих веков.

Он считал, что необходимо сделать переоценку системы ценностей, поменять приоритеты и выявить более глубинные пласты человеческой души, чем те, на которых основано христианство. Универсальный стандарт нравственности и морали никогда не позволит человеку самому ковать свои судьбу и счастье. И что самое приятное, он не объявил монополию на истинность своего заявления, предоставив человеку выбор, называя это «перспективизмом»: горькая правда, заключающаяся в том, что человек ничего не может сказать с абсолютной уверенностью. И что нам остается? Самим искать значение. Смысл это не то, что ты обнаружил, это то, что ты сделал.

2. За пределами добра и зла

«Что хорошо? – Все, что повышает в человеке чувство власти, волю к власти, самую власть. Что дурно? – Все, что происходит из слабости…»

«Слабые и неудачники должны погибнуть: первое положение нашей любви к человеку. И им должно ещё помочь в этом.»

«Что вреднее всякого порока? – Деятельное сострадание ко всем неудачникам и слабым», – Ницше, «Антихрист».

На первый взгляд, эти цитаты могут показаться гимном антигуманности. И ты, конечно, не останешься в одиночестве, обвиняя Ницше в подобном агрессивном варварстве. Однако нельзя зацикливаться на фразах, которые режут по уху. Необходимо видеть всю картину целиком, не вычленяя предложение из контекста. Вся его работа не эпатаж ради эпатажа, возможно, он не видел другого способа, чтобы надавать по щам стереотипам и показать всю относительность объективности морали.

Один человек может считать, что насилие является приемлемым способом противостоять злу. Другой человек может сказать, что насилие – это и есть то самое зло, независимо от обстоятельств. Поэтому твоя задача только вовремя подставлять щеки для ударов, стараясь при этом возлюбить ближнего своего. У тебя есть неотъемлемое право отстаивать то, во что ты веришь, что считаешь правдой. Согласно Ницше, правда за тем, кто смелее, умнее, изобретательнее, сильнее и решительнее – «и пусть победит сильнейший!»

Если ты когда-нибудь болел за Майкла Корлеоне в «Крестном отец» или за Дэнни Оушена в «11 друзьях Оушена», ты понимаешь, о чем идет речь. Майкл – Дон мафии, а Дэнни – отпетый аферист и прощелыга, но нам определенно есть, за что их уважать. Жить по законам джунглей, где выживает сильнейший, неплохая перспектива… для сильнейших. Так почему бы не постараться стать им?

3. Amor fati как фатальная предопределённость всего сущего

«Что не убивает меня, делает меня сильнее», – Ницше «Сумерки идолов».

Известная латинская фраза в заголовке в буквальном переводе звучит как «любовь к судьбе». И если стоики учили нас умеренности, терпению, мужественному перенесению ударов судьбы, то Ницше призывал нас увидеть радость перспективы в каждой оплеухе и душевном страдании. Эй, мы не говорим про мазохизм, про то, что тебе нужно наслаждаться самим процессом, пока вселенная раздирает твое существо на куски. Каждая борьба, каждое сомнение, каждое мгновение боли – это просто способ сделать тебя сильнее. Морские пехотинцы часто говорят о том, что боль – это когда слабость покидает твое тело. В итоге философ обещает тебе удовлетворение, когда все закончится, и ты восстанешь из пепла умнее, жестче и закаленнее, чем был в начале этого трудного пути. Конечно, если не сломаешься. Не сдохнешь и выдержишь уготованные для тебя испытания.

4. Übermensch

«Стать тем, кем вы являетесь», – Ницше, «Веселая Наука».

Тот, кто способен учиться на своих ошибках и страданиях, тот, кто способен развиваться, тот, кто способен обуздать свои страсти, эмоции и инстинкты, понимая при этом, что рассудок и интеллект – это две разные категории, – тот способен подняться над своим собратом, человеком. Именно такую личность Ницше называет сверхчеловеком. «Übermensch».

Философия «реакционного антигуманистического теоретика», исковерканная до неузнаваемости, стала духовной матерью немецкого социал-национализма. Переиначенная идеологами фашизма, она стала прикрытием для бесчинств, которые утопили мир в крови. Но обвинять в этом Ницше по меньшей мере некорректно. Его сверхчеловек – это результат культурно-духовного совершенствования человека, в сущности, полностью реализованного человека.

Хаотические, разрушительные и инстинктивные силы, которые живут в каждом из нас (окрещенные Ницше как «Дионисийские»), так же важны для целостности человека, как и творческая, рациональная составляющая («Аполлоническая»). «Übermensch» не борется с ними, не подавляет. Он нашел идеальный баланс сосуществования двух сторон одной медали. Наличие темной стороны не делает человека выродком. Лев без когтей или зубов не становиться неопасным, он становится изуродованным. Тебе также необходимо найти оптимальный вариант, как в один флакон поместить хорошего, плохого и злого себя.

Что это означает для нас?

Жизнь за пределами зоны нашего комфорта хаотична, лишена порядка, сумбурна и довольно жестока. Мы привыкли к своду правил, лимитам, ярлыкам и стандартизации. Мы учились в школе, чтобы получить хорошие оценки, мы получали хорошие оценки, чтобы попасть в хороший университет, мы учились в университете, чтобы получить хорошую работу, и так далее, и тому подобное. До самой гробовой доски. Нет никакой инструкции по эксплуатации жизни. Как нам разобраться со всем этим? Как согласовать то, что мы видим, что знаем и что чувствуем?

Ницше бы наверняка сказал бы: «И не пытайся!»

В мире, где каждый борется за то, чтобы занять свое место под солнцем, философ дает тебе звонкую пощечину и говорит о том, что любые беды относительны и субъективны. Все зависит от того, как ты смотришь на все происходящее с тобой. Жить по собственным правилам и учиться на собственных ошибках. Ты не сможешь стать другим человеком, тем, кем ты, по сути, не являешься. Так почему бы не начать работать с этим, вырасти, эволюционировать, установить собственные цели и создать свой собственный смысл? Ибо, как сказал усатый Фридрих: «Никто не может построить тебе мост, по которому именно ты можешь перейти через жизненный поток, – никто, кроме тебя самого.»

Ницше: принципы, идеи, судьба

Более 100 лет не ослабевает слава Фридриха Ницше. Влияние Ницше на современников было не так велико, как на потомков, и в том числе на нынешние поколения. За последние десятилетия «ницшеанство» стало модным трендом для молодежи, а Ницше – кумиром образованного общества. Многие стремятся понять и принять идеи Ницше, разобраться в них, впустить в свою жизнь. Главные тезисы учения Ницше, трагедия жизни, дружба с великими современниками собраны в этом издании.

Оглавление

  • Фридрих Ницше. «Быть великим – значит давать направление»

Из серии: Философский почерк

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ницше: принципы, идеи, судьба предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

© ООО «Издательство «Эксмо», 2018

Фридрих Ницше в 1882 году

15 октября 1844 года — Фридрих Ницше родился в городке Рёккен в семье лютеранского пастора. Получил имя в честь короля Фридриха Вильгельма IV.

1862 — поступление в университет Бонна, изучение теологии и филологии. Вскоре перевелся в Лейпцигский университет.

1868 — знакомство с Рихардом Вагнером, творчество которого оказало огромное влияние на философию Ницше.

1869 — двадцатичетырехлетнего студента Фридриха Ницше приглашают исполнять обязанности профессора классической филологии на кафедре университета в Базеле.

1872 — выходит книга «Рождение трагедии из духа музыки», в которой молодой философ изложил свои взгляды на сущность искусства.

1878 — выход первого тома книги «Человеческое, слишком человеческое», вызвавшей яростную полемику в обществе.

1879 — из-за резкого ухудшения здоровья Ницше прекращает преподавание.

1884–1885 — в нескольких томах издается ключевое произведение философа «Так говорил Заратустра».

1888 — издается книга «Сумерки идолов, или Как философствуют молотом».

1889 — Фридрих Ницше заболевает тяжелым психическим расстройством.

25 августа 1900 года — умер.

Фридрих Ницше. «Быть великим — значит давать направление»

Пожалуй, ни одна философская система — от древности до наших дней — не вызывала столь бурных дискуссий, как учение немецкого мыслителя Фридриха Ницше (1844–1900). Его называли трагическим гением Нового времени и глашатаем жестокости, причисляли к основателям «людоедской морали нацизма» и ставили в один ряд с титанами Древней Греции и Возрождения.

«…Ницше не был сатиром, — писал Даниэль Галеви в своей книге „Жизнь Фридриха Ницше“, — это святой, раненый святой, который жаждет смерти. Он говорит, что благодарен жизни; это неправда: душа его полна горечи. Он лжет, но ложь бывает иногда победой, единственной, оставшейся человеку…»

Как же воспринимать творения Ницше — написанные ярким, афористичным языком, мрачные и завораживающие? Как относиться к его неоднозначным высказываниям (которые, правда, часто искажают и вырывают из контекста) наподобие известного «Идешь к женщине? Не забудь плеть» или «Падающего подтолкни»? Отражали ли его работы истинные убеждения философа? А может быть, это была просто грамотная провокация, растянувшаяся на много лет? Да-да, высказывались мысли о том, что истинный Ницше, каким знали его друзья и родные, был милейшим человеком — с поправкой на странности гения и прогрессировавшую душевную болезнь. А его идеи о сверхчеловеке и отрицании морали по воле философа сыграли роль зеркала, в котором отразились ложь и лицемерие современного ему общества.

Нет сомнения в том, что философия Ницше — во многом детище эпохи: наверное, только XIX век с его промышленным подъемом, бесконечными войнами, религиозными спорами и политическими катаклизмами мог породить такую философскую систему. В ней сочетаются доступность и глубина, обращение к низменным качествам человека и надежда на то, что победит все же мораль сильных духом — людей благородных и достойных.

Но как же родилась эта удивительная философия? И каков был путь самого Ницше к своим убеждениям?

Фридрих Вильгельм Ницше родился 15 октября 1844 года в Рёккене (тогда это была территория Пруссии — Германия еще не стала единым государством). Его отец — Карл Людвиг — был лютеранским пастором, мать — Франциска — также происходила из семьи священнослужителей. Правда, некоторые исследователи упоминают, что родители будущего философа не были схожи по своему интеллекту и уровню образования. Отец — утонченный, склонный к размышлениям любитель книг; мать — приземленная, трезвая и практичная. Но все же связи в семье были очень прочными; и много лет спустя именно мать будет заботиться о своем знаменитом сыне, ставшем совершенно беспомощным.

«Поэзия лирика не может высказать ничего такого, что… не было бы уже заложено в той музыке, которая принудила поэта к образной речи»

«Без музыки жизнь была бы ошибкой»

«Моя тоска хочет отдохнуть в тайниках и пропастях совершенства: для этого нужна мне музыка»

«Меня раздражает все, что нельзя выразить музыкой»

«Всякая подлинная, всякая оригинальная музыка — это лебединая песня»

Маленький Фридрих Вильгельм рос в атмосфере любви и взаимопонимания, рано научился читать и писать, проявлял способности к музыке. В 1846 году у него появилась сестра Элизабет, а еще через два года — брат Йозеф. Но вскоре на семью посыпались несчастья. Карл Людвиг получил тяжелую травму, упав с лестницы, и в 1849 году после мучительной болезни скончался. Некоторые исследователи биографии Ницше склонны думать, что падение было вызвано прогрессировавшим заболеванием мозга, которое впоследствии проявится и у сына… Впрочем, в причинах смерти Карла Людвига и Фридриха Ницше до сих пор много неясного.

Через год во время внезапного приступа судорог умер маленький Йозеф. Возможно, эти потери, потрясшие Фридриха в раннем возрасте, оказали влияние на его мировосприятие.

Уже в шестилетнем возрасте, будучи учеником, он поражает учителей и однокашников несвойственной ребенку серьезностью, равнодушием к играм, пристрастием к духовной литературе. Но главным его увлечением была музыка: мальчик заслушивается классикой, боготворит Гайдна, Моцарта, Бетховена. Он и сам пробует сочинять мелодии, пишет песни и фортепианные пьесы — это увлечение останется с ним навсегда, и, будучи уже студентом, он долго размышлял о том, не посвятить ли себя музыке. В биографической литературе встречается мнение, что Ницше-композитор интересен ничуть не менее, чем Ницше-философ…

Фридрих Ницше утверждал, что в его эссе «Свобода воли и рок» и «Рок и история», написанных им в восемнадцатилетнем возрасте, уже содержатся все основные идеи его философии и все интересовавшие его вопросы:

— Свободен ли человек?

— Существует ли рок, предопределение?

— Что такое свобода и несвобода?

— Каковы принципы и закономерности исторического процесса?

— Как связаны история и судьба отдельной личности?

В возрасте четырнадцати лет Фридриха Вильгельма, как очень одаренного мальчика, приглашают учиться в престижную гимназию-интернат «Пфорта», расположенную близ Наумбурга. Он сторонился шумных компаний, любил проводить время в одиночестве или в обществе одного-двух приятелей. Во время учебы в «Пфорте» Ницше всерьез задумывался о поступлении на факультет теологии и карьере священника. Но вскоре его взгляды резко меняются.

Часто исследователи не уделяют внимания детским и юношеским годам философа, считая, что его основные взгляды сформировались значительно позже; но на самом деле уже в 1862 году, в возрасте 18 лет, Ницше пишет две работы — «Свобода воли и рок» и «Рок и история», — и впоследствии к темам воли, свободы, морали, религии и веры он будет возвращаться постоянно.

Уже тогда сын пастора начинает высказывать идеи, явно противоречившие церковным догматам. Что отвратило его от религии, почему он впоследствии безапелляционно заявит «Бог умер!» и издаст своего «Антихриста» с подзаголовком «Проклятие христианству»? По мнению ряда биографов, философия Ницше рождалась на почве его неуверенности в себе, разочарованности жизнью. Юноша был крайне слаб здоровьем (к тридцати годам Фридрих почти ослеп), подвергался насмешкам и слыл странным — возможно, уже тогда начинали проявляться зачатки тяжелого заболевания мозга. Но, согласитесь, такое объяснение выглядит слишком упрощенным.

Лучший ученик «Пфорты» с детства отличался чувствительностью и мнительностью. Тяжелые воспоминания детства о крушении счастливой семьи усугублялись мрачными впечатлениями от окружающего: в 1870 году началась Франко-прусская война и на карте мира появилась новая могучая держава — единая Германская империя. Исполнились мечты тысяч немцев, но Ницше, проходивший в это время военную службу в качестве санитара, видел изнанку создания нового государства: кровь, смерть, лишения.

Почему люди воюют? Что заставляет их испытывать ненависть, сражаться друг с другом? Чем объяснить тягу правителей к бесконечным переделам мира? Можно ли решать возникающие проблемы мирным путем? Возможно, именно тогда молодой филолог (именно на этой специальности в итоге остановился Фридрих) решает не только представить в своих произведениях ответы на эти мучительные вопросы, но и заставить читателя увидеть на страницах книги портрет поколения, «лицо» себя самого и своих современников. И портрет этот будет непривлекателен…

Незадолго до войны в руки Ницше попадает книга Артура Шопенгауэра «Мир как воля и представление». Молодой человек был потрясен: ему показалось, что знаменитый философ пересказывает его собственные мысли. Зависимость человека от внешних обстоятельств, его «животность», которая обращается жестокостью и злобой, корысть и расчет — неужели это все, что движет людьми? Возможно, именно тогда в голове Фридриха начинают складываться образы, которые впоследствии выльются в идею о сверхчеловеке — одну из самых интересных и самых спорных в его философской системе.

Как только не трактовали этот образ! Дело осложнялось тем, что и сам Ницше в разные периоды своей жизни представлял своего сверхчеловека по-разному: как самый совершенный биологический вид, возникший в ходе эволюции, вершину творения природы; как идеальный морально и духовно, совершенно новый тип человеческого существа; как идеальное создание природы, не нуждающееся в общепринятой морали, — ведь его достоинства позволяют ему самому быть «моральным источником»!

Пройдет несколько десятилетий — и идею сверхчеловека поднимут на щит нацисты. Они оправдывали кровь и смерть идеями о расовом превосходстве и праве сильного. Они утверждали, что «сверхчеловек» в их понимании может позволить себе распоряжаться судьбами государств и народов. Но при этом предпочли забыть о том, что Ницше написал когда-то: «…человек — это грязный поток. Надо быть морем, чтобы принять его в себя и не стать нечистым. И вот — я учу вас о сверхчеловеке: он это море…» Не к возвышению за счет других, не к агрессии и кровопролитию призывал Ницше, а к самосовершенствованию!

Русский поэт и философ Вячеслав Иванов писал, что наиболее близким воплощением сверхчеловека является… Иисус. Колоссальный разброс, не так ли? От нацизма с его идеей расового превосходства до идеалов святости и моральной чистоты! Так, может быть, и в самом деле уникальность философии Ницше в том, что ее восприятие во многом зависит от личности и убеждений читающего?

«Книга — зеркало, — сказал однажды соотечественник Фридриха Ницше, ученый Георг Лихтенберг. — И если в него смотрится обезьяна, из него не может выглянуть лик апостола».

Музыка Вагнера — мощная, многогранная, подчас мрачная — была созвучна философии Ницше. Пристрастие композитора к истории древней Германии также находило отклик в душе философа Рихард Вагнер. Фото 1871 г.

Работа Артура Шопенгауэра «Мир как воля и представление» посвящена:

— эпистемологии — исследованию знания как такового

— онтологии — учению о сущем, о бытии

— эстетике — учению о прекрасном, его сути

— этике — учению о морали

Уделяет особое внимание понятию ВОЛЯ: философ считает, что человек и природа подчинены острой жажде жизни. Воля — то же самое, что желание, стремление. Причем именно воля к жизни — одна из главных причин страдания человека!

Работа Фридриха Ницше «Рождение трагедии из духа музыки», увидевшая свет в 1872 году, стала завершением карьеры молодого преподавателя как филолога и ознаменовала его окончательный переход в стан философов.

С 1868 года Ницше, в то время сам еще студент, уже занимал пост профессора в университете Базеля: его пригласили на эту должность благодаря таланту! Случай поистине уникальный. В том же году молодой человек свел знакомство с Рихардом Вагнером: Ницше уже давно был горячим поклонником его творчества. Правда, через несколько лет их пути разойдутся: Вагнер не сможет простить Фридриху резких высказываний в его книге «Человеческое, слишком человеческое». Композитор мечтает о «новом Возрождении» на основе традиционных ценностей, философ же мечтает ниспровергать кумиров и развенчивать идеалы. И в итоге Ницше напишет книгу «Казус Вагнер», в которой раскритикует творчество великого автора «Тангейзера», «Гибели богов» и «Тристана и Изольды»…

Сомнения Фридриха Ницше в перспективах единой Германии приводят к тому, что его объявляют «врагом империи» и начинают препятствовать его публикациям. Но все же в 1878 году выходит его новая книга «Человеческое, слишком человеческое». В ней Ницше бичует христианство и церковь, критикует «искусство ради признания» в лице Вагнера и предостерегает от увлечения социализмом и революционными идеями.

В начале знакомства Ницше пишет о музыке Вагнера:

«Я не в состоянии относиться к этой музыке с холодной критикой… Я давно не испытывал такого продолжительного восхищения»

Фридриху Ницше была близка позиция композитора относительно искусства: Вагнер был «психологом от оперы», сторонником символического, иррационального пути осмысления происходящего на сцене.

Причины последующего взаимного непонимания

Вагнер тяготел к истории, мифологии, классическому пониманию культуры.

Ницше берет на себя функции «нарушителя границ», «провокатора от культуры», что настораживает Вагнера

Композитор в расцвете своей карьеры стал выразителем государственных интересов

По мнению Ницше, то, что Вагнер стал «государственно-немецким», не пошло на пользу его творчеству: «куда бы немцы не проникали, они испортят культуру»

Философ обвиняет Вагнера (вполне справедливо) в нетерпимости к чужому мнению, в невнимании к чужим достижениям — будь то музыка, поэзия или изобразительное искусство. Но главное — он пишет: «Рихард Вагнер… пал вдруг, беспомощный и разбитый, перед христианским крестом»

Видимо, напряженная работа спровоцировала обострение многочисленных хронических болезней: философ, имя которого мало-помалу становилось все более популярным, страдает от резкого ухудшения зрения, приступов головной боли, обмороков и расстройства пищеварения. От всего этого его лечат ударными дозами лекарств, в число которых входят опиаты — и, конечно, подобные средства могли принести лишь временное облегчение… Преподавание приходится бросить, но, к счастью, университет выплачивал пенсию профессору, в возрасте тридцати пяти лет ставшему инвалидом.

Правда, творческие способности Ницше не изменяют: он издает книги «Странник и его тень», «Утренняя заря, или Мысли о моральных предрассудках»… А в 1883 году начинается издание самого, пожалуй, известного его труда — «Так говорил Заратустра». Это мощное и загадочное произведение можно трактовать по-разному — уж очень затейливым языком оно написано! Специалисты по творчеству Ницше даже утверждают иногда, что перевести «Заратустру» адекватно попросту невозможно. Следовательно, для подробного знакомства с этой книгой нужно изучить немецкий язык!

Текст подчинен сложному ритму, поэтому многие пытаются читать книгу нараспев, как древние саги, — и вроде бы даже достигают успеха. Именно в этом издании подробно раскрывается мысль о том, что человек всего лишь мост между обезьяной и сверхчеловеком: «Боги мертвы… Отныне мы хотим, чтобы здравствовал сверхчеловек».

«И пусть будет потерян для нас тот день, когда ни разу не плясали мы! И пусть ложной назовется у нас всякая идея, у которой не было смеха!»

Фридрих Ницше. «Так говорил Заратустра»

Попробуйте прочитать эту книгу — пусть в переводе, в сокращении. Найдете ли вы там призывы к «отказу от морали», к разгулу и насилию, в чем любят обвинять Ницше недоброжелатели? Или неожиданно придете к выводу, что философ отнюдь не благословляет всех, кто возомнил себя вершителем судеб? Он просто мечтает о том времени, когда моральное совершенство, обретенное тяжелым трудом, позволит человеку жить, не боясь карающего бога и посмертного наказания.

Во время работы над «Заратустрой» Ницше переживал личную драму. В 1882 году в Италии он познакомился с Луизой фон Саломе, более известной под именем Лу Саломе — удивительной женщиной, русской по происхождению, слушательницей университетских курсов в Швейцарии. Желание получить высшее образование для девушки в России тогда все еще было необычно. Но Саломе была не просто сторонницей передовых идей — она интересовалась философией и научными достижениями, мечтала создать студенческую коммуну. А кроме того, выступала за свободные отношения между мужчиной и женщиной.

Очарованный живым умом Лу (для Ницше интеллект всегда стоял выше внешней красоты), Фридрих делает ей предложение, но получает отказ. Вскоре между Ницше и Саломе происходит ссора — точные ее причины неизвестны, но есть версия, что здесь не обошлось без влияния сестры философа Элизабет. Биографы часто утверждают, что Элизабет, не отличавшаяся ни красотой, ни особенным интеллектом, возненавидела умную и обаятельную Лу… Впрочем, здесь многое относится к области предположений.

Злая философия Фридриха Ницше

Фридрих Ницше, один из самых знаменитых и сложных философов 19 века.

Фри́дрих Ви́льгельм Ни́цше (нем. Friedrich Wilhelm Nietzsche; 15 октября 1844, Рёккен, Германский союз — 25 августа 1900, Веймар, Германская империя) — немецкий мыслитель, классический филолог, композитор, поэт, создатель самобытного философского учения, которое носит подчёркнуто неакадемический характер и отчасти поэтому имеет широкое распространение, выходящее далеко за пределы научно-философского сообщества.

Фридрих Ницше – человек, о котором в истории сложилось двойственное впечатление. Человек, которого невозможно читать, не испытывая никаких эмоций. Этого мыслителя чаще всего либо принимали, либо ненавидели.
Фундаментальная концепция Ницше включает в себя особые критерии оценки действительности, поставившие под сомнение базисные принципы действующих форм морали, религии, культуры и общественно-политических отношений и, впоследствии, отразившиеся в философии жизни.

Будучи изложенным в афористической манере, большинство сочинений Ницше не поддаётся однозначной интерпретации и вызывает много разногласий.

По данным Библиотеки Конгресса США Ницше входит в десятку наиболее изученных личностей в истории.

Знаменитые афоризмы Ницше

Есть два пути избавить вас от страдания: быстрая смерть и продолжительная любовь.

Нужно гордо поклоняться, если не можешь быть идолом.

Многое мелкое счастье дарит наc многим мелким убожеством: оно портит этим характер.

Всяким маленьким счастьем надлежит пользоваться, как больной постелью: для выздоровления – и никак иначе.

Смерть достаточно близка, чтобы можно было не страшиться жизни.

В толпах нет ничего хорошего, даже когда они бегут вслед за тобой.

Что не убивает меня, то делает меня сильнее.

Если вы решили действовать — закройте двери для сомнений.

“Не будем говорить об этом!” – “Друг, об этом мы не вправе даже молчать”.

“Пусть говорят мне что угодно, чтобы причинить мне боль; слишком мало знают меня, чтобы быть в курсе, что больше всего причиняет мне боль”.

Ты говоришь: “Мне нравится это” – и мыслишь, что тем самым хвалишь меня. Но мне не нравишься ты!

В каждом сношении людей речь идет только о беременности.

Кто не оплодотворяет нас, делается нам явно безразличным. Но тот, кого оплодотворяем мы, отнюдь не становится тем самым для нас любимым.

Собака оплачивает хорошее расположение к себе покорностью. Кошка наслаждается при этом собою и испытывает сладострастное чувство силы: она ничего не дает обратно.

Соблазнить ближнего на хорошее о ней мнение и затем всей душой поверить этому мнению ближнего, – кто сравнится в этом фокусе с женщинами!

Нечто схожее с отношением обоих полов друг к другу есть и в отдельном человеке, именно, отношение воли и интеллекта (или, как говорят, сердца и головы) – это суть мужчина и женщина; между ними дело идет всегда о любви, зачатии, беременности. И заметьте хорошенько: сердце здесь мужчина, а голова – женщина!

Потребности сердца. Животные во время течки не с такой легкостью путают свое сердце и свои вожделения, как это делают люди и особенно бабенки.

Если женщина нападает на мужчину, то оттого лишь, чтобы защититься от женщины. Если мужчина заключает с женщиной дружбу, то ей кажется, что он делает это оттого, что не в состоянии добиться большего.

. Кто хочет научиться летать, тот должен сперва научиться стоять, и ходить, и бегать, и лазить, и танцевать: нельзя сразу научиться полету!

Наедине с самим собой перестаешь быть один.

Пустыня мне необходима, чтобы снова сделаться добрым.

Жизнь философа

Интересно что вся жизнь философа сопровождалась ужасными головными болями, которые в конце концов привели его к сумасшествию.

Первоначально Ницше ни коим образом не связывает свой жизненный путь и творчество с философией. Он родился в довольно религиозной семье и получил хорошее воспитание. Его мать, привила ему любовь к музыке и в дальнейшем, он очень неплохо будет владеть музыкальными инструментами.

Интерес к философии у Ницше проявляется в студенческие годы, когда он получает образование будущего филолога. Ницше не был ярым поклонником филологии. Известно, что некоторое время он даже серьезно увлекался естественными науками, а в частности химией. Тем не менее, без докторской, без кандидатской диссертации, уже в 24 года, он становится самым молодым профессором в области филологии.

В 1870 году начинается франко-прусская война и Ницше просится стать добровольцем в качестве солдата или санитара. Правительство дает разрешение ему пойти на фронт в качестве санитара. Став санитаром, он видит всю боль и грязь на поле битвы этой войны. Во время войны ему самому не раз приходилось быть на волоске от смерти.

Вернувшись, домой он снова занимается университетскими делами, но со временем заявляет об уходе из филологии, говоря, что ему душно и он не может заняться своим любимым делом, творчеством, а именно сочинением и написанием книг.
В 35 лет Ницше уходит из филологии. Живет на довольно скромную пенсию и очень много пишет. Всего спустя два года Германия заговорит о нем не как, о филологе, а как об очень талантливом философе.

Фридрих Ницше. Гении и злодеи уходящей эпохи.

Философские идеи

Его новые философские идеи стали очень популярными, потому что были слишком необычными, оригинальными.

Антихристианская философия Ницше: Работа под названием «Антихристианин»

В этой работе Ницше призывает человечество произвести тотальную переоценку ценностей прежней культуры, прежде всего, культуры христианской.

Что раздражало Ницше в христианстве?
Ницше говорит, что на самом деле, если мы попробуем для себя ответить на вопрос: «может ли существовать равенство между людьми?», (а именно это, одна из идей христианской религии), то мы с неизбежностью ответим «НЕТ».
Ни какого равенства быть и не может, потому, что изначально, кто-то может, знает и умеет больше остальных.

Ницше выделяет, два класса людей, люди с сильной волей к власти, и люди, обладающие слабой волей к власти. Те, кто имеют слабую волю к власти, по численности многократно превосходят первых.

Ницше говорит, что христианство, воспевает, возводит на пьедестал, большинство, (то есть, людей со слабой волей к власти). Это большинство по своей натуре не является борцами. Они слабое звено человечества. В них нет духа противостояния, они не являются катализатором прогресса человечества.

Ещё одна идея христианства, к которой Ницше был крайне категоричен, это библейская заповедь «Возлюби ближнего своего, как самого себя».
Ницше говорит «Как, возможно любить ближнего, который может быть ленив, ужасно себя ведёт. Ближнего, от которого дурно пахнет, или он беспредельно глуп».

Он задаёт вопрос «Почему я должен любить такого человека?».
Философия Ницше относительно данного вопроса такова; Если уж мне и суждено, кого-то любить в этом мире, то только «дальнего своего». По той простой причине, потому что, чем меньше я знаю, о человеке, чем он дальше от меня, тем меньше я рискую разочароваться в нём.

Философия Ницше: Взаимодействие сознательного, и подсознательного элементов, или «Воля к власти»

Эта идея заключается в том, что всё содержание нашего сознания, которым мы так гордимся, определяется глубинными, жизненными устремлениями (неосознаваемыми механизмами). Что это за механизмы?

Ницше для их обозначения вводит термин «Воля к власти». Этот термин обозначает, слепое, бессознательное инстинктивное движение. Это мощнейший импульс, который управляет этим миром.

«Волю» в своём понимании, Ницше делит на четыре части воля к жизни, внутренняя воля, бессознательная воля и воля к власти.

Волей к власти обладают все живые существа. Воля к власти определяется Ницше, как предельный принцип. Действие, этого принципа, мы находим повсюду, на любой ступени существования, либо в большей, либо в меньшей степени.

Философия Ницше: «Так говорил Заратустра», или идея сверхчеловека

Кто такой сверх человек, по мнению Ницше? Это человек, обладающий огромной волей. Это человек, управляющий не только своей судьбой, но и судьбами других.

Сверхчеловек это носитель, новых ценностей, норм, моральных установок. Сверхчеловек должен быть лишён; общепринятых моральных норм, милосердия, у него свой, новый взгляд на мир. Сверхчеловеком можно назвать только, того кто будет лишён совести, ведь именно она управляет внутренним миром человека.

Философия Ницше, его сверхчеловек и сам Ницше предстаёт перед нами, не совсем в приглядном виде, но здесь хотелось бы пояснить, что Ницше наделял сверхчеловека, творческими, духовными качествами, полной концентрации к власти, абсолютный самоконтроль. Ницше говорит, что сверхчеловеку должен быть присущ сверх индивидуализм (к примеру, в отличие от современности, где личность человека полностью нивелирована).
Сверхчеловек обладает яркой индивидуальностью, стремится к самосовершенствованию. В своём труде философ чётко говорит о том, что господство сверхчеловека может быть только в духовной сфере, то есть не в сфере политики, экономики, или права «ТОЛЬКО ГОСПОДСТВО ДУХА».

Философия Ницше: мораль рабов и мораль господ

Ницше говорит, что мораль господ это высокая степень самоуважения. Это ощущение себя личностью, человеком с большой буквы, когда человек может сказать о себе, я господин духа.

Мораль рабов, это мораль полезности, малодушия и мелочности. Когда человек покорно принимает унижение, ради своей выгоды.

Видеолекция к.ф.н.,доцента Елены Леонидовны Павловой. Основные идеи философии Фридриха Ницше

Отзыв к книге «Так говорил Заратустра»

Автор: Ницше Фридрих Вильгельм
Опубликовано: Капитал
Серия: Классика в словах и картинках
ISBN: 978-5-906864-82-6
Количество просмотров: 56

Мысли и высказывания Фридриха Ницше из философских трактатов “Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого” и “Злая мудрость. Афоризмы и изречения”. . Кто такой Фридрих Ницше? Полупоэт, полуфилософ, полупророк. Полусумасшедший, который, в конце концов, полностью сошел с ума. Что такое его произведения? Смесь парадоксального бреда, фантасмагорий, удивительных поэтических образов, язвительного абсурда и необыкновенных прозрений. Новая философия, мировосприятие XX века в муках родились из того, что он создал. Из “Так говорил Заратустра”, из его “По ту сторону добра и зла”, из “Антихриста”, из “Молота идолов”, “Злой мудрости”. Кто из художников ближе всего Ницше? Наверное, Уильям Блейк, но, конечно же, более всего Иероним Босх. В.В. Владимиров Составитель: Владимиров В. В.

Положительный отзыв на книгу: Так говорил Заратустра

Положительный отзыв на книгу: Так говорил Заратустра

Читая Ницше, не забудь, что говорил вам Заратустра.
И если на столе лангуста нет, съешь ты чего-нибудь
еще. чтобы понять,
как следует его читать.

Ну, прочитать Ницше надо. Это их разряда тех книг, которые не читать стыдно.
Мысли и высказывания Фридриха Ницше из философских трактатов “Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого” и “Злая мудрость. Афоризмы и изречения”. ..”.Кто такой Фридрих Ницше? Полупоэт, полуфилософ, полупророк. Полусумасшедший, который, в конце концов, полностью сошел с ума. Что такое его произведения? Смесь парадоксального бреда, фантасмагорий, удивительных поэтических образов, язвительного абсурда и необыкновенных прозрений. Новая философия, мировосприятие XX века в муках родились из того, что он создал. Из “Так говорил Заратустра”, из его “По ту сторону добра и зла”, из “Антихриста”, из “Молота идолов”, “Злой мудрости”. Кто из художников ближе всего Ницше? Наверное, Уильям Блейк, но, конечно же, более всего Иероним Босх. “В.В. Владимиров Составитель: Владимиров В. В.

Положительный отзыв на книгу: Так говорил Заратустра

«В чем моя жалость! Разве жалость — не крест, к которому пригвождается каждый, кто любит людей?»

Моя непокорённая вершина!

Не знаю, когда я дочитаю эту книгу, и дочитаю ли вообще, потому что на одном развороте я могу сидеть по две недели. Вот сейчас открыла и понимаю, что нет, так не пойдёт, надо начинать всё с начала…

Это произведение величают ницшеанской Библией, в нём раскрывается любимая тема автора — тема Сверхчеловека, который является тем идеалом, к которому надо стремиться, совершенством, образцом, смыслом жизни.

Человек — это только промежуточная ступень между животным и Сверхчеловеком.

Книга мрачная и читать её довольно сложно, не всегда удаётся уловить мысль автора с первого раза, а когда улавливаешь, то кажется — лучше бы ты этого не делал:
«Некоторым не удаётся жизнь, ядовитый червь гложет им сердце. Да приложат они все силы свои, чтобы смерть лучше удалась им».

Есть в этом трактате что-то агрессивное, воинственное, опасное для умов, не умеющих мыслить критически. В нём можно утонуть, как в море и не выплыть. Порой казалось, что автор сам себе противоречит и его высказывания слишком амбивалентны, чтобы понимать их однозначно. Следовательно, каждый может трактовать их по-своему.

Идеология Ницше была в особенности востребована Третьим рейхом, немцы услышали в ней своё превосходство, призыв править недочеловеками. Хотя, скорее всего, так не говорил Заратустра…

Как он говорил, никому дословно неизвестно.

«Земля полна лишними, жизнь испорчена чрезмерным количеством людей. О, если б можно было «вечной жизнью» сманить их из этой жизни!»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: